Английские танки в ходе Второй Мировой Войны не могли похвастаться серьёзными тактико-техническими характеристиками. Большинство английских боевых машин по многим параметрам так или иначе уступало американским, немецким и советским образцам. Британские танки делились на пехотные и крейсерские. В функции первых входило, как уже следует из названия, непосредственная поддержка пехоты в наступлении, подавление огневых точек, совместное с пехотой сдерживание контратак противника. Эти танки отличались серьезным для начала войны бронированием и крайне слабой скоростью, что впрочем обьяснялось тем, что они должны были вести наступление в рядах пехоты и одновременно с ней. Крейсерские танки напротив обладали хорошей динамикой, скоростью и подвижностью, однако их бронирование было довольно слабым. Эти танки могли входить в прорыв и развивать наступление в тыл противника, угрожая его коммуникациям, внезапно атаковать части противника на марше, окружать крупные группировки врага при поддержке авиации, артиллерии и пехоты. Именно крейсерские танки обладали куда большим потенциалом, однако англичане часто использовали эти танки также как и пехотные - лишь для поддержки атакующих частей, рассеивая танки по фронту, в то время как Германия наглядно продемонстрировала на что способны крупные, собранные в несколько мощных кулаков, подвижные и мобильные танковые соединения.

Поражения в Европе и катастрофа под Дюнкерком

До начала немецкого наступления на Западе, англичане имели во Франции 12 дивизий и свыше 500 танков, 9 из этих 15ти дивизий располагались в Бельгии в составе объединенного англо-французкого Северо-восточного фронта, который должен был прикрывать это направление от возможного немецкого удара. Английский экспедиционный корпус во Франции имел на вооружении танки Matilda(Mark II), Сruiser(Mark IIA) и Cruiser(Mark IIIA), вооруженные 40мм орудиями, более половины из которых для 1940 года обладали превосходным бронированием и с трудом поражались германскими танковыми орудиями. Кроме того не стоит забывать, что многие немецкие танки во Французcкой кампании все еще были вооружены только пулеметом(Pz.I и Pz.II).
Французы также обладали внушительным танковым парком(более 3000 машин) - среди которых были средние "Somua" и тяжелые танки "B1". Бронирование и вооружение их также не уступало немецкому. Единственное в чем англо-французские танки проигрывали немецким - это в скорости. Что же касается тактики, оперативного руководства, подготовки экипажей и воли к победе, то в этом немцы однозначно взяли верх над союзниками. 10 мая 1940 немецкие войска начали быстрое наступление через Бельгию. Удар немецких подвижных соединений был направлен в обход французcкой линии Мажино. Слаженные действия немецких танков, авиации, артиллерии и пехоты, привели к разгрому и капитуляции голландской армии уже 14 мая. После чего немцы стремительно форсировали реку Маас и их танковые группы рванули на запад. 21 мая они вышли к Ла-Маншу и в окружение в районе Дюнкерка попали свыше 50 англо-французких дивизий. Разгромленная бельгийская армия также сдалась 28 мая. Понеся большие потери и бросив всю оставшуюся технику противнику англо-французские войска в начале июня эвакуировались в Англию.

Смотрите также:

Английские танки в Африке

Изначально в Африке англичанам противостояли части итальянской армии, техническая оснащенность которых оставляла желать лучшего - все итальянские боевые машины уступали английским образцам. Когда в декабре 1940 года началось первое наступление английских войск в Африке против итальянских агрессоров, то превосходство англичан в технике дало о себе знать - итальянцы отступали до тех пор, пока германское командование, решившее оказать помощь своему союзнику, не перебросило в Африку корпус под командованием генерала Роммеля. Контрудар этого корпуса, у которого на начальном этапе было лишь 120 танков, отбросил англичнан к египетской границе и окружил их базу в Тобруке.
В ноябре 1941 года британцы предприняли ответное наступление, целью которого был не много ни мало разгром всей танковой группировки Роммеля и решительный перелом в АФриканской кампании. Имея вдвое больше танков, чем у противника, англичанам не удалось осуществить свой грандиозный план. Роммель маневрировал танковыми соединениями, перегруппировывал рассеяные части и снова бросал их в бой, не давая англичанам добиться решительного преимущества. Тем не менее итало-германским войскам приходилось отступать все дальше и дальше. В мае 1942 года Роммель принял решение нанести мощный контрудар всеми наличными силами, несмотря на нехватку горючего и боеприпасов. Английское командование имело примерно 900 танков, это означало почти трехкратное превосходство над наступающими войсками Роммеля. Тем не менее успех поначалу сопутствовал Германии. Только у Эль-Аламейна немецкое наступление было решительно остановлено. Потери немцев были огромны, у Роммеля оставалось лишь около 50 танков, однако несмотря на критическую ситуацию со снабжением, немцы сопротивлялись еще длительное время. Группировка англичан в Африке постоянно росла, в то время как немецкие резервы иссякали, подкреплений не было, а снабжение было ужасным. Количество танков у англичан к концу Африканской кампании, которая закончилась капитуляцией итало-германских войск в мае 1943 года, уже перевалило за тысячу, в то время как Германия, скованная войной против СССР не могла ничем помочь африканскому корпусу.

Производство танков в Англии в период войны

Темпы производства танков в предвоенные годы в Англии были очень низкими. Во многих источниках это иногда объясняется тем, что в Военном Министерстве Великобритании было много противников развития танковых войск. Часть чиновников считало развитие танков пустой тратой бюджета. В итоге все же англичане пришли к выводу о необходимости производства танков двух разных вариантов - пехотные и крейсерские. К 1938 году промышленность Великобритании согласно плану должна была выпустить свыше 600 крейсерских и около 370 пехотных танков. Однако реально произвести удалось тридцать крейсерских
и шестьдесят пехотных танков, что было просто невероятно мало, учитывая приближающуюся войну. Через год англичане пополнили свой танковый парк чуть более чем 300 боевыми машинами разных типов. И все же этого было катастрофически мало. Войну Британия встретила не имея даже тысячи танков. К тому же большинство из имеющихся танков были легкими. Практически всю войну англичане делали танки довольно неудачные, как в плане конструкции, так и в плане надежности. На завершающем этапе войны основной противник стран Антигитлеровской коалиции - Германия, уже имела настолько серьезное превосходство в танках над Британией, что назвать английский танк, который бы мог сравнится по боевой ценности с немецкими "Тиграми" или "Пантерами", не представляется возможным. За годы войны английская промышленность выпустила 24 тысячи танков, примерно 4тысячи САУ. При производстве САУ и зенитных самоходных установок часто использовались шасси устаревших танков. Многие английские танки, выпущенные в 1939 - 1945 годах так и не попали на фронт и лишь служили в тылу в качестве учебных машин для подготовки экипажей и отработки навыков эксплуатации танка.

К танкостроению англичане приступили ещё в годы Первой мировой войны. К её окончанию Англия имела многочисленные и организационно оформленные танковые войска - Royal Armoured Corps (RAC) - Королевский танковый корпус. В последующие двадцать лет строительство танков здесь находилось почти на «точке замерзания». Прежде всего, затянулась дискуссия о роли и месте танков в современной войне. Неопределённость по этому вопросу у военных тормозила разработку соответствующих тактико-технических требований и выдачу заказов промышленности. Нападать англичане ни на кого не собирались, а реального противника в Европе у них долгое время не было. Такое положение привело к тому, что за этот период промышленность изготовила всего несколько сот танков, конструкцию которых трудно назвать новаторской. Наиболее же интересные идеи их создателей либо воплотились в опытные и экспериментальные образцы, оставшиеся невостребованными, либо просто не нашли применения у себя на родине. В выпуске описаны история создания, описание конструкций английских танков периода Второй мировой войны, их модификаций и машин построенных на их базе; боевое применение; технические характеристики. Большое количество уникальных фотографий, чертежей и рисунков.

Символом британского танкостроения в годы между двумя мировыми войнами был тяжелый пятибашенный танк А Т Independent. Эта машина стала объектом пристального внимания специалистов многих стран и, без сомнения, послужила прототипом при создании советского тяжелого танка Т-35 и германского Nb.Fz

Как известно, к строительству танков англичане приступили еще в годы Первой мировой войны, К ее окончанию они имели многочисленные и организационно оформленные танковые войска - Royal Armoured Corps (RAC) - Королевский танковый корпус.

В последующие же 20 лет английское танкостроение находилось почти на "точке замерзания". Причин тому было несколько. Прежде всего, в Великобритании затянулась дискуссия о роли и месте танков в современной войне. Неопределенность по этому вопросу у военных тормозила разработку соответствующих тактико-технических требований и выдачу заказов промышленности. Сыграла свою роль и географическая особенность государства - нападать англичане ни на кого не собирались, а реального противника в Европе у них долгое время не было.
Такое положение привело к тому, что за этот период времени британская промышленность изготовила всего несколько сот танков, конструкцию которых трудно назвать новаторской. Наиболее же интересные идеи их создателей либо воплотились в опытные и экспериментальные образцы, оставшиеся невостребованными, либо просто не нашли применения у себя на родине.

Окончание споров в СССР и Германии о роли танков и последовавшее вслед за этим массовое развертывание танковых войск в этих странах заставило британских военных выйти из состояния спячки. Начиная примерно с 1934 года разработка бронетанковой техники в Великобритании резко активизировалась.

К этому времени в основном определились и взгляды военного руководства на тактическое применение танков. В соответствии с ними в Англии танки разделили на три класса: легкие, пехотные и крейсерские. Причем позже других сформировалась концепция именно крейсерских танков. На первых порах их функции должны были выполнять легкие боевые машины - скоростные и маневренные. Главной же задачей пехотных танков стала непосредственная поддержка пехоты на поле боя. Эти машины имели ограниченную скорость и мощное бронирование. Порой доходило до абсурда: коробка передач пехотного танка "Матильда I", например, имела всего одну скорость - считалось, что этого вполне хватает.

В 1936 году англичане считали достаточным вооружать танки только пулеметами. Здравый смысл, правда, вскоре восторжествовал, и сначала на крейсерских, а затем и на пехотных машинах появилась 2-фунтовая пушка. Ее возможности, впрочем, были весьма ограничены - в боекомплекте отсутствовали осколочно-фугасные снаряды.

Катастрофа в Дюнкерке заставила англичан несколько пересмотреть свои взгляды. На легкие танки теперь возлагались только разведывательные функции, да и то их в ходе войны постепенно передавали бронеавтомобилям. Роль пехотных танков, единственно неплохо зарекомендовавших себя в боях на континенте, практически не изменилась, а усилия по их совершенствованию сводились к увеличению мощи вооружения и броневой защиты.

В то же время, разворачивавшиеся боевые действия в Северной Африке выявили огромную потребность армии в надежном и полноценном танке для самостоятельных бронетанковых соединений. HVi один из состоявших тогда на вооружении британской армии крейсерских танков в полной мере этим требованиям не отвечал. Остается лишь удивляться, что страна, строившая прекрасные корабли, самолеты и автомобили, в течение нескольких лет не могла достичь необходимой эксплуатационной надежности танковых двигателей и элементов ходовой части. Решить эти вопросы англичане смогли только к 1944 году. К этому времени существенно снизились значение пехотных танков и их удельный вес в танковых частях. Крейсерский же танк все больше приобретал черты универсального. Вскоре после завершения Второй мировой войны англичане отказались от деления танков на классы по назначению.


Ведущим разработчиком и производителем бронетанковой техники в Великобритании в 1930 - 1940 тт. была фирма Vickers-Armstrong Ltd. При ее участии была создана едва ли не половина всех британских танков, участвовавших во Второй мировой войне. На фото - Польские танки Викерс в цеху


Сборка крейсерских танков Мк II в цехе завода фирмы BRCW, 1940 г. На переднем плане - стенды для сборки башен

Изготовление корпуса танка Мк V «Ковенантер» в цехе завода фирмы LMS


Крейсерский танк Мк V "Ковенантер" в


Опытный образец танка А43 Black Prince ("Черный принц"), 1945 г. Эта машина, разработанная на базе пехотного танка "Черчилль" и вооруженная 17-фунтовой пушкой, представляет собой попытку создания полноценного английского тяжелого танка

Для 1940-х годов конструкцию и технологию сборки английских танков нельзя признать прогрессивными. Корпуса и башни (если последние не выполнялись цельнолитыми) собирались при помощи болтов на каркасах или бескаркасным методом ("Валентайн"). Сварка применялась крайне ограниченно. Броневые листы, как правило, располагались вертикально, без каких-либо углов наклона. Ни по броневой защите, ни по огневой мощи танки Великобритании, особенно во второй половине войны, не могли конкурировать с немецкими.

Отставали от реальных потребностей и темпы танкового производства накануне и во время Второй мировой войны. Например, к декабрю 1938 года промышленность должна была поставить армии более 600 крейсерских и около 370 пехотных танков. Однако первых выпустили всего 30, а вторых - 60. Год спустя в армию поступило только 314 танков всех типов. В результате Британия вступила в войну, имея немногим более 600 танков, из которых более половины - легкие. Всего же за годы войны англичане произвели 25 116 танков, около 4000 САУ и ЗСУ. Причем значительная часть последних была изготовлена с использованием шасси устаревших и снятых с вооружения машин. Говоря о производстве танков в Соединенном Королевстве, следует учитывать, что значительная часть выпущенных в военный период боевых машин на фронт так и не попала" и использовалась в учебных целях.

Термин «танк», синоним боевого транспортного средства, строго говоря, нельзя применить к британской машине Mark IX, которая на самом деле представляла собой бронетранспортер. Из-за высокой грузоподъемности Mark IX стал прототипом современных машин доя перевозки военных. При первом применении танков во время Первой мировой войны обнаружились недостатки других видов вооруженных сил, особенно пехоты, которая едва поспевала за танками. Это не было следствием высокой скорости машин, которые продвигались не быстрее пешехода. Пешие воины не могли продолжать движение, поскольку попадали под сосредоточенный огонь противника. Вследствие этого танки редко способствовали реальному продвижению войск и часто оказывались изолированными. Таким образом, появилась насущная необходимость сделать пехоту более подвижной и защищенной. Пехоте требовалось как можно ближе подойти к противнику, избегая при этом большого количества жертв от снарядов его артиллерии. Кроме того солдаты, которым не требовалось тратить силы на перемещение по пересеченной местности, должны быть более боеспособны, чтобыбить врага уже собственным оружием. Именно из этих предпосылок родилась идея бронетранспортера. Во время Второй мировой войны немцы разработали большое количество вариантов бронетранспортеров, которые превосходно выполняли свою задачу. Однако за два десятилетия до этого англичане разработали Mark IX, став отцами идеи бронетранспортера.

Изначально британские военные хотели получить в свое распоряжение бронетехнику для перевозки солдат. Но очень быстро реализация этой идеи оказалась невозможной. Теснота танка Mark I и особенно выделение углекислого газа и паров кордита угрожали жизни солдат на его борту. Часто члены экипажа становились жертвами интоксикации и их выносили из машин в бессознательном состоянии. Каждый новый солдат, который садился в танк, только ухудшал положение. Хотя пехотинцы и могли приблизиться к врагу целыми и невредимыми, но при выходе из танка они несколько минут пребывали совершенно не в боеспособном состоянии. Танк Mark V Star, который вошел в эксплуатацию в 1918 году, это танк Mark V, удлиненный для перевозки личного состава. В 1917 году разработчиком бронированного транспортного средства для перевозки пехотинцев был назначен лейтенант Г. Р. Ракхэм. Но британские военные не имели достаточного опыта, что бы определить технические требования к подобной машине и, в результате, было решено разрабатывать машину, оснащенную орудием.

Таким образом, в случае если танк Mark VIII, который еще был в процессе разработки, не выполнил бы свою задачу, Mark IX можно было превратить в бронетранспортер, который стал первым «танком» (от английског «tank»-«резервуар»). Военные, в конечном счете, решили отказаться от танка «дублера», который одновременно был и танком, и транспортером, и началась разработка танка

Mark IX. Гусеницы держались на удлиненном, укрепленном шасси и удлиненном кузове танка Mark V, благодаря использованию вентиляторов была улучшена система вентиляции... Внутри было убрано все лишнее, что позволило освободить место для максимум 30 человек. Mark IX был оснащен двумя пулеметами и восемью обзорными щелями, которые давали людям возможность стрелять. Двигатель перенесли вперед, коробку передач оставили сзади, пространство, отведенное для солдат, пересекал длинный передаточный вал со шкалой. Толщина брони не превышала 10 мм, в походном положении вес достигал 27 тонн. Экипаж состоял из четырех человек: командира, водителя и двух пулеметчиков. Из-за формы гусениц и внешнего сходства машина получила прозвище «свинья» (The Pig).

Опытная модель была одобрена генеральным штабом, который передал заказ представителям военной промышленности на изготовление 200 экземпляров бронетранспортера. Ко времени подписания мира 11 ноября 1918 года было собрано только 35 машин. После войны одна из них стала использоваться медицинской службой, а вторая превратилась в танк-амфибию.


ТАНК ВИККЕРС МАРК Е



Этот легкий танк, также известный под названием «Виккерс-шеститонный», - исключительный случай в истории танков, поскольку он являлся разработкой частной компании. В период между 1920 и 1933 годами лучшие стратеги самых могущественных держав тщательно обдумывали уроки Первой мировой войны. Появление на поле боя бронированных танков полностью перевернуло представление об обычной тактике боя, применявшейся прежде. Кроме того, страны, которые в период между войнами не вели разработок этого вида оружия, рисковали очень скоро оказаться в проигрыше.

Выводы из полученных уроков Первой мировой были очевидны: страны, способные создать достойные бронетанковые войска, должны были инвестировать средства в исследования и разработку, а также в создание системы производства бронетехники. Но 1920 году производство танков обходилось очень дорого. Люди пережили четырехлетнюю кровавую войну, наступил период разоружения, состояние государственных финансов в разных странах было удручающим.Военные бюджеты были незначительными, а потребность в вооружении сразу попадала в зону особого внимания в случае распоряжения о массовом производстве. Оборонная промышленность изыскивала способы разработать недорогостоящее, но надежное оружие и технику, ни привлекая внимания.


Британская компания «Виккерс-Армстронг» сильно рисковала, когда по собственной инициативе приняла решение спроектировать новый танк безо всякой министерской поддержки и без авансового платежа на затраты по разработке. Разработкой «шеститонного танка» занялись знаменитые инженеры и конструкторы танков Джон Валентайн Карден и Вивиан Ллойд.Опытная модель появилась в 1928 году и получила наименование «Марк Е». Машина казалась внушительной: толщина лобовой брони составляла 25 мм, а на башне, в задней части и по бокам - 19 мм; мощность бензинового двигателя 98 л. с.; прекрасные гусеницы, на которых танк мог пройти до 5000 км. Было выпущено две версии танков «Виккерс Марк Е»: модель «А» с двумя башнями, каждая из которых была оснащена пулеметом «виккерс», и модель «Б» с одной двухместной башней, снабженной 47-миллиметровой пушкой и одним пулеметом.Но после различных этапов испытаний, в конечном итоге, британская армия отказалась от танка в связи с недостаточной надежностью подвески.

Хотя надежды фирмы «Виккерс» не оправдались, она не оставила свой проект и попытала счастья на международном рынке. Это решение оправдало себя. В конце 1920-х годов танк «Виккерс» стал основным оружием многих танковых армий в Европе и во всем мире. Эти танки стояли на вооружении в армиях Боливии, Болгарии, Китая, Греции, Финляндии, Португалии и Таиланда. Кроме того, легкий танк быстро скопировали иностранные инженеры. Характеристики танка произвели столь глубокое впечатление на советских военных, что они купили лицензию у фирмы «Виккерс» на производство собственной версии - танк «Т-26», который слегка отличался вооружением и формой брони.В период с 1931 по 1941 год с конвейеров советских заводов сошло не менее 12 ООО «Т-26» всех модификаций.

Британская самоходная артиллерийская установка Mk I «Черчилль»

Английский пехотный танк Mk IV «Черчилль» (A22), A22 CHURCHILL MK VI
Оглядываясь на опыт ведения войны немецкими танковыми частями в 1940 году британское военное министерство осознало, что тактика и условия ведения Первой и Второй мировой войны будут существенно отличаться. Теперь противник был гораздо сильнее и обладал различными противотанковыми средствами. Британскому танковому корпусу требовались новейшие пехотные танки, которые были неуязвимы для вражеских противотанковых средств, способного преодолеть широкие противотанковые рвы и.т.д.


Британской фирме «Хэрлэнд энд Воллф» (Harland & Wolff)было предложено разработать и создать новый пехотный танк, который имел обозначение A20. После утверждения суперинтендантом английского Управления разработки танков тактико-технических требований к новому танку A20 началась разработка его. В требованиях присутствовали следующие условия: толщина брони лобовых элементов до 80 мм; средняя скорость до 15 миль/час; экипаж танка должен был составлять 7 человек; способность преодолеть вертикальные препятствия высотой 5 футов.


Английский пехотный танк Mk IV «Черчилль» (A22), A22 CHURCHILL MK VI. Вид с правого бока. Английские танки времен Второй мировой войны.

Фирма «Хэрлэнд энд Воллф» начала создание своего танка и по сути, он являлся наследником «ромбовидных танков» Первой мировой войны (впервые, видя эти танки перед собой, когда они пошли в атаку, немцы решили, что англичане захотели избавиться от своих устаревших танков, пустив их на верную смерть. Произошло это во французском городе-порте Дьепп). Вооружение танка рассматривалось разное: 6-фунтовая французская пушка; 76-мм гаубица; 2-х фунтовая пушка. В итоге, выбрали вариант установки две 2-х фунтовые пушки, одну в башню, другую в корпус.


Также, был установлен пулемет в лобовой части корпуса. Первые прототипы были заказаны у производителя в феврале 1940 года. В начале лета 1940 года состоялись испытания и они с треском провалились, поломкой коробки передач. Вскоре стало ясно, что для высокой проходимости танка его нужно облегчить, и вторую 2-х фунтовую пушку убрали из корпуса.


Английский пехотный танк «Черчилль» (A22), A22 CHURCHILL MK VI. Английские танки времен Второй мировой войны.

Во время создания и модернизации танка A20 уже бушевала Вторая мировая война. Время совпало с операцией «Динамо» (эвакуация англо-французских войск из Дюнкерка), когда вся техника и орудия были брошены на Севере Франции и для обороны Великобритании на острове осталось порядка 100 танков. Глядя на эти события, «Воксхоллу» предложили несколько изменить танк A20 и упростить производство этого танка. Планировалось наладить производство танка A20 уже в течении года, так как опасность вторжения немцев грозно нависала над англичанами. Англичане выбрали «Воксхолл», и это обусловлено тем, что для танка A20 предусматривался V-образный двигатель «Воксхолл-Бедфорд».


Английский пехотный танк «Черчилль» (A22), A22 CHURCHILL MK VI. Вид спереди. Английские танки времен Второй мировой войны.

В итоге, первый опытный танк A20и всю документацию с чертежами передали фирме «Воксхолл». Британский комитет по механизации предоставил этой фирме еще людей для ускорения запуска проекта танка A22 (который теперь так обозначался). Первый прототип танка A22 был готов в конце осени 1940 года. Уже на следующий год, летом 1941 года было готово 14 серийных машин A22 (до этого последовал заказ на 500 единиц танков А22). Ввиду спешности создания танков, зачастую дефекты разработки приводили к частым отказам на танках первых серий. Доработали и модернизировали таки до 1943 года.


Огнеметный танк «Черчилль Крокодайл» Chirchill Crocodile

Пехотный танк A22 получил имя «Черчилль» (в угоду, тогдашнему министру Уинстону Черчиллю) и производился в большом количестве фирмами: «Брум энд Уэйд», «Бирмингем Кэрриедж энд Вэгон», «Метрополитэн Кэммел», «Чарльз Робертс», «Ньютон Чэмберз», «Голчестер Рэйлвэй Кэрриедж», «Хэрлэнд энд Воллф», « Деннис» и «Лейланд». Фирма «Воксхолл»на протяжении всей войны имела статус головного поставщика танков A22 «Черчилль».


Английские пехотные танки «Черчилль» (A22), A22 CHURCHILL на марше. Английские танки времен Второй мировой войны.

По конструкции корпус танка A22 «Черчилль» CHURCHILL имел ряд интересных решений. Корпус танка был комбинирован, на внутренние листы мягкой стали болтовыми соединениями (реже клепками) закрепляли основные бронеплиты. Первоначально на танк устанавливалась литая башня (более поздние танки имели литую, сварную или комбинированную башни). Ведущими колесами были задние (как у советских танков). Подвеска у танка A22 «Черчилль» CHURCHILL MK VI была индивидуальной пружинной опорных катков. Гусеницы охватывали весь корпус. Между верхней и нижней частью подвески имелось большое расстояние, в котором были ниши для боекомплекта и запасных частей, благодаря чему внутри танка экипажу было просторно. По бортам танка имелись эвакуационные люки. Танк A22 «Черчилль» CHURCHILL стал первым английским танком, который имел новую четырехосную коробку передач «Меррит-Браун» сблокированную с дифференциалами управления.


Английский пехотный танк Mk IV «Черчилль» (A22), A22 CHURCHILL MK VI. Английские танки времен Второй мировой войны.

Как и все британские танки, A22 «Черчилль» CHURCHILL MK имел массу модификаций. Первая модификация включала в себя 40-мм пушку, находящуюся в башне и 76-мм гаубицу в лобовом листе корпуса танка. Позже была установлена увеличенная башня с 57-мм пушкой в 1942 году (модификация III). После сражений в Северной Африке с немецкими войсками английские военные выяснили, что тяжелое бронирование не так важно, как скорость танка и его надежность. В итоге, в 1943 году танк A22 «Черчилль» CHURCHILL прекратили выпускать (прекращение выпуска танка A22 «Черчилль» CHURCHILL совпадает с началом выпуска танка A27). В ходе сражения 1-ой британской армии в Тунисе с немецкими бронетанковыми частями
, где танк A22 «Черчилль» CHURCHILL показал себя с лучшей стороны отменил приговор танку. После этих событий было принято решение вновь выпускать танк A22 «Черчилль» CHURCHILL но с 75-мм пушкой (модификация VIII).


Английский пехотный танк Mk IV «Черчилль» (A22), A22 CHURCHILL MK VI с внешними экранами-фартуками для защиты от .
Английские танки времен Второй мировой войны.

Так как все английские танки разрабатывались с учетом железных дорог Великобритании (чтобы иметь возможность нормально транспортировать эти машины по железным дорогам) корпус танка был слишком узок для башни с 17-фунтовой пушкой. На период 1944-1945 годов танк A22 «Черчилль» CHURCHILL MK был один из самых тяжело бронированных машины Великобритании, хотя, по огневой мощи танк уступал многим немецким танкам (например: ,
, ). Оружие танка A22 «Черчилль» CHURCHILL , зачастую, не могло противостоять немецким танкам.


Английский пехотный танк Mk IV «Черчилль» (A22), A22 CHURCHILL MK VI передвигаются по наведенному мосту с помощью "Черчилль Арк". Английские танки времен Второй мировой войны.

Существовала еще одна отличительная особенность этого пехотного танка: его универсальное шасси. Для вторжения в Европу в 1944 году союзникам понадобилось большое количество специальных бронированных машин. На его базе было создано большое количество инженерных машин, мостоукладчиков, бронированных ремонтно-эвакуационных маншин и т.д.


Неудачная вылазка союзников на занятый немцами французский порт Дьепп. Вся техника была уничтожена а десантники взяты в плен. В этой операции впервые учавствовали танки "Черчилль"

Тактико-технические характеристики:
Обозначение ……………….. Английский пехотный танк Mk IV «Черчилль» (A22), A22 CHURCHILL MK IV;
Экипаж танка………………….. 5 человек (командир танка, механик-водитель, наводчик, заряжающий, помощник механика-водителя, он же пулеметчик);
Вес танка……………………………. 87 360 фунтов;
Длина………………………. 24 футов 5 дюймов;
Высота………………….. 10 футов, 8 дюймов;
Ширина………………… 9 футов;
Вооружение танка………………… в зависимости от модификаций (см ниже.);
Дальность хода………………………… 90 миль;
Глубина преодолеваемого брода………………….3 фута 4 дюйма;
Максимальная скорость……………………….. 15 миль/час;
Тип подвески………………….. блокированная, тележки по три катка с пружинной подвеской и гидравлическими амортизаторами типа «Ньютон»;
Двигательная установка……………………… «Бедфорд» 12-цилиндровый, мощность 350 л.с.;
Бронирование………………от 16 до 102 мм.


Английский пехотный танк Mk IV «Черчилль» (A22), A22 CHURCHILL MK VI. Вид сверху, сбоку, спереди, сзади. Английские танки времен Второй мировой войны.

Модификации танка Mk IV «Черчилль» (A22), A22 CHURCHILL MK VI:
1. Танк «Черчилль»I (A22), A22 CHURCHILL I. Это первый серийный танк начиная с 1941 года. В башне была установлена 2-фунтовая пушка и спаренный с ней 7,92-мм пулемет «Беза» BESA. Башня была литой. В корпусе в лобовом листе была установлена 76-мм гаубица. Боекомплект танка составлял 150 снарядов к 2-х фунтовой пушке и 56 снарядов к 76-мм гаубице. Именно эти танки отправили в рейд во французский город Дьепп 19 августа 1942 года, где они все были потеряны а десант взят в плен.
2. Танк «Черчилль»II (A22), A22 CHURCHILL II. Тот же танк, но с заменой 76-мм гаубицы в корпусе на пулемет «Беза» BESA.
3. Танк «Черчилль»IICS (A22), A22 CHURCHILL IICS. Тот же танк что и «Черчилль»I, но вооружение было изменено: 3-х дюймовую гаубицу установили в башню а 2-х фунтовую пушку установили в лобовом листе корпуса. Вооружение поменяли местами. Построен был в небольшом количестве.
Начиная с конца весны 1942 года на танки A22 «Черчилль» CHURCHILL стали устанавливать кожухи гусениц и стальных косынок (они усиливали передние выступы обвод гусениц). Дополнительно ставили кожухи бортовых воздухозаборников с открытыми жалюзями вверх (чтобы не попадала вода). Некоторые модификации имели защитные короба на воздухозаборниках для преодоления бродов с водой.
4. Танк «Черчилль»III (A22), A22 CHURCHILL III. Данная модификация танка вооружалась 57-мм пушкой, установленной в сварной башне, которая имела существенные отличия от клепанной. Первые машины данной модификации до мая 1942 года имели передние кожуха воздухозаборников и открытый гусеничный обвод. Несколько танков модификаций I и II модернизируют до модификации III путем установки новой башни и пушки.
5. Танк «Черчилль»IV (A22), A22 CHURCHILL III. На танке была установлена литая башня с 6-фунтовой пушкой и улучшенной бронезащитой. Боекомплект танка состоял из 84 снарядов. В основном танки этой модификации вооружались 6-фунтовой пушкой Mk 3, но первые машины имели пушку Mk (длинноствольне пушки с уравновешивающим дульным грузом).
6. Танк «Черчилль»IV (NA75), CHURCHILL (NA75). После вступления в войну на Африканских войск на этом театре военных действий впервые появились американские средние танки M3 и M4, которые имели на вооружении пушки, которые имели возможность вести огонь как осколочными, так и бронебойными снарядами (британские к тому времени могли стрелять либо осколочными, либо бронебойными). В итоге, возникла необходимость ввести на вооружение Британских танковых формирований танки с 75-мм универсальной пушкой. Британская 1-я Армия, расположенная в Северной Африке (Тунис, январь 1943 года) по собственной инициативе начала разработку подобной пушки на базе танка «Черчилль». Результатом работы стало 120 переделанных танков «Черчилль» с 75-мм пушкой (пушки были заимствованы у американских танков М3 «Шерман», маски пушки англичане снимали с подбитых немцами танков M3). Танки «Черчилль»IV (NA75), CHURCHILL (NA – North Afrika, Северная Африка) были первыми британскими танками, которые получили 75-мм орудия. Такни «Черчилль»IV (NA75) с большим успехом использовали в Итальянской и Сицилийской кампании. Эти танки оставались на вооружении Британской армии до 1945 года включительно до конца войны.
7. Британская самоходная артиллерийская установка Mk I «Черчилль». Успех, применяемых немцами САУ при атаке пехоты был очевиден. В итоге, осенью 1941 года британский Генштаб направил требование в британский Танковый комитет на разработку британской САУ на базе существующих крейсерских и пехотных танков. Планировалось поставить на шасси танка орудие большого калибра и с высокой начальной скоростью снаряда. Первоначально был разработан сырой вариант крейсерского танка «Челленджер» с 17-фунтовой пушкой. Но проект не удовлетворял требования британского Генштаба. После этого было пересмотрено более сотни машин с целью поиска шасси для новой САУ. Итог изысканий был следующий: в конце 1941 года решили, что шасси танка «Черчилль» наилучшим образом подходит для установки на него 6-фунтовой пушки. Первая опытная САУ появилась в феврале 1942 года. Последовал заказ на 24 единицы САУ Mk I «Черчилль». Эти машины так и ни когда не применялись в боях. Большую часть САУ Mk I «Черчилль» переоборудовали в носители удлиненных зарядов «Снейк». Позже эти машины применяли для обучения в 1943-1944 годах. Эта машина получила обозначение A22D.
8. Танк «Черчилль»V CHURCHILL V. Этот танк производился одновременно с танком «Черчиль» IV, вместо 6-фунтовой пушки на него устанавливали 95-мм гаубицу, предназначенную для поддержки пехоты в атаке. Боекомплект танка был сравнительно небольшим, он составлял всего 47 снарядов. Всего 10% всех выпущенных танков «Черчилль» получили 95-мм гаубицу.
9. Танк «Черчилль»VI CHURCHILL VI. Подобно тому, как американцы устанавливали на свои танки M3 «Шерман» 75-мм пушки (которые могли противостоять немецким танкам), англичане к зиме 1943 -1944 года решили вооружить и свои танки «Черчилль» тоже 75-мм пушками (у англичан эта пушка появилась очень поздно, пушку разработала фирма «Виккерс», пушка применяла снаряды от американской 75-мм пушки). Выпущенные в ноябре 1943 года танки модификации IV решили доводить до модификации VII с установкой командирской башни, новой 75-мм пушки и новейшего перископического прицела. Модернизированные танки (обозначенные VI) применяли в военных кампаниях в Европе в 1944-1945 годах.
10. Танк «Черчилль»VII CHURCHILL VII. Этот танк «Черчилль» получил много доработок. Танк получил более усовершенствованную коробку передач, подвеску усилили, эвакуационные люки вместо прямоугольных сделали круглыми. Броня танка была также увеличена путем накладок. Также, была установлена новая сварно-литая башня с новейшей 75-мм пушкой и командирской башней. Данные танки применяли (под обозначением A22F) в военной кампании в Европе после высадки союзников. Некоторое время танки A22 применяли после войны. В последствии эти танки сменили обозначение на A42.
11. Танк «Черчилль» VIII CHURCHILL VIII. Тот же что и танк «Черчилль» VII но с 95-мм гаубицей.
12. Танк «Черчилль» IX CHURCHILL XI. Танки «Черчилль» III или IV, но доведенные до модификации VII. На танки была установлена сварно-литая башня с 6-фунтовой пушкой. Броня танка была усилена бронелистами на бортах и на лобовых элементах танка.
13. Танк «Черчилль» IX LT CHURCHILL XI LT. Модифицированные танки по примеру выше, но со старой башней (обозначение LT – light turret, легкая башня).
14. Танк «Черчилль» X CHURCHILL X. Доработанная модификация танка VI, доработанная как IX , но с 75-мм пушкой.
15. Танк «Черчилль» X LT, CHURCHILL X LT. Модификация танка VI, доработанная как XI, но танк имел старую башню.
16. Танк «Черчилль» XI, CHURCHILL XI. Вариант танка «Черчилль» модификации V с тяжелой башней и накладной броней.
17. Огнеметный танк «Черчилль ОУК» CHURCHILL OKE. Танк был создан британским управлением «нефтяной войны» в 1942 году. Огнеметный танк планировалось испытать в боевых условиях в ходе высадки во французский Дьепп. Огнемет производства фирмы «Ронсон» был установлен на танк «Черчилль» II CHURCHILL II. Емкость с огнесмесью установили на корме. Трубопровод для огнесмеси к брандспойту положили по левому борту. Брандспойт установили на лобовой части корпуса. Во время вылазки союзников во французском городе Дьепп использовалось три огнеметных танка «Черчилль ОУК», которые уничтожили еще до начала боя немецкой береговой артиллерией. Дальность выстрела огнемета «ОУК» составляла 40-50 ярдов.
18. Огнеметный танк «Черчилль Крокодайл» Chirchill Crocodile. Один из самых известных огнеметных танков в мире «Черчилль Крокодайл» Chirchill Crocodile представлял из себя танк с огнеметом на борту и прицепом для огнесмеси. Впервые этот огнемет испытывался на танке «Валентайн» в 1942 году. После испытаний несколько видов огнеметов, отличающихся по принципу действия, было принято решение принять в качестве стандартной систему пневматического огнемета, применяющего давление азота. В 1943 году было заказано 250 огнеметов «Черчилль Крокодайл» Chirchill Crocodile с бронированными прицепами для огнесмеси. В качестве носителя огнемета выбрали танк «Черчилль». В октябре 1943 года появилась первая модификация огнеметного танка, которая обозначалась как VII. В этой модификации брандспойт огнемета был установлен на месте лобового пулемета а огнесмесь подавалась через гибкий шланг. Последние изготовленные танки «Черчилль» модификации VII при необходимости могли переделать в огнеметные танки. Дальнобойность выстрела огнесмеси огнемета «Крокодайл» составляла 80-120 ярдов. Огнемет мог выстреливать 8 раз по одной секунде. Если в бронированный прицеп с огнесмесью попадали и он начинал гореть, его можно было дистанционно отсоединить. Также, эти бронеприцепы отцеплялись при опорожнении (весил он нешуточно – 6,5 тонн). Огнеметный танк «Черчилль Крокодайл» Chirchill Crocodile применялся в ходе военной кампании в Северной Европе в 1944-1945 годах. На момент окончания войны в войсках имелось 800 единиц огнеметных танков с системой «Крокодайл». 250 единиц отправили на Восточный фронт в СССР.