Рассмотрим теперь научно-исследовательскую самостоятельную работу студентов, основной целью которой является повышение профессионально-творческого уровня студентов, совершенствование форм привлечения студенческой молодежи к фундаментальным исследованиям; использование творческого потенциала студентов для решения актуальных проблем современной науки и практики.

Основными задачами самостоятельной научно-исследовательской работы со студентами являются:

1) интеграция учебных занятий, практики и научно-исследовательской работы студентов, основанной на единстве обучения и подготовки студентов к творческому, научному и педагогическому труду;

2) формирование у студентов интереса к научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-исследовательских задач и навыкам работы в научных и педагогических коллективах, создание условий для раскрытия и реализации личностных творческих способностей студенческой молодежи; развитие у студентов творческого и профессионального мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении теоретическим и практическим знаниям;

3) выявление наиболее одаренных и талантливых студентов, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач теории и практики обучения и воспитания, развития науки и подготовка из числа наиболее способных и успевающих студентов резерва научно-педагогических и научных кадров университета;

4) развитие научных межвузовских связей как внутри страны, так и со странами ближнего и дальнего зарубежья и др.

В зависимости от содержания и порядка осуществления все многообразие самостоятельной работы и мероприятий НИРС по их отношению к учебному процессу может быть классифицировано по трем основным видам (рисунок 3).

Рис. 3 Виды научно-исследовательской самостоятельной работы студентов

Основными формами научно-исследовательской работы студентов являются:

Участие в выполнении плановых научно-исследовательских работ университета в рамках лабораторий, кружков научной работы;

Моделирование учебно-воспитательных, социальных и познавательных процессов с учетом изменяющихся условий в образовательных и воспитательных учреждений;

Выполнение заданий исследовательского характера в период практики, при подготовке ВКР;

Разработка научных докладов, сообщений и рефератов по актуальным вопросам педагогической теории и практики, выступление с ними на заседаниях научно-исследовательских кружков, научных семинарах и конференциях, внутривузовских и внешних;

Подготовка научных статей по различным аспектам профессиональной деятельности по специальности студента;


Участие в конкурсах на лучшие студенческие научные работы как в рамках вуза, так на всероссийских и международных конкурсах.

Самостоятельная научно-исследовательская работа студентов организуется и проводится как в учебное, так и во внеучебное время. В учебное время научно - исследовательская работа проводится, как правило, со студентами, успешно обучающимися по учебным или индивидуальным планам. Она может предусматривать также выполнение исследовательских курсовых работ или проектов, выпускных квалификационных работ, других видов учебных занятий, имеющих исследовательский характер. Во внеучебное время научно-исследовательская работа организуется индивидуально или путем участия студентов в работе научных кружков, семинаров, различных научных конференций, научная работа студентов факультета, участие научных работ студентов в различных конкурсах и конференциях, проводимых вне рамок университета.

Особенность организации научной самостоятельной работы является ее комплексный характер, т.е. система научной и учебной работы должна обеспечивать непрерывное участие студентов в научной работе в течение всего периода обучения. Важным принципом комплексной системы НИРС является преемственность ее методов и форм от курса к курсу, от кафедры к кафедре, от одной учебной дисциплины к другой, от одних видов учебных занятий и заданий к другим. При этом необходимо, чтобы сложность и объем приобретаемых студентами знаний, умений и навыков в процессе выполняемой ими научной работы возрастали постепенно. Например, на 1-м и 2-м курсах целью и основным содержанием всей работы должно быть формирование у студентов в ходе общенаучной подготовки перспективных навыков, умений и приобретение простейших знаний, необходимых для выполнения научной работы, обучение основам самостоятельной работы, развитие нестандартного мышления, умение анализировать учебно-воспитательный процесс в теории и практике и др.

Здесь может быть полезна реферативная работа и научные исследования в рамках лабораторных работ, учебной педагогической практики. На 3-м курсе, в ходе психолого-педагогической и специальной подготовки, выполнения небольших самостоятельных исследований и заданий творческого характера, происходит формирование специальных исследовательских навыков, углубление знаний методов, методик, технических средств проведения исследований и обработки результатов. На этом этапе должно стать обязательным участие во внутривузовских конференциях, конкурсах научных работ. В ходе изучения многих дисциплин студенты выполняют курсовые работы.

Усложняются задачи и формы научно-исследовательской работы, увеличивается их объем. Работа приобретает все более ярко выраженный творческий характер. На 4-м и особенно на 5-м курсах дальнейшее формирование, закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, развитие, творческого мышления и подхода к решению конкретных задач, умения самостоятельно принимать и реализовать решения, использование полученных знаний на педагогической практике происходит главным образом в процессе самостоятельной научно-исследовательской работы студентов по индивидуальному заданию. Поэтому необходимо иметь в своем активе участие в конференциях, конкурсах всех уровней, проведение научных исследований под руководством сотрудников университета, всероссийском конкурсе научных работ Минобразования РФ, конкурсах грантов.

Кроме того, одной из форм научной самостоятельной работы в университете является участие студентов в работе со школьниками города в рамках, например, малого математического факультета, малой физической академии и др. Студенты, которые принимают участие в работе малых факультетов, работают, как правило, с одаренными детьми. Под руководством преподавателей они разрабатывают задания для детей, развивают у них специальные способности, развивают интерес к познавательной деятельности.

Организация учебного процесса наиболее эффективна, если она проходить с учетом современных достижений науки, систематического обновления всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий. Особое внимание необходимо обратить на синтез теоретического и практического обучения в этой области с получением конкретных результатов, воплощенных в самостоятельные научные работы, статьи, апробированные технологии, выполненные, естественно, с поправкой на возраст авторов.

Разработка плана по специальности ведется совместно кафедрами общественных наук, общенаучных, общетехнических, профилирующих дисциплин и выпускающей кафедрой. Координирует работу выпускающая кафедра, которая предварительно формирует конкретные требования к знаниям, умениям, навыкам, качествам специалиста. Рассмотрим такую форму научной исследовательской самостоятельной работы студентов, как участие в работе предметных кружков. Данная форма НИРС чаще всего используется при работе со студентами младших курсов. Руководителями выступают общенаучные и общефакультетские и предметные кафедры. Кружок может объединять членов группы, курса, факультета, а иногда - и всего института.

Работа кружков, как правило, выглядит следующим образом.

На организационном собрании, проходящем приблизительно в начале семестра, происходит распределение тем докладов и рефератов выборным путём, после чего преподаватель указывает на наличие для каждой темы основной и дополнительной литературы и рекомендует в ближайшее время продумать план работы. Темы докладов определяются ведущей предметной направленностью кружка - гуманитарной, естественно-научной, социальной и др. Преподаватель совместно со студентами обсуждают примерный список тем, план работы кружка, время консультаций и работа кружка.

Затем начинается главная и основная работа кружка. На первых порах основная роль принадлежит его руководителю. Именно от его опыта, таланта и терпения зависит, перерастет ли первоначальное любопытство, интерес к предметной области в устойчивую познавательную потребность, стремление к научно-исследовательской деятельности. Необходимо наблюдать и работать с каждым студентом, стараться увидеть проблемы, которые могут возникнуть у него в процессе научной работы. Необходимо формировать у студента критическое осмысление подготавливаемых им материалов, вовлекать его в дискуссию, обсуждение не только его, но и темы других студентов, учить оценивать ситуацию с различных точек зрения.

На первых занятиях кружка необходимо обсудить со студентами что такое научная самостоятельная работа, каковы достижения у вуза в данном вопросе, какие цели, задачи, направления, перспективы и возможности реализации научного потенциала студентов. Также необходимо провести несколько лекционных и практических занятий по методам и способам научного исследования, работе с литературой, по использованию научного аппарата.

Дальнейшая работа кружка связана с готовностью основной части тем, т.е. составляется график выступлений, и начинается заслушивание готовых докладов. Как правило, на одном заседании кружка заслушивается не более двух выступлений, так как только в данном случае можно подробно обсудить каждый доклад, задать вопросы и получить развёрнутые ответы на них. Кроме того, большое количество докладов трудно для восприятия, и может снизиться активность и заинтересованность членов кружка.

Формами подведения итогов работы кружка могут стать конкурс докладов, участие в предметных олимпиадах и научных конференциях, участие в кафедральных заседаниях во время Недели науки в университете с последующей же публикацией тезисов лучших работ в научных сборниках ВУЗов. Для непосредственного руководства работой научных кружков на кафедрах и факультетах АГПУ назначаются научные руководители из числа профессорско - преподавательского состава и научных лабораторий университета. Научные руководители осуществляют работу со студентами с учетом их интересов, индивидуальных способностей и наклонностей.

В университете такие кружки традиционно организуются при кафедрах истории, философии, факультете дополнительного образования и др. Самой распространенной формой научно-исследовательской работы является участие студентов в кафедральных конференциях, круглых столах, которые проводятся во время университетской Недели науки. Студенты не только выступают с докладами о проделанной совместной с преподавателем работе, но и имеют возможность опубликовать тезисы своих выступлений. Все чаще студенты привлекаются к участию во внутривузовских и внешних конференциях. Кроме того студенты принимают участие в студенческих Всероссийских и Международных конференциях, форумах.

На конференции молодые исследователи получают возможность выступить со своей работой перед широкой аудиторией. Это заставляет студентов тщательно готовить выступление, развивая его ораторские способности. Кроме того, каждый может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне и сделать соответствующие выводы, т.к. слушая доклады других студентов, каждый не может не заметить недостатков своей работы, если таковые имеются, а также выделить для себя свои сильные стороны.

Кроме того, если в рамках конференции проводится творческое обсуждение прослушанных докладов, то из вопросов и выступлений каждый докладчик может почерпнуть оригинальные идеи, о развитии которых в рамках выбранной им темы он даже не задумывался. Включается своеобразный механизм, когда одна мысль порождает несколько новых. Научно-практические конференции, уже исходя из самого названия, включают в себя не только и не столько теоретические научные доклады, сколько обсуждение путей решения практических задач.

Участие в предметных Олимпиадах различного уровня позволяют привлекать к научно-творческой самостоятельной работе наиболее успешных студентов, так как для участия в них требуется, с одной стороны, достаточно высокая теоретическая подготовка, а с другой стороны, - умение выступать перед разной аудиторий, проявлять свои творческие, организаторские способности и т.д. В университете ежегодно проводятся олимпиады по психологии, математике, информатике, иностранному языку и др. Причем для участия в них приглашаются не только студенты нашего вуза, но и школьники нашего города и районов, обеспечивая своеобразную преемственность по линии «школа - вуз».

Научно-исследовательская работа студентов завершается обязательным представлением отчета, сообщением на заседании кружка, конференции, написанием курсовой работы и т.д. Немаловажную роль играет система поощрений студентов и преподавателей, наиболее активно участвующих в научной работе. Преподаватели, которые осуществляют руководство кружком, научной самостоятельной работой студента, может учитывать результаты их работы при оценке знаний (экзамены, зачеты и др.) на различных этапах обучения.

Студенты, добившиеся высоких результатов в научно - исследовательской работе и активно участвующие в творческой деятельности факультета и университета, выдвигаются на конкурсной основе на соискание именных стипендий, стипендий, учреждаемых различными фондами и организациями и, другими формами поощрения. Лучшие студенческие доклады по результатам работы кружков, выступлениям на конференциях рекомендуются для бесплатной публикации в сборниках. Кроме того, лучшие студенческие работы представляются на конкурсы, выставки с награждением победителей грамотами, медалями, дипломами, присвоением звания лауреата.

За высокие результаты по итогам научной исследовательской работы лучшие студенты поощряются морально и материально - грамотами, дипломами, премиями. Выпускники высшего учебного заведения, выполнившие за период обучения ряд научных работ, включенных в отчеты по научным работам, опубликовавшие в печати или получившие высокую оценку на конкурсах, в первую очередь составляют потенциал для поступления в аспирантуру.

Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов (УИРС и НИРС) в вузах является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов, способных творчески решать задачи современной науки и практики, предвидеть перспективы их развития. Эти качества будущий специалист может приобрести лишь при органичном соединении учения с научно-исследовательской деятельностью. Научная работа студентов должна являться не дополнением к учебно-воспитательному процессу, а его органичной составляющей.

Основными задачами УИРС и НИРС являются:

1. Оказание помощи студентам в овладении профессией;

2. Развитие творческого мышления и инициативы в решении практических задач;

3. Развитие у студентов склонности к исследовательской деятельности, стремления находить нестандартные решения профессиональных задач;

4. Расширение теоретического кругозора и научной эрудиции;

5. Овладение методами научного познания, углубленное и творческое освоение учебного материала;

6. Формирование исследовательских навыков, освоение методики и средств решения научных и практических задач и овладение навыками работы в творческих коллективах, ознакомление с методами организации их работы;

7. Формирование навыков работы с научной литературой;

8. Отбор и воспитание из числа наиболее одаренных студентов резерва исследователей и преподавателей;

9. Популяризация научных знаний и достижений среди студентов и преподавателей .

Организация самостоятельной учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов

Основной базой для организации и проведения НИРС является профессорско-преподавательский потенциал кафедры в сотрудничестве со студенческим научным обществом университета. Во всех случаях студенческая научная работа органически увязывается с основными научными исследованиями профессорско-преподавательского состава университета и является важным показателем работы кафедр.

Характер научной работы студентов определяется тематикой научных проблем и может включать в себя: а) экспериментальные работы; б) теоретические работы; в) реферативные работы, в том числе -- подбор и изучение новейшей информации о разработке той или иной научной проблемы по периодическим изданиям; изучение истории деятельности и трудов основоположников отраслей наук.

Современное понятие "научно-исследовательская работа студентов" включает в себя два взаимосвязанных элемента:

Обучение студентов элементам научно-исследовательского труда, привитие им навыков этого труда;

Собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров, доцентов и преподавателей кафедры.

Исходя из этого внеаудиторную самостоятельную исследовательскую работу студентов можно разделить на два вида: учебно-исследовательскую (УИРС) и научно-исследовательскую (НИРС).

Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) выполняется каждым студентом в отведённое расписанием занятий учебное время по специальному заданию в обязательном порядке под руководством преподавателя.

Основной задачей УИРС является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомление с реальными условиями творческой работы микроколлектива (студенты-преподаватель). В процессе выполнения учебных исследований будущие специалисты учатся самостоятельно проводить эксперименты, применять свои знания при решении конкретных научных задач.

Эта работа является неотъемлемой частью педагогического процесса кафедры. Она наряду с традиционными видами обучения осуществляется на аудиторных занятиях, но в большей мере предполагает участие во внеаудиторной учебно-исследовательской работе каждого студента, включая систематическое выполнение заданий по СРС.

Специфика УИРС, отличающая её от традиционных видов обучения, состоит в том, что, занимаясь ею, студент выступает не в роли пассивного объекта -- получателя готовой, систематизированной и аранжированной информации, а в роли субъекта познавательного процесса. Слушая лекции и читая учебник, студент обычно готовится к механическому воспроизведению содержащихся в них сведений на экзамене. В системе УИРС студент самостоятельно, хотя и под руководством преподавателя, ведёт наблюдения за материалом, экспериментирует, осуществляет поиск в научной и методической литературе.

Таким образом, по уровню познавательной деятельности эта работа является исследовательской, но по функциональному назначению она носит учебный характер. Её основная цель -- способствовать более прочному, чем при восприятии готовых сведений, усвоению знаний, обеспечить активное владение научной информацией. Теоретические положения не заучиваются в виде словесных формул и стереотипных положений, а вырабатываются или извлекаются из специальной литературы, проверяются на практике и усваиваются в их соотнесенности с собственным опытом студента. Вторая существенная цель УИРС -- снабдить будущего специалиста элементарными исследовательскими умениями и навыками, способствующими его дальнейшему профессиональному совершенствованию .

От учебных исследований не следует ожидать объективно ценных (новых) научных результатов: занимаясь учебно-исследовательской работой, студент, как правило, "открывает для себя" то, что фактически уже известно науке. Лишь отдельные результаты УИРС представляют подлинный научный интерес -- публикуются или используются в преподавании.

Завершается УИРС оформлением отчёта, в котором студенты излагают результаты своей учебно-исследовательской деятельности.

Как видим, хотя сама учебно-исследовательская деятельность представляет собой форму обучения, осуществлению собственно исследовательских действий обязательно предшествует этап освоения техники исследовательской работы.

Необходимыми компонентами учебно-исследовательской деятельности являются:

1)самостоятельная работа с литературой;

2)пользование библиографическими указателями, каталогами, картотеками.

Студенты учатся выделять положения в изучаемом материале и кратко формулировать их, вести текстуальные и свободные конспекты, сопоставлять различающиеся положения в изучаемых источниках с постепенным увеличением их числа, реферировать учебную литературу, критически сопоставляя различные точки зрения. Учебно-исследовательская работа строится первоначально на материале учебных дисциплин, изучаемых всеми студентами данного курса согласно учебному плану. Некоторые конкретные формы организации учебно-исследовательской работы студентов:

1. Реферирование. В реферате студент делает обзор нескольких работ, посвящённых одной из проблем данной дисциплины. Представление реферата предусмотрено учебным планом и является одним из условий получения зачёта.

2. Спецкурсы и семинары по выбору студентов. Представляют собой комплексную форму учебно-исследовательской деятельности, заключающую в себе индивидуальную работу студента и коллективное обсуждение каждого доклада на специально отведённом для этой цели занятии. Студентам предоставляется право выбора конкретной темы доклада из предлагаемых кафедрой списков в соответствии с их научными интересами. В дальнейшем студенты на протяжении семестра работают в контакте с руководителем над темой, собирают материал, пишут и окончательно оформляют свои доклады и рефераты.

3. Для факультетов гуманитарного профиля высшей формой УИРС является написание и защита выпускной работы (для выпускающих кафедр соответствующего факультета вуза). Тема этой работы обычно связана с темой, разрабатываемой студентом первоначально в рамках курсовых работ. На социально-гуманитарных факультетах защите дипломной работы предшествует предварительное обсуждение её участниками специального семинара или заседания кафедры .

Несколько иные функции имеет научно-исследовательская работа студентов (НИРС). Сопоставление учебно-исследовательской работы с НИРС показывает наряду с общностью целей и результатов существенные организационные различия. Термин "научно-исследовательская" в строгом смысле предполагает не "ученический" уровень изысканий, а объективную общественную значимость ожидаемых и получаемых результатов (новизна теоретических выводов или новизна предложений по практическому использованию положений). Однако в практике высших учебных заведений НИРС отличается от УИРС фактически не по качеству итогов, а по характеру отношения к учебному процессу и, соответственно, по контингенту участников: НИРС, в отличие от УИРС, не является частью учебного процесса, хотя и оказывает на него положительное воздействие. НИРС проводится в свободное от учебных занятий время: студенты работают над индивидуальными или коллективными темами (связанными с кафедральной научно-исследовательской тематикой), участвуют в работе научных кружков и факультативов, выступают с сообщениями на студенческих научных конференциях. К участию в НИРС студенты привлекаются на добровольных началах.

В то же время, как и в УИРС, только некоторые исследования, выполненные в рамках НИРС, представляют научную ценность. Значительная часть НИРС на факультетах и в вузах сводится к овладению специальными знаниями и исследовательскими приёмами. Именно эти обстоятельства являются чертами, объединяющими УИРС и НИРС. К основным формам НИРС относятся:

Работа в студенческих кружках

Участие в исследованиях, проводимых кафедрами вуза;

Участие в исследовательской работе учреждений образования и здравоохранения;

Исследовательская работа, проводимая по индивидуальному плану;

Участие в научно-теоретических конференциях, выступления с докладами и сообщениями по материалам собственных исследований .

На младших курсах целесообразна кружковая форма НИРС, как наиболее удобная для решения задач, возникающих на первом этапе приобщения студентов к научной деятельности.

Наряду с кружковой формой организации НИРС целесообразно создание проблемных групп, занятых разработкой какой-либо одной, общей для всей группы проблемы. Проблемные группы могут работать в рамках того или иного кружка или являться самостоятельными организационными единицами. В отличие от кружка, число членов которого не ограничивается, проблемная группа состоит обычно из нескольких человек. Группа отличается от кружка также по характеру деятельности. В научном кружке объединяются студенты, работающие над разными темами, соответствующие общему профилю кружка. Студенты, работающие в проблемных группах, объединены единой исследовательской задачей.

Чрезвычайно важной формой НИРС является индивидуальная работа руководителя со студентами. Преподаватель руководит одной студенческой работой или несколькими тематически связанными между собой работами. Наиболее эффективна такая работа на старших курсах, однако начинать индивидуальную работу со студентами, обнаружившими исследовательские склонности, необходимо на младших курсах.

Результаты студенческих исследований оформляются в виде сообщений и докладов, с которыми авторы выступают на заседаниях кружков и на студенческих научных конференциях. Доклады, представляющие серьезный интерес, оформляются впоследствии в виде студенческих научных работ, направляемых на смотры-конкурсы. Лучшие из них могут публиковаться в вузовских сборниках в виде статей, написанных в соавторстве с научным руководителем (в отдельных случаях преподаватель рекомендует работу студента к опубликованию, не выступая в качестве соавтора). При выполнении всех видов научных работ студентами, руководство вуза обязано предоставить возможность широкого использования материальной базы и производственных площадей кафедр, преимущественного права пользования фондами научной библиотеки и использования средств ТСО. Научная работа, начатая во время обучения в вузе, в дальнейшем может перерасти в диссертационное исследование.

На завершающем этапе обучения студента в вузе происходит слияние УИРС и НИРС. Тема исследования, проводимого студентом в кружке, может быть положена в основу его курсовой или дипломной работы на гуманитарном факультете. В свою очередь, дипломная работа, выполненная в рамках УИРС (т.е. прошедшая обсуждение на спецсеминарах), при защите её на заседаниях ГЭК (для гуманитарных специальностей) нередко оценивается как подлинно научное исследование. Таким образом, несмотря на определенные различия в форме организации, в соотнесенности с учебным планом и в ряде конкретных задач, научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа студентов служит одной общей цели -- формированию высококвалифицированного, творчески мыслящего специалиста, способного самостоятельно решать возникающие перед ним задачи .

1

В статье обосновано значение научно-исследовательской деятельности студентов в процессе их профессиональной подготовки в системе высшего образования, которое сегодня является многоуровневым процессом и предусматривает формирование многогранно развитой интеллектуальной личности, обладающей высокой социальной и профессиональной культурой. Владение методами научно-исследовательской деятельности является обязательной структурной частью модели специалиста высшего образования. Авторы представляют результаты исследования, проведенного в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И. Носова среди студентов, магистрантов и преподавателей с целью выявления актуального состояния научно-исследовательской работы студентов (НИРС), их вовлеченности в такие виды НИРС, как участие в конференциях и написание статей (тезисов), работа по гранту, получение патента на изобретение, регистрация программных продуктов и др. Социологический опрос проводился в декабре 2016 г. Метод сбора информации – анкетный опрос. В опросе приняли участие 400 студентов с первого по шестой курсы МГТУ. Представленные результаты исследования отражают степень и характер участия студенческой молодежи и преподавателей в НИРС; организационные проблемы и трудности. Также в статье обосновано, какое влияние на активность студентов и магистрантов в НИРС оказывает участие самих преподавателей в данном виде деятельности.

научно-исследовательская работа студентов (нирс)

магистранты

преподаватели

высшее профессиональное образование

1. Супрун Н.Г. Научно-исследовательская работа студентов как фактор повышения их профессиональной компетентности (на примере направления подготовки «социальная работа») / Н.Г. Супрун, Д.А. Халикова. – Новосибирск: Изд-во АНС «Сибак», 2016. – 82 с.

2. Бурилкина С.А. Методологические подходы к проблеме ценностно-смысловой детерминации научного социального познания / С.А. Бурилкина, Е.В. Олейник, Н.Г. Супрун // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – Т. 7. – № 6-2. – С. 241-244.

3. Особенности организации исследовательской работы студентов в системе высшего образования / Е.А. Батраченко, О.Ю. Бражник, Н.В. Дорохина, Л.Е. Павлова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2015. – Т. 17, № 5(2). – С. 443-446.

4. Слепухина Г.В. К вопросу о построении системы оценки компетенций выпускников вуза / Г.В. Слепухина // «Новые информационные технологии в образовании» «НИТО-2013»: материалы 6-ой Междунар. научно-практич. конф. – Екатеринбург: РГППУ, 2013. – С. 380-383.

5. Супруненко Г.А. Магистратура как элемент образовательной системы современной России / Г.А. Супруненко // Символ науки. – 2015. – № 9-2. – С. 194-196.

6. Петрова С.Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов/ С.Н. Петрова // Молодой ученый. – 2011. – № 10. – Т.2. – С. 173-175.

Актуальность настоящего исследования определена преобразованиями в системе высшего профессионального образования. На сегодняшний день, на первое место содержания высшего образования ставится вопрос о многогранном развитии самой личности и профессионала. Переход к компетентностному подходу, включения многоуровневых программ высшего образования предоставляют возможность отказаться от классической познавательной модели обучения, когда у обучающихся формируется и развивается в основном готовность к воспроизводительной деятельности . Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов обусловлено остротой образовывающихся в мире социальных, культурных и экономических проблем. Современное высшее образование направленно на поиск приемлемых путей подготовки профессионально компетентных специалистов, с новым образом мышления, обладающих всесторонними знаниями, готовых к самостоятельному решению профессиональных задач, профессионально маневренных. В условиях нашей страны реализация компетентностного подхода становится фактором сохранения единого образовательного, профессионального, культурного и ценностного пространства, фактором слияния с мировым образовательным пространством .

В настоящее время подготовка квалифицированных специалистов, способных эффективно решать задачи развития не только профессиональной деятельности, но и науки возможна лишь при тесной взаимосвязи учебного процесса с научно-исследовательской деятельностью . Нацеливание процесса кадровой подготовки в высшей школе на формирование профессиональной компетентности в системе ценностных ориентаций предполагает решительно новые подходы к научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. Научно-исследовательская деятельность становится инструментом профессиональной коммуникации, повышается мотивация к изучению будущей специальности .

Качественная подготовка будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности отображена в федеральных государственных образовательных стандартах и является обязательной составной базовой частью модели специалиста высшего профессионального образования . Научно-исследовательская деятельность в университете является важной частью кадровой подготовки, представляющей многоуровневый процесс в системе непрерывного образования, образуется на междисциплинарной основе и предусматривает формирование многогранно развитой интеллектуальной личности, обладающей высокой социальной и профессиональной культурой.

Неразрывной частью сегодняшнего высшего образования является участие студентов в научной работе. С.И. Гессен утверждал: «Овладение методом научного исследования - эта последняя цель научного образования - может быть достигнута только путем вовлечения учащегося в самостоятельную исследовательскую работу. Высшая научная школа должна быть поэтому, прежде всего очагом научного исследования, преподаватель - активным исследователем, студент - участник научной работы, место занятий - аудитория, лаборатория - место, где открываются новые научные истины. Высшая научная школа - место, где соединяются преподавание и исследование» . Таким образом, в университете обучение и исследование должны быть неразрывно связаны друг с другом.

В рамках нашего исследования речь идёт о научно-исследовательской деятельности, осмыслении научной подготовки студентов университета на современном этапе, о разработке концепции преподавания учебных гуманитарных и технических дисциплин в системе высшего профессионального образования, об иерархичности компетенций, составляющих профессиональную компетентность.

Мы провели социологическое исследование, с целью выявления вовлеченности участников образовательного процесса в НИР в декабре 2016 г. - январе 2017 г. на базе Магнитогорского государственного технического университета им Г.И. Носова (далее - МГТУ). Методом сбора информации послужил анкетный опрос. В опросе приняли участие 400 студентов 1-6 курсов МГТУ им Г.И. Носова, а также 395 магистрантов 1-2 курсов МГТУ.

Формирование выборочной совокупности происходило в несколько этапов. Генеральная совокупность была поделена на страты в соответствии с непропорциональным отбором (исходя из процентного соотношения численности страт в генеральной совокупности). Страты были сформированы на основе признаков «курс» и «институт/факультет».

На первом этапе отбора, в каждой страте случайно были отобраны студенческие группы, в которых проходил сплошной опрос респондентов. Структура выборки выглядит следующим образом: а) пол: мужской - 44,6 %, женский - 55,4 %; б) институт /факультет: институт горного дела и транспорта - 14,5 %; институт энергетики и автоматизированных систем - 18,0 %; институт строительства, архитектуры и искусства - 11,8 %; институт металлургии, машиностроения и материалообработки - 13,8 %; институт естествознания и стандартизации - 12,0 %; институт гуманитарного образования - 20,3 %; институт экономики и управления - 7,3 %; факультет физической культуры и спортивного мастерства - 2,5 %; в) курс обучения: первый - 25,0 %, второй - 24,5 %, третий - 21,5 %, четвертый - 22,3 %, пятый - 5,5 %; шестой - 1,3 %.

Предметом исследования являлось отношение студентов к НИРС в МГТУ. В целом исследование показало низкую степень активности студентов в научно-исследовательской деятельности, большинство опрошенных не принимают в ней участия. Однако следует заметить, что студенты института гуманитарного образования чаще, чем в целом по массиву, принимают участие во внутривузовских, региональных конференциях, а также в публикации статей. Чаще опрошенные дают среднюю оценку активности преподавателей своей кафедры в привлечении студентов к участию в научной деятельности - 42,8 %. Студенты института гуманитарного образования чаще, чем в целом по массиву, высоко оценивают активность преподавателей в этом направлении (на 13,2 % чаще). Основными видами научно-исследовательской деятельности, в которые преподаватели вовлекают студентов, согласно полученным данным, являются написание и публикация статей, а также конференции (рисунок). Число студентов, указавших на то, что они хотели бы заниматься научно-исследовательской деятельностью в МГТУ, составляет, согласно данным опроса, 39,5 % опрошенных. При этом следует отметить, что среди студентов, указавших на наличие интереса к научной деятельности, 36,7 % не указали, каким именно направлением научной деятельности они хотели бы заниматься. Данный показатель составляет 14,5 % от числа всех опрошенных. Таким образом, число студентов, кто хотел бы быть вовлечен в НИРС, составляет 25,0 % опрошенных.

Виды научно-исследовательской деятельности, в которые преподаватели вовлекают студентов, % опрошенных

Отдельно рассмотрим отношение магистрантов к научно-исследовательской работе. Основной формой участия магистрантов в научно-исследовательской деятельности, так же, как и у студентов, является участие во внутривузовских конференциях и публикация статей. Магистранты института энергетики и автоматизированных систем (направление «автоматизированные системы) чаще, чем в целом по массиву, принимают участие в выполнении хоздоговорных и научно-исследовательских работ (на 23,7 % чаще: доля участвующих в хоздоговорных работах, НИР среди магистрантов данного института составляет 46,5 %). Магистранты Института металлургии, машиностроения и материалообработки (направление «металлургия») чаще, чем в целом по университету, принимают участие в получении патента на изобретение, полезную модель (на 9,9 % чаще: доля участвующих в получении патента среди магистрантов данного института составляет 15,0 %).

Чаще опрошенные дают высокую оценку активности преподавателей своей кафедры в привлечении магистрантов к участию в научной деятельности (например, к участию во внутривузовских конференциях и написанию статей) - 51,9 %. Число магистрантов, указавших на то, что они хотели бы заниматься научно-исследовательской деятельностью в МГТУ, составляет, согласно данным опроса, 61,8 % опрошенных. При этом следует отметить, что среди магистрантов, указавших на наличие интереса к научной деятельности, 25,8 % не указали, каким именно направлением научной деятельности они хотели бы заниматься. Данный показатель составляет 16,0 % от числа всех опрошенных. Таким образом, число магистрантов, кто хотел бы быть вовлечен в НИРС, составляет 45,8 % опрошенных.

Участниками НИРС являются и преподаватели университета, рассмотрим и отношение преподавателей МГТУ к НИРС. Исследование проводилось методом сбора информации - анкетный опрос. Анкета была размещена на корпоративном портале МГТУ им Г.И. Носова. В опросе приняли участие 135 преподавателей. Структура выборки: пол: мужской - 31,9 %, женский - 68,1 %; возраст: до 30 лет около 8 %, 30 - 40 лет - 28,9 %, так 40 - 50 лет - 42,2 %, 50 - 60 лет - 18,0 %, старше 60 лет - 3,1 %; ученая степень: доктор наук - 11,1 %, кандидат наук - 75,6 %, нет ученой степени - 13,3 %; должность: ассистент - 4,4 %, старший преподаватель - 10,4 %, доцент - 67,4 %, профессор - 7,4 %, заведующий кафедрой - 4,4 %, директор института, декан - 0,7 %, другое - 5,2 %. Предметом исследования являлось отношение преподавателей к НИРС в МГТУ. В структуре ответов преподавателей на вопрос о состоянии научной деятельности в МГТУ преобладают отрицательные ответы - более 45,0 % опрошенных отметили, что наука в МГТУ находится в состоянии застоя, переживает кризис или находится в упадке. Около 37,0 % респондентов указали на то, что наука в МГТУ хорошо развивается или наблюдается ее подъем.

Большинство преподавателей, согласно данным опроса, не принимали участие в таких видах научно-исследовательской работы, как хоздоговорные работы, НИР, работа по гранту (государственному контракту), получение патента на изобретение, регистрация программных продуктов (Таблица 1). Этим, прежде всего, может объясняться неучастие преподавателей в привлечении студентов к участию в данных видах научной деятельности. Анализ привлечения студентов к участию в научной деятельности в зависимости от факта участия в ней преподавателей позволил выявить зависимость, согласно которой факт участия преподавателей в научно-исследовательской деятельности оказывает прямое влияние на участие преподавателей в привлечении студентов к данной деятельности.

Таблица 1

Участие преподавателей МГТУ в научно-исследовательской деятельности, % опрошенных

Виды научно-исследовательской деятельности

Принимали участие

Не принимали участия

Хоздоговорные работы, НИР (научное руководство)

Хоздоговорные работы, НИР (как исполнитель)

Работа по гранту (госконтракту) (научное руководство)

Работа по гранту (госконтракту) (как исполнитель)

Подача заявок на участие в грантах,

проектах, конкурсах

Получение патента на изобретение,

полезную модель

Регистрация программных продуктов

Большинство преподавателей, принимавших участие таких видах научно-исследовательской деятельности, как подача заявок на участие в грантах, конкурсах, участие в хоздоговорных работах, НИР в качестве руководителя, также пытались привлечь студентов к участию в данных видах работ.

При этом анализ полученных данных показал, что большинство преподавателей, которые сами участвовали в таких видах научной деятельности, как работа по гранту в качестве научного руководителя, получение патента на изобретение, регистрация программных продуктов, не привлекали студентов к участию в данных видах деятельности. Данный факт означает наличие других причин неучастия студентов в данных видах научной деятельности, кроме факта неучастия в них самих преподавателей.

Преподаватели МГТУ в целом считают, что привлекать студентов к участию в научно-исследовательской деятельности необходимо - так считают 83,0 % опрошенных. При этом большинство преподавателей считает, что основной формой участия студентов в науке должно быть участие в конференциях и написание статей (63,0 %). Это может являться причиной того, почему преподаватели, принимающие участие во многих научно-исследовательских проектах, не привлекают к участию в них студентов. Число преподавателей, убежденных в недостаточно высоком научном потенциале студентов, составляет около 36,0 %.

Интерес вызывает влияние и других переменных на привлечение преподавателями студентов к участию в такой форме научной деятельности, как работа по гранту. Так, наиболее сильное влияние оказывает факт участия самих преподавателей в данной форме научно-исследовательской деятельности. Также влияет и такой фактор, как убежденность преподавателей в том, что основной формой участия студентов в науке должно быть участие в конференциях и написание статей.

Поскольку убежденность преподавателей в том, что основной формой участия студентов в науке должно являться написание статей и участие в конференциях, влияет отрицательно на их активность в процессе привлечения студентов к участию в такой форме научной деятельности, как, например, работа по гранту, то необходимо было проанализировать, какие факторы влияют на сложившееся мнение преподавателей об основной форме необходимой работы студентов в науке (Таблица 2).

Таблица 2

Отношение преподавателей к участию студентов научной деятельности, % опрошенных

Полностью согласен

согласен

Затрудняюсь ответить

Скорее не

согласен

Совсем не

согласен

Необходимо привлекать студентов к участию во всех научно-исследовательских проектах в МГТУ.

Основной формой участия студентов в науке должно быть участие в конференциях и (или) написание статей /тезисов.

Участие студентов в серьезных научно-исследовательских проектах отнимает у исследователей дополнительное время.

Участие студентов в серьезных научно-исследовательских проектах не имеет смысла по причине отсутствия серьезного научного вклада с их стороны.

Исследователь не обязан делиться со своими научными разработками с другими лицами, в том числе, со студентами.

Большинство студентов не способны к занятию научно-исследовательской деятельностью.

Согласно полученным результатам анализа, на убежденность преподавателей в том, что основной формой участия студентов науке должно быть участие в конференциях и написание статей, влияют следующие позиции преподавателей: 1) участие студентов в серьезных научно-исследовательских проектах отнимает у исследователей дополнительное время; 2) участие студентов в серьезных научно-исследовательских проектах не имеет смысла по причине отсутствия серьезного научного вклада с их стороны. При этом обе эти позиции оказывают взаимное влияние друг на друга. Также, на них влияют такие факторы, как убежденность преподавателей в низком научном потенциале студентов и убежденность преподавателей в том, что исследователь не должен делиться своими научными разработками с другим лицами, в том числе со студентами.

Мы рассмотрели причины низкой активности преподавателей в сфере научной деятельности. Большинство опрошенных в ходе опроса указали на наличие у них внутреннего желания заниматься научной деятельностью, при этом не имелась в виду работа над диссертацией - 67,4 %. В целом преподаватели высоко оценивают уровень своих способностей для занятия научной деятельностью - 72,6 %. Среди факторов, которые отрицательно влияют на развитие научно-исследовательской деятельности самих преподавателей, следует отметить объем аудиторной нагрузки (77,0 %), размер заработной платы (65,9 %), отсутствие финансирования на работу в интересующем преподавателей направлении (38,5 %), неуверенность в дальнейшей работе в МГТУ (36,3 %), техническая обеспеченность вуза для научно-исследовательской деятельности (29,6 %).

Техническая обеспеченность вуза является препятствием для развития научно-исследовательской деятельности, по мнению около 1/3 опрошенных преподавателей. Следует отметить, что преподаватели, чей исследовательский интерес находится в технической области, чаще указывают в качестве препятствия для развития науки техническую обеспеченность вуза (среди данной категории преподавателей данный фактор выбрала половина респондентов).

Оценивая ответы преподавателей с точки зрения различных параметров технической обеспеченности вуза, можно сделать следующие выводы:

Преподаватели неоднозначно оценивают обеспеченность вуза лабораториями или полигонами для испытаний: в структуре ответов преобладают средние оценки, число негативных оценок незначительно меньше;

Такие параметры, как оснащенность специальными приборами для экспериментов, испытаний, оснащенность вычислительной техникой, чаще оцениваются отрицательно;

Информационное обеспечение научных работ, а также доступ к отраслевым, специализированным базам данных преподаватели чаще оценивают удовлетворительно.

Анализ эмпирических данных, полученных в результате проведенного исследования, позволил выявить социально-демографические характеристики респондентов, мотивации занятия научно-исследовательской деятельностью, получить общее знание о формах и способах участия опрошенных студентов и преподавателей в НИРС и их внутреннем отношении к проблемам НИР в вузе.

Итоги исследования позволили раскрыть основные характеристики организации научно-исследовательской работы студентов, таких как специфичность организации научно-исследовательской студентов; степень и характер участия студенческой молодежи, преподавателей в НИРС, распространенные формы и характер научной работы студентов в вузе; организационные проблемы и трудности. В ходе проведенного исследования мы видим, что в последнее время состояние НИРС в образовательных организациях высшего образования организовано не самым лучшим образом. Большая часть студенческого состава отошла от активного участия в научно-исследовательской работе - это обусловлено низкой финансовой поддержкой средств в вузах, нехваткой источников на развитие материально-технического оснащения и стимулирование студенчества. Однако ключевой задачей сегодня любого вуза является действенное вовлечение студенческой молодёжи в науку, предоставление финансового содействия для проведения фундаментальных и прикладных исследований с участием студентов, выполнение хоздоговорных работ, а также оснащение лабораторий современным оборудованием - и наш вуз не является исключением.

Таким образом, проведенное исследование затронуло многие стороны организации научной деятельности студентов, что обусловлено сложностью и многообразием социальных факторов научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. Стоит обратить внимание на усиление и проведение целостной и единой научно-исследовательской работы со студентами как на уровне кафедр, так и на уровне вуза в целом.

Библиографическая ссылка

Маметьева О.С., Супрун Н.Г., Халикова Д.А. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ВУЗА: РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27362 (дата обращения: 17.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Успешное развитие любой науки и внедрение ее результатов в производство зависит, прежде всего, от знаний, умений, моральных качеств специалистов выпускаемых вузами.

Поэтому научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим образованием, способных творчески применять в практической деятельности последние достижения научно-технического и культурного прогресса .

Научно-исследовательская работа студентов преследует следующие цели:

Расширить и углубить знания студентов в области теоретических основ изучаемых дисциплин, получить и развить определенные практические навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

Проводить научные изыскания для решения актуальных задач, выдвигаемых наукой и практикой;

Выработать навыки грамотно излагать результаты собственных научных исследований и способность аргументировано защищать и обосновывать полученные результаты;

Привить навыки пользователей вычислительной техники при проведении научных исследований и обработке полученных результатов;

Широко внедрять новые информационные технологии при проведении НИРС, обеспечить информационно-программную поддержку изысканий и сопровождение полученных результатов;

Формировать системную методологию познания разнообразных объектов, принципов и способов их исследования;

Понятие «научно-исследовательская работа студентов» включает в себя два элемента: 1) обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда; 2) собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров и преподавателей. НИРС является продолжением и углублением учебного процесса, одним из важных и эффективных средств повышения качества подготовки магистрантов.

Основные задачи научной работы студентов:

а) развитие творческого и аналитического мышления, расширение научного кругозора;

б) привитие устойчивых навыков самостоятельной научно- исследовательской работы;

в) повышение качества усвоения изучаемых дисциплин;

г) выработка умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в юридической деятельности.

Наряду со многими задачами высшей школы на современном этапе её развития по профессиональной подготовке студентов одной из ведущих является задача развития научно-исследовательской работы студентов (НИРС) как наиболее эффективной формы подготовки высококвалифицированных специалистов.

НИРС способствует развитию научного кругозора, индивидуальных способностей, исследовательских навыков, научной интуиции, творческого подхода к восприятию знаний для реализации их в практике своей будущей работы, что является основной целью научно-исследовательской работы студентов.

В настоящее время НИРС вуза представляет собой комплексную, целенаправленную и методическую обоснованную систему. Существующие формы в системе НИРС дают возможность каждому студенту освоить за период обучения в вузе комплекс различных видов творческой деятельности, который позволит будущим специалистам вносить в свою работу элемент научного подхода, вырабатывает стремление постоянного пополнения и совершенствования знаний для улучшения профессиональной деятельности .

Перед научно-исследовательской работой студентов специальности «Физкультура и спорт» стоят следующие основные задачи:

Углубленное и творческое освоение учебного материала;

Привитие навыков самостоятельного проведения научных исследований;

Выработка творческого подхода к решению стоящих перед исследованием научных и технических задач;

Обучение навыкам работы в научных коллективах;

Содействие успешному решению актуальных проблем физической культуры и спорта;

Практическое применение полученных знаний;

Привлечение студентов к решению научных проблем, имеющих непосредственный выход в практику физкультурного движения;

Воспитание в стенах вуза резервных ученых, преподавателей и др.

НИРС является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах института. Научная работа студентов включается в общий план работы кафедры и вуза. Opганизуется она в различных формах по двум направлениям:

    Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС), включаемая в учебном процессе;

    Научно-исследовательская работа студентов (НИРС), выполняемая во внеучебное время.

Основная цель НИРС в учебном процессе заключается в практическом закреплении теоретических знаний студентов, формировании у них творческого мышления и познавательной активности, приобретении навыков самостоятельного проведения научных исследований, экспериментов и так далее. НИРС предусматривает: выполнение различных заданий, лабораторных, курсовых и дипломных работ, которые содержат элементы научных исследований; заданий научно-исследовательского характера во время педагогической, организационно-тренерской практики, изучения курса «Основы НИР в избранной специализации», включающего изучение теоретических основ методики постановки организации и выполнения научных исследований, научного эксперимента, обработки полученных научных данных; участие в научных и исследовательских семинарах, конференциях кафедр.

УИРС охватывает всех студентов, привлекая их к научно-исследовательской работе, и является обязательной.

УИРС существенно ускоряет привлечение всех студентов к научно-исследовательской деятельности, осуществляет переход от усвоения умений и навыков научно-исследовательской работы на младшекурсах к непосредственному проведению настоящих научных экспериментов и исследований студентами старших курсов.

За время учебы в институте студенты проходят несколько этапов творческой подготовки. На первом начальном этапе на I и II курсах идет приобретение умений и навыков НИР, предусмотренной учебным планом. Здесь осуществляется общенаучная подготовка: введение в процессе обучения элементов исследования при выполнении практических и лабораторных работ, написание рефератов при подготовке к семинарским занятиям. Например, составление рефератов научной литературы учит анализировать, оценивать и выделять главное в изучаемой литературе; семинарские занятия эффективно способствуют повышению научной эрудиции студента; участвуя в них, студенты учатся дискутировать, аргументировано защищать свои взгляды, вырабатывают умения выбирать проблемную научную тематику, ориентироваться в специальной научной литературе.

Кафедры организуют и проводят для студентов младших курсов различные мероприятия по ознакомлению их со спецификой их работы, кафедральные научно-студенческие конференции, олимпиады, знакомят со своим коллективом, устраивая встречи с ведущими преподавателями – доцентами, профессорами. Это вызывает творческий интерес к дальнейшему ведению научно-исследовательской работы

На следующем этапе - научная работа студентов старших курсов (3 и 4) завершает формирование студентов-исследователей. Здесь большую роль в успехе НИРС играет личная заинтересованность.

В вузax учебными планами в обязательном порядке предусмотрено изучение дисциплин, где студенты знакомятся с методами исследований и актуальными проблемами физической культуры и спорта.

Одной из особых форм организации студенческой научной деятельности в учебном процессе является курсовая и дипломная работы, при выполнении которых происходит значительная активизация деятельности студентов.

Курсовая работа - научное исследование, в котором осуществляется переход от простых методов исследования к более сложным. Это основа для дальнейшего углубленного исследования, которое может преобразоваться в дипломную работу.

Дипломная работа - самостоятельная научная разработка, включающаявсе знания, полученные в процессе работы студентов в различных формах научно-исследовательской работы. Она является самостоятельным исследованием.

Главная цель этих работ заключается в повышении уровня специальной теоретической подготовки студентов по избранному виду спорта, а также в получении представления об основных методах и методиках исследования. В процессе подготовки курсовой и дипломной работ студенты обязаны овладеть следующими навыками и умениями проведения научного исследования: самостоятельно ставить задачи исследования, анализировать литературные источники, методически верно ставить эксперимент, использовать методы научного исследования, математической статистики при обработке результатов исследования и получения достоверных результатов, самостоятельно анализировать полученные результаты исследования, обобщать их и формулировать выводы, делать практические рекомендации.

Дипломная работа студента, также как и курсовая, отражает уровень приобретенных на занятиях в институте знаний, умений, навыков. В этих работах проявляются индивидуальные способности и навыки практического применения полученных теоретических знаний. Они могут быть как индивидуального, так и коллективного характера.

Тематика названных работ связана, как правило, с основными научными направлениями кафедры. Участие студентов в кафедральных научных исследованиях является одной из наиболее эффективных традиционных форм УИРС.

Руководство всеми научно-исследовательскими работами в вузах осуществляет профессорско-преподавательский состав спортивно-педагогических кафедр. Могут привлекаться также преподаватели с кафедр теоретического и медико-биологического циклов. Время, необходимое для руководства НИРС, учитывается в индивидуальных планах научно-педагогического состава кафедр в пределах времени, планируемого на учебно-методическую и научную работы.

В отдельных случаях, когда курсовые и дипломные работы выполняются в содружестве с кафедрами теоретического и медико-биологического циклов советом факультета утверждаются два руководителя. Такое сотрудничество укрепляет межкафедральные, межфакультетские научные связи. Это создает условия для постоянного взаимодействия и взаимообогащения различных наук и специальностей, обуславливает глубину и фундаментальность научных изысканий, создает творческую атмосферу.

Характерной особенностью системы НИРС, является органическое единство форм научно-исследовательской работы студентов (учебных и внеучебных) в период обучения в вузе.

Помимо НИРС в учебном процессе развиваются и совершенствуются внеучебные формы научной работы, позволяющей не ограничиваться только учебными задачами, а расширять активные рамки активной деятельности студентов.

Научно-исследовательская работа студентов, выполняемая вне рамок учебного процесса, осуществляется в виде работы в студенческих научных кружках (СНК), студенческом научном обществе (СНО), бюро переводов, реферативном или студенческом библиографическом бюро, участия в выполнении работ по хоздоговорной тематике и работах по договорам о творческом содружестве, осуществляемых кафедрами, участия в научной работе по индивидуальным планам профессорско-преподавательского состава института, лекторской и пропагандистской работе по распространению знаний, достижений в области спортивной науки, подготовке сборников научных работ студентов, учебы на исследовательском факультете.

Так осуществляется вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу, позволяющую объединять студенческое научное творчество и основные направления научных исследований в институте, на кафедре.

НИРС, проводимая во внеучебное время - наиболее важный этап формирования творческих всесторонне развитых специалистов.

Основной формой организации такой работы, решающей определенные образовательно-воспитательные задачи, является кружковая работа на кафедрах

Студенческие научные кружки (СНК) решают важнейшие задачи творческого становления студентов: способствуют освоению ими методов и методик научно-исследовательской работы, проводимой самостоятельно, развитию познавательных наклонностей студентов; осуществляют практическую подготовку студентов к самостоятельной работе со специальной литературой; создают условия приобретения и закрепления умений и навыков проведения экспериментальной части разрабатываемой проблемы и углубления теоретических знаний; способствуют отбору наиболее способных, инициативных, склонных к научно-исследовательской деятельности студентов, из которых формируется в последующем магистратура вуза.

Следует отметить важную роль в пропаганде успехов научной деятельности студентов организационно-массовых мероприятий. К ним относятсястуденческие научные конференции, республиканская научная конференция студентов, конкурсы научных работ студентов, конкурсы на лучший СНК, предметные олимпиады студентов института, различные смотры-конкурсы, на лучшую организацию НИРС в группах, на факультетах, смотры-конкурсы дипломных и курсовых работ и результатов педагогических практик на различных уровнях (кафедральные, университетские, межреспубликанские, отраслевые), выставки, республиканский конкурс на лучшую научно-студенческую работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам, различные научно-методические и другие массовые мероприятия, порядок проведения которых определяется соответствующими положениями.

Студенты, достигшие определенных успехов в научно-исследовательской работе и организации НИРС, награждаются грамотами, почетными дипломами активистов НИРС и могут по положениютакже премироваться денежными премиями, иногородними экскурсиями и др.

Тем студентам, которые успешно сочетают учебу по программе вуза и ведение НИР, могут быть рекомендованы для представления на именные стипендии. Проявившим большие способности к НИР и достигшим определенных успехов дается рекомендация для поступления в магистратуру. При этом они могут представить научно-исследовательские работы, отмеченные дипломами, медалями на республиканских конкурсах. Такие поощрения стимулируют морально и материально, что способствует активизации НИРС в вузах страны.

Анализ работы НИРС в вузах показал, что на развитие студенческой науки влияют следующие факторы: наличие высококвалифицированного научно-педагогического состава, который активно ведет научные исследования и руководит НИРС, уровень и объем, проводимых кафедрами и другими подразделениями исследований; поддержание научных связей с командами по виду спорта, с ДЮСШ, то есть с другими спортивными и научными организациями и учреждениями, с выходом на практику физкультурного движения.

НИРС в любой форме (учебно-исследовательская или научно-исследовательская) составляет основу профессиональной подготовки будущего преподавателя-тренера по виду спорта.

Таким образом, научно-исследовательская работа студентов в настоящее время представляет собой стройную и методически обоснованную систему повышения уровня подготовки и воспитания специалистов. Научно-исследовательская работа отражает единство различных форм научной работы студентов, творческое развитие каждого студента, приобретенные умения творческого применения в практике физической культуры и спорта последних достижений научно-технического прогресса .

1

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является одним из важнейших компонентов при подготовке специалистов в вузе, она становится органическим составным элементом всего учебного процесса. В связи с этим его необходимо строить таким образом, чтобы студенты не только получали определённую сумму знаний в соответствии с программой, но и вырабатывали стремление к самостоятельному поиску, совершенствованию полученных знаний, настраивал их на овладение научно-исследовательскими методами, нестандартными приёмами решения научных проблем, учил анализировать и обобщать потоки различной информации. Основная задача преподавателя при организации научно-исследовательской деятельности – выработать мотивацию для привлечения студентов к совместной деятельности. Преподаватель главный организатор и координатор творческой деятельности студентов. Высокий профессионализм преподавателей, педагогическое мастерство зарождают в студенте интерес и желание самим участвовать в научной работе, в результате чего резко возрастает познавательная активность, которая приобретает ещё и творческий характер.

научно-исследовательская работа

учебный процесс

познавательная активность студента

преподавательская деятельность

1. Гогицаева О.У. , Кочисов В.К. Роль дистанционного образования в современных условиях. Азимут научных исследований: педагогика и психология. № 4 (5), 2013. Тольятти. Стр.10-12

2. Гогицаева О.У, Кочисов В. К. Смысл жизни в юношеском возрасте. Материалы Всероссийской научной, юбилейной конференции, посвященной 40-летию ИП РАНа и 85-летию со дня рождения Б.Ф. Ломова «Психология в системе комплексного человекознания: история, современное состояние и перспективы развития» (12-14 ноября 2012 г., Москва). Стр. 218- 222.

3. Гогицаева О.У., Кочисов Ч.В. Развитие доверия у студентов в условиях вуза. Материалы V международной конференции молодых ученых «Психология–наука будущего». М.: Изд‐во «Институт психологии РАН», 2013. Стр. 148-150

4. Гогицаева О.У. Индивидуальная работа со студентами. Педагогическая деятельность в режиме инноваций: концепции, подходы, технологии: научно-методический сборник. Выпуск I / гл. ред. Романова И.В. –Чебоксары: ЦДИП «INET», 2015. Стр.107-109

5. Калиновская Т. Г. Научно-исследовательская работа студентов как фактор развития творческой активности / Т. Г. Калиновская, С. А. Косолапова, А. В. Прошкин // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - № 1. - С. 75-78.

6. Поведская О. К. Организация научно-исследовательской работы студентов и преподавателей в рамках компетентностного подхода в образовании // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 1. - С. 88-90.

7. Торгашина Т. И.. Научно-исследовательская работа студентов педагогического вуза как средство развития их творческого потенциала: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Волгоград, 1999 209 c.

8. Цоколаева К.К.,Гогицаева О.У. Этнорегиональная компетентность педагога // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 4; URL: http://www..12.2014).

Сегодня научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является одним из важнейших компонентов при подготовке специалистов в вузе, она становится органическим составным элементом всего учебного процесса. В связи с этим его необходимо строить таким образом, чтобы студенты не только получали определённую сумму знаний в соответствии с программой, но и вырабатывали стремление к самостоятельному поиску, совершенствованию полученных знаний, настраивал их на овладение научно-исследовательскими методами, нестандартными приёмами решения научных проблем, учил анализировать и обобщать потоки различной информации. Основная задача преподавателя при организации научно-исследовательской деятельности - выработать мотивацию для привлечения студентов к совместной деятельности. Преподаватель главный организатор и координатор творческой деятельности студентов. Высокий профессионализм преподавателей, педагогическое мастерство зарождают в студенте интерес и желание самим участвовать в научной работе, в результате чего резко возрастает познавательная активность, которая приобретает ещё и творческий характер .

Знания и опыт профессиональной деятельности накапливаются у студента постепенно. Применять свои творческие возможности студентам необходимо с первых дней обучения в вузе, так как творческий потенциал каждой отдельной личности развивается в зависимости от ее жизнедеятельности, и если его не актуализировать, то творческий потенциал так и останется лишь предпосылками к творческой деятельности. Творческий потенциал не является неизменным, данным изначально. Как отмечает К. Роджерс, «человек - это постоянно изменяющееся соцветие возможностей, а не застывшая сумма характеристик» .

При исследовании процесса развития творческого потенциала личности студента надо учитывать, что для личности не безразлично, в условиях какой большой группы осуществляется этот процесс. Та среда, в которой личность осуществляет процесс развития своего творческого потенциала, испытывает воздействие, в частности, через традиции, обычаи, привычки и образ жизни. «От того, какой будет среда, равнодействующая ли она, которая сложится из системы таких воздействий, - пишет Г.М. Андреева, - от которых будет зависит конкретный результат...» .

Так как процесс становления личности будущего специалиста в условиях обучения в вузе представляет собой целостную систему, рассмотрим, в какой степени цель обучения реализовывается в современном содержании.

На современном этапе научно-исследовательская работа студентов имеет важнейшее значение. Во-первых, овладение фундаментальными дисциплинами требует от студентов овладения методами научного познания и исследовательскими умениями как умениями учебными. Во-вторых, НИР позволяет наиболее полно выявить индивидуальность, творческие способности, особенности восприятия мира. В-третьих, в исследовательской деятельности гармонично реализовывается как рациональность, так и эмоциональность личности студента. В-четвертых, обучение студентов высших учебных заведений исследовательской деятельности является необходимым компонентом их профессиональной подготовки. Все перечисленное свидетельствует о том, что система научно-исследовательской работы способствует развитию творческого потенциала личности студента.

Р.Л. Акофф отмечает, что если учащиеся в течение всего учебного времени ориентируются на решение задач и оцениваются по способности это делать, то они будут ожидать того, что задачи им будут ставиться и в профессиональной деятельности. Однако их приходится извлекать из реальных ситуаций, чему студентов в вузе не учат .

В.К.Сидоренко, и П.В. Дмитренко отмечают, что выполнение научно-исследовательских работ студентами создает возможность реализации своих творческих сил, обеспечить «становление своего опыта, выработки своего (личностного) знания, собственного мнения, своей концепции мира (мировоззрения), своего стиля, собственной структуры деятельности» .

В.И. Андреев полагает, что научно-исследовательская деятельность представляет собой активную познавательную деятельность, а всякой основой познавательной деятельности является активность отражения .

Таким образом, одним из средств, для осуществления реализации и развития творческих способностей будущего специалиста является выполнение студентами научно-исследовательской деятельности, которая включает:

  • учение, поскольку она направлена на освоение нового опыта в специально созданных условиях;
  • познание, в результате которого появляется новое знание о мире;
  • практику, формирующую опыт профессиональной деятельности;
  • общение - деловое, коллективное, личностное.

Кроме того, научно-исследовательская работа студентов удовлетворяет основным условиям соответствия средствам воспитания:

  • с выполнением работ научно-исследовательского характера связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности;
  • научно-исследовательская деятельность выделена как область освоения в знаково-символьной форме;
  • научно-исследовательская работа студентов вместе со своей информацией включена в общение и совместную деятельность обучающего с обучаемыми.

Ученые выделяют следующие признаки научно-исследовательской работы и определяют ее как:

  • самостоятельный поиск и создание какого-то нового продукта (Б.И. Коротяев);
  • деятельность, ориентированная на решение учебных проблем (Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов);
  • деятельность, связанная с открытием нового знания (Л.С. Выготский);
  • деятельность, направленная на решение творческих задач и заданий (В.И. Андреев, Ю.Н. Кулюткин, В.Г. Разумовский);
  • деятельность, вызванная познавательными мотивами (А.М. Матюшкин);
  • систему воспитания творческой личности (А.А. Листопад, Т.И. Койчева).

Для научно-исследовательской работы студентов, как для одной из форм учебного процесса, характерно удачное сочетание обучения и практики. В рамках этой работы студент приобретает сначала основные навыки исследовательской работы, а затем начинает воплощать теоретические знания в исследованиях, которые связаны с практикой.

Опрос студентов 2 и 3 курсов юридического факультета СПбГУП, с целью исследования их вовлеченности в вузовскую систему научно-исследовательской деятельности, позволяет говорить о об активном участии в научной работе на факультете всего 25,2% студентов, более, чем у 43,3% девушек и юношей не возникает желания заниматься научно-исследовательской работой, 31,3% студентов в настоящее время не принимают участие в научной работе, но выражают желание это делать в дальнейшем.

Основными причинами нежелания включаться в научно-исследовательский процесс студентами названы такие, как отсутствие интереса к научно-исследовательской работе отметили 18,7% юношей и девушек, никто не привлекал меня лично к научной работе, об этом высказалось 36,9% студентов; «мне пока это не интересно» так ответило 44,4% студентов. Студенты оправдывают низкую вовлеченность в исследовательский процесс нехваткой времени - 61,8%; а также отсутствием интереса к научной работе. Наряду с недостаточным количеством свободного времени для занятия НИР студенты 2-го курса обращали внимание на недостаточную информированность о проводящихся в вузе научных исследованиях

Обычно содержание обучения направлено на то, что в высшей школе у будущих специалистов вырабатывается устойчивый стереотип ожидания чужих целей и того, что кто-то должен предложить план по их достижению. Как следствие этого - отсутствие стремления к осуществлению личного анализа собственной деятельности, невозможность предъявления самооценки и согласования ее с оценкой другого .

К сожалению, приходиться констатировать, что уровень вовлеченности современных студентов в научно-исследовательскую работу является низким, а это, в свою очередь, снижает реальные возможности развития творческого потенциала студентов . То обстоятельство, что в качестве часто встречающихся причин неучастия в НИР студенты отмечают отсутствие интереса к научной работе, еще раз говорит о том, что особое внимание необходимо обратить на интеграцию деятельности всех субъектов образовательного пространства.

Условием успешного развития НИРС должен стать комплексный подход ее планирования и организации.

Основными задачами развития НИРС, на наш взгляд, являются:

  • усовершенствование содержания и структуры системы НИРС;
  • широкое и качественное внедрение НИР в учебный процесс;
  • расширения НИРС, выполняемой сверх учебных планов;
  • повышение уровня научных исследований студентов и их внедрения в практику;
  • проведение организационно-массовых мероприятий для усовершенствования организации и подведения результатов НИРС;
  • усиление работы по изучению, обобщению и распространению опыта организации НИРС;
  • разработка научной тематики по проблемам НИРС в высших учебных заведениях;
  • разработка эффективной системы стимулирования студентов и преподавателей, принимающих активное участие в НИР.

Таким образом, можно констатировать, что в высшей школе накоплен значительный потенциал различных форм организации НИРС. Активизируются новые формы организации научно-исследовательской работы студентов, основанные на принципах самоорганизации, деятельности временных творческих коллективов и др. Эффективность процесса развития творческого потенциала личности студента всецело зависит от умения субъектов образовательного пространства стимулировать участие студентов в различных направлениях вузовской научно-исследовательской деятельности, направляя все усилия на решение основной задачи высшей школы - сформировать специалиста с творческим мышлением.

На наш взгляд, главное в научно-исследовательской деятельности то, что студент находится в ситуации, когда он должен самостоятельно принимать решения, преодолевать трудности, познавать новое. В результате происходит качественный подъём личности на очередную ступень развития, такая деятельность становится необходимостью. А это залог профессионального роста специалиста.

Библиографическая ссылка

Каландаришвили З.Н., Кочисов Ч.В. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК КОМПОНЕНТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 1.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=11986 (дата обращения: 17.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»