Она действовала весьма продуманно, завоёвывая сердце Людовика XV, ведь ни особой красотой, ни знатность соблазнительница не могла похвастаться. Однако мало стать фавориткой Его Величества, нужно уметь сохранить это место за собой на долгое время. И ей это удалось! До самой своей смерти она была для короля единственной и неповторимой.

Жанна Антуанетта Пуассон родилась 29 декабря 1721 года. Девочка получила отличное образование: она великолепно музицировала, пела, рисовала и играла на сцене. Еще в детстве Антуанетте нагадали, что в будущем, она станет королевской фавориткой. Девочка крепко запомнила предсказание, произведшее на нее сильное впечатление.

Когда Жанне Антуанетте исполнилось девятнадцать лет, к ней посватался довольно состоятельный юноша Шарль де Этиоль. Девушка отчего-то стала тянуть с ответом. Не обладая ни красотой (как утверждали её современники), ни состоянием, ни здоровьем, честолюбивая Антуанетта надеялась на исполнение предсказания гадалки. А король Франции это не какой-то там Шарль. Девушка начинает совершать прогулки в излюбленное место королевской охоты Сенарский лес. Однако королю встретившему несколько раз Жанну Антуанетту, девица совершенно не понравилась, и он велел передать, чтобы назойливая подданная более не преследовала его. Расстроенная, но не отчаявшаяся, Жанна принимает предложение де Этиоля и выходит замуж.

Следующая встреча Людовика XV и Жанны Антуанетты происходит на бале-маскараде. Мадам де Этиоль основательно подготовилась к этому времени и собрала с помощью слухов и сплетен необходимую информацию о самом короле и его предпочтениях. Внимание пресыщенного всевозможными развлечениями скучающего монарха привлекла молодая особа в костюме Дианы-охотницы. В меру заинтриговав Людовика, чаровница затерялась в толпе. Чтобы также неожиданно появиться в следующий раз в театре по соседству с королевской ложей (ради получения столь завидного местечка Жанне Антуанетте явно пришлось постараться). Людовик, не теряя времени, пригласил даму отужинать вместе. В эту же ночь Жанна Антуанетта отдалась королю. После чего снова исчезла.

Людовик не находил себе места, теряясь в догадках о причине столь странного поступка. Монарх позабыл о своей скуке. Он-то уже заготовил речь, дабы поставить на место даму, ожидающую от короля всевозможных благ за проведенную ночь. Быть может, в этот раз он оказался не на высоте? Жанна Антуанетта снова объявилась неожиданно. Пробравшись тайно во дворец, она рухнула перед государем на колени. Рыдая, Жанна призналась в пылкой любви к нему, но сообщила об опасном препятствии — ревнивом муже, гнева которого она безумно боится. (Видел бы король флегматичного Этиоля!) Растроганный Людовик пообещал Жанне Антуанетте официально признать ее своей .

Королевский двор гудел от возмущения. Почетное звание фаворитки досталось той, чей род был совершенно не знатен. Чтобы прекратить всяческие насмешки над Жанной Антуанеттой король дарует своей любовнице титул старинного дворянского рода. Отныне Жанна носит имя маркизы де Помпадур .

Но мудрая дама не останавливается на достигнутом. Она прекрасно понимает, что желающих оттеснить ее от трона предостаточно. А значит необходимо бороться за свое место безустанно. Зная слабость короля к постоянной смене половых партнерш, Жанна Антуанетта устраивала Людовику , переодеваясь и разыгрывая каждый раз все новые персонажи. Но будучи женщиной слабого темперамента, маркиза де Помпадур не могла долго поддерживать сексуальный интерес короля. Как любовница она перестала интересовать Людовика через пять лет. И тогда она придумала развеивать скуку монарха при помощи изящных искусств, которые он так любил. Маркиза окружила себя художниками, поэтами, философами, покровительствуя им. В ее будуаре каждый день появлялась новая интересная персона. Жанна организовывала грандиозные праздники. Ставила спектакли, где сама и играла. Устраивала певческие вечера. И, наконец, среди непримечательных улиц Парижа маркиза Помпадур сняла небольшой домишко, в последствии известный как Олений парк. Там в полной секретности организовывала фаворитка для своего короля свидания с хорошенькими девушками.

Ловко наладив развлечения Людовика XV, Жанна Антуанетта заполучила в свои руки практически безграничную власть. Политика, которой мало интересовался король, была в полном ведомстве маркизы. Она принимала все мало-мальски важные решения. Тратила королевскую казну по своему усмотрению на меценатство, великолепные строения. Наладила производство фарфора в Париже. Организовала школу для детей военных ветеранов.

Когда Жанна Антуанетта отходила в мир иной, Людовик распорядился перенести фаворитку во дворец. Маркиза де Помпадур умерла 15 апреля 1764 года в Версале (что ранее дозволялось лишь особам королевских кровей) в личных покоях короля.

Наталья Владимирова специально для
сайта

Портрет маркизы де Помпадур

Век восемнадцатый, галантный век прославился в истории Европы тем, что одновременно три женщины оставили в нем неизгладимый след. Две императрицы: Мария Терезия в Австро-Венгрии, Екатерина Великая в России. Во Франции - маркиза де Помпадур (29.12.1721 - 15.04.1764), мещанка, некоронованная королева, которая на протяжении двадцати лет была фавориткой Людовика XV и вошла в историю не только как самая блестящая куртизанка, но и как выдающийся политик, покровительница наук и искусств.

Портрет маркизы Помпадур, Ф.Буше.Francois Boucher The Marquise de Pompad...

30 декабря 1721 года в Париже крестили Жанну Антуанетту Пуассон, родившуюся накануне у супруги Франсуа Пуассона, шталмейстера двора герцога Орлеанского, - Луизы Мадлены де Ла Мот. В детстве она была так прелестна, что родные прозвали ее Королевной. Жанна с детства отличалась и незаурядными способностями: играла на музыкальных инструментах, хорошо пела, любила и умела рисовать, обладала несомненными актерскими качествами. Девочка, правда не отличалась крепким здоровьем, что весьма беспокоило ее отца. С юных лет у нее находили предрасположение к болезни легких, что в конце концов и явилось причиной ее смерти в возрасте сорока двух лет…

Франсуа Пуассон, замешанный в одно очень некрасивое дело по интендантству, был приговорен к повешению и спасся только бегством в Германию. Маленькая Жанна осталась на руках матери, женщины очень красивой и умной, но, по-видимому, нравов не очень строгих. Есть сильное основание предполагать, что настоящим отцом Жанны был генерал Ле Норманн де Турнэм. Во всяком случае, в судьбе Жанны он принимал очень живое участие. Прежде всего он озаботился дать ей прекрасное воспитание и образование. Для Жанны выбрали монастырь урсулинок в Пуасси, в превосходном месте на берегу Сены.

Время от времени Жанна Антуанетта навещала родных в Париже. Однажды, как гласит семейное предание, госпоже Пуассон пришла мысль сводить свою дочь к гадалке, некой госпоже Лебон. Та долго разглядывала Королевну, и, хотя девочке было только девять лет, в ней уже угадывалась будущая очаровательная женщина. «Эта девчушка,- сказала госпожа Лебон, - в один прекрасный день станет метрессой короля». Спустя тридцать лет Королевна, к тому времени уже носившая титул маркизы де Помпадур, в знак признательности повелела выплачивать женщине, предсказавшей ее судьбу, ежегодную пенсию в 600 ливров.

Madame de Pompadour as Diana. Jean-Marc Nattier 1752.

Не повлияло ли само предсказание, о котором ни Королевна, ни ее мать никогда не забывали, на судьбу девочки, убежденной в том, что ей суждено покорить сердце Людовика ХV.

Французский король Людовик XV в коронационной мантии, с жезлом и короной

Весьма примечательно, что монастыри того времени действительно давали прекрасное образование. Жанна Антуанетта превосходно играла на клавесине, занималась живописью и была увлечена гравировкой камней. Привлекала ее и модная тогда наука - ботаника, к тому же она, имея на редкость утонченный вкус, стала безупречной хозяйкой дома. Влюбленная в искусство, будущая маркиза с юных лет поклонялась культу красоты, который позднее ввела в Версале. Сама она, к слову, тоже напоминала точеную статуэтку: хрупкое, но гармоничное телосложение, превосходного оттенка кожа, безукоризненная элегантность…

Alexander Roslin. Portrait of Madame Pompadour.

Родители решили, что пора выдавать ее замуж. Тем более, что покровитель Жанны уже имел план и на этот счет: он решил выдать ее за своего племянника, который хоть и не обладал привлекательной внешностью, но свое физическое несовершенство компенсировал блестящим образованием, деликатностью чувств и, благодаря своему дядюшке, довольно большим состоянием. К свадьбе генерал подарил своему племяннику половину своих поместий, остальное обещал оставить после своей смерти.

И вот 9 марта 1741 года, в Париже, в церкви св. Евтахия, пятнадцатилетняя Жанна Пуассон повенчалась с Шарлем Гийомом Ле Норман д“ Этиолем. Шарль Гийом безумно влюбился в свою юную супругу. Мадемуазель Пуассон выходила замуж по расчету. На свой брак она смотрела, как на неизбежный этап своей жизни. «Я вас никогда не покину, - сказала она однажды мужу шутливо, - разве только ради короля!»

Francois Boucher. Предположительный портрет Жанны Пуассон.

Через год после свадьбы госпожа Ле Норманн д"Этиоль родила мальчика, который, к несчастью, умер в младенчестве. Опечаленная мать была вскоре утешена рождением дочери, названной Александриной.

Французская живопись Маркиза Помпадур с дочерью Александриной

Выйдя замуж, Жанна, несмотря на свой юный возраст, сумела собрать вокруг себя интересных людей. В замке Этиоль, где она поселилась, у нее бывало много писателей, художников, ученых — и среди них аббат Берни, Вольтер, Фонтенель. Общаясь с ними, она вошла в мир искусства, литературы и политики.

Нельзя сказать, чтобы она была красива. Очень бледное, бесконечно подвижное лицо, чарующая улыбка, великолепные пепельные волосы, прекрасные руки, изумительная кожа, хрупкая дивных пропорций фигура. Добавьте обаяние и ум, которым расточал комплименты сам Вольтер. Главный егерь версальского парка Леруа, так обрисовал ее портрет той поры: « Глаза ее обладали особым очарованием, которое объясняется, возможно, неопределенностью их цвета - их неуловимый цвет располагал, казалось, неограниченными возможностями обольщать и передавал все впечатления мятущейся души; поэтому выражение лица ее бесконечно менялось, но никогда не нарушалась гармония его черт…от ее личности исходило впечатление высшей элегантности, граничившей со знатностью».

Francois Boucher

Свою внешность она очень хорошо знала и умела ею пользоваться. Но в то время самые злые языки не могли сказать о ней ничего дурного,— жизнь ее была безупречна. Путь в королевскую спальню оказался для Жанны отнюдь не легким. В воспоминаниях современников её жизнь похожа на сказку. В них трудно отделить вымысел от действительности. Да и есть ли в этом необходимость? Главное - эту сказку она создала сама. Благодаря имени и богатству мужа, она получила возможность бывать в высшем свете, где целеустремленно впитывала все, что касалось короля и его двора. Вскоре она знала многие подробности интимной жизни короля, особенности его взаимоотношений с любовницами и фаворитками. Тогда то у неё и созрел план, к выполнению которого она приступила со всей серьезностью.

Francois Boucher

Возможности познакомиться с королем на придворных церемониях у неё не было. Всех возможных «претенденток» тогдашняя фаворитка герцогиня де Шатору умело отсекала от короля. Но было место, где Людовик XV обязательно бы обратил внимание на красивую женщину, это Сенарский лес, в котором монарх часто охотился. Но ей не повезло, ибо она попалась на глаза не королю, а герцогине де Шатору, которая интуитивно поняла цель ее лесных прогулок. Естественно, что прогулки пришлось прекратить, чтобы не нажить серьезных неприятностей.

Франсуа Буше. Портрет мадам де Помпадур 1756 г. Лувр. Париж

Но вскоре судьба ей улыбнулась. Красавица герцогиня де Шатору скончалась от воспаления легких, путь к сердцу короля оказался открытым. 28 февраля 1745 года на маскараде в Парижской ратуше король был заинтригован изящной маской в костюме Дианы-охотницы.

Парижская ратуша

Король заинтересовался ее остроумными речами и был явно не прочь познакомиться ближе. Когда же любопытство короля достигло предела, …маска скрылась, успев, однако, уронить надушенный тонкими духами платок. Естественно, Людовик вскоре разыскал ее и назначил свидание.

Людовик XV.

Стоит отметить, что король, которому к этому времени исполнилось 35 лет, слыл утонченным ценителем прекрасных дам. ...Настоящая королева Франции, Мария Лещинская, дочь польского короля в изгнании, была на восемь лет старше своего мужа, что, впрочем, не мешало Людовику первые двенадцать лет брака быть почти образцовым супругом. Королева родила ему десятерых детей, и по-прежнему почти каждую ночь король проводил в ее спальне.

Мария Лещинская

Пока это не надоело самой Марии, женщине очень набожной и мало темпераментной. Она повела себя, как самая обыкновенная женщина, смертельно уставшая от выполнения "супружеского долга" - стала увиливать под всевозможными предлогами.

Мария Лещинская (Maria Karolina Zofia Felicja Leszczyńska)

А король... что ж, король был мужчиной. Людовик XV всегда отличался большой любвеобильностью, не зря его прозвали Людовик Влюбленный или Людовик Возлюбленный. Он стал окружать себя молодыми, веселыми и не слишком целомудренными женщинами. Так началась эпоха фавориток.

Жанна (маркиза де Помпадур)

Так что новое знакомство пришлось как нельзя кстати. Жанна не отказалась отужинать с королем. Утром Людовик посчитал, что на этом интрижку можно и закончить. К его удивлению, женщина безропотно удалилась и больше не давала о себе знать, что было не характерно для его бывших любовниц. Получилось, что и она отвергла его, а это уже било по мужскому самолюбию… И король не устоял.

Жанна-Антуанетта Пуассон (маркиза Помпадур)

Снова появившись во дворце, Жанна разыграла сцену искренней влюбленности, которая не просто тронула короля, но и родила у него что-то похожее на ответное чувство. Мужу госпожи д’Этуаль предоставили доходное место и «нарисовали» заманчивые перспективы служебного роста. Несчастный Шарль Гийом, почти теряя рассудок, не мог поверить в случившееся. Он написал жене длинное трогательное письмо… Все было бесполезно! Угодливые чиновники Независимого суда через несколько дней вынесли постановление о раздельном проживании супругов, и больше они никогда не виделись. Изгнанный королем из Парижа, Шарль долго и серьезно болел в Авиньоне. А она переменила не только судьбу, но и имя, став по желанию короля, маркизой де Помпадур, хотя происхождение ее было, мягко говоря, небезупречным. Так у Людовика появилась новая официальная фаворитка. Через несколько дней по возвращении короля из Фландрии новая маркиза была предоставлена ко двору. Она сильно волновалась, но со своей задачей справилась умно и тактично.

Мадам де Помпадур . Буше, Франсуа

Завоевать короля оказалось легче, чем добиться признания света. Для аристократии новоявленная маркиза еще долго оставалась обыкновенной Гризеткой - такое прозвище она получила в великосветских салонах. Удивительно, но она умудрилась установить почти дружеские отношения с королевой. На парижских улицах той поры нередко можно было услышать возгласы простолюдинов: «Смотрите, наши королевы едут!». И народ спешил посмотреть на проезжающую карету, в которой восседали две главные женщины страны. Они не только какое-то время мирно делили королевское ложе, они «поделили» и официальные обязанности: одна царствовала, а другая правила.

Мадам де Помпадур 1756. Буше, Франсуа

Жанна оставалась рядом с королем более 20 лет - поразительный срок для фаворитки.

С легкой руки маркизы во Франции на науку, литературу и искусство стали тратиться солидные деньги. Круг её интересов был обширен. Визит в знаменитый Институт благородных девиц, находящийся в Сен-Сире, навел маркизу на мысль создать в Париже Военную школу для сыновей ветеранов войны и обедневших дворян, на что и было получено у короля, не проявившего особого энтузиазма по поводу этой затеи, разрешение.

Строительство началось в одном из самых престижных районов столицы — возле Марсова поля.
Проект здания был заказан первоклассному зодчему Жак-Анжу Габриэлю, создателю знаменитой площади Согласия. Начавшееся в 1751 году строительство было прервано из-за недостаточного государственного субсидирования. Тогда маркиза вложила недостающую сумму из собственных сбережений. И уже в 1753 году в частично отстроенных помещениях школы начались занятия. В дальнейшем помог налог, которым Людовик обложил любителей карточной игры, целиком пошедший на завершение строительства.
С 1777 года в это учебное заведение стали принимать лучших учеников провинциальных военных училищ, в числе которых в октябре 1781 года на обучение прибыл 19-летний кадет Наполеон Бонапарт.

При её содействии во Франции появилась для сынов дворян и ветеранов войн Военная школа, которую впоследствии окончил Наполеон Бонапарт.

Париж. Военная академия наши дни

Институт благородных девиц, находящийся в Сен-Сире

При её помощи увидела свет французская Энциклопедия Дени Дидро,

Дени Дидро французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751). Иностранный почётный член Петербургской академии наук (1773)

она наладила производство фарфора, создав в своем имении Севр образцовую фабрику. В память о ней нежный розовый севрский фарфор назвали «Rose Pompadour». Очень быстро произведения Севра достигают необычайной ценности, и им уже не страшны сравнения с саксонским и китайским фарфором. Для распространения севрских изделий маркиза устраивает их выставку в Версале, где сама их продает.

Севрский фарфор 18 век

Севрский фарфор 18 век

Не стоит думать, что её жизнь была безоблачной. Врагов у маркизы хватало. Почти каждая новая фаворитка пыталась её сместить, но поколебать положение де Помпадур при короле не удалось никому. В Европе даже появилось новое развлечение - заключать пари, когда же маркиза де Помпадур потеряет свое влияние на короля. Но все подобные пари были проиграны.

Пьер Патель. Вид Версальского дворца с дороги на Париж. 1668 г.

Отличительной чертой XVIII века во Франции, века смеха и игры, была скука. Скука царила всюду и полным ее воплощением, казалось, был сам король Людовик XV.

художник Карл Андре ван Лоо (1705-1765). . Портрет Людвика XV

Красивый, обаятельный, окруженный не только придворными, но и искренними друзьями, король скучал. И вот, вооруженная своим живым умом и вкусом, маркиза решила заставить короля не скучать. И вся тайна ее влияния на Людовика была в умении этого достигнуть. Для этого у нее был редкий дар ни в чем, начиная с внешности, никогда не быть однообразной. Всегда неожиданная, всегда умная и интересная по-новому, она быстро сумела всецело овладеть умом и душой ленивого, апатичного короля.

Панорама Версаля. 1715 г.

От ее зоркого глаза не укрывается ни одно маленькое облачко на челе царственного возлюбленного. Она умеет согнать его своей лаской, своей веселостью. Она играет на клавесине, поет, рассказывает новый анекдот.

Бушардон Эдме (Bouchardon) известный французский скульптор (1698-1762).

Монтескьё, Шарль-Луи де Секонда французский писатель, правовед и философ

Фрагонар Жан Оноре (1732-1806) (Fragonard Jean-Honore), французский живописец и график.

Франсуа Буше - французский живописец, гравёр, декоратор. Яркий представитель художественной культуры рококо.Буше был удостоен множества почестей, включая звание придворного художника (1765 год). Активно привлекался к украшению резиденций короля и мадам де Помпадур, частных особняков Парижа.

Жан-Батист ван Лоо популярнейший французский портретист эпохи рококо.

Жорж-Луи Лекле граф де Бюффон французский натуралист, биолог, математик, естествоиспытатель и писатель XVIII века. Высказал идею о единстве растительного и животного мира.

С самой ранней юности маркиза любила искусства и занималась ими. Теперь, когда волей судьбы она приблизилась к французскому двору, вместе с нею приблизились искусства и литература. Хотя лично Людовик XV был ко всему этому равнодушен, она сумела заинтересовать и его. Два раза в неделю у нее в салоне собирались художники, писатели, философы,— Бушардон, Бушэ, Латур, Верна, архитектор Габриэль, Вольтер...

Моцарт у мадам де Помпадур, M. V. de Parédès , "Monde illustré" 1857

Возникали интересные темы разговоров, горячие споры. Маркиза принимала в этом большое участие, невольно стал принимать в этом участие и король.

Вольтер - один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник; основоположник вольтерьянства.

Во дворце Шуази, по мысли маркизы, возникает театр, под названием «Театр Малых Покоев», интимный, изысканный театр для сорока человек зрителей. На открытии шла комедия Мольера «Тартюф», дальше пьесы Вольтера, Руссо. Труппу составляли не профессиональные актеры, а придворные, добившиеся, как большой чести, играть здесь. Главные актеры были Мориц Саксонский, герцог Дюра, Ришелье, Д Эстрад, герцог де Лавальер. Публику составляла почти всегда королевская семья во главе с Людовиком XV, родные и близкие маркизы. Сидя на простом стуле, король мог без утомительного для себя этикета смотреть представление.

Ватто Антуан."Актеры французского театра" 1712

Руководила всем и первой актрисой была маркиза Помпадур. Теперь она могла развернуться и проявить всю тонкость и изящество женского кокетства, все очарование и нежность своего гибкого голоса. В самом деле, где, кроме театра, можно быть так разнообразно красивой, можно менять столько пленительных обликов! Нежная пастушка, страстная одалиска, гордая римлянка... Какой простор была сцена для тонкого вкуса маркизы. Недаром, после одного из спектаклей, Людовик сказал ей: «Вы — самая очаровательная женщина Франции».

Жанна-Антуанетта Пуассон, Лёнорман-д`Этиоль, маркиза де Помпадур (1721-1764). Портрет работы Ж.Наттье

Когда она чувствует, что королю уже надоедают развлечения, она увлекает его в путешествия. Он посещает незнакомые для себя города своего королевства, принимает приветствия от своих подданных, никогда еще не видавших его раньше. Среди развлечений и путешествий она знакомится с делами королевства.

Влияние маркизы на Людовика не могло нравиться придворным. Она пришла не из их круга, а из буржуазии. Все в ней, начиная с ее манер и кончая ее языком, шокировало строгий этикет двора. Но маркиза была честолюбива и хотела влияния на всю политику Франции. Каждое утро министры Франции являлись к ней в будуар и в течение двух часов докладывали о положении дел в стране. Смело вторгаясь в государственные дела, зачастую подвигала Людовика на кардинальные политические решения. По её настоянию Людовик запретил во Франции деятельность ордена иезуитов. Благодаря ее влиянию, Франция, всегда бывшая в традиционных союзнических отношениях с Пруссией, переориентировалась на Австрию. Горько смеясь, она повторяет: «После нас хоть потоп». Именно ей и принадлежат эти слова. Ими она утешила короля, когда пришла весть, что Франция проиграла Англии то ли Канаду, то ли Индию…

Маркиза де Помпадур в туалетный столик - Francois Boucher живопись масляным...

В политике, как и в любви, маркиза проявляла мудрость и истинно женскую интуицию, которая её никогда не подводила. И, несмотря на протесты двора и на восстановленный против нее придворными кругами Париж, изливший всю злобу на нее в целом ряде песенок, называвшихся по ее девичьей фамилии «пуассонадами», маркиза твердо идет к своей цели.

Maurice Quentin de La Tour (1704—1788)

Маркиза любила книги, и ее колоссальная библиотека служила ей не только для вида. Там были книги по истории, гражданскому праву, политической экономии, философии,— в них она черпала знания для той роли, какую она хотела занимать во Франции.

Под руководством архитектора Ландюро, художников Буша, Ванлоо и садовника Делиль, на живописном холме, как в сказке, вырастает дворец Белль-Вю. Картины, мрамор, фарфор... Маркиза понимала и любила все прекрасное. В день первого приезда короля в Белль- Вю, после спектакля, маркиза повела короля в зимний сад. Горело много огней, тысячи цветов струили свой аромат. Король был удивлен, что маркиза по обыкновению не срывает для него цветов и решил это сделать сам. Но сорвать цветы было нельзя,— они были из Севрского фарфора, а в их чашечки были налиты соответствующие каждому духи.

Скульптура фарфор Мадам Помпадур

Вообще маркизе ни одна из затей не кажется чересчур дорогой, и она, не задумываясь, покупает все, что ей хотелось бы видеть своим.

Итак, маркиза достигла вершины славы и счастья? Ничего подобного! Среди блеска, на вершине своего могущества, маркиза была очень одинока. Много сил и душевных, и физических ей нужно было затрачивать, чтобы держаться на достойной высоте.

Захватив в свои руки власть над Францией, маркиза навсегда отреклась от спокойной жизни. И много раз дома, оставшись одна со своей камеристкой мадам Хосэ, она жаловалась на судьбу и на необходимость вести «вечную битву», как она называла свою жизнь. Ей предстояла самая тяжелая борьба в ее жизни. Борьба, в которой не будет победителей.
Ибо сражаться маркизе пришлось с природой, которая щедро одарила ее всевозможными талантами, но дала слишком хрупкое тело и холодный темперамент.

Людовик, чьи аппетиты росли с годами зрелости, не мог больше довольствоваться часто болевшей и мало расположенной к любовным утехам женщиной. Но он все еще ее любил, поэтому поступал не как король, а как самый обычный смертный: начал заводить легкие интрижки на стороне. Четыре года продолжалась эта борьба, в которой маркиза была обречена на поражение. Пришел день, когда маркизе пришлось оставить надежду удержать короля-любовника.

И вот она решается на поступок, заклеймивший ее в веках. С ее разрешения возникает, так называемый «Олений Парк», нечто вроде маленького гарема для короля. Хотя, по мнению французских историков, эти чистой воды выдумки, низводящие маркизу до уровня грязной сводни, лишены всяческих оснований.

Время от времени он возвращался к маркизе. Его постоянная спутница, участница всех его дел, она стала для него необходимой не только потому, что она одна владела секретом развлечь его и избавить от скуки. Король мог говорить с ней о самых незначительных делах и рассчитывать на дельный совет в любой ситуации. Людовику XV определенно везло на умных женщин.

Ее роль женщины и любовницы продолжалась шесть лет, а роль советника, участвующего в королевской политике и направляющего ее, сохранится еще тринадцать лет - до самой смерти маркизы. И пока она была жива, у Людовика не было постоянной возлюбленной, то есть женщины, которой бы удалось удержать его привязанность больше года. Измученная внутренней и внешней борьбой, изнурительным и наиболее вредным для здоровья образом жизни, она не вынесла, и ее слабое здоровье пошатнулось.

Маркиза де Помпадур (marquise de Pompadour) , имя при рождении Жанна-Антуан..

Уже с 1756 года маркиза стала чувствовать себя очень плохо, у нее открылась чахотка. Но она усиленно скрывает свои болезни от короля. Веселая улыбка и искусный грим маскировали от посторонних глаз ее болезненный вид. Художник Друэ оставил нам ее портрет того периода. Это уже зрелая женщина, сидящая за вышиванием. Все еще живые глаза. Маркизе сорок один год, и она не выглядит постаревшей.

Madame de Pompadour at her Tambour Frame (The National Gallery, London).

Последний прижизненный портрет маркизы

В 1764 году, после одной увеселительной прогулки в Шуази, она слегла. Около нее несколько друзей и принц Субиз, самый преданный ей человек. Людовик XV каждый день приезжал из Версаля, чтобы провести некоторое время со своим другом. Он нежно любил ее и сохранял к ней глубокую привязанность.

Маркиза де Помпадур. Версаль (Versailles).

За несколько дней до смерти наступило неожиданное улучшение. Маркизу перевезли в Версальский дворец. Здесь, во дворце, где по этикету могли умирать только принцы крови, 15 апреля 1764 года умирала маркиза Помпадур. Умирала спокойная, и все еще красивая, несмотря на болезнь. Когда священник св. Магдалины собрался уходить, она с улыбкой сказала ему: «Подождите минутку, святой отец, мы уйдем вместе». Через несколько минут она умерла.

В день похорон шел сильный дождь. Король вместе со своим камердинером стоял на балконе с непокрытой головой, следил, как шла мимо дворца ее погребальная процессия.

Когда она скрылась за углом, глаза его были полны слез: «Только так я мог отдать ей последний долг». Вольтер писал: «Я многим обязан ей, я оплакиваю ее!». Маркизу похоронили в склепе на площади Вандом, рядом с матерью. Ей было 42 года от роду, и она двадцать лет правила Францией.

Покойницу, впрочем, тотчас забыли, и единственную заупокойную мессу в ее память заказала… супруга короля, покинутая им Мария Лещинская, которая сказала: «О ней говорят так мало, как если бы она вообще не существовала. Таков мир. Достоин ли он любви?»

«Никто не может в полной мере оценить то, что сделали для Франции женщины», — утверждал писатель и философ-просветитель Бернар Ле Бовье де Фонтенель. А тому, кто прожил на свете ровно 100 лет и был свидетелем превращения этого государства в самое авторитетное и просвещенное в Европе, можно доверять. Несомненно и то, что, воздавая должное слабой половине Франции, де Фонтенель имел в виду и знаменитую маркизу, вынудившую политиков всерьез рассуждать об эпохе Помпадур.

Лишь власть, сосредоточенная в руках самой влиятельной фаворитки Людовика XV, заставляла слишком рьяных ее противников не копаться в подробностях ее происхождения. А это крайне раздражало женщину, стремящуюся к совершенству во всем. Хотя до нас дошли-таки сведения о том, что отец Жанны-Антуанетты Пуассон был лакеем, выбившимся в интенданты, проворовавшимся и бросившим семью.

Самолюбивая маркиза с легкостью могла бы откреститься от подобного родителя, но тогда ей пришлось бы признать, что она вовсе внебрачное дитя. Дело в том, что ее отцом называли также дворянина-финансиста Нормана де Турнэма. Предполагалось, что именно он дал девочке, появившейся на свет в 1721 году, великолепное образование и всячески принимал участие в ее судьбе. И не зря...

Жанна явно была одарена незаурядными способностями: прекрасно рисовала, музицировала, обладала небольшим, но чистым голосом и настоящей страстью к стихам, которые она великолепно умела декламировать. Окружающие неизменно выражали восторг, давая мадемуазель Пуассон необходимую уверенность в себе. Гадалка, предсказавшая 9-летней девочке любовную связь с королем, лишь подтвердила ее избранность и исключительность. Этой доброй женщине будущая маркиза выплачивала пенсию до конца своих дней.

В возрасте 19 лет Жанна пошла под венец с племянником своего покровителя, а возможно, и отца. Жених был мал ростом и совершенно некрасив, но зато богат и страстно влюблен в невесту. Так девица Пуассон рассталась со своей незавидной фамилией и стала мадам д’Этиоль. Ее семейная жизнь текла безмятежно, спустя два года она родила дочь Александру, что, впрочем, не смогло заслонить в ее сознании мечты о короле, гвоздем засевшие в ее хорошенькой головке.

Всякое свое появление в будуарах многочисленных подруг, равно как и в гостиных высшего света, куда ей открыли дорогу имя и богатство мужа, Жанна использовала с выгодой. Слухи, сплетни, а порой и правдивая информация — все шло в копилку ее представлений о жизни короля и его двора.

Она уже знала, что на тот момент король был занят герцогиней де Шатору. И тут начали проявляться главные черты ее характера — настойчивость и целеустремленность. Она стала регулярно ездить в Сенарский лес, где имел обыкновение охотиться король. Однако попасться на глаза ей пришлось отнюдь не королю, а амбициозной герцогине де Шатору, быстро рассекретившей цель ее лесных прогулок. И Жанне было запрещено появляться в этих местах. Такой щелчок по носу на какое-то время отрезвил соискательницу, но карты, похоже, все-таки не врали. Герцогиня де Шатору, будучи двадцати семи лет от роду, скоропостижно умерла от пневмонии, и мадам д’Этиоль восприняла это как сигнал к действию.

28 февраля 1745 года в Парижской ратуше, которая и по сей день стоит на том же месте, во время бал-маскарада Жанна впервые встретилась с королем лицом к лицу. Впрочем, поначалу на ней была маска, но монарх, заинтригованный поведением незнакомки, попросил ее открыть лицо. Вероятно, впечатление было более чем благоприятное...

Людовика XV называли человеком с «крайне сложным и загадочным характером» и «рано уставшим» королем. О нем говорили, что его «скромность была качеством, которое превратилось у него в недостаток».

А так как раскрепощеннее всего Людовик чувствовал себя в обществе женщин, во Франции короля считали «похотливым грешником».

Людовик XV родился в 1710 году. В пять лет, после смерти прадеда короля Людовика XIV, наследовал трон. Когда ему было 9, в Париж приехал российский император Петр для проведения переговоров «о сватанье за короля из наших дочерей, а особливо за среднею», Елизавету. Версаль не пришел в восторг от перспективы женить Людовика на дочери «портомои». Происхождение жены русского императора Екатерины было хорошо известно. И брак не состоялся. Красивая и бойкая Лизетка, как звал Петр свою среднюю дочь, осталась дома и явно не прогадала, став императрицей российской.

В 11 лет Людовику нашли подходящую невесту — Марию Лещинскую, дочь польского короля Станислава. Когда королю исполнилось 15, их поженили. Супруга была семью годами старше него, чрезвычайно набожна, скучна и малопривлекательна. По некоторым данным, за первые 12 лет брака она родила Людовику десятерых детей. Королю, бывшему все эти годы примерным супругом, и политика, и экономика, и собственное семейство осточертели настолько, что он начал заниматься в основном тем, что доставляло ему истинное удовольствие — изящными искусствами и не менее изящными женщинами.

К моменту встречи на бал-маскараде с Жанной д’Этиоль этому «красивейшему мужчине в своем королевстве», прозванному Людовиком Прекрасным, исполнилось 35 лет.

Хотя внешность этой женщины, столь артистически одаренной, однозначно охарактеризовать вряд ли возможно. Тут, как справедливо было замечено классиком, «все не то, что есть, а то, что кажется». Оттого так разнились описания облика будущей маркизы де Помпадур. Здесь многое, конечно, зависело от отношения к ней. Один из недоброжелателей не находил в ней ничего особенного: «Она была блондинкой со слишком бледным лицом, несколько полновата и довольно плохо сложена, хотя и наделена грацией и талантами».

А вот обер-егерьмейстер лесов и парков Версаля мсье Леруа, описавший подругу короля как сущую красавицу, отмечал прекрасный цвет лица, густые, пышные волосы с каштановым отливом, совершенной формы нос и рот, буквально «созданный для поцелуев». Особенно же восхищали его большие, непонятного цвета глаза, оставлявшие впечатление «какой-то смутной точки в мятущейся душе». Поэтично. И вполне совпадает с портретами Франсуа Буше, которому будущая маркиза оказывала неизменное покровительство.

Не исключено, что именно покровительство маркизы и повлияло на то, что на портретах кисти Буше она предстает богиней красоты, а заодно и плодородия, со свежим, румяным и достаточно упитанным лицом пейзанки, в то время как история донесла до нас факты, свидетельствующие о том, какого слабого здоровья была эта женщина и каких невероятных усилий требовало от нее поддержание иллюзорной славы цветущей красавицы.

Так или иначе, но ее «непонятного цвета глаза» оказались напротив королевских не только на бал-маскараде, но и на последовавшем за ним представлении итальянской комедии. Жанне надо было сильно изловчиться, чтобы получить место рядом с его ложей. В итоге король пригласил мадам д’Этиоль поужинать, что и стало началом их связи.

Хотя после свидания король заявил доверенному лицу, подкупленному предусмотрительной Жанной, что мадам д’Этиоль, конечно, очень мила, но ему показалось, что она не совсем искренна и явно не бескорыстна, а еще было замечено, что наследный принц, видевший «эту даму» в театре, нашел ее вульгарной...

Из всего этого становилось ясно, что продвижение Жанны к заветной цели не будет беспроблемным. Следующего свидания ей удалось добиться с большим трудом. Свою роль в этой последней попытке она играла с азартом отчаяния. Королю был предложен просто-таки мелодраматический сюжет: несчастная пробралась в дворцовые апартаменты, рискуя пасть от руки ревнивого мужа, только затем, чтобы взглянуть на обожаемого человека. А дальше — «пускай погибну я...»

Король не стал кричать «браво», он поступил лучше, пообещав Жанне, что по возвращении с театра военных действий во Фландрии произведет жертву ревности в официальные фаворитки.

Мадам д’Этиоль доставлялись королевские послания, многозначительно подписанные: «Любящий и преданный». Осведомленная о мельчайших привычках и предпочтениях Людовика, она отвечала ему в легком, пикантном стиле. Читать ее письма и наводить в них окончательный блеск доверялось аббату де Берни, знатоку изящной словесности. И вот однажды ею была получена королевская депеша, адресованная маркизе де Помпадур. Жанна, наконец, получила титул хоть и угасшего, но старинного и почтенного дворянского рода.

14 сентября 1745 года новоиспеченную маркизу король представил приближенным как свою подругу. Можно удивляться, но наиболее лояльно отнеслась к ней... жена короля, привыкшая к тому времени буквально ко всему. Придворные же тихо негодовали. Со времен Габриэль д’Эстре, ставшей первой в истории Франции официальной фавориткой монарха — Генриха IV Наваррского, это почетное место занимала дама хорошей фамилии. Им же предлагалось любить и жаловать едва ли не плебейку. Маркизе тут же дали прозвище Гризетка с явным намеком на то, что в их глазах она мало чем отличается от особ, добывающих себе пропитание пошивом дешевой одежды и прогулками по вечерним парижским улицам.

Жанна понимала, что, пока король не будет целиком в ее власти, титул фаворитки вряд ли можно будет удержать надолго. А незаменимой для него она могла стать только в том случае, если сумеет изменить само качество его жизни, избавить от меланхолии и скуки, ставших в последнее время постоянными спутниками Людовика. А значит, Жанне предстояло сделаться эдакой версальской Шахерезадой.

Это превращение совершилось быстро. Маркиза де Помпадур сделала ставку на изящные искусства, столь любимые Людовиком. Теперь каждый вечер в ее гостиной король обнаруживал интересного гостя. Бушардон, Монтескье, Фрагонар, Буше, Ванлоо, Рамо, знаменитый естествоиспытатель Бюффон — вот далеко не полный список представителей художественной и интеллектуальной элиты, которые окружали маркизу. На особом счету был Вольтер. Жанна познакомилась с ним еще в юности и считала себя его ученицей. Наряду с произведениями Корнеля маркиза занималась изданием и его трудов.

Именно при содействии маркизы Помпадур Вольтер обрел славу и достойное место академика и главного историка Франции, получив к тому же звание придворного камергера.

Вольтер посвятил маркизе «Танкреда» — одно из самых знаменитых своих произведений. К тому же специально для ее дворцовых праздников написал «Наваррскую принцессу» и «Храм Славы», прославив таким образом свою покровительницу и в стихах, и в прозе.

Когда маркиза умерла, Вольтер, один из немногих, нашел теплые слова в адрес покойной: «Я глубоко потрясен кончиной госпожи де Помпадур. Я многим обязан ей, я оплакиваю ее. Какая ирония судьбы, что старик, который... едва в состоянии передвигаться, еще жив, а прелестная женщина умирает в 40 лет в расцвете самой чудесной в мире славы».

Столь изысканное общество развлекало короля, открывая ему все новые и новые грани жизни. В свою очередь, гости маркизы — люди бесспорно талантливые — в глазах общества повышали свой социальный статус, обретая тем самым существенную поддержку. С самого начала своего фавора маркиза почувствовала вкус к меценатству и не изменяла этому пристрастию всю свою жизнь.

В 1751 году свет увидел первый том французской Энциклопедии, или «Толкового словаря наук, искусства и ремесел», открывавший новую эпоху в познании и истолковании природы и общества. Автор идеи и главный редактор Энциклопедии — Дени Дидро — убежденный противник абсолютизма и церковников, не стал в глазах маркизы Помпадур изгоем, она и ему помогала издавать его произведения. При этом неоднократно старалась уберечь его от гонений, призывая Дидро быть осторожнее, хотя ее усилия в этом направлении были абсолютно безрезультатными.

Другому представителю славной плеяды деятелей французского Просвещения — Жану Лерону д’Аламберу, она помогала материально, а незадолго до своей кончины успела выхлопотать ему пожизненную пенсию. Среди подопечных мадам Помпадур, по некоторым свидетельствам современников, был и знаменитый создатель памятника Петру I в Петербурге — скульптор Фальконе.

Знаменитый вольнодумец Жан-Жак Руссо, хоть и обижался на маркизу за то, что она не представила его королю, все равно был благодарен ей за помощь в постановке на сцене его «Сибирского прорицателя», где маркиза с большим успехом выступила в мужской роли Коллена.

Вообще театр — та сфера, которая оказалась бы для нее истинным призванием, повернись судьба иначе. В ней явно погибла большая и крайне разноплановая — и комедийная, и драматическая, и гротесковая, способная к тому же петь и танцевать, — актриса.

Страсть к преображению до неузнаваемости и созданию потрясающих туалетов, определивших стиль целой эпохи, бесконечные поиски и новации в области парикмахерского искусства и макияжа — во всем этом видится не только желание удержать непостоянного короля, но и насущная потребность богато одаренной натуры маркизы.

Она использовала любую подходящую возможность, дабы обрести зрителей и слушателей. Как свидетельствовали современники, она играла и в прекрасно оборудованных театрах, и на маленьких сценах особняков французской знати.

Очередное купленное маркизой имение носило название Севр. Не питавшая симпатии ни к чему немецкому и возмущавшаяся засильем саксонского фарфора, она решила создать там собственное фарфоровое производство.

В 1756 году здесь были построены два великолепных здания: одно — для работников, другое — для самого предприятия. Маркиза, часто наезжавшая туда, поддерживала и ободряла рабочих, находила опытных мастеров, художников, скульпторов. Эксперименты шли днем и ночью — маркиза была нетерпелива и не любила проволочек. Она сама участвовала в решении всех проблем, помогала в выборе форм и красок для будущих изделий. Редкий розовый цвет фарфора, полученный в результате, назвали в ее честь — «Rose Pompadour». В Версале маркиза устроила большую выставку первой партии продукции, сама распродавала ее, заявляя во всеуслышание: «Если тот, у кого есть деньги, не покупает этот фарфор, он плохой гражданин своей страны».

В Версальском дворце маркизой был задуман и воплощен Камерный театр. В январе 1747 года состоялось его открытие: давали мольеровского «Тартюфа». Актеров на сцене вместе с занятой в спектакле маркизой было едва ли не меньше, чем зрителей в зале: приглашено было лишь 14 персон. Каждый входной билет добывался ценой неимоверных усилий и даже интриг. Успех спектакля превзошел все ожидания. Король был в восторге от игры Жанны. «Вы самая очаровательная женщина во Франции», — сказал он ей после окончания спектакля.

Те же, кто имел удовольствие побывать на певческих выступлениях маркизы, утверждал, что «она прекрасно чувствует музыку, очень выразительно и вдохновенно поет, наверное, знает не менее сотни песен».

Очевидное превосходство маркизы Помпадур над прошлыми фаворитками короля и дамами высшего света всячески укрепляло ее положение как при дворе, так и при Людовике. И она пользовалась этим, не боясь прослыть нескромной. Впрочем, это качество и без того не было сильной стороной ее натуры. И во внешней, и в частной, скрытой от чужих глаз, жизни мадам Помпадур правила свой бал.

Она была очень щепетильна в вопросах этикета и церемониала. Важные визитеры — придворные и послы — принимались ею в роскошном парадном зале Версаля, где располагалось только одно кресло — остальным присутствующим полагалось стоять.

Она добилась того, чтобы к ее дочери обращались как к особе королевской крови — по имени. Прах своей матери маркиза с большими почестями перезахоронила в самом центре Парижа — в монастыре капуцинов на Вандомской площади. На этом месте, специально откупленном маркизой, был сооружен роскошный мавзолей. Родственники маркизы, а также все те, кому она благоволила, дожидались своего часа: кто-то из них выдавался замуж за родовитого жениха, кому-то сваталась богатая невеста, дарились должности, пожизненные ренты, титулы, награды.

А в итоге — нескрываемое, а порой и публичное осуждение ее расточительности. Было подсчитано, что на свои увеселительные затеи она израсходовала 4 миллиона, а ее «хвастливое меценатство» обошлось казне в 8 миллионов ливров.

Строительство было второй, после театра, страстью маркизы. Она владела таким количеством недвижимости, которое вряд ли даже снилось любой другой королевской фаворитке. Каждое ее новое приобретение подразумевало основательную перестройку, если не снос, и обязательно во вкусе хозяйки. Зачастую маркиза сама набрасывала на бумаге контуры будущего здания. Причем в этих проектах тяготение к архитектурным формам рококо неизменно сочеталось со здравым смыслом и практичностью.

Если маркизе не хватало денег на очередную строительную затею, она продавала уже возведенное здание и с увлечением принималась воплощать в жизнь новую идею. Последним ее приобретением стал замок Менар, которым в его переоборудованном варианте ей так и не удалось попользоваться.

Принцип изящной простоты и максимальной приближенности к живому миру природы был положен маркизой и в планировку парков. Она не любила больших разрегулированных пространств и излишней помпезности. Заросли жасмина, целые опушки нарциссов, фиалок, гвоздик, островки с беседками в сердцевине неглубоких озер, кусты роз излюбленного маркизой «оттенка утренней зари» — вот ее предпочтения в ландшафтном творчестве.

Королевские дворцы и загородные резиденции Людовика также подвергались изменениям в соответствии с ее вкусами. Не избежал этого и Версаль, где маркиза недалеко от королевского парка повелела соорудить небольшой уютный дом с парком и храмом с беломраморной статуей Адониса.

Визит в знаменитый Институт благородных девиц, находящийся в Сен-Сире, навел маркизу на мысль создать в Париже Военную школу для сыновей ветеранов войны и обедневших дворян, на что и было получено у короля, не проявившего особого энтузиазма по поводу этой затеи, разрешение.

Строительство началось в одном из самых престижных районов столицы — возле Марсова поля.

Проект здания был заказан первоклассному зодчему Жак-Анжу Габриэлю, создателю знаменитой площади Согласия. Начавшееся в 1751 году строительство было прервано из-за недостаточного государственного субсидирования. Тогда маркиза вложила недостающую сумму из собственных сбережений. И уже в 1753 году в частично отстроенных помещениях школы начались занятия. В дальнейшем помог налог, которым Людовик обложил любителей карточной игры, целиком пошедший на завершение строительства.

С 1777 года в это учебное заведение стали принимать лучших учеников провинциальных военных училищ, в числе которых в октябре 1781 года на обучение прибыл 19-летний кадет Наполеон Бонапарт.

Уже к своему 30-летию маркиза де Помпадур почувствовала, что любовный пыл Людовика иссякает. Она и сама понимала, что давняя болезнь легких делает свое разрушительное дело. Ее былая красота поблекла, и вернуть ее вряд ли было возможно.

Охлаждение августейшей особы во все времена означало безвозвратный уход бывшей фаворитки в тень и дальнейшее забытье, если не опалу.

Маркиза де Помпадур была только 5 лет любовницей короля, а еще 15 — другом и ближайшим советником по многим вопросам, порой и государственной важности.

Холодный рассудок маркизы и ее железная воля подсказали ей выход из положения. В тишине двух ничем не примечательных парижских улиц она сняла дом в пять комнат, скрытый густой кроной деревьев. Этот дом, получивший название «Олений парк», стал местом свидания короля с дамами, приглашенными... маркизой.

Король появлялся здесь инкогнито, девушки принимали его за некоего важного господина. После того как мимолетная страсть короля к очередной красотке улетучивалась и оставалась без последствий, девушку, снабдив при этом приданным, выдавали замуж. Если же дело кончалось появлением ребенка, то после его рождения младенец вместе с матерью получал весьма значительную ренту. Маркиза же продолжала оставаться официальной фавориткой Его Величества.

Но в 1751 году появилась реальная опасность в лице совсем юной ирландки Марии-Луизы о’Мэрфи, беззастенчиво посягнувшей на лавры маркизы Помпадур.

За развитием этой интриги наблюдало пол-Европы. Папский посол сообщал в Рим, что дни Помпадур сочтены: «По всей видимости, главная султанша теряет положение». Он ошибся. Людовик оставил маркизе все ее привилегии. И еще не раз выходила она победительницей в единоборствах с молодыми красотками, впрочем, как и со своими весьма опытными политическими противниками. Хотя ситуация существенно обострилась после дипломатических переговоров маркизы де Помпадур с австрийской эрцгерцогиней Марией-Терезой, приведших к изменению союзнических отношений между двумя странами. В 1756 году Франция, традиционный союзник Пруссии, примкнула к Австрии. К тому же Людовик под давлением своей фаворитки, яро ненавидевшей иезуитов, запретил деятельность их ордена во Франции.

Такого рода перемены слишком явно затрагивали интересы высокопоставленных лиц, чтобы маркиза могла чувствовать себя неуязвимой. И она это понимала. Приготовленная для нее пища тщательно проверялась — из всех способов устранения неугодных отравление оставалось по-прежнему трудно доказуемым.

Неожиданная смерть единственной дочери, которую маркиза надеялась выдать замуж за внебрачного сына короля, привела ее, обладавшую редкой выдержкой, на грань безумия. Подозревая козни врагов, маркиза потребовала вскрытия, но никаких результатов оно не дало.

Тяжело переживая это горе, маркиза, как никогда раньше, остро чувствовала свое одиночество. Ее ближайшая подруга оказалась шпионкой ее противников. Король все более превращался в снисходительного друга.

Душевный кризис заставил маркизу задуматься о возможном удалении от двора. Она даже написала письмо своему мужу, прося прощения за нанесенную ему обиду и явно нащупывая пути возвращения под давно оставленный семейный кров. Д’Этиоль без промедления ответил, что с готовностью прощает ее, но о большем речи не было...

К 1760 году суммы, отпускаемые королевской казной на содержание маркизы, уменьшились в 8 раз. Она продавала драгоценности и играла в карты — обычно ей везло. Но лечение требовало огромных денег, и их пришлось взять в долг. Уже будучи тяжелобольной, она даже обзавелась любовником. Но что такое маркиз Шуазель по сравнению с королем!

По-прежнему всюду сопровождавшая Людовика маркиза в одной из поездок неожиданно потеряла сознание. Вскоре все поняли, что конец близок. И хотя право умирать в Версале имели только королевские особы, Людовик приказал перенести ее в дворцовые апартаменты.

15 апреля 1764 года королевский хронист записал: «Маркиза де Помпадур, придворная дама королевы, умерла около 7 часов вечера в личных покоях короля в возрасте 43 лет».

Когда похоронная процессия повернула по направлению к Парижу, Людовик, стоя на балконе дворца под проливным дождем, сказал: «Какую отвратительную погоду вы выбрали для последней прогулки, мадам!» За этой, казалось бы, совсем неуместной шуткой скрывалась истинная печаль.

Маркиза де Помпадур была похоронена рядом с матерью и дочерью в усыпальнице монастыря капуцинов. Теперь на месте ее захоронения находится улица де ла Пэ, проходящая по территории снесенного в начале XIX века монастыря.

Людмила Третьякова

Легенда 18 века. Жанна Антуанетта Пуассон родилась в 1721 году. Париж. Франция.

Francois Boucher. The Marquise de Pompadour, 1755.

Когда девочке исполнилось 9 лет, мать решила отвести ее к одной из самых знаменитых гадалок того времени - госпоже Лебон. Гадалка внимательно посмотрела на хрупкую, некрасивую девочку и произнесла пророчество: "Эта малютка в один прекрасный день станет фавориткой короля!


Итак, Жанне Антуанетте 19 лет, она не красива, не богата, не отличается крепким здоровьем. Каковы ее шансы составить приличную партию? Как ни странно, но жених для Жанны нашелся достаточно быстро - некий Шарль де Этиоль, племянник Нормана де Турнэма. Шарль, конечно, не сказочный принц, но он из хорошей семьи, к тому же богат. Другая бы руками и ногами ухватилась за такое предложение, другая, но не Жанна Антуанетта. Она тянет и тянет с окончательным ответом. Причина? Предсказание, сделанное мадам Лебон 10 лет назад. Какой Шарль, если в перспективе может быть король?


Ф. Буше. Маркиза де Помпадур.

Чтобы стать любовницей короля нужно для начала, чтобы король тебя увидел. Юная Жанна начинает регулярно ездить в Сенарский лес, где имел обыкновение охотиться король. Первый раз король проехал мимо, второй раз остановился и внимательно посмотрел на мадемуазель Пуассон... После чего к ее матери пришел человек, передавший "просьбу" маркизы де Шатору (тогдашней фаворитки Людовика) "избавить короля от назойливого внимания мадемуазель Пуассон".


Francois Boucher. Marquise de Pompadour 1750.

Это был крах ее надежд. Жанна выходит замуж за Шарля де Этиоля, но короля из списков не вычеркивает. Ведь гадалка не сказала, что она будет королевой, она будет фавориткой, значит, нужно быть как можно ближе к двору.


Натье Жан-Марк. Портрет Людовика XV.

В 1744 году неожиданно умирает маркиза де Шатору. Двор начинает лихорадить, сколачиваются "партии" в поддержку той или иной кандидатуры на роль фаворитки.

В марте 1745 года на балу внимание короля привлекает молодая дама в костюме Дианы-Охотницы. Прелестная маска интригует его и... скрывается в толпе, предварительно уронив надушенный платочек. Король, будучи галантным кавалером, поднимает платок, но, не имея возможности отдать его даме лично, бросает его через толпу. Конкурентки в трауре - платок брошен...


Madame de Pompadour. Jean-Marc Nattier 1748.

Пару слов о характере мужчины, за которого велась столь упорная борьба: Людовик XV стал королем в пятилетнем возрасте. К моменту знакомства с Жанной де Этиоль 35-летний Людовик перепробовал все возможные наслаждения и потому... дико скучал. Жанна Ануанетта интуитивно угадала, чем зацепить пресыщенного короля.

О, женщины, просиживающие вечерами в ожидании телефонного звонка от "единственного и неповторимого", берите пример с маркизы де Помпадур: если обстоятельства к вам не благоволят, сами создайте благоприятные обстоятельства.

Что стоило Жанне получить место рядом с королевской ложей - история умалчивает. Но сколько бы она за это ни заплатила, дивиденды были получены почти мгновенно - король пригласил ее на ужин... В этот вечер Жанна допустила единственную ошибку, которая, впрочем, могла оказаться фатальной. В этот вечер она отдалась королю.


Bonnet Louis Marin.

На следующий день Людовик, привыкший к определенной манере поведения "осчастливленных" им дам, приготовил несколько любезных фраз, чтобы раз и навсегда отбить охоту у претендентки. Наивный, он еще не знал, с кем связался.


Madame de Pompadour as Diana. Jean-Marc Nattier, 1752.

Предусмотрительная Жанна подкупила одного из доверенных лиц короля. "Лицо" сообщило мадам, что король считает ее "не совсем бескорыстной", к тому же наследный принц, видевший Жанну в театре, нашел ее "несколько вульгарной".

Шли дни, а Диана-охотница так и не появлялась. Людовика стали посещать нормальные мужские сомнения - может быть, он не понравился ей в постели?


М. К. де Латур. Madame de Pompadour.

Наверное, родись Жанна Пуассон в другое время, она стала бы великой актрисой. Следующая встреча короля и будущей фаворитки проходила в традициях крепкой мелодрамы. Жанна тайно (с помощью подкупленных лиц) пробралась во дворец и пала к ногам короля. Заламывая руки, она поведала Его Величеству о безумной страсти, которую она давно к нему питает, о той опасности, которая подстерегает ее в лице ревнивца-мужа (посмотрел бы Людовик на чахлого Шарля де Этиоля в роли ревнивого Отелло). А дальше — «пускай погибну я...»

Это был гениальный ход - при таком раскладе скуки как не бывало. Король пообещал Жанне, что после возвращения из Фландрии, произведет ее в официальные фаворитки.


Ф. Буше 1759 г. Маркиза де Помпадур.

14 сентября 1745 года Людовик официально представил двору свою новую подругу. Двор принял ее в штыки: она была не знатного рода, поэтому получила прозвище Гризетка (этим приближенные короля явно давали понять Жанне, что не видят разницы между ней и уличными девками). Чтобы положить конец кривотолкам, король присваивает своей фаворитке титул маркиза де Помпадур.


Madame Pompadour in blue.

Как ни странно, но лучше всех к новой фаворитке отнеслась... супруга короля, урожденная Мария Лещинская. Очень набожная, очень правильная и совершенно равнодушная к сексуальным утехам королева (не удивительно - за первые 12 лет брака она родила королю 10 детей) почувствовала в Жанне родственную душу. Она не ошибалась - интимная сторона труднее всего давалась Жанне. Какие только афродизиаки она не перепробовала, чтобы соответствовать аппетитам своего любовника.


О том, что у новой фаворитки "проблемы с темпераментом" очень скоро стало известно всем. Естественно, многие дамы сочли это знаком свыше и попытались оттеснить маркизу от царственного ложа. Но, "даже самая красивая девушка не может дать больше того, что имеет". А в арсенале маркизы был тысяча и один способ удержать короля - достаточно было развеселить его.


Louis XV. Maurice Quentin de La Tour (1704-1788)

Она начинает покровительствовать талантливым людям, в ее гостиной король знакомится с выдающимися умами того времени. Изысканные беседы, прекрасное общество... Его Величеству не бывает скучно. Маркиза была женщиной весьма циничной, во всех сборниках афоризмов содержится ее знаменитое: "После нас? Хоть потоп".


Alexander Roslin. Portrait of Madame Pompadour.

Но этим не ограничивается ее «вклад» в культурное наследие человечества... Бриллианты, огранка которых называется "маркиз" (овальные камни), своей формой напоминают рот фаворитки. Шампанское разливается либо в узкие бокалы-тюльпаны, либо в конусообразные бокалы, появившиеся в эпоху правления Людовика XV - именно такой формы была грудь мадам де Помпадур. Маленькая сумочка ридикюль из мягкой кожа - тоже ее изобретение. Она ввела в моду высокие каблуки и высокие прически, потому что была маленького роста.


Буше Ф. Портрет маркизы де Помпадур.

В 1751 году свет увидел первый том французской Энциклопедии, или «Толкового словаря наук, искусства и ремесел», открывавший новую эпоху в познании и истолковании природы и общества. Автор идеи и главный редактор Энциклопедии — Дени Дидро. Другому представителю славной плеяды деятелей французского Просвещения — Жану Лерону д’Аламберу, она помогала материально, а незадолго до своей кончины успела выхлопотать ему пожизненную пенсию. Среди подопечных мадам Помпадур, по некоторым свидетельствам современников, был и знаменитый создатель памятника Петру I в Петербурге — скульптор Фальконе.


M. V. de Parédès Mozart by Madame de Pompadour , "Monde illustré" 1857.

Знаменитый вольнодумец Жан-Жак Руссо, хоть и обижался на маркизу за то, что она не представила его королю, все равно был благодарен ей за помощь в постановке на сцене его «Сибирского прорицателя», где маркиза с большим успехом выступила в мужской роли Коллена. Именно при содействии маркизы Помпадур Вольтер обрел славу и достойное место академика и главного историка Франции, получив к тому же звание придворного камергера.



Francois Boucher. Madame de Pompadour.

Именно с подачи маркизы в Париже создается Военная школа для сыновей ветеранов войны и обедневших дворян. Когда заканчиваются отпущенные на строительство деньги, маркиза вносит недостающую сумму. В октябре 1781 года в школу прибудет для обучения студент Наполеон Бонапарт.


Francois Boucher. Предположительный портрет Жанны Пуассон.

В 1756 году в имении Севр маркиза закладывает завод по производству фарфора. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour. В Версале маркиза устроила большую выставку первой партии продукции, сама распродавала ее, заявляя во всеуслышание: «Если тот, у кого есть деньги, не покупает этот фарфор, он плохой гражданин своей страны».

Строительство было второй, после театра, страстью маркизы. Последним ее приобретением стал замок Менар, которым в его переоборудованном варианте ей так и не удалось попользоваться. Принцип изящной простоты и максимальной приближенности к живому миру природы был положен маркизой и в планировку парков. Она не любила больших разрегулированных пространств и излишней помпезности. Заросли жасмина, целые опушки нарциссов, фиалок, гвоздик, островки с беседками в сердцевине неглубоких озер, кусты роз излюбленного маркизой «оттенка утренней зари» — вот ее предпочтения в ландшафтном творчестве.

Самая удачливая любовница Франции вызывала ревность не только у сотен других претенденток на место в королевской спальне. Признанные мастера кулинарии тайно завидовали вторгшейся на их территорию «маркизе-кормилице». Другие восхищались ею. Тому свидетельство - десятки кулинарных шедевров, посвященных Помпадур. Тут и легендарные отбивные из ягненка, и фазаньи крокеты, и турнедо из молодого барашка под соусом Perigue, и заливное из рубленной гусиной печенки, и заливное из языков и грибов с трюфелями под соусом мадера, и абрикосовый десерт, и маленькие пирожные-птифуры…

К 1751 году маркиза поняла, что не сможет долго удерживать внимание короля - рано или поздно он обратит свой взор на более молодых женщин - мадам де Помпадур берет это дело в свои руки. Маркиза де Помпадур была только 5 лет любовницей короля, а еще 15 — другом и ближайшим советником по многим вопросам, порой и государственной важности.


Francois Boucher.

Холодный рассудок маркизы и ее железная воля подсказали ей выход из положения. В тишине двух ничем не примечательных парижских улиц она сняла дом в пять комнат, скрытый густой кроной деревьев. Этот дом, получивший название «Олений парк», стал местом свидания короля с дамами, приглашенными... маркизой.


Jean-Marc Nattier. Marquise de Pompadour (1722-1764).

Король появлялся здесь инкогнито, девушки принимали его за некоего важного господина. После того как мимолетная страсть короля к очередной красотке улетучивалась и оставалась без последствий, девушку, снабдив при этом приданным, выдавали замуж. Если же дело кончалось появлением ребенка, то после его рождения младенец вместе с матерью получал весьма значительную ренту. Многочисленные любовницы отбираются под личным руководством маркизы. Но ни одна из них не задерживается дольше, чем на год. Маркиза же продолжала оставаться официальной фавориткой Его Величества.

Маркиза же познакомит Людовика с Луизон Морфи. Связь продлится два года, но однажды, решив, что теперь она может все, Луизон спросит Его Величество: "Как там поживает старая кокетка?" Через три дня Луизон вместе с дочерью, которую она родила от Людовика, навсегда покидает знаменитый домик в Оленьем парке. К 1760 году суммы, отпускаемые королевской казной на содержание маркизы, уменьшились в 8 раз. Весной 1764 года маркиза де Помпадур серьезно заболела. Она продавала драгоценности и играла в карты — обычно ей везло. Но лечение требовало огромных денег, и их пришлось взять в долг. Уже будучи тяжелобольной, она даже обзавелась любовником. Но что такое маркиз Шуазель по сравнению с королем!


Madame Pompadour as a Vestal by Fran. David M. Stewart 1763.

По-прежнему всюду сопровождавшая Людовика маркиза в одной из поездок неожиданно потеряла сознание. Вскоре все поняли, что конец близок. И хотя право умирать в Версале имели только королевские особы, Людовик приказал перенести ее в дворцовые апартаменты.


Madame de Pompadour. DROUAIS Franзois-Hubert, 1763-64.

5 апреля 1764 года королевский хронист записал: «Маркиза де Помпадур, придворная дама королевы, умерла около 7 часов вечера в личных покоях короля в возрасте 43 лет». Когда похоронная процессия повернула по направлению к Парижу, Людовик, стоя на балконе дворца под проливным дождем, сказал: «Какую отвратительную погоду вы выбрали для последней прогулки, мадам!» За этой, казалось бы, совсем неуместной шуткой скрывалась истинная печаль.

Маркиза де Помпадур была похоронена рядом с матерью и дочерью в усыпальнице монастыря капуцинов. Теперь на месте ее захоронения находится улица де ла Пэ, проходящая по территории снесенного в начале XIX века монастыря.


Paris Rue de la Paix.

Она раскрыла секрет, над которым ломают голову все женщины мира - как удержать около себя мужчину в течение 20 лет, если он даже не муж, и у вас давно нет интимных отношений.

К сожалению, эту тайну она унесла с собой в могилу.

Настоящее имя известной маркизы – Жанна-Антуанетта Пуассон. Будучи фавориткой короля Людовика XV, мадам де Помпадур была необычайной женщиной и имела значительное влияние при дворе в течение 20 лет! Ни одной из обольстительниц короля никогда не удавалось подобного – всецело прибрать к рукам монарха и на протяжении долгого времени быть ему сначала любовницей, а позже и авторитетной персоной, советчиком и близким другом! Поистине маркиза де Помпадур заслуживает особого внимания!

Эта бесподобная женщина была далеко не знатного происхождения. Отец Жанны – лакей, с трудом получивший должность интенданта, который бросил их с матерью и сбежал после его очередной истории с воровством. Малышку взял на попечение известный дворянин Норман де Турнэм. По некоторым сведениям, он же и был настоящим отцом будущей фаворитки.

Благодаря своему приемному отцу, Жанна получила блестящее образование и воспитание. Искусство и науки давались девушке легко, кроме того природный артистизм и гибкость ума, присущие ей с рождения, легли в основу ее талантливой личности. Жанна во многом превосходила своих ровесниц: стихи читала с необыкновенным чувством выразительности, прекрасно играла и пела, вызывая восторг окружающих. Уверенность в своей исключительности давала Жанне мощную поддержку для своего развития.

В детстве одна гадалка предсказала Жанне крепкую связь с королем, официальное ее признание и значительное влияние на судьбу Франции. В 11 лет эта мысль прочно засела в прекрасной головке девочки и вплоть до 23 лет Жанна упорно шла к своей цели.

Получить дворянский титутул будущей маркизе помог брак с богатым племянником своего приемного отца и покровителя Шарлем Гийомом, некрасивым и страстно влюбленным в нее. К новоиспеченному мужу Жанна не испытвала ответных чувств, твердо решив отдать всю свою любовь и ласку исключительно королю Людовику, на роман с которым она возлагала большие надежды и была твердо уверена в его возникновении. С тех пор мисс Пуассон стала называться мадам д’Этиоль.

Привлечь внимание любвеобильного короля, пресыщенного светскими развлечениями, было довольно сложно. Скучающего монарха уже нечем было удивить, но Жанна тщательно изучила все его предпочтения и привычки. Людовик заметил Жанну на бале-маскараде, куда та прибыла в костюме Дианы-охотницы. Жанну нельзя было назвать красавицей, но она была необыкновенно очаровательна: стройный стан, светлые волосы, и прекрасные глаза-хамелеоны, которые каждый раз приобретали новый цвет – то завораживали глубокой синевой, то дурманили чернотой ночи. Заинтригованный король успел пообщаться с прекрасной незнакомкой, после чего она резко затерялась в толпе. После этого, король и мадам д’Этиоль вновь встречаются взглядами в двух рядом расположенных ложах, организованных предусмотрительной мадам и, наконец, ужинают наедине. Но впечатление о прекрасной женщине у короля сложилось неоднозначное, монарху показалось, что девушка неискренна с ним, отчего он на некоторое время забыл о ней.

Тогда будущая маркиза решила переиграть сценарий и придумала новый способ достижения своей цели. Жанна тайно пробралась в покои французского монарха и, рыдая, призналась ему в любви, от которой она потеряла голову, и что ревнивый муж погубит ее, узнав о совершенном проступке. Король был поражен такой самоотверженностью девушки и через несколько дней представил ее ко двору в качестве официальной фаворитки короля. Жанна поселилась в Версале, ее апартаменты находились прямо над комнатами короля. Позже, целеустремленная девушка получила дворянский титул маркизы де Помпадур.

Маркиза понимала, что сохранять привязанность ветреного и любвеобильного короля продолжительное время, тем самым поддерживая свое влияние при дворе и не сдавая позиций, будет достаточно сложно. Верным решением было стать незаменимой для короля, даже если его любовный пыл угаснет, изменить качество его жизни так, чтобы постоянно поддерживать к ней интерес. После того, как монарх объявил Жанну своей верной подругой, каждый вечер в гостиной Помпадур король встречал какого-нибудь интересного гостя – знаменитого художника или писателя, начинающего талантливого архитектора и многих интеллектуально одаренных персон того времени. Среди них Вольтер, Буше, Монтескье, Бюффон и многие другие знаменитые личности эпохи, общество которых показывало королю насколько многогранна жизнь и сколько в ней всего интересного. С тех пор в лице маркизы начинающие творческие личности находили мощную поддержку, и во многом благодаря ей стали известны миру. Помпадур воспитывала их и по крупицам создавала культуру и искусство Франции.

Влиятельная маркиза не обошла своим вниманием и моду. Страсть к потрясающим туалетам, роскошным прическам, постоянные поиски новинок и эксперименты с внешностью приводили к тому, что фаворитка задавала моду всей Франции! Ей подражали знатные дамы, открытые маркизой новинки в области парикмахерского искусства получали широкое распространение, придуманные фасоны платьев находили свое воплощение в известных модных домах. Маркиза любила вещи в стиле «a la reine», то есть в королевском стиле. Она не могла обойти своим вниманием и предметы интерьера, например, именно мадам де Помпадур принадлежит идея кружевом. Деятельная натура Жанны ни на минуту не останавливалась на достигнутом.

Сфера строительства также не осталась незатронутой активной мадам. За время своего «неофициального» правления страной, маркиза успела приобрести невероятно большое количество недвижимости. Каждое здание она с любовью преображала в соответствии со своими вкусами. Кроме того, дворцы и загородные дома Людовика также претерпели изменения под руководством великолепной маркизы. Если на очередную задумку Помпадур не хватало денег, она продавала одно из созданных ею творений и с пылом принималась за новое.

Жанна явно превосходила всех предыдущих зазноб короля, и это сильно укрепило ее позиции при дворе, поэтому все изменения в стране, в том числе с казной короля она проводила без лишней скромности. В течение 20 лет активной деятельности при дворе, только 5 из них Помпадур делила ложе с королем, остальные годы эта удивительная женщина была верным другом королю и его главным советчиком.

Материал подготовила Сережина Екатерина.