Фальшивомонетничество – одна из древнейших преступных профессий – как только появились деньги, так тут же появились люди, которые их стали подделывать. Ежегодно в России количество обнаруженных фальшивок растёт на 20-30%.

Этот человек до сих пор по справедливости считается непревзойдённым мастером по изготовлению фальшивых купюр. В свое время его криминальный талант буквально потряс специалистов Гознака, партийных и милицейских начальников СССР. Сегодня Виктор Баранов ютится в комнате обыкновенного общежития и продолжает воплощать в реальность свои неожиданные изобретения, но теперь - исключительно законопослушные.

Продавец-адыгеец только что сообщил милиционерам, как несколько минут назад к нему обратился покупатель с просьбой разменять двадцатипятирублевые бумажки. Торговцев просили же обращать внимание, если кто-то будет предлагать на рынке четвертные или полтинники? Вот он и обратил. Да, конечно, он покажет покупателя. Вот тот - с портфелем.


Документы у подозрительного покупателя оказались в порядке: Виктор Иванович Баранов, житель Ставрополя.В портфеле у Виктора Ивановича лежали 1925 рублей четвертными билетами.
- Так кто вы такой? - спросил его следователь, когда милиция доставила владельца подозрительных денег в отделение.
- Я фальшивомонетчик, - ответил король фальшивомонетчиков.

С точки зрения правоохранительных органов, эта история началась в середине 70-х. К 1977 году в 76 регионах СССР, от Вильнюса до Ташкента, было выявлено 46 фальшивых купюр пятидесятирублевого номинала и 415 - двадцатипятирублевого, имевших, по заключению экспертов, единый источник происхождения. Исключительно высокое качество подделок заставило контрразведку подозревать ЦРУ, которое, конечно, легко могло печатать рубли фабричным способом в США, а затем через агентуру распространять в СССР. Наряду со шпионской проверялась и традиционная версия - предполагали, что фальшивомонетчики получили технологии прямо из Гознака. Более пятисот сотрудников предприятия почти год находились под круглосуточным наблюдением КГБ, пока повторная экспертиза не установила, что Гознак здесь ни при чём - просто кто-то в стране слишком хорошо разбирается в процессе печати денег.

Контрразведка с сожалением оставила идею разыскать в СССР американских сеятелей, разбрасывающих ассигнации, и КГБ с МВД сосредоточились на поисках группы фальшивомонетчиков внутри страны.
Постепенно удалось определить, что на юге России высококачественные подделки появляются чаще, чем в других регионах. Затем круг поисков сузился до Ставрополья, где за три месяца 1977 года было выявлено сразу 86 поддельных двадцатипятирублевок. И наконец, благодаря бдительности продавца-адыгейца был схвачен первый, как считали силовики, член преступной группировки.


Нужно сказать, в момент задержания Баранов был... внештатным сотрудником Ставропольского ОБХСС. Будучи водителем, Виктор Иванович возил в рейды по всяким «хлебным местам» двух обэхээсников - старшего лейтенанта Александра Никольченко и майора Юрия Баранова (однофамильца - Авт.). И надо же было случиться, что старлей во время задержания был в Пятигорске, где как раз ловил пресловутого неуловимого фальшивомонетчика! Узнал, что того поймали в Черкесске, и получил приказ доставить пойманного в Ставрополь. Каково же было изумление опера, когда он увидел перед собой напарника!..

«Я знал, что Юра с Сашей занимаются моими поисками, но ни разу не задал им и вопроса... Никогда не стал бы использовать в свою пользу наши дружеские отношения», - признается Баранов.

«Я для себя давно решил, - рассказывает Баранов, - если поймают, то не буду крутить-вертеть. Я милиции никогда не врал». Милиция об этом тогда, правда, не знала и считала Виктора Ивановича курьером фальшивомонетчиков, который решил взять всю вину на себя, чтобы выгородить сообщников. Потому что не может один человек изготавливать фальшивые деньги такого безупречного качества!

«В Ставрополь меня везли как генерала, - вспоминает Баранов. - Впереди ехали две машины ГАИ с мигалками».

Там он сразу повел милицию в свой сарай, где при обыске были обнаружены компактная типография, пачки напечатанных денег и пять тетрадей с описанием многолетних исследований. В тот же день на стол министру МВД Щелокову лег доклад, и уже на следующее утро в Ставрополь вылетела группа московских экспертов.

Во время следственного эксперимента Виктор Иванович на глазах у высоких гостей создал на бумаге водяные знаки, прокатал высокую и глубокую печать, обрезал лист и нумератором нанес казначейский номер. К концу представления скептиков в помещении уже не оставалось. Все поверили в чудо и в то, что волшебнику надо вкатать приличный срок.

После чего по решению Главного следственного управления МВД СССР к уголовному делу № 193 по факту обнаружения поддельных денежных билетов двадцатипятирублевого достоинства, с чего все начиналось, было приобщено еще сто аналогичных дел. К расстрелу в СССР приговаривали и за меньшие преступления.

Интерес к деньгам появился у Вити Баранова еще в дет­стве, когда он начал собирать коллекцию старых денежных банкнот. Но к тому, что день­ги можно делать самому, он пришел значительно позже... В Ставрополе, где в обычной школе учился будущий криминальный гений, он всегда был на хорошем счету у учителей. До пятого класса Витя Баранов ходил в круглых отличниках, да и поведением всегда отличался примерным. В числе его любимых школьных предметов было рисование... Парень ходил в художест­венную школу, писал красивые закаты... А лучше всего у него получались копии с известных картин - «Аленушка» Васнецова, «Утро в сосновом лесу» Шишкина и других.

После седьмого класса Витя Баранов уехал в Ростов-на-Дону учиться в строительное училище. За год овладел специальностью плотника-паркетчика. А ещё он очень хотел стать лётчиком. Собрал с приятелем в аэроклубе большую группу таких же ребят и стал заниматься парашютным спортом. Виктор совершил несколько прыжков. На призывной комиссии ему сказали, что нужно совершить ещё два, и его призовут в десантные войска. Но, вняв причитаниям матери, Баранов закончил в ДОСААФ водительские курсы и пошел служить в автобат. Причём он был секретарём комсомольской организации своей части.

После армии Виктор работал одно время экспедитором в Ставропольском крайкоме партии. И дважды даже отвозил ночью домой с работы Михаила Горбачева - в ту пору третьего секретаря комитета по комсомольской работе.

Когда я начинал делать деньги, был на сто процентов уверен, что ничего не получится. Но было интересно проверить свои возможности, - вспоминает ставропольский «Кулибин».

Над купюрами он трудился 12 лет. За это время досконально изучил аж 12 полиграфических специальностей - от гравера до печатника. Три года сам «изобретал» водяной знак, два - краску для глубокой печати. Штудировал учебники для студентов-полиграфистов, даже ездил в Москву, в «Ленинке» изучал редкие книги «по специальности»... Многое ему приходилось делать методом проб и ошибок.

Изобретатель закрывался в своем сарае на ставропольской улице Железнодорожной и работал буквально день и ночь. Плоды этой работы можно увидеть сегодня в музее МВД. Целую комнату занимает барановская «экспозиция», которую везли в Москву ни много ни мало - на двух КамАЗах!

Особую гордость гения подделки представляет изобретённый им раствор для снятия окислов меди при травлении. Над этой задачей долгое время бились все печатники мира. Страшно трудоёмкая и кропотливая работа! А Баранов соорудил реактив из четырёх компонентов - два травят медь, два убирают её окислы. На всё про всё нужна минута-другая... Гознак 14 лет работал на этом травителе, получившем негласное название - «барановский».

Первая банкнота, которую сделал Баранов, была пятидесятирублевка. Один к одному с оригиналом в самых мелких деталях. Единственное, из уважения к Ленину, фальшивомонетчик омолодил вождя лет на двадцать. И этого не заметили ни в одном банке!


Полтинников он выпустил немного - 70 штук. Кавказцы на рынках «с руками» хватали их и просили ещё. Но ставрополец решил делать «четвертак» - самую защищенную из советских купюр. «Если бы рубль был самым сложным, я б его делал... Меня деньги не интересовали как таковые», - смеётся Виктор Иванович.

Даже милиция признает, что Баранов использовал свой денежный станок очень скромно. Единственным серьёзным приобретением за все эти годы стал автомобиль. И то, по словам Виктора Ивановича, вся сумма была выплачена им из честных трудовых сбережений. «В рестораны я не ходил, не курил, не пил, девчат у меня не было. И телевизора не было, был только маленький холодильник. Мне не нужно было - я занимался работой». Все деньги уходили на изготовление нового оборудования. Родным поддельные купюры он не давал. «Жена однажды спросила, откуда деньги, - вспоминает Баранов. - Я сказал, что предлагаю свои изобретения заводам. Жене я много денег не давал - 25, 30, 50 рублей».

Параллельно с изучением монетного дела Баранов наблюдал за поведением продавцов на рынках, чтобы понять, как «ходят деньги». Например, торговцы рыбой всегда берут купюры мокрыми руками, у торговцев мясом руки часто бывают в крови. Кавказцы охотно берут новые хрустящие купюры. В результате Баранов пристроил 70 полтинников, после чего решил с ними завязать. Надоели фантики.

Однако к изготовленным деньгам Баранов сразу терял интерес. Его не интересовало богатство - просто нужны были средства для реализации других смелых проектов. Он посчитал, что для этого нужно где-то 30 тысяч рублей. Сказано - сделано!

Да вот беда, когда Баранов повез менять свои деньги в Крым, купил у одной бабульки два килограмма помидоров, отошёл и лишь через несколько минут хватился, что чемодана при нём нет. Вернулся, а старушка была такова, прихватив с собой денег на добрый дом...

Пришлось растяпе-изобретателю вновь включать печатный станок, который он уже собирался было разобрать и разбросать по частям в разные пруды.

Подделывать валюту Баранов и не думал. Но во время одной из поездок в столицу приобрел у барыги доллар - для коллекции. Разглядев его внимательнее, убедился, насколько это простая в исполнении денежка...

У Баранова не было друзей, ведь друзья любят наведываться без стука. Для подозрительных соседей он регулярно устраивал «день открытых дверей». Любопытным старухам, заглянувшим в мастерскую, открывался вид на слесарный станок, увеличитель и бачки для проявки - все самое интересное Баранов прятал в разобранном виде под стеллажами. Только подозрительный сосед-охотник продолжал считать, что Баранов ночью льёт в сарае дробь.

Именно при создании новой партии четвертных маэстро допустил роковую оплошность. Закрепляя клише для создания защитной сетки, Баранов не обратил внимания на то, что клише перевернуто. В результате, отпечатав деньги, он обнаружил, что в месте, где у волны должен быть подъем, оказался спуск. Посчитав, что этого никто не заметит, он решил не браковать партию. Однако в одном из банков, куда в конце концов попала такая купюра, зоркий кассир разницу заметил и поднял тревогу. С этого момента, как пишут в триллерах, жить на свободе Баранову оставалось считанные месяцы.

«К моменту ареста у меня было разобрано всё оборудование, - рассказывает он. - Собирался проехать по прудам и озерам и разбросать его там по частям. Не выкинул только потому, что апрель, грязь, не проедешь. И слава богу. А то пришлось бы водолазам искать эти части на дне водоёмов».

Из Ставропольского СИЗО Баранова перевезли в Москву, в Бутырку. Ежедневно его навещали специалисты, которым он в течение двенадцати следственных экспериментов демонстрировал победу человеческого разума над Гознаком.

Технолог Гознака писал в своём заключении: «Изготовленные Барановым В. И. поддельные денежные билеты достоинством 25 и 50 рублей внешне близки к подлинным купюрам и трудно опознаваемы в обращении. Именно поэтому данная подделка являлась очень опасной и могла вызвать недоверие населения к подлинным денежным знакам».

Виктор Иванович охотно делился своими наработками. Двенадцать лет он таился, и вот наконец появились люди, способные оценить его талант и титанический труд. Король фальшивомонетчиков с радостью выдал рецепт своего раствора, травившего медь в несколько раз быстрее, чем это делалось в Гознаке (под именем «барановского растворителя» он использовался в производстве следующие 15 лет). Для министра МВД Щелокова Баранов на десяти листах изложил рекомендации по улучшению защиты рублей от подделок... Наверное, ещё много чего полезного сообщил Виктор Иванович компетентным органам, если учесть, что расстрельную статью ему заменили колонией, при этом дали на три года меньше максимального срока. «Мало денег напечатал, - предлагает свое объяснение гуманности суда Баранов. - А то расстреляли бы. Но знаете, что я вам скажу: лучше бы расстреляли. Я бы не мучился одиннадцать лет, когда руки трясутся от голода, снег, мокрые ноги и десять машин с бетоном, которые надо перекидать лопатой. Каждый день». На самом деле напечатал Баранов немало - порядка 30 000 рублей, но лишь малую толику этих денег он пустил в оборот, большая часть так и оставалась в сарае.

Срок Баранов отбывал в колонии особого режима Димитровграда Ульяновской области. Как настоящий пассионарий, он проявил свои таланты и там: «Я в газету писал. Выиграл однажды в конкурсе на лучшую статью по всем ИТК. Мне тогда прислали премию - 10 рублей. И был я режиссёром - возглавлял самодеятельность. Хор у нас был триста с лишним человек, первые места семь лет подряд занимали». Декорации для своих постановок, будь то пулемёт «Максим» или герб СССР, мигающий лампочками в такт декламируемым стихам, Баранов тоже делал сам.

На «зоне» Баранов пользовался большим авторитетом. Вопреки тамошним порядкам кличку ему зэки не дали, а звали уважительно по имени-отчеству.

Вернувшись после заключения в 1990 году в Ставрополь, Баранов снова принялся за изобретательство. «Смысл жизни человека - творческий труд, - считает он, отмахав 11 лет кайлом. - Что мне было дано, я реализовал, пусть даже пришлось вынести много страданий и отсидеть».

У него по-прежнему не было друзей, первая жена развелась с ним на девятом году заключения, оставалось только изобретать. На заводе «Аналог», куда он вскоре устроился, Баранов предложил новый метод наращивания никелевой сетки в батарейках. «Мне сказали тогда: «Да кто ты такой? Тут специалисты из Германии приезжали, ничего нового не придумали!» А я им пообещал, что они мне еще коньяк поставят. Так и вышло».

Потом Баранов открыл фирму «Франза» по выпуску духов. Сделал шесть бочек парфюмов по 200 литров каждая. Но через несколько лет фирма закрылась, не выдержав конкуренции с валом дешевой зарубежной парфюмерии. «Коробочки у них были красивые, а внутри - туфта».

Баранов изобрел способ очистки картофеля от земли, камней и прочих включений. Решение гениальное - высыпать всё в ёмкость, заполненную солёной водой. Картошка всплывёт, остальное пойдет на дно. Хотел запатентовать своё изобретение, но получил отказ - неправильно заполнил формуляр...

Затем последовала череда новых изобретений: керамическая автомобильная краска, устойчивая к кислотам и щелочам, мебель из бумажных отходов, мебельный лак на водяной основе, клей-паста, лёгкий кирпич, лечебный бальзам. Кое-что из изобретений удавалось пристроить, за что-то получить авторские отчисления... Так и живёт сегодня Виктор Иванович, скромно, зато с надеждой на признание.

А ещё по заказу одной московской фирмы Виктор Иванович разработал собственную систему торговой защиты, которая намного эффективней штрих-кодов.

Мыслей же о том, чтобы уехать за границу, у Баранова никогда не было. Ну и что, что там выше ценят мозги? Деньги он особо не ценит. Они ему нужны лишь для того, чтобы изобретать что-то новое. И ещё он говорит, что никогда и никому не отдаст технологию изготовления «барановских» купюр...

» принадлежит сценаристу Лилии Ким , с которой дружит режиссер Егор Анашкин . Именно она придумала снять сериал о самом известном фальшивомонетчике советской эпохи и начала писать сценарий. Но жизненные обстоятельства у Лилии сложились так, что ей пришлось уехать в Америку, не завершив работу. Сценарий дописывала творческая группа проекта. У истории был хороший потенциал. Егору Анашкину главный герой изначально понравился своей неоднозначностью. С одной стороны, он злодей, поскольку занимается криминалом, но с другой - принимая во внимание тот факт, что ступить на преступную стезю его вынудили обстоятельства, - ему невозможно не сопереживать. Главный герой и сам мучается, оказавшись в безвыходной ситуации.

Где заканчивается правда и начинается художественный вымысел

История, рассказанная в сериале «Деньги», основана на реальных событиях, но по большей части все же является художественным вымыслом. Прототипом главного героя Алексея Баранникова стал изобретатель и художник Виктор Баранов , которого в СССР называли фальшивомонетчиком №1. Из его биографии были взяты только основные вехи: работал водителем, причем даже возил Горбачева, был изобретателем и пел оперные песни. История любви целиком и полностью была придумана сценаристами.

Представители канала ездили в Ставрополь и пытались найти дом, в котором жил Баранов. Из родственников уже никого там не осталось, а вот соседи оказались очень агрессивно настроены. «Это только в сериале главный советский фальшивомонетчик такой романтик, а в реальности все же он был не такой», - говорит режиссер сериала Егор Анашкин.

Утвержденный на главную роль Федор Лавров поначалу с головой окунулся в биографический материал, но вовремя остановился. «Я пересмотрел кучу интервью с Барановым, ходил в музей МВД, беседовал с разными людьми, которые занимались этой проблемой. Слава Богу, у меня было достаточно времени и удалось раскопать важные для себя факты. Я даже хотел ехать в Ставрополь, поскольку в интернете нашел сведения, что Баранов жив еще. Но Егор (режиссер сериала Егор Анашкин. - Прим. ред. ) отговорил меня от этой затеи, объяснив, что у нас не байопик, а придуманная история. Соблазн удариться в биографию поначалу у меня был. Но в итоге я взял в работу только характерные черты и детали», - вспоминает актер.

«Эта история не про деньги, а про любовь и про невозможность человеку быть счастливым. Мы старались ставить героев перед сложным выбором. Например, героиня Ольги Дыховичной работает милиционером, и ей кажется, что нельзя предать Родину вообще никогда и ни при каких обстоятельствах, поэтому и счастья у нее нет», - объясняет Егор Анашкин.

Ольга Дыховичная в сериале «Деньги»

«Реального прототипа у моей героини не было. Вполне возможно, что существовала какая-то симпатия в ходе расследования, но любовной линии, которая привела бы к изменению его хода, точно не было. Моя героиня - честный и доблестный человек, фанатик, и у нее нет другой цели в жизни, кроме как достичь победы в своем деле. Нина променяла личное счастье на службу. В какой-то момент ты ей сочувствуешь, но понимаешь, что она не имеет права рисковать собой и людьми», - делится Ольга Дыховичная , исполнительница роли Нины Филатовой в сериале.

О герое и его неоднозначности

«Мне кажется, что как персонажа Алексея Баранникова, конечно, стоит любить. Но однозначную оценку этой личности - герой он был или злодей - я бы давать не стал. Мир же не делится на черное и белое: есть множество оттенков. Человек тоже не одной какой-то краской нарисован. Поэтому навешивать ярлыки на людей в принципе неправильно», - объясняет свое отношение к главному герою «Денег» режиссер сериала Егор Анашкин.

Актера на главную роль искали долго - кастинг был масштабный. «Ситуация была неоднозначная. Нам казалось, что продюсеры захотят в сериал актера, которого зрители привыкли видеть в амплуа героя. А Федя (Федор Лавров. - Прим. ред. ) - он же неказистый… Многие в творческой группе сериала считали, что не утвердят его кандидатуру, ведь на главную роль нужен красавчик. К счастью, на канале пошли нам на встречу. Продюсеры согласились с нашим мнением, что лицо актера должно соответствовать персонажу, а не просто быть красивым. Я безмерно благодарен, что утвердили всех, кого я хотел», - рассказывает Егор Анашкин.

«Не могу сказать, что полностью оправдываю своего героя, но в первую очередь я ищу в нем человека, а не злодея и жулика. И очень важно отличать Баранова от Баранникова. Что касается художественного образа, то я буду биться за него до конца. А вот к Баранову у меня много вопросов. Но я снимаю перед ним шляпу, ведь не каждый может сделать такое. Он, определенно, был большого упорства человек», - говорит Федор Лавров, исполнитель роли Алексея Баранникова.

Актеру пришлось пройти большое количество проб, прежде чем его утвердили, и поправиться на семь килограммов до начала съемок. Лавров вспоминает, что, работая над этой ролью, он объедался. Кроме того, у Баранова была пышная шевелюра, а актер таковой похвастаться не мог. Тем не менее он отрастил волосы, чтобы соответствовать образу и приблизиться к прическам той эпохи.

Федор Лавров в сериале «Деньги»

Все-таки, несмотря на то, что сериал - произведение художественное и по большей части вымысел, реальный прототип главного героя Виктор Баранов был отправной точкой при создании образа на экране. Сейчас Федор Лавров уже похудевший и бритый, так как снимается в другом проекте.

Как печатали деньги для сериала

Традиционно для съемок берут отрывки из документальной хроники - кадры, на которых фигурирует госзнак. Но режиссер сериала Егор Анашкин был категорически против идти по такому пути. Поэтому начались поиски старой типографии, в которой сохранились печатные станки того времени. Нашли такую, причем она до сих пор функционирует, и заказали там тираж денег для сериала. Купюр напечатано было много. В общем, затратились, но зато показали процесс печатания денег со всех сторон.

Кадр из сериала «Деньги»

Что касается изобретенных Баранниковым станков, которые появляются в кадре, то они бутафорские, неработающие. «В конце концов, перед нами стояла задача фильм снять, а не деньги напечатать», - шутит режиссер Егор Анашкин. Реквизиторы использовали старые станки - дорабатывали их по необходимости.

«На съемочной площадке были консультанты, которые помогали понять процесс. Мы во все погружались. Ведь если этого не сделать, то как тогда сыграть? Конечно, вряд ли я смогу напечатать в домашних условиях пять тысяч. Здесь нужны колоссальные знания. Сам Баранов потратил на изучение процесса 10 лет и самостоятельно освоил 20 типографических и издательских профессий у себя в сарае, чтобы понимать, как сделать бумагу, как госзнаки, какие краски нужны и т. д. Но какие-то секреты я теперь знаю и могу по бумаге отличить фальшивку», - рассказывает Федор Лавров.

Как воссоздавали эпоху

Часть съемок проходила в Крыму. Одним из главных съемочных мест был легендарный московский ЗИЛ - Открытое акционерное московское общество «Завод имени И. А. Лихачева» (сокращенно - АМО ЗИЛ. - Прим. ред. ). Там снимали все кабинеты, которые фигурируют в сериале. «Это фантастическое место! Там нас не покидало ощущение, будто мы в Чернобыле. Казалось, люди, которые работали на заводе, были вынуждены сорваться с насиженных мест и больше не возвращались туда. И с тех пор все осталось нетронутым. Под одним из столов были женские туфельки, в которые могла переобуваться какая-то сотрудница, везде валялись ручки, бумажки, справки, значки, личные вещи. Осталась куча мебели и телефонные аппараты», - вспоминает режиссер сериала.

Федор Лавров и Ольга Дыховичная в сериале «Деньги»

«Одним из самых сильных впечатлений от съемок было то, что мы застали последние дни существования гиганта ЗИЛа. Я не ожидала, какого масштаба была та эпоха. Съемки на ЗИЛе напоминали фильм про апокалипсис. Представьте себе: большие коридоры, бумага, которую выдувало ветром… Все это, кстати, есть в сериале. Глядя на руины, понимаешь, как быстро может обесцениться труд многих тысяч людей», - делится впечатлениями от съемок на ЗИЛе актриса Ольга Дыховичная.

А вот завод, где по сюжету работает героиня Люда, реальный. Он находится в Московской области и до сих пор функционирует. Это стекольный завод. «Волга», на которой ездит Баранников, действительно того времени. И все остальные автомобили, которые зритель видит сериале, винтажные. Актеры сами ездили за рулем этих маши.

Ольга Дыховичная при работе над образом ориентировалась на свою маму. «Я помню, какие платья, туфли, прически она носила, - объясняет актриса. - Я привнесла в образ очки с диоптриями, так как поняла, что нужен аксессуар, который бы отличал меня от героини». В жизни Ольга очки не носит. Костюмы для актрисы были сшиты по лекалам той эпохи.

Федор Лавров и Ольга Дыховичная в сериале «Деньги»

Федор Лавров частенько после съемок выпрашивает головные уборы - как фетиш-талисман. Дома у актера собрана уже целая коллекция. Ходит он в этих головных уборах редко, например, в магазин может надеть. Костюмеров сериала «Деньги» Лавров тоже попросил отложить для него кепки, в которых он снимался.

«Съемочный процесс был действительно тяжелый, потому что надо было уложиться в сроки, наладить отношения с партнерами по площадке и делать сноску на правдивость воспроизведения. Но интерес перевешивал. Я хочу выразить огромную благодарность всей съемочной группе, потому что ребята работали за идею - работали, пока не падали. На площадке не было ни одного человека, к которому были бы какие-то претензии. Такую честную работу редко встретишь и в кино, и в театре. А если бы ее не было, то не было бы и проекта», - резюмирует Федор Лавров.

Подготовила Анна Прищепова

Баранов Виктор - культовая личность в криминальной истории СССР. Этот человек смог, используя исключительно собственный ум и смекалку, наладить в обычном сарае выпуск государственных денежных знаков высокого качества. На протяжении длительного времени КГБ и МВД СССР искали банду фальшивомонетчиков и никак не ожидали задержать гения-изобретателя, работавшего без сообщников.

Виктор Баранов (фальшивомонетчик): биография непризнанного гения

Баранов Виктор родился в 1941 году, с раннего детства мальчик проявлял особый интерес к бумажным деньгам. Рассматривая банкноты, он не думал о богатстве и их стоимости, а оценивал художественную ценность и качество исполнения. Виктор собирал коллекцию старых денег и мог часами перебирать свои сокровища. В общеобразовательной школе мальчик учился хорошо по всем предметам.

Параллельно Виктор всерьез увлекался рисованием. В художественной школе успехи мальчика также отмечались. Что примечательно, Баранов Виктор мог не только талантливо нарисовать что-то свое, но и выполнить качественную копию известной картины. Очевидно было, что юному художнику интересно долго рассматривать оригинал и старательно воспроизводить его.

После окончания семи классов юноша поступил в строительное училище в городе Ростове-на-Дону. Виктор получил профессию плотника-паркетчика. В то время молодой человек мечтал о службе в ВДВ, начал посещать аэроклуб и совершил несколько прыжков с парашютом. Этим мечтам не суждено было сбыться, по совету мамы Виктор окончил курсы водителей ДОСААФ и отслужил в автомобильном батальоне.

Изобретатели в СССР не нужны

Баранов считает себя изобретателем и исследователем от рождения. Придя из армии, молодой человек начал пробовать воплощать свои креативные идеи в жизнь. Много раз Виктор предлагал собственные изобретения предприятиям родного города. Однако каждый раз его за все труды ожидала скупая похвала и вежливый отказ. В СССР государственные заводы и фабрики ориентировались на выполнение планов. Несмотря на пропаганду уважения к изобретателям, мало кто в стране был заинтересован во внедрении инноваций и модернизации производственных процессов.

Баранов Виктор был огорчен таким положением дел и подобным пренебрежением к собственной персоне. После очередного отказа изобретатель вспомнил о своем детском хобби и решил попробовать сделать денежные купюры. Как позже скажет фальшивомонетчик, он и не рассчитывал на успех. Целью Виктора было не изготовление денег, которые можно сбывать в магазинах и на рынках. Изобретатель хотел полностью овладеть технологией производства государственных денежных знаков.

Самообразование фальшивомонетчика

Большинство современных людей не могут себе представить, насколько сложно было искать информацию до массового появления компьютеров и интернета. Технологиям производства и всем сопряженным с ними тонкостям будущих специалистов обучали в профильных учебных заведениях. Специализированную литературу было достаточно сложно приобрести или найти в библиотеках.

Однако Баранов Виктор даже не думал сдаваться. Он нашел способ попасть в ставропольскую типографию, где смог понаблюдать процесс печати газет. Для получения информации об изготовлении денег изобретатель не ленился ездить в Москву и посещать И все равно, слишком многое приходилось пробовать и «изобретать» лично.

После задержания Виктор расскажет, что изучить технологию полностью он смог за 12 лет. Первые деньги, созданные фальшивомонетчиком, по качеству превосходили оригинальные, отпечатанные на Гознаке. Изобретатель специально ухудшал качество для того, чтобы его купюры смотрелись реалистично.

Примерный семьянин и трудолюбивый водитель

Творческой лабораторией Баранова являлся его сарай, находящийся в Ставрополе по улице Железнодорожной. К моменту раскрытия секрета денежного производства, Виктор работал водителем в гараже Ставропольского райкома КПСС. Он имел репутацию примерного семьянина. Соседи замечали, что мужчина слишком много времени проводит в собственном сарае. Но никто не мог даже подумать, что Виктор Баранов - фальшивомонетчик. Время от времени изобретатель «случайно» оставлял двери открытыми для посторонних глаз. Тогда любопытные могли наблюдать слесарный станок и оборудование для фотопечати. Наиболее интересные экспонаты же прятались под столами.

Денежная катастрофа в СССР

Виктор Баранов - фальшивомонетчик уникальный. Напечатанные собственноручно деньги он разменивал на рынках. При этом семья изобретателя жила скромно, в доме не было даже телевизора. Доход от фальшивых денег Виктор вкладывал в свое хобби - приобретал новые инструменты и оборудование. А вот любимой жене изобретатель всегда принципиально давал только настоящие купюры. За все время супруга лишь однажды спросила о заработке изобретателя, он ответил, что получил деньги от одного предприятия за предложенный проект.

Делом о фальшивых денежных знаках государственные службы всерьез заинтересовались только в середине 70-х годов прошлого столетия. По всему СССР было обнаружено почти 500 поддельных купюр. КГБ рассматривало различные версии: от фабричной печати фальшивых рублей в США до сотрудничества злоумышленников с сотрудниками Гознака. Расследование велось активно, но подделки продолжали появляться. Что примечательно, зачастую даже сотрудники банков не могли отличить от настоящих.

Неожиданное разоблачение

12 апреля 1977 года был задержан при сбыте фальшивых купюр Виктор Баранов. Ставрополь и все окрестные города в то время активно проверялись сотрудниками государственных служб. Мужчина, разменивающий новые купюры номиналом 25 рублей, был задержан по указанию торговца рынка в Черкесске. При себе у Виктора оказался чемодан, заполненный фальшивыми деньгами. Сам же задержанный гордо сказал: «Я - фальшивомонетчик!» Сотрудники государственных служб отказывались верить в то, что один человек способен наладить столь качественное производство купюр. Тогда изобретатель-художник Виктор Баранов привел следователей в свой сарай и начал с гордостью раскрывать технологии производства.

Любимые деньги Баранова

Подделку гениальный изобретатель начал с пятидесятирублевых купюр. Их он выпустил всего около 70 штук. После этого фальшивомонетчик (1-й номер в СССР) переключился на двадцатипятирублевые банкноты. Объясняет это решение Баранов тем, что купюра 25 рублей является самой защищенной из советских. Деньги изобретателя никогда не волновали, ему был интересен сам процесс и качество изготавливаемой продукции.

Баранов рассказал следователям, что стал бы подделывать и 1 рубль, если бы эта купюра показалась бы ему самой сложной. Из научного интереса пробовал Виктор подделывать и А вот валюта ему никогда не нравилась. «Печатать доллары - это как варить кофе!» - философствовал непризнанный гений, подчеркивая легкость подделки заграничных купюр.

Сотрудничество со следствием

В ходе следственных экспериментов Баранов продемонстрировал поэтапно всю технологию изготовления денежных знаков. Талант фальшивомонетчика признали, и одно из его изобретений даже внедрил в собственное производство Гознак. Изобретатель во время ожидания суда не поленился даже написать рекомендации для министра МВД СССР по улучшению защиты советских купюр. История Виктора Баранова примечательна и самим фактом сотрудничества задержанного со следствием. Фальшивомонетчик вел себя так, словно не боялся наказания в принципе. А ведь его вполне могли приговорить к смертной казни.

Суд и приговор

На суде Баранов лично отказался от защиты и представлял собственные интересы самостоятельно. Фальшивомонетчик чистосердечно рассказал собственную историю. Поведал он и о фактах, неизвестных следствию. За такую откровенность изобретатель получил приговор со сроком лишения свободы на три года меньше максимального. Всего напечатал Баранов около 30000 рублей, правда, в оборот пустил лишь незначительную часть средств. Отбывать наказание осужденный был отправлен в колонию особого режима Димитровграда (Ульяновская область).

Тюремное заключение

Виктор Баранов - фальшивомонетчик, биография которого уникальна. В тюрьме он моментально заслужил авторитет. В свободное от работы время заключенный Баранов продолжал заниматься изобретениями и руководил самодеятельностью. Для всех выступлений Виктор изготавливал сложные декорации. Находясь в «местах не столь отдаленных», фальшивомонетчик писал статьи в газеты и даже однажды выиграл в творческом конкурсе. Освободился Баранов в 1990 году, оказавшись на свободе, изобретатель решил начать жизнь с чистого листа.

Как живет король фальшивомонетчиков сегодня

На свободе освободившегося Виктора Баранова никто не ждал, первая жена развелась с ним во время его заключения. Бывший фальшивомонетчик устроился на завод «Аналог». Там он изобрел новый метод наращивания никелевой сетки в батарейках. Затем Баранов попробовал стать предпринимателем и основал фирму, производящую духи. Парфюм изобретателя отличался качеством, но не был востребован из-за обилия более дешевых китайских ароматов.

Как сложилась жизнь Виктора Баранова? Сегодня он женат второй раз, и вместе с новой супругой воспитывает маленького сына. Живет семья очень скромно, в комнате общежития. Сам же Баранов продолжает что-то изобретать время от времени. Среди его авторских разработок и инновационный метод очистки картофеля после сбора, и отделочные материалы, и технология производства мебели из вторсырья. Настоящая гордость изобретателя метод защиты товаров, признанный более эффективным, чем штрих-код.

Посмотрев на фото седого мужчины с добрыми глазами, сложно поверить в то, что это и есть фальшивомонетчик Виктор Баранов. СССР зачастую пренебрежительно относилось к талантам простых своих граждан. Почему и в современной России Баранов не может добиться успеха и общественного признания - остается загадкой. Часто изобретателя спрашивают о том, почему он никогда не думал об иммиграции. Виктор привычно отвечает, что смысла в переезде заграницу не видит, так как деньги его никогда не интересовали.

" Как снимали «Деньги» и что в сериале правда, а что вымысел. Разбираемся, кому принадлежит идея проекта, у кого из героев есть прототипы и какие впечатления остались у актеров от работы.

Идея «Денег» принадлежит сценаристу Лилии Ким, с которой дружит режиссер Егор Анашкин. Именно она придумала снять сериал о самом известном фальшивомонетчике советской эпохи и начала писать сценарий. Но жизненные обстоятельства у Лилии сложились так, что ей пришлось уехать в Америку, не завершив работу. Сценарий дописывала творческая группа проекта.

У истории был хороший потенциал. Егору Анашкину главный герой изначально понравился своей неоднозначностью. С одной стороны, он злодей, поскольку занимается криминалом, но с другой - принимая во внимание тот факт, что ступить на преступную стезю его вынудили обстоятельства, - ему невозможно не сопереживать. Главный герой и сам мучается, оказавшись в безвыходной ситуации.

Где заканчивается правда и начинается художественный вымысел История, рассказанная в сериале «Деньги», основана на реальных событиях, но по большей части все же является художественным вымыслом.

Прототипом главного героя Алексея Баранникова стал изобретатель и художник Виктор Баранов, которого в СССР называли фальшивомонетчиком №1. Из его биографии были взяты только основные вехи: работал водителем, причем даже возил Горбачева, был изобретателем и пел оперные песни. История любви целиком и полностью была придумана сценаристами. Федор Лавров и Ольга Дыховичная в сериале «Деньги»

Представители канала ездили в Ставрополь и пытались найти дом, в котором жил Баранов. Из родственников уже никого там не осталось, а вот соседи оказались очень агрессивно настроены.

«Это только в сериале главный советский фальшивомонетчик такой романтик, а в реальности все же он был не такой», - говорит режиссер сериала Егор Анашкин.

Утвержденный на главную роль Федор Лавров поначалу с головой окунулся в биографический материал, но вовремя остановился. «Я пересмотрел кучу интервью с Барановым, ходил в музей МВД, беседовал с разными людьми, которые занимались этой проблемой. Слава Богу, у меня было достаточно времени и удалось раскопать важные для себя факты. Я даже хотел ехать в Ставрополь, поскольку в интернете нашел сведения, что Баранов жив еще. Но Егор (режиссер сериала Егор Анашкин. - Прим. ред.) отговорил меня от этой затеи, объяснив, что у нас не байопик, а придуманная история. Соблазн удариться в биографию поначалу у меня был.

В итоге я взял в работу только характерные черты и детали», - вспоминает актер. «Эта история не про деньги, а про любовь и про невозможность человеку быть счастливым. Мы старались ставить героев перед сложным выбором.

Например, героиня Ольги Дыховичной работает милиционером, и ей кажется, что нельзя предать Родину вообще никогда и ни при каких обстоятельствах, поэтому и счастья у нее нет», - объясняет Егор Анашкин. Ольга Дыховичная в сериале «Деньги» «Реального прототипа у моей героини не было. Вполне возможно, что существовала какая-то симпатия в ходе расследования, но любовной линии, которая привела бы к изменению его хода, точно не было.

Моя героиня - честный и доблестный человек, фанатик, и у нее нет другой цели в жизни, кроме как достичь победы в своем деле. Нина променяла личное счастье на службу. В какой-то момент ты ей сочувствуешь, но понимаешь, что она не имеет права рисковать собой и людьми», - делится Ольга Дыховичная, исполнительница роли Нины Филатовой в сериале. О герое и его неоднозначности «Мне кажется, что как персонажа Алексея Баранникова, конечно, стоит любить. Но однозначную оценку этой личности - герой он был или злодей - я бы давать не стал.

Мир же не делится на черное и белое: есть множество оттенков. Человек тоже не одной какой-то краской нарисован. Поэтому навешивать ярлыки на людей в принципе неправильно», - объясняет свое отношение к главному герою «Денег» режиссер сериала Егор Анашкин. Федор Лавров в сериале «Деньги» Актера на главную роль искали долго - кастинг был масштабный.

«Ситуация была неоднозначная. Нам казалось, что продюсеры захотят в сериал актера, которого зрители привыкли видеть в амплуа героя. А Федя (Федор Лавров. - Прим. ред.) - он же неказистый… Многие в творческой группе сериала считали, что не утвердят его кандидатуру, ведь на главную роль нужен красавчик. К счастью, на канале пошли нам на встречу. Продюсеры согласились с нашим мнением, что лицо актера должно соответствовать персонажу, а не просто быть красивым. Я безмерно благодарен, что утвердили всех, кого я хотел», - рассказывает Егор Анашкин. «Не могу сказать, что полностью оправдываю своего героя, но в первую очередь я ищу в нем человека, а не злодея и жулика.

И очень важно отличать Баранова от Баранникова. Что касается художественного образа, то я буду биться за него до конца. А вот к Баранову у меня много вопросов. Но я снимаю перед ним шляпу, ведь не каждый может сделать такое. Он, определенно, был большого упорства человек», - говорит Федор Лавров, исполнитель роли Алексея Баранникова.

Актеру пришлось пройти большое количество проб, прежде чем его утвердили, и поправиться на семь килограммов до начала съемок. Лавров вспоминает, что, работая над этой ролью, он объедался. Кроме того, у Баранова была пышная шевелюра, а актер таковой похвастаться не мог. Тем не менее он отрастил волосы, чтобы соответствовать образу и приблизиться к прическам той эпохи. Федор Лавров в сериале «Деньги» Все-таки, несмотря на то, что сериал - произведение художественное и по большей части вымысел, реальный прототип главного героя Виктор Баранов был отправной точкой при создании образа на экране. Сейчас Федор Лавров уже похудевший и бритый, так как снимается в другом проекте. Как печатали деньги для сериала Традиционно для съемок берут отрывки из документальной хроники - кадры, на которых фигурирует госзнак.

Но режиссер сериала Егор Анашкин был категорически против идти по такому пути. Поэтому начались поиски старой типографии, в которой сохранились печатные станки того времени. Нашли такую, причем она до сих пор функционирует, и заказали там тираж денег для сериала. Купюр напечатано было много. В общем, затратились, но зато показали процесс печатания денег со всех сторон. Кадр из сериала «Деньги» Что касается изобретенных Баранниковым станков, которые появляются в кадре, то они бутафорские, неработающие. «В конце концов, перед нами стояла задача фильм снять, а не деньги напечатать», - шутит режиссер Егор Анашкин. Реквизиторы использовали старые станки - дорабатывали их по необходимости. «На съемочной площадке были консультанты, которые помогали понять процесс. Мы во все погружались. Ведь если этого не сделать, то как тогда сыграть? Конечно, вряд ли я смогу напечатать в домашних условиях пять тысяч. Здесь нужны колоссальные знания. Сам Баранов потратил на изучение процесса 10 лет и самостоятельно освоил 20 типографических и издательских профессий у себя в сарае, чтобы понимать, как сделать бумагу, как госзнаки, какие краски нужны и т. д. Но какие-то секреты я теперь знаю и могу по бумаге отличить фальшивку», - рассказывает Федор Лавров. Как воссоздавали эпоху Часть съемок проходила в Крыму. Одним из главных съемочных мест был легендарный московский ЗИЛ - Открытое акционерное московское общество «Завод имени И. А. Лихачева» (сокращенно - АМО ЗИЛ. - Прим. ред.). Там снимали все кабинеты, которые фигурируют в сериале. «Это фантастическое место! Там нас не покидало ощущение, будто мы в Чернобыле (представляете - завод в Москве похож на Чернобыль!).

Казалось, люди, которые работали на заводе, были вынуждены сорваться с насиженных мест и больше не возвращались туда. И с тех пор все осталось нетронутым. Под одним из столов были женские туфельки, в которые могла переобуваться какая-то сотрудница, везде валялись ручки, бумажки, справки, значки, личные вещи. Осталась куча мебели и телефонные аппараты», - вспоминает режиссер сериала. Федор Лавров и Ольга Дыховичная в сериале «Деньги» «Одним из самых сильных впечатлений от съемок было то, что мы застали последние дни существования гиганта ЗИЛа. Я не ожидала, какого масштаба была та эпоха.

Съемки на ЗИЛе напоминали фильм про апокалипсис. Представьте себе: большие коридоры, бумага, которую выдувало ветром… Все это, кстати, есть в сериале.

Глядя на руины, понимаешь, как быстро может обесцениться труд многих тысяч людей»,(на ХВ многие считают что только в Украине всё ужасно плохо, а в России просто дико плохо!) - делится впечатлениями от съемок на ЗИЛе актриса Ольга Дыховичная.

А вот завод, где по сюжету работает героиня Люда, реальный. Он находится в Московской области и до сих пор функционирует. Это стекольный завод. «Волга», на которой ездит Баранников, действительно того времени. И все остальные автомобили, которые зритель видит сериале, винтажные. Актеры сами ездили за рулем этих маши. Ольга Дыховичная при работе над образом ориентировалась на свою маму. «Я помню, какие платья, туфли, прически она носила, - объясняет актриса. - Я привнесла в образ очки с диоптриями, так как поняла, что нужен аксессуар, который бы отличал меня от героини». В жизни Ольга очки не носит. Костюмы для актрисы были сшиты по лекалам той эпохи. Федор Лавров и Ольга Дыховичная в сериале «Деньги» Федор Лавров частенько после съемок выпрашивает головные уборы - как фетиш-талисман.

Дома у актера собрана уже целая коллекция. Ходит он в этих головных уборах редко, например, в магазин может надеть. Костюмеров сериала «Деньги» Лавров тоже попросил отложить для него кепки, в которых он снимался. «Съемочный процесс был действительно тяжелый, потому что надо было уложиться в сроки, наладить отношения с партнерами по площадке и делать сноску на правдивость воспроизведения. Но интерес перевешивал.

Я хочу выразить огромную благодарность всей съемочной группе, потому что ребята работали за идею - работали, пока не падали. На площадке не было ни одного человека, к которому были бы какие-то претензии. Такую честную работу редко встретишь и в кино, и в театре. А если бы ее не было, то не было бы и проекта», - резюмирует Федор Лавров."

Фильм вышел интересный, но он обнажил ложь СССР и РФ Путина сегодня.

Виктор Баранов – уникальная личность в истории советского криминала. Ему удалось в одиночку и кустарным способом наладить выпуск поддельных денежных купюр, которые было крайне сложно отличить от настоящих. Кто же он – преступник или гениальный художник-изобретатель?

Никому не нужные изобретения

Родился Виктор Иванович Баранов в 1941 году в Москве, в семье чиновников. Позднее его семья перебралась на жительство в Ставропольский край. Бумажные деньги заинтересовали мальчика еще в раннем детстве. Он даже стал собирать коллекцию старинных купюр.

Витя хорошо учился не только в общеобразовательной школе, но и в художественной. Интересно, что он не только талантливо рисовал, но и выполнял качественные копии известных картин.

Окончив семилетку, Баранов поступил в строительное училище в Ростове-на-Дону, получил профессию плотника-паркетчика. Вернувшись из армии, занялся изобретательством, предлагая свои проекты ставропольским предприятиям. Но фабрики и заводы отказывались их внедрять: никого не интересовала модернизация производственных процессов.

Вот тогда в голову Баранову и пришла мысль наладить выпуск фальшивых денег. Он собирался заняться этим не ради обогащения, а из любви к искусству. Ему хотелось посмотреть, сможет ли он скопировать государственные дензнаки так, чтобы их нельзя было отличить от подлинных.

Печатный станок в сарае

Чтобы найти нужную информацию, Виктор ездил в Москву в Ленинскую библиотеку. «Цех» оборудовал в сарае во дворе собственного дома. Первые 50-рублевые купюры, которые напечатал Баранов на собранном им станке, по качеству изготовления превосходили те, что были напечатаны на Гознаке. Поэтому пришлось специально ухудшить качество изготовления, чтобы они выглядели настоящими.

«Выпустив» около 70 пятидесятирублевок, Виктор взялся за 25-рублевые банкноты. Такая банкнота являлась самой защищенной, и Баранову было любопытно, сумеет ли он ее скопировать.

О «хобби» Баранов не знала ни одна живая душа. Он был примерным семьянином, работал водителем в гараже Ставропольского крайкома КПСС, даже возил одно время Михаила Горбачева, который тогда занимал пост крайкомовского секретаря… Правда, соседи замечали, что Виктор слишком много времени проводит в сарае. Но те, кто туда иногда заглядывал, могли созерцать лишь обычный слесарный станок и оборудование для фотопечати. Станок для печатания денег Баранов хранил в разобранном виде под верстаками.

Тратил Виктор лишь небольшое количество напечатанных купюр – как правило, приобретал на них новые инструменты и оборудование. Семья его жила довольно скромно, в доме даже не было телевизора. Правда, за все годы «производства» они сделали одно крупное приобретение - купили машину «Нива».

Задержание и новая жизнь

К середине 70-х органы МВД и КГБ пришли к выводу, что в стране орудует банда фальшивомонетчиков. По всему Союзу было изъято около 500 поддельных крупных банкнот очень высокого качества. Появились версии: их печатают в США, или же злоумышленники вошли в сговор с сотрудниками Гознака.

12 апреля 1977 года Виктора Баранова задержала милиция на колхозном рынке в Черкесске при попытке разменять 25-рублевую купюру. У него оказалось при себе еще 77 таких банкнот. Когда Баранова спросили, кто он такой, он ответил: «Я – фальшивомонетчик!»

С самого начала Виктор ничего не скрывал от следствия. Он охотно показал следователям свой сарай и подробно описал технологию производства фальшивок. Поначалу эксперты не поверили, что он делал все в одиночку. Но следственные эксперименты подтвердили: Баранов не нуждался в сообщниках.

Наконец-то талант Баранова признали! Одно из его изобретений впоследствии даже было внедрено на Гознаке. А вот сам изобретатель попал в Бутырскую тюрьму. Кстати, ожидая суда, он написал рекомендации для министра МВД СССР по улучшению защиты советских денег.

От защиты во время суда Баранов отказался. Он полностью чистосердечно признался в содеянном. Было установлено, что «изобретатель» напечатал около 30 000 рублей, но лишь небольшая часть этих средств была пущена им в оборот.

За сотрудничество со следствием Виктора Баранова приговорили к относительно мягкой мере наказания – 12 лет лишения свободы. Вообще-то за изготовление поддельных денег в крупных масштабах полагалась смертная казнь…

В 1990 году Виктор Иванович Баранов освободился из колонии. Решив начать жизнь с чистого листа, бывший заключенный занялся предпринимательством – основал фирму по производству духов, вторично женился, а также продолжил заниматься изобретательством.