Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов

Р.Р. Яруллин, д.э.н., профессор, Башкирская АГСУпри Президенте РБ

В российском законодательстве животный мир признаётся достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан РФ.

В настоящее время в условиях экологического кризиса актуальным становится проведение мероприятий, направленных на сохранение уникального животного мира и водных биологических ресурсов нашей страны. В этих целях в России установлены сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Сумма сборов зачисляется на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Полученные средства направляются на содержание органов, следящих за сохранностью объектов животного мира; на проведение мероприятий, предназначенных для борьбы с нарушителями законодательства в сфере охраны животного мира и др.

Указанная плата до 1 января 2004 г. взималась в соответствии со следующими федеральными законами:

1) «О животном мире» от 24.04.1995 г., № 52-ФЗ;

2) «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 г., № 187-ФЗ;

3) «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17.12.1998 г., № 191-ФЗ;

4) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.1998 г., № 155-ФЗ.

Предельные размеры данной платы определялись подзаконным актом - постановлением Правительства РФ от 04.01.2000 г. № 1 «О предельных размерах платы за пользование объектами животного мира, отнесёнными к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено». Конкретный размер платы устанавливали органы исполнительной власти субъектов России.

Однако создать единую нормативно-правовую базу, обеспечить координацию деятельности

федеральных органов исполнительной власти не удалось. Указанные законы не содержали чёткого изложения порядка исчисления и внесения в бюджет платы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов. Это затрудняло администрирование платежей и прогнозирование возможных поступлений от них .

С 1 января 2004 г. вступила в силу новая глава Налогового кодекса Российской Федерации - глава 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов», которые входят в систему федеральных сборов и взимаются в соответствии с нормами Налогового кодекса .

Первоначально законодатель планировал включить в текст части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) две главы, каждая из которых регулировала бы свой вид сбора. Но этого сделано не было. Использованный приём не может быть объяснён высокой степенью сходства правовой природы этих сборов. По мнению автора, это скорее следствие очередной технической ошибки законодателя. Значительная часть элементов правовой характеристики каждого из рассматриваемых сборов специфична. Различаются не только объекты этих сборов, но и их плательщики, ставки, а также порядок их уплаты. В результате в тексте каждой статьи главы 25.1 НК законодатель вынужден устанавливать регламентируемый элемент обложения с учётом особенностей применения для того или иного сбора.

На основании статьи 333.1 НК РФ плательщиками сборов признаются организации и физические лица, в том числе предприниматели, которые подразделяются на две группы:

1) использующие объекты животного мира (кроме объектов водных биологических ресурсов);

2) использующие объекты водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Обязательным условием для осуществления деятельности, связанной с эксплуатацией объектов животного мира и водных биологических ресурсов, является получение в установленном порядке лицензии или разрешения.

Соответственно, объектами обложения считаются объекты животного мира и объекты вод-

ных биологических ресурсов в соответствии с предусмотренным в НК РФ перечнем, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензий или разрешений на пользование объектами животного мира, и объектами водных биологических ресурсов, выдаваемых в соответствии с российским законодательством.

Не подлежат обложению объекты, используемые для личных нужд малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также лицами, для которых охота и рыболовство являются основой их существования.

Ставки сборов дифференцированы по видам используемого ресурса и выражены в рублях. Для исчисления подлежащих уплате в бюджет сумм разработаны три группы (таблицы) ставок, применяемых в:

Отношении объектов животного мира (диких хищных, пушных и копытных животных, диких птиц);

Отношении объектов водных ресурсов (рыб, крабов, креветок);

Отношении морских млекопитающих как особого вида водных биоресурсов (китообразных, тюленей и т.п.).

Для объектов животного мира за единицу налоговой базы принято одно животное. Наибольшая ставка предусмотрена за изъятие овцебыка - 15000 рублей.

Ставки сбора по второй группе определяются из расчёта за одну тонну и различаются не только по видам ресурсов, но и по водным бассейнам. Наибольшие ставки сбора введены за лов крабов - 35000 рублей.

В рамках третьей группы ставки установлены за одну тонну млекопитающего. Высшая ставка установлена за улов касатки и других китообразных - 30000 рублей.

Сумма сбора равна произведению соответствующего количества облагаемых объектов животного мира и ставки сбора, установленной для данного вида ресурса.

Глава 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации является сравнительно новой, поэтому она имеет свои дискуссионные моменты . Так, например, согласно НК РФ требуется взимать сборы при осуществлении охоты и промысла (промышленного рыболовства), но прямо в нём об этом не говорится. Поэтому применять положение главы 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации нужно во взаимосвязи с положениями федеральных законов, которые регулируют отношения в области охраны и использования животного мира (водных биологических ресурсов).

Следующим недостатком, на наш взгляд, является то, что пунктом 1 ст. 333.3 НК РФ определён закрытый перечень объектов животного мира, за охоту на которых уплачивается сбор (к ним относятся: копытные и пушные животные, хищники, птицы - всего 45 видов, подвидов и популяций диких животных). В связи с этим дикие животные, не поименованные в указанном перечне, не относятся к объектам животного мира и не облагаются сбором (к примеру, не облагается сбором охота на зайцев, лис, песцов, уток, гусей, куропаток и др. животных).

Важным моментом является то, что ставки сбора за пользование объектами животного мира определены по каждому виду объектов в абсолютной величине - в рублях за единицу облагаемой базы, т.е. за одно дикое животное, и их необходимо рассчитать исходя из потребности в финансовых средствах на охрану, защиту, воспроизводство охотничьих животных и действующих в настоящее время цен на товары и услуги.

Мы полагаем, что рассмотренные дискуссионные моменты требуют дальнейшей разработки главы 25.1 НК РФ.

В первую очередь необходимо, чтобы сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов регулировались не рядом нормативноправовых актов, а единым законодательным документом, имеющим однозначное толкование и не противоречащим Налоговому кодексу РФ.

Требуется расширить перечень объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, т.к. проведение мероприятий, направленных на их защиту и воспроизводство, также требует дополнительных финансовых ресурсов.

Кроме того, следует ежегодно пересматривать ставки с целью их корректировки, исходя из действующих в настоящее время цен.

Считаем обязательным осуществление жесткого контроля за поступлениями указанных сборов в бюджет с тем, чтобы исключить нарушение законодательства.

По нашему мнению, предложенные мероприятия позволят направить полученные от сборов средства на борьбу с незаконным использованием объектов животного мира и обеспечить восполнение биологических ресурсов страны.

Литература

1. Гончаренко Л.И., Каширина М.В.Налогообложение юридических лиц: учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2007. 176 с.

2. Комментарий к Налоговому кодексу РФ, частям первой и второй/ под ред. Ю. Ф. Кваши. 8-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Юрайт», 2010. 1375 с.

3. Налоги и налогообложение в Российской Федерации / под ред. В.Г. Панскова. М.: Международный центр финансовоэкономического развития, 2004. 576 с.

Последнее обновление 2019-05-04 в 08:17

Российские охотники сталкиваются с регулярными изменениями в охотничьем законодательстве, в т.ч. с повышением налогов, штрафов и других платежей как для законных пользователей природными объектами, так и для браконьеров. Каков сбор за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов на сегодняшний день - в 2019 году?

Ставки сбора за пользование объектами животного мира

Налоговый сбор за пользование объектами животного мира регламентирован главой 25.1 Налогового кодекса России. Общая информация о нем:

  • платят и физлица, и организации, если пользуются указанными объектами;
  • налоговая база по сбору за пользование объектами животного мира отсутствует: есть объект (животное или водные ресурсы) и ставки; расчет происходит путем умножения ставки на количество объектов;
  • сумма сбора за пользование объектами животного мира уплачивается еще до охоты - перед получением разрешения (лицензии), т. е. для получения этого документа соискатель предъявляет квитанцию об оплаченной сумме.

Поэтому запланировать, где, кого и в каком количестве вы хотите отстреливать, нужно заранее. При обращении за лицензией вам нужно подать заявление с указанием всех этих параметров, а во время охоты запрещено добывать зверей, которые не вписаны в разрешение.

Ставки сбора за пользование объектами животного мира в 2019 году можно посмотреть в ст.333.3 НК РФ . Обратите внимание, что в перечне статьи перечислены далеко не все животные. Охота на всех иных зверей запрещена.


Срок уплаты сбора за пользование объектами животного мира

  1. Здесь вы можете посмотреть не только сбор, но и другие платежи. Выберите категорию плательщика.

Обновлено 23.10.2017 06:01

В РФ существует сбор за пользование объектами животного мира, а также сбор за пользование объектами водных ресурсов. Рассмотрим, в каких случаях его должны уплачивать физические лица и как определяется его размер.

Плательщики сбора и объекты обложения

Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира признаются физические лица, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории РФ (п. 1 ст. 333.1 НК РФ). Другими словами, плательщики сбора - это граждане, получающие разрешение на добычу охотничьих ресурсов (далее - охотники).

Объектами обложения признаются объекты животного мира - звери и птицы, которые изымаются из среды их обитания на основании разрешения на добычу объектов животного мира, выдаваемого в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 333.2, п. 1 ст. 333.3 НК РФ).

Исключение сделано для представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (по Перечню, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 N 536-р) и граждан, не относящихся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности (по Перечню, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р), для которых охота и рыболовство являются основой существования. При этом не признается объектом обложения сбором только такое количество добытых животных, которое необходимо исключительно для удовлетворения личных нужд (в соответствии с лимитами, устанавливаемыми органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти).

Порядок получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов

Любой вид охоты возможен только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных (ч. 2 ст. 29 Закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ).

В разрешении на добычу охотничьих ресурсов указываются:

Сведения об охотнике и охотничьем билете;

Вид охоты, который предполагается осуществлять;

Сведения о добываемых охотничьих ресурсах;

Количество добываемых охотничьих ресурсов;

Сроки охоты и места охоты.

Разрешение на добычу охотничьих ресурсов выдается на основании следующих документов (п. 4 Порядка подачи заявок и заявлений, утв. Приказом Минприроды России от 29.08.2014 N 379):

Заявления, в котором указываются:

фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

вид охоты, который предполагается осуществлять;

сведения о добываемых охотничьих ресурсах и их количестве;

предполагаемые сроки охоты;

места охоты;

предполагаемые орудия и способы охоты;

дата выдачи охотничьего билета и его учетные серия и номер;

Документа, подтверждающего уплату сбора за пользование объектами животного мира (представляется по инициативе охотника);

Документа, подтверждающего уплату госпошлины за выдачу разрешения (представляется по инициативе охотника) (п. 10 Порядка подачи заявок и заявлений).

Примечание. Если заявителем является иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ, для получения разрешения он подает заявление лично либо через уполномоченного в соответствии с законодательством РФ представителя в уполномоченный орган либо в природоохранное учреждение. При этом к заявлению нужно приложить заверенную в установленном порядке копию заключенного договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства (п. 6 Порядка подачи заявок и заявлений).

Если вы не уплатили сбор, разрешение на добычу охотничьих ресурсов вам не выдадут.

Таким образом, уплата сбора необходима для получения разрешения на охоту.

Уплата сбора за пользование объектами животного мира

Охотники уплачивают сумму сбора при получении разрешения на добычу охотничьих ресурсов по месту нахождения органа, выдавшего такое разрешение (п. п. 1, 3 ст. 333.5 НК РФ).

Выдают разрешение на добычу охотничьих ресурсов (далее - разрешение) гражданину, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранному гражданину, временно пребывающему в РФ и заключившему договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства, если он охотится:

В закрепленных охотничьих угодьях - юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения;

В общедоступных охотничьих угодьях - органом исполнительной власти субъекта РФ;

На особо охраняемых природных территориях - природоохранными учреждениями, предусмотренными законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Полный перечень объектов обложения - зверей и птиц, за добычу которых взимается сбор, а также ставки сбора установлены п. п. 1 - 3 ст. 333.3 НК РФ.

Обратите внимание!

Дикие животные, не поименованные в указанном перечне, не относятся к объектам животного мира, изъятие которых из природной среды облагается сбором. Так, без уплаты сбора можно охотиться на зайцев, лис, уток, гусей и других не поименованных в перечне зверей и птиц.

Размер сбора определяется как произведение количества животных (зверей и (или) птиц), которые охотник имеет право добыть в процессе охоты, и ставки сбора, установленной в отношении этих животных.

Пример. Расчет суммы сбора исходя из количества добытых животных

Охотнику выдано разрешение на отстрел пяти глухарей. Ставка сбора за одного глухаря составляет 100 руб.

Сумма сбора составляет 500 руб. (100 руб. x 5).

При изъятии молодняка (в возрасте до одного года) диких копытных животных ставка сбора за пользование объектами животного мира устанавливается в размере 50% от установленных п. 1 ст. 333.3 ставок.

Пример. Расчет суммы сбора при изъятии молодняка диких животных

Выдано разрешение на отстрел пяти кабанов, в том числе двух особей в возрасте до одного года. Ставка сбора за одного кабана составляет 450 руб.

Сумма сбора составляет:

450 руб. x 3 + 450 руб. x 50% x 2 = 1800 руб.

Ставки сбора устанавливаются в размере 0 руб., если пользование объектами животного мира осуществляется (п. 3 ст. 333.3 НК РФ):

В целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава объектов животного мира, предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства объектов животного мира, осуществляемого в соответствии с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти;

Изучения запасов, а также в научных целях в соответствии с законодательством РФ.

Сбор уплачивается единовременно и в полном размере через банк, а в случае его отсутствия - через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления.

Ответственность за нарушение правил охоты

Охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов признается незаконной (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21).

Нарушение правил охоты влечет наложение на граждан административного штрафа в размере от 500 до 4000 руб. с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права охотиться на срок до двух лет (ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ).

Уплата сбора за пользование объектами водных биоресурсов

Формально физические лица, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ, признаются плательщиками сбора (п. 2 ст. 333.1 НК РФ).

Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов установлены п. п. 4, 5 ст. 333.3 НК РФ в расчете на одну тонну улова.

При этом граждане, занимающиеся любительским и спортивным рыболовством без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, плательщиками сбора не являются.

Также сбор не уплачивают граждане, занимающиеся любительским и спортивным рыболовством на водных объектах или их частях, специально предоставленных для организации данного вида рыболовства, на основании разрешений (лицензий, путевок), выданных организациями - организаторами любительского и спортивного рыболовства, поскольку в таких случаях плательщиками сбора являются эти организации (Письмо Минфина России от 31.01.2007 N 03-06-05-03/1).

Call from mobile

You"ll need Skype CreditFree via Skype

Сбор за пользование объектами водных и биологических ресурсов относится к категории сборов за пользование природными ресурсами. Его порядок и размер регулируется законом, а сроки сбора – местным законодательством. В статье мы рассмотрим что входит в сбор за пользование водными ресурсами, как проводится расчет платежа.

За что производится сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов?

Объекты водных и биологических ресурсов – это общая формулировка для определения данного вида сборов. Рассмотрим, что она включает в себя:

  1. За добычу рыбы, а также иных морских животных или растений.
  2. Работа над созданием и нормализацией документации по составу и свойствам вод, используемых в водоемах с рыбой.
  3. За осуществление рыбохозяйственных научных исследований, которые проводятся в целях оценивания запасов, а также дальнейшей разработки рекомендаций по оптимизации использования водных биоресурсов.
  4. Реализация культивирования водорослей, моллюсков и т.д. в водоемах и водохранилищах естественного типа.
  5. Восстановление водных ресурсов в водоемах и водохранилищах, существующих в естественных природных условиях.
  6. Помощь в адаптации к водным условиям для моллюсков, водорослей и т.д.

Именно эти виды деятельности облагаются сбором по той причине, что они подлежат лицензированию. Без лицензирования и своевременной уплаты сбора реализация такой деятельности является незаконной и может повлечь за собой уголовную ответственность. Читайте также статью: → , → (платится при неспособности предприятия утилизировать продукцию).

Особенности сбора

Для того, чтобы наглядно рассмотреть особенности сбора за пользование объектами водных и биологических ресурсов, обратимся к следующей таблице:

Рассматриваемая особенность Описание
Плательщики сбора Плательщиками сбора считаются физические и юридические лица, реализующие деятельность по отношению к водных ресурсам, в т.ч. биологическим водным ресурсам, подлежащую лицензированию. Подобная деятельность может осуществляться на территории внутренних вод, территориального моря, на континентальном шельфе РФ, в районах архипелага Шпицбергена, а также в Каспийском, Баренцевом и Азовском морях.
Объекты обложения сбором Согласно современному законодательству, объектами данного вида сбора являются те объекты, вылов которых осуществляется на основании добычи водных биоресурсов, а кроме того, те объекты, которые подлежат изъятию из их естественной среды обитания как разрешенный прилов.
Исключения Обложению сбором не подлежит добыча водных биоресурсов лицами, для которых рыбалка и охота является основой существования (малочисленные народности Севера, Сибири, Дальнего Востока, а кроме лица, проживающие на их территории).
Зачет/ возврат сумм сбора В течение 10 дней после получки разрешения на реализацию деятельности ИП, физическое или юридическое лицо обязуется подать в налоговый орган пакет документов, подтверждающих возможность получения возврата/ зачета суммы сбора. Если на момент окончания действия разрешения оно не было реализовано, то лицо, его получившее, может обратиться в налоговый орган, чтобы получить зачет/ возврат.

Законодательная база

Наиболее полную информацию о том, как и на каких условиях происходит выплата сбора, можно получить из действующих документов современного законодательства. Только некоторые среди них определяют и регулируют сбор за пользование водными ресурсами. Рассмотреть их наглядно поможет следующая таблица:

Документ Важная информация для плательщика
Налоговый кодекс 333 статья кодекса включает в себя общую необходимую информацию о данном виде сбора, в том числе: объекты и субъекты сбора, установленные по сборам ставки, сроки выплат и их зачисление, существующие порядки исчисления и т.д. НК является главным документом в РФ, который занимается регулированием и установкой основных правил по выплатам данного вида сборов. Поэтому для каждого лица, имеющего лицензию на реализацию деятельности по отношению к водным ресурсам, необходимо ознакомление с данным документом.
Федеральные законы РФ Существующие ФЗ РФ – это актуальные документы, устанавливающие более точную и подробную информацию о данном виде выплат. Известно множество таковых ФЗ, но среди наиболее важных из них можно выделить, например, ФЗ №166 (получение разрешения на реализацию деятельности).

Возникновение законодательной базы, регулирующей особенности и нюансы сбора за пользование водными ресурсами, относят к 2004 году. С тех пор законы изменялись и модернизировались. На сегодняшний день действуют законы, установленные в 2014 году.

Как рассчитать сумму платежа? Пример

Сумма выплаты зависит от индивидуальных особенностей, в которых работает физическое или юридическое лицо. Поэтому в разных условиях сбор будет соответственно разным. Для его вычисления в современном законодательстве существует специальная форму, позволяющая без труда самостоятельно вычислить свой личный сбор. Эта формула выглядит следующим образом:

Размер сбора = Процентная ставка* Количество объектов

Процентная ставка устанавливается своя для каждого вида объекта, на котором происходит работа. Таким образом, для того, чтоб осуществить подсчет, необходимо знать район, в котором осуществляется промысел; разновидность объекта, в отношении которого осуществляется промысел, а также полученный объем.

Рассмотрим следующий пример, на котором ясно, как правильно подсчитать сбор. В Баренцевом море осуществляется добыча трески. Количество полученной рыбы составляет 300 тонн. Получается, что сбор = 5000 (ставка за 1 тонну добытой трески) * 300 = 1 500 000 рублей.

Все данные, необходимые для самостоятельного осуществления подсчета сбора, можно уточнить в районном отделении налоговой службы. Кроме того, можно попросить сотрудников налоговой инспекции произвести подсчет или помочь с вычислениями.

Порядок предоставления данных

Данные, которые необходимо предоставить при реализации деятельности в отношении водных ресурсов, в т.ч. биологических, делятся на два типа. Это данные о полученных разрешениях, а также данные об итогах деятельности. При том физические лица не должны предоставлять в налоговый орган информацию о полученных разрешениях. Для физических и юридических лиц это действие является обязательным. Представим данные о предоставлении разных типов информации в формате таблицы:

Разновидность данных Правила, сроки и особенности подачи
Данные о полученном разрешении на деятельность Предоставляются в налоговый орган на протяжении 10 дней после получения. Кроме разрешения необходимо предоставить данные о подлежащих уплате суммах сбора в виде регулярных и одноразового взносов.
Данные необходимо представить в форме установленного образца, которую возможно найти на официальном сайте Налоговой инспекции.
Данные о результатах промысла (количестве прилова) Такого типа данные предоставляются в обязательном порядке в налоговый орган в месяц, следующий за месяцем окончания действия разрешения. Последним числом для предоставления данных считается 20 число этого месяца.

Согласно современному законодательству, у плательщика сбора нет прав на то, чтобы претендовать на возврат переплаты, корректировать сумму установленного сбора самостоятельно, а также производить выплаты в соответствии с фактическими результатами вылова.

Особенности платежа и условия законодательства. Пример

В случае, если необходимые данные о получении разрешения на реализацию деятельности или результатах работы не будут предоставлены в срок, тогда придется уплатить штраф в размере 200 рублей за каждый непредоставленный документ. Также предусмотрен штраф не неуплату сбора либо просрочку выплаты. Сама непосредственная обязанность в выплате сбора обуславливается не выловом водных биоресурсов, а фактом выдачи разрешения на реализацию данной деятельности.

Существует три типа сборов, установленных для данной деятельности:

  • единовременный. Взнос выплачивается в месяц, следующий за окончанием действия разрешения, но не позднее 20 числа.
  • регулярный. Высчитывается по формуле: (сумма сборов – сумма разового сбора)/ продолжительность действия разрешения (в месяцах).
  • разовый. Взнос выплачивается при получении разрешения на добычу и составляет 10% от исчисленной суммы сбора.

Обратимся к следующему примеру поэтапных расчетов для каждого из типов взносов.

  1. Данные для расчетов. Промысел ведется в Баренцевом море в отношении трески, объем добычи составляет 200 тонн, а прилова – 100 тонн, ставка тонны добычи составляет 5000 рублей, а 1 тонны прилова – 20 рублей. Продолжительность действия разрешения составляет 9 месяцев.
  2. Сумма сбора составит 1 000 000 рублей (5000 рублей * 200 тонн добычи трески).
  3. Разовый сбор составит 1 000 000 * 10% = 100 000 рублей.
  4. Регулярные платежи осуществляются каждый месяц и составляют 1 000 000 – 100 000 (разовый сбор) = 900 000 рублей; 900 000 / 9 (месяцы действия разрешения) = 100 000 рублей ежемесячный взнос. Единовременный сбор = 20 * 100 = 2000.

Учет льготных категорий граждан при уплате налога

В отношении лиц, выплачивающих сбор, действуют определенные законом льготы. При этом известен ряд разновидностей льгот, когда лица полностью освобождаются от уплаты сбора, и когда получают скидку на его выплату:

  1. Полностью освобождаются от уплаты представители малочисленных народностей, проживающие на территории Сибири, Севера, Дальнего Востока, перечень которых утвержден Правительством РФ. Также от сбора освобождаются лица, постоянно проживающие на этих территориях, для которых добыча рыбы и охота является основой существования.
  2. Ставка 0% предоставляется лицам, которые используют рыболовство для акклиматизации или воспроизводства водных биоресурсов. Аналогичная ставка предоставляется тем, кто осуществляет рыболовство в контрольных либо научно-исследовательских целях.
  3. Ставка 15%. Предоставляется рыбохозяйственным организациям, утвержденным правительством РФ; российским рыбохозяйственным организациям; рыболовецким артелям; индивидуальным предпринимателям, чья деятельность соответствует деятельности рыбохозяйственных организаций.

Уточнить, относитесь ли вы к льготным категориям граждан, можно в районном отделении налоговой инспекции.

Часто задаваемые вопросы по сбору за пользование водными ресурсами

Вопрос №1. Кому платить установленный сбор?

Физические лица платят сборы по адресу органа, выдавшего разрешение на реализацию деятельности (кроме ИП). Юридические лица и ИП платят сбор по месту своего учета.

Вопрос №2. Кто выдает разрешения на реализацию деятельности?

Разрешение на реализацию деятельности выдаются Федеральным агентством по рыболовству после подачи физическим или юридическим лицом соответствующего зявления.

Вопрос №3. От чего зависит ставка сбора?

Ставка сбора осуществляется Налоговым кодексом РФ и зависит от района, в котором осуществляется промысел (Баренцево море, Азовское море и т.д.)

Вопрос №4. Бесплатна ли выдача разрешений?

На сегодняшний день разрешения на проведение добычи водных биоресурсов выдаются после предварительной уплаты госпошлины, составляющей порядка 200 рублей для юридических и 100 рублей для физических лиц.

Вопрос №5. В какой форме подаются данные в налоговый орган?

Данные в налоговый орган подаются только в соответствии с установленной законом формой, которую возможно скачать на официальном сайте ФНС.

С января 2004 года в РФ изменилась система взимания платежей за пользование объектами природной среды (животных и водных ресурсов) – был введен единый сбор, приравненный к налоговым обязательствам. Указанным сбором облагаются только объекты, на добычу и использование которых выдается специальное разрешение. Разберем общие правила расчета и перечисления указанного вида платежей.

Общие сведения про сбор за пользование животного мира и водных биологических ресурсов

До 2004 года вместо современного сбора существовало два вида платежей:

  • плата за пользование животными объектами;
  • квоты на вылов водных ресурсов.

Существовавшая система была неэффективной и создавала предпосылки для коррупционных действий. Введенный сбор распространяется на все виды субъектов, в том числе физических лиц.

Понятие и характеристика

Рассматриваемый сбор отнесен к обязательным федеральным платежам, однако не является налогом. Обязанность по уплате указанного вида платежа распространяется на всю территорию РФ, при этом принятие дополнительных региональных или местных нормативных актов не требуется.

Под пользованием понимается добыча указанных объектов и ресурсов в естественных условиях – в лесах, на полях, в водных зонах и территориях, и т.д. Следовательно, при разведении указанных объектов в искусственных условиях сбор не уплачивается. Кроме того, сбор подлежит уплате при добыче не всех видов объектов и ресурсов, а только таких, для которых должно выдаваться специализированное разрешение (оно выдается уполномоченными федеральными ведомствами).

Нормативное регулирование

Для введения в действие нового сбора, в 2003 году Налоговый кодекс РФ был дополнен главой 25.1 (ст. ст. 333.1-333.7 НК РФ). Дополнительно, при расчете суммы платежа, учитываются следующие законодательные акты:

  • Федеральный закон № 52-ФЗ;
  • Федеральный закон № 191-ФЗ;
  • Федеральный закон № 187-ФЗ.

Указанные акты федерального значения не могут изменять или отменять порядок уплаты сбора или его размер, однако регламентируют условия выдачи разрешений и правила добычи указанных животных и водных объектов.

Объекты

Перечень объектов, за изъятие которых из природной сферы которыми предстоит уплачивать сбор, регламентирован ст. 333.2 НК РФ:

  • объекты животной сферы , для изъятия которых из естественной среды требуется специальное разрешение – перечень таких объектов утверждается на федеральном уровне;
  • водные ресурсы биологического характера , которые извлекаются из естественной среды на основании специального разрешения.

В состав объектов, за которые уплачивается сбор, не входят животные и водные биологические ресурсы, извлекаемые из природной среды для личного использования малочисленных и коренных народностей. Перечень таких льготных категорий также регламентирован законодательными актами. Помимо этого, не будет взиматься платеж за объекты, извлекаемые иными субъектами, для которых рыболовство и охота являются основным признаком существования.

Порядок и сроки уплаты сборов

Плательщики

В ст. 333.1 НК РФ перечислены категории субъектов, на которых распространяется обязанность по уплате указанного сбора:

  • , в том числе государственные и муниципальные предприятия;
  • физические лица.

Признать плательщиком сбора можно только субъект, который обратился за .

Если пользования происходит без разрешительной документации, виновное лицо будет обязано возместить ущерб природной среде в виде штрафных санкций.

Проблемы сбора

Основные сложности с начислением и удержание сбора заключаются в безлицензионном пользовании животными и водными объектами и ресурсами. Добыча без разрешения признается браконьерством и карается по нормам УК РФ или КоАП РФ, однако выявить факт такого нарушения и установить виновных лиц крайне сложно.

Наиболее ценные породы животных и водных объектов добываются в труднодоступных местах, где отсутствуют на постоянной основе правоохранительные или иные уполномоченные органы. По этой причине, существенная доля изъятых ресурсов животного и водного мира не охватывает разрешениями, и, соответственно, сбором по НК РФ. Кроме того, даже при наличии разрешения субъекты, добывающие ресурсы, могут занижать их объемы и количество.

Сбор за спецводопользование описан в видео ниже:

Оплата налога

Тарифы для расчета рассматриваемого платежа утверждены ст. 333.3 НК РФ и определяются следующим образом:

  • для животных объектов – за единицу (одно животное), разрешенную к добыче;
  • для водных ресурсов биологического характера – за одну тонну.

Например, за одного добытого лося, на которого выдано разрешение, придется уплатить 1500 руб., а за одну тонну трески – 3000 рублей. За изъятие молодых копытных животных (в возрасте до года) из дикой природной среды размер ставки увеличивается на 50%.

Если добыча осуществляется с целью охраны населения или защиты от эпидемиологических заболеваний, сумма ставки за сбор будет равно 0 рублей. Аналогичным образом, не нужно уплачивать сбор при добыче указанных объектов для целей научного исследования, либо для определения их запасов. Отдельные категории льгот предусматриваются для рыбохозяйственных предприятий и колхозов и иных аналогичных структур.

Сумма сбора рассчитывается при выдаче разрешения на добычу и перечисляется в бюджет в виде однократного или разового платежа. Если оплата осуществлялась в виде авансового разового платежа, оставшуюся сумму нужно перечислять пропорциональными долями в бюджет не позднее 20-го числа каждого месяца в течение всего срока действия разрешительного документа.

Граждане перечисляют сбор по месту расположения ведомства, выдавшего разрешение на добычу или охоту. Субъекты предпринимательской деятельности перечисляют сбор за изъятие объектов из водной сферы на территории, где были поставлены на учет в ИФНС, а за объекты животной сферы – по месту расположения органа, выдавшего разрешительный документ.