Термин «танк» в словаре Ожегова объясняется как «бронированная самоходная боевая машина с мощным вооружением на гусеничном ходу». Но такое определение не является догмой, в мире нет унифицированного стандарта танка. Каждая страна производитель создает, и создавала танки с учетом собственных потребностей, особенностей предполагаемой войны, манеры предстоящих боев и собственных производственных возможностей. СССР в этом плане не стал исключением.

История развития танков СССР и России по моделям

История изобретения

Первенство применения танков принадлежит англичанам, использование ими , заставило военачальников всех стран пересмотреть концепцию ведения войн. Применение французами своего легкого танка «Рено» FT17 определило классическое использование танков для решения тактических задач, а сам танк стал воплощением канонов танкостроения.

Хотя лавры первоприменения достались и не русским, зато само изобретение танка, в классическом его понимании, принадлежит нашим соотечественникам. В 1915 году В.Д. Менделеев (сын известного ученого) направил проект бронированной самоходной машины на двух гусеницах с артиллерийским вооружением в технический отдел Русской армии. Но по непонятным причинам дальше проектных работ дело не пошло.

Сама идея поставить паровой двигатель на гусеничный движитель была не нова, первым ее реализовал в 1878 русский конструктор Федор Блинов. Изобретение получило название: «Вагон с бесконечными рейсами для перевозки грузов». В этом «вагоне» впервые применено устройство поворота гусениц. Изобретение гусеничного движителя, между прочим, тоже принадлежит русскому-штабс-капитану Д.Загряжскому. На что в 1937 выдан соответствующий патент.

Первая в мире боевая машина на гусеничном ходу — тоже русская. В мае 1915 года возле Риги происходили испытания бронированной машины Д.И. Пороховщикова под названием «Вездеход». Она имела бронированный корпус, одну широкую гусеницу и пулемет во вращающейся башне. Испытания признали очень удачными, но из-за приближающихся немцев дальнейшие испытания пришлось отложить, а спустя некоторое время про них забыли вовсе.

В том же году 1915 году проходили испытания машины конструкции начальника опытной лаборатории военного ведомства, капитана Лебеденко. 40-тонный агрегат представлял собой увеличенный до гигантских размеров артиллерийский лафет, приводимый в движение двумя двигателями «Майбах» со сбитого дирижабля. Передние колеса имели диаметр 9 метров. По замыслу создателей, машина такой конструкции должна легко преодолевать рвы и траншеи, но на испытаниях она застряла сразу после начала движения. Где и простояла долгие годы пока ее не порезали на металлолом.

Первую мировую Россия закончила без своих танков. В годы гражданской войны использовались танки других стран. Во время боев часть танков переходила в руки Красной армии, на которых уже бойцы рабоче-крестьянской вступали в бой. В 1918году в сражении с французо-греческими войсками у станицы Березовской были захвачены несколько танков Reno-FT. Для участия в параде их направили в Москву. Пламенная речь о необходимости построения собственных танков, которую произнес Ленин, положила начало советскому танкостроению. Решили выпустить, а точнее полностью скопировать, 15 танков Reno-FT под названием Танк М (малый). 31 августа 1920 первый экземпляр выехал из цехов завода Красное Сормово в Нижнем Тагиле. Этот день принято считать Днем рождения советского танкостроения.

Молодое государство понимало, что танки очень важны для ведения войны, тем более, что враги, подступающие к границам, уже вооружены этим видом боевой техники. Танк М из-за особо дорогой производственной цены в серию не запустили, потому нужен был другой вариант. По существовавшей тогда в Красной армии идее, танк должен был поддерживать пехоту во время атаки, то есть скорость танка не должна быть намного выше пехоты, вес должен позволять прорывать линию обороны, а в вооружения успешно подавлять огневые точки. Выбирая между собственными разработками и предложениями скопировать уже готовые образцы, выбрали тот вариант, который позволял наладить производство танков в кратчайшие строки – копирование.

В 1925 году запустили в серийное производство танк , его прототипом выступил Fiat-3000. Пусть и не совсем удачный МС-1 стал танком, который заложил основу советского танкостроения. На его производстве разрабатывалось само производство, слаженность работы разных отделов и заводов.

До начала 30-х разрабатывалось несколько своих моделей Т-19, Т-20, Т-24, но в силу отсутствия особых преимуществ перед Т-18, и своей дороговизной в производстве в серию не пошли.

Танки 30-40 годов – болезнь подражания

Участие в конфликте на КФЖД показало несоответствие танков первого поколения для динамического развития боя, танки практически ничем себя не проявили, основную работу сделала кавалерия. Нужна была более скоростная и надежная машина.

Для выбора следующей серийной модели пошли проторенным путем и закупили образцы за границей. Английский Vickers Mk – 6 тонн у нас серийно выпускался как Т-26, а танкетка Carden-Loyd Mk VI – Т-27.

Т-27, по началу такой заманчивый в производстве своей дешевизной, выпускался не долго. В 1933 на базе танкетки приняли для армии
плавающий танк Т-37А, с вооружением во вращающейся башне, а в 1936 – Т-38. В 1940 году создали подобный плавающий Т-40, больше плавающих танков до 50-х годов СССР не выпускало.

Еще один образец закупили в США. На основе модели Дж.У.Кристи была построена целая серия быстроходных танков (БТ), главным их отличием было совмещение двух движителей колесного и гусеничного. Для перемещения при марше БТ использовали колеса, при ведении боев пользовались гусеницами. Такая вынужденная мера нужна была из-за слабых эксплутационных возможности гусениц, всего 1000 км.

Танки БТ, развивающие на дорогах довольно высокую скорость, полностью подходили под изменившуюся военную концепцию Красной армии: прорыв обороны и через образовавшуюся брешь скоростное развертывание глубинной атаки. Непосредственно для прорыва разработан трехбашенный Т-28, прототипом которому послужил английский «Виккерс 16-тонный». Еще одним танком прорыва должен был случить Т-35 похожий на английский пятибашенный тяжёлый танк «Independent».

За предвоенное десятилетие создано много интересных конструкций танков, которые не пошли в серию. Например, на базе Т-26
самоходная установка полузакрытого типа АТ-1 (артиллерийский танк). Во время ВОВ снова вспомнят об этих машинах без крыши рубки.

Танки второй мировой

Участие в гражданской войне в Испании и в боях на Халхин-Голе показало насколько высока взрывоопасность бензинового двигателя и недостаточность противопульного бронирования против зарождавшейся тогда противотанковой артиллерии. Внедрение решений этих задач позволило нашим конструкторам, переболевшим болезнью подражания, создать накануне ВОВ по-настоящему хорошие танки и КВ.

В первые дни войны было потеряно катастрофически много танков, для налаживания выпуска не имеющих конкуренции Т-34 и КВ на только эвакуированных заводах требовалось время, а фронту катастрофически нужны были танки. Эту нишу правительство решило заполнить дешевыми и быстрыми в производстве легкими танками Т-60 и Т-70. Естественно, что уязвимость у таких танков очень высокая, но они дали время для развертывания производства танков Победы. Немцы называли их «неистребимой саранчой».

В бою под жд. ст. Прохоровка впервые танки выступали в роли «цементирующих» обороны, до этого их использовали исключительно как оружие атаки. В принципе, вплоть до сегодняшних дней, больше новых идей в примение танков не было.

Говоря о танках ВОВ, нельзя не упомянуть о ПТ-САУ (СУ-76, СУ-122 и т.д) или как их называли в войсках «самоходы». Вращающаяся относительно не большая башня не позволяла применять на танках некоторые мощные орудия и главное гаубицы, для этого их устанавливали на базы существующих танков без применения башен. Фактически советские ПТ-САУ времен войны, кроме вооружения, ни чем не отличались от своих прототипов, в отличие от тех же немецких.

Получив в руки готовые образцы зарубежной бронетехники и освоив их в производстве, советские специалисты сразу оказались в русле мирового танкостроения, но вынуждены были какое-то время придерживаться двух его направлений: британской школы танкового дизайна и конструкторской школы У. Кристи. Эти два направления на все предвоенное десятилетие определили характер советских разработок в этой области, и в тоже время именно к его концу наши инженеры научились работать самостоятельно.
Впрочем, в самом начале этого пути - кстати, так уже было с тем, что заимствовалось с Запада в годы Петровских реформ, - русские весьма робко подходили к тому, чтобы как-то улучшить доставшиеся им машины.
Так, на опытный образец танка «Виккерс 6-тонный», известный под ТММ-1, с самого начала решили поставить три пулемета, а не два, как на английском танке, и на одного человека увеличить экипаж. Но даже улучшенный вариант ТММ-2 не удовлетворил военных, и в серию пошел именно «Виккерс» с самыми минимальными переделками.

Советский опытный легкий танк ТММ-1

Как и английский прототип, Т-26 имел две независимо вращающиеся башни с пулеметами. По мнению англичан, такое размещение вооружения должно было обеспечить максимальный темп стрельбы в оба борта, что для пехотного танка считалось особенно важным.
А с мнением англичан в СССР считались на самом высоком уровне. Так, например, ознакомившись с закупленным в Англии танком «Виккерс-6 тонн», М. Тухачевский написал следующее (стиль и орфография сохранены): «Касаемо осмотренного мною недавно английского танка Виккерса, нашел его как нельзя лучше подходящим задаче сопровождения при атаке вражеских окоп... Расположение башен танка бок о бок очень выгодно позволяет танку развивать сильный побортный огонь при пересечении окоп и траншей, от которого никак не укрывает бруствер... Нетрудно понять, что двухбашенная и трехбашенная схемы потому и приняты англичанами, что очень перспективны и наиболее выгодны для преодоления вражеской обороны среди своей пехоты».
Но очень скоро выяснилось, что вопреки мнению М. Тухачевского танку чаще всего приходится вести огонь по одной цели, а в данном случае сосредоточить огонь по одному борту было нельзя.
Особенно это стало заметно, когда в 1932 г. в правой башне разместили 37-мм орудие. Огневая мощь танка вроде бы увеличилась, но теперь башни мешали друг другу в распределении силы огня. Хотя таких танков и было выпущено всего около 1600, в дальнейшем от двухбашенного варианта решили отказаться, и Т-26 образца 1933 г. получил уже одну башню, вооруженную 45-мм танковой пушкой 1932 года и спаренным с ней пулеметом ДТ. Командирские танки оснащались антенной в виде поручня вокруг башни, но опыт боев показал, что противник, заметив такой танк, в первую очередь стреляет именно по нему, из-за чего поручневую антенну заменили на штыревую, которая была не столь заметна издали.
В 1936 г. танк получил пулемет в кормовой нише башни, а в 1937 г. еще один - зенитный, установленный над люком командира. Тогда же танки Т-26 оснастили конической башней, а с 1939 г. поставили наклонные бронелисты на подбашенную коробку. Мощность двигателя постепенно росла, но увеличился также и вес танка, из-за чего надежность ходовой части неуклонно снижалась. Наконец, для усиления защиты около сотни танков в ходе советско-финляндской войны срочно добронировали, навесив на них экраны. При этом толщину нижней лобовой части корпуса и передней стенки довели до 60- мм. Иногда эти машины называют Т-26Э. Однако они явно были перетяжелены и вследствие малой подвижности представляли собой хорошую цель.

Выпуск Т-26 прекратили в пер-вой половине 1941 г., но в июле - августе 1941 г. в Ленинграде достроили около сотни машин из неиспользованного задела корпусов. Всего Красная армия получила более 11 000 Т-26 23 серий или модификаций, включая огнеметные (тогда называвшиеся «химическими») и саперные танки-мостоукладчики.


Советский танк Т-26, модель 1932 г.

В 30-е гг. Т-26 послужил основой для разработки первых отечественных САУ, например, СУ-1 и СУ-5-1 с 76, 2-мм пушкой, СУ-5-2 с 122-мм гаубицей и СУ-5-3 с 152-мм мортирой. Был сконструирован «артиллерийский танк» АТ-1, имевший 76,2-мм орудие и даже 76-мм самоходная зенитная установка СУ-6. Интересно, что в ходовой части этой машины был использован еще один средний каток, имевший сточную подвеску. По обеим сторонам корпуса шарнирно укреплялись борта для защиты расчета при движении, которые, когда они откидывались горизонтально, служили площадкой для действия расчета. СУ-6 могла уходить с позиции без перехода в походное положение, необходимо было лишь поднять у нее передний броневой щиток.


76,2-мм опытная зенитная самоходная установка СУ-6 (на базе легкого танка Т-26) СССР

На испытаниях было отмечено, что раскачивается при стрельбе, что наводка сбивается, а двигатель сильно перегревается. То, что данную зенитную СУ очень легко превратить в противотанковую, конструкторы не заметили, хотя для этого достаточно было понизить линию наводки орудия в горизонтальном положении и установить на стволе дульный тормоз, смягчающий силу отката. Самое интересное, что в годы войны, заполучив в руки трофейные танки Т-26 и французские пушки образца 1897 г., немцы так и сделали, хотя, понятно, что не от хорошей жизни.
Кстати, короткоствольная 76,2-мм пушка на танке впервые в нашей стране была также установлена на танке Т-26А (артиллерийском). Т-26 плавал с надувными поплавками и даже ходил по дну реки (танкТ-26ПХ - «подводного хода») с трубой, через которую «дышал» двигатель, словом, сыграл роль лаборатории, на которой опробовались многие решения, получившие потом самостоятельную жизнь.

Танкам БТ довелось прожить в Красной армии не менее яркую жизнь, хотя по сравнению с Т-26 их освоение промышленностью проходило куда тяжелее. Первый танк БТ-2 не слишком отличался от своего американского прототипа, однако даже в таком виде его изготовление оказалось очень трудным делом. Низкое качество резины приводило к ее отрыву от стального бандажа опорных катков, в то время как колеса с американской резиной выдерживали пробег в 1000 км без каких-либо заметных повреждений. Предназначавшихся для этого танка штатных 37-мм пушек Б-3 постоянно не хватало из-за полукустарного характера их производства, а военпреды постоянно браковали выпускавшиеся корпуса и башни. Дошло до того, что 350 из 610 изготовленных в 1932-1933 гг. танков БТ-2 пушек не имели и вооружались только пулеметами. При этом монтаж пулеметных установок производился силами воинских частей. В одном из донесений военпреда о выполнении заказа на 1933 год прямо говорилось, что, «несмотря на выполнение программы (вместо 1000 машин по плану сдано 1005), качество машин нельзя признать хорошим... За первое полугодие забраковано 5-8 % машин в месяц, за второе - 9-41 %, что говорит о снижении внимания к качеству, особенно по сборке».

Правда, тогда предпринимались попытки кардинально усилить вооружение легких танков вообще и БТ в частности. Так, 6 июня 1931 г. И. А. Халепский утвердил задание на проектирование колесно-гусеничного танка по типу Кристи, который при массе в пределах 14 т, бронировании 13-20-мм и скорости не ниже 40 км/ч - на гусеницах и 70 км/ч - на колесах должен был вооружаться 37-мм и 76-мм пушками и двумя пулеметами. Причем одну пушку и один пулемет предполагалось установить во вращающейся башне, а остальные - в корпусе. Экипаж машины - не менее 3 человек. Согласно этим требованиям опытно-конструкторское и испытательное бюро РККА, руководимое Н. И. Дыренковым, разработало проект и построило в натуральную величину макет танка Д-38. 18 ноября 1931 г. проект рассмотрели, однако он был признан неудовлетворительным.
В следующем году, используя опыт работы над Д-38, КБ Дыренкова изготовило и установило на танк БТ-2 башню увеличенного размера с 76-мм полковой пушкой укороченным откатом (ранее устанавливавшуюся на СУ-1) и пулеметом ДТ в раздельных установках. 25 марта 1932 г. машина проходила испытания на артиллерийском полигоне Пролетарской дивизии, но из-за неудачной конструкции артустановки и заедания погона башни при выстрелах этот вариант дальше опытного образца так и не пошел.

В 1933 г. Завод «Красный путиловец» спроектировал цилиндрическую башню с 76-мм пушкой, единую для танков Т-26 и БТ, но и она была отвергнута из-за целого ряда недостатков. Все кончилось унификацией башен для танков Т-26 и БТ, получивших башню с 45-мм пушкой образца 1932 г., имевшей начальную скорость бронебойного снаряда 760 м/с и спаренным с ней пулеметом ДТ. Интересно, что калибр 45-мм появился в РККА все из тех же традиционных для наших военных соображений экономии. Дело в том, что на военных складах России скопилось огромное количество 47-мм бронебойных снарядов морских 47-мм пушек Гочкиса. При стачивании старых ведущих поясков калибр снаряда становился 45 мм. Так что это запасливых царских адмиралов нужно благодарить за то, что они, сами того не подозревая, оказали советскому танкостроению существенную помощь в обеспечении его боеприпасами!
С новой башней танк стал несколько тяжелее, но скорость и бронирование у него не изменились. Воевать БТ-5 довелось на реке Хал-хин-Гол, а также во время гражданс¬кой войны в Испании 1936-1939 гг., в Польше и в советско-финляндскую кампанию. Всего в 1933-1934 гг. было выпущено 1884 БТ-5.


БТ-5 5-го механизированного корпуса, 1935 г.

Что же касается эксплуатации этих машин в предвоенное время, то она выявила множество недостатков и у БТ-2, и у БТ-5. Из-за отсутствия надлежащего количества запасных частей для двигателей и запасных траков до 50 % машин было приказано содержать в войсках в неприкосновенном запасе, 25 % эксплуатировать наполовину и только 25 % - полностью.
Однако за свои прекрасные скоростные качества танкистам они полюбились, а многие из них научились на своих машинах даже прыгать с разгона через препятствия на 15-20 метров, а некоторые и на все 40!
В 1935 г. начали выпуск нового танка БТ-7, который имел новый двигатель и целый ряд других усовершенствований.
Первые образцы выпускались с цилиндрической башней, которую вскоре заменили конической, боекомплект танка зависел от того, была ли па нем установлена радиостанция. Механизм наведения пушки в 1938 г. усовершенствовали, введя стабилизацию линии прицеливания в вертикальной плоскости. В 1936-1937 гг. на части танков установили 76,2-мм пушку КТ с начальной скоростью снаряда 381 м/с (БТ-7А), которых было выпущено 155 единиц.
По сравнению с БТ-5 новая машина обладала улучшенной формой корпуса, утолщенной броней, большим запасом топлива и, следовательно, дальностью хода.
Техническая надежность этих машин особенно выросла после установки в 1939 г. на танки последней модификации БТ-7М дизельного двигателя В-2. Сразу же увеличилась скорость и запас хода, поскольку дизельный двигатель оказался прежде всего значительно экономичнее бензинового. Производство БТ-7М прекратили в связи с переходом на выпуск Т-34 весной 1940 г., а всего в СССР было выпущено более 8 тысяч танков БТ разных модификаций!


Советский танк БТ-7, 1935 г.

Подобно Т-26 на их базе создавались опытные огнеметные и даже радиоуправляемые танки -«телетанки» по терминологии того времени, танки-мостоукладчики СБТ, имевшие башню от танка Т-38 и мостовой пролет длиной 9 м. В 1935 г. на танке БТ-5 испытывали комплект металлических, а позднее - резиновых поплавков для преодоления водных препятствий. Как и в случае с Т-26, имелся вариант танка БТ-5 для подводного хождения - БТ-5ПХ, оснащенный воздухопитательной трубой для двигателя и комплектом резиновых уплотнений для герметизации танка. Глубина погружения его при этом составляла 5 м.
Танки БТ, и главным образом БТ-7, вместе с Т-26 были основными танками в частях РККА в предвоенный период. Они воевали у озера Хасан, на Халхин-Голе, в Польше, Финляндии, а также широко использовались в самом начале Великой Отечественной войны.

В 1942-1943 гг. отдельные танки БТ-5 и даже БТ-2 все еще участвовали в боях. Вместе с ними дрались и БТ-7, причем и те, и другие в свой последний бой вместе с Т-26 вышли на Дальнем Востоке, где в 1945 г. им вновь довелось воевать с японскими войсками.
Первым средним танком Красной армии, в котором столь же очевидно влияние английской танковой школы, явился Т-28, созданный и 1931 -1934 гг.
Опытный танк имел три башни, главная из которых была вооружена 45-мм орудием, но на серийных машинах в главной башне установили короткоствольную 76,2-мм пушку. Кроме нее в башне было еще 2 пулемета -один спереди, другой сзади, причем передний наводился отдельно от пушки. Еще два находились в малых пулеметных башенках по обе стороны от места механика-водителя, что как считали конструкторы, обеспечивало максимальный темп стрельбы в оба борта, а также вперед.
Среднее удельное давление на грунт 0,66-0,72 кг/см2, - для такой машины было невелико, а удачный выбор элементов подвески обеспечивал плавный ход и достаточно хорошую проходимость. Саму подвеску прикрывал броневой фальшборт, что в это время стало характерной особенностью средних и тяжелых танков СССР.
В 1938 г. на Т-28 установили более мощную 76,2-мм пушку со стволом длиной 26 калибров, а на последних экземплярах цилиндрическую башню заменили конической.
Во время «зимней войны» с Финляндией (1939-1940 гг.) выявилась недостаточная бронезащита, и часть танков срочно добронировали при помощи дополнительных бронеэкранов. Толщина лобовой брони корпуса и башни достигла 50-80-мм, бортовой и кормовой - 40 мм, масса танка возросла до 31-32 т.
На Т-28 испытывали навесной противоминный трал, а в 1938 г. изготовили инженерный ИТ-28 с 13-метровым мостом грузоподъемностью 50 т. Боевая масса ИТ-28-38 т, экипаж - 5 человек, 2 пулемета, наведение моста осуществлялось за 3 минуты. Т-28 выпускались до 1940г. (всего более 600 единиц), и они также участвовали в боях начального периода Великой Отечественной войны.
Т-35 предназначался для качественного усиления войск при прорыве особо сильно укрепленных позиций противника. Его проект разработали в 1932 году, в следующем году после испытаний опытного образца и доработки приняли на вооружение и приступили к серийному производству. В войска он начал поступать в 1934 г., до 1939 г. РККА получила около 6С машин.
Т-35 был самым сильным по вооружению, единственным в мире серийным пятибашенным танком. Башня танка была унифицирована с танком Т-28 и имела вращающийся с ней полик и электропривод для грубой наводки. В двух башнях с 45-мм пушками имелись спаренные пулеметы и в еще двух только пулеметы. Такое расположение вооружения позволяло сосредоточивать огонь 76,2-мм, и 45-мм пушек и 3 пулеметов вперед-назад и по любому борту. 8 опорных катков малого диаметра были сблокированы по два и имели резиновые бандажи. Ходовая часть защищалась 10-мм броневым фальшбортом. Среднее удельное давление на грунт - 0,78 кг/см2 - для такой тяжелой машины было небольшим. Все Т-35 оснащались радиостанциями: сначала поручневыми, а затем штыревыми.

Последние танки этого типа имели лобовую броню толщиной 50 мм и конические башни, но даже такая модернизация была не в силах поднять их боевую мощь. Дело в том, что эксплуатация этих машин выпуска 1933-1936 гг. выявила их крайне низкую надежность и слабые тяговые характеристики. Так, по донесениям командиров Т-35, «танк преодолевал подъем только в 17 градусов, не мог выйти из большой лужи». Движение по мостам было строго регламентировано, так как танк на мостах мог застрять. В общем, внешне танк получился эффектным, но боевая ценность этого монстра оказалась очень невелика.
Традиционно считается, что Т-35 создавался по типу английского танка «Индепендент», однако в архивных документах нет сведений о том, что комиссия Халепского им интересовалась. Не исключено, что советские конструкторы пришли к идее пятибашенного танка самостоятельно, хотя хорошему специалисту часто достаточно только взглянуть на какую-нибудь машину, чтобы проникнуться ее концепцией так, как если бы он ее сам и придумал.





Советский тяжелый танк прорыва Т-35, 1934 г.

В общем, к концу 30-х гг. танки у нас имелись самые разные, но дело было в том, что выпускались они на основе тех доктрин, что родились в других государствах. Поэтому творческого поиска, который вели конструкторы в нашей стране, они отнюдь не отменили. Вот только одним из них сделать свои машины удалось, в то время как для многих других подобные эксперименты закончились обвинениями во вредительстве со всеми вытекающими из этого последствиями. Судьба изобретателя Н. Цыганова в этом смысле является особенно наглядной, хотя при иных обстоятельствах его вполне могли бы назвать по меньшей мере «русским Кристи».

Конец XIX — начало XX века характеризуется стремительным научным прогрессом человечества. Активно применяют паровозы и автомобили, изобрели двигатель внутреннего сгорания и активно пытаются подняться в небо. Всеми такими изобретениями рано или поздно заинтересовываются военные.

История развития бронетехники по странам

Китай

История танков остальных стран

Этапы развития танкостроения

Первым начали использовать паровоз. Сначала для переброски войск, а позже на железнодорожную платформу установили пушку, а для защиты установили бронированные щиты. Так получился первый бронепоезд, который применили американцы в 1862 году во время гражданской войны в северной Америке. Использование бронепоездов накладывает свои ограничения — нужны железнодорожные пути. Военные стали думать о совмещении в транспортном средстве высокой огневой мощи и подвижности.

Следующим этапом стало бронирование обычных легковых автомобилей с установкой на них пулеметного или легкопушечного вооружения. Они должны были использоваться для прорыва переднего края обороны противника и доставки живой силы.

Главной проблемой в истории развития танкостроения до было отсутствие мотивации и непонимание возможностей применения бронированной техники. Про основы применения бронированной повозки еще в XV веке Леонардо да Винчи писал: « Мы построим закрытые колесницы, которые проникнут в неприятельские линии и не смогут быть уничтожены толпой вооруженных людей, а позади них может следовать пехота без особого риска и всякого багажа». На практике никто всерьез не воспринимал «дорогие железные игрушки», как назвал в свое время прототипы танков военный министр Англии.

Причины создания первого танка и его предназначение

Настоящее признание танки получили во время Первой мировой войны.

Первая мировая была войной позиционной, для неё характерна многоэшелонированная сплошная линия обороны с пулемётами и архитектурными сооружениями. Для прорыва использовалась артподготовка, но из-за малой дальности стрельбы она могла подавить, и то довольно условно, только огневые точки передней линии. При захвате первой линии, захватившие неизбежно сталкивались со следующей, для подавления которой нужно было подтягивать артиллерию. Пока наступающие занимались артиллерией, обороняющие войска мобилизировали резервы и отвоевывали занятую линию и уже сами начинали переходить в атаку. Такое безрезультатное передвижение могло продолжаться довольно долго. Например. В феврале 1916 года в битве при Вердене, к которой немцы готовились почти два месяца, участвовало больше одной тысячи орудий. За десять месяцев противостояния было израсходовано больше 14 млн. снарядов, а число погибших с обеих сторон превысило один млн. При всем при этом, немцы продвинулись аж на – 3 километра в глубь обороны французов.

Перед военными четко стал вопрос о необходимости транспортного средства, которое могло б прорывать линии обороны противника с полным подавлением огневых точек или как минимум оперативно доставлять артиллерию к очередным рубежам.

Бронепоезда по понятным причинам использоваться не могли, а бронеавтомобили быстро показали свою несостоятельность — слабую броню и неэффективное вооружение. Усиление бронирования и вооружения значительно повышало вес автомобиля, что наряду с колесной подвеской и слабыми двигателями проходимость бронеавтомобилей сводило к нулю. Несколько помогло улучшить ситуацию применение гусеничного тяжителя (гусениц). Опорные катки равномерно распределяли давление на почву, что существенно повышало проходимость по мягкому грунту.

Для увеличения огневой мощи и проходимости военные инженеры начали экспериментировать с размерами и весом новой боевой машины. Пробовали комбинировать гусеницы с колесами. Было среди них и несколько довольно неоднозначных проектов. Например. В России конструктор Лебеденко, и независимо от него в Англии майор Хетерингтон, в целях большей проходимости сконструировали танк на трех огромных колесах. Идея обеих конструкторов заключалась в обычном переезде канавы боевой машиной, поэтому Лебеденко предлагал создать танк с колесами диаметром 9 метров, а Хетерингтон соответственно 12 метров. Лебеденко даже создал опытный экземпляр, но во время испытаний он… застрял в первой же яме.

Из-за несовершенства представленных броневых машин, споры о необходимости их разработки и примирения среди военных продолжались до 15 сентября 1916. Этот день стал переломный в истории танкостроения и ведения войн вцелом. Во время битвы на реке Сомме, англичане впервые использовали свои новые танки. Из 42 двух бывших в наличии, в бою участвовали 32. Во время боя 17 из них по разным причинам вышли из строя, но и оставшиеся танки смогли помочь пехоте продвинуться в глубь обороны на 5 километров по всей ширине наступления, при этом потери в живой силе составили в 20 раз! меньше расчетных. Для сравнения можно вспомнить бой при Вербене.

Первый в мире танк Mark I

Этим танком был , названый, в честь одного из создателей, «Большим Вилли», являясь, в некотором роде прародителем, всех танков, получил еще и прозвище: «Мать». Танк представлял собой огромную ромбовидную коробку с гусеницами по периметру. Для ведения курсовой стрельбы по бокам танка, в спонсонах, в зависимости от модификации устанавливались пулеметы или пушки. Экипаж танка состоял из 8 человек, весил он 27-28 тон, а скорость составляла 4,5 км/час (по пересеченной местности 2 км/час).

Такой, во всех отношениях несовершенных танк, положил начало массовому танкостроению во всем мире, уже никто не сомневался в необходимости таких боевых машин. Позже А.П. Ротмистров писал, что англичане не смогли развить тактический успех в оперативный только из-за малого количества танков.

Термин «танк» переводится с английского как «бак» или «чан». Так стали называть боевые машины во время доставки их к линиям фронта. В целях конспирации танки перевозились под видом « самодвижущиеся водяные цистерны для Петрограда». На железнодорожных платформах они и впрямь, напоминали большие баки. Интересно, но в России, до того как прижилось английское «танк», его переводили и называли — лохань. В других армиях закрепились свои названия – «панцеркампфваген» PzKpfw (боевая бронированная повозка) у немцев, у французов «шар де комба » (боевая повозка), у шведов — «стридрвагн» (боевая повозка), итальянцы называли «карро д`армато» (вооруженная повозка).

После Mark I танкам постоянно уделялось огромное внимание, хотя тактика и стратегия их применения, еще не была разработана, а возможности самих танков были довольно посредственные. Но через очень короткое время танк станет ключевым предметом на поле боя, появятся легкие и тяжелые танки, многобашенные неуклюжие гиганты и скоростные танкетки, плавающие и даже летающие танки.

Далеко не все знают, что впервые идея машины на гусеничном ходу появилась в России, ещё в 1878 году. В мае 1915 года начались испытания бронированной машины Пороховщикова под названием Вездеход. Говоря откровенно, на танк она была похожа мало. Несмотря на броню и вращающуюся башню с пулемётом, машина приводилась в движение одной широкой гусеницей, а управлялась колёсами по бокам. Проходимость оказалась великолепной.

В этом же году начались испытания крайне необычного советского танка конструкции Лебеденко. Он смахивал на гигантский орудийный лафет с огромными колёсами, приводившими его в движение. Конструктор считал, что танк с лёгкостью преодолеет траншеи, ямы, деревья и прочие препятствия, однако, этого не произошло. Гигант застрял прямо на испытаниях, после чего стоял много лет, дожидаясь отправки на металлолом.

Застой

Казалось, что танки СССР захватят лидерство в мире, но этого не произошло. Первая мировая война прошла без отечественных машин, в Гражданской войне использовались зарубежные. В 1918 году наступило чёткое осознание необходимости разработки и производства отечественных танков. Захваченные французские Reno-FT, показанные на параде в Москве, скопировали на заводе Красное Сормово, создав первый образец 31 августа 1920 года под названием Танк М.

В 1925 году началось производство МС-1, отличавшегося низкой ценой и скопированного с Fiat-3000. Также разрабатывались другие модели. Выше ценой, сложнее в производстве, но не имевшие весомых преимуществ.

Началось порочное время подражания, когда за основу советских танков брались зарубежные образцы. Vickers Mk превратился в Т-26, Carden Loyd Mk VI в Т-27, Vickers Medium Mark III в Т-28, Independent в Т-35.

Серия быстроходных БТ создалась на базе танка Кристи. Они обладали великолепной подвижностью за счёт возможности колёсного хода, но были крайне ненадёжны.

Танки СССР Второй мировой войны

Во Вторую мировую войну СССР вступил с огромной танковой армией, которая оказалась бессильна против гораздо меньшей, но опытной, организованной и современной немецкой.

Зато подражание прекратилось и начали появляться действительно уникальные советские танки. Тяжёлый КВ был практически неуязвим и мог в одиночку сдерживать многочисленные силы врага, однако подвижность и надёжность оставляли желать лучшего. Появившийся позже Т-34 стал революцией в танкостроении, объединив в себе подвижность, огневую мощь и наклонную броню. При этом танк дёшево стоил и был лёгок в производстве. Да, поначалу было множество недостатков, отвратительное качество узлов, а ближе к концу войны не хватало огневой мощи и брони, но технологичность, массовость и совокупность характеристик оставили далеко позади всех конкурентов.

Появившиеся под конец войны тяжёлые ИС-2 на равных боролись с лучшими образцами техники Вермахта, а ИС-3, не успевший повоевать, был на голову выше всех современников. Близился закат тяжёлых танков, но в СССР успели создать ИС-7 и Объект 279, удивляющие даже сейчас.

Первые в мире

На свет появился Т-54, позже ставший Т-55 – самым массовым послевоенным танком, стоявшим на вооружении более чем у 30 стран.

В 1964 году выпустили Т-64, ставший родоначальником современных ОБТ и первым в мире танком с многослойной композитной бронёй. Механизм заряжания обеспечивал потрясающую скорострельность и очень плотную компоновку, сделавшую силуэт предельно низким.

1974 год подарил миру Т-72 – второй по массовости современный танк после Т-55, стоящий на вооружении до сих пор.

В 1976 году создали Т-80 – первый в мире серийный ОБТ с газотурбинной силовой установкой, обладающий великолепной подвижностью и хорошей бронёй.

Также постоянно появлялись проекты и экспериментальные машины, идеи которых актуальны и в наше время. Например, харьковский Боксер, он же Молот, получивший необитаемую башню со 152 мм пушкой.

Танки СССР за время своего развития получили ярко выраженные черты, позволяющие выделить их среди техники всех других стран. Максимальная технологичность и простота, резко дифференцированное бронирование, низкий силуэт, высокая подвижность, автомат заряжания и возможность стрельбы управляемыми ракетами через ствол основного орудия.

Всё это сделало советские танки крайне популярными во множестве стран и, как результат, частыми участниками военных действий.

В мире есть несколько танковых музеев, но ни в одном из них нет такой огромной коллекции бронетехники, как на 64-м километре Минского шоссе в подмосковном поселке Кубинка. Здесь представлены во всей красе не только легендарные Т-34 и уникальные «тигры», но и единственный в мире сверхтяжелый немецкий танк «маус». Не забыты и современные виды отечественной бронетехники, которые находятся на вооружении в армиях многих стран.

Возникновение Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники напрямую связано с историей отечественных танковых войск. Система бронетанкового вооружения начала зарождаться в Красной Армии в конце 20-х — начале 30-х годов XX века. Создание и развитие подобной техники невозможно без испытательной базы, и в апреле 1931 года в Кубинке был организован Научно-испытательный бронетанковый полигон, где и проходили «крещение» все поколения отечественных танков и бронемашин. Испытывали на полигоне и зарубежные образцы, которые попадали в СССР по ленд-лизу, специально закупались для изучения или оказывались в распоряжении наших войск в в результате военных действий. Со временем коллекция полигона, находившаяся в распоряжении НИИ бронетанковой техники (38 НИИБТВТ Министерства обороны), увеличивалась. Чтобы обеспечить ей лучшую сохранность, были возведены вместительные ангары. А 10 сентября 1972 года по инициативе Главного маршала бронетанковых войск А.Х. Бабаджаняна на основе этой коллекции был открыт музей.

Размещенная в павильонах, на открытых площадках и постаментах коллекция уникального музея насчитывает более 300 образцов из 13 стран мира. Большая часть экспонатов — около 130 — отечественного производства. Здесь можно увидеть наиболее значимые в истории бронетехники машины от времен Первой мировой войны (британский Mk V в варианте «гермафродит» и «дедушка» современных танков французский FT-17 «рено») до современного поколения танков семейства Т-64-72-80. От первых отечественных бронированных машин (бронеавтомобиль «Остин Путиловский», макет первого танка типа «Русский Рено», частично восстановленный первый серийный советский танк МС-1) до танков и бронемашин, состоящих сейчас на вооружении Российской армии.

«Танки — война умов», — любил говорить видный деятель отечественного танкостроения Жозеф Яковлевич Котин. И коллекция Музея позволяет в этом убедиться. В экспозиции представлены не только машины, демонстрирующие магистральные пути развития бронетанковой техники, но и образцы поисковых разработок, которые не привели — по тем или иным причинам — к появлению принципиально новых моделей.

Танки и бронемашины расставлены в каждом павильоне в две линейки, строго разделенные по типам и по хронологии, а в «разноязычных» павильонах — и по странам. Экспозиция Музея — живая история танкостроения. Ведь ряд машин находятся на полном боевом ходу и выглядят в точности так, как в период их «действительной» службы в армии. Есть и несколько раритетных экземпляров, которые были восстановлены действующей при Музее поисково-реставрационной группой.

Музей открыли в 1972 году в День танкиста (второе воскресенье сентября), и с тех пор сюда приходит множество людей, интересующихся историей бронетехники. Особенно много посетителей, по традиции, бывает 9 мая и 23 февраля. В эти дни на бывшем полигоне можно увидеть торжественное «прохождение» танков, а энтузиасты из военно-исторических клубов вместе с сотрудниками Музея устраивают инсценировки боевых эпизодов с участием «живых» машин. Поскольку любители приезжают в подобные места на целый день, на территории Музея в дни массовых посещений организуют питание, а на лотках можно приобрести военно-историческую литературу и сборные модели военной техники.

Описывать экспозицию Музея — все равно, что рассказывать всю военную историю последних 90 лет. Поэтому взглянем лишь на некоторые образцы времен Великой Отечественной войны и те машины, вокруг которых сложилось немало легенд. Вторая мировая война — и Великая Отечественная как ее главная составляющая — стала «звездным» часом бронетехники. Ни до, ни после армии не использовали танки в таких масштабах. Полученный в те годы колоссальный опыт до сих пор влияет на развитие этого вида вооружений. На открытой площадке перед входом на территорию Музея как раз и представлены танки и самоходные артиллерийские установки (САУ), созданные в годы Второй мировой войны и применявшиеся Красной Армией.

«Сухопутные линкоры»

В павильоне № 1 стоят серийные и опытные советские тяжелые танки и САУ, созданные в период с 1930-х по 1960-е годы. Недалеко от входа сразу же обращает на себя внимание пятибашенный Т-35. В начале 1930-х годов такие обильно вооруженные «сухопутные линкоры» использовались в армии для усиления танковых соединений и пехоты при штурме подготовленной обороны противника. Это была вполне оригинальная машина, хотя в процессе ее создания конструкторы и использовали отдельные, уже существующие, зарубежные разработки. Т-35 символизировал в то время военную мощь нашей армии, не случайно на медали «За отвагу» выбито именно его изображение. Но наряду с достоинствами у этой машины были и серьезные недостатки. Например, сложности координации стрельбы из пяти пушек; танком было сложно управлять во время движения, а множество башен и большие размеры делали его уязвимым для огня противника. Всего была выпущена 61 машина. Музейный Т-35 — единственный сохранившийся образец. Надо сказать, что вопреки встречающимся иногда утверждениям в Советско-финляндской войне эти танки не участвовали, а к началу Великой Отечественной войны считались полностью устаревшими. Последний раз два Т-35 вышли в бой во время контрнаступления под Москвой в 1941 году.

В конце 1930-х годов началась разработка нового типа тяжелого танка. Главная задача — усиление противоснарядного бронирования. Три разработанных опытных образца — однобашенный КВ и двухбашенные СМК и Т-100 — прошли испытания в ходе Советско-финляндской войны, на одном из шасси Т-100 выполнили стоящую в этом же павильоне музея 130-мм самоходную артиллерийскую установку СУ-100Y. Но на вооружение попал только КВ («Климент Ворошилов»), сконструированный на ленинградском Кировском заводе под руководством Николая Леонидовича Духова и Жозефа Яковлевича Котина.

На начало войны КВ был наиболее защищенным серийным танком и единственным тяжелым танком с торсионной индивидуальной подвеской опорных катков. Однако изначально КВ не отличались высокой технической надежностью, и пришлось приложить немало усилий для их усовершенствования. Эти работы велись уже в Челябинске (куда был эвакуирован Кировский завод). На челябинском Кировском заводе (ЧКЗ), ставшем базой для знаменитого «Танкограда», и был создан более надежный «скоростной» КВ-1С. Но танк по-прежнему был вооружен 76-мм пушкой, которая не могла с требовавшихся в бою дальностей «пробить» появившиеся на фронте тяжелые германские танки. В сентябре–октябре 1943 года выпустили (также представленные в Музее) КВ-85 с 85-мм пушкой в литой башне. Этот самый удачный вариант семейства КВ завершил работу конструкторов над данным семейством танков.

Требования времени диктовали необходимость появления танков с качественно лучшей защитой и большей огневой мощью. При этом важно было не увеличивать их массу, чтобы не снижать подвижность и скорость передвижения, и сохранить способность переходить мосты — особенно временные. Эту задачу решили в Челябинске под руководством Котина и Афанасия Семеновича Ермолаева. Используя литые корпус и башню, в широких пределах меняя углы наклона и толщину брони в зависимости от вероятности попадания снарядов, конструкторы создали тяжелый танк ИС («Иосиф Сталин»), положивший начало новому танковому семейству. Вслед за ИС-1 с 85-мм пушкой в январе 1944 года появился ИС-2 — в его башню удалось установить мощную 122-мм пушку, позволявшую на дальности до 1 000 м бороться даже с «королевским тигром» (при том, что ИС-2 был на 22 тонны легче не намного превосходившего его по боевым качествам «королевского тигра»). Правда, скорострельность и боекомплект пушки все равно оставляли желать лучшего. На открытой площадке Музея посетители могут увидеть уже послевоенную модификацию ИС-2.

Развитие германских противотанковых средств требовало прежде всего увеличения толщины брони. В результате в самом конце войны появился ИС-3, степень его бронирования и огневая мощь оказали значительное влияние на развитие бронетехники в первое послевоенное десятилетие.

«Тридцатьчетверки» и их наследники

С легендарного танка Т-34 и САУ на его шасси логично начинается экспозиция павильона № 2, посвященного самым массовым типам танков — средним и основным. Здесь можно увидеть и наследников «тридцатьчетверки» (средние танки Т-44, Т-54, Т-55, Т-62), и модификации трех советских основных боевых танков (Т-64, Т-72 и Т-80), кроме того — ряд малоизвестных опытных послевоенных машин и стенд с образцами выстрелов из боекомплектов послевоенных танков.

Тяжелый танк КВ, средний Т-34 и легкий Т-40, принятые на вооружение РККА 19 декабря 1939 года, стали основой ее бронетанкового вооружения в годы Великой Отечественной войны. Т-34, разработанный в Харькове коллективом конструкторов под руководством Михаила Ильича Кошкина (Александр Александрович Морозов, Николай Алексеевич Кучеренко, Яков Ионович Барана, Василий Григорьевич Матюхин, Алексей Александрович Молоштанов, Марк Абрамович Набутовский и другие), — самый знаменитый и одновременно самый «неизвестный» танк в истории советской бронетехники, ставший одним из символов Победы над фашистской Германией. Об этой машине с самого начала появилось множество легенд, в первую очередь связанных с его боевыми качествами. Существует, например, распространенная версия, что Т-34 — танк, который невозможно уничтожить, хотя совершенно очевидно, что таких машин просто не существует. Однако в начале войны немецкие противотанковые средства переднего края действительно редко могли поразить Т-34 — благодаря качеству и толщине его брони, а также большим углам ее наклона (рациональная форма бронирования стала общим направлением в советском танкостроении накануне войны).

Превосходство Т-34 над германскими танками 1941 года было бы неоспоримым, если бы не несколько важных «но». Невысокое качество оптики, а самое главное — недостаточная надежность машины. К тому же командир танка, выполняя функции наводчика, обладал очень ограниченным обзором и, следовательно, не мог полностью оценить боевую ситуацию. В германских же средних танках командир был освобожден от обязанностей наводчика и благодаря командирской башенке имел круговой обзор. Вместе с полной радиофикацией это давало германским танковым частям существенные преимущества. Хотя по своему вооружению и качеству броневой защиты они до середины 1942 года сильно уступали «тридцатьчетверкам». Что же касается подвижности Т-34, можно без преувеличений сказать, что средние боевые танки немецкой армии так никогда и не сумели побить «тридцатьчетверки» по этому показателю. Подвижность и проходимость нашему танку обеспечивали дизельный двигатель В-2, разработанный Я.Е. Вихманом и И.Я. Трашутиным, и ходовая часть с широкими гусеницами. Главными преимуществами дизеля были не столько «меньшая пожароопасность», сколько высокая мощность на единицу объема и меньший расход топлива. За годы войны В-2 продемонстрировал свою надежность и неприхотливость — качество топлива не сильно влияло на его работу. Не случайно двигатель В-2 представлен в Музее отдельно на особом стенде.

Танк — боевая машина, а в бою «комфортно» не бывает. Но теснота рабочих мест Т-34 безусловно повышала утомляемость экипажа, особенно на марше. Хотя надо сказать, что танкисты охотно прощали и этот недостаток любимой машине.

Самым массовым танком Красной Армии Т-34 стал лишь в 1943 году. Однако к этому времени на фронте появились более мощные германские танки и противотанковые средства. Выход был только один: модернизация Т-34 (почти на пределе возможностей шасси) с установкой 85-мм пушки. Т-3485 — его можно увидеть перед павильоном № 2 на постаменте и на открытой площадке рядом с Т-34 выпуска 1941 года — появился в войсках весной 1944 года. Новая пушка и прицел значительно повысили результативность стрельбы, позволяя воевать с «тиграми» и «пантерами» на дальностях 500— 1 000 м. Башня на Т-34-85 стала трехместной и получила командирскую башенку. Лобовая броня башни на дальности от 500 м защищала от снарядов наиболее распространенных германских 75-мм танковых и противотанковых пушек.

Танки Т-34-85 освобождали Белоруссию, Украину, Прибалтику, страны Европы и принесли самую большую славу знаменитой «тридцатьчетверке», а после войны долгие годы находились на вооружении в армиях многих стран мира.

«Тридцатьчетверки» отличались и высокой технологичностью производства — в годы войны их строили на 7 заводах. На вооружение поступило 12 модификаций Т-34 и машин, созданных на их базе. Но если учитывать различия производств и изменения конструкции, моделей было намного больше. Т-34 стал первым средним танком, выпуск которого поставили на поток. Литье башен и автоматическая сварка брони под слоем флюса заметно ускорили и удешевили производство. Количество «тридцатьчетверок», выпущенных за время войны, оказалось рекордно большим: 33 805 танков Т-34, 21 046 — Т-34-85 и около 5 780 САУ на их шасси.

Простота машины в эксплуатации позволяла в сжатые сроки готовить боевые экипажи. Любили танк и ремонтники — Т-34 был удивительно «терпим» к ремонту в полевых условиях. В среднем каждый выпущенный в годы войны Т-34 и САУ на его базе восстанавливались по 3-4 раза.

Оптимальное сочетание основных боевых качеств, технологичности производства, простоты освоения, высокой ремонтопригодности обеспечили Т-34 звание лучшего танка Второй мировой войны и одного из шедевров конструкторской работы. Стоит напомнить и об еще одной заслуге Т-34 — его появление положило конец мнению об «отсталости» и «вторичности» советской бронетанковой техники в мире.

Нелегкая участь легких танков

В начале войны основную массу советских танков составляли легкие машины, самыми распространенными среди которых были различные модификации танка сопровождения пехоты Т-26 и маневренные колесно-гусеничные танки серии БТ. Советские легкие танки разных лет, машины на их шасси и послевоенная воздушно-десантная бронетехника расположены в павильоне № 3.

Главной особенностью танков БТ («быстроходный танк»), выпускавшихся на Харьковском заводе им. Коминтерна, была способность двигаться по дорогам на колесном ходу со снятыми гусеницами, а потом за полчаса устанавливать гусеничный ход перед началом боя. Идея такой ходовой части была разработана американцем Уолтером Кристи, поэтому танки БТ назывались еще «танками типа Кристи». Но эти машины не были предназначены для войны «на дорогах» (хотя в последнее время в литературе нередко встречаются подобные утверждения). Колесный ход использовался только при оперативных перебросках — для сохранения ходовой части и дорожного полотна. Развитие колесно-гусеничных танков фактически прекратилось в 1939 году после того, как был создан гусеничный танк А-32 — предшественник Т-34. Индивидуальную подвеску «типа Кристи» конструкторы сохранили, а чуть позже использовали и при разработке гусеничного Т-34.

Большинство БТ было потеряно в первые месяцы войны, но уцелевшие машины продолжали воевать на советско-германском фронте еще в 1944 году, а последний раз БТ участвовали в боях в августе 1945 года — с японскими войсками.

В тяжелых условиях начала войны, когда основные танкостроительные предприятия эвакуировались на восток, а другие заводы еще только осваивали выпуск средних и тяжелых машин, роль легких танков, использующих автомобильные агрегаты, трудно было переоценить. Одним из них был легкий плавающий танк Т-40. Чтобы увеличить выпуск Т-40, его производили и в «сухопутном» варианте. Одновременно под руководством Николая Александровича Астрова на заводе № 37 на его основе разработали танк Т-60 с усиленным бронированием и 20-мм пушкой. Танки, созданные для разведки, вынужденно использовались для поддержки атак пехоты. Вооружение и бронирование Т-60 было недостаточно мощным. Поэтому на легкий танк Т-70, созданный под руководством Астрова уже на Горьковском автозаводе в 1942 году, установили 45-мм пушку, а толщину лобовой брони довели до 40 мм. Т-70 получил также оригинальную силовую установку из последовательно спаренных двигателей. Боевую эффективность Т-70 снижали несколько существенных особенностей: командир в одноместной башне был одновременно и наводчиком, и заряжающим, а карбюраторная силовая установка у правого борта повышала уязвимость и пожароопасность танка. Однако Т-70 выполнил свою задачу — поддерживал боеспособность танковых подразделений до насыщения их танками Т-34 и оказался, таким образом, вторым по массовости советским танком, служившим в действующей армии.

Хотя в 1930-е годы в СССР разработали несколько комплексов самоходных артиллерийских установок (САУ), к началу войны РККА серийных САУ на вооружении не имела, если не принимать в расчет танки КВ-2 со 152-мм гаубицей в высокой башне. Лишь в начале Великой Отечественной войны необходимость производства САУ стала очевидной.

Сначала выпустили около 100 открытых ЗИС-30 с 57-мм противотанковой пушкой на шасси тягача «Комсомолец». И только в конце 1942 — начале 1943 года на вооружение поступили легкая СУ-76 на удлиненном шасси Т-70 (она стоит в павильоне № 3), средняя СУ-122 на шасси Т-34 (ее можно увидеть в павильоне № 2 рядом с Т-34) и тяжелая СУ-152 на шасси КВ-1С (стоящая, соответственно, в павильоне № 1). Для установки более мощного вооружения, чем на базовых танках, орудия монтировали в неподвижных рубках. Опыт военных действий показал, что самоходная артиллерия незаменима для сопровождения танков и пехоты в атаке и подвижного противотанкового резерва в обороне.

Весьма удачной оказалась средняя СУ-100, разработанная под руководством Л.И. Горлицкого и А.А. Кузимы на шасси Т-34-85. Ее выпускали на «Уралмаше» начиная с середины 1944 года. Благодаря 100-мм пушке, неплохому бронированию и улучшенному обзору она оказалась одной из лучших противотанковых САУ времен Второй мировой войны.

Наиболее удачными тяжелыми САУ стали самоходные 152-мм гаубицы-пушки — орудия ставили в хорошо защищенную рубку сначала на шасси танка КВ-1С, а затем — на шасси ИС (ИСУ-152). ИСУ-152 с сильными бронебойными и осколочно-фугасными снарядами использовалась для непосредственной поддержки танков, разрушения укреплений и заграждений. За эффективные действия в бою против тяжелых танков противника эти САУ прозвали «зверобоями». Отлично зарекомендовавшие себя ИСУ-152 и СУ-100 продолжали свою службу и после войны.

«Валентайны» по ленд-лизу

Танков, поставленных в СССР по программе ленд-лиза из США, Великобритании и Канады, было значительно меньше количества боевых машин, выпущенных на собственных заводах. Тем не менее они сыграли немаловажную роль в ряде сражений и операций на советско-германском фронте. Первые британские и американские танки поступили в сентябре—декабре 1941 года, существенно пополнив оскудевший к тому времени танковый парк РККА, состоявший по большей части из легких машин. Некоторые модели танков и бронемашин, полученных из Великобритании, Канады и США, выставлены в павильоне № 5 и на открытой площадке.

Великобритания поставляла в СССР пехотные танки, созданные для непосредственной поддержки пехоты и отличавшиеся мощным бронированием и хорошей проходимостью при небольшой скорости хода. Больше всего РККА получила из Англии танков Mk III «валентайн» (эта машина стоит на площадке при входе рядом с советскими танками времен войны). Mk III обладал сравнительно плавным ходом, удобством рабочих мест экипажа, был неплохо бронирован. 40-мм пушка по своему бронебойному действию не уступала советской 45-мм танковой пушке, но не имела в боекомплекте осколочного снаряда. С насыщением РККА танками Т-34 и КВ британские танки, как и легкие американские, уже не играли такой существенной роли в военных действиях. На завершающем периоде войны из британских танков в войсках оставались только «валентайны» с 57-мм пушками, обладавшими неплохими бронебойными характеристиками, но по-прежнему не имевшими эффективного снаряда для борьбы с пехотой и полевыми укреплениями.

Средние американские танки М3 «генерал Ли» отличались многоярусной установкой вооружения. К началу войны у американцев не было опыта установки в башне пушек среднего калибра, поэтому 75-мм пушку они разместили в спонсоне с правого борта, в башне поставили 37-мм пушку, во вращающейся командирской башенке — пулемет. Стабилизаторы пушек в вертикальной плоскости позволяли вести прицельный огонь с ходу, но ограниченный угол обстрела сильно снижал эффективность 75-мм пушки. К тому же из-за своей компоновки и звездообразного двигателя танк получился слишком высоким и уязвимым, так что наши танкисты даже прозвали эти машины «каланчой» или «братской могилой на шестерых».

Куда эффективнее оказались американские же средние танки М4А2 «генерал Шерман» с 75- или 76-мм пушкой во вращающейся башне с дизельной силовой установкой. По боевым качествам «генерал Шерман» не уступал Т-34 с 76-мм пушкой.

По ту сторону фронта

Павильон № 6, где собрана бронетехника нацистской Германии, вызывает особый интерес, поскольку дает возможность убедиться, с какой мощной военной машиной и совершенной военной промышленностью пришлось столкнуться нашей стране. А заодно вспомнить, что около 75% потерь германской армии в танках и САУ приходятся на Восточный фронт.

В начале войны немцы делали ставку на средние танки — Pz. III с 50-мм пушкой «противотанковых» возможностей и Pz.IV с короткоствольным 75-мм орудием поддержки. Появление новых советских средних и тяжелых танков заставило немцев перевооружать свои боевые машины и усиливать их бронирование. Основным в германской армии стал постоянно модернизируемый Pz.IV. К примеру, уже в начале 1942 года он получил длинноствольную 75-мм пушку. Немецкие танки были оборудованы карбюраторными двигателями, которые работали на синтетическом бензине. Для Германии, не имевшей собственной нефти, такой вариант был наиболее экономичным в условиях войны.

Постепенно в германском танкостроении произошла смена приоритетов — к середине войны главную роль стали отводить сильному бронированию и дальнобойным пушкам с высоким бронебойным действием снаряда. Возобновились закрытые в начале войны работы над тяжелыми танками. Уже в 1942 году появился тяжелый танк Pz.VI «тигр» (созданный, кстати говоря, отнюдь не Фердинандом Порше, как об этом порой пишут, а под руководством Эрвина Андерса на фирме «Хеншель»). Впервые он появился в сентябре 1942 года под Ленинградом, затем под Сталинградом. «Хищник» оказался хоть и медлительный, но с толстой шкурой, длинными зубами и острым зрением. 88-мм пушка, отличная оптика, сильная броня и хорошая управляемость на ходу делали «тигр» чрезвычайно грозным противником вплоть до появления на фронте советского ИС-2. «Тигр» мог поражать все типы советских танков в радиусе 1 000 м. Но и у этой машины были недостатки — например, шахматное расположение опорных катков повышало проходимость танка, зато весной и осенью грязь, набивавшаяся между катками, лишала его подвижности. Для перевозки на железнодорожной платформе этот танк «обували» в узкие «транспортные» гусеницы, «переобувая» потом на широкие «боевые». Но самое главное — у немцев не было возможности производить «тигры» в необходимых количествах. Тем не менее на шасси «тигра» строились САУ (вроде «штурмтигра») и эвакуационные тягачи. Стоящий на Кубинке Pz.VIE «тигр» — один из нескольких сохранившихся в мире.

Серьезную ставку делали немцы и на танк Pz.V «пантера». Характерно, что наклонную установку бронелистов и широкие гусеницы «пантера» получила под явным влиянием Т-34. Чуть позже такие же черты проявились в конструкции самого тяжелого серийного танка Второй мировой — Pz.VI B «тигр» II (или «королевский тигр»).

К началу сражения на Курской дуге летом 1943 года в вермахте кроме «тигра» и «пантеры» появилось и «тяжелое штурмовое орудие» «фердинанд» (известное также под именем «элефант»). Эти САУ с длинноствольной 88-мм пушкой в неподвижной рубке строились как раз на шасси не принятого на вооружение «тигра Порше», а потому и построили «фердинандов» всего 90—92 штуки (хотя, если судить по художественной и мемуарной литературе, их было значительно больше). Поэтому особой роли эта безусловно грозная машина в войне не сыграла. У дальней стены павильона стоят огромная самоходная 600-мм мортира типа «карл» и единственный сохранившийся «в металле» сверхтяжелый танк «маус» — «мышь» (хотя у нас предпочитают более шутливое название — «мышонок»). Сверхтяжелые танки пытались строить и раньше — в том числе в той же Германии, — но именно «маус» окончательно продемонстрировал всю тупиковость этой идеи. Его разработкой руководил Фердинанд Порше, и в конструкции танка немало интересных систем — например, электромеханическая трансмиссия оригинальной схемы, приводы управления, автоматическая система пожаротушения, приспособления для подводного вождения (ведь редкий мост выдержал бы монстра весом 188 тонн). Два опытных экземпляра «мауса» послужили своего рода стендом для проверки ряда конструктивных решений, но в целом были мертворожденными машинами. Рассказы о «маусах», защищавших здание Генштаба в Цоссене и «вход в рейхсканцелярию» в Берлине, — не более чем легенды. Оба «мауса» оставались на испытательном полигоне под Куммерсдорфом и при приближении советских войск были подорваны. Из их останков и сохранившегося задела запчастей советские специалисты собрали один танк и после испытаний на полигоне передали его на хранение.

Рядом с гигантами примостились куда более интересные «карлики» — управляемые по проводам и по радио танкетки «голиаф». Такие танкетки — «сухопутные торпеды» — с электрическим или мотоциклетным двигателем предназначались для прорыва заграждений и подрыва укреплений, но уже летом 1943 года их пытались применять и против танков. Хотя не слишком удачно, так как проходимость низеньких танкеток была приемлемой только на ровной местности без кочек и пеньков. Более солидная танкетканоситель подрывного заряда B-IV «боргвард» на марше управлялась водителем, а к объекту двигалась с помощью радиоуправления (она могла оставить у цели заряд в 500 кг взрывчатого вещества или взорваться вместе с ним). Немцы не были первооткрывателями в создании таких машин. В СССР в 1930-е годы сформировали несколько подразделений «телетанков» с радиоуправлением, хотя в боях их — в отличие от немцев — так и не применили.

В соседнем павильоне № 7 (где собрана бронетехника Венгрии, Италии, Китая, Польши, Франции, Чехословакии, Швеции, Японии) можно увидеть еще две машины, с успехом использовавшиеся вермахтом: легкий танк LT-38 «прага» и САУ «хетцер». После оккупации Чехословакии LT-38 — лучший легкий танк конца 1930-х годов — продолжал выпускаться уже для нужд германской армии, в которой получил обозначение Pz. 38(t). Как и другие танки, он послужил основой для нескольких САУ, и стоит отметить, что с 1943 года САУ стали занимать все большее место в германском танкостроении, а в 1944 году их производство превысило выпуск танков. Агрегаты 38(t) были использованы и при создании легкого истребителя танков «хетцер» с 75-мм пушкой. Приземистый корпус с большими углами наклона бронелистов неплохо защищал от снарядов, 75-мм пушка обеспечивала эффективную борьбу со средними танками — особенно из засад. Маленький, подвижный и сравнительно несложный в производстве, «хетцер» был опасным противником и недаром считается одной из лучших САУ Второй мировой войны. К счастью для Красной Армии, появился он уже на последнем этапе войны.