1.3. Региональные системы коллективной безопасности

Создание и деятельность региональных систем коллективной безопасности определяется гл. VIII Устава ООН «Региональные соглашения», документами этих организаций и другими международно-правовыми документами.

В соответствии с Уставом ООН члены региональной организации, заключившие такие соглашения или составляющие такие органы, должны приложить все свои усилия для достижения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или таких региональных органов до передачи этих споров в Совет Безопасности. Совет Безопасности должен поощрять развитие применения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или региональных органов либо инициативе заинтересованных государств, либо по своей собственной инициативе.

Совет Безопасности должен быть всегда полностью информирован о действиях, предпринятых или намечаемых в силу региональных соглашений или региональными органами, для поддержания международного мира и безопасности.

Региональные системы коллективной безопасности характеризуются следующими чертами:

· закрепляется обязательство участников договора решать споры между собой исключительно мирными средствами;

· предусматривается обязанность участников оказывать индивидуальную или коллективную помощь государству, подвергшемуся вооруженному нападению извне;

· о принятых мерах коллективной обороны немедленно извещается Совет Безопасности ООН;

· в договоре участвуют, как правило, государства одного региона, а сам договор действует в пределах заранее определенного района, указанного в соглашении сторон;

· принятие новых государств в установленную договором систему безопасности возможно лишь с согласия всех ее участников.

К региональным системам коллективной безопасности относятся:

1) Система коллективной безопасности в рамках СНГ

В соответствии с Договором о коллективной безопасности 1992 г. Соглашением об утверждении Положения о Совете коллективной безопасности 1992 г. (участвуют Армения, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Узбекистан) в рамках СНГ учрежден Совет коллективной безопасности. Место пребывания Совета - Москва.

В состав Совета входят главы государств-участников и Главнокомандующий ОВСС. Решением Совета назначается Генеральный секретарь Совета, а также Главнокомандующий вооруженными силами государств - участников Договора.

Совет, в частности, устанавливает и предпринимает меры, которые он найдет необходимыми для поддержания или восстановления мира и безопасности. О таких мерах немедленно извещается Совету Безопасности ООН.

В рамках СНГ созданы также Объединенные вооруженные силы Содружества - войска, силы и органы управления ими, выделенные из вооруженных сил государств Содружества и оперативно подчиненные Главному командованию ОВСС, однако остающиеся непосредственном подчинении органов военного управления своих государств.

Уставом СНГ предусматривается, что в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру и безопасности члены Содружества осуществляют взаимные консультации для принятия мер, по устранению возникшей угрозы включая миротворческие операции и использование, вооруженные сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону по ст. 51 Устава ООН. Решение о совместном использовании вооруженных сил принимается Советом глав государств или заинтересованными членами СНГ.

2) Организация американских государств

Организация американских государств (ОАГ) была создана на основании Межамериканского договора о взаимной помощи 1947г., Устава ОАГ 1948 г., Межамериканского договора о мирном разрешении международных споров 1948 г. В 60 -70-х гг. в Договор 1947 г. и Устав ОАГ были внесены существенные изменения.

Целями ОАГ являются достижение мира и безопасности на Американском континенте, укрепление солидарности и сотрудничества, защита территориальной целостности, организация совместные выступлений в случае агрессии, мирное разрешение споров.

Членом ОАГ может быть любое американское государство, ратифицировавшее его Устав. В настоящее время в ОАГ участвую все государства Америки, за исключением Канады и Кубы.

В соответствии со ст. 25 Устава ОАГ любая агрессия против одного из американских государств рассматривается как агрессия против всех остальных. Устав дает расширительный перечень случаев, когда государства вправе применять меры «законной коллективной самообороны»: если неприкосновенность или целостность территории, или суверенитет, или политическая независимость любого американского государства будет нарушена посредством вооруженного нападения или акта агрессии, или внутриконтинентального конфликта между американскими государствами, или в результате ситуации, которая может поставить под угрозу мир Америке.

В отличие от других региональных систем коллективной безопасности, Устав ОАГ не предусматривает обязанности ОАГ извещать Совет Безопасности ООН о принятых мерах военного характера, что, как представляется, не согласуется с положениями Устава ООН.

Структура ОАГ более сложна, чем у других региональных организаций.

Высшим органом ОАГ является Генеральная ассамблея, в которой представлены все государства - члены ОАГ.

Для рассмотрения проблем срочного характера создано Консультативное совещание министров иностранных дел. При нем учрежден Консультативный комитет обороны для координации деятельности участников по вопросам военного сотрудничества.

В функции Совета ОАГ, состоящего из представителей государств - членов ОАГ, входит ознакомление со всеми межамериканскими договорами, заключаемыми государствами ОАГ, разработка проектов конвенций в рамках ОАГ, обеспечение работы т.н. Панамериканского Союза, оказание содействия связям с ООН и т.д.

Генеральный секретариат ОАГ (ранее - Панамериканский Союз) возглавляет Генеральный секретарь ОАГ, избираемый на пять лет.

Помимо главных органов в ОАГ существуют вспомогательные структуры: специализированные конференции и специализированные организации (межамериканская комиссия по правам человека, межамериканский юридический комитет и т. д.).

3) Северо-Атлантический договора (НАТО)

Северо-Атлантический договор был подписан в 1949 г. Первоначальными участниками НАТО являлись США, Великобритания, Франция, Италия и др., всего - 26 государств. В настоящее время в НАТО 16 членов.

Согласно положениям Северо-Атлантического договора (ст. 5 и 7), вооруженное нападение против одного или нескольких государств-участников будет рассматриваться как нападение против всех них; если такое нападение произойдет, каждый участник будет помогать стороне, подвергшейся нападению, всеми средствами, включая применение вооруженной силы. Нападение включает в себя вооруженное нападение, как на территории государств-членов, так и на их суда и самолеты в определенном районе.

О всяком таком нападении и всех принятых мерах немедленно сообщается Совету Безопасности ООН, который принимает меры для восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

В соответствии с Договором создается Совет НАТО, в котором представлены все члены. Совет учреждает вспомогательные органы - Комитет обороны, Комитет начальников штабов и др. Вступить в НАТО, согласно положениям Договора, может любое другое европейское государство, которое в состоянии проводить в жизнь принципы этого Договора, по соглашению всех сторон.

4) Договор об обороне Юго-Восточной Азии

Договор об обороне Юго-Восточной Азии был подписан в 1954 восемью государствами (США, Англия, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины). Согласно положениям Договора (ст. 4), в случае вооруженного нападения против одной из сторон в районе, охватываемом Договором, государства-участники обязаны оказывать индивидуальную и коллективную помощь в отражении агрессии в соответствии со своими конституционными положениями. При этом понятие «район охватываемый договором» включает все территории азиатских участников договора и район юго-западной части Тихого океана. О принятых мерах немедленно извещается Совет Безопасности ООН.

Норм международного права может быть рассмотрен в том или ином международном суде только с согласия спорящих государств. 1. Понятие и система международно-правовых средств обеспечения международной безопасности Право международной безопасности представляет систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств и других субъектов международного права в целях...

честву от производственной деятельности. Понятие международной и национальной безопасности, в российской научной литературе международная безопасность рассматривается как состояние политических, экономических и других отношений между государствами, устраняющее угрозу агрессии одного или группы государств против другого государства или группы государств и обеспечивающее их мирное сосуществование...

Они представлены соглашениями и организациями, обес­печивающими безопасность на отдельных континентах и в ре­гионах. Их значение отнюдь не умаляется тем, что современ­ные средства ведения войны приобрели глобальный характер. Возможность предотвращения любого локального конфликта, который может перерасти в полномасштабную войну, застав­ляет государства объединяться на различных уровнях. Это по­ложение закреплено в п. 1 ст. 52 Устава ООН, допускающем существование региональных соглашений или органов "при ус­ловии, что такие соглашения или органы и их деятельность со­вместимы с целями и принципами Организации". Эффектив­ные региональные системы коллективной безопасности требу­ют участия в них всех государств данного региона, независимо от их общественного и государственного строя. Они преследуют ту же цель, что и универсальный механизм коллективной безо­пасности, - поддержание международного мира и безопасно­сти. Вместе с тем сфера их действия ограничена по отношению к универсальной системе коллективной безопасности. Во-пер­вых, региональные организации не правомочны принимать ка­кие-либо решения по вопросам, затрагивающим интересы всех государств мира или интересы государств, принадлежащих к иным или нескольким регионам; во-вторых, участники регио­нального соглашения вправе решать только такие вопросы, ко­торые касаются региональных действий, затрагивают интере­сы государств соответствующей группы.

К компетенции региональных организаций относится пре­жде всего обеспечение мирного разрешения споров между их членами. Согласно п. 2 ст. 52 Устава ООН, члены этих организа­ций должны прилагать все усилия для достижения мирного разрешения- местных споров в рамках своих организаций до передачи споров в Совет Безопасности, а последний в свою оче­редь должен поощрять такой метод разрешения споров.

Учитывая различия регионов и ситуаций, происходящих в них, Устав ООН не дает точного определения региональных соглашений и органов, чем обеспечивается гибкость мероприя­тий, осуществляемых группой государств для разрешения во­проса, подходящего для региональных действий. Такое поло­жение дает основание говорить о сложившейся модели отноше­ний между региональными организациями и ООН и о формаль­ном "разделении труда" по поддержанию мира.

Совет Безопасности может использовать региональные ор­ганизации для осуществления под своим руководством прину­дительных действий. Сами же региональные организации не полномочны принимать никаких принудительных мер без раз­решения Совета Безопасности. Региональные организации вправе применять принудительные меры только для отражения уже совершенного нападения на одного из участников региональной системы коллективной безопасности.



Другая важная задача региональных организаций состоит в содействии сокращению и ликвидации вооружения и в пер­вую очередь оружия массового уничтожения.

Созданию региональных систем коллективной безопасно­сти в практической деятельности государств уделяется значи­тельное внимание. На Европейском континенте до второй миро­вой войны, несмотря на усилия Советского Союза, создать сис­тему коллективной безопасности на удалось. В послевоенный период международные отношения в Европе строились на началах противоборства двух "мировых систем". Западные стра­ны в 1949 г. заключили Североатлантический договор (НАТО). Ответным шагом социалистических стран стало подписание в 1955 г. Варшавского Договора.

В текстах обоих договоров содержались конкретные обяза­тельства сторон по поддержанию мира и безопасности: воздер­живаться от угрозы силой или ее применения, разрешать меж­дународные споры мирным путем. Но речь шла о данных обя­зательствах только в отношении государств - участников этих договоров. Что касалось отношений организаций друг к другу, то они находились в состоянии "холодной войны". Нельзя не отметить тот факт, что НАТО была оформлена в нарушение основных условий заключения региональных соглашений безо­пасности, зафиксированных в гл. VII Устава ООН "Региональ­ные соглашения": в него вошли страны, которые расположены в различных регионах.

В соответствии с договором целью НАТО является объеди­нение усилий всех ее членов для коллективной обороны и для сохранения мира и безопасности. Однако с этой целью не согла­суются меры по созданию мощной военной структуры.

Принятие новых государств в НАТО свидетельствует о нарушении ст. 7 Договора, которая предусматривает приглаше­ние государств, а не принятие по их личному заявлению. Само расширение НАТО на восток свидетельствует об увеличении военной машины за счет новых членов, что не способствует ев­ропейской безопасности «Трансформация» НАТО, о которой за­являют ее руководители, также не соответствует ее целям. Про­ведение миротворческих операций и реализации программы "Партнерство во имя мира" не предусмотрена Договором 1949 г. Роль, которую на себя возлагает НАТО на Европейском конти­ненте, также выходит за пределы ее компетенции.

Варшавский Договор был заключен в строгом соответствии с Уставом ООН и отличительной особенностью его как оборони­тельной организации являлось стремление к созданию системы коллективной безопасности всех государств Европы. В ст. 11 Договора указывалось: "В случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью Обще­европейского Договора о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться Договаривающиеся Стороны, на­стоящий Договор утратит свою силу со дня вступления в дейст­вие Общеевропейского Договора".

Процессы, происшедшие в странах Центральной и Юго-Восточной Европы с середины 80-х годов, повлекшие ликвидацию "мировой системы социализма", предопределили судьбу Организации Варшавского Договора. В 1991 г. ОВД перестала существовать.

Основы системы коллективной безопасности в Европе были заложены Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе. В подписанном в Хельсинки Заключительном акте (1975 г.) содержится свод принципов сотрудничества государств и их взаимоотношений, намечены конкретные меры в области разоружения, в том числе меры доверия в военной области, указаны практические шаги по обеспечению европейской безо­пасности. Отличительная особенность Заключительного акта как основы европейской системы коллективной безопасности заклю­чается в том, что в нем не предусмотрено применение принудительных мер.

За время, прошедшее со дня подписания Заключительного акта СБСЕ (1975 г.), нормы, обеспечивающие стабильность безо­пасности в Европе, были приняты в последующих докумен­тах СБСЕ. Особого внимания заслуживают пакеты решений, принятых на встречах глав государств и правительств госу­дарств - участников СБСЕ в Хельсинки 9-10 июля 1992 г. и в Будапеште 5-6 декабря 1994 г. В числе актов Будапештской встречи - Кодекс поведения, касающийся военно-политиче­ских аспектов безопасности. Заслуживает внимания тезис, со­гласно которому демократический политический контроль над военными и военизированными силами, силами внутренней безо­пасности, разведывательными службами и полицией расцени­вается как незаменимый элемент стабильности и безопасности.

Принятые в рамках СБСЕ-ОБСЕ документы способствова­ли созданию новой формы отношений между европейскими го­сударствами, основанной на совместных подходах к вопросам создания системы безопасности. Существенным итогом в этом процессе явилось подписание в марте 1995 года в Париже Пак­та о стабильности в Европе, который позже был передан Евро­пейским Союзом в ОБСЕ для доработки и проведения в жизнь в тесном сотрудничестве с Советом Европы.

Практике деятельности региональных организаций, в до­кументах которых содержатся положения о коллективных ме­рах в случае вооруженного нападения против какого-либо из членов (ЛАГ, ОАЕ, ОАГ), известны случаи использования сил по поддержанию мира (например, создание в 1981 г. Организа­цией африканского единства межафриканских сил по стабили­зации положения в Чаде).

Коллективная безопасность в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ)

Государства -- участники СНГ в соответствии с Уставом СНГ взяли на себя обязательства проводить согласованную по­литику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями и поддерживать безопасность в Содружестве.

В случае возникновения угрозы суверенитету, безопасно­сти и территориальной целостности одного или нескольких го­сударств-членов либо международному миру и безопасности государства приводят в действие механизм взаимных консуль­таций с целью координации позиций и принятия мер для уст­ранения возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование в случае необходимости на основании реше­ния Совета глав государств Содружества вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллек­тивную самооборону согласно ст. 51 Устава ООН.

Все конкретные вопросы военно-политического сотрудни­чества государств - членов СНГ регулируются специальными соглашениями, важнейшим из которых является Договор о кол­лективной безопасности, подписанный в Ташкенте 15 мая 1992 г. Договором предусмотрено обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных от­ношениях. Государства-участники обязуются решать все раз­ногласия между собой и с другими государствами мирными сред­ствами (ст. 1). Принято обязательство не вступать в военные союзы и не принимать участия в каких-либо группировках го­сударств, а также действиях, направленных против другого го­сударства-участника, уважать независимость и суверенитет друг друга, консультироваться по всем важным вопросам междуна­родной безопасности, затрагивающим их интересы.

Коллективная безопасность СНГ строится на основании норм Устава ООН (коллективная самооборона). Исходя из этого, До­говор содержит и соответствующий механизм взаимной помо­щи на случай агрессии. Он включает оказание военной помощи, а также взаимную поддержку. Использование вооруженных сил в целях отражения агрессии принимается исключительно гла­вами государств - участников СНГ. Использование вооружен­ных сил за пределами территории государств-участников мо­жет осуществляться только в интересах международной безо­пасности в строгом соответствии с Уставом ООН и законода­тельством государств - участников настоящего Договора. Договор не затрагивает право государств-участников на индиви­дуальную и коллективную оборону от агрессии.

Договор носит сугубо оборонительный характер. Он открыт для присоединения всех заинтересованных государств, разде­ляющих его цели и принципы. Более того, он предусматривает стремление к созданию системы коллективной безопасности в Европе и Азии, от которой будет зависеть внесение необходи­мых изменений в настоящий Договор.

Решение о проведении операций по поддержанию мира в рамках СНГ принимается Советом глав государств с согласия всех конфликтующих сторон, а также при условии достижения между ними соглашения о прекращении огня и других враж­дебных действий.

Группы по поддержанию мира в рамках СНГ комплекту­ются в каждом конкретном случае на добровольной основе го­сударствами - участниками Соглашения, за исключением кон­фликтующих сторон.

Совет глав государств СНГ обязан в соответствии с Согла­шением от 20 марта 1992 г. незамедлительно информировать Совет Безопасности ООН и Совет СБСЕ (ныне - ОБСЕ) о ре­шении проводить миротворческую операцию.

Они представлены соглашениями и организациями, обеспечивающими безопасность на отдельных континентах и в регионах. Их значение отнюдь не умаляется тем, что современные средства ведения войны приобрели глобальный характер. Возможность предотвращения любого локального конфликта, который может перерасти в полномасштабную войну, заставляет государства объединяться на различных уровнях.

Это положение закреплено в п. 1 ст. 52 Устава ООН, допускающем существование региональных соглашений или органов "при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Организации". Эффективные региональные системы коллективной безопасности требуют участия в них всех государств данного региона, независимо от их общественного и государственного строя. Они преследуют ту же цель, что и универсальный механизм коллективной безопасности, -- поддержание международного мира и безопасности. Вместе с тем сфера их действия ограничена по отношению к универсальной системе коллективной безопасности. Во-первых, региональные организации не правомочны принимать какие-либо решения по вопросам, затрагивающим интересы всех государств мира или интересы государств, принадлежащих к иным или нескольким регионам; во-вторых, участники регионального соглашения вправе решать только такие вопросы, которые касаются региональных действий, затрагивают интересы государств соответствующей группы.

К компетенции региональных организаций относится прежде всего обеспечение мирного разрешения споров между их членами. Согласно п. 2 ст. 52 Устава ООН, члены этих организаций должны прилагать все усилия для достижения мирного разрешения - местных споров в рамках своих организаций до передачи споров в Совет Безопасности, а последний в свою очередь должен поощрять такой метод разрешения споров.

Учитывая различия регионов и ситуаций, происходящих в них, Устав ООН не дает точного определения региональных соглашений и органов, чем обеспечивается гибкость мероприятий, осуществляемых группой государств для разрешения вопроса, подходящего для региональных действий. Такое положение дает основание говорить о сложившейся модели отношений между региональными организациями и ООН и о формальном "разделении труда" по поддержанию мира.

Совет Безопасности может использовать региональные организации для осуществления под своим руководством принудительных действий. Сами же региональные организации не полномочны принимать никаких принудительных мер без разрешения Совета Безопасности. Региональные организации вправе применять принудительные меры только для отражения уже совершенного нападения на одного из участников региональной системы коллективной безопасности.

Другая важная задача региональных организаций состоит в содействии сокращению и ликвидации вооружения и в первую очередь оружия массового уничтожения.

Созданию региональных систем коллективной безопасности в практической деятельности государств уделяется значительное внимание. На Европейском континенте до второй мировой войны, несмотря на усилия Советского Союза, создать систему коллективной безопасности на удалось. В послевоенный период международные отношения в Европе строились на началах противоборства двух "мировых систем". Западные страны в 1949 г. заключили Североатлантический договор (НАТО). Ответным шагом социалистических стран стало подписание в 1955 г. Варшавского Договора.

В текстах обоих договоров содержались конкретные обязательства сторон по поддержанию мира и безопасности: воздерживаться от угрозы силой или ее применения, разрешать международные споры мирным путем. Но речь шла о данных обязательствах только в отношении государств -- участников этих договоров. Что касалось отношений организаций друг к другу, то они находились в состоянии "холодной войны". Нельзя не отметить тот факт, что НАТО была оформлена в нарушение основных условий заключения региональных соглашений безопасности, зафиксированных в гл. VII Устава ООН "Региональные соглашения": в него вошли страны, которые расположены в различных регионах.

В соответствии с договором целью НАТО является объединение усилий всех ее членов для коллективной обороны и для сохранения мира и безопасности. Однако с этой целью не согласуются меры по созданию мощной военной структуры.

Принятие новых государств в НАТО свидетельствует о нарушении ст. 7 Договора, которая предусматривает приглашение государств, а не принятие по их личному заявлению. Само расширение НАТО на восток свидетельствует об увеличении военной машины за счет новых членов, что не способствует европейской безопасности «Трансформация» НАТО, о которой заявляют ее руководители, также не соответствует ее целям. Проведение миротворческих операций и реализации программы "Партнерство во имя мира" не предусмотрена Договором 1949 г. Роль, которую на себя возлагает НАТО на Европейском континенте, также выходит за пределы ее компетенции.

Варшавский Договор был заключен в строгом соответствии с Уставом ООН и отличительной особенностью его как оборонительной организации являлось стремление к созданию системы коллективной безопасности всех государств Европы. В ст. 11 Договора указывалось: "В случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью Общеевропейского Договора о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться Договаривающиеся Стороны, настоящий Договор утратит свою силу со дня вступления в действие Общеевропейского Договора".

Процессы, происшедшие в странах Центральной и Юго-Восточной Европы с середины 80-х годов, повлекшие ликвидацию "мировой системы социализма", предопределили судьбу Организации Варшавского Договора. В 1991 г. ОВД перестала существовать.

Ст. 52 гл. 8 Устава ООН - региональные соглашения.

Признаки системы региональной безопасности:

1. Закрепляется обязательство участников разрешать споры между собой исключительно мирными средствами.

2. Предусматривается обязанность участников оказывать индивидуальную или коллективную помощь гос-ву, которое подверглось нападению извне.

3. Соглашения могут предусматривать все виды помощи, кроме вооруженной, военной .

4. Факт нападения на гос-ва может констатировать любое гос-во-учасник договора, в т.ч. третье. Факт агрессии может констатироваться только всеми участниками соглашения.

5. О принятии мер коллективной обороны обязательно уведомляется СБ ООН.

6. Принятие новых гос-в в систему региональной КБ возможно только с согласия всх участников системы.

Органы – ст. 29 органы = организации. Региональные соглашения = создание региональной организации.

Критерии межд. региональных организаций безопасности:

1) Должны носить широкий региональный характер (все гос-ва региона или их большую часть). Мандатом на урегулирование конфликта наделяются региональные организации. Условий создания общих вооруженных сил обороны нет.

2) Сфера действия регионал систем ограничена по отношению к универсальной системе и они используются как вспомогательные по отношению к универсальной.

3) Региональные органы могут разрешать только местные конфликты – споры только между участниками соглашения.

4) Все принципы действия этих организаций должны быть совместимы с целями и принципами ООН.

13. Меры по запрещению угрозы силой или ее применения в отношениях между государствами.

http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-19013.html?page=14

14. Модель всеобщей и всеобъемлющей безопасности для Европы 21 века.

http://www.lawmix.ru/abrolaw/11004

15. Концепция открытого неба.

Идея режима открытого неба впервые была основана президентом США Дуайтом Д. Ейзенхауером в 1955 году. Предусматривалось, что это будет двустороннее соглашение между США и Советским Союзом, которая позволяла бы ведение воздушного наблюдения над всей территорией каждой из государств-участниц. Однако, советская сторона не поддержала американскую инициативу, что было вызвано, в первую очередь, предположением Н. Хрущова о возможном использовании американцами режима открытого неба в шпионских целях.

Такое предположение не было предубеждением советского руководства. За год до выдвинутой инициативы по режиму открытого неба Ейзенхауер утвердил разработку нового высотного самолета-разведчика U-2. Самолет действительно был необычным для своего времени. Набор высоты происходил очень быстро, для отрыва от земли был нужен короткий разбег – всего около 300 м. Через несколько секунд сриблистого цвета самолет фактически исчезал из поля зрения. Такое предположение не было предубеждением советского руководства. За год до выдвинутой инициативы по режиму открытого неба Ейзенхауер утвердил разработку нового высотного самолета-разведчика U-2. Самолет действительно был необычным для своего времени. Набор высоты происходил очень быстро, для отрыва от земли был нужен короткий разбег – всего около 300 м. Через несколько секунд сриблистого цвета самолет фактически исчезал из поля зрения.



В июле 1956 года состоялся первый полет U-2 над территорией СССР, благодаря чему США с использованием аэрофотографических средств воздушной разведки получили важную стратегическую информацию о ряде советских объектов. Полеты разведчика длились лишь до конца апреля 1960 года. Первого мая 1960 года самолет U-2 был сбит под Свердловском советскими ракетчиками, а его пилот Пауерс – захваченный в плен и судимый как шпион.

Начало космической эры определил новый подход в информационном обеспечении национальной безопасности в военной сфере, в первую очередь Советского Союза и Соединенных Штатов. Два мировых сверхгосударства получили возможность добывать необходимую им информацию с помощью разведывательных спутников. Усиление противостояния между двумя противоположными политическими содружествами в “холодной” войне сделало идею открытого неба практически не возможной для реализации.

Через тридцать четыре года после первобытного предложения Ейзенхауера идея открытого неба опять была провозглашена американским президентом Дж. Бушем во время его выступления в Техасском сельскохозяйственном и политехническом университете в мае 1989 года. Как и раньше в 1955 году, акцент делался на двустороннем соглашении между США и СССР.

В дальнейшем, согласно рекомендациям премьер-министра Канады Б. Малруни и министра иностранных дел Канады Д. Кларка, Соединенные Штаты превратили двустороннее предложение в многостороннее соглашение. В соответствии с новым предложением целью соглашения по открытому небу стало увеличение транспарентности военной деятельности обеих сторон и тем самым укрепления сотрудничества, которое расширялось, между Востоком и Западом, а также укрепление безопасности всех государств-участниц.

Заметные сдвиги в этом вопросе со стороны Советского Союза наметились после прихода к вершине партийной власти М. Горбачева. Генеральный секретарь ЦК КПСС одобрил принцип воздушных наблюдений и в 1989 году согласился стать многосторонние переговоры относительно заключения Договора из открытого неба. Этому способствовала и разрядка международной обстановки. В декабре 1987 года был подписанный Договор о ракетах средней и малой дальности, что привело к усилению сотрудничества Соединенных Штатов и Советского Союза, которое базировалось на политике гласности, провозглашенной Горбачевом. Приближалось окончание “холодной” войны.

Концепция открытого неба была не только политической инициативой, направленной на наращивание усилий в сфере контроля над вооружениями. Администрация Буша пыталась убедиться в действительности идей гласности и перестройки. На начальной стадии переговоров в 1989 и 1990 гг. некоторые страны НАТО были немного обеспокоены позицией М. Горбачева, которая, как им казалось, вступала в противоречие с объявленной им поддержкой гласности и открытости в международных делах и могла значить, что он намеревается прервать переговоры в момент ответственности. Поэтому успех переговоров по настоящему договору означал бы благосклонность Советского Союза открытости и укреплению доверия между странами. В первом раунде переговоров приняли участие представители шестнадцати стран НАТО и семи стран Варшавского Договора.

Возвращение к идее добровольного режима открытого неба делало возможным реальный доступ некосмических государств к стратегической информации, которая представляла интерес для систем национальной безопасности этих государств. Следует отметить, что определенные возможности в получении необходимой информации могли иметь и сверхгосударства. Это объяснялось тем, что воздушное наблюдение имеет потенциальные преимущества в сравнении с космической разведкой.

Самолеты наблюдения могут летать значительно ниже, под тучами, в то время как успешному функционированию оптико-электронных средств разведки спутников могут создавать препятствия облачная погода, пристальные бури и дымы, и тому подобное. В подтверждение такого преимущества существует опыт современных военных конфликтов, начиная с войны многонациональных сил против Ирака в 1991 г., когда песчаные бури и дым от пылающих нафтосвердловин не позволяли эффективно вести не только видовую (авт. с формированием изображения) космическую разведку, но и воздушную с применением оптико-электронной аппаратуры. В 1999 г. Командование объединенных вооруженных сил НАТО в ходе югославской кампании было вынужденно признать невысокую эффективность космической видовой разведки в результате нахождения постоянной облачности над театром боевых действий в течение всего периода ведения боевых действий.

Следует отметил также, что неизменность орбиты спутника позволяет прогнозировать траекторию и время его пролета над определенной территорией, что, в свою очередь, делает возможными приостановки (маскировка) нежелательных для выявления мероприятий, которые проводятся на территории, которая разведывается, в период пролета спутника. По мнению ряда западных экспертов, космическая разведка в соединении с воздушным наблюдением и наземными инспекциями на местах проведения контрольных миссий создали бы эффективную систему получения информации в интересах обеспечения национальной безопасности государств-участниц и уменьшение угроз, связанных с реальным состоянием арсеналов вооружений и военной техники этих государств-участниц.

Независимый метод контроля, реализованный в режиме открытого неба, позволяет каждой государству-участнице осуществлять наблюдательные полеты над территорией других государств-участниц в соответствии с квотами, отмеченными в Договоре из открытого неба, в результате чего осуществляется получение видовой информации. Если взять, например, географические размеры таких европейских государств-участниц, как Болгария, Словакия, Венгрия, Италия или Чехия, то один наблюдательный полет позволяет, с учетом поперечного захвата аппаратуры и разрешенной в рамках Договора высоты наблюдения, получать информацию из значительной площади территории этих стран.

Тот факт, что воздушные наблюдения полезны для интересов стратегической разведки, никогда не пряталось и не прячется государствами-участницами. Да, министр иностранных дел Канады Джо Кларк еще в начальный период проведения переговоров обратил внимание на то, что у государств не было выбора относительно космической разведки, – они не могли остановить ее, потому вынужденные были только принять это к сведению.

Концепция открытого неба позволяла государствам, которые не имеют системы космической разведки, получить реальный метод контроля и легальный способ получения важной, даже стратегической, информации. Этим странам, естественно, было известно, что СССР и США собирали стратегическую разведывательную информацию о них в интересах национальной безопасности с использованием изображений, полученных с помощью разведывательных спутников. Но они не могли делать то же относительно двух сверхгосударств. Концепция открытого неба дала всем государствам-участницам, не учитывая Россию и США, возможность иметь разрешенную Договором систему воздушного наблюдения. Ее реализация давала возможность, во-первых, иметь всем государствам-участницам средство наблюдения за военной деятельностью других стран, и, во-вторых, крепить свое доверие к намерениям других стран при полетах над своей территорией.

Начиная из второй половины в 1989 г., переговоры о заключении Договора из открытого неба активно велись в течение трех лет. Первые переговоры были проведены по предложению премьер-министра Канады Малруни в Оттаве 22-24 февраля 1990 года. Они проходили в исторический для Европы период. В начале переговорной конференции больше обсуждался вопрос о воссоединении Германии, чем о режиме открытого неба. После решения немецкого вопроса центральное место занял вопрос об открытом небе. Тогда была надежда в завершение переговоров по Договору за три месяца до мая 1990 года. Однако пакет вопросов, из которых не было найдено приемлемых решений, стал камнем преткновения и нуждался в последующем переговорном процессе.

р езультатом успешного проведения еще трех следующих переговорных конференций в Будапеште (в 23.04 - 10.05.1990 г.) и в Вене ((04 - 18.11.1991р. и в 13 - 20.01.1992 г.) стало подписание Договора из открытого неба (дальше – Договор) в Гельсинки в марте 1992 года.

Целью Договора, парафируемого 21 марта 1992 года представителями 24-х государств, включая две прежних советских республики Беларусь и Украину, стало укрепление доверия между странами международного содружества за счет полетов не боевых самолетов для воздушного наблюдения. Формально Договор был подписан 24 марта 1992 года в Гельсинки. Еще одна прежняя советская республика Грузия также подписала Договор в тот же день, увеличив количество его участников до двадцати пяти. Первыми участницами договора были такие государства: Беларусь, Бельгия, Болгария, Большая Британия, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Соединенные Штаты Америки, Турция, Украина, Франция и Чехословакия.

После распада Советского Союза и присоединения к Договору Грузии, Киргизии, а также после разделения Чехословакии на Чехию и Словакию и присоединение их к Договору в 1993 г. число участников достигло 27. Сегодня участницами Договора из открытого неба являются уже 34 государства. Вступление в силу Договором предусматривало следующее: укрепить безопасность за счет мероприятий по укреплению доверия и безопасности; распространить режим безопасности на территорию стран от Ванкувера (Канада) к Владивостоку (Россия);

сделать взнос в укрепление мира, взаимную безопасность и стабильность, на территории, которая охватывается Договором;

стремиться усилить открытость и транспарентнисть, а также облегчить контроль выполнения существующих и будущих соглашений из контроля над вооружениями и укрепить возможности предотвращения конфликтов, в том числе в кризисных ситуациях, в рамках Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе и других соответствующих международных организаций;

признать, что Договор может положительно повлиять на безопасность и стабильность в других частях земного шара; допустить возможность того, что режим открытого неба может быть распространен на другие сферы, например, на экологический мониторинг;

вести поиск в направлении установления согласованных процедур проведения воздушного наблюдения всей территории государств-участниц, имея в виду намерение наблюдения территории одной из государств-участниц или группы государств-участниц на основе равенства и эффективности при соблюдении безопасности полетов; иметь в виду, что действие такого режима открытого неба не будет направлено против государств, которые не являются участницами Договора;

– проводить периодические встречи для оценки договора, который не имеет срока действия.

С целью облегчения реализации Договора и содействия достижению его целей была создана Консультативная комиссия по открытому небу (ККВН). В состав комиссии входят по одному представителю от каждой государства-участницы. ККВН является руководящим органом, который обеспечивает бесконфликтное выполнение Договора. В соответствии со Статьей Х Договора целями Консультативной комиссии по открытому небу являются такие:

рассматривать вопросы, которые относятся к соблюдению положений настоящего Договора; находить пути решения недоразумений и расхождений в толковании положений Договора, которые появляются в процессе реализации Договора; рассматривать заявления о вступлении в состав участников Договора и принимать по них решение; согласовывать технические и административные мероприятия в соответствии с положениями настоящего Договора, необходимые в связи с присоединением к настоящему Договору других государств.

Помощник государственного секретаря США по военно-политическим вопросам Роберт Л. Галуччи заявил в 1993 году о том, что Договор из открытого неба являет собой значительное продвижение вперед в международном сотрудничестве в сфере безопасности и отвечает новым требованиям мирового содружества в период по окончании «холодной» войны. Первой страной, которая ратифицировала Договор, была Канада (июль в 1992 г.). Украина ратифицировала настоящий Договор только в марте 2000 года Законом Украины № 1509-ИИИ (1509-14).

Реализация Договора из открытого неба в Вооруженных Силах Украины была положена на Центр верификации ЗС Украины и авиационную эскадрилью “Голубая стежа”. Эскадрилья имела в своем составе отечественные транспортные самолеты Ан-26 и самолеты наблюдения Ан-30 Бы, оборудованные аппаратурой наблюдения для реализации первого этапа действия Договора.

18 августа 1992 года в составе Центра был сформирован отдел “Открытое небо” из реализации Договора. Руководителями этого отдела в разные времена были:

полковники Бєлінський В. М., Комаров О. І., Хіхлуха П. В., Цимбалюк Ф. В. Сьогодні відділ успішно очолює полковник Андрієнко Ю. А.

Еще к моменту ратификации Договора со стороны Украины в 1994-2001 году специалистами отдела “Открытое небо” и летными экипажами авиационной эскадрильи “Голубая стежа” было выполнено 31 тренировочный наблюдательный полет над территорией Украины и над территориями государств-участниц (Большой Британии, Словакии, ФРГ, США, Польши, Франции, Турции, Италии и Норвегии), а также сопровождается в Украине свыше 15 тренировочных миссий наблюдательного полета государств-участниц.

Украинские специалисты также активно участвовали в 5 тренировочных сертификациях самолетов наблюдения государств-участниц: Большой Британии (в 1995 г.), США (1996 и 1998 гг.), ФРГ (1997 и 2001 гг.). В 1996 году с помощью представителей кафедры аэрокосмической разведки Киевского института ВВС подготовили и провели в Украине тренировочную сертификацию украинского самолета наблюдения Ан-30Б.

После ратификации Договора из открытого неба Украиной было осуществлено 125 наблюдательных полетов над территориями государств-участниц Договора: Бенилюкса, Болгарии, Большой Британии, Греции, Дании, Испании, Италии, Норвегии, Польши, Румынии, Словакии, США, Турции, Венгрии, Финляндии, Франции, ФРГ, Чехии. В свою очередь государствами-участницами было выполнено над территорией Украины 127 наблюдательных полетов.

Результатом кропотливого и настойчивого труда специалистов ЗС Украины относительно подготовки к первому этапу реализации Договора стало проведение в апреле 2002 года сертификации украинского самолета наблюдения Ан-30Б на аэродроме “открытого неба” Нордхольц, ФРГ. Украинский самолет наблюдения, оснащенный кадровыми аэрофотоаппаратами, получил высокую оценку экспертов из “открытого неба” и стал первым в истории Договора самолетом, допущенным к выполнению наблюдательных полетов над территориями государств-участниц.

Украинские профессиональные эксперты всегда занимали активную позицию в работе сенсорной группы Международной консультативной комиссии по открытому небу (м. Вена), особенно по вопросам выработки требований относительно конфигурации будущих цифровых сенсоров согласно положениям Договора из открытого неба, а также в работе международных семинаров в рамках настоящего Договора из обсуждения вопросов использования существующих и создания современных платформ-носителей и новых конфигураций сенсоров, что устанавливаются и будут устанавливаться на них.

Важность участия Украины в Договоре из открытого неба связана с тем, что настоящий Договор обеспечивает решение двух основных заданий. Первое – это создание открытого международного режима, основанного на взаимном доверии и растущей информированности относительно вооруженных сил и действий. Второе задание – это всестороннее информационное обеспечение всех составляющих национальной безопасности в военной сфере каждой государства-участницы в условиях все еще нестабильного мира на нашей планете, экологических проблем и убытков, которые становятся следствием естественных катаклизмов.

Эффективная реализация Договора с момента его подписания государствами-участницами вызывала значительную заинтересованность концепцией открытого неба со стороны таких стран азиатского региона, как Индия, Пакистан, Китай и Япония. На Латиноамериканском континенте Бразилия, Аргентина и Перу, изучают возможность применения режима контроля из воздуха в своем регионе.

16. Меры по использованию региональных организаций безопасности.

В послевоенный период была создана всемирная система коллективной безопасности в форме Организации Объединен­ных Наций, основная задача которой состоит в том, чтобы "из­бавить грядущие поколения от бедствий войны". Система кол­лективных мероприятий, предусмотренная Уставом ООН, ох­ватывает: меры по запрещению угрозы силой или ее примене­ния в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2); меры мир­ного разрешения международных споров (гл. VI); меры разору­жения (ст. 11, 26, 47); меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII ); временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40); принудительные меры безопас­ности без использования вооруженных сил (ст. 41) и с их ис­пользованием (ст. 42).

Региональные системы коллективной безопасности представляют собой часть универсальной системы коллективной безопасности. Цель региональных систем – поддержание международного мира и безопасности. Наиболее эффективно функционируют те региональные организации, в которых участвует большинство государств данного региона. В Уставе ООН закреплена возможность создания региональных организаций безопасности "для разрешения таких вопросов по поддержанию мира, которые являются подходящими для региональных действий" (ст. 52). Ранее в доктрине международного права господствовала однозначная точка зрения относительно региональных организаций безопасности.

  • 1. Члены таких организаций – только государства одного политико-географического региона.
  • 2. Деятельность региональных организаций безопасности не может распространяться за пределы данного региона.
  • 3. Никакие принудительные действия не должны предприниматься без полномочий от СБ ООН.
  • 4. СБ ООН должен быть всегда информирован о предпринятых или предполагаемых действиях (ст. 54 Устава ООП).

Сфера действия региональных организаций считалась строго ограниченной:

  • – региональные организации не правомочны принимать решения по вопросам, затрагивающим интересы всех государств мира или государств, принадлежащих к иным или нескольким регионам;
  • – участники регионального соглашения вправе решать только такие вопросы, которые касаются региональных действий, затрагивают интересы государств только данного региона.

Главная задача региональных систем безопасности – обеспечение мирного разрешения споров, мирное предотвращение войны.

СБ ООН может использовать региональные организации для осуществления под своим руководством принудительных действий. Региональные организации не могут принимать принудительных мер без разрешения СБ ООН. Исключение – принудительные меры с применением вооруженных сил для отражения уже совершенного нападения на одного из участников системы региональной безопасности (право на коллективную самооборону – ст. 51).

Такая позиция не отражает сложившейся практики деятельности региональных организаций безопасности. Устав ООН не содержит точного определения региональных организаций. Используя концепцию имманентной компетенции, в настоящее время понятие "вопросы, которые являются подходящими для региональных действий" имеет более широкое толкование, как и перечень мероприятий, которые правомочны осуществлять региональные организации. Уже сложилась устойчивая система гибких взаимоотношений между региональными организациями и ООН, позволяющая говорить о "разделении труда" в сфере поддержания мира.

В советской литературе вплоть до начала 1990-х гг. (и до сих пор в работах некоторых отечественных ученых) безусловно императивным условием создания региональных систем безопасности считалось обязательная принадлежность членов организации только к одному географическому региону. Эта концепция использовалась для доказательства неправомерности создания НАТО и несоответствия ее требованиям гл. VIII Устава ООН (члены НАТО, такие как Турция, Греция, Италия, Чехия, Венгрия, не принадлежат к Североатлантическому региону). Подобная концепция не отражает (и никогда не отражала) реальной правовой действительности.

Глава VIII Устава прямо не содержит требования участия в региональных организациях безопасности государств только одного географического региона. Такое требование выводилось путем расширительного толкования норм гл. VIII, что запрещено Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. Деятельность СБСЕ/ОБСЕ (правомерность создания которой никогда не оспаривалась ни одним из отечественных юристов) и деятельность ОДКБ показывают, что организации безопасности с субрегиональной структурой также правомерны, как и организации с полностью региональной структурой. Главное – сам характер деятельности организации, ее направленность на поддержание мира, готовность противостоять актам агрессии и приверженность основным принципам международного права.

Основные системы региональной безопасности действуют в рамках региональных организаций общей компетенции.

ОАГ – правовые основы системы региональной безопасности на американском континенте содержатся в Уставе ОАГ 1948 г., Межамериканском договоре о мирном разрешении международных споров 1948 г., в Боготской декларации 1948 г. (изменения во все эти документы были внесены в 60–80-е гг. XX в.). Цели американской системы коллективной безопасности: достижение мира и безопасности на континенте, укрепление солидарности и сотрудничества, защита территориальной целостности, организация совместных выступлений в случае агрессии, мирное разрешение споров. В соответствии со ст. 25 Устава любая агрессия против одного из американских государств рассматривается как агрессия против всех остальных.

Устав ОАГ дает расширенный перечень случаев, когда государства вправе применять меры законной коллективной самообороны: "Если неприкосновенность, или целостность, или суверенитет, или политическая независимость любого американского государства будут нарушены посредством вооруженного нападения или акта агрессии, не представляющего собой вооруженное нападение, или внутриконтинентального конфликта между американскими государствами, или в результате ситуации, которая может поставить под угрозу мир в Америке".

В отличие от других региональных систем коллективной безопасности Устав ОАГ не предусматривает обязанности извещать СБ ООН о принятых мерах военного характера.

АС – система африканской коллективной безопасности учреждена в соответствии с Хартией АС, закрепляющей обязанности государств по взаимной помощи и общей обороне, обязанность оказывать друг другу эффективную помощь в случае вооруженного нападения на любое африканское государство, предотвращать любые акты агрессии против любого государства – члена АС.

В 1981 г. были созданы Межафриканские вооруженные силы по поддержанию мира для осуществления контроля за выполнением соглашения между воюющими группировками в Чаде.

ЛАГ – система ближневосточной коллективной безопасности закреплена в Пакте ЛАГ, содержащем положения, аналогичные Хартии АС и Уставу ОАГ. В 1971 г. были созданы Межарабские вооруженные силы по разъединению в Ливане ("зеленые каски"). Цель создания – предотвращение вооруженных столкновений между различными религиозными группировками.

ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) – региональная евразийская организация безопасности; функционирует с 2001 г. на основе Декларации о создании ШОС. Уставные документы Организации – Хартия и Соглашение о региональной антитеррористической структуре (РАТС) – были приняты в 2002 г. Государства- члены: Китай, Казахстан, Россия, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан; государства-наблюдатели: Пакистан, Иран, Индия и Монголия.

Основные направления деятельности: поддержание мира, укрепление безопасности и доверия; противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков и оружия, транснациональной преступной деятельности и нелегальной миграции. ШОС открыта для вступления всем государствам региона.

Одними из наиболее важных целей ЕС, закрепленных в Маастрихтском договоре 1992 г., являются формирование единой внешней и оборонной политики; обретение "европейской оборонной идентичности" и создание общих вооруженных сил ЕС. Основные государства – члены ЕС одновременно входят в две субрегиональные организации безопасности – ОБСЕ и НАТО.

Цель создания европейской организации безопасности – наделение ЕС собственным военным и политическим потенциалом для проведения миссий гуманитарного и спасательного характера, ОПМ и "управления кризисами", включая применение силы. Основы Общеевропейской политики безопасности и обороны разработаны на неофициальном саммите министров обороны (2000 г.). Было принято решение о подготовке Комитета по политике и безопасности, Военного комитета и Военного штаба. В качестве основных задач Общеевропейской политики провозглашаются проведение операций по предотвращению или урегулированию конфликтов на европейском континенте; гуманитарные акции, эвакуация граждан; миссии по восстановления мира.

Формирование Общеевропейской политики безопасности и обороны завершилось на официальной конференции министров обороны в г. Ницца (2000 г.). Были созданные постоянные оборонные структуры ЕС, приняты установки по обеспечению военного потенциала, взаимоотношениям с НАТО и другими государствами. Постоянные оборонные структуры ЕС:

  • 1. Комитет по политическим вопросам и вопросам безопасности состоит из дипломатических представителей государств-членов. Осуществляет политический контроль и стратегическое управление ОПМ.
  • 2. Комитет но военным вопросам состоит из представителей военных всех государств-членов. Дает рекомендации военного характера.
  • 3. Военный штаб занимается анализом ситуации, планированием до принятия решения.

Конференция в Пицце стала первым шагом на пути создания общего военного потенциала ЕС. Обязательства государств-членов предусматривают создание резерва в 100 тыс. военнослужащих, 400 боевых самолетов и 100 военных кораблей. По оценкам экспертов ЕС, такой резерв позволяет развернуть в течение 60 дней боевой корпус численностью 50–60 тыс. военнослужащих, включая вероятность необходимости урегулирования одновременно двух кризисных ситуаций. Речь идет не о создании "европейской армии", а о формировании многонациональных структур типа Еврокорпуса либо об использовании национальных воинских контингентов.

На саммите в г. Гетеборге (2001 г.) члены ЕС согласовали методы сотрудничества системы европейской безопасности с НАТО. Особо подчеркивалось, что новая система безопасности не является конкурентом или альтернативой НАТО. Было принято Совместное заявление США и ЕС, где отмечалось, что Общеевропейская политика усилит и ЕС, и НАТО. Положения о тесной координации с НАТО, сохранении главенствующей роли альянса, включении в систему европейской безопасности государств НАТО, не входящих в ЕС, закреплены в документах ЕС по созданию Общеевропейской политики безопасности и обороны.

Формирование Общеевропейской политики безопасности и обороны получило новый импульс в результате событий 11 сентября 2001 г. В Итоговом документе Чрезвычайного заседания ЕС (Брюссель, 2001 г.) подчеркнуто, что рост эффективности деятельности ЕС напрямую связан с темпами развития европейской системы коллективной безопасности.

Россия принимает участие в ОПМ, проводящихся под эгидой ЕС, в частности, в Брюсселе 5 ноября 2008 г. было заключено Соглашение между Россией и ЕС об участии России в военной операции ЕС в Республике Чад и Центрально-африканской Республике (ЕУФОР Чад/ЦАР).

ЗЕС создан в 1948 г. на основе Договора об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самообороне. Договор предусматривает автоматическое применение принципа коллективной обороны в случае нападения на одну из стран – участниц. ЗЕС – это региональная организация безопасности закрытого типа. Первоначальные члены – Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды, Франция. В 1954 г. присоединились Италия, Исландия, Норвегия, Португалия и ФРГ. С самого начала проявились две альтернативные стратегии: Великобритания выступала за наиболее тесное сотрудничество с США в рамках НАТО, а Франция отстаивала идею более независимой европейской обороны.

До начала 1990-х гг. ЗЕС практически нс проводил самостоятельной политики, выступая придатком НАТО, но являлся важным посредником в отношениях между НАТО, Великобританией и ЕЭС. Римская декларация 1984 г. провозгласила ЗЕС "европейской опорой" системы безопасности в рамках НАТО. В 90-е гг. воинский контингент ЗЕС использовался СБ ООН для проведения ОПМ. 1997 г. – санкции СБ ООН против бывшей Югославии (эмбарго на поставку оружия) – ЗЕС оказывал помощь по контролю за их выполнением, осуществлял миротворческую миссию ООН в Боснии, Герцеговине и Хорватии.

С подписанием Амстердамского договора ЕС в 1997 г. и началом Общей внешней политики и политики безопасности функции ЗЕС постепенно перешли к ЕС. Решение о передаче ЕС большинства полномочий и оперативного потенциала ЗЕС было закреплено Марсельской декларацией ЕС в ноябре 2001 г. Процесс интеграции ЗЕС в ЕС был фактически завершен к 2002 г. Формально Договор о ЗЕС истек в 2004 г., но ЗЕС не был распущен. Главная функция, оставшаяся у ЗЕС – коллективная безопасность, ее передача ЕС пока что отложена. В марте 2010 г. было заявлено о прекращении деятельности ЗЕС в 2011 г.

ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) – военно-политический союз, созданный государствами СНГ на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 г. Договор продлевается автоматически каждые пять лет. Участники: Армения, Казахстан, Киргизстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан. В 1993 г. присоединились Азербайджан, Грузия, Беларусь. В 1999 г. Азербайджан, Грузия и Узбекистан (в 2006 г. восстановил свое членство) вышли из ДКБ.

В 2002 г. было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию; были подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ. В 2004 г. ГА приняла резолюцию о предоставлении ОДКБ статуса наблюдателя в ООН. В 2009 г. представитель Секретариата ОДКБ заявил, что Иран в перспективе может получить статус страны-наблюдателя в ОДКБ.

В 2009 г. лидеры стран ОДКБ одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) и подписали Соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ (14 июня 2009 г.). Коллективные силы должны использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Однако документы по КСОР не были подписаны Узбекистаном и Беларусью, а такие документы могут приниматься только на основе консенсуса (Правило 14 Правил процедуры ОДКБ 2004 г.). Таким образом, говорить о легитимном создании КСОР в настоящее время не приходится.