Последний написанный роман всегда самый важный для зрелого писателя. Для Анатолия Кима такой роман, долгожданный и знаковый, - «Радости Рая». Именно о нём хочется поговорить в юбилейный для писателя год.

– О вашем творчестве литературоведами и критиками написано уже немало. Но, пожалуй, уместнее всего будет побеседовать о последнем романе «Радости Рая». На протяжении всего романа герой Аким, переживая множество реинкарнаций, обуреваемый «бесконечным зудом вселенской дороги», перемещается во времени и пространстве (единица измерения которых вместе – километрочас) в поисках радостей рая, некой сладчайшей радости Икс. Что же это такое? И как ощущаете её в контексте своих 75 лет?

Главный герой и другие герои «Радостей Рая» не ищут какой-то «сладчайшей» земной радости Икс. Но они мечутся по головокружительным серпантинам реинкарнаций в поисках того, чего никогда не теряли – райских радостей (РАРА). В «контексте своих 75 лет» я вдруг стал ясно понимать, что невозможно принять дар безсмертия , если внутри его бесконечного пространства не будет плескаться океан райских радостей. Самый блистательный чудесный мир без сверхчудес будет невыносимо скучным. Райские радости – это то, не знаю что, это пойти туда, не знаю куда. Это что-то супержеланное, что-то большее, чем даже само безсмертие. Это вечная неутолённость человеческого сердца, познавшего всю тщетность и необъяснимость своего появления в каком бы то ни было мире: посюстороннем, потустороннем, параллельном, трёхмерном, четырёхмерном. Райские радости – это великая компенсация за предельное экзистенциальное отчаяние, это искупление за самопроклятие человека, выраженное известной сентенцией: «Лучше было бы мне не рождаться». РАРА – это осушение слёз 11 сентября 2001 г., Хиросимы и Нагасаки, индонезийского цунами. Все испытанные и грядущие великие катастрофы на Земле, отмеченные миллионами человеческих жертв, будут отпеты РАРА.

Радости Рая – это нелогичное внеземное утешение человечества, отдавшего всю силу своего гения на дело собственного уничтожения, – и светлое упование на то, что этого всё же не случится.

«ЛГ»-ДОСЬЕ

Анатолий Андреевич Ким родился 15 июня 1939 года в селе Сергиевка Южно-Казахстанской области Казахской ССР. Учился в Московском художественном училище памяти 1905 года, окончил Литературный институт им. А.М. Горького. Автор известных романов «Белка», «Отец-Лес», «Онлирия», «Сбор грибов под музыку Баха», «Остров Ионы», повестей «Лотос», «Луковое поле» и многих других.Автор недавно вышедшего романа «Радости Рая».Академик Академии российской словесности.Награждён орденом «Знак Почёта» (1984), отмечен премиями журналов «Дружба народов» (1980), «Юность» (1997), Евангелической церкви Рейнланда (1981), им. Ю. Казакова ПЕН-клуба Казахстана (2000), «Ясная Поляна» (2005).С конца 2004 г. жил в Казахстане. Сейчас живёт в Переделкине.

– Главный герой романа принадлежит к древней человеческой расе хомо прозорливый. Что эта за раса такая и есть ли в реальной жизни такие люди?

Хомо прозорливый и просто прозорливцы – это действительно особая раса человечества. Все они вполне понимают друг друга, владеют единым языком общения. Этот язык позволяет разговаривать реликтовому одуванчику с учёной дамой из Гавайского университета, гигантскому осьминогу с крошечной рыбкой Земфирой, мыши с апостолом Андреем Первозванным и т.д. Прозорливцами были как исторически достоверные лица, так и литературные герои известных произведений писателей разных эпох. В процессе естественной эволюции исторические персоналии и вымышленные литературные персонажи романов постепенно превращались в одну и ту же общность, потому что исторические персоны умирали в свой срок и тут же превращались в персонажи литературные, отныне существующие только на бумаге, в словесном мире.

Прозорливцы были расой безсмертных, им не грозил тяжкий смертный сон в удушливой камере какой-нибудь задвинутой маргинальной эпохи. Они могли скакать из века в век, туда и обратно, сверху вниз и снизу вверх по Древу Вечности, как резвые белки. Среди живых людей мне встречались реальные прозорливцы – это и индийский махараджа Габиндан Баба Джи, и русский православный старец из Боровского Пафнутьевского монастыря отец Власий, и мой крёстный отец Иннокентий Михайлович Смоктуновский, и также Николай Михайлович Любимов, переводчик Марселя Пруста, «Декамерона», «Дон Кихота», «Гаргантюа и Пантагрюэля»…

– Одна из самых парадоксальных мыслей романа – мысль о том, что бе з смертно тело, а душа, напротив, смертна. Причём важно писать именно бе з смертие, через букву з. Весьма смелое утверждение. Можете его обосновать?

– Человек рождается в материальном мире и получает при этом нематериальную душу. Так Бог даёт. Тело вечно вечностью материи. Душа вечна вечностью Мирового Духа. Человек материален и духовен, значит, он вечен. Он был вечен до своего рождения на земле – в дожизни – и будет вечен в послежизни. Хомо прозорливец после своей телесной кончины переходил в другую материальную форму и по закону сохранения энергии и вещества продолжал свою жизнь в ином виде – бабочкой, слоном, муравьём, дельфином, новым далайламой. Да, чудеса метаморфоз, да, реинкарнация.

Тело после смерти остаётся на земле в вечности материи, проходя через многие и многие виды метаморфоз, поэтому оно безсмертно. Душа же покидает материальный мир навсегда, поэтому она смертна для земного мира.

– По Киму, время – величайшее заблуждение. А периоды дожизни и послежизни – не менее важны, чем реальный отрезок существования. Как всё это взимосвязано и как соотносится с вечностью?

– Что называют вечностью? Это неподвижность времени. Итак, мы живём с убеждённостью, что есть время, которое течёт. Но откуда и когда начало течь время? И куда оно течёт? Время вечно, и бесконечно, и безначально. Докажите мне, что это не так. Где и когда оно началось и когда должно кончиться? Итак, вечность не может иметь начала и не может иметь конца. Вечность неподвижна. Стало быть, время ниоткуда никуда не течёт. И вообще – его нет, время не измерить, как пространство, его нельзя взвесить, как материю, у него нет температурных характеристик. А что же есть? Есть наше тревожное представление, что время летит, проходит мимо, уходит в песок, течёт сквозь пальцы, что существует одностороннее движение времени, что в реку времени нельзя войти дважды.

Для чего мне так нужно было в своём романе «свалить» понятие времени? Да только лишь для того, чтобы призвать к революции лучшие умы человечества против той власти, которая беспредельно дико угнетает нас на протяжении всей истории. Я имею в виду власть Смерти. Нет, я не говорю, что смерти нет или что она не страшна, я говорю о том, что для человека смерть есть – и естественная от болезней, и неестественная, насильственная – от пыток и казней, но и это не самое главное. Самое главное – смерть есть, есть и без смертие. Оно намного значительнее для человека в его единении с вечностью. Без смертное существование каждого из нас в том, что мы уже существовали до нашего рождения – и будем существовать после нашей смерти.

Обо всех этих вещах я говорил в «Радостях Рая» языком не разума, но чувств и создавал особую систему эмоционального продвижения мысли по философским дебрям, сквозь толщу косного материала абстрактных понятий и схем. Чтобы обрести должную силу убедительности, я воспользовался логикой сна, по которой может происходить что угодно, – любые коллизии, встречи, сюрреалистические сращения и сдвиги во времени. И эта логика, использованная как метод организации литературной композиции, дала самые неожиданные результаты и восхитительное, не изведанное доселе мной чувство свободы!

– Любопытна философская беседа с Циолковским об одухотворённом космосе, об эволюции космоса как ряда переходов от материального до энергетического, лучистого состояния, в котором и пребывает сейчас Константин Эдуардович. Судя по всему, вы разделяете его теорию…

– Циолковский больше известен в мире и России как отец космонавтики, автор и разработчик ракетных кораблей для межзвёздных путешествий. Но совсем мало известен как создатель удивительной философии. Эта философия стоит в ряду учений таких выдающихся русских натурфилософов, как Фёдоров и Вернадский. Теория монизма, учение Циолковского о живой единой вселенной, поражает воображение невероятной красотой и оптимизмом. По мысли Циолковского, причиной появления космического мироздания и всего, что прилежит к нему, в том числе и такая малость, как разумное человечество на одной крохотной планете, – причиной и целью всей эволюции живого Космоса является Вселенская Любовь Творца мироздания, которого Циолковский называет Высшим Разумом и который непостижим для человеческого разума. Вселенная создана по законам небесной Любви, благодаря чему звёзды в космосе любят друг друга и бережно относятся друг к другу и, законопослушно следуя правилам гравитации, не сталкиваются, но вращаются одна возле другой в галантных орбитальных танцах. Вид звёздного неба потому столь радостен и прекрасен, что хоровод Вселенной пребывает в великом счастье вечной гармонии.

– Если говорить о религиозной составляющей романа, то «Радости Рая» – некое соединение-сращивание христианства, буддизма и индуизма, а также языческих верований и атеистических научных гипотез. Не вступает ли, на ваш взгляд, всё это в противоречие между собой или, напротив, выстраивается сложная, труднопостижимая и необходимая гармония миропонимания?

– Сколько бы ни было в человечестве религиозных систем, как бы ни выглядели они по-разному, но все они сводились к единому: к отношениям людей к Тому, Которого Циолковский называет Высшим Разумом, христиане – Отцом, сущим на небесах, мусульмане – Аллахом, буддисты – Буддой, индуисты – Брахмой. Все обращались к единому Богу с мольбой защитить их от сил тьмы, таящих в себе страшные угрозы, от насланных этими силами неодолимых бед – и заступиться перед вероломством и злобой Смерти. В моём романе нет ни соединения, ни сращивания разных религий, ни смешения с ними каких-нибудь научных гипотез. Подобный эклектизм недопустим для писателя, который не считает себя основательным философом, но позволяет себе философствовать – есть такая у него слабость. В романе отражены некоторые положения из перечисленных вами мировых религиозно-философских систем, но все эти умственные усилия направлены в одну общую сторону – упомянуть о вечных надеждах людей на высшую справедливость и мольбах и защите перед вероломством смерти.

Христианский мотив был в романе тоже направлен в одну сторону – я хотел увидеть в христианстве с его главной идеей – Бог есть Любовь – связь с законом вселенской Любви. Звёзды любят друг друга – на этом стоит Вселенский Дом.

– Стилистически роман «Радости Рая» довольно сложен. Здесь и смена ракурсов повествования, и смена рассказчиков (хотя преобладает голос одного, основного), и наложение временных и пространственных пластов, и полифония нескольких реальностей: мифической, фольклорной, магической, космической и бытовой. Трудно ли писался роман? И каков главный этический посыл?

– Роман выглядит сложным, но на это я отвечу словами персонажа из кинофильма «Берегись автомобиля», в котором мой крёстный И. Смоктуновский сыграл главную роль: «Товарищи судьи! Деточкин виноват перед законом… Но он не виноват!» И роман писался очень просто и радостно, в большом веселии души и совсем нетрудно. Разве это не чувствуется по кантилене языка и стиля?

Я писал этот роман, чтобы сказать нет Большой Лжи, которая считает, что купила человеческий мир. Я писал, чтобы сказать нет устоявшемуся самоуверенному мнению, что Большая Удача книги – это большие деньги, которые заплатят за неё. Я писал, чтобы ответить да тем недоброжелателям, которые скажут мне: неужели ты веришь, что в наш рыночный век блистательных бестселлеров будут читать твой не влезающий ни в какие рыночные ворота грандиозный космический метароман, не в меру перегруженный звёздными грёзами, тысячью и одной ночью словесного волшебства, и полный творческой свободы? Да, отвечу я, верю.

Беседу вела Анастасия ЕРМАКОВА

Три обязательных вопроса:

– В начале ХХ века критики наперебой говорили, что писатель измельчал. А что можно сказать о нынешнем времени?

– Не жил я в начале ХХ века и не знаю, почему тогда критики так говорили. Хотя о каком «измельчании» можно было говорить, когда ещё были живы Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин? Странные критики! Может быть, они себя считали уж такими гигантами, что всякий там Л. Андреев для них просто мошка? И ведь на мировой арене были навскидку Кнут Гамсун, Бернард Шоу, Томас Манн, Акутагава Рюноскэ?..

Что сказать о нашем времени? Могу сказать такое, что критики повесят меня на том литературном суку, на котором сижу. Поэтому говорить ничего не буду о других писателях, мелкие они или не мелкие. Лучше скажу о себе.

Один писатель, мой ровесник, который давно уже стал считаться великим, как-то сказал мне: «Я русский писатель, я на службе у своего народа. Я ангажирован своим народом. А ты не русский человек и спокойно можешь выходить на всемирность». Этим он хотел сказать, что у меня больше творческой свободы, и поэтому мне лучше. Но получилось почти как в одной старинной народной поговорке: «Ем, да свой, а ты рядом стой».

Что же, я и постарался выходить на «всемирность» и написал немало книг, вращаясь на этой орбите: «Отец-Лес», «Белка», «Остров Ионы» и др.– и вот и новая – «Радости Рая».

Так крупный я теперь писатель или из мелких? Ничего не могу сказать ни в своё оправдание, ни в самовосхваление.

– Почему писатели перестали быть «властителями дум»? Можете ли вы представить ситуацию «литература без читателя» и будете ли продолжать писать, если это станет явью?

– Писатели перестают быть властителями дум, когда эти «думы» не приходят в головы их современников. Как можно стать властителями того, чего не существует? Смело могу утверждать, что перестройка социализма в капитализм, разграбление великого государства гигантами новорусской демократии, появление тысячи миллиардеров на фоне миллионов нищих пенсионеров не пробуждают в мыслящих головах каких-то особенных дум, кроме тех, которые назойливо вертятся вокруг слова сколько. Сколько долларов? Сколько евро? Сколько рублей? Сколько процентов? За сколько можно продать? Купить? Предать? Убить? Любить? Это слово тотально главенствует в мозгах у людей современного общества. Но коли ещё остались писатели, которые не озабочены подобными думами и у них есть свои думы, они так и останутся при них. И писатель наконец-то станет властителем дум – своих собственных, разумеется.

Если окажется, что в результате всего писатель останется без читателя, а писать ему «за сколько» не захочется, он может перестать писать и пойти работать в управдомы. Если в ЖКХ его возьмут, конечно…

– На какой вопрос вы бы хотели ответить, но я его вам не задала?

– Я хотел бы ответить на вопрос: «Что вы думаете о будущем России?»

Отвечаю словами одного из «прозорливых», Махараджи Баба Джи из Индии, которым я был принят в его ашраме на Старом Дели.

Я задал ему этот же вопрос, и индийский мудрец ответил: «Духовное возрождение и высочайший взлёт духовности человечества произойдёт в России». (Махараджа Баба Джи дважды побывал в России – во времена Горбачёва и Ельцина.) Мне хочется в это верить – несмотря ни на что и во что бы то ни стало.

Умницу, красавицу и посла доброй воли Анджелину Джоли , безусловно, есть за что недолюбливать. В особенности это касается близких знакомых Дженнифер Энистон. Они не могут простить Джоли за то, что она отбила Питта у их подруги.

Телеведущая и актриса Челси Хэндлер совершенно не стесняется в выражениях и активно излагает свои позиции по отношению к Анджелине Джоли уже добрый десяток лет, начиная с поцелуя Джоли с родным братом после церемонии «Оскар» в 2000-м году.

«Она может коллекционировать детей хоть со всего света, но я ни на грош ей не поверю. В интервью она рассказывает, что у нее совсем нет подруг, так это потому, что она такая стерва!» – так однажды Челси охарактеризовала Анджелину. Разумеется, от таких громких обвинений Джоли не в восторге. И в свою очередь тоже не высокого мнения о Хэндлер.

«Английские розы» и шипы: Шэрон Осборн VS Мадонна

Причина конфликта этих двух дам доподлинно неизвестна, но можно предположить, что когда-то во времена бурной молодости Мадонна нелицеприятным образом отозвалась о самом Оззи Осборне . Музыкант, видимо, и думать забыл о произошедшем, а вот его острая на язык супруга отличается менее избирательной памятью.

К примеру, о литературном творчестве Мадонны, а именно о детской книге «Английские розы», госпожа Осборн отозвалась буквально следующим образом: «И она еще пишет эти безумно глупые книжонки, и их читают наши дети! Если бы моя мама пришла ко мне с подобными произведениями…». Далее в цитате следуют высказывания, совершенно не предназначенные для печати.

Стоит отметить, что от самой Мадонны ответных комментариев не поступало, только лишь представитель певицы заявил, что Мадонна не имеет ни малейшего представления о том, почему Шэрон решилась на столь едкие заявления.

В ссоре из-за Брэда Питта

Эту историю знают все: красотка Джоли оплела сетями семьянина Питта, который бросил свою жену Дженнифер Энистон после пяти лет брака. Служебный роман, начавшийся на съемках фильма« Мистер и миссис Смит» в 2004 году, закончился для Питта вот уже десятилетним браком с Джоли и шестью детьми. Фанаты Энистон до сих пор не могут простить Питту измены, а 10 лет назад борьба армий двух красавиц достигла пика и позволила производителям футболок хорошо подзаработать(помните майки с надписями Team Aniston и Team Jolie?).

Однако недавно в раю прогремел гром: 40-летняя Анджелина обнаружила в телефоне своего мужа переписку с бывшей женой! Джоли была в ярости из-за того, что супруг не рассказал ей об этих сообщениях, хотя тот просто посчитал вежливым поздравить Энистон со свадьбой .

Келли Осборн и Кристина Агилера

Высмеивают вес друг друга

Популярное

Вражда навек — это про этих звездных девчонок. Напряжение между артистками длится уже больше десяти лет: в 2003 году на церемонии MTV в Эдинбурге Кристина Агилера за сценой метала дротики в постеры Келли Осборн, да и во время эфира не побоялась проехаться по своей врагине, назвав Осборн« бедным, грустным и злым ребенком». «Дорогая, если ты хочешь ввязываться в драки, надо учиться принимать сдачу!» — произнесла Агилера в микрофон. Самое интересное, что никто толком не знает, что же изначально послужило поводом для ссоры, но девушки зубоскалят в сторону друг друга до сих пор. Когда Осборн похудела и сменила имидж, а Кристина, всегда критиковавшая внешний вид Келли, начала толстеть, Осборн заявила, что теперь-то Кристина обретает свое подлинное лицо« жирной стервы».

Ники Минаж и Мэрайя Кэри

Ссорились из-за того, кто главнее в шоу

Продюсеры 12-го сезона шоу American Idol или были не в курсе тонкостей отношений между двумя дивами, или же тонко просчитали, какое внимание будет приковано к проекту из-за постоянных склок двух певиц, которых назначили судьями проекта. Кэри считает Минаж откровенным фриком, которая неспособна оценивать настоящие таланты адекватно. Каждый раз, когда Ники выражала свое мнение по поводу того или иного участника, Кэри покрывалась сыпью и не могла скрыть раздражения, из-за чего Минаж не раз срывала съемки, просто покидая студию. Мэрайя уверяла, что« эта бешеная» угрожала пристрелить ее, а Ники в свою очередь называла свою коллегу« ее чертовым высочеством». Финал сезона стал настоящим праздником для всей команды шоу.

Не переваривали друг друга на съемках« Дневника памяти»

О да, конечно, мы мечтали оказаться на месте героев мелодрамы« Дневник памяти» 2004 года. Героев, но не актеров, которые исполняли главные роли в фильме. Эти двое ненавидели друг друга! Райан Гослинг, который был утвержден в проект раньше, просил режиссера Ника Кассаветиса найти ему другую партнершу, но тот не пошел на поводу у актера. В итоге весь съемочный процесс сопровождался ссорами Гослинга и МакАдамс, которые команды фильма предпочитала« не замечать». Самое интересное, что по окончанию съемок бывшие враги начали встречаться! Роман продлился три года с перерывом на расставание, и в каких отношениях актеры расстались, точно не известно.

Ненавидят, когда их сравнивают друг с другом

Несмотря на похожие судьбы, девчонки ненавидят друг друга. Все началось два года назад с ареста Аманды Байнс в ее квартире на Манхэттене после жалоб соседей. С их слов, девушка зачастую сворачивала косяк прямо в подъезде и разговаривала сама с собой. Наряд полиции Аманда встретила крайне недружелюбно, что послужило поводом отправить ее на психиатрическую экспертизу. После в необходимости лечения убедились и многочисленные коллеги девушки. Слетевшая с катушек Байнс не просто вела себя странно(пыталась незнакомых людей, приходила в суд в парике), но и начала оскорблять знакомых знаменитостей. Гнев Аманды рандомно обрушивался на самых разных звезд: Рианна оказалась« уродливой», Шер — «старухой», Джей Зи — «мерзким». Попавшие под горячую руку звезды предпочитали никак не комментировать высказывания Аманды — та явно была не в себе. Но Линдси Лохан не выдержала. «Какого черта эта звездочка до сих пор на свободе!» — написала ЛиЛо в Twitter. Актриса упомянула, что она понесла наказание за езду в нетрезвом виде и отсидела в тюрьме, а Байнс кроме пьяного вождения натворила кучу сумасшедших вещей и до сих пор гуляет на свободе. Конечно, Байнс не оставила едкое замечание без внимания, обозвав Линдси стервой. Впрочем, ЛиЛо гневалась раньше времени: Байнс все равно« прописали» принудительное психиатрическое лечение.

Поссорились из-за высказывания теннисистки

Детская непосредственность бывшей теннисистки сыграла со спортсменкой злую шутку. В далеком-далеком 2000 году Курникова в интервью журналу Vogue сказала, что однажды на светском приеме ей довелось столкнуться с актрисой Элизабет Херли, и та вблизи оказалась« тако-о-ой уродиной». Британские журналисты встали на защиту своей любимицы, а та лишь отшутилась по поводу слов Анны: «Ну что можно ждать от ребенка с лицом, похожим на картошку».

Считают друг друга недостаточно стильными

Ссоры двух британских красоток — тоже дела давно минувших дней. Десять лет назад Наоми, известная своим склочным и неуживчивым характером, вдруг огрызнулась на певицу, которая во времена группы Spice Girls была известна под кличкой« Шикарная». «И в каком это месте она шикарная?» — поинтересовалась Кэмпбелл. В ответ на это Вики, которая известна своей любовью к диетам и изможденной фигурой , назвала модель« коровой». После обмена любезностями девчонки стараются избегать друг друга в обществе, а во время случайных встреч ведут себя по‑английски сдержанно и холодно.

Голливудские звезды, которые ненавидят друг друга.

Актеры Голливуда находятся от нас по ту сторону экрана, но любуясь ими, мы не всегда помним о том, что они такие же люди, как и мы, подверженные бурным страстям и испытывая такие же простые человеческие чувства: любовь и ненависть. Особенно ненависть.


кадр: TitrCollage

Всегда печально, когда пара, прежде безумно влюбленная, начинает громко и некрасиво оскорблять друг друга.

Ким и Алек были одной из красивейших семей Голливуда, но из-за разногласий в вопросах воспитания подросшей дочки их отношения холодели все больше и больше, пока в один прекрасный день разгневанный Алек, не сумевший дозвониться до дочери, не прислал ей смс такого мерзкого содержания, что девочка едва не наложила на себя руки. Ким не простила мужу такой бесчувственный поступок, и это стало началом взаимной ненависти, обжигающей настолько, что теперь этих двоих нельзя даже помещать в одной комнате. Скандал с ругательствами и рукоприкладством будет обеспечен.


кадр: TitrCollage

Шеннон известна в Голливуде не только своим вздорным характером, за который, между прочим, поплатилась ведущей ролью в проекте «Беверли Хиллз 90210», но и жадностью до чужих мужчин, что не раз приносило ей неприятности.

Собственно говоря, главная роль в «Зачарованных» была у нее отобрана по той же причине. На съемочной площадке разгорелся бурный роман между Алиссой Милано и Джулианом МакМахоном. Ну разве могла Шеннон пройти мимо и не поучаствовать? И ее даже не смутил тот факт, что Джулиан в тот момент и так уже был уведен Алиссой от законной жены. Вот так бедный МакМахон стал дважды уведенным, Милано с тех пор порывается наброситься на Доэрти с кулаками, как увидит, а что обо всем этом думает законная жена МакМахона – неизвестно.


кадр: TitrCollage

История ненависти этих двух красавцев-парней, стара как мир. Как сказал один известный пират, «их погубили не алкоголь, не дихотомия добра и зла, а женщины». Все началось с того, что Джастин изволил пригласить на свидание супругу Орландо, а та, оказавшись девушкой легкомысленной, согласилась.

Через несколько дней Орландо отплатил обидчику, опубликовав пикантные фотографии его девушки, которые сделал лично. Чем закончилась эта история, воочию наблюдали испуганные посетители одного модного ресторана на Ибице, когда охрана растаскивала Орландо и Джастина по разным углам заведения, и последний, вытирая разбитый нос, обозвал Блума «мерзким Леголасом». На что «Леголас» пообещал, что когда-нибудь он Биберу уши-то пооборвет.


кадр: TitrCollage

Многие из поклонников фильма «Дневник памяти» не раз желали оказаться на месте главных героев и пережить такую же волнующую и горячую любовь. Но упаси боже перепутать желания и угодить на место не героев, а сыгравших их актеров.

В реальности Райан и Рэйчел друг друга просто не переваривали. Причем эта неприязнь достигала таких масштабов, что в разгаре съемок продюсеры даже подумывали выгнать их обоих к чертовой матери и нанять других актеров. Но к счастью, и Райан, и Рэйчел – профессионалы и исполнили свои роли так хорошо, что никто из зрителей даже не догадался об их настоящих чувствах.

кадр: TitrCollage

Эти отношения трудно оценить, как взаимную неприязнь, потому что со стороны Майкла Бэя не найти никаких нехороших поступков в отношении Меган. А вот Меган, напротив, ведет себя не очень красиво, периодически высказываясь о Майкле в очень нехороших выражениях.

Причиной ее ненависти стало увольнение из проекта «Трансформеры» после того как она обозвала Майкла «сущим Гитлером». С тех пор она обижена на Майкла и даже не принимает в расчет тот факт, что уволил ее не он сам, а Стивен Спилберг, бывший исполнительным продюсером проекта и возмущенный ее поведением на съемках.


кадр: TitrCollage

Сиенна Гиллори – начинающая актриса и пока что не хватает звезд с голливудского небосклона. Это вполне объясняет ее зависть к уже состоявшимся актрисам, но никак не оправдывает ее привычки постоянно говорить о коллегах разные пакости. И если большинство работниц кинобизнеса предпочитает не реагировать на ее нападки, то Кейт Бекинсейл очень оскорбилась в ответ на заявление Сиенны о том, что у Кейт якобы ненастоящая грудь. Впрочем, Кейт не стала унижаться до ее уровня, а лишь скромно заметила, что вместо того, чтобы заниматься глупостями, лучше бы Сиенна больше работала над своим актерским мастерством, тогда и ей бы сопутствовал успех.


кадр: TitrCollage

Руперт, если можно так выразиться, практически не дает Дженнифер покоя, постоянно критикуя ее работу. Относительно недавно он, например, высказался телеканалу ВВС: «Актрисы, подобные Дженнифер Энистон, не должны быть в списках актеров категории «А». Подобные ей знаменитости играют одни и те же образы из года в год и получают большие гонорары за счет прошлых заслуг. При этом, если такие актеры на площадке, весь мир начинает крутиться вокруг них». Это звучит еще более обидно, если учесть, что Руперт никогда не играл вместе с Энистон и даже не знаком с нею лично.


кадр: TitrCollage

Предприимчивая русская красавица Оксана Григорьева уже показала себя во всей красе, завоевав Тимоти Далтона, родив ему дочь и бросив. Но Тимоти был нисколько не обижен и, по слухам, даже рад.

Журналисты всего мира поняли, чему именно он радовался, спустя несколько лет, когда красотка начала шумный развод с Мэлом Гибсоном, которого увела из семьи и которому тоже родила ребенка. Она вынесла на обозрение публики все «грязное белье» Гибсона, выставила его домашним тираном и самодуром, а потом отсудила астрономические алименты и половину состояния. Мэл не остался в долгу, подав на нее в суд за разглашение интимных тайн, и отсудил свои деньги назад. Теперь эта пара вспоминает друг о друге исключительно в нецензурных выражениях.


кадр: TitrCollage

Однажды в интервью некоему изданию Хендлер внезапно разразилась сердитой тирадой насчет Анджелины, закончив ее так: «Она может коллекционировать детей хоть со всего света, но я ни на грош не поверю в ее чувства. В интервью она рассказывает, что у нее совсем нет подруг, так это потому, что она такая стерва!»

Казалось бы, чем могла обидеть сама Анджелина Джоли малоизвестную комедийную актрису? Причина злости раскрылась немного позднее, когда все вспомнили, что Челси – близкая подруга Дженнифер Энистон, которой в свое время пришлось «уступить» Джоли своего мужа. Ну а теперь и Анджелина не упускает случая подколоть противницу.


кадр: TitrCollage

Вражда бывших молодежных звезд началась с пустяка. Обе красотки уже давно отличаются невоздержанным поведением, связанным с различными порочными пристрастиями. Они обе – большие любительницы шумных загулов, разных бодрящих зелий, а также обе любят после обильных возлияний прокатиться с ветерком по трассе. И если Линдси неоднократно была за такие хулиганства наказана, то Аманде все как-то везло.

Однажды Аманда была с поличным поймана за распитием спиртных напитков прямо за рулем своей машины. Суд сделал ей выговор, а затем отпустил домой, подумать о своем поведении. Линдси не выдержала и написала в своем блоге: «Какого черта? Меня бы за это посадили, а эта, пардон, звезда, все еще на свободе?» Аманда этого не стерпела, и теперь звезды ведут активную интернет-войну, а их подписчики с удовольствием принимают в ней участие и комментируют сражения.

Все привыкли к позитивным рейтингам: «топ лучших семейных пар, топ самых знаменитых многодетных мам, топ самых красивых и умных звезд». Но в шоу-бизнесе не все так гладко, и рядом с позитивом всегда соседствует и обратная сторона – ненависть. Многие знаменитости люто ненавидят своих коллег по цеху. Иногда ненависть заходит так далеко, что происходит срыв съемок, продюсеры несут миллионные убытки, рушатся судьбы. Сегодня мы представляем рейтинг звезд, которые терпеть друг друга не могут.

Гвинет Пелтроу и Мадонна: Женской дружбы не существует?

Казалось бы, что может объединять этих артисток? Одна вся такая правильная, милая, аристократическая, снимается в правильных фильмах, носит правильную одежду. И другая – женщина-провокация, неподражаемая Мадонна. Она никогда не боялась бросать вызов обществу, всегда сама творила моду и историю. Но эти две звезды долгое время были очень хорошими подругами. Гвинет даже называла Мадонну своей старшей сестрой. Но вдруг десятилетняя история дружбы резко прекратилась.

Сегодня бывшие подружки терпеть друг друга не могут. Они стараются не пересекаться на светских мероприятиях и не участвовать в проектах вместе. Что стало причиной такого поворота событий, никто из них не уточняет. Но дружбе пришел конец после развода Мадонны с Гаем Риччи. Раньше звездные пары дружили семьями, а после развода дружеские посиделки прекратились. Видимо, в этой ситуации Гвинет приняла сторону Гая Риччи.

Ким Бейсингер и Алек Болдуин: Любовь как причина ненависти

Красивая пара, счастливая семья, прекрасная малышка-дочь – так все начиналось в истории Болдуин/Бейсингер. Целых 11 лет просуществовал звездный союз, в котором подрастала белокурая как мать Айленд. Закончилась семейная хроника пары громкими судами, взаимными обвинениями и полосканием грязного белья на людях. Как это вес отразилось на дочери – один Бог знает. Но с тех пор Бейсингер впадает в ярость при упоминании имени бывшего супруга, что уж говорить об общении бывших влюбленных. Хотя после всех событий прошло уже более десяти лет, но страсти не утихли, и топор войны не зарыт. Малышка Айленд превратилась во взрослую девушку со сложным характером. Возможно, не последнюю роль в этом сыграли ненавидящие друг друга ее родители.

Дженнифер Энистон и Анджелина Джоли: Что такое карма

О взаимной ненависти этих двух красавиц не знает разве что ленивый. В далеком 2005 году Джоли без стеснения увела Бреда Питта из семьи, успела родить ему троих детей, выйти за него замуж и развестись. Все это время Энистон следила за судьбой пары Бранджелина и все ждала бумеранга, который должен был настичь охотницу за чужими мужьями красотку Энджи. Хотя Энистон тоже успела выйти замуж за Джастина Теру, но ее жизнь не была такой насыщенной, как у ее бывшего.

И вот карма, наконец, настигла Джоли – они с Бредом развелись, несмотря на шестерых детей и всемирную любовь к их паре. Поговаривают, что Дженнифер начала общаться со своим бывшим мужем, утешать его и давать советы. Сегодня уже Энджи нервно курит в сторонке, поглядывая как бывший муж все чаще появляется на публике с Энистон.

Сара Джессика Паркер и Ким Кэтролл: ненависть в большом городе

Звезды «Секса в большом городе» на экране играли закадычных подруг, но мало кто догадывался, что за кулисами они терпеть друг друга не могут. Вот что значит актерское мастерство! Их далеко нетеплые отношения раньше не были известны широкой публике, но недавно у Ким Кэтролл умер брат, а Паркер прислала ей публичные соболезнования. Ответ Ким ошарашил всех – она назвала Сару лицемеркой и попросила больше не тревожить ее семью и не пытаться пиариться на ее горе. Еще Кэтролл написала на странице социальной сети, что Паркер ей не подруга и никогда нею не была.

Поговаривают, что Ким Кэтролл изначально не вписалась в компанию – Кристин Дэвис, Сара Джессика Паркер и Синтия Никсон. Это произошло из-за разницы в возрасте, ведь Саманта не только по сериалу самая старшая из подруг, но и в жизни она старше других актрис из четверки на 10 лет.

Джонни Депп и Эмбер Херд: От страстной любви к дракам

Джонни Депп был сражен Эмбер Херд буквально наповал. Он как мальчишка потерял голову, окунулся в омут страсти с младшей его на 24 года Эмбер. А она крутила ним как только могла. Эта красивая блондинка напомнила Деппу его же в молодости, в те дни, когда он шел против всего, был бунтарем и непредсказуемым человеком. Ради роковой Херд он бросил утонченную и верную Ванессу Паради, забыл о спокойной семейной жизни и скоропостижно женился на объекте свой страсти. А это была именно страсть, которую часто принимают за любовь.

Всего через 15 месяцев брак приказал долго жить. Эмбер подала на развод, утверждая что муж регулярно поднимал на нее руку в пьяном угаре. Конечно, Депп все отрицал, но его благоверная была убедительна. Она предоставляла в суде фото доказательства его рукоприкладства, вызывала свидетелей. После такого публичного унижения у бывших супругов просто не было шансов сохранить хоть мало-мальски хорошие отношения. Депп и сегодня не хочет ничего слышатьть о красавице Херд, называя их брак большой ошибкой.

Аманда Байнс и Линдси Лохан: Плохие девочки не любят себе подобных

Судьбы этих двух актрис очень похожи: они обе в свое время увлекались наркотиками, алкоголем, устраивали дебоши и попадали в нелепые ситуации в неадекватном состоянии. Но оторвы не пересекались друг с другом до определенного времени. Все дело в том, что Аманде Байнс захотелось вылить ушат грязи на своих коллег по шоу-бизнесу, и она с удовольствием прошлась не только по Линдси, но и по другим знаменитостям.

Рианна, Шер, Джей Зи и прочие, которые попали под горячую руку неутомимой Аманды, предпочли оставить ее выпад без внимания. Они понимали, что Аманда наверняка не в себе. Но Лохан не стала глотать оскорбления и выразила свое недоумение тем, что Байнс до сих пор на свободе. Ведь актрису не раз уличали в пьяном вождении и прочих опасных выходках. Видимо, молитвы Линдси были услышаны, и Аманду отправили на принудительное лечение в психиатрическую клинку.