Соблюдение поста - процесс сложный и многогранный, требующий серьезной подготовки: нужно и продуктами на зиму запастись, и о собственной душе успеть подумать.

Конечно, начинать готовиться к длительному воздержанию лучше с лета - времени, когда мы активно делаем закрутки, замораживаем овощи и фрукты. Соленья и томатный сок тоже всегда находят свое применение в период поста.

Варенья можно готовить не только из одного вида фруктов, а делать ассорти, причем особенный вкус им придает добавление апельсиновой, лимонной, грейпфрутовой цедры или мяты, тимьяна. Кроме того, очень полезно есть просто перетертые с сахаром ягоды: красную и черную смородину, малину, облепиху, калину, клюкву - получается отличное лакомство и начинка для выпечки. Потом из перетертых ягод, которые сохраняют все свои полезные качества, можно делать различные витаминные напитки: как охлажденные морсы, так и горячие компоты и кисели.

Хорошо замораживать различные овощи, особенно спаржу, а также болгарский перец как в резаном виде, так и целыми стручками, готовыми для фаршировки.

Зелень на зиму можно засушить: она всегда украшает блюда и придает им необычный вкус, например базилик, будет отличной приправой к помидорам и баклажанам.

Заготовив достаточное количество продуктов на зиму и решив все же испытать себя воздержанием, не забудьте, что строгие посты и последующее возвращение к нормальному питанию могут привести к серьезному ухудшению здоровья, если не соблюдать правила. Конечно, неподготовленным людям выполнение предписаний церкви покажется трудным, однако необходимо учиться правильно поститься и разговляться.

Для начала нужно привыкнуть к отсутствию в дневном рационе мяса. Проще всего сделать это в летне-осенний период, компенсируя недостаток животной пищи обилием овощей и фруктов. Тем, кому трудно отказаться от мяса полностью, следует сократить его употребление до одного раза в день, а впоследствии заменять блюдами из рыбы, птицы, яиц и молочными продуктами.

Православные посты вовсе не должны приводить к истощению человеческого организма, поэтому для укрепления здоровья мало отказаться только от тяжелой и жирной пищи, необходимо свести на нет злоупотребление острым, соленым, кислым, сладким, жареным и пряностями. Очень важно в период поста стремиться к сбалансированности питания и употреблению необходимого количества витаминов и полезных веществ.

Особенную опасность для здоровья представляет разговенье. За время воздержания обмен веществ изменяется, поэтому ни в коем случае после поста не стоит переедать, чтобы избежать негативных эффектов. Если резко вернуться к употреблению животных продуктов, пищеварительная система даст сбой, а это повлечет за собой обострение гастрита, панкреатита, холецистита, колита и язвы. Кроме того, пост соблюдается не для того, чтобы сразу по его завершении забыть о духовных ценностях и снова начать грешить.

Выдержав длительный период воздержания, стоит потерпеть еще несколько дней, чтобы дать организму возможность адаптироваться к новому рациону. А людям, страдающим хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта, нужно возвращаться к приему жирной и тяжелой пищи в течение двух-трех недель.

Особенно терпеливыми в переходе на обычное меню нужно быть в день великого праздника Пасхи.

Если верующие посещают ночную службу, то они могут начать разговляться сразу после нее или утром. На завтрак необходимо отведать традиционной праздничной еды, съев пару кусочков кулича и крашеное яйцо. Если же чувство голода не прошло, это могут исправить мюсли с кефиром, йогуртом или бутерброд с вареным мясом.

В обед можно выпить куриный бульон, на второе - съесть запеченное нежирное мясо с овощами. А десертом будет кисель с кусочком кулича.

На ужин лучше всего подойдут тушеная рыба с овощами и фрукты.

В первое время не рекомендуется употреблять в пищу блины, свинину, баранину, жирные сорта рыбы, потому что они тяжелы для желудка. Гарниры следует варить, тушить или запекать. Лучше отказаться от пельменей, чебуреков и любых других сочетаний мяса с тестом и не подавать к мясу грибы, макароны и бобовые. Можно и нужно часто употреблять капусту, кабачки, свеклу, морковь, зелень, а также кисломолочные продукты, но от сыра, молока, творога, сливок и майонеза придется пока воздержаться.

Итак, самое трудное в подготовке к посту - это начать! А попробовав немного поготовить постные блюда, можно изобретать все новые. А если к тому же вы будете ходить на праздники в церковь, то прилив бодрости и сил для строгого соблюдения поста вам обеспечен.

Время Великого поста - это духовный экзамен, во время которого проверяется каждый христианин на верность Своему Спасителю. Это сложный путь к встрече с Воскресшим Христом - Солнцем Правды. Это время усиленной духовной брани с невидимым «египетским фараоном», который не хочет нас просто так отпустить на свободу. Без подготовки достичь благих плодов в посте очень сложно. Поэтому наша Святая Церковь установила перед Великим постом подготовительные для нашей души воскресенья и недели. В этот период подготовки к предстоящим подвигам мы должны правильно настроить нашу душу, проложить на духовной карте спасительный «маршрут» нашего покаянного пути. Лучше всего для нас это сделать следуя тем важным урокам, которые в этот период на богослужениях предлагает Церковь на основании чтений из Библии и особых песнопений.

1-й урок покаяния: молитва, смирение и неосуждение

Подготовка к посту и покаянию начинается с молитвенного вопля великой грешницы Марии Египетской, которая не смогла войти в Иерусалимский храм, пока не осознала, кто она, и не обратилась за помощью к Богородице через Ее икону, пока не пообещала изменить свою греховную жизнь. Покаянное песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!» сопровождает нас не только во все подготовительные воскресенья. Оно звучит до 5-го воскресенья Великого поста. И Бог открывает нам «дверь» покаяния, помогает войти ею в счастливое время воздержания и нового «рождения».

Первое воскресенье дано нам для того, чтобы внимательный христианин сам себя заставил задуматься над тем, почему он не должен молиться как фарисей, почему гордость уменьшает ценность наших подвигов, осуждение слабых лишает нас Божьей благодати, а смирение дает старт духовной жизни в период поста. Мытарь не видел никого, кроме себя, осознавал свои грехи, осуждал только себя и, как осужденный, нуждался в Спасителе и просил милости для себя. Вывод, который мы должны сделать, следующий: всякий возвышающий себя, т. е. ставящий себя на место Бога, чтобы судить других, унижен будет (точнее, он сам себя удаляет от Бога), а унижающий себя, смиряющий возвысится и приблизится к Богу! Добрые дела надо делать так, чтобы не нас хвалили, а благодарили Бога!

2-й урок: целомудрие и послушание

Чтение Евангелия о блудном сыне второго воскресенья призывает нас к «всецелому» покаянию - к покаянию не словами, а делами, всей жизнью. Христос показывает нам, к чему приводят непослушание и оставление «Отчего дома» - Святой Церкви: младший сын своей греховной жизнью сам попал в капкан позорного рабства и жизни со свиньями. Господь одновременно предупреждает нас, почему мы не должны ощущать себя в Церкви старшим сыном, который с изумлением смотрит на то, как младший брат смиренно, с покаянием возвращается к своему отцу, а тот его радостно встречает с распростертыми объятиями.

136-й псалом (поется на вечернем богослужении в это воскресенье и два следующих) говорит о том, что земная жизнь после грехопадения - плен, с которым многие свыклись. Мы - граждане Неба. Для получения свободы нам следует решительно разбивать о камень веры «младенцев» греховных помыслов. Это сделать легко в самом начале появления греховных мыслей, когда они еще не выросли и не повязали нас, подобно тем отступникам, которые за грехи духовного блуда с ложными и чужими богами были уведены в далекий плен.

Апостольское Послание (1 Кор. 6:12-20), содержащее богословие тела, воздержания и служения Богу, говорит о драгоценности для Творца каждого человека. Не все, что нам позволительно, полезно. Воздержание от излишеств, в том числе и в пище, помогает нам «придти в себя», стать настоящим человеком, быть в единстве с Богом. Тело христианина с момента Крещения является храмом Духа Святого, частью Тела Христова. И задача христианина - прославлять Бога телом и душою, которые являются Божьими. Апостол Павел предупреждает, что блудник сам себе враг и разрушает свое тело, портит себе жизнь!

3-й урок: доброделание и любовь

Евангельское чтение третьего воскресенья - Недели о Страшном суде - говорит о том, как у Бога премудро сочетаются любовь и справедливость, как Христос будет судить, миловать и спасать. Небесный Судья будет осуждать, никого не осуждая, так как каждый человек пишет сам для себя тот закон, по которому будет осужден или оправдан. Этот судебный кодекс пишется всей нашей жизнью. Кто не оказывает милосердия и любви к другому человеку, тот отвергает Спасителя, не хочет Его милости к себе. Евангельские овцы есть образ смирения, покорности, а козлы - упрямства. Главное правило Суда Божьего: Бог помилует нас, если мы делаем добро. Митрополит Сурожский Антоний в своей проповеди сказал, что Христос хочет, чтобы мы «стали руками и ногами Бога, делающими добро». Пост - солидарность с нищими и убогими, лишенными насущного хлеба. Это время любви и усиленного милосердия. Постараемся особенно в дни Великого поста жить и творить добро так, чтобы Страшный суд стал для нас благословенным, радостным и спасительным!

4-й урок: прощение и плач о грехах

В последнее воскресенье перед постом Церковь учит нас прощению. Это призыв не только признать себя виновным, осознать свою вину, не перекладывать ее на других людей и обстоятельства. Слово «прости» Христовой заповеди «если не будете прощать людям...» (Мф. 6:15) значит: сделать снова отношения с Богом и ближними «простыми», т. е. прямыми, ровными, такими, какими они были с самого начала в раю. Адам не осознал себя виновным в грехе перед Богом и не попросил у Него прощения, не простил Еву, но на нее и на Самого Бога попытался взвалить, переложить свою вину, ведь это Он дал ему такую жену. Ева же в свою очередь указала на змия. И вот за то, что они, как маленькие дети, обвиняли друг друга, обстоятельства и даже Самого Бога, за то, что не каялись, не попросили у Бога прощения, стали прятаться от Него и убегать, скрываться от Всевидящего, они оказались за вратами рая. Бог отправил Адама за врата рая, чтобы он увидел ту пагубу, к которой приводит греховное непослушание, и научился покаянию, воздержанию, посту для ограждения души от грехов и соблазнов; чтобы научился оплакивать грехи, т. к. слезы, как вода, омывают душу от греховной грязи. Другими словами, изгнание из рая было и с педагогической целью, в чем-то похоже на то, как ребенка из родительского дома отправляют в школу.

Пусть Христос поможет всем нам достойно подготовиться к Великому посту, чтобы очиститься покаянием, омыться слезами раскаяния, победить диавола - главного врага нашего спасения, освободиться от страстей, вновь родиться духовно в Таинстве Исповеди, напитаться Манной Небесной в Таинстве Евхаристии и с радостью достичь духовной новой Земли Обетованной - блаженного бессмертия и духовного ликования в светлый праздник новозаветней Пасхи!

Записала Наталья Горошкова

В этом году Великий пост начинается 18 марта. Согласно религиозным уставам, начинать готовиться к посту необходимо уже за три недели до его наступления. Подготовиться к посту нужно не только физически, но и духовно - не забывайте об этом.

Что такое постная пища ? Это зерновые (хлеб и крупы), бобовые культуры, фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи, мед.К "скоромной" пище в свою очередь относится мясо, молочные продукты, животные жиры, яйца, мучные изделия.

Общие правила поста

Нельзя есть мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, пить вино, кроме того, нельзя принимать пищу более одного раза в день. По выходным (суббота и воскресенье) разрешено постное масло, вино и прием пищи два раза в день.

Великий пост - это самое главное для любого верующего человека.

Перед Великим постом - три подготовительные недели. На протяжение именно этих трех недель человек должен полностью подготовить свой организм к посту. Необходимо определить, сколько Вам требуется пищи в день, после этого нужно понемногу уменьшать объем потребляемой пищи. Очень важно, что пост не привел к истощению, изнурению и упадку сил. Есть нужно не ранее полудня.

Первая подготовительная неделя проходит без соблюдения поста, поэтому она имеет название "сплошная седмица". Во время второй недели постными днями считаются среда и пятница. Третья подготовительная неделя известна нам всем, как Масленица. Среда и пятница еще не постные, но в эти дни уже не разрешено употреблять мясо. Во время масленой недели все веселятся, пекут блины, поют и ходят друг к другу в гости.

В процессе всего Великого поста разрешено употреблять исключительно растительную пищу. Лишь в некоторые дни можно рыбу, а в один из дней необходимо голодать. Суббота и воскресенье в пост - более свободные дни, ведь можно растительное масло и вино.

Старайтесь во время поста питаться как можно разнообразнее, включайте в свой рацион бобовые, орехи, злаки. Отказавшись даже на небольшой срок от мясных продуктов, Вы обеспечиваете организму сильную нехватку белка, который нужно восполнять за счет другой пищи. Несбалансированный рацион питания приведет впоследствии к тому, что жировая ткань останется неизменной, а мышечная начнет теряться. Следите за тем, чтобы в организм обязательно поступали жиры, белки и углеводы в нужном количестве.

Необходимо отметить и процесс выхода из поста - разговение. Это важно по той причине, что переедание после нескольких недель строго воздержания от "скоромной" пищи может легко спровоцировать обострение многих хронических болезней.

Запомните, что нельзя ставить целью поста похудение или ограничение в пище. Главная цель - духовное совершенствование. Обузданная плоть приводит к легкости души.

Подходить к посту нужно очень осознанно. Пост должен быть только в тех рамках, в которых он не приносит вреда здоровью. Именно благодаря посту людям дается возможность исцелить свои духовные недуги.

В мясопустную неделю протоиерей Александр Авдюгин дает советы тем, кто готовится поститься всерьез.

Не бойтесь “искушений”
Тому, кто впервые решил пост соблюдать, часто все простым и ясным кажется; те же, у кого опыт постовой десятилетиями измеряется, скромны в ожиданиях, немногоречивы в обещаниях. Они лишь в надеждах, что Бог поможет достойно Четыредесятницу провести.
Откуда такая осторожность, которую некоторые за духовную несостоятельность, а то и за пессимизм принимают?
Да из-за воспоминаний о прошлых постах, ведь сколько ни проживи, как ни молись, а знаменитое «постовое искушение» обязательно произойдет, причем такое, которого не ожидаешь, то бишь то, чего раньше никогда не было.
Собственный постовой опыт - дело доброе и хорошее, но и соперник у каждого отнюдь не прост. Недаром его лукавым называют. Он вместе с тобой «совершенствуется» и твои слабые стороны четко изучает, а иногда и лучше тебя их знает.
Именно поэтому, когда спрашивают, какие книги рекомендуются во время поста, чтобы реже хотелось телевизор включить и во всех и вся проникший интернет заглядывать, я, наряду со святоотеческой и доброй классической художественной литературой, всегда советую «Письма Баламута» известного христианского апологета и писателя перечитать. Не беда, что Льюис англиканином был - конфессиональная принадлежность не помешала ему полноценно, ярко и образно раскрыть хитрую и разносторонне злобствующую сущность врага рода человеческого.
Не переоценивайте свои силы
Еще одна причина, почему необходимо очень серьезно готовиться к посту, - то, что мы очень часто переоцениваем свои возможности, и когда выясняется, что критерии, поставленные перед собой, невыполнимы, то следует разочарование, нередко заканчивающееся отказом от поста вообще.
Дело в том, что единой меры постового воздержания не существует. Есть общие правила и рекомендации, которые надобно стараться выполнять в силу своих реальных возможностей, а не «превосходить себя». Знаменитое выражение - «постовой подвиг», которое так часто мы слышим в проповедях и в советах, не надобно понимать буквально и ставить перед собой задачи, непосильные для организма и для души. Обязательно необходимо учитывать возрастной критерий.
Приведу в качестве примера такой весенний диалог священника с прихожанкой:
- Скажи-ка, радость моя, картошку уже из подвала вытащила, чтобы проросла немного к посадке?
- Конечно, батюшка! Под кроватью ящики стоят.
- И как, так же десять соток сажать и в этом году будешь?
- Что вы, отче! Нет тех сил, что раньше. Дай Бог крепости хоть соток пять осилить.
- Вот видишь, картошку, как всегда, посадить сил не хватает, а правила постовые на себя возложила такие, что и молодой не осилит…
Подобные диалоги на любых приходах возникают - и на сельских, и на городских. Любой священник может вам сказать, сколь часто приходится ему объяснять, что не надо на себя налагать «бремена неудобоносимые», то есть того правила, на которое не хватит сил физических. Душа-то в любые годы молода, а тело имеет свойство стареть и, соответственно, слабеть.
Чтобы не ошибиться в своих планах постовых, посоветуйтесь со священником, которому исповедуетесь, и реально оцените свои силы. Воздержание в пище должно не к болезни и упадку здоровья привести, а к видению грехов своих и желанию от них избавиться.
Не подражайте посту других
Еще одна проблема - это пост по чьей-то «методике», то есть проецирование на свою душу и тело чужой телесной и молитвенной практики. Пост, навязанный извне, оскорбляет человека. Тот же, который принят на себя добровольно и соответствует вашему нынешнему духовному состоянию, всегда будет благоприятен для спасения души.
Есть много прекрасных советов, книг и наставлений о том, как правильно провести пост, но нужно обязательно учитывать и разграничивать, в какое время, кому и при каких обстоятельствах эти рекомендации давались. Нельзя правило для афонских монахов брать «за основу» собственного поста: по мощам - миро, по веку - действо.
Особенно надобно быть осторожным с теми советами и книгами, которые имеют характеристику «очень популярно». Они продаются большими тиражами, о них много говорят. К сожалению, в большинстве случаев перед нами очередная грань откровенного оккультизма.
Молитесь и думайте
Есть такой известный совет: «Входя в храм Божий, надобно снимать шапку, а не голову», - поэтому, прежде чем возложить на себя постовые «вериги», подумайте, помолитесь, спросите совета у священника, «чтобы вера ваша «утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1Кор. 2:5).
Мы говорим о «радости поста» не от констатации того, что прихожане похудели и молятся чаще, а потому, что глаза их духовные прозорливей стали, что меньше страсти, злобы и непонимания вокруг определилось.
Для некоторых пост - лишь хороший повод сбросить вес через ограничение от скоромной пищи, отказа от сладостей и вина, но для христианина постовое воздержание - способ уйти от второстепенного к главному, от шума плоти к тишине духа.
Доброго вам поста!

На эти и другие вопросы отвечает епископ Шумский Иов, ректор Почаевской духовной семинарии.

Владыко, 5 февраля начинаются подготовительные недели к Великому посту. Как правильно их проводить, на что обращать внимание в первую очередь на каждой седмице?

В этом году вскоре после праздника Богоявления начинаются подготовительные седмицы к Великому посту. Почти буквально, как сказано в начале 4-й главы Евангелия от Матфея, Христос был «возведен Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал». Марк говорит, что это было «немедленно» после Его Крещения (1:12). Такой ранний пост и подготовка к нему - великая радость для настоящих учеников Христовых. К тому же в такой год, как наступивший с ранней Пасхой, и апостольский пост более продолжительный.

Святая Церковь предваряет время Великого поста подготовительными неделями для того, чтобы каждый начал изучать сложную науку покаяния - настоящего покаяния, без которого никто не войдет в Царствие Божие, о чем говорилось в кратеньком Евангельском чтении Недели по Просвещении (Мф. 4:12-17).

Покаяние - это словно смена гражданства ради проживания в лучшей стране; это открытие той двери, через которую в нашу душу проникает свет и тем самым изгоняет из нее тьму… Чтобы это произошло, чтобы мы могли войти в Царствие Божие, необходимо, чтобы наш новый год начался с изучения Слова Божия, духовных законов нового Царствия и изменения себя - покаяния - в соответствии с евангельским законом.

Евангельское чтение субботы перед Неделей о мытаре о фарисее (Лк. 18:2-8) содержит печальное предсказание нашего Господа о том, что, придя второй раз, Он вряд ли на земле найдет такую веру, как у вдовы. Наверное, в день Его пришествия верующие, подобные фарисеям, найдутся, но вот настоящей веры в Бога уже не будет, количество настоящих верующих будет немного. Но перед этим Христос, говоря, что Бог не оставит вопиющих к Нему день и ночь, дает великое утешение. Притча о неправедном судье и о вдове показывает, что надо всегда молиться и не унывать. Если даже неправедный судья внял настойчивым просьбам вдовы, то праведный Бог, любящий Отец обязательно защитит Своих детей, взывающих к Нему день и ночь, хотя порой нам кажется, что Он медленно это делает. Итак, нам необходимо иметь постоянную и живую связь с Богом, и Он всегда будет нашим Помощником и Покровителем. И тогда не будет страшен нам ни антихрист, ни его слуги, ни его печати...

В преддверии поста, в самом начале подготовительных седмиц, мы получаем от Христа напутствие относительно нашей молитвы. Она должна быть настойчивой, неослабевающей, но вместе с тем смиренной и неосуждающей. Постараемся с Божьей помощью претворить это назидательное учение Христа в жизнь.

В первое воскресенье из этих недель каждому христианину надо задуматься над тем, почему в духовной жизни опасно гордиться мнимыми или действительными успехами, почему не надо молиться, как фарисей. Покаяние и смирение - основа духовной жизни, основа богомыслия - богословие и молитвы.

Фарисей хвалил себя, другого осуждал, не имел любви, он был очень далёк от милостивого Бога, не хотел ничем пожертвовать ради спасения грешного мытаря. Он подобен больному, который не видит своей болезни и считает себя здоровым.

Мытарь не видел никого, кроме себя, осознавал свои грехи, осуждал только себя и, как осужденный, нуждался в Спасителе и просил милости для себя.

Вывод таков: всякий возвышающий себя, т. е. ставящий себя на место Бога, чтобы судить других, унижен будет (он сам себя удаляет от Бога), а унижающий себя, смиряющий возвысится и приблизится к Богу!

Обличение Христом фарисеев касается и нас. Что помешало фарисею в оправдании перед глазами Божиими во время пребывания в храме? Лицемерие, т. е. желание выглядеть лучше, чем он был на самом деле! Налицо обман Бога, Которого невозможно обмануть. На словах, благодаря Бога, фарисей на самом деле не Бога благодарил, а хвалил сам себя.

Добрые дела надо делать так, чтобы люди хвалили не нас, а благодарили Бога! Ведь, прежде чем учить других, необходимо самому хорошо усвоить первый урок Небесного Учителя - урок смирения. Например, прп. Силуан Афонский утверждал: «Смиренный человек ничего не говорит от себя». Святые отцы ничего не делали напоказ, ради славы и известности, а только ради духовной пользы.

Интересно, что после воскресенья о мытаре и фарисее в среду и пятницу отменяется пост: с той целью, чтобы посрамить в себе гордого фарисея, который превозносился над другими внешним двукратным пощением в седмицу. Церковь этим указывает нам, что главное для нас - приобрести смирение - мир с Богом и ближними, научиться частой смиренной покаянной кратенькой молитовке: «Боже, милостив буди мне, грешному!» Тогда пост будет для нас более успешным.

- Следующая седмица о блудном сыне…

В воскресенье о блудном сыне надо научиться не чувствовать себя в Церкви старшим сыном, который с презрением смотрит на младшего сына, блудника и растратчика, который возвращается к своему отцу, а тот его встречает с распростертыми объятиями. Евангельское чтение о блудном сыне также напоминает о том, что тот младший сын своей греховной блудной жизнью сам попался в капкан, ловушку позорного рабства, и в результате - жизни со свиньями. Апостол Павел предупреждает, что блудник сам себе враг и разрушает свое тело, портит себе жизнь.

Пение в храме ветхозаветного псалма «На реках Вавилонских...» говорит о том, что не так страшна разлука с земной родиной, сколько разлука с Богом, видимым знаком присутствия Которого в древнем Израиле был Иерусалимский храм…

Псалом 136-й говорит о том, земная жизнь после грехопадения - это плен, с которым мы свыклись. Евреи за грехи духовного блуда с ложными и чужими богами были уведены в далекий плен. Подобное случилось с нашим народом после революции 1917 года…

Но мы - граждане Неба. Для получения свободы мы должны решительно разбивать о камень веры «младенцев» греховных помыслов и гордыни. Это сделать легко в самом начале появления греховных мыслей, когда они еще не выросли и не повязали нас.

Ваше Преосвященство, какие практические советы в период подготовительных недель из Вашего жизненного опыта Вы можете дать? Какие распространенные ошибки бывают при этом?

Многие думают, что эти подготовительные седмицы еще не являются постом. Но, на мой взгляд, это уже что ни на есть - самый настоящий духовный пост, настройка души к дальнейшему посту. Как певца при помощи камертона в самом начале пения подготавливают к партии исполнения, так подготовительные недели определяют наш духовный маршрут. Очень неразумно пренебрегать ими и делать из них время безумного веселия и угождения плоти.

Позаботимся о том, чтобы этим Великим постом освободились из греховного плена наши души, тоскующие по Небесному Отечеству.

Записал Сергей Герук