Брат певицы рассказал о двух ее мужьях. Первый был композитором. Сейчас его фамилию знают многие. «Для нее выше этого человека никого не было. Саульский был старше на 18 лет, опытный, образованный. Какие там были чувства! Мне кажется, что по накалу то чувство было самым сильным в жизни Валентины», — рассказывает Сергей Васильевич.

По его словам, Валентина пять лет жила с Саульским в идеальном браке. И работала в его коллективе. Но Юрий поддался новым чувствам. Валентина узнала и подала на развод. «Как же она переживала! Внешне держалась, но мы-то видели, как ей плохо. К тому же материально стало сложнее — надо было одной выплачивать деньги за кооперативную квартиру», — говорит брат певицы. Уйдя от мужа Толкунова уволилась и из его оркестра.

Второго мужа артистки тоже звали Юрием . Они познакомились в посольстве Мексики, где будущий супруг Валентины в тот вечер работал переводчиком, а она пела на концерте.

«Юрий обаял Валентину своими знаниями и интеллигентностью. В 1977 году у них родился сын Коля — родители решили назвать его в честь нашего деда. Валя была счастлива. Она так мечтала о ребенке, о семье! За годы одиночества, конечно, настрадалась», — делится родственник звезды советской эстрады.

Через несколько лет муж Толкуновой уехал в США писать книгу о Льве Троцком. В Америке он задержался на 12 лет. «Валечка, конечно, переживала расставание. Но на предложение переехать жить за океан отвечала отказом. Говорила: «Кому я там буду нужна?», — вспоминает Сергей Васильевич.


1992 год стал тем годом, с которого началась черная полоса в жизни певицы. У нее был диагностирован рак груди . «До этого лет шесть она не была у врача. Некогда было, ездила, работала. Может, если бы недуг нашли вовремя, не случилось бы страшной трагедии потом», — с горечью рассказывает родственник Валентины.

И потом, с его слов, певица совершила фатальную ошибку — не довела курс лечения до конца: «Опухоль ей тогда вырезали, а от химиотерапии Валя отказалась — испугалась, что начнут волосы выпадать. Как же тогда выходить на публику? И она начала лечиться какими-то народными средствами. В то же время стала чаще посещать церковь, молитвы выучила».

Когда супруг Толкуновой вернулся на родину, он был уже старым больным человеком, ведь он старше артистки на 23 года. «Сердце слабое уже, слух пропадал, зрение испортилось. У него тоже обнаружили онкологию. Валечка, забыв про себя, ухаживала за мужем. Сиделок ему нанимала, по врачам возила, в больницы устраивала», — рассказал в своем интервью порталу Sobesednik Сергей Васильевич.

Может быть склонность к самоотречению позволила ей продержаться 14 лет. «В 2006 году у Вали опять диагностировали рак молочной железы. И снова операция, курс химиотерапии… Года через три Валю начали мучить страшные головные боли. Провели обследование — опухоль мозга». После этого жить ей оставалось недолго.

В одной из самых любимых народом песен она пела: «Ты заболеешь — я приду. Боль разведу руками. Все я сумею. Все смогу. Сердце мое не камень». Именно такой — доброй, самоотверженной и любящей людей запомнили ее родные, друзья и близкие. Фото: Personastars

Год назад ушла из жизни самая душевная советская певица

Валентину Толкунову называли душой русской песни. Ее тихий, проникновенный голос, напевавший «Носики-курносики», «Стою на полустаночке», «Я не могу иначе» стал частью истории советской эстрады. Как и сама певица. Красавица-шатенка с длинной косой практически сразу стала знаменитой. Толкунову обожали слушатели и почитало высокое руководство. Ни один концерт не обходился без ее участия.

Так было в Советском Союзе и продолжалось после его распада. Последние годы Толкунова, правда, выступала все реже и реже. В 2006-м у нее обнаружили рак молочной железы, а в 2009-м уже была злокачественная опухоль мозга . Валентина Васильевна уходила из жизни медленно и мучительно. Ей стало очень плохо 16 февраля после концерта в Могилеве. Там ее доставили в больницу, а затем перевезли в Москву, в Боткинскую больницу. Оттуда она уже не вышла. Через месяц состояние певицы резко ухудшилось, Валентина Васильевна впала в кому и 22 марта ушла из жизни…

Не многие знают, что в юности Валентина Васильевна часто гостила в Полтаве у своей тети и двоюродной сестры Людмилы. После неожиданной смерти Людмилы Валентина Васильевна взяла на себя все заботы по воспитанию ее дочери Светланы (на снимке). Она стала ей второй матерью…

«Приезжая в Киев, Валентина Васильевна первое время всегда останавливалась у меня»

- Светлана Васильевна, вы родились, наверное, когда слава вашей тети уже набирала обороты?

Когда Валентина Толкунова стала популярной на весь Советский Союз, я пошла в первый класс. Страшно гордилась тем, что красивая, стройная певица с длинной косой, которую часто показывали по телевизору, моя тетя. Валентина Васильевна приезжала к нам в Киев, а потом мы вместе с мамой ехали в Полтаву. Там жила родная тетя Валечки Софья Николаевна. К сожалению, ее уже нет в живых. Валентина Васильевна, бывало, гостила в Полтаве вместе со своим сыном Колей и братом Сережей. Мы с мамой наведывались лишь на время. У мамы было много работы. Она закончила Киевскую консерваторию, став достаточно известной певицей. К сожалению, мама рано ушла из жизни. Ей было всего 37 лет…

- Валентина Васильевна не хотела забрать вас в Москву?

— Это было очень сложно, ведь она все время гастролировала. Поэтому я жила в Киеве с бабушкой и дедушкой. Но Валентина Васильевна постоянно следила за тем, как проходит моя жизнь. Если выпадало свободное время, приезжала в Киев. Кстати, обожала этот город. По окончании школы я поступила в московский вуз и жила у Валентины Васильевны. Правда, в Москве так и не осталась. Получив высшее образование, вернулась домой, в Киев.

Помню, когда телефонные разговоры еще не были так доступны, Валечка писала мне письма. Даже находясь на гастролях. Позже звонили друг другу чуть ли не каждый день. Особенно в последнее время, когда тетя была уже больна… Она все сокрушалась, что не может, как прежде, баловать своих близких подарками.

- Любила одаривать?

— Что вы! Без подарков никогда не приезжала. Всегда привозила огромные чемоданы. Причем не только для родственников, но и для друзей. А в Киеве у нее их было огромное количество. К нам на чай обязательно приходили Юрий Рыбчинский, Александр Злотник. Кстати, когда Валентина Толкунова только начинала свою карьеру, в ее репертуаре было много украинских народных песен… Первые годы, приезжая на гастроли в Киев, тетя останавливалась у меня. Позже ее, конечно, принимали как настоящую звезду — в роскошных номерах центральных гостиниц. Правда, при этом она обязательно заглядывала ко мне на чай и говорила, что только здесь по-настоящему отдыхает.

Рассказывали, что во время гастролей к Валентине Толкуновой выстраивалась очередь ее поклонников, которые могли и на жизнь пожаловаться.

— Бывало такое. Валентина Васильевна была очень мягким, заботливым человеком. У нее и голос такой был — ласковый, певучий, никогда ни на кого не накричит. Близкие знали, что она в помощи никому не отказывала. К ней обращались и с материальными проблемами, и Валюша без долгих раздумий давала деньги. Помню, как-то одна поклонница написала ей письмо, в котором рассказала, что бедствует, ей нечего носить. Что вы думаете?! На следующий же день тетя собрала ей посылку, упаковав солидную часть своего гардероба.

«Даже находясь в Боткинской больнице, Валюша еще готовила концерт к 9 Мая»

А ведь платья Валентины Толкуновой были знамениты на весь Советский Союз. Она их специально в Архангельске заказывала.

— Да, ездила туда по нескольку раз в год. У нее там была любимая портниха, которая прекрасно знала вкусы своей знаменитой клиентки. Кстати, красивое кремовое платье, в котором Валентину Васильевну и похоронили, тоже было сшито ею. Писали, Толкунова завещала, чтобы именно в нем ее проводили в последний путь, но это неправда. Валюша до конца не верила в то, что ее болезнь смертельна. Даже врачи решили не говорить ей, что болезнь неизлечима. Об истинном положении знали лишь мы, близкие родственники. Маме Валентины Васильевны тоже решили не говорить.

- Говорят, Толкунова сражалась со страшным недугом до последнего.

— Она до последних дней верила, что победит болезнь, поднимется и еще выйдет на сцену. Даже находясь в больнице, готовила концерт к 9 Мая. Позвонила из клиники Александре Пахмутовой и попросила специально для нее написать песню. Толкунова НЕ готовилась к смерти и никакого завещания, как об этом многие говорили, не писала. Тетя так хотела жить… Где-то за пару дней до смерти в палату к ней пришел директор Льва Лещенко. Валентина Васильевна сразу стала говорить ему, как бы скорее подняться, вновь выйти на сцену.

- Это несмотря на то, что Валентина Васильевна уже лечилась от рака.

— Да, в 2006 году у нее обнаружили страшную болезнь, тетя прошла курс химиотерапии. К сожалению, из-за постоянных концертов, гастролей, не уделяла себе должного внимания. Как мы не уговаривали ее «остановиться», все время отвечала: «Главное для меня — сцена… » Она часто повторяла, что хочет оставить как можно больше своих песен. Одним из последних записала диск духовных песен.

- Помните, последний разговор с Валентиной Васильевной?

— Это было за несколько дней до ее смерти. Она еще была в сознании. Валечка расспрашивала о моих делах, работе, что-то советовала. Говорила: «Я так хочу, Светочка, чтобы у тебя все было благополучно». Знаете, ведь она мне как мама была… Но тогда, во время нашего последнего разговора, у меня не было ощущения, что Валюша прощается. Голос был, правда, необычно тихим. Когда ее увозили в реанимацию, рядом находилась лишь ее мама. Она говорила, что Валюша произнесла: «Мамуля, не переживай, все будет хорошо… » Это страшно, когда переживаешь своих детей…

- Муж Валентины Васильевны журналист Юрий Папоров ушел из жизни практически вслед за ней.

— Да, он давно болел. Валюша забрала его из больницы домой, уже будучи сама нездоровой. Но она решила, что должна его досматривать. Он ушел из жизни буквально через два месяца после ее смерти. Конечно, горе совсем надломило его здоровье. Без Вали он жить не мог.

- Толкунова была счастливой женщиной?

— Думаю, что да, хотя мы никогда не говорили с ней на какие-то уж очень интимные темы. Валентина Васильевна была дважды замужем. Ее первый супруг — знаменитый композитор и дирижер Юрий Саульский, но прожили они недолго. Второй муж стал ей опорой. У них родился сын Коля. Конечно, в жизни разное случалось. Но Валя по натуре была оптимисткой, верила только в хорошее.

- Вы называли ее тетя Валя?

— Просто Валей, Валюшей, так я привыкла с детства.

«Без жемчужной нити Валя никогда не выходила на сцену»

- Роскошные волосы — это ваше фамильное богатство?

— Наверное (смеется). У моей мамы тоже были очень красивые волосы. Достались они по наследству и мне. Сколько помню Валю, у нее всегда была роскошная длинная коса. Моя мама волосы периодически то стригла, то отращивала. А вот Валя говорила, что никогда не изменит своей прическе.

Валентина Васильевна сама признавалась, что времени на хозяйство и обустройство быта у нее практически не оставалось.

- Но что у нее всегда было отменным, так это машины. Валя обожала авто и с молодости была отличным водителем. Последним у нее был огромный серебристый джип, который она водила с удивительной легкостью. Всю жизнь тетя прожила в доме, находящемся в самом центре Москвы. Честно говоря, квартира у Толкуновой была простая, не такая, как положено звезде. Все необходимое было, но шикарной обстановку не назовешь. Сейчас там живет сын Валюши. В гостиной так и остался стоять рояль — большой, на полкомнаты. Именно за ним Валя и разучивала все свои песни.

(На снимке) В детстве Валя и ее мама Евгения Николаевна (крайние справа) часто приезжали в Полтаву к своей родне

Часто приходила Александра Пахмутова, садилась к инструменту и наигрывала новые мелодии. В доме Толкуновой побывали все знаменитые авторы советских эстрадных песен. Если кто-то приходил, тут же накрывали стол, ставили чайник с крепкой заваркой.

- Толкунова любила готовить?

— Ее дом был очень гостеприимным, но готовила в основном мама Валентины Васильевны, которая всегда жила с ней. Гости знали, что, не покушав и не попив чая, из дома Толкуновой уйти невозможно. Валя и сама неплохо готовила. Особенно вкусно у нее получался борщ, в который она непременно клала фасоль. А ее фирменным блюдом считались сырники.

- Валентина Васильевна придерживалась диет?

— Не позволяла себе сладкого и мучного. На эти продукты в ее доме было табу. Любила салатики, которые готовила с потрясающим умением, и фрукты. Могла целый день просидеть на одних яблоках.

Сценические наряды Толкуновой были предметом зависти ее коллег. А в повседневной жизни была переборчива в гардеробе?

— Валюша могла зайти в совершенно рядовой магазин и купить первую попавшуюся вещь. Для тети было совершенно не важно, кто модельер. Иногда покупала вещи, а потом дарила их мне. Фактически до конца своих дней она меня почти полностью одевала. Бывало, звонила, интересовалась: «Светочка, что тебе нужно?» Для нее никогда вещи не были культом. Считала их скорее необходимостью, как, скажем, еду. Даже к бриллиантам относилась очень спокойно. И косметику не любила. Красилась в основном только для сцены. Помню, как ее возмутила одна артистка, сделавшая пластическую операцию. «Зачем? — говорила Валя. — Это совершенно ни к чему. Если уж возраст подошел, никуда от него не денешься… »

- Знаменитые бусинки, вплетенные в косу Толкуновой, были настоящими жемчужинами?

— Конечно. Это была жемчужная нить, которую Валя носила еще с молодости. Для нее это был талисман, без нити она не выходила на сцену. С ней ее и похоронили…

Умерла Валентина Толкунова - одна из самых ярких звезд советской эстрады. Обычно в таких случаях вспоминают биографию человека, но жизненный путь при всем желании не назовешь сложносплетенным или лихо закрученным. Эдакая типично-образцовая биография певицы, ни тебе всяких непрофильных институтов, ни крутых зигзагов судьбы - детский хор, музыкальное училище и долгие-долгие годы работы на эстраде.

Певица родилась 12 июля 1946 года в городе Армавире, что в Краснодарском крае, но всегда считала себя москвичкой - вскоре после рождения дочери родители переехали в столицу, и выросла девочка в Ховрино. Петь начала с детства, почти десять лет было отдано Московскому детскому хору, где она, по ее словам, прошла настоящую школу вокала у педагога по музыке Татьяны Николаевны Овчинниковой. После школы в 1964 году Толкунова поступает на дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры.

Казалось бы - дорога накатана, но вот тут начинаются странности.

Не секрет, что успех певиц во все времена частенько неотделим от усилий и возможностей мужа, но с Толкуновой все получилось абсолютно наоборот. В двадцать с небольшим многообещающая студентка выходит замуж за известного композитора . Толкунова временно оставляет учебу, идет работать в биг-бенд «ВИО-66», которым руководил ее муж, и пять лет поет там джаз. К сожалению, брак оказался недолгим и через пять лет распался (второй - с журналистом Юрием Папоровым — стал куда более удачным и продолжался около тридцати лет).

И хотя певица за этот «джазовый период» успела закончить свое дирижерское образование да вдобавок еще обзавестись дипломом «Гнесинки», певческую карьеру ей пришлось начинать сначала. А эстрада - дама капризная при всех режимах и во все времена, и улыбки судьбы на этой стезе дожидаются немногие.

Толкуновой повезло - именно в этот, казалось бы, совсем не благоприятствующий карьере период начинается ее взлет.

Как это часто бывает - в дело вмешался случай. В 1971 году в Советском Союзе был снят первый в истории телесериал «День за днем». Сейчас уже мало кто помнит этот ежевечерний рассказ об обитателях московской коммуналки, снятый по сценарию с гениальным Грибовым и молодым, не толстым еще Невинным. Но в судьбе певицы он стал одним из самых главных событий.

В этой теленовелле никому не известная Валентина Толкунова исполнила несколько песен Ильи Катаева на анчаровские стихи - «Я ночью шла по улице», «Стою на полустаночке» и т. п.

Певицу заметили, и по просьбе поэта Льва отдает ей свою песню «Ах, Наташа», которая лежала у него в столе несколько лет. После выступления певицы на юбилейном вечере Ошанина маститый композитор в антракте нашел Толкунову и честно признался, что никогда и не предполагал, что из его материала можно сделать столь блестящую песню.

После этого в музыкальных кругах пошел слух, что молодая певица может вытянуть любую песню, и Толкунова начинает выдавать один хит за другим.

Сначала композитор Аедоницкий предложил ей исполнить песню «Серебряные свадьбы», от которой накануне отказалась одна именитая певица, и толкуновское выступление на «Песне-73» закончилось овацией. Потом были «Деревянные лошадки», «Носики-курносики», а через год уже специально для Валентины Толкуновой молодой композитор пишет «Поговори со мною, мама».

Толкунова становится одной из самых знаменитых певиц страны - устоять перед этим неповторимым и на раз узнаваемым тембром и предельно искренней интонацией было невозможно.

К сожалению, период громкой славы оказался недолгим - на рубеже 70-80-х произошло событие, подкосившее карьеру многих певцов, работавших на стыке народной традиции и современной эстрады.

Страна сильно изменилась, новые ритмы вытеснили прежние, и на фоне набирающих силу рока и диско Толкунова с ее «цветастыми полушалочками» и «девчоночками фабричными» стала казаться страшным анахронизмом. Не помогли ни голос, ни профессионализм - никто не виноват, просто времена изменились.

Этот удар выдержали немногие певцы нашей весьма консервативной эстрады - кто-то пытался радикально измениться, но получилось у считанных единиц. Толкунова же решила остаться собой. Записывала новые песни - «Я не могу иначе», «Мой милый, если б не было войны», «Диалог у новогодней елки», работала для детей - пела в мультфильмах «В порту» и «Зима в Простоквашино». И все равно прорывалась к зрителю.

Окончательно исчезла с телеэкранов Валентина Васильевна только в новые времена, когда все мы, завороженные новой жизнью и новыми возможностями, табуировали прошлое и избавлялись от него с какой-то остервенелостью.

Толкунова эти трудные времена пережила с вызывающим уважение достоинством. Не суетилась, не пыталась монетизировать прежний успех, не пыталась никуда пролезть, как-то вернуть ушедшее. Честно признавалась в интервью: «Я, наверное, из другого века, очень несовременна. Я дочь той эпохи, а время, в котором мы живём… Я словно песчинка в вихре XXI века, а мне не хочется быть песчинкой». Работала на своего слушателя, очень много ездила по стране, не отказываясь от самых скромных предложений:

«Я стараюсь ездить с концертами в разные точки нашей огромной Родины для того, чтобы успеть отдать людям своё сердце, свои песни. Я никогда не отказываюсь выступать для инвалидов, ветеранов, детей, молодёжи.

Если у организаторов таких концертов нет денег, я выступаю бесплатно, для меня это не имеет никакого значения.

Меня упрекают и даже ругают за то, что я соглашаюсь работать бесплатно, ведь сейчас ни один даже совсем безголосый певец и пальцем не шевельнёт, пока ему не заплатят. Меня часто спрашивают: «Сколько вы стоите?» Я всё время удивляюсь этой фразе и не могу, да и не хочу к ней привыкать. Поэтому неизменно отвечаю: «Нисколько не стою». Тогда люди порой раздражённо говорят: «Хорошо. Сколько стоят ваши песни?» Ну что за дикость? Как могут песни или я сама чего-то стоить? Это же бесценно. И я сама, и мои песни даны Богом для людей. Цену имеет лишь мой труд.

Мне приятно осознавать, что там, в глубинке, я нужна. Приезжая туда, я не чувствую холода, а чувствую теплоту сердец и заботливость души. Там больше нужна душевная лирическая песня, нежели в Москве или Петербурге.

Не судите и не судимы будете, и я никого не могу судить, но мне кажется, что сегодня люди отдают предпочтение чему-то блистающему, мерцающему, сияющему, гремящему, но не внутренней сути, затаенности души».

Вообще, достоинство — это, пожалуй, ключевое слово для поминания Валентины Васильевны. Даже когда начался обратный процесс и пошла обвальная мода на советское ретро, она, в отличие от многих своих коллег, устояла и не бросилась в суетливую погоню за вторым шансом. Не замелькала на всяких концертах типа «солянка сборная», мы так и не увидели ее в телевизионных ретро-конкурсах и прочем любимом отечественной культурой балагане. Жила так же, как всегда. И при этом - никогда не жаловалась и ни о чем не жалела:

«Песня не может быть русской или советской. Не бывает песни, привязанной к строю. Хорошая песня для всех, и её нельзя называть русской или советской.

Я не пела песен-лозунгов. Я никогда никому не служила. Я пела человеческие песни.

Вспомните, «Поговори со мною, мама», «Носики-курносики», «Мы на лодочке катались», «Мой милый, если б не было войны». Эти песни для всех, они и сейчас нужны, они востребованы. Я не могу сказать, что сижу без концертов. Нет, я не обездоленный, я обеспеченный человек. Двадцать два года за рулем, сейчас езжу на джипе, имею хорошую квартиру. Я ни на что не жалуюсь, мне не на что жаловаться. Я сама в этой жизни выкарабкиваюсь. Без дела не сижу, работы много».

Работой она жила всегда. Даже когда несколько лет назад ей поставили страшный диагноз, она все равно продолжала выступать. В середине февраля на концерте в белорусском Могилеве певице стала плохо. После срочной госпитализации выяснилось, что болезнь дала рецидив. Почти месяц врачи боролись за жизнь певицы, но положение было слишком серьезным - рак четвертой степени, опухоли в груди и мозге с метастазами в печень и легкие.

Сегодня утром Валентина Толкунова скончалась в Боткинской больнице. Сегодня, вспомнив, как никогда хочется поспорить с одной из ее лучших песен последних лет - «Уходя, ничего не берите из прошлого».

Народную артистку России Валентину Толкунову похоронят на Троекуровском кладбище в Москве в среду, проститься с ней можно будет в «Театре Эстрады», время прощания уточняется.

Еще 17 февраля Валентину Толкунову госпитализировали в Боткинску больницу, после того, как ей стало плохо во время гастролей в Белоруссии.

Она должна была пройти очередной курс лечения. В какой-то момент медицинские процедуры помогли Валентине Васильевне. Она почувствовала себя хорошо и даже решила отказаться от химиотерапии. О тяжелом состоянии Валентины Васильевны знали только самые близкие люди - артистка запретила врачам разглашать информацию о ее болезнях.

В ночь на 20 марта, находясь в своей палате, он почувствовала резкое ухудшение самочувствия. Врачи сразу же приняли все необходимые меры и перевели ее в реанимацию. К сожалению, все усилия врачей оказались напрасны.

Через несколько часов Валентина Васильевна попросила привести ей священника. Батюшка прямо в палате провел процедуру соборования.

Непосредственной причиной ее смерти стала острая сердечная недостаточность. Свои последние часы артистка находилась в сознании. В 6 часов утра Толкунова впала в кому, после чего ее подключили к аппарату искусственной вентиляции легких.

Три года назад народной любимице был поставлен диагноз «рак груди». артистке сделали первую операцию по удалению опухоли и провели несколько сеансов химиотерапии. Казалось, болезнь отступила. Но, как оказалось, она лишь затаилась. Часть раковых клеток уцелела, и они дали метастазы в печень, легкие и мозг. Летом прошлого года врачам опять пришлось прибегнуть к хирургическому вмешательству. Тогда медики не скрывали своих опасений по поводу степени болезни – Валентине Васильевне поставили диагноз «третья стадия рака».

Несмотря на мучительную болезнь, Валентина Васильевна до последнего времени принимала участие в концертах. Она рассчитывала выступить в Театре Российской армии в канун 65-летия нашей Победы в Великой Отечественной войне.

Валентина Васильевна Толкунова заслужила поистине всенародную любовь в 70-80 годы. Она была исполнительницей многих популярных песен, в том числе «Стою на полустаночке», «Серебряные свадьбы», «Мой милый, если б не было войны».

Валентина Толкунова родилась 12 июля 1946 года в Армавире Краснодарского края. Через год ее семья переехала в Москву. В 1964 году поступила на дирижерско-хоровое отделение в Московский государственный институт культуры, окончив его в 1976 году. В 1971 году окончила музыкальное училище им.Гнесиных.

В 1966 композитор и дирижер Юрий Саульский организовал вокально-инструментальный оркестр «ВИО-66» и пригласил тогда еще Валечку Толкунову в вокальную группу – точнее джаз-бэнд. Пять лет она отдала ансамблю как джазовая вокалистка.

Сольный дебют певицы состоялся в 1972 на творческом вечере поэта Льва Ошанина, где она спела песню Владимира Шаинского «Ах, Наташа». С 1973 Валентина Толкунова - солистка Москонцерта, а с 1987 художественный руководитель организованного ею Московского театра музыкальной драмы и песни.

В феврале 1986 состоялась премьера спектакля «Русские женщины» по поэме Некрасова, на стихи Пушкина и Кольцова, где Валентина Толкунова исполняла главные роли. Наряду с дебютом в опере, певица снялась в том же году в фильме-фантазии «Верю в радугу». С 1989 - руководитель театра музыкальной драмы и песни творческого объединения «АРТ», в котором был поставлен ряд музыкальных спектаклей.
Как театральная актриса она выходила на сцену в спектаклях «Ожидание» (1989), «Я не могу иначе» (1990), «Брызги шампанского» (1991), «Не оставляй меня, любовь» (1992) «Я росинка твоя, россиянка» (1995), «Новая весна Валентины Толкуновой».

Заслуженная артистка РСФСР (1979), народная артистка России (1984). Гастролировала в Финляндии, Японии, Индии, Германии, Люксембурге, США, Канаде, Греции, Австралии, Вьетнаме, Сингапуре, Израиле. Певицей издано 12 пластинок и компакт-дисков. Только в музыкальных фильмах и театральных спектаклях ею исполнено более 300 песен. В.Толкунова 23 раза становилась лауреатом телевизионного конкурса «Песня года».