Мероприятие.

Сценарий.

«Маленькие чудеса большой природы».

4 класс.
Мероприятие организовано в форме игры-путешествия с элементами соревнования, что способствует активизации познавательного интереса обучающихся. Занимательные викторины и конкурсы способствуют развитию творческих способностей и мышления обучающихся. В процессе игры решения принимаются коллективно, что формирует коммуникативные качества и способствует воспитанию культуры общения школьников. Музыкальное сопровождение способствует созданию комфортного психо-эмоционального климата на мероприятии.
Задачи:
- формировать у обучающихся устойчивую систему взглядов ценностного отношения к природе;
- расширять представления обучающихся о природе родного края;
- способствовать развитию мышления, творческих способностей обучающихся;
- активизировать познавательный интерес к изучению биологии.
Ход

Посмотри, мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года-
Это все вокруг природа!
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на мероприятии посвященном природе. Сегодня мы совершим незабываемое путешествие в удивительный мир природы, окунемся в его тайны и сделаем для себя новые открытия.
Деление ребят на команды. Собери название команд.
Начинается путешествие по станциям.
Станция «Остроглаз»
1 команда:

1. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (У вороны оно, как лоток, у сороки - круглое, с крышей.)
2 команда:

2. Как по клюву можно отличить молодого грача от взрослого? (У взрослого грача основание клюва белое.)
1 команда:

3. Какие птицы прилетают весной раньше: стрижи или ласточки, почему? (Ласточки прилетают раньше, они могут ловить насеко¬мых у земли, а стрижи ловят насекомых в воздухе.)
2 команда:

5. У птенцов рот ярко-красный или оранжевый, почему? (Кричат голодные птенцы, птицы-родители, привлеченные красным цветом (сигнал тревоги), суют корм в раскрытый клюв птенцов.)
2 команда:

6. На стволе березы кольцом ряд отверстий. Чья это работа? (Дя-тел весной пал березовый сок.)
1 команда:

Кто кукует у кукушки? (Самец.)
8. Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику.)
2 команда:

9. Что означает «плач» березы весной, почему? (Сокодвижение начинается ранней весной, если кора повреждена, сок вытекает наружу.)
1 команда:

10. Какое травянистое растение зацветает первым, когда? (Мать-и-мачеха, апрель.)
2 команда:

11. Какое растение называют «цветок-букетик», почему? (Меду-ница, сначала все цветки розовые, через несколько дней можно уви¬деть на стебельке голубые, синие, фиолетовые.)
1 команда:

12. Почему у березы молодые листья клейкие? (Смолистые ве-щества защищают листья от заморозков.)
2 команда:

13. Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимней засухе, выброс ненужных веществ с листьями.)
Станция «Маленькие тайны природы»
1 команда:

1. Летом на траве, цветах можно увидеть комочки пены, похожие на слюну, что это такое? (Это домик личинки цикады-пеннщы, или слюняницы, она высасывает сок из растения, выпускает его и ножками взбивает пену, выделяя в нее особое клейкое вещество.)
2 команда:

2. «Летят паутины над сонным жнивьем» (М. Исаковский.) Объ¬ясните это явление, когда оно бывает? (Летающие нити - это пау¬тина, на которой летят маленькие паучки осенью.)
1 команда:

3. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его?
(Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)
2 команда:

4. Какое дерево «переодевается», становясь то серым, то серебристым, то зеленым? (Осина, это дрожат ее листочки, что может быть даже в безветренную погоду, так как черешок листа в верх ней части сильно сплющен.)
1 команда:

5. Почему крапива сильно «жжется»? (В волосках ее листьев есть муравьиная кислота, при прикосновении к коже кончик волоска ломается, сок выделяется в ранку и вызывает жжение.)
2 команда:

6. Как называется гнездо белки? (Тайно. Шарообразное снаружи гнездо замаскировано ветками ели, листьями, внутри выстлано мхом, шерстью.)
1 команда:

9.Назовите самого прожорливого хищника планеты.
(Стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама.)
1 команда:

10. Куда исчезают лягушки, жабы зимой? (Спят.)
2 команда:

11. Над цветком на миг замрет
Быстрокрылый самолет.
На былинке посидит -
Вдруг вспорхнет и полетит. (Стрекоза.)
1,2 команда:

12.. Почему муравьи передвигаются не врассыпную, а по тропинкам? (Дороги муравьев особые, душистые. Муравьи ползут по своим же следам. Все муравьи оставляют свои следы и по ним возвращаются, как бы далеко они ни уползли от своего муравейника.)
Станция «Зеленый друг»
1 команда:

1. Какие деревья и кустарники растут в наших лесах? Какие из них вы знаете?
2 команда:

2. Чем ценится древесина лиственницы? (Устойчива против гнили, поэтому применяют для подводных сооружений, в производстве самолетов, кораблестроении.)
1 команда:

3. Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему? (Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от замороз¬ков и от лучей солнца.)
2 команда:

4. Почему у сосны в лесу нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна - светолюбивое растение.)
1 команда:

5.Почему погибает лес, если вырубают старые дуплистые дере-вья? (В дуплах гнездятся птицы, живут летучие мыши, которые поедают опасных вредителей леса.)
2 команда:

6. Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища? (Своими корнями ива укрепляет берега, защищает от излишнего испарения воды.)
1 команда:

7.Какое дерево цветет позднее всех? (Липа.)
2 команда:

8.Какое дерево называют северной мимозой? (Кислица. За то, что она от солнечных лучей, капель дождя складывает свои лис-точки.)
1 команда:

9.Какие ядовитые грибы растут в ваших лесах? (Бледная поганка, мухомор и др.)
2 команда:

10. Съедобен ли дождевик? (Молодые грибы едят.)
Станция «Охрана природы»
1 команда:

1.Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку?
(Лесную подстилку образуют лежащие на поверхности почвы ли-стья деревьев. Она влияет на рост растений, молодых всходов, со¬здает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насе¬комых, предохраняет корни растений от заморозков, жары.)
2 команда:

2. Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и под¬стилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Он погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет, значит, грибов здесь больше не будет.)
1 команда:

3. Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Они растут там, где чистый воздух.)
2 команда:

4. Почему, особенно весной, в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать музыку, жечь костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек - искать укромные места.)
1 команда:

6. Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками, почему их нельзя брать домой? (Птицы учат их летать, искать пищу, защи¬щаться от врагов; дома кормить птенца трудно, выпущенный на волю птенец будет беспомощным, умрет.)
1 команда:

7.Почему к весеннему шмелю нужно относиться очень осторожно, бережно? (Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.)
2 команда:

8.Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костер, окурок, молния, спички.) 9.Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)
Станция «Лесная аптека»
1 команда:

1. Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)
2 команда:

2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает и содержит дезинфицирующее вещество.)
1 команда:

3. Какая лесная ягода может заменить лимон? (Клюква, она со-держит лимонную кислоту.)
2 команда:

4. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черной смо¬родины, шиповника.)
1 команда:

5. Каким лечебным свойством обладает мать-и-мачеха? (Отвар из листьев и цветов - хорошее средство от кашля.)
2 команда:

6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает людям? (Валериана. Капли, настои употребляют при нервных рас¬стройствах, бессоннице.)
1 команда:

7. Какие болезни лечит красавица береза? (Березовые почки ис-пользуют как мочегонное средство.)
2 команда:

8. Чем полезны ягоды земляники? (Богаты минеральными соля-ми, полезны при малокровии, содержат много витаминов.)
1 команда:

9. Как нужно собирать лекарственные травы? (Цветки - в начале цветения, корни и корневища - весной или осенью, листья - в сухую погоду.)
2 команда:

10. Черемуха - любимое дерево русского народа, почему ее называют лекарственным растением? (Ягоды используют как закрепляющее и вяжущее средство.)
1 команда:

11. И если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар. (Ромашка.)
2 команда:

12. Чем знаменита пастушья сумка? (Настои, препараты из этой травы хорошо останавливают кровь, средство против рвоты.)
Дискотека(1-2 танца)
Конкурс загадок
1 команда:

1. Здесь идет борьба за свет
У березы с юной елью
Дайте правильный ответ
Кто своей добьется цели?
(Победитель - ель, она более выносливая порода, она перерастет березу и, лишив ее необходимого света, погубит.)
2 команда:

2. Я имею кислый вкус
И для щей всегда гожусь
Я люблю в тени таиться
И название….. (кислица).
1 команда:

3. Почему мы дышим вольно
И судьбой всегда довольны,
Хоть растем мы вдоль дорог,
И нас топчут сотни ног? (подорожник)
(Листья подорожника благодаря упругим жилкам не рвутся и не мнутся под ногами)
2 команда:

4. По какой такой причине
Так высоко на осине,
Присосавшись, как полип,
Появился старый гриб?
(Гриб появился из споры, занесенной ветром в трещину ствола осины)
1 команда:

5. В летнюю пору растут золотые горы. (Хлеб)
2 команда:

6. Кругла, да не луна, зелена, да не дубрава, с хвостиком, да не мышь. (Репа)
1 команда:

7. Лежит Егор под межой, накрыт зеленой фатой. (Огурец)
2 команда:

8. Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна» (Картофель)
1 команда:

9. Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)
2 команда:

11. Первый слог - нота, второй - тоже, а в целом на горох похожа (Фа-соль)
2 команда:

12. Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали, это ….. (свекла)
1 команда:

13. Как на нашей грядке выросли загадки-
Сочные да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют. (Помидоры)
2 команда:

14. Снаружи красна, внутри бела,
На голове хохолок-зеленый лесок. (Редиска)
1,2 команда:

15. Синенький звонок висит, никогда он не звенит. (Колокольчик)
- Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились успешно!
(Снимает следующий цветок)
- Вы хорошо знакомы с природой родного края? Давайте проверим.
Конкурс « Кто первый?»
кто первый ответит, приносит 1 балл своей команде.
Какое растение дает самый лучший мед? (Липа)
Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик)
Соком какого растения выводят бородавки? (Чистотел)
Никто не пугает, а она дрожит. (Осина)
Хищное растение. (Росянка)
Растение, носящее название глаза животного. (Вороний глаз)
Название какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки. (Незабудка)
Глаза на рогах, а дом на спине. (Улитка)
Растет ли дерево зимой? (Нет)
Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? (Грязный)
Что вниз растет? (Сосулька)
Когда цветет сирень? (Весной)
Спит на земле, утром исчезает. (Роса)
Что за трава, которую узнают слепые? (Крапива)
Какой страшный зверь ест малину? (Медведь)
Сколько крыльев у жука? (4)
На какое дерево садится ворона в дождь? (На мокрое)
Кто два раза родится? (Птица)
«Занимательные загадки»
Каждый правильный ответ приносит дополнительный балл команде.
Всем командам, кто быстрей ответит.
Если мне на место «а» мягкий знак дадите, сразу сорную траву в птицу превратите. (Лебедь-лебеда)
Меня за аромат давно ты ценишь, всюду я красой своей горда, но если «р» на «к» ты переменишь, то вырастут рога и борода. (Роза-коза)
Чтоб отгадать – имей терпенье. С «л» - часть лица, а с «б»- растенье. (Лоб-боб)
Первое - личное местоимение. Второе - пение лягушки. Всё – растение, у которого плод – ягода. (Ты-ква)
Буква шипящая, гласная буква, нота, назойливое двухкрылое насекомое, все – дерево с пахучими белоснежными цветками и вяжущими плодами. (Че-ре-муха)
Первое – песня весенней капели, второе – рот. Все – растение, про которое сложены загадки. (Капуста)
С первой буквой похож я на траву, но меня не косят, без нее меня больной часто произносит. (Мох – ох)
- Молодцы, ребята! Вы успешно справились со всеми конкурсами.
Подводятся итоги игры. Жюри выбирает победителей в различных номинациях.
Смотрю на глобус, шар земной
И вдруг вздохнул он как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо шепчут родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос той реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги:
«Ты береги нас, береги!»
Сморю на глобус, шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы – не солгу:
«Я сберегу вас, сберегу!»
Объявляются итоги игры и награждаются команды.
3. Подведение итогов
- Наше путешествие в мир природы подошло к концу. Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Какие новые открытия для себя вы сделали сегодня?
- Пригодятся ли вам знания, полученные в этом путешествии в дальнейшей жизни?
- Я прощаюсь с вами. Желаю вам счастья и успехов, хорошего настроения. Но самое главное, вы должны всегда оставаться такими дружными и находчивыми, как сегодня! До новых встреч!

Экология – один из наиболее важных и глобальных вопросов современности. Научно-технический прогресс привёл к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется окружающая среда, ухудшается здоровье людей. В целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду Президентом РФ был подписан Указ «О проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии» от 05.01.2016 г. № 7.

Экологические знания становятся социально значимыми и востребованными в практической жизни. Библиотеки стали важным звеном в системе просветительской деятельности среди подрастающего поколения.

Экологическое просвещение – это распространение знаний об экологической опасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе. Эффективное экологическое образование должно вовлекать детей в практическую природоохранную деятельность. Тогда в сочетании с экологическими знаниями оно и сделает поведение ребенка более ответственным по отношению к окружающей среде.

В настоящее время библиотеки располагают достаточными информационными ресурсами, позволяющими успешно реализовывать задачи по экологическому просвещению.

Этому способствует экологические библиотечные программы «Природа. Экология. Будущее» (фил. №2), «Зеленые пальчики» (ЦДЧ), рассчитанные на длительную непрерывную работу с детьми разного возраста. В ходе их реализации ребята могут пополнить свои знания, познакомиться с современными представлениями о многогранности живой природы, расширить познания о животном и растительном мире. Программы знакомят детей с проблемами урбанизации, показывают пути выхода из экологического тупика, а также взаимосвязь с другими областями знания. Работа по экологическому просвещению проводится совместно с природоохранными структурами, общественными организациями, учреждениями образования и культуры.

Знакомиться со всем многообразием экологической литературы читателям помогает выставочная деятельность библиотеки.В Центре детского чтения для детей были оформлены Эко — выставки «Чур! Заповедано!» и «Эко – Я! Эко – Мы! Эко – Мир!», где освещаются самые актуальные вопросы: охрана окружающей среды, зелёная зона города, ценность лесов и эффективное использование лесных ресурсов, питьевая вода и её качество, пути решения экологических проблем.

Помимо книг и журналов на выставках размещаются репродукции картин известных русских художников: И. Шишкина, И. Репина, И. Левитана, а также творческие работы читателей. Экологическая выставка способствует созданию благоприятной библиотечной ЭКО-среды. Это выразительно, наглядно и нескучно

В Центре детского чтения, на протяжении 20 лет, для детей 7-10 лет осуществляет работу детский экологический клуб «Лесовичок». За эти годы была проделана разнообразная работа, направленная на формирование первичных экологических знаний у детей. Работа клуба носит программный характер. Наша экологическая программа построена на основе литературно — игровых мероприятий. Ежегодно клуб «Лесовичок» принимает активное участие в городских, районных и республиканских экологических акциях. Так и Год экологии начали с проведения городской природоохранной акции «Кормушка».

«Покормите птиц зимой» - кто не слышал этот призыв! Даже самые равнодушные к природе не могут отрицать огромную пользу, которую приносят нам пернатые друзья. И многие из нас хоть раз в жизни крепили на дереве незатейливое сооружение из пластиковой бутылки или картонного пакета из-под молока. Для ребят из клуба «Лесовичок» забота о птицах - акция ежегодная, важная и массовая. В ней переплетаются любовь к своему родному краю, ответственное отношение к окружающему миру, забота о братьях наших меньших, а также творческие способности детей. Несколько кормушек благополучно заняли свои места на деревьях и кустарниках. Теперь перед ребятами стоит другая задача: не забывать регулярно подсыпать зерна и семечки, потому что зимняя подкормка обязательно должна быть каждодневной, без перерывов. Птицы, привыкнув к определённому месту кормежки и не найдя там корм, летят сразу в другое место, ищут пищу, теряя время и силы, а в морозные дни это может привести к гибели. При проведении мероприятия библиотекари старались расширить представления детей о птицах, об условиях их жизни, закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное время года. А главное — воспитывать в детях доброту и радость от сознания, что, заботясь о братьях наших меньших, подкармливая птиц зимой, мы делаем доброе дело и спасаем их от гибели.

Каждое занятие клуба проходит ярко, празднично, театрализовано. Руководители клуба самостоятельно разрабатывают интересные, насыщенные информацией сценарии по экологическому просвещению детей, учитывая при этом запросы современной читательской аудитории. В практику работы библиотеки вошли такие формы как: экологические суды, экологические экспедиции, экологические часы, эколого-краеведческие марафоны — они пользуются интересом читателей. ЦДЧ «Синяя птица» постоянно ведет поиск новых результативных форм и методов работы в области распространения экологических знаний среди детей и подростков. Так и в этом году предлагаем библиотекам – филиалам присоединиться к ЭКО — акции «Книжная поляна»

Акция организуется в целях:

Продвижения книги и чтения;

Поиска библиотеками новых форм вовлечения населения в процесс чтения, а также познания экологических проблем;

Применения библиотеками инновационных форм работы;

Данная акция относится к формату «опен-эйр» (англ. open - открытый, air - воздух; дословно - проводимый на открытом воздухе). Суть мероприятия заключается в организации библиотекарями выездного читального зала на открытом воздухе - на природе, в близлежащем сквере или парке, во дворе библиотеки, клуба, школы. Возможна организация выездного читального зала в летних детских лагерях, площадках при школах и различных образовательных центрах. По решению библиотеки акция может являться комплексным мероприятием и сопровождаться организацией выставок, громких чтений, презентаций книг, театрализованными представлениями, обсуждением книги, беседой, обзором, экологическими играми и викторинами, концертом и т.д. Возможно объединение библиотек для участия в комплексном мероприятии. Отчет о проведении акции состоится на районном семинаре в октябре 2017 г.

В 2017 году был объявлен районный детский конкурс социальной рекламы «Будь человеком, человек!» среди библиотек-филиалов Белорецкого района Республики Башкортостан.

Основная цель - привлечение внимания детей к экологическим проблемам современности, проблемам, связанным с природой, ее загрязнением и последствиями этих загрязнений.

Конкурс проводится с 15 января 2016 по 1 августа 2017 г. Количество работ от одного филиала-участника – не более 2.

К участию в конкурсе приглашаются дети (совместно с библиотекарями филиалов) в двух возрастных категориях:

  • 7– 10 лет (включительно);
  • 11 – 14 лет (включительно).

Номинации творческого конкурса:

  • Плакат (работа, выполненная на листе формата А1 – А3,
  • Листовка (работа, выполненная на листе формата А5 или меньше, в виде, например, настольного календаря, визитки и т.д.),
  • Буклет (работа должна быть выполнена на листе формата А4, сложенном пополам в виде книжки, и содержать текстовые пояснения),
  • Промо-ролик (короткий фильм, интервью, постановка, мультипликационный фильм продолжительностью не более 3 мин.)

Мы предлагаем конкурсантам создать обращение к жителям своего края в форме экологического плаката, листовки, рекламной брошюры или промо-ролика, тематика которого посвящена экологии.

Участник может выбрать и развить самостоятельно любую из интересных ему тем или проблем экологии. (Например, проблема уменьшения биологического разнообразия; переизбыток транспорта, загрязнение городского воздуха выхлопными газами; проблема сохранения, развития и создания новых особо охраняемых природных территорий в России; проблема переизбытка мусора, пути решения этой проблемы в семье, школе, городе, стране; вариации на тему вторичного использования ненужных вещей; любые экологические проблемы и их решения, взаимодействие человека и природы и др.).

Итоги конкурса и награждение победителей состоится в октябре 2017 года на семинаре в ЦГБ.

В Год охраны окружающей среды не будет лишним сказать о том, что библиотеки уже заняли свою нишу в формировании экологического мировоззрения детей и подростков. И продолжают это делать, используя в своей деятельности традиционные и инновационные библиотечные формы и методы работы, привлекая современные информационные технологии для решения задач, направленных на экологическое воспитание, просвещение и образование читателей.

Кореневская И.С. – заместитель директора по работе с детьми

Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 7-9 классов о живой природы

Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Географическое расположение птиц исключительно широко. Они заселяют практически всю поверхность Земли и на север проникают до полюса. Нельзя не сказать и об эстетическом значении птиц, без которых наша жизнь была бы скучна и безмолвна. Более удивительных созданий природы, чем птицы, наверное, нет на свете. Они освоили все воздушное пространство. Им нет равных. Птицы проделывают большие расстояния, иногда без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. В настоящее время численность многих видов сильно сокращается, и они могут исчезнуть совсем, если не принять меры по их охране. Беречь природу – значит охранять свою жизнь….
Материалом для составления внеклассного мероприятия «Чудеса и тайны живой природы» послужили энциклопедии, журналы, литература по биологии, географии. Рекомендуемая для чтения в основной школе. Для учащихся 7 – 9 классов.
Использовать материал можно в самой разнообразной форме.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о птицах, о природе.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о энциклопедиях, книгах и журналах прочитав которые дети могут узнать о том, где и как обитают знакомые и не знакомые птицы, как они размножаются, как выглядят, какую роль играют в жизни человека.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам. Познакомить учащихся с особенностями природы, её красотой, богатством и неповторимостью.
Оборудование: Выставка книг о птицах, о природе.

Внеклассное мероприятие «Чудеса и тайны живой природы»


Любуйся ты красою,
Величием Земли!
И помни: это - дом твой!
Люби его, храни его, цени!
Анна Зубкова

1. Скажите, у какой птицы голубые глаза?
- Голубые глаза, не удивляйтесь, не у какой – нибудь экзотической птицы, а у галки. Той самой обычной галки, которая в городах является спутником человека. Все представители этого семейства – очень сообразительные и находчивые птицы. И голубоглазая галка – не исключение. Если вы понаблюдаете за этой шустрой птицей, и в ее поведении сможете увидеть много интересного.

На заборе снег мохнатый толстой грядочкой лежит.
Налетели вмиг галчата... Ух, какой серьезный вид!
Ходят боком вдоль забора, головенки изогнув,
И друг дружку скоро-скоро клювом цапают за клюв.
Что вы ссоритесь, пичужки? Мало ль места вам кругом -
На березовой макушке, на крыльце и под крыльцом.
Эх, когда б я сам был галкой - через форточку б махнул
И веселою нырялкой в синем небе потонул...
Саша Чёрный


2. Скажите, кто из птиц спит, сидя на хвосте?
- Это дятлы. Они гнездятся в дуплах и спят в вертикальном положении, прицепившись острыми коготками коротких ножек к стенке дупла и упираясь в нее жесткими перьями хвоста.

Дятел пёстрый озорной
Песню нам пропел весной!
На сухой сучёк он сел
И - как барабан, запел!
Так он носом застучал,
Чтоб весь лес о нём узнал:
«Нос мой - крепок,
Я - удал: из под коры еду достал,
Для птенцов дупло долбил,
Новый дом соорудил!»


3. Скажите, у каких уток, самки окрашены ярче селезня?
- У новозеландского огаря. Почему так происходит, неизвестно.


4. Скажите, какая чайка носит ожерелье?
- Это розовая чайка – очень редкая птица мира, которую можно встретить в Арктике. Оперения у этой птицы нежно розового цвета, а вокруг шеи как будто нарисовано черное кольцо – «ожерелье». Полярники называют розовую чайку жар - птицей Арктики.


5. Скажите, какие птицы питаются грибами?
- Это птицы наших северных лесов – глухарь и кукша.

Выйди на зорьке и ступай на север
По болотам, камушкам и мхам.
Распустив хвоста колючий веер,
На сосне красуется глухарь.
Тонкий дух весенней благодати,
Свет звезды - как первая слеза...
И глухарь, кудесник бородатый,
Закрывает желтые глаза.
Из дремотных облаков исторгла
Яркий блеск холодная заря,
И звенит, чумная от восторга,
Зоревая песня глухаря.
Счастлив тем, что чувствует и дышит,
Красотой восхода упоен,-
Ничего не видит и не слышит,
Ничего не замечает он!
Он поет листву купав болотных,
Паутинку, белку и зарю,
И в упор подкравшийся охотник
Из берданки бьет по глухарю...
Может, так же в счастья день желанный,
В час, когда я буду петь, горя,
И в меня ударит смерть нежданно,
Как его дробинка - в глухаря.
Дмитрий Борисович Кедрин


Глухарь


Кукша
6. Скажите, у какой птицы на крыльях есть когти?
- У птенцов гоацианов, обитающих в тропических лесах Южной Америки. Они вылупляются почти голыми, но с первых же дней отлично могут лазать по деревьям. При лазании пользуются только клювом и ногами, но и хорошо развитыми первым и вторым пальцами крыла, которые подвижны и снабжены когтями. Еще птенцы могут хорошо плавать. Гнезда гоацины устраивают на ветвях над водой. При опасности птенцы быстро лазая, спасаются среди ветвей или ныряют в воду. Когда опасность минует, они вновь возвращаются в гнездо. Так что, несмотря на то, что птенцы надолго остаются в гнезде, они в полнее самостоятельны. По мере взросления способность к лазанию и нырянию пропадает.


7. Скажите, какая пролетная стая обещает снег?
- Стая пролетных гусей. По народной примете, через день – два, после того как пролетели гуси, нужно ждать снегопад. Попробуйте, проверьте эту примету.

С утра покинув приозерный луг,
Летели гуси дикие на юг.
А позади за ниткою гусиной
Спешил на юг косяк перепелиный.
Все позади: простуженный ночлег,
И ржавый лист, и первый мокрый снег...
А там, на юге, пальмы и ракушки
И в теплом Ниле теплые лягушки...
Вперед! Вперед! Дорога далека,
Все крепче холод, гуще облака,
Меняется погода, ветер злей,
И что ни взмах, то крылья тяжелей...
Эдуард Асадов


8. Скажите, почему у белого аиста черные крылья?
- Наличие темного пигмента делает перья более долговечными, этим и объясняется, что у белого аиста маховые перья на крыльях черные.

Аист – огромная птица:
Крыльев гигантский размах.
Аист на башнях гнездится
И на высоких домах,
Селится к людям поближе,
Как воробей и щегол…
Он на природу обижен –
Голоса нет у него!
Просто не развиты связки,
Что отвечают за крик…
Клювом трещать без опаски
Аист с рожденья привык!
Любит – не фрукты, не сласти –
Ящериц, жаб и мышей…
Людям приносит он счастье.
И – иногда – малышей!..
Андрей Кропотин


9. Скажите, какие птицы спаят на волнах?
- Это буревестники. Как и у альбатросов, их жизнь прочно связана с открытыми морскими просторами. Они нуждаются в суше лишь в период гнездования. Буревестники спят прямо на волнах.


10. Скажите, какая птица став взрослой «разучивается говорить»?
- Это хищная птица бородач. Молодой бородач часто пищит, выпрашивая корм. Став взрослым, бородач «разучивается говорить»: никто еще не слышал голоса взрослой птицы.


11. Скажите, какая хищная птица нашей страны питается змеями?
- Она так и называется – змееяд. Относится эта птица к семейству ястребиных. Змееяд убивает змею, после чего проглатывает ее целиком. Кроме змей, птица может поедать мышевидных грызунов, ящериц и мелких птиц. Змееяд ведет скрытый образ жизни и поселяется в глухих районах смешанных лесов, где много влажных полян, болот и речек. В таких местах обитают ужи и гадюки, они то и составляют основную пищу.


12. Скажите, какая птица поет хвостом?
- Кулик – бекас. Бекасы токуют в воздухе, то взмывая в верх, то стремительно падая вниз. При падении птица своеобразно распускает рулевые перья, которые, встречая потоки воздуха, начинают вибрировать. При этом возникают довольно громкий звук, напоминающий блеяние овцы.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
Указом Президента Российской Федерации 2017 год в Российской Федерации объявлен Годом экологии.
Библиотеки Тогучинского района вносят свой посильный вклад в сохранение окружающей среды, воспитание любви к родной природе.
16 марта в библиотеках г. Тогучина и Тогучинского района прошел ЭКО – день в библиотеке «Книга нам откроет дверь в мир растений и зверей» (по целевой программе «Школа экологических знаний «Окно в природу»), который посетило 397 человек.
Библиотекари отдела обслуживания центральной библиотеки Галактионова Н. Н. и Пуркина С. В. рассказали о том, как с глубокой древности люди знали о целебных свойствах растений, постигали целебные свойства трав и передавали накопленные знания из поколения в поколение. Гости узнали много нового о лекарственных растениях, которые растут не только в лесу, на полях и лугах нашей необъятной России, но и даже возле своего двора можно найти очень много полезных растений. В течение мероприятия презентация дала возможность познакомиться с некоторыми из них воочию. В конце мероприятия гости познакомились с выставкой «Растения, которые нас лечат». На выставке была представлена литература о лекарственных растениях, о фитотерапии (траволечении). О том, когда лучше всего собирать иван-чай и тысячелистник, крапиву и подорожник, сушить листья смородины и малины, а так же, как с помощью этих и других трав поправить свое здоровье, продлить красоту и молодость, читатели библиотеки смогут узнать, воспользовавшись представленными на выставке справочниками, энциклопедиями, книгами, брошюрами и журналами.
Для учащихся 7-х классов СОШ №4 в детском отделе ЦБ прошел экологический урок-диалог «Земля наш дом!». На уроке ребята совершили виртуальное путешествие в удивительный мир природы. Узнали, какую роль играет человек в охране природы. Они активно беседовали, отвечали на вопросы, определили связь человека с окружающей средой. Посмотрели видеоролики об исчезающих животных, о роли леса в жизни человека, познакомились с экологическими проблемами, которые возникли по вине человека. Самостоятельно сформулировали и обосновали правила поведения в лесу. В заключительной части мероприятия, дети дали обещание БЕРЕЧЬ ПРИРОДУ.
Городской филиал № 3 провел ЭКО – день с учащимися 2 «А» класса Т.С.О.Ш.№ 3. Мероприятие прошло в форме виртуального путешествия «Сохраним зеленый мир!». Дети узнали много интересного о богатствах лесных массивах, его обитателях, о значении леса, его охране, запомнили правила поведения в лесу. Отвечали на вопросы экологических загадок. Приняли участие в интерактивной игре «В мире животных». Встреча прошла оживлённо, открыла для присутствующих много неизвестного для них в окружающем мире природы.
Для учащихся 6 класса ТСШ № 5 в библиотеке городского филиала № 35 прошёл день экологический знаний. Ученики побывали на «лесной поляне» и «поляне цветов», сделали остановку « В мире животных», где листая Красную книгу НСО, вспоминали правила поведения в лесу и думали над тем, как сохранить исчезающие виды. На «Поляне Загадочная» вспоминали пословицы и поговорки, отгадывали авторов книг о природе. В ходе экологической игры ребята узнали много нового из жизни живого мира нашего края, проявили интерес к книгам о природе, познакомились с книжной выставкой «Биоинформация: Царица – водица». В завершении встречи ребята с удовольствием отправились по удивительным природным уголкам Тогучинского района и Новосибирской области (посмотрев электронную презентацию «Дюжина чудес родного края»).
В городском филиале № 1 Тогучинской МЦБ познакомились с удивительным многообразием книг о природе, представленных на выставках «Мы с книгой открываем мир родной природы» и «Мы пассажиры одной планеты, одного корабля», также смогли полюбоваться картинами В. Бушнева, представленными на арт – выставке «Свет и тепло сибирского пейзажа». А для учащихся 4 «Б» класса средней школы № 2 библиотекари С. В. Зуева и Л. В. Мелехина подготовили час интересных сообщений «Мир живой природы» и провели викторину «Зоологическое ассорти». Ребята знакомились с произведениями детских писателей – натуралистов, рассматривали красочные энциклопедии и иллюстрации в книгах. Школьники узнали много нового о жизни животных и растений: например, какой длины уши у слона и сколько пар глаз у паука, и ещё много интересных фактов из мира Природы. Ребята показали себя настоящими знатоками природы: отгадывали загадки, отвечали на вопросы, играли и в, заключении мероприятия, каждый получил книжную закладку с книгами о природе. Надеемся, что юным читателям захочется узнать ещё больше о жизни птиц и зверей, растений и насекомых. И в этом им помогут книги о природе.
Репьевская сельская библиотека провела познавательно-игровую программу по экологии "За природу в ответе и взрослые и дети". Мероприятие прошло в школе, участвовали ребята из начальных классов. Перед началом игровой программы показали видеосюжет о природе, подготовили слайд программу. Ребята с удовольствием, с азартом участвовали, присутствовал дух состязания, оказалось дети много знают и любят природу, очень ответственно подошли к домашнему заданию, нужно было каждому классу подготовить плакат "Береги природу".
В рамках Года экологии в России в библиотеке посёлка Горный состоялся День Экологии. Сценарий, разработанный библиотекарем Тамарой Сергеенко, включал в себя познавательную игровую программу по Красной Книге, театрализованную мини-постановку, в которой были задействованы Динозаврик, бабушка Динозаврика, а также двоечник и прогульщик Федька Сороконожкин (в исполнении работников библиотеки Татьяны Смирновой, Любови Мацнёвой и работника Дома культуры Евгения Суховий), а также были использованы видеоролики, соответствующие теме.
Ведущая программы, работник библиотеки, Елена Бородаева, в роли Хранительницы Всемирной Истории провела с ребятами интерактивную беседу о современных экологических проблемах, о Красной Книге, о том, как важно всем нам беречь и охранять природу. В завершение была проведена акция-обращение ко всем жителям земли «Наведём порядок на планете!». Мероприятие посетило учащиеся 1-х и 2-х классов Горновской средней и начальной школ.
В библиотеке Городского КДЦ прошла экологическая викторина «Полна загадок чудесница – природа». Целью было формирование высокой культуры поведения человека в окружающей среде, привитие любви и ответственного отношения к природе. На мероприятие пришли учащиеся из ТСОШ № 4, 4 и 8 классы. Школьникам было рассказано о красоте родного края, о бережном отношении к окружающему миру. Учащиеся 8 класса разделились на две команды. « Лучик» и «Звёзды». Они показали хорошие знания в области экологии, наблюдательность. Угадывали исчезающих животных по описанию, отвечали на сложные вопросы викторины, на необычные загадки.
В конце мероприятия по кругу был пущен импровизированный микрофон, они высказывали свои пожелания о том, что бы он сделал на практике, чтобы наша планета стала чище и красивее. Ребятам была дана памятка «Береги природу». В библиотеке была оформлена выставка- размышление »Экологическая мозаика».
В библиотеке с. Завьялово мероприятие называлась «Сохранить природу – сохранить жизнь». Здесь собрались учащиеся начальной школы на состязание в знаниях, необходимых для правильного обращения с природой. Под звуки природы библиотекарь Богачкина Е.И. рассказала о науке экологии, познакомила с Красной Книгой Новосибирской обл., Затем все перешли в фойе, где ребят встречала Божья коровка и Кузнечик. Они предложили ребятам сыграть в интеллектуально – познавательную игру «Юные друзья природы». Затем Божья Коровка провела Блиц-опрос игры « Кто здесь лишний», «Живая буква». Ребята вспоминали названия насекомых, птиц, земноводных, деревьев и цветов. С увлечением дети вспоминали народные приметы, связанные с явлениями природы. Отвечали дружно и хором! Оживлённо прошла игра « Вода - не вода» и много смеха вызвала игра «Путаница», которую провёл Зелёный Кузнечик! В заключение праздника ребята единодушно согласились с мнением, что для того, чтобы сохранить живую природу, надо её изучать и любить.
В Юртовской сельской библиотеке прошел экодень с ребятами 3-4 класса. Они были приглашены на устный журнал «Поэтический гимн лесу Александра Пархаева». Александр Пархаев наш земляк, родился в деревне Конево. Писал замечательные стихи о природе. Устный журнал состоял из шести страниц:1. «Земля родная», 2. «Отдых душу исцелит», 3. «Цветут, рассыпавшись, как капли», 4. «Вдруг кто-то тишь лесную разорвал», 5. «Вы в гостях - не дома»,6. «Помни, человек!». Ребята читали стихи Пархаева на каждой из страниц журнала. Прозвучали стихи: «Тарсьма», «Святое место», «В осеннем лесу», «Березка», «Подранок» и другие. В фойе клуба познакомились с плакатом, посвященном году экологии в России. В конце мероприятия посмотрели и обсудили фильм «Улыбка природы». Взято с книжной выставки «Наша живая планета» 13 книг.
В Зареченской сельской библиотеке прошло мероприятие, посвященное главной теме года – экологии. Ученики третьего класса Зареченской средней школы (классный руководитель Аветисян Т. В.), а также другие маленькие читатели собрались, чтобы поговорить и больше узнать о проблемах, которые стоят перед человечеством как сохранить природу, а значит и свою жизнь на Земле. Затем мероприятие продолжилось экологическим КВНом «Знатоки природы».
Для проведения КВН были выбраны три команды по три человека. Первая команда называлась – «Бурые медведи», вторая - «Тюльпаны», а третья - «Быстрые рыси». Конкурсная программа состояла из нескольких конкурсов: «Приветствие», «Разминка», «Почтовый ящик», «Экологический рисунок», «Узнай животное по описанию», «Пантомима», «Экологические задачи» и «Блиц-турнир». Каждый конкурс - это проверка знаний, выяснение позиции ребят по важным экологическим проблемам. Ведь защита жизни на земле начинается с малого: непогашенный костёр в лесу, выброшенный на улице мусор. Это всё губит природу.
Во время проведения разминки команды задали высокий темп работы, который сохранялся на протяжении всей игры. Соперничество между командами было «острым», борьба шла за каждый бал. Самым запоминающимся и выразительным стал конкурс «Пантомима», в котором команды изображали животное, а соперники угадывали их.
Победу в экологической игре одержала команда «Бурые медведи». А самыми знающими из ребят оказались – Иваненко Степан, Корякин Евгений, Альдиева Амина и читатель из первого класса Маслов Михаил. Ребятам было интересно демонстрировать свои знания, умения, способности, проверять себя открывать новое. В конце мероприятия детям было предложено написать пожелание природе на «берёзовом» листочке и повешать на «Дерево пожеланий», которое «выросло» в библиотеке.
Природа наш дом, общий для всех людей, без которого нам не прожить. Внутри этого дома всё очень тесно связано: животные с другими животными и растениями, а всё вместе - с ласковым солнцем, землёй, водой, человеком. Нарушим эти связи и всё, начнёт разрушаться, а чтобы этого не случилось, надо знать и выполнять законы экологии.
Библиотеки Тогучинского района, выполняют важнейшую функцию экологического просвещения населения, подрастающего поколения и проводят разнообразные формы мероприятий. Необходимость нравственно-экологического воспитания юных читателей, библиотеки стараются привить детям любовь и бережное отношение к природе, заинтересовать подрастающее поколение проблемами экологии.


Внеклассное мероприятие для 7 класса

«Чудеса природы»

Цель: Привитие интереса к предмету

Задачи:

    Раскрыть новые интересные сведения об удивительной природе планеты Земля

    Формировать и закрепить общеучебные умения и навыки обучающихся.

    Расширить кругозор обучающихся

Оборудование : ИКТ, географические атласы, ручки, линейки, карандаши, листы бумаги, карточки-задания.

Добрый день, дорогие ребята и гости нашего внеклассного мероприятия «Чудеса природы». Сегодня мы с вами поговорим о том, о чем на уроке нам просто не хватает времени. Я надеюсь, что вы получите для себя много нового о нашей удивительной планете, я услышу от вас грамотные ответы, ну а наши гости получат только позитивные эмоции.

Сейчас начнется наше интеллектуальное соревнование, и прежде чем вы дадите название своей команде, я хочу, чтобы вы посовещались и решили, что действительно можно считать чудесами природы?

(ответы команд)

Назовите свои команды одним из чудес природы.

(представление команд)

Наша игра состоит из шести раундов. За победу в каждом раунде вы будете получать мешочки с песком. В каждом мешочке песка ровно на 20 секунд. Чем больше вы соберете мешочков с песком, тем больше времени у вас будет на выполнение финального задания. Итак, мы начинаем.

1 раунд «Разминка».

На нашем слайде - несколько загадок. Я даю вам 1минуту времени, чтобы их разгадать.

    Бежать, бежать – не добежать, лететь, лететь – не долететь. (горизонт)

    Страны без людей, города без домов. (политическая карта)

    Не земля, не вода. По нему ни ходить, ни бегать. (глобус)

    Кругом вода, а с питьем беда. (море)

    Может ли страус назвать себя птицей? (страус не умеет говорить)

    Из воды родиться, а воды боится. (соль).

(Команда, давшая большее количество правильных ответов получает мешочек с песком)

2 раунд. «Бермудский треугольник»

Бермудский треугольник - район в , в котором якобы происходят таинственные исчезновения морских и воздушных . Район ограничен линиями от к , далее к и назад к Флориде через .

Выдвигаются различные гипотезы для объяснения этих исчезновений, от необычных явлений до похищений . Скептики утверждают, однако, что исчезновения судов в бермудском треугольнике происходят не чаще, чем в других районах мирового океана, и объясняются естественными причинами.

Сторонники теории упоминают об исчезновении примерно 100 крупных морских и воздушных судов за последние сто лет. Кроме исчезновений, сообщается об исправных судах, брошенных экипажем, и о других необычных явлениях.

Их противники утверждают, что сообщения о таинственных событиях в Бермудском треугольнике сильно преувеличены. Морские и воздушные суда погибают и в других районах земного шара, иногда бесследно. Неисправность радио или внезапность катастрофы может помешать экипажу передать сигнал бедствия. Поиск обломков в море - непростая задача, особенно в шторм или когда место катастрофы точно неизвестно. Если учесть очень оживлённое движение в районе Бермудского треугольника, частые и , большое количество отмелей, то количество случившихся здесь катастроф, которые так и не получили объяснения, не является необычно большим.

Выбросы метана

Предложено несколько гипотез, объясняющих внезапную гибель судов и самолётов выбросами газа - например, в результате распада на дне моря. Согласно одной из таких гипотез, в воде образуются большие пузыри, насыщенные метаном, в которых понижена настолько, что корабли не могут плавать и мгновенно тонут. Некоторые предполагают, что поднявшись в воздух, метан может вызвать также крушение самолётов - например, из-за понижения плотности воздуха.

Блуждающие волны

Высказываются предположения, что причиной гибели некоторых судов, в том числе и в Бермудском треугольнике, могут быть т. н. , которые, как считается, могут достигать в высоту 30 м.

Инфразвук

Предполагается, что при определённых условиях в море может генерироваться , который оказывает воздействие на членов экипажа, вызывая панику, в результате которой они покидают судно.

Найдите в своих атласах границы «Бермудского треугольника» Вам необходимо с помощью карт атласа определить географическое положение треугольника. Время выполнения – 5 минут.

(ответы команд)

Команда, давшая наиболее полный ответ получает мешочек с песком.

3 раунд «Научное объяснение»

До́ждь из живо́тных - относительно редкое явление, замеченное во многих странах в разное время. Чаще всего такой дождь состоит из рыб или лягушек, хотя описаны случаи дождя из . В некоторых случаях дождь достигает такой силы, что животные падают на землю в виде фрагментов. Иногда животные (чаще всего рыбы, но некоторые источники отмечают и случаи с лягушками) выживают после падения, заставляя предположить, что между «взлётом» и «падением» животного прошло довольно небольшое время. В ряде случаев животные падают обмороженные или замерзшие в кусках .

Подумайте и объясните причину такого загадочного явления. Время на обсуждение – 3 минуты.

(ответы команд)

Команда, давшая наиболее полное объяснение получает мешочек с песком.

Физкультминутка

4 раунд. «Уникальные озера»

«Озеро чернил» - Жителям алжирского озера Сидибель-Аббес нет необходимости покупать в магазине чернила. Рядом с ними находится целое озеро чернил. Откуда же оно взялось? Образовали его две небольшие речушки. Одна из них насыщена солями железа, а другая протекает через торфяные болота и содержит в своей воде те же вещества, что и в соке чернильных орешков. При смешивании этих вод образуются чернила.

«Озеро с гигантскими пузырями» - На острове Ява есть интересное горячее озеро. Пары и газы, которые поднимаются с его поверхности, выдувают пузыри диаметром до 3-х метров. Поднимаясь вверх, пузыри с шумом лопаются.

«Озеро смерти» - Самым «мертвым» является не Мертвое море, а «озеро смерти» в Сицилии. На его берегах отсутствует растительность, а всякое живое существо в воде настигает мгновенная смерть. Со дна озера бьют два источника сильно концентрированной серной кислоты, она-то и отравляет воду.

У нас в России тоже есть уникальное озеро . Его действительно можно считать чудом природы. Найдите его по географическим координатам : 53° с. ш. 107° в. д.

В чем заключается его уникальность? Время – 3 минуты»

(Озеро Байкал самое глубокое в мире – 1637 метров. Вода этого озера очень прозрачна, белый диск, виден на глубине 40 метров. Озеро содержит 20% всей пресной воды планеты»

(ответы команд)

Команда, быстрее нашедшая озеро получает мешочек с песком.

Ребята, в настоящее время сушествует ЭХОЛОТ – прибор для измерения глубины водного объекта при помощи звукового сигнала. (слайд№9)

Решите задачу: Через какое время сигнал, посланный эхолотом на дно озера Байкал, вернется к прибору, если известно, что глубина озера – 1637 метров, а скорость звука в воде – 1440 метров (2,2 секунды)

5 раунд «Необыкновенные деревья».

Командам необходимо установить соответствие между картинкой дерева и его названием.

Баобабы- деревья достигающие высотой 25 метров. Ствол баобаба очень толстый в обхвате до 45 метров. Плоды баобаба похожи на огурцы - содержат съедобную мякоть. В засушливое время года листья опадают и на ветвях висят только плоды. Во время дождей дерево покрывается белыми крупными цветами с сильным запахом.

Оказывается, что на землях Индии одно дерево образует собой целый лес!
Баньян , или, как его еще называют, дерево-лес , имеет не один, а тысячи стволов. В его центре находится главный ствол, от него вырастают толстые побеги, от этих побегов вниз тянутся ответвления, которые, достигнув почвы, укореняются. После этого они начинают расти в толщину, и впоследствии вторичные стволы становятся похожими на главный ствол, и уже от них отходят новые побеги... Так продолжается до бесконечности

Молочное» дерево
Растет в странах Центральной и Южной Америки. Это невысокие деревья с блестящими и толстыми листьями с несъедобными плодами. Местные жители употребляют сок этого растения как молоко. Но вытекает оно из дерева достаточно медленно: из одного надреза за 1 час вытекает 1 литр сока. К тому же употреблять этот напиток нужно сразу, так как он быстро портится.
При кипячении сока на его поверхности выделяется воск, идущий на изготовление свечей и жевательной резинки. Кроме всего, древесина из этих деревьев прекрасно подходит в качестве строительного материала

Мыльное дерево

Растет на полуострове Флорида . Если растереть его созревшие плоды, то образуется пена, которую местные жители используют вместо мыла.

Бутылочное дерево

Растет в Австралии. Название ему дали за ствол, который своей формой напоминает бутылку. Во время дождей в стволе собирается много влаги, которая используется им в засушливое время

(Ответы команд)

Команда быстрее и правильнее установившая соответствие получает мешочек с песком.

6 раунд «Пазлы»

Команды подсчитывают мешочки с волшебным песком и подсчитывают время на выполнение финального задания.

За определенное время вам необходимо собрать пазлы и назвать еще одно чудо природы.

(Кораллы и одно из чудес природы Большой барьерный риф Австралии)


Подведение итогов мероприятия.

Рефлексия.

Одно из чудес природы – это радуга. Явление необычайно красивое. Я хочу, чтобы вы оценили наше сегодняшнее мероприятие по степени получения новых для вас знаний. Вы все получили смайлики. Наклейте их на тот цвет радуги, который соответствует уровню вашего познания.