Международная организация - организация, учрежденная договором государств-членов, придавших ей статус международной организации. Термин «международные организации» употребляется применительно и к межгосударственным (межправительственным) и к неправительственным организациям. Их юридическая природа различна.

Международная межправительственная организация - объединение государств , учрежденное на основе договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересов государств-членов при уважении их суверенитета. Международные межправительственные организации можно классифицировать:

а) по предмету деятельности - политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения и др.;
б) по кругу участников - универсальные и региональные;
в) по порядку приема новых членов - открытые или закрытые;
г) по сфере деятельности - с общей или специальной компетенцией;
д) по целям и принципам деятельности - правомерные или противоправные;
е) по количеству членов - всемирные или групповые.

Признаки международных межправительственных организаций.

  1. Членство не менее трех государств.
  2. Постоянные органы и штаб-квартира.
  3. Наличие учредительного договора .
  4. Уважение суверенитета членов-государств.
  5. Невмешательство во внутренние дела.
  6. Установленный порядок принятия решений.

Международные неправительственные организации создаются не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц . Международные неправительственные организации бывают:

а) политические, идеологические, социально-экономические, профсоюзные ;
б) женские, по охране семьи и детства;
в) молодежные, спортивные, научные, культурно-просветительские;
г) в области печати, кино, радио, телевидения и др.

Международные организации являются вторичными или производными субъектами международного права и создаются государствами. Процесс создания международной организации включает три стадии:

  1. принятие учредительных документов организации;
  2. создание ее материальной структуры;
  3. созыв главных органов - начало функционирования.

Структуру международной организации составляют органы международной организации - ее структурное звено, которое создается на основании учредительного или иных актов международной организации. Орган наделяется определенной компетенцией, полномочиями и функциями, обладает внутренней структурой и порядком принятия решений. Наиболее важным органом международной организации является межправительственный орган, в который государства-члены направляют своих представителей, действующих от их имени. По характеру членства органы делятся на:

  • межправительственные;
  • межпарламентские (характерно для Европейского союза , состоят из делегатов парламентов , выбираемых пропорционально численности населения);
  • административные (из международных должностных лиц, находящихся на службе в международной организации);
  • состоящие из лиц в личном качестве и др.

Организация Объединенных Наций: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава ООН

Организация Объединенных Наций была создана в период Второй мировой войны , когда человечество основательно задумывалось над тем, как предотвратить в будущем такие страшные войны.

Структура и содержание Устава ООН : цели и принципы ООН; члены организации; органы, мирное разрешение споров; действия в отношении угрозы миру; самоуправляющиеся территории ; региональные соглашения; международная система опеки .

Генеральная Ассамблея ООН. Совет Безопасности ООН. Экономический и социальный совет ООН

Генеральная Ассамблея - наиболее представительный орган ООН , обладает самой широкой компетенцией. Генеральная Ассамблея - демократический орган. Каждый член независимо от размеров территории , численности населения, экономической и военной мощи имеет один голос. Решения по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Генеральной Ассамблеи. В работе Генеральной Ассамблеи могут принимать участие государства - не члены ООН, имеющие постоянных наблюдателей при ООН (Ватикан, Швейцария) и не имеющие их. Возглавляет Генеральную Ассамблею Генеральный секретарь.

Компетенция Генеральной Ассамблеи .

  • Обсуждает любые вопросы или дела в пределах Устава.
  • Дает рекомендации членам ООН в ее органам (за исключением вопросов, отнесенных к ведению Совета Безопасности).
  • Рассматривает общие принципы сотрудничества в деле поддержания мира, включая принцип разоружения, и дает соответствующие рекомендации.
  • Рассматривает любые вопросы, относящиеся к поддержанию мира.
  • Рекомендует меры мирного улаживания любой ситуации, которая могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между государствами.
  • Содействует международному сотрудничеству в политической области и прогрессивному развитию международного права и его кодификации.
  • Формирует органы ООН, получает от них доклады об их деятельности.
  • По рекомендации Совета Безопасности принимает в члены ООН и исключает из своих членов.
  • Совместно с Советом Безопасности избирает члена Международного суда .

Совет безопасности состоит из 15 членов: 5 постоянных - Россия, Китай, Франция, Великобритания, США - и 10 непостоянных - избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на 2 года. На него возложена главная ответственность за поддержание мира и безопасности. Совет действует от имени государств - членов ООН и является главным исполнительным органом ООН, ему отведена главная роль в мирном разрешении споров. Решения по процедурным вопросам в Совете принимают большинством в 9 голосов. По остальным вопросам необходимо большинство в 9 голосов, но это число должно включать голоса постоянных членов.

Компетенция Совета Безопасности .

  • Контроль за исполнением государствами принципов ООН.
  • Подготовка планов регулирования вооружений.
  • Определение наличия угрозы миру, нарушения мира или актов агрессии.
  • Выносит рекомендацию или принимает меры по принуждению правонарушителя.

Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) - несет ответственность за выполнение функций, изложенных в главе IX Устава ООН. Состоит из 5 членов, избираемых ежегодно Генеральной Ассамблеей сроком на три года.

Компетенция Экономического и социального совета .

  • Предпринимает исследования и составляет доклады по международным вопросам в области экономики , социальной сфере, культуре, образовании, здравоохранении и аналогичных областях.
  • Дает рекомендации ООН по вышеизложенным вопросам.
  • Заключает соглашения со специализированными учреждениями и координирует их деятельность, получает от них доклады.
  • Осуществляет связь с неправительственными международными организациями.

Краткая характеристика организации Североатлантического договора (НАТО) и Организации американских государств (ОАГ) как региональных международных организаций по Уставу ООН

Организация Североатлантического договора (НАТО) . Забота государств о своей безопасности привела к созданию военно-политических организаций, одной из которых явилась НАТО. Основной целью НАТО является обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами ООН . НАТО призвана обеспечить прочный мир в Европе и сохранить стратегическое равновесие во всей Европе.

Участники НАТО обязуются разрешать все международные споры мирными средствами, чтобы не были поставлены под угрозу международный мир, безопасность и справедливость. Они воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силы или применения силы каким бы то ни было способом, несовместимым с целями ООН.

Руководящими органами НАТО являются Североатлантический совет, комитет оборонного планирования , группа ядерного планирования, другие комитеты, генеральный секретарь. Военная структура НАТО состоит из военных комитетов, постоянного военного комитета и международного военного штаба. В настоящее время в НАТО входят 16 государств. Но с каждым годом организация планирует расширение, в частности в перспективе планируется принятие ряда государств Восточной Европы и некоторых республик бывшего СССР. НАТО в настоящее время играет очень важную роль. Эта организация принимает активное участие в решении международных конфликтов. Зачастую НАТО подменяет ООН и ее решения.

Организация американских государств . В нее входят более 30 государств Латинской Америки, Карибского бассейна и США .

Учредительными документами Организации американских государств являются три акта:

  1. Межамериканский договор о взаимной помощи 1947 г.;
  2. Устав Организации американских государств (принят 30 апреля 1948 г., вступил в силу 13 декабря 1951 г.);
  3. Межамериканский договор о мирном разрешении споров 1948 г.

В соответствии с Уставом целями Организации американских государств являются поддержание мира и безопасности в Западном полушарии, урегулирование споров между государствами-членами, организация совместных действий против агрессии, развитие сотрудничества в политической, экономической, социальной, научно-технической и культурной областях.

Высшим органом Организации американских государств является Генеральная ассамблея, в которой представлены все государства-члены.

Консультативное совещание министров иностранных дел уполномочено рассматривать проблемы срочного характера, в том числе связанные с вооруженным нападением на государства - члены Организации американских государств. При нем учрежден Консультативный комитет обороны.

Под руководством Генеральной ассамблеи работают три совета: Постоянный совет, Межамериканский экономический и социальный совет, Межамериканский совет по образованию, науке и культуре, представляющие собой исполнительные органы, наделенные весьма широкими полномочиями.

Административным органом Организации американских государств является Генеральный секретариат во главе с генеральным секретарем.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе: становление и развитие, источники, органы

В 1975 г. было образовано Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое в 1994 г. решением Будапештского совещания было преобразовано в организацию (ОБСЕ). Таким образом, ОБСЕ превратилось из конференции в организацию.

В настоящее время ОБСЕ представляет собой формирующуюся международную региональную организацию. Ее учредительными документами являются Заключительный акт, принятый в Хельсинки в 1975 г., Хартия для новой Европы и Дополнительный документ к ней, принятые в Париже в 1990 г., Декларация «Вызов времени перемен» и пакет решений по структуре и основным направлениям деятельности ОБСЕ, принятые в Хельсинки в 1992 г. Эти документы определяют основные цели ОБСЕ: решительно использовать нормы и стандарты для создания общества общей безопасности; обеспечить реализацию всех обязательств ОБСЕ; служить форумом консультаций, принятия решений по сотрудничеству; усилить превентивную дипломатию; повысить способность в урегулировании споров и конфликтов и в осуществлении мирных операций; упрочивать безопасность путем контроля за вооружениями, за разоружением; развивать деятельность в области прав человека .

Принципы ОБСЕ были закреплены в Декларации принципов, являющейся составной частью хельсинкского Заключительного акта.

Начиная с 1990 г. происходит становление и развитие структуры ОБСЕ. Было определено, что встречи глав государств и правительств должны проводиться регулярно раз в два года. На них устанавливаются приоритеты и даются ориентиры на высшем политическом уровне.

Высшим органом ОБСЕ является Совещание глав государств и правительств.

Управляет организацией и принимает решения Совет министров иностранных дел государств-участников. Совет ОБСЕ является центральным директивным и руководящим органом ОБСЕ. Он состоит из министров иностранных дел, должен собираться не реже одного раза в год для рассмотрения вопросов, имеющих отношение к ОБСЕ и принятия соответствующих решений. Председателем каждого заседания Совета ОБСЕ должен быть представитель принимающий страны.

Руководящий совет обсуждает и формирует политику, решает общие вопросы бюджета .

Постоянный совет - постоянный действующий орган политических консультаций и принятия решений.

Председатель Постоянного совета - главное исполняющее лицо. При нем находится «тройка» представителей.

Генеральный секретарь ОБСЕ - главное административное лицо.

При ОБСЕ существует должность верховного комиссара по национальным меньшинствам, Бюро демократических учреждений и прав человека .

ОБСЕ имеет все признаки международной организации, за исключением одного: оно образовано не договором государств , а политическим соглашением. Это чисто политическое образование, не обладающее международной правосубъектностью. В настоящий момент ОБСЕ как международная организация находится в процессе становления.

Организация американских государств отражает традицию сотрудничества стран и народов Северной, Центральной и Южной Америки и является главным региональным координационным центром по вопросам межгосударственных отношений.

ОАГ создана в 1948 г. на 9-й Межамериканской конференции в Боготе в качестве преемника Международного союза американских республик, существовавшего с 1890 г. Устав ОАГ был дополнен Буэнос-айресским протоколом (подписан в 1967 г, вступил в силу в 1979 г.), Картахенским протоколом (подписан в 1985 г., вступил в силу в 1988 г), Вашингтонским протоколом и протоколом Манагуа (приняты Генеральной ассамблеей ОАГ в 1992 и 1993 гг. соответственно). Цели ОАГ:

Укрепление мира и безопасности на континенте;

Поощрение и укрепление представительной демократии, соблюдение принципа невмешательства;

Предотвращение конфликтов и урегулирование споров между государствами-членами;

Проведение совместных акций в случае агрессии против членов Организации;

Совместный поиск решения политических, правовых и экономических проблем;

Содействие сотрудничеству в экономической, социальной и культурной сферах.

Члены ОАГ (2004 г.): Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Гренада, Гайана, Доминика, Доминиканская Республика, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Куба (в 1962 г. временно исключена), Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия, Суринам, США, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор, Сальвадор, Ямайка.

Статус постоянного наблюдателя имеют Европейский Союз, Австрия, Алжир, Ангола, Бельгия, Ватикан, Венгрия, Германия, Греция, Египет, Израиль, Индия, Испания, Италия, Кипр, Марокко, Нидерланды, Пакистан, Польша, Португалия, Республика Корея, Россия, Румыния, Саудовская Аравия, Тунис, Финляндия, Франция, Швейцария, Экваториальная Гвинея, Япония.

Высший орган ОАГ- Генеральная ассамблея, состоящая из представителей государств-членов. Делегации возглавляют, как правило, министры иностранных дел. Ассамблея принимает реше-ния о проведении акций и вырабатывает общую политическую линию, изучает проблемы мирного сосуществования, принимает бюджет, разрабатывает инструменты координации деятельности отдельных органов как между собой, так и с другими инсти-тутами межамериканской системы, а также принимает регламент генерального секретариата. Ассамблея заседает раз в год, по решению двух третей государств-членов могут быть созваны чрезвычайные сессии.



Консультативные совещания министров иностранных дел созываются для рассмотрения неотложных вопросов, касающихся всех государств-чпенов. Каждое государство может потребовать созыва консультативного совещания министров иностранных дел.

Консультивный комитет по вопросам обороны в составе высших военных чинов американских государств изучает вопросы военного сотрудничества в рамках договоров о коллективной безопасности.

Постоянный совет, Межамериканский экономический и социальный совет и Межамериканский совет по образованию, науке и культуре, состоящие из представителей государств-членов, подчиняются Генеральной ассамблее.

Постоянный совет, члены которого имеют ранг посла, ориентирован на поддержку постоянных дружественных отношений между государствами-членами и способствует мирному решению спорных вопросов. Он функционирует, с одной стороны, в качестве временного консультативного органа, предусмотренного Договором Рио-де-Жанейро (1947 г.), с другой - в качестве комитета по подготовке сессий Генеральной ассамблеи. Ему подчиняется Межамериканский комитет по мирному урегулированию. Совет заседает в штаб-квартире ОАГ, как правило, дважды в месяц.

Межамериканский экономический и социальный совет содействует сотрудничеству в интересах ускорения экономического и социального прогресса (разработка программ, координация, сотрудничество с ООН, другими националыными и международными организациями).

Межамериканский совет по образованию, науке и культуре разрабатывает программы региональной интеграции и развития в сфере своей компетенции.

Межамериканский правовой комитет в Рио-де-Жанейро консультирует Генеральную ассамблею, содействует разработке и кодификации международного права и изучает правовые проблемы, возникающие в процессе интеграции американских государств. Он собирается, как правило, дважды в год.

Межамериканская комиссия по правам человека, основанная в 1959 г. в Вашингтоне, состоит из семи членов, избираемых Гене-ральной ассамблеей. Она консультирует Генеральную ассамблею и содействует уважению и защите прав человека на континенте.

Генеральный секретариат, центральный постоянный орган ОАГ, возглавляет генеральный секретарь (пятилетний мандат с возможностью однократного переизбрания), который является законным представителем ОАГ и с совещательным голосом принимает участие во всех ее заседаниях. Он может предлагать на рассмотрение Генеральной ассамблеи или Постоянного совета вопросы, которые, по его мнению, могут оказать влияние на сохранение мира и безопасности на континенте или на развитие государств-членов. Заместитель генерального секретаря является секретарем Постоянного совета. Генеральный секретариат разделен на четыре исполнительных совета (экономика и соци-альные вопросы; образование, наука и культура; правовые воп-росы; администрация). В государствах - членах ОАГ действуют бюро генерального секретариата.

ОАГ регулярно проводит конференции по различным аспек-там межамериканского сотрудничества (сельского хозяйства, труда, международного частного права, экономики, образования, телекоммуникаций, сырья, прав человека, науки и технологии, туризма и путешествий, статистики, детства, коренного населения, портов).

ОАГ на основе многосторонних договоров создала шесть автономных специализированных организаций:

Панамериканская организация здравоохранения (ПОЗ), Вашингтон;

Межамериканский детский институт (МАДИ), Монтевидео;

Межамериканская комиссия женщин (МАКЖ), Вашикгтон;

Панамериканский институт географии и истории (ПАМИГИ), Мехико;

Межамериканский институт по вопросам индейского населения (МИИН), Мехико;

Межамериканский институт сельскохозяйственных наук (МИСН), Сан-Хосе.

Межамериканский суд по правам чеповека в Сан-Хосе, основанный согласно Американской конвенции по правам человека, состоит из семи избираемых Генеральной ассамблеей судей. Он трактует Конвенцию и следит за ёе применением.

Основанный в 1946 г. Межамериканский совет обороны планирует мероприятия по коллективной обороне континента, развивает сотрудничество. Военные кадры готовятся в Межамериканском военном колледже.

Межамериканский комитет по борьбе против наркотиков, состоящий из 24 членов, координирует и реализует принятый в Рио-де-Жанейро Межамериканский план действий против употребления, производства и запрещенной торговли наркотиками и психотропными веществами.

Межамериканский банк развития в Вашингтоне, основанный ОАГ, работает в тесном сотрудничестве с ней на правах автономного института.

Рабочие языки ОАГ-английский, испанский, португальский и французский. Местопребывание штаб-квартиры - Вашингтон.

Организация американских государств (ОАГ)

Первую попытку объединить государства региона в конфедерацию или межправительственный союз предпринял Симон Боливар, инициировавший проведение Панамского конгресса 1826 г., который принял Договор о вечном союзе, лиге и конфедерации. Начало второму этапу объединения американских государств положили США, сформулировавшие доктрину панамериканизма, практическая реализация которой началась с проведения I Панамериканской конференции (1889–1890 гг.). Конференция учредила Международный союз американских республик, а при Союзе – постоянное Коммерческое бюро американских республик, впоследствии переименованное в Панамериканский союз (ПАС). Целью ПАС провозглашалось укрепление политической и экономической координации с государствами Латинской Америки . Третьим этапом процесса интеграции стала IX Панамериканская конференция (г. Богота, Колумбия, 1948 г.), на которой был принят Устав ОАГ и Американский договор о мирном урегулировании споров ("Пакт Боготы").

Согласно ст. 1 Устава ОАГ американские государства учредили "международную организацию в целях достижения мира и справедливости, укрепления их солидарности и сотрудничества, защиты их суверенитета, территориальной целостности и независимости". Задачи ОАГ конкретизированы в ст. 2 Устава ОАГ, а принципы, которых придерживаются в своих отношениях американские государства, – в ст. 3 Устава ОАГ. Главу IV Устава ОАГ (ст. 10–22) отличает ряд перечисленных в ней общепризнанных принципов международного права. Членами ОАГ являются американские государства, ратифицировавшие Устав ОАГ. В состав ОАГ входит 35 государств. Статус постоянного наблюдателя предоставлен 62 государствам, в том числе России и Украине, а также ЕС.

Согласно ст. 5 Устава к ОАГ может присоединиться любое новое политическое объединение – союз нескольких государств-членов ОАГ, – которое ратифицирует Устав ОАГ. Вступление в ОАГ такого объединения будет означать для каждого из его участников потерю членства в ОАГ.

Особое внимание в Уставе ОАГ уделяется мирному урегулированию региональных споров (гл. V), поддержанию региональной коллективной безопасности (гл. VI, дополняемая "Пактом Рио" ) и комплексному развитию (гл. VII), которое включает в себя экономическую, социальную сферы, а также образование, культуру, науку и технологии (ст. 30). Устав ОАГ заключен на неопределенный срок и зарегистрирован в Секретариате ООН. Согласно Уставу, ОАГ – региональный орган ООН.

Высшим органом ОАГ является Генеральная ассамблея, в которой государства представлены делегациями, каждая из которых имеет один голос. Согласно ст. 57 Устава ОАГ сессии Генеральной ассамблеи проводятся ежегодно. Генеральная ассамблея определяет общую политику и направления деятельности ОАГ; выносит решения по координации взаимодействия между органами, учреждениями и подразделениями ОАГ; определяет структуру и функции органов ОАГ; рассматривает любые вопросы, касающиеся отношений между американскими государствами, а также вопросы, приоритетные для членов ОАГ; координирует сотрудничество ОАГ с ООН и др.

Консультативное совещание министров иностранных дел (гл. X Устава ОАГ) рассматривает проблемы неотложного характера, представляющие общий интерес для американских государств. Консультативное совещание созывается по инициативе любого члена ОАГ, а в случае вооруженного нападения на территорию члена ОАГ или в пределах зоны безопасности, границы которой определяются действующими договорами, – председателя Постоянного совета ОАГ. Консультативное совещание, созванное для рассмотрения вопросов коллективной безопасности, выступает как орган для проведения консультаций между государствами-участниками "Пакта Рио". Окончательное решение о созыве Консультативного совещания принимает Постоянный совет абсолютным большинством голосов.

Постоянный совет – консультативный орган ОАГ (ст. 83 Устава ОАГ), который занимается вопросами, переданными ему на рассмотрение Генеральной ассамблеей ОАГ и Консультативным совещанием министров иностранных дел. Приоритетная сфера деятельности Постоянного совета – мониторинг поддержания дружественных отношений между государствами-членами ОАГ и оказание им помощи в мирном урегулировании споров. Функции Постоянного совета детализированы в ст. 91 Устава ОАГ. Каждое государство- член ОАГ представлено в Постоянном совете одним делегатом.

Межамериканский совет по комплексному развитию (МСКР) принимает решения по вопросам сотрудничества между государствами-членами ОАГ для содействия их всестороннему развитию. МСКР работает в формате очередных, специальных, специализированных или секторальных совещаний. В рамках МСКР действуют Исполнительный секретариат по комплексному развитию, Постоянный исполнительный комитет, межамериканские комитеты, Межамериканское агентство по сотрудничеству и развитию, непостоянные специализированные комитеты и другие вспомогательные структуры.

Межамериканский юридический комитет (МЮК) выступает в качестве консультативного органа ОАГ по вопросам права, содействует прогрессивному развитию международного права и занимается изучением юридических проблем, касающихся интеграции развивающихся стран континента и возможности, а также целесообразности унификации их законодательства (ст. 99 Устава ОАГ). В состав МЮК входят 11 юристов – граждан государств-членов ОАГ, избираемых Генеральной ассамблеей ОАГ сроком на четыре года.

Межамериканская комиссия по правам человека (МКПЧ) является одновременно и одним из основных органов ОАГ, и органом межамериканской системы поощрения и защиты прав человека. МКПЧ занимается вопросами правозащитной направленности.

Генеральный секретариат – центральный орган ОАГ, возглавляемый Генеральным секретарем, который избирается Генеральной ассамблеей сроком на пять лет с правом однократного переизбрания. Генеральный секретарь информирует Генеральную ассамблею или Постоянный совет обо всем, что, по его мнению, может угрожать миру и безопасности на континенте или развитию государств-членов. Генеральный секретарь способствует развитию сотрудничества между государствами-членами ОАГ в экономической, социальной, правовой сферах, в области просвещения, науки и культуры. Генеральный секретариат выполняет многочисленные функции административно-технического характера (ст. 112 Устава).

Организация Американских государств

§ 1304. Организация американских государств (ОАГ) является старейшей региональной международной организацией в мире. В 1826 году после освобождения половины Южной Америки Боливар созвал в Панама-Сити конференцию американских республик. Хотя конференция, учрежденная Панамским конгрессом, так и не стала реальностью, основная идея продолжала жить.

В 1890 году Первая международная конференция американских государств, состоявшаяся в Вашингтоне, провозгласила создание Международного союза американских республик и в качестве его центрального органа Коммерческое бюро. В 1910 году это бюро было переименовано в Панамериканский союз, в результате чего его деятельность расширилась. В 1948 году девятая международная конференция американских государств, проходившая в Боготе, приняла устав, который придал межамериканской системе ее нынешнюю юридическую форму и структуру. Вместо Союза американских республик она стала называться Организацией американских государств, а Панамериканский союз стал ее генеральным секретариатом. Эта конференция также приняла Американскую декларацию прав и обязанностей человека.

В феврале 1967 года в Буэнос-Айресе состоялась Третья специальная межамериканская конференция, принявшая новый Устав ОАГ.

§ 1305. Статья I Устава ОАГ гласит: "В рамках Организации Объединенных Наций Организация американских государств является региональной организацией", хотя ОАГ функционирует совершенно независимо. Членами Организации состоят 22 независимых и суверенных государства западного полушария * . Нынешнее правительство Кубы было исключено из межамериканской системы ввиду того, что ее форма правления не совместима с принципами и целями межамериканской системы ** .

* (ОАГ в течение всего периода своей деятельности находилась и в значительной мере продолжает находиться под сильным военным, политическим, идеологическим и экономическим влиянием США и американских монополий.

В прямое нарушение Устава ООН. ст. 25 и 26 Устава ОАГ запрещают государствам - членам ОАГ обращаться в Совет Безопасности ООН. Это признают Вуд и Серре, указывая, что "Организация функционирует совершенно независимо" (от ООН.- Прим. ред).

Следует также заметить, что территориальная сфера действия ОАГ выходит далеко за рамки американского региона и в нарушение ст. 52 Устава ООН охватывает даже Гренландию, Канаду и обширную зону Мирового океана, так называемую "зону безопасности", произвольно установленную его создателями.)

** (В 1962 году под давлением США, ссылавшихся на доктрину идеологической "несовместимости", революционная Куба была незаконно исключена из ОАГ на VIII консультативном совещании этой организации в Пунтадель-Эсте (Уругвай). Для такого исключения Кубы ОАГ не имела никаких международно-правовых оснований. )

§ 1306. Цели ОАГ состоят в укреплении мира и безопасности на континенте * ; обеспечение мирного разрешения всех споров, которые могут возникнуть между государствами-членами; организации совместных действий в случае агрессии; поиске разрешения политических, юридических и экономических проблем, которые могут возникнуть между ними; содействии путем совместных действий их экономическому, социальному и культурному прогрессу (ст. IV Устава).

* (Вопреки своим официальным целям на практике ОАГ часто являлась инструментом сил реакции в борьбе с демократическими, национально-освободительными движениями латиноамериканских народов в период революционных подъемов и восстаний в Гватемале, Колумбии, Доминиканской Республике, на. Кубе и других странах пробуждающегося Латиноамериканского континента. )

Расходы ОАГ распределяются между всеми государствами-членами через систему квот, определяемых для каждого правительства в той же пропорции, в какой они делают свои взносы в Организацию Объединенных Наций.

§ 1307. Главные органы ОАГ:

IV Панамериканский союз;

V Специализированные конференции;

VI Специализированные учреждения.

§ 1308. Высший орган ОАГ- Межамериканская конференция. Она созывается через каждые пять лет на территории одного из государств-членов, каждое из которых имеет только один голос. При возникновении особых обстоятельств в период между очередными сессиями могут созываться специальные сессии Межамериканской конференции. Конференция определяет общую деятельность и политику ОАГ, структуру и функции ее органов и полномочна рассматривать любой вопрос, касающийся дружественных отношений между американскими государствами.

§ 1309. Консультативное совещание министров иностранных дел ОАГ рассматривает проблемы, носящие срочный характер и представляющие общий интерес, а также выполняет функции консультативного органа в случае вооруженного нападения и возникновения угрозы миру.

§ 1310. Совет ОАГ - постоянный орган, выполняющий многочисленные обязанности. В его состав входит по одному представителю от каждого государства-члена в ранге посла, специально назначаемого соответствующим правительством.

Председатель и вице-председатель Совета избираются ежегодно. Как правило, Совет собирается на заседание раз в две недели и часто проводит специальные сессии. Многочисленные функции и обязанности Совета осуществляются через различные комитеты, заседающие ежедневно.

§ 1311. Совет ОАГ имеет следующие три органа:

I Межамериканский экономический и социальный совет;

II Межамериканский совет юристов;

III Межамериканский совет по культуре.

Эти три органа практически автономны в своих сферах деятельности. В их состав входят представители государств-членов.

Органы Совета ОАГ оказывают технические услуги правительствам, консультируют Совет по вопросам, входящим в их компетенцию, и ведут разнообразную деятельность в своих областях. Межамериканский экономический и социальный совет осуществляет, кроме того, важную программу, называемую Союзом ради прогресса.

§ 1312. Панамериканский союз представляет собой центральный и постоянный орган ОАГ, а также ее генеральный секретариат. Генеральный секретарь и помощник генерального секретаря избираются на 10 лет. Первый руководит генеральным секретариатом и является его юридическим представителем, а второй исполняет также функции секретаря совета организации.

Панамериканский союз оказывает через свои технические и информационные службы технические услуги и услуги по предоставлению информации, содействует развитию экономических, социальных, юридических и культурных отношений между всеми государствами-членами.

§ 1313. Специализированные учреждения созданы многосторонними соглашениями и выполняют конкретные функции в отношении технических вопросов, представляющих общий интерес для государств-членов. В настоящее время существует шесть специализированных учреждений:

I Панамериканская организация здравоохранения;

II Панамериканский институт географии и истории;

III Межамериканский институт сельскохозяйственных наук;

IV Межамериканский детский институт;

V Межамериканская женская комиссия;

VI Межамериканский институт по делам индейцев.

§ 1314. Кроме того, существует ряд специальных агентств и комиссий, преследующих конкретные цели в пределах установленных областей, представляющих общий интерес. К ним относятся:

I Межамериканский совет обороны;

II Межамериканский статистический институт;

III Межамериканская.комиссия по правам человека;

IV Межамериканский комитет мира;

V Межамериканская комиссия по ядерной энергии;

VI Специальный консультативный комитет по вопросам безопасности.

§ 1315. Специализированные конференции созываются для обсуждения технических вопросов или разработки конкретных аспектов межамериканского сотрудничества.

§ 1316. В 1967 году во изменение Устава ОАГ был принят протокол, который вступит в силу после ратификации его двумя третями подписавших его государств. Когда это произойдет, то межамериканские конференции, в частности, будут заменены генеральной ассамблеей, которая будет собираться ежегодно * . Совет ОАГ превратится в постоянный совет, а межамериканский экономический и социальный совет и межамериканский совет по культуре получат новый статус в рамках ОАГ, причем последний будет переименован в межамериканский совет по вопросам просвещения, науки и культуры. Межамериканский совет юристов будет заменен межамериканским юридическим комитетом и будет наделен аналогичными функциями.

* (В феврале 1970 г. новый Устав ОАГ вступил в силу. Он отражает две тенденции: с одной стороны, стремление США придать этой организации еще более замкнутый характер, усилить влияние американских монополий и Пентагона, а с другой -стремление демократических и патриотических сил латиноамериканских стран привлечь большее внимание ОАГ к социальным и экономическим проблемам этих стран.

Новый Устав ОАГ значительно расширил полномочия исполнительных и административных ее органов в ущерб более представительным общим собраниям ОАГ. Под влиянием растущего национально-освободительного движения в странах Латинской Америки, в частности в Перу и Аргентине, ОАГ переживает серьезный кризис. В повестке дня стоит вопрос о новом пересмотре Устава ОАГ.)

Привилегии и иммунитеты

§ 1317. В статьях 102-108 Устава ОАГ, подписанного в Боготе, приводятся в общих чертах привилегии и иммунитеты, которыми ОАГ, представители государств-членов и генеральный секретариат данной организации в лице Панамериканского союза пользуются на территории государств-членов.

§ 1318. Совет ОАГ одобрил многостороннюю конвенцию о привилегиях и иммунитетах Организации, представителей и секретариата, а также двустороннее соглашение между Организацией и американским правительством. Конвенция была открыта для подписания 15 мая 1949 года, а двусторонее соглашение было подписано в Вашингтоне 22 июля 1952 года.

§ 1319. Многосторонняя конвенция, как и двустороннее соглашение, были намеренно составлены в тех же выражениях, как и аналогичные документы, принятые ООН, с тем чтобы привилегии и иммунитеты, предоставляемые государствами - членами ОАГ самой Организации, а также представителям государств-членов и секретариату, практически были идентичными привилегиям и иммунитетам, признаваемым за ООН, членами постоянных представительств при ООН и за ее секретариатом. Мы не останавливаемся подробно на этих привилегиях и иммунитетах в данной работе, поскольку читатель может ознакомиться с этими правилами и практикой в § 1186-1208.

В практическом плане эти правила следует дополнить конкретными соглашениями в порядке уточнения некоторых деталей, которые были бы приняты в каждом государстве-члене.

§ 1320. Мы не имеем возможности подробно остановиться на многочисленных конвенциях об иммунитетах и привилегиях органов, упомянутых в § 1311, 1313, 1314, или их учреждений, размещенных на территории какого-нибудь определенного государства. Основу всех их составляют следующие положения: признание юридического лица; беспрепятственное распоряжение имуществом и фондами; свобода действий и сношений, а также личные иммунитеты, необходимые для свободного передвижения и осуществления деятельности представителей правительств-членов, экспертов и персонала каждой организации. Предусматривается, что эти привилегии предоставляются только для осуществления обычной деятельности и в интересах справедливости могут быть аннулированы.

Старшинство

§ 1321. Внутреннее старшинство ОАГ. В статье 32 Устава Организации устанавливается следующая иерархия ее органов:

I Межамериканская конференция;

II Консультативное совещание министров иностранных дел;

IV Панамериканский союз;

V Специализированные конференции:

а) Межамериканский экономический и социальный совет, взаимодействующий с:

1 Межамериканским комитетом по делам Союза ради прогресса;

2 Организацией американских государств (ОАГ);

Межамериканским советом обороны (МСО); Экономической комиссией для Латинской Америки (ЭКЛА); и Координационным комитетом (КК);

3 группой экспертов;

б) Межамериканский совет юристов;

в) Межамериканский совет по культуре;

VI Специализированные учреждения, перечисленные в § 1313;

VII Специализированные агентства и комиссии, перечисленные в § 1314.

Сессии Совета ОАГ

I. Сессии Межамериканской конференции. Старшинство делегатов на этих сессиях устанавливается же ребьевкой; путем жребия определяется старшинство стран. Выпавшее по жеребьевке старшинство сохраняется в течение всей сессии.

Наблюдатели имеют старшинство перед специальными гостями.

II. На очередных сессиях, созываемых, как правило, дважды в месяц, применяется система ротации. Представитель каждой страны передвигается на одно место от того, которое он занимал на предыдущей сессии.

III. Протокольные сессии проводятся, когда принимается глава государства или министр или когда отмечается важное событие. Эти сессии, на которых произносится речь, но не принимаются какие-либо законодательные акты, можно назвать церемониальными. Старшинство делегатов на таких сессиях определяется по дате их назначения.

ОАГ – первая континентальная организация мира, которая начала складываться почти сразу после обретения независимости латиноамериканскими странами. У ее истоков стояли лидеры Латиноамериканской революции во главе с Симоном Боливаром. Еще в 1826 г. в Панаме состоялся первый конгресс представителей Латинской Америки с целью достижения единства народов континента путем создания федерации латиноамериканских республик. Но тогда эта идея не получила поддержки у большинства участников конгресса.

Несколько иначе представляли себе единство континента Соединенные Штаты. Президент Джеймс Монро еще в период борьбы народов Латинской Америки за независимость провозгласил доктрину, согласно которой доминирующей силой на Западном полушарии должны были стать США. Поэтому лидеры молодых латиноамериканских государств не очень доверяли своему северному соседу. «Я думаю, что Америке лучше принять Коран, нежели форму правления Соединенных Штатов », – говорил С. Боливар. Действительно, истинные намерения США на континенте проявились очень скоро на примере соседней им Мексики, от которой они, путем провокаций и интервенций, отторгли треть территории.

Прошли десятилетия, выросли новые поколения людей, родились идеи континентальной солидарности, основанной на близости экономических интересов и культур народов. Во имя их реализации с октября 1889 по апрель 1890 г. в Вашингтоне заседает первый международный конгресс американских государств, который учреждает (14 апреля 1890 г.) Международный Союз Американских Государств и его секретариат – Коммерческое бюро американских республик. В 1910 г. эта организация была переименована вПанамериканский Союз.

Первая и Вторая мировые войны способствовали возрастанию роли стоявших далеко в стороне от фронтов войны латиноамериканских государств в международной жизни. В 1947 г. представители 18 американских государств подписали в Рио-де-Жанейро так называемый «Межамериканский пакт » или«Межамериканский договор о взаимной п омощи ». А 30 апреля 1948 г. 20 государств континента подписали в столице Колумбии Боготе УставОрганизации Американских Государств (ОАГ).

Согласно Уставу, Организация создается для достижения мира и законности, укрепления солидарности, усиления сотрудничества, защиты суверенитета, территориальной целостности и независимости американских государств. Главными целями ОАГ, согласно Статье 2. ее Устава, являются:

a) укрепление мира и безопасности на континенте;

b) продвижение и укрепление представительной демократии с должным уважением к принципу невмешательства;

c) предупреждение возможных причин трудностей и обеспечение мирного урегулирования разногласий, которые могут возникнуть между государствами-членами ОАГ;

d) организация совместных действий в случае агрессии;

e) содействие поиску решений политических, юридических и экономических проблем, которые могут возникнуть между странами континента;

f) содействие, путем совместных действий, их экономическому, социальному и культурному развитию;

g) преодоление крайней бедности, являющейся преградой на пути демократического развития народов континента;

h) достижение эффективного ограничения обычного оружия, что позволит направить больше средств на экономическое и социальное развитие государств-членов.

Отношения между членами ОАГ должны строиться на принципах уважения прав человека, суверенитета государств, строгого выполнения обязательств, вытекающих из договоров и других источников международного права, доброй воли и солидарности в эффективной реализации представительной демократии. Устав признает, что каждое государство имеет право выбирать, без вмешательства извне, политическую, экономическую, и социальную систему и избрать наиболее подходящий для себя путь развития, воздерживаться от вмешательства в дела других государств.

Американские государства обязуются всесторонне сотрудничать между собой, независимо от характера их политических, экономических и социальных систем. Агрессия осуждается; признается, что победа не дает никаких прав. Духовное единство континента должно основываться на уважении к культурным ценностям стран Америки и поэтому требует тесного сотрудничества. Статья 9 Устава ОАГ предусматривает, что право члена организации на участие в деятельности ОАГ и ее руководящих органах может быть приостановлено, если его демократически избранное правительство будет свергнуто силой.

Устав ОАГ запрещает вмешательство государств в дела друг друга. «Никакое государство или группа государств, – гласит его 19 Статья, – ни под каким предлогом не имеет права на прямое или косвенное вмешательство во внутренние или внешние дела любого государства. Вышеуказанный принцип запрещает не только вооруженное вмешательство, но и любую другую форму вмешательства, имеющую целью посягательство на само государство или его политические, экономические и культурные органы ». Следующая статья запрещает использование принудительных мер экономического или политического характера с целью повлиять на суверенную волю другого государства и извлечения из этого какой-либо выгоды.

Территория государств-членов ОАГ объявляется неприкосновенной и не может быть занята кем-либо даже временно. Территориальные приобретения либо преимущества, полученные силой или другими средствами принуждения, не могут быть признаны. Все споры между членами ОАГ должны регулироваться такими мирными средствами как: прямые переговоры, добрые услуги, посредничество, изучение и примирение, судебное урегулирование, арбитраж и другими, с которыми стороны могут согласиться в любое время.

ОАГ создавалась для совместного обеспечения коллективной безопасности. «Агрессия против одного Американского Государства является агрессией против всех других », – говорится в Статье 3 Устава (п. h). В 28 Статье эта мысль еще более усилена: «Каждый акт агрессии против территориальной целостности или неприкосновенности территории, против суверенитета или политической независимости любого американского государства будет рассматриваться как акт агрессии против других американских государств ». При всех условиях, когда неприкосновенность или целостность территории, суверенитета или политической независимости любого американского государства оказывается под угрозой в результате вооруженного нападения или другого акта агрессии извне, американские государства должны предпринять немедленные действия в соответствии с принципами континентальной солидарности и коллективной самообороны. То же самое делается в случаях конфликтов между двумя или более американскими государствами, а также при любых иных ситуациях, подвергающих опасности мир на континенте.

Принципами межамериканской солидарности и сотрудничества должно быть пронизано и сотрудничество стран-членов ОАГ в области экономического, социального, образовательного, культурного, научного и технологического развития. Они обязываются воздерживаться от политики и действий, способных нанести вред развитию других стран. Многонациональные предприятия в странах континента должны подчиняться законодательству стран, на территории которых они расположены, и международным соглашениям, участниками которых эти государства являются.

Устав провозглашает (Ст. 45), что человек может реализовать свои стремления только при экономически развитом и основанном на истинном мире социальном порядке. Исходя из этого, государства-члены обязуются руководствоваться в своей повседневной деятельности следующими принципами:

a) все люди, без различия расы, пола, национальности, веры или социального происхождения, имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы, достоинства, равенства возможностей и экономической защиты;

b) труд – право и общественный долг, он должен осуществляться в условиях, включающих в себя систему справедливой оплаты, гарантирующей жизнь, здоровье и приличный уровень жизни для рабочего и его семьи как в период работы, так и при наступлении старости или когда по тем или иным причинам он лишается возможности работать;

c) служащие и рабочие как в селе, так и в городе имеют право на свободные ассоциации для защиты своих интересов, включая право на коллективные договора, забастовки, признание за ассоциациями права юридических лиц с защитой их свободы и независимости в соответствии с законом;

f) вовлечение и увеличивающееся участие маргинальных слоев населения в экономическую, социальную, гражданскую, культурную и политическую жизнь страны в целях достижения полной интеграции общества, ускорения процесса социальной подвижности и консолидации демократической системы.

Первостепенное значение в планах своего развития государства-члены ОАГ должны придать поддержке образования, науки, технологии и культуры. Особое внимание государства-члены ОАГ обязались уделять искоренению неграмотности, для чего возможность получения начального образования за государственный счет будет предоставлена не только детям школьного возраста, но и взрослым. Предусматривается расширение системы среднего и высшего образования.

Руководящие органы ОАГ .

Согласно Статье 53 Устава ОАГ, ее цели будут достигаться работой следующих органов:

a) Генеральной Ассамблеи;

b) Консультативной встречи министров иностранных дел;

c) Советов;

d) Межамериканского Юридического Комитета;

e) Межамериканской Комиссии по правам человека;

f) Генерального Секретариата;

g) Специализированных Конференций и

h) Специализированных Организаций.

Дополнительно могут быть учреждены и вспомогательные органы, агентства и другие подразделения, если в этом появится необходимость.

Генеральная Ассамблея является высшим органом Организации американских государств. Ее полномочия определены 54 Статьей Устава. Ими являются:

a) определение общей политики и действий организации, структуры и функций ее органов, рассмотрение любого вопроса, касающегося дружественных отношений между американскими государствами;

b) определение мер для координирования деятельности органов, агентств и отделов организации;

c) усиление и координация сотрудничества с Организацией Объединенных Наций и ее специализированными агентствами;

d) укрепление сотрудничества с другими, близкими по целям, международными организациями в экономической, социальной и культурной областях;

e) утверждение бюджета ОАГ;

f) изучение материалов Консультативной встречи министров иностранных дел, наблюдений и рекомендаций Постоянного Совета относительно докладов, представляемых ему другими органами в соответствии с Уставом;

g) принятие общих стандартов управления деятельностью Генерального Секретариата, собственных правил процедур и повестки дня сессий.

Каждое государство-член ОАГ имеет один голос. Генеральная Ассамблея собирается ежегодно в срок, определенный правилами процедуры, и в месте, выбранном в соответствии с принципом очередности. На каждой регулярной сессии определяется дата и место следующей сессии. Если по той или иной причине Генеральная Ассамблея не может быть проведена в выбранном месте, сессия может быть проведена в стране, которая предложит свои услуги. А если и такого предложения не будет, то место определяется Генеральным секретариатом с согласия Постоянного Совета ОАГ. В особых случаях с согласия двух третей государств–членов могут быть созваны специальные сессии Генеральной Ассамблеи. Сессии готовятся Подготовительным комитетом, в которого участвуют представители всех государств-членов. Решения Генеральной Ассамблеи принимаются абсолютным большинством голосов, за исключением случаев, требующих две трети голосов.

Консультативные встречи министров иностранных дел проводятся по решению абсолютного большинства государств-членов для рассмотрения проблем срочного характера, затрагивающих интересы всех государств. Повестка дня подобных встреч составляется Постоянным Советом ОАГ. В случаях, когда министр иностранных дел не может присутствовать на встрече, он должен быть представлен специальным делегатом. В случае вооруженного нападения на какое-либо американское государство или конфликта на континенте, председатель Постоянного Совета без промедления созывает заседание Совета для рассмотрения конфликта с позиций устава ОАГ.

Для консультаций по проблемам военного сотрудничества существуетКонсультативный комитет защиты , состоящий из самых высших военных властей американских государств. Комитет собирается на свои заседания по тем же правилам, что и Консультативная встреча министров иностранных дел, а также тогда, когда Генеральная Ассамблея или Консультативная встреча министров иностранных дел двумя третями голосов примут такое решение.

Постоянный Совет ОАГ (ПС) – один из органов, посредством которых ОАГ осуществляет свои цели. Он непосредственно ответственен перед Генеральной Ассамблеей и состоит из представителей всех государств-членов, назначаемых соответствующими правительствами в ранге посла. В ведении Постоянного Совета находятся любые вопросы, поручаемые ему Генеральной Ассамблеей или Консультативной встречей министров иностранных дел. В соответствии с условиями межамериканского соглашения о взаимной помощи, Постоянный Совет служит временно и как орган консультаций для участников соглашения. Председательствуют в Совете все его члены поочередно в алфавитном порядке сроком не более 6 месяцев. В помощь Председателю таким же образом избираются Вице-председатели, но начиная с конца алфавита. Постоянный Совет призван содействовать сохранению дружественных отношений между государствами-членами, помогать им в мирном урегулировании споров, оказывая при этом добрые услуги (Ст. 85). Исполняя свои уставные функции и с согласия сторон споров, ПС может учреждать постоянные комитеты, изучать спорные проблемы на местах.

В случаях, когда одна из сторон спора не принимает рекомендаций ПС или постоянного комитета, Постоянный Совет должен информировать об этом Генеральную Ассамблею и продолжать поиск путей примирения. Решения ПС принимаются большинством в две трети голосов без участия сторон конфликта, за исключением процедурных, по которым достаточно простого большинства.

Постоянный Совет должен выполнять и такие решения Генеральной Ассамблеи или Консультативной встречи министров иностранных дел, выполнение которых не было поручено другому органу, обеспечивать соблюдение норм Устава в период между сессиями Генеральной ассамблеи. Он выполняет функции Подготовительного комитета для подготовки сессий ГА, разрабатывает проекты договоров и соглашений между государствами-членами ОАГ, между ОАГ и ООН и другими международными институтами, рассматривает доклады Межамериканского Совета для интегрального развития, Межамериканского юридического комитета, Межамериканской Комиссии по правам человека, Генерального секретариата, специализированных учреждений и конференций, других органов и агентств. Постоянный Совет находится там же, где и Генеральный секретариат (в Вашингтоне).

Межамериканский Совет интегрального развития (МАСИР ) – орган Организации американских государств, учрежденный Протоколом Манагуа, который вступил в силу 29 января 1996 г. Будучи ответственным перед Генеральной Ассамблеей, он состоит из представителей всех государств-членов ОАГ министерского ранга, назначаемых соответствующими правительствами, и обладает полномочиями принимать решения по вопросам, связанным с партнерством во имя развития. Этот Совет может создавать вспомогательные органы, какие сочтет необходимыми, для должного исполнения своих функций. Его цель состоит в налаживании сотрудничества между американскими государствами во имя интегрального развития, устранения бедности, решения других задач в экономической, социальной, образовательной, культурной, научно-технической областях. МАСИР проводит ежегодные встречи на министерском уровне. На них вырабатываются рекомендации Генеральной Ассамблее по стратегическим планам формирования политики, разработке программ и согласованию курсов сотрудничества в интересах интегрального развития, а также по подготовке бюджета программ технического сотрудничества. Здесь же происходит назначения ответственных за выполнение принятых программ и проектов развития, подводятся итоги проделанной работы. Каждый Совет, в случае острой необходимости, может созвать, после консультаций с государствами-членами, специальные конференции по вопросам своей компетенции и оказывать правительствам необходимые услуги по их просьбе.

Межамериканский юридический комитет (МАЮК) является консультативным органом ОАГ по юридическим вопросам, призванным продвигать прогрессивное развитие, кодифицировать международное право, изучать юридические проблемы, связанные с интеграцией развивающихся стран континента и, по мере возможности, добиваться однородности в соответствующем законодательстве. МАЮК состоит из одиннадцати юристов, избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на четыре года из числа кандидатов, представляемых государствами-членами. В составе Комитета не может быть более одного человека из одной страны. МАЮК организует исследование вопросов, переданных ему Генеральной Ассамблеей и другими руководящими органами ОАГ, устанавливает отношения сотрудничества с университетами и другими центрами обучения, а также с национальными и международными комитетами, занимающимися изучением юридических проблем международного характера и обучением. Комитет работает по собственному статуту, одобренному ГА. Его штаб-квартира находится в Рио-де-Жанейро, но в особых случаях он может заседать и в других, согласованных с государствами-членами местах.

Важным органом ОАГ является Межамериканская Комиссия по правам человека , основная функция которой состоит в содействии соблюдению и защите прав человека. Комиссия выступает в качестве главного консультативного органа ОАГ в этих вопросах. Структура, компетенция и процедуры работы этой Комиссии и ее отделов определены Межамериканской конвенцией по правам человека.

Центральным и постоянно действующим административным органом Организации американских государств являетсяГенеральный секретариат . Он призван исполнять функции, возлагаемые на него Уставом ОАГ и другими межамериканскими договорами и соглашениями, а также Генеральной Ассамблеей, Консультативной встречей министров иностранных дел и Советами ОАГ. Генеральный секретарь , направляющий деятельность Секретариата, и его помощник избираются Генеральной Ассамблеей на пятилетний срок и ответственны перед ней. Генеральный секретарь может быть переизбран только однажды или заменен гражданином того же государства. Когда должность Генерального секретаря становится вакантной, помощник Генерального секретаря (по Уставу он является секретарем Постоянного Совета) исполняет его обязанности до тех пор, пока Генеральная Ассамблея не изберет нового Генерального секретаря. Генеральный секретарь и его помощник не должны быть гражданами одной и той же страны.

Генеральный секретарь или его представитель может принимать участие во всех встречах ОАГ «с голосом, но без права голосования» (Ст. 110). Он может обращать внимание Генеральной Ассамблеи и Постоянного Совета на любой вопрос, который, по его мнению, способен угрожать миру и безопасности на континенте или развитию государств-членов. Место нахождения Генерального секретариата – город Вашингтон.

ОАГ имеет свою сеть специализированных организаций. Межамериканские специализированные организации – это межправительственные структуры, учрежденные в соответствии с многосторонними соглашениями для решения общих для американских государств вопросов. Они пользуются в своей деятельности самой широкой автономией, но обязаны руководствоваться рекомендациями Генеральной Ассамблеи и Советов ОАГ. В настоящее время существуют шесть специализированных организаций ОАГ.

Панамериканская организация здравоохранения учреждена в 1902 г. второй международной конференцией американских государств (Мексика) и функционирует как региональное отделение Всемирной организация здравоохранения (для Западного полушария). Ее миссия – налаживание сотрудничества с государствами-членами ОАГ в целях борьбы с болезнями и сохранения здоровой среды обитания, содействие жизнеспособному развитию. Штаб-квартира Организации находится в Вашингтоне.

Межамериканский детский институт создан в 1924 –1927 гг. и призван определять общественную политику в области защиты детей, ясно формулировать отношения между государственным и гражданским обществом и развивать критическое понимание проблем детства. Расположен в Монтевидео (Уругвай).

Межамериканская комиссия женщин учреждена на международной конференции американских государств (Гавана, 1929 г.) как консультативный орган по проблемам положения и условий жизни женщин на континенте. Находится в Вашингтоне.

Панамериканский институт географии и истории образован решением шестой международной конференции американских государств в 1928 г. и призван налаживать сотрудничество государств в областях картографии, географии, истории и геофизики. Он размещен в г. Мехико.

Межамериканский индийский институт организован в соответствии с соглашением 1940 года для налаживания сотрудничества и координации политики государств–членов, оказания помощи в организации исследований развития местных общин и в их обучении. Институт находится в Мехико.

Межамериканский институт сотрудничества в сельском хозяйстве основан в 1942 г. как Межамериканский институт сельскохозяйственных наук, призванный стимулировать, продвигать и поддерживать усилия государств континента в развитии сельского хозяйства и повышении благосостояния сельского населения. Штаб-квартира института находится в Сан-Хосе (Коста-Рика).

Специализированные организации должны устанавливать отношения сотрудничества с другими международными институтами той же компетенции в целях координации их действий, сохраняя при этом свою автономию как институтов ОАГ. В соответствии со Статьями 90 и 130 Устава они представляют Генеральной Ассамблее ежегодные доклады о своей деятельности и финансовых расходах.

Срок действия Устава ОАГ не ограничен, но государства-члены, желающие выйти из организации, должны за два года письменно уведомлять о своем желании Генеральный секретариат, который доведет эту информацию до сведения всех членов.

Устав ОАГ вступил в силу в декабре 1951 г. С тех пор в него вносились поправки в соответствии с протоколами:

· Буэнос-Айреса (подписан в 1967 г. и вступил в силу в феврале 1970 г.);

· Картахена-де-Индиас (подписан в 1985 г. и вступил в силу в ноябре 1988 г.);

· Вашингтона (подписан в 1992 г. и вступит в силу после ратификации его двумя третями государств–членов);

Протокол Буэнос-Айреса изменил структуру Организации американских государств и включил в Устав новые условия сотрудничества в экономической, социальной, образовательной, научной и культурной областях. Протокол Картахена-де-Индиас предусматрел дополнительные меры по консолидации представительной демократии на принципах невмешательства, обозначил усиление полномочий Постоянного Совета и Генерального секретаря ОАГ. Протокол Вашингтона предусматривает, что государство-член ОАГ, демократически избранное правительство которого было свергнуто силой, приостанавливает свое право участвовать в советах Организации. Протокол провозглашает уничтожение бедности одной из основных целей ОАГ. Протокол Манагуа создал Межамериканский Совет для интегрального развития, цель которого состоит в том, чтобы продвигать сотрудничество американских государств для устранения крайней бедности.

В настоящее время членами ОАГ являются 35 государств континента. Еще 39 государств мира и Европейский Союз имеют статус постоянных наблюдателей. Россия является постоянным наблюдателем с апреля 1992 г. Постоянные наблюдатели имеют право участвовать во всех публичных обсуждениях проблем ОАГ, а по приглашению – и в частных, доверительных обсуждениях, получают все официальные документы и материалы сессий, конференций, заседаний и встреч. Они могут внести и свой вклад (материальный и иной) в реализацию программ ОАГ. Государства Западного полушария могут изменить свой статус в ОАГ. Так, Канада, Белиз и Гайана вначале являлись наблюдателями ОАГ, а с января 1991 г. стали ее полноправными членами.

Вопросы торговли и экономических отношений всегда оставались в центре внимания ОАГ. Еще при создании Организации намечалось образование в возможно короткий срок Латиноамериканского общего рынка, призванного содействовать экономической интеграции стран континента. В 1993 г. был учрежден Специальный комитет по торговле. Ее целью является либерализация торговли между странами полушария.

В программном документе «Декларация принципов и План действий», принятом лидерами тридцать четырех стран континента (Майами 7–8 декабря 1996 г.) было объявлено об установлении Американской зоны свободной торговли. Государства заявили о своем желании устранить постепенно существующие торговые и инвестиционные барьеры. Согласно Плану действий, ОАГ должна играть первостепенную роль в реализации решений встреч на высшем уровне, способствовать укреплению демократии, продвижению и защите прав человека, устранению угрозы национального и международного терроризма. Она должна стремиться к укреплению взаимного доверия, свободной торговли на Западном полушарии, способствовать развитию телевидения и других информационных инфраструктур, борьбе с оборотом наркотиков и связанных с этим преступлениями, сотрудничеству в областях науки и техники.

Надо сказать, что подобные цели провозглашаются ОАГ не впервые. Они объявлялись главными и в Декларации Пунта-дель-Эсте (Уругвай) 1961 года. Их практической реализации должны были содействовать провозглашенные в документе «Союз ради прогресса» задачи, нацеленные на укрепление представительской демократии, достижение быстрого экономического развития и большей социальной справедливости.

В 1959 г. в Сантьяго (Чили) была учреждена Межамериканская комиссия по правам человека , призванная контролировать ход реализации прав человека, провозглашенных в Уставе ОАГ, в Американской Декларации прав и обязанностей человека (1948 г.) и в Американской конвенции о правах человека (подписана в 1969 г. и вступила в силу в 1978 г.). После вступления этой Конвенции в силу, в Сан-Хосе (Коста-Рика) был учрежден Межамериканский Суд по правам человека .

Перед лицом возрастающей угрозы наркоторговли, Генеральная Ассамблея ОАГ учредила в 1986 г. Межамериканскую комиссию контроля над злоупотреблениями наркотиками . Она уполномочена продвигать и облегчать сотрудничество государств–членов в борьбе с незаконным производством, использованием и торговлей наркотическими препаратами.

В последние десятилетия ХХ в. заметное место в деятельности ОАГ занимало наблюдение за ходом формирования представительных органов власти в странах континента. В июне 1991 г. Генеральная Ассамблея в Сантьяго приняла «Обязательство к демократии и обновлению межамериканской системы », в котором государства-члены ОАГ обязываются всячески поддерживать демократию как систему правления. Тогда же была одобрена резолюция под названием «Представительная демократия », устанавливающая процедуры защиты демократии там, где ее осуществление было прервано. Данные процедуры были с те пор применены в Гаити (1991 г.), Перу (1992 г.) и в Гватемале (1993 г.). Специальная сессия ГА ОАГ, проходившая в Перу, приняла 11 сентября 2001 г.«Межамериканскую демократическую хартию» . В ее 28 статьях изложено современное понимание демократии в духе ВДПЧ и «Декларации о демократии» МПС, а также закреплены обязательства государств-членов Организации строго следовать нормам Хартии.

В отчете Генерального секретаря ОАГ за 2002 -2003 гг. функции ОАГ определены как таковые «технического секретариата и институциональной памяти» Встреч глав государств и правительств континента. Подобные встречи в рамках всей ОАГ происходят достаточно редко. Они имели место в 1956 г. в Панаме, в 1967 г. – в Пунта-дель-Эсте, в 1994 г. – в Майами, в 1996 г. – в Санта-Крус-дел-Сьерра. На первой из этих встреч участники договорились приступить к разработке совместных программ развития и учредить Межамериканский банк развития. На встрече в верхах в 1967 г. обсуждался вопрос о разработке и реализации региональных образовательных, научных, технологических и культурных программ развития. Главы государств и правительств стран континента объявили региональную интеграцию одной из важнейших целей межамериканской системы. Встреча на высшем уровне в Майами в декабре 1994 г. заявила, что «…укрепление, эффективное осуществление и консолидация демократии составляет центральный политический приоритет» континента, а ОАГ является «основным институтом защиты демократических учреждений ». Встреча в верхах в 1998 г. была посвящена проблемам устойчивого развития континента. Довольно часто происходят встречи глав государств отдельных регионов континента (за 50 лет существования ОАГ состоялись 10 встреч в верхах стран группы РИО и 6 встреч иберо-американских стран).

Реальные отношения между странами американского континента принципиально отличаются от тех, которые предписаны Уставом ОАГ. Интервенции США на Кубу, в Панаму, на Гренаду и в другие страны, являвшиеся членами ОАГ, не имеют ничего общего с взаимным доверием, солидарностью и невмешательством в дела друг друга. «Агрессия против одного из американских государств является агрессией против всех остальных » , – гласит один из пунктов Статьи 5 Устава. А во время конфликта между членом ОАГ Аргентиной и Великобританией из-за Фолклендских (Мальвинских) островов США не только откровенно заняли антиаргентинские позиции, но и предоставили свои аэродромы в распоряжение врага своей «союзницы» по ОАГ. Однако большинство государств континента поддерживали и поддерживают Аргентину в ее стремлении восстановить свой суверенитет над этими островами. XXXIIсессия Генеральной ассамблеи ОАГ (июнь 2002 г.) приняла специальную «Декларацию по вопросу о Мальвинах», в которой заявлено о поддержке желания Аргентины решить вопрос об островах мирным путем.

«Экономическое сотрудничество является основой всеобщего благополучия и процветания народов континента », – гласит другой пункт той же 5-й Статьи Устава. Экономический бойкот и экономическая блокада, продолжающаяся, вопреки воле многих стран-членов ОАГ, уже более 40 лет в отношении Кубы – реальность того же американского континента. Фактический бойкот был объявлен и Чили после избрания президентом этой страны социалиста Сальвадора Альенде.

США неоднократно предпринимали попытки исключить из устава ОАГ некоторые из приводившихся выше положений, но большинство членов ОАГ воспротивилось этим попыткам. США отказываются сотрудничать с ОАГ в вопросах совместной реализации Межамериканской конвенции о правах человека, отказываются считаться с решениями Межамериканской Комиссии и Межамериканского Суда по правам человека. Это к ним относятся приводившиеся в первой главе слова сенатора Хельмса о том, что в Америке есть только одно право и один Суд – Конституция и Верховный Суд США. Болезни ООН являются, таким образом, болезнями и ряда других международных институтов.

На американском континенте существуют еще почти 1,5 десятка региональных институтов разной компетенции. Наиболее активными из них являются:

Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР);

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ);

Карибская ассоциация свободной торговли (Кариком), преобразованная позже в Карибский общий рынок;

Андская группа;

Аргентино-бразильский общий рынок;

Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА).

Как видно, степень интеграции стран Западного полушария не одинакова. Государства Северной Америки интегрированы лучше, чем страны Южной Америки. Надо полагать, что социально-экономический и политический прогресс на континенте непременно приведет к жизни новые институты сотрудничества проживающих там народов.