Каждыйраз, говоря о Мишель, большинство поклонников вспоминают эту актрисуисключительно в образе прекрасной и неукротимой Анжелики, забывая о том, что зарамками кино она была совсем другой. Мишель долгое время пыталась избавиться изабыть об этой роли, но намертвоприставший образ остался с ней и до сих пор, поэтому она решила смириться ипринять его, оставшись в памяти миллионов поклонников Анжеликой – неукротимойи бесстрашной маркизой ангелов. «Люди всегда говорят обо мне как об Анжелике,хотя я сыграла полсотни разных женщин. Я много лет пыталась забыть о ней, носейчас она кажется мне маленькой сестренкой, которая всегда готова поддержатьменя. Я научилась жить с нею рядом». Мишель Мерсье.

Главнымсекретом обаяния Мишель являлась вера в любовь – она всегда мечтала бытьпрекрасной и верной женой, любящей нежной матерью и хорошей хозяйкой, но всемужчины видели в ней Анжелику и ждали отнее страстных ночей. Актриса всегда говорила, что людям не хватает романтики,но не смотря на это, она всегда видела в людях положительные стороны, поэтомудля нее на первом месте всегда стояла личность и душа человека, а представленияо нравственности сопровождали ее на протяжении всей жизни.

Мишельочень расстраивал тот факт, что все люди, а особенно мужчины, видят в ней лишьневероятно красивую женщину, забывая о ее внутреннем мире, о чувствах,принципах и интересах, поэтому актриса всегда старалась привлекать меньшевнимания к своей внешности – она носила очень простую, но элегантную одежду истаралась меньше краситься, часто выходила в свет без макияжа. Но не смотря навсе усилия, люди все равно обращали внимание на непревзойденную внешность и немогли оторвать глаз от звезды.

Макияжкинодивы был предельно прост: яркиестрелки, пушистые длинные и густые ресницы, светлые тени. Главный акцент был сделан на глазах. Губы Мишель никогда невыделяла – она всегда использовала светло-розовую помаду или бесцветный блескдля губ. Такой образ немного напоминал Брижит Бардо.

Объектомвосхищения, а также зависти многих женщин, являлись волосы актрисы. Они былишикарными от природы. Мишель частенькоменяла прически. Если обратить внимание на многочисленные фотографии звезды,можно заметить, что она носила не только длинные, но и короткие стрижки.Характерной чертой в образе Анжелики всегда были пышные волосы чуть ниже плечмедового оттенка. Но не смотря на все это, от природы у Мишель были темныеволосы.

Мишельвсегда старалась правильно питаться, не употребляла лишние продукты, но она никогда не сидела на диетах.

Стоитотметить, что в свое время кинозвезда перенесла несколько пластических операцийна лице – один из мужей в очередной истерике ударил Мишель по лицу, разбив ейнос и повредив щеку. Поэтому операции для актрисы были жизненно необходимыми.Тем не менее, ни одна из проведенных операций не испортила прекрасный обликженщины.

СейчасМишель уже за 70, но не смотря на свой возраст, она остается такой женепревзойденной и красивой женщиной. На протяжении всех лет Мишель никогда неуделяла много времени и внимания своей внешности. По утверждениям самойактрисы, она не пользуется никакими особыми средствами для поддержания своейкрасоты и молодости, потому что она любит себя в любом возрасте и выглядетьмоложе или старше, чем является на самом деле, не стремится и не хочет, потомучто главной ценностью в любом человеке для Мишель является душа и внутренниймир.

64 выбрали

Этим женщинам удалось невозможное: не только достичь вершин в области киноискусства, завладеть сердцами миллионов людей по всему свету, но и стать теми, на кого будут равняться другие поколения. Их именами называют парфюмы, модели причесок, а макияж копируют ведущие визажисты. Так давайте же снова полюбуемся на них, прекрасных ретро-икон.

Я очень хорошо помню те моменты, когда будучи еще совсем юной девчонкой, "запоем" смотрела иностранные фильмы. Моему восхищению не было предела. Я считала, что красивее актрисы Мишель Мерсье и ее "Анжелики" нет никого на белом свете. И пусть роскошные волосы были париком, а ресницы – накладными, она была для меня идеалом женственности и красоты.

Став чуть взрослее, я разглядела необыкновенный шарм Одри Хэпберн в роли Холли Голайтли из фильма "Завтрак у Тиффани" . Ну, а "Клеопатра" в исполнении Элизабет Тейлор – это просто шедевр. Актерской игры, работы костюмеров и гримеров.

По сути, этот обзор можно назвать списком моих любимых фильмов, главные героини которых во многом определили мое видение прекрасного.

"Душечка" - Мэрилин Монро

Роскошная блондинка всех времен и народов, вот кто такая Мэрилин Монро ! От природы красивую форму глаз она всегда успешно подчеркивала с помощью аккуратных стрелок – beauty-тренда того времени. А объемная прическа с крупными локонами придавала актрисе особого шарма. Кроме того, известно, что Мэрилин просто обожала красную помаду. Пышная укладка, алые губы и глаза с поволокой – настоящая леди совершенство!

"Анжелика" - Мишель Мерсье

После выхода на экраны многосерийного фильма "Анжелика" , французская актриса Мишель Мерсье проснулась знаменитой, а мир обрел еще одного секс-символа эпохи. Миллионы женщин хотели походить на хрупкую героиню романа Анны и Сержа Голон . С легкой руки гримеров картины в моду вошел соломенный цвет волос крупные локоны и те же стрелки. К слову сказать, с их помощью можно не только изменить разрез глаз, но и сделать незаметным место прикрепления накладных ресниц. Глаза становятся ярче, а взгляд приобретает томность.

"Холли Голлайтли" - Одри Хэпберн

"Завтрак у Тиффани" - культовая картина с участием прекрасной Одри Хэпберн . Она смогла привнести в роль Холи Голайтли чуткость и красоту. Не зря эту женщину избрал своей музой маэстро Ив Сен-Лоран , а господин Сальваторе Феррагамо изготавливал для нее собственноручно роскошные туфли. Элегантная бабетта, классические стрелки и натурального цвета губы вкупе с маленьким черным платьем и длинными перчатками до сих пор признаются эталоном вкуса и стиля.

"Скарлетт О’Хара" - Вивьен Ли

Скарлетт О’Хара в исполнении британской актрисы Вивьен Ли получилась роскошной, статной и невероятно яркой. Жгучая голубоглазая брюнетка с длинными ресницами и точеной фигурой запала не только в мужские сердца. Ее считали одной из самых красивых актрис того времени. Черные волосы, большие голубые глаза и фарфоровая кожа стали эталоном красоты.

"Фериде" - Айдан Шенер

Говорит ли вам что-нибудь имя турецкой актрисы Айдан Шенер ? А многосерийный фильм "Королек птичка певчая" ? Экзотическая красотка полюбилась многим после выхода картины на большие экраны. Еще бы – оливковая кожа, карие глаза и белоснежная улыбка сведут с ума кого угодно. Грамотный ход гримеров заключался в умении подчеркнуть природную красоту девушки, не перегружая лицо косметикой. Выразительные глаза и тронутые перламутром губы придают лицу свежесть и юность.

"Клеопатра" - Элизабет Тейлор

Вот где гримерам пришлось постараться на славу, так это в культовой "Клеопатре" . До сих пор длинные двойные стрелки в духе египетской царицы пользуются небывалым успехом. Конечно, для повседневного макияжа это чересчур смело, однако для костюмированных представлений или Хэллоуина - беспроигрышный вариант.

Одна только параллель со знаменитой правительницей сделает вас звездой вечера!

"Бабетта" - Бриджит Бардо

Мало кто знает, что прическа "бабетта" получила свое название в честь Бриджит Бардо и фильма с ее участием "Бабетта идет на войну" . Сегодня существует великое множество вариантов этой укладки, но в изначальном варианте это пышная высокая прическа с легким начесом у лица и распущенными прядями, наподобие всем известной "мальвинки". Добавьте толстые стрелки и получится эффектный ретро-образ эпохи 50-х.

Конечно, список можно продолжать до бесконечности. Взять хотя бы Мату Хари в исполнении Греты Гарбо или Эсмеральду Джины Лаллобриджиды ...

Мораль сей басни можно свести к одному: макияж призван лишь подчеркивать природную женскую красоту, а не перекрывать ее. Сколько бы времени вы не провели перед зеркалом, должно казаться, что вы прекрасны от природы.

Наталья Карпова , etoya.ru

Фото: fashiony.ru, afisha.ru, vagarosa.tumblr.com, spletnik.ru, uzdog.su, irstyle.com

Для большинства поклонников творчества Мишель Мерсье, она так навсегда и останется идеалом женской красоты, неукротимой Анжеликой, которая идет по жизни с гордо поднятой головой и разбивает на своем пути все мужские сердца. Красота и неповторимый шарм Мишель Мерсье не увядают даже с годами. И сегодня в свои «за семьдесят», она остается такой же прекрасной, как и в далекие шестидесятые, когда звезда ее таланта только зажглась. В чем же кроется секрет неувядающей красоты и женского обаяния этой знаменитой актрисы?

Наверное, многие поклонники звезды удивятся, но она практически не прилагает никаких усилий для того, чтобы хорошо выглядеть. Изысканным вкусом и выдающимися внешними данными ее наградила сама природа. И надо отметить, во многих жизненных ситуациях, красота Мишель становилась для нее непреодолимой преградой. Имея богатый внутренний мир и чуткую душу, прекрасная Мишель Мерсье всегда стремилась к тихому семейному уюту, но окружающие мужчины видели в ней только «страстную Анжелику», для которой каждый новый день – это море эмоций и ураган страстей. Именно по этой причине актрисе так и не удалось испытать тихое женское счастье.

Уход за кожей

Как призналась сама актриса, ее не интересует собственная внешность, но за кожей приходится ухаживать. Несмотря на то, что природа наградила Мишель прекрасной кожей, поддерживать естественную увлажненность кожи, которая с годами теряется естественным образом, приходится при помощи кремов и сывороток. Актриса никогда не пользовалась дорогостоящей профессиональной косметикой, отдавая предпочтение самым простым кремам, с натуральным растительным составом.

Макияж

Мишель Мерсье всегда отличалась простотой в общении и совершенным отсутствием амбиций и высокомерия. Всегда сосредоточенная на внутренних ценностях, в обычной жизни Мишель Мерсье никогда не пользуется декоративной косметикой. Ее внешность настолько яркая, что лишние краски в образе, она считает недопустимыми. В отличие от своих экранных героинь, в жизни Мишель пользуется только защитным тональным кремом, тушью для ресниц и блеском для губ. Практически полное отсутствие декоративной косметики делает ее образ еще более загадочным и невероятно притягательным.

Уход за волосами

Природа была щедра к Мишель Мерсье и здесь. Роскошные, блестящие очень густые и послушные волосы – еще один дар свыше. Но актриса всегда старалась ухаживать за волосами при помощи самых простых, и в то же время весьма эффективных средств – отваров трав и масок из растительных компонентов.

Диета

Если вы думаете, что осиная талия, стройные бедра и грациозная осанка – это результат изнурительных занятий спортом и всевозможных диет, вы глубоко заблуждаетесь. Мишель никогда в жизни не сидела на диете! Впрочем, к спорту она тоже равнодушна. Достаточно активный образ жизни, дом в пригороде, где всегда чисты воздух и привычка не переедать, помогают актрисе даже в семьдесят с лишним лет, оставаться в превосходной физической форме.

19 сентября 2009, 17:35

В тот день не случилось ничего особенного - просто продюсер предложил ей взять псевдоним. Девушка и сама понимала: "Жоселин Мерсье" звучит как-то не очень эффектно... Она боялась лишь, что родители не согласятся "отдать" ей имя покойной сестры - Мишель. Однако они согласились, и Жоселин была этому ужасно рада. Будущая французская кинозвезда не могла себе и представить, что этот вроде бы малозначительный факт изменит всю ее жизнь и станет причиной целой вереницы бед и несчастий.
Настоящая Мишель Мерсье, ее младшая сестренка, была любимицей в семье и полной противоположностью Жоселин. Они отличались даже внешне: Мишель была угловата, застенчива и тиха, как мышка, а красотке Жоселин не давали проходу соседские парни. Именно на Мишель, такую послушную и аккуратную, родители возлагали особые надежды - месье Мерсье владел в Ницце крупной фармацевтической фабрикой и не сомневался, что, повзрослев, младшая дочка продолжит его дело.
На бестолковую Жоселин в семье давно махнули рукой: эта ветреница пошла явно не в их породу. Все, что ее интересовало в жизни, - красоваться перед зеркалом да дрыгать ногами у танцевального станка: Жоселин с детства мечтала стать балериной. Мишель же, напротив, ни на шаг не отходила от матери, во всем ей помогала и, главное, - никогда не перечила старшим.
Мадам Мерсье, особа властная и недалекая, по отношению к старшей дочери не отличалась особой деликатностью. Жоселин никогда не забудет, как однажды ей, почти уже взрослой барышне, маменька влепила звонкую оплеуху прямо на глазах у всех перед дверьми модного магазина в Ницце. И всего лишь за то, что дочь выразила желание иметь "вон то красивое платье с пышной юбкой"... Вся в слезах, Жоселин крикнула матери, что на сестру та никогда бы не подняла руку!
Когда бедная Мишель умерла, горе родителей было столь беспросветным, что казалось, будто и нет в семье старшей дочки. При первой же возможности Жоселин сбежала в Лондон и попыталась начать там танцевальную карьеру. Увы, балерины из нее не вышло. Жоселин не оставалось ничего иного, как вернуться под родительский кров. Мадам Мерсье, уверенная в том, что дочь провела все эти месяцы в легкомысленных увеселениях и дешевых интрижках, в сердцах произнесла фразу, которая в дальнейшем станет для Жоселин своего рода "родительским проклятием": "Из тебя никогда не выйдет не то что артистки, но даже порядочной жены и матери! Ты просто шлюха и всегда будешь шлюхой!" Мерсье и сама не заметила, как стала актрисой. Весной 1957 года она прогуливалась с отцом в городском саду, где ее заметили два господина - режиссер Дени де ла Пателльер и сценарист Мишель Одиар. Оба сразу поняли, что именно она и нужна им на комедийную роль в картине "Поворот ручки" .
"Поворот ручки / Retour de manivelle" После этого фильма Мишель больше никогда не испытывала недостатка в предложениях сниматься. Ее яркая чувственная красота, редкая фотогеничность и умение естественно держаться в кадре притягивали режиссеров и продюсеров словно магнит. Однако обидные слова, брошенные матерью, снова и снова звучат в ее ушах. Мишель не интересуют ни слава, ни карьера - ей гораздо важнее устроить свою жизнь, создать семью, чтобы доказать матери, что она вполне достойна носить это целомудренное имя - Мишель.
1959 - "Единственный ангел на земле", с Роми Шнайдер С семьей, однако, получилось не сразу - первый роман мадемуазель Мерсье оказался весьма странным. Возлюбленный Мишель, юный темноволосый и романтичный Джи, на все лады повторяет ей, какая она неземная, божественно красивая, уверяет, что она рождена для любви, но любви особенной. Мишель уже ждет пылкого признания, предложения руки и сердца... Но вместо этого Джи днями и ночами читает ей вслух восточных мистиков, водит любоваться восходами солнца, часами разглядывает ее тело и медлит, медлит...
Мишель все чаще ловила себя на том, что она, возможно, не прочь уже испытать ту необыкновенную, божественную любовь, о которой разглагольствовал Джи... Мадам Мерсье тотчас недобро усмехалась в ее голове - и Мишель испуганно гнала от себя крамольные мысли.
В конце концов Джи замучил и запутал ее окончательно. Мишель едет на съемки итальянского фильма "Ночи Лукреции Борджиа". В Риме ее представляют иранскому шаху Мохаммеду Реза Пехлеви. Шах, занятый поисками новой молодой жены, увидел фотографию мадемуазель Мерсье в одной из итальянских газет и с первого взгляда понял - вот он, подарок судьбы.
Смотрины не задались. Мишель до того смутилась под этим оценивающим, откровенно похотливым взглядом Его величества, что совсем растерялась и стала нести полную ахинею. В общем, вела себя как школьница. А потом долго лила слезы на подушку в номере скромного отеля. Зачем ей какой-то шах с его пугающим блеском в глазах? Неужели она дала повод так на нее смотреть? "Эту девушку, несомненно, поцеловала богиня любви, только она сама этого не понимает. У нее впереди - большое будущее!" - так отозвался шах о Мишель Мерсье.
в фильме "Анджелика и Султан" Любая другая на ее месте гордилась бы такой красотой, однако после истории с шахом Мишель стала относиться к своей внешности с болезненной подозрительностью. Когда ее пригласят в Голливуд на кинопробы - с самим Элвисом Пресли! - Мишель появится на пышном приеме в чопорном наряде - глухом, не оставляющем пространства воображению черном платье, со скромной прической и без всякой косметики.
И все равно Мерсье то и дело ловила на себе восхищенные взгляды мужчин. Продюсер Хелл Уоллес тут же потерял голову и во время танца слегка прижал Мишель к себе... Открыть рот для комплимента он не успел - Мишель резко оттолкнула нахала: "Кто вам позволил ко мне прижиматься?!"
На следующий день мадемуазель Мерсье в панике бежит из Голливуда, о котором и так наслышана, как о гнезде разврата. Она готова без сожаления навсегда распрощаться с карьерой актрисы. Пролетая над Атлантикой, Мишель подумала: а ведь когда-то, будучи танцовщицей в Лондоне, она не избегала мужского общества, слыла приятной, веселой собеседницей и милой кокеткой. Теперь же мысль о том, что все в этом мире воспринимают ее как доступную девицу, казалась ей отвратительной.
Вернувшись в Париж, Мишель выходит замуж - так стремительно, будто куда-то спешит. В тесной квартирке на острове Миньо Мишель усердно начинает вить свое семейное гнездышко. Больше всего ее заботит, чтобы у них с Уильямом* было "все как у людей". Две овчарки, служанка, картины по стенам, вазы, безделушки... Мишель с упоением занимается домашним хозяйством - готовит, возится в саду.
*помощник режиссера Андре Смагги, которого из-за того, что он был похож на актера Уильяма Холдена, Мишель называла Уильямом Мерсье опять появляется на съемочных площадках - в перерывах между поливкой фикусов и приготовлением спагетти. Самая любимая ее работа того периода - картина Франсуа Трюффо "Стреляйте в пианиста" . "Ну и талант у тебя! - поражается Уильям. - Днем играешь проститутку, вечером - сама добродетель" . В его голосе сквозило явное недоумение.
c Шарлем Азнавуром в "Стреляйте в пианиста" Раздражение Уильяма растет день ото дня: он не ожидал, что его сексапильная жена окажется лишь целомудренной домохозяйкой, гремящей посудой на кухне. Ему хочется кокетства, страсти, капризов, безумств - но уж никак не скучной покладистости. В постели Мишель была скованна и словно сама себя боялась. А между тем в этой женщине - Уильям понял это с первого взгляда - таилась эротическая сила вулкана. Однако пока ему не удавалось добиться ни одной сколько-нибудь впечатляющей искры.
В начале шестидесятых на кинофестивале в Локарно Мишель Мерсье получила свой первый в жизни приз - за лучшую женскую роль в картине "Рычащие годы". Ее карьера явно шла в гору, но актриса, казалось, не принимала ее всерьез и гораздо больше радовалась, когда соседи хвалили ее аккуратно подстриженный газончик. Солнечным утром 1963 года в квартире раздался телефонный звонок. Мишель сняла трубку - ее приглашали на пробы картины "Анжелика".
Она только что прочла знаменитый роман Анн и Сержа Голон и совершенно неожиданно для себя буквально заболела им: "Анжелика вызвала во мне бурю восторга. Я чувствовала ее всеми фибрами души" . Разумеется, роль достается именно ей. Первые два фильма - "Анжелика - маркиза ангелов" и "Великолепная Анжелика" - снимаются одновременно. Утром Мишель играет взрослую женщину и мать, а вечером - героиню, которой всего семнадцать. Впервые в жизни ей не до семьи и не до хозяйства. Она была одержима Анжеликой - иногда это даже пугало ее.
с Робером Оссейном, который кстати был женат на Марине Влади в свое время Во время триумфальной премьеры фильма в "Мулен Руж" в декабре 1964 года Мишель стоит на сцене утопая в цветах. Но если повнимательнее присмотреться, улыбка у нее вымученная, а в глазах таится отчаяние. С некоторых пор с Уильямом стало твориться что-то неладное. Это началось, когда муж впервые увидел отснятый материал "Анжелики".
Его словно подменили: Уильям забросил работу и на неделю ушел в запой. А вчера, накануне премьеры, с ним случился эпилептический припадок. Осмотревший Уильяма врач заявил, что припадок - чистейшей воды симуляция. Мишель потребовала от мужа объяснений, но в ответ услышала какой-то бред: "Увидишь, вместе с коньяком я скоро начну глотать валиум, барбитураты и очень скоро сойду с ума. И ты никогда меня не оставишь - по закону нельзя развестись с сумасшедшим!"
С Уильямом случилось то, что отныне будет так или иначе происходить со всеми ее мужчинами - просто он имел несчастье попасть в эту западню первым. В образе Анжелики Мишель стала той, кого он всегда искал в ней - символом красоты и дразнящей чувственности, объектом вожделения всех без исключения мужчин. Отныне никакие клятвы и доводы не заставили бы Уильяма поверить в то, что ей нравится, словно обычной женщине, готовить ему обеды, покупать костюмы, удовлетворяться только его ласками в постели...
Мишель между тем абсолютно не понимала, что происходит. Обвинения Уильяма она целиком приписывала его внезапной душевной болезни; корила себя за то, что на время съемок забросила дом и мужа. В конце концов Мишель торжественно поклялась Уильяму, что бросит кино и станет тем, кем она единственно мечтала быть, - женой и впоследствии матерью. Но, увы, судьба уже разыграла финал ее семейной жизни с Уильямом, и этот финал был пугающим.
Однажды, когда муж в очередной раз напился, Мерсье попросила своего друга Мишеля Лемуана встретить родственников. Тот отправился в аэропорт на ее новенькой "альфа-ромео". И вдруг звонок из полиции. Лемуан попал в аварию, у только что купленной машины внезапно отказало рулевое управление. Водитель лишь чудом остался жив. А через пару дней Мишель, прибирая в комнате Уильяма, увидела сценарий, над которым он работал. Открыв папку, прочла: "Она собирается его бросить. Он не хочет и задумывает убийство. Он подпиливает дерево у дороги, по которой должна проехать ее машина. Она ведь любит быстро ездить. Она разобьется, это точно!"
Вскоре Уильям оказался в психиатрической лечебнице, а Мишель - на грани нервного расстройства. Она была уверена - всему виной ее внешность: Уильям уже не первый, кому ее красота застит глаза. Конечно, Мишель и сама понимала, что в "Анжелике" и впрямь выглядит потрясающе. Но она гнала от себя эту Анжелику, проклинала дьявольское очарование образа - ведь на самом деле он не принес ей ничего, кроме несчастья.
Но настоящие беды только начинались. Следующий роман Мишель (на сей раз с безумно влюбленным в нее художником) закончился еще более драматично. Как и Уильяму, она ни разу не изменила возлюбленному, ни разу не дала повода для подозрений. Как и Уильям, тот отказывался этому верить, изводя себя и ее сумасшедшей ревностью.
Мишель почувствовала недоброе, когда он показал ей одну из своих новых работ: разрезанный на кусочки и наклеенный на старое квадратное зеркало фотопортрет Мишель. Странная фантасмагорическая аллегория... А через несколько дней в приступе необъяснимой ярости любимый набросился на Мерсье. Удар пришелся в лицо; перстень с печаткой разбил нос, рассек щеку - кровь заливает ей глаза, Мишель похожа на ту самую фотографию...
Двойной перелом носа, долгие месяцы в больнице, несколько пластических операций. Когда Мишель увидела себя в зеркале, ей стало страшно - кровоподтеки, распухшие губы, синяки под глазами... Природа французской Ривьеры, воздух и морские купания подействовали благотворно - Мишель снова стала той, к чьим ногам готовы были пасть все мужчины Европы.
И опять, глядя на нее, любой мог побиться об заклад, что в спальне такой женщины поклонники меняются не реже, чем цветы в вазах. В 1969 году Мишель выходит замуж за друга семьи, предпринимателя и весьма перспективного политика Алена Рено**. "Надеюсь, на сей раз ты больше преуспеешь в роли жены", - ядовито напутствовала ее мать.
** согласно другим источникам второго мужа Мишель звали Клод Бурило, но я решила не изменять оригинальный текст статьи Супруга месье Рено все для себя решила - она будет из кожи вон лезть ради того, чтобы доказать мужу, матери и в первую очередь себе... "А что, собственно, доказать?" - однажды спросит она себя, лежа в одиночестве на берегу Адриатического моря в Италии. Кстати, в отличие от ее прежних мужчин Ален убеждает Мишель не бросать работу. А ведь она так устала с юных лет жить в жестком режиме проб, ранних пробуждений, утомительных съемок, ночевок в осточертевших отелях... Мишель больше не хочет обманывать себя - она глубоко и безнадежно несчастна.
...Целых два часа режиссер Карло Лидзани мучает Мишель съемками дублей в холодной воде. Наконец все закончено, камера выключена и режиссерская лодка поворачивает к берегу. Про Мишель забыли. Она обессилена, и у нее уже нет сил бороться с водной стихией. Очнувшись, она обнаруживает, что лежит на песке, и видит взволнованное лицо молодого человека. Ее спаситель - случайно оказавшийся на побережье режиссер Питер Коллинсон. Он чем-то неуловимо напоминает ей Джи - у него такие же мечтательные глаза, за его небрежностью угадываются порывистость и страстность. Мишель так хочется прикоснуться к его волосам, очутиться в его объятиях. Но как и раньше, обнаружив в себе подобные желания, она смертельно их пугается... Но с того дня Питер, ее ангел-спаситель, стал часто сниться Мишель. Почему-то всегда он зовет ее улететь.
Поэтому когда агент предлагает Мишель роль в картине Питера Коллинсона "Драчуны", она не сомневается - надо отказаться. Питер даже во сне стал угрозой ее супружеской добродетели. Но на сей раз "надо", сказанное самой себе, не срабатывает. Съемки "Драчунов" происходят в Турции среди пейзажа, напоминающего Дантов ад. Мишель записывает в дневнике: "Никогда в жизни у меня не было таких отношений с режиссером. Ни единой ссоры. Он нежен, такая нежность редко встречается у мужчин. Я чувствую, что его влечет ко мне - и не могу этому сопротивляться" . В один из дней Питер приглашает Мишель на прогулку в горы и признается ей в любви.
Наверху Питер Коллинсон, внизу кадр из фильма "Драчуны" ...Она и не подозревала, что способна испытывать такое наслаждение - до экстаза, до полного изнурения. Почему раньше она не открыла для себя этого ни с чем не сравнимого счастья - любить? Что еще нужно женщине от жизни? Однако наутро Мишель проснулась растерянной и разбитой. Мерсье даже не вышла на съемки - у нее кружилась голова, перед глазами поочередно вставали то язвительная ухмылка матери, то нежная улыбка Питера, то разъяренное лицо Алена. Ее сознание словно бы раздвоилось - одна Мишель пребывала в любовном восторге, другая дрожала от стыда и страха. И между ними - непреодолимая пропасть... В тот же день Питер задает Мишель вопрос, который она уже не раз слышала во сне: "Ты улетишь со мной?" Он умоляет ее бросить Алена и лететь в Лондон. Но Мишель панически боится неизвестности, а главное - она боится себя... "Улетай без меня" , - скажет она Питеру, и собственные слова будут терзать ее сердце долгие месяцы. Некстати вернувшись со съемок, она обнаружила на столе мужа множество писем, из которых стало ясно, что Ален давным-давно ей изменяет. Развод не заставил себя ждать.
К середине 70-х годов Мишель Мерсье осталась одна. Съемочные площадки она больше не могла видеть. В 36 лет она чувствовала себя абсолютно опустошенной. Наибольшие страдания ей доставляли дни, когда по телевизору шла ее "Анжелика". Глядя на счастливое лицо своей героини, Мишель размышляла о том, как несправедливо обошлась с ней судьба. С ней и со всеми, кто имел несчастье оказаться рядом. Поэтому когда Адриан, давний поклонник Мишель, осмелился наконец вымолвить: "Ты обязательно принесешь мне счастье!" - ей так захотелось этому поверить.
У Адриана, крупного бизнесмена, живущего в Цюрихе, после смерти жены осталось два сына - двенадцатилетний Патрик и девятилетний Бенджамин. Удивительно, но дети сразу же приняли Мишель. Мишель отныне не снимается в кино, она следует за Адрианом по всему миру, вращается в высших кругах строительного и нефтяного бизнеса, мировой финансовой элиты. И когда в эту новую жизнь снова врываются сны о Питере, Мишель пугается. Просыпаться рядом с Адрианом после того, как во сне целую ночь она отдавалась ласкам другого, было невыносимо. А наваждение продолжалось, Мишель не могла отогнать от себя воспоминания о той единственной ночи...
Адриан, наверное, о чем-то догадывался - нет-нет, да и спрашивал у нее: "Ты ведь не бросишь нас?" В его голосе Мишель слышала голоса всех своих предыдущих возлюбленных. Уже был назначен день свадьбы, когда у Адриана первый раз случился приступ головокружения. А вслед за этим последовал страшный диагноз врачей: злокачественная опухоль мозга. Мишель едва не наложила на себя руки: все повторялось - она приносит мужчинам только несчастья. Адриан сгорел за два месяца...
После смерти Адриана у Мишель не осталось ничего. Двери дома в Цюрихе отныне были для нее закрыты - мать Адриана, ревновавшая сына к Мерсье, сделала все, чтобы она больше не появлялась в этой семье. Деньги, вещи - все кануло. Впрочем, Мишель не волновали эти мелочи: каждую ночь во сне к ней приходил Питер. "Ну что, улетим?" - улыбаясь, спрашивал он. Мерсье уезжает в Ниццу, к родителям. В Ницце, гуляя по берегу моря, Мерсье встретила своего давнего знакомого Франсуа Трюффо. Тот, почувствовав настроение Мишель, решает ее хоть немного развлечь. И рассказывает про сценарий, который ему недавно предложили. Сюжет показался Трюффо занятным: один человек берет себе имя умершего родственника, и с тех пор его личность раздваивается. Мало того, карма мертвеца неизбежно толкает его к гибели и саморазрушению.
с Робером Оссейном, примерно 2000 год Франсуа говорил о чем-то еще, но Мишель уже не слушала. Трагическая цепочка событий собственной жизни вдруг осветилась для нее новым смыслом. "Мишель! - на какое-то мгновение Трюффо показалось, что рядом никого нет и Он говорит в пустоту - Мишель, ты меня совсем не слушаешь!" Жоселин Мерсье не ответила - она молча брела по берегу и думала о чем-то своем... Извините, что так длинно, но история Мишель затронула меня за живое, просто рука не поднялась ее сильнее укоротить. Отдельное спасибо Danielle с сайта www.michelemercier.eu, предоставившей часть фото.

Ее желали все мужчины мира, а женщины завидовали и страстно хотели быть похожими. Золотые волосы, прекрасное лицо, соблазнительная фигура… И никто не слышал, как плакала по ночам в подушку прекрасная Маркиза ангелов, неукротимая Анжелика, актриса Мишель Мерсье…

Чужая

Трудно поверить, но одна из самых востребованных французских актрис вовсе не горела желанием становиться секс-символом. Она мучительно стеснялась своего красивого лица и мировой известности и ничего так не хотела, как иметь дружную семью, любящего мужа и много детей.

Ты не создана для семьи, - рассуждала ее родная мать. - Высокооплачиваемая шлюха - твой потолок. Мужчины только влюбляются в красавиц, а замуж предпочитают брать серых мышей.

Ты не создана для семьи, - рассуждала ее родная мать. - Высокооплачиваемая шлюха - твой потолок.

Жоселин (это ее настоящее имя - Жоселин Ивон Рене Мерсье) плакала, слыша такое. «Не могу сказать, что моя мать когда-либо особо любила меня», - осторожно высказывается она в интервью. Сложно представить, но родители считали красавицу-старшую дочь сплошным недоразумением - глупенькой, недалекой, ни на что не годной. Ее увлечение балетом, звание лучшей ученицы в серьезной школе танцев - все это было для них блажью. Любимицей в доме была младшая дочь - Мишель, девочка тихая и послушная. И когда она заболела и умерла, это стало крушением всех надежд. Жоселин горько переживала смерть сестры в одиночестве: осиротевшие родители едва обращали на нее внимание. А когда девушке понадобился благозвучный псевдоним, именно родители выбрали вариант «Мишель». Они будто хотели воскресить любимую дочку.

«Итак, не посоветовавшись со мной, меня поставили перед фактом, что отныне мое имя Мишель», - вспоминала впоследствии Мерсье.

Актрисой она стала случайно: гуляла с отцом в городском саду, где ослепительную молодую балерину знаменитый кинорежиссер и пригласил на пробы. На ее красоту сбегались смотреть окрестные мальчишки. Мог ли режиссер не заметить этот экзотический цветок, в котором смешалась кровь матери-итальянки и француза-отца? Яркая, чувственная красота, редкая фотогеничность и врожденное умение естественно держаться в кадре притягивали режиссеров и продюсеров как магнит. Но внешность отвлекала людей от души, никто вокруг не хотел знать, чего на самом деле остро не хватает кинозвезде.

Монашка

Ее имя стало известным очень быстро. Уже после первой картины, в которой снялась 17-летняя Мишель, отбоя от предложений не было, хотя тогда она еще носила свой природный цвет волос и была жгучей брюнеткой .

(Впоследствии, кстати, Мерсье особенно часто меняла прически, стремясь избавиться от образа Анжелики, часто перекрашивалась и делала короткие модные стрижки, ничем не напоминавшие пышно взбитые локоны ее знаменитой героини). Вместе со славой пришли новые возможности - в том числе, невероятные шансы на устройство личной жизни.

Так что знаменитая сцена на невольничьем рынке из «Неукротимой маркизы» имела аналог и в реальной жизни Мишель.

На съемках итальянского фильма «Ночи Лукреции Борджиа» Мишель представили иранскому шаху Мохаммеду Реза Пехлеви. Шах как раз искал себе новую молодую жену, случайно увидел фотографию Мишель в одной из итальянских газет и влюбился. Так что знаменитая сцена на невольничьем рынке из «Неукротимой маркизы» имела аналог и в реальной жизни Мишель. Только настоящая Мерсье тогда очень смутилась под оценивающим, похотливым взглядом иранского обольстителя. Та, которую считали секс-бомбой, вела себя, как робкая школьница.

А потом долго переживала в отеле. За кого ее принимают? Любая другая на ее месте, вероятно, более обдуманно повела бы себя с таким влиятельным и богатым женихом, но только не она.

Эту девушку поцеловала богиня любви, только она сама этого не понимает, - отозвался шах о Мишель Мерсье. - Ее ждет большое будущее, и счастлив тот мужчина, которого она полюбит.

Но мужчины либо боялись ее красоты, либо действительно вели себя с ней как с дорогой куртизанкой. Так что Мишель даже опасалась появляться на вечеринках, где никого не знала: шансы получить непристойное предложение были слишком высоки.

Ее голливудская карьера не состоялась именно поэтому. Когда ее пригласили на кинопробы с самим Элвисом Пресли, Мишель появилась на вечере в закрытом черном платье, со скромной прической , без макияжа . И все равно ловила на себе восхищенные взгляды мужчин. Знаменитый продюсер тогда недвусмысленно намекнул ей, что при известной благосклонности обеспечит ее карьеру на фабрике грез. Мишель моментально покинула Голливуд - «это гнездо разврата».

Анти-Анжелика

Солнечным утром раздался телефонный звонок. Мишель приглашали на пробы в картину «Анжелика». А ведь она обожала этот роман!

Во время триумфальной премьеры фильма в «Мулен Руж» в декабре 1964 года Мишель стояла на сцене, утопая в цветах. Зал выл от восторга, приветствуя новый символ Франции.

Вскоре она вышла замуж - так быстро, словно стремилась убежать от собственной судьбы. В тесной квартирке на острове Миньо начала вить семейное гнездышко. Две овчарки, горничная, картины по стенам, вазы, безделушки... Мишель с упоением занимается домашним хозяйством - готовит, возится в саду, изо всех сил старается быть образцовой женой.

Ну и талант у тебя! - поражался муж. - Днем играешь проститутку, вечером - сама добродетель.

Ее избранник, простой помощник режиссера Андрэ не ожидал, что его сексапильная жена окажется целомудренной домохозяйкой, гремящей посудой на кухне. Он ждал кокетства, страсти, капризов, безумств - но уж никак не скучной жизни обычных бюргеров. И в постели Мишель оказалась весьма скованна…

Ее муж оказался одержим не Мишель, а Анжеликой. Волшебная сила этого эротичного образа ударила ему в голову. Вскоре его словно подменили: Андрэ забросил работу и на неделю ушел в запой. А потом с ним случился эпилептический припадок.

Осмотревший его врач заявил, что припадок - чистейшей воды симуляция. Мишель потребовала от мужа объяснений, но в ответ услышала какой-то бред:
- Увидишь, вместе с коньяком я начну глотать валиум, барбитураты и очень скоро сойду с ума. И ты никогда меня не оставишь - по закону нельзя развестись с сумасшедшим!

А муж твердил, что такая женщина не может удовлетвориться одним мужчиной в постели, но он сделает так, что она всегда будет в его власти!

Она клялась ему, что любит только его и никогда не оставит. Что хочет ребенка. А муж твердил, что такая женщина не может удовлетвориться одним мужчиной в постели, но он сделает так, что она всегда будет в его власти!

Через несколько месяцев он попытался ее убить. И в самом деле оказался в психиатрической лечебнице, а Мишель - на грани нервного расстройства. Она была уверена - всему виной ее неотразимая внешность …

Лицо со шрамом

Последующие романы и второй брак оказались еще драматичнее. Все мужчины, приблизившись к звезде, теряли разум от ревности и подозрений, хотя Мишель обычно была верна возлюбленным. Один из них в приступе ревности набросился на Мишель, и тяжелым перстнем изуродовал ее прекрасное лицо , сломал нос, рассек щеку... Врачи едва не плакали, накладывая швы. Ей пришлось перенести несколько пластических операций, чтобы поставить нос на место и избавиться от шрама через все лицо. В ходе разводов (у Мерсье было два брака, оба закончились разводом) мужья умудрялись отбирать у нее заработки, оставляя ее буквально нищей.

Лишь однажды Мишель показалось, что счастье, наконец, перестало отворачиваться от нее. В 70-х годах она влюбилась в бизнесмена по имени Адриен - вдовца с двумя маленькими сыновьми.

Для нее, бездетной, это было как обретение дома, семьи, мечты. Дети привязались к ней, и все четверо были счастливы. Но сыграть свадьбу они не успели: возлюбленный умер от опухоли мозга, сгорел за два месяца. После чего его родственники запретили Мишель видеться с его детьми.

Именно тогда она по-настоящему стала подумывать о самоубийстве. Но смогла справиться. С тех пор жизнь еще не раз била ее: предавали друзья, мужчина, притворявшийся влюбленным в нее, забрал все ее деньги. А тот, кто поймет и полюбит ее такой, как она есть - неуверенной в себе, простой, равнодушной к своей внешности и всем манипуляциям с нею - будь то омоложение , уход или серьезная пластика лица - так и не появился.

Мерсье уверена, что все дело в том, что люди живут в прозрачных коконах без окон и дверей, видят друг друга, но не слышат. Хоть умри, - никто не ответит на крик твоей души.

Наверное, поэтому она сейчас живет совсем одна, в очень стесненных условиях. Из-за постоянного безденежья была вынуждена продать часть своих костюмов - тех самых, в которых она играла Анжелику - такой ненавистный и любимый образ…

Но нельзя терять надежду на то, что тебя поймут, - говорит актриса. - Где-то ведь есть твоя вторая половина, которой ничего не нужно объяснять…

Вас может это заинтересовать: