Общественные движения и организации различаются по многим признакам: по своим целям, функциям, которые они выполняют по отношению к интересам своих членов, а также по отношению к государственной власти; по месту деятельности; по видам и методам деятельности; по характеру возникновения, по способам организации и так далее.

“Например, по критерию цели бывают общественно-политические движения и организации революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национально-демократические, общедемократические, экологические. По сферам деятельности: экономические, социальные, национальные, интернациональные, религиозные, научные, просветительские и другие. По месту деятельности: местные, региональные, общегосударственные, международные, действующие в парламенте (функции и другие объединения депутатов), внутри управленческих структур, в системе учебных и научных учреждений, в религиозной среде. По характеру возникновения: стихийные и сознательно организуемые; по способу организации: клубы, ассоциации, объединения, союзы, фронты; по социальному составу: молодежные, женские, профессиональные” Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/д: “Феникс”, 1997, С. 302.

Какими бы многоразличными не были общественные движения и организации, все они так или иначе призваны выполнять две основные задачи: а) выражение и реализация групповых интересов; б) обеспечение участия членов той или иной группы или сообщества в управлении общественными делами и самоуправлении, а стало быть, в реализации принципов народовластия (демократии). Отсюда и глубинные причины возникновения общественных движений и организаций: неудовлетворенность групповых потребностей и интересов через деятельность институтов государственной власти и политических партий, наличие не решаемых структурами власти и управления экономических и социокультурных проблем.

Наличие разнообразных социальных потребностей и интересов само по себе еще не ведет к возникновению общественных движений и организаций. Фактор интересов срабатывает именно тогда, когда: “…во-первых, состояние неудовлетворительности интересов фиксируется в общественном сознании; во-вторых, складываются определенные представления в массовом сознании о содержании групповых интересов и путях их удовлетворения; в-третьих, растет потребность у значительной части различных групп и слоев народа участвовать в принятии общественно-политических решений, связанных с реализацией интересов; наконец, в-четвертых, при наличии соответствующих демократических структур в политической системе. В общем, общественные и общественно-политические движения и организации возникают на основе социально-групповых интересов, при условии развития самосознания тех или иных общественных групп, реализуемого в общественной активности, связанной с удовлетворением этих интересов” Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/д: “Феникс”, 1997, С. 303.

В сложные, трудные времена, люди, пропитанные идеологическими противоречиями, сначала группируются в протестные движения и организации, затем уже начинают существовать народные фронты, объединения, массовые движения, причем внутри системных государственных, партийных, профсоюзных и молодежных структур: независимые профсоюзные организации, стачкомы, различные группы депутатов. В дальнейшем происходит интеграция движений и организаций, сформировавшихся как вне, так и внутри политической системы. Складываются такие движения, как: «Демократическая Россия», «Объединенный фронт трудящихся» и другие.

Хабермас Юрген, известный немецкий философ, социолог и политический мыслитель. В своих трудах уделял огромное внимание обществоведению, придавал не меньшее значение языку. Проблема общественно-политической практики сводилась им к проблеме взаимопонимания, языка политической власти, партии, социальных групп и так далее. В его идеях или по-другому концепциях, существует социально-политическая направленность. Так же Хабермас Юрген придавал огромное значение идеологической и политической надстройке. Он пытался выяснить, на каких принципах основывается действие господства, абстрактно представленное как отношение между господином и рабом. Накладывая эту схему на всю проблематику общественной жизни, он с ее помощью пытался объяснить механизмы, которые должны обеспечить сохранение и стабильность общества.

Главная проблема, по его мнению, состоит в том, что распределение прибавочного продукта покоится на привилегированном усвоении общественно производимого богатства господствующими слоями общества. При этом неравное распределение должно иметь «узаконенный» вид и фиксироваться в системе правовых норм. Как только вера в легитимность существующего порядка по каким-либо причинам снижается, освобождается сила, латентно скрытая в системе институтов, которая может привести к резким социальным разногласиям, конфликтам, кризису. Чтобы избежать такого развития событий, необходимо установить порядок, который должен быть основан на соответствующем распределении власти” Политическая энциклопедия. В 2 т. Т2/Нац. Обществ. - науч-фонд; Рук. проекта Г.Ю. Семигин; науч.-ред.совет: пред. Совета Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 1999, С. 575.. негосударственный общественный движение организация

В 80-е годы Хабермас Юрген развил идеи об инструментальном и коммуникативном действии в двухтомнике «Теория коммуникативного действия». “Под коммуникативном действием Хабермас понимает такое воздействие индивидов, которое упорядочивается согласно нормам, принимаемым за обязательные. Если инструментальное действие ориентировано на успех, то коммуникативное - на взаимопонимание действующих индивидов, их консенсус. Оно предполагает координацию усилий”Политическая энциклопедия. В 2 т. Т2/Нац. Обществ. - науч-фонд; Рук. проекта Г.Ю. Семигин; науч.-ред.совет: пред. Совета Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 1999, С. 575.

Так же по его идеям, коммуникативное действие, является средством социального взаимодействия и служит формированию солидарности. На всем протяжении теоретической деятельности Хабермаса, все подобные темы пересекались между собой и становились частями создаваемой им и постоянно совершенствуемой широкомасштабной теории коммуникативного действия.

В целом, понятие «общественно-политические движения» охватывает различные объединения граждан, ассоциации, союзы, фронты, которые не входят непосредственно в государственные и партийные структуры, но являются в той или иной мере субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции и борьбы по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединении - от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности, структурированности, до сугубо политических, не имеющих четкого организованного ядра. Это многообразие составляет определенную трудность при типологизации движений, анализе причин их возникновения, идейно-политической позиции, социальной базы, взаимоотношений со властью. Вместе с тем можно выделить наиболее общие признаки общественно-политических движений, отличающие их от партий.

Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире и расплывчивее, а цели намного уже и конкретнее, чем у партий. Это позволяет участвовать в движении людям с разными политическими взглядами, но поддерживающими конкретную политическую цель, ради решения которой создается и действует движение. Это обусловливает способность движений приобретать большой размах.

У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянством числом участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. В целом же основой движений являются солидарность и добровольность их участников.

Общественно-политические движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, не добиваются власти.

Существуют множество типов общественно-политических движений:

  • - с точки зрения отношения к существующему строю движения бывают консервативными, реформаторскими и революционными;
  • - по идеологической основе - либерально-демократические, консервативные, социалистические;
  • - по национальному признаку - национально-освободительные, за самоопределение нации, культурно-национальную автономию и др.;
  • - по демографическому признаку - молодежные, студенческие и др.;
  • - по масштабам - международные, региональные, в стране, штате, республике;
  • - по методам и способам действия - легальные нелегальные, формальные, неформальные, ориентирующиеся на мирные или насильственные действия.

Общественно-политические движения выполняют важные функции:

  • - конденсируют интересы, настроения широких разнородных слоев населения:
  • - выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения;
  • - создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;
  • - руководят массовыми выступлениями, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные выступления.

Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются ростом и усилием роли общественно-политических движений, что говорит о вовлечении огромного числа людей в политику.

Существуют различные варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями.

Независимые общественно-политические движения не вступают в какие - либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, вместе с тем не удовлетворены деятельностью партий. Многие участники движений вообще не хотят связывать себя с партийностью.

Создание некоторых движений инициируется партией или блоком партий с целью вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных.

Партии могут брать под контроль, руководитель движениями (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Общественно-политические организации и движения

Общественно-политические организации и движения

К онтрольная работа

по дисциплине Политология

«Общественно-политические организации и

движения»

Введение

Общественные организации и движения - это негосударственные образования, а движения - это негосударственные образования, объединяющие людей по их интересам и профессиям. Они имеют богатую историю. Уже в древнем мире наряду с государством существовали объединения представителей, как правило, имущих классов и свободных граждан. Имели место они и в средневековый период истории человечества. В основе этих объединений лежали чаще всего религиозные идеи (рыцарские объединения, ордена крестоносцев и так далее).

Целью данной контрольной работы на тему “Общественно-политические организации и движения” является раскрытие значения идей организаций и движений, их роль в жизни гражданского общества в целом.

Для этого необходимо решить несколько задач, а именно:

1. Описать значение общественно-политических организаций и движений.

2. Охарактеризовать виды общественно-политических движений.

3. Рассмотреть причины возникновения общественно-политических организаций и движений.

Политические партии, являясь центром политической жизни общества, не охватывают своей деятельностью всего многообразия общественно-политических процессов. Деятельность политических партий как бы продолжается в деятельности многочисленных общественных организаций, в массовых социальных движениях.

1. Общественно-политическая организация и общественно-политическое движение: общее и особенное

Общественные движения и организации различаются по многим признакам: по своим целям, функциям, которые они выполняют по отношению к интересам своих членов, а также по отношению к государственной власти; по месту деятельности; по видам и методам деятельности; по характеру возникновения, по способам организации и так далее.

“Например, по критерию цели бывают общественно-политические движения и организации революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национально-демократические, общедемократические, экологические. По сферам деятельности: экономические, социальные, национальные, интернациональные, религиозные, научные, просветительские и другие. По месту деятельности: местные, региональные, общегосударственные, международные, действующие в парламенте (функции и другие объединения депутатов), внутри управленческих структур, в системе учебных и научных учреждений, в религиозной среде. По характеру возникновения: стихийные и сознательно организуемые; по способу организации: клубы, ассоциации, объединения, союзы, фронты; по социальному составу: молодежные, женские, профессиональные” Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/д: “Феникс”, 1997, С. 302.

Какими бы многоразличными не были общественные движения и организации, все они так или иначе призваны выполнять две основные задачи: а) выражение и реализация групповых интересов; б) обеспечение участия членов той или иной группы или сообщества в управлении общественными делами и самоуправлении, а стало быть, в реализации принципов народовластия (демократии). Отсюда и глубинные причины возникновения общественных движений и организаций: неудовлетворенность групповых потребностей и интересов через деятельность институтов государственной власти и политических партий, наличие нерешаемых структурами власти и управления экономических и социокультурных проблем.

Наличие разнообразных социальных потребностей и интересов само по себе еще не ведет к возникновению общественных движений и организаций. Фактор интересов срабатывает именно тогда, когда: “…во-первых, состояние неудовлетворительности интересов фиксируется в общественном сознании; во-вторых, складываются определенные представления в массовом сознании о содержании групповых интересов и путях их удовлетворения; в-третьих, растет потребность у значительной части различных групп и слоев народа участвовать в принятии общественно-политических решений, связанных с реализацией интересов; наконец, в-четвертых, при наличии соответствующих демократических структур в политической системе. В общем, общественные и общественно-политические движения и организации возникают на основе социально-групповых интересов, при условии развития самосознания тех или иных общественных групп, реализуемого в общественной активности, связанной с удовлетворением этих интересов” Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/д: “Феникс”, 1997, С. 303.

В сложные, трудные времена, люди, пропитанные идеологическими противоречиями, сначала группируются в протестные движения и организации, затем уже начинают существовать народные фронты, объединения, массовые движения, причем внутри системных государственных, партийных, профсоюзных и молодежных структур: независимые профсоюзные организации, стачкомы, различные группы депутатов. В дальнейшем происходит интеграция движений и организаций, сформировавшихся как вне, так и внутри политической системы. Складываются такие движения, как: «Демократическая Россия», «Объединенный фронт трудящихся» и другие.

Хабермас Юрген, известный немецкий философ, социолог и политический мыслитель. В своих трудах уделял огромное внимание обществоведению, придавал не меньшее значение языку. Проблема общественно-политической практики сводилась им к проблеме взаимопонимания, языка политической власти, партии, социальных групп и так далее. В его идеях или по-другому концепциях, существует социально-политическая направленность. Так же Хабермас Юрген придавал огромное значение идеологической и политической надстройке. Он пытался выяснить, на каких принципах основывается действие господства, абстрактно представленное как отношение между господином и рабом. Накладывая эту схему на всю проблематику общественной жизни, он с ее помощью пытался объяснить механизмы, которые должны обеспечить сохранение и стабильность общества.

“Главная проблема, по его мнению, состоит в том, что распределение прибавочного продукта покоится на привилегированном усвоении общественно производимого богатства господствующими слоями общества. При этом неравное распределение должно иметь «узаконенный» вид и фиксироваться в системе правовых норм. Как только вера в легитимность существующего порядка по каким-либо причинам снижается, освобождается сила, латентно скрытая в системе институтов, которая может привести к резким социальным разногласиям, конфликтам, кризису. Чтобы избежать такого развития событий, необходимо установить порядок, который должен быть основан на соответствующем распределении власти” Политическая энциклопедия. В 2 т. Т2/Нац. Обществ. - науч-фонд; Рук. проекта Г.Ю. Семигин; науч.-ред.совет: пред. Совета Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 1999, С. 575..

В 80-е годы Хабермас Юрген развил идеи об инструментальном и коммуникативном действии в двухтомнике «Теория коммуникативного действия». “Под коммуникативном действием Хабермас понимает такое воздействие индивидов, которое упорядочивается согласно нормам, принимаемым за обязательные. Если инструментальное действие ориентировано на успех, то коммуникативное - на взаимопонимание действующих индивидов, их консенсус. Оно предполагает координацию усилий”Политическая энциклопедия. В 2 т. Т2/Нац. Обществ. - науч-фонд; Рук. проекта Г.Ю. Семигин; науч.-ред.совет: пред. Совета Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 1999, С. 575.

Так же по его идеям, коммуникативное действие, является средством социального взаимодействия и служит формированию солидарности. На всем протяжении теоретической деятельности Хабермаса, все подобные темы пересекались между собой и становились частями создаваемой им и постоянно совершенствуемой широкомасштабной теории коммуникативного действия.

В целом, понятие «общественно-политические движения» охватывает различные объединения граждан, ассоциации, союзы, фронты, которые не входят непосредственно в государственные и партийные структуры, но являются в той или иной мере субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции и борьбы по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединении - от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности, структурированности, до сугубо политических, не имеющих четкого организованного ядра. Это многообразие составляет определенную трудность при типологизации движений, анализе причин их возникновения, идейно-политической позиции, социальной базы, взаимоотношений со властью. Вместе с тем можно выделить наиболее общие признаки общественно-политических движений, отличающие их от партий.

Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире и расплывчивее, а цели намного уже и конкретнее, чем у партий. Это позволяет участвовать в движении людям с разными политическими взглядами, но поддерживающими конкретную политическую цель, ради решения которой создается и действует движение. Это обусловливает способность движений приобретать большой размах.

У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянством числом участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. В целом же основой движений являются солидарность и добровольность их участников.

Общественно-политические движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, не добиваются власти.

Существуют множество типов общественно-политических движений:

С точки зрения отношения к существующему строю движения бывают консервативными, реформаторскими и революционными;

По идеологической основе - либерально-демократические, консервативные, социалистические;

По национальному признаку - национально-освободительные, за самоопределение нации, культурно-национальную автономию и др.;

По демографическому признаку - молодежные, студенческие и др.;

По масштабам - международные, региональные, в стране, штате, республике;

По методам и способам действия - легальные нелегальные, формальные, неформальные, ориентирующиеся на мирные или насильственные действия.

Общественно-политические движения выполняют важные функции:

Конденсируют интересы, настроения широких разнородных слоев населения:

Выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения;

Создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;

Руководят массовыми выступлениями, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные выступления.

Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются ростом и усилием роли общественно-политических движений, что говорит о вовлечении огромного числа людей в политику.

Существуют различные варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями.

Независимые общественно-политические движения не вступают в какие - либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, вместе с тем не удовлетворены деятельностью партий. Многие участники движений вообще не хотят связывать себя с партийностью.

Создание некоторых движений инициируется партией или блоком партий с целью вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных.

Партии могут брать под контроль, руководитель движениями (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).

2. Традиционные и новые виды общественно-политических движений, организаций. Их динамика

Добившись успеха в решении поставленных задач, политические движения обычно прекращают свое существование (так произошло, например, с движением против размещения крылатых ракет в Европе и другие), но в ряде случаев, когда выдвинутые задачи слишком сложны, их решение требует длительных усилий, доступа к рычагам власти, политические движения приобретают признаки партии и преобразуются в нее (так, например, произошло с движением «зеленых»). Таким образом, общественно-политические движения могут являться начальным этапом формирования партии, причем, став партией, они могут сохранять название «движения». Однако это вовсе не обязательный результат эволюции движения. Политические движения не вытесняют партии, не превращаются в этап их формирования.

Существует несколько причин интереса людей к общественным движениям и организациям. Во-первых, в последние годы, а может быть, и в последние десятилетия, политические партии все больше теряют свой авторитет среди широких народных масс и особенно среди молодежи. Людям подчас надоедает славословие и политические игры партийных лидеров, которые часто используют доверие рядовых членов партий в своих личных интересах - любой ценой пробиться к власти. Это видят люди со стороны и не хотят вступать в ту или иную партию, не хотят быть разменной монетой в политических играх.

Кроме того, членство в политической партии обязывает к дисциплине, требует голосовать на выборах только за кандидата своей партии. Людям, и в первую очередь молодежи, больше по душе широкая демократия общественных организаций, их подлинная самоуправляемость. Человек может свободно переходить из одной организации в другую, участвовать в любом массовом движении, не связывая себе руки ни с одним из них.

Во-вторых, массовые общественные организации и движения привлекают в свои ряды многочисленных сторонников тем, что не придерживаются строго в своей деятельности какой-либо идеологической концепции. Идеология - удел политической партии. А народ часто не видит проку ни в одной идеологии. Их главным содержанием являются политические проблемы, вопросы власти, а не материальные интересы простых людей, их повседневные нужды.

Для массовых движений и организаций характерно сегодня стремление выйти за рамки существующих идеологических систем, по-новому осмыслить реалии современного мира, выдвинуть альтернативные идеи и концепции, адекватно отражающие жизненные проблемы современности.

Искать альтернативу путям развития современной цивилизации заставляет сама нынешняя действительность, которая по оценке многих видных ученых - и обществоведов и естествоиспытателей - ведет все больше в тупик, к общечеловеческой катастрофе: термоядерной, экологической, продовольственной. Осознание этого расширяет круг участников альтернативных движений.

В-третьих, возрастание интереса широких народных масс к общественным движениям и организациям обуславливается и тем, что эти движения быстрее схватывают новизну социальной обстановки, быстрее откликаются на изменение ситуации, полнее учитывают в своих требованиях повседневные, сиюминутные нужды народа. Политические партии в определенной мере связаны партийной идеологией, которая не может быстро меняться, она сохраняет устойчивость в течение относительно длительного периода времени.

Общественно-политические движения и организации, в зависимости от их связи с политической системой, могут быть институционализированными (формальными) и неинституционализированными (неформальными). Первые, если можно так сказать, признаны политической системой в качестве ее составного элемента и функционируют в соответствии с комплексом формальных правил. Вторые возникают и действуют вне системы, по правилам, не предписанным ей. Это так называемые неформальные организации. Однако в общественно-политической жизни все подвержено динамике. Возможны и взаимопревращения общественных организаций. Некоторые неформальные движения и организации превращаются в формальные и даже в политические партии. Такова диалектика многих неформальных организаций в бывшем СССР.

“Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация суверенных государств, созданная в 1945 на конференции в Сан-Франциско по инициативе ведущих государственных участников антигитлеровской коалиции на основе добровольного объединения их усилий. ООН родилась в результате великой победы над фашизмом. Основы ее деятельности и структура разрабатывались в ходе 2-ой мировой войны (1939-1945)” Политическая энциклопедия. В 2 т. Т2/Нац. Обществ. - науч-фонд; Рук. проекта Г.Ю. Семигин; науч.-ред.совет: пред. Совета Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 1999, С. 86.

В целом деятельность ООН направлена на мирное сосуществование, на мирные отношения между государствами, если быть точнее, то существует Устав ООН, целями которого являются: поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира; развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, культурного, и гуманитарного характера и воспитание уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии; осуществление роли центра по согласованию действий государств, направленных на достижение этих целей. В Уставе так же предусмотрены принципы международного сотрудничества, закреплены такие моменты, как добросовестное разрешение споров только мирными средствами.

3. Общественно-политические организации и движения в России: история и современность

Значительное развитие общественные организации и движения получили в буржуазном обществе, особенно с выходом на историческую арену рабочего класса - людей, освобожденных от крепостной феодальной зависимости и получивших по закону свободу объединятся в различные общественные организации. С помощью организованных общественных движений самой различной направленности рабочий класс добивался ощутимых результатов в борьбе за улучшение условий своей жизни, за социальные свободы и политические права.

“На новый уровень своего развития поднялись общественные организации и движения после Второй мировой войны. Они стали массовыми. Этому способствовало усиление демократической тенденции в общественно-политической жизни народов, подъем национально-политической жизни народов, подъем национально-освободительной борьбы, и особенно борьбы за мир, против угрозы новой мировой войны. Сегодня размах деятельности общественных, негосударственных организаций и массовых движений такой, что ими охватываются почти все стороны жизни человеческого общества. В них состоят сотни миллионов людей, они оказывают мощное влияние на международные отношения, на внутриполитические процессы государств” Воробьев К.А. Политология: Учебное пособие для вузов.-2-е изд. Испр. И доп. - М.: Академический Проект, 2005. С. 286..

В связи с течением времени происходят крушения прежних идеалов, происходят пропаганды, в первую очередь по средствам СМИ. Так же меняются мировоззрения людей, взгляды на былое могут резко измениться в противоположную сторону, так как в жизни все непостоянно. Происходило разрушение молодежных организаций, в первую очередь, ВЛКСМ. При всех недостатках в работе комсомола в советское время, это была организация, сплачивающая молодежь, защищающая ее интересы, организующая юношей и девушек на полезные и интересные дела. Создание новых общественно-политических организаций, решение местных и локальных проблем укрепляют чувство взаимопонимания, способствует росту авторитета организаций.

Общественные организации характеризуются системой связей и схожестью интересов входящих в нее членов, способом выработки и принятия решений для реализации общих целей. В России существуют движения такие как: ЛДПР во главе с одним из основателей В.В. Жириновским, “Яблоко” (Г.А. Явлинский) и т.д.

В настоящее время наиболее массовыми движениями являются: движение «зеленых», антиглобалистов, антивоенное, женское, движение демократической молодежи и другие. Все эти движения международные. В каждой стране действует немало массовых движений национального масштаба, отражающих конкретную обстановку, складывающуюся в ней. Много общественных движений и организаций в последние годы возникло на территории бывшего СССР, в том числе на территории России.

Характерная особенность современных массовых общественных движений и организаций состоит в том, что они, как правило, либо непосредственно связаны с политикой, либо косвенно влияют на качество деятельности политических институтов.

Общественные и общественно-политические движения и организации в отличие от партий более раз народны по своему социальному составу. Они возникают как от классовой, так и на классово-подобной и межклассовой основе. Так, если рабочее движение является классовым, то профсоюзное движение - межклассовым.

Объединения, организации возникают, как правило, спонтанно в связи с возникновением у граждан конкретного интереса и потребности в его реализации. Так возникают различные организации предпринимателей, ассоциации фермеров, благотворительные и иные организации. Какая-то часть этих организаций при удовлетворении соответствующей потребности может прекратить свое существование. Однако подавляющая их часть становится постоянно действующей, набирающей со временем силу и авторитет.

Заключение

Происходит рост и усиление роли общественно-политических движений, что говорит о вовлечении огромного числа людей в политику. Существуют различные варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями, но независимые общественно-политические движения не вступают в какие-либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, вместе с тем не удовлетворены деятельностью партий. Создание некоторых движений инициируется партией или блоком партий с целью вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных.

Люди на добровольной основе объединяются в ассоциации (объединения, союзы, организации, центры, клубы, фонды и т.д.), объединения, составляющие гражданское общество, отражают широчайшую палитру хозяйственных, семейных, культурных, правовых и многих других ценностей и интересов граждан. Специфика всех этих ассоциаций, образующих гражданское общество, состоит в том, что они создаются не государством, а самыми гражданами. Эти ассоциации существуют автономно от государства, но в рамках действующих законов в государстве.

Таким образом, деятельность общественных организаций и движений является реальным показателем процесса становления демократизации политической системы, гражданского общества, а так же развития самоуправления.

Список используемой литературы

1. Политология: Учебник для вузов/Под. ред. М.А. Василика. - М.: Юристъ, 1999.

2. Воробьев К.А. Политология: Учебное пособие для вузов.-2-е изд. Испр. И доп. - М.: Академический Проект, 2005.

3. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/д: “Феникс”, 1997.

4. Мальцев В.А. Основы политологии: Учебник для вузов. - М.: ИТРК РСПП, 1998.

5. Политология: Учеб./А.Ю. Мельвиль [и др.]; М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.

6. Политология: учебное пособие для вузов/Научный редактор А.А. Радугин.-2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Центр, 2001.

7. Политическая энциклопедия. В 2 т. Т2/Нац. Обществ. - науч-фонд; Рук. проекта Г.Ю. Семигин; науч.-ред.совет: пред. Совета Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 1999.

Контрольная работа

по дисциплине Политология

«Общественно-политические организации и

движения»


Введение

Общественные организации и движения – это негосударственные образования, а движения – это негосударственные образования, объединяющие людей по их интересам и профессиям. Они имеют богатую историю. Уже в древнем мире наряду с государством существовали объединения представителей, как правило, имущих классов и свободных граждан. Имели место они и в средневековый период истории человечества. В основе этих объединений лежали чаще всего религиозные идеи (рыцарские объединения, ордена крестоносцев и так далее).

Целью данной контрольной работы на тему “Общественно-политические организации и движения” является раскрытие значения идей организаций и движений, их роль в жизни гражданского общества в целом.

Для этого необходимо решить несколько задач, а именно:

1. Описать значение общественно-политических организаций и движений.

2. Охарактеризовать виды общественно-политических движений.

3. Рассмотреть причины возникновения общественно-политических организаций и движений.

Политические партии, являясь центром политической жизни общества, не охватывают своей деятельностью всего многообразия общественно-политических процессов. Деятельность политических партий как бы продолжается в деятельности многочисленных общественных организаций, в массовых социальных движениях.


1. Общественно-политическая организация и общественно-политическое движение: общее и особенное

Общественные движения и организации различаются по многим признакам: по своим целям, функциям, которые они выполняют по отношению к интересам своих членов, а также по отношению к государственной власти; по месту деятельности; по видам и методам деятельности; по характеру возникновения, по способам организации и так далее.

“Например, по критерию цели бывают общественно-политические движения и организации революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национально-демократические, общедемократические, экологические. По сферам деятельности: экономические, социальные, национальные, интернациональные, религиозные, научные, просветительские и другие. По месту деятельности: местные, региональные, общегосударственные, международные, действующие в парламенте (функции и другие объединения депутатов), внутри управленческих структур, в системе учебных и научных учреждений, в религиозной среде. По характеру возникновения: стихийные и сознательно организуемые; по способу организации: клубы, ассоциации, объединения, союзы, фронты; по социальному составу: молодежные, женские, профессиональные”.

Какими бы многоразличными не были общественные движения и организации, все они так или иначе призваны выполнять две основные задачи: а) выражение и реализация групповых интересов; б) обеспечение участия членов той или иной группы или сообщества в управлении общественными делами и самоуправлении, а стало быть, в реализации принципов народовластия (демократии). Отсюда и глубинные причины возникновения общественных движений и организаций: неудовлетворенность групповых потребностей и интересов через деятельность институтов государственной власти и политических партий, наличие нерешаемых структурами власти и управления экономических и социокультурных проблем.

Наличие разнообразных социальных потребностей и интересов само по себе еще не ведет к возникновению общественных движений и организаций. Фактор интересов срабатывает именно тогда, когда: “…во-первых, состояние неудовлетворительности интересов фиксируется в общественном сознании; во-вторых, складываются определенные представления в массовом сознании о содержании групповых интересов и путях их удовлетворения; в-третьих, растет потребность у значительной части различных групп и слоев народа участвовать в принятии общественно-политических решений, связанных с реализацией интересов; наконец, в-четвертых, при наличии соответствующих демократических структур в политической системе. В общем, общественные и общественно-политические движения и организации возникают на основе социально-групповых интересов, при условии развития самосознания тех или иных общественных групп, реализуемого в общественной активности, связанной с удовлетворением этих интересов”.

В сложные, трудные времена, люди, пропитанные идеологическими противоречиями, сначала группируются в протестные движения и организации, затем уже начинают существовать народные фронты, объединения, массовые движения, причем внутри системных государственных, партийных, профсоюзных и молодежных структур: независимые профсоюзные организации, стачкомы, различные группы депутатов. В дальнейшем происходит интеграция движений и организаций, сформировавшихся как вне, так и внутри политической системы. Складываются такие движения, как: «Демократическая Россия», «Объединенный фронт трудящихся» и другие.

Хабермас Юрген, известный немецкий философ, социолог и политический мыслитель. В своих трудах уделял огромное внимание обществоведению, придавал не меньшее значение языку. Проблема общественно-политической практики сводилась им к проблеме взаимопонимания, языка политической власти, партии, социальных групп и так далее. В его идеях или по-другому концепциях, существует социально-политическая направленность. Так же Хабермас Юрген придавал огромное значение идеологической и политической надстройке. Он пытался выяснить, на каких принципах основывается действие господства, абстрактно представленное как отношение между господином и рабом. Накладывая эту схему на всю проблематику общественной жизни, он с ее помощью пытался объяснить механизмы, которые должны обеспечить сохранение и стабильность общества.

“Главная проблема, по его мнению, состоит в том, что распределение прибавочного продукта покоится на привилегированном усвоении общественно производимого богатства господствующими слоями общества. При этом неравное распределение должно иметь «узаконенный» вид и фиксироваться в системе правовых норм. Как только вера в легитимность существующего порядка по каким-либо причинам снижается, освобождается сила, латентно скрытая в системе институтов, которая может привести к резким социальным разногласиям, конфликтам, кризису. Чтобы избежать такого развития событий, необходимо установить порядок, который должен быть основан на соответствующем распределении власти”.

В 80-е годы Хабермас Юрген развил идеи об инструментальном и коммуникативном действии в двухтомнике «Теория коммуникативного действия». “Под коммуникативном действием Хабермас понимает такое воздействие индивидов, которое упорядочивается согласно нормам, принимаемым за обязательные. Если инструментальное действие ориентировано на успех, то коммуникативное – на взаимопонимание действующих индивидов, их консенсус. Оно предполагает координацию усилий”. Так же по его идеям, коммуникативное действие, является средством социального взаимодействия и служит формированию солидарности. На всем протяжении теоретической деятельности Хабермаса, все подобные темы пересекались между собой и становились частями создаваемой им и постоянно совершенствуемой широкомасштабной теории коммуникативного действия.

В целом, понятие «общественно-политические движения» охватывает различные объединения граждан, ассоциации, союзы, фронты, которые не входят непосредственно в государственные и партийные структуры, но являются в той или иной мере субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции и борьбы по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединении – от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности, структурированности, до сугубо политических, не имеющих четкого организованного ядра. Это многообразие составляет определенную трудность при типологизации движений, анализе причин их возникновения, идейно-политической позиции, социальной базы, взаимоотношений со властью. Вместе с тем можно выделить наиболее общие признаки общественно-политических движений, отличающие их от партий.

Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире и расплывчивее, а цели намного уже и конкретнее, чем у партий. Это позволяет участвовать в движении людям с разными политическими взглядами, но поддерживающими конкретную политическую цель, ради решения которой создается и действует движение. Это обусловливает способность движений приобретать большой размах.

У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянством числом участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. В целом же основой движений являются солидарность и добровольность их участников.

Общественно-политические движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, не добиваются власти.

Существуют множество типов общественно-политических движений:

С точки зрения отношения к существующему строю движения бывают консервативными, реформаторскими и революционными;

По идеологической основе – либерально-демократические, консервативные, социалистические;

По национальному признаку – национально-освободительные, за самоопределение нации, культурно-национальную автономию и др.;

По демографическому признаку – молодежные, студенческие и др.;

По масштабам – международные, региональные, в стране, штате, республике;

По методам и способам действия – легальные нелегальные, формальные, неформальные, ориентирующиеся на мирные или насильственные действия.

Общественно-политические движения выполняют важные функции:

Конденсируют интересы, настроения широких разнородных слоев населения:

Выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения;

Создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;

Руководят массовыми выступлениями, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные выступления.

Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются ростом и усилием роли общественно-политических движений, что говорит о вовлечении огромного числа людей в политику.

Существуют различные варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями.

Независимые общественно-политические движения не вступают в какие – либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, вместе с тем не удовлетворены деятельностью партий. Многие участники движений вообще не хотят связывать себя с партийностью.

Создание некоторых движений инициируется партией или блоком партий с целью вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных.

Партии могут брать под контроль, руководитель движениями (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).


Что вызвало изменения в расстановке политических сил в стане оппозиции и усиление противоборства в обществе. 2. Партийно-политическая система в конце 1991-1993 гг. Центр тяжести в политическом противостоянии переместился с борьбы против КПСС к вопросу выбора конкретной модели модернизации российского общества. Политическая оппозиция и в новых условиях по-прежнему представляла собой весьма...

Таких органов, которые призваны охранять действующую в обществе правовую систему - органов милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры и т.п., функционирующих в интересах всех членов общества. Среди различных элементов политической системы государство выделяется еще и тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, которые дают ему возможность управлять многими отраслями экономики и...

Общ-полит. движение -это активная часть общества, выражает интересы социальных групп граждан и направлена на достижение полит. цели.
В движение включаются лица, не удовлетворенные деятельностью партий, не желающие ограничивать себя их нормами и программами, не имеющие политических интересов. Отличие общественно-политических движений от партий:
1) социальная база движений более широкая, пестрая (представители разных социальных, идеологических, национальных групп);
2) имеют одну полит. концепцию, цель и добиваются решения одной проблемы (достигнув цели, движение прекращает существование);
3) движения не долговременны, как партии;
4) не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, “повернуть” к решению своих проблем (в борьбе за власть трансформируется в партию);
5) центром политической активности выступает ядро - инициативные группы, клубы, союзы;
6) в движении отсутствуют иерархия, постоянное членство и документы (программа, устав).
Заметную роль в общественной жизни играют массовые демократические движения. Виды общественно-политических движений :
- социально-политические, экономические, экологические, антивоенные, научные (по сфере деятельности); неполитические (Красный крест, защита памятников); местные, региональные, общефедеральные, межгосударственные (по масштабу деятельности);
- революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национал-демократические, протеста (по целям);
- массовые и элитарные (по количеству участников); левые, центристские и правые (по месту в политическом спектре);
- профессиональные, женские, молодежные (по социальному составу); сознательно организуемые и стихийные (по характеру возникновения);
- фронты, ассоциации, объединения (по способу организации); насильственные и ненасильственные (по методам действий)

Черты общественных движений: многочисленность, широкая социальная база, организационная и идейная аморфность, нестабильность состава, стихийность и спонтанность действий Появление общественных движений относится к 19 веку. В их становлении и развитии выделяют ряд стадий: возникновение беспокойства по поводу нерешённой проблемы→формулировка целей и задач к разрешению проблемы→ агитация, вербовка сторонников движения, пропаганда целей, разъяснение задач, привлечение сочувствующих→развёрнутая деятельность по осуществлению программы →стадия затухания движения, цели осуществлены или не осуществились→ ликвидация движения или его бюрократизация и возрождение на новой основе.

Общественные движения отличаются от общественных организаций. Общественная организация - это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное коллективное членство.
Черты общественных организаций : наличие аппарата, структуры, Устава, постоянного членства, централизованного руководства.
Общественные организации вырастают из общественного движения. Чётких границ между организациями и движениями нет. Их цели, задачи, формы действий могут совпадать. У них сходные функции: участие в образовании гос.структур, в обсуждении и принятии полит. решений, представление и защита интересов граждан, осуществление социального контроля, формирование общественного мнения.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Политология как наука и учебная дисциплина

На сайте сайт читайте: политология как наука и учебная дисциплина.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Политология как наука и учебная дисциплина
Политоло́гия- наука о политике, об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими

Развитие политических идей в Древнем Востоке
Первые классовые государства возникли в странах Древнего Востока в 4 тысячелетии до н.э. и родились первые политические идеи, связанные с философскими, религиозными, этическими рассуждениями мыслит

Проблемы политики в трудах Платона и Аристотеля
Политические идеи Платона. Платон -отец политической науки. Он впервые предложил свою модель политической системы. Мерилом политики служат структура и толкование человеческого быти

Политическая мысль эпохи средневековья и Возрождения
В средние века господствовала теологическая форма мышления. Учение Фомы Аквинского о бо­жественном происхождении государства и влас­ти, моральном характере правления и другие во­просы оказали замет

Политические идеи эпохи Просвещения
В эпоху зарождения капиталистических отношений в Западной Европе развитие политической мысли связано с философами: Гоббс, Локк, Спиноза, Монтескье, Вольтер, Руссо. Основоположник теории общественно

Марксистское учение об обществе и политике
В 30-е и 40-е годы XIX в. социалистами называли себя ученики Фурье и Сен-Симона, а коммунистами – последователи Бабефа. В 70 - 80-е годы Маркс и Энгельс стали называть свое учение социалистическим.

Политическая мысль ХХ века
В 20в. политология как наука стала самостоятельной, устойчивой, перестала быть делом отдельных мыслителей. В начале ХХ в создана Американская ассоциация политической науки, в Европе – с середины ве

Современные политические концепции и направления
Под современными направлениями политологии понимаются проблемы полит.науки, являющиеся предметом обсуждения и исследования. Представители социологического направления изучают явления политики путем

Избирательные системы
Избирательная система - это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление гос. представительных органов власти. В каждой стране избирательная систем

Органы государственной власти в РФ. Анализ Конституции Российской Федерации
Высшим органом представительной и законодательной власти РФ является парламент - Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: нижней палаты - Гос Думы, верхней - Совета Федерации. Они осущ

Виды и основные характеристики политических режимов
Политический режим - система методов, способов и средств осуществления полит.власти, влияет на тип правления и форму гос.устройства. Понятие “полит.режим” более широкое,

Сущность и разновидности партийных систем. Становление многопартийной системы в РФ
В разных странах действует различное количество партий, участвующих в борьбе за политическую власть. В зависимости от положения партий в полит.системе общества, взаимодействия между ними, типов

Политические технологии
Политические Технологии- область деятельности политиков, связанная с выборными технологиями, где происходит отработка и внедрение способов манипуляции общественным мнением. Техноло

Идеология как форма политической мысли
Идеология – это определенная система философских, научных, художественных, нравственных, правовых и других знаний о мире и роли человека в нем. Выделяют политическую, правовую и религиозную идеолог

Анархизм, клерикализм, национализм и радикализм как разновидности политических идеологий
Анархизм- совокупность политических течений, настроений, оказывающих влияние на политические процессы в переломные моменты истории. Родоначальниками анархизма были Макс Штирнер, Ми

Политическая деятельность и политическое участие. Политическое поведение и его типы
Политическая деятельность - это взаимодействие организованных и осуществляющих властные функции индивидов и групп. Характерные черты политической деятельности: концентра

Международные отношения и мировая политика
Международные отношения - это сфера межгосударственного, межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих свои интересы, формируются отношения: дипломатические, эко

Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации
Вопрос межнациональных отношений на территории бывшего СССР – сложный и острый вопрос, единственный решающий вопрос. Выделяют три его уровня. 1. конфликт распадающейся империи с по

Глобальные проблемы современности и комплексный характер их разрешения. Политическая глобалистика
Глобальные проблемы современности – это комплекс политических, экономических, социальных, экологических проблем общемирового масштаба, от решения которых зависит судьба человеческой организации.

Прогнозирование в политике. Политическое предвидение
Политические прогнозы - научное знание о будущем Прогнозом в политике называется предсказание, осуществляемое на основе анализа и сопоставления фактов, оценки действующих в политике сил и тенденций

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания
Познание в науке - всегда сложный, протяженный во времени и внутренне противоречивый процесс. Вначале исследователем формулируется на основе ране сложившего научного знания определенная

Понятие и теории элит, их происхождение, виды и функции
П. элита -социальная группа, меньшинство, отделенное от массы общества благодаря исключительным возможностям в обладании властью, участвующей в принятии решений, исполнении власти и воздействия на

Неотъемлемым элементом любого демократического общества являются общественно-политические организации и движения.Общественно-политические организации - добровольные объединения граждан, возникающие по их инициативе и для реализации их интересов. Основными характерными чертами общественных организаций являются следующие:

1. Отсутствие властных отношений и невозможность выносить обязательных решений и требовать их выполнения.

2. В отличие от политических партий, они не ставят целью овладеть государственной властью, но их деятельность может приобретать политический характер.

3. Это добровольные организации граждан, возникшие по их инициативе.

4. Государство не вмешивается в их деятельность, но регулирует ее в соответствии с действующим законодательством.

Общественно-политические объединения действуют на основе следующих принципов :

  • добровольность;
  • сочетание личных и общественных интересов;
  • самоуправление;
  • равноправие участников;
  • законность;
  • гласность.

Общественно-политические движения - объединения, коалиции, союзы различных общественных групп для совместного решения интересующих их проблем.

Общественное движение:

  • может структурно не оформляться;
  • может объединять организации различной политической ориентации;
  • как правило, носит временный характер (для решения определенных задач).

В р азвитии общественного движения выделяются следующие стадии :

I стадия

  • зарождения идей;
  • появление активистов;
  • выработка общих взглядов;

II стадия

  • пропаганда взглядов;
  • агитация;
  • привлечение сторонников;

III стадия

  • более четкое формирование идей и требований;
  • развитие общественно-политической активности;
  • оформление в общественно-политическую организацию или партию и участие в политической жизни и борьбе за власть;
  • если цели достигнуты или отсутствуют перспективы их достижения, движение затухает.

Общественно-политические движения можно подразделять на:

  • национальные (в рамках одной страны);
  • региональные;
  • континентальные;
  • мировые.

Среди общественно-политических организаций особое место занимают профсоюзы. Профессиональный союз - это негосударственная общественная организация людей труда одной и той же профессии или занятых в одной отрасли производства.

Основные функции профсоюзов :

  • защита экономических и социальных интересов трудящихся;
  • культурное просвещение и воспитание;
  • социализация трудящихся;
  • представление интересов наемных работников по вопросам их труда и быта.

Наиболее активными общественно-политическими и демократическими движениями являются следующие:

1. Женское движение.

2. Антивоенное движение.

3. Экологическое движение

4. Правозащитное движение

5. Молодежное движение

6. Национальное движение

Кроме того, существуют:

  • движение неприсоединения;
  • движение против расовой и национальной дискриминации;
  • движение за установление нового экономического порядка;
  • движение крестьян за землю и социальные права;
  • пацифистские движения ученых, врачей, юристов и другие движения.

Таким образом, политическая жизнь общества богата и многообразна. Важная роль в нем принадлежит партиям иобщественно-политическим движениям и организациям .

22 . Группы интересов, их сущность и основные характеристики.

Группы интересов – объединения индивидов, созданные для отстаивания властно значимых интересов и оказание влияния на власть с целью принятия благоприятных для них решений. Главное отличие от партий – эти группы не участвуют во власти, но оказывают на нее влияние. 2 типа:

Группы общей значимости (имеют гуманистическую направленность) – экологические

Группы специфических интересов (отстаивание спец интересов – профессиональные), отраслевые, конфессиональные, религиозные. Деятельность этих групп – ущерб деят-ти др гр.

Методы воздействия на власть:

Лоббизм – непосредственно направлен на представ власти усилия по продвижению своих интересов (реализуется формальным и неформальными контрактами). Сам эффект. Идет прямое воздействие на субъект. В США закон о лоббизме существует с 1946 г. в РФ такого нет.

Организация пропаганды контактов в сми; организация массовых акций, чтобы привлечь внимание; использование PR; поддержка на выборах тех или иных лиц.

Использование угроз, шантажа, подкупа, забастовки, митинга, протеста, террористические акции.

Выделяют отраслевые, этические группы интересов, которые имеют наибольшее влияние на власть.

24. Политическая идеология, ее сущность и функции.
Политическая идеология - это система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которой лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры.Уровни политической идеологии:

1. Теоретико-концептуальный - формулировка основных положений, раскрывающих интересы и идеалы социальной группы, нации и государства (доктрина).

2. Программно-политический - разработка программ, манифестов, лозунгов, которые составляют идейную основу для принятия политических решений и мобилизации масс (программа).

3. Актуализированный - степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, мера их воплощения в практических действиях (политическая практика).

Идеология схематизирует действительность, упрощая и огрубляя ее, вследствие этого является инструментом манипулирования общественным сознанием.

Функции политической идеологии:

1. Образовательно-воспитательная - внедрение в сознание заданных оценок прошлого, настоящего и будущего, по которым люди должны ориентироваться в сфере политических отношений. Конструирование групповых ценностей.

2. Пропагандистская - создание позитивного образа проводимой политической линии, ее соответствие интересам социальных групп, нации, государства.

3. Интегрирующая - сплочение общества на базе общегосударственных, патриотических или групповых ценностей.

4. Мобилизационная - стимулирование целенаправленных действий граждан на выполнение поставленных задач.

Типы политических идеологий:

1) Консерватизм . Главные ценности: государство, церковь, семья, частная собственность. Укрепление устоев государства. Против государственного капитализма, радикальных реформ и экстремизма. Обществу присуще неравенство. Общество изменяется эволюционно.

2) Либерализм . Главные ценности: демократизм, индивидуализм, гарантированность прав человека, частная собственность, экономические свободы. Абсолютная ценность человеческой ли граничение объема и сфер деятельности государства. Политическое равенство всех людей. Общество изменяется при помощи реформ.чности. О

3) Радикализм . Решительное изменение существующих социальных и политических институтов.

Политическое сознание.

Политическое сознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к осуществляемой и желаемой политике, определяющих способность к участию в управлении делами общества и государства.

Политическое сознание - одна из основных форм общественного сознания, она возникает вместе с появлением государственности, политической власти.

Сущность политического сознания заключается в том, что это результат и одновременно процесс отражения и освоения политической реальности с учетом интересов людей.

Функции политического сознания:

2) регулятивная (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);

3) когнитивная (потребность в познании человеком различных сторон мира политики)

4) идеологическая (необходимость в сплочении политических партий, наций и государств, в сохранении завоеванных властных позиций)

5) оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);

6) коммуникативная (обеспечение взаимодействия субъектов политики с институтами власти)

7) интегрирующая (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);

8) познавательная (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);

9) прогностическая (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);

10) воспитательная (возможность влиять на политическое поведение в соответствии с определенными целями, идеалами)

11) мобилизующая (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

По глубине отражения действительности выделяют следующие уровни политического сознания: идеологический (формируется определенными социальными группами на основе целенаправленного исследования политического процесса и обладает такими чертами, как целостность, систематизированность, способность к прогнозированию, сопряжен с выработкой концепций, идей, понятий, воплощается в декларациях, программах и т.п.); психологический (формируется на базе жизненного повседневного опыта людей и обладает такими чертами, как противоречивость, поверхностность, несистематизированность, эмоциональность и т.д.).

В зависимости от субъектов политическое сознание может быть:

- массовым (выражает общественное мнение, настроение и действие масс);

- групповым (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);

- индивидуальным (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней).

В концентрированном виде политическое сознание содержится в массовых идеологиях.

Политическое сознание- системное образование, имеющее различные уровни.

1. Государственный уровень, на котором осуществляются выработка и обоснование официальной политики. На данном уровне политического сознания наиболее последовательно защищаются существующие политические порядки и принципы управления.

2. Теоретический уровень представлен различного рода концепциями, идеями, воззрениями, имеющими политический характер. Осознание политики на теоретическом уровне позволяет:

а) ставить и решать важнейшие политические цели и задачи -как фундаментальные (стратегические), так и текущие (тактические);

б) определять средства и методы их достижения;

в) определять направления и пути организационно-политического обеспечения решения назревших проблем;

г) вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и целевых программ;

д) корректировать политику с учетом данных практического опыта.

3. Эмпирический уровень базируется на непосредственной практике, участии в политическом процессе различных социальных общностей. Данный уровень отражает политическую действительность в форме ощущений, иллюзий, переживаний, представлений.

4. Обыденный . Данному уровню присущи ярко выраженные социально-психологические черты: настроения, чувства, эмоции. Это придает ему особую динамичность, способность чутко реагировать на изменения политической ситуации.

25. Консерватизм и неоконсерватизм. Консервативные идеи в российском обществе. Под консерватизмом понимается политическая идеология, выступающая за сохране­ние существующего общественного порядка, главным образом морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности.

У новой России оказалось два прошлого – досоветское и советское. Поэтому трактовки консерватизма у исследователей этого идеологического течения различные. Так российский консерватизм, принявший государственно-со­циалистический характер, тесно слившийся с национал-патриотизмом, представляет собой противополож­ность западному консерватизму.

Консерватизм в большей степени выражает коллективистские начала общественной жизни, поэтому он близок менталитету россиян. Для российских консерваторов жизненно важными ценностями являются равенство, социальная справедливость, поддержка государства. Равенство понимается в социалисти­ческом, перераспределительном смысле и заключается не в равенстве возможностей, а в равенстве результатов. Поэтому делается ставка на го­сударственный патернализм как главное орудие распоряжения и распределения материальных и духовных благ.

В политическом сознании консервативно настроенных россиян частная собственность связывается не с социальной активностью, ответственностью, стремлением к развитию, а с эксплуатацией.

Для западного консерватора важное значение имеют такие ценности, как кодекс чести, уважение к труду, сословная и про­фессиональная гордость. Российский консерватор органично и естественно воспринимает «солидарность» людей, которая была необходимым условием элементарного выживания многих из них.

Консервативные тенденции очень сильны в политическом сознании россиян. С точки зрения Г.П.Артемова и О.В.Поповой, к наиболее значимым эмпирическим признакам ориентации людей на консервативные ценности в условиях современной России можно отнести следующие:

Уверенность в том, что порядок важнее свободы, а справедливость важнее прав человека;

Верность традициям и неприятие радикальных реформ;

Убежденность в том, что интересы государства выше интересов отдельного гражданина;

Установка на сильное государство как фактор обеспечения порядка и благополучия;

Признание необходимости социального неравенства;

Допущение возможности ограничения некоторых прав граждан ради достижения государственных целей.

Кардинальные перемены в культуре требуют длительного времени, так как консервативный дух имеет глубокие корни в тысячелетней российской истории. Утверждению консервативного мышления способствуют исторические кризисы, резко сокращающие пространство, в котором дееспособен либерализм, что заставляет его приспосабливаться к изменяющимся условиям.

В послевоенный период, когда консерватизм вынужден был обратиться к более тонкой и сложной апологетике капиталистического образа жизни, возникли новые формы этой идеологии. Значительно мягче относясь и к государственному регулированию производства и к участию населения в управлении, эти идейные течения решительно ставили вопрос об укреплении законности, государственной дисциплины и порядка, не признавали инициированных реформ. Консерваторы, в стремлении пересмотреть идею демократии с собственных позиций, предлагали даже дополнить выборность народных представителей выдвижением в органы управления наиболее «достойных» (с точки зрения властей) граждан.

Последние десятилетия обозначили явное стремление консерватизма, с одной стороны, к иррациональным идеям реакционного толка (например «новые правые» во Франции), а с другой – к большей склонности к либеральным ценностям. Второе направление эволюции консервативных идей наиболее ярко проявилось в неоконсерватизме – идеологическом течении, сформировавшемся в качестве своеобразного ответа на экономический кризис 1973-1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей.

Неоконсерватизм предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, уважении права и недоверии к чрезмерной демократизации, крепком государственном порядке и стабильности.

Основная ответственность за сохранение в этих условиях человеческого начала возлагалась на самого индивида, который должен прежде всего рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность сограждан. Такая позиция должна была поддерживать в нем жизнестойкость и инициативу и одновременно препятствовать превращению государства в «дойную корову», развращающую человека своей помощью.

Неоконсерватизм вобрал в себя те черты консервативной идеологии и образа мысли, которые сегодня оказались способными защитить человека на новом технологическом витке индустриальной системы, определить приоритеты индивидуальной и общественной программ жизнедеятельности, очертить облик политики, способной вывести общество из кризиса. Более того, на такой идейной основе неоконсерватизм синтезировал многие гуманистические представления не только либерализма, но и социализма, а также ряда других учений.

  • II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ.
  • II. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ организации физического воспитания учащихся
  • II. Основные подходы к политическим отношениям в политической теории.
  • II. Преобразования в системе подготовки сестринского персонала.