Совет Европы – это международная региональная организация, объединяющая страны Европы, является старейшей международной политической организацией на континенте. Была основана в 1949 году, и сегодня в неё входят 47 государств «большой Европы». Таким образом, Совет Европы представляет мнения более 800 миллионов европейцев.

Основные задачи:

    защита прав человека ;

    развитие демократии;

    утверждение верховенства права на территории всех входящих в Совет стран.

Цели Совета Европы:

    защита прав человека и расширение демократии;

    сотрудничество по основным вопросам права, культуры, образования, информации, охраны окружающей среды, здравоохранения;

    сближение всех стран Европы.

Таким образом, целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу. Основной целью является гарантия человеческого достоинства представителям всех народов, населяющих Европу, на основе таких фундаментальных ценностей, как демократия, права человека и верховенство права. Эта цель достигается усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод.

Участие государств-членов в работе Совета Европы не должно отрицательно влиять на их вклад в деятельность Организации Объединенных Наций и других международных организаций и союзов, в которых они состоят.

Вопросы, касающиеся национальной обороны, не входят в компетенцию Совета Европы.

Принятие стран в члены Совета осуществлялось с учетом выполнения следующих условий:

    соответствие институтов и правового устройства основополагающим принципам демократии;

    соблюдение прав человека;

    избрание народных представителей путем свободных, равных и всеобщих выборов;

    обязательство подписать Европейскую конвенцию по правам человека и принять всю совокупность ее контрольных механизмов.

Органы Совета Европы

Основными органами Совета Европы являются:

    Комитет министров;

    Парламентская ассамблея;

    Конгресс местных и региональных властей;

    Конференция международных НПО;

    Европейский суд по правам человека;

    институт Комиссара по правам человека;

    глава Совета Европы, Генеральный секретарь.

Комитет министров является руководящим органом. Состоит из министров иностранных дел всех стран-членов и собирается на сессии один или два раза в год. Страны-председатели Комитета министров меняются каждые полгода по принципу ротации в алфавитном порядке. Деятельность Комитета подразумевает:

    подготовку и заключение конвенций и соглашений;

    принятие бюджета;

    прием новых государств-членов;

    выработку программ сотрудничества и содействия странам Восточной и Центральной Европы;

    контроль за выполнением решений Европейского суда по правам человека.

Еженедельно проводятся заседания Комитета на уровне постоянных представителей (послов). Под руководством Комитета действует несколько десятков экспертных органов, которые готовят выносимые для принятия Комитетом тексты.

Парламентская ассамблея (ПАСЕ) является консультативным органом. Состоит из представителей парламентов всех государств-членов. Пять наиболее крупных государств, включая Россию, имеют в ПАСЕ 18 членов, минимальное представительство - 2 члена от государства. Национальная делегация должна включать представителей всех политических партий, представленных в парламенте, и соответствовать требованию сбалансированного представительства мужчин и женщин. Ассамблея проводит четыре сессии в год (по одной неделе каждая) и принимает резолюции и рекомендации на основе докладов, которые готовятся депутатами.

Конгресс местных и региональных властей Европы - консультативный орган, представляющий местные и региональные власти. Делегация каждой страны в Конгрессе состоит из равного числа представителей регионов и органов местного самоуправления.

Конференция МНПО объединяет более 400 международных неправительственных организаций. Она является единым форумом для представителей этих организаций и обеспечивает устойчивую связь между политиками и гражданским обществом. Опыт и экспертные знания МНПО обогащают работу других органов Совета Европы и позволяют политикам прислушиваться к проблемам европейского общества.

Европейский суд по правам человека контролирует выполнение Конвенции, принимая к рассмотрению жалобы по её нарушению. Суд состоит из судей по числу стран - участников Конвенции, однако при этом число судей одного гражданства не ограничено. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы и имеют срок полномочий шесть лет.

Судьи в своей работе представляют не страну-члена, а исключительно интересы Суда. При этом их независимость и беспристрастность обеспечивается в частности запретом на любую деятельностью, несовместимую с постоянным характером их работы в рамках Суда. Срок полномочий судей ограничивается достижением ими возраста 70 лет.

Председатель Суда избирается на пленарных заседаниях. Суд разделен на четыре Секции, наполнение которых должно представлять различные правовые системы государств - участников Конвенции и учитывать географический и половой признак.

Бюро Комиссара по правам человека – это независимая структура в составе Совета Европы. Комиссар отвечает за осведомленность населения о принципах прав человека и за уважение этих принципов со стороны государств, входящих в Совет Европы. Комиссар исполняет преимущественно «профилактические» функции и этим кардинально отличается от Европейского суда по правам человека.

Генеральный секретарь избирается Парламентской ассамблеей (ПАСЕ) на пятилетний срок и отвечает за стратегическое и бюджетное планирование, а также общее управление Советом Европы.

В структуру Совета Европы входит административно-технический секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем, который избирается на пять лет.

Основные органы Совета Европы находятся в Страсбурге (Франция).

История создания

Совет Европы был создан на волне призывов к единению Европы и построения своего рода «Соединённых Штатов Европы» после Второй мировой войны. Одним из наиболее активных сторонников этой идеи считается Уинстон Черчилль.

Своё знаменитое обращение к созданию «Соединённых Штатов Европы» и Совету Европы Уинстон Черчилль произнёс 19 сентября 1946 года в Цюрихском университете. Ранее в 1943 году он по радио обращался к нации с идеей создания Совета Европы. В дальнейшем структура Совета Европы длительно обсуждалась ведущими политическими лидерами. Было две основных школы, предлагавшие различные структуры организации: согласно первой предлагалось построить классическую международную организацию с представителями стран-участниц, тогда как согласно второй предлагалось создание политического форума с парламентариями. В итоге оба принципа были взяты в основу учрежденных Комитета министров и Парламентской ассамблеи. Официально Совет был создан 5 мая 1949 г. Устав Совета Европы был подписан в Лондоне десятью государствами: Бельгией, Данией, Ирландией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Великобританией, Францией и Швецией. Штаб-квартира СЕ расположилась в Страсбурге - городе на границе Франции и Германии, в качестве символа примирения двух стран.

Структура

Комитет министров - является руководящим органом. Состоит из министров иностранных дел всех стран-членов и собирается на сессии один или два раза в год. Страны-председатели Комитета министров меняются каждые полгода по принципу ротации в алфавитном порядке. Деятельность Комитета подразумевает: подготовку и заключение конвенций и соглашений; принятие рекомендаций государствам-членам; принятие бюджета; прием новых государств-членов; выработку программ сотрудничества и содействия странам Восточной и Центральной Европы; контроль за выполнением решений Европейского суда по правам человека. Еженедельно проводятся заседания Комитета на уровне постоянных представителей (послов). Под руководством Комитета действует несколько десятков экспертных органов, которые готовят выносимые для принятия Комитетом тексты.

Парламентская ассамблея

Консультативный орган. Состоит из представителей парламентов всех государств-членов. Пять наиболее крупных государств, включая Россию, имеют в ПАСЕ 18 членов, минимальное представительство - 2 члена от государства. Национальная делегация должна включать представителей всех политических партий, представленных в парламенте, и соответствовать требованию сбалансированного представительства мужчин и женщин. Ассамблея проводит четыре сессии в год (по одной неделе каждая) и принимает резолюции и рекомендации на основе докладов, которые готовятся депутатами.

Европейский суд по правам человека

Европейский суд по правам человека контролирует выполнение Конвенции, принимая к рассмотрению жалобы по её нарушению. Суд состоит из судей по числу стран - участников Конвенции, однако при этом число судей одного гражданства не ограничено. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы и имеют срок полномочий шесть лет.

Судьи в своей работе представляют не страну-члена, а исключительно интересы Суда. Срок полномочий судей ограничивается достижением ими возраста 70 лет.

Председатель Суда избирается на пленарных заседаниях. Суд разделен на четыре Секции, наполнение которых должно представлять различные правовые системы государств - участников Конвенции и учитывать географический и половой признак.

Консультативные органы

Венецианская комиссия

Консультативный орган по конституционному праву, созданный при Совете Европы в 1990 году. С 2002 года участвовать в работе комиссии могут и страны, не входящие в СЕ. Сессии проходят в Венеции, откуда и неофициальное название комиссии. Официальное название - Европейская комиссия за демократию через право

Конгресс местных и региональных властей Европы

Консультативный орган, представляющий местные и региональные власти. Делегация каждой страны в Конгрессе состоит из равного числа представителей регионов и органов местного самоуправления.

Секретариат Совета Европы

Секретариат обслуживает политические органы СЕ и осуществляет ряд других функций в интересах Организации. В структуре Секретариата выделяются подразделения, обслуживающие основные органы (ПАСЕ, КМСЕ, ЕСПЧ, Конгресс), административно-координационные (Генеральный политический директорат, Директорат стратегического планирования, бюджетные, кадровые и т. п. службы) и тематические подразделения (Генеральный директорат по правам человека и правовым вопросам, Генеральный директорат по социальной сплоченности, Генеральный директорат по культуре, образованию, молодёжи и спорту). Секретариат Комитета министров состоит из 26 сотрудников. Его возглавляет Секретарь Комитета министров, ранг которого соответствует Генеральному директору. Секретариат обслуживает встречи на уровне министров и заседания постоянных представителей.

Деятельность

Её основная заявленная цель - построение Европы, основывающейся на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона.

За время существования СЕ были проведены три саммита этой организации:

1997 -Страсбург

2005 -Варшава

Персоналии

Генеральный секретарь - Торбьерн Ягланд (Норвегия)

Председатель Комитета министров - Уильям Хейг (Великобритания)

Председатель Парламентской ассамблеи - Жан-Клод Миньон (с января 2012 г.; Франция)

Председатель Конгресса - Кит Витмор (Великобритания)

Председатель Европейского суда по правам человека - Николас Братца (Великобритания)

Комиссар по правам человека - Томас Хаммарберг (Швеция)

Шанхайская организация сотрудничества: история, структура, принципы.

История

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС ) - региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки» , основанной в результате подписания в 1996-1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы.

Встреча глав государств в июне 2002 года в Санкт-Петербурге продолжила институциональное оформление ШОС. Декларация о создании организации получила практическое воплощение в подписании двух актов - Декларации глав государств - членов ШОС, названной министром иностранных дел России итоговым политическим документом, и Хартии ШОС - базового уставного документа.

ШОС не является военным блоком или открытым регулярным совещанием по безопасности, а занимает промежуточную позицию. Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

Структура и принципы

Совет глав государств (СГГ) является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы. Совет собирается на очередные заседания один раз в год.

Совет глав правительств (СГП) принимает бюджет ШОС, который формируется на основе принципа долевого участия, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим, сферам развития взаимодействия в рамках Организации. Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательство на заседании Совета осуществляет глава правительства государства, на территории которого проводится заседание.

Совет министров иностранных дел (СМИД) рассматривает и решает вопросы текущей деятельности Организации, включая подготовку заседания СГГ, предпринимает меры по реализации решений Организации и проведению консультаций в рамках ШОС по международным проблемам. Председательство в Совете осуществляет министр иностранных дел государства-члена Организации, на территории которого проводится очередное заседание СГГ.

Совещания руководителей министерств и/или ведомств проводятся для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС. К настоящему времени сформировался механизм проведения совещаний генеральных прокуроров, министров обороны, министров экономики и торговли, министров коммуникаций, министров культуры, а также совещаний руководителей правоохранительных органов и ведомств по экстренному оказанию помощи пострадавшим от бедствий. Председательство осуществляет руководитель соответствующего министерства и/или ведомства государства-организатора совещания. Место и время проведения совещания согласуются предварительно.

Секретариат является постоянно действующим административным органом ШОС. На него возложены: организационно-техническое обеспечение мероприятий, проводимых в рамках ШОС, участие в разработке и реализации документов всех органов в рамках Организации, подготовка предложений по ежегодному бюджету. Секретариат возглавляет Генеральный секретарь, который утверждается СГГ. Генеральный секретарь назначается из числа граждан государств-членов ШОС на основе ротации, в порядке русского алфавита названий государств-членов сроком на три года без права продления на следующий срок. До 2006 года должность Генерального секретаря отсутствовала, вместо неё существовал институт исполнительного секретаря, который формально мог действовать только от имени Секретариата ШОС

Совет национальных координаторов (СНК) осуществляет координацию и управление текущей деятельностью Организации, проводит необходимую подготовку заседаний СГГ, СГП и СМИД. СНК собирается на заседания не реже трех раз в год. Председательство в СНК осуществляет национальный координатор государства-члена Организации, на территории которого будет проводиться очередное заседание СГГ. Председатель СНК по поручению председателя СМИД может представлять Организацию при осуществлении внешних контактов.

Региональная антитеррористическая структура (РАТС) - постоянно действующий орган ШОС со штаб-квартирой в Ташкенте, предназначенный для содействия координации и взаимодействию компетентных органов сторон в борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Он имеет статус юридического лица и право заключать договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, открывать и вести банковские счета, возбуждать иски в судах и участвовать в судебных разбирательствах. Эти права от имени РАТС осуществляются директором Исполнительного комитета РАТС. Главные функции этого органа заключаются в координации усилий всех государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом - разработка предложений по борьбе с терроризмом, сбор и анализ информации, формирование банка данных о лицах и организациях, оказывающих поддержку преступникам, содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с названными явлениями, поддержание контактов с международными организациями РАТС состоит из Совета и Исполнительного комитета (постоянно действующий орган). Совет, в состав которого входят руководители компетентных органов стран Организации, представляет собой руководящий орган, принимающий решения. Председатель Исполком РАТС назначается Советом глав государств.

Решения в органах ШОС принимаются путем консенсуса.

Совет Европы (СЕ) - одна из наиболее авторитетных и представительных международных организаций европейского континента.

Совет Европы объединяет 47 государств. Штаб-квартира СЕ расположена в Страсбурге (Франция). Россия стала членом организации 28 февраля 1996 года.

Статус наблюдателя предоставлен Ватикану, Канаде, Мексике, США и Японии.

Совет Европы основан 5 мая 1949 года десятью западноевропейскими государствами, подписавшими Устав СЕ (Лондонский договор 1949 г.) с целью «достижения большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействия их экономическому и социальному прогрессу» (ст.1 Устава). Отличительной чертой СЕ является выработка и принятие в его рамках юридически обязывающих международных конвенций, охватывающих широкий спектр отраслей «мягкой безопасности», в том числе таких как противодействие терроризму, вопросы уголовного правосудия, защита персональных данных, образование, культура, спорт, здравоохранение, защита детей и др.

В соответствии с Планом действий и Итоговой декларацией 3-го (Варшавского) саммита СЕ 2005 г., задачи были обновлены и расширены. Появились такие направления как взаимодействие в экологии и информации Значительное внимание уделяется защите личности от новых вызовов, включая борьбу с терроризмом, отмыванием денег, коррупцией, торговлей людьми, незаконным оборотом человеческими органами, насилием в отношении детей и женщин, а также политическим вопросам, связанным с укреплением демократической стабильности на континенте.

Должность Генерального секретаря Совета Европы создана в соответствии с Уставом Совета Европы. Он назначается по представлению КМСЕ. Генеральный секретарь несет общую ответственность за руководство Советом Европы и представляет организацию в международных контактах. Занимающий в настоящий момент данную должность Торбьорн Ягланд впервые был избран Генеральным секретарем в 2009 г. и переизбран в 2014 г. на срок до 2019 г. Т.Ягланд руководит Секретариатом Совета Европы, который оказывает ему помощь в выполнении функций Генерального секретаря.

Габриэлла Баттаини-Драгони занимает должность заместителя Генерального секретаря с 2012 г. (переизбрана на этот пост в июне 2015 г.). В ее функции ходит наблюдение за реализацией инициатив Генерального секретаря в соответствии с решениями и приоритетами КМСЕ.

Бюджет Организации формируется на двухлетней основе из взносов стран-участниц. Главные плательщики: Россия, Франция, Германия, Италия, Великобритания, с 2016 г. – Турция. Общий объем бюджета СЕ на 2017 г. составляет 328 137 135 евро.

Взносы Российской Федерации в бюджеты Совета Европы c учетом участия в частичных открытых соглашениях в 2017 г. составили 32 870 299,5 евро (с учетом возврата неиспользованного остатка за 2016 г.). При этом взнос России в Регулярный бюджет СЕ составил 27 228 612,69 евро.

Основными структурами, обеспечивающими сотрудничество стран-членов СЕ являются Комитет министров (КМСЕ), Парламентская ассамблея (ПАСЕ), Конгресс местных и региональных властей (КМРВСЕ), Конференция международных неправительственных организаций (КМНПО) и Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).

Комитет министров является единственным органом, действующим от имени Совета Европы (ст.13 Устава). Сессии КМСЕ на уровне министров иностранных дел проводятся один раз в год в мае, как правило, в столице государства, председательствующего в СЕ. Между сессиями КМСЕ еженедельно проходят заседания КМСЕ в формате постоянных представителей стран-участниц при Совете Европы.

Решения КМСЕ имеют форму резолюций и рекомендаций. Решения КМСЕ по вопросам деятельности СЕ носят обязательный характер, тогда как рекомендации КМСЕ странам-членам СЕ являются юридически необязательными. Комитет министров может также принимать заявления по текущим политическим вопросам.

КМСЕ контролирует и координирует разветвленную сеть рабочих органов межправительственного сотрудничества – специализированных комитетов и групп различного уровня (более ста).

Председательство в КМСЕ осуществляется государствами - членами на ротационной основе в порядке английского алфавита в течение шести месяцев. С 19 мая по 10 ноября 2006 г. в КМСЕ председательствовала Российская Федерация.

Один раз в два-три года под эгидой Совета Европы проводятся европейские конференции отраслевых министров (внутренних дел, юстиции, по вопросам местного самоуправления, молодежи, СМИ, пространственного планирования и т.д.).

На нерегулярной основе проводятся встречи глав государств и правительств Совета Европы («саммитов СЕ»), в ходе которых принимаются решения о целях и направлениях деятельности Страсбургской организации на последующие годы. В общей сложности состоялось три саммита СЕ (первый – 8-9 октября 1993 г. в Вене, второй – 10-11 октября 1997 г. в Страсбурге, третий – 16-17 мая 2005 г. в Варшаве).

Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) – уставной орган Совета Европы, выполняющий консультативные функции. Она может обсуждать и давать рекомендации по любому вопросу, отвечающему цели и относящемуся к компетенции Совета Европы. Состоит из представителей парламентов стран-членов. Пленарные сессии проходят четыре раза в год.

Конгресс местных и региональных властей Совета Европы – консультативный орган Совета Европы, состоящий из представителей местных и региональных органов власти государств-членов СЕ. Согласно Уставной резолюции (94)3 о создании КМРВЕ, КМСЕ и ПАСЕ консультируются с Конгрессом по вопросам, которые могут затрагивать компетенцию и основные интересы местных и региональных органов власти европейских стран. КМРВСЕ состоит из Палаты регионов и Палаты местных властей и включает 318 выборных представителей местного и регионального уровней власти и такое же число их заместителей. Пленарные заседания проходят два раза в год (в марте и октябре).

Конференция международных неправительственных организаций при Совете Европы анализирует практический опыт СЕ по взаимодействию с международными и национальными НПО, другими институтами гражданского общества, а также рекомендации и правовые инструменты СЕ, направленные на укрепление роли НПО в политической, социально-экономической и культурной жизни государств-членов.

Членство в Конференции могут получить неправительственные организации, отвечающие следующим условиям: представленность в «значительном числе европейских стран»; деятельность, относящаяся к мандату СЕ и направленная на достижение европейского единства; возможность активно участвовать в работе организации.

В состав КМНПО входят около 400 организаций. Пленарные заседания КМНПО проходят дважды в год (январь и июнь, приурочена к сессиям ПАСЕ).

Главным направлением деятельности Совета Европы является создание единого панъевропейского правового пространства. С этой целью осуществляется разработка советоевропейских конвенций, устанавливающих принципы и направления сотрудничества государств-членов во всех областях, относящихся к компетенции СЕ. К настоящему моменту система конвенций СЕ охватывает более 210 нормативных документов (многосторонних конвенций, соглашений и дополнительных протоколов к ним). Россия ратифицировала 65 договорно-правовых акта СЕ. Еще 16 конвенций и протоколов подписаны и ожидают ратификации (по состоянию на октябрь 2017 г.).

Важнейшие из конвенций предусматривают создание и функционирование особых органов, обеспечивающих постоянный контроль за выполнением подписавшими их государствами-членами своих обязательств.

Фундаментальное значение для деятельности СЕ имеет Европейская к онвенция о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) (открыта к подписанию в 1950 году, вступила в силу в 1953 году), присоединение к которой обязательно для всех государств-членов СЕ и стран-кандидатов (новые государства-члены обязаны подписать её при вступлении в Совет Европы и ратифицировать в течение одного года).

Стержнем ЕКПЧ является ее контрольный механизм в лице Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге. Парламентская ассамблея избирает по одному судье от каждого государства-члена СЕ. Решения Суда являются окончательными и обязательными к исполнению. Контроль за их реализацией осуществляет КМСЕ.

Пост Комиссара Совета Европы по правам человека учрежден в мае 1999 года. Комиссар избирается Парламентской ассамблеей Совета Европы на шестилетний срок без права переизбрания из числа трех кандидатов, отобранных КМСЕ.

Институт Комиссара рассматривается как несудебный орган, созданный для наблюдения за правами человека в государствах-членах СЕ. Хотя Комиссар не вправе рассматривать индивидуальные жалобы, в его компетенцию входит рассмотрение любой информации, касающейся общей правозащитной ситуации в государствах-членах СЕ.

В рамках своего мандата Комиссар тесно взаимодействует с КМСЕ и ПАСЕ по вопросам защиты прав человека; поддерживает деятельность профильных национальных структур (омбудсмены или аналогичные институты) и активно сотрудничает с ними; взаимодействует с международными учреждениями в деле содействия защите и поощрению прав человека. Комиссар представляет КМСЕ ежеквартальные и ежегодные доклады о своей работе.

Всех стран-членов и собирается на сессии один раз в год. Страны - председатели Комитета министров меняются каждые полгода по принципу ротации в алфавитном порядке. Деятельность Комитета подразумевает: подготовку и заключение конвенций и соглашений; принятие рекомендаций государствам-членам; принятие бюджета; прием новых государств-членов; выработку программ сотрудничества и содействия странам Восточной и Центральной Европы; контроль за выполнением решений Европейского суда по правам человека . Еженедельно проводятся заседания Комитета на уровне постоянных представителей (послов). Под руководством Комитета действует несколько десятков экспертных органов, которые готовят выносимые для принятия Комитетом тексты.

Парламентская ассамблея

Консультативный орган. Состоит из представителей парламентов всех государств-членов. Пять наиболее крупных государств, включая Россию, имеют в ПАСЕ 18 членов, минимальное представительство - 2 члена от государства. Национальная делегация должна включать представителей всех политических партий, представленных в парламенте, и соответствовать требованию сбалансированного представительства мужчин и женщин. Ассамблея проводит четыре сессии в год (по одной неделе каждая) и принимает резолюции и рекомендации на основе докладов, которые готовятся депутатами.

Европейский суд по правам человека

Европейский суд по правам человека контролирует выполнение Конвенции , принимая к рассмотрению жалобы по её нарушению. Суд состоит из судей по числу стран - участников Конвенции, однако при этом число судей одного гражданства не ограничено. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы и имеют срок полномочий девять лет.

Судьи в своей работе представляют не страну-члена, а исключительно интересы Суда. При этом их независимость и беспристрастность обеспечивается в частности запретом на любую деятельность, несовместимую с постоянным характером их работы в рамках Суда. Срок полномочий судей ограничивается достижением ими возраста 70 лет.

Председатель Суда избирается на пленарных заседаниях. Суд разделен на четыре Секции, наполнение которых должно представлять различные правовые системы государств - участников Конвенции и учитывать географический и половой признак.

Консультативные органы

Венецианская комиссия

Консультативный орган по конституционному праву, созданный при Совете Европы в 1990 году. С 2002 года участвовать в работе комиссии могут и страны, не входящие в СЕ. Комиссия располагается в Страсбурге, но пленарные сессии проходят в Венеции. Официальное название - Европейская комиссия за демократию через право.

Конгресс местных и региональных властей Европы

Консультативный орган, представляющий местные и региональные власти. Делегация каждой страны в Конгрессе состоит из равного числа представителей регионов и органов местного самоуправления.

Секретариат обслуживает политические органы СЕ и осуществляет ряд других функций в интересах Организации. В структуре Секретариата выделяются подразделения, обслуживающие основные органы (ПАСЕ, КМСЕ, ЕСПЧ, Конгресс), административно-координационные (Генеральный политический директорат, Директорат стратегического планирования, бюджетные, кадровые и т. п. службы) и тематические подразделения (Генеральный директорат по правам человека и правовым вопросам, Генеральный директорат по социальной сплоченности, Генеральный директорат по культуре, образованию, молодёжи и спорту). Секретариат Комитета министров состоит из 26 сотрудников. Его возглавляет Секретарь Комитета министров, ранг которого соответствует Генеральному директору. Секретариат обслуживает встречи на уровне министров и заседания постоянных представителей.

В наше неспокойное время никто не может предвидеть, откуда на Россию свалятся новые неприятности. РФ старается сотрудничать со всеми государствами и организациями. Однако в ответ мы все чаще получаем угрозы или новые санкции. Разобраться в этом переплетении информации порой бывает очень сложно. Просто необходимо смотреть в корень всей этой суеты. А именно выяснить, какова роль и функции того или иного органа, выказывающего свою позицию относительно России. Давайте рассмотрим пристальнее Совет Европы. Что он собой представляет, какими вопросами занимается?

Европы?

Из названия мы можем понять, что речь идет о некой организации, решающей определенные вопросы в отношениях между странами, расположенными на континенте. Это действительно так. Совет Европы считается региональной организацией, членами которой признали себя практически все государства континента. Идея его создания была основана на мысли о возрастающей нестабильности мира. Дело в том, что ранее вопросы безопасности решались двух- или многосторонними переговорами. Однако уровень развития технологий создает такие проблемы и угрозы, которые затрагивают порой каждого жителя континента. К примеру, строительство атомных электростанций. В случае аварии пострадает не только население страны-владелицы данного предприятия. Последствия затронут всех жителей континента. Вопросы предотвращения угроз различного характера призван поднимать Совет Европы. Это площадка для высказывания и обсуждения различных точек зрения государств-участников. Своеобразная международная переговорная основа.

История создания

Существует СЕ с 1949 года. Договорились его учредить десять западноевропейских государств. Постепенно к ним стали присоединяться иные страны. Сегодня в него входит сорок одно государство. В их числе и РФ. Члены совета Европы имеют одинаковые права. Организация защищает принципы, являющиеся достоянием всех граждан стран-участниц. Ее создавали для того, чтобы иметь возможность объединить усилия для защиты свобод и прав жителей континента. Вопросы, рассматриваемые организацией, касаются всех сфер жизнедеятельности человека. Не последнее место в ее повестке занимают проблемы права, экономики, культуры.

Руководство

Для координации и направления деятельности столь сложного несколько структур. Руководящими органами считаются некоторые из них. В первую очередь министров. В него входят руководители внешнеполитических ведомств стран-участниц. Данный орган является высшим в Совете. В его функции входит принятие решений относительно работы организации, одобрение предложений Консультативной ассамблеи. Согласно плану Комитет министров заседает дважды в год, если не возникает форс-мажорных обстоятельств. На постоянной основе работает Консультативная ассамблея. Она состоит из депутатов, численность которых от соответствующего государства определяется народонаселением. Данный орган вырабатывает рекомендации, которые представляются на рассмотрение Комитета министров.

Данный орган вырабатывает свои собственные документы. Называются они конвенциями. В них рассматриваются в основном вопросы гражданских свобод. К примеру, существует Конвенция о защите национальных меньшинств. Документы эти охватывают широкий круг вопросов: от участия иностранцев в общественной жизни до противодействия пыткам или торговле людьми. Нормы, прописанные в данных договорах, носят рекомендательный характер. Для того чтобы они распространились на территорию государства, необходима ратификация. То есть конвенции рассматриваются соответствующим парламентом на предмет принятия решения о присоединении к ним.

Правовая деятельность

Основной целью работы организации является создание условий для достижения единства стран. Подобное невозможно без изучения и гармонизации правового пространства государств. Для работы в данной области создан занимающийся правами человека. Он рассматривает жалобы и стран-участниц. Принимает решения, обязательные для исполнения в них. Право Совета Европы - контролировать реализацию своих постановлений. Но он вмешивается только в тех случаях, когда соответствующее дело (жалоба) было рассмотрено национальными органами страны. То есть, чтобы обратиться в любое учреждение Совета Европы, необходимо пройти процедуру изучения вопроса у себя на родине. Дело, скажем прямо, долгое.

Путаница в лексике

Многие путают такие понятия, как Европейский совет и Совет Европы. Надо отметить, что это совершенно разные органы. Да и поле их деятельности пересекается не всегда. Европейский совет - политический орган. Он принимает решения по вопросам, связанным с внешним взаимодействием ЕС с иными государствами. Тогда как Совет Европы изучает состояние реализации прав граждан в странах-участницах. Области, как видите, отличны друг от друга, как небо и земля.

Членство РФ

Наша страна присоединилась к Совету Европы в феврале 1996 года. Хотя заявку подала четырьмя годами ранее. Дело в том, что необходимо было провести работу по изменению законодательства страны. Тем не менее сам процесс занял всего четыре дня. Комитет министров принял Заключение (№ 193), которым пригласил Россию стать членом организации. Затем были ратифицированы соответствующие конвенции парламентом страны. С тех пор РФ является полноправным членом организации. В заседаниях Парламентской Ассамблеи принимает участие восемнадцать депутатов от России. В 2014 году делегацию РФ лишили некоторых прав из-за украинского кризиса. Делегация решила не принимать участия в работе СЕ. Та же ситуация сложилась и в начале 2015 года.