Мнение священнослужителей: Можно ли причащаться в Пасху? Казалось бы, вопрос странный и для обсуждения в официальном церковном издании не подходящий. Если причащаться нельзя, то для чего же совершается литургия? Почему нужно уклоняться от величайшего Таинства в самый великий Праздник?

***

В середине 80-х годов, будучи студентом Московских духовных школ, а потом послушником и насельником Троице-Сергиевой лавры, я помню, что народ почти не причащался на Пасху. Одна из причин связана с тем трудным положением, в котором находилась Церковь в годы советской власти. Но та власть пала, и ситуация резко изменилась: в Троице-Сергиевой лавре уже многие годы и на Пасху, и на Светлой седмице очень много причастников. Это правильная, грамотная традиция. То, что сегодня еще остались храмы, где не причащают на Пасху, это пережитки прошлого. Будем молиться, чтобы милостивый Господь исправил ситуацию.

***

Высокопреосвященный Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский , на вопрос "Церковного вестника" о случаях отказа в Причастии на Пасху ответил:

К сожалению, у нас есть такая беда. На Пасху, когда некоторые батюшки устают уже, они не хотели бы "затягивать" службу. Поэтому они ограничивают народ с Причастием - кто-то младенцами, кто-то еще как-то по своему усмотрению. На самом деле, конечно же, причащаться можно и нужно всем. И, слава Богу, во многих храмах на Пасху и другие большие праздники этот правильный порядок потихоньку восстанавливается.

***

Я очень удивлен существованием такой традиции, чтобы не причащаться на Пасху! Вообще каждый раз, когда совершается литургия, священник обращается к присутствующим в храме: "Со страхом Божиим, верою и любовию приступите", - то есть подразумевается, что на литургии всегда есть причастники, мы ради Причастия служим.

Пасха - это вершина всех праздников. Если мы не причащаемся, то как же мы покажем, что мы участвуем в этом празднике, что мы действительно хотим быть с Господом Иисусом Христом, Который сказал: "Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем"? Разумеется, в Иерусалимской Церкви во всех храмах на Пасху совершается Причастие. В этот день в Иерусалим приезжают тысячи паломников, которые, конечно же, хотят приобщиться Святых Даров. Раньше в храме Гроба Господня не было обычая выносить несколько Чаш, и священник стоял с Чашей и причащал с 4 до 9-10 часов утра, пока не причастятся все. Только при патриархе Диодоре была введена практика выносить несколько Чаш, и теперь мы всех причащаем всего за час-полтора.

***

Схиигумен Авраам Рейдман, духовник Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбургской епархии:

Можно ли причащаться в Пасху? Казалось бы, вопрос странный и для обсуждения в официальном церковном издании не подходящий. Если причащаться нельзя, то для чего же совершается литургия? Почему нужно уклоняться от величайшего Таинства в самый великий Праздник? Однако, как выясняется, по этому поводу существуют стойкие заблуждения. Многие верующие считают, что уклониться следует именно потому, что Праздник - самый великий. Якобы подойти к Чаше в такой день - это признак гордыни. Самое странное, что так думают не только церковные неофиты или суеверные бабушки. Такого мнения придерживаются многие наши братья-священнослужители, в том числе и настоятели храмов. В результате в Пасху лишаются св. Причастия целые приходы.

Не знаю, на чем основано убеждение отдельных священников и прихожан, что взрослым причащаться в Пасху - это гордыня. Зато хорошо известно мнение Церкви по этому поводу.

Святые отцы мало говорят о причащении именно на Пасху (вероятно, ввиду того, что в древности этот вопрос не поднимался), однако встречающиеся в их творениях высказывания весьма категоричны. У преподобного Никодима Святогорца и святителя Макария Коринфского читаем: "Те, которые, хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют". Это суждение святые основывают на том, что, собственно, Пасха - это и есть Христос, как говорит Апостол: "Пасха наша, Христос, заклан за нас" (1 Кор. 5:7). Таким образом, праздновать Пасху значит приобщаться к Пасхе - Христу, Его Телу и Крови.

"Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай..." О чем же говорит святитель Иоанн Златоуст в Огласительном слове, читаемом на пасхальном богослужении, как не о причастии? Тельцом упитанным Церковь называет Христа. Так, в толковании на притчу о блудном сыне, где под блудным сыном подразумеваемся все мы, а под отцом - Отец наш Небесный, говорится: "И тельца упитанного его ради (то есть нас ради. - Ред.) закалает, Сына Своего Единороднаго Отец, и Плоти Его дает причаститися и Крови" (Синаксарий в Hеделю блуднаго сына).

Великий Григорий Палама законополагает в "Десятословии", чтобы христиане приобщались каждое воскресенье и каждый великий Праздник. Примечательно также и то, что говорится в "Томосе единения" о епитимиях. Даже лица, подвергаемые епитимии, могут причащаться на Пасху, причем именно на Пасху, а у нас верующий человек, проведший пост в воздержании и чистоте, лишается того, о чем Церковь молится еще и до начала поста: "…снестся нами Агнец Божий во священной и светоносной нощи Воскресения" (Неделя мясопустная. Стихира на стиховне вечера). Кстати, о песнопениях. Разве случайно то, что именно в Пасху и на Светлой седмице Церковь поет "Тело Христово приимите" (см. причастен Пасхи) до того, как выносится Чаша, призывая к Причастию всех присутствующих на богослужении?

Однако не хотелось бы впадать и в другую крайность. Нельзя утверждать, что на Пасху должны причащаться буквально все, в том числе и те, кто оказался в храме случайно. Можно понять тех пастырей, которые опасаются, что в праздничной сутолоке к Чаше будут подходить люди не подготовленные, не постившиеся, не бывшие на исповеди или даже вообще не принадлежащие к Православной Церкви. О том, что недопустимо причащаться на Пасху людям, которые к этому не готовы, говорил тот же Иоанн Златоуст: "Вижу, что происходит большой беспорядок в этом деле. Ибо в иное время вы не причащаетесь, хотя бываете зачастую и чистыми, а когда приходит Пасха, даже если сделали какое-либо зло, дерзаете и причащаетесь. О дурной обычай! О злой предрассудок!" Подчеркнем, что великий учитель Церкви говорил так вовсе не для того, чтобы запретить причащаться в Пасху, а для того, чтобы призвать людей быть достойными Причастия: "Ни Богоявление, ни Четыредесятница не делают людей достойными Причащения, а делают их достойными искренность и чистота души. С этой чистотой души ты можешь причащаться всякий раз, когда присутствуешь на Литургии, а без нее не причащайся никогда… Дабы наши слова не послужили к еще большему осуждению вас, просим вас не о том, чтобы вы не приходили, а о том, чтобы вы соделали себя достойными и присутствия [на Литургии], и Причащения". Итак, вопрос о том, достоин ли тот или иной человек причащаться на Пасху, сводится к тому, достоин ли он Причастия вообще. Этот вопрос решает духовник на исповеди, и уж конечно он руководствуется вовсе не тем, взрослый перед ним или ребенок, мирянин или монах.

Тем священнослужителям, которые говорят, что невозможно накануне Пасхи исповедать всех желающих, можно посоветовать совершать Таинство исповеди не за день до Пасхи, а с первых дней Страстной седмицы. В одном из наиболее авторитетных руководств по пастырскому богословию говорится: "Если… для множества исповедающихся не может пресвитер управитися в один день перед причащением, как обычай есть, то ничто не препятствует за два или три, или чрез целую седмицу готовящихся исповедывать". Можно найти еще несколько вариантов решения проблемы. Главное, чтобы люди, верные православным традициям, не остались без Причастия в Праздник праздников.

***

Священник Олег Давыденков - доктор богословия, доцент, зав. кафедры Восточных Церквей и восточно-христианской филологии ПСТГУ:

Традиция не причащаться на Пасху исторически связана с тем, что в Русской Церкви до революции причащались достаточно редко - обычно от одного до четырех раз в год. Причащались Великим постом: либо на первой неделе, либо на Страстной, но не на Пасху.

В 20-30-е годы, как это всегда бывает во времена гонений, возрождается традиция частого причащения, в том числе и на Пасху. Но уже в послевоенные 50-60-е годы по ряду причин вновь возвращается практика редкого причащения. Одна из причин та, что после войны был очень большой наплыв духовенства, происходившего из западных областей, присоединенных к Советскому Союзу в 1939 году. Это области Западной Украины и Белоруссии, не испытавшие гонений на веру в той же мере, что другие регионы России, а потому сохранившие

Другая причина - чисто техническая. Осуществить Причастие на Пасху было практически невозможно. Народу было столько, что, во-первых, невозможно было всех исповедать. Во-вторых, поскольку от тесноты люди буквально могли висеть в воздухе, зажатые со всех сторон толпой в храме, выйти со Святой Чашей было физически нельзя - причащать было опасно. Также невозможно было проследить, чтобы к Чаше не подходили люди не исповедовавшиеся. В силу этого не только на Пасху, но и на многие двунадесятые праздники, на родительские субботы просто не причащали - если не во всех, то в большинстве московских храмов. О таких городах, как Новосибирск, где вообще был один храм на миллионный город, даже говорить нечего.

Таким образом, утвердилась противоречащая древней церковной традиции практика не причащаться на Пасху. Но сейчас, по крайней мере, в Москве, ее почти полностью преодолели. Произошло это в первую очередь благодаря проповеди и личному примеру Святейшего Патриарха Алексия, всегда призывающего к частому причащению Святых Христовых Тайн и лично причащающего церковный народ за каждым патриаршим богослужением. Это соответствует общей православной практике в других поместных Церквях. Например, в Греции на Пасху причащают, и это считается нормальным.

Священное Предание Церкви ясно говорит о том, что на Пасху причащаться нужно и к этому должен стремиться всякий верующий человек. Однако, это возможно только для тех, кто соблюдал Великий пост, исповедался, готовился и получил благословение священника на Причастие.

***

Читайте также по теме:

  • Об участии верных в Евхаристии - правила, регламентирующие причастие в Русской Православной Церкви - одобрены на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2 - 3 февраля 2015 года
  • Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал верующих как можно чаще причащаться - Интерфакс-Религия
  • Правда о практике частого Причащения - Юрий Максимов
  • К спорам о частом причащении - протоиерей Андрей Дудченко
  • Как часто "надо" причащаться? - протоиерей Михаил Любощинский
  • Жизнь как Евхаристия - иерей Димитрий Карпенко
  • О причащении на Пасху и в период Пятидесятницы - иерей Валентин Уляхин
  • "И хотящих войти не допускаете..." (О некоторых мотивах спора вокруг Таинства Евхаристии) - иерей Андрей Спиридонов
  • Подготовка ко Святому Причащению: подходы, которые сложились для совершенно другой жизни - протоиерей Владимир Воробьев
  • Вопрос не в частоте причащения, а в осознании необходимости соединения со Христом - протоиерей Алексей Уминский
  • Причастие - самое главное событие в жизни человека - протоиерей Валентин Асмус
  • О частом причащении Святых Христовых Таин - иерей Даниил Сысоев
  • Таинство Исповеди и Причащение Святых Христовых Таин (В связи с современной критикой старой традиции обязательной исповеди перед причащением Тайн Христовых) - иеромонах Сергий Троицкий
  • Практика причащения православных прихожан советской эпохи - Алексей Беглов

***

О Причащении на Светлой седмице

В 66-м правиле VI Вселенского Собора сказано: "От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая и Святыми Тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся".

Митрополит Вострский Тимофей, Иерусалимский Патриархат:

Что касается причащения на Светлой седмице, мы придерживаемся того, что неделя, следующая за Пасхой, представляет собой один пасхальный день. Так говорит сама Церковь, это видно и в службах этой седмицы. Поэтому наш Патриарх Феофил благословил всем, кто соблюдал весь Великий пост до Великой субботы, на Светлой седмице причащаться без поста. Единственное, вечером перед причащением всем рекомендуется воздержаться от скоромного, от мяса. А если днем человек вкушал мясо и молоко, это нормально.

Вопрос о причащении без поста в другие сплошные седмицы у нас оставляется на рассмотрение духовника. Вообще, Иерусалимская Церковь - за частое причащение. Наши прихожане причащаются каждое воскресенье. И это правильно. Причастие препятствует человеку грешить. Смотрите - он в воскресенье причастился, и затем старается хотя бы два-три дня удержать в себе благодать. "Как, я же принял в себя Христа! Я не могу Его оскорблять". Потом наступает середина недели, и он помнит, что в воскресенье пойдет на Причастие - нужно готовиться, поститься, сохранять чистоту в делах и мыслях. Так формируется правильная христианская жизнь, так мы стараемся быть со Христом.

Высокопреосвященный Георгий, архиепископ Нижегородский и Арзамасский:

Другой вопрос на Светлой Седмице связан с постом, с исповедью. Духовники Троице-Сергиевой лавры благословляют всегда так: пост ослабляется, но ближе к вечеру перед Причастием необходимо от скоромной пищи воздерживаться, и можно причащаться. Если чувствуете, что ваша совесть смущается, нужно пойти к священнику и исповедоваться.

***

P.S. Мы просто не можем не упомянуть аргументацию противников причастия на Пасху:

Вот слова архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона Емельянова: "В Вознесенском кафедральном соборе на Пасху мирян не причащают, только детей. Это древняя русская традиция мирянам воздерживаться от причастия в пасхальную ночь. Церковные люди, которые стремятся к духовной жизни, знают, что причащаться можно было весь Великий пост, а на Пасху православные разговляются. Те же, кто стремится причаститься на Пасху, как правило, люди, не имеющие смирения. Они хотят быть выше в духовной жизни, чем есть на самом деле. Мало того, кое-где уже в моду входит обязательно причаститься на Пасху даже среди абсолютно невоцерковлённых людей, которые и в Великий пост не говели. Дескать, особая благодать причаститься в этот день. Чтобы быть духовным человеком, нужно пронести крест христианской жизни через всю жизнь, жить по заповедям, соблюдать церковный Устав. Условий для спасения души много, а некоторые думают: причастился на Пасху и освятился на целый год. Нужно помнить, что причаститься можно не только во исцеление души и тела, но и в суд и осуждение.

Если же священник в своём приходе разрешает мирянам причащаться на Пасху, то он ни в чём не погрешает, для того и совершается Литургия. А те миряне, которые решили причаститься в этот святой день, должны взять благословение у своего духовника".

***

Примечание М.С. Слова Новосибирского архиерея мне напомнили только это:

"... и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их... Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете " (Мф. 2-4, 23:13)

И уж великое недоумение вызывают слова "древняя русская традиция". К сожалению, для немалого количества людей древность становиться синонимом истинности.

1917 год многих ничему не научил...

Нужно ли причащаться на Пасху, поститься на Светлой и как регламентировать своё питание на Страстной седмице — делится опытом епископ Ирпенский Климент (Вечеря).

— Как Вы относитесь к тому явлению, что некоторые люди не причащаются на Пасху? Часто это бывает потому, что причащаться на Пасху не советует приходской священник.

— Не очень хорошая традиция, соблюдаемая на некоторых приходах, не причащать на Пасху уходит корнями в наше тоталитарное прошлое. Советская власть прикладывала много усилий для того, чтобы люди на Пасху не приходили в храм, не причащались и т.д. Организовывались специальные группы, которые оцепляли церкви (открытых храмов тогда было не так много) и старались не пропустить людей в храм на праздник. Особое внимание уделялось максимальному предупреждению посещения храмов молодежью.

Среди священников тоже проводилась активная разъяснительная работа касательно запрета причащать людей на Пасху.

Сегодня зачастую можно услышать “благочестивые причины” отказа от причащения в Пасхальную ночь. Одна из них: поскольку после Пасхального богослужения и Причастия люди слишком бурно празднуют окончание поста и саму Пасху, ведут себя не благочестиво - то и причащаться в этот день не стоит.

Если же мы углубимся в церковное предание, в глубокий смысл праздника Пасхи Христовой в частности и Божественной Литургии вообще, то поймем, что каждый церковный праздник является таковым только в контексте его Евхаристического осмысления.

Потому Пасха Христова — Праздник Праздников — может быть пережита христианином, только если он отпразднует Ее, приступив к причастию Святых Христовых Таин.

Участники пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, состоявшегося в феврале этого года, обратили особое внимание священнослужителей на то, что никакими благочестивыми предлогами не может быть оправдан запрет на причащение христиан в Святую Пасхальную ночь.

— А что касается Светлой седмицы? Как поститься в эти дни тем, кто собирается причаститься, и можно ли вообще причащаться в эти дни?

— На Светлой седмице церковный устав запрещает пост. Потому у многих людей возникает вопрос: как причащаться в этот период, и не запрещено ли причащаться в дни, когда пост запрещен церковными канонами Православной Церкви? Внимательно изучив традиции и практику, существующую сейчас в Православной Церкви, архиереи сошлись на том, что Причастие во дни Светлой седмицы должно совершаться по совету духовника.

Если человек ведет благочестивую жизнь, соблюдал пост в продолжение Великого поста и благоговейно относится к Евхаристии, то, по разсуждению духовника, может приступать к Причастию и во дни Светлой седмицы без соблюдения поста. Поскольку такой человек — не воздерживаясь в пище, может воздерживаться духовно. И в таком случае духовный настрой христианина будет соответствовать тому состоянию, в котором человек должен подходить к принятию Святых Христовых Таин.

— Владыка, вернемся к Страстной седмице. На Страстной седмице канон предписывает строгий пост. Как быть людям, которые заняты физическим трудом или все время пребывают в дороге и не могут регламентировать свое питание. До какой степени можно преступать пищевой устав? Чем нужно руководствоваться в таких случаях?

— В духовной жизни всегда нужно руководствоваться своей совестью. Если мы можем соблюсти пост, но не делаем этого, если совесть наша нас в этом обличает - нужно укорять себя, исповедовать это и исправляться. Если же обстоятельства складываются так, что нет возможности соблюсти всю строгость поста так, как это предписывает канон - нужно со смирением принять те обстоятельства, в которых мы оказались по промыслу Божию.

— Что касается посещения кладбищ после праздника Пасхи: можно ли посещать могилы своих близких на Светлой седмице?

— Литургическая традиция Православной Церкви предписывает во вторник после Светлой седмицы совершать особые поминовения всех усопших. Этот день называется - Радоница.

У слова «Радоница» славянские корни. И назван этот день так потому, что мы радуемся Воскресению Христову вместе с нашими почившими. Из Священного Писания мы знаем, что у Бога нет мертвых, у Него все живы (Лк. 20: 38). И те, кто находятся в вечности, безусловно, тоже сопричастны Светлому Празднику Пасхи и ощущают его с еще большей ясностью, нежели мы.

Радоница — день поминовения усопших — наше сопразднование Пасхи, таинственным образом объединяет Церковь земную с Церковью Небесной.

А приходят на Светлой седмице на кладбище для того, чтобы помолиться за упокой душ наших усопших близких. Однако же Литургическая традиция не предписывает поминать усопших в эти дни. Канонами Православной Церкви отменяются заупокойные богослужения в продолжение Светлой седмицы. И первое заупокойное богослужение, согласно уставу, совершается именно на Радоницу.

Причащение - это один из главных и обязательных обрядов для каждого православного. Другое его название - евхаристия, и если перевести с греческого, то это слово означает «благодарение». Глубинная его суть заключается в приобщении человека к Богу, соединении с ним духовным и телесным: испив вина и вкусив хлеба, христианин словно вкушает саму кровь и тело Христовы. Это демонстрация готовности воспринять Господа всей душой. Но чтобы подтвердить искренность своих намерений, мирянин должен пройти очищение постом и покаянными молитвами. Практика подготовки к таинству на Светлой седмице составляет особый случай.

Устав православной церкви перед евхаристией предписывает выполнение определённых правил, в круг которых входят:

  • соблюдение духовного и телесного поста в течение трёх дней;
  • примирение с обидевшими и испрошение прощения у обиженных;
  • воздержание от злословия и осуждений;
  • посещение вечернего богослужения накануне евхаристии;
  • покаяние в грехах и получение от священника благословения на причастие;
  • чтение молитвенного правила к причастию;
  • соблюдение евхаристического поста (не принимать пищу и не пить после полуночи).

До недавнего времени вокруг вопроса причащения к святым таинствам на Светлой седмице велась полемика. В разных приходах действовала различная практика, опиравшаяся, главным образом, на тезис о том, что без покаяния нет причащения. Пасха наполняет душу каждого верующего ликованием, а таинство евхаристии всегда связано с исповедью в совершённых грехах. По сложившейся традиции несовместимыми считались покаяние и радостное настроение в день Воскресения Господня.

Утверждённый Архиерейским собором РПЦ документ «Об участии верных в евхаристии» определяет потребность верующего к приобщению святых даров как особое духовно-нравственное состояние, стремление соединения со Спасителем, составляя с ним тело единое. Таким образом, устраняются все кажущиеся противоречия между содержанием великого праздника и сутью причастия в пасхальную неделю.

Этим же документом оговариваются и некоторые моменты обряда причащения в пасхальный период. Имея в виду, что церковным уставом пост на Светлой седмице не предусмотрен, а самому дню Пасхи предшествовал семинедельный подвиг Великого поста. Соблюдавшие его христиане могут приступать к причащению, ограничиваясь лишь евхаристическим постом.

Благословение духовником мирянина к приобщению святых даров может происходить без исповеди, кроме тех случаев, когда причащающийся сам испытывает в ней особую необходимость.

Как готовиться к причастию в Светлую седмицу

Каждый верующий христианин должен знать и о том, как проходит пасхальное последование ко святому причащению. Молитвенная подготовка к евхаристии в обычные дни включает в себя утреннее и вечернее молитвенные правила, последование к святому причастию, а также каноны.

Желающий пройти причащение дол

жен править эти молитвословия келейно и в храме. На Светлой седмице порядок молитвенной подготовки меняется, поэтому следует знать, что читать перед причастием в Пасхальную неделю. В день Светлого Воскресения каноны причастия обычного последования заменяются на Пасхальный канон перед причастием. Это центральное песнопение праздничной заутрени, основная идея которого связана с Воскресением Христовым.

Светлыми, восторженными чувствами должны наполняться души верующих, поэтому церковный устав заменяет покаянные молитвы Пасхальным каноном ко святому причащению. Ещё одна особенность таинства, совершающегося на Светлую седмицу, - последование ко святому причащению читается без псалмов, а утреннее и вечернее правила заменяются часами святой Пасхи.

Незыблемыми остаются благодарственные молитвы по евхаристии, которые нужно прочесть в конце богослужения. После свершения таинства необходимо соблюдать духовную чистоту, чтобы сохранить в мыслях благодать самого главного праздника - Светлой Пасхи.

Православная церковь не признает причастие на Пасху без покаяния в грехах. Однако это не говорит о том, что пасхальное причащение должны посещать случайные прихожане храма. Многие священники опасаются встретить неподготовленных к нему людей. Ведь прежде чем идти причащаться, человек должен подготовиться: пройти Великий пост (центральный пост во всех исторических церквях) и исповедоваться. О лицах, не принадлежащих к Православной церкви, речь и вовсе не идет.

О недопустимости к причастию неподготовленных людей было известно еще с давних времен. Вопрос сводился к решению духовником того, является ли человек вообще достойным соединиться с Христом. Однако, согласно историческим данным, исповедование было привязано к причащению не так давно и скорее стало вынужденной мерой. Это произошло из-за того, что охладел христианский дух: люди прежде причащались каждый выходной, а затем стали делать это всего лишь по 4 раза в год во время многодневных постов.

Чтобы причащаться могли и редко посещающие храм люди, в православной религии решили в обязательном порядке сначала исповедовать человека. На данный момент эта мера все еще себя оправдывает, однако, не всегда. Это происходит по причине того, что люди идут исповедоваться не с целью покаяния, а скорее как на необходимое мероприятие, без прохождения которого священник не допустит их к церковному таинству.

Многие духовные наставники категорически против причащения без исповеди.

Приводит в храм не только крещенных, но и некрещеных людей. Также в церкви можно встретить и тех, кто понятия не имеет о церковных канонах, но при этом хочет причаститься. На светлый праздник приходится ужесточать контроль, чтобы не допустить неподготовленных людей к Чаше (сосуду для христианского богослужения, используемому при принятии Святого Причастия). Часто на этот великий праздник происходит неприятное зрелище, когда находящиеся в алкогольном опьянении прихожане приходят освящать куличи во время ночной службы.

Как готовиться к исповеди накануне Пасхи

Под исповедью понимается покаяние человека в совершенных грехах, где проводником между кающимся и Богом выступает священник в роли свидетеля. Важно уметь отличать это таинство от доверительного разговора с духовным наставником. Во время него, конечно, тоже можно получить ответы на волнующие вопросы, однако это займет много времени. Именно поэтому лучше будет обратиться к священнику с просьбой назначить другое время для длительной беседы.

Для подготовки к исповедованию нужно знать следующее.

Подготовка

Разъяснение

Покаяние начинается с осознания грехов. Человек, задумывающийся об исповедании, признает, что что-то не так делал или продолжает делать в своей жизни.
Не нужно заранее подготавливать «список грехов». Общение с Господом должно идти от сердца.
Нужно говорить только о своих собственных поступках, а не о том, что они были совершены из-за родственника или соседа. Каждый грех - результат личного выбора человека.
При обращении к Богу не следует беспокоиться о правильности выбранных слов. Нужно говорить простым доступным языком, а не придумывать сложные термины.
Не говорить о таких мелочах, как «смотрел телевизор» или «носил не ту одежду». Темы разговора должна быть серьезными: о Господе и ближних (речь идет не только о семье, родственниках, но и людях, встречающихся на протяжении жизни).
Покаяние не должно быть просто рассказом о своих поступках. Оно должно изменить разум человека и не возвращать его к прошлым поступкам.
Нужно научиться прощать людей. А не только просить прощения у Бога.
Для выражения «покаянного» состояния нужно читать Покаянный Канон Господу Иисусу Христу. Один из величайших богослужебных текстов, который можно найти почти в каждом молитвослове.

Священник может на некоторое время попросить воздержаться от чтения особых молитв или от причащения. Этот процесс называется епитимией и осуществляется не с целью наказания, а для изжития греха и его полного прощения. После исповедования верующим необходимо причащаться.

Как подготовиться к пасхальному причащению

Несмотря на то, что исповедь и причастие являются разными таинствами церкви, всё же готовиться к ним следует одновременно. Причащение в Пасху предполагает, что на таинство пришел верующий человек, покаявшийся в своих грехах. Прихожане, пришедшие после исповеди на причастие, в первую очередь должны осознать смысл таинства: исполняется не просто религиозный обряд, а причастник воссоединяется с Богом.

Помимо этого, важны следующие моменты:

  • человек должен без лицемерия искренне идти на соединение с Богом;
  • душевный мир человека должен быть чист (никакой злобы, ненависти, вражды);
  • недопустимо нарушение свода церковных правил (Канона Церкви);
  • обязательное исповедование перед причастием;
  • причащаться можно только после литургического поста;
  • говение (пост) в течение нескольких дней, воздержание от молочной и мясной пищи;
  • молитвы на богослужении и дома.

Неотъемлемой частью праздничной утрени является пение молитвы Иоанна Дамаскина (). Помимо обычных утренних и вечерних молитв, верующим необходимо читать «Последования ко Святому Причастию». Также, согласно древним церковным традициям, на таинство следует идти натощак (накануне причащения на Пасху с полуночи не пьют и не едят). Однако больным, к примеру, людям с сахарным диабетом, пост запрещен: больному человеку необходимо принимать лекарства и питаться по повседневному рациону.

При причащении перед Пасхой нужно помнить, что достойное таинство всегда связано с состоянием души и сердца верующего человека. При этом пост и исповедь являются подготовкой к причастию, а не препятствием на пути к нему.

.

Мне уже неоднократно задавали следующий вопрос:

"Можно ли нам причащаться на Пасху? А в Светлую седмицу? Чтобы причаститься, нам надо продолжать пост?"

Вопрос хороший. Однако он выдает отсутствие четкого понимания вещей. На Пасху не просто можно, но даже нужно причащаться. В пользу этого утверждения мне бы хотелось привести в обобщенном виде ряд аргументов:

1. В первые века истории Церкви, как мы видим в канонах и святоотеческих трудах, участие в Литургии без причащения Святых Тайн было просто немыслимо. (Об этом советую прочитать статью: "Когда и как нам следует причащаться".) Однако со временем, особенно в наших краях, уровень благочестия и понимания среди христиан стал падать, и правила подготовки к причастию стали строже, местами даже чрезмерно (в том числе двойные стандарты для духовенства и мирян). Несмотря на это, причащение на Пасху было общей практикой, сохраняясь по сей день во всех православных странах. Однако некоторые откладывают причастие до самой Пасхи, словно им кто-то мешает приступать к Чаше каждое воскресенье Великого поста и всего года. Таким образом, в идеале нам следовало бы причащаться на каждой литургии, особенно в Великий Четверг, когда была установлена Евхаристия, на Пасху и на Пятидесятницу, когда родилась Церковь.


2. Тем, на кого возложена епитимья по причине какого-либо тяжелого греха, некоторые духовники разрешают причаститься (только) на Пасху, после чего, еще некоторое время, они продолжают нести свою епитимию. Эта практика, которая, тем не менее, не является и не должна быть общепринятой, имела место еще в древние времена, в помощь кающимся, чтобы укрепить их духовно, позволив и им приобщиться к радости праздника. С другой стороны, позволение кающимся причаститься на Пасху указывает на то, что простого течения времени и даже личных усилий кающегося недостаточно, чтобы избавить человека от греха и смерти. Ведь для этого необходимо, чтобы Сам воскресший Христос послал свет и укрепление душе кающегося (подобно тому, как преподобная Мария Египетская, которая вела распутный образ жизни до самого последнего дня своего пребывания в миру, смогла встать на путь покаяния в пустыне только после причащения Христу). Отсюда появилось и распространилось в некоторых местах ошибочное представление о том, будто на Пасху причащаются только разбойники и блудники. Но разве у Церкви есть отдельное причастие для разбойников и блудников, а другое - для тех, кто ведет христианскую жизнь? Разве Христос не Один и Тот же на каждой литургии в течение года? Разве Ему не причащаются все - и священники, и цари, и нищие, и разбойники, и дети? Кстати, слово свт. Иоанна Златоуста (в конце пасхальной утрени) призывает всех без разделения к причащению Христу. Его призыв «Постившиеся и непостившиеся — возвеселитесь ныне! Трапеза обильна: все насыщайтесь! Телец велик и упитан: никто не уйдет голодным!» явным образом относится к причастию Святых Тайн. Удивительно, что некоторые читают или слушают это слово, не понимая, что нас призывают не к трапезе с мясными блюдами, но к причащению Христу.

3. Также крайне важен догматический аспект этой проблемы. Народ толкается в очередях, чтобы купить и отведать на Пасху ягнятины - для некоторых это единственная "библейская заповедь", которую они соблюдают в своей жизни (так как остальные заповеди их не устраивают!). Однако когда в книге Исхода говорится о заклании пасхального агнца, это относится к еврейской Пасхе, где ягненок был прообразом Христа-Агнца, закланного за нас. Поэтому вкушение пасхального агнца без причащения Христу означает возвращение к Ветхому Завету и отказ признать Христа "Агнцем Божьим, Который берет на Себя грех мира" (Ин 1:29). Кроме того, люди пекут всевозможные куличи или другие блюда, называемые у нас "пасхой". Но разве мы не знаем, что "Пасха наша - Христос" (1 Кор 5:7)? Поэтому все эти пасхальные яства должны быть продолжением, но не заменой причастию Святых Таин. Об этом не особо говорится в храмах, но мы все должны знать, что Пасха это во первых Литургия и причащение Христу Воскресшему.

4. Некоторые также говорят, что на Пасху нельзя причащаться, потому что потом ты будешь вкушать скоромное. Но разве священник не делает то же самое? Зачем тогда совершается Пасхальная Литургия, и после нее благословляется вкушать молочное и мясное? Разве не ясно, что после причастия можно вкушать все? Или, может быть, кто-то воспринимает Литургию как театральный спектакль, а не как призыв к причащению Христу? Если бы вкушение скоромного было несовместимо с причащением, тогда на Пасху и Рождество не совершалась бы Литургия, либо не было бы разговления. Причем, это касается всего литургического года.

5. А теперь о причастии на Светлой Седмице. 66-ое правило Трулльского собора (691 год) предписывает, чтобы христиане "наслаждались Святыми Тайнами" в течение всей Светлой Седмицы, несмотря на то, что она является сплошной. Таким образом, к причастию приступают без поста. Иначе не было бы литургии, либо пост продолжался бы. Представление о необходимости поститься перед причастием касается, прежде всего, евхаристического поста перед принятием Святых Тайн. Такой строгий евхаристический пост предписан в течение не менее шести, а то и девяти часов (не так, как католики, которые причащаются спустя час после трапезы). Если же мы говорим о многодневном посте, то вполне достаточно семинедельного поста, который мы держали, и нет нужды - более того, даже запрещено - продолжать поститься. По окончании Светлой Седмицы мы будем поститься по средам и пятницам, а также в течение трех других многодневных постов. В конце концов, священники не постятся на Светлой Седмице перед причастием, и тогда непонятно, откуда взялось представление о том, что в эти дни должны поститься миряне! Тем не менее, на мой взгляд, к причастию в дни Светлой Седмицы могут подходить только те, кто соблюдал весь Великий пост, кто ведет цельную, уравновешенную христианскую жизнь, всегда стремится ко Христу (а не только постами) и причастие воспринимает не как награду за свои труды, но как лекарство от духовных болезней.

Таким образом, каждый христианин призван готовиться к причастию и просить его у священника, особенно на Пасху. Если же священник отказывает безо всяких оснований (в том случае, если у человека нет таких грехов, за которые положена епитимья), но пускает в ход разного рода отговорки, то, на мой взгляд, верующий может пойти в другом храм, к другому священнику (только если причина ухода в другой приход уважительная и не является лукавством). Такое положение дел, которое особенно распространено в Республике Молдова, необходимо как можно скорее исправить, тем более что высшая иерархия Русской Православной Церкви дала четкие предписания священникам не отказывать верующим в причастии без очевидных канонических оснований (см. Постановления Архиерейских соборов 2011 и 2013 гг.). Таким образом, следует искать мудрых духовников, и если мы таковых нашли, надо им послушаться и под их руководством причащаться как можно чаще. Не стоит вверять свою душу кому попало.

Бывали такие случаи, когда некоторые христиане на Пасху приступали к причастию, а священник поднимал их на смех перед всем церковным собранием, говоря: "Разве тебе не было достаточно семи недель, чтобы причаститься? Почему ты нарушаешь обычаи села?". Хотелось бы спросить у такого священника: "А тебе разве не хватило четырех-пяти лет учебы в духовном заведении, чтобы определиться: либо ты станешь серьезным священником, либо пойдешь пасти коров, потому что "домостроители тайн Божиих " (1 Кор 4:1) не могут говорить такие глупости…". И об этом надо говорить не ради насмешки, но с болью о Церкви Христовой, в которой служат и такие некомпетентные люди. Настоящий священник не только не запрещает людям причащаться, но и призывает их к этому и учит жить так, чтобы они могли приступать к Чаше на каждой литургии. И тогда уже сам священник радуется тому, насколько иной становится христианская жизнь его паствы. "Имеющий уши слышать да слышит!".

Поэтому "со страхом Божьим, верой и любовью приступим" ко Христу, чтобы лучше понять, что значит "Христос воскрес!" и "Воистину воскрес!". Ведь Он Сам говорит: "истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Ин 6:53-54).