Технический комитет о стандартизации (ТК) – это установленная национальным органом по стандартизации форма сотрудничества юридических и физических лиц, осуществляемого на добровольной основе в целях организации и проведения работ в области национальной, региональной и международной стандартизации по закреплённым объектам стандартизации или областям деятельности.

Порядок участия фирм в работе технических комитетов установлен в ГОСТ Р 1.1–2005 «Стандартизация в Российской Федерации. Технические кометы по стандартизации. Порядок создания и деятельности» .

Членство в технических комитетах добровольное. По решению членов ТК могут быть установлены членские взносы. При участии в некоторых социальных проектах члены ТК могут договориться о несении дополнительных денежных средств, но участие в проектах добровольное.

Что стать членом технического комитета по стандартизации организация должна представить секретариат ТК следующую информацию:

– почтовый и юридический адреса;

– организационно-правовая форма организации;

– фамилия, имя, отчество руководителя организации;

– фамилия, имя, отчество полномочного представителя организации с указанием номеров телефона и факса, а также адреса электронной почты;

– сведения о квалификации специалистов в области деятельности ТК.

Если у организации изменились реквизиты или назначен новый полномочный представитель организации, то в течение пяти дней организация должна известить об этом секретариат. Член ТК имеет право выйти из его состава, письменно уведомив об этом секретариат.

Организация участвует в работе ТК через своих полномочного представителя, который получает всю корреспонденцию от ТК, участвует в заседаниях ТК, голосует от имени организации. Полномочный представитель должен иметь письмо-доверенность от руководителя организации для принятия решений по финансовым вопросам, которые обсуждаются на заседаниях ТК.

ТК возглавляет председатель. Его кандидатуру предлагает организация, на базе которой создаётся ТК, а Росстандарт утверждает это решение. Помимо председателя есть секретариат ТК и рядовые члены.

Члены ТК имеют ряд прав:

– получать информацию о программе работ ТК и международного (регионального) комитета-аналога;

– получать для рассмотрения проекты стандартов, экспертизу по которым осуществляет данный ТК и давать по ним заключения;

– участвовать в обсуждении проектов стандартов на заседании ТК;

– подавать предложения о разработке стандартов и разрабатывать их;

– предлагать своих представителей для назначения их экспертами рабочих групп международного комитета-аналога;


– получать от секретариата информационные материалы;

– выбирать кандидатуру председателя ТК;

– участвовать в обсуждении технических регламентов.

Наряду с правами члены ТК имеют и обязанности:

– обеспечивать канал получения информации от секретариата;

– обеспечить участие своих представителей в работе ТК;

– добиваться принятия решений ТК на основ консенсуса;

– не осуществлять действий, способных дискредитировать идеи и цели национальной стандартизации.

В случае нарушения членов ТК установленных правил секретариат ТК имеет право направить данной организации предупреждение, а если член ТК и далее не будет выполнять своих обязательств, то на общем заседании ТК может быть принято решение об его исключении из состава членов ТК.

В России установлен определённый порядок создания технических комитетов.

Организация, желающая взять на себя ведение секретариата, разрабатывает проект Положения о ТК, составляет предварительный бизнес-план [Прил. 10 ]. К бизнес-плану прилагается перечень национальных и межгосударственных стандартов ответственность за актуализацию которых готов взять на себя создаваемый ТК.

Затем организация подаёт заявление о регистрации ТК в национальный орган по стандартизации [Прил. 9 ]. К заявлению прикладывают письма организаций, которые выразили поддержку созданию ТК и готовы участвовать в его работе.

Национальный орган по стандартизации рассматривает заявление и принимает по ней решение и жжет отказать в регистрации по нескольким причинам:

– не выполнены формальные моменты (не приложен комплект документов для создания ТК, либо эти документы неверно или неполно заполнены);

– ТК с заявленной областью деятельности уже существует;

– в представленном организацией бизнес-плане недостаточно изложены обоснования целесообразности работ по стандартизации и привлечения ресурсов в данной сфере экономики;

– у Росстандарта имеются основания полагать, что данная организация не в состоянии обеспечить равный учёт интересов всех сторон.

Обозначение ТК включает в себя буквы «ТК», идентификационный номер и наименование. Сведения о ТК вносятся Росстандартом в Автоматизированную информационную систему (АИС).

ТК принимает решения на заседаниях путём голосования, которое организуется секретариатом ТК. Кворум для проведения заседания составляет 2/3 списочного состава ТК. Заседания ТК открытые, то есть в них могут принимать участие представители любых организаций и физические лица, в частности, подавшие замечания на проекты стандартов в период их публичного обсуждения, но без права голоса. Решение считается принятым, если за него проголосовали более 50% списочного состава ТК. Каждая организация в составе ТК имеет один голос независимо от численности её делегации. В деятельности ТК установлен принцип консенсуса при принятии решений, особенно, если речь идёт о проектах национальных стандартов [Прил. 8 ].

ТК проводит экспертизу (научно-техническую, терминологическую, правовую, метрологическую и др.) проектов национальных стандартов и готовит для Росстандарта мотивированное заключение об утверждении или отклонении документа. Также по отдельным заявкам организаций ТК может проводить экспертизу стандартов организаций с выдачей экспертного заключения.

Деятельность ТК контролируется Росстандартом через отчётные документы, предоставляемые секретариатом ТК (Прил.). Росстандарт при этом предоставляет секретариату ТК доступ к следующим своим документам:

– приказы Росстандарта;

– нормативная документация, в которой установлены правила стандартизации в России;

– АИС «Программа разработки национальных стандартов», «Разработка стандартов», «Разработка международных стандартов», «Технические комитеты», а также общероссийские классификаторы;

– национальные, межгосударственные, международные и, по возможности, региональные стандарты в области деятельности ТК.

Резюме

– в России официально признано право организаций любых форм собственности на разработку своих внутренних стандартов, охватывающих различные аспекты деятельности фирм, которое обеспечивается положениями Федерального закона РФ «О техническом регулировании» и основополагающего стандарта ГОСТ Р 1.4;

– для обеспечения проведения работ по стандартизации в рамках отдельной организации законодательство России предусматривает возможность создания специальных служб по стандартизации на предприятиях, но условиях существования в туристской индустрии большого количества малых организаций службы стандартизации могут реализовывать поставленные цели в рамках объединений туристских организаций;

– создание и функционирование технических комитетов по стандартизации основано на принципах целесообразности и прозрачности и праве любой организации стать инициатором создания технического комитета в рамках законодательства России.

Таким образом, российские туристские стандарты образуют в совокупности систему, переживающую период реформирования.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение стандарта организации.

2. В чём Вы идите смысл в разработке стандартов организации в рамках конкретной фирмы?

3. Назовите особенности стандартов организации в сравнении с национальными стандартами России.

4. Назовите задачи службы стандартизации.

5. Что такое технический комитет по стандартизации.

6. Раскройте порядок создания технического комитета по стандартизации.

7. Охарактеризуйте порядок взаимодействия между техническим комитетом по стандартизации и Росстандартом.

2. В состав технического комитета по стандартизации могут входить представители федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", иных государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, изготовителей, исполнителей, общественных объединений потребителей.

3. Технические комитеты по стандартизации участвуют в подготовке предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации.

4. Создание технических комитетов по стандартизации и формирование их составов осуществляются федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации с учетом следующих принципов:

1) добровольное участие;

2) равное представительство сторон;

4) открытость и доступность информации о создаваемом техническом комитете по стандартизации.

5. Заявка на создание технического комитета по стандартизации в письменной или электронной форме подается заявителем в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.

6. Заявителями могут быть лица, указанные в части 2 настоящей статьи. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации рассматривает заявку на создание технического комитета по стандартизации и в течение пятнадцати дней со дня подачи этой заявки принимает решение о возможности создания технического комитета по стандартизации или об отклонении заявки на создание технического комитета по стандартизации.

7. В случае, если предложение о создании технического комитета по стандартизации, содержащееся в заявке на создание технического комитета по стандартизации, не соответствует принципам, установленным частью 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации выносит решение об отклонении такой заявки на создание технического комитета по стандартизации.

8. Решение об отклонении заявки на создание технического комитета по стандартизации доводится до сведения заявителя федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней со дня принятия такого решения.

9. Уведомление о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации размещается федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее чем в течение семи дней со дня принятия решения о возможности создания технического комитета.

10. Лица, указанные в части 2 настоящей статьи, в течение указанного в уведомлении о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации срока направляют заявки на участие в техническом комитете по стандартизации заявителю. Срок приема этих заявок устанавливается в уведомлении о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации и не может быть менее чем шестьдесят дней и более чем девяносто дней со дня размещения уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации. Заявка на участие в техническом комитете по стандартизации должна содержать обоснование участия заявителя в качестве члена комитета.

11. После окончания срока приема заявок на участие в техническом комитете по стандартизации заявитель направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации поступившие заявки и следующий комплект документов:

1) проект положения о создаваемом техническом комитете по стандартизации на основе типового положения о техническом комитете по стандартизации, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации;

2) проект перспективной программы работы создаваемого технического комитета по стандартизации;

3) перечень национальных стандартов и межгосударственных стандартов, сводов правил и иных документов по стандартизации, действующих в Российской Федерации и относящихся к компетенции создаваемого технического комитета по стандартизации;

4) перечень международных стандартов и региональных стандартов, относящихся к компетенции создаваемого технического комитета по стандартизации.

12. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней со дня поступления заявок и комплекта документов от заявителя размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечень лиц, подавших заявки на участие в техническом комитете по стандартизации.

13. В случае, если предложение об участии в техническом комитете по стандартизации, содержащееся в заявке на участие в техническом комитете по стандартизации, не соответствует принципам, установленным частью 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации выносит решение об отклонении такой заявки на участие в техническом комитете по стандартизации.

14. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней со дня поступления от заявителя заявок и документов, указанных в части 11 настоящей статьи, размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" решение о создании технического комитета по стандартизации. Решение федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации о создании технического комитета по стандартизации должно содержать информацию о составе технического комитета по стандартизации, наименовании технического комитета по стандартизации, об объектах стандартизации, о структуре технического комитета по стандартизации, председателе технического комитета по стандартизации, его заместителе или заместителях, об ответственном секретаре технического комитета по стандартизации, об организации, выполняющей функции по ведению дел секретариата технического комитета по стандартизации. Назначение председателя технического комитета по стандартизации осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации с учетом профессиональных, личностных и деловых качеств кандидата, а также его опыта работы в отрасли.

15. Решение о создании технического комитета по стандартизации, решение об отклонении заявки на создание технического комитета по стандартизации, решение об отклонении заявки на участие в техническом комитете по стандартизации могут быть обжалованы в суд только после их обжалования в досудебном порядке в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона.

16. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации может принять решение о ликвидации технического комитета по стандартизации, если в течение одного года им не были внесены в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации относящиеся к компетенции данного технического комитета по стандартизации предложения по разработке, пересмотру национальных стандартов, предварительных национальных стандартов или внесению изменений в них.

17. Технические комитеты по стандартизации принимают участие в разработке международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов в порядке , установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.

Создание технических комитетов по стандартизации сегодня реализуется соответствующим органом исполнительной власти. Когда в силу вступил Закон «О техническом регулировании», реформы стали проходить во всей системе стандартизации РФ. В первую очередь, такой подход продиктован необходимостью перехода на концепции стандартизации, которые были приняты в международном масштабе. Таким образом, в настоящее время актуально изменение статуса ТК по стандартизации, статуса самих стандартов, условий финансирования работ, связанных со стандартизацией, а также соответствующих целей и задач.

Состав ТК

Целесообразно начать с того, что в состав ТКС входят представители исполнительных органов государственных корпораций (например, корпорации «Росатом»), исполнительной власти, исполнительной власти муниципальных структур и субъектов РФ, научных компаний — даже тех, которые осуществляют деятельность в области стандартизации, — исполнителей, изготовителей, а также общественных потребительских объединений. Деятельность технических комитетов по стандартизации связана с участием в подготовке предложений, относящихся к формированию государственной политики РФ в области стандартизации.

Принципы создания

В полной мере рассмотрев понятие и состав ТКС, стоит перейти к следующему аспекту. Создание технических комитетов по стандартизации, а также формирование соответствующих составов реализуется соответствующей структурой исполнительной власти. При этом учитывается ряд принципов:

  • Стороны наделены возможностью равного представительства.
  • Участие является добровольным.
  • Представители ТК по стандартизации утвердили правило, что соблюдение задач и целей стандартизации, которые прописаны в третьей статье указанного выше Закона федерального уровня, - это принцип, носящий обязательный характер.
  • Та информация, которая касается формируемого технического комитета, должна быть открыта и доступна.

Процесс создания

Заявку на формирование национального технического комитета по стандартизации в письменном или электронном виде оформляет заявитель. Делается это в федеральной структуре исполнительной власти в области стандартизации. Важно отметить, что заявителями могут выступать исключительно лица, названные во второй части настоящей статьи. Федеральный орган рассматривает заявку на формирование технического комитета по стандартизации от 1 до 15 дней. После этого он решает, возможно ли создать этот комитет. Необходимо учесть то, что заявка может быть отклонена. Если предложение, связанное с созданием и дальнейшей деятельностью технического комитета по стандартизации не соответствует изложенным выше принципам, то федеральная организация исполнительной власти в области стандартизации официальным образом решает отклонить заявку на формирование данной структуры.

Прием и отклонение заявок

Нередко случается и так, что заявка может быть отклонена по тем или иным причинам, которые впоследствии должны быть четко разъяснены. В случае отклонения заявки, соответствующее решение передается заявителю с целью информированности. Стоит учесть, что тогда орган исполнительной власти федерального уровня в области стандартизации должен официально отказать в создании и дальнейшей работе технического комитета по стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней после принятия данного решения.

Нужно знать, что уведомление касательно приема заявок на участие в ТКС федеральный орган исполнительной власти так или иначе размещает на своем официальном ресурсе (сайте) в сети Интернет. Оно должно быть опубликовано не позднее, чем в течение 7 дней после того, как было принято решение о возможности формирования комитета. Лица, которые указаны во второй части настоящей статьи, в течение срока, отмеченного в уведомлении по приему заявок на участие в ТК по стандартизации, должны направить эти заявки непосредственно заявителю. Стоит дополнить, что срок приема заявок указывается в соответствующем уведомлении. Он не может превышать 90 дней, а также быть менее 60 со дня публикации уведомления. Заявка на участие в техническом комитете по стандартизации по ГОСТу должна содержать логичное обоснование участия того или иного лица, которое является заявителем, как член комитета.

Окончание приема заявок

После того, как прием заявок на участие в ТКС окончен, заявитель обязательно должен направить поступившие заявки в федеральный орган исполнительной власти в области стандартизации. Помимо этого, в отправлении важен следующий перечень документов:

  • Проект положения о формируемом техническом комитете по стандартизации на базе соответствующего положения стандартного формата. Данное положение должно быть утверждено соответствующим органом власти в области стандартизации.
  • Проект в достаточной степени перспективной программы деятельности создаваемой структуры.
  • Список межгосударственных (для межгосударственных технических комитетов по стандартизации) и национальных (для национальных комитетов) сводов правил, стандартов и иной документации по стандартизации. Так или иначе они должны действовать на территории Российской Федерации и относиться к компетенции формируемой структуры.
  • Список региональных и международных стандартов, которые касаются компетенции создаваемой структуры. Речь идет о региональных и международных технических комитетах по стандартизации соответственно.

Деятельность комитетов

Сегодня технические комитеты участвуют в разработке стандартов международного, регионального или межгосударственного плана. При этом порядок участия устанавливается соответствующей структурой исполнительной власти. Федеральное агентство, занимающееся техническим регулированием и метрологией, отвечает за организацию участия технических комитетов в работе Международной организации по стандартизации (сокращенно - ИСО), Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств (сокращенно - МГС), а также Международной электротехнической комиссии (сокращенно - МЭК).

В настоящее время весь перечень технических комитетов по стандартизации принимает участие в создании стандартов как регионального, так и международного уровня строго по соглашениям, заключенным Федеральным агентством с региональным структурами, занимающимися стандартизацией.

Разработка международных стандартов

Далее будет целесообразным подробнее рассмотреть вопрос участия в разработке стандартов международного уровня. Для координации работы ТКС Федеральное агентство занимается организацией деятельности секретариатов ИСО и МЭК строго по актуальному сегодня законодательству РФ касательно стандартизации. Важно знать, что в рамках участия в создании стандартов международного уровня технический комитет реализует следующие виды деятельности:

  • Обеспечивает контакт с экспертом в процессе подготовки позиции РФ в соответствии с проектом международного стандарта.
  • Направляет в секретариаты Российского комитета, который является членом МЭК и ИСО, предложения, связанные с кандидатурами экспертов для деятельности в технических структурах МЭК и ИСО.
  • Направляет в секретариаты Российского комитета, который является членом МЭК и ИСО, предложения, связанные с разработкой проектов стандартов международного уровня на базе стандартов национального уровня и внутренних стандартов организаций.
  • Занимается организацией экспертизы стандартов международного уровня.

Разработка межгосударственных стандартов

В полной мере рассмотрев разработку международных стандартов, следует перейти к стандартам межгосударственного типа. Так, в соответствии с предложениями технических комитетов, Федеральное агентство занимается формированием состава экспертов в непрерывно действующих органах МГС, научных комиссиях и рабочих группировках строго по действующему на территории страны законодательству касательно стандартизации. Важно знать, что в рамках участия в создании стандартов межгосударственного уровня технические комитеты занимаются следующими видами деятельности:

  • Направляют предложения по стандартизации межгосударственного уровня в программу работ.
  • Формируют как первую, так и заключительную редакцию проекта стандарта межгосударственного уровня.
  • Проводят экспертизу как первой, так и заключительной редакции проекта.
  • Занимаются подготовкой мотивированного предложения, связанного с утверждением проекта стандарта межгосударственного уровня или же с его отклонением.
  • Полноценно обеспечивают участие представителя РФ в заседании технического комитета межгосударственного состава.

Технические комитеты по стандартизации в РФ: перечень

Сегодня на территории России действует большое количество технических комитетов. Среди них:

Заключение. Предназначение и роль ТК

Как выяснилось, после вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» начала реформироваться национальная система стандартизации. Изменился статус соответствующих комитетов, стандартов, условия финансирования, а также основные цели и задачи стандартизации. Сегодня к деятельности комитетов привлекаются ведущие специалисты и, конечно же, ученые заинтересованных структур, потребителей (другими словами, заказчиков), изготовителей продукта, разработчиков, организаций и органов по стандартизации, сертификации, метрологии и инженерных обществ. Важно напомнить, что формирование технических комитетов реализуется на добровольной основе для организации и дальнейшего проведения работ, связанных со стандартизацией определенных разновидностей продукта, услуг или технологии.

Выше мы подробно рассмотрели, чем занимаются межгосударственные, международные и национальные комитеты. Однако целесообразно отметить общие функции, которые они выполняют:

  • Организация разработки и пересмотр актуальных стандартов в конкретной сфере деятельности, подготовка предложений в программу.
  • Обеспечение гармонизации российских стандартов (иными словами, организация соответствия национальных и межгосударственных стандартов международным), в том числе содействие принятию стандартов.
  • Анализ проектов российских стандартов, в том числе организация разработки или проведение экспертизы, представление на утверждение в НОС или подготовка предложений касательно отклонения проектов. Другими словами, технические комитеты по стандартизации утверждают проекты.
  • Сотрудничество с техническими комитетами в смежных сферах деятельности. Важно отметить, что данная функция предполагает обеспечение комплексности работ, связанных со стандартизацией.
  • Полноценное обеспечение интересов РФ в случае взаимодействия с аналогичными техническими комитетами регионального, зарубежного или международного уровня. Участие в работе ТК ИСО или МЭК, а также в деятельности ТК межгосударственного типа.
  • Участие в разработке международных стандартов (как правило, через рассмотрение их проектов) и содействие в принятии российских стандартов как международных.
  • Взаимодействие с федеральными и другими органами исполнительной власти, а также с различными структурами и физическими лицами.
  • Организация или проведение экспертизы актуальных проектов стандартов (соответственно, по предложению организаций).

Основной задачей любого ТК является содействие в прогрессе национальной системы стандартизации. Уставным фондом технического комитета вправе распоряжаться его рабочий орган (иными словами, общественная структура, которая имеет Положение и Устав). Данный орган осуществляет программу работ, которую принимает технический комитет, а также решает вопросы финансирования. Оборотный капитал технического комитета может складываться тремя путями: из прибыли от реализации интеллектуальный собственности; из грантов фирм и организаций международного уровня; от сторонних источников, проявляющих инициативу.

В заключение целесообразно рассмотреть критерии исполнения техническими комитетами своих функций. Сюда относится реализация требований, связанных с безопасностью технических регламентов в процессе разработки стандартов. Помимо этого, особую важность играет экспертное заключение от НОС на разработанные национальные стандарты, а также презумпция соответствия актуальным требованиям по безопасности стандартов. И, наконец, очень важны критерии, которые предъявляются отдельными общественными группами или обществом в целом. Они очевидны при исполнении принципа, соответствующего открытости формирования стандартов.

Постоянными рабо­чими органами по стандартизации являются технические комите­ты (ТК), но это не исключает разработку нормативных докумен­тов предприятиями, общественными объединениями, другими субъектами хозяйственной деятельности. ТК могут заниматься стандартизацией как в инициативном порядке, так и по догово­рам на выполнение такого задания в соответствии с программа­ми ТК и планами государственной стандартизации.

Технические комитеты специализируются в зависимости от объекта стандартизации. В рамках этой специализации в ТК проводится также работа и по международной (региональной) стан­дартизации.

Основные функции ТК:

Определение концепций развития стандартизации в своей области;

Подготовка данных для годовых планов по стандартизации;

Составление проектов новых стандартов и обновление дей­ствующих;

Оказание научно-методической помощи организациям, уча­ствующим в разработке стандартов и применяющим норма­тивные документы, в частности, по анализу эффективности стандартизации;

Привлечение потребителей через союзы и общества потре­бителей.

По линии международной стандартизации ТК занимаются во­просами гармонизации отечественных стандартов с международ­ными, готовят обоснование позиции России для голосования по проектам стандартов в международных организациях; участвуют в работе ТК международных (региональных) организаций по стандар­тизации, способствуя принятию государственных стандартов РФ в качестве международных, участвуют в организации проведения в Рос­сии заседаний международных организаций по стандартизации и др.

Закон РФ «О стандартизации» допускает участие в работе ТК представителей организаций зарубежных стран (по согласованию с Госстандартом России). В ряде ТК создаются подкомитеты (ПК) по отдельным объектам стандартизации.

ТК рассматриваются и как рабочие органы по стандартизации в рамках СНГ на основании «Соглашения о проведении согласо­ванной политики в области стандартизации, метрологии и серти­фикации», принятого странами - членами СНГ в 1992 г.

Научно-технической базой для создания ТК обычно служат предприятия или организации, профиль деятельности которых со­ответствует специализации технического комитета. В их число включаются и научно-исследовательские институты Госстандарта РФ и Госстроя РФ. Правовой основой для создания ТК служит решение этих государственных органов. Заинтересованные пред­приятия, организации могут проявлять инициативу по участию их специалистов в работе технического комитета, направив предложение в один из указанных выше государственных органов. Гос­стандарт РФ и Госстрой РФ привлекают к работе в ТК ведущих ученых и специалистов, представителей организаций - разработ­чиков продукции, производственных предприятий (фирм), пред­приятий - основных потребителей продукции (услуги), научных и инженерных обществ и обществ по защите прав потребителей. Последнему придается особое значение, поскольку через предста­вителей этих обществ осуществляется обратная связь с потребите­лем, что дает возможность получать актуальную информацию, не­обходимую для выполнения одной из основных целей стандартиза­ции - обеспечить соответствие продукта ожиданиям и предпочте­ниям потребителя. Общества потребителей имеют право участво­вать в работе технических комитетов по определению требований к качеству объекта стандартизации и выбору методов его оценки, в разработке новых и обновлении действующих стандартов.

Участие в деятельности технических комитетов всех заинтере­сованных сторон добровольное.

Другие службы по стандартизации. Другие субъекты хозяйствен­ной деятельности, разрабатывающие нормативные документы (стан­дарты отраслей и предприятий), создают в своей оргструктуре спе­циальные службы, которые координируют работу по созданию стан­дартов других участвующих в этом подразделений. Например, на предприятии научно-исследовательские, конструкторские и техно­логические отделы, лаборатории выполняют исследования, связан­ные со стандартизацией, а участие других подразделений определя­ется их компетенцией. Руководит работой отдел стандартизации.

Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализи-рующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее вы-сокий научно-технический потенциал. В 2004 г. было зарегистрировано 351 технических комите-тов.

Любой стандарт - продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Задача Технического комитета заключается в обеспечении «круглого сто-ла» участников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих Технических комитетов включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. Технические комитеты несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ.

Для примера укажу структуру и состав некоторых Технических комитетов.

В Техническом комитете 389 «Оценка имущества» действуют подкомитеты (ПК): ПК 1 «Общие принципы и терминология»; ПК 2 «Оценка недвижимого имущества»; ПК 3 «Оценка движимого имущества»; ПК 4 «Оценка действующего предприятия»; ПК 5 «Оценка нематериальных благ».

В составе Технического комитета 347 «Услуги торговли и общественного питания» два под-комитета: ПК 1 «Услуги торговли», ПК 2 «Услуги общественного питания». В состав ПК 1, например, входят представители: Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Ростехрегулирования; Центросоюза; Департамента потребительского рынка и услуг Правительства г. Москвы; научно-исследовательских организаций, вузов, торговых организаций.

Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства в необходимых случаях создают подразделения (службы) стандартизации министерств (и других органов государственного управления) и головные организации по стандартизации из числа организаций с высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях науки и техники. Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандартизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации.



В перспективе функции национального органа по стандартизации предполагается с учетом зарубежного опыта передать негосударственной организации - «некоммерческому партнерству».

В промышленно развитых странах - членах Европейского Союза (ЕС), прежде всего Великобритании, Германии, Франции, функционируют такие национальные

органы по стандартизации, как Британский институт стандартов - BSI; Немецкий институт стандартов - DIN; Французская ассоциация по стандартизации - AFNOR.

Все названные зарубежные организации носят некоммерческий характер. Членство в них не ограничено: сюда входят представители государственных организаций и фирм, разработчики и потребители нормативных документов. Например, BSI сплотила свыше 15 тыс. специалистов, AFNOR - более 3 тыс., DIN - около 2 тыс.

Участие государства в деятельности этих организаций регламентировано соответствующими документами (меморандумом, договором). Например, в меморандуме о взаимопонимании между правительством Великобритании и Британским институтом стандартов указывается на необходи-мость установления жесткой государственной политики в «определенных областях стандартиза-ции», ибо частный бизнес, отстаивая свои «кровные» интересы, сбивается в картели и диктует стране собственную политику в ущерб общенациональным интересам.

Одним из составных элементов подобных договоров являются следующие обязательства пра-вительств стран: использовать добровольные стандарты при формировании государственных заказов на поставку продукции; делать ссылки на национальные стандарты в различных государственных программах (программах обязательного кредитования, обязательного страхования и пр.)

Бюджет большинства национальных органов по стандартизации складывается из правитель-ственных субсидий (например, во Франции - более 20% от требуемого объема, в Германии - 15%); различных статей доходов - членских взносов, реализации стандартов, организации плат-ного обучения, консультаций (в сфере стандартизации, аккредитации, оценки соответствия).

В 13% стран - членов ИСО национальные организации по стандартизации находятся на пол-ном самофинансировании.

На межправительственном уровне был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ныне Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации - ЕАСС). Его основными функциями являются: выработка приоритетных направлений деятельности в области стандартизации; представление проектов межгосударственных стандартов на утверждение и принятие стандартов. Принимаемые Советом решения обязательны для государств, представители которых вошли в Совет.

Членами ЕАСС являются руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации государств - участников Соглашения всех 12 государств Содружества. Руководство работами по стандартизации, метрологии и сертификации в государствах - участниках Соглашения осуществляют соответствующие органы: например, в Республике Армения - Армгосстандарт; на Украине - Госстандарт Украины; в Республике Молдова - Госдепартамент Молдовастандарт; в Туркменистане - Туркменглавгосинспекция и т.д.

Основной рабочий орган ЕАСС - Бюро стандартов, метрологии и сертификации с местом пребывания в Минске. По установившейся традиции заседания проводятся поочередно в государствах - участниках Соглашения. В результате деятельности ЕАСС сохранены существовавшие в СССР фонды Нормативной документации и эталонная база (около 25 тыс. государственных, 35 классификаторов технико-экономической информации, 140 метрологических эталонов единиц физических величин).

К настоящему времени полностью завершился процесс взаимного признания национальных систем сертификации стран СНГ. Рабочими органами ЕАСС являются межгосударственные технические комитеты по стандартизации (МТК), которые создаются для разработки межгосударственных стандартов и проведения других конкретных работ в области межгосударственной стандартизации.

Деятельность свыше 200 МТК по разработке ГОСТов ведется в соответствии с годовыми планами. Межгосударственные стандарты и изменения к ним принимаются по решению ЕАСС, заседания которого проходят два раза в год. Общие положения по правилам проведения работ в области межгосударственной стандартизации установлены в основополагающем стандарте - ГОСТ 1.0-92. Стандарт считается принятым, если за его принятие проголосовало не менее двух государств.

В качестве проекта ГОСТа национальный орган по стандартизации какого-либо государства может предложить действующий национальный (государственный) стандарт государства - участника Соглашения. Так, значительную долю принятых ГОСТов в последнее время составляют государственные стандарты России -- ГОСТ Р (около 70%).

Межгосударственные стандарты (ГОСТ), к которым присоединилась Россия, применяются на ее территории без переоформления с введением их в действие постановлением агентства Ростехрегулирование. Отдавая должное большой работе, проводимой Советом в рамках СНГ, Международная организация по стандартизации - ИСО признала в свое время МГС (новое наименование-ЕАСС) в качестве международной региональной организации по стандартизации.

Международная организация по стандартизации ISO (ИСО) функционирует с 1947 г. ISO - не аббревиатура. Официальное название организации - International Organisation for Standartisation.

Сфера деятельности ИСО охватывает стандартизацию во всех областях, за исключением электроники и электротехники, которые относятся к компетенции МЭК. По состоянию на 1 июля2009 г. в работе ИСО участвовало свыше 150 стран. СССР был одним из основателей организации. Денежные фонды ИСО составляются из взносовстран-членов, от продажи стандартов и других изданий, пожертвований.

Органами ИСО являются Генеральная Ассамблея, Совет ИСО, комитеты Совета, технические комитеты и Центральный секретариат; высший орган ИСО - Генеральная Ассамблея (рис. 2.7.1).

Рис. 2.7.1.

Так как в разных языках аббревиатура этой Международной организации по стандартизации могла быть различной, было решено представителями стран - инициаторов создания ИСО использовать производное от греческого isos - «равный».

В период между сессиями Генеральной Ассамблеи работой организации руководит Совет, в который входят представители национальных организаций по стандартизации. При Совете создано исполнительное бюро, которое руководит техническими комитетами ИСО.

Проекты международных стандартов разрабатываются непосредственно рабочими группами, действующими в рамках технических комитетов. В рамках ИСО функционирует 188 технических комитетов. Технические комитеты (ТК) подразделяются на общетехнические и комитеты, работающие в конкретных областях техники. Общетехнические Технические комитеты решают общетехнические и межотраслевые задачи. К ним, например, относятся ТК 12 «Единицы измерений», ТК 19 «Предпочтительные числа», ТК 37 «Терминология». Остальные Технические комитеты действуют в конкретных областях техники (ТК 22 «Автомобили», ТК 39 «Станки» и др.). ТК, деятельность которых охватывает целую отрасль (химия, авиационная и космическая техника и др.), организуют подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ).

В зависимости от степени заинтересованности каждый член ИСО определяет статус своего участия в работе каждого Технического комитета. Членство может

быть активным и в качестве наблюдателей. Проект международного стандарта (МС) считается принятым, если он одобрен большинством (75%) активных членов Технического комитета.

К началу 2009 г. действовало примерно 14,5 тыс. Международных стандартов ИСО. 75% Международных стандартов ИСО - основополагающие стандарты и стандарты на методы испытаний.

35. Руководящий комитет системы сертификации.

Общее руководство Системой возложено на Руководящий комитет по сертификации, подотчетный Совету МЭК; в его состав входят делегации стран-участниц. В Системе может участвовать любая страна - член МЭК при выполнении ряда условий: наличие национальной организации по стандартизации и сертификации; согласие выполнять все правила Системы и издание соответствующих национальных документов; признание сертификатов и протоколов испытаний изделий электронной техники, выпускаемых в других странах-участницах, если они соответствуют требованиям Системы; выполнение финансовых обязательств члена Системы.

Предусмотрено два вида участия страны в Системе МЭК:

Участие в Руководящем комитете по сертификации с правом голоса и консультативное членство в Координационном комитете по надзору;

Участие в Руководящем комитете с правом голоса и полноправное членство в Координационном комитете по надзору.