Тема: «Природа - наш общий дом

Тип проекта: познавательно - исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети – педагоги – родители.

По количеству участников: коллективный

Возраст детей – с 4 до 5 лет.

Продолжительность проекта – среднесрочный. 16.01-01.03

Цель проекта.

Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий.

Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

Задачи проекта :

    формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам;

    расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;

    расширять представления детей о лесе и его обитателях;

    учить замечать птиц в ближайшем окружении, вызвать интерес к их поведению;

    познакомить детей с Красной книгой, животными и растениями занесенными в нее;

    развивать любознательность, коммуникативность, ценностное отношение к миру природы;

    формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы;

    учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.

Актуальность:

"Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни»

Д. Радович

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.

Природой можно любоваться, лечить душу, она заражает жаждой жизни, надо не только уметь видеть, но и чувствовать ее. Остановитесь, посмотрите вокруг, окунитесь в мир природы. Бурный рост численности населения, развитие техники оказывают пагубное воздействие на природный мир. В настоящее время один из основных вопросов человечества – охрана окружающей среды. Наша Земля больна – а ее болезнь – это следствие экологической безграмотности человека.

В наши дни необходимо, чтобы каждый понимал, что бережное отношение к природе, это первоочередная задача общества. Экологическое мышление должно стать нормой жизни каждого человека и сопровождать его всю жизнь, начиная с дома, детского сада, школы. Успех охраны растительного и животного мира во многом зависит от того, насколько мы, педагоги, сможем привить ребенку гуманные отношения к природе, научить нести ответственность за жизнь живого существа, проявлять сочувствие, сострадание и стремление оказать помощь.

Сроки реализации:

Предполагаемые итоги реализации проекта:

    Умение называть зимние природные явления,

    Знания, как и где, зимуют животные и птицы.

    Знания, о жизни растений, об их потребностях, способах ухода за ними;

    Знания детей о лесе и его обитателях;

    Знакомство детей с Красной книгой, животными и растениями занесенными в нее;

    Умеет устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы;

    Умение рассказывать по картине.

    Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости у детей.

    Привитие детям интереса к исследовательской деятельности.

    Развитие личности ребенка, умение взаимодействовать друг с другом.

    Формирование у детей бережного отношения к окружающей среде.

    Формирование интереса у родителей к жизни ДОУ.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

1 этап – поисковый-

2 этап - аналитический: 16.01-22.01

Сбор, анализ и систематизация информации по теме проекта. Формулировка проблемы, цели проекта; определение продукта проекта; составление плана деятельности.

3 этап – практический : 23.01-28.02

Организация исследования в рамках проекта, организация НОД и совместной деятельности детей; привлечение родителей к реализации проекта.

4 этап–презентационный : Презентация проекта на заседании педагогического совета ДОУ, и на родительском собрании. 01.03

Организационные формы работы над проектом:

Взаимодействие с родителями

Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»

Анкетирование родителей по теме: «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»

Памятка «Природа и дети».

Совместное творчество детей и родителей.

- Изготовление рисунков на тему: «Животные и растения из Красной книги Калининградской области»

Продукт проектной деятельности

Изготовление альбома на тему: «Животные из Красной книги Калининградской области»

Выпуск буклетов «Природа и мы»

Стенд «Природа нашего края зимой».

Предварительная работа.

Поисковая работа по подбору иллюстраций, методической литературы, игр, сказок, рассказов, стихотворений. Рассматривание репродукций.

Познавательное развитие

Наблюдение:

Наблюдения за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревьями, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель.

Труд в природе:

    Подкормка птиц.

    Уборка мусора.

Презентации:

    «Дикие животные»

    «Зимующие птицы »

    «Домашние животные зимой»

    «Животные и растения Красной книги».

Цель: Познакомить детей с Красной книгой Калининградской области, охраняемыми растениями и животными.

Беседы: «Что такое природа», «Зимний лес и его обитатели», «Звери и птицы зимой», «Правила поведения в природе», «Что такое «Красная книга», «Домашние животные зимой».

Дидактические игры:

«Домашние животные»

«Времена года»

«Кто, что ест?»

«В мире животных»

«Что к чему и почему?»

«Кто, где живет?»

«Чей домик?»

«Веселый зоопарк»

«Большие и маленькие»

«Животные мира»

Сюжетно-ролевые игры : «Зоопарк», «Птичий двор»

Речевое развитие

: «Зимний лес», «В зимнем парке».

«Зимовье зверей», «Зимняя сказка»,

Успенский «Птицы»

В. Бианки «Лесной хор».

Загадывание загадок:

    О природе.

    О диких животных.

    О птицах.

    О домашних животных.

    О деревьях и растениях.

Рисование: «Берегите животных», «Берегите природу».

Аппликация/ Конструирование: «Горка», «Дикие животные», «Домашние животные», «Черепаха», «Кормушки для птиц».

Лепка: «Животные леса»

Физическое развитие

Подвижные игры

    «Лиса и зайцы».

    «Эстафета «Собери мусор».

    «На водопой»;

  • «Дикие животные»

    «Снежинки кружатся»

  • «По снежному лабиринту».

    «Береза»

Пальчиковые игры:

    «Птички»;

    «Медведь в берлоге»;

  • «Сорока».

    «Снежок»

    «Падал снег на порог»

    «Березка»

Игры на развитие дыхания:

    «Чей листок раньше улетит?»

Этапы реализации проекта

I этап. Поисковый (подготовительный)

Разработка проекта «Природа – наш общий дом»

Изучить литературу по теме

Подобрать материал для развития творчества детей

II этап Аналитический

Составить план реализации проекта.

III Практический (основной)

Проектная карта

1 неделя «Природа - наш общий дом» 23.01-29.01

Познавательное развитие

Наблюдения:

Труд в природе:

    Подкормка птиц.

    Уборка мусора.

Экспериментальная деятельность:

Сравнение еловых и сосновых шишек

«Значение воды в жизни всего живого»

Цель: путем эксперимента закрепить ранее полученные знания о воде и раскрыть новые представления детей о ее состояниях.

Презентации:

    «Природа Калининградской области».

Социально-коммуникативное развитие.

«Что такое природа»,

«Правила поведения в природе»,

Дидактические игры:

«Большие и маленькие»

«Животные мира»

Сюжетно-ролевые игры :

«Зоопарк», «Птичий двор»

Речевое развитие

Чтение сказок, рассказов, стихотворений:

«Зимняя сказка»,

Загадывание загадок:

о природе

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование:

«Берегите природу»

аппликация/конструирование

Физическое развитие

Подвижные игры

Эстафета «Собери мусор» «Пустое место»

Игры на развитие координации слова с движением:

«На водопой»; «Зайка», «В путь»

«Дикие животные»

«Снежинки кружатся»

«По снежному лабиринту».

Игры на развитие дыхания:

«Чей листок раньше улетит?»

Пальчиковые игры

«Птички», «Зима», «Медведь в берлоге»;

2 неделя «Зимний лес и его обитатели» 30.01-05.02

Познавательное развитие

Наблюдения:

за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель.

Презентации:

    «Дикие животные»

Экспериментальная деятельность:

    Сравнение веточек сосны и ели.

Труд в природе:

    Подкормка птиц.

    Уборка мусора.

Презентации:

    «Животные Калининградской области»

Социально-коммуникативное развитие.

«Зимний лес и его обитатели»,

Дидактические игры:

«Домашние животные», «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?»,

«Чей домик?», «Веселый зоопарк»

«Большие и маленькие»

«Животные мира»

Сюжетно-ролевые игры:

«Зоопарк», «Птичий двор»

Речевое развитие

Рассматривание сюжетных картин

«Зимний лес»,

Чтение сказок, рассказов, стихотворений:

«Лисичка-сестричка и серый волк»,

В. Степанов «Животные наших лесов».

Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».

Загадывание загадок:

О диких животных.

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование:

«Дикие животные»,

«Животные леса»

Физическое развитие

Подвижные игры

Игры на развитие координации слова с движением:

«На водопой»;

«Зайка», «В путь»

«Дикие животные»

«Снежинки кружатся»

«По снежному лабиринту».

Игры на развитие дыхания:

«Чей листок раньше улетит?»

Пальчиковые игры

«Птички», «Зима»,

3 неделя «Зимующие птицы» 6-12.02

Познавательное развитие

Наблюдения:

за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель.

Экспериментальная деятельность:

Как снег становится водой

Труд в природе:

    Подкормка птиц.

    Уборка мусора.

Презентации:

«Зимующие птицы Калининградской области»

Социально-коммуникативное развитие.

«Зимующие птицы»

Дидактические игры:

«Птицы нашего края», «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?»,

«Чей домик?», «Веселый зоопарк»

«Большие и маленькие»

«Животные мира»

Сюжетно-ролевые игры:

«Зоопарк», «Птичий двор»

Речевое развитие

Рассматривание сюжетных картин

«В зимнем парке».

Чтение сказок, рассказов, стихотворений

«Гуси-лебеди»

Успенский «Птицы»

А. Яшина «Покормите птиц зимой».

В. Бианки «Лесной хор».

Загадывание загадок:

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование:

«Утка и лебедь»

Аппликация/конструирование

«Кормушки для птиц».

Физическое развитие

Подвижные игры

Игры на развитие координации слова с движением:

«На водопой»;

«Зайка», «В путь»

«Дикие животные»

«Снежинки кружатся»

«По снежному лабиринту».

Игры на развитие дыхания:

«Чей листок раньше улетит?»

Пальчиковые игры

«Птички», «Зима»,

«Медведь в берлоге»; «Зайка», «Сорока», «Снежок», «Падал снег на порог», «Березка»

4 неделя «Домашние животные зимой» 13-19.02

Познавательное развитие

Наблюдения:

за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель.

Презентации:

«Домашние животные зимой»

Труд в природе:

    Подкормка птиц.

    Уборка мусора.

Социально-коммуникативное развитие.

«Домашние животные зимой»

Пальчиковые игры:

«Птички», «Зима»,

«Медведь в берлоге»;

«Зайка», «Сорока», «Снежок», «Падал снег на порог», «Березка»

Дидактические игры:

«Домашние животные», «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?»,

«Чей домик?», «Веселый зоопарк»

«Большие и маленькие»

«Животные мира»

Сюжетно-ролевые игры :

«Зоопарк», «Птичий двор»

Речевое развитие

Рассматривание сюжетных картин

«Домашние животные»

Чтение сказок, рассказов, стихотворений:

«Кот и лиса»

В. Бианки «Лесной хор».

Загадывание загадок:

О домашних животных.

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование:

«Домашние животные»,

аппликация:

«Домашние животные»,

Физическое развитие

Подвижные игры

Игры на развитие координации слова с движением:

«На водопой»;

«Зайка», «В путь»

«Дикие животные»

«Снежинки кружатся»

«По снежному лабиринту».

Игры на развитие дыхания:

«Чей листок раньше улетит?»

Пальчиковые игры

«Птички», «Зима»,

«Медведь в берлоге»; «Зайка», «Сорока», «Снежок», «Падал снег на порог», «Березка»

5 неделя «Животные, птицы и растения, занесенные в Красную книгу» 20-28.02

Познавательное развитие

Наблюдения:

за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель.

НОД (Открытое занятие)

    «Животные и растения Красной книги Калининградской области».

Труд в природе:

    Подкормка птиц.

    Уборка мусора.

Презентации:

    «Красная книга Калининградской области: животные, рыбы, растения»

    «Красная книга России»

Социально-коммуникативное развитие.

«Что такое «Красная книга»»

Дидактические игры:

«Домашние животные», «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?»,

«Чей домик?», «Веселый зоопарк»

«Большие и маленькие»

«Животные мира»

Сюжетно-ролевые игры:

«Как зовут тебя деревце?»

Речевое развитие

Чтение сказок, рассказов, стихотворений:

«Зимовье зверей»,

Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата»

Загадывание загадок:

О деревьях и растениях.

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование:

«Берегите животных»

аппликация:

«Черепаха»,

Физическое развитие

Подвижные игры

Игры на развитие координации слова с движением:

«На водопой»;

«Дикие животные»

«Снежинки кружатся»

«По снежному лабиринту».

Игры на развитие дыхания:

«Чей листок раньше улетит?»

Пальчиковые игры

«Птички», «Зима»,

«Медведь в берлоге»;

«Зайка», «Сорока», «Снежок», «Падал снег на порог», «Березка»

IV этап презентационный

Мероприятие с детьми

ПРОДУКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1. Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме «Природа- наш общий дом»;

2. Изготовление Красной книги.

3. Выпуск буклетов «Природа и мы»

4.Стенд «Мы и природа».

5. Картотека гимнастики для глаз «Животные и мы»

Приложение

ИГРЫ, СТИХИ И УПРАЖНЕНИЯ

ИГРА НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ СЛОВА С ДВИЖЕНИЕМ «НА ВОДОПОЙ»

Жарким днём лесной тропой (дети идут по кругу друг за другом)
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок, (идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисёнок, (крадутся на носочках)
За мамой-ежихой катился ежонок, (приседают, медленно двигаются вперёд)
За мамой-медведицей шёл медвежонок, (идут вперевалку)
За мамою-белкой скакали бельчата, (скачут вприсядку)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат, (идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (лицом в круг, делают движения языком – «лакают»)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»

У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом. (дети загибают пальцы на
Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. обеих руках: по одному
Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу. пальцу на каждую строчку)
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём. (удары ладонями и кулачками поочерёдно)

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Я по кругу хожу и в окошечко гляжу. Мы по кругу идём,
К одному я подойду и тихонько постучу. Мы лисичку зовём,
- Тук-тук! Пусть глаза не открывает,
- Кто там? Нас по голосу узнает.
- ……..(Саша)
- Зачем пришёл?
- Побежали вперегонки, как …….
(зайцы, медведи, лисы и т.д.)

СТИХОТВОРЕНИЯ О ЖИВОТНЫХ (Вл. Степанов)

Медведь. Белка.

По завалам, по оврагам Белка – с кисточками ушки-
Ходит зверь хозяйским шагом. Гриб увидит на опушке -
Любит он душистый мёд, Прыг за ним с густых ветвей
Да малину с веток рвёт. И несёт домой скорей.

Кабан. Лось.

Опускается туман, Лось – рога ветвистые
Просыпается кабан. Да копыта быстрые.
Роет землю у реки, Головой качая, он
Точит острые клыки. Задевает небосклон.

Ёж. Барсук.

Серый ёжик весь в иголках, Встанет за полночь барсук,
Словно он не зверь, а ёлка. Обойдёт свой дом вокруг.
Хоть колюч молчун лесной – Острый нюх и зоркий глаз -
Ёжик добрый, а не злой. Наступил охоты час.

Березка

Мы березку посадили, (Выпрямиться за столом.)

Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)

И березка подросла, (Встать за столом.)

К солнцу ветки подняла, (Руки вверх.)

А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая.) -

И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть.)

Беседа на тему: «ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?»

Цель:

    Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа.

    Развивать память и мышление детей.

    Воспитывать чувство бережного отношения к природе.

Оборудование:

Комплекты карточек «Природа – не природа», «Живая и неживая природа»; природный материал; игрушки; рисунки с изображением людей, животных и растений.

    Сформировать у детей понятия «Природа и не природа».

Природа – это то, что существует в независимости от человека; не природа – это то, что сделано руками человека.

Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу.

Дидактическая игра «Природа – не природа».

    Ввести понятия живая и неживая природа

Животные и растения как живые существа могут дышать, питаться, двигаться, расти, размножаться, умирать.

Неживая природа – солнце, вода, небо, облако, земля, ветер и т.п..

Живая и неживая природа - общий дом для всех живых существ.

Дидактическая игра «Кто в домике живёт?».

Дидактическая игра «Кто, где живёт?»

Кто юркнул в дупло? (белка)

Кто спрятался в нору? (лиса)

Кто забрался под листья? (ёж)

Кто укрылся под кустом? (заяц)

Кто залёг в берлогу? (медведь)

Ребята, теперь вы убедились, что не только люди, но и звери готовятся к зиме?

(ответы детей)

Подвижная игра «Лиса и зайцы»

Дети – зайцы, воспитатель – лиса, находятся в противоположных концах игровой комнаты. Зайцы «скачут» на поляне, грызут кору деревьев, по сигналу «Лиса!» приседают на корточки, группируются, замирают, превращаются в «снежные комочки»ю Лиса ходит среди зайцев, ищет, приговаривает: «Куда же подевались эти зайцы? Один снег кругом лежит!». Если замечает, что кто-то из зайцев шевелится или смеётся, она выводит его из игры.

Прогулка «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ»

Цели:

    Формировать понятия о явлениях природы (убывание дня, пребывание ночи, иней, заморозки).

    Закреплять знания о солнце (светит, но не греет).

Ход наблюдения:

Серый день короче ночи,

Холодна в реке вода.

Частый дождик землю точит,

Свищет ветер в проводах.

Опадают листья в лужи,

Хлеб убрали в закрома.

До прихода зимней стужи,

Утепляются дома.

Консультация для родителей «УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ»

Цель: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.

Уважаемые родители!

Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к природе. Учите их правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно на обитателей леса действует шум, об опасностях пожаров, о том, что нельзя портить деревья, добывать берёзовый сок, разорять гнёзда, муравейники, засорять водоёмы и многое другое.

Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:

Надо охранять и беречь природу.

Надо осторожно вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, водоёме живут постоянные жители (звери, птицы, насекомые, рыбы), для которых эта среда родной дом! Поэтому нельзя разрушать его. Нельзя портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь. Нельзя забирать живые существа из мест их обитания.

Надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среды где существует всё живое.

Воду следует расходовать экономно, так как без неё не могут жить растения, животные, люди.

И ещё совет: все знания закрепляйте, используя вопросы-ситуации, которыми так богата наша жизнь.

Например:

Вова с мамой пошли собирать в лес грибы.

«Мама, мама, смотри, птичка летает так низко, что я смогу её поймать. Пусть она поживёт у нас дома».

«Нет, этого делать нельзя», - ответила мама.

Почему она так ответила Вове?

Серёжа с мамой и папой пошли на речку. Близко у берега плавало много маленьких рыбок.

«Дайте мне баночку, я наловлю рыбок», - попросил Серёжа родителей.

«Нельзя их ловить», - сказал папа и объяснил почему.

Что рассказал папа Серёже?

Дидактическая игра экологического содержания

«ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

Цель игры:

    Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.

    Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.

    Устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц.

    Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.

    Развивать память, внимание, речь.

Варианты игры:

«Найди перелётных и зимующих птиц»

Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.

«Найди по описанию»

Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.

«Найди, кого назову»

Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.

«Опиши, а мы отгадаем»

Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.

«Кого не стало?»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.

Настольная игра «КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДЕРЕВЦЕ?»

Предложить детям настольную игру экологического содержания.

Цель:

Чтение стиха А. Яшина «Покормите птиц зимой».

Цель:

    Воспитывать любовь к птицам.

Покормить птиц зимой!

Пусть со всех концов,

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна,

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть,

И для птиц тепло,

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать,

Заодно с людьми

Приучите птиц в мороз,

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Беседа по содержанию стиха:

Почему надо подкармливать птиц зимой?

От чего птицам так тяжело приходится зимой?

Чем бы вы стали подкармливать птиц?

Как вы думаете, много ли птиц гибнет зимой?

Что вы сделаете для того, чтобы птицы слетались к вашему крыльцу?

РИСОВАНИЕ на тему «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»

Цели:

    Расширять представления детей о растительном и животном мире.

    Учить отображать в рисунке собственные замыслы.

    Развивать творческие способности, воображение.

    Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.

Материалы и инструменты:

Гуашь, кисти, салфетки, альбомный лист.

Предварительная работа :

Беседа с детьми о правилах поведения в природе.

1. Беседа с детьми о том, что они хотят отобразить в своём рисунке.

2. Рисование по замыслам детей на тему «Берегите природу!».

Выставка рисунков.

Литература

    От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.К. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.

    Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.

    Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005.

    Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.

    Луконина Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002.

    Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М.: Всемирный фонд дикой природы, 2006.

Статьи из журналов

    Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

    Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

  • Боткова Лариса Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории
  • Петрова Олеся Александровна, воспитатель I квалификационной категории
  • Руднева Ольга Николаевна, воспитатель I квалификационной категории

МБДОУ детский сад 40 г. Киселёвск, Кемеровская область

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» .

Цель: расширение представлений детей о комнатных растениях, их пользе и строении.

Задачи:

  1. Расширить знания детей о комнатных растениях, закрепить представление о том, что растение – живое существо. Познакомить детей с новым комнатным растением - герань, отмечая ее характерные особенности. Закрепить умение узнавать знакомые растения, называть их части (корень, стебель, лист, цветок) , используя модели.
  2. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубленных знаний. Расширять словарный запас: герань, сухая и мокрая земля, влага.
  3. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности; научить размышлять, делать выводы. Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.

Воспитатель.

Дети заходят в группу, воспитатель читает стихотворение:

Давайте пройдемся медленно по саду
И здравствуйте, скажем, каждому цветку.
Я должна над цветками наклониться
Не для того, чтобы рвать или срезать их,

А для того, чтобы увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

Ребята, сейчас мы с вами вспомним, о чем вы говорили с Ниной Петровной на прошлой встрече …

Просмотр видео - ролика «Растения - наши друзья» .

Воспитатель.

Ребята, а как вы думаете, у нас в групповой комнате кто очищает воздух от пыли и грязи?

Ответ детей: комнатные растения (Звучит музыка и на экране появляется слайд 1- «Расцветает цветок» ) .

Воспитатель. Правильно! В группе, в доме, в жилых помещениях очищают воздух комнатные растения.

А почему эти растения называют комнатными?

(Потому что они растут в комнатах, жилых помещениях.)

А еще для чего нам нужны комнатные растения?

(Для красоты, они создают уют в нашем доме. Комнатными растениями человек украшает свой дом) .

Воспитатель.

Ребята, а вы знаете, я сегодня зашла в нашу группу и увидела на окне вот этот цветок. Как вы думаете, кто мог нам его подарить? (ответы детей)

А подарила его нашей группе «Теремок» Весна и попросила беречь его, ухаживать за ним. И тогда оно нам принесет очень много радости. Ребята, а какое сейчас время года? Весной природа оживает, оживают и наши комнатные растения после зимнего отдыха.

Ребята, а вы знаете, как называется это комнатное растение? (Нет.)

Воспитатель. Это комнатное растение называется «Герань» (Слайд 2 –герань) , или пеларгония. А еще его называют «Журавлиный нос» , потому что столбик цветка иногда разрастается в длинный «клювик» , очень похожий на клюв журавля. Теперь вам легче будет запомнить название этого растения. Давайте внимательно рассмотрим его. Что есть у герани? (Слайд 3. «Строение герани» )

Ответы детей: корень, листья, стебель, цветки (если растение цветет) .

Воспитатель (обобщает ответы детей) – Правильно, у герани есть стебель, листья, корень (цветы) .

Воспитатель. Какой формы листья герани? Какого цвета листья? (Ответы детей) .

Воспитатель (обобщает ответы детей) . – Листья у герани округлой формы, ярко- зеленого цвета, так же лист может быть с коричневым кругом у края или с белой каймой.

Какого цвета цветы у герани? (Ответы детей) .

Воспитатель:

– Цветы герани могут быть разных цветов: белые, розовые, красные, малиновые. Цветы собраны в соцветия, словно зонтики. (Слайд 4)

Воспитатель:

– А где находятся корни герани? Как вы думаете, зачем нужны растению корни? (Ответы детей) .

Воспитатель (обобщает ответы детей)

–Корни у растения находятся в земле. За счет корня растение не падает и крепко держится в земле. А еще корень питает растение. Когда мы поливаем землю в горшке, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям и цветам (Сопровождает рассказ показом) . Чтобы растение не завяло, его нужно поливать.

Вот мы и познакомились с новым растением.

Воспитатель:

– Ребята, расскажите, что вы запомнили о герани. (Ответы детей) .

Ребята, скажите, где находятся в нашей группе комнатные растения?

В уголке природы.

Воспитатель:

Давайте познакомим герань с нашими растениями в уголке природы. А пока наши цветы приветствуют друг друга, я приглашаю вас на физминутку «Цветы» .

Я прошу тебя, цветок:
Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку,
Да притопни ножкой.

Да головкой покачай,
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка-
Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом) .

Воспитатель:

– Приглашаю детей пройти к уголку природы.

Ребята, посмотрите, наша герань уже подружилась с растениями в уголке природы.

А какие комнатные растения находятся в нашем уголке природы? (фиалка, бальзамин, алоэ, щучий хвост…) . Дети рассказывают о растениях.

Воспитатель.

–Ребята, а что есть у каждого растения (корень, стебель, листья)

А как вы думаете, чем отличаются растения друг от друга? (формой листьев, размером, у одних есть цветы, у других нет) .

Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Строение цветка» .

(Воспитатель раздает детям карточки с изображением корня, стебля, листьев, цветка) . Дети поочередно выкладывают карточки на фланелеграфе и называют часть растения.

- Ребята, а попробуйте отгадать мою загадку:

«Рук нет, ног нет, а двигается.
Носа нет, а дышит.
Рта нет, а пьет и ест». (Растение)

Правильно, это растение! Как растение двигается, ведь у него нет ног? (растет, поворачивается к свету)

Как дышит растение? (через листья, корни)

Как питается растение? Также как и мы? (корнями)

Правильно ребята, именно корни кормят растение.

А где хранится пища для растения? (в земле, почве)

Питание растений содержится в земле, в которой они растут. И если выдернуть растение из земли и оставить его так, то оно погибнет.

Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами.

Воспитатель:

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Что растениям нужно для роста» . (Слайд 5) .

Давайте выберем из этих рисунков – схем только то, что нужно для жизни наших растений.

Лейка! Правильно, лейкой мы поливаем растения.

Солнце! Без солнечного света, тепла растения не растут.

Растениям нужны земля, воздух, вода. Чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели, нужно их подкармливать специальными удобрениями. И обязательно им нужен хороший уход, наша забота и любовь. А они отблагодарят нас чистым воздухом.

О том, как правильно ухаживать за растениями мы поговорим на следующем занятии. А сейчас я приглашаю вас ещё раз полюбоваться растениями в нашем уголке природы.

ТЕМА: «Волшебный лес».
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с растительным миром, его значением для всего живого на нашей планете Земля. Учить детей выражать свои мысли, составлять описательные рассказы по схемам. Закрепить знания о растениях, овощах, фруктах. Развивать память, мышление, связанную речь. Воспитывать бережное отношение к природе.
Словарная работа: кислород, хлоропласты, фитонциды, витамины.
Предварительная работа: наблюдения в природе, экскурсии, беседы, дидактические игры.
Материал: имитация леса, иллюстрации, музыкальное сопровождение, речевые схемы, набор для опыта с водой; муляжи: плоды деревьев.

Да, дети, у каждого из нас есть очень много друзей в этом мире, и есть такие друзья, которых называют зелеными друзьями. Вы наверное уже догадались, что речь идет о растениях. И сегодня я предлагаю вам навестить наших друзей и вспомнить о них все, что мы знаем.
- А как вы думаете, где можно встретить много разных видов растений?
- Правильно дети в лесу.
(Дети приглашаются в имитационный лес, присаживаются на стульчики)
- Вот мы и пришли к нашим друзьям-растениям.
- Давайте вдохнем аромат леса. (Ароматерапия: ель, сосна. Дыхательная гимнастика)
- В лесу можно встретить много разных видов растений, давайте с вами вспомним, что же относиться к растениям? (трава, цветы, кусты, деревья).
– Какие вы знаете травы?
- Какие вы знаете осенние цветы?
- Какие вы знаете деревья?
- Вы заметили, я спросила осенние цветы. Какое заканчивается время года?
- А как вы думаете, почему происходит смене времен года на нашей планете? (планете движется по своей орбите вокруг Солнца, когда Земля ближе к Солнцу – весна, лето, когда Земля отдаляется от Солнца – осень и зима).
- Из-за того, что Солнце меньше греет, день становится коротким, ночь – длиннее; воздух прохладным, земля холодной. Растения готовятся к зиме – листочки желтеют и опадают.
- Почему желтеют и опадают листья?
(Один из детей по иллюстрации рассказывает о фотосинтезе. В листочках хлоропласты зеленного цвета, они как маленькие фабрики с помощью солнечного цвета берут из воздуха углекислый газ, также минеральные вещества, которое впитывает растение через корневую систему из земли и строят новые клеточки. Из которых потом листья, ветки, кора ствола и вырабатывают сахар для питания растений.
Также в листочках есть еще и клеточки желтого и оранжевого цвета. Когда мало солнечного света, зеленые хлоропласты растворяются и остаются клеточки желтого и других цветов. Поэтому в осенний сезон у растений листочки становиться разных красивых цветов)
- А сейчас давайте с вами помедитируем, каждый из вас представит себя каким-нибудь из деревьев. (Моцартотерапия. Дети под музыкальное сопровождения прикрыв глаза представляют себя каким-нибудь из деревьев).
- А теперь мне хотелось узнать, кто из вас,каким себя деревом представил?
Дети:
Я представила себя березкой. У меня стройный ствол и тоненькие веточки. Еще совсем недавно у меня был золотой наряд, но прошло время и вокруг меня получился прекрасный разноцветный ковер из моих красивых листочков.
Я представил себя орехом. Я осенью тоже был одет в разноцветный наряд и дарил всем свои плоды. А теперь я засыпаю.
Я – елочка. У меня нет листочков, но есть иголочки зеленого цвета. Я тоже подарила свои плоды и животным и людям. Скоро будет праздник Новый год и я прейду к вам и тогда вы уже будете дарит свои украшения для меня, песни и танцы.
- А теперь давайте с вами поиграем.
(Дидактическая игра с элементами песочной терапии «Что ты нашел?» Дети в песке находят: шишку, плод платана, орех, каштан, желудь, лук, чеснок, морковь, яблоко.)
- Посмотрите, среди плодов деревьев мы еще что-то нашли. Что же это? (фрукты, овощи)
- Протяните свои ладошки и покажите у кого овощи, фрукты.
- А давайте, попробуем с вами описать фрукт или овощ с помощью значковой схемы. Я буду показывать знак, а вы подбираете слова для описания. И потом мы сможем составить небольшой описательный рассказ про фрукт или овощ. (Работа со схемами).
- Нам помогают фрукт и овощи, обогащают наш организм витаминами, чтобы мы могли расти здоровыми и жить.
- А что же помогает растениям, чтобы они могли расти и жить?
- Да, вода – это чудо, которая дает жизнь для всего живого, растений, животных, людей.
- Я хочу вам, показать на примере воды, которая наполняет эти стакана, души людей которые наполняют наши тела. Представим, что каждый человек это стакан. Вода – это то, чем наполнен человек. Чистая прозрачная вода – символ внутренней чистоты, добрых поступков и помыслов человека. Но что же может случится с человеком, когда в него начнет закрадываться маленькие капли злости, обиды, жадности, лжи. Его душа начинает чернеть, с каждой каплей все больше и больше поглощая его чистоту. (Опыт с водой. Два стакана наполненных водой. В один из которых добавляются по капле черные чернила).
- Если б вам предложили испить воды из этих двух стаканов, какой бы вы выбрали?
- Так и в жизни, мы выбираем себе друзей и окружающих людей с чистой душой, как прозрачная вода.
- А сейчас я вам предлагаю вернуться из нашего путешествия, и еще раз вспомнить о наших друзьях-растения, и отношения к ним.
(Стих о бережном отношении к природе. Дети рассказывают все вместе).

Знаю я, что вам необходима.
Вам не нужно долго вспоминать.
Все из вас хотят любить и быть любимыми,
И хотят, чтоб не болела мать.
Чтоб на нашей, маленькой планете,
Только звезды падали с небес
Были все доверчивы как дети
И любили дождь, траву и лес.

Вера Головина
Занятие в средней группе на тему: «Путешествие в мир природы родного края»

Программное содержание :

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация» , «Социализация» ,

«Безопасность»

Расширить знания детей о природе родном крае .

Закрепить правилами поведения на природе .

Пробудить у детей эмоциональный отклик на красоту природы , воспитывать любовь и бережное отношение к природе .

Развивать познавательный интерес к природе родного края .

Уточнить представления о диких животных, обитателях наших лесов.

Продолжать работу над формированием связной речи детей.

Закреплять знания детей о различии и сходстве хвойных и лиственных деревьев.

Учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя.

Ход занятий:

Воспитатель : Посмотрите, к нам на занятие пришли гости .

Мы рады видеть вас на нашем занятии .

Собрались все дети в круг,

я твой друг и ты мой друг,

крепко за руки возьмемся,

и друг другу улыбнёмся.

(Ребята встают в круг, держась за руки)

Воспитатель. Ребята, мы сегодня с вами отправимся в необычное путешествие - в волшебный мир природы . В любое время года природа радует нас своей красотой.

Лес – это дом, жилище животных, насекомых и растений.

Мы в этом жилище – гости. Но прежде чем отправиться в лес, мы должны вспомнить правила поведения в лесу.

Правила поведения :

Правило 1.

В лесу ходи по тропинкам и дорожкам! Помни : в траве много маленьких животных, они почти незаметны, и их можно нечаянно раздавить.

Правило 2.

Не шуми в лесу! Не приноси с собой магнитофон. Помни : крик и громкая музыка пугают лесных жителей, и они покидают свои домики.

Правило3.

Не рви цветы в лесу, а любуйся их красотой! Помни : сорванные растения быстро погибнут и не дадут семян.

Правило 4.

Не лови бабочек! Они украшают природу и опыляют растения .

Правило 5.

Не лови в лесу зайчат, ежат, бельчат и других животных! Помни : это лесные жители. Им будет плохо в квартире рядом с человеком, а лес – их родной дом .

Правило 6.

Не разжигай в лесу костер! Помни : на земле после костра пять лет не сможет расти трава.

Воспитатель :- Давайте же будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом! Беречь и любить всё живое!

Чтобы нам попасть с лес, мы должны перейти через речку.

А через речку лежит мостик.

Дети переходят через мостик и попадают в лес.

(Воспитатель находить письмо и читает его)

Здесь лежит приглашение :

Воспитатель :- Интересно, кто же это нам отправил?

Приглашаю ребята вас в лес

В добрый лес, могучий лес

В нем полным-полно чудес

Если внимательны будете дети,

Тайны чудесные откроете эти.

Лес не только для нашей забавы.

В нем деревья, ягоды,

Птицы, звери и разные травы.

Воспитатель :- Наш край богат озёрами, реками, и лесами. Давайте вспомним. Какие деревья лиственные растут у нас?

Дети : черёмуха, рябина, берёза….

Воспитатель : Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года.

Берёза – любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.

Воспитатель : А ещё есть хвойные деревья.

Чем отличаются хвойные деревья от лиственных.

(Дети : У хвойных деревьев - хвоя, у лиственных - листья.)

Воспитатель : Давайте вспомним. Какие хвойные деревья вы знаете?

(Ель, пихта, сосна)

Воспитатель : Игра «Чудесный мешочек»

Дети достают из мешочка шишки и называют с какого они дерева.

Воспитатель : Природа - наш настоящий верный друг.

- Природа - бесценный дар для человека. Человек может жить красиво и хорошо только в гармонии с природой . А беречь и охранять природу - значит охранять Родину, свой родной край , в котором мы живём.

Физкультминутка.

Вы наверное устали,

Ну тогда все вместе встали,

Ножками потопали

Ручками похлопали

Глазки крепко закрываем, открываем

А потом вперед шагаем.

Ребята, за лесными дарами в лес приходят люди, а еще грибы и ягоды любят лесные звери и птицы. Какие животные живут в нашем лесу? (Дикие животные)

Назовите их и покажите.

(Звучит аудио - запись с пением птиц)

Сюрпризный момент.

Воспитатель : (Появляется воздушный шарик с письмом) Посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик! Да здесь письмо! Оказывается дедушка - лесник приглашает нас к себе в гости. А вы знаете, кто такой лесник?

Дети : Нет

Воспитатель : Лесник - это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал зря цветы.

Воспитатель : А где он живет?

Дети : В домике.

Воспитатель : А как называется его домик? (сторожка)

(Из домика появляется лесник)

Лесник : Здравствуйте ребята, слышите, как красиво поют птицы! Мы слышим их голоса, они спрятались от нас, и радуются наступлению весны. Тихо, не пугайте их.

А теперь, посмотрите. К нам прилетели птицы. Назовите, каких птиц вы знаете?

(Слайды) (Дети называют птиц) .

Лесник предлагает поиграть с детьми в игру " Голуби и ястреб".

На одном конце площадки обозначается голубятня, в которой помещаются голуби, на другом - дом ястреба. Хозяин выпускает голубей из голубятни сигналом "Кыш!", и голуби начинают летать по площадке. На возглас : "Ястреб летит!" - ястреб вылетает из своего гнезда, ловит голубей и ведет в свой дом. Подвижная игра кончается, когда ястреб переловит всех голубей.

Лесник : Молодцы всё знаете, а я вас хочу угостить. Вот вам сундучек с угощением. А мне пора до свидания детвора.

(Воспитатель раздаёт подарки детям)

Итог занятия .

А сейчас наше занятия подошло к концу и нам всем пора возвращаться в детский сад.

Публикации по теме:

Познание природы родного края как средство формирования экологической культуры В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться,.

Игра-путешествие «Живая природа родного края» Цель: Закрепление знаний о живой природе: растениях, насекомых, животных, птицах Приморского края. Развитие наблюдательности, внимания,.

Конспект НОД по теме «Знакомим дошкольников с профессиями родного края» в средней группе Цель: расширять и уточнять представления детей.

Конспект занятия для детей средней группы «Сохраним природу родного края» Программное содержание. Развивать активность детей, память, мышление, умение точно и правильно отвечать на вопросы. Учить детей подмечать.

«Природа нашего края »

Цель :

1 Развивать речь детей.

2 Формировать представление о взаимосвязях в природе.

Задачи :

Обучающие:

1. Сформировать у детей общее представление о лесе, о реке и ее обитателях.

2. Закрепить знание детей о видах деревьев, которые растут в нашем лесу.

3. Закрепить знание детей о многообразии животного мира, птиц, проживающих в лесах родного края.

4.Совершенствовать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитывающие:

1.Воспитывать любовь к природе.

2.Бережное отношение к природе и ко всему живому.

Интеграция образовательных областей:

познание,

коммуникация

социализация,

чтение художественной литературы,

безопасность,

здоровье,

Предварительная работа:

Беседа о животном и растительном мире родного края, рассматривание альбома с иллюстрациями диких животных,птиц, рыб; знакомство с информацией о пользе животных, птиц и растительности нашего края.

Наблюдение на прогулке;

Подбор дидактических игр;

Загадывание загадок.

Материалы к занятию:

Иллюстрации «Дикие животные нашего края», иллюстрации « Речная рыба нашего края»,иллюстрации «Птицы нашего края»,цветные шарики по количеству детей, аудиозапись « голоса птиц» , «Речка быстрая» в исп. В.Толкуновой, слайды с изображением речных и природных пейзажей, силуэтные изображения животных, картинки с изображением детенышей диких животных.

Ход занятия.

Словно крыша над землёю

Голубые небеса.

А под крышей голубою –

Горы, реки, и леса.

И дома, машины, лодки.

И поляны, и цветы, и конечно, я и ты.

Воспитатель:

Ребята, каждый из нас живёт в доме со стенами, потолком, полом - это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог, попадаем в другой дом. Этот дом - Природа .

Как вы думаете, можем ли мы прожить без природы ? (ответы: нет, без воды, без солнца, без растений, животных).

А в группе у нас есть природа (да- растения воздух, солнечные лучи).

От чего в доме бывает светло (лампы.)

А что можно сравнить с лампой в природе ? (солнце).

В природе идёт дождь ,а в наших домах? (душ).

В природе ветер ? (доме -вентилятор, кондиционер) .

В доме пол? (в природе – земля , почва).

В доме ковёр? (в природе- трава ).

В доме стены? (в природе- горы , деревья).

В домах потолок? (в природе- небо , космос).

Воспитатель:

Ребята, сегодня хочу предложить вам отправиться на экскурсию в лес. Как вы думаете, на чём мы с вами можем отправиться в это путешествие?

Дети: На автобусе, паровозе, велосипеде и. т. д

Воспитатель:

А я хочу предложить вам совершить путешествие с помощью воздушных шариков. Взяли в руки тот шарик, который вам больше нравится по цвету. Шарики волшебные нас поднимут в небо, когда вы правильно отгадаете загадки.

Загадки:

Любит очень есть морковку,

Грызёт капусточку он ловко,

Белый серый и косой,

Кто он такой?

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пышный хвост-краса.

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

С ним тягаться трудно в беге,

Коли встретить довелось,

знайте, дети, это…

Возле дуба острым рылом,

Деловито землю рыл он.

Видно грузди он искал.

Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был …

Под соснами,под елками

Лежит мешок с иголками. (Ёж).(слайды)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

Подскажите мне, о ком же все эти загадки?

Дети: О животных.

Воспитатель: А о каких животных?

Дети: Диких.

Воспитатель: А где живут дикие животные?

Дети: В лесу.

Правильно все эти дикие животные обитают в наших лесах.(Воспитатель показывает картинки с изображением диких животных).

А теперь шарики готовы. Раз, два, три- полетели.

Под музыку дети имитируют полёт в небо.

(Звучит куплет песни «Речка быстрая»).

Воспитатель:

Ребята, смотрите, что это за водоем? Это- река наша, Волга(слайды).

Она самая крупная на земле и самая длинная в Европе. В народе Волгу ласково называют «Волга – Матушка», «Волга- Кормилица».

Давайте с вами посмотрим, какие рыбы обитают в нашей реке? (картинки с изображением рыб).

Ребята мы с вами познакомились с рекой Волгой, которая протекает в нашем городе Балаково. А теперь мы с вами отправимся дальше –полетели!

Посмотрите, вот он лес, полон сказок и чудес (слайды)

Давайте здесь остановимся.

Дидактическая игра «Деревья».

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, как много деревьев в лесу. Назовите те деревья, которые вы знаете.

Дети: Дуб, сосны, ёлки, берёзы, осины, ольха.

Воспитатель показывает картинки, на которых изображены деревья. Дети рассматривают и называют те деревья, которые знают. Воспитатель предлагает составить небольшой рассказ о том, как деревья меняются в разное время года.

Дидактическая игра «От какого дерева листочек» (воспитатель использует картинки с разными листочками).

Дети используют слова: берёзовый, тополиный, ивовый, еловые и сосновые иголки)

Воспитатель:

Можно ли ломать веточки? Почему?

Какое дерево очищает воздух? (тополь)

Какое дерево нам помогает легко дышать? (ель, сосна)

Воспитатель: правильно, деревья нужны не только животным, но и они помогают людям.(слайды)

Воспитатель: А как живётся зверям в лесу? Вы знаете, что у каждого животного есть свое жилище?

Дидактическая игра «Кто, где живёт? (карточки с картинками).

Танец- имитация . «Детишки – зверюшки».

Дети по музыку танцуют и изображают разных животных.

Дидактическая игра «Назови, кто спрятался»

Воспитатель: Уже темнеет. Вот- вот ночь наступит. Никого не стало видно. Одни лишь силуэты. На ватмане контуры диких животных, которые наложены друг на друга. Отгадайте, какие животные уснули на полянке? Дети называют животных.

Дидактическая игра «Назови детёныша».

Взошла луна. Животные вышли на полянку и перепутали своих детёнышей. Давайте назовём их.

У лисы- лисёнок

У волчицы – волчонок.

У зайчихи- зайчонок.

У медведя- медвежонок и.т.д.

Раз – присядка.(Присесть).

Два – прыжок.(Подпрыгнуть).

Это заячья зарядка. (“Ушки на макушке” – зайчики).

А лисята как проснутся,(Потереть кулачком глаза).

Любят долго потянуться,(Потянуться).

Обязательно зевнуть, (Повороты туловища).

Рыжим хвостиком вильнуть.(Движения бедрами вправо-влево).

А волчата спинку выгнуть (Наклон вперед).

И легонечко подпрыгнуть.(Прыжок вверх).

Ну а Мишка косолапый,(Согнуть руки в локтях).

Широко расставив лапы,(Ноги на ширине плеч).

То двумя, то всеми вместе(Переступание с ноги на ногу).

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало – (Руки развести в стороны.)

Начинает все сначала.

Воспитатель: Ребята,а вы знаете,что лес является домом не только для зверей, но и для птиц. А для чего нужны птицы ?

Дети: Уничтожают вредных насекомых.

Воспитатель: Ребята, а каких птиц , нашего края вы знаете ?

Птиц , которые селятся в лесах и на водоемах Саратовской области?

Дети: дятел, галка, сорока, дрозд, воробей, синица и др.

Воспитатель:

Как тихо вокруг нас стало

Шуметь природа устала

Ребята и те присмирели

Слышны только птичьи трели

Кто песню споёт,

Воспитатель: Раз вы знаете так много птиц , то наверняка справитесь со следующим заданием. Я буду называть птиц . Как только вы услышите, что я ошиблась, то есть назвала не птиц , а что-то другое вы сразу должны поправить меня (громко хлопать).

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи (дети хлопают)

Что не правильно?

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Аисты, вороны, галки, макароны (дети хлопают)

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Комары, чижи (дети хлопают)

Прилетели птицы :

голуби, синицы,

Аисты, стрижи,

Галки и чижи!(слайды)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Ребята,а как нужно себя вести в лесу?

Дети перечисляют правила поведения в лесу.

Гимнастика для глаз :

Сова.

В лесу темно.

Все спят давно.

Только совушка-сова,

большая голова,

На суку сидит,

во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись!

осмотрела все кругом –

за добычею бегом!

Воспитатель:

Какие вы молодцы и деревья назвали, и птиц знаете. А что еще растёт в наших лесах? Правильно, много цветов. Вот здесь лежат разрезные картинки, собрав их, узнаете, какие цветы растут на опушках и полянках нашего леса.

Воспитатель:

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

По окончании работы воспитатель предлагает детям полюбоваться красотой природы города Балаково в разные времена года (слайды).

Рефлексия

Вместе с детьми делаю вывод, что природа родного края богата, красива и разнообразна и её надо беречь, природа в нашей местности действительно чудесная. Родной край – самое дорогое место для нас. Здесь мы родились и живем, здесь наши друзья.

Используемая литература:

1.Чтение энциклопедической литературы о диких животных, птицах Москва Росмэн 2009,

2.География Саратовской области.Саратов1997,

3.Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе

« Природа нашего края »

Цель:

1 Развивать речь детей.

2 Формировать представление о взаимосвязях в природе.

Задачи:

Обучающие:

1. Сформировать у детей общее представление о лесе, о реке и ее обитателях.

2. Закрепить знание детей о видах деревьев, которые растут в нашем лесу.

3. Закрепить знание детей о многообразии животного мира, птиц, проживающих в лесах родного края.

4.Совершенствовать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитывающие:

1.Воспитывать любовь к природе.

2.Бережное отношение к природе и ко всему живому.

Интеграция образовательных областей:

познание,

коммуникация

социализация,

чтение художественной литературы,

безопасность,

здоровье,

Предварительная работа:

Беседа о животном и растительном мире родного края, рассматривание альбома с иллюстрациями диких животных,птиц, рыб; знакомство с информацией о пользе животных, птиц и растительности нашего края.

Наблюдение на прогулке;

Подбор дидактических игр;

Загадывание загадок.

Материалы к занятию:

Иллюстрации «Дикие животные нашего края», иллюстрации « Речная рыба нашего края»,иллюстрации «Птицы нашего края»,цветные шарики по количеству детей, аудиозапись « голоса птиц» , «Речка быстрая» в исп. В.Толкуновой, слайды с изображением речных и природных пейзажей, силуэтные изображения животных, картинки с изображением детенышей диких животных.

Ход занятия.

Словно крыша над землёю

Голубые небеса.

А под крышей голубою –

Горы, реки, и леса.

И дома, машины, лодки.

И поляны, и цветы, и конечно, я и ты.

Воспитатель:

Ребята, каждый из нас живёт в доме со стенами, потолком, полом - это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог, попадаем в другой дом. Этот дом - Природа .

Как вы думаете, можем ли мы прожить без природы ? (ответы: нет, без воды, без солнца, без растений, животных).

А в группе у нас есть природа (да- растения воздух, солнечные лучи).

От чего в доме бывает светло (лампы.)

А что можно сравнить с лампой в природе ? (солнце).

В природе идёт дождь,а в наших домах? (душ).

В природ е ветер? (доме -вентилятор, кондиционер ) .

В доме пол? (в природе – земля, почва).

В доме ковёр? (в природе- трава).

В доме стены? (в природе - горы, деревья).

В домах потолок? (в природе - небо, космос).

Воспитатель:

Ребята, сегодня хочу предложить вам отправиться на экскурсию в лес. Как вы думаете, на чём мы с вами можем отправиться в это путешествие?

Дети: На автобусе, паровозе, велосипеде и. т. д

Воспитатель:

А я хочу предложить вам совершить путешествие с помощью воздушных шариков. Взяли в руки тот шарик, который вам больше нравится по цвету. Шарики волшебные нас поднимут в небо, когда вы правильно отгадаете загадки.

Загадки:

Любит очень есть морковку,

Грызёт капусточку он ловко,

Белый серый и косой,

Кто он такой?

(Заяц)

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это

(Белка)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пышный хвост-краса.

Кто это?

(Лиса)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк)

С ним тягаться трудно в беге,

Коли встретить довелось,

знайте, дети, это…

(Лось).

Возле дуба острым рылом,

Деловито землю рыл он.

Видно грузди он искал.

Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был …

(Кабан).

Под соснами,под елками

Лежит мешок с иголками. (Ёж).(слайды)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

Подскажите мне, о ком же все эти загадки?

Дети: О животных.

Воспитатель: А о каких животных?

Дети: Диких.

Воспитатель: А где живут дикие животные?

Дети: В лесу.

Правильно все эти дикие животные обитают в наших лесах.(Воспитатель показывает картинки с изображением диких животных).

А теперь шарики готовы. Раз, два, три- полетели.

Под музыку дети имитируют полёт в небо.

(Звучит куплет песни «Речка быстрая»).

Воспитатель:

Ребята, смотрите, что это за водоем? Это- река наша, Волга(слайды).

Она самая крупная на земле и самая длинная в Европе. В народе Волгу ласково называют «Волга – Матушка», «Волга- Кормилица».

Давайте с вами посмотрим, какие рыбы обитают в нашей реке? (картинки с изображением рыб).

Ребята мы с вами познакомились с рекой Волгой, которая протекает в нашем городе Балаково. А теперь мы с вами отправимся дальше –полетели!

Посмотрите, вот он лес, полон сказок и чудес (слайды)

Давайте здесь остановимся.

Дидактическая игра «Деревья».

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, как много деревьев в лесу. Назовите те деревья, которые вы знаете.

Дети: Дуб, сосны, ёлки, берёзы, осины, ольха.

Воспитатель показывает картинки, на которых изображены деревья. Дети рассматривают и называют те деревья, которые знают. Воспитатель предлагает составить небольшой рассказ о том, как деревья меняются в разное время года.

Дидактическая игра «От какого дерева листочек» (воспитатель использует картинки с разными листочками).

Дети используют слова: берёзовый, тополиный, ивовый, еловые и сосновые иголки)

Воспитатель:

Можно ли ломать веточки? Почему?

Какое дерево очищает воздух? (тополь)

Какое дерево нам помогает легко дышать? (ель, сосна)

Воспитатель: правильно, деревья нужны не только животным, но и они помогают людям.(слайды)

Воспитатель: А как живётся зверям в лесу? Вы знаете, что у каждого животного есть свое жилище?

Дидактическая игра «Кто, где живёт? (карточки с картинками).

Танец- имитация . «Детишки – зверюшки».

Дети по музыку танцуют и изображают разных животных.

Дидактическая игра «Назови, кто спрятался»

Воспитатель: Уже темнеет. Вот- вот ночь наступит. Никого не стало видно. Одни лишь силуэты. На ватмане контуры диких животных, которые наложены друг на друга. Отгадайте, какие животные уснули на полянке? Дети называют животных.

Дидактическая игра «Назови детёныша».

Взошла луна. Животные вышли на полянку и перепутали своих детёнышей. Давайте назовём их.

У лисы- лисёнок

У волчицы – волчонок.

У зайчихи- зайчонок.

У медведя- медвежонок и.т.д.

Физкультминутка “Звериная зарядка”:

Раз – присядка.(Присесть).

Два – прыжок.(Подпрыгнуть).

Это заячья зарядка. (“Ушки на макушке” – зайчики).

А лисята как проснутся,(Потереть кулачком глаза).

Любят долго потянуться,(Потянуться).

Обязательно зевнуть, (Повороты туловища).

Рыжим хвостиком вильнуть.(Движения бедрами вправо-влево).

А волчата спинку выгнуть (Наклон вперед).

И легонечко подпрыгнуть.(Прыжок вверх).

Ну а Мишка косолапый,(Согнуть руки в локтях).

Широко расставив лапы,(Ноги на ширине плеч).

То двумя, то всеми вместе(Переступание с ноги на ногу).

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало – (Руки развести в стороны.)

Начинает все сначала.

Воспитатель: Ребята,а вы знаете,что лес является домом не только для зверей, но и для птиц. А для чего нужны птицы ?

Дети: Уничтожают вредных насекомых.

Воспитатель: Ребята, а каких птиц, нашего края вы знаете?

Птиц, которые селятся в лесах и на водоемах Саратовской области?

Дети: дятел, галка, сорока, дрозд, воробей, синица и др.

Воспитатель:

Как тихо вокруг нас стало

Шуметь природа устала

Ребята и те присмирели

Слышны только птичьи трели

Кто песню споёт,

Нужно вам отгадать –

Воспитатель: Раз вы знаете так много птиц, то наверняка справитесь со следующим заданием. Я буду называть птиц. Как только вы услышите, что я ошиблась, то есть назвала не птиц, а что-то другое вы сразу должны поправить меня (громко хлопать).

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи (дети хлопают)

Что не правильно?

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны, галки, макароны (дети хлопают)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Комары, чижи (дети хлопают)

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

Аисты, стрижи,

Галки и чижи!(слайды)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Ребята,а как нужно себя вести в лесу?

Дети перечисляют правила поведения в лесу.

Гимнастика для глаз:

Сова.

В лесу темно.

Все спят давно.

Только совушка-сова,

большая голова,

На суку сидит,

во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись!

осмотрела все кругом –

за добычею бегом!

Воспитатель:

Какие вы молодцы и деревья назвали, и птиц знаете. А что еще растёт в наших лесах? Правильно, много цветов. Вот здесь лежат разрезные картинки, собрав их, узнаете, какие цветы растут на опушках и полянках нашего леса.

Воспитатель:

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

По окончании работы воспитатель предлагает детям полюбоваться красотой природы города Балаково в разные времена года (слайды).

Рефлексия

Вместе с детьми делаю вывод, что природа родного края богата, красива и разнообразна и её надо беречь, природа в нашей местности действительно чудесная. Родной край – самое дорогое место для нас. Здесь мы родились и живем, здесь наши друзья.

Используемая литература:

1.Чтение энциклопедической литературы о диких животных, птицах Москва Росмэн 2009,

2.География Саратовской области.Саратов1997,

3.Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог»