Ян Стивенсон, доктор медицинских наук (умер в 2007 году), был главой кафедры психиатрии медицинского факультета в Университете штата Вирджиния.

Ему было присвоено почетное звание профессора психиатрии в этом университете. В течение сорока лет, д-р Стивенсон исследовал детей, которые спонтанно вспоминали свои прошлые жизни и эти воспоминания имели фактические подтверждения.

Он решил изучать только детей, так как считал, что дети вряд ли могут сфабриковать такие воспоминания. В общей сложности, д-р Стивенсон изучили около 2500 детей , сообщавших о своих воспоминаниях прошлой жизни.

Примерно в 1200 из этих случаев, доктор Стивенсон смог объективно подтвердить воспоминания ребенка.

Большинство случаев, изученных Стивенсоном, были из Азии, Индии и других местностей, где распространено учение о реинкарнации.

В тех местах, где реинкарнация не является общепринятой системой убеждений, предполагается, что попытки выражения ребенком воспоминаний о своих прошлых жизнях могут подавляться родителями.

Исследования показали, что случаи детских воспоминаний имеют следующие общие особенности.

Исследования Яна Стивенсона: характерные особенности детских воспоминаний о прошлой жизни

1. Ребенок описывает свою прошлую жизнь

1. Как только ребенок начинает говорить, он начинает описывать свою прошлую жизнь. Часто дети заявляют, что его или ее имя отличается от того имени, которое им дают их биологические родители.

Ребенок утверждает, что его нынешняя семья не является его истинной семьей, а его настоящая семья живет в другом городе или деревне.

Ребенок вспоминает имена членов своей прежней семьи и географическое положение его проживания в прошлой жизни. Дети могут описать предметные подробности их дома и окрестностей из своих прошлых жизней.

2. Ребенок помнит подробности своей смерти в прошлой жизни

Приблизительно в 50% исследованных доктором Стивенсоном случаях вспоминания детьми своей прошлой инкарнации,

Доктор Стивенсон обнаружил, что те, кто погибли от ранения ножом или от пули, рождались в новой реинкарнации с родинками или шрамами в местах ранений.

В современной жизни, ребенок мог иметь фобии, связанные с причиной смерти из прошлой жизни.

3. Ребенок узнает родственников с прошлой жизни

На основании информации, предоставленной ребенком его биологическим родственникам, могла быть найдена его семья из прежнего воплощения. Когда ребенок встречает свою прежнюю семью в первый раз, он может назвать имена членов семьи и уровень родственных отношений.

Часто малышу известны семейные тайны, которые могли быть известны только членам его семьи из прежней инкарнации. В конечном счете, семья из прошлой жизни часто признаёт ребенка, как реинкарнацию их умершего родственника.

Биологические родители ребенка в его текущем воплощении часто испытывают страх, что ребёнок может покинуть их ради семьи из прежнего воплощения, так как взаимное притяжение к членам прежней семьи очень сильно.

Этот страх, однако, оказывается неоправданным, так как связь ребенка с современной семьей достаточно крепка.

Хотя, у ребенка, обычно, продолжаются также и длительные взаимоотношения с семьей из его прошлой жизни.

4. Талант из прошлой жизни

Персональные черты и предпочтения, привычки и манера поведения часто передаются из одной инкарнации в другую.

Таланты из прошлой жизни продолжают существовать в современном воплощении. Таким образом, реинкарнация объясняет вундеркиндов.



5. Пол в новом воплощении обычно остается прежним

В 90% исследованных доктором Яном Стивенсоном случаев, ребенок возвращался того же пола, как и в прошлой жизни. Таким образом, в десяти процентах случаев, пол изменялся при переходе из одной жизни в другую.

Наблюдение, что пол изменяется только в 10 процентах случаев реинкарнации, приносит понимание по вопросам гомосексуализма, транссексуалов, трансексуализма и гендерной идентичности.

6. Физическое сходство может наблюдаться от одного воплощения к другому

Исследования Стивенсона показывают, что физическая внешность может быть похожей из воплощения к воплощению. Два уникальных случая, когда исследования продолжались в течение 20-30 лет наглядно показывают, как черты лица могут наследоваться от одной жизни к другой так, как у Сюзанны Ганем и Даниэлы Джурди.

Ян Стивенсон изучал Сюзанну Ганем в конце 60-х и Даниэлу Джурди в начале 70-х, когда они были ещё маленькими детьми. Фотографии этих женщин из их прошлых воплощений были доступны.

Стивенсон снова посетил Сюзанну и Даниэлу в 1998 году и обнаружил, что эти две женщины, на тот момент взрослые, имели черты лица полностью схожие с их прошлыми воплощениями. Эти случаи были описаны в книге Тома Шродера «Старые души».

Два других изученные Стивенсоном случая реинкарнации, у которых также фото для сравнения были доступны, показывают похожие черты лица у бирманских близнецов.

В его книге «На перекрестке реинкарнации и биологии» (Where Reincarnation and Biology Intersect,1997), Доктор Стивенсон советует будущим исследователям «проводить систематические исследования сходства черт лица у субъектов исследования с их предыдущим воплощениями».

7. Планирование жизни в новом воплощении. Отношения возобновляются при реинкарнации

Как отмечалось ранее, в исследованиях Стивенсона были два случая, с физическим сходством при реинкарнации в Бирме двух близнецов, которые были сестрами в прошлых жизнях. Иначе говоря, две сестры вновь воплотились в девочек-близнецов.

Такой пример показывает, что души могут планировать свои новые воплощения таким образом, чтобы снова быть вместе со своими близкими.

Этот случай с близнецами был частью исследования 31 пары близнецов (62 человека), проведенного Яном Стивенсоном. Прошлые жизни этих людей были объективно подтверждены. В 100% этих случаев близнецы имели близкие отношения в прошлых жизнях.

Эти цифры ясно показывают, что души могут планировать свои новые воплощения так, чтобы воссоединиться со своими близкими после реинкарнации.

8. Вещие сны

В 22% случаях, исследованных Стивенсоном, имели место вещие сны. Обычно, душа, которая готовится воплотиться в семью, посылает сон , в котором предвещает о своей будущей реикарнации. Чаще всего этот сон видит будущая мама.

После рождения ребенка, тот, кому приснился сон, понимает, что именно о рождении ребенка сообщал сон.

Вещие сны, также как и взаимоотношения, возобновляющиеся при реинкарнации, показывают, что души на самом деле могут

Другими словами, вещие сны — это еще один способ, посредством которого можно увидеть работу духовной составляющей человека в случаях реинкарнации.

Достижения в области исследований реинкарнации: вклад Яна Стивенсона

Мир в огромном долгу перед доктором Стивенсоном за ту важную работу, которую он проделал за время своей профессиональной деятельности.

Институт интеграции науки, интуиции и Духа (IISIS) надеется использовать его вклад и, в качестве жеста уважения и признания, посмертно присвоил ему Награду по реинкарнационным исследованиям (Reincarnation Research IISIS Award).

Мы предлагаем Вам познакомиться с книгами, которые являются основой иного миропонимания и природы Вашей перевоплощающейся и развивающейся (надеемся, что и для Вас это так) души. Поскольку в Вашей жизни теперь есть место для бессмертия, стоит рассмотреть получше Ваше участие в Вашем духовном развитии в событиях повседневности. Тогда жизнь обретет смысл.

Прежде всего, это книги двух основоположников регрессионной терапии – Майкла Ньютона и Долорес Кэннон . Затем мы предлагаем Вам небольшую, но очень глубокую книгу всемирно известного экзистенциального психотерапевта Виктора Франкла «Сказать жизни «Да!»: Психолог в концлагере». В конце этой книги напечатана сценическая пьеса, или Метафизическая конференция «Синхронизация в Биркенвальде». Эта послевоенная пьеса потрясающе прямо говорит о реинкарнации в обход официальной научной парадигме тех времён. И если Вы прагматично относитесь к воспитанию детей, то книга Кэрол Боумэн о прошлых жизнях детей Вам нужна как методичка по правильному поведению при появлении фактов воспоминаний о прошлом у Ваших детей или внуков. В ней же Вы найдёте упоминание о всё ещё не переведённых на русский язык работах исследователя реинкарнаций психиатра Яна Стивенсона . Книга Сильвии Браун удивительно искренна, и при «полулюбительском» формате описания содержит весьма профессиональные открытия, например, о морфологическом резонансе. Брайан Вайсс , осторожный профессиональный психиатр и гипнолог, подошёл к описанию реинкарнаций и исцеления с точки зрения обучения и учительства. Раймонд Моуди , психиатр и один из основателей области исследования околосмертного опыта (Near Death Experience - NDE) и научного исследования опытов сохранения сознания вне тела. Трудно найти ищущего, который бы не слышал его имени и не прочитал хотя бы одну его книгу. Книга Кевина Тодеши о знаменитом «спящем пророке» Эдгаре Кэйси , его исследованиях семейной кармы, брака и отношений между родителями и детьми. И, наконец, высший методологический взгляд на смысл повторных воплощений – в книге Шри Ауробиндо (пока только на английском, на радость читающим на этом языке) «The Problem of Rebirth» (Проблема повторного воплощения). Она в основном повествует о видах кармы и перевоплощении.

Большая часть книг, предложенных для ознакомления, есть в бумажном варианте, и их, конечно, удобнее читать, чтобы возвращаться к важным местам, подчёркивать и делать закладки. Мы благодарны тем интернет-ресурсам, которые держат в свободном доступе ознакомительные варианты книг.

Скачать книги по регрессии и реинкарнации

Здесь можно скачать файлы книг. В квадратных скобках указан формат файла книги.

  • [ PDF ]
  • [ PDF ]
  • [ DOC ]
  • [ DOC ]
  • [ DOC ]
  • [ RTF ]
  • [ DOCX ]
  • [ DOCX ]

В конце 1950-х годов ХХ века психиатр Ян Стивенсон (1918-2007) из медицинского колледжа в Шарлотсвилле, Виргиния, занялся поиском ответов на вопрос о памяти прошлых существований.

Он начал изучать отчеты о реинкарнации с использованием систематической научной процедуры.

Даже его критики не могли не признать тщательность, с которой контролировались им использовавшиеся методы, и сознавали, что любая критика его небесспорных открытий должна была бы следовать не менее строгому методу.

Результаты первоначальных исследований д-ра Стивенсона были опубликованы в 1960 году в Соединенных Штатах, а год спустя в Англии. Он внимательно изучил сотни случаев, где утверждалось о наличии воспоминаний о предыдущих рождениях. Протестировав эти примеры по своим научным критериям, он сократил число пригодных случаев всего до двадцати восьми.

Но у этих случаев имелся ряд общих сильных черт: все субъекты помнили, что были определенными людьми и проживали в определенных местах задолго до своего рождения. К тому же факты, которые они предъявляли, могли быть непосредственно подтверждены или опровергнуты путем независимой экспертизы.

Один из сообщаемых им случаев касался юного японского мальчика, который с очень раннего возраста настойчиво утверждал, что прежде он был мальчиком по имени Тодзо, чей отец, фермер, жил в деревушке Ходокубо.

Мальчик объяснял, что в предыдущей жизни, когда он — в качестве Тодзо — был еще маленьким, его отец умер; вскоре после этого его мать снова вышла замуж. Однако всего через год после этой свадьбы Тодзо тоже умер — от оспы. Ему было всего шесть лет.

Вдобавок к этой информации мальчик дал подробное описание дома, в котором жил Тодзо, внешности его родителей и даже его похорон. Создавалось впечатление, что речь шла о подлинных воспоминаниях из прошлой жизни.

Чтобы проверить его утверждения, мальчика привезли в деревню Ходокубо. Обнаружилось, что его прежние родители и другие упомянутые люди, несомненно, жили здесь в прошлом. К тому же деревня, в которой он никогда раньше не был, ему была явно знакома.

Без какой-либо помощи он привел своих спутников в свой бывший дом. Оказавшись на месте, он обратил их внимание на магазин, которого, по его словам, не существовало в его предыдущей жизни. Подобным же образом он указал на дерево, которое было ему незнакомо и которое, очевидно, выросло с тех пор.

Проведенное расследование быстро подтвердило, что оба эти утверждения соответствовали действительности. Его свидетельства до посещения Ходокубо составили общим счетом шестнадцать четких и конкретных заявлений, которые можно было проверить. Когда их проверили, все они оказались правильными.

В своей работе д-р Стивенсон особенно подчеркивал свое высокое доверие к свидетельствам детей. Он считал, что они не только гораздо менее подвержены сознательным или неосознанным иллюзиям, но и вряд ли могли прочитать или услышать о событиях в прошлом, которые они описывают.

Стивенсон продолжил свои исследования и в 1966 году опубликовал первое издание своей авторитетной книги «Двадцать случаев, которые свидетельствуют о реинкарнации». К этому времени он лично уже изучил почти 600 случаев, которые лучше всего, казалось, объяснялись реинкарнацией.

Восемь лет спустя он выпустил второе издание этой книги; к тому времени общее число изученных случаев выросло вдвое и составило примерно 1200. Среди них он нашел такие, которые, по его мнению, «не просто внушают мысль о реинкарнации; они, похоже, дают весомые свидетельства в ее пользу».

Случай Имада Элавара

Д-р Стивенсон услышал о случае воспоминаний о прошлых жизнях у одного мальчика, Имада Элавара, проживавшего в небольшой ливанской деревушке в районе поселений друзов (религиозная секта в горных районах Ливана и Сирии).

Хотя и считается, что друзы находятся в рамках исламского влияния, они на самом деле имеют большое число очень разных верований, одним из которых является вера в реинкарнацию. Возможно, как результат этого в общине друзов отмечаются многочисленные случаи воспоминаний о прошлых существованиях.

До того как Имад достиг двухлетнего возраста, он уже начал говорить о предыдущей жизни, которую он провел в другой деревушке, под названием Хриби, также поселении друзов, где, по его утверждению, был членом семьи Бухамзи. Он часто упрашивал родителей свозить его туда. Но его отец отказывался и считал, что он фантазирует. Мальчик скоро научился избегать говорить на эту тему в присутствии отца.

Имад сделал целый ряд заявлений о своей прошлой жизни. Он упоминал красивую женщину по имени Джамиле, которую он очень любил. Говорил о своей жизни в Хриби, о том удовольствии, которое испытывал, охотясь со своей собакой, о своей двустволке и своей винтовке, которые, поскольку он не имел права их хранить, ему приходилось прятать.

Он описал, что у него была маленькая желтая машина и что он пользовался и другими машинами, которые были у семьи. Он также упомянул о том, что был очевидцем дорожного происшествия, во время которого на его двоюродного брата наехал грузовик, нанеся ему такие увечья, что тот вскоре умер.

Когда в конце концов было проведено расследование, оказалось, что все эти утверждения были достоверны.

Весной 1964 года д-р Стивенсон совершил первую из нескольких поездок в этот горный регион, чтобы поговорить с юным Имадом, которому в ту пору было пять лет.

Прежде чем посетить «родную» деревню, Имад высказал в общем итоге сорок семь четких и определенных утверждений относительно своей предыдущей жизни. Д-р Стивенсон желал самолично проверить достоверность каждого, а потому решил как можно скорее свозить Имада в селение Хриби.

Уже через несколько дней это оказалось возможно; они вместе отправились за двадцать миль в деревню по дороге, по которой редко кто ездил и которая то и дело петляла в горах. Как и на большей части территории Ливана, оба селения имели хорошее сообщение со столицей, Бейрутом, находящимся на побережье, но между самими селениями, из-за плохой дороги, проходившей по пересеченной местности, не было никакого регулярного движения транспорта.

Приехав в селение, Имад сделал еще шестнадцать заявлений на месте: он высказался неопределенно в одном, ошибся в другом, но оказался прав в остальных четырнадцати. А из этих четырнадцати заявлений двенадцать касались очень личных происшествий или комментариев по поводу его предыдущей жизни. Весьма маловероятно, чтобы эти сведения могли быть получены не от семьи, а из какого-то другого источника.

Несмотря на то что Имад так и не назвал имя, которое он носил в своей предыдущей жизни, единственной фигурой в семействе Бухамзи, которой соответствовали — и соответствовали весьма точно — эти сведения, был один из сыновей, Ибрагим, умерший от туберкулеза в сентябре 1949 года. Он был близким другом двоюродного брата, который погиб при наезде на него грузовика в 1943 году. Он также любил красивую женщину Джамиле, которая уехала из селения после его смерти.

Находясь в деревне, Имад припомнил еще некоторые подробности своей прежней жизни в качестве члена семьи Бухамзи, впечатляющие как своим характером, так и своей достоверностью. Так, он правильно указал, где он, в бытность Ибрагимом Бухамзи, держал свою собаку и как она была привязана. И то, и другое не являлось очевидным ответом.

Он также правильно идентифицировал «свою» постель и описал, как она выглядела в прошлом. Также он показал, где Ибрагим хранил свое оружие. Кроме того, он сам узнал и правильно назвал по имени сестру Ибрагима, Худу. Он также без подсказок узнал и назвал брата, когда ему была показана фотографическая карточка.

Убедителен был диалог, который произошел у него с «его» сестрой Худой. Она спросила Имада: «Ты что-то сказал, перед тем как умереть. Что это было?» Имад ответил: «Худа, позови Фуада». Это было действительно так: Фуад незадолго до этого вышел, а Ибрагим захотел снова его увидеть, но почти сразу же умер.

Если между юным Имадом и пожилой Худой Бухамзи не было тайного сговора — а это казалось почти невозможным, если учесть внимательное наблюдение со стороны д-ра Стивенсона, — то трудно представить себе какой-либо иной способ, как Имад мог узнать об этих последних словах умирающего, кроме одного: что Имад и в самом деле был реинкарнацией покойного Ибрагима Бухамзи.

В действительности этот случай даже более весом: из сорока семи утверждений, высказанных Имадом о своей прошлой жизни, только три оказались ошибочными. От такого рода свидетельств трудно отмахнуться.

Можно было бы возразить, что этот случай имел место в обществе, в котором культивируется вера в реинкарнацию, а потому, как можно было бы ожидать, поощряются фантазии незрелых умов в этом направлении.

Понимая это, д-р Стивенсон сообщает об отмеченном им любопытном моменте: реминисценции о прошлых жизнях встречаются не только в тех культурах, в которых реинкарнация признается, но и в тех, где она не признается — или, во всяком случае, не признается официально.

Он, к примеру, расследовал около тридцати пяти случаев в Соединенных Штатах; такие же случаи имеются в Канаде и Великобритании. К тому же, как он указывает, такие случаи встречаются и в Индии в среде мусульманских семей, которые никогда не признавали реинкарнацию.

Едва ли нужно подчеркивать, что это исследование имеет довольно важные последствия для научных и медицинских знаний о жизни. Тем не менее, каким бы очевидным ни казалось это утверждение, его будут категорически отрицать во многих кругах.

Реинкарнация составляет прямой вызов современным положениям о том, что являет собой человек, — положениям, исключающим все, что нельзя взвесить, измерить, разъять или выделить в чашке Петри или на предметном стекле микроскопа.

Д-р Стивенсон как-то сказал телевизионному продюсеру Джефри Иверсону:

«Науке следует уделять гораздо больше внимания имеющимся у нас данным, указывающим на жизнь после смерти. Свидетельства эти впечатляющи и происходят из разных источников, если посмотреть честно и беспристрастно.

Господствующая теория утверждает, что когда умирает ваш мозг, то погибает и ваше сознание, ваша душа. В это так свято верят, что ученые перестают видеть, что это всего лишь гипотетическое предположение и нет никакой причины, почему бы сознание не должно было пережить смерть мозга».

В конце 1950-х годов ХХ века психиатр Ян Стивенсон (1918-2007) из медицинского колледжа в Шарлотсвилле, Виргиния, занялся поиском ответов на вопрос о памяти прошлых существований.

Он начал изучать отчеты о реинкарнации с использованием систематической научной процедуры.

Даже его критики не могли не признать тщательность, с которой контролировались им использовавшиеся методы, и сознавали, что любая критика его небесспорных открытий должна была бы следовать не менее строгому методу.

Результаты первоначальных исследований д-ра Стивенсона были опубликованы в 1960 году в Соединенных Штатах, а год спустя в Англии. Он внимательно изучил сотни случаев, где утверждалось о наличии воспоминаний о предыдущих рождениях. Протестировав эти примеры по своим научным критериям, он сократил число пригодных случаев всего до двадцати восьми.

Но у этих случаев имелся ряд общих сильных черт: все субъекты помнили, что были определенными людьми и проживали в определенных местах задолго до своего рождения. К тому же факты, которые они предъявляли, могли быть непосредственно подтверждены или опровергнуты путем независимой экспертизы.

Один из сообщаемых им случаев касался юного японского мальчика, который с очень раннего возраста настойчиво утверждал, что прежде он был мальчиком по имени Тодзо, чей отец, фермер, жил в деревушке Ходокубо.

Мальчик объяснял, что в предыдущей жизни, когда он - в качестве Тодзо - был еще маленьким, его отец умер; вскоре после этого его мать снова вышла замуж. Однако всего через год после этой свадьбы Тодзо тоже умер - от оспы. Ему было всего шесть лет.

Вдобавок к этой информации мальчик дал подробное описание дома, в котором жил Тодзо, внешности его родителей и даже его похорон. Создавалось впечатление, что речь шла о подлинных воспоминаниях из прошлой жизни.

Чтобы проверить его утверждения, мальчика привезли в деревню Ходокубо. Обнаружилось, что его прежние родители и другие упомянутые люди, несомненно, жили здесь в прошлом. К тому же деревня, в которой он никогда раньше не был, ему была явно знакома.

Без какой-либо помощи он привел своих спутников в свой бывший дом. Оказавшись на месте, он обратил их внимание на магазин, которого, по его словам, не существовало в его предыдущей жизни. Подобным же образом он указал на дерево, которое было ему незнакомо и которое, очевидно, выросло с тех пор.

Проведенное расследование быстро подтвердило, что оба эти утверждения соответствовали действительности. Его свидетельства до посещения Ходокубо составили общим счетом шестнадцать четких и конкретных заявлений, которые можно было проверить. Когда их проверили, все они оказались правильными.

В своей работе д-р Стивенсон особенно подчеркивал свое высокое доверие к свидетельствам детей. Он считал, что они не только гораздо менее подвержены сознательным или неосознанным иллюзиям, но и вряд ли могли прочитать или услышать о событиях в прошлом, которые они описывают.


Стивенсон продолжил свои исследования и в 1966 году опубликовал первое издание своей авторитетной книги «Двадцать случаев, которые свидетельствуют о реинкарнации». К этому времени он лично уже изучил почти 600 случаев, которые лучше всего, казалось, объяснялись реинкарнацией.

Восемь лет спустя он выпустил второе издание этой книги; к тому времени общее число изученных случаев выросло вдвое и составило примерно 1200. Среди них он нашел такие, которые, по его мнению, «не просто внушают мысль о реинкарнации; они, похоже, дают весомые свидетельства в ее пользу».

Случай Имада Элавара

Д-р Стивенсон услышал о случае воспоминаний о прошлых жизнях у одного мальчика, Имада Элавара, проживавшего в небольшой ливанской деревушке в районе поселений друзов (религиозная секта в горных районах Ливана и Сирии).

Хотя и считается, что друзы находятся в рамках исламского влияния, они на самом деле имеют большое число очень разных верований, одним из которых является вера в реинкарнацию. Возможно, как результат этого в общине друзов отмечаются многочисленные случаи воспоминаний о прошлых существованиях.

До того как Имад достиг двухлетнего возраста, он уже начал говорить о предыдущей жизни, которую он провел в другой деревушке, под названием Хриби, также поселении друзов, где, по его утверждению, был членом семьи Бухамзи. Он часто упрашивал родителей свозить его туда. Но его отец отказывался и считал, что он фантазирует. Мальчик скоро научился избегать говорить на эту тему в присутствии отца.

Имад сделал целый ряд заявлений о своей прошлой жизни. Он упоминал красивую женщину по имени Джамиле, которую он очень любил. Говорил о своей жизни в Хриби, о том удовольствии, которое испытывал, охотясь со своей собакой, о своей двустволке и своей винтовке, которые, поскольку он не имел права их хранить, ему приходилось прятать.

Он описал, что у него была маленькая желтая машина и что он пользовался и другими машинами, которые были у семьи. Он также упомянул о том, что был очевидцем дорожного происшествия, во время которого на его двоюродного брата наехал грузовик, нанеся ему такие увечья, что тот вскоре умер.

Когда в конце концов было проведено расследование, оказалось, что все эти утверждения были достоверны.

Весной 1964 года д-р Стивенсон совершил первую из нескольких поездок в этот горный регион, чтобы поговорить с юным Имадом, которому в ту пору было пять лет.

Прежде чем посетить «родную» деревню, Имад высказал в общем итоге сорок семь четких и определенных утверждений относительно своей предыдущей жизни. Д-р Стивенсон желал самолично проверить достоверность каждого, а потому решил как можно скорее свозить Имада в селение Хриби.

Уже через несколько дней это оказалось возможно; они вместе отправились за двадцать миль в деревню по дороге, по которой редко кто ездил и которая то и дело петляла в горах. Как и на большей части территории Ливана, оба селения имели хорошее сообщение со столицей, Бейрутом, находящимся на побережье, но между самими селениями, из-за плохой дороги, проходившей по пересеченной местности, не было никакого регулярного движения транспорта.

Приехав в селение, Имад сделал еще шестнадцать заявлений на месте: он высказался неопределенно в одном, ошибся в другом, но оказался прав в остальных четырнадцати. А из этих четырнадцати заявлений двенадцать касались очень личных происшествий или комментариев по поводу его предыдущей жизни. Весьма маловероятно, чтобы эти сведения могли быть получены не от семьи, а из какого-то другого источника.

Несмотря на то что Имад так и не назвал имя, которое он носил в своей предыдущей жизни, единственной фигурой в семействе Бухамзи, которой соответствовали - и соответствовали весьма точно - эти сведения, был один из сыновей, Ибрагим, умерший от туберкулеза в сентябре 1949 года. Он был близким другом двоюродного брата, который погиб при наезде на него грузовика в 1943 году. Он также любил красивую женщину Джамиле, которая уехала из селения после его смерти.

Находясь в деревне, Имад припомнил еще некоторые подробности своей прежней жизни в качестве члена семьи Бухамзи, впечатляющие как своим характером, так и своей достоверностью. Так, он правильно указал, где он, в бытность Ибрагимом Бухамзи, держал свою собаку и как она была привязана. И то, и другое не являлось очевидным ответом.


Он также правильно идентифицировал «свою» постель и описал, как она выглядела в прошлом. Также он показал, где Ибрагим хранил свое оружие. Кроме того, он сам узнал и правильно назвал по имени сестру Ибрагима, Худу. Он также без подсказок узнал и назвал брата, когда ему была показана фотографическая карточка.

Убедителен был диалог, который произошел у него с «его» сестрой Худой. Она спросила Имада: «Ты что-то сказал, перед тем как умереть. Что это было?» Имад ответил: «Худа, позови Фуада». Это было действительно так: Фуад незадолго до этого вышел, а Ибрагим захотел снова его увидеть, но почти сразу же умер.

Если между юным Имадом и пожилой Худой Бухамзи не было тайного сговора - а это казалось почти невозможным, если учесть внимательное наблюдение со стороны д-ра Стивенсона, - то трудно представить себе какой-либо иной способ, как Имад мог узнать об этих последних словах умирающего, кроме одного: что Имад и в самом деле был реинкарнацией покойного Ибрагима Бухамзи.

В действительности этот случай даже более весом: из сорока семи утверждений, высказанных Имадом о своей прошлой жизни, только три оказались ошибочными. От такого рода свидетельств трудно отмахнуться.

Можно было бы возразить, что этот случай имел место в обществе, в котором культивируется вера в реинкарнацию, а потому, как можно было бы ожидать, поощряются фантазии незрелых умов в этом направлении.

Понимая это, д-р Стивенсон сообщает об отмеченном им любопытном моменте: реминисценции о прошлых жизнях встречаются не только в тех культурах, в которых реинкарнация признается, но и в тех, где она не признается - или, во всяком случае, не признается официально.

Он, к примеру, расследовал около тридцати пяти случаев в Соединенных Штатах; такие же случаи имеются в Канаде и Великобритании. К тому же, как он указывает, такие случаи встречаются и в Индии в среде мусульманских семей, которые никогда не признавали реинкарнацию.

Едва ли нужно подчеркивать, что это исследование имеет довольно важные последствия для научных и медицинских знаний о жизни. Тем не менее, каким бы очевидным ни казалось это утверждение, его будут категорически отрицать во многих кругах.

Реинкарнация составляет прямой вызов современным положениям о том, что являет собой человек, - положениям, исключающим все, что нельзя взвесить, измерить, разъять или выделить в чашке Петри или на предметном стекле микроскопа.

Д-р Стивенсон как-то сказал телевизионному продюсеру Джефри Иверсону:

«Науке следует уделять гораздо больше внимания имеющимся у нас данным, указывающим на жизнь после смерти. Свидетельства эти впечатляющи и происходят из разных источников, если посмотреть честно и беспристрастно.

Господствующая теория утверждает, что когда умирает ваш мозг, то погибает и ваше сознание, ваша душа. В это так свято верят, что ученые перестают видеть, что это всего лишь гипотетическое предположение и нет никакой причины, почему бы сознание не должно было пережить смерть мозга».

Николай Викторович Левашов впервые чётко и однозначно объяснил, что такое Душа, и что такое Человек. Собственно Человеком является не физическое тело, а совокупность, система из нескольких материальных тел, называемых в народе «тонкими телами». В эзотерической литературе (пустой и ненужной) эту совокупность «тонких тел» называют Сущностью, Душой, Духом, Лотосом, «Высшим Я» и т.д. Сущность (Душа) периодически воплощается в физические тела для ускорения своего развития. Отсюда и термин «духовное развитие». На время воплощения физическое тело становится частью Сущности. Сущности автоматически воплощаются в физические тела до тех пор, пока не достигнут достаточно высокого уровня развития, при котором будут способны оценивать необходимость воплощения и сознательно управлять этим процессом. Такой уровень развития предполагает наличие пяти хорошо развитых тонких тел: эфирного, астрального и трёх ментальных. При этом заканчивается т.н. «земной этап» эволюционного развития Сущности, и начинается т.н. «космический этап». Процесс периодического воплощения Сущности в физические тела и называется реинкарнацией.

Сущности тысячи раз воплощаются в физические тела в течение сотен тысяч и миллионов лет. Необходимость воплощений обуславливается тем, что на начальных этапах развития усиленное «питание» Сущности возможно только в физических телах. А усиленное «питание» Сущности (Души) – это и есть «духовное развитие», благодаря которому Человек может жить и развиваться миллионы лет. Что случается с Сущностями людей, которые не уделяли время своему духовному развитию, можно узнать из книги Светланы Левашовой «Откровение» , в которой она впервые чётко и понятно описала многие параметры и особенности «того света».

Для подтверждения того, что Человек неоднократно перевоплощается в физические тела, Николай Викторович во 2-м томе книги «Сущность и Разум» , в Главе 8. Природа жизни после смерти, приводит свидетельство доктора медицины Яна Стивенсона , описывающего случай с Несиром Унлютаскиряном из Турции, помнившим своё предыдущее воплощение (Ian Stevenson, M.D., «Where Reincarnation and Biology Intersect», p. 48-49) :

«Несир Унлютаскирян родился в 1951 году в Адане, Турция. Ещё до его рождения, его матери приснился сон, в котором появился незнакомый человек с кровоточащими ранами. Сначала, она не могла объяснить себе этот сон, но после рождения сына, сон приобрёл некоторый смысл. Несир родился с семью родимыми пятнами. Некоторые из них были более ярко выражены, чем другие, несколько почти полностью исчезли, когда я впервые обследовал Несира в возрасте тринадцати лет. Несир поздно начал говорить и позже, по сравнению с другими случаями, стал говорить о своей предыдущей жизни. Когда ему исполнилось шесть лет он стал говорить своей матери о том, что он имеет детей и просил отвести его к ним. Он утверждал, что он жил в городе Мерсин (приблизительно, восемьдесят километров от Адана). Он также утверждал, что его звали Несир, и что он был зарезан. Несир в деталях описал, как он был убит и указал, где ему были нанесены удары ножом.

Вначале его родители не придавали значения его заявлениям, которые они находили любопытными. Ситуация изменилась, когда Несиру исполнилось двенадцать лет. Его мать повезла его познакомить со своим отцом, который был тогда живой и жил со своей второй женой в деревне неподалёку от города Мерсин. Несир никогда не видел вторую жену своего дедушки, но немедленно узнал её и утверждал, что знал её в своей прошлой жизни, когда он жил в городе Мерсин. Она подтвердила, что знала в Мерсине человека по имени Несир Будак и подтвердила точность всех его слов. После этого Несир ещё больше захотел поехать в город Мерсин, и его дедушка отвёз его туда. Там он узнал нескольких родственников Несира Будак. И они все подтвердили точность фактов из жизни Несира Будак в рассказах Несира.

Несир Будак был вспыльчивым человеком, особенно когда бывал пьяным. Однажды он спровоцировал драку с человеком, который, будучи тоже пьяным, ударил его несколько раз ножом. Несир Будак потерял сознание на улице и был доставлен в больницу, в которой ему оказали помощь и описали его раны. Но, тем не менее, на следующий день он умер. Самым удивительным было заявление Несира о том, что однажды он ударил «свою» (Несир Будак) жену в ногу, после чего у неё образовался шрам. Вдова Несира Будак всё это подтвердила и, пригласив в соседнюю комнату несколько женщин, показала им шрам на бедре. При всём этом, Несир испытывал много чувств к детям Несира Будак и обнаружил сильную привязанность к его вдове. Удивительно и то, что он ревновал её ко второму мужу и пытался уничтожить его фотографии. Все шесть родимых пятен у Несира точно соответствуют расположению ран на теле Несира Будак и подтверждаются медицинскими документами, как и во всех остальных случаях, которые я исследовал…»

Таким образом, свидетельство Яна Стивенсона , канадско-американского биохимика и психиатра, изучавшего наличие у детей информации о прошлых жизнях, является весомым доказательством существования реинкарнации . И таких доказательств тысячи! Ян Стивенсон в 1974 году выпустил книгу , а мы здесь предлагаем вам пару документальных фильмов о работе Яна Стивенсона…

Доктор Ян Стивенсон и исследование реинкарнаций

Ян Стивенсон: Научные доказательства перевоплощений

Предлагаем вашему вниманию ещё две статьи, в которых абсолютно достоверно описан опыт маленьких детей, хорошо помнивших свои прошлые воплощения. Дети предоставили взрослым неоспоримую информацию о том, что они действительно в прошлых жизнях были теми, на кого указали. Нам эти материалы важны только в качестве фактической информации, т.е. документальных подтверждений того, что перевоплощение Сущностей существует…

Дух погибшего при взрыве сержанта вселился в четырёхлетнего мальчика

Мать четырёхлетнего ребёнка утверждает, что в её сына вселился дух покойного сержанта морской пехоты США, который погиб в 1983-м году в Бейруте во время бомбардировки казармы.

Военнослужащий морской пехоты США, сержант Вал Льюис (Val Lewis) , погиб в результате бомбардировки казармы 23 октября 1983 года в Бейруте, Ливан.

По необъяснимым причинам его смерть помнит четырёхлетний Эндрю из города Виргиния-Бич, штат Виргиния, сообщает WTKR .

По словам матери мальчика, Мишель Лукас (Michele Lucas) , Эндрю считает, что 23-го октября в казарме погиб он.

«Он помнит этот день, как день своей смерти, – рассказывает Мишель. – В какой-то момент он начинает плакать и истерически кричать, а когда спрашиваю у него, что случилось, он со слезами на глазах задаёт один и тот же вопрос: “Почему ты позволила мне умереть в этом огне?” Его, как и меня, очень пугают эти приступы. Он боится сам и пугает меня…»

Женщина говорит, что её сын также вспоминает события, о которых не могут знать дети его возраста.

«Я начала расспрашивать его, чтобы узнать о его воспоминаниях и Эндрю дал мне очень специфические подсказки, рассказав, что раньше он жил в округе Самтер штата Джорджия. Я попыталась провести собственное расследование, но у меня ничего не получалось до тех пор, пока мне не помогли создатели телешоу “Ghost Inside My Child”. С их помощью мы нашли фотографии морских пехотинцев, погибших в результате взрыва, и посетили могилу сержанта Льюиса в штате Джорджия», – поведала Мишель в интервью местному телеканалу.

Просмотрев снимки, Эндрю правильно назвал имена и фамилии нескольких военнослужащих, указав, что они были его друзьями.

Поведение мальчика на кладбище удивило его семью ещё больше: он подошёл к могиле сержанта Льюиса и возложил цветы к памятнику, а затем вдруг подбежал к соседней могиле морского пехотинца со словами: «Это мой друг».

Мишель надеялась, что поездка на кладбище поможет её сыну избавиться от странных воспоминаний, но, как выяснилось позже, встреча с «сослуживцами» ухудшила ситуацию.

«Около двух недель назад на стене моей комнаты появилась эмблема. Есть ли призрак в моём доме? Есть ли он в моём ребёнке? Я не знаю, но надеюсь, что на мои вопросы смогут ответить экстрасенсы. Таков будет мой следующий шаг», – заключила она.

10-летний мальчик настаивает на том, что он – реинкарнация голливудского актёра 1930-х годов

Немногие, даже работающие в киноиндустрии, люди слышали имя Марти Мартина – не слишком успешного голливудского актёра 1930-х годов, переквалифицировавшегося в агента.

Зато 10-летний американский мальчик по имени Райан Хаммонс знает о жизни и творчестве Мартина всё – до мельчайших подробностей. Мало того, парень в красках и с точностью, достойной профессионального историка, описывает эпоху, в которой жил актёр, включая детали, которые нигде не были описаны. Райан уверяет, что может делать всё это по одной простой причине – он и есть Марти Мартин, вернее, был им в прошлой жизни!

Райан родился в 2005 году в семье баптистов в городе Маскоги (шт. Оклахома). В четыре года у него начались ночные кошмары и его родители не знали, как их остановить. Он часто говорил, что чувствует, как его сердце разрывается, и описывал Голливуд, который находится в нескольких тысячах километрах от Оклахомы. По словам Синди, матери Райана, мальчик говорил в таких случаях абсолютно уверенно, как о хорошо известных фактах.

Через год Райан в первый раз заговорил о своей прошлой жизни. «Он сказал: Мама, мне надо тебе кое-что рассказать. Я раньше был кем-то другим», – рассказала Синди.

Прихожанка баптисткой церкви Синди поначалу отказывалась принимать слова сына всерьёз и ничего не говорила мужу. Но Райан рассказывал всё больше и больше деталей о своём прошлом воплощении, плакал и умолял маму отвезти его «домой» и она сдалась.

«Его “воспоминания” о прошлой жизни были такими подробными и многогранными – ребёнок никак не мог просто выдумать всё это», – сказала Синди.

Райан много рассказывал о Голливуде, о пяти своих браках, о путешествии в Европу, старых домах и карьере – сначала актёра, затем агента.

Заинтригованная Синди отправилась в библиотеку и взяла книги о Голливуде 30-х годов. Она начала листать эти книги вместе с сыном. И вот, на одной из страниц им попался кадр из фильма 1932 года «Ночь за ночью». «Это я», – сказал Райан, ткнув пальцем в одного из актёров. Позже родители выяснили, что этого актёра звали Марти Мартин.

Марти Мартин

Записав странные «воспоминания» сына и вооружившись информацией, которую смогла собрать о Марти Мартине, Синди решилась обратиться к профессионалам. В настоящее время феноменом Райана занимается доктор Джим Такер – известный детский психиатр из Университета Вирджинии, у которого уже есть опыт работы с детьми «с воспоминаниями о прошлых жизнях». Хотя Такеру известны тысячи подобных случаев, он считает Райана особенным. Доктор отмечает необыкновенно детализированные описания мальчика и точные утверждения, связанные с жизнью Мартина. «Если вы просто посмотрите на фотографию этого человека, то вряд ли сможете многое рассказать о его жизни. Однако Райан рассказывает множество подробностей, которые прекрасно вписываются в реальную биографию Мартина».

С помощью доктора Такера родителям Райана удалось связаться с архивом Голливуда, а затем и с одной из дочерей Мартина. Она подтвердила 55 заявлений мальчика, связанных с жизнью своего отца. Райан точно назвал улицу, на которой жил Мартин, имена его детей, братьев, сестёр и бывших жён. Самое потрясающее заявление Райан сделал доктору Такеру во время одного из сеансов. Он сказал, что хотел бы знать, почему Бог решил закончить жизнь Мартина в 61 год и вернуть его в этот мир ребёнком. Это заявление расходилось с биографическими данными – по официальной информации Мартин умер в 59 лет. Однако более внимательное изучение документов показало, что ошибка была в биографии, а Райан был абсолютно прав!

Со временем память Райана, связанная с Мартином, начала блекнуть. Но к этому моменту Такер успел задокументировать этот случай. Он вошёл в книгу доктора наряду с другими 2500 подобными случаями, с которыми ему довелось сталкиваться в своей практике.

Доктор Джим Такер из Шарлоттсвилля (США) – единственный академический учёный в мире, который на протяжении 15 лет исследует рассказы детей о прошлых жизнях, предоставляя таким образом доказательства реинкарнации. Сейчас Такер собрал отдельные случаи из США в новой книге и представляет в ней его собственные гипотезы к научным аспектам, которые могут скрываться за феноменом реинкарнации…

В два года дети помнят свою прошлую жизнь

В течение почти 15-ти лет Такер исследует рассказы детей, которые, как правило, в возрасте между вторым и шестым годом жизни заявляют, что они жили когда-то раньше. Иногда эти дети могут даже описать достаточно подробные детали этих прежних жизней. Очень редко эти ранее скончавшиеся лица являются известными или популярными и часто совсем не известны семьям этих детей. Такер, один из двух ученых мира, изучающих этот феномен, объясняет, что сложность случаев подобного опыта различна. Некоторые из них могут быть легко выявлены, – например, когда ясно, что безобидные рассказы детей происходят в тех семьях, где потеряли близкого родственника. В других случаях, как в случае Райана, логичным является научное объяснение, – говорит Такер, – которое одновременно простое и в то же время удивительное: «Так или иначе, ребёнок помнит