Введение

Европейский союз (Евросоюз) -- объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор) (прил. 1). ЕС-- уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.

Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951: ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС, так что в 1993 году оно было официально переименовано в Европейское сообщество (EC).

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции.

На сегодняшний день в Евросоюз входят: Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария, Румыния.

Структура Европейского союза

Структуру Евросоюза представляют из себя основные институты, или органы. Традиционное для государств разделение на исполнительные, законодательные и судебные органы для ЕС не характерно. Основные четыре института Европейского Союза заложены еще в 1952 году, когда было создано Европейское Объединение угля и стали, а идея Европейского Совета еще даже не просматривалась. Эти институты, а именно: Ассамблея, Совет, Комиссия и Суд - по сути своей с тех пор не изменялись. Ассамблея превратилась в наднациональный парламент, а Европейский Суд - в суперарбитра. В то же время роль Совета, состоящего из представителей правительств государств-членов, несколько снизилась, а роль Европейской Комиссии как исполнительного органа существенно не изменилась.

Основные институты Евросоюза

Европейский совет

Высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей -- министров иностранных дел. Членом Европейского Совета является также председатель Еврокомиссии. В основе создания Европейского Совета лежала идея французского президента Шарля де Голля о проведении неформальных саммитов лидеров государств Европейского союза, что призвано было препятствовать снижению роли национальных государств в рамках интеграционного образования. Неформальные саммиты проводились с 1961 г., в 1974 г. на саммите в Париже данная практика была формализована по предложению Валери Жискар д`Эстена, занимавшего в то время пост президента Франции.

Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции -- основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом Министров Европейский Совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год -- либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня.

Решения совета обязательны для поддержавших их государств. Европейский Совет следует отличать от Совета ЕС и от Совета Европы. Европейский совет -- формально не входит в структуру институтов Европейского союза. В его рамках осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно и значимость и высокую легитимность.

Европейская комиссия

Европейская Комиссия -- высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.

Еврокомиссия формируется каждые 5 лет следующим образом. Совет ЕС на уровне глав государств или правительств, предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европарламентом. Далее, Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели Комиссии формируют предполагаемый состав Еврокомиссии с учетом пожеланий государств-членов. Состав «кабинета» должен быть одобрен Европарламентом и окончательно утвержден Советом ЕС. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат).

Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т. д.

Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского союза (такими, как программа Тасис) (прил. 2).

Штаб-квартира Европейской Комиссии находится в Брюсселе.

На сегодняшний день в Еврокомиссии председательствует Жозе Мануэл Баррозу (Португалия).

Совет ЕС

Совет Европейского союза, или, неофициально, «Совет Министров», наделён рядом функций как исполнительной, так и законодательной власти, а потому нередко рассматривается как ключевой институт в процессе принятия решений на уровне Европейского союза.

Был создан в 1952 г. и призван был уравновесить Европейскую Комиссию. Однако компетенции этих органов чётко поделены. Если Европейская Комиссия играет в большей мере административную роль, то Совет Министров ЕС осуществляет политическое лидерство. Совет играет ключевую роль в тех областях европейской интеграции, где принятие решений происходит на межправительственном уровне. В терминологии храмовой структуры Маастрихтского договора можно сказать, что Совет наиболее компетентен в тех вопросах, которые могут быть отнесены ко второй и третьей опорам европейской интеграции (совместная внешняя политика и политика в области безопасности и сотрудничество по внутренним вопросам). В то же время Совет ЕС входит в корпус институтов законодательной власти Европейского союза. Фактически любой правовой акт Евросоюза должен получить одобрение Совета, однако ряд правовых актов, а также бюджет Европейского союза подлежат совместному решению Совета и Европейского Парламента.

В Совет входят министры иностранных дел государств-членов Европейского союза. Однако получила развитие практика созыва Совета в составе иных, отраслевых министров: экономики и финансов, юстиции и внутренних дел, сельского хозяйства и т. д. Решения Совета имеют одинаковую силу вне зависимости от конкретного состава, принявшего решение. Президентство в Совете министров осуществляется государствами-членами ЕС в порядке, единогласно определяемом Советом (обычно ротация происходит по принципу большое -- малое государство, основатель -- новый член и т. д.). Ротация происходит раз в шесть месяцев.

В первые периоды существования Европейского сообщества большинство решений Совета требовали единогласного решения. Постепенно все большее применение приобретает способ принятия решений квалифицированным большинством голосов. При этом каждому государству принадлежит определенное число голосов в зависимости от его населения и экономического потенциала.

Под эгидой Совета действуют многочисленные рабочие группы по конкретным вопросам. Их задача -- готовить решения Совета и контролировать Еврокомиссию в случае, если ей делегированы определенные полномочия Совета.

Начиная с Парижского договора, существует тенденция селективного делегирования полномочий от национальных государств (напрямую или через Совет Министров) к Еврокомиссии. Подписание новых «пакетных» соглашений добавляли новые компетенции Евросоюзу, что влекло за собой делегирования больших исполнительских полномочий Еврокомиссии. Однако, Еврокомиссия не свободна в осуществлении политики, в определённых сферах национальные правительства имеют инструменты контроля над её деятельностью. Другая тенденция -- усиление роли Европарламента. Следует заметить, что несмотря на проделанную Европарламентом эволюцию от сугубо консультативного органа до института получившего право совместного решения и даже одобрения, полномочия Европарламента по-прежнему сильно ограничены. Поэтому баланс сил в системе институтов ЕС по-прежнему в пользу Совета Министров. С 1 января 2009 года председателем Совета Евросоюза является Мирек Тополанек (Чехия).

Европейский парламент

Европейский Парламент является собранием из 785 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.

Основная роль Европарламента -- утверждение бюджета ЕС. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом ее роспуска (которым, впрочем, он никогда не пользовался).

Одобрение Парламента требуется и при принятии в Союз новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами.

Последние выборы в Европарламент проводились в 2004 году. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге и Брюсселе. Председатель Европарламента - Ханс Герт Пёттеринг (Германия).

Европейский суд

Европейский суд (официальное название -- Суд Европейских сообществ) проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции.

Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.

В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления.

Суд состоит из 27 судей (по одному от каждого из государств-членов) и восьми генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.

Суд сыграл огромную роль в становлении и развитии права ЕС. Многие, даже основополагающие принципы правопорядка Союза основаны не на международных договорах, а на прецедентных решениях Суда.

Палата аудиторов Европейского союза

Создана в 1975 году для аудиторской проверки бюджета Европейского союза и его учреждений. Палата состоит из представителей государств-членов (по одному от каждого государства-члена). Они назначаются Советом единогласным решением на шестилетний срок и полностью независимы в исполнении своих обязанностей.

Палата аудиторов проверяет отчеты о доходах и расходах Европейского союза и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам Европейского союза;

следит за качеством управления финансами; после завершения каждого финансового года составляет доклад о своей работе, а также представляет Европарламенту и Совету заключения или замечания по отдельным вопросам;

помогает Европарламенту контролировать исполнение бюджета Европейского союза.

Штаб-квартира -- Люксембург.

Европейский Союз: интеграционное объединение народов Европы. Государства-члены ЕС, официальные языки, официальная символика Евросоюза, население.

Членство в Европейском Союзе: требования для стран-кандидатов, процедура принятия новых членов, перспективы расширения.

Пространственная сфера деятельности Европейского Союза. Территории государств-членов, не вошедшие в состав ЕС. Особенности правового режима «заморских стран и территорий».

Институт гражданства Европейского Союза: основы приобретения и прекращения; права и обязанности, вытекающие из гражданства ЕС.

Европейский Союз и Совет Европы.

Финансы и бюджет ЕС. Отличие от формирования бюджета международной организации. Понятие «собственных ресурсов», порядок их установления и изменения.

Особенность международной правосубъектности Европейского Союза: характерные черты международной межправительственной организации и государственно-подобного образования.

ТЕМА 2. История европейской интеграции.

Предпосылки и причины европейской интеграции. Зарождение и развитие идей европейского единства.

Борьба за гегемонию в Европе между светской и духовной властью. Основы гуманистической традиции, как средство преодоления войн. Универсализм революционных идей. Европейский проект Наполеона и его реализация.

Пацифистское движение. Либеральные проекты европейского единства. Блоковая стратегия европейских государств. «Соединенные Штаты Европы».
Влияние первой мировой войны на европейское строительство. Версальские принципы международных отношений. Панъевропейское движение в 20-30-е гг. Проект А. Бриана. Фашизм и европеизм.

Общеевропейский интерес, как объединяющий фактор движения Сопротивления. Усиление федералистских тенденций. Планы и проекты послевоенного устройства Европы. План Маршалла и Организация европейского экономического сотрудничества 1948г. Раздел Европы на Западную и Восточную. Создание Совета Европы.

Создание Западноевропейского Союза. Проекты экономического объединения западноевропейских стран. Попытка создание Европейского оборонительного сообщества. План Шумана 1950 года и создание Европейских Сообществ: Европейское Объединение угля и стали 1951г.; Европейское Экономическое Сообщество 1957г.; Европейское Сообщество по атомной энергии 1957г.

Политический кризис сообщества сер. 60-х гг. Договор о «слиянии» 1965г. и завершение процесса создания единых руководящих органов Европейских Сообществ.

Завершение создания таможенного союза. План Вернера. Вступление новых членов в Европейские сообщества 1972-1986г.г. Политическая консолидация ЕС. План «Геншера-Коломбо». Шенгенские соглашения. Единый Европейский акт 1986года (ЕЕА): основные положения и значение.

Создание Европейского Союза и развитие европейского права: Договор о Европейском Союзе 1992 года: общая характеристика.

Амстердамский Договор 1997г. и реформа Европейского Союза.

Ниццкий Договор 2000г. и его влияние на развитие европейского права. Принятие Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 года.

Дальнейшее развитие Европейского Союза: разработка проекта Конституции для Европы 2004 г. и причины его отклонения на референдумах.

Расширение Европейского Союза.

Лиссабонский договор 2007г.: его разработка, подписание и вступление в силу. Общая характеристика реформ, проведенных Лиссабонским договором.

Основные итоги и тенденции в развитии европейской интеграции. Будущее Европейского Союза: вызовы времени.

ТЕМА 3. Понятие и особенности права Европейского Союза.

Право Европейского Союза как особая правовая система: предмет и метод правового регулирования. «Право ЕС» и «европейское право» - терминологические различия.

Соотношение внутригосударственного права и права ЕС. Понятие наднациональности (надгосударственности). Принципы взаимоотношения европейского и национального права государств-членов: прямого действия, верховенства; ответственности.

Соотношение права ЕС и международного права.

Принципы права Европейского Союза: понятие и классификация. Роль доктрины Суда Европейского Союза в формировании принципов права ЕС. Общие принципы правовых систем государств-членов ЕС.

Классификация источников права ЕС.

«Первичное» право ЕС. Договор о Европейском Союзе и Договор о функционировании Европейского Союза. Юридическая сила актов первичного права.

«Вторичное» право ЕС. Нормативные правовые акты Европейского Союза (регламенты, директивы и др.) и рекомендательные акты. «Коммунитарное» право.

Решения Суда ЕС как источник права Европейского Союза.

Международные договоры ЕС как источник права ЕС.

Субъекты права ЕС. Особенности правосубъектности государств, юридических и физических лиц. Сфера действия права ЕС: во времени, в пространстве по кругу лиц.

ТЕМА 4. Компетенция Европейского Союза.

Правосубъектность Европейского Союза.

Компетенция Европейского Союза: структура и содержание. Разграничение предметов ведения и полномочий между ЕС и государствами-членами.

Исключительная компетенция Европейского Союза. Совместная компетенция ЕС и государств-членов. Доктрина подразумеваемых полномочий. Дополнительная компетенция ЕС. Дифференцированная интеграция и механизм «продвинутого сотрудничества».

Классификация предметов ведения и сфер деятельности Европейского Союза.

Полномочия в области функционирования внутреннего рынка ЕС, Экономического и валютного союза. Политики ЕС (антимонопольная, сельскохозяйственная, транспортная, экологическая, иммиграционная, социальная и т.д.).

Полномочия ЕС в отношении пространства свободы, безопасности и правосудия. Общая иммиграционная политика. Шенгенский процесс. Европол, Евроюст и другие специальные учреждения ЕС в сфере борьбы с преступностью. Основные направления деятельности ЕС в области борьбы с преступностью.

Правовые основы общей оборонной политики Европейского Союза.

Полномочия ЕС в сфере международных отношений и особенности их осуществления.

Общая торговая политика, антидемпинговая политика ЕС.

Полномочия Европейского Союза по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.

Цели и принципы деятельности Европейского Союза. Понятие и классификация целей ЕС. Ценности Союза. Принципы деятельности ЕС: система и содержание (принципы законности, гласности, субсидиарности, пропорциональности и др.).

ТЕМА 5. Институты и органы Европейского Союза.

Основы институциональной системы Европейского Союза. Понятия «институт» и «орган».

Классификация органов Европейского Союза.

Институты ЕС:

Европейский Совет – высший орган политической координации в рамках Союза: состав, порядок создания, компетенция. Председатель Европейского Совета.

Европейский парламент: статус, внутренняя структура, порядок работы, полномочия. «Европейские» политические партии: правовой статус. Статус депутата.

Совет Европейского Союза: статус и полномочия, порядок работы и принятия решений. Общий и специальный Совет. Пост председателя Совета. «Взвешенное» голосование.

Европейская Комиссия: порядок формирования, полномочия, процедура принятия решений. Ответственность.

Законодательные процедуры в Европейском Союзе. Бюджетный процесс.

Судебная система ЕС: общие принципы построения. Суд Европейского Союза: статус, порядок формирования, правила судопроизводства, разграничение юрисдикции Суда Европейского Союза, Суда первой инстанции и специализированных трибуналов. Преюдициальные запросы национальных судов.

Счетная палата – орган финансового контроля ЕС: порядок формирования, внутренняя организация и полномочия.

Европейский центральный банк: правовой статус, порядок создания и полномочия. Европейская система центральных банков.

Органы Европейского Союза: контрольные, финансовые, консультативные и иные.

Руководящие органы Европейского союза - учреждения Европейского союза, представляющие и обеспечивающие интересы общие для всех стран-членов ЕС. На данный момент, по всем соглашениям, связывающим все страны-члены, на общих основаниях, в ЕС ; сформировались 5 самых главных и руководящих органов ЕС,таких как:

  • 1.Европейский совет - толчок к созданию, которого дал Совет Европы ,и сформированный руководителями правительств стран-членов, вошедших в ЕС благодаря их решениям и соглашениям в «ущерб» полной политической независимости всех стран по отдельности. Который сформировал 2.
  • 2.Совет Европейского союза - главный законодательный и принимающий решения орган ЕС, сформировавший 3.
  • 3.Европейская комиссия - контролирующая выполнение всех трактат и решений (законов ЕС), давшим существование ЕС, и карающая при помощи 4.
  • 4.Суд Европейских сообществ - высший суд ЕС, решения которого не могут быть обжалованы законным путём, кроме как народом ЕС, который избирает 5.
  • 5.Европейский парламент - избирается народом ЕС, и это второй орган ЕС, который формально является главным управляющим органом ЕС наравне с Совет Европы , но в отличие от любого другого учреждения ЕС, осуществляет законный контроль над всеми органами ЕС, за исключением того случая если страна-член откажется от своих членских прав и выйдет из ЕС , путём внутре-государственнего ("национального") решения; Однако, в таком случае, со страны-члена должны быть сняты все её предыдущие обязательства перед остальными странами-членами.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Руководящие органы Европейского союза" в других словарях:

    Европейский Союз. Руководящие органы - Руководящими органами Европейского Союза являются Европейский Совет, Совет министров, Европейский Парламент, Европейская Комиссия и Суд ЕС. Входящий в руководящие органы ЕС консультативный Комитет регионов выступает за предоставление ему… … Геоэкономический словарь-справочник

    - «Европейский инвестиционный банк» Год основания 1958 Расположение … Википедия

    Европа - (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора

    Европейский парламент - (The European Parliament) История основания Европарламента, цели и задачи европейского парламента Законодательные и контролирующие задачи Европарламента, бюджетная политика Европарламента, фракции Европейского парламента, структура Европарламента … Энциклопедия инвестора

    Польская Республика, гос во на В. Европы. Название Польша (Polska) от этнического наименования народа поляки (polacy). См. также Украина, Хмельницкий. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М … Географическая энциклопедия

    РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Республиканская партия. Республиканская партия России Партия народной свободы (РПР ПАРНАС) … Википедия

    Государство Израиль, в Зап. Азии, на вост. побережье Средиземного моря. Образовано в 1948 г. на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. В качестве названия принято название еврейского гос ва, существовавшего примерно в этих… … Географическая энциклопедия

    ГЕРМАНИЯ. Часть II - Начало Реформации Мартин Лютер. Гравюра Лукаса Кранаха Старшего. 1521 г. Мартин Лютер. Гравюра Лукаса Кранаха Старшего. 1521 г. Широкое распространение представлений о «порче Церкви во главе и в членах» подготовило почву для попыток церковных… … Православная энциклопедия

    Эту страницу предлагается объединить с Народный союз (партия). Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/21 августа 2012 … Википедия

Европейский союз - экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором (Договором о Европейском союзе) в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года) на принципах Европейских сообществ.

ЕС - международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим.

Цели ЕС – основные направления создания и деятельности ЕС. К числу целей ЕС относятся:

1) в сфере прав и свобод человека – содействие утверждению мира, общих ценностей и благосостояния народов. ЕС призван обеспечить своим гражданам свободу, безопасность, законность, которые утверждаются на всем пространстве ЕС независимо от внутренних границ. В отношениях с внешним миром ЕС провозглашает целью продвижение и защиту своих ценностей и интересов;

2) в сфере экономики – ЕС ставит своей целью построение единого внутреннего рынка и обеспечение свободной и добросовестной конкуренции. К числу важнейших целей ЕС отнесены прогрессивное и устойчивое развитие, обеспечивающее сбалансированный экономический подъем, построение социальной рыночной экономики, содействие занятости и социальному прогрессу, защита и улучшение качества окружающей среды, обеспечение научного и технического прогресса;

3) в социальной сфере – борьба против социального отчуждения, дискриминации, содействие справедливости и социальной защите, обеспечение равноправия мужчины и женщины, солидарность поколений и защита прав ребенка. Среди важнейших целей ЕС фигурируют экономическая, социальная и территориальная сплоченность и солидарность между государствами-членами. ЕС призван также уважать богатство и разнообразие национальных культур и языков и обеспечивать защиту и развитие общеевропейского культурного достояния.

Органы ЕС .

Европейский совет . Европейский совет - высший политический орган Европейского союза, состоящий из глав государств и правительств стран-членов ЕС. Членами Европейского совета являются также его Председатель, избираемый на 2,5 года, и председатель Еврокомиссии.

Функции и полномочия . Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции - основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом министров Европейский совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня.

Вырабатываемые и принимаемые им решения имеют характер политической директивы, но и обретают юридически обязательную силу. Институты, органы и организации, а равно государства-члены, которым его решения адресованы, юридически обязаны их исполнить и обеспечить проведение в жизнь.

Европейская комиссия . Европейская комиссия - высший орган исполнительной власти Евросоюза. Отвечает за выполнение решений Союза, контролирует соблюдение его законов в странах-членах и, если требуется, возбуждает в суде Европейского союза иск против стран-членов за нарушение членских обязательств.

В её состав входят 28 комиссаров, которые назначаются единым соглашением правительств стран-членов на пятилетний срок. В Комиссии должен быть представлен как минимум один представитель из каждой страны-члена. Члены Комиссии в своей работе представляют не страну-члена, а исключительно Европейский союз. Все предложения ЕС должны проходить через Комиссию. Представители Комиссии имеют право участвовать в обсуждении предложения во всех правомочных органах ЕС.

Еврокомиссия формируется каждые 5 лет следующим образом. Совет ЕС на уровне глав государств и/или правительств, предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европарламентом. Далее, Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели Комиссии формируют предполагаемый состав Еврокомиссии с учетом пожеланий государств-членов. По общему правилу, выработанному на основе практики, членами Еврокомиссии назначаются бывшие главы национальных правительств и министры. Состав «кабинета» должен быть одобрен Европарламентом и окончательно утвержден Советом ЕС.

Функции и полномочия .

Функции Еврокомиссии - координация работы органов исполнительной власти всех стран ЕС, выработка рекомендаций для деятельности Европарламента, внесение законодательных инициатив с целью приведения в соответствие с общеевропейскими стандартами национального законодательства стран-членов ЕС, наблюдение за соблюдением всеми 28 странами единых европейских стандартов, а также прав и свобод человека, проведение систематических консультаций со всеми национальными правительствами для выработки единой экономической (промышленной, сельскохозяйственной, налогово-бюджетной, социальной, таможенной, валютной, денежно-кредитной и так далее), военной, внешней, культурной политики.

Еврокомиссия в первую очередь контактирует с министрами по делам ЕС в каждом из правительств 28 стран-членов. Повседневное администрирование ЕС осуществляется в рамках комитологии. Комитология - это система многочисленных комитетов, созданных Советом министров при Европейской комиссии, в которых отслеживается исполнение принятых законодательных решений ЕС.

Все решения Еврокомиссии носят исключительно рекомендательный характер, все спорные вопросы улаживаются на уровне национальных правительств. Кроме того, Европейская комиссия выполняет дипломатические функции ЕС за рубежом, располагая сетью представительств (в том числе и в Москве).

Европейский парламент . Европейский парламент - законодательный орган Европейского союза, напрямую избираемый гражданами государств - членов Союза. Вместе с Советом Европейского союза парламент образует двухпалатную законодательную ветвь власти ЕС, и считается одним из самых влиятельных законодательных органов мира. Принципы организации и работы органа содержатся в Регламенте Европейского парламента.

Европейский парламент является собранием из 754 депутата (в редакции Ниццкого договора), напрямую избираемых гражданами государств-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.

Функции и полномочия .

Европейский парламент делит законодательные функции с Советом ЕС, который также принимает законы (директивы, распоряжения, решения). С момента подписания договора в Ницце, в большинстве политических сфер, действует так называемый принцип совместных решений, согласно которому Европейский парламент и Совет Европейского союза обладают равными полномочиями, и каждый законопроект, представленный Комиссией, должен быть рассмотрен в двух чтениях. Разногласия должны быть разрешены в течение 3- го чтения.

Европейский парламент не имеет права инициативы, другими словами он не может вносить свои собственные законопроекты. Это право на общеевропейской политической арене имеет только Европейская комиссия.

Европейский парламент и Совет ЕС совместно формируют бюджетную комиссию, которая формирует бюджет ЕС.

Парламент также осуществляет контроль над деятельностью Европейской комиссии. Пленум Парламента должен утвердить состав Комиссии. Парламент вправе принять либо отклонить Комиссию только в полном составе, а не отдельных её членов. В соответствии с Лиссабонским договором Европарламенту поручено избрание председателя Еврокомиссии. Кроме того Парламент может через 2/3-большинство, выдвинуть вотум недоверия Комиссии, чем вызвать её отставку.

Также Парламент может осуществлять контроль над Советом Европейского Союза и Европейской комиссией, учреждая комитет по расследованию.

Совет Европейского союза (официальное название - Совет, обычно неофициально упоминается как Совет министров) - наряду с Европейским парламентом, один из двух законодательных органов Cоюза и один из семи его институтов. В Совет входят 28 министров правительств стран - членов в составе, зависящем от обсуждаемого круга вопросов. При этом, несмотря на различные составы, Совет считается единым органом. В дополнение к законодательным полномочиям Совет также обладает некоторыми исполнительными функциями в области общей внешней политики и политики безопасности.

Суд Европейского союза . Суд Европейского союза проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции.

Суд состоит из 28 судей (по одному от каждого из государств - членов) и восьми генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.

Функции и полномочия . Суд регулирует разногласия между государствами - членами; между государствами - членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно - правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.

В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства - члены, не выполняющие его постановления.


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Ульяновский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра государственной службы

Курсовая работа по Европейскому праву на тему:

Органы Европейского союза.

Выполнил:

Студент 4 курса юридического факультета Ахметов Дамир Илдусович

Научный руководитель:

Иглин Алексей Владимирович

Работа сдана «___»________2011г.

Ульяновск 2011 г.

Введение…………………………………………………………………..…………………………………3 стр.

Глава 1. Система органов ЕС……………………………………………………………………….5 стр.

1. Понятие и структура организационного механизма……………………………..5 стр.

Глава 2. Институты ЕС

1. Совет Европейского Союза…..…………………………………………..…….…………...12 стр.

2.Парламент……………………………………………………………………………………………….19 стр.

3. Комиссия………………………………………….…………………………………………………….19 стр.

4. Суд………………………………………………………..……………………………………………..…21 стр.

5. Счётная палата………………………………………….…………………………………………..24 стр.

Глава 3. Отраслевые органы

1.Европейский Совет……………………………………………………………………………..30 стр.

2. Европейский Инвестиционный банк…………………………………………………..45 стр.

3. Европейский Центральный банк…………………………………………………………..51 стр.

Заключение………….…………………………………………………………………………………..55 стр.

Список используемой литературы……………………………………………………………56 стр.

Введение.

Европейский союз, связанные с образованием и деятельностью этой организации изменения на территории «Старого света» в настоящее время являются объектом значительного интереса в различных кругах российского общества. Пишут даже о «буме интереса» 1 .Характерной чертой второй половины двадцатого века является активное развёртывание процессов региональной интеграции государств. В мире появляются оригинальные по своей природе и новые по своим качественным характеристикам образования, формируемые на стыке национального и международного права и способные оказывать всё большее воздействие на ход мировых событий и эволюцию права. К числу таких образований прежде всего относится Европейский Союз. Всё большее число государств под влиянием интеграционных тенденций в добровольном порядке соглашаются на ограничение собственного суверенитета, передачу суверенных прав в компетенцию наднациональных (надгосударственных) образований международного характера. Европейский Союз в настоящее время является одним из наиболее эффективных, авторитетных и динамичных негосударственных образований такого рода. За короткий по историческим меркам срок (около 50 лет) Союз превратился из небольшой субрегиональной группировки экономического характера в интеграционную организацию универсальной компетенции, обладающую собственным аппаратом управления и осуществляет в самых различных сферах общественной жизни.

Выбор органов ЕС в качестве предмета исследования обусловлен в первую очередь тем, что именно последние выступают реальными субъектами властной и иной компетенции ЕС. Главное значение в этой деятельности отводится институтам.

Цель моей работы : попытаться охарактеризовать органы ЕС, основные направления их деятельности, структуру, организационный механизм их работы и т.д.

Мной также была поставлена задача : дать заинтересованным лицам оптимальный объём знаний по органам ЕС, истории их создания и перспективам развития.

Глава 1. Система Органов Европейского Союза.

    Понятие и структура организационного механизма Европейского Союза.

После учреждения в 1992 году Европейского Союза начал действовать так называемый «Единый конституционный механизм» 2 , основы организации и функционирования которого закрепляются в Договоре о ЕС.

Организационный механизм Европейского Союза – это система институтов и других органов, посредством которых данная организация осуществляет свою компетенцию. С точки зрения своей структуры организационный механизм складывается из двух частей.

Между тем, как справедливо отмечает Ю.М.Юмашев «институциональная система ЕС ориентирована скорее на государственную модель, нежели на международно-правовую» 3 .

Руководящие органы, наделённый, как правило, властными полномочиями, именуются в праве Европейского Союза институтами. На институты возложено осуществление задач Европейских сообществ и Союза в целом, именно в лице своих институтов Европейский союз реализует те суверенные права, которые были делегированы ему государствами-членами. Институты образуют ядро организационно механизма Европейского Союза.

Система органов Европейского Союза, в отличие от институтов, является открытой: наряду с органами, предусмотренными в учредительных договорах, Европейский Парламент, Совет и Комиссия своим правовыми актами ежегодно учреждает новые органы Союза, число которых, таким образои постоянно возрастает. Органы – носят вспомогательных характер и / или консультативный характер (Экономический и социальный комитет как консультативный орган, включающий представителей разных классов и профессий на территории ЕС). Понятие»орган» в праве Европейского союза используется в широком значении.

Институтов ЕС сначала было 4, ныне их 5: Европейский парламент, Совет, Комиссия, Суд, Счётная палата (ст.7 Договора о ЕС). Однако даже при беглом просмотре учредительных договоров нетрудно увидеть, что кроме этой пятёрки институтов в организационном механизме Союза есть немало других элементов: Европейский совет, Комитет регионов, Европейский центральный банк, агентства, Политический комитет (в рамках Общей политики и политики безопасности), Европол и др.

Ещё больше их можно обнаружить если ознакомиться с нормативными актами ЕС: Европейское агентство по медицинских продуктов, Европейское агентство по окружающей среде, Комитет по вопросам занятости, Комитет по вопросам образования и др.

Именно институты выступают теми органами Союза, на которые возложено осуществление его задач от имени последнего и, главное, которые наделяются в этом качестве властными полномочиями в отношении государств-членов, физических и юридических лиц, включая издания нормативных актов (регламенты и директивы) и индивидуальных решений.

Понятие «институт», таким образом, можно определить как составное и в тоже время относительно обособленное подразделение аппарата Европейского Союза, которое участвует в осуществлении его функций и задач, действует от его имени и по его поручению, имеет соответствующую компетенцию и структуру, наделено установленным учредительными договорами и законодательством Союза объёмом властных полномочий, применяет присущие ему формы и методы деятельности.

«Следовательно структуру организационного механизма можно охарактеризовать как двухуровневую. Первый уровень составляет институционный механизм (система пяти институтов), для второго (другие органы) характерно многообразие организационно-правовых форм и общих условий деятельности. 4

Глава 2. Институты ЕС: структура, полномочия, порядок формирования.

    Совет Европейского Союза.

Совет Европейского союза (Совет министров) – основной орган принятия решений в структуре ЕС. Он собирается на уровне министров национальных правительств и его состав меняется в зависимости от обсуждаемых вопросов (Совет министров иностранных дел, Совет министров экономики и т.д.).

В зависимости от того, какие министры участвуют в заседаниях Совета принято различать «общий Совет» и «специальный Совет». Членами «общего Совета» являются министры иностранных дел, «специального» в рамках Совета представители правительств государств-членов обсуждают законодательные акты Сообщества и принимают, либо отвергают их путём голосования. Следует подчеркнуть, что одним из главных полномочий Совета является его право принимать нормативно-правовые акты, обязательные к исполнению всеми субъектами Европейского Союза. Эту свою функцию Совет реализует совместно с Парламентом, но первый имеет право «вето», которое носит абсолютный характер. Законодательная роль Совета ЕС выражается в «определении широких политических директив», нормативном закреплении и представлении интересов государств-членов Европейских Сообществ, принятии решений по вопросу подготовки и принятия нового законодательства, поддержке правовыми средствами межправительственного принципа сотрудничества в рамках Европейского Союза. Если законопроекты принимаются на базе консультативной процедуры «данная процедура в различных вариациях предусмотрена ст. 45, 49, 52, 67, 83, 89, 132 Договора о ЕС», то Совет принимает документ в окончательной редакции и не редко вопреки возможным возражениям Парламента Европейского Союза.

«Решения в Совете принимаются либо единогласно, либо квалифицированным большинством и они не могут быть отменены. Решение о периодическом (не менее трех раз в году) проведении встреч глав государств и правительств было принято ещё в 1974 году в Фонтенбло. Особенно значимы спорные решения могут быть оспорены в судебном порядке» 5 .

В Совете министров действует система ротации, в соответствии с которой представитель каждого из государств членов поочередно занимает пост председателя в течение 6 месяцев.

Организация работы . Министры и должностные лица государства-председателя руководят работой заседаний Совет Европейского Союза и его вспомогательных органов.

Состав и порядок формирования . «Появление Совета в системе институтов Сообществ было продиктовано необходимостью обеспечить представительство интересов каждого государства-члена» 6 .

Кроме 27 национальных министров в заседании Совета традиционно участвуют представители Комиссий с правом совещательного голоса. Заседать в Совете может любой уполномоченный представитель « на министерском уровне». С начала 1960-го гг. наряду с заседаниями Совета в составе министров иностранных дел «общего» Советом всё чаще стали созываться «специальные» Советы, состоящие из министров экономики, финансов, сельского хозяйства и т.д.

    Совет по общим вопросам и внешним сношениям.

    Совет по экономическим и финансовым вопросам.

    Совет по вопросам правосудия и внутренних дел.

    Совет по вопросам занятости.

    Совет по вопросам внутренней, социальной политики, рынка, промышленности и здравоохранения и по делам научно-исследовательской деятельности.

    Совет по вопросам транспорта, телекоммуникаций и энергии.

    Совет по вопросам сельского хозяйства и рыболовства.

    Совет по вопросам окружающей среды.

    Совет по вопросам образования, молодёжи и культуры.

Большую часть заседаний составляют не «общие», а «специальные» (или «секторные», «технические») Советы, в которых и приминаются почти все законодательные акты. В рамках «общего» Совета решаются главным образом вопросы, связанные с внешнеполитическими мероприятиями Союза. В том числе в сфере общей внешней политики и политики безопасности, а также вопросы, имеющие значение для всех сфер деятельности Союза. Совет заседает в Брюсселе, а три месяца в году – в Люксембурге.

Внутренняя организация . Из всех институтов Сообществ и Союза в целом именно Совет обладает наиболее сложным устройством. Ключевыми элементами в структуре Совета являются: 1) Комитет постоянных представителей и 2) Председатель (Институт Председательства); важную роль играют также 3) Генеральный секретариат и его руководитель, 4) Рабочие группы. Председатель Совета также выступает официальным представителем Европейского Союза в целом по вопросам общей внешней политики и политики безопасности. Председателю в его работе помогают секретариат и его глава – назначаемые советом. Генеральный секретарь Совета – Высший представитель по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.