муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №102 Пролетарского района города Ростова – на – Дону

Воспитатель высшей категории: Дагриджан Е.А.

Тема: «Волшебный мир бабочек»

Возрастная группа: старшая группа, дети 5-6 лет.

Форма НОД: занятие

Форма организации: групповая

Учебно-методический комплект: Программа «Детство» Т.И.Бабаева

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Средства:

Наглядные: Материал для воспитателя: конверт с загадкой, иллюстрации с изображением бабочек разной окраски, большой лист ватмана зеленого цвета)

Материал на каждого ребенка: 1/2листа глянцевой бумаги, гуашь, кисть, стаканчик с водой, салфетка, ножницы, клей, ромашка из картона, шаблон 1/2 бабочки, простой карандаш.

Музыкальные: «Сладкая греза» П.И.Чайковский, спокойная музыка к самостоятельной деятельности детей.

Цель: создать условия для развития творческого воображения, познавательного интереса у детей и творческой самореализации художественного образа изобразительными средствами. Развивать все компоненты устной речи. Воспитывать желание бережного отношения к насекомым. Вызвать положительный, эмоциональный отклик на результаты своего творчества.

Задачи:

Образовательные:

Развивать речь детей с помощью загадок

Формировать умение подбирать прилагательные к существительным

Расширять и обогащать словарный запас детей.

Обогащать представление детей о бабочках, их внешнем виде, поведении и их пользе.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к природе.

Развивать воображение, познавательные способности детей.

Развивать мелкую моторику руки через пальчиковые игры

Упражнять в соотношении слов и действий.

Знакомить детей с новыми способами передачи изображения – предметной монотипии.

Развивать фантазию, воображение, образное мышление.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность при выполнении работы, эстетический вкус и чувство цвета, бережное отношение к природе.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций бабочек, чтение художественной литературы о бабочках: К.Ушинский «Капустная белянка», Н.Сладков «Крапивница и лимонница», Н.Романова «Где её дом?», А.Саркесов «Бабочка, давай дружить», разучивание стихотворений о цветах.

Методы:

1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение);

2. Наглядно-демонстрационный (изображение бабочек);

3. Практический (рисования бабочек, выполнения действия с предметами (вырезание и приклеивание на ромашку)

4. Игровой (поиск одинаковых крылышек для своей бабочки, упражнения на соотношения слов и действий);

5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, был выполнен в виде оформления лужайки для украшения группы, оценены результаты деятельности с помощью медалей-солнышек);

Методы включают в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приемы (пояснения, указания, показ, команды, игровой прием, художественное слово, поощрение, помощь ребенку, анализ, вводная беседа) направлены на оптимизацию индивидуального развития каждого ребенка.

1 этап - Организационный.(3мин).

Мотивация к деятельности: Слышится стук в дверь

В:Ребята, вы слышите, кто-то стучит в дверь, давайте посмотрим, кто же это.

Посмотрите, это почтальон принес письмо. Как вы думаете, от кого это письмо? (воспитатель показывает воспитанникам письмо)

В: Ой, ребята, это письмо нам прислала сама Весна.

Давайте узнаем, что она нам пишет.

« Сегодня вас ждет удивительная встреча с насекомым, если вы отгадаете эту загадку».

В: Ребята, мы любим с вами отгадывать загадки? Тогда, давайте попробуем отгадать эту загадку:

Увидев на клумбе прекрасный цветок,

Сорвать я его захотел,

Но стоило тронуть рукой стебелек,

И сразу цветок улетел. Кто это, ребята? (Бабочка).

2этап –Основной(20-25мин.)

В: Ребята, нам Весна прислала отгадку – замечательную картинку бабочки.

В: Хотите узнать, что Весна рассказывает в своем письме об этой бабочке? (Да)!

«Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в интересное путешествие в волшебный мир бабочек.

Воспитатель спрашивает детей о том, хотят ли они с Весной принять это увлекательное путешествие, дети - соглашаются.

Я расскажу о жизни бабочек. Слушайте! Бабочка появляется на свет сразу взрослой. Она откладывает яйца и из них выходят гусеницы. Проходит некоторое время и гусеница превращается в неподвижную куколку, а из куколки появляется бабочка. Зимой они замирают, зарывшись в почву, в пнях, в коре деревьев и ждут весны. Бабочки бывают большие и маленькие. Они все разные по окраске. Рассмотрите внимательно картинку бабочки, которую я вам послала в письме, и ответьте, пожалуйста, на мои вопросы».

Беседа по картине на тему: «Какая она, бабочка?».

Назовите части тела бабочки? (голова, тельце, ножки, 4 крылышка)

Какие у бабочки крылья? Сколько их?

Как расписаны крылышки бабочки слева от туловища и справа?

Какие названия бабочек вы знаете?

Чем отличаются эти бабочки?

Сколько у бабочки ножек?

Воспитатель: ДА. У бабочки есть голова, тельце, ножки,4 крылышка. У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит. Бабочки приносят природе пользу. Они летают с цветка на цветок, собирают нектар и переносят на своих крылышках и ножках пыльцу с одного цветка на другой. В цветах созревают семена и падают на землю. Где упадут семена, там и прорастут цветы. И наши луга станут еще краше (рассказ воспитателя с показом иллюстраций).

Воспитатель: Ребята! Где дом у муравья? (в муравейнике), У пчелы? (улей). - А где дом у бабочки? Нет у бабочки дома. Дом для нее – каждая травинка, каждая удобная веточка и каждый цветок.

Физкультурная минутка: «Бабочка спала и вдруг проснулась»

Шевельнулась, потянулась

Крылышками тут взмахнула

И сейчас же упорхнула.

Над цветком летает, пляшет.

Полетела, полетела

На цветочек снова села.

(дети выполняют движения, соответствующие тексту физкультурной минутки – 2раза)

В: Ребята, Весна прислала много картинок бабочек. Посмотрите, какие бабочки разные. Вот белая бабочка, а эта черного цвета, как ночь. Вот эта коричневая – павлиний глаз. Большие глазки её крыльев похожи на глазки перьев павлина. Вот ярко – бирюзовая африканская бабочка с огромными крыльями затейливой формы. А эта пестрая с узорами из Индии.

В: Все они разные, но узоры на крылышках справа и слева у всех бабочек одинаковые (обратить внимание детей на симметричность узора на крыльях бабочек).

Дидактическая игра «Подбери бабочке одинаковые крылышки».

«Подул сильный ветер на сказочной лужайке и бабочки растеряли свои крылышки. Каждой бабочке подберите свои крылышки – одинаковые (дети подбирают одинаковые по рисунку крылышки бабочкам).

Какие красивые бабочки у вас получились! Какие нарядные!

Воспитатель: Дети! Но крылышки у всех бабочек прозрачные и сверху покрыты крошечными цветными чешуйками. Если бабочку неосторожно взять в руки, то чешуйки можно повредить и бабочка не сможет больше летать. Это будет для нее настоящее горе. Бабочки – очень нежные насекомые. Относиться к ним нужно бережно. Ловить их нельзя, можно только наблюдать за их полетом и любоваться их красотой! Ведь они приносят пользу природе, а природа – друг человека.

В: Дети! Давайте нарисуем бабочек? (Да).

В:Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования. Хотите попробовать и научиться? Он называется - «монотипия». Это, когда рисовать нужно только на одной половинке листа, а другую просто припечатать и получится целая картинка. Посмотрите на бабочку. У нее две пары крыльев. На одной из них (не важно – на правой или левой) мы быстро нарисуем обычные пятна или кляксы любой формы. А другую пару крыльев припечатаем сверху и разгладим аккуратно ладошками. (Показываю прием рисования).

В: А теперь раскроем бабочку и посмотрим, что получилось? (Вся бабочка стала разноцветной, но крылышки справа и слева – одинаковые) Произошло волшебство!

В: Хотите попробовать сами? Пробуйте, рисуйте и посмотрим, получится ли у вас волшебство? Я уверена, что получится! (Дети выполняют работу).

В ходе выполнения детьми задания поощряю детей, восхищаюсь выбранными ими яркими красками и удачным проявлением их волшебного умения. По окончании работы предлагаю разукрасить бабочке головку и тело бабочки.

3 Этап – Заключительный (2 мин.)

Пока работы подсыхают, предлагаю детям самим превратиться снова в веселых бабочек и немножко поиграть в пальчиковую гимнастику «Бабочка».

Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы.

Дети машут кистями рук, изображая крылышки бабочки.

Ах, красавица какая-

Эта бабочка большая!

Над цветами полетала-

И мгновенно вдруг пропала.

В:Дети! Пока мы отдыхали и играли, наши разрисованные бабочки подсохли, и мы можем их доделать, чтобы с ними поиграть.

В: Давайте приклеим их брюшками к картонным цветочкам – ромашкам и тогда они в наших руках замашут крылышками и смогут полететь, куда мы хотим (по желанию дети вырезают по контуру ножницами бабочек и приклеиваю на свою ромашку). Ну вот, ребята - вы молодцы! Вы – настоящие волшебники! Ваши бабочки совсем готовы! Можно украсить нашу лужайку.

4 этап – подведение итогов.

В: У нас получился настоящий луг, где хочется прогуляться и полюбоваться порхающими бабочками над цветами.

5 этап – сюрпризный момент В: Спасибо вам ребята, что вы приняли приглашение Весны путешествовать в волшебном мире бабочек. За это мы с Весной дарим вам медали –солнышек.

Алевтина Пермякова
Конспект занятия по окружающему миру. Тема «Бабочки»

Занятие по теме «Бабочки »

Программное содержание : познакомить с новым видом бабочек дать детям представление о разнообразии бабочек , жизнедеятельности некоторых видов бабочек , (с их особенностями, внешним видом, взаимосвязи насекомых с цветущими растениями (пьют нектар, опылять растения) .

Развивать умение различать разновидности бабочек , активизировать и обогащать словарь детей (бабочка листовидка , хоботок, личинка, куколка) .

Способствовать воспитанию любви к природе, бережное отношение к насекомым.

Закрепить знания детей о разновидностях насекомых.

Предварительная работа : чтение литературы, экскурсия на выставку бабочек , просмотр познавательного фильма про бабочек .

Материал : иллюстрации бабочек , куколки, гусеницы, личинки, диск формата DVD.

Релаксация- создание положительного настроя детей на занятие . Снять эмоциональное напряжение, развития скорости переключаемости.

(дети встают в круг, держась, за руки и передают, по кругу «ток» по цепочке друг за другом пожимающего руку стоящего справа).

Ход занятия:

После релаксации дети садятся полукругом на стульчики.

Воспитатель : о чем мы сегодня будем, говорить вы узнаете, отгадав загадку.

Художественное слово :

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел

Шевельнулся, встрепенулся

Взвился вверх и улетел (бабочка )

Воспитатель : ребята давайте закроем глаза и переместимся на остров бабочек в Таиланд и представим что, происходит на острове. Чем они питаются? Как живут бабочки ? Как размножаются?

Ответы детей (дети рассказывают о бабочках ) .

Воспитатель : Да ребята есть бабочки , которые живут очень короткое время только тот период времени, чтобы произвести потомство.

Воспитатель : Ребята, давайте рассмотрим бабочку , из каких частей она состоит? (выставляет иллюстрации изображения бабочки ) .

Ответы детей (дети называют строение бабочки голова , туловище, крылья и т. д.).

Воспитатель : Ребята от других насекомых бабочек отличает , прежде всего, четыре больших крыла с ярким запоминающим рисунком. Окраска и рисунок крыльев - важнейший признак вида бабочек , которые насчитывают около 140 тысяч видов.

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, от чего получается, такой красивый рисунок?

Ответы детей.

Воспитатель : У каждой бабочки причудливость окраски крыльев зависит от цвета и расположения чешуек, покрывающих крыло со всех сторон. (Показ иллюстрации чешуек бабочки ) . Кроме того, на крыле находятся бесцветные чешуйки, преломляющие световые лучи - это придает окраске металлический блеск. В тоже время нижняя поверхность, а иногда и форма крыльев призваны скрывать бабочку от постороннего глаза, как на пример у обитающей в тропических лесах Юга - Восточной Азии бабочки - листовидки . (иллюстрация с бабочкой листовидки )

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, зачем бабочки нужно быть похожим на листок, цветок или ствол дерева.

Ответы детей (защита от врагов) .

Правильно так они защищаются от врагов. Это их защитная окраска или предупреждающая, что эта бабочка ядовита для других насекомых.

Воспитатель : Давайте рассмотрим другие части бабочки .

Голова, глаза, грудь, брюшко, передняя пара ножек, у бабочек укорочена и покрыта густыми волосками - для бабочек это орган вкуса .

Воспитатель : Ребята, а вы знаете что, представляет собой орган вкуса у человека?

Ответы детей (Язык) .

Воспитатель : Обратите, внимание на тоненький свернутый в спираль хоботок этим хоботком она сосет нектар, он похож на маленький шланг. Когда она хочет, есть, она его разворачивает и глубоко вводит в цветок. Таким образом, бабочка сосет нектар .

Воспитатель : Ребята а, сейчас мы с вами проведем эксперимент и изготовим бабочку из наших красивых красок. Желтой, фиолетовой, розовый и оранжевой. Альбомный лист бумаги сложить пополам, затем развернуть лист и на одну половину листа капнуть пятно краски. После этого складываем лист пополам. Открывая, получаем оттиск бабочки . У всех получились разные разноцветные бабочки .

Физкультурная минутка :

Воспитатель : ребята, возьмите своих бабочек и подойдите ко мне . Посмотрите какая, красивая у нас поляна, как много цветов! И сейчас мы с вами поиграем. Ваши бабочки должны найти такой цветок, который соответствует цвету вашей бабочки .

(Цветы расположены в разных частях группы) . Звучит музыка и

художественное слово :

Мы бабочки пеструшки

Не знаем мы труда.

Резвимся и летаем,

Нам весело всегда

Несемся в высоту

Порхаем и кружимся,

Резвимся на лету

Вот солнышко садиться

Проходит летний день

И бабочки пеструшки

Ложатся спать скорей

Дети перелетают с цветка на цветок и прикасаются к цветку. Когда музыка прекращается, дети возвращаются к воспитателю. Игра повторяется 2-3 раза.

(Дети возвращаются на стульчики) .

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, для чего мы летали от цветка к цветку?

Ответы детей (собирали пыльцу) .

Воспитатель : Правильно, бабочки их опыляют и от этого растения дают семена, плоды. Если бы не было насекомых (бабочек , пчел, мух) не появились плоды яблони вишни и другие растения.

Воспитатель : А, как выдумаете, как бабочки размножаются ?

Ответы детей.

Воспитатель предлагает детям :

1. Показ иллюстраций по периоду появления от личинки до бабочки .

2. Просмотр части фильма производства компании ВВС «раздел насекомые» - период размножения (на усмотрение воспитателя)

Воспитатель : сначала бабочка откладывает личинку на листке или коре дерева, проходит некоторое время и из личинки появляется гусеница. Ей необходимо много питаться листвой, чтобы вырасти. Когда гусеница вырастает, она изготавливает, куколку. Проходит небольшой период времени и из куколки появляется бабочка .

Ребята, а вы хотите. Чтобы у нас появился свой остров бабочек в группе ?

Ответы детей (да) .

Воспитатель : Тогда я вам предлагаю взять по разноцветному листу бумаги и вырезать свою бабочку . (Дети подходят к столам, на которых приготовлены сложенные пополам листы цветной галлограмной бумаги и вырезают бабочек ) Звучит спокойная музыка. Воспитатель : Подходит к приготовленной поляне (доске)

Прикрепляет магнитом свою вырезанную бабочку и приглашает всех детей поместить своих бабочек !

Бабочка — яркое и красивое насекомое с большими разноцветными крыльями, которое порхает все лето с цветка на цветок, помогая его опылению. Но где живет бабочка, где она спит, что ест, как проводит зимние месяцы, — ответы на эти вопросы будут интересны каждому любознательному человеку.

Мир бабочек

Представителей отряда чешуекрылых, к которым по биологической иерархии относятся бабочки, можно встретить практически на всех континентах и в любом климате, кроме самого холодного - Антарктиды. Они любят летать на цветущих лугах в средних широтах и среди льдов Гренландии, на островах Тихого океана и в высокогорьях Гималаев.

Бабочки принадлежат к самому многочисленному и древнему отряду, который насчитывает более 158 тыс. видов. Чешуекрылые — холоднокровные (эктотермические) насекомые, умеющие регулировать собственную температуру тела, забирая тепло извне или выделяя его в окружающую среду. Из-за этого большинство их видов предпочитает жить в тропическом климате.

Бабочку называют насекомым с полным превращением, т.е. развитие ее проходит через все стадии: яйца, личинки или гусеницы до куколки и взрослой особи (имаго). Также для большинства чешуекрылых характерной особенностью строения тела является наличие ротового аппарата с хоботком, через который они пьют нектар. Для них также присуще большое разнообразие форм крыльев и размеров: от 2 мм до 28 см.

Где живет бабочка, чем питается и ее продолжительность жизни, чаще всего зависят от климатической зоны: эти насекомые предпочитают жаркий и влажный природный климат, то есть тропики. Самое большое разнообразие видов обитает в лесах Южной Америки (40 тыс.), в Южной и Юго-Восточной Азии (более 10 тыс.), где имеются идеальные условия по количеству солнечных дней, высокой влажности и возможности маскировки среди густой листвы.

Внешний вид бабочки, где живут и чем питаются

Бабочки среди беспозвоночных имеют самое сложное строение тела и самый красивый внешний вид. Тело насекомого состоит из брюшка, груди, головы с усиками и хоботком, 3 пар ног и двух пар прекрасных крыльев, в которых заложена вся красота природы, различные узоры и расцветки.

Всего у бабочки 4 крыла, каждое из которых покрыто чешуйками в количестве от 100 тыс. до 1 млн у более крупных тропических видов. Они бывают: пигментные (содержащие яркое красящее вещество) и оптические (отражающие и преломляющие свет).

Бабочки питаются исключительно жидкостями, которые они могут пить через свой хоботок: цветочный нектар, древовидный сок, пыльца, навоз и гниющие фрукты. Они могут высасывать влагу из луж или с листьев, иногда садятся в поисках питья на человека, привлеченные запахом пота, в котором содержатся соли и минералы, необходимые для их жизни.

Продолжительность жизни также зависит от того, где живет бабочка, ее вида и размера: более мелкие могут прожить только считанные дни, а крупные насекомые, обитающие в тропиках, — до нескольких месяцев. Представители средних широт в среднем живут 3-4 недели, а северных - до 2 лет.

Жизненный цикл

Жизненный цикл чешуекрылых начинается с откладывания взрослым насекомым яиц прямо на листья или ветки растений, где и живет бабочка (вернее ее яйцо) на первом этапе своего развития, который длится 8-15 дней. Цвет, количество и форма яиц зависят от вида, всего может быть до 1 тыс. штук, большинство из которых не доживают до взросления. Разновидности бабочек, живущие в умеренном климате, обычно откладывают яйца в конце осени или начале зимы, и они находятся до весны в спящем состоянии.

Следующая стадия — гусеницы, также проходит на растениях, которыми они и питаются. По образу жизни они подразделяются на тех, кто открыто переползает по листьям и веткам в поисках пропитания, и тех, которые скрываются под специальными чехликами, сделанными самостоятельно при помощи шелковистых нитей и частей листьев. По окраске одни гусеницы бывают яркими, демонстрирующими свою несъедобность, другие, — маскируются под зеленые части растений.

Длительность жизненного цикла зависит от температуры и климата, где живут бабочки в природе: у северных видов гусеницы могут впадать в зимнюю спячку (диапаузу) до следующей весны, и цикл их развития может затянуться до 7-10 лет.

Самая неподвижная стадия — куколка — выглядит в виде цилиндра светлого цвета, по мере созревания окрас меняется на тот, который свойственен данному виду. Куколки могут прикрепляться либо к листьям, либо лежать на земле, ничем не питаясь длительное время.

Взрослая бабочка (имаго) выползает из куколки, отталкиваясь лапками от оболочки, причем самцы рождаются на свет по времени раньше, чем самки. После выхода из оболочки крылья ее постепенно расправляются и затвердевают, также проявляется и характерная раскраска.

Где зимуют бабочки?

Большинство видов бабочек живет только лето, откладывая яйца для появления следующего поколения, а затем насекомые погибают. Но существуют среди них и долгожители.

Где живут бабочки зимой и как прячутся от холода? Ответ зависит от видов чешуекрылых. Так, некоторые бабочки, обитающие на территории России (крапивницы, лимонницы, репейницы) впадают на зиму в спячку, залезая в щели или дупла деревьев и закутываясь в свои крылышки. Многие забираются поближе теплому человеческому жилью и там засыпают.

Но существуют и бабочки-мигранты, которые, подобно птицам, сбиваются в стаи, насчитывающие до 1 млн особей, и осенью летят в теплые южные страны, расположенные иногда за 1000 км от своей родины. Над загадкой того, как эти создания находят путь, бьются ученые уже не одно десятилетие. Ведь, имея более примитивную нервную систему, они не способны ориентироваться по солнцу.

Происхождение слова «бабочка» в православных странах берет свое начало от слов «старуха» или «бабка», т.к. этих насекомых издревле люди представляли как души умерших людей. Такое поверье и по сей день существует в селах и деревнях в российской глубинке.

Самая большая бабочка — южноамериканская тропическая совка или тизания Агриппина, ее размах крыльев составляет 28 см, в России — парусник Маака (до 13,5 см). Самая маленькая — моль-малютка, живущая на Канарских островах, ее размеры едва достигают 2-4 мм.

Бабочка, перелетая от цветка к цветку, способна преодолеть за 1 час до 10 км пути, таким образом перемещаясь к месту, где она будет откладывать яйца.

Одна из самых удивительных бабочек — Грета — поражает своими прозрачными крыльями, сквозь которые просвечивается весь окружающий мир.

Самые красивые насекомые

Эти удивительные существа, независимо от того, где живут бабочки — в тропических лесах или на полянке в умеренных широтах, в горах или в жаркой африканской пустыне, постоянно перелетают между растениями и цветами, собирая нектар и радуя людей своей оригинальной красотой.

Недавно мы с внучкой делали поделку »Бабочка» из пластилина, которую можно посмотреть А сегодня мы попробуем рассказать детям о бабочках подробнее.

Самые красивые, самые нарядные, самые любимые насекомые-это бабочки. Как только пригреет солнышко и распустятся цветы, они начинают порхать с цветка на цветок и сразу бросаются нам в глаза. Дети за ними с удовольствием наблюдают. Они вызывают у них восторг. Во многих сказках изображают добрых фей, эльфов с крыльями, как у бабочек. Они являются символом доброты, чистоты и света.

Раньше люди верили, что бабочки произошли от , оторвавшихся от растений.

Как можно рассказать детям о бабочках?

Внешний вид бабочек.

Рассмотрите с детками строение бабочки. У бабочки есть голова, туловище, крылья, покрытые чешуйками. Чешуйки преломляют свет, переливаясь как радуга, образуя красивый узор. Скажите ребенку, что бабочек нельзя ловить и трогать за крылышки. Можно стереть краску. На самом деле крылья у бабочек прозрачные, как у пчелы или мухи. А окраску придают чешуйки. Поэтому их называют чешуекрылые. Окраска очень разная. Мы это видим и в природе, и на картинках. Иногда окраска является защитной.

У бабочки есть усики и хоботок, свернутый в спираль. Когда бабочка садится на цветок, она разворачивает свой хоботок, опускает его внутрь цветка и пьет нектар. Если бабочка летает с цветка на цветок, она переносит пыльцу и на опыленных растениях будет больше семян.

Жизненный цикл бабочки.

Бабочки-насекомые с полным превращением. Жизненный цикл состоит из 4-х стадий. Яйцо-личинка(гусеница)-куколка и взрослая бабочка.

Бабочка откладывает яйца, из которых потом появляются гусеницы. Они малопривлекательны, активно поедают листья растений, быстро растут. Этим самым наносят вред растениям. Гусеницы бывают разного цветы, окраски, одни гладкие, другие с волосками. Когда фаза гусеницы заканчивается, она превращается в куколку. Куколка обычно коричневая, неподвижная. Стадия куколки длится от нескольких дней до нескольких лет. А потом куколка лопается и из нее выходит бабочка. Она вначале сидит и сушит свои крылышки. А потом начинает летать. Вот такое превращение у бабочки.

Дети часто видят гусениц, они неприятные.

Загадки о гусеницах.

Загадайте детям загадки о гусеницах. Можете сделать поделки, чтобы ребята лучше запомнили, как из гусеницы получаются такие красивые бабочки.

По траве ползет,

В коконе висит,

Но время придет

И в небо улетит.

(Гусеница и бабочка )

Бабочкина дочка

Вся в мелких ярких точках,

Медленно ползет

Листики грызет.

(Гусеница)

Где прополз листоед,

От листа пропал и след.

(Гусеница )

Юля сделала такую аппликацию-жизненный цикл бабочки.

Какие бывают бабочки.

Бабочки очень разные. Чтобы рассказать детям о разнообразии бабочек, можно рассмотреть книги, энциклопедии, а если есть возможность, сходить в музей, где есть бабочки.

Самая распространенная бабочка-это крапивница . Красивая, пестрая, оранжевая с черными точками. Называется она крапивница, потому что ее гусеница может есть крапиву.

Лимонница- яркая. желтая бабочка. Ее часто можно спутать с листиком.

Капустная белянка -очень распространенная бабочка, белая, с черными точками. Ее гусеницы едят листья капусты.Посмотрите картинки, где изображены различные бабочки. Пусть дети запомнят их, а потом на прогулке попробуют отгадать, что за бабочка летает.Юля уже некоторых бабочек узнает в природе.

Еще можно посмотреть мультфильм о бабочках . Дети любят такие яркие мультфильмы.

Охрана бабочек.

Не забудьте сказать детям, что к бабочкам надо относиться бережно. Нельзя их ловить, убивать. многие бабочки уже занесены в Красную книгу. Конечно, есть гусеницы и бабочки, которые наносят вред сельскому хозяйству. Например, гусеницы капустницы-снижают урожаи капусты и яблок. Но огромное число бабочек либо нейтральны, либо полезны и их надо охранять.Мы, например, пользуемся тканями натурального шелка, из коконов, которые плетут гусеницы тутового шелкопряда. Велико значение бабочек как опылителей. Для борьбы с сорняками используют гусениц, которые питаются одним видом сорняка. Бабочек надо охранять еще и потому, что они очень красивые и являются украшением полей, лугов и лесов.

Вот еще одна Юлина аппликация о бабочках.

Итоги:

1. Познакомили детей с внешним видом бабочек

2. Рассмотрели ее жизненный цикл

3. Загадали загадки о гусеницах

4. Сделали аппликацию.

5. Рассмотрели разнообразие бабочек и посмотрели мультфильм.

6. Поговорили об охране бабочек.

Вот так можно познакомить наших детей с прекрасными насекомыми-бабочками. Еще можно рисовать бабочек, разукрашивать картинки. Придумать игры.

Пишите ваши комментарии. Сейчас наступило лето. Многие отдыхают, времени ходить в гости мало. Но все равно, я жду ваших отзывов.

Что еще можно посмотреть:

О бабочках сложено много красивых легенд. Например, в Древнем Риме считали, что бабочки – это цветы, оторвавшиеся от стебля. Бабочки и вправду очень красивы! Они бывают разных цветов и оттенков. Даже названия у бабочек красивые: махаон, адмирал, лимонница… Очень многие ловят бабочек и коллекционируют их. Бабочки – многочисленный отряд насекомых, насчитывает примерно 140 тысяч видов. Бабочек относят к чешуекрылым, потому что их крылья и тело покрыты мелкими чешуйками.

Бабочки – рекордсмены природы. По разнообразию окраски они вне конкуренции. Отличаются они и размерами. Размах крыльев самой большой бабочки (бразильской Агрипины) – 30 см; самых маленьких (Ацетозеи из Англии и Редикулезы с Канарских островов) – 2 мм.

Бабочки сосут нектар и таким образом опыляют растения и питаются. А если время цветов еще не пришло, то они могут хлебнуть березового или кленового сока.

Размножаются бабочки летом. Яички они откладывают в почву или в ткани растений. Из яичка появляется гусеница. Она очень много ест, так как на этой стадии происходит рост и накопление питательных веществ на всю жизнь насекомого. Тем не менее гусеница привередлива в еде. Если ей не довелось оказаться на нужном растении, ей сложно освоиться на другом виде.

Обычно бабочка откладывает яйца на определенное растение, чтобы вылупившиеся гусеницы не голодали. Через некоторое время гусеница сбрасывает шкурку и окукливается.

Куколка – наиболее уязвимая стадия развития бабочки. Куколка неподвижна (или малоподвижна), не потребляет пищу.

У некоторых видов (например, шелкопрядов) куколка защищена коконом, сплетенным гусеницей из шелковистых нитей. Из куколки через некоторое время выходит крылатая бабочка.

ЗАГАДКИ

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

(Бабочка)

Сплела себе огромную жилетку,

Там спряталась. Пойди, найди кокетку.

…Прошло время, вдруг оттуда

(Кто поверит в это чудо?)

Появляется стройная дамочка!

Не гусеница уже, а…

(Бабочка) Утром ползает, в полдень недвижима, вечером летает.