Представителя презираемой евреями этнической группы.

Название «Добрый Самарянин» часто использовалось и используется благотворительными организациями.

Евангельский рассказ

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную ?
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь ?
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя .
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить .
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний ?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам ?
Он сказал: оказавший ему милость . Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же .

Богословское толкование

Одним из основных моментов данной притчи считается истолкование слова «ближний» для задающего вопрос книжника и Иисуса Христа. Книжник считает «ближним» того человека, кто находится с ним в родственных отношениях или принадлежит к общей этнической или религиозной группе. А ответные слова Иисуса Христа, по мнению многих исследователей , в числе прочего, выражают необходимость считать «ближним» всякого человека, который попал в беду или нуждается в помощи. Aрхимандрит Иоанн Крестьянкин считает данную притчу «назиданием о милосердном самарянине, у которого закон любви был написан в сердце, для которого ближним оказался не ближний по духу, не ближний по крови, но тот, кто случайно встретился на его жизненном пути, кто именно в ту минуту нуждался в его помощи и любви…»

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Добрый самаритянин" в других словарях:

    Из Библии. Новый Завет, Евангелие от Луки (гл. 10), притча об Иисусе. Иносказательно: добрый, отзывчивый человек, помогающий нуждающимся, иногда в ущерб себе (ирон.). Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим… … Словарь крылатых слов и выражений

    Книжн. О человеке, всегда готовом помочь близкому. /i>

    Добродетельный (добрый) самаритянин. Книжн. О человеке, всегда готовом помочь близкому. /i> Образ заимствован из Библейской притчи. БМС 1998, 512 … Большой словарь русских поговорок

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. ван Лоо. Шарль Андре ван Лоо Charles André van Loo … Википедия

    Σαμαρείτης - ο Самаритянин, житель Самарии; ΦΡ. καλός Σαμαρείτης добрый Самаритянин – человек, который оказывает помощь в случае необходимости каждому и даже своему врагу, как Самаритянин в евангельской притчиΗ εκκλησία λεξικό (Церковный словарь Назаренко)

    Король лев: Тимон и Пумба The Lion King s Timon Pumbaa Жанры семейный … Википедия

    Король лев: Тимон и Пумба The Lion King s Timon Pumbaa Жанры семейный, комедия, мультфильм … Википедия

    The Lion King s Timon Pumbaa … Википедия

    - (Жан Виктор Schnetz, 1787 1870) французский исторический и жанровый живописец, ученик Л. Давида и барона Гро; после своих первых самостоятельно исполненных произведений уклонился от классического направления этих художников и писал частью… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (Bassano), династия художников 16 начала 17 вв. из семьи да Понте. Первого из них, Франческо да Понте, звали иль Веккьо (1470 1541); он никогда не носил имени Бассано, под которым семья стала известна впоследствии. Существуют только четыре его… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Большая книга мудрости. Библейские притчи , Лясковская Наталья Викторовна. Валтасаров пир, мудрость царя Соломона, Самсон и Далила, добрый самаритянин, блудный сын, зарытый талант, званые и избранные… Кто из нас с юных лет не знаком с этимивыражениями? И кто из нас…

В далекие времена, в период 887-859 годов до н. э., в северной части Иудеи располагалось и процветало государство Самария. Можно предположить, что самаритянин - это житель данной страны. Но слово "самаритянин" имеет и другое значение. В американском словаре оно толкуется как "человек, бескорыстно помогающий другим". В английском языке это выражение применяется с 17 века, причиной тому стали библейские притчи.

История о самаритянине

В одной из притч повествуется о том, что Иисус Христос еще в период своей жизни на земле призывал людей работать с ним, спасая ближних. Он утверждал, что впоследствии такие люди унаследуют его небесный дом. Один из священников, желая испытать Иисуса, спросил: «Как можно заслужить вечную жизнь и кто наш ближний?» На его вопрос Иисус рассказал притчу.

Путник, следуя из Иерусалима, встретился с разбойниками, которые его ограбили, избили и бросили полуживого умирать на дороге. Оказавшийся рядом священнослужитель равнодушно прошел мимо него. Так же поступил и идущий мимо левит. Третий прохожий, увидев лежащего на земле избитого разбойниками мужчину, подошел к нему.

Им был добрый самаритянин. Он омыл раны пострадавшего вином и маслом, забинтовал их. Положил его на ослика, подстелив свой плащ, отвез в гостиницу. Прохожий оставил его там на попечение хозяина.

Заплатил этот человек и за проживание, и за уход за больным. В конце повествования Иисус спросил: «Кто же из троих, по-твоему, был ближним?» Священнослужитель ответил, что ближним, конечно, был третий прохожий. Иисус посоветовал ему поступать так, как поступил самаритянин.

«Возлюби ближнего своего…»

Священник и левит, не оказавшие помощи пострадавшему, считали себя праведниками. На самом деле они относились к бедным и несчастным людям свысока, не считали их ближними. Не было в их сердцах любви к людям. А библейская заповедь гласит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя, и поступай с ним так, как желал бы, чтобы поступали с тобой».

Описанный случай показывает, что самаритянин - это воплощение добра и любви к человеку. Он не испугался, что разбойники могут вернуться и жестоко расправиться с ним. Повел себя достойно. И, как смог, помог пострадавшему. К сожалению, в нашей жизни встречается немало случаев, когда проходят мимо человека, которому нужна экстренная помощь. Часто принимают за пьяного лежащего на тротуаре: а у него, возможно, сердечный приступ. Вовремя принятое лекарство может спасти ему жизнь.

Не проходите мимо

Черствость и равнодушие позволяют пройти мимо человека, нуждающегося в помощи и поддержке. Происходящее вокруг нас сегодня свидетельствует о том, что многие не читают Библию. Потому и не представляют себе, кто это такой - добрый самаритянин, притча о котором рассказана Иисусом.

Последователи Христа в православии и представители других религий призывают человечество к миру и добру. Они утверждают, опираясь на Библию, что человек, творящий добро, будет иметь вечную жизнь в небесном царстве. Каждый понимает эти слова по-своему и относится к ним по-разному. Но заложенный в них призыв творить добро является движущим фактором общественного развития. На данную тему существует много легенд, правдивых историй и притч. Самаритянин - это персонаж одной из них.

Свидетели истории

В настоящее время в Израиле, на территории бывшей Самарии, остались развалины, напоминающие о великолепии и богатстве города, где жил добрый самаритянин. Многочисленным паломникам и туристам, посетившим вспоминается библейская заповедь: «Тот, кто делает добро другим, сам становится духовно богаче и сильнее». Самаритянин - это добрый, отзывчивый человек. Его сердце наполнено любовью и милосердием. Он оказывает бескорыстную помощь нуждающимся людям.

Притча о милосердном самаритянине ставит любовь выше любой вражды. Рассказанная Иисусом, она учит нас, что не существует людей недостойных милосердия. Как правильно понимать эту притчу?

Добрый самаритянин – притча о милосердии

Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 25-37

25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что’ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

26 Он же сказал ему: в законе что’ написано? ка’к читаешь?

27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился

34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;

35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Добрый самаритянин. Источник: vidania.ru

Добрый самаритянин – этой герой притчи, рассказанной Иисусом законнику, чтобы показать правильное значение слова “ближний” для христианина.

Правмир собрал проповеди, раскрывающие глубокий смысл притчи.

„Положить жизнь” не означает умереть; речь идет о том, чтобы изо дня в день отдавать нашу заботу всем тем, кто в ней нуждается, тем, кто в печали и нуждается в утешении, тем, кто в растерянности и нуждается в укреплении и поддержке, тем, кто голоден и нуждается в пище, тем, кто обездолен и, может быть, нуждается в одежде, и тем, кто в душевном смятении и, может, нуждается в слове, которое изольется из той самой веры, которую мы черпаем здесь и которая составляет самую нашу жизнь.

Очень часто наша любовь умеет ненавидеть: «Я так люблю свою среду, скажем, что не люблю другую, я так люблю свой народ, что ненавижу другие, я так …» и так далее. Это ведь факт! Это - не та любовь, которую проповедует Христос! А та, которую Он проповедует - это раскрытие сущности человеческой, раскрытие сути души человеческой. Она всегда - радость, она всегда полна глубочайшего смысла. Так человек исполняет свою миссию на земле, свое призвание человеческое, своё достоинство - именно в любви, и только в любви! Поэтому только в любви - настоящая радость, только любовь - счастье, всегда, одно счастье, одна радость! Столько в ней света, столько в ней тепла, столько в ней смысла! Она должна быть такой, какой любил самарянин из сегодняшнего евангельского чтения - милосердной.

Библейская мудрость

Земля, текущая млеком и медом.

Добрый Самаритянин

библейская притча

Один законник встал и, искушая Иисуса, сказал:

Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Он же сказал ему:

В законе что написано? Как читаешь?

Он сказал в ответ:

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

Иисус сказал ему:

Правильно ты отвечал. Так поступай, и будешь жить.

Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу:

А кто мой ближний?

На это сказал Иисус:

Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино. И, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Он сказал:

Оказавший ему милость.

Тогда Иисус сказал ему:

Иди, и ты поступай так же.

(Лук.10:25-37)

Вам так же могут понравиться эти притчи:

Званые и избранные
Один человек сделал большой ужин и звал многих. И когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: «Идите, ибо уже всё готово». И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый ска…

Девы мудрые и девы неразумные
Подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масл…

Иов
Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. И родились у него семь сыновей и три дочери. Имения у него было: семь тысяч мелкого скота…

Я хочу предложить вам познакомиться с притчей о добром самарянине, рассказанной в Библии. Прочитайте притчу о добром самарянине и поступайте также .

Во время своей земной жизни Иисус Христос призывал своих последователей приводить к Нему людей для последующего наследования Его небесного дома. Он призывал всех работать с Ним для спасения ближних.

Такой призыв казался странным многим людям, поэтому Иисус часто повторял его.

Однажды ко Христу подошел законник и спросил: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус ответил ему: « В законе что написано? Как читаешь?» Законник сказал в ответ: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». На это Иисус ему ответил: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить».

Но законник не поступал так. Он не любил ближнего, как самого себя и поэтому, желая оправдаться, спросил Христа: «Кто мой ближний?» (Евангелие отЛуки 10:25-29).

Священников и раввинов интересовал этот вопрос. Они относились к бедным и необразованным людям свысока, не обращали на них никакого внимания и не считали их своими ближними.

В ответ на вопрос законника Христос рассказал следующую притчу.

Один человек шел по безлюдной местности из Иерусалима в Иерихон. На него напали разбойники, избили его, отняли у него все, что было, и бросили на дороге, думая, что он мертв. Через некоторое время по этой дороге шел священник, но не остановился и прошел мимо. Потом на этом месте был левит, который тоже, взглянув на израненного человека, прошел мимо.

Эти люди служили в храме Божием и должны были быть милосердными. Но на деле оказались холодными и бесчувственными.

Позже тем же путем проезжал самарянин. Иудеи ненавидели самарян и презирали их. Иудей ни за что бы не дал самарянину напиться воды и не подал бы ему куска хлеба.

Но самарянин, когда увидел чуть живого человека, даже забыл о собственной безопасности. Ведь разбойники могли убить его. Он видел перед собой лишь незнакомца, истекающего кровью, который нуждался в немедленной помощи.

Самарянин подложил свой плащ под раненого, дал ему вина и возлил на раны масло, после чего перевязал их. Потом посадил незнакомца на своего осла и довез до гостиницы. Утром самарянин дал хозяину гостиницы денег и попросил позаботился о больном, пока тот не выздоровеет.

Рассказав это Иисус обратился к законнику и спросил: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Он ответил: «Оказавший ему милость». Тогда Иисус сказал: «Иди и ты поступай так же» (Библия, Евангелие отЛуки 10:36-37).

Таким образом, Иисус Христос учил, что всякий, нуждающийся в нашей помощи, есть наш ближний. Мы должны поступать с ним так же, как желали бы, чтобы поступали с нами .

Священник и левит считали, что они соблюдают заповеди Божьи. Но на деле заповедь исполнил лишь самарянин, потому что его сердце было наполнено любовью и милосердием. Он оказал помощь нуждающемуся, и тем самым проявил любовь как к ближнему своему, так и к Богу, Который заповедал нам любить друг друга.

Если мы оказываем друг другу необходимое милосердие – это и есть любовь к Богу.
Доброе и любящее сердце дороже всех богатств мира. Люди, творящие добро и есть дети Божьи. Они будут иметь вечную жизнь со Христом в Его небесном царстве.