Открытое занятие по ознакомлению с природой в старшей группе.

Тема: Зимующие птицы.

Цель: уточнить представления детей о птицах, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду. Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц.

Задачи:

1) расширять представления детей о птицах (где живут, как зимуют).

2) развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи.

4) воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.

Предварительная работа : рассматривание альбома «Птицы», наблюдение за птицами во время прогулок, на тему «Птицы» заучивали загадки, играли в игры.

Материал и оборудование:

Предметные картинки «Зимующие птицы», кормушка, нарисованные деревья (зимнее и летнее), посылка от Деда Природоведа.

1.Организационный момент.

Воспитатель: К нам сегодня на занятие пришли гости. Повернули все головку в сторону гостей, улыбнулись им, поздоровались, они посмотрят, как вы научились сидеть и работать на занятии.

2.Ход занятия:

Посмотрите, к нам в детский сад пришло письмо. На конверте написано, ребятам дошкольникам, то есть вам. Давайте посмотрим, что там за письмо? Открываю конверт, достаю письмо, читаю.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.

Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это …(птица)

Дети, вы, наверное, догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии.

(Ответы детей.)

Правильно, о зимующих птицах.

Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края).

О зимующих птицах мы будем разгадывать загадки, вспомним чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам интересное из их жизни.

Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Экскурсоводами будут наши ребята.

Выходит ребёнок, загадывает загадку:

Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика (Синица).

Кто это? -Что вы знаете о ней? (Птица лесная, но зимой перебирается ближе к людям. - Чем питается синица? (Зимой птица ест все: хлеб, зерна, сало, крупу).

Картинка с изображением синицы помещается на выставку-доску.

Воспитатель: Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Выходит ребёнок, загадывает еще загадку.

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это…(Снегири)

Картинка с изображением снегиря помещается на выставку-доску.

Дети отвечают на вопросы:

Слово «снегирь» связано со словом «снег»? (Нет, название «снегирь» птицы получили за ярко-красный оттенок брюшка).

Чем отличается по внешнему виду самочка снегиря от самца? (Самки отличаются от самцов те, что грудка у них не красного цвета, а бурого с серым оттенком).

Чем питаются снегири? (Питаются снегири семенами, почками растений и ягодами, из которых выклевывают семечки. Птенцов они тоже кормят растительными кормами. Насекомых в пищу яркие птицы почти не употребляют.

Воспитатель: Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Выходит следующий ребёнок, загадывает загадку.

Собирает он проворно

Горстью брошенные зерна,

И гнездится под карнизом

Наш любимый… (Голубь сизый)

Дети отвечают на вопросы:

Какой окрас у голубя? (Окраска у голубей бывает черной, каштановой, синей, светло-сизой (голубой), сиреневой, коричневой, желтой, красной, вишневой, пепельной, белой и др.).

Голубь по размеру меньше или больше воробья?

Чем питаются голуби? (Питается семенами растений, зерновыми культурами).

Могут ли голуби передавать письма?

Обобщение ответов детей: «Голуби – это птицы, которых можно научить передавать письма. Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – в свою голубятню. Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Голубь – одна из самых добрых и мирных птиц. За это люди избрали ее символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе».

Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

(прыжки на левой ноге)

Прыг-скок, прыг- скок,

(прыжки на правой ноге)

Завертелась как волчок

(кружимся на месте)

Вот присела на минутку,

(присели)

Почесала клювом грудку,

(встали, наклоны головы вправо – влево)

И с дорожки на плетень,

(прыжки на левой ноге на месте)

Тири-тири

(прыжки на правой ноге)

Тень-тень-тень!

(прыжки на месте на двух ногах)

Воспитатель: Отдохнули? Давайте продолжим.

Выходит ребёнок, загадывает загадку.

Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)

Детям предлагается ответить на вопросы:

Какой окрас у дятла? (У самца на голове красивая ярко-красная «шапочка», а у самочки дятла ее нет.)

Почему дятел в лесу часто стучит по дереву? (Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков).

Чем питаются дятлы?

Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.

Воспитатель: Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке? (воспитатель показывает птицу, а дети называют её).

Ведущий читает стихотворение:

Наши ласточки-сестрички,

Но живут не вместе!

Гнездышки в особом месте

Строят эти птички.

Кто под крышей выбирает

Спальню для детишек,

Кто под берегом копает

Норки для малышек.

Ласточки-друзья,

Как люблю вас я!

Ведущий предлагает детям найти и показать изображение ласточки, рассмотреть и составить рассказ о птице.

Ведущий обобщает информацию о ласточке. (У ласточки продолговатое тело, приплюснутая голова с большими глазами, короткий, широкий и плоский клюв, маленькие ноги и длинные острые крылья. Длина крыльев ласточек намного превышает длину их тела. Большую часть жизни проводят в воздухе, но иногда они присаживаются куда-нибудь отдохнуть. На землю они опускаются только за материалом для гнезда, и двигаются при этом очень неловко, небольшими шагами.
Пьют и купаются ласточки также прямо на лету, прикасаясь телом к воде. Ласточки являются насекомоядными птицами и, ввиду того, что они обитают обычно рядом с жильём, огородами и посевами, они приносят пользу сельскому хозяйству.

Ведущий читает следующее стихотворение:

Что за радость! Наконец

Прилетел к нам в сад скворец.

Наш певец блестяще-черный,

По траве снует проворно.

Домик свой отвоевал:

Воробьев всех разогнал!

С видом деловым поспешно

Он влетает в свой скворечник.

На ступеньку без забот

Он садится и поет

Так, что за душу берет!

Детям предлагается найти и рассмотреть скворца, рассказать о нем.

Ведущий задает вопросы:

Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? Ласточка и скворец, птицы зимующие или перелетные? Каких перелетных птиц еще вы знаете?

Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются зимовать?

Хорошо, обе команды молодцы! Победила дружба.

Игра «Раздели птиц на зимующих и перелетных».

Каждый ребенок озвучивает название своей птицы, а затем прикрепляет на нужное дерево.

Раздается стук в дверь. Почтальон приносит посылку. Воспитатель сообщает, что это посылка от Деда Природоведа. Открывает посылку и достает кормушку.

Воспитатель: Как вы думаете, что это такое? Это кормушка. А еще здесь есть письмо. «Здравствуйте, дорогие дети! Наступила зима, стало холодно и выпало много снега. Я заранее позаботился о наших друзьях – птицах. Сделал им кормушку, но птиц очень много, а я один. Помогите мне, сделайте несколько кормушек для птиц! Ваш друг – Дед Природовед». Нас просят сделать кормушки. Давайте подумаем, из чего могут быть сделаны кормушки?

Из дерева, какая она? Деревянная.

Из пластмассы, какая она? Пластмассовая.

Из плотной бумаги, какая? Картонная, бумажная.

Ребята, давайте вспомним, что птички любит кушать? (Птички любят крошки, зёрна, семечки).

Синички больше всего любят сало, но оно должно быть несолёное.

А что любит снегирь? Любимое лакомство снегиря ягоды рябины, калины, шиповника, семена.

Воробьи любят разный корм, но особенно семечки. Но прежде чем угощать птиц, семечки нужно немного расплющить. Например, покатать по ним стеклянную бутылку.

А что же любит сорока? Сорока больше всего любит зерно. А сейчас будем наших друзей угощать.

Кому ты подаришь кусочки сала? (Я даю кусочки сала синице).

Кого ты угостишь семечками? (Я угощу семечками воробья).

Кому ты отдашь ягоды? (Я отдам ягоды снегирю).

А чем можно угостить сороку? (Сороку можно угостить зерном).

Игра «Какая птица улетела? »

Воспитатель : Посмотрите внимательно сколько птиц у нас на деревьях, а теперь раз, два, три – не смотри. (Дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку).
Воспитатель:
Раз, два, три – смотри. Дети называют, какой птицы не стало. (Игра повторяется 4-5 раз.)

3.Итог.

Воспитатель: Ребята, посмотрите все птицы разлетелись, но они обязательно к нам вернуться, когда мы повесим им кормушки. Вам понравилось занятие? Что нового вы узнали? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо потрудились, но дома вам придется еще потрудиться. Надо сделать кормушки и принести в детский сад. Мы повесим кормушки и наши друзья – птицы будут всю зиму сыты.

Организация: МДОУ Большенагаткинский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка»

Населенный пункт: Ульяновская область, Цильнинский район, с. Большое Нагаткино

Цели: формировать экологическую культуру у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Расширять представления детей о разновидностях птиц родного края через проектную деятельность
  2. Формировать умение связно, последовательно, составлять рассказ по картинкам с последовательно- развивающим действием; упражнять в образовании существительных в родительном падеже.
  3. Воспитывать доброжелательное заботливое отношение к птицам;
    вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Предшествующая работа:

Беседы о птицах; чтение произведений М.Горького «Воробьишко», В. А. Сухомлинского « О чём плачет синичка?»... Разучивание стихов, пословиц, поговорок, отгадывание загадок; проведение наблюдений на прогулке за птицами, рассматривание картины о птицах, использование настольно – печатные игр: «Разрезные картинки», лабиринты « Помоги птицам», подвижных игр («Воробушки и кот», «Перелётные птицы», «Ворон», «Птицы»…)., НОД в области «Художественно- эстетическое развитие» на темы: «Птицы», «Повесим кормушку в саду», «Снегири и синицы» - использование нетрадиционной техники рисования ладошками и пальчиками, лепка зимующих птиц. Просмотр мультфильмов о жизни птиц: «Высокая горка», «Оранжевое горлышко», «Весёлый огород», «Как дед великое равновесие нарушил», презентации «Зимующие птицы». Консультации с родителями, изготовление кормушек и участие в акции ДОУ «Птичья столовая».

Подготовка воспитателя: Подбор стихов, загадок, игр, картинок к презентации «Зимующие птицы» , создание презентации, запись пения птиц, панно с изображением дерева, подбор и распечатка красочных картинок с изображением зимующих птиц. Создание совместно детско- родительского проекта «Поможем птицам зимой».

Материал к занятию: Презентация, мяч, панно с изображением дерева, картинки зимующих птиц, ножницы, гуашь красного и жёлтого цвета, влажные салфетки.

Ход непосредственно - образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо, да тут загадка, послушайте:

Кто отправился в полёт,
В клюве веточку несёт?

Снится ночью пауку
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это... (Правильно, птица.)

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет у нас речь?

Сегодня, мы с вами поговорим о птицах.

Картинка с изображением разных птиц появляется на слайде.

Слайд №1 «Красивые птицы на дереве».

Кто же такие птицы? (Высказывания детей.). Птицы - такие животные, тело которых покрыто перьями. Птицы – наши верные пернатые друзья. Они являются истинным украшением нашей природы (особенно зимой), благодаря яркому оперению, оригинальной внешности или своеобразному “пению”. Они приносят огромную пользу человеку: истребляют вредных насекомых, уничтожают червей, жуков. У птиц есть крылья, и они умеют летать.

Воспитатель: Ребята, но есть птицы, которые не умеют летать. Назовите их.

Слайд №2 с изображением птиц. (Снегирь, ласточка, голубь, страус, пингвин). Да, страус, пингвин не умеют летать. Чем они отличаются от других птиц?

Страус крупнее всех птиц. Страус бегает очень быстро и на дальние расстояния. Пингвин очень хорошо плавает.

Воспитатель: На какие группы можно разделить еще птиц?

Слайд №3 «Птицы бывают домашние и дикие». (в верхнем ряду дикие: кукушка, лебедь, воробей; в нижнем ряду: индюк, курица, гусь, утка.)

Почему птицы называются домашними? Домашними называются птицы, которые живут рядом с человеком. Человек ухаживает за ними, заботится, кормит. Птицы приносят пользу человеку. Катя покажи и назови домашних птиц.

Ребята, а какие птицы называются дикими? Верно, дикими называются птицы, которые живут вдали от человека, сами находят корм, сами строят себе жилище- гнездо. Выводят и воспитывают своих птенцов. Самостоятельно спасаются от врагов.

Воспитатель: Назовите еще группы.Птицы бывают перелётными и зимующими.

Слайд №4 «Полёт стаи птиц на юг». Как вы думаете, почему они называются перелётными? Перелётными называются потому, что они ежегодно с наступлением холодов совершают перелёт в тёплые страны и возвращаются весной обратно. .

Слайд №5 «Зимующие птицы».

Почему птицы называются зимующими? Ответы детей. Зимующие – птицы, которые остаются зимовать. Они нуждаются в помощи человека.

Воспитатель: Сегодня, мы с вами поговорим о зимующих птицах. Предлагаю вам поиграть. Вставайте в круг. Я буду бросать мяч, а вы должны поймать мяч и назвать зимующую птицу. Молодцы, справились с заданием.

Теперь с вами будем отгадывать загадки. Ирина загадай ребятам загадку: « Спинка синеватая, животиком желтоватая, чёрненькая шапочка, беленькие щёчки». Кто же это? Сейчас мы проверим, правильно ли вы отгадали. Отгадка появится на экране.

Слайд №6 «Синичка». Правильно, молодцы.

Дима загадай нам загадку: «Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют. Не боится он простуды. С первым снегом тут, как тут». Кто же это?

Слайд – анимация №7 « Снегирь».

Серёжа загадай ты: « Чёрная жилеточка, красная шапочка, по деревьям стучит, но их не калечит, а лечит. Кто же это? Дети отгадывают.

Слайд- анимация №8 «Дятел»

Настя загадай: « Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая. Птица говорливая самая болтливая. Правильно - это сорока.

Слайд- анимация № 9 «Сорока».

Воспитатель: Теперь поиграем в игру «Четвёртый лишний».

Слайд №10 «Изображение птиц: воробей, грач, голубь, петух». Почему вы думаете, что это петух? Петух - это домашняя птица, а воробей, грач и голубь - дикие.

А сейчас мы поиграем в игру «Угадай птицу ».

Слайд – анимация № 11»Угадай птицу». На экране появляются отдельные части изображения птицы (разрезные картинки). Дети угадывают изображение птицы и называют. Правильная отгадка появляется на экране (поочерёдно: снегирь, воробей, дятел).

Следующая игра «Угадай, кого не стало?».

Слайд № 12 «Угадай, кого не стало?». На слайде изображение зимующих птиц (воробей, снегирь, голубь, дятел, синица, сорока). Дети закрывают глаза, при помощи анимации в презентации – птичка пропадает. Воспитатель спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Кого не стало?» Дети называют: не стало снегиря, сороки, дятла. Молодцы, правильно угадали и назвали.

Слайд № 13 «Нахохлившийся воробей». Воспитатель: « Как вы думаете, что с ним случилось?» Высказывания детей... Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы с вами можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц).

Воспитатель: Предлагаю вам, дети послушать рассказ Димы. (Представление детско - родительского проекта «Поможем птицам зимой») Он расскажет как он с папой построил кормушку. Рассказ ребёнка из опыта с использованием слайдов. Мы с папой решили помочь птицам - сделать кормушку для птиц.

Слайд № 14 «Виды кормушек: из дерева, пластика, картона».

Мы в интернете посмотрели разные виды кормушек. Кормушку можно сделать из разных материалов: из стеклянной банки, из картонной коробки, из пластиковой бутылки, из деревянных досок …

Слайд № 15 «Деревянная кормушка». Мы решили сделать кормушку из дерева, так как она самая прочная, практичная.

Слайд № 16 «Дима рисует кормушку». Я придумал и нарисовал на листе бумаги свою кормушку. Мы решили сделать её по моему эскизу.

Слайд № 17 «Дима с набором инструментов» Я и папа приготовили всё необходимое для работы: дощечки, гвозди, молоток, ножовку.

Слайд № 18 «Делаем замеры». С помощью линейки и карандаша мы начертили линии.

Слайд №19 «Работа спорится». С помощью ножовки выпилили нужные детали. Прибили стойки и крышу.

Слайд № 20 «Наша кормушка». Наша кормушка готова. Кормушка получилась красивая, необычная, добротная, прочная, деревянная.

Слайд № 21 «Дима с папой вешают кормушку». Мы одели верхнюю зимнюю одежду и вышли в сад. Привязали верёвочку к кормушке и повесили на толстую ветку яблони.

Слайд № 22 «Кормим птиц». Каждый день мы подкармливаем птиц. Птицы стали частыми гостями в нашем саду. Я рассказал об этом своим друзьям в детском саду.

Слайд № 23 «Птичья столовая». Мы с папой сделали ещё одну кормушку и приняли активное участие в акции детского сада «Птичья столовая». Все дети нашей группы приняли активное участие в этой акции.

Слайд № 24 « На участке детского сада». Со всей группой мы развесили кормушки на ветках деревьев нашего участка, а также в ближайшем парке и в сквере села Большое Нагаткино. Мы радуемся, когда птицы прилетают к нам в гости.

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Воспитатель: Ребята, а чем можно кормить птиц зимой? Дети перечисляют. А сейчас мы проверим, чем любит лакомиться каждая зимующая птица.

Слайд № 25 «Чем питаются птицы?

Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Слайд № 26 «Чем нельзя кормить». (Чёрным хлебом, жаренными семечками, чипсами).

А сейчас мы с вами «превратимся» в снегирей (дети бегают по залу и по сигналу воспитателя останавливаются).

Физкультминутка:

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари (Пощипывают щечки)

Это красные фонарики

Засветили снегири. (Руки поднять – вращение кистями)

Чистят перышки пунцовые (взмахи руками)

Воду пьют из родника. (Руки за спину, выполнять наклоны вперёд)

Переливы бубенцовые (Хлопают в ладоши).

Нам слышны издалека!

Воспитатель: Я предлагаю составить рассказ по сюжетным картинкам «Как дети спасли воробушка».Кто хочет рассказать?

Слайд № 27 « Дети нашли на снегу воробушка». Кого ты видишь на картинке? Какое время года? Как ты догадалась?. Посмотри внимательно, подумай и расскажи, как ребята здесь оказались? Почему воробушек на снегу? Какой воробушек? Что дети решили сделать?

Слайд №28 «Дети торопятся домой ». Кто хочет рассказать по этой картинке? Что ты видишь на этой картинке? Где же воробушек?.Как ты думаешь, куда идут дети? Почему они торопятся?

Слайд № 29 «Дети кормят птичку». Подумай и скажи нам: «Где находятся дети?» Почему ты так думаешь? Что они делают? Что делает воробушек? Каким стал воробушек?

Слайд № 30 «Дети отпустили воробушка в природу ». Где находятся дети? Что они делают? Почему ребята выпустили воробушка? Что делает птичка? Каким стал воробушек? Что ты думаешь о поступке детей? Что можно сказать о них?

Слайд № 31 « Как дети воробушка спасли». (4 сюжетные картинки). Ребята посмотрите внимательно, и кто желает рассказать нам рассказ: «Как дети спасли воробушка» полностью.

Стояла морозная ясная погода. Серёжа с Леной решили погулять. Надели теплые шубки, вязаные шапки, меховые варежки, обули валенки и вышли на улицу. Земля покрыта снежным, пушистым, белым снегом. Снег на крышах домов, на деревьях. Они решили пойти в парк. Шли они, шли и вдруг увидели на снегу воробушка. Дети подошли к нему. Лена присела на корточки, сняла варежки и взяла в руки птичку. Воробушек был маленький, замёрзший, голодный. Девочка стала согревать его своими тёплыми ладошками и своим дыханием. Серёжа наклонился и наблюдал за ними.

Дети решили взять птичку с собой. Воробушка положили в варежки и пошли домой быстрыми шагами. Дети очень торопились, ведь воробушек был очень слаб. Они шли по тропинке мимо домов, мимо деревьев.

Дети пришли домой: сняли верхнюю одежду, сели на палас возле тёплой батареи, которая обогревала комнату. Поставили блюдечко возле воробушка и насыпали ему корм. Он согрелся и стал клевать зёрнышки. Он оживился, стал радостным, подвижным. Ребята сидели и любовались им. Они были рады, что помогли ему в трудную минуту.

Так воробушек остался в гостях. Дети знали, что дикие птицы, живя в неволе, могут погибнуть, поэтому они решили отпустить птичку в природу. А для этого Серёжа смастерил кормушку и повесил на ветку дерева в парке. Лена насыпала семена подсолнуха в кормушку. Воробушка взяли в ладошки и отнесли в парк и посадили в кормушку. Воробушек был очень довольный. С тех пор ребята стали частыми гостями парка. Лена и Серёжа были внимательными, заботливыми, доброжелательными по отношению к птицам.

Воспитатель: Предлагаю создать коллективную работу: « Зимующие птицы». Вам необходимо разделиться на две подгруппы.

На столе лежат картинки птиц, первая подгруппа подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась. Нужно будет её вырезать, с обратной стороны снять защитную плёнку и наклеить на дерево. Дети подходят, берут картинку с изображением птицы и выполняют задание.

Вторая подгруппа накормит зимующих птиц. Вам надо набрать на пальчик красную краску гуашь, нарисовать на дереве гроздья рябины. Жёлтой краской нарисовать зёрнышки в кормушке (сделанная из коробки и привязанная к картине).

Посмотрите, какая картина у нас с вами получилась. Птицы очень рады.

Итог Что вы узнали нового? Зачем нужны птицы?

Слайд № 32 « Жизнь с птицами и без птиц».

Летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки. А если не будет птиц, что может произойти? (Высказывания детей). Поэтому птиц нужно беречь, охранять и помогать им в трудное время.

Светлана Агафонова
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Зимующие птицы»

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме : «Зимующие птицы »

Цель :

Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах ;

Формировать понятия «зимующие птицы » ;

Познакомить с условиями жизни птиц ;

Воспитывать желание заботиться о птицах , подкармливать их зимой.

Демонстрационный материал.

Картинки с птицами (ворона, воробей, синица, снегирь, голубь, свиристель)

1. Организационный момент

Бывают птицы разными :

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие – те народ иной :

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

2. Основная часть

А) Беседа

Про каких птиц говорится в стихотворении :

«И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг….» (перелетных)

Почему они улетают (наступают холода, еды становится мало)

Что говорится в стихотворении о зимующих птицах ?

…«Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи….»

Каких птиц называют зимующими (которые не улетают с приходом зимы в теплые края, а остаются зимовать в своем краю.

Каких зимующих птиц вы знаете (ворона, воробей, голубь)

А какие птицы появляются с приходом зимы (синица, снегирь, свиристель)

Б)Игра «Угадай птицу »

Маленький, пестрый, шустрый, зимующая птица , городская (воробей)

Маленький, яркий, красногрудый, быстрый; зимующая птица , городская (снегирь)

Большая, серая, чернокрылая; зимующая птица , городская (ворона)

Маленькая, желтогрудая, быстрая; зимующая птица , городская (синица)

Тельце покрыто серовато-розоватым оперением, с хохолком на голове, не маленькая (свиристель)

Голубь –крупная птица с короткой шеей , маленькой головой, пестрый или однотонный с сероватым отливом, городская, зимующая (голубь)

Б) Строение птицы

Расскажите, что общего есть у всех птиц ?

У птиц есть …туловище , …. голова, ….крылья, ….клюв, …хвост, …оперение, …две лапки, …шея)

Г) Физминутка

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари (пощипывают щеки) .

Это красные фонарики («фонарики» )

Засветили снегири. (взмахи руками, как крыльями)

Чистят перышки пунцовые, («чистят перышки» )

Воду пьют из родника («пьют» ).

Переливы бубенцовые

Мне слышны издалека (ритмичные хлопки в ладоши) .

3. Закрепление пройденного материала

А)Игра «Четвертый лишний»

Воробей, ворона, синица, ласточка

Почему ласточка лишняя в этом ряду (она улетает)

Синица, воробей, голубь, грач

Какая птица лишняя в этом ряду (грач, она тоже улетает в теплые края)

Снегирь, ворона, свиристель, трясогуска (улетает в теплые края)

Б)Игра «Каждой птице –свой корм »

Воробей питается- крошками

Синица питается –салом

Снегирь- ягодами рябины

Свиристель- насекомыми, ягодами рябины

Голубь- семенами растений, различными зернами

Ворона-(всеядна) хлебными крошками, ягодами, зернами….

В) Игра «Из чего сделаны кормушки»

Рассмотри кормушки и скажи, из чего они сделаны?

(предлагаются детям картинки с кормушками,сделанные из дерева, пластиковой бутылки,из пакета молока, картона, металла)

Г) Подведение итогов

В :-О каких птицах мы сегодня с вами говорили? (зимующих )

В :-как мы можем помочь зимой птицам (мы можем их подкармливать)

В :-Птиц зимой необходимо подкармливать, так как во время снегопадов и в сильные морозы им трудно находить корм. В такую погоду много птиц погибает от голода . Поэтому озябшие воробьи, синицы жмутся к жилью человека, словно знают, что мы не оставим их в беде в лютую зимнюю стужу. Хлебные крошки, зерно, семена дыни, тыквы, арбузов – спасут наших друзей!

Публикации по теме:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Гимназия №1538 Интегрированное открытое занятие по окружающему миру с художественным.

Конспект НОД по окружающему миру «Перелетные птицы» в средней группе Цель:Расширение и закрепление представлений детей о перелетных птицах,их внешнем виде, образе жизни, строении тела, отличительных особенностях,.

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе с применением ЭОР «Зоопарк» Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе с применением ЭОР. Тема: «Зоопарк» Цель: Формировать у детей представление о разнообразии.

Задачи: 1. Расширение и закрепление представлений о транспорте; 2. совершенствовать диалогическую речь; 3. обогащение и уточнение, активизация.

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшей группы «Кругосветное путешествие» Занятие в старшей группе по ознакомлению детей окружающим миром Тема: «Кругосветное путешествие» Задачи: 1. Дать детям представления о том,.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему: «Зимующие птицы». Программное содержание: - закрепить и уточнить представления.

Татьяна Мацаева
Конспект занятия в старшей группе по теме «Зимующие птицы»

Цель : Формировать и закреплять знания о зимующих птицах .

Задачи. Образовательные : закреплять знания о зимующих птицах ; продолжать учить различать зимующих и перелетных птиц ; вызывать желание узнавать новые факты из их жизни; расширять и активизировать словарь по теме «Птицы » . Воспитательные : формировать доброе и заботливое отношение к зимующим птицам . Развивающие : совершенствовать умение устанавливать причинно - следственные связи, внимание, память, целостное восприятие.

Материал. Для воспитателя : магнитофон и аудиокассета с записью голосов лесных птиц ; цветные силуэты птиц (снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока, свиристель, сова, клест, дятел) с подставками; деревянная кормушка; поднос с ягодами рябины и шиповниками, семенами клена, подсолнечника и тыквы; пшено, гречневая крупа, хлебные крошки, сало; письмо от Сороки в конверте. Для детей : раскраски по теме , подносы со схематичными деталями частей сороки из бумаги черного (клюв, крыло, голова, лапы, хвост) и белого цвета (туловище) . На стене – плакаты : «Зимний лес» , «Зимняя избушка» , под ними кормушка из картона и ветка дерева.

Воспитатель. Правильно. Было лето, и птицы пели звонко и красиво. Наступила осень, и многие птицы улетели в теплые края. Как называют таких птиц ? Верно, перелетные. Назовите перелетных птиц .

Дети. Гуси, грачи, журавли, скворцы, ласточки…

Воспитатель. А некоторые птицы остались зимовать . Как их можно назвать?

Дети. Зимующие .

Младший воспитатель (входит) . Вам пришло письмо от сороки! Вручает воспитателю большой конверт с адресом «Детский сад «Солнышко» . Детям старшей группы ».

Воспитатель (читает письмо) .

«Дорогие ребята! Приглашаю Вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного о нас, зимующих птицах , а самое главное – поможете нам перезимовать. А чтобы путешествие было интересным, выполняйте мои задания! Готовы? Тогда садитесь!»

Дети садятся за столы и выполняют первое задание Сороки : «Сложи птицу На столах лежат детали частей тела птицы , из которых дети собирают птицу . Ребенок, выполнивший задание первым, делает то же на доске.

Воспитатель. Какую птицу вы сложили ?

Дети. Сороку.

Воспитатель. Из каких частей вы ее составили?

Дети. Туловище, голова, крылья, хвост, лапки.

Воспитатель. Давайте подумаем : для чего птичке клюв, крылья, лапки, перышки, хвост, коготки, глазки, шейка? (Ответы.) А все ли птицы одинаковые ? Чем они отличаются? (Ответы.) Верно, размером, окраской, формой частей тела и т. д. Молодцы! С первым заданием справились. А теперь давайте пройдем на лесную полянку. Для этого надо встать, повернуться направо и сделать шесть шагов вперед, три раза хлопнуть за спиной и сесть полукругом на коврик.

Дети выполняют инструкцию упражнение на ориентировку в пространстве и выполняют второе задание Сороки : «Отгадай загадки и расскажи об отгадке!» Дети отгадывают загадки, воспитатель достает цветной силуэт птицы и ставит его на стол. Дети рассказывают о птицах . Воспитатель дополняет их ответы интересными фактами из жизни птиц .

Первая загадка

Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит.

Дятел - врач лесного царство, очищает кору дерева от личинок вредных насекомых. Крепким, прямым, острым клювом добывает из – под коры деревьев жуков – короедов и гусениц и слизывает их длинным языком, покрытым липкой слюной. А еще дятел любит полакомиться : срывает с ветки еловые или сосновые шишки, закрепляет ее в развилке дерева и вылущивает вкусные семена. У дятла жесткие перья хвоста и короткие лапки, с обращенными назад двумя пальцами. Это помогает ему передвигаться вертикально по стволу дерева.

Вторая загадка

Спят деревья, спит трава,

Но не спит всю ночь она.

Учит мама малышей

По ночам ловить мышей.

Сова – хищная птица . Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дупле. Великолепно видит в темноте. А слух у совы в пятьдесят раз лучше, чем у человека. Пышное оперение защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий короткий хвост помогает летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.

Третья загадка

Птичка на большой сосне

Нам стрекочет : «Кле -кле -кле!» .

Твердый клюв похож на крест,

Семена из шишек ест.

У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков, в виде креста. Он позволяет легко и быстро добывать из сосновых и еловых шишек семена – основной корм клестов. А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенами, утепленное ковром из пуха, перышек и волосков. Мама – клест из гнезда не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клест.

Воспитатель. Где живут эти птицы ?

Дети. В лесу.

Воспитатель. Как их можно назвать?

Дети. Это лесные птицы .

Затем дети выполняют третье задание Сороки : «Поиграй – ка!» (организуется подвижная игра «Птички» ).

Птички в гнездышке сидят (дети приседают)

И на улицу глядят (поворачивают голову в стороны) .

Погулять они хотят

И тихонько все летят (дети «разлетаются» , машут руками, как крыльями).

Снова в гнездышке сидят (дети приседают) .

Затем проводится пальчиковая гимнастика «Пой - ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка» . Дети произносят слова, загибают пальцы, начиная с мизинца; в конце сжимают пальцы в кулачки.

Пой – ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, серенькое перышко,

Эта – зяблик, эта – стриж, эта – развеселый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички, по домам!

Дети садятся полукругом на свои места и выполняют четвертое задание Сороки : «Отгадай и назови!» .

Воспитатель.

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнем –

Будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать,

Каркать, петь и ворковать.

Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите!

Дети называют зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, сорока, ворона, голубь, свиристель, воспитатель выставляет их цветные силуэтные изображения. Дети отмечают характерные признаки птиц , воспитатель дополняет ответы при необходимости.

У снегиря ярко – красная грудка, а крылья, хвост и шапочка черные. Кормится ягодами, добывая из них семена.

Синичка – небольшая птичка, брюшко у нее желтое, спинка зеленоватая, головка черная, щечки белые. Летом питается, насекомыми, семенами растений, а зимой прилетает поближе к жилью человека.

У воробья спинка коричневая, с широкими продольными черными полосами, хвост и крылышки темно – бурые, а голова серая.

У сороки голова и крылья – черные. Хвост тоже черный, длинный и прямой как стрела. Сороки – птицы нужные и полезные . Они деревья от жуков и личинок спасают, всякий мусор, как дворники, клювом своим подбирают.

Ворона – крупная птица . Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а грудка и спинка серые.

Вороны – всеядные птицы .

У свиристелей оперение нарядное, розовато – коричневого цвета. Голову украшают задорные серебристо – розовые хохолки. А на крыльях ярко – красные ровные полоски. Свиристели любят спелые ягоды рябины, боярышника.

Затем дети выполняют пятое задание Сороки : «Расставь птиц . На стене висят плакаты «Зимний лес» и «Зимняя избушка» , под ними – кормушка, сделанная из картона, ветка дерева.

Воспитатель. Ребята, выбираете по одной птице , называете ее и находите ей место в лесу или на кормушке, около человеческого жилья.

Образец : «Клест живет в лесу, он питается семенами сосновых и еловых шишек» .

Воспитатель (рассказывает о том, почему некоторые птицы зимой прилетают ближе к человеку и человеческому жилью). Зимующие птицы питаются не только насекомыми червями, они едят семена различных растений, а около жилья людей находят крошки хлеба, крупы и в холодное время года могут обойтись без живого корма. Но за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы, а также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная корка , и тогда зимняя подкормка спасает их от гибели. Ребята, а мы с вами можем помочь зимующим птицам ? что для этого нужно? (Ответы.) А теперь встанем, повернемся на право, сделаем пять шагов вперед, посмотрим сначала наверх, потом налево, наклонимся, заглянем в шкаф.

Дети выполняют шестое задание Сороки : «Найти предмет!» . Находят деревянную кормушку и поднос с заготовленной подкормкой для птиц : ягодами шиповника, несоленым салом, пшеном, семечками, белым хлебом, овсом и т. д.

Воспитатель (вместе с детьми проговаривает, что находится на подносе) . здесь корм на любой вкус : мягкие хлебные крошки, сытные, аппетитные семечки, полезный геркулес, вкусные спелые ягоды, питательное, свежее сало.

Дети несут кормушку к столику, где стоят фигурки птиц , и выполняют седьмое задание Сороки : «Наполни кормушку для зимующих птиц » . Наполняют кормушку, проговаривая, кого хотят угостить и чем.

Образец : «Насыплю для воробья семечек, потому что они аппетитные, сытные» .

Затем дети выполняют восьмое задание Сороки : «Назови правила подкормки птиц . Называют правила (воспитатель при необходимости помогает) : кормушки вешают в тихих местах на ветках деревьев, кустарниках ; наполняют их каждый день4 во время сильных морозов и снегопадов корма подсыпают больше; кормушки регулярно очищают от шелухи, сора, снега; никогда не кормят птиц черным хлебом и соленым салом.

Воспитатель. Настало время выполнить последнее, девятое задание Сороки : «Не зевай – на вопросы отвечай!» . Итак, вопросы.

Как называют птиц , которые не улетают в теплые края? (Зимующие .)

Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? (Легче найти пищу.)

Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

Кого называют «доктором лесного царства» ? (Дятла.)

Почему зимой нужно подкармливать птиц ? (Зимой корма птицам не хватает .)

Понравилось вам путешествие? (Ответы.)

Воспитатель (читает вторую часть письма Сороки) . «Дорогие ребята! Сегодня вы успешно выполнили все мои задания, узнали о том, какие мы, птицы , разные, какую пользу приносим, и о том, как вы можете помочь нам. Надеюсь, вы, наблюдая за нами, будете получать удовольствие и радость, а для кормушки найдете удобное место и будете заботиться о нас всю зиму . И я надеюсь, что вы расскажете о нас другим детям. Передаю вам, друзья, небольшие подарки. Ваша Сорока».

Воспитатель раздает детям подарки от Сороки – раскраски «Птицы » .

Воспитатель. Выполним пожелания Сороки? Отнесем эту кормушку к нам на участок. А еще, я думаю, нужно рассказать детям из других групп о зимующих птицах . Давайте сделаем альбом «Птицы » и подарим его ребятам. В этот альбом поместим ваши рисунки, аппликации и рассказы о птицах и о том , как нужно заботиться о них.

Кормушку дети относят на участок, находят для нее место и подкармливают птиц ежедневно . Постепенно создают альбом «Птицы » и дарят его детям средней группы .

Области: Социализация, коммуникация, познание, художественное чтение, художественное творчество, мир музыки.

Цель: Углублять и конкретизировать представление об условиях жизни зимующих птиц.

Задачи:

1. Формировать навыки связной речи, формировать правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний.

2. Обучать умению отгадывать загадки, развивать образное мышление.

3. Развивать зрительное внимание, закреплять знания о зимующих птицах.

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения, установление позитивного контакта, формирование адекватной самооценки.

Оборудование: текст рассказа, схема рассказывания стихотворения, «снежный ком», снежинки на ниточках, карточки с зимующими птицами, картина о зиме, мелкие игрушки домашних и диких животных, фломастеры на каждого ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент «Круг добра» , дети встают в круг, касаясь ладонями друг друга и говорят ласковые слова.

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра. А теперь скажите мне пожалуйста, какое время года у нас сейчас?

Воспитатель: Докажите мне, что действительно зима, а я вам говорю, что весна. Докажите.

— На улице очень холодно (согласна)

— Много снега, скользко (хорошо)

— Люди одеты тепло (шапки, варежки, шубы, пальто, шарфик и валенки)

— На речках лед, рыбы легли на дно (согласна)

— Птицы улетели в теплые края, а зимующие остались (молодцы)

— Солнце светит, но не греет.

Воспитатель: Молодцы, вы наверно уже догадались, что сегодня мы будем говорить с вами о зимушке-зиме. Я сейчас вам загадаю загадки, а вы внимательно слушайте.

1. Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй не робей, кто это? (воробей)

2. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять (снегирь)

3. Черный жилет, красный берет,

Хвост как упор, нос как топор (дятел)

4. Белые щечки, синяя птичка.

Остренький клювик, собой невеличка,

желтая грудка-это… (синичка)

5. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Везунья белобока, а зовут ее (сорока)

(Дети отгадывают загадки и показывают птиц на плакате)

Воспитатель: Ребята, а как одним словом можно назвать этих птиц?

Зимующие.

Воспитатель: Верно. А тогда скажите, как называется наш город, где мы с вами живем?

— Охотск.

— А как вы думаете, а у нас в Охотске эти птицы есть? (да)

Воспитатель: Хорошо, молодцы! Я с вами согласна. А знаете, ребята, птицам очень трудно зимой, стоят сильные морозы и птицам сложно находить корм.

Вот я сейчас хочу вам рассказать одну историю . Вы хотите послушать? (да)

Зимой Маша и Витя гуляли в парке. На снегу ребята увидели замерзающего воробышка. Маша взяла в руки пташку и стала согревать его своим дыханием. Ребята решили спасти воробья. Они посадили птичку в рукавичку и поспешили домой. Дома воробей согрелся, стал клевать семечки. Вечером Витя смастерил кормушку. На следующий день ребята выпустили воробья на волю, а кормушку птицам повесили в парке на березу. Каждый день дети приносили в кормушку хлебные крошки, семена. Так ребята помогали птицам пережить лютую зиму.

— Вам понравился рассказ? (да)

— Как звали девочку и мальчика? (Маша и Витя)

Кого они нашли? (воробья)

— как они помогли воробью? (положили в рукавичку и отнесли домой)

— Что сделал Витя?(кормушку)

А зачем птицам кормушка? (чтобы есть птичкам)

— А скажите, что птицам на самом деле страшнее всего голод или холод? (голод)

Конечно, ребята, страшен голод, ведь птиц согревают перышки, а под снегом птицам трудно отыскать корм.

— А как вы думаете, ребята сделали хороший поступок? (да)

Воспитатель: Хотите, я еще раз вам прочту рассказ? (да)

(Берет листок) Но вот беда, я положила листочек на стол, а здесь была вода и некоторые слова оказались размытыми, а я так хотела еще раз прочесть вам рассказ, может вы мне поможете,и мы вместе прочтем? (да)

(Воспитатель читает, а дети дополняют)

Воспитатель: Молодцы, спасибо ребята, может кто-то хочет пересказать наш рассказ? (дети пересказывают)

Воспитатель: Спасибо, ребята. Какой мороз стоит на улице, даже у нас замерзли руки. Давайте их согреем. (проводится самомассаж кистей рук)

Раз. Два. Три. Четыре. Пять (загибают пальчики)

Мы во двор пошли гулять (идут пальчиками по ладошке)

Бабу снежную лепили (катают комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили (крошат хлебушек)

С горки мы потом катались (по ладони проводят пальцем)

А ещё в снегу валялись (кладут ладошку на ладошку то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли (движение воображаемой ложки, руки под щеку) 2 раза

Воспитатель: Пока мы с вами играли, пошел сильный снег и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

А вы хотите, чтобы снежинки закружились? (да)

— Тогда на них нужно подуть (медленно наберите воздух через нос. Щёки не надувайте, вытягивайте губы «трубочкой» и дуйте на снежинки.

(дети выполняют упражнение «Снежинки» 3-5 раз)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю опять поиграть. Игра называется: «Снежный ком передай – слова действия называй»

Зимой на улице бывает разная погода, то метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте.

— Мороз (что делает?)- морозит, щиплет, кусает

Метель (что делает?) – воет, бушует, метет

— Снег (что делает?) — идет, кружит, летит, падает

Дети (что делают?) — играют, катаются, радуются,веселятся

— Солнце (что делает?) – светит, но не греет

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь подойдите ко мне и посмотрите на нашу схему. Давайте почитаем знакомые уже нам стихотворения различными способами.

(Дети рассматривают схему и объясняют как надо читать – громко, тихо, быстро, медленно, весело, грустно)

Дети играют и читают стихотворения в парах:

Мишка сильно заболел, мишка много меда ел

Мишка плачет и рычит. У меня живот болит.

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы правильно по схеме прочли стихотворения. И ещё я приготовила для вас картину про зиму (ведь у нас сейчас – зима). Ваша задача, ребята, расселить животных правильно там, где они должны обитать.

Дети: — Это волк, он живет в лесу.

— Это медведь, он живет в лесу.

— Это кошка, она живет с человеком.

— Это собака, она живет с человеком и. т. д.

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами занимались, наши снежинки, которые прилетели к нам растаяли, ведь у нас в группе тепло (а снег, вспомните наши опыты, в тепле тает), я предлагаю вам нарисовать снежинки самим, берите фломастеры и рисуйте.

Дети под музыку рисуют самостоятельно.

Приятного всем дня!!!

До скорых встреч!!!