Представление о боевых роботах в массовом сознании сложилось под влиянием голливудских блокбастеров. В фильмах роботы представлены как похожие на людей сверхмощные машины, которые эффективно заменяют солдат на поле боя.

Однако в реальности научная мысль пошла по совершенно иному пути. Инженерам было гораздо проще проектировать подобие существующих ударных средств (пушек, бронетехники), чем создавать антропоморфных роботов. Типичный боевой робот — это относительно небольшая по габаритам машина, которая отдалённо напоминает бронемашину пехоты, бронетранспортёр или танк и передвигается на гусеницах или колёсах.

Конструкторы уже лет двадцать ломают головы над тем, как, что называется, поставить боевого робота на ноги. Передовой разработкой на этом поприще является четырёхногий BigDog или AlphaDog американской компании Boston Dynamics.

  • BigDog
  • U.S. Marine Corps

Преимущество такой конструкции заключается в том, что робот способен перемещаться по лесной или гористой пересечённой местности, фактически выполняя работу вьючного животного. Специализированные издания утверждают, что на ходовой платформе BigDog будет создан боевой образец.

Под управлением человека

Сознание обывателя часто будоражит мысль о невероятных способностях боевых роботов, хотя эффективность их применения остаётся под вопросом. Автономные аппараты, которые принято называть роботами, по сути, полноценными роботами не являются, так как лишены искусственного интеллекта. То есть ими всё равно дистанционно управляет человек.

Из открытых источников следует, что боевые роботы пока ни разу не применялись в реальных боевых условиях (за исключением ударных беспилотных летательных аппаратов) в силу множества технических особенностей. На кадрах учений с участием роботизированных комплексов видно, что они приспособлены к оказанию огневой поддержки пехоте и не играют роль самостоятельной боевой единицы.

Человек управляет роботом и взаимодействует с ним на поле боя. А поскольку противник может уничтожить расположенный неподалёку пункт управления, сегодня слишком рано говорить о полном исключении риска для жизни военнослужащих в результате внедрения роботов.

Кроме того, двигатель и конструкция боевых роботов при передвижении издают характерный звук, что снижает вероятность их применения в специальных и разведывательных операциях, где нередко требуется бесшумное выполнение задания. Например, американский BigDog, который должен будет сопровождать спецназовцев, шумит так, что с ним трудно находиться рядом.

Цель учёных — устранить указанные недостатки и создать в итоге полностью автономные машины, которые могли бы принимать решения без участия человека. Для этого в первую очередь предстоит решить проблему с распознаванием своих, чужих и гражданских, которая часто поднимается в голливудских блокбастерах.

То есть идеальный боевой робот должен не только метко стрелять и в точности понимать команды хозяина, но и обладать развитым искусственным интеллектом, сопоставимым с возможностями человеческого мозга. На сегодняшний день мировой науке, вероятно, не под силу создать столь совершенное программное обеспечение.

Снизить риск потерь

Военный эксперт Дмитрий Литовкин подтвердил в беседе с RT, что у современных боевых роботов есть существенные недостатки, которые не позволяют им заменить на поле боя вооружённого пехотинца или бронетехнику. В то же время аналитик подчеркнул, что нынешние проекты — это, по сути, опытные образцы, которые необходимы для создания более совершенных систем.

«Робототехника — это очень дорогостоящее удовольствие. Но военное искусство развивается в направлении автоматизации управления боем, что предполагает применение роботов, в том числе боевых. Главная задача во всём мире — заменить человека, сберечь его здоровье и жизнь», — отметил Литовкин.

По его словам, Россия в сфере боевой робототехники практически не уступает США и Израилю. Аналитик считает, что наша страна обладает достойными боевыми платформами, которые пока проходят испытания, но в ближайшие годы могут быть приняты на вооружение.

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев предположил, что недостатки автономных боевых модулей в будущем будут устранены, однако человек ещё очень долгое время будет участвовать в их управлении, лично отдавая приказ открыть огонь.

«В самом принципе дистанционного управления я не вижу ничего плохого, хотя это не всегда технически возможно. Но даже ограниченное применение современных боевых роботов снижает риск потерь личного состава. Несмотря на большие расходы, развитие боевых роботов будет обязательно оправданно и с экономической точки зрения, и в моральном плане», — уверен эксперт.

Корнев полагает, что боевые роботы будут составлять авангард будущих операций: «На земле имеет смысл бросать в бой роботы-танки, а для захвата помещений и проведения разведки использовать менее габаритные аппараты, включая миниатюрные (как, например, роботы-насекомые), предназначенные для убийства высокопоставленных командиров в стане противника».

«Сложно сказать, какое количество боевых модулей потребуется нашей армии. Всё зависит от военного плана. Я бы призвал брать пример с США, где более тысячи боевых роботов. Ориентация на вытеснение человека с поля боя обязательно себя оправдает. И, насколько я могу судить, Россия двигается в этом направлении», — отмечает Корнев.

«Вихрь», «Нерехта», «Соратник»

В России создано уже несколько образцов боевых роботов. Самым крупным сухопутным боевым аппаратом является разведывательно-ударный комплекс «Вихрь», разработанный на базе БМП-3. Машина весом 15 тонн вооружена 30-миллиметровой автоматической пушкой 2А72, а также 7,62-миллиметровым пулемётом ПКТМ и противотанковым ракетным комплексом «Корнет-М».

  • Разведывательно-ударный наземный робототехнический комплекс «Вихрь» с боевым модулем АБМ-БСМ 30 на базе БМП-3
  • vitalykuzmin.net

«Вихрем» управляют два человека: оператор и командир расчёта, который принимает решение и даёт команду «Огонь!». В случае необходимости управление движением машины может взять на себя механик-водитель. На поле боя «Вихрь» фактически заменяет боевую машину пехоты.

По аналогии с «Вихрем» конструкторы «Уралвагонзавода» пообещали создать беспилотную «Армату». На переработку знаменитого российского танка третьего поколения в автономный боевой модуль уйдёт 2-3 года.

10-тонный «Уран-9» является более компактной и оригинальной машиной. Внешне робот больше похож на танк, но выполняет часть функций БМП и зенитно-ракетного комплекса малой дальности «Оса». Предполагается, что машина будет использоваться для прикрытия спецназа.

«Уран-9», как и «Вихрь», оснащён 30-миллиметровой автоматической пушкой 2А72 и 7,62-миллиметровом пулемётом. Робот способен поражать танки ракетами 9С120 «Атака», а низколетящие воздушные цели — ракетами 9К33 «Игла». Управление осуществляется из специального подвижного пункта.

«Платформа-М», «Нерехта» и «Соратник» образуют семейство небольших боевых роботов массой до 1 тонны.

  • «Нерехта»
  • Минобороны России

Помимо пулемётов, на эти мини-танки можно установить гранатомёт или противотанковый комплекс. Разработчики утверждают, что машины могут управляться на расстоянии свыше 10 км.

Помимо разведки и поддержки пехоты, «Платформа-М» и «Нерехта» будут использоваться для охраны стратегически важных и военных объектов. По информации СМИ, боевые роботы после завершения всех необходимых испытаний и доработок могут быть привлечены к охране пусковых ракетных установок и командных пунктов.

Одним из наиболее перспективных направлений развития военной техники являются дистанционно управляемые аппараты. Такая техника может летать, перемещаться по воде и под водой, а также ездить по земле, выполняя различные задачи, от разведки до нанесения ударов. Так уж сложилось, что наибольшего внимания удостаивается летающая дистанционно управляемая техника – беспилотные летательные аппараты. Однако подобный подход может быть применен к почти любой военной технике, в том числе и наземной. При этом наземные дистанционно управляемые системы не только существуют, но и активно используются в реальной боевой обстановке. Рассмотрим наиболее известные и интересные модели таких роботов американского производства.

Разработка первого американского успешного проекта боевого робота стартовала в 1993 году. Пентагон начал программу TUGV (Tactical Unmanned Ground Vehicle – Тактический беспилотный сухопутный аппарат), целью которой было оснащение спецподразделений многоцелевым легким дистанционно управляемым роботом. Аппарат TUGV должен был стать носителем различного оборудования или вооружения, способным сопровождать пехотные подразделения и помогать им в выполнении боевых задач.

В проект включилось несколько фирм, в том числе Lockheed Martin и Университет Карнеги-Меллон. Все они представили свои варианты машины, которые в дальнейшем поочередно становились основой для полноценного проекта. Одной из причин таких «метаний» были сомнения заказчика в конкретном облике нового аппарата. Стоит отметить, самый сложный вопрос был решен еще в самом начале. Заключался он в концепции применения и, как следствие, конструкции робота. Если он рассматривался как легкое многоцелевое средство поддержки, то его можно было сделать простым, дешевым и, в то же время, незащищенным. Альтернативой этому был робот с противопульным бронированием, более мощным двигателем и соответствующей ценой. В итоге Пентагон выбрал второй подход к созданию боевого робота.

Первый вариант робота проекта TUGV, получивший имя собственное Gladiator, был выполнен на гусеничной базе. Это был небольшой аппарат с системой дистанционного управления, видеокамерой и маломощным бензиновым двигателем. В качестве вооружения он мог нести пулемет винтовочного калибра. В целом, для середины девяностых первый вариант «Гладиатора» был неплохим, но возникло слишком много претензий. Из-за этого фирмы-участники программы сделали второй вариант. Gladiator-2 получил полностью новую шестиколесную ходовую часть с дизельным двигателем.

Кроме того, второй вариант «Гладиатора» оснастили многофункциональной установкой SWARM, предназначенной для монтажа пулемета калибра до 12,7 мм. Помимо оружия новый робот нес дневную и ночную систему наблюдения и дымовые гранатометы. Все это располагалось на стабилизированной платформе. Необходимость установки серьезного стрелкового вооружения привела к увеличению размеров всей машины. Боевой вес второго «Гладиатора» мог достигать одной тонны, а геометрические размеры машины без дополнительного оборудования равнялись 1,8х1,35х1,2 метра.

Третья версия робота Gladiator имела еще большие размеры и массу. Теперь в полностью загруженном состоянии робот весил целых 3 тонны. Интересным нововведением в конструкции стала электрическая трансмиссия. Это не привело к значительному росту максимальной скорости, зато помогло уменьшить издаваемый машиной шум за счет использования аккумуляторов.

Последний вариант машины Gladiator был разработан Университетом Карнеги-Меллон, который в итоге получил заказ на продолжение работ по третьей итерации проекта. После ряда событий середины двухтысячных годов вся программа «Гладиатор» оказалась в неоднозначном положении, связанном с сокращением финансирования. При благоприятном развитии событий Пентагон рассчитывал закупить не менее двух сотен таких роботов, которые будут использоваться Корпусом морской пехоты.

Разработан в середине двухтысячных годов. По заказу агентства DARPA сотрудники Университета Карнеги-Меллон создали универсальную роботизированную платформу на колесном ходу. Предполагалось, что этот аппарат в перспективе можно будет использовать для выполнения различных задач в реальной обстановке или, как минимум, взять за основу для новых разработок.

Бронированный робот Crusher получился довольно большим (длина более 5 метров и высота около 1,5 м) и достаточно тяжелым – максимальный снаряженный вес примерно равен 6 тоннам. При этом собственная масса платформы более чем в два раза меньше: дело в том, что ввиду экспериментального характера проекта американские конструкторы сделали броню отдельным элементом комплекса. В результате «Крашер» может перевозить до 3600 кг брони и груза. Собственно корпус дистанционно управляемой машины выполнен по каркасной схемой из титана (каркас), алюминия (большинство деталей обшивки) и стали (бамперы и т.д.).

Подвижность аппарата Crusher обеспечивается оригинальной ходовой частью с шестью колесами, каждое из которых имеет независимую подвеску . Помимо обеспечения амортизации подвеска может изменять клиренс машины от нуля до 75 см. Предполагается, что с помощью изменения клиренса «Крашер» или аппарат на его основе сможет «проползать» под препятствиями или проезжать над ними. Естественно, при условии, что препятствие имеет соответствующий размер.

В ступице каждого колеса расположен тяговый электромотор мощностью около 250 л.с. Таким образом, суммарная мощность всех моторов равняется 1680 л.с. Электроснабжение электрических двигателей осуществляется при помощи аккумуляторов и генератора мощностью до 58 киловатт. Последний приводится в действие 72-сильным дизелем. Вариант с электротрансмиссией был выбран для обеспечения наименьшей шумности передвижения: при необходимости оператор выключает гремящий дизель и использует заряд батарей.

В зависимости от нагрузки, условий местности и других факторов дальность поездки на одной подзарядке аккумуляторов может находиться в пределах от 3 до 16 километров со скоростью до 42 км/ч. При соблюдении некоторых условий Crusher может осуществлять непрерывный марш, попеременно заряжая аккумуляторы и используя их, до выработки запаса горючего.

На борту колесного «Крашера» имеется комплекс аппаратуры, позволяющий собирать всю необходимую для управления информацию. Прежде всего, это видеокамеры, в поле зрения которых попадает почти вся передняя полусфера. Также в стандартную комплектацию машины входит несколько лазерных дальномеров, акселерометры, гироскопы и т.д. Вся телеметрическая информация по радиоканалу передается на пульт управления.

Оператор робота Crusher работает с органами управления, в большинстве случаев полностью идентичными соответствующим агрегатам автомобилей. Видеосигнал и данные о скорости, ориентировании и т.п. выводятся на шесть мониторов. Собственно управление осуществляется при помощи руля, педалей и некоего подобия ручки коробки передач.

В программном обеспечении «Крашера» предусмотрено несколько алгоритмов автономной работы. В случае потери управляющего сигнала или по желанию оператора машина в автоматическом режиме может проехать в заданную точку, самостоятельно преодолевая препятствия. В качестве конечной точки может быть выбрана, к примеру, база, куда Crusher вернется в случае проблем со связью.

В ходе завершающей стадии проектирования робот «Крашер» получил оружейную башню с крупнокалиберным пулеметом и комплекс разведки. Во втором случае на стандартное посадочное место для дополнительного вооружения была установлена небольшая поворотная башня с телескопической штангой, оснащенной видеосистемой наблюдения и лазерным оборудованием измерения и целеуказания.

По вполне понятным причинам, Crusher был построен в количестве нескольких экземпляров и использовался только как платформа для отработки новых технологий. Этот шаг был правильным, ведь уже на ранних стадиях проверки было обнаружено огромное количество проблем, прежде всего, с программным обеспечением и совместной работой различных систем. Тем не менее, к концу двухтысячных годов проект Crusher был доведен до ума и стал основой для других разработок.

Autonomous Platform Demonstrator – Автономная платформа-демонстратор. Фактически является дальнейшим продолжением проекта Crusher. Выдавая техническое задание на APD, агентство DARPA потребовало увеличить максимальную скорость, улучшить проходимость и обеспечить возможность эксплуатации в войсках. Первые две проблемы были решены путем замены моторов и доработки ходовой части. В результате максимальная скорость выросла до 80 км/ч.

Также было решено еще несколько проблем технического характера, связанных с повышением эксплуатационных характеристик «Платформы-демонстратора». Дело в том, что этот многоцелевой робот создавался в рамках программы FCS (Future Combat System – Боевая система будущего) и должен был стать полноценным элементом оснащения некоторых подразделений. Среди прочего, DARPA указали на необходимость возможности перевозки двух комплексов APD на одном самолете C-130. Таким образом, сухой вес самой машины и пульта управления не должен превышать 8,5-9 тонн.

Конструктивно APD представляет собой изрядно измененный «Крашер». Примерно то же самое можно сказать и о системе управления. Внешние отличия новой аппаратуры почти не заметны, зато серьезным доработкам подверглась программная часть, получившая немного большие возможности для автономных действий. Согласно некоторым источникам, в будущем электронные «мозги» APD могут даже получить способность оценки опасности ситуации с последующим перемещением в более спокойное место.

Стоит отметить, пока не совсем ясно, как именно будет производиться такая оценка. Что касается целевого оборудования, то «Автономная платформа-демонстратор» может нести башню с оружием или разведывательной аппаратурой. Кроме того, имеется некоторый внутренний объем для перевозки груза.

После отмены программы FCS дистанционно управляемая машина APD оказалась в подвешенном состоянии. С одной стороны, она уже не так явно вписывалась в перспективный облик американских вооруженных сил, но с другой, уже было вложено немало денег и усилий. В результате проект APD поменял свой статус и остался экспериментальной разработкой. Развитие «Платформы» продолжается до настоящего времени. Ее создатели утверждают, что, если военные вновь проявят интерес, то APD сможет пойти в войска уже к 2020 году. Тем не менее, Пентагон пока не выказывал намерений изменить статус перспективного проекта.

Необходимо сделать важную оговорку: американские военные заказывают не только тяжелые дистанционно управляемые аппараты. Для ряда задач их размер не только бесполезен, но даже и вреден, если не опасен. По этой причине достаточно давно начато создание нескольких проектов легких роботов военного назначения. В качестве примера рассмотрим программу SUGV (Small Unmanned Ground Vehicle – Малый беспилотный сухопутный аппарат).

В ходе осуществления глобального проекта FCS руководство американских вооруженных сил захотело получить небольшую дистанционно управляемую машину, предназначенную, прежде всего, для разведывательных целей. Главным требованием к SUGV был малый вес – необходимо было обеспечить возможность транспортировки аппарата силами солдат. Заказ на разработку такого комплекса получила фирма iRobot, а проекту присвоили армейское наименование XM1216. Конструкция малого разведывательного робота восходит к линейке многоцелевых роботов PackBot.

XM1216 имеет гусеничный движитель, связанный с электрическим мотором. Интересна конструкция ходовой части: помимо двух основных гусениц на роботе установлена дополнительная пара. Она монтируется на одном из концов основных гусениц и предназначена для преодоления различных препятствий, для чего имеет возможность поворота в пределах небольшого сектора. Дополнительные гусеницы могут использоваться в качестве рычага для отталкивания при подъеме или для плавного спуска с какого-либо препятствия.

Все целевое оборудование робота XM1216 состоит из видеокамеры, смонтированной на небольшом коленчатом подъемнике. При необходимости робот может перевозить до 2,5-3 кг груза. Сигнал с камеры по радиоканалу передается на операторский комплекс управления. Оборудование для управления роботом состоит из основного блока с небольшим жидкокристаллическим экраном и собственно пульта, по компоновке напоминающего игровые контроллеры-геймпады.

Общий вес всей аппаратуры комплекса XM1216 SUGV не превышает 15-16 кг, что позволяет транспортировать и пульт, и самого робота силами всего лишь одного человека. Для дополнительного удобства все системы укладываются в специальный контейнер-рюкзак.

В феврале 2012 года Пентагон завершил испытания робота XM1216 и подписал контракт на поставки. Точное количество заказанных комплексов не оглашалось, но есть все основания полагать, что счет идет на десятки, а то и на сотни единиц. Сумма соглашения тоже не называлась.

Стоит заметить, описанные выше роботы – это лишь верхушка айсберга. Дело в том, что общее количество разрабатываемых в настоящее время типов равняется нескольким десяткам и подробное рассмотрение каждого в отдельности заняло бы слишком много времени. К 2025-30 годам Пентагон планирует принять на вооружение не менее ста новых моделей роботов различного назначения и с разными характеристиками . Подготовка к такому масштабному оснащению войск уже начата, что и привело к появлению огромного количества типов.

/Кирилл Рябов, по материалам otvaga2004.ru , globalsecurity.org и army.mil /

Мы с нетерпением ждём, когда роботы начнут активно входить в нашу жизнь. Например, беспилотные автомобили - это, по сути, самые настоящие роботы. А кто из нас не мечтал о домашнем механическом помощнике-слуге?

Но многие упускают из виду, что все наиболее продвинутые технологии человечество сначала внедряет и обкатывает в одной и той же индустрии - индустрии войны. С роботами наверняка будет то же самое: самые совершенные образцы в первую очередь станут появляться в армиях разных стран, а потом уже проникать в гражданский сектор. Собственно, этот процесс уже давно идёт, просто о действительно передовых разработках военные не распространяются. Зато более простые боевые роботы уже превратились в обыденность.

Более простые - это не автономные, а управляемые человеком. В первую очередь на ум приходят всевозможные беспилотники, в Ираке и Афганистане превратившиеся в символ западной демократии. Воздушные роботы сегодня наиболее развиты, но в будущих войнах большую роль будут играть и роботы наземные.

Роботы-пионеры

В нашей стране эксперименты с боевой наземной робототехникой велись с 1920-х годов. К началу войны на вооружении Красной Армии стояло несколько десятков телетанков - ТТ-26 и ТУ-26. Первые представляли собой лёгкие огнемётные танки Т-26 с аппаратурой дистанционного управления. Оператор находился в танке управления - ТУ-26 - и мог управлять телетанком на расстоянии 0,5-1,5 километра. Телетанки вполне успешно применялись во время советско-финской войны в 1940 году для прорыва укреплённых районов.

Кстати, в войне с Финляндией ТТ-26 использовался и как самоходная мина: на него грузили несколько сотен килограммов взрывчатки, подгоняли к полевому укреплению и давали команду на подрыв. Однако самой известной - но тоже слишком дорогой и малоэффективной - самоходной миной стал немецкий «Голиаф» : крохотная танкетка, управлявшаяся по проводам; ящик с 65-100 кг динамита, оснащённый электродвигателем, аккумулятором и гусеницами.

Развитие наземных роботов было приостановлено из-за несовершенства и ненадёжности аппаратуры управления, необходимости визуального контакта, неудобства управления на больших расстояниях, риска потери связи из-за пересечённого рельефа местности и неэффективности действий радиоуправляемого танка по сравнению с танком обычным. У страны было множество гораздо более важных задач.

Сверхлёгкие малыши

Спустя годы в СССР вернулись к идее создания радиоуправляемых роботов, но к каким-то значимым результатам это не привело. Как ни крути, а использовать людей было и эффективнее, и проще, и дешевле. Но с развитием технологий, изменением видения будущих войн и необходимостью вести противопартизанские боевые действия в многочисленных горячих точках боевые наземные роботы становились всё более востребованным видом вооружения.

Лыжню начали прокладывать американцы со своими роботами сверхлёгкого класса. Сегодня они активно используются по всему Ближнему Востоку, играя роль разведчиков, сапёров и самоходных пулемётных точек. Такие роботы оснащаются видеокамерами, приборами ночного видения, лазерными дальномерами, манипуляторами для обезвреживания мин. В качестве вооружения чаще всего несут пехотные пулемёты, хотя на них ставят и противотанковые ракетные комплексы, и дробовики, и гранатомёты.

А что же из сверхлёгкого класса есть у нас?

Сапёрные роботы

Инсектоидное название «Богомол-3» носит робот-сапёр, созданный в Миасском филиале Южно-Уральского госуниверситета. «Богомол» может дотянуться до мины на крыше микроавтобуса или под днищем машины с клиренсом всего в 10 см. Как и «Стрелец», робот-сапёр способен подниматься по лестницам.

По заказу ФСБ в МГТУ им. Баумана был разработан и сапёрный робот «Варан» , который может использоваться и в качестве разведчика.

Коротенькое видео, как устроен привод клешни-манипулятора: ссылка .

Колёсный робот-сапёр «Вездеход-ТМ5» , помимо манипулятора, может нести на себе ещё и водомёт для разрушения взрывных устройств. Также он способен вести разведку, перевозить до 30 кг груза, открывать двери ключами, выбивать замки.

«Кобра-1600» - ещё один отечественный робот-сапёр, способный преодолевать лестничные марши. Задачи у него всё те же: манипулирование объектами и видеонаблюдение.

В Бауманке разработали платформу МРК - по сути, целое семейство сверхлёгких роботов разного назначения: боевых, сапёрных, спасательных и разведывательных.

Среди них особо впечатляют МРК-46 и МРК-61 .

Правда, их прадедушки «Мобот-Ч-ХВ» и «Мобот-Ч-ХВ2» выглядят ещё внушительнее. Они были созданы в 1986 году и предназначались для работы в условиях высокого радиоактивного фона: убирали радиоактивные обломки с крыши третьего блока Чернобыльской АЭС.

«Летальные» роботы

Переходим к сверхлёгким роботам, несущим вооружение.

Пулемётный робот «Стрелок» предназначен в основном для городских боёв. Он способен взбираться по лестницам и помогать в зачистке зданий. Оснащён тремя камерами и пулемётом Калашникова.

МРК-27-БТ. Это вам не баран чихнул - гусеничная платформа размером с большую газонокосилку несёт на себе два реактивных огнемёта «Шмель», два гранатомёта РШГ-2 , пулемёт «Печенег» и дымовые гранаты. Весь этот арсенал быстросъёмный, то есть находящиеся рядом бойцы могут позаимствовать у робота его оружие.

«Платформа-М»

Сверхлёгкие боевые роботы - вещь хорошая, но у них своя ниша. Более-менее серьёзный бой им уже не по зубам: отсутствие брони и неспособность нести более тяжёлое вооружение, хотя бы крупнокалиберный пулемёт, серьёзно ограничивают их возможности и живучесть на поле боя. Поэтому в России активно развиваются роботы лёгкого-среднего класса.

«Нерехта»

Фонд перспективных исследований и завод им. Дегтярёва в Коврове разработали робототехническую платформу «Нерехта». Гусеничное шасси весом около 1 тонны может комплектоваться как вооружением, так и разведывательной аппаратурой. «Нерехта» способна даже играть роль транспортёра.

Есть вариант машины оптико-электронного подавления: робот на расстоянии до 5 км способен обнаружить оптические средства (прицелы, лазерные целеуказатели, камеры) и, подобравшись на 2 км, ослеплять их лазерным импульсом мощностью 4 МВт.

Машина разведки и артиллерийского наведения:

Силовая установка гибридная - дизель + электродвигатели. Дизельный мотор также заряжает аккумуляторы, и при необходимости «Нерехта» может проехать до 20 км только на электротяге. Максимальная скорость - 32 км/ч.

Варианты вооружения: пулемёт Калашникова, крупнокалиберный пулемёт «Корд».

Этот робот засветился в свежей передаче про действия бойцов Сил

Радиус действия - до 8 км.

«Уран-6» - это инженерно-сапёрный робот. Он может оснащаться бульдозерным отвалом, бойковым, фрезерным или катковым тралами для разминирования. Это особенно актуально для очистки территорий, где раньше велись боевые действия, после чего остаётся множество мин и неразорвавшихся боеприпасов. Способен выдержать взрыв до 60 кг тротила. Причём «Уран-6» не просто тупо катается в надежде вызвать детонацию: на нём установлена аппаратура, позволяющая определять типы взрывчатых устройств - мины, снаряды, бомбы.

Масса - 6 тонн, радиус действия - до 1 км.

«Уран-14» - самый большой и тяжёлый из «Уранов». Правда, его предназначение не боевое, эта машина создавалась для тушения пожаров. Но при необходимости он может использоваться и для расчистки завалов и баррикад в зонах боевых действий. «Уран-14» оснащён пожарным насосом, цистерной для воды и пенообразующего реагента.

Мощность двигателя - 240 л. с., масса - 14 тонн, максимальная скорость - 12 км/ч.

Наверняка это далеко не полный перечень российских разработок. Но на то она и армия - свои новинки военные стараются не афишировать. Все вышеописанные роботы управляются людьми, но можно не сомневаться, что развитие искусственного интеллекта приведёт к появлению полностью автономных машин, которым человек понадобится лишь для технического обслуживания.

К слову, танк Т-14 «Армата», насколько известно , может в будущем управляться полностью дистанционно, а значит, станет боевым роботом сверхтяжёлого класса. И если его оснастят ИИ, то останется только сказать «ой».

Одной из основных парадигм западной цивилизации в наши дни является признание человеческой жизни наивысшей ценностью. Но подобные гуманистические идеи вступают в конфликт с необходимостью вести боевые действия и готовить к ним военнослужащих. Гибель собственных солдат не только не соответствует абстрактным ценностям, но также очень плохо воспринимается избирателями, ко мнению которых современные политики чутко прислушиваются.

Современные западные армии делают все возможное, чтобы снизить количество потерь. Бойцам предоставляется самая современная экипировка, средства связи, бронежилеты . США и их союзники проводят наземные операции только в крайних случаях, стараясь ограничиваться ракетными или бомбовыми ударами с воздуха. Однако чаще всего выиграть войну без наземной операции невозможно.

Наиболее перспективным решением этого вопроса является замена солдат на поле боя роботами. Активные разработки в этом направлении ведут во многих странах, но лидером пока являются США. Уже в наши дни автоматизированные боевые системы широко используют в Афганистане и Ираке. Летальное оружие им пока доверяют не слишком охотно, но роботы уже весьма успешно обезвреживают мины , проводят разведку и наблюдение.

В 2007 году роботы впервые участвовали в настоящем бою в Ираке. Проверка оказалась не слишком удачной, но американские военные не оставляют идею призвать в свои вооруженные силы «терминаторов». Работы в этом направлении ведутся и в России, но не настолько активно, как на Западе.

Однако в целом можно сказать, что применение автоматизированных систем на поле боя – одно из наиболее перспективных направлений развития военного дела. Мы пока еще не слишком хорошо умеем делать механических помощников, но многие эксперты считают, что в ближайшее десятилетие человечество ожидает прорыв в этой области. К сожалению, скорее всего, новые технологии в числе первых будут использованы для войны и разрушения.

Виды современных военных наземных роботов

Современных наземных военных роботов можно разделить на следующие группы:

  • разведывательные;
  • инженерные;
  • боевые;
  • тыловые.

Следует отметить, что для многих автоматизированных аппаратов подобное разделение несколько условно. Они представляют собой унифицированные платформы, на которые в зависимости от потребностей устанавливаются те или иные модули. Так что робота-сапера можно легко превратить в боевого робота.

Собственно военные роботы можно условно разбить на три большие группы:

  • легкие;
  • средние;
  • тяжелые.

Военный робот состоит из аппарата, управляемого дистанционно, и пульта, с которого происходит управление. Роботизированные механизмы отличаются по степени автономности, они могут в большей или меньшей степени следовать вложенной программе и обходиться без постоянного вмешательства человека. Уже сегодня существует десятки видов чисто военных роботов, различающихся своими размерами, формой корпуса, шасси, наличием разнообразных манипуляторов.

При упоминании о военных роботах первое, что приходит в голову, это антропоморфные роботы-терминаторы из фантастических фильмов. Они обладают собственным интеллектом и могут действовать автономно. Однако пока эта картина не соответствует действительности. Подобные автоматизированные системы уже существуют (правда, об искусственном интеллекте речь еще не идет), но стоимость их огромна. Поэтому военные роботы в наши дни – это автоматизированные или дистанционно управляемые платформы.

Помимо того, что современные роботы-андроиды очень дороги, едва ли сегодня на поле боя найдутся задачи, которые они бы выполняли лучше профессионального солдата. Создание настоящего солдата-робота, который бы обладал интеллектом в той или иной степени, связано с решением целого спектра задач в области кибернетики, теории систем управления, разработки новых материалов и источников энергии.

Разведывательные роботы

Автоматизированные системы давно используются для сбора разведданных, поиска целей и целеуказания, наблюдения за обстановкой. Для таких целей используют и беспилотные летательные аппараты , и наземных роботов. Одним из самых миниатюрных роботов-разведчиков, используемых сегодня армией США в Афганистане, является Recon Scout. Он имеет вес 1,3 кг и длину 200 мм, оборудован обычной и инфракрасной камерой. Этого робота можно забрасывать за препятствия, но передвигаться он может только по сравнительно ровной поверхности.

Еще одним представителем группы роботов-разведчиков является First Look 110. Он весит 2,5 кг, имеет гусеницы и управляется с пульта, размещенного у оператора на запястье. Робот оснащен четырьмя камерами и может преодолевать небольшие препятствия. На него можно устанавливать другие датчики: тепловизоры, индикаторы биологического , химического и радиационного заражения.

Еще одной дистанционно управляемой машиной, активно применяемой в армии США для разведывательных миссий, является Dragon Runner. Этот робот также оснащен гусеничным шасси, он предназначен для передней линии боевых действий. Dragon Runner переносится в ранце, его можно забрасывать через любые препятствия.

Самым массовым американским военным роботом (выпущено более 3 тыс. штук) является TALON, разработанный компанией Foster-Miller. Эту машину очень любят американские солдаты, она оказалась очень эффективной в условиях Афганистана. Данный робот прекрасно подходит не только для разведки, но и для обезвреживания взрывных устройств. Именно TALON активно применяли для разведки пещер, где прятались талибы, на счету этого робота 50 тыс. обезвреженных взрывных устройств. Американские военные даже решили дать TALON оружие «в манипуляторы». Была создана модификация робота, на которую можно было устанавливать пулемет , снайперскую винтовку или ПТРК. Стреляет робот с поистине снайперской точностью.

Кстати, американцы отметили интересный феномен: бойцы сильно привязываются к роботам, относятся к ним как к боевым товарищам или домашним любимцам.

Как мы видим, грань между разными группами военных роботов зачастую довольно тонка: автоматизированная система может и проводить разведку, и обнаруживать мины, и непосредственно участвовать в боевых действиях.

Инженерные роботы

Это еще одна обширная группа механизмов, которыми обычно управляют дистанционно. Инженерные роботы используются для обезвреживания мин и фугасов, создания проходов в минных полях, подъема тяжестей и расчистки завалов.

Важной тенденцией в развитии подобных машин стало увеличение их массы, что позволило привлекать дистанционно управляемые машины для более серьезных работ. В США сейчас все инженерные машины управляются дистанционно.

Типичным примером подобной техники является инженерная машина MV-4 (или М160). Ее масса составляет 5,32 т, она имеет гусеничное шасси и используется для обезвреживания боеприпасов и мин на глубине до 320 мм. Управлять MV-4 можно с дистанции в два километра, что делает работу саперов полностью безопасной.

Еще более тяжелой инженерной машиной с дистанционным управлением является ABV (Assault Breacher Vehicle), которая по своей массе и броневой защите сравнима с американским ОБС «Абрамс». ABV оборудована минным тралом и зарядами для разминирования, она может ставить дымовые завесы. Сейчас в США работают над полностью автономной модификацией машины.

Существует огромное количество небольших саперных роботов, которые активно используются не только военными, но и полицейскими и специальными службами. Они уже стали привычными, и мы часто видим их по телевизору. Действительно, зачем рисковать людьми, если можно отправить обследовать подозрительный предмет робота с телекамерой и манипулятором?

Одним из самых известных роботов для разминирования является MarkV-A1, созданный американской компанией Northrop Grumman Corporation. На нем установлены несколько видеокамер, а также водяная пушка для уничтожения бомб . В настоящее время MarkV-A1 используется специальными подразделениями США, Израиля и Канады.

Боевые роботы

Конечно, наибольший интерес у общественности вызывают боевые роботы. Однако эта группа наземных автоматизированных машин пока еще не слишком развита. Современный бой очень сложен, скоротечен, и решения нужно принимать моментально, быстро менять свою позицию. Все это у современных автоматизированных систем пока получается не очень хорошо. Антропоморфные боевые роботы – это скорее техническая экзотика, над которой работают в лабораториях. Большинство боевых роботов сегодня имеют колесное или гусеничное шасси, они управляются через кабель или радиосигнал.

Одним из наиболее известных боевых автономных систем является израильский беспилотный автомобиль Guardium, которые используется для несения патрульной службы, охраны и сопровождения колон, а также для ведения разведки. Автомобиль создан на шасси багги, имеет хорошую скорость и проходимость, на него можно устанавливать оружие. Guardium был принят на вооружение Армии обороны Израиля в 2009 году.

Самым массовым и весьма узнаваемым боевым роботом является уже упомянутый TALON, а вернее, созданный на базе этой платформы робот SWORDS, способный нести снайперскую винтовку, гранатомет и пулемет. Стоимость одной единицы составляет $230 тыс., но производитель обещает снизить цену почти вдвое (до $150 тыс.) после начала массового серийного производства.

Еще одним роботом, который может вести огонь по противнику, является Warrior, созданный американской компанией iRobot. На него можно установить пулемет калибра 7,62 мм, автоматический дробовик, ПТРК и другое оружие. Warrior можно использовать и в качестве сапера, он может выносить раненых с поля боя.

В 2010 году компания Northrop Grumman представила еще одну свою разработку – боевого робота CAMEL. Заказчиком выступало американское Агентство перспективных исследований DAPRA. Это плоская платформа на колесном ходу, которая кроме вооружения может нести еще и 550 кг груза. На колеса можно надевать резиновые гусеницы, что значительно повышает проходимость CAMEL по пересеченной местности. Робот может сопровождать боевые подразделения и двигаться автономно, ориентируясь по сигналам GPS.

Еще одним перспективным американским роботом является Crusher («давилка» или «разрушитель»). Это колесный автомобиль весом 6,5 тонны. Его особенностью является высокая проходимость и способность преодолевать значительные препятствия. Crusher оборудован несколькими видеокамерами, лазерным дальномером, тепловизором, на него можно устанавливать различные виды вооружения.

Самым крупным боевым роботом на сегодняшний день является Black Knight, разработанный компанией BAE Systems (США). Эта машина на гусеничном ходу имеет вес 9,5 т, вооружена 30-мм автоматической пушкой и спаренным с ней пулеметом. Робот оборудован телекамерами, тепловизорами, РЛС, системой спутниковой навигации. Управление Black Knight производится из специальной командной машины или из БМП Bradley.

Тыловые роботы

Отдельную группу составляют роботы, предназначенные для перевозки грузов, в том числе и в районе боевых действий. Подобные системы должны сопровождать бойцов и перевозить часть их боекомплекта, тяжелое вооружение и другие грузы. Почти все подобные роботы могут выполнять и дополнительные функции: разведку или эвакуацию раненых.

Примерами подобных машин являются SMSS, R-Gator и TRAKKAR. Отдельно стоит упомянуть американский робот-носильщик BigDog, который передвигается на четырех конечностях и теоретически может пройти там, где не способна передвигаться колесная техника. Но эта разработка пока является экспериментальной.

А что у нас?

Россия имеет неплохой задел в этом направлении, хотя и есть некоторое отставание в системах связи и управления. Центрами отечественной роботехники являются ОАО «Ижевский радиозавод», МГТУ им. Баумана, НИТИ «Прогресс» (г. Ижевск).

На ижевском радиозаводе была создана универсальная роботизированная платформа МРК, которая в зависимости от комплектации может выполнять различные функции. Этот робот невелик, но он располагает весьма внушительным арсеналом: двумя гранатометами, двумя реактивными огнеметами «Шмель» , пулеметом «Печенег» или «Корд» . МРК можно дистанционно управлять на расстоянии в 500 метров. Робот оснащен видеокамерой, микрофоном, системой освещения.

Этот комплекс изначально создавался для частей РВСН для защиты пусковых установок МБР.

Как и большинство других современных боевых роботов, МРК ялвяется универсальной платформой, на которую можно устанавливать дополнительное оборудование и вооружение.

Еще одной российской боевой автоматизированной системой является «Платформа-М». Она разработана в НИТИ «Прогресс» и впервые была показана публике в 2018 году. Платформа может быть использована для разведки (есть видеокамеры, тепловизор, РЛС, дальномер), патрулирования местности, поддержки штурмовых подразделений . «Платформа-М» может быть вооружена автоматическим гранатометом, пулеметом, ПТРК. Вес машины составляет 800 кг, полезная нагрузка – 300 кг. Управлять «Платформой» можно на дистанции до 5 км.

Есть информация о том, что данная машина применяется российскими войсками в Сирии.

Наиболее тяжелой российской роботизированной боевой системой является «Уран». Вес этой машины достигает восьми тонн. На базе «Урана» создана машина огневой поддержки, минный трал и пожарная машина. «Уран» неоднократно принимал участие в различных учениях.

В 2018 году Рособоронэкспорт заявил о начале продвижения на мировом оружейном рынке российского автоматизированного комплекса «Уран-9».

О перспективах военных роботов

Робототехнике уделяют особое внимание во всем мире. Только за последние несколько лет Пентагон выделил на разработку военных роботов 4 млрд долларов. Однако приоритеты в этом направлении все-таки задает гражданский сектор. В настоящее время еще нельзя сказать, что робототехника сильно влияет на сферу обороны и национальной безопасности. Однако все может измениться очень быстро.

Разработка автоматизированных систем находится на переднем крае науки и развития технологий. Чтобы создать по-настоящему эффективного боевого робота, нужно решить множество сложнейших технических задач. Это и разработка принципиально новых источников энергии, мощных и компактных, и создание совершенных датчиков, и обеспечение более надежной связи.

В настоящее время роботы, которых использует человек (в том числе и военные), больше напоминают радиоуправляемые игрушки, чем механизмы, описанные Азимовым и другими мастерами фантастики.

Видео о боевых роботах

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В настоящее время робототехника развивается в самых разнообразных направлениях. Различные инновации постепенно проникают в телекоммуникации, транспорт, космос, промышленность и во многие другие области. Несмотря на относительно спокойную и мирную обстановку, в последнее время все больше и больше стран уделяют особое внимание развитию еще одной очень важной отрасли робототехники – военной.

Ведущие мировые державы разрабатывают и внедряют военных роботов по всем направлениям и родам войск. Причина такого большого ажиотажа вокруг данного вопроса понятна. Наличие роботов позволит любой армии значительно снизить потери личного состава при ведении боевых действий. Роботы не знают усталости, не чувствуют боли и способны выполнять боевые задачи в труднейших условиях. Очевидно, что те страны, которые смогут выйти в лидеры в военной робототехнической гонке, получат значительное стратегическое преимущество над остальными.

«Военной робототехнике сейчас отводится особая роль. Вооруженные силы, оснащенные перспективными типами и образцами робототехнических комплексов завтрашнего дня, будут обладать неоспоримым интеллектуально-технологическим превосходством над противником, который по тем или иным причинам не сможет вовремя вступить в элитный «клуб роботизированных держав» и окажется на обочине разворачивающейся робототехнической революции. Технологическое отставание в области робототехники сегодня может иметь катастрофические последствия в будущем». комментирует ситуацию кандидат исторических наук, научный руководитель независимого экспертно-аналитического центра «ЭПОХА» Игорь Попов

Проблемы развития военной робототехники

В настоящий момент, интенсивному развитию оборонной робототехники мешает несколько важнейших факторов. Во-первых, одной из основных движущих сил любой армии являются сухопутные войска. Однако на протяжении долгого времени большое внимание в военной робототехнике уделялось развитию беспилотных летательных аппаратов. Наземные же боевые роботы значительно отстали в своем развитии, что объясняется более сложными условиями, в которых им приходится функционировать. Если особенностью воздушной среды является относительная равномерность ее физических свойств, то наземные боевые машины функционируют на неровной местности, преодолевая реки, озера, холмы, равнины и овраги. Иными словами, для передвижения в таких условиях системы управления боевыми наземными роботами требуют сложнейших аппаратных и программных решений, которые сейчас все еще находятся на стадии разработки.

Также создаваемые роботы не обладают еще настолько большим интеллектом, чтобы функционировать автономно. Все, чем пока могут похвастаться ученые в области военной робототехники – это создание управляемых или автоматизированных комплексов, позволяющих выполнять задачи по заранее запрограммированным алгоритмам.

«Ни одна армия мира не имеет на вооружении роботов, которые действуют автономно. Поэтому правильнее будет называть нынешнюю технику роботизированными системами, потому что функции управления и принятия решения все-таки в большей степени зависят от оператора, то есть человека. Но более простые функции, которые может выполнить робот, отдаются его искусственному интеллекту, работы по которому сейчас активно ведутся». отметил в августе 2016 в беседе с «Газетой.Ru» эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков.

Если говорить об интеллектуальных роботах, то добиться высокого уровня автономности создаваемых машин невозможно без качественных скачков и реальных достижений в таких областях, как кибернетика, бионика, изучение принципов работы человеческого мозга и т.д. Однако возможность создания подобных роботов упирается в одну очень важную проблему – боевые роботы, в отличие от промышленных, будут обладать определенными видами вооружения. Поэтому если дать машине «свободу», то это будет создавать потенциальную опасность для человека. Кто даст гарантию, что интеллектуальная система управления не будет взломана врагом или заражена вирусом? А что будет, если контроль над роботами возьмут террористы? Понимая опасность, с которой может столкнуться человечество в подобных ситуациях, министерства обороны разных стран публично заявляют, что уже отказались от создания автономных роботов.

«Военные США никогда не перейдут к использованию по-настоящему автономных боевых машин. Полную автономность мы можем использовать только для создания систем кибербезопасности, которые будут отвечать за сканирование компьютерных сетей с целью автоматического предотвращения кибератак. Все остальные случаи применения вооружения роботам будут осуществляться только по команде человека». заявил, как сообщает Breaking Defense, министр обороны страны Эштон Картер

Проблема безопасности является одним из основных камней преткновения на пути развития военной робототехники. Так, в июле 2015 года организацией Future of Life Institute было опубликовано открытое письмо, в котором говорилось об опасности автономных вооруженных систем и о необходимости запретить их разработку. По мнению авторов письма, подобного рода технологии неизбежно приведут к гонке вооружений и создадут перед миром потенциальную угрозу полного уничтожения. Данное письмо подписало большое количество известных людей, в числе которых астрофизик Стивен Хокинг, основатель частной космической компании SpaceX Илон Маск, основатель Apple Стив Возняк и философ Ноам Хомский.

Также в октябре прошлого года Ноэл Шакри, являющийся профессором британского Шеффилдского университета и сооснователем Международного комитета по контролю за роботизированными вооружениями, попросил ООН в кратчайшие сроки принять поправки касательно международных правил ведения боевых действий, которые бы запрещали использовать в сражениях полностью автономных вооружённых роботов. В противном случае, по мнению правозащитника, последствия будут непоправимы, когда использование боевых машин в войнах будет обычным делом.

Достижения в области оборонной робототехники. США и Россия

Для начала стоит отметить, что здесь представлены далеко не все достижения ведущих мировых держав в области военной робототехники. Большинство разработок во всем мире проводятся строжайшем секрете, так что нам пока остается довольствоваться только той информацией, которая поступает в прессу.

США традиционно считаются новаторами в области военной робототехники, ежегодно вкладывая в эту отрасль миллиарды долларов. Курированием данного вопроса занимается агентство DARPA. По заказу агентства, над созданием роботов постоянно работают как «милитаристские» компании, так и университеты. За последнее время до испытаний в реальных условиях дошло более 15 целевых разработок, однако от их серийного производства Пентагон по разным причинам отказывался. Во многом это произошло из-за нерациональности использования разработанных роботов в реальных боевых действиях.

Одним из наиболее удачных боевых роботов, созданных за океаном, считается Gladiator, разработка которого началась еще в 90-х годах. Внешний вид данного робота отдаленно напоминает легковесный танк. На настоящее время успешно завершились испытания третьей модификации Gladiator, которая имеет габариты 1,8×1,35×1,2 метра и с весит более трех тон. Робот обладает возможностью стрелять из пулемета калибра 12,7 мм и гранатометов, обладает системой ночного видения. Двигатель машины является дизельным, а платформа гусеничной.


Американский радиоуправляемый боевой робот Gladiator TUGV. Источник: warfiles.ru

Право на создание данной машины получили монстр американского ВПК Lockheed Martin и Университет Карнеги-Мелло. Тот же самый университет разработал робота Crusher («давилка» или «разрушитель»), который напоминает колесный автомобиль и весит около 6,5 тонн. Ключевые особенности данного робота – высокая проходимость и способность преодолевать различные препятствия. У него имеются несколько видеокамер, лазерные дальномеры, тепловизор и на него можно устанавливать различное вооружение.


Американский боевой робот Crusher. Источник: militaryarms.ru

Куда более серьезной видится машина, разработанная британской корпорацией BAE Systems. 12-тонный робот Black Knight, оснащенный пулеметом 30-мм является в настоящий момент самым крупным боевым роботом. Управление Black Knight производится из специальной КШМ или из БМП Bradley.


В нашей стране история развития боевых роботов насчитывает уже более 80 лет, когда в 1930-х начались исследования по созданию дистанционно управляемых танков. Также вплоть до 1990-х мы лидировали в производстве БПЛА, после чего все разработки были заморожены, что в конечном итоге привело к сильному отставанию в развитии отрасли. Однако в последние годы началось активное перевооружение армии и интерес к военной робототехнике возник с новой силой. Так, на государственном уровне принята концепция, по которой до 2025 года на вооружении российской армии должно стоять около 30% военных роботов.

Финансирует все проекты Фонд перспективных исследований (ФПИ), созданный в 2012 году в противовес DARPA. В настоящий момент под пристальным внимание фонда находится более 50 перспективнейших проектов, а в конце 2015 года в его структуре был создан Национальный центр развития технологий и базовых элементов робототехники.

Ковровскому электромеханическому заводу удалось создать нечто подобное американским Gladiator и Black Knight. Новая линейка гусеничных и колесных машин также может быть укомплектована крупнокалиберным пулеметом и/или гранатометом, весит около тонны, оснащена прибором ночного видения, камерами высокого разрешения и способна находится под дистанционным управлением. При этом один оператор способен одновременно управлять группой из 5-6 подобных роботов.

Также в Коврове производят и более легких роботов, вооруженных винтовкой ВСК-94 или пистолетом Ярыгина. Данный робот получил название «Металлист».


Мобильный робототехнический комплекс для разведки и огневой поддержки «Металлист».