«Да, они позволяют женщинам заниматься кое-чем в NASA...»

«Кевин является ключевой фигурой в NASA, в основу его персонажа легли черты нескольких человек, в том числе тогдашнего администратора NASA, Джеймса Уэбба, - объясняет директор Мелфи. - Эти парни были чрезвычайно заинтересованы в том, чтобы запустить американцев в космос, и потому они лучше других осознавали необходимость привлечения новых кадров и развития технологий. Они были рады всем, кто мог бы помочь им в работе над безопасным запуском на орбиту».

Мелфи продолжает: «Мы были очень рады, когда к нам присоединился Кевин; его отзывчивость, талант и энергия многое дали нашей картине. Он обладает особым складом личности, и вокруг него мгновенно создается команда, подхватывающая его настрой. Он приходит на работу с целью быть полезным - своим товарищам-актерам, создаваемому им образу, рассказываемой истории. На мой взгляд, он просто не может сделать что-то неправильно».

Костнер сразу же заинтересовался сценарием. На него, как и на прочих, огромное впечатление произвела сама история. «Мы знаем, что Соединенные Штаты создавались усилиями незаурядных людей, однако удивительно, что люди, столько сделавшие для страны, не всегда получают по заслугам, оставаясь в безвестности, - замечает он. - Пусть имена этих женщин не стали достоянием всего мира, но они были очень важны для космической программы, для жизни реальных людей и для всех нас».

Его также привлекала мысль попасть в мир, куда редко допускают посторонних - закулисье NASA, где велись работы над поражающими воображение космическими запусками и полетами. «Ученые и инженеры - люди другой породы, - замечает Костнер. - Таким образом, ключевой задачей для этой роли было осознать, с чем столкнулся Эл Харрисон: он хотел привлечь в NASA самые блестящие и острые умы, чтобы они вместе работали над замыслом, сама осуществимость которого была под вопросом. Да, имелась цель: попасть в космос. Однако Харрисону нужно было выяснить, как объединить всех этих разных людей, чтобы они вместе трудились над достижением одной цели».

Костнер понял, что это было нелегко. «Реальность такова, что когда вы собираете нескольких талантливых ученых в одном месте, оказывается, что они большие индивидуалисты и могут не поладить друг с другом. Многие ученые настолько погружены в свои занятия, что становятся «близорукими», не замечают других людей. И таким, как Харрисон, нужно не только придумывать решение для математических задач, но и разбираться с проявлениями человеческой зависти, равнодушия и предвзятости», - поясняет он.

Героя мотивирует также желание превзойти СССР - в разгар балансирования на грани ядерной войны оно было весьма значительным. «Тут многое объяснялось старой доброй конкуренцией», - отмечает Костнер.

Скрытая сторона NASA: Декорации

« » переносят зрителей в мир, который они никогда прежде не видели - удаленное, сегрегированное подразделение NASA, известное как West Computing, существование которого в Южной Вирджинии в начале 1960-х годов сочеталось с применением законов Джима Кроу. Чтобы воспроизвести эту скрытую сторону истории NASA и всей страны, режиссер Тед Мелфи нанял первоклассную команду специалистов во главе с оператором Мэнди Уокер, художником-постановщиком Винном Томасом, монтажером Питером Тешнером и художником по костюмам Рени Калфус.

«В визуальном плане фильму удалось передать нечто особенное в красоте этих женщин, их семей, их жизней, - отмечает Дженно Топпинг. - Ко всему этому нужно было подходить с огромной осторожностью, так что Винн, Рени и Мэнди проявили себя
как настоящие мастера своего дела».

Мелфи был особенно заинтересован в том, чтобы фильм снимался оператором-женщиной - которых в Голливуде пока еще не так много. «Я не понимаю, почему среди операторов-постановщиков так мало женщин, - комментирует режиссер. - У Мэнди блестящее эстетическое чутье и наметанный глаз, она видит прекрасное. Ей не нужны никакие ухищрения - она просто находит естественный, сырой кадр с самым эффектным и органичным освещением».

С самого начала Уокер и Мелфи говорили о культовых фотографах того периода, в частности, о Соле Лейтере, пионере так называемой нью-йоркской школы фотографии, отдававшей предпочтение ярким, колоритным уличным сценам, пронизанным гуманизмом повседневности. Они также обсуждали исходный замысел Мелфи.

«Для меня ключевым словом, характеризующим смысл этого фильма, было слово «сквозь». Все происходит «сквозь». Женщинам приходится пробиваться сквозь препятствия расовой и гендерной дискриминации. США, стремиться сквозь пространство в космос, - поясняет Мелфи. - Таким образом, мы планировали использовать камеру для съемки сквозь дверные проемы, окна, через все что угодно.

Мы стремились разглядеть красоту и чувство сквозь вещи. Мы не перегибали палку, но всякий раз по возможности показывали вещи именно таким образом». Мелфи и Уокер также приняли решение снимать на кинопленку, не используя цифровую камеру: это больше гармонировало с духом эпохи, когда расчеты для космической программы выполнялись вручную на бумаге. Он также попросил Уокер
работать с теплыми оттенками. «Я очень обрадовалась, когда Тед сказал мне, что хочет снимать на пленку, - говорит Уокер. - Мы понимали, что у нас получится замечательная игра оттенков цвета и света».

Чтобы подчеркнуть визуальную привлекательность эпохи, Уокер также использует винтажные линзы.

«Мы использовали линзы старой серии Panavision Anamorphic, да и снимали на Kodak из старых запасов», - объясняет она.

Уокер работала в тесном контакте с художником-постановщиком Томасом. Томас говорит: «У нас было множество идей по поводу визуального аспекта фильма. Мы потратили немало времени, рассматривая снимки той эпохи и обсуждая композицию. Когда снимаешь на пленку, нужно гораздо больше света, так что нам пришлось действовать в очень тесном контакте, чтобы обеспечить правильный свет для замечательной операторской работы Мэнди».

Томас, занимавшийся декорациями для фильма «Игры разума», сюжет которого также связан с математикой, начал свою работу с интенсивных исследований. «Я пересмотрел бесчисленное множество фотографий зданий и комплексов NASA той эпохи, а также различных материалов из домашних архивов, - говорит он. - Мы хотели не только передать дух времени, но и помочь лучше узнать героев, показав их окружение».

Он признает, что при изображении East и West Computing в NASA они иногда позволяли себе немножко приукрасить действительность, чтобы сделать видеоряд фильма более привлекательным. «Мы не пытались воссоздать NASA в точности. Мы
стремились воссоздать дух NASA того времени - а это другое дело», - объясняет Томас.

Томас и Уокер особенно сосредоточились на создании особой, пьянящей атмосферы Специальной космической группы, когда Кэтрин Джонсон наконец пригласили в элитную команду ведущих инженеров аэрокосмической отрасли.

«Переход в Специальную космическую группу полностью изменил жизнь Кэтрин, поэтому мы хотели создать такое пространство, в котором ощущается другая, более масштабная, более значительная жизнь, так что Кэтрин чувствует себя несколько подавленной и ошеломленной вступлением в этот мир высоких технологий, ранее казавшийся недосягаемым для нее».

Во время съёмок в Атланте Томас с удовольствием использовал здания Морхаус-колледжа в качестве натуры для объектов NASA. Исследовательский центр NASA напоминал по своей планировке университетский кампус, поэтому создатели фильма понравилась идея использовать один из старейших черных университетов страны для натурных съемок. Его корпуса были показаны в фильме, включая круглый Фредерик-Дуглас-холл. «Это круглое здание доминирует в архитектурном ансамбле университетского городка, поэтому мы решили использовать его в качестве корпуса, где размещается Специальная космическая группа. В реальности Специальная космическая группа работала не в круглом помещении, однако наше решение позволило сделать пространство более интересным в визуальном плане», - отмечает Томас.

Мелфи был доволен работой Томаса. «Все, к чему прикасается Винн, меняется как по волшебству, - говорит он. - Хорошо заметно, насколько внимательно он относится к используемым деталям. Винн умело сыграл на контрасте между группами East и West Computing. East Computing предстает аккуратным, уютным и светлым, в то время как West Computing находится в грязном и мрачном подвале, где повсюду громоздятся разные агрегаты. Винн сделал все это, действуя скорее интуитивно - но именно так все и должно было выглядеть».

В то же время художник по костюмам Рени Калфус погрузилась в моду американского Юга начала 60-х, пытаясь адаптировать ее к образу героинь. «Так здорово работать над фильмом, где у вас есть три невероятных женских персонажа и возможность создать особенный стиль для каждого из них, - говорит Калфус. - Мы использовали оригинальные комплекты, что-то шили в студии, подбирали винтажные вещи. Я пересмотрела не одну тонну каталогов одежды того времени. В нашем распоряжении было несколько изданий Sears и Wards, а также другие журналы, и это послужило хорошим подспорьем».

Что касается Кэтрин, для Калфус было важно, чтобы ее одежда выглядела сшитой своими руками, как оно и было в действительности. «Это - часть истории Кэтрин, часть ее натуры, так что для нас было очень важно представить одежду хэнедмейд как часть ее характера», - отмечает Калфус.

Калфус попросила всех трех главных актрис носить корсеты, чтобы воплотить дух эпохи, с ее грациозными и подтянутыми позами и отразить стремление женщин West Computing быть безупречными. «Корсет меняет вашу осанку, - говорит Калфус. - Он привносит определенную строгость в манеру держаться и даже несколько замедляет движения. Мы чувствовали, что это и впрямь поможет Тараджи, Октавии и Джанель погрузиться в ту эпоху».

Мелфи предоставил Калфус полную свободу действий. «Я полностью доверил Рени весь процесс, - комментирует Мелфи. - У нее для каждого костюма есть обоснование и значение. Она всегда начинает с вопроса: «Почему персонаж носит эту одежду? Что она говорит об этом человеке?» И ответы вы видите в ее работе».

Все эти детали стали богатым субстратом для актеров. Кевин Костнер говорит: «Когда приходишь на съемочную площадку и проникаешься всей этой реалистичной атмосферой, это многое дает актеру. Это помогает работать, помогает погрузиться в историю».

Создатели фильма надеются, что такое же чувство смогут испытать и зрители. «Для создания любого фильма требуется огромная самоотдача и страсть, - отмечает Дженно Топпинг, - и это как нельзя более верно для «Скрытых фигур». Мы все чувствовали на себе ответственность воздать должное реальным людям, о которых снят фильм. И это привнесло дополнительную цель в нашу работу: мы надеемся на то, что зрители узнают об этих замечательных женщинах и полюбят их».

Динамичный саундтрек

Тед Мелфи был очень рад тому, что десятикратный обладатель премии «Грэмми» Фаррелл Уильямс не только выступил в качестве продюсера, но и принял непосредственное творческое участие в фильме, сотрудничая с девятикратным номинантом на «Оскар», легендарным Хансом Циммером и написав несколько оригинальных песен для саундтрека.

«Мы начали говорить о музыке, и я был просто восхищен Фарреллом и его страстью к этому предмету, - говорит Мелфи. - Фаррелл является большой поклонником науки и сторонником расширения прав женщин, так что он идеально подходил для нашей истории. И его музыка великолепна».

В музыке Уильямса всегда влекло к ритмам 60-х. «При нашей первой встрече он сразу же сказал: «У меня есть идея, - вспоминает Мелфи. - Он постоянно присылал нам пробные записи, и каждый раз я думал: черт возьми, это просто поразительно. Я действительно чувствую, что его музыка к фильму звучит в унисон с его сердцем»

Уильямс рассказывает о том, как он был воодушевлен проектом: «Эта история очень сильно заинтересовала меня, и я четко осознавал, что музыкальный план должен быть соответствующим ей. Надеюсь, что мои песни отражают источник их вдохновения».

Оригинальная песня «Runnin’» в исполнении Уильямса звучит, когда Кэтрин Г. Джонсон бежит в поисках уборной «для цветных», уже после ее перехода в элитное подразделение NASA. «Будучи мужчиной, я все же очень старался поставить себя на место Кэтрин в этой песне, - говорит Уильямс. - И должен сказать, что это сложно. Я должен был попытаться представить себе, какие мучительные чувства царили в ее душе, и выразить это - за 3 минуты и 30 секунд. Я очень рад, что у меня была возможность проиллюстрировать ее переживания своей музыкой и интонацией».

Еще одна оригинальная песня «I See A Victory» была написана Фарреллом Уильямсом и Кирком Франклином и исполнена выдающейся госпел-певицей Ким Баррелл, известность которой принесли ее необычайно сильный голос и характерный стиль, сочетающий соул-джаз и R&B с традиционным вдохновляющим звучанием госпела. В саундтреке также звучат голоса Мэри Дж. Блайдж, Алишы Киз, Лалы Хэтэуэй и сыгравшей в фильме Жанель Монэ.

Эта замечательная возможность поведать историю Кэтрин Г. Джонсон, Дороти Вон и Мэри Джексон в музыке стала настоящим праздником для Уильямса - так же, как она послужила вдохновением и для всех участвующих в производстве фильма.

Подводя итоги, Мелфи говорит: «Нас объединила история о том, как множество людей в NASA - черных и белых, мужчин и женщин - собрались вместе ради достижения великой цели, сумев абстрагироваться от всех разногласий. Было ли это трудно? Да, конечно. Было ли это неудобно? Да, разумеется. Много ли это заняло времени? Да, много. Но когда люди объединяются и работают на равных началах, свершаются великие дела».

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ

КЭТРИН ДЖОНСОН (в исполнении Тараджи П. Хенсон)

Математик, физик и ученый в области астронавтики, Кэтрин Джонсон родилась в Западной Вирджинии в 1918 году. Она стала одним из самых ярких умов своего поколения. Еще в раннем детстве ее блестящие математические способности проявились в виртуозном обращении с цифрами. Воодушевленная своими родителями и учителями, Джонсон поступила в колледж штата Западная Вирджиния и закончила его с отличием.

Она стала первой афроамериканкой, поступившей в магистратуру Университета Западной Вирджинии, когда в 1930 г. штат отменил расовую сегрегацию для обучения в магистратуре. Первоначально работавшая учителем, Джонсон была принята в качестве «живого компьютера» в Научно-исследовательский центр Лэнгли в NASA в 1953 году. Впоследствии она получила назначение в Отдел летных исследований, где стала незаменимым специалистом по расчетам для орбитальных траекторий первых полетов «Меркурия». Джонсон выполнила анализ траектории для Алана Шепарда, первого американца, полетевшего в космос. Ее расчеты способствовали успеху
исторической миссии «Френдшип 7», когда астронавт Джон Гленн стал первым американцем на орбите Земли. Для вычисления полетной орбиты Гленна использовался один из первых компьютеров IBM, но его данные оказались не точны, поэтому перед стартом Гленн настоял, чтобы «девушка» (имея в виду Джонсон) вручную сверила цифры. Успешный полет ознаменовал собой поворотный момент в космической гонке между Соединенными Штатами и Советским Союзом.

Впоследствии «звездный» математик работала над вычислениями для полета «Аполлон-11» на Луну в 1969, а также для многоразового транспортного космического корабля «Спейс шаттл» и искусственного спутника для изучения природных ресурсов.

У Джонсон было три дочери от первого брака с Джеймсом Гоблом, умершим в 1956 году. В 1959 году она вышла замуж за полковника Джеймса Джонсона. В 2015 году Кэтрин Джонсон была награждена Президентской медалью Свободы, которую ей вручил президент Обама.

ДОРОТИ ВОН (в исполнении Октавии Спенсер)

Дороти Вон родилась в Канзас-Сити, штат Миссури, в 1910 году. Она была одаренным ребенком, добившимся превосходных успехов в учебе и в музыке. Ее семья переехала в Западную Вирджинию, когда ей было восемь. В возрасте 15 лет Вон выиграла полную стипендию в Университете Уилберфорс в Огайо. Вышла замуж за Говарда Вона. Мать шестерых детей. Работала школьным учителем до своего прихода в исследовательский центр Лэнгли в качестве «живого компьютера» в 40-х годах. Она была повышена до руководящей должности и стала первым чернокожим руководителем в NASA.

Неизменно стоявшая на защите интересов своих сотрудников, Вон посвятила себя борьбе за продвижение по службе и повышение заработной платы как для черных, так и для белых женщин-«компьютеров». С появлением в NASA первых электронных вычислительных машин Вон смогла понять, что профессия живого компьютера скоро исчезнет. Сумев приспособиться к новым реалиям, она занялась программированием, став специалистом по Фортрану (компьютерный язык программирования). Вон также поощряла женщин из своего отдела учиться на программистов, для того чтобы сохранить свои рабочие места. Она присоединилась к
вновь сформированному Расчётно-вычислительному отделу (РВО) - интегрированной в расовом и гендерном плане группе, стоявшей на передовых рубежах электронной вычислительной техники. Дороти Вон умерла в 2008 году.

МЭРИ ДЖЕКСОН (в исполнении Жанель Монэ)

Мэри Джексон родилась в Хэмптоне, штат Вирджиния, в 1921 году. Получила степень по математике и физике в Хэмптонском институте. Вышла замуж за Леви Джексона-старшего. Мать двоих детей. Первоначально работала учителем. Будучи талантливым математиком, Джексон начала свою карьеру в NASA в качестве «живого компьютера». Блестящие инженерные способности Джексон не остались незамеченными, и инженер NASA Казимеж Чарнецки предложил ей пройти учебную программу, которая позволила бы ей получить квалификацию инженера.

Проявив стойкость и мужество, она обратилась за судебным разрешением, чтобы иметь возможность посещать сегрегированную школу для белых и пройти в колледже курсы, необходимые для получения должности инженера в NASA. Выиграв бой и завершив обучение, Джексон пошла дальше и стала первой в NASA чернокожей женщиной-инженером в аэрокосмической отрасли, а также первой чернокожей женщиной-инженером в Соединенных Штатах. Она участвовала в движении за права женщин и впоследствии даже пошла на понижение в должности, став менеджером по персоналу. Среди полученных ею наград Премия за участие в проекте «Аполлон». В течение трех десятилетий Джексон была увлеченным руководителем девичьей организации скаутов. Она умерла в 2005 году.


Смотреть трейлер фильма «Скрытые фигуры» на русском онлайн

Картина повествует о том, как накануне триумфа советских конкурентов работники американской космической отрасли лихорадочно старались нагнать и перегнать рвущиеся вперед и вверх Советы. Да только вот, как пел в свое время один чрезвычайно популярный ныне российский поп-певец, что-то все не то, а и непонятно что.

Это, впрочем, совсем не удивительно: принимая во внимание общий интеллектуальный уровень сотрудников агентства, находящихся под руководством справедливого, но тоже недалекого Эла Харрисона (Кевин Костнер), им запуск не то что ракет в космос - трамвая по маршруту из двух остановок нельзя доверить. Особенно ярко это иллюстрирует персонаж Джима Парсонса - научный сотрудник, который в основном сидит с таким видом, будто ждет привычного закадрового смеха, а в остальное время просто тупит или сосредоточенно хмурится.

Но, как говорится, все меняется, когда приходят они - три бойкие негритянки (Тараджи П. Хенсон, Жанель Монэ, Октавия Спенсер), занимающие скромные технические должности. Только эта веселая, энергичная и очень-очень умная троица способна спасти несчастную шарашку от полного фиаско. Они и нужную цифру со скоростью калькулятора высчитают, и со сложным новейшим суперкомпьютером поладят (стащив нужный учебник из библиотеки - просто так негритянкам книги не выдают, даже очень-очень умным и работающим в NASA), и вообще весь зашедший в тупик звездный проект на своих хрупких спинах вытащат.

Они, скорее всего, и СССР бы обскакать смогли - да расизм, на шовинизм помноженный, помешал. Сами посудите - ну какое первенство в космосе, когда единственному сотруднику в отделе, способному думать, приходится бегать под бодрую музычку в туалет на другой конец города? То-то и оно.

Под стать карикатурному отображению в фильме весьма мрачной темы сегрегации в США - и его кульминация. Ей становится торжественное уничтожение "расистской" таблички на двери туалета, ставшее результатом внезапного осознания Харрисона, что КПД одной чернокожей сотрудницы выше производительности всех его белых подчиненных вместе взятых. И орудующий ломом начальник в этот момент выглядит - и явно ощущает себя - Авраамом Линкольном, ни больше ни меньше. Все это делается с такой убийственно серьезной миной, что комический эффект моментально утраивается.

Фильм, как заявлено, основан на реальных событиях, и дисклеймеры перед финальными титрами служат тому подтверждением. Понятно, что дыма без огня не бывает, и вклад талантливых, но угнетаемых несправедливым обществом дам в развитие американской астронавтики наверняка достоин всеобщего восхищения. А позорная для США страница истории (которую до конца перевернуть так и не удалось), вне всяких сомнений, требует всестороннего изучения.

Только "прогрессивная общественность", очертя голову

Накануне полета Гагарина чернокожие женщины-математики Кэтрин Джонсон (Тараджи П. Хэнсон), Дороти Воган (Октавия Спенсер) и Мэри Джексон (Жанель Монэ) трудятся в центре NASA в штате Виргиния. Так как это сегрегированный южный штат, то героиням приходится терпеть всевозможные унижения, связанные с их цветом кожи. Дороти не повышают в должности, хотя она фактически руководит «цветными» расчетчиками, Мэри не может посещать курсы повышения квалификации, которые проходят в «белом» колледже, а Кэтрин вынуждена бегать по нужде в другое здание, поскольку в постройке, где работает ее группа планирования полетов, нет «цветных» туалетов. Тем не менее женщины верно служат общему делу. Их достижения начинают замечать, лишь когда полет Гагарина ставит NASA в цейтнот и у начальства не остается времени на поддержание расовой дискриминации.

Кэтрин Джонсон - единственная из героинь фильма, которая все еще жива

По словам знаменитой темнокожей комедиантки Вупи Голдберг, она была поражена до глубины души, когда девчонкой в 1966 году увидела в сериале «Звездный путь» Нишель Николс в роли офицера по связи на космическом корабле. Впервые в жизни она видела на экране женщину своего цвета кожи, которая занимается престижной работой, а не хлопочет на кухне или метет пол. Кэрин Джонсон (настоящее имя Голдберг) даже не подозревала, что к тому времени одним из ведущих математиков NASA была ее соплеменница и однофамилица Кэтрин Джонсон. Вместо того чтобы прославлять Кэтрин и ее группу как ролевых моделей для новых поколений «цветных» американок, правительство замалчивало их заслуги. Прошли годы, прежде чем имена этих женщин стали широко известны хотя бы в узких кругах любителей космоса.

Кадр из фильма "Скрытые фигуры"


Фильм основан на документальной книге Марго Ли Шеттерли. Отец писательницы был ученым NASA, и она с детства знала многих героинь своего будущего произведения

Вторая картина постановщика «Святого Винсента » Теодора Мелфи снята, чтобы рассказать о темнокожих женщинах-математиках и воздать им давно заслуженное должное. Это не психологическая драма, копающаяся в душевных тонкостях женщин прошлого, а почти что житие святых, которое восхищается талантом, напором и предприимчивостью главных героинь.

Кадр из фильма "Скрытые фигуры"


Правда, снят фильм в трагикомичном ключе, и героини порой выглядят нелепо. Но эта нелепость обусловлена безумными правилами, которые героиням навязывают. Скажем, Кэтрин приходится рысью носиться в сортир с охапкой бумаг, поскольку поход туда-сюда занимает более получаса, а работу женщины за нее никто не сделает. Дороти же вынуждена украсть из библиотеки книгу по программированию, поскольку книги из «белого» отдела неграм не выдают, а в «цветном» отделе нужного пособия нет. Так что, когда фильм ставит героинь в дурацкие ситуации, он издевается не над ними, а над расизмом, представители которого показаны с куда меньшей симпатией. Прямой начальник Кэтрин в исполнении Джима Парсонса предстает мелочным и гадким типом, а Кирстен Данст играет начальницу Дороти как чопорную «южную барышню», которая одним изгибом губ может выразить все свое презрение к потомкам рабов ее семьи.

Кадр из фильма "Скрытые фигуры"


К счастью, Хэнсон и Спенсер - талантливые характерные актрисы, и их колоритности оказывается более чем достаточно, чтобы превратить «святые статуи» в живых и занятных женщин, за которых приятно болеть, чем бы они ни занимались. Монэ с этой задачей справляется хуже, поскольку она более традиционно красива, но ее роль менее значима, чем у партнерш. Кроме того, еще ни одно кино не пострадало от сексапильного математика с умными глазами. И, кстати, хотя Монэ преимущественно известна как исполнительница поп-фанка, она ни разу не дает усомниться, что она на своем месте в кино, где ей не приходится ни петь, ни задорно танцевать.

Понятно, нам в России нет особого дела до того, кто рассчитывал орбиты первых американских пилотируемых полетов и программировал первые американские мощные компьютеры. Но «Скрытые фигуры» ценны и интересны тем, что отражают, насколько легальным и всеобъемлющим был расизм в США всего лишь полвека назад. Невозможно понять нынешние американские трения без подобных уроков истории, а «Скрытые фигуры», кроме того, еще и изображают американцев в непривычной роли догоняющих и так и не догнавших (полет на Луну остается за рамками повествования). Так что лента изрядно тешит нашу национальную гордость и при этом рассказывает позитивную, порой очень смешную и довольно универсальную историю о людях, которые отстаивают свои права не митингами и пустословием, а столь безупречной работой, что даже их личные враги к концу фильма нехотя признают их вклад в космонавтику. Хотя героини в признании не нуждаются - они знают себе цену.


После космических запусков Спутника, собак и манекена Ивана Ивановича NASA, словно заправский зомби, потянулось к своим цветным женщинам с утробным стоном: «Мозги, нам нужны мозги-и-и!» Потому что возникла категорически острая нужда в интеллектуальных ресурсах, ну а мозг у разных людей окрашен одинаково (а если вдруг у кого-то в голове вместо белого вещества коричневое, так это от цвета кожи не зависит).

Почти два века назад первым в мире программистом стала Ада Лавлейс - одарённый математик, дочь поэта Джорджа Байрона; аналитическая машина Чарльза Бэббиджа ещё не была построена (даже действующую модель сконструировали лишь через полвека после смерти леди Лавлейс), а графиня уже написала программу для неё. Во времена Второй мировой войны женщины, работавшие на дешифровальных машинах Алана Тьюринга «Бомба» и «Колосс», по сути, были частью компьютера. Спустя ещё десяток лет в NACA, впоследствии превратившемся в NASA, трудились «живые компьютеры» - одну из героинь биографических «Скрытых фигур» прозвали так за скорость и точность вычислений. А другая героиня, когда на замену её математическому отделу привезли настоящие компьютеры - монструозные IBM - переучилась на программиста, причём самостоятельно, тайно и полулегально, с элементами воровства и несанкционированного проникновения. Отчаянные времена требуют отчаянных мер! Одни люди оказались вынуждены кооперироваться с теми, с кем им мучительно было сидеть рядом и пить из одного кофейника; другие - бежать не простой карьерный забег, а с постоянно добавляемыми препятствиями и отодвигаемым финишем. Внутри космической гонки велась ещё одна - карьерно-социальная.

Несмотря на все препоны, через которые протагонисткам пришлось перепрыгивать и перелезать на пути к цели, фильм получился не слёзовыжимательным и даже не особо-то морализаторским. Напротив, он приободряет, побуждает активно болеть за героинь и самому не опускать руки, а также даёт немало поводов для веселья: чего стоят только афористичные реплики или советский плакат с Никитой Хрущёвым «За работу, товарищи!», висящий в главном математическом отделе NASA. Универсальность тоже в наличии, авторы снимали киноленту не для двух групп американского населения, приговаривая: «Вам мы сочувствуем - а вот вам пусть будет стыдно, стыдно, стыдно!», а для всего мира. Примерить проблемы героинь на себя может почти любой новичок, устраивающийся работать в не шибко дружелюбный коллектив. А для пущей понятности авторы ввели сортирную (в прямом смысле) шутку - точнее, полушутливое, полусерьёзное раскрытие сегрегации на примере сортира. Ибо математическую проблему соотнести с собой может отнюдь не каждый, а туалетную - кто угодно. Шутка изрядно затянулась, да и метод не ахти какой тонкий - но сработало же.

Что ещё близко людям по всему земному шару? Романтические истории. Фильм про женщин без любовной линии снять было никак нельзя. В угоду нежным чувствам сюжет перекроил факты и завязал их узлом. Проблема даже не в слащавости, а в том, что фильм, рассказывающий помимо прочего о важности точных расчётов, шулерски мухлюет с числами - датами и возрастами. Причём делает это с грациозностью сводничающих подруг - то есть рьяно и почти неприкрыто. В реальности карьерные и матримониальные успехи были достигнуты за годы до полёта Джона Гленна; в фильме именно этот первый для американских астронавтов орбитальный полёт выступает осью вращения, к которой подтянуто всё остальное, да и сам сорокалетний Гленн сыгран двадцатисемилетним симпатягой. Омоложены и дети героинь: вместо здоровых лбов показаны милые крошки. Помимо умиления искусственно нагнетён саспенс: да, астронавты не очень-то доверяли компьютерным расчётам, ибо те ещё были в новинку, да и глюки с багами порой случались, так что Гленн действительно попросил женщину-математика всё перепроверить по старинке - но не перед самым стартом.

Словом, авторы не поскупились на сюжетные уплотнители и художественные украшения реальности. Поимка их на горячем подрывает доверие к истории в целом - а ведь она всё-таки правдива: Дороти Воган, Мэри Джексон, Кэтрин Джонсон существовали на самом деле, Джонсон жива до сих пор. Каждая из них по-своему стала первой - причём не отказавшись ради этого от «классических» ценностей вроде замужества и материнства, а с ловкостью циркового жонглёра всё совместив. Одну такую героиню ещё можно было бы счесть редким исключением - но вместе они образуют систему. Цветное созвездие не в дискриминационном, а в прямом смысле слова: недаром разноцветные наряды, тёплые тона и даже бело-бирюзовый автомобиль героинь выделяются на приглушённом серо-металлическом фоне «белой» части NASA. А по-настоящему яркое не скроешь.

После веков рабства и дискриминации маятник качнулся к другой крайности, это отражается и в кинематографе: не просто стало больше цветных, женских и нетрадиционно ориентированных персонажей - нередко смену цвета, пола, ориентации претерпевают уже сложившиеся образы. Такие операции вместо увеличения толерантности рискуют вызвать эффект «от противного». А «Скрытые фигуры» идут другим путём и показывают не замену одного вытеснения другим, а объединение: связи взаимопонимания и сотрудничества устанавливаются между белым астронавтом и цветной математиком, белым шефом и цветной подчинённой, белым судьёй и цветной истицей, белыми женщинами-математиками и цветными женщинами-математиками, и так далее. Фильм напоминает о том, что забеги бывают не индивидуальными, а командными и смешанными. И что стремление видеть невидимое, смотреть за пределы, быть первым не зависит от пола и цвета кожи.

Ну и бонус для любителей советской космонавтики: конечно же, показаны и первые из «красной» команды - неоднократно и с документальными кадрами. Ведь что лучше мотивирует победить самого себя и прыгнуть выше головы, чем соревнование с сильным соперником? Вполне справедливо, что в истории о космических и околокосмических первых фигурируют не только Дороти Воган, Мэри Джексон, Кэтрин Джонсон, Джон Гленн, Алан Шепард, но и Юрий Гагарин, Иван Иванович и Чернушка. А кто не согласен, тот злостный кинофоб и попиратель прав манекенов, так-то.

  • Помимо продюсирования фильма Фаррел Уильямс также курировал создание музыки к фильму и отбор песен для его саундтрека.
  • В это фильме вновь воссоединились Октавия Спенсер и Кевин Костнер, которые ранее играли вместе в фильме «Черное и белое» (2014).
  • Махершала Али и Жанель Моне ранее вместе снимались в фильме «Лунный свет» (2016). Оба фильма были в номинации «лучший фильм» 89-й премии «Оскар», в конечном итоге награду получил фильм «Лунный свет» (2016).
  • В фильме есть сцена, в которой Джон Гленн просит, чтобы Кэтрин Джонсон перепроверила все цифры по его миссии, и если она подтвердит, что цифры верны, то он полетит. Такой момент был на самом деле, только Гленн просил о проверке цифр за несколько недель до старта, а не перед самым запуском на мысе Канаверал.
  • Когда Тараджи П. Хенсон утвердили на главную роль, она отправилась на встречу с реальной Кэтрин Джонсон, которой на тот момент было 98 лет, чтобы обсудить с ней персонажа, которого Хенсон предстояло сыграть. Из их беседы Хенсон выяснила, что Джонсон окончила школу в 14 лет, а колледж в 18. И несмотря на свой преклонный возраст смогла сохранить поразительную ясность ума. В последствии, когда Джонсон увидела фильм, она выразила свое искреннее одобрение того, как Хенсон изобразила ее, а кроме того ее сильно удивило то, что кто-то вообще захотел снять фильм о ее жизни.
  • Кэтрин Джонсон на самом деле не сталкивалась лично с проблемами с туалетными комнатами. Такая ситуация была не с Джонсон, а с Мэри Джексон. Она описала свое возмущение по поводу сложившейся ситуации коллеге, и в результате ее перевели в команду, работавшую с аэродинамической трубой. Джонсон изначально даже не знала о том, что в восточном крыле были туалеты только для белых. Она просто пользовалась уборными, на которых не было никаких пометок, и так продолжалось многие годы до того момента, как стали поступать жалобы.
  • Одним из проявлений дискриминации, которое ощутила на себе Кэтрин, стало то, что коллеги попросили ее использовать отдельный кофейник. Когда в фильме показывают столик с кофейником, хорошо видно название кофе - Chock Full o"Nuts. Использование этого бренда в контексте сегрегации является исторически верным. В 1957 году Chock Full o"Nuts стала одной из первых крупных компаний Нью-Йорка, которая сделал чернокожего вице-президентом компании. Мужчина, которого они наняли на эту должность, был Джеки Робинсон – бывший легендарный бейсболист, который также известен тем, что стал первым чернокожим игроком в Главной лиге бейсбола.
  • Для создания определенного настроения в различных сценах, была проведена работа с цветом. В помещениях NASA все было выполнено в холодных тонах – белый, серый, серебристый, а в офисе Эла Харрисона и в домах главных героинь цвета наоборот были сделаны теплыми.
  • Сцены дома у Дороти Вон, где женщины играют в карты и танцуют, снимались в историческом месте в Атланте, в доме, где встречались борцы за гражданские права – Ральф Абернати и Мартин Лютер Кинг.
  • В сцене, в которой Пол (Джим Парсонс) разговаривает с инженерами NASA о необходимости очень точных расчетов, для возвращения астронавта с орбиты, среди инженеров стоит Марк Армстронг, сын астронавта Нила Армстронга – первого человека, ступившего на Луну в ходе экспедиции корабля «Аполлон-11». Актер Кен Штрунк пригласил Марка Армстронга, чтобы он сыграл эпизодическую роль в этой сцене.
  • Несколько контрольных панелей в центре управления полетами были взяты из реквизита фильма «Аполлон 13» (1995). Эти же панели были модифицированы для использования в таких фильмах как «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть I» (2014) и «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть II» (2015).
  • На 89-й церемонии вручения премии «Оскар» перед объявлением победителя в номинации «лучший документальный фильм» Тараджи П. Хенсон, Октавия Спенсер и Жанель Моне пригласили на сцену 98-летнюю Кэтрин Джонсон. Весь зал аплодировал ей стоя.
  • Персонажи Пола Стаффорда (Джим Парсонс) и Вивьен Митчел (Кирстен Данст) не были основаны на реальных людях. Они представляют собой собирательные образы, передающие пренебрежительное отношение к людям с другим цветом кожи, которое было характерно для части сотрудников NASA в те времена.
  • У Кэтрин Джонсон действительно были дети на момент брака с Джимом Джонсоном, только они тогда уже были подросткового возраста.
  • В действительности Джон Гленн был намного старше на момент запуска, чем он показан в фильме. Запуск произошел в январе 1962 года, тогда Гленну был почти 41 год. Актеру же, который его сыграл, Глену Пауэллу, было 27 лет во время съемок.
  • Это уже второй раз, когда Тараджи П. Хенсон и Махершала Али сыграли двух влюбленных. Впервые это было в фильме «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008).
  • Сценаристка фильма Эллисон Шредер выросла рядом с мысом Канаверал. Ее бабушка и дедушка работали в NASA, а сама она, когда еще была подростком, стажировалась в NASA.
  • Октавия Спенсер ранее снималась с Джимом Парсонсом в 5 эпизоде 2 сезона сериала «Теория большого взрыва» (2007) (эпизод назывался «Альтернатива Евклида»). Спенсер играла сотрудника департамента автотранспорта.
  • В этом фильме у Октавии Спенсер и Кирстен Данст много совместных сцен. Обе актрисы ранее снимались в фильме «Человек-паук» (2002), но там у них не было общих сцен, а Спенсер играла лишь эпизодическую роль.
  • Тед Мелфи был одним из претендентов на режиссерское кресло в фильме «Человек-паук: Возвращение домой» (2017), однако в итоге снял свою кандидатуру, чтобы заняться фильмом «Скрытые фигуры» (2016).
  • Среди рассматривавшихся на главные роли актрис были Опра Уинфри и Виола Дэвис.
  • Это самый успешный проект с участием Кирстен Данст по сборам в США после франшизы «Человек-паук».
  • Это третий фильм Кевина Костнера, так или иначе захватывающий тему администрации Кеннеди. Первые два были «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе» (1991) и «Тринадцать дней» (2000).
  • Это уже третий раз, когда Октавия Спенсер снялась в фильме с одной из актрис из кинофраншизы «Человек-паук». В фильме «Прислуга» (2011) она играла с Брайс Даллас Ховард и Эммой Стоун. Обе актрисы исполняли роль Гвен Стэйси: Ховард в фильме «Человек-паук 3: Враг в отражении» (2007), а Стоун в фильмах «Новый Человек-паук» (2012) и «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» (2014). В фильме «Скрытые фигуры» (2016) Спенсер сыграла с Кирстен Данст, которая исполняла роль Мэри Джейн Уотсон в оригинальной трилогии о Человеке-пауке.
  • Ошибки в фильме

  • Когда по телевидению говорят об орбитальном полете Юрия Гагарина, время полета объявляют в стандарте UTC (всемирное координированное время). Этот стандарт был изобретен только в 1961 году, и тогда еще не получил название UTC.
  • В некоторых сценах в Лэнгли на крыше хорошо видна современная спутниковая антенна.
  • Когда не заводится автомобиль Chevrolet 1957 года, Дороти берет отвертку и замыкает что-то в верхней части двигателя, предположительно аккумулятор. Отвертку действительно использовали для того, чтобы замкнуть контакты и запустить стартер, но находились они у этой машины не в верхней части двигателя, а справа внизу.
  • Пока Мэри (Жанель Моне) наблюдает за полетом Джона Гленна на экране в витрине магазина за ее спиной можно заметить вывеску магазина мороженого «Cream». Такие магазины появились только в 2012 году.
  • В те времена употребления табака было распространенным явлением в офисах инженеров и на собраниях. Однако в фильме это не отражено.
  • Патрульный приезжает, чтобы сопроводить женщин в город, на машине Ford Galaxie 1964 года. Однако эти события происходят в 1961 году.
  • На инструкции к компьютеру IBM 7090 изображен несоответствующий тому времени логотип компании. Так логотип у компании IBM появился только в 1972 году.
  • На автомобилях в фильме можно заметить несоответствующие тому времени номера штата Вирджиния. На номерах этого штата в 1961 году буквы были черные и угловатые, а сам номер состоял обычно из 6 цифр, разделенных черточкой посередине. В фильме же на номерах синие шрифты, которые стали использовать только в начале 1990-х.
  • В сцене в начале фильма Кэтрин Джонсон в школе решает в уме задачку по умножению. Затем учитель проверят ее результаты на электронном калькуляторе. Электронные калькуляторы начали продавать только в середине 1970-х.
  • В одной из сцен, разворачивающейся в 1961 году, показывают оборудование IBM, которое стоит на поддонах и обмотано стрейч-пленкой. Такую пленку начали использовать для этих целей только в 1970-х годах.
  • В одной из сцен персонажи фильма пользуются пишущей машинкой IBM Selectric, которая впервые была представлена только в июле 1961 года.
  • Несколько машин в сценах на парковке NASA не меняют своего положения несмотря на то, что по сюжету проходят недели и даже месяцы.
  • В оригинальной версии фильма Пол несколько раз использует выражение «spot on» (в точку). Однако это выражение не было распространенным в 1960-х. Более подходящим термином для того времени было выражение «right on».
  • В кадрах мыса Канаверал и Космического центра Кеннеди видна подъездная дорога к стартовому комплексу 39 (LC 39). На самом деле строительство этого комплекса началось только в 1962 году, поэтому ни дороги, ни здания вертикальной сборки во время описываемых в фильме событий быть не могло.
  • У всех персонажей, которые носят очки, под определенным углом становится заметно, что линзы приобретают светло-фиолетовый оттенок. Это признак того, что на стеклах есть просветляющее покрытие, которые в 1961 году еще не наносили на линзы очков.
  • Четырехдверный темно-синий Chevrolet 1962 года можно заметить на парковке NASA и на церковном пикнике, однако события фильма в этих моментах происходят в 1961 году.
  • Телефонный провод, который использует Джон Гленн, это усиленный кабель с защитой от вандализма – таких кабелей еще не было в 1961 году.
  • В сценах, когда Кэтрин посещает демонстрацию, видны плакаты с именами и Никсона и Кеннеди, хотя выборы прошли в 1960 году, и Кеннеди уже стал президентом.
  • В офисе Эла Харрисона на полке стоят две модели самолетов – C-130 и C-5 Galaxy. C-130 уже производился в то время, но у него не было подобной раскраски, а C-5 Galaxy был спроектирован только в 1964 году.
  • В некоторых сценах фильма появляется черно-белый автомобиль Plymouth 1959 года. У него можно заметить очень большие диски, низкопрофильные шины и дисковые тормоза, которые используются в современных рестомодах.
  • В сцене в 1961 году на парковке NASA можно заметить Chevrolet Impala 1962 года, Chevrolet Nova 1962 года, зеленый Mercury Comet 1963 года и даже Mercedes-Benz 280, выпускавшийся в период с 1968 по 1973.
  • Среди новых телевизоров на витрине магазина можно заметить модель Muntz 1951-1952 года, которая вышла за 10 лет до описываемых в фильме событий.
  • В одной из сцен фильма мужчина подходит к принтеру, и в этот момент слышен звук матричного принтера. Однако в кадре показывают принтер IBM 716, который звучит совершенно по-другому.
  • За исключением персонажа Кевина Костнера у большинства мужчин стрижки не соответствуют тому времени, в котором разворачиваются события фильма.
  • Когда на несколько секунд показывают руки Кэтрин, когда она печатает отчет, можно заметить обручальное кольцо, однако по сюжету она и Джим обручились лишь спустя несколько месяцев после этой сцены.
  • Перфокарты, которые подготавливают для компьютера IBM 7090 не проткнуты. Но, когда их начинают загружать, это уже исправлено.
  • На встрече в Пентагоне Кэтрин записывает расчеты на доске. В один момент она начинает писать число 530, как 350, замечает это и сразу вносит изменения. В следующих кадрах, когда она отходит от доски, все цифры правильные, но не видно никаких следов того, что она вносила исправления.
  • Когда Кэтрин застает своих дочерей дерущимися в спальне, она утихомиривает их. Затем они расползаются по кроватям, и пижама на одной из дочерей меняет положение при смене кадра – она то сидит ровно, то сдвинута на бок.
  • В одной сцене, когда Кэтрин разговаривает с тремя своими дочерями в кровати, положение их рук при смене кадра резко меняется.
  • Ближе к концу фильма, когда Кэтрин разговаривает с Элом Харрисоном в диспетчерской, в разных кадрах ее ожерелье надето то поверх одежды, то под ней.
  • На карте Африки в главном зале Республика Мозамбик отмечена черным значком, как город, а не как страна.
  • В одной из сцен о компьютере IBM 7090 говорят, что он может выполнять 24 000 операций в секунду. На самом деле этот компьютер мог выполнять 100 000 операций с плавающей точкой в секунду.
  • Когда у героинь ломается машина, Дороти говорит, что стартер сломался. Однако при работающем двигателе сломанный стартер не привел бы к остановке автомобиля. Далее она говорит, что нужно просто обойти стартер, замыкает что-то под капотом, после чего двигатель запускается. Однако это невозможно. При неисправном стартере, чтобы двигатель завелся автомобиль пришлось бы толкать.
  • В фильме говорится о том, что Гленн должен был совершить семь полных оборотов по орбите, однако из-за проблем с теплозащитным экраном количество полных оборотов уменьшили до трех. В действительности изначально было запланировано всего три полных оборота. Кроме того, изменение плана полета свело бы на нет все предварительные расчеты, а также поменялась бы зона посадки, но обо всем этом в фильме ничего не говорится.
  • Корабль Джона Гленна совершает движение по орбите носом вперед, тогда как на самом деле он двигался теплозащитным экраном вперед.
  • В начале фильма показывают советскую ракету, которая доставляет собаку Лайку в космос. В верхней части ракеты видно капсулу «Восток». На самом деле Лайка летала в капсуле «Спутник». Капсула «Восток» использовалась только для пилотируемых полетов.
  • Когда Джона Гленна везут к стартовой площадке, его сопровождают две полицейские машины. Впереди едет патрульная машина со знаком штата Вирджиния, это та же самая машина, которая была в первой сцене фильма, однако стартовая площадка находится в штате Флорида.
  • В сцене с неудачным запуском явно использовались кадры взрыва шаттла «Челленджер».
  • Во время полетов Алана Шепарда и Гаса Гриссома показывают глобальную карту, на которой отслеживается их перемещение. Однако ни один из них не отдалялся от мыса на расстояние, превышающее 320 километров.
  • В сценах, в которых показывают работающий компьютер IBM 7090, у него не горят маленькие круглые огоньки на вертикальной панели. Мерцание этих огней является индикатором того, что компьютер работает.
  • Когда показывают полет Алана Шепарда в космосе, на фоне видна маленькая удаляющаяся Земля. В действительности Шепард совершал суборбитальный полет, и его космический корабль никогда не отдалялся на такое большое расстояние от Земли.
  • В первой сцене фильма, когда полицейские приезжают на машине, чтобы расследовать пропажу автомобиля, подразумевается, что они приезжают на патрульной машине штата Вирджиния. Однако полицейские машины этого штата никогда не были черно-белыми. Они были сине-серыми. Кроме того, форма полицейских не соответствует форме полиции Вирджинии того времени.
  • В одной из сцен модель компьютера называют «семьдесят-девяносто». На самом деле IBM 7090 называли «семь-ноль-девяносто», потому что это была транзисторная версия модели 709.
  • Персонаж Махершала Али – полковник национальной гвардии, что означает, что он отслужил в армии примерно 15-17 лет. Но несмотря на это, на его униформе отмечен только его ранг и скрещенные пушки полевой артиллерии. Также там должны быть значки с его именем и подразделением. Также отсутствуют какие-либо квалификационные значки, включая Значок боевого пехотинца и Значок пехотинца с повышенной подготовкой.
  • Когда Джон Гленн готовится к полету, он появляется в «белом зале» без шлема и просит обновленных данных по расчетам. Во времена космической программы «Меркурий» на астронавтов один раз надевали космический костюм вместе со шлемом в ангаре 14, затем костюм проверяли на герметичность, и после этого астронавт не снимал шлем и в «белом зале» он должен был быть в нем.
  • Во время запуска корабля с Джоном Гленном говорится об отсечке маршевого двигателя, при этом показываются кадры отсоединения стартовых двигателей.
  • В одной из сцен Мэри Джексон говорит о том, что судья окончил Университет Джорджа Мейсона, однако этот университет начал свою работу лишь в 1965 году. Судя по акценту, судья родом из восточной части Вирджинии и более вероятно, что он бы посещал такие учебные заведения как Университет Вирджинии или же Колледж Вильгельма и Марии.
  • В середине фильма репортер по телевидению говорит о том, что это важный исторический момент для мыса Канаверал и в оригинальной версии фильма произносит фразу «Freedom 7 will be launched into space at an altitude of about 116 miles an hour» (Космический корабль Freedom 7 поднимется в космос на высоту около 116 миль в час). Очевидно актер оговорился и речь шла только о высоте, и не имелась в виду скорость.
  • Во время сцены в церкви у полковника Джима Джонсона фуражка рядового. Поскольку он является полевым офицером, его фуражка должна выглядеть по-другому – с золотым подбородочным ремнем и другими отличительными особенностями.
  • Когда доставляют компьютер IBM, выясняется, что он не пролезает через дверь. Тогда рабочие начинают ломать стены, при этом компьютер стоит рядом в коридоре. На самом деле никто не стал бы ломать стены рядом с новым компьютером, поскольку пыль от штукатурки привела бы его в негодность.
  • По положению рычага передач можно заметить, что Дороти на самом деле стоит, когда показывают, что она едет на своем Chevrolet 1957 года. А в некоторых кадрах, когда она едет на полной скорости, рычаг находится в положении второй передачи.
  • В штате Вирджиния у машин всегда были номерные знаки и спереди, и сзади. В фильме у героинь номерные знаки только сзади.
  • На задней стенке компьютера IBM 7090 можно заметить розетку 110В. Наличие этой розетки говорит о том, что компьютер был вероятно взят в Музее компьютерной истории, где и ее и добавили, чтобы запитать дисплеи.