Танки. Эта основная огневая мощь современных армий была впервые применена в далеком прошлом, во время Первой мировой войны, при битве за Сомму. С тех пор танки развивались с каждым новым годом, и сейчас представляют настоящие машины для убийств. Но они не так сильны, как кажутся. В случае угрозы России сможет дать достойный отпор неприятелю и за считанные секунды вывести технику противника из строя.

Основные виды оружия

История развития противотанкового вооружения ведет свое начало со времен Великой Отечественной войны. Именно тогда впервые были применены и противотанковые ружья. С тех пор оружие претерпело немало преобразований, выделились совершенно новые образцы техники, которую можно разделить на три основные категории:

  1. Самоходные противотанковые ракетные комплексы.
  2. Переносные противотанковые ракетные комплексы.
  3. Противотанковая артиллерия.

Не стоит также забывать о том, что современное противотанковое оружие России включает в себя реактивные гранатометы, которые используются пехотой.

Самоходные орудия

Самоходное противотанковое вооружение состоит из двух модулей - средства поражения танка противника и передвижного комплекса. В качестве последнего нередко выступают боевые машины, гусеничные шасси.

И первым в нашем списке стоит противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) «Штурм-С». Его основой выступает боевая машина 9П149, шасси которой позаимствовано у МТ-ЛБ - многоцелевой транспортер легкобронированный. Вооружение представлено управляемыми ракетами «Штурм» и «Атака». Обе могут снабжаться кумулятивным или фугасным поражающим элементом, а «Атака» еще и стержневой системой для поражения воздушных целей.

Это противотанковое оружие России обладает уникальной системой наведения на цель. Сначала снаряд летит по дуге, а при подлете на цель выравнивается и поражает ее. Это позволяет вести огонь по противнику, вне зависимости от условий видимости, устойчивости почвы и погодных условий. Дальность поражения оружий составляет от 400 до 8 тыс. метров, разброс - менее одного градуса.

«Конкурс» и «Хризантема»

Самоходный ПТРК «Конкурс» основан на боевой разведывательной машине. Основное его назначение - перемещение, наведение и запуск поражающих снарядов 9М111-2 или 9М113. Машиной может вестись поражение целей как движущихся (на скорости до 60 км/ч), так и стоящих (по дотам). Прицеливание и непосредственный возможен с подготовленных и неподготовленных огневых позиций. Более того, российское противотанковое оружие «Конкурс» умеет плавать и поражать цели во время преодоления водной преграды. Однако для поражения танков с суши необходимо развернуть орудия. Время подготовки составляет до 25 сек. Дальность поражения цели - от 70 до 4 000 метров.

ПТРК «Хризантема-С» является современнейшим оборонительным средством. Машина способна вести огонь только с места, однако это один из немногих комплексов, ракеты которого летают со сверхзвуковой скоростью, а наведение на цель возможно в любое время суток при любых погодных условия.

Это новейшее противотанковое оружие России обладает исключительной особенностью. «Хризантема-С» может вести огонь сразу по двум целям, благодаря независимым системам наведения. Дальность поражения составляет от 400 до 6000 метров.

Переносные орудия

Переносные ПТРК отличаются отсутствием подвижной платформы, транспортируются доступными средствами. Некоторые такие модели, например «Конкурс», входят в состав самоходных средств ведения огня.

Первым хочется отметить переносное противотанковое оружие России «Метис». Это раскладной станок, на который «нанизаны» пусковая 9П151 и полуавтоматические средства наведения на цель, благодаря которым упрощается подготовка солдат для ведения огня. Огонь может вестись по движущимся и стоящим целям на дистанции до 2 км. Для поражения целей в темное время суток «Метис» комплектуется дополнительным оборудованием.

«Корнет»

Совершенно новым противотанковым средством является ПТРК «Корнет». Разработанный на базе танкового вооружения «Рефлекс», он обладает завидным преимуществом перед ним - лазерным лучом наведения. Благодаря этому орудие может поражать наземные и воздушные цели, которые движутся со скоростью до 250 м/с. При этом, высота потолка при поражении может составлять до 9 км, а дистанция до цели и того больше - 10 км.

Представленное противотанковое оружие России «Корнет» может вести огонь по наземным целям с расстояния до 4500 метров днем и 3.5 км ночью. Время развертывания - менее 5 сек, скорость стрельбы варьируется от 2-х до 3-х выстрелов в минуту.

Артиллерия

100-мм противотанковая пушка МТ-12 является единственным представителем класса артиллерии в нашем списке. Она создана на базе орудия Т-12. По сути, это то же самое средство ведения огня, только установленное на новый лафет. Транспортировка осуществляется буксируемым способом.

Поражение целей может вестись на дистанции свыше 8 км четырьмя типами зарядов - кумулятивным, бронебойным, фугасным и управляемыми ракетами «Кастет». Особенностью МТ-12 является ее универсальность (пушка способна поражать технику, огневые точки, живую силу) и скорострельность. Выстрелы могут производиться до 6 раз в минуту.

Не стоит ограничиваться этим списком, ведь противотанковое вооружение армии России включает в себя различные модификации и дополнительное оборудование.

В настоящее время танковые соединения остаются главной ударной силой Сухопутных войск Вооруженных сил РФ. Они предназначены для ведения боевых действий как самостоятельно, так и взаимодействуя с мотострелковыми частями и артиллерией.

На вооружении стоят различные модификации танков Т-72, Т-80 и Т-90, которые постоянно совершенствуются. На прошедшем форуме "Армия-2017" Минобороны РФ и корпорация "Уралвагонзавод" (УВЗ) подписали контракты по поставкам новых танков Т-90М и капитальному ремонту танков Т-72Б, Т-80БВ и Т-90.

В 2016 году в Сухопутных войсках воссоздана 90-я гвардейская Витебско-Новгородская дважды Краснознаменная танковая дивизия (Центральный военный округ, Челябинская область), поступление новых и модернизированных танков позволило переоснастить 12 мотострелковых и танковых батальонов. В Воздушно-десантных войсках было сформировано шесть танковых рот. На 2017 год запланирована поставка в войска 905 современных танков и боевых бронированных машин.

С 2019 года планируется начать крупносерийное производство нового танка Т-14 на унифицированной тяжелой гусеничной платформе "Армата". Согласно госпрограмме вооружений, к 2020 году доля современной бронетанковой техники в танковых войсках должна составить не менее 70%.

В 2011 году для модернизации стоящих на вооружении России танков Т-72Б была разработана модификация Т-72Б3. Она создана в качестве недорогой альтернативы Т-90А до получения российской армией танков нового поколения.

Машина находится на вооружении с 2012 года. Благодаря ежегодным успехам на "Танковом биатлоне" , Т-72Б3 заслужил почетное звание главного спортивного боевого болида российской армии.

В феврале 2017 года первая партия танков Т-72Б3 новейшей модернизации поступила на вооружение соединений и воинских частей Московской области. Отличительными особенностями новых машин в сравнении с предыдущими версиями являются более мощный двигатель, превосходящий старый на 1130 л.с., улучшенный комплекс вооружения, прицеливания и управления. Орудие 2А46-5 получило обновленный автомат заряжания, доработанный для использования новых боеприпасов. Гладкоствольная пушка калибра 125 мм осталась прежней.

Для механика-водителя предусмотрен автомат переключения передач, цифровой дисплей и телевизионная камера заднего обзора. Также модернизация коснулась защиты корпуса: комбинированная многослойная броня усилена бортовыми экранами с модулями динамической защиты "Реликт", навесными решетчатыми экранами и дополнительными модулями динамической защиты в "мягком" корпусе.

По мнению разработчиков, Т-72Б3 имеет значительные преимущества перед современными зарубежными танками. Прежде всего это касается его наименьшей массы и габаритов, высокого запаса хода, а также наличия комплекса управляемого вооружения, позволяющего вести огонь из танка ракетой на дальностях до 5000 м с места днем и ночью. Машина может использоваться в условиях высокой запыленности и температуры окружающего воздуха +50 °С и выше за счет применения двухступенчатой системы воздухоочистки и высокоэффективной системы охлаждения силовой установки.


Машина принята на вооружение в 1976 году и стала первым в мире серийным танком с основной силовой установкой на базе газотурбинного двигателя. Производитель - Омский завод транспортного машиностроения (входит в УВЗ).

В интервью немецкому журналу Der Spiegel бывший министр обороны Сирии Мустафа Тлас, руководивший боевыми действиями сирийской армии в Ливане в 1981–82 годах, назвал танк Т-80 лучшим в мире.

Танк имеет классическую схему общей компоновки (экипаж - три человека). Предусмотрен обогрев рабочего места механика-водителя. Боевое отделение по компоновке подобно боевому отделению танка Т-64Б. Общий запас топлива составляет 1140 литров. Танк оснащен оборудованием для самоокапывания и для навешивания минного трала.

Основным вооружением танка является танковая 125-миллиметровая гладкоствольная пушка со спаренным пулеметом ПКТ калибра 7,62 мм, зенитным пулеметным комплексом "Утес" калибра 12,7 мм, а также комплексом защиты от управляемого вооружения и системой пуска дымовых гранат "Туча". Пушка может использоваться для стрельбы как обычными боеприпасами, так и управляемыми ракетами на дальность до 5 км. Комплекс вооружения также включает прицел-дальномер, ночной прицел и механизм заряжания.

Т-80У представляет собой дальнейшее развитие танка Т-80БВ. Усовершенствования коснулись всех основных боевых и эксплуатационных свойств. Прежде всего, значительно повышена живучесть танка за счет изменения конструкции броневых преград, включения встроенной динамической защиты, некоторого увеличения массы материала, отпущенного на бронирование.

Улучшены возможности ведения как дальнего, так и ближнего огневого боя, благодаря использованию нового комплекса управляемого вооружения ПТУР "Рефлекс" с наведением ракет по лазерному лучу, что позволяет запускать их на любых скоростях танка. Также на Т-80У установлен комплекс управления оружием "Иртыш".

Боевая масса основного боевого танка Т-80У составляет 46,5 т. Он оснащен трехвальным газотурбинным двигателем мощностью 1250 л.с. и способен развивать скорость по шоссе 70 км/ч (средняя по грунту - 40–45 км/ч). Запас хода по топливу на шоссе - 500 км.

Танк защищен многослойной комбинированной броней, оснащен встроенной динамической защитой, системой коллективной защиты от ОМП.

В этом году стало известно , что Минобороны России готовит к испытаниям модернизированный танк Т-80БВМ. По словам начальника Главного автобронетанкового управления военного ведомства Александра Шевченко, опыт боевых действий в Сирии показал недостатки серийных образцов бронетехники, поэтому управление ускорило разработку новых и модернизацию существующих образцов.

Также в этом году, отметил генерал, будет принята на вооружение боевая машина поддержки танков, интерес к которой проявили уже многие страны , в первую очередь Израиль и Сирия, и модернизированный танк Т-72Б3 с улучшенными боевыми характеристиками.


Произведен на рубеже 80–90-х годов и представляет собой серьезную модернизацию Т-72Б. Первоначально носил название "Т-72Б усовершенствованный". Был переименован в 1992 году. Когда скончался главный конструктор машины Владимир Иванович Поткин, танку было присвоено его имя "Владимир".

Основным отличием Т-90 от Т-72Б является введение комплекса оптико-электронного подавления ТШУ-1 "Штора", комплекса управления огнем 1А45 "Иртыш", аппаратуры дистанционного подрыва осколочно-фугасного снаряда со специальным взрывателем в заданной точке траектории полета, зенитно-пулеметной установки с дистанционным управлением, бортовых экранов со встроенной динамической защитой.

"Штора" обеспечивает дополнительную защиту танка путем создания помех в оптическом диапазоне линиям управления ПТУР, имеющих оптическую обратную связь, либо с лазерным наведением. На башне танка Т-90 установлены 12 гранатометов для постановки аэрозольных завес. В боекомплект 125-миллиметровой гладкоствольной пушки Т-90 введен осколочно-фугасный снаряд с электронным дистанционным взрывателем.

Встроенная динамическая защита "Владимира" включает восемь секций на верхнем лобовом листе корпуса, семь блоков и один контейнер на лобовой части башни, а также 20 контейнеров на крыше башни. Вдоль бортов корпуса устанавливается по три съемных экрана со встроенной динамической защитой. На танке установлен дизельный двигатель мощностью 1000 л.с.

Созданный на основе советского танка Т-72, Т-90 стал самым коммерчески успешным танком XXI века. Зарубежные аналоги уступают отечественной машине по соотношению "цена/качество". По данным из открытых источников, всего было выпущено более 2000 модификаций Т-90, из них порядка 1500 пошли на экспорт. При этом контракты на этот танк продолжают исполняться.

Также известно, что в ходе анализа боевого применения танка Т-90А в Сирии против террористов не было выявлено боевых повреждений и эксплуатационных отказов танка, машина показала высокую степень защиты.


Основной российский боевой танк Т-14 на тяжелой гусеничной платформе "Армата". Спроектирован как основной танк российских Сухопутных войск. Производитель - УВЗ. Танк, который должен стать основой будущего вооружения российской армии , называют машиной нового поколения.

Как заявляют разработчики, эта машина значительно превосходит своих предшественников и конкурентов по таким важнейшим показателям, как огневая мощь и защищенность.

В Т-14 применена революционная компоновка - башня танка необитаема, экипаж располагается в специальной защищенной капсуле в корпусе с усиленным лобовым бронированием, что серьезно увеличивает безопасность. Автоматизированная башня сможет продолжать огонь даже в том случае, если экипаж выведен из строя. Дополнительные топливные баки утоплены за броню, что еще более усиливает безопасность. Модульная система позволяет заменять вооружение и оборудование танка в зависимости от задач.

По данным из открытых источников, танк снабжен дизельным двигателем мощностью 1500 л.с. В ходовой части впервые применена семиопорная конструкция (ранее использовались шесть катков).

Т-14 оснащен танковой информационно-управляющей системой, которая контролирует все узлы и агрегаты машины. Управление ходовой и двигательной частью роботизировано, благодаря чему машина при движении автоматически подстраивается под характер местности. Предположительные характеристики: скорость по шоссе - до 75 км/ч, вес - до 55 т, запас хода - до 500 км.

Т-14 стал первым современным танком, оборудованным радаром на активной фазированной антенной решетке, которую можно использовать в качестве РЛС артиллерийской разведки, то есть определять по траекториям снарядов позиции танков и артиллерии противника. Система может действовать в условиях ослепления аэрозольными мультиспектральными завесами, когда обычные оптические прицелы бесполезны.

Т-14 - не просто танк, а универсальная ударная машина, включающая в себя одновременно тактический ракетный комплекс, зенитную систему ПВО , комплекс армейской разведки и целеуказания - и сам боевой танк.

По словам специалиста, благодаря новому комплексу действия командира и наводчика танка во время боя сводятся к минимуму: командир просто наводит курсор на цель и нажимает для ее захвата кнопку.

Впервые широкой публике Т-14 был продемонстрирован в 2015 году на Параде Победы в Москве. Спустя год, на Международном военно-техническом форуме "Армия-2016" в Подмосковье, были впервые показаны его боевые и ходовые возможности.

Роман Азанов

В материале использованы данные "ТАСС-Досье"

Редакция сайта ТАСС благодарит операторов РИА "Армия России" МО РФ за предоставленные видеосъемки танка Т-14 "Армата" и подводного вождения танка Т-90

Конструкция танка - совокупность технических (конструктивных) решений и инженерных узлов, определяющая тактико-технические и эксплуатационные характеристики танка . Конструкция танка проектируется таким образом, чтобы обеспечивать оптимальный для выполнения его задач баланс трёх основных составляющих танка - защищённости , огневой мощи и подвижности , при этом обеспечивая выполнение требований к стоимости его производства , эксплуатации и надёжности .

Общие принципы конструкции танка

История конструкции танка

Компоновка танка

Защищённость

Защищённость характеризует защиту экипажа и систем танка от средств поражения противника. Защищённость танка обеспечивается его броневым корпусом и башней и системами активной защиты и маскировки, а также его подвижностью, затрудняющей противнику попадание по танку.

Бронирование

Бронирование состоит из броневого корпуса и башни , на тех танках, на которых она есть. Первоначально корпуса и башни танков состояли из каркаса , к которому заклёпками и болтами крепились броневые листы и плиты. Клёпаное соединение применялось на танках до начала 1940-х годов, но вытеснено сварным, поскольку отличалось повышенной сложностью в изготовлении, дополнительным весом и объёмом, занимаемым каркасом внутри корпуса и тенденцией заклёпок и болтов «выстреливать» внутрь танка при попадании снаряда или крупнокалиберной пули. Сварные корпуса и башни танков появились в начале 1930-х годов и в отличие от клёпаных, выполнялись несущими, без каркаса. Вскоре после клёпаных появились и литые башни, а позже и корпуса, состоявшие из одной или нескольких деталей. Литые корпуса имели ограниченное распространение с 1930-х по 1960-е годы, однако также уступили место сварным, ставшим стандартом на современных танках. Литые же башни применялись вплоть до 1980-х - 1990-х годов, однако из-за проблематичности производства литых башен с комбинированной бронёй , в итоге уступили место сварным.

Активная защита

Система защиты от ОМП

На многих послевоенных танках предусматривалась система защиты от оружия массового уничтожения (ОМП). Главным способом защиты была герметичность танка - смотровые щели заменялись перископами и иными средствами наблюдения. Танки оснащались дегазационными приборами и пакетами. В броню танка могли добавляться компоненты повышающие защиту от радиации.

Огневая мощь

Понятие огневой мощи характеризует способность танка к уничтожению противника. Прямо огневая мощь в конструкции танка обеспечивается его вооружением , косвенно - средствами наблюдения и прицельными приборами , позволяющими своевременно обнаружить противника.

Вооружение

Как правило, танк вооружён одним или несколькими пулемётами , являющиеся вспомогательным, или, на некоторых танках, выпускавшихся до Второй мировой войны - основным вооружением (существовали также и несколько образцов танков с чисто пушечным вооружением).

Иногда на некоторые модели танков устанавливают огнемёты для борьбы на близких расстояниях с живой силой противника.

Прицельные приборы

Средства наблюдения

Приборы связи

Подвижность

Подвижность танка обеспечивается гусеничным движителем , приводящей его силовой установкой и подвеской . Гусеничный движитель является одной из определяющих особенностей танка, обеспечивающей ему высокую проходимость , поэтому абсолютное большинство танков являются гусеничными, хотя в 1930-е - 1940-е годы распространение получили также колёсно-гусеничные танки . Термин «колёсные танки », порой употребляемый по отношению к некоторым современным бронеавтомобилям , специалистами не признаётся и применяется в основном журналистами.

Силовая установка

Гусеничный движитель

Если танк имеет удачную компоновку и надежную ходовую часть, то имеет долгий период эксплуатации и развития - его последующие модификации имеют все более мощную броню, возрастает мощь вооружения, на его базе создаются разные САУ , инженерные и вспомогательные машины. Так Т-34 превратился в Т-34-85 и на его базе были созданы разные САУ, инженерные и вспомогательные машины, немецкий средний Pz. IV короткоствольную 75-мм пушку поменял на длинноствольную и на его базе были созданы разные боевые и вспомогательные машины, Т-64 со 115-мм пушкой превратился в Т-64А со 125-мм пушкой… Таких примеров много, хотя есть исключения - например, ходовая часть немецких легких и средних танков второй мировой войны значительно изменялась, особенно от одной к другой первых модификаций.

Общие понятия и определения

Ходовая часть - совокупность движителя c системой подрессоривания. Иногда вместо ходовой части говорят шасси.

Движитель - совокупность агрегатов и механизмов ходовой части, взаимодействующих с подстилающей поверхностью для создания тягового усилия, движущего машину. Основные танки имеют только сухопутный движитель. Легкие танки, БМП и другие боевые машины могут иметь и водоходный движитель. Сухопутный движитель, кроме обеспечения движения машины, использован для передачи на грунт веса машины.

Как сухопутные на машинах используються гусеничный, колесный, колесно-гусеничный , лыжно-гусеничный, аэросанный движители и их комбинации. Например, современные танки и БМП имеют гусеничный движитель; бронетранспортеры - в основном колесный (БТР-70 , БТР-80) или гусеничный (БТР-50 , М113); бронеавтомобили - колесный; колесно-гусеничный движитель раньше был на некоторых БТР (германские Sd. Kfz. 250 , Sd. Kfz. 251 , американский М3). Пример комбинации двух движителей, гусеничного и колесного, - в основном танки 20-30-х годов - колесно-гусеничные танки Кристи , их наследники БТ и другие.

У применения терминологии некоторая неоднозначность. Под колесно-гусеничными, как правило, подразумевают танки, которые имели два движителя - колесный и гусеничный, использовавшихся независимо друг от друга (например, танк БТ мог двигаться или на колесном или на гусеничном ходах). Машины с колесно-гусеничным движителем (обычно управляемые колеса впереди, гусеницы сзади) называют полугусеничными. Тоесть полугусеничные машины имеют колесно-гусеничный движитель, колесно-гусеничные - колесный и гусеничный переменно (бывают варианты, например: колесный и колесно-гусеничный).

На современных танках применяют гусеничные движители, они по сравнению с другими дают высокую проходимость и быстроходность по пересеченной местности, надежны в эксплуатации и менее уязвимы на поле боя.

Гусеничный движитель - движитель, в котором тяговое усилие создается за счет перематывания гусеничных лент (гусениц) состоящих из отдельных звеньев - траков. Гусеничный движитель состоит в общем из ведущего колеса, опорных катков, направляющего колеса (ленивца), поддерживающих катков и гусеничной ленты. В некоторых устаревших источниках гусеничные ленты называют гусеничными цепями.

Системой подрессоривания или подвеской танка называется совокупность деталей, узлов и механизмов, связывающих корпус машины с осями опорных катков. Система подрессоривания состоит из узлов подвески. Узлом подвески называется совокупность деталей и узлов, связывающих ось одного катка с корпусом или нескольких взаимосвязанных катков, соединенных с корпусом через единый упругий элемент. Каждый узел подвески в общем включает упругий элемент (рессору), амортизатор (демпфер) и балансир. В старых источниках балансир индивидуальной подвески иногда именуется кривошипом.

Статический ход катка - перемещение опорного катка по вертикали из положения полностью разгруженного упругого элемента (например, при поднятии машины краном) в положение его нагружения под весом машины (после опускания на грунт) на ровной горизонтальной площадке.

Динамический ход катка - перемещение опорного катка по вертикали от статического положения до упора в ограничитель хода катка.

Полный ход катка - перемещение опорного катка по вертикали из положения полностью разгруженного опорного элемента до упора в ограничитель хода катка, определяется как сумма статического и динамического ходов катка.

Так как в этой статье основной задачей ставится рассказать про ходовую часть в основном танков, то в дальнейшем под ходовой частью будем подразумевать ходовую часть с гусеничным движителем, если иное особо не оговорено.

Подрессоривание

Подрессоривание служит для смягчения толчков и ударов на танк, и для гашения колебаний танка. От качества подрессоривания в зависят средние скорости движения машин по местности, меткость огня с ходу, боевая готовность экипажа и долговечность танка.

Типы подрессориваний

Подвески гусеничных машин бывают жесткие, полужесткие (иногда называются тракторными) и мягкие.

В жесткой подвеске катки крепят к корпусу машины без рессор. Для сохранности механизмов и нормального состояния водителя скорость с жесткой подвеской не желательна более 3-4 км/ч. Жесткую подвеску применяли на первых английских танках Mark I - Mark VIII и Mark A, Mark B, Mark C .

Полужесткая подвеска - подвеска промежуточного типа - применяется в основном на тракторах. Полужесткая подвеска - две тележки (по одной на борт), в которых крепятся детали ходовой части. Одна (передняя или задняя) часть тележек с корпусом связана шарнирно, противовоположная - через рессору. Такую подвеску имели французский танк Рено ФT-17 и первые советские танки Рено Русский (типа КС). Но опорные катки ФT-17 и Рено Русских к тележкам крепили не жестко, а через промежуточные рессоры.

Эти два типа подвески на боевых машинах не распространены, на них ставят мягкие подвески и дальше жесткие и полужесткие подвески не описываются.

В зависимости от соединения опорных катков между собой и корпусом машины подвески делят на индивидуальные, блокированные и смешанные.

В индивидуальных - независимых подвесках каждый опорный каток соединен с корпусом машины через свою рессору. Такие системы подрессоривания на большинстве современных танков, они наиболее соответствуют требованиям к системам подрессоривания быстроходных гусеничных машин.

В блокированных подвесках несколько опорных катков в тележке соединяются с корпусом общей рессорой. За счет незначительных углов продольных колебаний машины с блокированными подвесками имеют плавный ход на невысоких скоростях, они были широко распространены в 1930-х годах XX. Их недостаток в малой энергоемкости и живучести из-за нарушения действия всех катков тележки при повреждении одного из них. Блокированные подвески использованы на британских «Центурионах» и «Чифтенах» в концепции, когда у танка предпочитается защита и огневая мощь перед подвижностью.

Блокированные подвески по числу катков в одной тележке подвески делят на подвески с двумя (Т-37 , Pz. Kpfw. IV , «Шерман» , «Центурион»), тремя (Валентайн), четырьмя (Т-26 , LT vz.35) и даже шестью сблокированными катками (у Т-28 - на половину борта).

В руководствах, пособиях и литературе 1920-х - 50-х годов блокированную подвеску иногда называли балансирной по названию рычага (балансира), которым в некоторых блокированных подвесках соединяли катки в тележке. Но во многих блокированных подвесках каждый каток имеет свой балансир, а связь между катками только через рессору («Шерман», Pz.Kpfw. IV), поэтому современный термин «блокированная подвеска» более целесообразен.

В смешанных системах подрессоривания часть катков сблокированы, а часть с индивидуальной подвеской (танки Pz. Kpfw. I модификации А , Рено R-35 , Стюарт). Обычно в таких системах подрессоривания независимо подвешены крайние опорные катки, так как они бывают наиболее нагружены. Интересная подвеска на шведском Стрв-103 . В его подвеске, чтобы уменьшить продольные колебания в короткой базе танка, вторые и третьи катки с независимой подвеской, а крайние опорные катки связаны по диагонали системой узлов компенсации.

По материалу упругого элемента подвески делят на металлические, неметаллические и комбинированные.

В подвесках с металлическим упругим элементом работает упругая деформация стали. Металлические рессоры бывают торсионные (одно-, двухторсионные, пучковые); с винтовыми, тарельчатыми и буферными пружинами и с листовыми рессорами. Торсионные применяли на немецком Pz. Kpfw. III , итальянском L6/40 , советских LT vz.38 .

Неметаллические рессоры бывают резиновые (французский R-35), пневматические (боевые машины десанта, шведский Strv-103, японский Тип 74 , Арджун), гидравлические и гидропневматические. На современных танках неметаллические рессоры применяют только пневматические.

Комбинированное подрессоривание применяли в САУ «Фердинанд» с параллельными в узле подвески торсионными валами и резиновыми подушками. В прототипе «Абрамса» танке ХМ1 (вариант фирмы «Дженерал моторс») в подвесках 1-го, 2-го и 6-го катков использовали пневматические рессоры, в подвесках остальных катков - торсионы.

Требования к подрессориванию

Подрессоривание должно отвечать таким требованиям:

обеспечивать плавность хода в разных дорожно-грунтовых условиях;

быть живучим и надежным в разных условиях применения;

быть массой не более 4-7 % массы машины и занимать не более 6-8 % её внутреннего объёма;

быть удобными для обслуживания и ремонта, несложно и быстро ставиться и сниматься.

Высокая плавность хода

Во время движения танк подвергается внешним воздействиям, которые стремятся вывести его из равновесия и он совершает вертикальные и угловые колебательные движения. Наиболее вредны продольные угловые колебания, так как вертикальные ускорения и амплитуда колебаний в носу танка (на месте механика-водителя) наибольшие по сравнению с другими колебаниями и наиболее вероятны пробои крайних узлов подвески (жесткие удары балансиров о ограничители хода катков).

Человек способен безболезненно переносить кратковременные перегрузки с ускорениями до 3-3.5 при частоте до 2 Гц (с периодом колебаний больше 0.5 секунд). При пробоях подвески вертикальные ускорения могут быть выше этого - до 10 g и более, при которых у человека возникают боли и он может получить травму. О вредном влиянии жестких колебаний машины говорит то, что у водителей грузовиков бывающих в средних дорожных условиях, пояснично-седалищные боли (в основном ишиас) в три раза чаще, а у бывающих в плохих дорожных условиях и в пять раз чаще, чем у водителей легковых автомобилей. Радикулит - профессиональная болезнь танкистов, находящихся в более жестких условиях по сравнению с водителями автомобилей, и связано это, в основном, не с переноском и поднятием тяжестей, как принято считать, а с колебаниями танка.

Так одно из основных требований к подрессориванию в том, что на высоких скоростях при движении по длинным неровностям равным или более двух длин опорной поверхности гусеницы и высотой 0.15 м должно быть движение без пробоя подвески и с ускорениями по вертикали до 3.5 g.

При движении по мерзлой пахоте поперек борозд, по мерзлой пахоте поперек борозд, по замерзшим кочкам, буграм и т. д. на корпус машины передаются высокочастотные непрерывные ускорения (тряска). Длина этих неровностей примерно равна или немного отличается от расстояния между ближайшими опорными катками, а высота 5 см и более. При частотах 2-25 Гц человек способен на пороге появления неприятных ощущений переносить вертикальные ускорения около 0.5 g. Поэтому подрессоривание должно быть спроектировано так, чтобы ускорения тряски не превышали 0.5 g.

Ускорение в прямой зависимости от амплитуды колебаний и в обратной зависимости от квадрата периода. Из этого понятно, что наиболее плавный ход обеспечивают подвески с колебаниями меньшей амплитуды и большего периода.

С другой стороны, при значительном в колебаний у танкистов бывают неприятные ощущения - «морская болезнь», что объяснено непривычными частотами колебаний, организм человека наиболее приспособлен к колебаниям с частотой близкой к частоте ходьбы (примерно 1-2 Гц или частота 0.5-1 секунд, по данным западных специалистов - 0.7-0.8 Гц). Для снижения влияния этого по некоторым источникам период колебаний лучше не более 1.55 секунд, по другим - 1.25 секунд (частота 0.8 Гц).

Кроме влияния на эргономику танка, колебания его корпуса ухудшают и условия стрельбы. При отсутствии стабилизатора вооружения значительно ухудшаются наблюдение и прицеливание, особенно через приборы с многократным увеличением. При этом, если наводчик и смог поймать цель в перекрестие прицела, то из-за запаздывания выстрела ствол пушки все равно уйдет с линии прицеливания и снаряд ещё больше отклонится от цели из-за сложения скоростей полета снаряда и движения пушки в сторону от линии прицеливания во время выстрела. В этих случаях чем меньше угловая скорость и амплитуда колебаний, тем лучше.

Внедрение стабилизатора вооружения упростило наведение и повысило точность стрельбы с ходу во много раз. Но исполнительные механизмы стабилизаторов вооружения инерционны и при высоких частотах колебаний не могут достаточно точно удерживать вооружение в заданном наводчиком положении. У современных танков удовлетворительная точность стрельбы на европейском театре военных действий может быть обеспечена при движении по полям со скоростями до 20-30 км/ч.

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.