Содружество Независимых Государств (СНГ) – межгосударственная региональная организация, объединяющая 11 независимых, суверенных государств.

8 декабря 1991 года лидерами России, Белоруссии и Украины было подписано двухстороннее Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате к этим странам присоединилось большинство государств Содружества.

В состав СНГ входят Республика Азербайджан, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан;Украина и Туркменистан на правах ассоциированного членства.

Национальные интересы современной России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как одного из влиятельных центров многополярного мира, развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками СНГ, традиционными партнерами России.

Участвуя в создании Содружества, государства - участники, в том числе и Россия, стремились к тесному сотрудничеству в политической, экономической, научной, военной, гуманитарной, культурной и других областях, поддержанию мира и обеспечению собственной безопасности.

Рамки предлагаемой читателю статьи будут ограничены двумя уровнями военного сотрудничества: двухсторонними отношениями Министерства обороны Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и многосторонним военным сотрудничеством в СНГ При рассмотрении вопросов обеспечения безопасности коллективными усилиями уделим внимание проблемам, связанным с реализацией целей и задач Организации Договора о коллективной безопасности, активной участницей которой является Россия.

В Министерстве обороны России военное сотрудничество с государствами-участниками СНГ, направленное на обеспечение долгосрочных интересов России в Содружестве, рассматривается как одно из основных направлений внешнеполитической деятельности и строится на основании положений Основных направлений развития отношений России с государствами - участниками Содружества Независимых Государств на современном этапе и Базовых принципов, целей и задач политики Российской Федерации в отношении Содружества Независимых Государств на современном этапе.

Первое. Содружество Независимых Государств на сегодня, вопреки ожиданиям, не стало единым геополитическим образованием с общим этнополитическим и военно-стратегическим пространством. Более того, в последнее время возникла реальная угроза отхода ряда государств от принципов интеграции, наблюдается некоторое снижение того потенциала сотрудничества, который был накоплен в прежние годы.

Второе. Все нагляднее появляются признаки международной конкуренции за доступ к энергоресурсам стран Содружества. Стремление ряда ведущих государств Запада и исламского мира обеспечить свое участие в крупных проектах разработки и транспортировки сырьевых запасов отразилось и на военно-политической сфере взаимодействия. При этом возрастает скрытый, а порой и явный нажим на руководство ряда государств СНГ в вопросах ужесточения условий пребывания российских войск и объектов, перспективах вывода российских войск с их территории (Грузия, Молдавия, Таджикистан).

В июле 2004 на заседании Совета безопасности РФ, посвящённом политике России в СНГ, президент В. В. Путин, признал: «Мы подошли к определённому рубежу в развитии СНГ. Либо мы добьёмся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждёт „размывание“ этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное падение интереса к работе в Содружестве среди его государств-участников».

В марте 2005, после того как российское руководство потерпело целый ряд ощутимых политических провалов в отношениях с бывшими республиками СССР (Грузия, Украина, Молдавия), и в самый разгар кризиса власти в Киргизии,[источник не указан 683 дня] В. В. Путин высказался уже более категорично: «Всё разочарования - от избытка ожиданий… Если кто-то ожидал от СНГ каких-то особых достижений в экономике, политике или в военной сфере, естественно, этого не было, так как и быть не могло. Цели программировались одни, а на деле процесс после распада СССР проходил по-другому…». Как выразился Путин, СНГ создавалось для «цивилизованного развода» постсоветских стран, а всё остальное - «политическая шелуха и болтовня». Он выразил мнение, что реальными же интеграционными инструментами сейчас являются такие объединения, как ЕврАзЭс и создаваемое Единое экономическое пространство (ЕЭП). Что же касается СНГ, то оно, по словам Путина, играет роль «весьма полезного клуба для выявления взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного и экономического характера».

В связи с нарастанием центробежных процессов в СНГ, в последние годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости его реформирования. При этом отсутствует единство мнений о возможных направлениях этого процесса. В июле 2006 года на неформальном саммите глав государств Содружества президент Казахстана Н. А. Назарбаев предложил свой вариант - он считает, что СНГ следует сосредоточиться на следующих областях сотрудничества:

Согласованная миграционная политика; -развитие единых транспортных коммуникаций;

Взаимодействие в научно-образовательной и культурно-гуманитарной сферах;

Сотрудничество при борьбе с трансграничной преступностью.

Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении жизнеспособности и эффективности СНГ был связан ещё и с торговыми войнами между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной - с другой, но особенно - с резким обострением отношений между Россией и Грузией.

После распада Советского Союза на его просторах образовались независимые страны. На постсоветском пространстве возникла международная организация, куда входят 10 государств, - Содружество Независимых Государств.

В Содружество Независимых Государств входит 10 стран

До 2009 года членом была Грузия. Не присоединились к Соглашению 1991 г. республики Балтии. Официально не вошла Украина, исполнявшая обязанности ассоциированного члена.

Международный договор был подписан в декабре 1991 г., через два года приняли Устав организации. В документе указывалось, что на территории бывшего СССР возникает новое образование - Содружество Независимых Государств.

В течение первых лет сотрудничество стран СНГ происходило в организационной сфере. В частности, создавались институции, структуры, отвечающие за отношения между государствами, их экономическую и политическую интеграцию. А также определялись цели и задачи Содружества, направления внешней и внутренней деятельности, проводилось согласование правовых, нормативных актов, договоров.

Это было необходимо для того, чтобы население бывшего Советского Союза могло быть защищено в каждой из стран Содружества.

Характеристики СНГ

Границы организации включают следующие государства:

  1. Россию.
  2. Среднеазиатские: Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан.
  3. Азербайджан.
  4. Армению.

Богатейшими странами являются Россия, Азербайджан, .

В некоторых государствах невозможно уточнить количество постоянных жителей, поскольку переписи населения не проводятся из-за бедности и постоянных экономических кризисов. Грузия, Украина и страны Прибалтики на сегодняшний день не входят в состав СНГ.

Обзор стран СНГ по численности населения:

  • Россия - 146,8 млн человек.
  • Таджикистан - почти 8,7 млн человек.
  • - 32,2 млн чел.
  • Азербайджан - 9,6 млн чел.
  • Армения - почти 3 млн чел.
  • Беларусь - почти 9,5 млн чел.
  • Казахстан - 6,5 млн чел.
  • Кыргызстан - 6 млн чел.
  • Молдова - 2,9 млн чел.
  • Туркменистан - около 5 млн человек.

Страны, входящие в состав СНГ, имеют разные статусы. Так, Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Россия являются полноправными членами. Туркменистан получил статус ассоциированного члена, поскольку планирует развивать только двухсторонние отношения со странами СНГ и Балтии. Молдова не подписывала Устав и не провела процесс его ратификации.

Подобные тонкости, касающиеся членства, не отражаются на деятельности организации.

Стараются установить связи со странами СНГ соседние государства и объединения: ЕС, АСЕАН, Китай, Корея, Индия. Чтобы отношения между государствами осуществлялись правильно, был создан ряд институций, к которым относятся:

  • Совет глав государств.
  • Совет глав правительств.
  • Межпарламентская ассамблея.
  • Экономический суд.
  • Исполнительный комитет.

Подобные органы координации существуют при министерствах отраслевых направлений экономики. Это позволяет осуществлять координацию в интеграционной сфере, сельском хозяйстве, промышленности, производстве, строительстве. Много внимания общие органы отраслевого сотрудничества уделяют таможенной и финансовой сферам, борьбе с преступностью, энергетике, миграционным проблемам.

Все решения по тем или иным вопросам принимаются через консенсус, по процедурным вопросам - большинством голосов. Принятое решение является обязательным только для тех государств, которые подписали документы. Такой принцип позволяет странам - членам СНГ проводить выборочную политику внутри сообщества и не ограничивать проведение своей внешней политики.

Этапы деятельности

Список стран, входящих в Содружество и приведенный ниже, остается стабильным в течение 27 лет. Прекращение участия Грузии и Украины не пошатнуло устои организации, которая с 1991 г. постоянно находится в процессе развития. Такая стабильность в странах СНГ связана с поэтапным развитием Содружества.

В деятельности организации выделяют три больших этапа, характеристика которых приводится ниже:

  1. 1991–1993 - разделение территорий, формирование границ и национальных армий, введение собственных валют. В это же время была создана Организация Договора о коллективной безопасности, которая занимается военным сотрудничеством между Средней Азией, Россией и другими бывшими республиками Советского Союза.
  2. 1993–1997 - происходил поиск инструментов и механизмов, которые должны помогать в межгосударственном развитии отношений России со странами СНГ. Это было необходимо для того, чтобы унифицировать экономику и политическое развитие в государствах, которые отличались по размеру территории, развитости транспорта и железных дорог, других коммуникаций, валютных систем. В указанный период удалось подписать ряд межгосударственных договоров, которые отвечали за интеграцию в таможенной, платежной, торговой сферах, формировании общего рынка капитала, услуг, рабочей силы. Экономический союз так и не удалось сформировать, поскольку подписанные документы не выполнялись. Страны сотрудничали с другими государствами и не были заинтересованы в развитии отношений внутри СНГ.
  3. С 1997 года - идет формирование Зоны свободной торговли, начат процесс глубокого реформирования Содружества. По результатам реформы произошла реорганизация органов СНГ, сократился их штат, изменены полномочия, появился Экономический совет.

Европейские и страны Азии, объединенные в рамках организации в течение 1991–2019, продемонстрировали стремление к диалогу, постоянной дискуссии, улучшению качества жизни населения.

Была проделана огромная работа по укреплению внутренней структуры и адаптации стран к единому валютному, таможенному, налоговому законодательству, созданию договорной базы.

Появление Таможенного союза и формирование Зоны свободной торговли, Евроазиатского пространства помогли устранить преграды на пути движения товаров, услуг, улучшения транспортной инфраструктуры и дорог в странах СНГ, решения миграционных вопросов и проблем, связанных с перераспределением наследия бывшего СССР.

К сожалению, сегодня, когда со времён распада Советского Союза прошло уже двадцать лет, далеко не каждый знает, какие страны входят в СНГ. Это в особенности относится к современной молодёжи, к тем, кто родился и учился в постсоветской России. Для них СССР - это государство со страниц учебников истории двадцатого века, нереальное государство прошлого, с которым их ничего не связывает.

Между тем, бывшие союзные республики ныне поддерживают политические и экономические отношения в рамках СНГ - Содружества независимых государств. Сегодня состав СНГ - это все страны, входившие ранее в СССР, за исключением трёх государств Прибалтики. Латвия, Эстония и Литва нынче ориентируются исключительно на западную модель общественно-экономического и государственно-политического развития, а потому они предпочли не вступать в Содружество.

Итак, какие страны входят в состав СНГ сегодня? Во-первых, это Российская Федерация, Украина и Белоруссия, которые и основали данную организацию в декабре 1991 года. Стороны договорились уважать суверенитет друг друга и развивать межгосударственные связи и отношения в различных сферах жизни общества. Они подчеркнули то, что братские народы, которые раньше проживали в одном большом государстве, должны иметь возможность беспрепятственно общаться друг с другом, обмениваться опытом и чтить устоявшиеся традиции. Далее к организации присоединились Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Молдавия и Киргизия. Все перечисленные государства ратифицировали основной документ СНГ - устав. Одним из положений устава является право страны на выход из Содружества с письменным уведомлением стран-участниц за год до такого выхода. В 2008 году грузинские власти воспользовались этим правом, и летом 2009 года Грузия официально покинула СНГ. Туркменистан участвует в работе СНГ в роли так называемого «ассоциированного члена». Это значит, что туркменская сторона вносит все необходимые взносы, но имеет только по тем вопросам, по которым ей такое право предоставлено организацией. Несмотря на то, что Украина выступала одним из основателей СНГ, эта страна до сих пор не ратифицировала Устав СНГ. Таким образом, юридически она не является членом организации, но фактически принимает участие во всех обсуждениях и оказывает влияние на работу Содружества.

Теперь, когда мы разобрались с тем, какие страны входят в СНГ, отметим основные договоры, принятые в рамках организации на сегодняшний день.

Особого внимания заслуживает членов СНГ в борьбе с нелегальной миграцией. Таким образом, с одной стороны, государства устанавливают более мягкий режим пересечения границ, закреплённый в Таможенном кодексе Таможенного союза, а с другой - стараются препятствовать незаконным перемещениям по территории постсоветского пространства.

Теперь вы знаете, какие страны входят в СНГ, и для чего была создана эта организация.

Содружество Независимых Государств (СНГ) - это международная региональная организация, призванием которой является регулирование сотруднических отношений между странами, ранее входившим в . действует на добровольной основе. Содружество не есть надгосударственной структурой.

Создание Содружества Независимых Государств (СНГ)

СНГ было создано 8 декабря 1991года под Брестом (Беларусь) в Вискулях, Беловежская пуща. Основано содружество впоследствии принятия «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» главами БССР, и РСФСР.

В этом документе указывалось, что СССР перестал существовать как субъект геополитической реальности и международного права. Но сторонами было договорено о оргнизации Содружества Независимых Государств, основываясь на тесных связях между народами, на стремлении к правовому демократическому , желании развивать отношения на основе уважения суверенитета.

10 декабря 1991 г. Верховные Советы Украины и Белоруссии ратифицировали это соглашение. Верховный Совет России ратифицировал его 12 декабря. Но для ратификации соглашения нужно было созывать Съезд народных депутатов РСФСР, высший орган . Весной 1992 года Съездом народных депутатов РСФСР не было принято постановление на голосование вопроса о ратификации беловежского соглашения. До своего роспуска он не ратифицировал этот документ. В декабре 1991 года в Ашхабаде была проведена встреча пяти стран: , Таджикистана, Узбекистана, и . В итоге, было создано заявление о согласии войти в содружество.

21 декабря 1991 года главами одиннадцати бывших республик была подписана Алма-Атинская декларация о принципах и целях СНГ. В ней шлось об остановлении существования Союза ССР и образовании СНГ. Также говорилось об общем командовании военно-стратегическими силами, о создании и усовершенствованиии общего экономического пространства, о едином контроле над ядерным оружием.

В первые годы деятельности организации в основном решались вопросы организационного характера. В декабре 1991 г. в Минске прошла первая встреча представителей стран содружества. На ней было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», говорилось в котором о создании Совета глав государств, высшего органа СНГ. Также подписали «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках», согласно которому страны имели право на сои вооруженные силы.

Период организационных вопросов был завершен, когда 1993 года в городе подписали главный документ объединения - «Устав Содружества Независимых Государств».

Страны-участники Содружества Независимых Государств (СНГ)

Государства-учредители СНГ - это страны, которые приняли Соглашение об основании СНГ, а также Протокол к нему до момента утверждения устава. Государства-члены СНГ - это страны, которые приняли Устав на протяжении года уже после его принятия.

В состав СНГ входят следующие страны:
-
-
-
-
-
-
- Белоруссия
-
- - заявила о том, что принимает участие в организации как ассоциированный член
-
- - не ратифицировала Устав. Это значит, что де-юре она не есть страной-участником СНГ, относясь к учредителям и участникам организации.

Что касается , то в 1993 году она ратифицировала к Соглашению о создании СНГ. Но в 2009 году официально страна покинула содружество. Монголия принимает участие в СНГ, как наблюдатель. Афганистан высказал о своих намерениях вступить в СНГ.

Цели Содружества Независимых Государств (СНГ)

Основа организации СНГ - это суверенное равенство участников. Именно поэтому страны-участники - самостоятельные субъекты международного права. СНГ не имеет наднациональных полномочий и не есть страной или государством.

К основным целям СНГ относятся:
1. Сотрудничество в таких сферах, как экономическая, политическая, культурная, гуманитарная и экологическая.
2. Гарантия свобод и прав человека.
3. Взаимопомощь в правовом аспекте.
4. Общее экономическое пространство, интеграция и межгосударственная кооперация.
5. Мир и безопасность, достижение полного разоружения.
6. Мирное решение конфликтов.
Совместная деятельность стран-участников СНГ:
1. Координация вопросов внешнеполитической деятельности.
2. Развитие связи и транспорта.
3. Гарантия прав и свобод граждан.
4. Сотрудничество в развитии таможенной политики и общего экономического пространства.
5. Вопросы относительно окружающей среды и охраны здоровья.
6. Сотрудничество в оборонной, социальной и миграционной политике.
7. Сотрудничество по вопросам борьбы с организованной преступностью.

Органы Содружества Независимых Государств (СНГ)

Наивысший орган СНГ - это Совет глав государств СНГ, который принимает решения по всем вопросам касательно деятельности организации. В Совете представлены все страны-участники содружества. Совет глав государств СНГ дважды в год собирается на заседания.

Совет глав правительств СНГ - это орган, который проводит координацию сотрудничества представителей исполнительной власти стран-участников содружества в таких областях совместных интересов, как, например, социальная или экономическая. Совет в год собирается два раза.

Все постановления Советов принимаются посредством консенсуса. Главы обоих Советов возглавляют по очереди в порядке алфавита названий стран содружества.

К другим органам СНГ относятся:
- Совет министров иностранных дел СНГ
- Совет министров обороны СНГ
- Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ
- Совет министров внутренних дел государств-участников СНГ
- Финансово-банковский совет
- Статистический комитет СНГ
- Совет объединенных вооруженных сил СНГ
- Экономический совет СНГ
- Совет командующих пограничными войсками СНГ
- Межгосударственный банк
- Антитеррористический Центр государств-участников СНГ
- Межпарламентская ассамблея СНГ
- Комиссия по правам человека
- Экономический

После на его основе было создано несколько интеграционных объединений бывших советских республик. Самое крупное из них — Содружество Независимых Государств. СНГ было создано в Минске 8 декабря 1991 г. на основе Соглашения, подписанного главами Российской Федерации, Белоруссии и Украины. Чуть позднее в Содружество вошли еще 8 стран-республик: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. В 1993 г. присоединилась Грузия. Таким образом, из 15 бывших советских республик в состав СНГ вошли все, кроме трех прибалтийских республик (Литва, Латвия, Эстония). В декабре 2005 г. парламент Грузии принял решение о начале выхода страны из СНГ. 25 января 2006 г. Грузия уже вышла из состава Совета министров обороны стран СНГ. МИД Грузии объяснил это сменой политического режима в стране. Поскольку Грузия взяла курс на вхождение в НАТО, она не может находиться одновременно в двух военных объединениях.

Организационная структура СНГ включает в себя Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентскую ассамблею СНГ, Исполнительный секретариат Содружества, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны государств СНГ, органы отраслевого сотрудничества.

В соответствии с Договором о создании Экономического союза (1993 г.) главной экономической целью СНГ является создание общего рынка товаров, услуг, капиталов и . Для достижениия такой цели предполагалось постепенное и последовательное формирование зоны свободной торговли, таможенного, платежного, а в перспективе и валютного союзов.

На практике достижение этих целей столкнулось с большими препятствиями. Ни политически, ни экономически страны оказались не готовы к интеграции на новой рыночной основе.

К негативным факторам можно отнести:
  • «парад суверенитетов» стран, что привело к политической разобщенности;
  • глубокий финансово-экономический и социальный кризисы, поразившие все страны (кризис неплатежей, разрыв старых хозяйственных связей, развал рублевой зоны, взаимные долги, криминализация экономики, абсолютное обнищание населения и т. д.);
  • схожая структура экспорта и переориентация на торговлю со странами дальнего зарубежья, конкурентная борьба на мировых рынках;
  • рост транспортных тарифов, что с учетом протяженности территорий снижало эффективность взаимной торговли;
  • военно-политические конфликты;
  • слабые управляемость и исполнительская дисциплина принятых на межгосударственном уровне решений и другие факторы.

Постсоветская интеграция пошла по пути формирования более компактных и действенных субрегиональных объединений:

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс) . Члены — РФ, Казахстан, Белорусь (1995 г.), Кыргызстан (1996 г.), Таджикистан (1999 г.). Наблюдатели — Украина и Молдавия. Стадия развития — зона свободной торговли (с изъятиями). В 2006 г. начинает работать Единый таможенный союз. Рассматриваются вопросы создания единого рынка нефти, газа, транспортных услуг; переход к единой валюте. В январе 2006 г. Узбекистан присоединился к ЕврАзЭс и вышел из состава ГУУАМ.

Союз Белоруссии и России (1996 г.). Предполагается создание союзного государства.

Центральноазиатское экономическое сообщество . Цель — создание единого экономического пространства между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан (1994 г.), Республикой Таджикистан (1998 г.).

ГУУАМ — региональное объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана, Молдовы (1997 г.). По сути имеет антироссийскую направленность. В экономическом аспекте предполагает создание трансъевропейско-кавказско-азиатского маршрута для транспортировки каспийской нефти и других товаров (в обход территории России). В политическом аспекте — интеграция в европейские структуры и НАТО.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — интегрирует Россию, Китай, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и ряд стран-наблюдателей Индию, Иран, Монголию, Пакистан. 15 июня 2006 г. в КНР прошел пятый юбилейный саммит ШОС. Из регионального антитеррористического форума, созданного в 1996 г., эта организация может превратиться в экономический и военно-политический альянс, способный служить противовесом США и НАТО в Центральной Азии. Глава российского государства В. Путин отметил новые возможности в экономическом сотрудничестве стран, которые появляются в связи с созданием Делового совета и Межбанковского объединения ШОС. Владимир Путин назвал актуальной идею создания Энергетического клуба ШОС, а также расширение взаимодействия в транспортно-коммуникационной сфере.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ ) — военно-политический союз, созданный бывшими советскими республиками на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного в
1992 г. (вступил в силу в 1994 г.). Договор продлевается автоматически каждые пять лет. 2 апреля 1999 г. президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора. В этом же году Узбекистан присоединился к ГУАМ. На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 г. было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию — организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В 2003 г. государства-члены ратифицировали Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ.