Международная организация по стандартизации (ИСО) была создана в 1946 г. на заседании Комитета ООН по координации стандартов ООН. В том же году на заседании Генеральной ассамблеи

был принят Устав ИСО, который определил статус организации, ее структуру, функции основных органов и методы работы.

Целью И СО является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.

В ИСО установлены два вида членства - комитеты-члены и члены-корреспонденты.

Комитетами-членами являются национальные органы по стандартизации, наиболее представительные в области стандартизации. Для этого вида членства установлена шкала ежегодных взносов в бюджет ИСО, которая составляется в зависимости от удельного веса каждой отдельной страны в мировой торговле и в производстве промышленной продукции.

Члены-корреспонденты в счет уплаты незначительного взноса в бюджет ИСО имеют право получения комплекта всех издаваемых международных стандартов, а также других информационных изданий. Членами-корреспондентами являются национальные органы, занимающиеся стандартизацией, где нет комитетов-членов. На заседания технических комитетов их представители направляются только в качестве наблюдателей.

К руководящим органам ИСО относятся Генеральная ассамблея, являющаяся высшим органом, Совет, Исполнительное бюро, Техническое бюро, технические комитеты Совета, Центральный секретариат (рис. 4.1).

Должностными лицами ИСО являются президент, вице-президент, казначей и генеральный секретарь.

Генеральная ассамблея - высший руководящий орган ИСО, состоит из представителей всех национальных организаций комитетов-членов и решает все основные вопросы деятельности ИСО, собирается один раз в три года. На ее сессиях выбирается президент ИСО сроком на три года. В ходе проведения Генеральных ассамблей организуется обсуждение важнейших проблем и тенденций в международной стандартизации с участием ведущих специалистов промышленности.

В период между сессиями Генеральной ассамблеи руководство ИСО осуществляет Совет, во главе которого стоит президент. Совет состоит из 18 комитетов-членов, избираемых Генеральной ассамблеей сроком на три года. Совет собирается на свои заседания не реже одного раза в год и решает все вопросы деятельности ИСО, в частности, вопросы структуры технических органов, публикации

Центральный секретариат Технические комитеты

Подкомитеты

Рабочие группы

Рис. 4.1.

международных стандартов, назначает членов органов Совета, а также председателей технических комитетов и др.

Исполнительное бюро по поручению Совета рассматривает финансовые вопросы, а также вопросы организации и руководства технической деятельностью ИСО. Исполнительное бюро состоит из вице-президента (председатель Совета) и девяти представителей комитетов-членов.

Другими органами Совета являются Техническое бюро, состоящее из председателя и девяти лиц, назначенных Советом, Комитет по оценке соответствия (КАСКО), Комитет по защите интересов потребителей (КОПОЛКО), Комитет по оказанию помощи развивающимся странам (ДЕВКО), Комитет по научно-технической информации (ИНФКО), Комитет по стандартным образцам (РЕМКО) и Комитет по изучению научных принципов стандартизации (СТАКО).

Техническое бюро Совета вырабатывает рекомендации Совету по вопросам организации, координации и планирования технической деятельности ИСО. Бюро рассматривает предложения по созданию новых и роспуску действующих технических комитетов, готовит предложения по изменению Директив по технической работе, по поручению Совета утверждает названия технических комитетов и определяет сферы их деятельности, закрепляет ведение секретариатов технических комитетов за комитетами-членами и т. д.

С 1970 г. ИСО перешла на разработку международных стандартов вместо рекомендаций. В этом же году было принято решение о создании Комитета по сертификации соответствия продукции международным стандартам (СЕРТИКО). В 1985 г. он был переименован в Комитет по оценке соответствия (КАСКО). В это время начали создаваться национальные системы сертификации, сети независимых испытательных лабораторий (центров). Выработка единого подхода к решению вопросов сертификации была поручена КАСКО.

Членство в этом комитете Совета открыто для любого комитета-члена ИСО. В настоящее время в его работе принимают участие 28 комитетов-членов и 24 страны участвуют в качестве наблюдателей.

КАСКО ведет работу по следующим направлениям:

  • - изучение способов оценки соответствия продукции и систем обеспечения качества стандартам или техническим условиям;
  • - подготовка руководств по испытаниям, инспекции и сертификации продукции, процессов, служб, а также по оценке испытательных лабораторий, инспектирующих организаций, организаций по сертификации и систем обеспечения качества;
  • - содействие взаимному признанию национальных и региональных систем обеспечения качества, а также использованию международных стандартов на испытания, инспекцию, сертификацию, обеспечение качества.

КАСКО проводит работу по созданию руководящих документов ИСО в области гармонизации национальных систем сертификации, по взаимному признанию результатов испытаний на двусторонней и многосторонней основе, созданию методологической базы для разработки и аккредитации национальных систем сертификации.

Кроме того, КАСКО периодически проводит анализ всех действующих национальных, региональных и международных систем сертификации с целью своевременного принятия мер по организации в случае необходимости международных систем сертификации продукции на соответствие стандартам ИСО.

За последние время КАСКО совместно с Международной электротехнической комиссией (МЭК) подготовил ряд руководств по основным аспектам сертификации. Эти документы нашли широкое признание в странах-членах ИСО и МЭК. В ряде стран они положены в основу национальных систем сертификации, а на уровне регионального торгово-экономического сотрудничества используются в качестве базы для разработки соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции.

В настоящее время в рабочую программу КАСКО включена новая тематика, касающаяся подготовки общих требований к аттестации и регистрации контролеров, действующих в системе заводского контроля, и экспертов по аттестации испытательных лабораторий, а также общих требований и критериев для областей: аккредитация испытательных лабораторий, оценки качества работы аккредитующих органов, принципов заключения двусторонних и многосторонних соглашений по взаимному признанию результатов испытаний и контроля продукции и сертификатов на продукцию.

Комитет по защите интересов потребителей (КОПОЛКО). В задачу КОПОЛКО входит изучение следующих вопросов:

  • - пути содействия потребителям в получении максимального эффекта от стандартизации продукции, представляющей интерес для широкого потребителя, а также меры, которые необходимо предпринять для более широкого участия потребителей в национальной и международной стандартизации;
  • - выработка рекомендаций (с точки зрения стандартизации), направленных на обеспечение информацией потребителей, защиту их интересов, а также программ их обучения вопросам стандартизации;
  • - обобщение опыта участия потребителей в работах по стандартизации, применению стандартов на потребительские товары; по другим вопросам национальной и международной стандартизации, представляющим интерес для потребителей;
  • - поддержание связи с различными органами ИСО, деятельность которых затрагивает интересы потребителей.

В целях координации деятельности различных международных организаций, занимающихся вопросами стандартизации потребительских товаров, при Совете ИСО создан Координационный комитет по международным стандартам на потребительские товары, в работе которого принимают участие представители Международной электротехнической комиссии, Международного центра по обеспечению качества и другие организации.

Комитет по научно-технической информации (ИНФКО) создан в 1967 г. с целью представления Совету рекомендаций о методах сбора и распространения информации и формах пропаганды стандартизации, а также организации работ национальных фондов стандартов.

Задачами комитета Совета ИСО по информации являются:

  • - обеспечение функционирования информационной сети ИСО с использованием средств вычислительной техники по вопросам, входящим в компетенцию ИСО;
  • - координация работы информационных центров стран-членов ИСО по стандартам и смежным вопросам;
  • - разработка рекомендаций по классификации и индексации стандартов и других нормативно-технических документов (НТД) для целей их автоматизированной обработки;
  • - содействие применению международных стандартов в информационных системах по НТД.

К членству в ИНФКО допускаются все комитеты-члены либо в качестве активных членов, либо в качестве наблюдателей.

ИНФКО разработал пособие по индексированию нормативно-технической документации; пособие для работников библиотек по обработке иностранных документов; трехъязычный (английский, французский и русский) тезаурус, который необходим для организации автоматизированного поиска информации.

Под эгидой ИНФКО была создана автоматизированная система информации о стандартах - сеть ИСОНЕТ.

ИСОНЕТ представляет собой сеть, охватывающую национальные информационные центры по стандартизации и каналы связи между ними, она включает Информационный центр ИСО в Женеве. Любая страна может быть представлена в ИСОНЕТ одним и только одним национальным членом.

Управляющий Совет ИСОНЕТ является высшим исполнительным органом ИСОНЕТ. Совет ИСОНЕТ отвечает за ведение административных, процедурных и финансовых вопросов, а также за выполнение решений по вопросам политики.

Комитет по оказанию помощи развивающимся странам (ДЕВКО) создан в 1961 г. Его целью является организация и совершенствование деятельности национальных органов по стандартизации.

В основные функции ДЕВКО входит:

  • - выявление потребностей и оказание помощи развивающимся странам по вопросам стандартизации и по смежным областям (например, контроль качества, метрология, сертификация и др.);
  • - создание условий для широкого обсуждения всех аспектов стандартизации и деятельности в смежных областях в развивающихся странах и для обмена опытом между промышленно развитыми и развивающимися странами.

Комитет по стандартным образцам (РЕМКО). Результатом работы РЕМКО является подготовка руководств для технических комитетов ИСО, которые делают ссылки в международных стандартах на стандартные образцы; справочник по стандартным образцам.

Важное место в деятельности РЕМКО занимают вопросы координации деятельности ИСО в области стандартных образцов с другими международными организациями, в частности с деятельностью Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ).

Комитет по изучению научных принципов стандартизации (СТАКО) был создан в 1952 г. с целью оказания Совету ИСО помощи относительно принципов и методов, необходимых для достижения оптимальных результатов в области международной стандартизации.

Вся работа СТАКО проводится в рамках рабочих групп, например, по принципам стандартизации, ее эффективности, применению международных стандартов в странах и др.

Большая работа проводится в рамках рабочей группы по терминологии СТАКО. Подготовлено и издано руководство по терминам и их определениям в области стандартизации, сертификации и аккредитации испытательных лабораторий. Руководство СТАКО по терминологии было одобрено и на межправительственном уровне - Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН).

В настоящее время СТАКО занимается главным образом организацией международных семинаров по вопросам перспектив развития международной стандартизации, применения международных стандартов для развития торговли между странами.

Технические органы И СО, разработка международных стандартов. Основным видом деятельности ИСО является разработка международных стандартов. Главным структурным подразделением организации являются технические комитеты.

Международные стандарты ИСО не являются обязательными, каждая страна применяет их целиком или отдельными разделами или вообще не применяет. Однако изготовители продукции, стремящиеся поддержать высокую конкурентоспособность продукции, вынуждены применять стандарты ИСО и других международных организаций.

Разработка стандартов включается в программу технических органов только в том случае, если эти стандарты необходимы для расширения торговли между странами, если они направлены на обеспечение требуемого уровня безопасности людей и охраны здоровья, зашиты окружающей среды.

В практике международной стандартизации основной акцент при разработке стандартов на продукцию делается на установление единых методов испытаний продукции.

Помимо установления указанных требований в международных стандартах определяются требования к продукции в части ее безопасности для жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, взаимозаменяемости и технической совместимости.

Вся область деятельности ИСО разделена между техническими комитетами, которыми разработаны свыше 7000 международных стандартов. Сегодня практически нет такой области техники, кроме стандартов, разработанных МЭК, в которой ни были бы разработаны стандарты ИСО.

Разработкой стандартов в области электротехники, электроники и связи занимается МЭК в соответствии с действующим между этими двумя международными организациями соглашением.

Каждый технический комитет (ТК) имеет утвержденную Советом ИСО сферу деятельности. Технические комитеты подразделяются на общетехнические и на комитеты, работающие в конкретных областях техники. Деятельность общетехнических комитетов направлена на решение общетехнических и межотраслевых задач.

Примерами таких комитетов могут служить ТК 10 "Технические чертежи", ТК 12 "Величины, единицы, обозначения, переводные коэффициенты и таблицы", ТК 37 "Терминология" и др.

В структуре ИСО есть такие ТК, которые представляют собой целую отрасль (ТК по авиационной и космической технике, по химии и др.). В таких случаях в рамках ТК создаются подкомитеты, которые проводят работу в более узких сферах деятельности.

Развитие информационной технологии поставило перед ИСО и МЭК задачу создания совместного технического комитета "Информационная технология" (СТК I), в состав которого вошли ИСО/ТК 97 "Системы обработки информации", МЭК/ТК 83 "Информационная технология" и МЭК/ПК 47 Б "Микропроцессоры".

В последние годы во всех странах большое внимание уделяется вопросам создания на предприятиях современных систем обеспечения качества продукции, которые максимально гарантировали бы потребителю полное соответствие выпускаемой продукции требованиям стандартов. В ряде передовых в промышленном отношении стран мира разработаны и утверждены национальные стандарты, содержащие рекомендации по созданию таких систем на предприятиях (США, Франция, Великобритания и др.). С целью разработки единообразного подхода к решению вопросов качества продукции на предприятиях было решено создать ТК 176"Управление качеством и обеспечение качества", в задачу которого входит стандартизация основополагающих принципов систем качества (серия 9000):

  • - ИСО 9000"Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению";
  • - ИСО 9001 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании";
  • - ИСО 9002 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже";
  • - ИСО 9003 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях";
  • - ИСО 9004 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания".

Был разработан трехъязычный словарь терминов и их определений в области обеспечения качества продукции (ИСО 8402).

Предприятия, внедряющие системы обеспечения качества продукции, могут включать в нее все этапы жизненного цикла продукции, начиная от ее проектирования (разработки) и кончая ее эксплуатацией (стандарт ИСО 9001), либо только часть из них, например контроль качества конечной продукции (стандарт ИСО 9003). При этом стандарт ИСО 9000 дает рекомендации по выбору той системы обеспечения качества на предприятии, которая требуется в зависимости от конкретных условий.

Наиболее полной системой обеспечения качества продукции является система, рекомендуемая стандартом ИСО 9001. В нем отмечается, что требования к системам обеспечения качества продукции устанавливаются при возможности изготовителя хорошо спроектировать, изготовить продукцию и обеспечить ее сервисное обслуживание.

Порядок разработки международных стандартов, функции органов ИСО, их секретариатов определены Директивами, утверждаемыми мэк/исо.

Этот порядок позволяет всем без исключения странам, участвующим в работе технических органов, принимать участие в заседаниях этих органов, представлять на рассмотрение других комитетов-членов предложения о разработке международных стандартов, представлять свои замечания и голосовать по проектам стандартов. Сами проекты международных стандартов разрабатываются рабочими группами, в которых принимают участие специалисты ведущих стран в каждой рассматриваемой области. В зависимости от степени заинтересованности каждый комитет - член ИСО определяет статус своего участия в работе каждого технического комитета. Членство может быть: активным (члены "Р"), в качестве наблюдателя (члены "О").

Активное членство обязывает направлять представителей на заседания технических комитетов, принимать участие в разработке и рассмотрении проектов международных стандартов, голосовать по рассматриваемым документам.

Члены "О" пользуются правом получения одного экземпляра всех рабочих документов ТК и могут участвовать в заседаниях в качестве наблюдателей.

Предусмотрены следующие этапы разработки стандартов:

  • - рассматриваются предложения о включении в программу работ ТК разработку того или иного международного стандарта. Все предложения рассылаются секретариатом ТК или подкомитетом (ПК) всем комитетам-членам, принимающим активное участие в работе данного комитета (подкомитета) вместе с обоснованием целесообразности разработки стандарта. В случае принятия положительного решения по предложению начинается разработка рабочего проекта документа;
  • - в большинстве случаев рабочие проекты документов разрабатываются специально создаваемыми для этих целей рабочими группами, членами которых являются, как правило, ведущие специалисты в данной области заинтересованных стран. Рабочие проекты могут также представляться на рассмотрение ТК или ПК отдельным комитетом-членом (в большинстве случаев такие проекты представляют собой национальные стандарты стран). Такой метод представления рабочих проектов широко используется наиболее передовыми в промышленном отношении странами в силу того, что принятие в дальнейшем проекта в качестве международного стандарта не потребует внесения изменений или пересмотра национального стандарта, а значит, не будет связано с дополнительными затратами в сфере производства. В случае одобрения разработанного рабочего проекта либо на заседании ТК или ПК, либо путем переписки с членами ТК или ПК он регистрируется в Центральном секретариате ИСО в качестве проекта предложения международного стандарта и ему присваивается регистрационный номер;
  • - проект предложения рассылается секретариатом ТК или ПК всем активным членам этого органа на замечания, и после их получения созывается международное заседание, на котором рассматривается техническое содержание проекта. Как правило, входе одного заседания не удается достичь общего решения, поэтому после каждого заседания готовится уточненный проект (первый проект, второй проект и т. д.), который рассматривается на заседаниях. Однако допускается разработка не более трех проектов, после чего рассматривается целесообразность дальнейшей разработки такого стандарта из-за невозможности достичь компромиссного решения;
  • - в случае общего одобрения заседанием рассматриваемый проект направляется в Центральный секретариат для регистрации уже в качестве проекта международного стандарта и для его рассылки на голосование активным членам данного ТК или ПК. После одобрения проекта он направляется на голосование комитетам-членам ИСО, т. е. национальным организациям по стандартизации.

Такая процедура вызвана тем, что в ряде случаев мнение специалистов в рабочих органах может расходиться с мнением национальной организации по стандартизации, которая только вправе принимать окончательное решение в отношении проекта международного стандарта. Однако для сокращения сроков одобрения стандарта предусмотрено комбинированное голосование, когда проект одновременно рассылается и активным членам ТК или ПК и национальным организациям по стандартизации;

  • - проект международного стандарта считается одобренным, если за него подано две трети голосов активных членов данного ТК или ПК и против - не более четверти от общего числа голосов комитетов-членов, принявших участие в голосовании;
  • - издание международного стандарта Центральным секретариатом ИСО осуществляется на английском и французском языках, т. е. на рабочих языках организации. Однако ряд изданий, в частности терминологические стандарты, издаются также и на русском языке.

Процесс разработки международных стандартов в ИСО довольно продолжителен, поэтому в последнее время в ИСО рассматриваются предложения о существенном сокращении сроков разработки стандартов, в частности, путем принятия прогрессивных национальных стандартов отдельных стран в качестве международных стандартов, введения так называемых временных стандартов ИСО и др.

Основные цели и задачи. Международная организация по стандартизации создана в 1946 г. двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации. Фактически работа ее началась с 1947 г. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом как правопреемник распавшегося государства.

При создании организации и выборе ее названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos - равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO ().

ПЛАКО подготавливает предложения по планированию работы , по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.

СТАКО обязан оказывать методическую и информационную помощь Совету по принципам и методике разработки международных стандартов. Силами комитета проводятся изучение основополагающих принципов стандартизации и подготовка рекомендаций по достижению оптимальных результатов в данной области. СТАКО занимается также терминологией и организацией семинаров по применению международных стандартов для развития торговли.

КАСКО занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг, процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО - содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах-членах и МЭК: принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем качества и др.

О работе ИНФКО - см. гл. 3 "Информационное обеспечение работ по стандартизации".

ДЕВКО изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии. В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН. Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.

КОПОЛКО изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах. Этому способствует периодическое издание Перечня международных и национальных стандартов, а также полезных для потребителей руководств: "Сравнительные испытания потребительских товаров", "Информация о товарах для потребителей", "Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров" и др. КОПОЛКО участвовал в разработке руководства /МЭК по подготовке стандартов безопасности.

РЕМКО оказывает методическую помощь путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся (эталонов). Так, подготовлен справочник по и несколько руководств: "Ссылка на в международных стандартах", "Аттестация . Общие и статистическое принципы" и др. Кроме того, РЕМКО - координатор деятельности по с международными метрологическими организациями, в частности, с МОЗМ - Международной организацией законодательной метрологии.

Порядок разработки международных стандартов. Непосредственную работу по созданию международных стандартов ведут технические комитеты (ТК); подкомитеты (ПК, которые могут учреждать ТК) и рабочие группы (РГ) по конкретным направлениям деятельности.

По данным на 1996 г. международная стандартизация в рамках проводится 2832 рабочими органами, в том числе 185 ТК, 636 ПК, 1975 РГ и 36 целевыми группами.

Ведение всех секретариатов ТК и ПК обеспечивают 35 комитетов-членов, в том числе за Россией закреплено 10 ТК, 31 ПК и 10 РГ.

Кроме ведения секретариатов заинтересованные комитеты-члены могут быть активными членами любого ТК или ПК, а также наблюдателями. Для первого случая в существует статус члена Р, а для второго - статус члена О. Россия - активный член - в 145 ТК, а наблюдатель в - 16 ТК.

Схема разработки международного стандарта сводится к следующему: заинтересованная сторона в лице комитета-члена, технического комитета, комитета Генеральной ассамблеи (либо организации, не являющейся членом ) направляет в заявку на разработку стандарта. Генеральный секретарь по согласованию с комитетами-членами представляет предложение в Техническое руководящее бюро о создании соответствующего ТК. Последний будет создан при условиях: если большинство комитетов-членов голосуют "за" и не менее пяти из них намерены стать членами Ρ в этом ТК, а Техническое руководящее бюро убеждено в международной значимости будущего стандарта. Все вопросы в процессе работы обычно решаются на основе консенсуса комитетов-членов, активно участвующих в деятельности ТК.

После достижения консенсуса в отношении проекта стандарта ТК передает его в Центральный секретариат для регистрации и рассылки всем комитетам-членам на голосование. Если проект одобряется 75% голосовавших, он публикуется в качества международного стандарта.

Разработка проекта стандарта в технических органах всегда связана с необходимостью преодоления определенного представителей отдельных стран (нередко это крупнейшие производители и экспортеры товаров) по техническим требованиям и нормам, которые должны включаться в содержание будущего международного стандарта. Высшим достижением для национального комитета-члена является принятие национального стандарта в качестве международного. Однако следует учесть, что при планировании работ в для включения в программу стандартизации учитываются следующие критерии: влияние стандарта на расширение международной торговли, обеспечение безопасности людей, защита . На основе этих положений должно быть представлено веское обоснование предложения.

По своему содержанию стандарты отличаются тем, что лишь около 20% из них включают требования к конкретной продукции. Основная же масса нормативных документов касается требований безопасности, взаимозаменяемости, технической совместимости, методов испытаний продукции, а также других общих и методических вопросов. Таким образом, использование большинства международных стандартов предполагает, что конкретные технические требования к товару устанавливаются в договорных отношениях.

Стимулирование "сомоподдерживающих" элементов указанной выше программы: поощрение создания новых стандартов для промышленности, развитие взаимоотношений с ВТО на условиях оказания необходимой технической помощи. В частности, предполагается всячески способствовать включению требований к поставляемой продукции со стороны государств в международные стандарты , что должно положительно сказаться на признании оценки соответствия;

Забота о повышении качества деятельности по национальной стандартизации в развивающихся странах, где главное внимание уделяется выравниванию уровней стандартизации.

Углубление и расширение международного сотрудничества во всех областях человеческой деятельности обеспечило пере­вод работ по международной стандартизации на более высокий уровень. При этом качественно новый этап в области стандарти­зации на многосторонней основе характеризуется заметным ко­личественным, структурным и функциональным ростом. Сегод­ня из 4,5 тыс. всех международных организаций рассмотрением вопросов, связанных со стандартизацией, занимаются более 400.

Начало международного сотрудничества в области стандартизации относится к 1921 г. К официальным организациям в международной системе стандартизации относятся:

ИСО – Международная организация по стандартизации.

МЭК – Международная электротехническая комиссия.

МСЭ – Международный союз по телекоммуникациям.

B 1946 г. под эгидой ООН была создана Международная организация по стандартизации (ISO – International Standards Organization). ИСО – непра­вительственная организация, осуществляющая разработку международных стандартов и международное сотрудничество в области стандартизации (штаб-квартира в Лондоне). B ра­боте ИСО участвует более 120 стран. Главная цель ИСО – содействие развитию стандартизации в мировом масштабе с целью упрощения международного товарообмена и взаимо­помощи, а также для расширения сотрудничества в сфере ин­теллектуальной, научно-технической и экономической дея­тельности. При этом в круг компетенции ИСО входит:

Принятие мер, направленных на упрощение, совершенствование методов согласования стандартов во всех областях их применения в мировом масштабе;

Разработка, принятие международных стандартов, их информационное обеспечение;

Организация внутренних информационных потоков;

Налаживание сотрудничества с другими международными организациями для совместного решения смежных вопросов.

Высшим органом ИСО является Генеральная Ассамблея. B период между сессиями Генеральной Ассамблеи деятельностью организации руководит Совет во главе с президентом ИСО. Рассмотрением и подготовкой решений по конкретным вопросам занимаются постоянные и временные комитеты Совета. При Совете создано дополнительное бюро, которое руководит техническими комитетами ИСО. Проекты международных стандартов разрабатываются непосредственно рабочими группами, действующими в рамках технических комитетов.

Технические комитеты (ТК) подразделяются на общетехнические и комитеты, работающие в конкретных областях техники. Общетехнические ТК (в ИСО их насчитывается 26) решают общетехнические и межотраслевые задачи. K ним, например, относятся ТК 12 «Единицы измерений», ТК 19 «Предпочтительные числа», ТК 37 «Терминология». Остальные ТК (более 200) действуют в конкретных областях техники (ТК 22 «Автомобили», ТК 39 «Станки» и др.). ТК, деятельность которых охватывает целую отрасль (химия, авиационная и космическая техника и др.), организуют подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ).

B зависимости от степени заинтересованности каждый член ИСО определяет статус своего участия в работе каждого ТК. Членство может быть активным и в качестве наблюдателей. Проект международного стандарта считается принятым, если он одобрен большинством (75 %) активных членов ТК.

B последнее время во всех развитых странах концентрируются усилия по разработке и внедрению на предприятиях современных систем качества. B ряде стран Западной Европы и в США введены национальные стандарты, определяющие параметры этих систем. B 1979 г. создан ТК 176 «Системы обеспечения качества», в задачи которого входит стандартизация и гармонизация основополагающих принципов систем обеспечения качества. B 1987 г. была опубликована первая версия четырех стандартов ИСО серии 9000, направленных на единообразный подход к решению вопросов качества продукции на предприятиях. Стандарты ИСО серии 9000 приняты в качестве национальных в различных модификациях в более чем 100 странах мира. Например, в США они известны с обозначением ANST/ASQC 090, в Японии – JIS 9000, в Англии – BS 5750, в Дании – DS/EN 29000, в Германии – DIN/ISO 9000, во Франции – NF X50.121. Во всех случаях содержание стандартов почти аналогично, и все они включают требования к системе качества компании как основное условие для достижения стабильного качества выпускаемой продукции.

Другими органами Совета ИСО являются Техническое бюро и семь комитетов: СТАКО, ПЛАКО, КАСКО, ДЕВКО, КОПОЛКО и РЕМКО.

СТАКО оказывает методическую и информационную помощь Совету ИСО по принципам и методике разработки международных стандартов. Он проводит изучение основополагающих принципов стандартизации и подготовку рекомендаций по достижению оптимальных результатов в данной области. СТАКО занимается также терминологией и организацией семинаров по применению международных стандартов для развития торговли.

ПЛАКО подготавливает предложения по планированию работы ИСО, организации и координации технических сторон работы.

КАСКО занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг, процессов и систем качества требованиям стандартов, компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО – содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия.

ДЕВКО изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области.

КОПОЛКО изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию, а также доведения до них необходимой информации о международных стандартах. Большую роль в этом играют издаваемые им руководства: «Сравнительные испытания потребительских товаров», «Информация о товарах для потребителей», «Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров» и др.

РЕМКО занимается разработкой руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Кроме того, РЕМКО является координатором деятельности ИСО по стандартным образцам с международными метрологическими организациями, в частности с Международной организацией законодательной метрологии.

Работа ИСО в настоящее время осуществляется в рамках 185 ТК, 636 ПК, 1975 РГ. Стратегическим партнером ИСО, с которым она в значительной мере согласовывает свою деятельность, является Всемирная торговая организация (ВТО).

B целом представительство России в рабочих органах ИСО значительно меньше Германии, Великобритании, США и Франции. Это обстоятельство не может не отражаться на лидерстве страны в разработке международных стандартов. K сожалению, в последние годы наблюдается резкое снижение роли России в деятельности ИСО и других международных организаций по стандартизации.

Другая, не менее авторитетная, организация – Международная электротехническая комиссия (МЭК) – разрабатывает стандарты в области электротехники, радиоэлектроники, связи. Она была создана в 1906 г. Разновременность образования и разная направленность МЭК и ИСО определили факт параллельного существования двух крупных международных организаций, с учетом общности задач ИСО и МЭК, а также возможности дублирования деятельности отдельных технических органов. Между этими организациями заключено соглашение по разграничению и координации сферы деятельности.

Наша страна является членом МЭК с 1922 г. Высший руководящий орган МЭК – Совет, в котором представлены все национальные комитеты. Основным координационным органом является Комитет действий, в подчинении которого работают комитеты по направлениям и консультативные группы:

АКОС – консультативный комитет по вопросам электробезопасности электробытовых приборов, радиоэлектронной аппаратуры, высоковольтного оборудования и др.;

АСЕТ – консультативный комитет по вопросам электроники и связи; занимается, так же как и АКОС, вопросами Электробезопасности;

КГЭМС – координационная группа по электромагнитной совместимости;

КГИТ – координационная группа по технике информации;

Рабочая группа по координации размеров.

Бюджет МЭК, как и бюджет ИСО, складывается из взносов стран-членов этой организации и поступлений от продажи международных стандартов. Структура технических органов МЭК такая же, как и ИСО: технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы. B МЭК функционируют 80 ТК, часть которых (как и в ИСО) разрабатывает МС общетехнического и межотраслевого характера, а другая – МС на конкретные виды продукции (бытовая радиоэлектронная аппаратура, трансформаторы, изделия электронной техники).

МЭК сотрудничает с ИСО, совместно разрабатывая руководства ИСО/МЭК и директивы ИСО/МЭК по актуальным вопросам стандартизации, сертификации, аккредитации испытательных лабораторий и методическим аспектам. Объединенный программный комитет ИСО/МЭК занимается распределением ответственности двух организаций по вопросам, касающимся смежных областей техники, атакже планирует работу.

Результаты сотрудничества двух самых крупных международных организаций направлены на повышение эффективности и практической значимости международных стандартов, ускорение их принятия в качестве национальных, повышение заинтересованности всех участников международного обмена товарами и услугами в стандартизации как способе содействия развитию торговли, устранению нетарифных барьеров. B качестве одного из наиболее значимых результатов следует назвать систему МЭК по испытаниям электрооборудования на соответствие стандартам безопасности, призванную содействовать международной торговле электрооборудованием для сферы конечного потребления, а именно: бытовым электрооборудованием, электронно-вычислительной техникой, светотехническими товарами и пр.

Имея совместные интересы в области стандартизации, ИСО и МЭК договорились объединить свои усилия, создав в 1987 г. единый орган – Объединенный технический комитет 1 (ОТК 1), предназначенный для формирования всеобъемлющей системы базовых стандартов в области информационных технологий и их расширений для конкретных сфер деятельности. Этот комитет тесно сотрудничает с Международным союзом электросвязи (МСЭ).

МСЭ, относящийся к официальным международным организациям, – межправительственная организация, специализирующаяся в области стандартизации электросвязи. Она объединяет более 500 правительственных и неправительственных организаций. Основная задача МСЭ состоит в координации разработки гармонизированных на международном уровне правил и рекомендаций, предназначенных для построения и использования глобальных телесетей и их сервисов.

Структура МСЭ включает три сектора:

Радиокоммуникации – сектор, включающий общие функции комитета по радиосвязи, а также задачи, выполнявшиеся советом по регистрации частот;

Стандартизации телекоммуникаций – сектор, который принял на себя функции комитета по телеграфии и телефонии, а также функции комитета по радиосвязи, связанные с выходом средств радиосвязи на сети общего пользования;

Развития телекоммуникаций – сектор, определяющий вопросы стратегии и политики развития систем электросвязи.

Высшим звеном организационного управления МСЭ служит Всеобщая конференция, определяющая стратегические решения, связанные с направлениями деятельности и структурой организации, а также формирующая исполнительный орган – Совет, осуществляющий выполнение намеченных конференцией задач. Высшим органом управления каждого сектора является всемирная конференция соответствующей (для данного сектора) тематической направленности.

Для организаций определены следующие пять классов членства:

Класс A – национальные министерства и ведомства связи;

Класс B – крупные частные корпорации, работающие в области электросвязи;

Класс C – научные организации и предприятия, производящие связное оборудование;

Класс D – международные организации, в том числе организация ИСО;

Класс E – организации из других областей деятельности, но заинтересованные в работе в данном секторе.

Основная деятельность по разработке стандартов выполняется исследовательскими группами, каждая из которых имеет собственное направление. Состав исследовательских групп достаточно стабилен. Он выбран по тематическому принципу таким образом, чтобы обеспечить полноту охвата всех актуальных направлений Технологий электросвязи.

Значимым результатом такого сотрудничества является соглашение об общем тексте для стандартов ИСО/МЭК. B других случаях это сотрудничество проявляется в принятии одной организацией текста стандарта, разработанного другой организацией. Еще одной формой сотрудничества является совместная разработка стандартов.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) – многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы и правила, которыми руководствуются во взаимных торговых отношениях участвующие в нем страны. Это международная экономическая организация, предшественница ВТО, регулировавшая правила международной торговли согласно принципу либерализма. ГАТТ оставалась единственным инструментом регулирования международной торговли до того момента, когда была создана специализированная Всемирная торговая организация в 1995 г.

ВТО как преемница ГАТТ призвана регулировать торговополитические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений. Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума государств-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, а также для осуществления контроля за реализацией соглашений и договоренностей. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо больше полномочий. Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.

Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению основных соглашений и юридических инструментов, т.е. многосторонних торговых соглашений, на основе норм и правил которых регулируется свыше 90 % мировой торговли товарами и услугами.

Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии конференции собираются для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам. Министерская конференция ВТО учреждает Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса, Комитет по бюджету, финансам и администрации, а также Комитет по торговле и окружающей среде.

Участники ВТО представлены тремя группами:

Полноправные участники;

Наблюдатели;

Международные организации.

Россия ведет активные переговоры по вступлению в ВТО. Необходимость этого обусловлена задачами международной интеграции, условиями доступа на мировые рынки, привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Осложняет этот процесс то, что Россия намерена получить статус страны с рыночной экономикой, что налагает особые условия на процедуру вступления.


ГЛАВА 2. ОСНОВЫ МЕТРОЛОГИИ

Метрология (от греч. «метро» – мера, «логос» – учение) – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

В современном обществе метрология как наука и область практической деятельности играет большую роль. Это связано с тем, что практически нет ни одной сферы человеческой деятельности, где бы не использовались результаты измерений.

Измерения являются неотъемлемой частью большинства трудовых процессов. Затраты на обеспечение и проведение измерений составляют около 20 % от общих затрат на производство продукции.

На основе измерений получают информацию о состоянии производственных, экономических и социальных процессов. Измерительная информация служит основой для принятия решений о качестве продукции при внедрении систем качества, в научных экспериментах и т.д. И только достоверность и соответствующая точность результатов измерений обеспечивают правильность принимаемых решений на всех уровнях управления. Получение недостоверной информации приводит к неверным решениям, снижению качества продукции, возможным авариям.

Эффективное сотрудничество с другими странами, совместные разработки научно-технических программ, дальнейшее развитие торговых отношений требуют растущего взаимного доверия к измерительной информации, являющейся по существу основным объектом обмена при совместном решении научно-технических проблем, основой взаимных расчетов при торговых операциях, заключении контрактов на поставку материалов, изделий, оборудования. Создание единого подхода к измерениям гарантирует взаимопонимание, возможность унификации и стандартизации методов и средств измерений, взаимного признания результатов измерений и испытаний продукции в международной системе товарообмена.

(ISO – International Organization for Standardization, - ред.) – крупнейшая в мире организация, занятая выработкой международных стандартов, созданием руководств к ним. Членами ISO являются частные и государственные организации по стандартизации со всего мира, действующие на национальном уровне. Поскольку, по правилам ISO, членство в ней может иметь лишь одна организация из одной страны, независимо от формы собственности организации, а представительство в ISO получает обычно самая влиятельная структура в сфере выработки нормативов в том или ином государстве, - то организация-член ISO, фактически, представляет свою страну. О представительстве стран вполне официально говорится во многих публикуемых ISO материалах. Что касается организаций-членов, то здесь основными условиями являются два: 1) повторимся, одна организация – одна страна; 2) участвующий в работе ISO орган должен иметь возможность издавать на территории своей страны национальные стандарты. Впрочем, когда речь заходит об отдельных странах, появляются исключения. Например, Гонконг, который имеет особый статус в составе Китая, представляет одна организация по стандартизации, а сам Китай – совсем другая. Всего, на данный момент, членство в ISO имеют 163 государства, – среди которых почти все сколько-нибудь заметные экономики мира. Одно это – полное представительство заметных игроков на всемирном рынке делает ISO влиятельной организацией. Но есть еще целый ряд важных обстоятельств, которые указывают на это влияние. В частности, ISO пользуется поддержкой ООН (Организация Объединенных Наций, - ред.). Связь ISO и ООН оформлена в консультативный статус, который имеет международная организация в Экономическом и социальном совете ООН (ЭКСОС, - ред.). Консультативный статус дает ISO право готовить для ООН доклады по положению стандартизации в мире, а также, например, подавать жалобы в ООН на нарушение странами-членами Совета Европы прав человека, перечисленных в «Европейской социальной хартии». Здесь, однако, нужно сделать оговорку, что не все страны, входящие в состав Совета Европы ратифицировали соответствующий договор Организации Объединенных Наций. За внедрение стандартов ISO активно ратует и другая влиятельнейшая международная организация – ВТО (Всемирная торговая организация, - ред.). Знаки этой поддержки тоже отыскать несложно. Например, в 2011 году на 34 Генассамблее ISO выступал глава , Паскаль Лами, который, в частности, обратился к делегатам со следующими словами…

Цитата: ‘Воспримите, пожалуйста, это послание как поощрение со стороны ВТО на дальнейшую разработку международных стандартов. Стандартов, которые разрабатываются в обстановке прозрачности и всеобщей вовлеченности, и которые включают передовые технологии’

Руководитель Всемирной торговой организации в своем выступлении подчеркнул взаимодополняющий характер взаимоотношений ISO и ВТО. По словам П. Лами, реализация целей ВТО невозможна при отсутствии единого, понятного всем технического языка, который достигается публикацией и распространением международных стандартов.

Какие документы выпускает Международная организация по стандартизации? На сайте говорится, что их общее количество на сегодняшний день составляет 19 500. Чтобы определить, есть ли среди них тот стандарт, который вас касается, проще всего воспользоваться единым классификатором нормативов ISO – он называется ICS (МКС – Международный классификатор стандартов, – ред.). Не стоит заранее разочаровываться найти в нем ваш специфический предмет. Что вы скажете, если узнаете, что в числе стандартов ISO есть и ISO 8601, который закрепляет воскресение в качестве последнего дня недели. Россию в организации представляет Федеральное агентство по техническому регулированию (Росстандарт, – ред.). В числе рабочих языков ISO есть и русский, наряду с английским и французским. В отечественных источниках наряду с англоязычной аббревиатурой ISO можно встретить его русскоязычную кальку: «ИСО», хотя полное название международной организации по стандартизации не может быть переведено на русский с соблюдением тех же букв в аббревиации. Это связано с тем, что учредители ISO, в числе которых , договорились, что аббревиатура ISO на любой язык будет переводиться буквально, без учета перевода слов, входящих в это сокращение.

Для более или менее успешного первоначального знакомства с вселенной Международной организации по стандартизации стоит еще знать, что решения принимаются консенсусом организаций-членов, при этом, наряду с полноправным членством есть ряд других форм участия в международной структуре, которые предполагают определенные ограничения в правах. Существование нескольких форм объясняется разной ситуацией с выработкой стандартов и разными материальными возможностями развитых и развивающихся государств. Полноправные государства-члены также вносят в копилку ISO неодинаковые суммы – членский взнос определяется территорией, экономическим потенциалом конкретного государства. С другой стороны, бюджет «International Organization for Standardization» лишь отчасти формируется участниками. Довольно значительные суммы международная структура получает от продажи текстов стандартов заинтересованным представителям экспертного сообщества и бизнесменам. Отельные стандарты ISO группируются в серии: одни стандарты вводят основную терминологию, например, а другие содержат конкретные практические указания по аудиту объекта стандарта или по его внедрению. Руководства (guides, - ред.) поясняют отдельные моменты, связанные с текстами стандартов. Одни стандарты годятся для сертификации, поскольку содержат критерии соответствия – требования, другие – нет. Стандарты ISO имеют прямое отношение к российской стандартизации, поскольку 40% отечественных стандартов, представляют собой перевод нормативных документов «International Organization for Standardization». Отсюда особое обозначение таких стандартов – ГОСТ Р ИСО (на уровне нескольких стран СНГ принимают еще и «ГОСТ ISO», – ред.). В ближайшее время соответствие российских стандартов стандартам ISO планируется довести до 60%. Существует проблема перевода стандартов ISO на русский язык, из-за которого оригиналы ISO и тексты ГОСТ Р ИСО иногда признаются неэквивалентными рядом экспертов и частных объединений в области стандартизации. Государственный курс на гармонизацию стандартов связан с общемировой тенденцией по внедрению на национальном уровне международных стандартов, в интересах упрощения трансграничной торговли. Самой распространенной в мире серией стандартов ISO являются стандарты систем менеджмента качества. В одном из ежегодных отчетов организации, например, содержатся такие цифры: в 2008, всего, по миру было выдано 982832 сертификата соответствия ISO 9001. Этот стандарт основной в группе, так как в нем зафиксированы конкретные параметры, по которым можно судить о системе управления качеством в той или иной компании. В частности, в тексте стандарта перечислено, какие нормативные документы нужно создать на предприятии, чтобы систематизировать менеджмент качества. В самом начале текста, даны самые общие принципы работы в этой сфере. Стандарт основан на давно существующей, и, доказавшей свою эффективность методологии « » или по-английски (Plan-Do-Check-Act, ред.). В ISO 9001 дан, кроме всего прочего, еще и конкретный перечень требований, которые нужно исполнять в компании, чтобы добиться создания полноценной системы менеджмента качества. Среди влиятельных стандартов ISO, есть нормативный документ , который посвящен экологической безопасности на предприятии. Его главной особенностью является, то, что он требует от организации не просто каких-либо конкретных мер в направлении экологически ответственного ведения дел, а мер, адекватных наносимому вреду. Так же, как и – он предлагает развернутую, но обобщенную методологию внедрения стандарта на предприятии. выделяются нормативы серии ISO 27000 – первые в мире стандарты по обслуживанию IT-сервисов, стандарт по энергоменеджменту ISO 50001; ISO 19001, ISO 17021 – всецело посвященные такому аспекту сертификации систем менеджмента, как проведение аудитов. Серия стандартов ISO 1000 регулирует строительство. Отдельно стоит сказать о стандарте охраны труда . Строго говоря, он не относится к числу стандартов ISO, так как разработан и внедряется совершенно отдельной группой разработчиков. Но ISO, устами своих чиновников высказывает ему такую поддержку, а слухи о том, что он в скором времени может быть принят в качестве стандарта ISO, столь стойкие, что его нельзя не упомянуть, рассказывая о влиятельных нормативных документах Международной организации по стандартизации. Интересна и востребована в профессиональном сообществе серия стандартов ISO 22000, посвященная управлению продовольственной безопасностью. Разработка всех стандартов ISO подчиняется стандартному алгоритму работы. В рамках разработки последовательно принимаются следующие документы:

  1. Предварительная рабочая тема (Preliminary work item – код этапа – 00, – ред.).
  2. Новая рабочая тема (New work item proposal – код этапа – 10, – ред.).
  3. Рабочий проект (Working draft – код этапа – код этапа – 20, – ред.).
  4. Проект комитета (Committee draft – код этапа – 30, – ред.).
  5. Проект международного стандарта (Draft international standard – код этапа – 40, – ред.).
  6. Окончательный проект (Final draft international standard – код этапа – 50, – ред.).
  7. Международный стандарт (International standard – код этапа – 60, – ред.)

Необходимо отметить, что в Международной организации по стандартизации с недавних пор существует ускоренная процедура принятия стандартов, которая применяется к некоторым стандартам –

ИСО (Международная организация по стандартизации) является крупнейшим в мире разработчиком Международных стандартов. ИСО это сеть национальных организаций по стандартизации 157 стран. Одну страну представляет одна организация, центральный аппарат находится в Швейцарии и координирует работу всей организации.

ИСО это неправительственная организация, которая связывает государственный и частный сектор, таким образом способствует консенсусу, который должен быть достигнут на основе решений, отвечающих требованиям бизнеса и потребителям общества.

Названию «Международная организация по стандартизации» дано сокращение «ИСО» от греческого isos, что значит «равный». Независимо от страны и языка краткая форма названия организации всегда звучит ИСО.

Стандарты ИСО обеспечивают желательные характеристики изделий и услуг, делают разработку, изготовление и поставку изделий и услуг более эффективными, безопасными и хорошего качества, тем самым способствуют торговле между странами, обеспечивают техническую базу и базу для защиты потребителей и пользователей в целом, в вопросах касающихся изделий и услуг - делают жизнь проще, предоставляя решения общих проблем.

Стандарты ИСО обеспечивают технологические, экономические и социальные преимущества:

  • для промышленности и торговли - поставщики могут разрабатывать и предлагать изделия и услуги, отвечающие техническим требованиям, принятым в международном масштабе;
  • для покупателей - совместимость техники предлагает широкий выбор товаров и услуг, благодаря конкуренции между поставщиками они только выигрывают;

Правительствам Международные стандарты обеспечивают технологическую и научную базу в области здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды. В торговле - равные условия всем конкурентам на рынке, для потребителей гарантирует качество, безопасность и надежность изделий и услуг.

Сторонами заинтересованными в международной стандартизации, являются все те группы, которые заинтересованы в ней потому, что они испытывают ее влияние, и поэтому хотят внести свой вклад в процесс разработки международных стандартов. Заинтересованные стороны участвуют в технической работе ИСО через национальные делегации, назначаемые странами-членами ИСО, или через сотрудничающие организации. Национальные организации обычно состоят из смешанных групп заинтересованных сторон, они представляют мнения, консолидированные на национальном уровне до того, как делегации примут участие в заседаниях ИСО. Основные группы заинтересованных сторон:

  • промышленные и промышленно-торговые ассоциации;
  • высшие учебные заведения, научные и академические организации;
  • потребители и потребительские ассоциации;
  • правительственные и регулирующие органы.

Стандарты ИСО разрабатываются техническими комитетами (подкомитетами или комитетами по проектам), включающими в себя специалистов из производственных, технических и экономических секторов, которые делали запрос о разработке и которые впоследствии введут их в действие. К этим специалистам могут присоединяться представители правительственных органов, испытательных лабораторий, потребительских ассоциаций, неправительственных организаций и академических кругов. Предложения о создании новых технических комитетов рассылаются всем национальным комитетам-членам ИСО, которые могут иметь статус постоянного (Р) члена комитета, наблюдатель (О), либо совсем не становится членом комитета.. Административную поддержку работе комитета оказывает Техническое руководящее бюро, которое само подотчетно Совету ИСО. Специалисты участвуют в разработке стандарта как члены делегации, которую формирует национальный комитет - член ИСО. От национальных делегаций требуется представлять не только мнения организаций, в которых работают специалисты, но и мнения других заинтересованных сторон. Согласно правилам ИСО национальному комитету - члену следует учесть точки зрения всех сторон, заинтересованных в разрабатываемом стандарте. Это позволит ему представить техническому комитету консолидированную, согласованную в национальном масштабе, позицию. Международные и региональные организации частного и государственного секторов могут обратиться с просьбой о предоставлении им статуса сотрудничающей организации, чтобы участвовать в разработке стандарта или быть информированными о ходе работы над ним. Такие организации могут представлять замечания по последовательным проектам стандартов, предлагать новые рабочие темы, но не имеют права голоса. Каждый рабочий день происходит семь технических заседаний ИСО. Между заседаниями специалисты продолжают разработку стандартов, используя электронные средства связи.

Каждый полноправный комитет - член может принять участие в разработке любого стандарта, который будет являться важным для его страны. Независимо от величины и стабильности экономики страна-член ИСО имеет один голос и равное право влиять как на направление работ ИСО в стратегическом плане, так и на содержание ее отдельных стандартов. Как неправительственная организация, ИСО не имеет юридического полномочия принуждать кого-либо к внедрению стандартов. Страны могут вынести решение о принятии стандартов ИСО, - в основном тех, которые касаются вопросов здравоохранения, безопасности или экологии, в качестве регламентов или ссылочных документов в законах, для которых они обеспечивают техническую базу. К тому же стандарты ИСО добровольные, они могут стать требованием рынка.

ИСО не занимается регулированием или законодательством. ИСО разрабатывает только те стандарты, на которые есть рыночный спрос. Обычно работа ведется специалистами из промышленных, технических и экономических секторов, в которых появился спрос на стандарты и которые потом вводят их в действие. Стандарты ИСО основаны на международном консенсусе среди специалистов в данной области. Принимая во внимание и развивающиеся технологии и развивающиеся интересы, ИСО требует периодического пересмотра своих стандартов каждые пять лет, чтобы принять решение: вести их дальше, актуализировать или отменить. Стандарты ИСО представляют собой технические соглашения, которые обеспечивают структуру для совместимости технологий в международном масштабе. На сегодняшний день ИСО разработано порядка 16 000 Международных Стандартов.


ИСО разработала схему представления различных видов имеющихся в наличии своих документов:

  • Стандарт ИСО (ISO)
  • Общедоступные технические требования ИСО/ОТТ (ISO/PAS)
  • Технические требования ИСО/ТТ (ISO/TS)
  • Технический отчет ИСО/ТО (ISO/TR)
  • Соглашение международного семинара СМС (IWA)
  • Руководство ИСО (ISO/Guide)

В своей работе ИСО руководствуется Стратегическим планом, утвержденным на пять лет. Члены ИСО являются единственными ее представителями в своих странах. Они подразделяются на три категории: комитеты - члены (полноправные члены), члены - корреспонденты и члены - абоненты. Право голоса имеют только комитеты-члены. Ежегодно проводится Генеральная Ассамблея, в которой принимают участие руководство ИСО и делегаты, выбранные комитетами-членами. Члены-корреспонденты и члены-абоненты могут участвовать в качестве наблюдателей. В число руководства входят: Президент, Вице-Президент (по политике), Вице-Президент (по техническому управлению), Казначей, Генеральный секретарь.

Структура ИСО

  1. ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ
    • 1.1 Руководство
    • 1.2 Делегаты от

Комитетов-членов;

Членов-корреспондентов;


· Постоянные комитеты при Совете

Стратегия

· Консультативные группы

· Техническое руководящее бюро


· Стратегические и технические консультативные группы и РЕМКО (REMCO)

· Технические комитеты

В Уставе ИСО сказано, что Генеральная Ассамблея является высшим органом власти ИСО, однако, большую часть управленческих функций выполняет Совет. Совет заседает дважды в год, и членами в нем по очереди становятся члены ИСО. Под руководством Совета работают несколько комитетов по разработке политики, чтобы обеспечить стратегическое руководство разработкой стандартов в пересекающихся областях. Это КАСКО (CASCO) (оценка соответствия), КОПОЛКО (COPOLCO) (политика в области интересов потребителей), ДЕВКО (DEVCO) (вопросы, касающиеся развивающихся стран). Техническое руководящее бюро (ТРБ) (TMB) подчинено совету ИСО и несет ответственность за общее руководство технической работой, в том числе по отношению к ряду консультативных групп по стратегическим и техническим вопросам. Страны - члены могут быть делегированы/выбраны в ТРБ (TMB) согласно критериям, установленным Советом. Деятельностью руководит Генеральный секретарь (главное административное лицо) который ответственен перед Советом. Центральный Секретариат ИСО и генеральный Секретарь находятся в Женеве вместе с необходимым штатом, который обеспечивает административную и техническую поддержку членам ИСО, координирует программу децентрализованной разработки стандартов и публикует результаты. Центральный Секретариат ИСО действует также как секретариат управляющих органов, комитетов по разработке политики и подчиненных им органов.