Воздушная разведка возникла практически сразу после появления самолетов. Информация, полученная из кабины летчиков, влияла не только на результаты отдельных сражений, но и на ход истории.

Секретная миссия «Хейнкель-111»

После разгрома Третьего рейха и захвата многочисленных архивов, (в том числе и Люфтваффе) советскими военными выяснилось, что начиная с 1939 года специально подготовленные средние бомбардировщики «Хейнкель-111» летали на тринадцатикилометровой высоте вплоть до Москвы. Для этого кабины летчиков герметизировали, а в днище самолетов размещали фотоаппараты. В частности, были обнаружены снимки некоторых районов Кривого Рога, Одессы, Днепропетровска и Москвы, датированные августом 1939 года. Впрочем, не только немцы фотографировали объекты в СССР. В марте - апреле 1940 года двухмоторный самолет «Локхид-12А» на высоте восеми тысяч метров летал над Баку и фотографировал нефтепромыслы.

Война воздушных разведчиков

13 июня 1949 года генерал-майор ВВС США Кейбелл отдал приказ подполковнику Таулеру, возглавлявшему американскую воздушную разведку, о начале «агрессивной программы ведения разведки». В итоге за последующие 11 лет американцы совершили порядка десяти тысяч разведывательных полетов, в основном вдоль границ СССР. Для этого использовался моноплан Consolidated PB4Y-2 Privateer. Ему противостоял советский Ил-28Р, на тот момент лучший в мире воздушный разведчик.

В годы холодной войны судьба многих летчиков-разведчиков, как американских, так и советских, оказалась трагической. Так, авторитетное американское издание «United States News and World Report» сообщило, что до 1970 года «252 американских летчика были сбиты в ходе шпионских воздушных операций, из них 24 погибли, 90 остались в живых, а судьба 138 авиаторов не выяснена до сих пор».

Что касается советских воздушных разведчиков, то многие трагические инциденты до сих пор неизвестны. Огласку получил случай, произошедший в нейтральных водах Японского моря 4 сентября 1950 года, когда был сбит самолет лейтенанта Геннадия Мишина.

Прерванный полет

Во время Второй мировой войны и в течение следующих нескольких десятилетий считалось, что своей неуязвимостью воздушные разведчики обязаны высоте. Так, вплоть до 1 мая 1960 года американцы безнаказанно летали над территорией СССР на самолете Lockheed U-2, пока расчёт ЗРК С-75 Михаила Воронова не сбил борт 56-6693 Гэри Пауэрса.

Чтобы оценить потенциальный ущерб национальной безопасности СССР, нанесенный таким полетом, достаточно сказать что разведчик сфотографировал, в частности, МБР на космодроме Тюратам и завод «Маяк» по производству оружейного плутония. После прерванного полета снимки не попали в Пентагон, а Пауэрс отправился за решетку. Впрочем, ему еще повезло, поскольку год спустя он вернулся на родину - Пауэрса обменяли на Рудольфа Абеля.

Выше и быстрее

Вслед за самолетом Lockheed U-2 появились «сверхвысотные» разведчики, летавшие на высоких скоростях. В 1966 году американцы ввели в строй самолет SR-71, который мог летать даже в стратосфере со скоростью 3М. Впрочем, глубоко на территорию СССР он не вторгался, разве что пролетал рядом с границей. Зато успешно применялся для фотографирования объектов в Китае.

Пользоваться материалом, полученным с помощью такой воздушной разведки, было не так просто. Например, фотоаппаратура SR-71 за один час полета фотографирует 680 000 кв. км. С таким количеством снимков не справится даже значительная команда аналитиков, тем более в условиях боевых действий, когда информация должны быть представлены военным в считанные часы. В конечном счете главной опорой для штабов так и осталась визуальная информация, как это было во время операции «Буря в пустыне».

Вся надежда на дронов

Успехи радиолокации, в частности перспективных загоризонтных систем, работающих на принципе «отражения волн от ионосферы», резко снизили возможности самолетов-разведчиков. Именно поэтому им на смену пришли «дроны» – беспилотные летательные аппараты. Считается, что пионерами в этой области были американцы, но СССР это не признает. Перспективный беспилотник Ту-143, входящий в систему воздушной разведки ВР-3 «Рейс», совершил свой первый полет еще в декабре 1970 года.

Однако после 1991 года многие советские проекты были свернуты, тогда как США, напротив, продолжили работу над созданием новейших моделей беспилотной воздушной разведки. В настоящее время американцы поставили на крыло БПЛА MQ-1 Predator («Хищник») с высотой полета 8 тысяч метров и стратегический разведывательный БПЛА MQ-9 «Жнец», способный патрулировать на тринадцатикилометровой высоте.

Впрочем, назвать эти системы неуязвимыми нельзя. Например, в Крыму, в районе Перекопа, 13 марта 2014 года с помощью комплекса радиоэлектронной борьбы 1Л222 «Автобаза» был перехвачен современный БПЛА MQ-5В.

Воздушный разведчик против авианосца

В арсенале современных российских самолетов-разведчиков имеются средства для преодоления противоздушных систем наиболее развитых стран. Так, уже дважды – сначала 17 октября 2000 года, а потом 9 ноября 2000 года - самолеты Су-27 и Су-24 проводили воздушные маневры над американским авианосцем Kitty Hawk, при этом команда корабля оказалась не готовой к ответным действиям. Паника, начавшаяся на палубе Kitty Hawk, была сфотографирована, а снимки отправлены электронным письмом американскому контр-адмиралу Стивену Пьетропаоли.

Аналогичный случай произошел и в 2016 году: 12 апреля российский самолет СУ-24 несколько раз облетел эсминец Donald Cook с системой ПРО «Иджис» на высоте всего лишь 150 метров.

Опасное небо Афганистана [Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне, 1979–1989] Жирохов Михаил Александрович

Ведение воздушной разведки

Ведение воздушной разведки

Ведение некоторых видов воздушной разведки в Афганистане было возложено на экипажи армейской авиации, при этом зачастую привлекались боевые вертолеты Ми-24. Такой выбор был обусловлен прежде всего наличием прибора наведения, позволяющим вести детальную разведку отдельных районов и объектов при 3-и 10-кратном увеличении. При ведении разведки днем успешно применялись бинокли 8-и 12-кратного увеличения. В сумерках и в лунную ночь использовались бинокли ночного видения типа БН-1, позволявшие вести наблюдение за объектами разведки с дальности 800-1000 м.

Особенностью ведения воздушной разведки являлось обнаружение объектов моджахедов с предельных дальностей применения ими своих средств ПВО. Поэтому существенным при ведении воздушной разведки являлось достижение внезапности и скрытности выхода на объекты противника. В этом случае противник не успевал принять дополнительные меры маскировки, особенно в утренние часы и вечерние сумерки, так как все передвижения караванов, колонн автомашин, отрядов и групп моджахеды старались осуществлять в темное время суток. С наступлением рассвета передвижение ограничивалось, объекты маскировались под фон местности в заброшенных кишлаках, развалинах и ущельях и возобновлялось перед наступлением темноты.

Дальность обнаружения объектов противника в этих условиях значительно сокращалась из-за ухудшения видимости и условий просмотра затемненных участков местности, особенно в районах с узкими и извилистыми ущельями. Дальность обнаружения объектов противника при ведении воздушной разведки во многом зависела от горизонтальной полетной видимости, метеоусловий, времени суток, особенностей рельефа и фона местности.

Поиск объектов осуществлялся в основном параллельными курсами или стандартными разворотами. Поиск параллельными курсами обеспечивал наилучшие условия просмотра равнинной и холмистой местности для обнаружения караванов, автоколонн, отрядов и групп моджахедов во время их передвижения по дорогам и тропам. Поиск объектов в высокогорных районах осуществлялся стандартным разворотом, который в этих условиях зарекомендовал себя наилучшим для обнаружения малоразмерных целей (опорных пунктов, мест сосредоточения моджахедов в укрытиях, пещерах, под карнизами, за уступами ущелий, в крепостях, а также позиций огневых средств ПВО и др.). Ведение воздушной разведки экипажи выполняли, как правило, с высот 1500–2000 м, а для детального просмотра снижались до 400–600 м. При поиске объектов в пустынной местности для достижения внезапности выхода на цель широко использовались предельно малые и малые высоты.

В ходе ведения воздушной разведки объектов противника, при достоверной информации возможного прикрытия их средствам ПВО, экипажам рекомендовалось:

Постоянно выполнять противозенитные маневры;

Маршрут и профиль полета выбирать с учетом обхода зон ПВО;

При вскрытии позиций средств ПВО принимать меры по их уничтожению;

При выводе из атаки использовать отстрел ложных тепловых целей.

В случаях обнаружения важных объектов, по которым необходимо было нанести авиационный удар, осуществлялся вызов дежурных сил, а пара, выполнявшая разведку, осуществляла целеуказание для группы усиления.

Наиболее успешно задачи ведения воздушной разведки решались группой из пары вертолетов Ми-24 и пары вертолетов Ми-8 МТ с группой досмотра на борту. Такой состав обеспечивал достоверность и реализацию разведданных. Вот как писал в одном из писем автору вертолетчик 50-го осап Самвел Мелконян: «Разведка местности выполнялась по заданию командования. Для подтверждения агентурных сведений выполнялся полет в предполагаемый район и докладывалась обстановка. Эта задача необходима была для продвижения десантников и мотострелков. Все подозрительное передавалось «наземникам» по УК 2 (частота для работы с «землей»). Для них мы были дополнительными глазами. Разведка проводилась и в интересах авиации. Перед запланированными операциями выполнялся вылет в район предстоящих боевых действий и определялись площадки для десантирования. Но только в те районы, где можно было обеспечить безопасность разведки».

Что касается самолетов-разведчиков, то они появились над Афганистаном с первых дней «оказания интернациональной помощи ДРА». Первыми за Гиндукушем появились Як-28Р из состава 39-го орап и 87-го орап. Действовали их экипажи исключительно с территории СССР (аэродромы Мары и Карши соответственно).

С расширения масштабов боевых действий возникла необходимость в создании специализированной части, которой стала в апреле 1980 г. 263-я отдельная авиационная эскадрилья тактической разведки ВВС 40-й армии (в/ч 92199).

Далее личный состав приходил сменами из разведывательных полков советских ВВС и менялся каждый год. В большинстве случаев состав смены был смешанным - эскадрильи от конкретных полков доукомплектовывались летчиками иных полков. Как правило, срок пребывания в командировке ограничивался одним годом. Всего за Афганскую войну прошло десять смен:

Дата Номер полка Тип самолетов Место постоянной дислокации
01.1980 - 04.1980 87-й орап Як-28Р, МиГ-21 Р Карши (ТуркВО)
04.1980 - 06.1981 229-й оаэтр МиГ-21 Р Чортков (ПрикВО)
06.1981 - 05.1982 313-й орап МиГ-21 Р Вазиани (ЗакВО)
05.1982 - 07.1983 293-й орап МиГ-21Р Возжаевка (ДВО)
07.1983 - 03.1984 10-й орап МиГ-21Р Щучин (БВО)
03.1984 - 05.1985 87-й орап Су-17МЗР Карши (ТуркВО)
05.1985 - 04.1986 871-й орап Су-17МЗР Чикмент (САВО)
04.1986 - 05.1987 101-й орап Су-17МЗР Борзя (ЗабВО)
05.1987 - 09.1988 313-й орап Су-17МЗР Вазиани(ЗакВО)
09.1988 - 01.1989 886-й орап Су-17М4Р Екабпилс (ПрибВО)
Из книги Спецназ ГРУ: самая полная энциклопедия автора Колпакиди Александр Иванович

Организация и ведение оперативной разведки при обороне Ленинграда и в период боев по снятию блокады Ленинграда (фрагменты) I. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНОЙ РАЗВЕДКИ ПРИ ОБОРОНЕ ЛЕНИНГРАДА1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯОперативная разведка, как и оперативное искусство в целом,

Из книги Военное дело чукчей (середина XVII-начало XX в.) автора Нефедкин Александр Константинович

ВЕДЕНИЕ ВОЙНЫ Война и мирПричины войны чукчей с различными этносами были разными, наиболее ранними из них были социальные: споры, похищение женщин, ссоры с летальным исходом и следовавшая за этим кровная месть. Также в раннюю эпоху военные действия могли начаться и со

Из книги Балканы 1991-2000 ВВС НАТО против Югославии автора Сергеев П. Н.

Наращивание воздушной мощи После того как лидерам Западного мира стало ясно, что налеты операции «Союзническая сила» не сломили сербов, было принято расширить масштабы воздушной кампании. Наряду со стратегическими ударами по Сербии следовало бомбить подразделения

Из книги Боевое применение Р-39 Airacobra автора Иванов С. В.

Из книги Опасное небо Афганистана [Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне, 1979–1989] автора Жирохов Михаил Александрович

Победа в воздушной войне Истребители «Аэрокобра» можно было встретить на всех участках советско-германского фронта, а не только на Севере или Юге. Одними из первых переучились на истребители Р-39 в 22-м ЗАПе летчики 153-го и 185-го истребительных авиационных полков. 29 июня

Из книги Спецслужбы Белого движения. 1918-1922. Разведка автора Кирмель Николай Сергеевич

Ведение боевых действий днем

Из книги Боевые машины мира № 5 Основной боевой танк «Челленджер 2» автора

Ведение боевых действий ночью Несмотря на большую сложность обнаружения целей и выполнения атак ночью, вертолеты являлись мобильным, достаточно эффективным средством борьбы с моджахедами. Подразделения армейской авиации ночью действовали самостоятельно с

Из книги Асы и пропаганда. Дутые победы Люфтваффе автора Мухин Юрий Игнатьевич

2.2. ВЕДЕНИЕ РАЗВЕДКИ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Грандиозный масштаб Гражданской войны в России, охвативший все стороны жизни участвовавших в ней государств, требовал всестороннего изучения различных факторов, влиявших на ведение боевых действий. Поэтому

Из книги Конфликт в Южной Атлантике: Фолклендская война 1982 г. автора Татарков Дмитрий Борисович

Машины британской специальной воздушной службы Специальная воздушная служба SAS (Special Air Service) британской армии была создана в июле 1941 года сэром Арчибальдом Дэвидом Стирлингом. Основной миссией этой службы было проведение диверсионных акций в тылу врага в Северной

Из книги Секретные инструкции ЦРУ и КГБ по сбору фактов, конспирации и дезинформации автора Попенко Виктор Николаевич

Глава 5 О воздушной пехоте и брехне побежденных «Бомберы» В качестве примера немецкого летчика, заслуживающего безусловного уважения своей храбростью, я хочу привести Ганса-Ульриха Руделя. Жаль, конечно, что этот сукин сын в начале войны не встретился в воздухе с 85-мм

Из книги Военный спецназ России [Вежливые люди из ГРУ] автора Север Александр

Приложение 2. СОСТАВ ВОЗДУШНОЙ ГРУППИРОВКИ ВМС ВЕЛИКОБРИТАНИИ Номер части …… Состав / Предназначение800-я, 801-я, 809-я, 899-я эскадрилья ВМС …… «Си Харриер» / Палубная, истребительно-штурмовая авиация1-я эскадрилья ВВС …… «Харриер GR.3» / Истребительно-штурмовая авиация815-я

Из книги Танк «Шерман» автора Форд Роджер

Ведение слежки В некоторых случаях резидентуре требуется проведение слежки за определенным человеком. Ее организация, помимо прочего, зависит от личности конкретного объекта, что в основном и определяет степень сложности операции. Так, слежка может быть устроена,

Из книги Военный канон Китая автора Малявин Владимир Вячеславович

Ведение разведки «на себя» Разведывательные группы (отряды) СпН в ходе выполнения разведывательно-боевых задач постоянно вели разведку «на себя», особенно при выдвижении в район устройства засады, проведения налета или поиска.В этих случаях от группы выделялись

Из книги Наука и техника в современных войнах автора Покровский Георгий Иосифович

Ведение огня из пушек М4 Все пушки танков семейства М4 стреляли механически – ударник бил по капсюлю снаряда, хотя механизм приводился в действие электричеством. Наводчик стрелял из пушки и спаренного с ней пулемета с помощью кнопок, удобно расположенных либо на маховике

Из книги автора

Глава девятая Ведение войск Цао Цао: «Действуй сообразно своему удобству». Чжан Юй: «Познав изменения девяти видов местности, можно действовать сообразно своему удобству. Поэтому эта глава помещена после „Девяти изменений“». Чжан Цзюйчжэн: «Здесь говорится о том,

Из книги автора

XI. ТЕХНИКА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ВЕДЕНИЕ ВООРУЖЕННОЙ БОРЬБЫ Техника, обеспечивающая ведение вооруженной борьбы, названа здесь так в некоторой мере условно, потому что границы, отделяющие ее от рассмотренных выше видов боевой техники, довольно неопределенны, а сама она весьма

Звукометрия является хорошим средством разведки, но область действия ее ограничена. Она не может находить те не наблюдаемые с земли цели, которые не выдают себя звуками выстрелов, например, батареи, не ведущие огня, штабы, колонны войск в тылу и многие другие глубоко расположенные цели. {262}

Во всех этих случаях на помощь артиллерии приходят средства воздушной разведки - самолеты и привязные аэростаты наблюдения.

Рис. 234 дает наглядное представление о сравнительных возможностях наземного наблюдения, а также наблюдения с аэростата и с самолета. Что недоступно одному, - доступно другому, что недоступно другому,- доступно третьему.

Привязной аэростат - в сущности обычный наблюдательный пункт, но только поднятый на большую высоту. В корзине аэростата можно устроиться вполне удобно, взяв с собой все приборы, необходимые для стрельбы и наблюдения.

С аэростата удается увидеть многое из того, что для наземного наблюдателя скрыто в складках местности и за местными предметами. Перед наблюдателем, находящимся на аэростате, открывается очень большой кругозор. С аэростата можно определить не только направление на стреляющую батарею, но достаточно точно и место ее расположения.

Аэростатом удобно пользоваться в тихую погоду. При сильном ветре он раскачивается из стороны в сторону и это мешает наблюдению.

Чтобы обеспечить успешную работу аэростата в бою, необходимо охранять его от вражеских самолетов и от огня дальнобойной артиллерии, {263} для которых он является заманчивой и сравнительно легко уничтожаемой целью.

Самолет - наиболее удобное и надежное воздушное средство разведки. С его помощью можно наблюдать с очень большой высоты, можно отправиться в глубокий тыл противника и проникнуть в тайны его расположения. У самолета для выполнения этой задачи есть два способа: разведка наблюдением и фотографирование. И первый, и второй способы решают в сущности одну и ту же задачу: обнаружить цель, не видимую с наземных наблюдательных пунктов, и определить ее положение на карте или планшете. Наиболее точное решение этой задачи дает фоторазведка. Поэтому разведка наблюдением с самолета обычно сопровождается фотографированием района, где обнаружены цели.

Фотоснимок, сделанный с самолета (рис. 235), дает возможность разыскать даже те цели, которые при современном состоянии маскировки не могут быть обнаружены наблюдением. А главное, имея такой фотоснимок, можно определить положение цели относительно местных предметов, зафиксированных на фотоснимке, и точно нанести эту цель на карту, что при наблюдении можно сделать лишь приближенно.

Заснятые с самолета фотопленки сбрасываются на парашютах на установленные для этого приемные пункты артиллерии, оттуда они передаются в специальные фотолаборатории для немедленного проявления. После этого они подвергаются дешифрированию, то-есть их тщательно изучают и выявляют на них все заснятые объекты - местные предметы и цели. {264}

Нельзя, однако, думать, что полеты авиации над территорией, занятой противником, совершать очень просто. Противник всегда применяет многочисленные и сильные средства противовоздушной обороны (ПВО), ятобы воспрепятствовать наблюдению и фотографированию цели прямо сверху. Но с самолетов можно иногда с успехом наблюдать цели и летая над своим расположением под защитой своих средств ПВО.

В Великой Отечественной войне все рассмотренные нами способы разведки имели широкое применение.

В связи с развитием техники и позднейшими исследованиями в области физики в минувшую войну на полях сражений появились и другие виды разведки, как, например, наблюдение и фотографирование в инфракрасных лучах, а также обнаружение целей при помощи радиолокационных средств.

Использование инфракрасных лучей для наблюдения открывает большие возможности в этом деле: человек приобретает способность видеть сквозь облака, ночью, в туман. Таким образом, разведка наблюдением становится возможной даже при тех условиях, при которых обычные средства для этого применить нельзя.

Как известно из физики, инфракрасные лучи в спектре солнечного луча (разложенного на составные части) занимают определенное место - за пределами видимого спектра, рядом с красными лучами; они изображаются в виде темной полосы. Эти невидимые лучи обладают свойством проникать даже через насыщенную водяными парами атмосферу (сквозь туман). При помощи прожектора инфракрасные лучи, незаметные для глаза, могут быть направлены на какой либо объект, от которого эти лучи отражаются. Для улавливания невидимых отраженных лучей служит оптический прибор особого устройства. В этом приборе имеются объектив, окуляр и так называемый электронно-оптический преобразователь с экраном (рис. 236). Пройдя через объектив и преобразователь, {265} лучи попадают на светящийся экран, на котором и получается четкое изображение объекта. Это изображение рассматривается через окуляр.

Использование радиолокационных средств дает возможность при помощи радиоволн обнаруживать ненаблюдаемые цели, находящиеся в воздухе, на воде и на земле, и определять их местоположение. О том, как производится такая разведка, вы узнаете при чтении главы тринадцатой.

Итак, вы ознакомились со многими способами разведки, которые применяются для отыскания целей.

Какой же из этих способов является самым лучшим?

Было бы ошибкой, если бы вы, отвечая на этот вопрос, выбрали какой-нибудь один способ разведки и сказали, что он самый лучший.

Надо заметить, что ни один из перечисленных способов разведки в отдельности не может обеспечить получение исчерпывающих сведений о противнике. В боевой обстановке должны использоваться все способы артиллерийской разведки, которые применимы в данных условиях, и, кроме того, должны всегда учитываться и те данные о противнике, которые добыты разведкой других родов войск. Только при этом условии можно рассчитывать на то, что наиболее важные цели для артиллерии будут разысканы.

В общем комплексе мероприятий, направленных на подготовку вооружейных сил к новым агрессивным войнам, командования армий основных капиталистических государств большое место отводят организации тактической воздушной разведки на ТВД, от результатов которой, по их мнению, во многом будет зависеть успех боевых действий войск. Воздушная разведка ведется в интересах всех видов вооруженных сил. В частности, она призвана обеспечить командование ВВС необходимыми данными для решения задач по завоеванию превосходства в воздухе, изоляции района боевых действий и оказанию непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам.

Усилия тактической воздушной разведки при завоевании превосходства в воздухе предусматривается направлять в первую очередь на выявление аэродромной сети, особенно аэродромов и площадок рассредоточения, а также позиций ЗУР, пунктов управления.

При изоляции района боевых действий к основным объектам воздушной разведки относят резервы в районах сосредоточения и на марше, узлы шоссейных дорог и железнодорожные станции, мосты, переправы, командные пункты и узлы связи соединений и объединений, склады и базы снабжения.

Особенно большое напряжение, как полагают иностранные военные специалисты, потребуется от экипажей разведывательных самолётов при оказании непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам, так как наземные боевые действия будут характеризоваться скоротечностью и вестись на больших пространствах при любых метеорологических условиях. В данном случае авиация должна в первую очередь выявить позиции войск, районы их сосредоточения, пусковые установки тактических ракет, командные пункты и радиотехнические средства управления, находящиеся в боевых порядках войск.

Основная задача воздушной разведки на ТВД, как отмечают иностранные военные специалисты, состоит в своевременном обнаружении местоположения носителей ядерного оружия и складов ядерных боеприпасов.

Считается, что данные, получаемые воздушной разведкой, должны быть достоверными и полностью отражать быстро меняющуюся обстановку на поле боя. Поэтому для ее ведения используются не только специально оборудованные, но и все боевые самолёты.

Большую нагрузку по вскрытию объектов в тактической глубине противника несут тактические разведчики. Например, в последние годы агрессивной войны во Вьетнаме из общего количества самолёто-вылетов, совершаемых американской авиацией в целях разведки территории ДРВ, 97% приходилось на тактические разведчики (RF -4С, RF-101 и другие), 1%. - на беспилотные самолёты и 2% - на стратегические самолёты (U-2, ). Экипажи разведчиков должны были не только отыскать объект, опознать его и установить координаты, но и определить, как и с каких направлений безопаснее и удобнее подходить к нему.

В зависимости от задач и от того, в чьих интересах ведется воздушная разведка, ее глубина будет различной. В зарубежной печати сообщилось, что глубина тактической разведки для полевой армии составляет 300-100 км, армейского корпуса - 100 км и дивизии - 40 км.

Для ведения тактической воздушной разведки в составе ВВС США, Франции и имеются разведывательные авиационные крылья (эскадры), состоящие из двух-трех авиационных эскадрилий по 15-18 самолётов, а в других странах - разведывательные эскадрильи. В американских ВВС сформирована эскадрилья беспилотных самолётов-разведчиков и постановщиков помех, запускаемых с самолёта-матки DC-130. Разведывательные авиационные эскадрильи могут самостоятельно решать задачи воздушной разведки на ТВД.

Организация управления воздушной разведкой на ТВД

Руководство действиями разведывательной авиации на ТВД в ВВС США осуществляется через систему управления тактической авиацией, основными органами которой являются центр управления тактической авиацией, входящий в состав КП командующего ВВС на ТВД, и центр непосредственной авиационной поддержки, создаваемый при центре управления боевыми действиями армейского корпуса или полевой армии. Операции по воздушной разведке проводятся на основе плановых или срочных заявок.

В центре управления тактической авиацией находятся офицеры, которые занимаются планированием действии и организацией полетов разведывательных самолётов. Здесь на основе утвержденных заявок происходит детальное планирование вылетов разведывательной авиации на следующие сутки согласно плановым заявкам, которые приходят от батальонов сухопутных войск через офицеров разведки дивизий, корпусов и полевых армии. Каждый последующий начальник может утвердить или отменить заявку. По сообщениям зарубежной печати, в войне во Вьетнаме плановые заявки реализовывались через 4 ч. и более после их поступления. Они составляли 3/4 всех заявок.

Офицеры воздушной разведки в центре непосредственной авиационной поддержки занимаются обобщением срочных заявок. Последние без согласования с вышестоящими инстанциями передаются по радиосетям управления тактической авиации офицерами связи ВВС, находящимися в командах управления тактической авиацией, или передовыми авиационными наводчиками. Рассмотрев заявку, центр непосредственной авиационной поддержки докладывает об этом в центр управления тактической авиацией, а затем вызывает самолёты-разведчики через КП авиационных частей и подразделений. По опыту боевых действий в Юго-Восточной Азии срочные заявки выполнялись через 2-2,5 ч. при взлете самолётов с аэродромов и через 15 мин. при вызове разведчика из положения дежурства в зоне.

По данным иностранной прессы, разведку могут вести следующие самолёты: одиночные, входящие в состав ударных групп, специально прикрываемые с воздуха. Первые, как правило, посылаются в районы со слабой ПВО. Они фотографируют местность со средних и больших высот. Вторые предназначаются для съемки объектов после нанесения по ним бомбовых ударов. Самолёты-разведчики, специально прикрываемые с воздуха, нацеливаются на объекты с сильной ПВО.

Руководство экипажами самолётов на маршрутах осуществляется через центры управления и оповещения, посты наблюдения и оповещения, а также через передовых авиационных наводчиков. Летчикам передается информация о системе ПВО объекта, атаках истребителей противника, изменении погоды, местоположении пункта сброса отснятом пленки, действиях своих самолётов в районе разведки и т. д.

Подготовка к ведению воздушной разведки на ТВД

Подготовка к ведению воздушной разведки в эскадрилье начинается с получения приказа с КП авиационного крыла. На его основе командир эскадрильи отдает соответствующие указания оперативному офицеру и офицеру фоторазведки.

Оперативный офицер, который контролирует расчет потребного запаса топлива и время передачи разведывательных донесений, определяет порядок следования к цели, маршруты и время выхода на цель, условия радиообмена, ответственных за связь по этапам полета, при необходимости указывает способы взаимодействия разведчиков с истребителями прикрытия.

Назначенные экипажи для выполнения задания начинают готовить план полета. Маршрут к разведывательному объекту выбирается с учетом скрытного выхода на него и обхода районов, прикрытых средствами ПВО. Он наносится на карту, на которой хорошо видны контрольные ориентиры. При необходимости в плане указывается район дозаправки самолётов топливом в воздухе на обратном пути. Если самолёт-разведчик должен идти на задание вместе с ударной группой, то записывается место, время и высота их встречи. При разведке объектов, имеющих сильную систему ПВО, в плане отражаются вопросы взаимодействия с группой прикрытия.

Офицер фоторазведки совместно со специалистами по радиоэлектронному оборудованию в соответствии с поставленной задачей и погодой выбирает тип АФА, количество пленки, фильтры и интервалы съемки.

Во время предполетной подготовки, которая может длиться до 1,5 ч. инструктируются экипажи. Командир эскадрильи уточняет задачу и разъясняет ее. Офицер разведки знакомит экипажи с учетными данными целей (если они не были изучены ими во время предварительной подготовки), затем информирует летчиков о средствах ПВО противника на маршруте и в районе цели, рекомендует тактические приемы их преодоления, называет особо заметные визуальные ориентиры и объясняет маскировку объектов противника. Он также доводит до сведения экипажей (на случай, если они по каким-либо причинам окажутся на территории противника) возможное отношение населения к ним, каким образом избежать пленения и как действовать при спасении.

Офицер фоторазведки инструктирует экипажи о порядке применения АФА, указывая количество фотоснимков, которое можно сделать каждым аппаратом, и контрольные ориентиры начала фотографирования.

Офицер радиотехнической разведки из эскадрильи технического обслуживания напоминает режимы работы аппаратуры, моменты ее включения и выключения, особенности опознавания источников излучения на бортовых индикаторах.

Офицер-метеоролог знакомит экипаж с прогнозом погоды по маршруту и в районе цели.

На инструктаж специально приглашаются экипажи, ранее летавшие в заданный район.

По окончании инструктажа экипажи уточняют маршруты полетов к объектам и обратно, время пролета контрольных ориентиров и подхода к целям, запасные маршруты при изменении погоды или неожиданно сильном противодействий сил ПВО противника.

После выполнения задания самолёт встречает дежурная команда, которая снимает кассеты с фотопленкой и доставляет их в фотолабораторию. Здесь еще мокрая пленка просматривается дешифровальщиками для предварительной оценки и составления срочного донесения. Помимо этого, командир экипажа представляет доклад по результатам визуального наблюдения. При обнаружении на пленке заданных объектов она отправляется в фоторазведывательную техническую эскадрилью разведывательного авиационного крыла. Если объекты не обнаружены, то решается вопрос о повторном вылете. В фоторазведывательной технической эскадрилье пленка дешифрируется более тщательно.

Иностранные специалисты считают, что время, затрачиваемое на дешифрирование пленки, все еще велико. Поэтому за рубежом стремятся подучать информацию о противнике с борта самолёта. Ценность такой информации заключается в своевременности и достоверности, так как экипаж самолёта может передать ее в течение 3-5 мин после обнаружения объекта. Принимать данные о цели могут одновременно все органы, заинтересованные в их получении. В войне во Вьетнаме, как сообщала иностранная печать, американское командование получало по радио с борта разведывательных самолётов более 2/3 данных о подвижных объектах.

Рис. 1. Разведывательный самолёт RF-4C 2

Возможности разведывательных самолётов по съемке местности определяются глазным образом тактико-техническими характеристиками бортовой аппаратуры.

Судя по сообщениям зарубежной печати, основным тактическим самолётом-разведчиком в ВВС главных капиталистических стран является RF-4С «Фантом» 2 (рис. 1). Экипаж два человека. На нем установлена современная разведывательная аппаратура. Возможности ее при съемке местности с высоты 100 м. показаны на рис. 2. С набором высоты площадь местности, охватываемая фотографированием, увеличивается.


Рис. 2. Полосы местности, захватываемые разведывательной аппаратурой самолёта RF-4C при его полете на высоте 100 м: 1, 2 и 3 - АФА передней, перспективной и плановой съемок; 4, 5 - ИК и лазерной аппаратурой; 6 - РЛС бокового обзора, которая снимает местность по обе стороны самолёта; 7 - дальность действия аппаратуры радиотехнической разведки

На самолётах «Фантом» не устанавливается телевизионная разведывательная аппаратура. Это объясняется ее слабой помехозащищенностью. Однако она применяется на беспилотных самолётах-разведчиках. Сообщалось, что ее планируется использовать совместно с инфракрасными средствами наблюдения.

Таким образом, как об этом можно судить по публикуемым в иностранной печати данным, ведению тактической воздушной разведки на ТВД в вооруженных силах стран НАТО придается первостепенное значение. Она организуется с учетом использования всех боевых самолётов и быстрейшей передачи данных о противнике командирам.

Воздушная разведка

Может быть, следует считать закономерным, что в послевоенный период почти во всех случаях, когда обсуждались вопросы военной авиации, основное внимание уделялось стратегическим бомбардировщикам, авианосцам, реактивным истребителям, реактивным управляемым и неуправляемым снарядам и борьбе с подводными лодками. Такие события, как война в Корее 1953 года, наводнения в Голландии и Великобритании, показали, что вертолеты приобретают важное значение. Вопрос о транспортных самолетах выдвинулся на передний план во время снабжения Берлина по воздуху и в первые напряженные дни войны в Корее, когда жизненно необходимые предметы снабжения должны были перебрасываться по воздуху на небольшой клочок Южной Кореи, который оставался еще в руках войск Объединенных Наций. Но ни в одном значительном труде о воздушных силах, написанном после окончания второй мировой войны, нельзя найти сведений о разведывательных самолетах и разведывательных операциях, за исключением отдельных замечаний.

Трудно понять, почему в период между двумя мировыми войнами в большинстве воздушных флотов разведывательной авиации стали отводить второстепенную роль и почему, несмотря на опыт второй мировой войны, в этом вопросе не произошло никаких изменений. В течение первых двух лет первой мировой войны самолеты и дирижабли использовались в основном для наблюдения. Их основная задача заключалась в том, чтобы быть глазами армии и морского флота: обнаруживать пушки и передвижение войск на суше и корабли противника на море. Естественно, что с появлением новых методов бомбометания и ведения воздушных боев вопросам ведения воздушной разведки стали уделять соответственно меньшее внимание. Но каждый этап второй мировой войны все больше убеждает нас в том, что хорошее или плохое патрулирование в воздухе или разведка должны быть основным фактором воздушной, наземной и морской обстановки.

Наиболее яркий пример развития и деятельности разведывательной авиации показали военно-воздушные силы Германии. В 1939 году, в самом начале второй мировой войны, 20 процентов от общего количества, примерно 3750 боевых самолетов, являлись разведывательными самолетами дальнего и ближнего действий, гидросамолетами и летающими лодками, предназначенными для ведения воздушной разведки и патрулирования. Такой большой процент разведывательных самолетов сохранялся примерно до 1943 года, когда в больших масштабах началось развертывание истребительной авиации. Во всей истории военной авиации никакая другая страна не выделяла столь большой доли своих авиационных ресурсов для выполнения задач воздушной разведки, наблюдения и патрулирования. В течение первых девяти или десяти месяцев войны немецкая разведывательная авиация успешно выполнила свои задачи по добыванию сведений, необходимых для эффективного и экономичного использования немецкой воздушной мощи. Гидросамолеты береговой охраны успешно выполняли задачи по наблюдению за побережьями Скандинавии и Балтийского моря. Над Северным морем и Западной Европой ежедневно проводилась метеорологическая и общая разведка; эти задачи выполнялись квалифицированными экипажами двухмоторных бомбардировщиков "Хейнкель", приданных каждому основному авиационному соединению. Во время кампании в Норвегии при выполнении этих задач им оказывали помощь четырехмоторные летающие лодки дальнего действия и самолеты Фокке-Вульф-200. Самолеты "Хеншель" выполняли важные задачи по тактической разведке в интересах сухопутных войск, действовавших в Польше, скандинавских странах, Франции и Фландрии. Они быстро сообщали точные сведения о передвижениях войск противника, благодаря чему можно было быстро применять пикирующие бомбардировщики по наиболее выгодным целям. Почти каждая танковая дивизия немцев располагала эскадрильей тактических разведывательных самолетов "Хеншель", выполнявшей задачи по обнаружению танков, а также звеном самолетов "Физелер", обеспечивавшим связь взаимодействия в районах боевых действий. В составе каждой части средних или пикирующих бомбардировщиков имелось хорошо подготовленное звено разведывательных самолетов, которое выполняло специальные задачи по наблюдению и ведению аэрофоторазведки в интересах своей части. Никогда раньше в истории авиации военно-воздушные силы не имели такой первоклассной воздушной разведки, которая была бы в состоянии обеспечить использование минимального количества бомбардировщиков с максимальной эффективностью.

Но к лету 1940 года даже этого количества немецких разведывательных частей оказалось недостаточно. В битве за Англию и во время боевых действий в Атлантике разведывательная авиация немцев прошла первые суровые испытания и обнаружила первые признаки, указывающие на слабость военно-воздушных сил Германии в отношении воздушной разведки. Во время битвы за Англию вскоре выяснилось, что 300 самолетов "Хеншель", имевших небольшую скорость, должны представлять хорошую цель для истребителей "Спитфайр" и "Харрикейн", вооруженных восемью пулеметами и превосходящих их в скорости почти на 160 км/час, так что эти машины необходимо было исключить из активных действий, хотя отчасти они использовались для патрулирования в районе побережья Бискайского залива. Оставшиеся разведывательные самолеты дальнего действия "Дорнье", "Хейнкель" и "Юнкерс" также оказались уязвимыми для истребителей "Харрикейн" и "Спитфайр", когда они попытались выполнять задачи по ведению разведки над сушей. В результате немцам не удалось провести разведку многих аэродромов и заводов, которые являлись важными объектами для бомбардировочной авиации Геринга. Немецкой разведывательной авиации не удалось получить достоверных сведений о результатах своих налетов на аэродромы, радиолокационные установки и заводы. Во время битвы за Англию разведывательная морская авиация немцев также начала испытывать трудности на новом Атлантическом театре военных действий. Во время действий по кораблям, главным образом в Северном море или в портах на восточном побережье Англии, разведывательная авиация немцев выполняла задачи по метеоразведке, аэрофоторазведке и наблюдению. Когда боевые действия авиации распространились дальше на Запад и на район Бискайского залива, разведывательная авиация немцев оказалась не на высоте своих задач. С конца 1940 года она стала все больше и больше играть второстепенную роль, и ее действия стали менее эффективными. На Средиземноморском театре военных действий дальняя разведка в интересах военно-воздушных сил Германии часто выполнялась авиацией Италии. Положение немецкой разведывательной авиации продолжало ухудшаться на всех трех основных фронтах, потому что немцы знали, что они располагают средствами лишь для выполнения самых минимальных задач. На Западе за период с января 1941 по сентябрь 1944 года немцы не могли провести ни одного самолетовылета по аэрофотосъемке Лондона. В решающий период перед вторжением союзников во Францию можно было получить массу сведений о планах вторжения путем воздушной разведки портов южного побережья Англии, но английские патрульные истребители отгоняли большинство немецких разведывательных самолетов, и полученные ими аэроснимки были плохого качества и давали очень мало сведений. На Востоке положение было еще хуже, так как после 1943 года части разведывательной авиации часто привлекались к выполнению бомбардировочных задач. Конечно, немецкие войска, действовавшие против Советской Армии, получали мало сведений от воздушной разведки, позволявших судить о направлении и силе ударов советских войск с конца 1942 года. В то время авиационное обеспечение зоны Суэцкого канала и центрального района Средиземного моря со стороны немцев и итальянцев также было недостаточным. Положение немецкой разведывательной авиации ухудшилось в то время, когда было особенно необходимо усилить разведывательную деятельность ВВС Германии. Когда противник слаб, передвижения его войск не играют большой роли; но когда он силен - значение воздушной разведки возрастает.

Вопросы воздушной разведки еще не нашли должного отражения в современных доктринах о воздушной стратегии и воздушной мощи. Хорошо организованная воздушная разведка (или информация) является "первой линией" противовоздушной обороны и первым важным условием для успешных действий авиации. Если в качестве средств нападения используются управляемые снаряды и бомбардировщики, то в первую очередь необходимо знать, где находится противник, каковы его средства и численность. Чтобы обеспечить защиту кораблей от нападения подводных лодок, необходимо своевременно их обнаружить. Чтобы оценить результаты бомбардировок во время войны, необходимо располагать новейшими сведениями о причиненных разрушениях, рассредоточении промышленности, восстановительных работах и строительстве новых заводов. Воздушная разведка может полностью изменить исход боевых действий сухопутных войск. Наступление немцев в Арденнах зимой 1944/45 года началось в период туманов, вследствие чего воздушная разведка союзников не проводилась. Едва ли на всем Тихоокеанском театре военных действий - от Пёрл-Харбора до о. Окинава - проводились морские бои, в которых воздушная разведка не играла бы важной роли.

И все же значение воздушной разведки всегда недооценивается. Во время войны нельзя экономно распределить силы и средства и максимально использовать их без знания обстановки. То, что писал Клаузевиц о войне сто лет назад, еще и теперь изучается и не утратило своей силы: "Многие донесения, получаемые на войне, противоречат одно другому; ложных донесений еще больше, а основная их масса мало достоверна". Неспециалисту трудно понять, что имеющиеся в распоряжении верховного командования сведения, которые служат основой при принятии решений, часто являются недостаточными и неполноценными. Командующие войсками могут месяцами руководить боевыми действиями, совершенно не имея сведений о том, сколько выпускает противник самолетов, кораблей, танков или подводных лодок. Правда, существует много источников получения разведывательных сведений: военнопленные, захваченные у противника документы, агенты и радиоперехват. Но как узнать, какими сведениями обладает тот или иной военнопленный? Как можно определить заранее, какие радиограммы могут быть расшифрованы и какие сведения они содержат, не всегда представляется возможным захватить документы противника, содержащие важные сведения. Редко можно положиться на то, что агентура доставит необходимые разведывательные данные в том виде, как это требуется. Единственным источником получения достоверных и новейших сведений военного характера является аэрофоторазведка. Действия воздушной разведки можно планировать и контролировать. Почти всегда самолеты, выполняющие задания по воздушной разведке, привозят снимки, которые дают ценнейшие сведения, так как известны объекты, время и дата фотографирования. Даже визуальная разведка, несмотря на то, что на ее результаты влияют ошибки, присущие людям, дает возможность быстро получать сведения, которые могут удовлетворять оперативным требованиям. Более того, знать точно время и место получения разведывательных сведений - это уже наполовину быть уверенным в их достоверности.

В советских военных кругах слова "тактическая (войсковая) разведка" (reconnaissance) и "стратегическая разведка" (intelligence) являются синонимами. И все же СССР никогда не придавал такого большого значения тактической разведке, какое придавали ей немцы в период между двумя мировыми войнами. В советских военно-воздушных силах всегда были (и сейчас есть) разведывательные авиационные полки численностью в 30–40 самолетов, но их никогда не хватало, чтобы обеспечить потребности армии в разведывательных сведениях. Слышал ли кто-нибудь и когда-нибудь о существовании разведывательного авиационного командования в военно-воздушных силах западных держав, равного по своему положению бомбардировочному и истребительному авиационным командованиям и командованию береговой авиации военно-воздушных сил Англии? Положение, достоинство и популярность в военной жизни играют такую же важную роль, как и в гражданской жизни. Редко можно слышать, чтобы летчик или штурман самолета-разведчика стал национальным героем. Во время сообщения о налете на Бруневаль немногие слышали о ценнейших перспективных аэрофотоснимках, которые были сделаны с малых высот майором авиации Хиллом. Разведывательные сведения, полученные из аэрофотоснимков, послужили исходными данными для налета на Бруневаль. Впоследствии он сделал много аэрофотоснимков радиолокационных станций во время полетов, требовавших умения, смелости и предприимчивости; но, как было со многими другими летчиками-разведчиками, доставлявшими ценные сведения как во время первой, так и второй мировой войны, его подвиг был вскоре забыт. По-видимому, летчики истребителей и бомбардировщиков считаются аристократами воздуха и монопольными носителями креста Виктории и Почетного ордена конгресса. Это мнение является ошибочным, так как каждый летчик или штурман самолета-разведчика должен быть первоклассным специалистом, чтобы справиться со своими задачами. При наличии современного радио - и радиолокационного оборудования на бомбардировщиках и истребителях экипаж средней квалификации может часто добиться хороших результатов. Является показательным, что в английских ВВС штурман носит только половину крыла на своей военной форме и редко дослуживается до чина полковника. Те, кто летает, знают, как часто штурман является наиболее важным и авторитетным членом экипажа самолета. И все же стал, ли хоть один штурман, участник первой мировой войны, генералом авиации или маршалом авиации во время второй мировой войны?

Современные военно-воздушные силы должны рассмотреть вопрос об организации воздушной разведки на совершенно новой основе. В начале второй мировой войны только военно-воздушные силы Германии смогли обеспечивать разведывательными данными проведение бомбардировочных операций. В военно-воздушных силах армии США! объективы многих аэрофотоаппаратов удовлетворяли лишь требованиям картографической аэрофотосъемки мирного времени. Во многих случаях их размеры были недостаточными для получения аэрофотоснимков в масштабе, необходимом для детального дешифрирования. Было очень мало подготовленных дешифровальщиков и летчиков-разведчиков.

Во время второй мировой войны воздушная разведка всех видов получила широкое развитие, но война не дала основного стратегического урока, состоящего в том, что проведение многоцелевых воздушных операций больших масштабов требует ведения многоцелевой воздушной разведки соответствующих масштабов. В современной войне задачи воздушной разведки очень разнообразны. На морских коммуникациях ведет разведку береговая авиация, над сушей и над морем проводится метеорологическая разведка, радиолокационная разведка проводится с целью обнаружения радиолокационных станций противника, а стратегическая авиационная разведка - в целях определения результатов бомбометания и получения разведывательных данных о целях. Кроме этого, существует тактическая разведка, которая включает корректировку артиллерийского огня, опознавание замаскированных объектов и целей и наблюдение за передвижением войск противника по шоссейным и железным дорогам. Во время второй мировой войны разведывательные действия для решения каждой из вышеперечисленных задач едва ли продолжались несколько месяцев. В течение первых двух лет войны на Тихоокеанском театре не проводилась аэросъемка заводов растущей авиационной промышленности Японии. Англичане вели недостаточную метеорологическую разведку над территорией Германии. Из захваченных журналов боевых действий стало известно, что считавшиеся союзниками дни с плохой погодой в таких важных городах, как Берлин и Лейпциг, в действительности были ясными, солнечными днями. Уинстон Черчилль писал о налетах английской авиации на Берлин, которые начались в ноябре 1943 года, следующее: "Мы вынуждены были ждать до марта 1944 года, чтобы получить достаточно отчетливые аэрофотоснимки, необходимые для оценки результатов бомбометания. Частично это объяснялось плохими метеорологическими условиями, а также недостаточным количеством разведывательных самолетов "Москито". Американская авиация, совершавшая налеты на нефтеперерабатывающие заводы в Румынии в 1943 году, и в последующем не имела данных аэрофоторазведки как в период планирования операций, так и в период оценки результатов бомбометания. Эффективное воздушное патрулирование в прибрежных зонах и хорошая радиосвязь могли бы сорвать нападение японской авиации на Пёрл-Харбор. Немецкие линкоры "Шарнхорст" и "Гнейзенау" во время их прорыва через Ла-Манш были случайно обнаружены с самолета "Спитфайр", выполнявшего задачу боевого воздушного патрулирования, а не самолетами-разведчиками. Можно привести много примеров, когда на решающих этапах второй мировой войны организация воздушной разведки была поставлена слабо.

Тактические уроки второй мировой войны хорошо усвоены. Теперь ясно, что самолеты-разведчики должны быть самыми лучшими, а их экипажи - самыми квалифицированными. С бомбардировщиков и истребителей, предназначенных для разведки, должно сниматься вооружение и заменяться дополнительными топливными баками с тем, чтобы увеличить радиус действия и скорость полета. Все самые лучшие самолеты периода второй мировой войны: "Москито", "Мустанг", "Лайтнинг", "ЛаГ" и реактивные самолеты "Мессершмитт использовались для ведения воздушной разведки. В послевоенный период такие самолеты, как "Канберра", двухмоторный реактивный самолет конструкции Туполева, "Сэйбр" и другие реактивные истребители, а также стратегические бомбардировщики В-36 и В-52 - все были специально приспособлены для выполнения задач воздушной разведки. Может также появиться вариант тяжелого бомбардировщика, с которого при приближении к территории противника будет выпускаться сверхзвуковой истребитель-разведчик. Совершенно ясно, что при воздушном фотографировании большое значение имеет точное выдерживание курса, высоты и скорости полета - что может быть выполнено лишь немногими летчиками; важное значение также имеет выбор маршрута полета и точное выдерживание времени нахождения над целью. В настоящее время широко используются фотоаппараты с объективами, имеющими фокусные расстояния от 150 до более чем 1500 мм; они обеспечивают большую площадь фотографирования при большом перекрытии, позволяющем подробное дешифрование аэрофотоснимков, сделанных с высот более 9000 м. Во всех современных военно-воздушных силах применяются машины, обеспечивающие быстрое и эффективное дешифрирование. Как только самолет приземляется, 16- или 35-мм фотопленка быстро доставляется в местный подвижный центр дешифрирования, где в течение нескольких часов производится первый этап обработки: проявление, промывка, сушка, печатание и первичное дешифрирование. Пользуясь этими снимками, можно быстро приблизительно оценить ущерб, причиненный бомбардировкой, или подсчитать примерное количество автомашин, поездов и войск, находящихся в движении. Чтобы максимально использовать полученные после первой обработки аэрофотоснимки в оперативных целях, необходимо иметь хорошую картотеку разведывательных сведений и военные карты последних изданий. Сами по себе сведения о количестве кораблей в порту, самолетов на аэродроме или составов на сортировочной станции имеют сомнительную ценность. Необходимо знать, для какой цели сосредоточены те или иные средства. Это положение можно проиллюстрировать на одном примере из второй мировой войны. На аэродроме в центральной Норвегии фоторазведка обнаружила большое количество четырехмоторных бомбардировщиков, предназначенных для борьбы с кораблями. Это указывало на то, что немцы готовят нападение на корабли, находящиеся у берегов Шотландии или Ирландии. На кораблях началась суматоха. Было принято решение вывести их в безопасное место или принять другие меры. В действительности же оказалось, что сосредоточение большого количества самолетов на одном аэродроме было вызвано плохой погодой в районе авиабаз в юго-западной Франции и юго-западной Норвегии, а также ввиду отсутствия запасных частей на базах в центральной Норвегии, что послужило причиной выхода из строя нескольких самолетов. Очень часто не учитывается то положение, что самолеты, сфотографированные на аэродроме, могут оказаться неисправными. Из каждого снимка можно почерпнуть много сведений, но чтобы эти сведения принять как факты, их необходимо дополнить другими данными.

На втором и третьем этапах дешифрирования аэрофотоснимков осуществляется более тщательное их изучение. Применение стереоскопа повышает точность дешифрирования. Неясные тени на холмах и в долинах становятся ясными. Просмотр аэрофотоснимков через стереоскоп помогает опознать самолеты на стоянках, распознать камуфлированные мосты и здания путем определения разницы в высоте объекта по сравнению с окружающими предметами. Стереоскоп позволяет видеть рельеф предмета по его тени, что часто является последним ключом для распознавания объектов при дешифрировании. Изучая детали аэрофотоснимков, можно получить большое количество разведывательных данных, например сравнительные данные о развитии сети радиолокационных станций и огневых позиций зенитной артиллерии, сведения о строительстве и расширении аэродромов со значительным удлинением взлетно-посадочных полос. С помощью данных, полученных путем аэрофоторазведки, была вскрыта подготовка стран оси к несостоявшейся высадке воздушного десанта на о. Мальта с о. Сицилия, где были для этой цели специально построены аэродромы и взлетно-посадочные площадки. Именно с помощью аэрофоторазведки было обнаружено, что в Пенемюнде немцы разрабатывают новое оружие, которое в будущем может сыграть решающую роль в войне. Роль воздушной разведки стратегических целей нельзя переоценить. Из других разведывательных источников можно получить точные и достоверные основные разведывательные данные. Но только с помощью воздушной разведки можно получить достоверные сведения о наилучшем маршруте полета к цели, учитывая противовоздушную оборону в данном районе, маскировку противника и важные районы целей, которые недавно подверглись реконструкции или восстановлению.

Однако один важный вопрос аэрофоторазведки часто понимают неправильно. В настоящее время все еще утверждают, что, пользуясь аэрофотоснимками, можно определить, насколько времени тот или иной объект выведен из строя. В период второй мировой войны на основании аэрофотоснимков делались примерно такие заключения: "Предполагается, что производственная мощность объекта уменьшилась на 50 процентов на срок от двух до трех месяцев". Никто не может подсчитать процент разрушений на основании аэрофотоснимков с такой точностью. Темпы восстановительных работ зависят от многих факторов: морального состояния населения, очередности выполнения работ, снабжения электроэнергией, наличия рабочей силы и сырья. В 1944 году оценка разрушений заводов авиационной промышленности Германии, произведенная на основе аэрофотоснимков, была оптимистичной потому, что противник рассредоточил промышленные предприятия и использовал производственные площади на неизвестных заводах. Оценка разрушений заводов авиационной промышленности Японии в 1944–1945 годах часто являлась пессимистической, так как темпы восстановительных работ в Японии были низкими, а переоценка разрушений немецких заводов в 1944 году, вероятно, слишком хорошо запомнилась.

Один из печальных уроков воздушной войны в Корее говорит о том, что опыт ведения воздушной разведки во время второй мировой войны оказался растерянным. Во-первых, ощущался большой недостаток в квалифицированных дешифровальщиках. Работа по дешифрированию аэрофотоснимков требует большой подготовки и мастерства. Многие хорошие дешифровальщики потеряли свою квалификацию за время работы в гражданских учреждениях. В 1950 году американские военно-воздушные силы имели в Японии и Корее только две разведывательные авиационные эскадрильи, одна из которых была занята картографической съемкой. Вторая эскадрилья не могла быть эффективно использована, так как сильно страдала от недостатка материальной части и личного состава. Когда эти эскадрильи приступили к выполнению своих задач, тактические уроки сороковых годов уже были забыты. К ним поступало слишком много невыполнимых заявок на аэрофотоснимки крупного масштаба, которые необходимо было производить с малых высот и на большой скорости. Существовали различные органы, которые, несмотря на ограниченные ресурсы, использовали средства воздушной разведки для удовлетворения своих собственных потребностей; случалось, что в один и тот же день по заявкам различных организаций дважды совершались разведывательные полеты по одному и тому же маршруту. Хуже всего то, что не было специалистов-дешифровальщиков. Но эти трудности начального периода вскоре удалось преодолеть. К началу 1952 года были организованы подвижные фотолаборатории, оборудованные фургонами, прицепами с силовыми установками и резервуарами для воды. Имелись фургоны для печатания снимков и проявления фотопленок, мастерские по ремонту фотооборудования, фильмотека - то есть все необходимое для обработки аэрофотоснимков в полевых условиях. Количество оборудования, личного состава и самолетов постепенно увеличивалось. Заявки на воздушную разведку координировались в управлении разведки ВВС США на Дальнем Востоке, и действия войск Объединенных Наций в Корее стали более экономными и целесообразными.

Из уроков воздушной разведки в период второй мировой войны один урок остался, пожалуй, неусвоенным - это недопустимость недооценки использования гидросамолетов и летающих лодок. Во время войны американские летающие лодки "Каталина", английские "Сандэрленд", советские "МР" и немецкие гидросамолеты и летающие лодки "Хейнкель" и "Дорнье" вели прибрежную и метеорологическую разведку, несли противолодочное патрулирование и выполняли другие задачи в интересах военно-морских сил. Но после войны гидросамолеты и летающие лодки вышли из моды в военно-воздушных силах западных держав, хотя в Советском Союзе осталось несколько таких эскадрилий. К счастью, коммунисты в Корее имели незначительные силы бомбардировочной авиации; если бы те несколько аэродромов, которыми располагала авиация Объединенных Наций в начальный период войны в Корее, подверглись хотя бы слабому нападению с воздуха, то их самолетам пришлось бы действовать с авиабаз в Японии, лишившись больших преимуществ. Во многих случаях только гидросамолеты и летающие лодки, рассредоточенные на якорных стоянках на случай воздушного нападения, могут доставлять важные сведения о передвижениях противника и изменении метеорологических условий. Немцы оценили летающие лодки и гидросамолеты в 1940 году во время кампании в Норвегии, когда в их распоряжении было мало аэродромов, а метеорологические и другие сведения были необходимы для быстрого успеха кампании. Несомненно, что в будущем могут иметь место условия, аналогичные условиям на Тихоокеанском театре, в которых летающие лодки сыграют важную роль. Летающие лодки являются удобным и экономичным средством пассажирских перевозок на гражданских авиалиниях; они способны нести большую полезную нагрузку и могут быть быстро приспособлены для военных целей. Летающие лодки представляют большую ценность, чем это кажется многим.

Необходимость получения прогнозов погоды в глобальном масштабе в настоящее время гораздо больше, чем когда-либо раньше, но роль воздушной разведки в этом отношении определить трудно. Если возникнет необходимость перебрасывать авиационные эскадрильи через большие водные пространства на скоростях свыше 1100 км/час, как это имело место в начале 1954 года, то метеорологическая служба должна обеспечить прогноз погоды в мировом масштабе. В настоящее время во всех странах созданы тысячи наземных и морских метеорологических станций, доставляющих основные метеоданные. Имеется бесчисленное множество ранее собранных сведений о метеорологических условиях и климате, которые могут помочь установить взаимосвязь между текущими местными метеорологическими данными и возможными долгосрочными тенденциями погоды. Для предсказания погоды все чаще и чаще применяется электронное оборудование. УКВ радиостанции используются для предупреждения о надвигающемся шторме, представляющем опасность для полета самолетов. С помощью радиолокационных станций определяют характер ветров в верхних слоях атмосферы. Было бы нецелесообразно занять большое количество самолетов разведкой погоды, когда эти самолеты необходимы для выполнения более важных задач. Целесообразнее было бы увеличить количество наземных подвижных метеостанций и судов для разведки погоды в море, усовершенствовать метеорологические приборы и обеспечить надежную связь с центральными органами, обобщающими информацию о состоянии погоды.

Конечно, пока еще существует необходимость использовать определенное количество самолетов для метеорологической разведки, особенно в условиях возрастающей дальности действия всех типов самолетов, когда бомбардировщики во время полета к цели могут встретиться с разнообразными метеорологическими условиями. Трудно предвидеть весь объем оперативных требований в области метеорологической разведки, так же как и в области войсковой разведки. По мере роста возможностей использования дорогостоящего атомного оружия для непосредственной авиационной поддержки, тактическая войсковая разведка становится все более и более важной. Нельзя допускать траты атомного оружия на второстепенные цели. В эпоху атомных снарядов и тактических атомных бомб, которые могут применяться с истребителей-бомбардировщиков, своевременные и достоверные сведения являются чрезвычайно важными. Дорогостоящие тактические управляемые снаряды также нельзя применять по небольшим объектам. Если сухопутные войска будут действовать в Африке, Южной Америке, Азии и на Среднем Востоке, где на многие районы еще не составлены карты, то там потребности в аэрофотосъемке будут значительными. Об этом говорит опыт военных действий в Малайе. Имевшиеся карты Малайи оказались бесполезными для военных целей. Потребовалось составить новые военные карты, для чего необходимо было произвести воздушное фотографирование территории площадью более 10 тыс. кв. км. Большая часть этой работы была выполнена с помощью вертолетов. Эти машины оказались также исключительно ценными для воздушной разведки в период войны в Корее. Но территории Кореи и Малайи не идут ни в какое сравнение, например, с огромными пространствами Азии, где также нет современных военных карт крупного масштаба и для составления которых потребуются колоссальные усилия воздушной разведки. Можно с уверенностью сказать, что любой конфликт в будущем, во время которого придется вести воздушную разведку, почти наверняка охватит весь мир. Количество самолетов для ведения разведки будет очень ограничено. Что же можно сделать в сравнительно спокойной обстановке мирного времени, чтобы максимально подготовиться к войне, имея ограниченные ресурсы? Первым и самым главным условием является проведение всеобщей подготовки личного состава вооруженных сил по визуальному наблюдению. Часть времени, которое расходуется на физическую подготовку и лекции по текущим вопросам, полезно использовать на изучение метеорологии, маскировки, техники наблюдения с воздуха, географии, особенностей местности - то есть всех вопросов, которые развивают у личного состава всех видов вооруженных сил теоретические и практические навыки по ведению разведки. Такие мероприятия, как показ всему личному составу специальных документальных кинофильмов, проведение после полетов практических проверок на предмет присвоения специального знака наблюдателя, который дает право на надбавку к денежному содержанию, повысят общий уровень разведывательной подготовки. Во всех бомбардировочных истребительных и транспортных частях военно-воздушных сил должно быть больше летчиков, специально подготовленных для выполнения разведывательных задач. Если в вооруженных силах организовать в широких масштабах первоначальную подготовку наблюдателей, то будет нетрудно создать разведывательные отряды в боевых авиачастях и укомплектовать их личным составом. Кроме этого, должны быть созданы условия для более гибкого переключения самолетов на ведение воздушной разведки. Почему бы, например, не использовать целое авиационное крыло бомбардировщиков и истребителей для обозрения целого района и получения таким образом данных визуальной разведки по данному району. Но слишком часто для ведения воздушной разведки выделяется всего лишь два или три самолета. Подобно тому, как хороший боксер бережет свой коронный удар до тех пор, пока не узнает сильные и слабые стороны своего противника, для успешного проведения наступательных действий в воздухе необходимо подробное знание территории противника, и часто бывает целесообразно отложить начало операций до тех пор, пока необходимые сведения не будут получены. Экономия сил и средств на воздушную разведку ведет лишь к бесполезной трате средств при бомбардировке.

Если громадные пространства, охватываемые современной войной, вызывают необходимость ведения воздушной разведки к больших масштабах, то они требуют также особого внимания к вопросам связи и централизованного управления. В США, Великобритании и СССР созданы центральные разведывательные управления, но они выполняют главным образом задачи стратегической разведки. Необходимо организовать единую разведывательную службу вооруженных сил, которая бы включала подразделение дешифровальщиков фотоснимков, обрабатывающих все разведывательные материалы, поступающие по всем каналам: в этот отдел должны входить как военные, так и гражданские специалисты. Конечно, в этом отделе должны быть специализированные подразделения: техническое, научное, промышленное и т. д., но эти подразделения должны быть общими, без какого-либо предпочтения одному из видов вооруженных сил. Разведывательная информация представляет ценность для всех видов вооруженных сил: разведывательные данные о состоянии погоды, о радиолокационных станциях, кораблях противника и почти все остальные сведения редко представляют интерес только для какого-либо одного вида вооруженных сил.

Подобным же образом разведывательные авиационные части и дополнительно создаваемые отряды разведчиков наблюдателей также должны обслуживать все вооруженные силы, а не только авиационные силы. Воздушная разведка так же, как и стратегическая бомбардировка, должна вестись в соответствии с государственной военной политикой, определяемой министерствами обороны и объединенными комитетами начальников штабов. Управление советской бомбардировочной авиацией дальнего действия во время второй мировой войны осуществлялось Государственным Комитетом Обороны, а разведывательные авиационные части были распылены, находясь в распоряжении командующих объединений сухопутной армии и военно-морского флота. Англо-американская стратегическая бомбардировочная авиация временно находилась в подчинении объединенного комитета начальников штабов, но он никогда не добивался подчинения себе воздушной разведки, которая часто являлась глазами стратегической бомбардировочной авиации и оценщиком результатов ее действий. Конечно, в настоящее время усиливаются тенденции к объединению видов вооруженных сил. Уже организованы объединенные разведывательные управления, объединенные комитеты и ведется совместная разработка многих штабных документов. Уже настало время для отмены различных форм одежды отдельных видов вооруженных сил и для разработки подробных планов наиболее тесного объединения армии, военно-морских и военно-воздушных сил во всех звеньях, где это возможно. Однако это большой самостоятельный вопрос, который более подробно разбирается в главе IX.Глава 3. Разведка Вести разведку в горах сложнее, чем на равнинной местности. Горная сильно пересеченная местность, наличие горных отрогов и хребтов, ущелий и долин между ними способствует скрытности передвижений противника и расположения его частей. Кроме того, складки

Из книги Очерки секретной службы. Из истории разведки автора Роуан Ричард Уилмер

Глава тридцать пятая Разведка и секретная служба Для противников Германии и даже для нейтральных наблюдателей этот неожиданный и почти неправдоподобный провал германского шпионажа явился полной неожиданностью. На протяжении целого поколения правительства и народы

Из книги Асы шпионажа автора Даллес Аллен

Глава 8 Научно-техническая разведка Примеры, которые приводятся в этом разделе, показывают тесную взаимосвязь между наукой и техникой и разведывательными службами.Привлечение современных научно-технических средств к разведывательной деятельности (У-2, спутники,

Из книги Арктические конвои. Северные морские сражения во Второй мировой войне автора Шофилд Брайан

Глава 5 ВОЗДУШНАЯ УГРОЗА И в воздухе смерть плачет и поет. Джулиан Гренфелл Результатом действий, описанных в предыдущей главе, стала временная ликвидация угрозы атаки на конвои со стороны немецких эсминцев, базировавшихся на севере Норвегии. По оценкам экспертов, те,

Из книги Оружие возмездия. Баллистические ракеты Третьего рейха – британская и немецкая точки зрения автора Ирвинг Дэвид

Глава 2 В бой вступает разведка 1 В конце осени 1942 года в Лондон просочились первые сообщения британской разведки, содержащие предположения о том, что Германия работает над созданием ракет дальнего радиуса действия.Союзники не слишком удивились: военная разведка еще с

Из книги Окинава, 1945 автора Вольны Антони

Воздушная разведка расположения японских войск и их оборонительных укреплений При подготовке к окинавской операции американское командование особое внимание уделило разведке японской обороны. Эту информацию пришлось добывать на протяжении нескольких месяцев, так

Из книги Русские конвои автора Скофилд Брайан Бетэм

Глава 5 Воздушная угроза В результате боев, описанных в предыдущей главе, угроза конвоям со стороны немецких эсминцев, базирующихся в Норвегии, была устранена. Те корабли, которые не были потоплены, нуждались в ремонте. Разумеется, угроза атаки карманного линкора «Адмирал

Из книги Воздушная мощь автора Эшер Ли

Глава IV Воздушная разведка Может быть, следует считать закономерным, что в послевоенный период почти во всех случаях, когда обсуждались вопросы военной авиации, основное внимание уделялось стратегическим бомбардировщикам, авианосцам, реактивным истребителям,

Из книги Секретный корпус. Повесть о разведке на всех фронтах автора Тохай Фердинанд

Из книги Атомный проект: Тайна «сороковки» автора Новоселов В. Н.

Глава первая Разведка Это рассказ о войне внутри войны - о сражении, скрытом от дневного света, о затяжной, безжалостной «битве умов». Под словом «Разведка» и подразумевают подобное состязание, т. е. процесс, посредством которого одно лицо или государство получает

Из книги Воздушная мощь автора Ли Эшер

Глава 5 МОЖЕТ ЛИ РАЗВЕДКА ЗАМЕНИТЬ АКАДЕМИЮ НАУК? Решение Государственного Комитета Обороны от 15 февраля 1943 года было крупным шагом на пути создания научной, сырьевой и строительной базы урановой программы. ГКО поручил И.В. Курчатову подготовить докладную записку о

Из книги Господство в воздухе. Сборник трудов по вопросам воздушной войны автора Дуэ Джулио

Из книги «Кондор» оставляет следы автора Машкин Валентин Константинович

Из книги Маршал Берия. Штрихи к биографии автора Гусаров Андрей Юрьевич

ГЛАВА IV ВОЗДУШНАЯ КАТАСТРОФА Необъявленная война против Кубы И декабря 1959 г., когда не истек еще первый год после победы кубинской революции, полковник Кинг, начальник отдела стран Западного полушария ЦРУ, вручил своему шефу Аллену Даллесу, тогдашнему директору этого

Из книги автора

Глава 7. Разведка. Убийство Троцкого. 1939–1941 годы В молодости Лаврентий Павлович Берия начинал разведчиком, и к сорока годам ему пришлось вернуться к шпионской работе, на этот раз не рядовым сотрудником, а руководителем всей разведки страны.Внешняя разведка досталась ему