Цель: способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей.

Задачи:

1) знакомство детей с коллективной игровой деятельностью;
2) формирование у детей навыка работы в группах, умения принятия коллективных решений в процессе обсуждения подсказок;
3) выявление лидеров.

Форма : игра.

Методы : совместная творческая деятельность.

Оборудование : творческие задания и вопросы для каждой станции, наглядные пособия, реквизиты, маршрутные листы для каждой команды , GPS навигаторы , дипломы.

Проведение игры:

Ход мероприятия

Учитель: Ребята, сегодня у нас очень необычное занятие. Мы с вами отправимся в интересное путешествие – путешествие эрудитов. Но перед тем как начать игру, нам нужно разделиться на 3 команды. А теперь выберите капитана и название своей команды. Путешествовать мы будем по станциям. Движение начнут капитаны. Подойдите пожалуйста ко мне. Сделайте 10 больших шагов вперёд, поверните направо, дойдите до классной библиотеки, найдите 6 конвертов, выберите 1. (в конвертах направление на ту или иную станцию и условные обозначения, где найти эту станцию). Сейчас каждая команда получит маршрутный лист. На вашем пути встретятся 6 станций. Итак, вы отправляетесь в путь. На каждой станции вам будут давать подсказки для прохождения следующего этапа. Побеждает та команда, которая первой пройдёт все этапы. Этой команде будет дана последняя подсказка, где искать клад. В конце пути команды должны сделать отчёт о пройденном маршруте: рассказать какие задания показались простыми, какие вызвали затруднения, что больше понравилось. Вы готовы к путешествию? Желаю вам удачи!

Маршрутный лист команды

В конвертах загадки, зашифрованные названия станций и условные обозначения, которые показывают путь до искомой станции. Такие конверты в двух экземплярах есть на каждой станции. Письма в конвертах. ***

В школе есть такой предмет:

Делят там и умножают,

Прибавляют, вычитают,

Там задачи все решают,

Уравнения составляют. (Станция «Математическая»)

Мы учили части речи,

Изучали падежи.

Состав слова разбирали,

А потом диктант писали. (Станция «Любителей русского языка»)

Болеть мне некогда, друзья, В футбол, хоккей играю я. И очень я собою горд, Что дарит мне здоровье… (Станция «Спортивная»)

Используя русский алфавит, расшифруйте название станции

(Станция «Игровая») (Станция «Литературная») (Станция «Художественная»)

Конкурсные задания

Станция «Математическая» 1 Математические загадки » . по 1 баллу за верный ответ * Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков пришлось ему сделать? (12) * Дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули репку и, наконец, вытянули. Сколько глаз смотрело на репку? (12) * Около столовой, где обедали лыжники, пришедшие из похода, стояли 20 лыж, а в снег было воткнуто 20 палок. Сколько лыжников ходило в поход? (10) * В русской народной сказке «Хрустальная гора» Иван-царевич сражался по очереди с тремя змеями. У первого из них было в 2 раза меньше голов, чем у второго, а у второго - в 2 раза меньше, чем у третьего. Общее число голов у змеев - 21. Сколько голов было у каждого змея до встречи с Иваном-царевичем? (3, 6, 12)

2.«Математические фантазии» . 3 балла

Фигуры вырезали заранее, детям дают белый лист бумаги и клей

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

Подростковый клуб по месту жительства

«Солнышко»

Игра на местности

«Кладоискатели»

Составитель:

Селиванова Ирина Федоровна –

педагог-организатор подросткового клуба
«Солнышко »

город Нижневартовск

«Кладоискатели»

Тип: Игра на местности.

Форма: Состязание.

Игра проводится на территории школы №29 (п/к «Солнышко»), включает в свою программу спортивные состязания, конкурсы, интеллектуальные задания.

Игра требует большой подготовки. Особое внимание необходимо уделить изготовлению карты местности, на которой будет проводиться игра. Участникам игры запрещается до старта проходить маршрут трассы.

Педагогические возможности: Игра «Кладоискатели» способствует развитию у детей чувства коллективизма, ответственности перед товарищами по команде, развивает физические качества, такие как: сила, ловкость, выносливость, проверить себя на сообразительность, получить новые знания.

Возраст: В данной игре принять участие могут все желающие. Но обратить внимание следует на то, что бы командные силы были равны.

Набор ролей: На этапах стоят судьи - 7 человек, жюри, болельщики.

Реквизит:

    Веревка- 1,5 м., 5 шт.;

    Листы бумаги 5шт., калькулятор;

    Карандаш простой 5 шт.;

    Мишень и дротики;

    Обруч 1 шт.;

    Кегли 6 шт.;

    Карточки с загадками;

    Анаграммы;

    Мяч Баскетбольный 1;

    Маленький мячик 2;

    Маршрутный лист 5;

    Таблички с названием этапов;

Поэтапное описание:

1. Станция: «Сборы в дорогу»;

2. Станция: «Трудности кладоискателей»;

3. Станция: «Не зевай, на вопросы отвечай»;

4. Станция: «Походная»;

5. Станция: «Музыкальная»;

6. Станция: «Легенды пиратских кладов»;

7. Станция: «Расшифровка карты»;

8. Станция: «Поиск клада».

Подготовительный этап. Чем лучше вы нарисуете карту, тем легче будет найти клад. На этапах вывесить таблички с названием. Обозначить время прохождения каждого этапа.

Игра по станциям «Кладоискатели».

Начинается игра с обще клубной линейки, на которой объявляются команды, выдаются маршрутные листы.

Ведущий: Дорогие ребята! Вы все, наверное, любите приключения и с интересом следите за похождениями героев книг и кинофильмов. Сегодня я вам предлагаю самим отправиться на поиски клада. Кто знает как называются люди, которые отправляются на поиски клада? Дети: Кладоискатели.

Ведущий: Верно. Сейчас каждый из вас попробует себя в роли кладоискателя, но в одиночку найти клад трудно, поэтому мы будем путешествовать командами. Я хочу, что бы команды вышли и представились. Каждая команда представляет свои название, эмблему, девиз.

Ведущий: Сейчас команды отправятся по станциям. Станции перечислены в маршрутных листах. Командиры по ним будут вести своих кладоискателей. На каждой станции вы должны заработать кусочек карты. Но хочу предупредить, что седьмой этап проходится последним, только после того, как пройдете все 6 этапов. Этапы можно проходить не по порядку, а в разброс. Но 7 этап последним, и я вам помогу склеить карту и укажу место, где клад. Победит только одна команда, которая первая найдет клад.

Станция: «Сборы в дорогу»

1 Конкурс «Веревочка». Командам предлагается с помощью одной веревочки протянуть её через элементы своей одежды. Каждый должен находиться в этой связке. Вытащить верёвочку, не порвав её и отдать хранителю карты.

2 Конкурс. Составить как можно больше слов (сущ., в ед. падеже.) из букв, имеющихся в слове КЛАДОИСКАТЕЛИ.

Станция: «Легенды пиратских кладов».

1 Конкурс. «Передача по кругу аркана». Все встают в круг, берутся за руки и не размыкая рук, передают аркан надевая на голову каждого.

2 Конкурс. «Змейка». Все игроки становятся друг за другом, обхватывают впереди стоящего игрока за пояс. На дистанции расставлены кегли, которые нужно обегать поочередно справа, слева (змейкой) до флажка и так же обратно.

Станция: «Походная».

1 Конкурс. «Пингвины». По сигналу ведущего участники должны поочередно пронести мяч до кегли, обратно, зажав его между ног.

2 Конкурс. Игра с маленьким мячом. Участники команды становятся в одну линию и передают мячик друг другу подбородками, от первого до последнего и обратно, не помогая руками.

Станция: «Трудности кладоискателей».

1 Конкурс. Команда должна с помощью выстрелов дротиками в мишень, набрать 200 баллов.

2 Конкурс. «Переправа в обруче». Первый участник бежит в обруче до кегли, возвращается, берет второго в обруч бегут до кегли вдвоем, возвращаются за третьим, и так до последнего. Возвращаются на старт все в обруче.

Станция: «Не зевай, на вопросы отвечай».

1 Конкурс. Загадки.

На столе стоит сверкает,

В лучах солнышка играет,

А воды как наберет -

Цветами ярко расцветет. (Ваза).

Сотня голеньких браточков

Собрались в одном пучке,

На палочке катаются,

Мусором швыряются. (Метла).

Серебристый рожок превратился в пирожок,

Посмотрел на землю в низ –

Румяным колобком завис. (Месяц).

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Ни окон, ни дверей –

Полна горница людей. (Огурец).

2 Конкурс. Анаграммы. РОДОАКП - подарок. ВБАУСОТ - автобус. МОСОКС - космос.

Станция: «Музыкальная».

1 Конкурс. Команда встает в круг плотно друг за другом и плавно приседает. В таком положении двигаясь по кругу, необходимо вспомнить и исполнить три песни по 1 куплету или припеву на темы: «Любовь», «Детство», «Весна».

2 Конкурс. Построиться по цвету глаз от темных к светлым.

Станция: «Расшифровка карты».

Склеить карту. Перевернуть, заштриховать простым карандашом. Найти не заштрихованное место в виде крестика - Место клада.

Станция: «Поиск клада».

Бежать на поиски клада.

Краткие советы по проведению. Для того чтобы не обозначать место клада на карте, можно на обороте в положенном месте провести воском крестик. Его будет не видно, пока не заштриховать простым карандашом. Место, помеченное воском, не закрасится.

Классный час

Остров кладоискателей

    Разнообразить досуг детей во время школьных каникул

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

    Воспитать толерантность, умение работать в коллективе, прислушиваться к мнению окружающих.

Оборудование:

Письмо пирата, записки, вопросы викторины, грамоты и дипломы

1.Организационный момент.

1. Письмо пирата.

Здравствуйте дорогие кладоискатели!!!

Что подарков, кладов захотелось???

Тогда первая записка находится у человека, который все это придумал, но просто так он вам ее не отдаст!!!

Ответьте – ка сначала на его вопросы!!!

И так дорогие любители кладов и приключений вы конечно хотите получить первую записку – ключ к кладу, но сначала ответьте на 3 очень простых вопроса, а если не сможете ответить, то придется выдержать испытания за каждый неправильный ответ.

    Девятиклассник выходит из большого дома. Несет в руке предмет. Навстречу ему сосед. Спрашивает: «Шесть?», «Нет, семь!», «О чем разговор» (Гитара) – 15 приседаний.

    Он ходил, но обувь не снашивал. Я решила ему помочь, но сделала только хуже, теперь он не может ходить даже с моей помочью. О чем речь? (Будильник) – 20 прыжков на месте.

    Девочка, которая допрыгалась. Кто это (Снегурочка) – 25 наклонов вперед.

Стартовая записка . Записка № 1 находиться там, где сидит самый главный человек для каждого школьника, но это не директор школы.

За учебным процессом смотрит всегда,
Она директора правая рука,
Дисциплина в школе на ура,
Она справедлива и строга.

Записка № 1.

Вторая записка находиться по дороге к месту, к которому мы все время ходим летом,

Но сейчас можем пойти, если только надеть куртки и шапки.

Записка № 2

Записка номер три находиться в месте, благодаря которому в школе всегда тепло, но летом там все исправно, но оно почему – то не работает.

Записка № 3

Чтобы добраться до записки номер четыре необходимо отгадать загадку.

Когда наводят дружно
Порядок и уют,
Все, что совсем не нужно,
Мне люди отдают.

Записка № 4

Вы, конечно, очень хотите получить следующую записку, тогда отправляйтесь туда, где проходят уроки биологии, но только весной.

Записка № 5

Конечно, вы не потеряли надежды отыскать клад и тогда спешите найти следующую записку в месте, где скоро появиться лед и игра из загадки.

Шайбу здесь вовсю гоняют
И в ворота всё бросают.
Здесь на поле лёд везде,
Рады мы такой игре!

Записка № 6

За запиской под номером 7 бегите туда, куда ходить неприятно, но вы все время отпрашиваетесь с уроков и ходите.

Записка № 7

Записка № 8 находиться там, где вы бываете каждую перемену, показывая друг другу необычные телодвижения с целью удивить и порадовать одноклассников.

Записка № 8

Записка № 9 находиться у того кто это все придумал, но просто так она ее не отдаст, а загадает загадки, но если не ответите, то примите испытание.

    Что общего между пожарником и отцом семейства? (И тот, и другой охраняют семейный очаг) – 15 приседаний.

    Скажите, дети, почему маму – кенгуру не любят дождливые дни? (Потому что, тогда дети весь день сидят дома) – 20 прыжков на месте.

    Какую цепь нельзя поднять? (Горную) – 25 наклонов в разные стороны.

Записка № 9

Для того чтобы получить записку № 10 надо пойти туда не знаю куда, принести то не знаю что! ШУТКА! Спешите туда, куда спешите каждое утро, кроме воскресения и июня, июля, августа! Записка находиться за ОВИ.

Записка № 10

Следующая записка – подсказка находиться там, где все началось!

Записка № 11

Спешите к хранилищу человеческих знаний и найдите финальную записку!

Финиш.

Вы, конечно, выиграли, мы в этом и не сомневались! Самые активные, ловкие, умелые из вас получат грамоты и сертификаты для своего портфолио!

Но у того кто все это затеял есть отдельный приз, но получить его может только самый лучший!

Чтобы угадать что это за приз и получить его задавайте ведущей вопросы, но только такие на которые она может ответить «да» или «нет»!

Подведение итогов. Награждение.

Летнее досуговое мероприятие – квест. Сценарий «На поиски сокровищ»

Мероприятие проводится летом, на участке детского сада. Ребята используя карту, исследуют участки и находят подсказки. Выполнив все задания ребята находят клад.
Цель: создание условий для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений детей, формирование навыков культурного отдыха.
Задачи:
- способствовать развитию у детей логического мышления;
- формировать двигательную активность детей;
- учить ориентироваться на местности.
Участники: дети в возрасте 4-5 лет.
Материалы и оборудование: коробка для клада, конфеты, шары, письмо, карта сокровищ, лопата, листы картона, скамейка, обручи, игрушки: корова, заяц, свинка.
Данный сценарий подойдет для воспитателей детских садов, инструкторов по физической культуре.

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте ребята! Мне сегодня прислал письмо мой давний друг пират, а что он мне написал, я вам сейчас прочитаю:
Дорогой друг! Недавно на мой корабль напали злые пираты Крюк и Брик. Они украли у меня карту сокровищ. Но у меня есть копия этой карты и местность, указанная на ней, напоминает мне вашу площадку в детском саду! Отправляю тебе эту карту! Но на ней не указано место самого клада, что бы узнать, где он закапан, нужно пройти не легкий путь. Один ты не сможешь это сделать. Я знаю, что у тебя есть много смелых, смышлёных малышей, я надеюсь, они помогут тебе разгадать тайну сокровищ и найти клад! Но поспешите, так как пираты Крюк и Брик тоже будут искать сокровища, вам нужно найти сокровища вперед них! Твой друг пират Джек!
Ведущий: Ребята вы любите играть?
Дети: ДА!
Ведущий: А разгадывать загадки?
Дети: ДА!
Ведущий: Вы смелые и сильные?
Дети: ДА!
Ведущий: Тогда вы поможете мне найти клад, прежде чем его найдут злые пираты?
Дети: ДА!
Ведущий: Но прежде чем отправиться за сокровищами мы с вами должны пройти курс молодого пирата. Я буду говорить и показывать, а вы за мной повторять! Вы готовы дети?
Дети: ДА!
Ведущий:
Дети: Клянусь помогать своей команде! Клянусь!
Ведущий:
Дети: Клянусь быть настоящим пиратом! Клянусь!
Ведущий: Руки вперед
Дети: Руки вперед
МЫ ПИРАТЫ – СМЕЛЫЕ ПИРАТЫ (при этом покачивать бедрами и плечами)
Ведущий: В локтях согнули
Дети: В локтях согнули

МЫ ПИРАТЫ – ОТВАЖНЫЕ ПИРАТЫ
Ведущий: Спину прогнули
Дети: Спину прогнули
МЫ ПИРАТЫ – СИЛЬНЫЕ ПИРАТЫ
Ведущий: Ноги вот так поставили (ноги на ширине плеч, носки вместе, пятки врозь)
Дети: Ноги вот так поставили
МЫ ПИРАТЫ – ДРУЖНЫЕ ПИРАТЫ
Ведущий: животы надули
Дети: животы надули
МЫ ПИРАТЫ – ХРАБРЫЕ ПИРАТЫ
Ведущий: глаза выпучили
Дети: глаза выпучили
МЫ ПИРАТЫ – ШУСТРЫЕ ПИРАТЫ
Ведущий: Вот теперь мы можем отправиться на поиски сокровищ! (Рассматривают карту Рисунок 1)На карте расставлены цифры 1,2,3 наверно это подсказка?! Давайте начнем с участка обозначенного цифрой один! Ну что ж, вперед мои храбрые пираты!

1 участок «Загадки»

Ведущий: Ребята, кажется это здесь! Что это тут у нас? (На ветках дерева висят разноцветные конвертики, внутри которых загадки)
Ведущий: Тут еще что то написано (На стволе дерева текст: Отгадав все загадки, собери пазл из них (Рисунок 2) и ты узнаешь, что тебе понадобиться искать на следующем участке) Хм, что бы это могло значить? (Задумывается) Ну ладно, давайте отгадаем загадки и узнаем, что бы это могло значить?!
Загадки:
1. Он гроза морей,
Шхун и кораблей.
Не рыбак и не солдат,
А беспощаднейший… (Пират.)

2. Эту птицу теплых стран
Очень любит капитан.
Ему секрет не доверяй,
Все разболтает… (Попугай.)

3. Бриги, шхуны и фрегаты -
Это собственность пиратов.
Отплывают от земли
Прямо в море… (Корабли.)

4. Мечтает каждый день пират
Найти сундук, в котором… (Клад.)

Ведущий: Молодцы ребята, я всегда знала, что вы смышлёные, а теперь давайте попробуем собрать пазл и узнать, что нам нужно искать на следующем участке! Это же лопата, наверно глубоко закапан клад! Давайте не будем ждать ни минуты, злые пираты могут нас догнать и даже обогнать! Идем на участок под цифрой 2.

2 Участок «Речка»

Ведущий: Ого, ребята а как нам перебраться на тот берег через такую большую речку?
Ответы детей.
Ведущий: Смотрите дети, сколько здесь камней, а может мы с вами сможем с помощью их перебраться на тот берег?

Игра «Перейди речку»

Цель игры: развитие и последующее совершенствование навыков двигательных способностей, ловкости, гибкости и координации движений.
Оборудование: речка из синей ткани, по 2 листа картона для каждого игрока.
Ход игры.
Ткань символизирует реку, через которую путешественникам-участникам необходимо перебраться с одного на другой берег. При этом каждый игрок обязан использовать по 2 листка, которые олицетворяют собой импровизированные камни. Игра начинается с того, что ребята встают на край игрового поля, после чего по команде ведущего, возможно, под музыку, начинают переходить реку. Дети прокладывают себе путь камнями, наступая на один лист двумя ногами, далее наклоняясь, беря второй лист обратно в руки, снова выкладывают при их помощи для себя дорожку.
Ведущий: Вот ребята мы и перебрались через речку, смотрите, что это там в кустах? (В кустах стоит лопатка). Берем ее и идем дальше.

3 Участок "Спорткомплекс"

На спорткомплексе висят 4 шарика, на каждом из них цифры 1,2,3,4.
Ведущий: Интересно, чьи это шарики?! Там что-то есть внутри, давайте лопнем шарик под цифрой один.
Шарик 1: Вокруг дома он стоит,
Как собака сторожит.
Чтобы не пролезли воры,
Ограждают дом… (забором)
Шарик 2: Что бы клад найти скорее, пройди по бревну (лавочке).
Шарик 3: Перепрыгни по камням (обручи).
Шарик 4: Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (Заяц)
Ведущий: Смотрите, я, кажется, нашла это место, вот забор, бревно, камни и игрушки, давайте пройдем препятствия и дойдем, наконец таки, до клада.
Дети проходят полосу препятствий (проходят по скамейке, прыгают по обручам, под зайцем выкапывают клад.).
Ведущий: смотрите это он, что же там внутри? (Внутри клада конфеты) Давайте поделим их поровну!
Ведущий: Ну что ребята, нам пора прощаться, но я думаю, что мы еще соберем нашу пиратскую команду и вместе отправимся на поиск других сокровищ!
Рисунок 1

Рисунок 2

Сценарий игры-квест «В поисках сокровищ»

Ведущий: Ребята, сегодня на адрес нашей школы пришло необычное письмо, которое меня очень заинтересовало… Давайте я вам его вам прочитаю:

«Ё-хо-хо! Я известный пират Джек - Воробей, гроза морей и океанов приветствую вас! Я долго ходил по морям и океанам и, сойдя на сушу, спрятал клад – сундук с сокровищами - у вас в школе. Тот, кто пройдет все испытания, не бросит друга в беде и выполнит успешно все задания квеста, будет находчивым, ловким, дружным, тот обязательно найдет мои сокровища!

Р. S. Задача квеста: пройти все испытания и тогда вы сможете найти сокровища. Идите от записки к записке и угадывайте, к какому предмету вас они приведут. Последняя записка укажет место, где спрятаны мои сокровища. Там же вас ждет и награда за старания. Первую записку найдете, разгадав ребус.

Желаю удачи! Джек Воробей»

Ведущий: Ну, что хотите найти сокровища пирата Джека Воробья?

Дети: Да!

Ведущий: Тогда вперед!

Разгадывают ребус.

На обратной стороне написана отгадка (слово клад).

Как только дети отгадали, им дается записка № 1 с заданием:

«Молодцы ребята! Вы успешно справились с первым заданием. И вот вам подсказка, где вы найдете следующую записку. Отгадайте ребус и вы узнаете название следующей станции, где получите задание.


Со станцией определились. А теперь нужно узнать куда идти. Решите пример и узнаете номер кабинета, где вас ждет следующее задание.

(72+70)-8*4=

Ответ: кабинет 110»

Дети идут в кабинет 110. Где их ждет следующее задание.

Ведущий: Молодцы ребята. Вы успешно справились с заданием. Теперь, чтобы получить вторую записку с подсказкой вам нужно выполнить задание.

Вам нужно разгадать пиратский кроссворд. Главное правила: записывать слова орфографически правильно.

Кроссворд (Приложение 1)

Ведущий читает загадки, дети записывают отгадки в кроссворде.

Плаваю на корабле,
Иногда лежу на дне,
На цепи корабль держу,
Судно в море сторожу,
Чтобы ветер не угнал,
На волнах лишь покачал.
(ЯКОРЬ)

Я от ветра надуваюсь,
Но ничуть не обижаюсь,
Пусть меня он надувает,
Яхте скорость прибавляет.
(ПАРУС)

Шторм на море иль туман,
Но где краешек земли.
Знает каждый капитан.
Что горит для них вдали?
(МАЯК)

Если входят корабли.
В порта акватории,
Нужно, чтоб их провели
Водной территорией.
Как к причалу подойти?
Ведь фарватер под водой.
Кто подскажет, как пройти?
Отгадайте, кто такой?
(ЛОЦМАН)

Он на мостике стоит.
И в бинокль морской глядит,
Не страшит девятый вал -
Крепко держит он штурвал.
Он на судне - царь и пан.
Кто же это? …
(КАПИТАН)

Кто готовит всё по-флотски:
Макароны, борщ и клёцки,
Кашу, блинчики, компот,
Кухню камбузом зовёт?
(КОК)

Ты, как рядовой в пехоте,
Служишь рядовым в Морфлоте.
Боцман приказал? Скорее,
Лезь по лесенке на рею.
И не трусь, не вешай нос!
Ты в тельняшке! Ты - …
(МАТРОС)

Ведущий: Молодцы! Получайте записку-подсказку.

Записка № 2.

« Молодцы ребята! Джек воробей верит в вас. Получайте следующую подсказку. Расшифруете шифр и вы узнаете куда вам нужно двигаться дальше.

Со станцией определились, теперь надо узнать номер кабинета. Решите пример и узнаете номер кабинета.

10*10+10*9+20+(10*10+1)=»

Дети угадывают название станции («Умелые руки») и номер кабинета куда двигаются дальше (каб.311)

Ведущий: Мы идем в 311 кабинет.

Кабинет умелых ручек

Задание: для того, чтобы получить следующую подсказку вам нужно сделать сундук. (Приложение № 2)

Дети делают сундучок. После выполнения задания ведущий дает следующую записку-подсказку.

Записка – подсказка. «Чтобы узнать куда двигаться дальше нужно разгадать шифр (Приложение 3)

Отгадка: спортзал

Дети идут в спортзал. Задания в спортзале: дети по очереди залезают на гимнастическую стенку и достают по одному воздушному шару, спускаются с ним, а затем резко садятся на шар и лопают его. В одном из шаров записка-подсказка.

Записка-подсказка в шарике: «Джек Воробей радуется вашим успехом. Но посмотрим сможете ли вы справиться с еще одним заданием. Отгадайте загадку и узнаете куда нужно двигаться дальше.

Есть босса-нова, есть котильон,
Есть казанова, и есть чарльстон.
Барыня, танго, сиртаки, канкан,
И что-то свое исполняла Дункан.
Румба и самба, бостон, краковяк,
Где-то ламбада, чардаш, гопак.
Все одним словом назвать можно как?»

Отгадка: танцы

Ведущий: А как называются занятия где танцуют? (Танцы)

Дети перемещаются в танцевальный зал. Задание в танцевальном классе:

повторить движения и станцевать танец пиратов.

После выполнения задания, дети получают следующую записку-подсказку.

Записка-подсказка: «Молодцы ребята. Вы справляетесь с заданиями все лучше и лучше. Куда же мы пойдем дальше? Отгадайте

«Вор, разбойник и карманник,

Берегитесь! Я -….»

Отгадка - охранник

Идем на пост охраны. Там дают задание. Сложить из пазла картинку. В итоге получается Джек Воробей. (Приложение 4)

После выполнения задания дают последнюю записку-подсказку.

Записка-подсказка: « Молодцы! Вы почти у цели. Вам осталось разгадать фразу пароль и тогда вы узнаете где зарыт клад.

Дети отгадывают, произносят фразу-пароль и тогда охранник отдает сундук с шоколадными золотыми монетами.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


Дети узнают легенду о сокровищах старого герцога и отправляются на поиски карты. Выполнив все задания, дети получают заветную карту и отправляются на поиски клада. Привидение, охраняющее сокровища, проводит игры и конкурсы, чтобы проверить, достойные ли ребята. В конце ребят ждет небольшой сюрприз – привет от герцога.

Цель: развитие навыков ориентирования на местности, сплоченности коллектива.

Для игры нужно оформить 3 локации:

  1. Место встречи участников: полянка, где лежат бревна или скамейки, на которых можно сидеть.
  2. Место, где игроки будут выполнять задания: при большом количестве игроков эта территория должна быть достаточно большой площади.
  3. Место нахождения клада: здесь находится Привидение.

Необходимые атрибуты:

  • Шляпа с разноцветными ленточками для разделения на команды;
  • План местности с указанием маршрута следования и местами остановки для каждой команды;
  • Указатели остановок;
  • Записки – задания для нахождения необходимых чисел;
  • Метр , листок, ручка;
  • Листок с шифром;
  • Карта сокровищ;
  • Клубок ниток;
  • Веточки, лист и карандаш;
  • Записка от герцога;
  • Клад – сладости.

Роли:

  • Ведущий
  • Привидение

Ход мероприятия

Все дети во главе с Ведущим собираются на поляне.

Ведущий:

Ребята, много-много веков тому назад на этом самом месте стоял старинный замок. Жил в нем очень богатый герцог, владения которого простирались на десятки километров вокруг. У него были красавица-жена и трое детей. Дети выросли, уехали, оставив родителей в огромном замке одних. Жена вскоре после этого умерла, а герцог не захотел покидать место, где был счастлив, хотя дети чего только не делали, чтобы перевезти его к себе.

Существует версия, что этот герцог до сих пор проходит здесь по ночам, но уже не как человек, а как привидение. Живет прошлым, вспоминает свои счастливые дни. Так вот, остался он один, уволил почти всех слуг, которые не могли ему угодить. Оставил только повара, садовника и горничную, чтобы совсем не пропасть.

И вот однажды захотели злые люди одинокого старичка ограбить. Вот только он узнал об этом и заранее спрятал все свои драгоценные вещи. Пришли воры, но не нашли ничего. Пытали они герцога, но тот не сказал им ни слова. Оставили они его в покое, ушли, да недолго после этого прожил старик – умер, не дождавшись сыновей. С тех пор кто только ни пытался найти сокровища – никому не удавалось. Легенда гласит, что сокровище можно найти только один день в году. Сегодня как раз такой день и наступил. Будем искать клад, зарытый старым герцогом!

Но сначала поделимся на команды. У каждой команды будет свой отличительный знак – ленточка определенного цвета.

Дети подходят к шляпе, берут ленточку и распределяются по группам в зависимости от цвета ленты.

Ведущий: Команды готовы. Теперь нужно выбрать капитана, который будет руководить остальными членами группы.

В каждой группе выбирается капитан.

Ведущий: Ваша задача – отыскать клад старого герцога. Место, где находится клад, обозначено крестиком на главной карте местности. А чтобы найти карту, вам необходимо сначала отыскать все числа, а затем из них с помощью специального кода вы составите слово. Оно и будет ключом, который поможет приоткрыть завесу тайны и найти карту. Чтобы выполнить задания, вам понадобится план местности.

Каждому капитану выдается план местности, на котором стрелочками указан маршрут следования каждой команды и кружками – места остановки, где можно будет узнать какое-либо число.

Ведущий: Посмотрим, какая команда быстрее справится с заданием и сможет найти герцогский клад.

Команды отправляются в путь. Пути команд могут пересекаться, но не должны проходить по одной траектории. Важно, чтобы команды не мешали друг другу во время выполнения заданий. Каждое место остановки нужно пометить специальными табличками – указателями, под которыми располагают листок с подробно расписанным заданием.

Примеры заданий:

  • Посчитать все деревья и кустарники на остановке, от большего числа отнять меньшее полученное число будет искомым.
  • Найти самое низкое дерево и посчитать количество листочков на нижней ветке.
  • Посчитать количество цветов на лужайке.
  • Определить породы деревьев, посчитать количество букв в их названии и сложить полученные результаты.
  • С помощью метра измерить примерное расстояние между двумя березами, помеченными красными ленточками, и округлить его до метров.
  • Измерить ширину обхвата самого толстого дерева и округлить ее до дециметров.
  • Сколько лепестков у ромашки, растущей в 2 метрах от этого дерева?

Команды выполняют задания, находят нужные числа, а затем возвращаются к ведущему, берут у него расшифровку. Каждой букве в шифре присваивается определенное число (например, а – 22, б – 45). Дети находят нужные значения и из полученных букв составляют слово «поляна».

Ведущий: Вот и определилось местонахождение карты сокровищ. Предлагаю всем объединиться и отыскать карту.

Все группы сообща ищут спрятанную карту в указанном месте. Она может находиться где угодно: в щели дерева, под камнем, под кучей травы. На карте отмечено место, где спрятан клад. К нему ведут несколько тропинок, ограниченных по обеим сторонам разноцветными ленточками. Дети снова разделяются на команды: теперь группа должна как можно быстрее добраться до места по «своей» дорожке. У указанного места команды встречает привидение герцога.

Привидение: Здравствуйте, ребята. Зачем пожаловали?

Ведущий: Хотим спрятанные сокровища отыскать!

Привидение: Вы думаете, что сможете?

Ведущий: Мы уже карту сокровищ нашли, в ней указано именно это место – значит, клад здесь находится.

Привидение: Может, здесь он и находится. Да вот только я не дам вам его найти. Буду путать следы, прятать знаки!

Ведущий: Мы уже столько сил потратили на то, чтобы найти сокровища, что назад мы просто не повернем. Тебе клад все равно не нужен, поэтому не мешай, пожалуйста!

Привидение: Нужен – не нужен, а сторожить я его должен! Сокровища должны достаться только тем, кто имеет чистую душу, доброе сердце.

Ведущий: Мы готовы пройти испытания.

Привидение: Все готовы? Но учтите, если вы не пройдете испытания, вам придется повернуть назад.

Ведущий: Договорились. Правда, ребята?

Привидение: Важным моментом является поддержка друг друга в трудной ситуации. Проверим, умеете ли вы это делать.

Проводит игру «Объединение». Участники делятся на две группы. Каждая группа встает полукругом. Первым участникам дается клубок ниток. Они должны как можно быстрее соединить всех участников с помощью нитки, обвивая ею всех игроков по очереди. После присоединения последнего участника задача меняется – необходимо как можно быстрее смотать нитку в клубок. При этом важно не порвать ее.

Привидение: Следующее испытание – на проверку силы духа. Это очень сложное испытание! Важно быть единым со всей командой, чтобы победить.

Проводит игру «Потягушки». Команды выстраиваются друг напротив друга колонной, первые – капитаны. Каждый участник хватает впереди стоящего за талию. Капитаны противоположных команд хватают друг друга за руки и тянут изо всех сил. Задача игроков – помочь своим капитанам перетянуть команду противников на свою сторону.

Привидение: Хорошо, сила духа у вас присутствует – не унываете, если проигрываете. Но это еще не все. Теперь проверим, умеете ли вы понимать друг друга.

Проводит игру «Испорченный телеграф». Участники становятся в колонну. Каждому игроку дается веточка. Последний участник «рисует» веточкой на спине впереди стоящего фигуру, которую ему назвал ведущий (например, квадрат). Тот, у которого на спине «рисовали» фигуру, «передает» изображение дальше так, как понял его. Капитан команды, получив «телеграмму», рисует ее на листке бумаги. Затем сравниваются оригинал и то, что получилось в итоге «путешествия» рисунка.

Екатерина Владимировна Качкина (Коваленко)
Сценарий развлечения «Все на поиски сокровищ!»

Сценарий развлечения

для детей старшего дошкольного возраста

«Все на поиски сокровищ

Задачи :

Формировать у дошкольников умение использовать основные виды движения в игровых ситуациях;

Воспитывать в детях чувство любознательности, смелости, дух товарищества, справедливости, организованность;

Доставить ребятам радость.

Оборудование : костюм пирата, атрибуты для оформления импровизированного корабля (ракушки, камешки, сувениры, круг для купания, спасательные жилеты, аудиозапись «Морской прибой» , мячи по количеству детей, обручи, тазик, шара, конфеты по количеству детей, картонные копейки (диаметром 5 см, воздушные шары по количеству детей, сундучок с шоколадными монетами, 10 ключей с заданиями, таинственное послание, пиратский флаг.

Чтобы превратить зал в настоящий пиратский корабль, повести пиратский флаг, географические карты, глобусы, бинокли, ракушки, камешки, сувениры, круг для купания, спасательные жилеты, и т. д. Сымитировать парус.

Заранее попросите родителей одеть детей в пиратском стиле, для которого подойдут жилеты, тельняшки, банданы, широкие пояса, нарисуйте татуировки и т. п.

Приготовьте «клад» (сундучок с шоколадными монета на каждого ребенка) .

Подпишите ключи :

Ключ №1-Второй ключ найдете, отгадав загадку (Меня снаружи, изнутри Ты обязательно запри. Жить без меня нельзя, поверь. В квартире я входная)

«Груз на корабль» ).

Ключ №3-Четвертый ключ найдете ответив на вопрос. (Место работы повара)

«Сладкое дерево» ).

Ключ №5 -Шестой ключ получи, отгадай загадку

«Хищники» )

Ключ № 7Восьмой ключ найдете там, где видят сны.

Ключ № 8Пора на «Поле чудес» (конкурс «Поле чудес» ).

Ключ № 9 Последний ключ! (У него четыре ножки)

Ключ № 10 Путь к кладу найдете, сложив картинку (конкурс «Пазл» ).

Спрячьте в садике ключи-подсказки для игры :

Ключ №2-в прихожей,

Ключ №4-на кухне (столовой,

Ключ №6- в ванной комнате,

Ключ №8- в спальне,

Ключ №10- под столом воспитателя,

«Клад» – в шкафу.

Капитан пиратского корабля Джек, отправляет приглашение детям.

Пираты старшей группы «Светофорчик» ! Вы приговариваетесь к безудержному веселью, а так же к получению умений и навыка в пиратском деле. Приходите, я буду ждать!

Когда все прибудут на корабль, Джек вручает бутылку с посланием.

Таинственное послание

Дорогие друзья!

Сегодня, когда вы стали настоящими пиратами, я могу рассказать вам мой секрет.

Давным-давно я спрятал сундук с сокровищами на далеком острове .

Путь к ним не прост, и добраться до этого острова сможет только настоящий пират.

В путешествие могут отправится только самых верные товарищи.

Будьте осторожны и внимательны, четко следуйте указаниям.

Я оставлю для вас десять ключей.

Собрав их все, вы сможете отыскать сокровища !

Пират Черный Корсар.

P.S. Только держите язык за зубами.

Джек. Начинается набор команды пиратов. Для того чтобы войти в команду, вы должны произнести клятву пирата!

Каждое мое предложение вы заканчивайте фразой «Потому что мы пираты!» .

Клятва пирата.

Джек. Поднимая якоря, отправляемся в моря!

Мы бесстрашные ребята…

Дети. Потому что мы пираты!

Джек. В море грозная волна, ураганы и шторма, ну а мы плывем куда-то…

Дети. Потому что мы пираты!

Джек. Всех зверюшек нам милей обитатели морей : осьминог, дельфины, скаты…

Дети. Потому что мы пираты!

Джек. Наточили мы ножи, кто не спрятался- дрожи! Только мы не виноваты…

Дети. Потому что мы пираты!

Джек. Прямо к острову плывем, там сокровища найдем ! Заживем, друзья богато…

Дети. Потому что мы пираты!

Джек. Карамба! Свистать всех наверх! Наш корабль отправляется в дальнее плавание на поиски приключений .

Для того чтобы отыскать клад. Вы должны отыскать 10 ключей-подсказок, я вам вручаю Ключ №1-Второй ключ найдете отгадав загадку (Меня снаружи, изнутри Ты обязательно запри. Жить без меня нельзя, поверь. В квартире я входная.)

Ключ №2-Третий ключ получишь, когда доставишь груз на корабль (конкурс «Груз на корабль» ).

Конкурс «Груз на корабль»

Пираты должны «погрузить груз на корабль» . Дети проносят груз на корабль по импровизированному трапу.

Пронести мячик на ладошке так, чтобы он не упал.

Пронести мячик, прыгая на одной ноге.

Пронести вдвоем три мяча, повернувшись спинами друг другу : по одному мячу в руках, а третий зажат между спинами. Двигаться вперед нужно приставным шагом.

Пронести шарик без помощи рук. (Зажав между ног, пиная, катая.)

В благодарность за погрузку Джек вручает Ключ №3. Четвертый ключ найдете, ответив на вопрос (Место работы повара)

Ключ №4-Пираты любят покушать, вам то же пора, собирайте урожай (конкурс «Сладкое дерево» ).

Пираты проголодались и решили подкрепиться. На ветках деревьев они увидели интересные плоды.

На участке, на дереве висят конфеты.

Задача : подпрыгивая срывать конфету и складывать в емкость.

Джек вручает Ключ №5 -Шестой ключ получи, отгадай загадку (Тут не кухня и не спальня, а для всех, друзья, купальня.)

Ключ № 6-Чтобы получить седьмой ключ, покормите хищников. (Конкур «Хищники» )

Конкурс «Хищники»

Пора покормить зверей собранным урожаем.

На пол выставляется пустая емкость с заранее наклеенной на нее картинкой дикого зверя. Дети отходят на несколько шагов от емкости и пытаются закинуть конфеты.

Задача : попасть конфетой в емкость.

Джек вручает Ключ № 7. Восьмой ключ найдете там, где видят сны.

Ключ № 8Пора на «Поле чудес» (конкурс «Поле чудес» ).

Конкурс «Поле чудес» .

Ночью пираты вышли на поляну. И увидели золотые монеты! Пираты бросились их собирать.

В разных частях зала разбрасываются монетки. (Вырезаны из картона 5 см.) Поочередно пиратам завязывают глаза, каждый должен найти по одной монете.

Задача : найти монетку с завязанными глазами. Остальные игроки должны командовать «искателю» куда ему идти : правее, левее, вперед, назад, присесть. Ключ № 9. Ищите последний ключ! (У него четыре ножки)

Ключ № 10. Путь к кладу найдете, сложив картинку (конкурс «Пазл» ).

(конкурс «Пазл» ).

Ребята собирают пазлы на которых последнее послание.

Не в земле сундук зарыт,

А за дверцею лежит.

Здесь и вешалки, и полки,

Словно в доме этажи.

Брюки, кофточки, футболки-

По порядку все лежит.

(«клад» спрятан в шкафу либо в кабинке)

Дети находят клад, но хитрый Джек выхватывает сундук и убегает на свой корабль. Дети бегут за ним и упрашивают его волшебными словами отдать клад. Джек отдает клад, и отправляет детей домой в шлюпках.

Игра «Шлюпка»

На обруч навязываем по 6 воздушных шаров, каждая шлюпка рассчитана на 4 человек.

Задача : не дать лопнуть шары на своей шлюпке, но потопить сосе

Публикации по теме:

Конспект физкультурного занятия «Поиски Буратино» Конспект сюжетного физкультурного занятия «Поиски Буратино» Цели:- Закрепить умение ходить на носках,подскоками,в полуприсяде. –Совершенствовать.

Конспект НОД по ФЭМП «На поиски Василисы Прекрасной» Цель: закрепить порядковый и количественный счет в пределах восьми, знание цифр в пределах восьми, закрепление знаний о геометрических формах,.

Конспект НОД по математике «Поиски сокровищ» Тема: занятие по математике "Поиски сокровищ. " Задачи: образовательные - закреплять навыки счёта в пределах 20; учить составлять и решать.

Конспект ОД в средней группе «Поиски золотого ключика» Задачи:-развивать умение у детей классифицировать фигуры по 2 свойствам (цвету,форме) - упражнять в порядковом счете до 5 -закреплять знания.

Конспект занятия по ИЗО «На поиски чудесного приключения» Цель:Учить детей различать и называть эмоциональное состояние человека: радость, удивление,грусть, злость. Задачи: 1)Образовательные: -Отображать.