Предшественником ШОС была образованная в 1996 году «шанхайская пятёрка», объединившая Россию, Китай, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан и призванная содействовать укреплению доверия в военной области между странами-участницами и взаимному сокращению вооружённых сил в районе границы. После вступления в ряды пятёрки в 2001 году шестого члена - Узбекистана — вновь образованная «шанхайская шестёрка» была переименована в Шанхайскую Организацию Сотрудничества.

Обновлённая организация открыла для себя новые направления деятельности, и к настоящему моменту ШОС превратилась в организацию многопрофильного, многоформатного сотрудничества, чей потенциал и значимость на международной арене возрастает с каждым годом. По-прежнему приоритетным направлением для ШОС остаётся борьба против терроризма, сепаратизма, экстремизма, трансграничной преступности и наркотрафика.

Возрастающий авторитет ШОС подтверждает стремление всё новых стран присоединиться к организации. В 2004 году статус наблюдателя при ШОС получила Монголия. В 2005 году такой же статус был присвоен ряду восточных стран: Индии, Ирану, Пакистану. 28 апреля 2010 года ещё одним звеном, соединившим Восток и Запад в ШОС, стала Беларусь, принятая в Шанхайскую организацию сотрудничества в статусе партнёра по диалогу. Такой же статус получила Шри-Ланка. Сейчас ШОС занимает 60 процентов территории Евразии. Организация, которая задействует такие территориальные, человеческие и экономические ресурсы, обречена на авторитет и влияние.

Органы ШОС

Высший орган для принятия решений в ШОС - Совет глав государств-членов, который собирается ежегодно. Совет глав государств-членов определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации. Страны председательствуют в Организации поочередно, с годовой цикличностью, завершая срок полномочий саммитом. В 2010 - 2011 годах в ШОС председательствует Казахстан. С 1 января 2010 года пост Генерального секретаря ШОС занимает Муратбек Иманалиев (Кыргызстан).

Совет глав правительств (премьер-министров) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные экономические вопросы в сферах развития взаимодействия в рамках Организации.

Совет министров иностранных дел рассматривает вопросы текущей деятельности Организации, проведения консультаций в рамках Организации по международным проблемам. В случае необходимости Совет может выступать с заявлениями от имени ШОС.

Для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в рамках ШОС проводятся совещания руководителей министерств и/или ведомств.Совещания проводятся в соответствии с решениями Совета глав государств и Совета глав правительств (премьер-министров).

Координацию и управление текущей деятельностью организации осуществляет Совет национальных координаторов.

Постоянно действующий орган ШОС - Региональная антитеррористическая структурагосударств - участников Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г.

Постоянно действующий административный орган ШОС - Секретариат ШОС. Секретариат занимается организационно-техническим обеспечением мероприятий, проводимых в рамках ШОС, готовит предложения по ежегодному бюджету Организации.

Рабочие структуры ШОС

Основными рабочими структурами ШОС являются Деловой совет ШОС, Межбанковское объединение ШОС (МБО), Форум ШОС и Молодёжный совет ШОС.

Деловой совет Шанхайской организации сотрудничества учрежден 14 июня 2006 г. в Шанхае. Деловой совет ШОС — неправительственная структура. Он объединяет наиболее авторитетных представителей бизнес-сообщества стран-членов ШОС. Основная цель Делового совета — расширение экономического сотрудничества в рамках Организации, налаживание прямых связей и диалога между деловыми и финансовыми кругами государств-членов ШОС.

Межбанковское объединение ШОС создано в 2005 году. В состав членов МБО вошли Банк развития Казахстана, Государственный банк развития Китая, Внешэкономбанк России, Национальный банк Таджикистана, Национальный банк внешнеэкономической деятельности Узбекистана. 14 июня 2006 г. в г.Шанхае в ходе проведения второго заседания Совета МБО ШОС членом объединения стала и Расчетно-сберегательная компания Кыргызстана.

Целью Форума ШОСявляется научная поддержка деятельности ШОС, развитие взаимодействия научно-исследовательских и политологических центров государств-членов ШОС. Форум ШОС занимается проведением совместных исследований по актуальным вопросам круга ведения Организации, разъяснением задач и принципов деятельности ШОС, расширением ее связей с научными и общественными кругами и т.д.

Главной задачей Молодёжного совета ШОС является «сотрудничество и обмен опытом представителей молодого поколения стран ШОС в различных областях развития молодой личности, которое смогло бы обеспечить фундаментальную преемственность политики ШОС и способствовать реализации ее исторической миссии».

Беларусь - партнер ШОС

Для Беларусидиалог с ШОС - возможность подключения к межрегиональным проектам сотрудничества с учётом выгодного транзитного положения между Востоком и Западом. Для ШОС Беларусь- это выход на европейскую площадку, усиление связей Востока и Запада. В Меморандуме, предусматривающем предоставление Беларусистатуса партнёра по диалогу, оговаривается ряд взаимовыгодных направлений для сотрудничества. Среди них — создание благоприятных условий для торговли и инвестиций, активизация взаимодействия в таможенных делах, партнёрство в вопросах региональной и глобальной безопасности, развитие диалога по внешнеполитическим вопросам.

Ещё в декабре 2005 года Беларусьподала заявку на присоединение к ШОС в качестве страны-наблюдателя. Но из-за решения странами-участницами не увеличивать в ближайшее время количество стран-наблюдателей, заявка Беларусине рассматривалась. В 2009 году была одобрена белорусская заявка о предоставлении статуса партнёра по диалогу. Практика взаимодействия со странами-партнерами в ШОС пока не наработана, но большинство стран-участниц склоняются к тому, что не будет большого различия в статусах наблюдателя и партнёра по диалогу.

— постоянно действующая межправительственная международная организация, основанная лидерами Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. 9 июня 2017 года лидеры государств — членов ШОС о приеме Индии и Пакистана в организацию.

В июне 2002 года на Санкт-Петербургском саммите глав государств ШОС, была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества, вступившая в силу 19 сентября 2003 года. Это базовый уставный документ, фиксирующий цели и принципы Организации, ее структуру и основные направления деятельности.

Важным шагом в укреплении правовой базы объединения стало подписание в Бишкеке (Киргизия) в августе 2007 года Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

В 2006 году организация анонсировала планы борьбы с международной наркомафией как финансовой опорой терроризма в мире, в 2008 году — активное участие в нормализации обстановки в Афганистане.

Параллельно деятельность ШОС получила и широкую экономическую направленность. В сентябре 2003 года главы правительств стран-членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества, рассчитанную на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли на пространстве ШОС, а в краткосрочной перспективе — активизация процесса создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций.

Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ). Он определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствует на заседании Совета глав государств глава государства-организатора очередного заседания. Место проведения очередного заседания Совета определяется, как правило, в порядке русского алфавита названий государств-членов ШОС.

Совет глав правительств (СГП) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим сферам развития взаимодействия в рамках Организации.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствует на заседании Совета глава правительства (премьер-министр) государства, на территории которого проводится заседание. Место проведения очередного заседания Совета определяется по предварительной договоренности глав правительств (премьер-министров) государств-членов.

Помимо заседаний СГГ и СГП, действует также механизм встреч на уровне руководителей парламентов, секретарей советов безопасности, министров иностранных дел, обороны, чрезвычайных ситуаций, экономики, транспорта, культуры, образования, здравоохранения, руководителей правоохранительных ведомств, верховных и арбитражных судов, генеральных прокуроров. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств-членов ШОС (СНК).

В рамках Шанхайской организации сотрудничества также действуют две неправительственные структуры: Деловой совет ШОС и Межбанковское объединение ШОС.

ФГОУ ВПО «КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Экономической теории»

Доклад на тему:

ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

Подготовила: ст.гр. 08-РН

Чиликина М.В

Проверила: Сенчукова Л.О.

Калининград 2011-

1. История создания……………………………………………………………………3

2. Структура управления………………………………………………………………6

3.1 Сфера безопасности…………………………………………………………....9

3.2 Экономическая деятельность………………………………………………..10

3.3 Культурная и гуманитарная деятельность………………………………….11

4. Участие Российской Федерации в ШОС…………………………………………13

Список литературы………………………………………………………………...14

    История создания

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996-1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. После включения Узбекистана в 2001 году, участники переименовали организацию.

Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн км², то есть 60 % территории Евразии. Её совокупный демографический потенциал - четвёртая часть населения планеты (общая численность населения стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества: 1 млрд. 455 млн. человек), а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику.

Одна из особенностей ШОС заключается в том, что она в статусном отношении не является ни военным блоком, как НАТО, ни открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН, занимая промежуточную позицию. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

Предпосылки к созданию Шанхайской организации сотрудничества были заложены ещё в 60-е гг. XX века, когда СССР и КНР приступили к решению пограничных вопросов. После распада Советского Союза появились новые участники переговоров в лице России и новообразованных государств Центральной Азии. После того, как Китаю удалось цивилизованно решить все территориальные вопросы с соседними государствами СНГ - Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном - перед партнёрами открылись перспективы для дальнейшего развития плодотворного регионального сотрудничества. Для России и Китая это была привлекательная возможность объединить под своей эгидой усилия и потенциалы центральноазиатских государств для сдерживания возможной экспансии других мировых центров силы и влияния в Центральной Азии.

На основе сложившегося благоприятного политического климата, а также по причине возрастающей опасности превращения региона в район перманентной нестабильности из-за резкой активизации международного терроризма в 1996 году была образована «Шанхайская пятёрка». Последующие ежегодные саммиты участников «Шанхайской пятёрки» проходили в Москве в 1997 году, Алма-Ате (Казахстан) в 1998 году, в Бишкеке (Киргизстан) в 1999 году и в Душанбе (Таджикистан) в 2000 году. Ко времени проведения бишкекского саммита для всех участников «Шанхайской пятёрки» стала очевидной необходимость в развертывании взаимодействия по широкому спектру направлений, что потребовало создания постоянных механизмов сотрудничества в форме встреч министров и экспертных групп. Фактически начала складываться архитектура новой международной организации. Возник институт национальных координаторов, назначаемых каждой страной.

В 2001 году очередная встреча вновь была проведена в Шанхае (Китай). Тогда пять стран-участниц приняли в состав организации Узбекистан (что было зафиксировано в совместном заявлении глав государств и повлекло переименование организации в Шанхайскую организацию сотрудничества, или «Шанхайскую шестёрку»).

Первыми документами, принятыми ШОС, стали Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом и Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму «Шанхайской пятёрки».

Встреча глав государств в июне 2002 года в Санкт-Петербурге продолжила институциональное оформление ШОС: Декларация о создании Организации получила практическое воплощение в подписании двух новых важных актов - Декларации глав государств - членов ШОС, названной министром иностранных дел России итоговым политическим документом, и Хартии ШОС - базового уставного документа.

По итогам московского саммита (28-29 мая 2003 года) были созданы Секретариат ШОС со штаб-квартирой в Пекине и Региональная антитеррористическая структура (РАТС) (соглашение о её создании было подписано годом раньше в Санкт-Петербурге.) Среди 30 подписанных тогда документов были и положения, определяющие функционирование органов организации - положения о Совете глав государств, Совете глав правительств и Совете глав МИД.

В связи с тем, что по итогам московского саммита организационный период ШОС завершился, с 1 января 2004 года она начала функционировать как полноценная международная структура, обладающая собственными рабочими механизмами, персоналом и бюджетом.

По итогам ташкентского саммита (июнь 2004 года) были подписаны следующие документы: Ташкентская декларация по итогам заседания, Конвенция о привилегиях и иммунитетах ШОС, а также ряд других документов. Состав организации расширился за счёт приёма в качестве наблюдателя нового члена - Монголии.

Встреча глав - государств ШОС, проведённая в 2005 году, вызвала неподдельный интерес у политических обозревателей, поскольку помимо нового пакета договоров и конвенций участники подписали Декларацию глав - государств членов Шанхайской организации сотрудничества, которая зафиксировала общие подходы, направленные на дальнейшую консолидацию усилий и укрепление координации.

Главными итоговыми документами бишкекского саммита (август 2007 года) стали Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества и Бишкекская декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. В работе форума приняли участие также президенты двух стран-наблюдателей при ШОС - Президент Монголии Намбарын Энхбаяр и Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Еще два государства-наблюдателя Организации были представлены Министром иностранных дел Пакистана Хуршидом Касури и Министром нефти и природного газа Индии Мурли Деором.

В 2009 году на встрече в Екатеринбурге главы государств - участниц ШОС приняли решение о представлении статуса партнера по диалогу ШОС Демократической Социалистической Республике Шри-Ланка и Республике Беларусь.

28 апреля 2010 года был подписан Меморандум о предоставлении Республике Беларусь статуса партнера по диалогу ШОС, официально оформивший этот статус для Беларуси.

2. Структура управления организации

Для выполнения целей и задач Хартии ШОС в рамках организации были учреждены следующие органы:

    Совет глав государств (СГГ);

    Совет глав правительств (СГП);

    Совет министров иностранных дел (СМИД);

    Совещания руководителей министерств и ведомств;

    Совет национальных координаторов (СНК);

    Региональная антитеррористическая структура (РАТС);

Секретариат - постоянно действующий административный орган, возглавляемый Генеральным секретарём (с 2010 г. - представитель Киргиизии М.С. Иманалиев).

Совет глав государств (СГГ) является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы. Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательство на заседании СГГ осуществляет глава государства - организатора очередного заседания. Место проведения встречи определяется, как правило, по алфавитному порядку (русскому) списка государств - членов ШОС. Совет может принять решение и о создании других органов ШОС, которое оформляется в виде дополнительных протоколов к Хартии.

Совет глав правительств (СГП) принимает бюджет ШОС, который формируется на основе принципа долевого участия, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим, сферам развития взаимодействия в рамках Организации. Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательство на заседании Совета осуществляет глава правительства государства, на территории которого проводится заседание.

Совет министров иностранных дел (СМИД) рассматривает и решает вопросы текущей деятельности Организации, включая подготовку заседания СГГ, предпринимает меры по реализации решений Организации и проведению консультаций в рамках ШОС по международным проблемам. Председательство в Совете осуществляет министр иностранных дел государства-члена Организации, на территории которого проводится очередное заседание СГГ. Председатель СМИД при осуществлении внешних контактов представляет Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета.

Совещания руководителей министерств и/или ведомств проводятся для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС. К настоящему времени сформировался механизм проведения совещаний генеральных прокуроров, министров обороны, министров экономики и торговли, министров коммуникаций, министров культуры, а также совещаний руководителей правоохранительных органов и ведомств по экстренному оказанию помощи пострадавшим от бедствий. Председательство осуществляет руководитель соответствующего министерства и/или ведомства государства-организатора совещания. Место и время проведения совещания согласуются предварительно.

Секретариат является постоянно действующим административным органом ШОС. На него возложены: организационно-техническое обеспечение мероприятий, проводимых в рамках ШОС, участие в разработке и реализации документов всех органов в рамках Организации, подготовка предложений по ежегодному бюджету. Секретариат возглавляет Генеральный секретарь, который утверждается СГГ. Генеральный секретарь назначается из числа граждан государств-членов ШОС на основе ротации, в порядке русского алфавита названий государств-членов сроком на три года без права продления на следующий срок. До 2006 года должность Генерального секретаря отсутствовала, вместо неё существовал институт исполнительного секретаря, который формально мог действовать только от имени Секретариата ШОС. Cуществует мнение в необходимости реструктуризации Секретариата ШОС в более независимый исполнительный орган, в связи с отсутствием у него на данный момент достаточного объема прав и финансирования. В то время, как в ООН, НАТО, ОДКБ и других организациях исполнительные органы относительно независимы и в связи с этим способны сами разрабатывать повестку дня своих организаций, выходить с инициативами и даже способствовать принятию своих инициативных предложений руководством государств-членов, Секретариат ШОС реально не ведет оргработу, которой, по сути, занимается Совет национальных координаторов. В результате любой вопрос сотрудники Секретариата должны согласовывать с национальным координатором направившей его страны, а тот – с национальными координаторами других стран. Это не способствует созданию в Секретариате институциональной этики. Получается, что, по сути, Секретариат ШОС представляет собой не независимый орган международной организации, а коллектив, состоящий из национальных представителей.

Совет национальных координаторов (СНК) осуществляет координацию и управление текущей деятельностью Организации, проводит необходимую подготовку заседаний СГГ, СГП и СМИД. СНК собирается на заседания не реже трех раз в год. Председательство в СНК осуществляет национальный координатор государства-члена Организации, на территории которого будет проводиться очередное заседание СГГ. Председатель СНК по поручению председателя СМИД может представлять Организацию при осуществлении внешних контактов.

Региональная антитеррористическая структура (РАТС) - постоянно действующий орган ШОС со штаб-квартирой в Ташкенте, предназначенный для содействия координации и взаимодействию компетентных органов сторон в борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Он имеет статус юридического лица и право заключать договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, открывать и вести банковские счета, возбуждать иски в судах и участвовать в судебных разбирательствах. Эти права от имени РАТС осуществляются директором Исполнительного комитета РАТС. Главные функции этого органа заключаются в координации усилий всех государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом - разработка предложений по борьбе с терроризмом, сбор и анализ информации, формирование банка данных о лицах и организациях, оказывающих поддержку преступникам, содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с названными явлениями, поддержание контактов с международными организациями РАТС состоит из Совета и Исполнительного комитета (постоянно действующий орган). Совет, в состав которого входят руководители компетентных органов стран Организации, представляет собой руководящий орган, принимающий решения. Председатель Исполком РАТС назначается Советом глав государств.

Решения в органах ШОС принимаются путем консенсуса. Порядок работы всех органов Шанхайской организации сотрудничества был окончательно разработан и принят в 2003 году, на московском саммите. Основные структуры организации приступили к работе с января 2004 года, после чего данное объединение функционирует в качестве полноценной международной организации.

3.1 Сфера безопасности

Деятельность ШОС первоначально лежала в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, а также сепаратизма и экстремизма в Средней Азии. По мнению министра иностранных дел Китая Тана Цзясюаня, она стала первой международной организацией, сделавшей идею борьбы с терроризмом стержнем своей деятельности. Уже среди первых документов, подписанных участниками установочного саммита ШОС в Шанхае (2001 год) была Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, которая впервые на международном уровне закрепляла определение сепаратизма и экстремизма как насильственных, преследуемых в уголовном порядке деяний. С того времени страны - участницы отводят первоочередное место вопросам урегулирования внутренних конфликтов, достижения консенсуса в противодействии экстремизму и наркомафии, свидетельством чего вначале стало создание Региональной антитеррористической структуры, а затем и подписание Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

7 июня 2002 года в Санкт-Петербурге на состоявшейся встрече глав государств-участников Шанхайской организации сотрудничества было подписано Соглашение о Региональной антитеррористической структуре. Основные задачи и функции Исполнительного Комитета РАТС ШОС определены по трём приоритетным направлениям:

    координационно-оперативное направление (координация и взаимодействие компетентных органов стран - участниц в борьбе с терроризмом, экстремизмом, проведении антитеррористических учений и пр.);

    международно-правовое направление (участие в подготовке международных документов по вопросам борьбы с терроризмом, в том числе в рамках ООН, содействие Совету Безопасности ООН и пр.);

    информационно-аналитическое направление (формирование и пополнение банка данных РАТС, сбор и анализ информации по вопросам борьбы с терроризмом и др.).

По свидетельству исполнительного директора этой организации В. Касымова только за период между двумя саммитами ШОС (5 июля 2005 года - 15 июня 2006 года) в результате деятельности РАТС на территории ШОС было предотвращено более 450 терактов, 15 главарей террористических организаций были задержаны или уничтожены спецслужбами стран Организации, ещё 400 находятся в розыске.

3.2 Экономическая деятельность

Несмотря на то, что ШОС изначально создавалась с целью совместной защиты границ соседних государств, практически сразу её деятельность получила и экономическую направленность. Через несколько месяцев после начала работы ШОС на своей первой встрече в Алма-Ате премьер-министры государств-членов Шанхайской организации сотрудничества обсудили вопросы регионального торгово-экономического сотрудничества, развития ШОС и другие проблемы, подписали Меморандум между правительствами государств-участников ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций.

В мае следующего года в Шанхае прошло первое заседание министров экономики и торговли государств-членов ШОС. Стороны официально запустили механизм проведения встреч министров экономики и торговли и создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций. По итогам совещания был подписан протокол к Меморандуму между правительствами государств-участников ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций и совместное заявление по итогам первой встречи министров, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность.

В сентябре 2003 года главы правительств стран - членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли в ШОС, а в краткосрочной перспективе - увеличение потока товаров в регионе. Сотрудничество должно охватывать области энергетики, транспорта, сельского хозяйства, телекоммуникаций, защиты окружающей среды и др. План действий по развитию сотрудничества был подписан год спустя, в сентябре 2004 года.

Особое место в экономических отношениях стран ШОС занимает Китай. Он с каждым годом всё серьёзнее влияет на экономическую ситуацию в регионе, стимулирует сотрудничество стран ШОС в этой сфере, настаивая на создании свободной торговой зоны, а вместе с тем и создании инфраструктуры для торговли и инвестиций. Втягивая экономики стран центрально-азиатского региона (ЦАР) в орбиту своих экономических интересов, КНР рассматривает их в первую очередь как надёжные рынки сбыта своих товаров. Именно с точки зрения расширения торгового сотрудничества Китай активно поддерживает вступление стран Шанхайской организации сотрудничества во Всемирную торговую организацию.

По завершении саммита в Екатеринбурге, а также проходившей на следующей день встрече глав государств группы БРИК, 17 июня 2009 года Россия и Китай заключили беспрецедентное соглашение в энергетике на сто миллиардов долларов. О самой крупной в истории двусторонних отношений России и Китая сделке объявил президент России Дмитрий Медведев после переговоров с лидером КНР Ху Цзиньтао. Первые лица договорились разработать механизм взаиморасчетов в рублях и юанях. Пока все сделки между Россией и Китаем оцениваются в долларах. Но если будет реализована инициатива КНР и РФ, - она может повлиять не только на российско-китайские отношения, но и на всю мировую торговлю. Москва и Пекин намерены заменить доллар юанем и рублем.

3.3 Культурная и гуманитарная деятельность

В Декларации о создании ШОС страны - участницы заявили и о необходимости развивать и культурное сотрудничество.

Впервые министры культуры стран-участниц встретились в Пекине 12 апреля 2002 года. Правительства государств активно поддержали проведение Дней культуры, участие художественных коллективов и деятелей искусств. С того времени гуманитарное сотрудничество постепенно интенсифицируется: проводятся совместные мероприятия, приуроченные к знаменательным историческим датам стран, входящих в ШОС, практикуются обмен студентами и профессорско-преподавательским составом, предпринимаются попытки создать совместные учебные центры. В 2008 году был сформирован Университет ШОС как единое сетевое образовательное пространство, базирующееся на университетах, ведущих исследования в направлениях регионоведение, IT-технологии, нанотехнологии, энергетика, экология - к 2010 году это 53 университета из 5-ти стран ШОС.

Развиваются связи и в сфере искусства. Начиная с 2005 года ежегодно регулярно проводятся выставки детских рисунков «Дети рисуют сказки». Идея инициаторов проекта, заключавшаяся в том, чтобы через народные сказки стимулировать интерес детей к культуре соседних стран, а также национальному достоянию, была активно поддержана Секретариатом ШОС, который обратился к представителям Казахстана, Киргизии, Китая, России, Таджикистана и Узбекистана с предложением организовать совместную выставку детского рисунка. Предложение получило широкий отклик, и в июне 2009 года вернисаж детских рисунков, представленных всеми странами - участницами ШОС, был проведён в двадцать первый раз.

Как и другие сферы взаимодействия, гуманитарное сотрудничество в рамках ШОС имеет широкие перспективы.

Критика Шанхайской организации сотрудничества во многом касается несостоятельности её деятельности, в частности в борьбе с терроризмом и защите региональной безопасности. Некоторые зарубежные аналитики (например, Мэтью Оресман (англ. Matthew Oresman) из американского Центра стратегических и международных исследований, предполагают, что ШОС является не более, чем дискуссионным клубом, претендующим на нечто большее. Такого же мнения придерживается начальник Института военной истории МО РФ А. А. Кольтюков, утверждающий, что «анализ достигнутых этой Организацией результатов позволяет охарактеризовать её как политический клуб, в котором двустороннее сотрудничество всё ещё превалирует над решением общерегиональных и мировых проблем. … реального сотрудничества в этих сферах противодействие угрозам терроризма, сепаратизма и борьба с наркоторговлей на региональном уровне не наблюдается».

4. Участие Российской Федерации в ШОС

В условиях формирования новой системы международных отношений выстраивание коллективной системы региональной безопасности является весьма актуальной задачей. Рассматривая различные аспекты обеспечения региональной безопасности Центральной Азии, особое внимание необходимо уделить внешнеполитическому измерению, играющему важную роль в безопасном развитии государств с учетом современной усиливающейся взаимозависимости в глобализирующемся пространстве международных отношений.

По итогам 10-летнего существования ШОС, можно утверждать, что Организация выдержала тест времени. В настоящее время внутри Шанхайской организации сотрудничества нет таких центробежных сил, которые, допустим, наблюдаются в СНГ. Можно сказать больше, - на постсоветском пространстве ШОС явилась наиболее мощной и перспективной организацией международного сотрудничества. Серьёзным вызовом ШОС в эти годы явились российско-грузинский конфликт августа 2008 года и массовые беспорядки в Киргизии летом 2010 года.

Однако, организация с ними справилась. На данный момент, всё говорит о том, что хорошие российско-китайские отношения в Центральной Азии сохранятся. Они являются фактором стабильности, фактором сдерживания угроз безопасности в регионе. И хотя между государствами ШОС есть некоторые противоречия и трения, внешне ШОС выглядит достаточно монолитной структурой: есть нечто, что объединяет эти государства, даже несмотря на то, что страны-члены ШОС во многом различаются по основным показателям. На Китай и Россию приходится 98% населения и 97% суммарного ВВП интеграционного объединения, однако, несмотря на мировой финансовый кризис конца 2000-х, взаимный товарооборот стран-членов ШОС характеризуется высокой динамикой роста. Положительный внешнеторговый баланс из стран ШОС имеют Китай (196 млрд. долл.), Россия (134,3 млрд. долл.), Казахстан (14,8 млрд. долл.) и Узбекистан (2,4 млрд. долл.). И пусть относительное влияние России в ШОС меньше, чем в СНГ, ШОС играет важную для России роль по подключению Китая к многостороннему сотрудничеству в Центральной Азии, а в перспективе и других крупных стран региона, таких как Индия, Иран, Пакистан и Монголия.

Для государств Центральной Азии, где одностороннее влияние России или Китая воспринимается с некоторым опасением, их совместное присутствие в рамках ШОС, где равноправными членами являются сами центральноазиатские государства, а все вопросы решаются консенсусом, является наиболее эффективным механизмом взаимодействия.

Список использованной литературы

    ru.wikipedia.org

    Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития

/ Сост.: А.Ф. Клименко. - 1-ое. - М.: Ин-т Дальн. Вост., 2008. - 400 с.

    Взаимодействие России с Китаем и другими партнерами по Шанхайской организации сотрудничества / Болятко Анатолий Викторович. - 1-ое. - М.: Ин-т Дальн. Вост. РАН, 2008. - 180 с

    Комиссина И. Н.; Куртов А. А.. Шанхайская организация сотрудничества

// Кокарев К. А. Россия в Азии: проблемы взаимодействия: сборник статей. - М.: Изд-во Российского института стратегических исследований, 2006. - С. 251

Шанхайской организации сотрудничества , Шанхайская ...

  • Шанхайская организация сотрудничества , современное состояние

    Реферат >> Экономика

    ... Шанхайской организации сотрудничества (2002), Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества (2003), Декларация пятилетия Шанхайской организации сотрудничества (2006) и др. Шанхайская организация сотрудничества ...

  • Центральная Азия и Шанхайская организация сотрудничества современные тенденции и перспективы

    Реферат >> История

    Друг от друга. Центральная Азия и Шанхайская организация сотрудничества В Центральноазиатском регионе остро стоят военно... всего через структуры инициированной им Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которую входят 4 государства ЦА...

  • Организация работы отдела по связям с общественностью на примере ОАО Синарский трубный завод

    Дипломная работа >> Маркетинг

    И поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и ее общественностью. Они включают в себя... путеШОСтвие» был посвящен саммиту представителей Шанхайской Организации Сотрудничества , который состоится на Среднем Урале...

  • Мировая история знает много примеров, когда страны создавали специальные межгосударственные структуры в целях решения насущных проблем. Причин для стремления к объединению усилий было много. Чаще всего союзы создавались на фоне тревожной международной обстановки. Иногда к этому побуждала грандиозность стоящих перед странами задач. Однако всегда необходимым условием являлась общность интересов, схожесть взглядов на текущее состояние и развитие геополитической ситуации. Именно этот принцип стал базисом для объединения стран участников ШОС, создавших в 2001 г. новую организацию.

    Западные политики оценивали перспективы союза между столь разными государствами весьма скептически. Однако он уже успел доказать свою актуальность и состоятельность.

    Что такое ШОС?

    О назначении и принципах устройства ООН, НАТО, ОСЕАН знают все. Что же скрывается за буквами ШОС? Расшифровка аббревиатуры проста. Она содержит сокращение, образованное от имени города, в котором были подписаны основополагающие документы и общее описание объединения. Полное официальное название структуры - Шанхайская организация сотрудничества.

    Изначально альянс создавался для совместной борьбы с международным терроризмом и консолидированного противостояния потенциальным военным угрозам. Постепенно круг обсуждаемых тем расширился. Сегодня это удобная площадка для рассмотрения на высшем уровне любых насущных вопросов. Здесь вырабатываются эффективные ответы на глобальные политические вызовы, принимаются решения об углублении экономического, культурного сотрудничества между странами-участницами. При этом ШОС, в отличие от многих региональных альянсов, не является военным союзом.

    Предпосылки создания

    Появление объединения подобного Шанхайской организации сотрудничества следует считать исторической неизбежностью. После распада СССР в Центральной Азии появилось несколько новых независимых государств. Часть бывших советских республик, по традиции, тяготела к России. Некоторые страны предпочли ориентироваться на Запад или восточного гегемона - КНР. Подобная ситуация чревата конфликтами, возникновение которых становится лишь вопросом времени, учитывая наличие застарелых территориальных претензий друг к другу у ряда соседних государств.

    Проявляя политическую дальновидность, лидеры России, Китая, среднеазиатских республик еще с конца прошлого века начали активно сотрудничать в сфере обеспечения общей безопасности. Итогом объединенных усилий стало создание "Шанхайской пятерки" в 1996 г. Учредителями межгосударственной структуры были Казахстан, РФ, КНР, Таджикистан, Киргизия. Чуть позже к ним присоединился Узбекистан. Члены объединения проводили ежегодные саммиты, налаживали сотрудничество на разных уровнях.

    Учреждение

    Официальной датой основания ШОС считается 15 июня 2001 г. В этот день высшие руководители стран-участниц, собравшиеся на саммит в Шанхае, подписали базовые документы организации. Ими стали Декларация о создании и Конвенция по борьбе с сепаратизмом, экстремизмом, терроризмом. Через год, уже в Санкт-Петербурге, была принята Хартия - Устав организации. После этого о том, что такое ШОС, узнал весь мир.

    Несколько лет ушло на формирование управленческих структур. Были определены основные направления деятельности объединения, способы наполнения бюджета, разработан механизм приема новых членов. Становление организационных институтов завершилось к 2004 г.

    Декларируемые цели

    Организация создана для решения конкретных задач. Главными целями ШОС, зафиксированными в базовых документах, являются:

    • Укрепление добрососедских отношений между участниками объединения.
    • Выработка эффективных мер, способных свести к минимуму угрозы со стороны экстремистских, сепаратистских, террористических организаций.
    • Противодействие деятельности транснациональных преступных синдикатов, наркокартелей, пресечение нелегальной миграции.
    • Объединение усилий, направленных на повышение общей безопасности, предотвращение новых и скорейшее урегулирование текущих вооруженных конфликтов. Установление справедливого миропорядка, при котором политический и экономический суверенитет гарантируется каждому государству.
    • Развитие взаимодействия по всем направлениям - от углубления экономических связей до культурного обмена.
    • Создание условий, максимально благоприятных для экономического развития региона и каждой отдельной страны ШОС.
    • Обеспечение основополагающих прав и свобод гражданам государств, входящих в организацию, исходя из действующего законодательства и национальных традиций.
    • Развитие отношений со странами или альянсами, проявляющими интерес к сотрудничеству с ШОС.
    • Выработку механизмов интеграции в глобальную экономику без утраты товарно-денежного суверенитета.

    Создание ШОС, по мнению ее учредителей, поможет странам, объединившим возможности, дать достойный ответ на любые вызовы.

    Особенности структуры

    Для облегчения управления весьма громоздкой наднациональной организацией создан довольно эффективный механизм. Каждый его элемент наделен определенными полномочиями. Структура выглядит следующим образом:

    Орган Представительство Функционал
    СГГ - Совет глав государств Высшие должностные лица государств Определяет целеполагание ШОС. Решает наиболее важные вопросы, касающиеся устройства организации, сотрудничества с внешними альянсами, отдельными государствами. Может изменить статус страны-члена, упразднить либо трансформировать любое структурное подразделение.
    СГП - Совет руководителей правительств Премьер-министры Рассматривает конкретные вопросы по налаживанию и углублению экономического сотрудничества. Принимает бюджет организации.
    СМИД - Совет глав внешнеполитических ведомств Министры иностранных дел Занимается подготовкой к встрече в рамках саммитов первых лиц государств. Осуществляет контроль над реализацией ключевых политических решений ШОС. Проводит консультации по важным международным проблемам.
    Совещания профильных министров Руководители ведомств и министерств по направлениям Решает узкоспециализированные вопросы правового, военного, экономического характера. Регулярно проводятся встречи министров торговли, обороны, культуры, коммуникаций. На совещания собираются главы прокуратур, силовых ведомств.
    Секретариат Представители стран участников ШОС Занимается всеми вопросами, касающимися обеспечения текущей деятельности объединения - от выработки повестки дня саммитов до исполнения бюджета. Руководит структурой Генеральный секретарь, выбираемый по ротационному принципу.
    СНК - Совет координаторов, представляющих страны Уполномоченные представители от каждого члена организации Координирует и направляет работу секретариата, участвует в решении текущих проблем. Занимается подготовкой к проведению СМИД, СГП, СГГ.
    РАТС - аналог регионального антитеррористического центра Руководители национальных структур, специализирующихся на борьбе с терроризмом Обладает статусом юридического лица, имеет штаб-квартиру в Ташкенте. Собирает и обрабатывает информацию о действиях группировок террористов, экстремистов. Разрабатывает методы борьбы с радикальными организациями, формирует предложения для утверждения высшими органами ШОС. Глава РАТС назначается на заседании СГГ.
    МБО - Объединение по межбанковскому сотрудничеству Представители крупнейших банков - по одному от каждой страны Создана для реализации совместных кредитно-финансовых проектов. Действует с 2005 г.

    Руководящим органом ШОС является СГГ. Его директивы обязаны выполнять все структуры, стоящие ниже в иерархии. Решения на Совете глав государств и совещаниях других подразделений принимаются консолидировано. Для того чтобы они были парафированы, необходимо достижение консенсуса. Определяющим может стать мнение любого члена организации.

    К числу постоянно действующих органов относятся Секретариат и РАТС. Члены СНК встречаются ежегодно более трех раз. Совещания профильных министров назначаются по мере необходимости. СМИД и СГП проводятся одновременно с СГГ. Председательствуют на мероприятиях представители страны-организатора ежегодной встречи. Механизм выбора места для проведения саммита прост. Его хозяевами поочередно становятся все государства-участники объединения. Ротация происходит в алфавитном порядке.

    Постоянные члены

    Тенденция к постепенному расширению прослеживалась с момента образования организации. Сначала, правда, увеличивалось лишь количество государств, относящихся к категории наблюдателей. Однако в 2017 г. объединение обрело двух новых членов. К РФ, Китаю, Таджикистану, Узбекистану, Киргизии, Казахстану присоединились Индия и Пакистан.

    Статус постоянного члена дает право пользоваться правами и привилегиями, предусмотренными уставом политико-экономического союза. Среди них стоит отметить доступ к кредитно-финансовым ресурсам по решению Межбанковского объединения.

    Государства-партнеры и наблюдатели

    Стран, желающих влиться в ШОС, всегда было много. Достаточно сказать, что еще в 2004 г. подобное стремление выразила Монголия. Однако учредители сдерживают процесс расширения. На это есть веские причины.

    Между некоторыми азиатскими странами, претендующими на членство, существуют застарелые противоречия, сформировавшиеся столетия назад. Консолидированное решение в таких условиях принять трудно. Кроме того, большое количество второстепенных партнеров снизит внешнеполитический вес союза. Из общего ряда выделяется Беларусь. Горячему желанию А. Лукашенко ввести государство в перспективный союз воспрепятствовала сама природа. Слишком уж далеко от Азии расположена страна, обретшая независимость после распада великой империи.

    Государствами наблюдателями ШОС, наряду с Монголией, Беларусью являются Иран и Афганистан. Клуб официальных претендентов на данный статус составляют Катар, Мальдивы, Израиль, Вьетнам, Ирак. На рассмотрении находятся заявки от Сирии, Бангладеш, Египта, Бахрейна, Украины. К категории партнеров по диалогу относятся Азербайджан, Шри-Ланка, Армения, Турция, Камбоджа, Непал.

    Интерес к сотрудничеству с Шанхайской организацией проявили авторитетные международные объединения. Соответствующие соглашения ратифицированы с ЕАЭС, ОДКБ, СНГ, ООН, АСЕАН.

    Объединяющие факторы

    На момент создания организации главным побудительным мотивом для вступления в ее ряды являлась нарастающая угроза со стороны мирового терроризма. Для стран Юго-Восточной или Центральной Азии «Аль-Каида», «Братья мусульмане», ИГИЛ были не просто словами, а реальной опасностью. Военно-дипломатические успехи России на Сирийском фронте, сделавшие полный разгром Исламского государства, неизбежным, косвенным образом помогли стабилизировать ситуацию в бывших среднеазиатских республиках СССР.

    Однако новая угроза оказалась еще страшнее. Заокеанский гегемон сбросил маску и показал настоящее лицо. Полное пренебрежение международными договорами, тяга к перманентной экспансии с неограниченным применением силы, демонстрируемые США, заставили вспомнить о мрачной эпохе конкисты. Для большинства азиатских стран спасением теперь может стать лишь союз с могущественными Китаем и Россией.

    Не стоит забывать и о том, что экономическое состояние многих государств региона не вызывает оптимизма. Инвестиции из Индии, РФ, Поднебесной некоторым странам участникам ШОС жизненно необходимы.

    Внутренние противоречия

    Между членами любой крупной международной организации существуют скрытые, а иногда - явные противоречия. Шанхайская восьмерка также не стала исключением. Иллюстрацией этому станет ответ на вопрос - кто лидер в ШОС?

    Прозападные политологи безоговорочно отдают главенство в объединении КНР, с ее огромной экономикой. Однако Россия открыто претендует на роль политического локомотива альянса. Главное противоречие между мировыми державами-союзниками проявляется в целеполагании. Пекин рассматривает организацию как инструмент, облегчающий экспансию китайских товаров на новые рынки. Москва считает главной военно-политическую часть соглашения. При этом обе империи втайне остерегаются друг друга.

    Кроме того, нельзя сравнивать геополитические интересы Индии и Казахстана, к примеру. Эти страны невозможно сопоставить по численности населения, территории, объему ВВП. Соответственно различаются и цели, которых они хотят достигнуть как члены организации.

    Для небольших государств континента вхождение в альянс с участием крупнейших азиатских держав является единственным способом сохранить полноценный суверенитет. Китай и Россия как два противовеса поддерживают систему в стабильном состоянии. Они не потерпят чрезмерной американской или европейской экспансии в регион, не допустят нарушения взаимного баланса.

    Достаточно вспомнить как состав организации расширился до 8 членов. На предложение Пекина о приеме в союз давнего протеже - Пакистана, Москва отреагировала мгновенно. Одновременно ряды объединения пополнила Индия.

    Перспективы развития

    Современный мир стремительно меняется. Мировой гегемон последних десятилетий переживает сложные времена. США, как и любая империя, входящая в эпоху заката, постепенно утрачивает влияние. При этом иллюзия всемогущества, сформировавшаяся за период безраздельного господства, сохраняется. На этом фоне все громче начинают заявлять о себе новые центры силы.

    Продолжая поступательное развитие, ШОС способен превратиться из регионального объединения во влиятельнейшую структуру мирового масштаба. Кстати, больше всего этому способствует Вашингтон. Непредсказуемая внешняя политика супердержавы вынуждает азиатские государства проявлять беспокойство о собственном суверенитете. Поэтому можно с уверенностью прогнозировать, что количество стран-претендентов на членство в организации будет только возрастать.

    Завершая расшифровку ШОС, как термина и явления международной политики, нельзя не привести несколько любопытных фактов. Они свидетельствуют о глобальности и потенциальном могуществе организации:

    • Она объединяет государства, занимающие более 60% площади Евразии. Здесь сосредоточена почти половина жителей Земли.
    • По данным на конец 2017 г., страны-участники ШОС производили 30,26 % мирового ВВП.
    • Четыре постоянных члена организации являются ядерными державами.

    Есть еще одна особенность, отличающая ШОС от других региональных объединений. Среди официальных языков организации нет английского. Этим статусом обладают русский и китайский.

    Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - региональное международное объединение, в которое входят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Наблюдателями в организации являются Монголия, Индия, Иран, Пакистан, Афганистан, Белоруссия (с заявками обратились также Азербайджан, Армения, Бангладеш, Сирия и Шри-Ланка). В сентябре 2014 г. Индия и Пакистан подали официальные заявки на полноправное членство в организации. Также на полноправное членство в ШОС претендуют Иран и Афганистан.

    Статус партнера по диалогу ШОС имеют Армения, Азербайджан, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка.

    Какую часть земной суши занимают страны ШОС, каковы их экономические показатели и как осуществляется взаимодействие государств в Шанхайской организации сотрудничества - в материале ТАСС.

    Республика Казахстан

    Страна - основатель ШОС. Входит в число государств, подписавших 15 июня 2001 г. декларацию о создании организации. Ранее с 1996 г. Казахстан был членом "Шанхайской пятерки", с 2000 г. - "Шанхайского форума".

    Шанхайская организация, совмещая в себе исламскую, христианскую и конфуцианскую цивилизации, является достойным образцом эффективного сотрудничества, согласия и взаимопонимания на огромном пространстве от Восточной Европы до южных рубежей Азии... ШОС олицетворяет собой новую культуру межгосударственных отношений, которые в будущем будут определять облик и характер нашего региона"

    Нурсултан Назарбаев, президент Казахстана

    Казахстан. Справочная информация

    • Территория: 2,7 млн кв. км.
    • Население (2014): 17,3 млн.
    • Столица: Астана.
    • Госустройство: президентская республика; с 24 апреля 1990 г. президентом страны является Нурсултан Абишевич Назарбаев.
    • ВВП (2014): $76,139 млрд.
    • Средний рост ВВП (2010-2014): 6,04%.
    • Экспорт (2015): минеральные продукты, в том числе нефть и газовый конденсат (71,6%), металлы и изделия из них (13,1%), продукция химической промышленности (7,1%).
    • Импорт (2015): машины и оборудование (40,6%), продукция химической промышленности (14,9%), металлы и изделия из них (13,2%).
    • Основные внешнеэкономические партнеры (2015): по экспорту - Италия, Китай, Нидерланды, Россия; по импорту - Россия, Китай и Германия.

    Продолжение

    Казахстан участвует во всех направлениях деятельности ШОС. Представители республики не раз выступали с различными инициативами. В 2011 г. премьер-министр Казахстана Карим Масимов предложил странам ШОС создать межгосударственный резервный банк. 6 декабря 2013 г. Казахстан подписал меморандум о создании Энергетического клуба ШОС. 12 сентября 2014 г. президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на саммите ШОС в Душанбе заявил о необходимости создать Координационный совет ШОС, который придет на смену существующему механизму встреч национальных координаторов с представителями стран-наблюдателей при организации. 15 марта 2016 г. Казахстан ратифицировал Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии государств - членов Шанхайской организации сотрудничества по пограничным вопросам.

    Киргизская Республика

    Страна - основатель ШОС. Входит в число государств, подписавших декларацию о создании организации 15 июня 2001 г. Ранее с 1996 г. была членом "Шанхайской пятерки", с 2000 г. - "Шанхайского форума".

    Сегодня мы можем уверенно заявить, что ШОС является весомым и влиятельным международным объединением, ставящим перед собой задачи по выработке эффективных механизмов взаимодействия, по сохранению мира и стабильности в регионе, укреплению торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества

    Алмазбек Атамбаев, президент Киргизии

    Киргизия. Справочная информация

    • Территория: 191,8 тыс. кв. км.
    • Население (2014): 5,84 млн.
    • Столица: Бишкек.
    • Госустройство: парламентско-президентская республика; с 1 декабря 2011 г. президентом страны является Алмазбек Шаршенович Атамбаев.
    • ВВП (2014): $7,404 млрд.
    • Средний рост ВВП (2010-2014): 4%.
    • Экспорт (2015): золото (50%), пищевые продукты и табачные изделия (11,5%), машины и транспортное оборудование (11,4%).
    • Импорт (2015): промышленные товары различного назначения (32%), минеральные продукты (20%), машины и оборудование (19%).
    • Основные внешнеэкономические партнеры (2015): по экспорту - Швейцария, Казахстан, Россия; по импорту - Россия, Китай, Казахстан.

    Продолжение

    Главными направлениями сотрудничества в рамках ШОС для республики являются сфера безопасности и экономика, в первую очередь привлечение инвестиций в транспортную отрасль и гидроэнергетику. Киргизии принадлежит идея о создании в ШОС Региональной антитеррористической структуры (РАТС). В настоящее время республика обсуждает с партнерами по ШОС возможность реализации на территории страны ряда крупных экономических проектов. Одним из таких проектов является строительство железной дороги, которая должна связать север и юг Киргизии. 1 июня 2016 г. парламент Киргизии ратифицировал соглашение о сотрудничестве и взаимодействии государств - членов ШОС по пограничным вопросам.

    Китайская Народная Республика

    Страна - основатель ШОС. Входит в число государств, подписавших декларацию о создании организации 15 июня 2001 г. Ранее с 1996 г. Китай был членом "Шанхайской пятерки", с 2000 г. - "Шанхайского форума".

    "Шанхайский дух", которым был пронизан весь процесс развития организации, стал ценным достоянием, обеспечивающим развитие и укрепление организации... Ныне наша планета переживает период великого развития, великих перемен и великих преобразований, перед лицом всех стран встали небывалые шансы и вызовы... Мы готовы, соблюдая "шанхайский дух", вместе пользоваться шансами и вместе идти навстречу вызовам, действовать в одном направлении, осуществляя освоение и инновации, строить новую модель регионального сотрудничества

    Ху Цзиньтао, председатель КНР в 2003-2013 гг.

    Китай. Справочная информация

    • Территория: 9,563 млн кв. км.
    • Население (2014): 1,364 млрд человек.
    • Столица: Пекин.
    • Госустройство: социалистическая республика; с 14 марта 2013 г. председателем КНР (глава государства) является Си Цзиньпин.
    • ВВП (2014): $10,354 трлн.
    • Средний рост ВВП (2010-2014): 8,6%.
    • Экспорт (2015): машины и транспортное оборудование (50,2%), изделия из текстиля и трикотажа (8,4%), продукция химической промышленности (8,1%).
    • Импорт (2015): машины и транспортное оборудование (46,6%), минеральное топливо (11,9%), продукция химической промышленности (9,5%).
    • Основные внешнеэкономические партнеры (2015): по экспорту - США, Гонконг, Япония; по импорту - США, Тайвань, Япония.

    Продолжение

    Китай принимает участие во всех форматах сотрудничества в рамках организации. Особое внимание уделяет проблемам безопасности. Выступает за создание центра реагирования на вызовы и угрозы в области безопасности на базе Региональной антитеррористической структуры ШОС. 6 декабря 2013 г. Китай подписал меморандум о создании Энергетического клуба ШОС. В декабре 2015 г. премьер Госсовета КНР Ли Кэцян заявил, что страны - участницы ШОС проработают вопрос о создании зоны свободной торговли.

    Российская Федерация

    Страна - основатель ШОС. Входит в число государств, подписавших декларацию о создании организации 15 июня 2001 г. Ранее с 1996 г. Россия была членом "Шанхайской пятерки", с 2000 г. - "Шанхайского форума".

    В основе нашей организации лежат четкие и ясные принципы. Среди них - взаимное доверие, открытое обсуждение любых проблем, решение вопросов без какого-либо давления, а путем консультаций... Сейчас, когда реанимируются утверждения о якобы непреодолимых культурно-цивилизационных различиях между государствами, Организация демонстрирует прекрасный пример равноправного партнерства на евразийском пространстве. Партнерства, стратегической целью которого является укрепление региональной безопасности и стабильности, содействие экономическому процессу и интеграционным процессам при сохранении национальной и культурной самобытности каждого из государств

    Владимир Путин, президент РФ

    Cтатья "ШОС - новая модель успешного международного сотрудничества", "Российская газета", 14 июня 2006 г.

    Россия. Справочная информация

    • Территория: 17,125 млн кв. км.
    • Население (2015): 146,267 млн.
    • Столица: Москва.
    • Госустройство: президентская республика; с 7 мая 2012 г. президентом страны является Владимир Владимирович Путин (занимал должность президента в 2000-2008 гг.).
    • ВВП (2014): $1,86 трлн.
    • Средний рост ВВП (2010-2014): 2,86%.
    • Экспорт (2014): минеральные продукты (70,5%), металлы, драгоценные камни и изделия из них (10,6%), продукция химической промышленности (5,9%).
    • Импорт (2014): машины, оборудование и транспортные средства (47,6%), продукция химической промышленности, каучук (16,2%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (13,9%).
    • Основные внешнеэкономические партнеры (2014): по экспорту - Нидерланды, Германия, Китай; по импорту - Китай, Германия, США.

    Продолжение

    Россия принимает участие во всех форматах сотрудничества в рамках организации. Сотрудничество в рамках ШОС - одно из главных направлений российской внешней политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В рамках ШОС приоритетами РФ являются политическая консолидация организации, выработка общих подходов к актуальным международным проблемам, расширение практического взаимодействия с ведущими многосторонними организациям и объединениями, прежде всего ООН. В 2006 г. президент РФ выступил с инициативой о создании Энергетического клуба ШОС (соответствующий меморандум был подписан 6 декабря 2013 г.). В 2015 г. Владимир Путин предложил организовать на базе Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС Центр по противодействию угрозам и вызовам безопасности государств - членов организации.

    Республика Таджикистан

    Cтрана - основатель ШОС. Входит в число государств, подписавших декларацию о создании организации 15 июня 2001 г. Ранее с 1996 г. Таджикистан был членом "Шанхайской пятерки", с 2000 г. - "Шанхайского форума".

    Потенциал ШОС велик. Наша общая задача - раскрыть его в полной мере в интересах народов государств-участников

    Эмомали Рахмон, президент Таджикистана

    Таджикистан. Справочная информация

    • Территория: 139,96 тыс. кв. км.
    • Население (2014): 8,3 млн.
    • Столица: Душанбе.
    • Госустройство: президентская республика; с 16 ноября 1994 г. президентом страны является Эмомали Рахмон.
    • ВВП (2014): $9,242 млрд.
    • Средний рост ВВП (2010-2014): 7,1%.
    • Экспорт (2015): недрагоценные металлы и изделия из них (26,1%), драгоценные и полудрагоценные камни и металлы и изделия из них (23,3%), минеральные продукты (22,9%).
    • Импорт (2015): машины, оборудование и транспортные средства (21,7%), минеральные продукты (16,6%), продукты растительного происхождения (11,2%).
    • Основные внешнеэкономические партнеры (2015): по экспорту - Турция, Швейцария, Казахстан; по импорту - Россия, Китай, Казахстан.

    Продолжение

    Главными направлениями сотрудничества в рамках ШОС для республики являются сфера безопасности и экономика. 6 декабря 2013 г. Таджикистан подписал меморандум о создании Энергетического клуба ШОС. В мае 2014 г. Центр стратегических исследований при президенте Таджикистана организовал научно-практическую конференцию на тему "Шанхайская организация сотрудничества в обеспечении региональной безопасности: проблемы и перспективы". На форум съехались руководители и представители соответствующих исследовательских институтов государств-членов, государств-наблюдателей и партнеров по диалогу ШОС.

    Республика Узбекистан

    На саммите в Шанхае 14 июня 2001 г. присоединилась к объединению "Шанхайский форум". Является страной - основателем ШОС. Узбекистан был в числе государств, подписавших декларацию о создании организации 15 июня 2001 г.

    Шанхайская организация сотрудничества за относительно короткий период превратилась во влиятельную международную структуру, играющую заметную роль в мировой политике

    Ислам Каримов, президент Узбекистана

    Узбекистан. Справочная информация

    • Территория: 425,4 тыс. кв. км.
    • Население (2014): 30,76 млн.
    • Столица: Ташкент.
    • Госустройство: президентская республика; с 24 марта 1990 г. президентом страны является Ислам Абдуганиевич Каримов.
    • ВВП (2014): $62,644 млрд.
    • Средний рост ВВП (2010-2014): 8,2%.
    • Экспорт (2015): энергоносители и нефтепродукты (25,9%), продовольственные товары (10,2%), черные и цветные металлы (6,4%), хлопок (5,7%).
    • Импорт (2015): машины и оборудование (40,5%), продукция химической промышленности (17%), продовольственные товары (12,8%).
    • Основные внешнеэкономические партнеры (2015): Россия, Китай, Казахстан, Южная Корея (официальные данные по основным экспортерам/импортерам не опубликованы).

    Продолжение

    Приоритетные направления сотрудничества в рамках ШОС - поддержание региональной стабильности и развитие экономического и инвестиционного сотрудничества. После саммита в Уфе в июле 2015 г. председательство в ШОС в 2015-2016 гг. перешло к Узбекистану.

    Исламская Республика Афганистан

    Получила статус государства-наблюдателя при ШОС в 2012 г. Соответствующее решение главы государств - членов организации приняли 6-7 июня 2012 г. на саммите в Пекине.

    Афганистан. Справочная информация

    • Территория: 1,629 млн кв. км.
    • Население (2014): 31,6 млн человек.
    • Столица: Кабул.
    • Госустройство: исламская республика; с 29 сентября 2014 г. президентом страны является Ашраф Гани Ахмадзай.
    • ВВП (2014): $20,03 млрд.
    • Средний рост ВВП (2010-2014): 6,4%.
    • Экспорт (2014): ковры (45%), сухофрукты (31%), лекарственные растения (12%).
    • Импорт (2014): нефтепродукты (33%), машины и транспортное оборудование (15%), продукты питания (14%).
    • Основные внешнеэкономические партнеры (2014): по экспорту - Пакистан, Индия, Россия; по импорту - Пакистан, Россия, Узбекистан.

    Продолжение

    В качестве наблюдателя Афганистан присутствует на заседаниях глав государств и правительств, министерских мероприятиях, встречах секретарей советов безопасности, которые проходят в рамках ШОС, а также на проводимых в рамках ШОС военных учениях "Мирная миссия".

    ШОС с момента своего образования уделяет приоритетное внимание развитию ситуации в Афганистане, нестабильность на территории которого угрожает всем государствам - участникам этого объединения. Кроме того, в рамках ШОС ведется активная борьба с оборотом наркотиков из Афганистана. 4 ноября 2005 г. в Пекине был подписан протокол о создании контактной группы ШОС - Афганистан.

    6 декабря 2013 г. Афганистан подписал меморандум о создании Энергетического клуба ШОС. 27 мая 2015 г. Региональная антитеррористическая структура ШОС (РАТС ШОС) и МИД Афганистана подписали протокол о намерениях о сотрудничестве в сфере безопасности.

    На саммите ШОС в Уфе 8-10 июля 2015 г. Афганистан подал заявку на получение статуса полноправного члена организации.

    Республика Беларусь

    Получила статус государства-наблюдателя при ШОС в 2015 г. Соответствующее решение главы государств - членов организации приняли 10 июля 2015 г. на саммите в Уфе. До этого республика в течение пяти лет была партнером по диалогу (меморандум от 28 апреля 2010 г.).

    Белоруссия. Справочная информация

    • Территория: 202,91 тыс. кв. км.
    • Население (2014): 9,47 млн.
    • Столица: Минск.
    • Госустройство: президентская республика; с 20 июля 1994 г. президентом страны является Александр Григорьевич Лукашенко.
    • ВВП (2014): $76,139 млрд.
    • Средний рост ВВП (2010-2014): 3,5%.
    • Экспорт (2015): минеральные продукты (29,9%), продукция химической промышленности, каучук (21,3%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (16,3%).
    • Импорт (2015): минеральные продукты (31,1%), машины, оборудование и транспортные средства (23,4%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (14,6%).
    • Основные внешнеэкономические партнеры (2015): по экспорту - Россия, Великобритания, Украина, Нидерланды; по импорту - Россия, Китай, Германия, Польша.

    Продолжение

    В Меморандуме о предоставлении Белоруссии статуса партнера по диалогу от 28 апреля 2010 г. были зафиксированы основные направления сотрудничества: создание благоприятных условий для торговли и инвестиций, активизация взаимодействия в таможенных делах, партнерство в вопросах региональной и глобальной безопасности, развитие диалога по внешнеполитическим вопросам.

    При поддержке Делового совета ШОС Белоруссия на равных условиях участвовала в проекте создания опытного образца первого в СНГ многоцелевого морского беспилотного комплекса (белорусская сторона разрабатывала программное обеспечение). Также взаимодействие в рамках ШОС позволило создать в Белоруссии парк высоких технологий, предлагающий высококлассное программное обеспечение и IT-услуги. В стадии разработки находится проект китайско-белорусского индустриального парка "Великий камень", который ориентирован на развитие машиностроения, тонкой химии, биомедицины, производство бытовой техники и электроники.

    Республика Индия

    Индия. Справочная информация

    • Территория: 3,287 млн кв. км.
    • Население (2014): 1,295 млрд человек.
    • Столица: Нью-Дели.
    • Госустройство: парламентская республика; с 25 июля 2012 г. президентом страны является Пранаб Кумар Мукерджи.
    • ВВП (2014): $2,049 трлн.
    • Средний рост ВВП (2010-2014): 7,2%.
    • Экспорт (апрель 2015 - февраль 2016): драгоценные и полудрагоценные камни и металлы (15%), минеральное топливо и продукты (11%), средства наземного транспорта и оборудование (5,4%).
    • Импорт (апрель 2015 - февраль 2016): минеральное топливо и продукты (25,7%), драгоценные и полудрагоценные камни и металлы (15%), электрические машины и оборудование (9%).
    • Основные внешнеэкономические партнеры (апрель 2015 - февраль 2016): по экспорту - США, ОАЭ, Китай; по импорту - Китай, США, Саудовская Аравия.

    Продолжение

    Представители Индии присутствуют на заседаниях глав государств и правительств, министерских мероприятиях, встречах секретарей советов безопасности стран - членов ШОС, а также на проводимых в рамках ШОС военных учениях "Мирная миссия". 25 июля 2008 г. Индия подписала протокол о передаче данных о террористах в антитеррористический центр ШОС. 6 декабря 2013 г. страной был подписан меморандум о создании Энергетического клуба ШОС. В сентябре 2014 г. Индия подала заявку на вступление. В ходе саммита в Уфе 8-10 июля 2015 г. была запущена процедура предоставления стране статуса полноценного члена организации.

    Исламская Республика Иран

    Получила статус государства-наблюдателя при ШОС в 2005 г. Соответствующее решение главы государств - членов организации приняли 5 июля 2005 г. на саммите в Астане.

    Иран. Справочная информация

    • Территория: 1,629 млн кв. км.
    • Население (2014): 78,1 млн человек.
    • Столица: Тегеран.
    • Госустройство: исламская республика; с 4 июня 1989 г. руководителем ИРИ (глава государства) является Али Хаменеи; с 3 августа 2013 г. президентом (глава исполнительной власти, представляет страну на саммитах ШОС) является Хасан Роухани.
    • ВВП (2014): $425,3 млрд.
    • Средний рост ВВП (2010-2014): 1,2%.
    • Экспорт (2014): нефть и газ (82%), пластмассы (5%), продукция химической промышленности (3,6%).
    • Импорт (2014): машины и транспортное оборудование (26%); железо и сталь (14%), продукция химической промышленности (11%).
    • Основные внешнеэкономические партнеры (2014): по экспорту - Китай, Япония, Турция; по импорту - ОАЭ и Китай.

    Продолжение

    В качестве наблюдателя Иран присутствует на заседаниях глав государств и правительств, министерских мероприятиях, встречах секретарей советов безопасности, которые проходят в рамках ШОС, а также на проводимых в рамках ШОС военных учениях "Мирная миссия". 25 июля 2008 г. Иран подписал протокол о передаче данных о террористах в антитеррористический центр ШОС. 19 сентября 2014 г. на заседании Совета РАТС ШОС были одобрены документы, регламентирующие взаимодействие РАТС с компетентными органами Ирана. В марте 2008 г. Иран подал заявку на членство в ШОС.

    Монголия

    Получила статус государства-наблюдателя при ШОС в 2004 г. Соответствующее решение главы государств - членов организации приняли 17 июня 2004 г. на саммите в Ташкенте.

    Монголия. Справочная информация

    • Территория: 1,564 млн кв. км.
    • Население (2014): 2,9 млн человек.
    • Столица: Улан-Батор.
    • Госустройство: парламентская республика; с 18 июня 2009 г. президентом страны является Цахиагийн Элбегдорж.
    • ВВП (2014): $12,016 млрд.
    • Средний рост ВВП (2010-2014): 11,1%.
    • Экспорт (2015): медный концентрат (49%), уголь (12%), золото (9%).
    • Импорт (2015): машины и транспортное оборудование (45%), минеральное топливо (19%), продукты питания (13%).
    • Основные внешнеэкономические партнеры (2015): по экспорту - Китай, Великобритания, Россия; по импорту - Китай, Россия, Япония.

    Продолжение

    В качестве наблюдателя Монголия присутствует на заседаниях глав государств и правительств, министерских мероприятиях, встречах секретарей советов безопасности, которые проходят в рамках ШОС, а также на проводимых в рамках ШОС военных учениях "Мирная миссия". 6 декабря 2013 г. Монголия подписала меморандум о создании Энергетического клуба ШОС.

    Исламская Республика Пакистан

    Получила статус государства-наблюдателя при ШОС в 2005 г. Соответствующее решение главы государств - членов организации приняли 5 июля 2005 г. на саммите в Астане.

    Пакистан. Справочная информация

    • Территория: 796,1 тыс. кв. км.
    • Население (2014): 185 млн человек.
    • Столица: Исламабад.
    • Госустройство: парламентская республика; с 9 сентября 2013 г. президентом страны является Мамнун Хусейн.
    • ВВП (2014): $243,6 млрд.
    • Средний рост ВВП (2010-2014): 3,4%.
    • Экспорт (2014-2015 фин. год): текстильные материалы и изделия (52%), продукты питания (16%), машины и транспортное оборудование (11,6%).
    • Импорт (2014-2015 фин. год): минеральное топливо и продукты (26%), машины и транспортное оборудование (22%), продукция химической промышленности (16,5%).
    • Основные внешнеэкономические партнеры (2014-2015 фин. год): по экспорту - США, Китай, Афганистан; по импорту - Китай, ОАЭ, Саудовская Аравия.

    Продолжение

    В качестве наблюдателя Пакистан участвует в заседаниях глав государств и правительств, министерских мероприятиях, встречах секретарей советов безопасности, которые проходят в рамках ШОС, а также в проводимых в рамках ШОС военных учениях "Мирная миссия". 25 июля 2008 г. Пакистан подписал протокол о передаче данных о террористах в антитеррористический центр ШОС. В сентябре 2014 г. Пакистан подал заявку на вступление в ШОС. В ходе саммита организации в Уфе 8-10 июля 2015 г. была запущена процедура предоставления стране статуса полноценного члена.

    Азербайджанская Республика

    Имеет статус партнера по диалогу ШОС. Решение принято 10 июля 2015 г. на саммите в Уфе, меморандум о предоставлении статуса подписан 14 марта 2016 г.

    Азербайджан. Справочная информация

    • Территория: 82,7 тыс. кв. км.
    • Население (2014): 9,54 млн.
    • Столица: Баку.
    • Госустройство: президентская республика; с 31 октября 2003 г. президентом страны является Ильхам Алиев.
    • ВВП (2014): $75,198 млрд.
    • Средний рост ВВП (2010-2014): 3%.
    • Экспорт (2015): нефть (76,7%), нефтепродукты (6,6%), природный газ (2,5%), овощи-фрукты (1,02%).
    • Импорт (2015): транспортные средства (23,6%), машины и оборудование (21,1%), черные металлы и изделия из них (16,3%).
    • Основные внешнеэкономические партнеры (2015): по экспорту - Италия, Германия, Франция; по импорту - Россия, США, Турция.

    Продолжение

    Диалог Азербайджана с ШОС был начат в 2012 г., когда президент страны Ильхам Алиев направил официальное письмо ШОС о предоставлении Азербайджану статуса наблюдателя ШОС. В настоящее время Азербайджан вовлечен в реализацию важных региональных коммуникационных проектов, таких как транспортный коридор "Новый Шелковый путь" с участием Китая, "Север - Юг" с участием РФ. Азербайджанская сторона также проявляет интерес к взаимодействию со странами - членами ШОС в энергетической сфере, борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

    14 марта 2016 г. на встрече министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова и генерального секретаря ШОС Рашида Алимова были согласованы основные направления сотрудничества: борьба с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, укрепление регионального мира и безопасности, транспортные и энергетические проекты.

    Республика Армения

    Имеет статус партнера по диалогу ШОС. Решение принято 10 июля 2015 г. на саммите в Уфе, меморандум о предоставлении статуса подписан 16 апреля 2016 г.

    Армения. Справочная информация

    • Территория: 28,47 тыс. кв. км.
    • Население (2014): 3 млн.
    • Столица: Ереван.
    • Госустройство: президентская республика; с 9 апреля 2008 г. президентом страны является Серж Азатович Саргсян.
    • ВВП (2014): $11,644 млрд.
    • Средний рост ВВП (2010-2014): 4,2%.
    • Экспорт (2015): минеральные продукты (28,7%), продукты питания (20,7%), недрагоценные металлы и изделия из них (15.4%), драгоценные и полудрагоценные камни и металлы и изделия из них (13,9%).
    • Импорт (2015): минеральные продукты (19,8%), машины и оборудование (12,5%), продукты питания (10%), продукция химической промышленности (9,2%).
    • Основные внешнеэкономические партнеры (2015): по экспорту - Россия, Китай, Германия, Ирак; по импорту - Россия, Китай, Германия, Иран.

    Продолжение

    Армения подала заявку на получение статуса наблюдателя в ШОС в 2012 г. В июле 2015 г. на саммите в Уфе президент республики Серж Саргсян заявил, что сотрудничество с ШОС должно "обеспечить в перспективе выход на новый уровень реализации крупных инфраструктурных и транспортных проектов, таких как строительство железной дороги Иран - Армения". Эта железная дорога обеспечит выход стран ЕАЭС через Персидский залив к Индийскому океану. Также приоритетными направлениями сотрудничества с ШОС в Армении считают "привлечение инвестиций, использование транзитных возможностей, открытие новых транспортных коммуникаций и выход на азиатские рынки".

    Королевство Камбоджа

    Имеет статус партнера по диалогу ШОС. Решение принято 10 июля 2015 г. на саммите в Уфе, меморандум о предоставлении статуса подписан 24 сентября 2015 г.

    Камбоджа. Справочная информация

    • Территория: 181 тыс. кв. км.
    • Население (2014): 15,33 млн человек.
    • Столица: Пномпень.
    • Госустройство: конституционная монархия; с 29 октября 2004 г. главой государства (король) является Нородом Сиамони.
    • ВВП (2014): $16,78 млрд.
    • Средний рост ВВП (2010-2014): 7%.
    • Экспорт (2014): текстильные материалы и изделия (68%), обувь, головные уборы и их части (9,8%), продукты питания (4,9%).
    • Импорт (2014): текстильные материалы и изделия (23%), минеральное топливо и продукты (15%), машины и транспортные средства (13%).
    • Территория: 147,2 тыс. кв. км.
    • Население (2014): 28,17 млн человек.
    • Столица: Катманду.
    • Госустройство: парламентская республика; с 29 октября 2015 г. президентом страны является Бидхья Деви Бхандари.
    • ВВП (2014): $19,77 млрд.
    • Средний рост ВВП (2010-2014): 4,5%.
    • Экспорт (2014): текстильные материалы и изделия (36%), продукты питания (16%), недрагоценные металлы и изделия из них (13%).
    • Импорт (2014): минеральное топливо и продукты (20%), электрические машины и оборудование (12%), недрагоценные металлы и изделия из них (11%).
    • Основные внешнеэкономические партнеры (2014): по экспорту - Индия, США, Германия; по импорту - Индия, Китай, Гонконг.

    Продолжение

    16 сентября 2015 г. представители Непала принимали участие в совещании министров государств - членов ШОС, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность.

    Турецкая Республика

    Имеет статус партнера по диалогу ШОС. Решение принято 7 июня 2012 г. на саммите в Пекине, меморандум о предоставлении статуса подписан 26 апреля 2013 г.

    Турция. Справочная информация

    • Территория: 783,6 тыс. кв. км.
    • Население (2014): 75,8 млн человек.
    • Столица: Анкара.
    • Госустройство: президентско-парламентская республика; с 28 августа 2014 г. президентом страны является Реджеп Тайип Эрдоган.
    • ВВП (2014): $799,5 млрд.
    • Средний рост ВВП (2010-2014): 5,4%.
    • Экспорт (2015): машины и транспортные средства (27%), продукция обрабатывающей промышленности (19%), продукция животноводства (9%).
    • Импорт (2015): машины и транспортное оборудование (31,5%), минеральное топливо (18,2%), продукция химической промышленности (13,9%).
    • Основные внешнеэкономические партнеры (2015): по экспорту - Германия, Великобритания, Ирак; по импорту - Китай, Германия, Россия.

    Продолжение

    В 2011 г. ШОС стала активным участником инициированного Турцией Стамбульского процесса, целью которого является укрепление региональной безопасности и сотрудничества для стабильного развития Афганистана. 6 декабря 2013 г. Турция подписала меморандум о создании Энергетического клуба ШОС.

    Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка

    Имеет статус партнера по диалогу ШОС. Решение принято 16 июня 2009 г. на саммите в Екатеринбурге, меморандум о предоставлении статуса подписан 6 мая 2010 г.

    Шри-Ланка. Справочная информация

    • Территория: 65,6 тыс. кв. км.
    • Население (2014): 20,77 млн человек.
    • Столица: Коломбо.
    • Госустройство: парламентско-президентская республика; с 9 января 2015 г. президентом страны является Майтрипала Сирисена.
    • ВВП (2014): $78,82 млрд.
    • Средний рост ВВП (2010-2014): 6,9%.
    • Экспорт (2014): текстильные материалы и изделия (48%), продукты питания (24%), в т. ч. чай (17%, крупнейший экспортер чая в мире), пластмассы и изделия из них (9,6%).
    • Импорт (2014): минеральное топливо и продукты (22%), летательные аппараты, средства наземного транспорта и оборудование (19%), электрические машины и оборудование (11%).
    • Основные внешнеэкономические партнеры (2014): по экспорту - США, Великобритания, Индия; по импорту - Индия, Китай, ОАЭ.

    Продолжение

    6 декабря 2013 г. Шри-Ланка подписала меморандум о создании Энергетического клуба ШОС. Представители республики неоднократно принимали участие во встречах в рамках ШОС, включая совещание министров сельского хозяйства 9 октября 2014 г., заседание экспертной рабочей группы по развитию сотрудничества в сфере туризма 24 марта 2015 г. и др.