Ниже ты найдёшь списки рассказов, эссе и очерков сгруппированных по категориям, согласно вселенным по мотивам которых они выполнены. Надеюсь ты найдёшь здесь приятное и интересное чтение, все эти авторские рассказы можно читать онлайн бесплатно - в этом вся задумка; можно сказать, что да - искусство и творчество должны быть доступны каждому желающему.

Истории астросталкеров

Рассказ о доле рядового человека в промышленно-индустриальном социуме.

Рассказ из цикла истории астросталкеров написанный в собственный день рождения в 4712 году. Такой опыт мне понравился, намерен продолжать.

Этот рассказ написан по традиции в мой день рождения, причём именно этот в знаменательную дату, для меня особенную. Равно как ностальгии отличаются особенным сюжетом, с которым лучше просто познакомиться воочию, чем читать его описание.

Продолжаю традицию рассказов, написанных в день рождения. На этот раз реалистичная проза.

Следующий рассказ, созданный в мой день рождения и отражающий в художественной форме главные события прошедшего года.

В общем-то, это пятый рассказ в серии "Рождественской ностальгии" и содержит все её признаки.

  • Чай с мэтром машин (Ойкумена I)

В уютную студию на интервью прибыл владелец крупной компании-производителя военных машин. Рассказ повествует о сказанном в ходе этого интервью.

  • Закон превыше всего! (Ойкумена II)

Маленький и простой человек в опасном мире, где он вновь осознаёт себя потерянным и чужим, даже не смотря на свою должность.

  • Архивариус скелетов (Ойкумена III)

Рассказ поведает о бытии в Конгломерате, где порядки и мораль отличаются от принятых в Ойкумене.

  • С глазу на сенсор (Ойкумена IV)

Короткий рассказ о споре являются ли датчики и сенсоры киборга глазами.

  • Уровень простоты (Ойкумена V)

Эссе, иллюстрирующее ситуацией размышления о простом и сложном.

Сатирический короткий рассказ с персонажем из другого произведения и некоторыми аллюзиями на моих знакомых из бытия. Ничего серьёзного, сатира, в том числе абсурд.

Что может, на что надеется и чего хочет разум, оставшийся совершенно один в нигде и никогда?

Фантастический рассказ балансирующий между научной и свободной фантастикой, что требуется для донесения нескольких главных мыслей произведения, а именно: о роли воспоминаний в самосознании, трудностей связи экзистенции с любыми воспоминаниями, а также многого другого.

  • абисс (Психоделика I)

Старый рассказ, который начинает небольшую серию в цикле истории астросталкеров. Осторожно! От этой серии разум может поскользнуться.

  • Легион и легионер (Психоделика II)

Второй рассказ продолжающий психоделическую серию в цикле истории астросталкеров, которую начал "абисс".

  • В Пустоте (Психоделика III)

Данное эссе является третьим произведением психоделической серии начатой рассказом "абисс" в цикле истории астросталкеров.

  • Один вопрос (Психоделика IV)

Четвёртое произведение в психоделической серии, на этот раз это вновь эссе. А о эссе, как известно, странно писать аннотацию, проще прочитать.

  • Зеркало (Психоделика V)

Совсем короткое эссе, которое является пятым произведением психоделической серии начатой "абисс".

  • Звёздные дела (Штурм I)

Третье моё эссе, которое является завязкой к рассказу "Как это было".

  • Как это было (Штурм II)

Первый мой рассказ и четвёртое произведение в общем, а так же первое творение из цикла иттории астросталкеров. Завязкой к этому рассказу "Как это было" служит эссе "Звёздные дела", которое можно найти ниже в разделе "Прочие произведения".

Старинный рассказ написанный годы назад, но всё в духе историй астросталкеров - продолжаю тренировать свой стиль.

Прочие произведения

Может страшилка, а может и нет; может реализм, а может и фантастика. Не прочтёшь – не узнаешь.

Кого может привлечь добывающая база, расположенная в астероиде, двигающемся в пустоте космоса на задворках любых цивилизаций? Да кого угодно.

Реалистичная проза в форме короткого рассказа, затрагивающего социально-этические темы.

Фантастический короткий рассказ затрагивающий небанальную тему связанную с живодёрством.

В этом рассказе пойдёт речь о бытии свободного человека в Древней Греции, и его взгляде на окружающую действительность.

Фантастический рассказ, в котором персонаж поднимает важные вопросы бытия и познания. Эти вопросы применимы не только к человеку, как разумному существу, но и к объектам на первый взгляд посторонним этой тематике.

Откуда такие берутся, их где-то готовят специально; если да, то где и когда? Короткое произведение в реалистической прозе.

Шестидесятый мой рассказ, если я не ошибаюсь. К тому же он несёт в себе опыт, полученный от написания художественного произведения большого размера - романа. В этом рассказе я сам заметил изменение стиля к лучшему, наверное.

Реалистическая проза, рисующая картину отчаяния персонажа, являющаяся аллюзией на зависимости отравляющие в той или иной степени бытие любого.

Что встретит путешественник из цивилизованной Европы, предпринявший путь в так называемый "Дикий Запад"?

Фантастический рассказ о мире бесконечной ночи, где темнота всё скрывает от сравнительно ограниченного человеческого взора.

На что способны некоторые ради близких? Я полагаю, что на многое.

Ничего особенного, просто немного художественный рассказ-пересказ, который, как беседу о действительности, можно отнести к реалистической прозе.

Короткий рассказ о американце и его собаке. Вновь проба пера в реалистичной прозе.

Завтрашний день Тода, являющийся для него сегодня.

Итак, третий день с момента как Тода посетила идея фикс. Что нового принесёт это послезавтра?

Рассказ о нелёгком бытии человека, отдающего спорту всё своё время, все свои мысли и усилия. В этом поистине монументальном труде заключается вся глубина бытия спортсмена, вся его многогранность и суть.

Совсем короткий, но очень мной любимый сатирический рассказ, в котором делаются прозрачные намёки на очевидные проблемы с такой вещью, как индульгенция.

Вновь рассказ, где многие фигуранты инквизиторы, а действие в многом их типичная деятельность. Слабонервным читать не рекомендую.

Эссе-преамбула к рассказу "Сельская жиСТь".

Ещё один сатирический рассказ с подтекстом. Хотя кто-то его смешным не сочтёт, но это не моя забота.

Немного сказочная история, в которую я попытался вложить несложно замаскированное значение.

Рассказ с щепоткой мистики про деловитого мужика, именно - мужика, по имени Архипыч и его нелёгкую жизнь.

Старый рассказ, в котором смешана реалистическая проза и фантастика.

Рассказ про историю федерации Беллато и расу арун в игровой вселенной Rising force online, так же известной как RF online.

Бард-блэкер в мире Archeage, что будет?

Эссе с логической ловушкой построенное на диалоге.

  • Ляля-х и непророк его Муму-х (Часть I)

Сатирическое эссе на около религиозную тему.

Вольное прочтение сказки "Колобок" в мотивах игрового мира Aion.

Эссе о обычном клине диких гусей.
Что значит «интересная история», в какой бы форме она не была представлена – в виде рассказа, эссе или даже очерка? Согласись, что интересы у читателя бывают разные, поэтому говоря о своём творчестве и рассматривая его интересность, следует рассказать о жанре. Я пишу преимущественно научную фантастику, она меня привлекает и этому есть ряд причин, например, в научной фантастике невозможно создать персонажа с чудесными возможностями, который уже из-за этой своей почти всесильности становится плоским и скучным, или причина: попытка заглянуть в будущее, ведь это же интересно и увлекательно.

Однако я пишу и прозу о реальном бытии, но с акцентами на плохом, потому что всё плохое побуждает проблемы и вопросы, которые нужно решить. А постановка этических и эстетических вопросов для меня очень важна, я стараюсь, чтобы можно было не просто созерцательно читать рассказы онлайн бесплатно, но и быть вовлечённым в размышления, вложенные в их сюжеты.

Резюмируя: здесь ты найдёшь преимущественно рассказы и эссе по научной фантастике, а также прозу о плохой стороне бытия – произведения не лёгкого развлекательного жанра и стиля. Так что ты, читатель, решая читать рассказы и эссе онлайн бесплатно на этом сайте, уже имеешь представление о содержании этих произведений.

Статьи о литературе можно посмотреть в соответствующем разделе, а если интересны мои соображения, в том числе по писательскому творчеству, то они содержатся в заметках сетевого журнала. И ещё раз – надеюсь, ты найдёшь здесь интересное чтение.

Эссе (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание)

прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, Э. предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику. Он издревле формировался в сочинениях, где на первый план выступала личность автора: у Платона и исократиков, Оригена и Тертуллиана, Майстера Экхарта и Лютера. На Востоке жанр, аналогичный европейскому эссе, складывался, например, у Хань Юя (8-9 вв., Китай) и Камо Темэя (13 с., Япония). В качестве самодовлеющего жанра Э. ввел в литературу М. Монтень в своих «Опытах» (1580). Столь же непосредственны и прихотливы - с парадоксальным оттенком торжественности - проповеди Дж. Донн а. Эссеистическое начало питает философско-теологические медитации Н. Мальбранша и научно-популярные беседы Б. Фонтенеля. Первым английским эссеистом был поэт-«метафизик» А. Коули (1618-1667), автор «Некоторых рассуждений в форме эссе»; литературно-критические эссе Дж. Драйдена открыли историю английской критики.

В 18-19 вв. Э. - один из ведущих жанров английской и французской журналистики. Развитию эссеистики содействовали Дж. Аддисон и Р. Стил, Г. Филдинг и С. Джонсон, Дидро и Вольтер, Лессинг и Гердер. Э. стало основной формой философско-эстетической полемики у романтиков (Г. Гейне, Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо). Наиболее глубоко жанр Э. укоренился в английской литературе: Т. Карлейль, У. Хэзлитт, М. Арнолд - в 19 в.; М. Бирбом, Х. Беллок, Г. К. Честертон - в 20 в. Их лучшие образцы - импровизированное, скрыто диалогизованное обращение к широкому читателю. В 20 в. эссеистика переживает расцвет; крупнейшие прозаики, поэты, философы обращаются к жанру Э. в целях популяризации достижений естественнонаучной и гуманитарной мысли и сближения разных кругов читателей (Р. Роллан, Б. Шоу, Г. Уэллс, Г. и Т. Манны, И. Бехер, А. Моруа, Ж. П. Сартр).

Для русской и советской литературы жанр Э. не характерен; однако образцы эссеистического стиля обнаруживают у А. С. Пушкина («Путешествие из Москвы в Петербург»), А. И. Герцена («С того берега»), Ф. М. Достоевского («Дневник писателя»). В начале 20 в. к жанру Э. обращались В. Иванов, Д. Мережковский, А. Белый, Л. Шестов, В. Розанов. Из советских писателей эссеистику создавали И. Эренбург, Ю. Олеша, В. Шкловский, К. Паустовский.

В 70-е гг. наиболее продуктивной отраслью жанра остается опыт литературно-критической оценки.

Лит.: Walker Н., The English essay and essayists, Delhi, 1966; Priestley J. B., Essayists, past and present, L., 1967; Champigny R., Pour une esthétique de l"essai, P., 1967.

В. С. Муравьев.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Эссе" в других словарях:

    - (фр. essai – попытка, проба), небольшое прозаическое сочинение свободной композиции, выражающее впечатления автора от чего либо, его размышления и соображения по какому либо вопросу. Эссе не претендует на исчерпывающую полноту или определяющую… … Литературная энциклопедия

    эссе - нескл., ср. essai m. 1. Проба, попытка. Вывел я в заключение, что вся жизнь моя с тех пор была ничто иное, как попытки (essays) на разных поприщах. 1861. А. И. Михайлов Данилевский Дн. 2. Очерк, трактующий литературные, философские, социальные и … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - [сэ], неизм.; ср. [франц. essai] Спец. Очерк, трактующий литературные, философские, социальные и другие проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме. Литературно критическое э. Философское э. * * * эссе (франц. essai опыт,… … Энциклопедический словарь

    - [фр. essai] лит. литературно публицистический очерк, историческая, критическая или научная статья, написанная в непринужденной полемической форме и предлагающая какие л. общие суждения по избранному предмету. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г … Словарь иностранных слов русского языка

    - [сэ], нескл., ср. (спец.). Прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Философское э. Литературно критическое э. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова

    Очерк Словарь русских синонимов. эссе сущ., кол во синонимов: 1 очерк (26) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    эссе - ЭССЕ, нескл., ср Литературный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, философское, литературно критическое, историко биографическое, публицистическое, сочетающее подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто… … Толковый словарь русских существительных

    - (французское essai опыт, набросок), малый жанр философской, литературно критической, историко биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением,… … Современная энциклопедия

    - (франц. essai опыт набросок), жанр философской, литературно критической, историко биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на… … Большой Энциклопедический словарь

Остановимся еще раз на :

Эссе

Эссе – жанр, находящийся на пересечении литературы, публицистики, науки. В научной литературе можно встретить различные определения эссе и различные суждения о жанре. Приведем некоторые из них.

Эссе (франц. «essey» – опыт, набросок) – жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь [Советский энциклопедический словарь 1987: 1565].

Литературоведческий словарь определяет эссе как «прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета» [Литературный энциклопедический словарь 1987: 516].

Эссе – это жанр, имеющий непосредственную близость с научной, публицистической и художественной литературой, однако не относящийся целиком ни к одной из них. Широта выполняемых эссе функций позволяет относить к этому жанру любые произведения с неявно выраженной жанровой принадлежностью. С научной литературой эссе роднит его тематика, которая объединяет все объекты мысли преимущественно гуманитарных наук: философии, литературной теории и критики, эстетики, политологии, социологии и др. Эссе является одним из наиболее продуктивных жанров в выражении философской мысли, то есть знания о наиболее общих сторонах мира и человека. Общие родовые свойства эссе: ведущая роль личности автора , что является важнейшим структурообразующим принципом эссе. При этом в эссе осуществляется анализ какого-либо, преимущественно гуманитарного, объекта мысли, а не личности автора. Еще одно свойство –особая актуализированность , соотнесенность с настоящим моментом. Другая черта эссе – наличие образности, экспрессивности – всего, что является выражением его художественности и публицистичности.

На страницах эссе, по мнению одного из исследователей, «герой-автор и читатель «пожимают друг другу руку», встречаются лицом к лицу. Это попытка сразу, с первых же строк найти новую форму разговора с читателем» .

Диалогичность – еще один жанрообразующий признак эссе. Какую бы форму для изложения своих мыслей не избрал эссеист, как бы не выстраивал композицию, главным всегда остается искренность с читателем. Современный эссеист Андрей Битов, например, избрал для своих эссе определение: «правда – как жанр». Еще одной важной особенностью жанра являетсямифотворчество. Автор строит собственные теории, создавая миф (в основе мифа – образы), читатель же может верить в него или не верить.

В эссе «концепция» сформулирована нечетко. При этом образ обладает внутренней динамикой, характерны сложная сеть ассоциативных связей и парадокс как способ игры с читателем.

Автобиографическое, личностное эссе. В таком эссе автобиография автора становится сюжетной основой текста. Взгляд на различные явления, свою ценностную позицию автор показывает через воспоминания, дневники, впечатления.

Разнообразны литературные формы эссе, среди них:проповедь, статья, дневник, рассказ, очерк, исповедь, речь, письмо, слово.

Эссе обладает собственным стилем. Ему характерны образность и афористичность. В эссе используется разнообразная лексика – от высокой до разговорной. Многообразны средства художественной выразительности: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения. Например, в эссе «Досужими путями мышления» («Иностранная литература») Эльфриде Елинек высказывает парадоксальную мысль о том, что «пишущие» убили живой язык, и использует не менее парадоксальные, чем сама теория, образы и сравнения: «Сохраняя изящество, я покидаю тело, для прощания с которым постаралась одеться как можно лучше. Сквозь мою прозрачную блузу мысли мерцает чувство ответственности, влекущее моральное требование, за которым, скорее всего, моя привлекательность не поспеет».

Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе подбирает аналогии, привлекает многочисленные примеры, проводит параллели, использует всевозможные ассоциации. В эссе могут чередоваться полемичные высказывания, вопросы, рассуждения, зарисовки, воспоминания.

Эссе преследует художественно-эстетические и познавательно-практические задачи.

Начинающим эссеистам можно дать следующие советы:

1. Для создания текста в жанре эссе необходима четкая и нестандартная (один из основных жанрообразующих признаков эссе – парадоксальность) авторская позиция.

2. Нужно определить характеристики автора – главного действующего лица эссе. Во-первых, обозначить для себя, в какой роли выступает реальный автор: человек социальный или частный. Во-вторых, необходимо установить отношения автора с читателем. От того, каким в результате станет образ автора, зависит все построение текста, его форма, композиция, лексика, приемы.

3. Определить, какой будет логика текста: интуитивной или хронологической. Здесь нужно учесть, что логика строится на интуиции только в том случае, если автор стремится «захватить» читателя собственными эмоциями, а не увлечь новой и оригинальной теорией. В противном случае логика развивается по примеру логики в аналитической статье: гипотеза – аргументы.

4. В эссе важен диалог с читателем (важен как для автора, так и для читателя). Метод, с помощью которого автор выстраивает этот диалог, выбирается индивидуально. Однако один из самых простых приемов – риторические вопросы: непроизвольно у читателя возникает желание на них ответить. Еще один метод, популярный в современной прессе (используется в молодежном разделе журнала «Журналист») – указывание координат автора (электронная почта, ICQ), чтобы читатель сумел донести свои мысли по поводу текста.

5. Эссе требует от автора определенного жизненного опыта, высокого интеллектуального уровня. Начинать работу над эссе рекомендуется с малых форм: зарисовок, записок и т.п. Необходимо усилить наблюдательность за окружающим миром, постоянно искать интересное в обычных вещах и заворачивать впечатления в слова, т.е. «набить» руку. Только после того как жанры, смежные с эссе, начнут получаться, следует пробовать себя в жанре эссе.

Специфику жанра эссе выражают следующие черты:

    Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.

    Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в “пестром кружеве” размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон.

    Если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе - ярко выражена авторская позиция.

    Если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинений, то в эссе индивидуальный авторский стиль - требование жанра.

Стиль эссе отличается:

    образностью

    афористичностью

    парадоксальностью

Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе

    привлекает многочисленные примеры

    проводит параллели

    подбирает аналогии

    использует всевозможные ассоциации.

Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности:

Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют:

    непредсказуемые выводы

    неожиданные повороты

    интересные сцепления

По речевому построению эссе - это динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, установка на разговорную интонацию и лексику.

Помните, что в эссе главную роль играет:

    не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора;

    раздумья и размышления;

    оригинальный, порой парадоксальный взгляд на проблему;

    образная и афористичная речь;

    непринужденная, в духе свободной беседы манера изложения.

Некоторые признаки эссе

    наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.

    эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

    как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

Структура эссе

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

    мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А).

Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

Вступление (формулировка темы, выбор заглавия; актуальность темы; расхождение мнений относительно темы; переход к основному суждению)

Основная часть (несколько суждений, которые выдвигает автор, определение основных понятий, используемых при выдвижении суждений; доказательства, факты или примеры, поддерживающие суждения; рассмотрение контраргументов, показ их слабости). Тезис - аргументы; тезис – аргументы.

Заключение (повторение основного суждения; резюмирующие аргументы в защиту основного суждения; общее заключение о полезности данного утверждения)

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

    Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

    Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

    Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Классификация эссе

С точки зрения содержания эссе бывают:

    философскими,

    литературно-критическими,

    историческими,

    художественными,

    художественно-публицистическими,

    духовно-религиозными и др.

По литературной форме эссе предстают в виде:

    рецензии,

    лирической миниатюры,

  • странички из дневника,

    письма и др.

Различают также эссе:

    описательные,

    повествовательные,

    рефлексивные,

    критические,

    аналитические и др.

В данном случае в основу положены композиционные особенности произведения, выполненного в жанре эссе.

Наконец, предложена классификация эссе на две большие группы:

    личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности,

    эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

Философское эссе. Объектом осмысления в нем являются философские категории и теории, общие размышления о мире и о человеке. Яркие примеры философских эссе – тексты Жан–Поль Сартра («Что такое литература?»), Альбера Камю («Миф о Сизифе»), Габриеля Марселя («Эссе по конкретной философии») и др.

Признаки эссе

Можно выделить некоторые общие признаки (особенности) жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях:

  1. Небольшой объем

Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе - от трех до семи страниц компьютерного текста. Например, в Гарвардской школе бизнеса часто пишутся эссе всего на двух страницах. В российских университетах допускается эссе до десяти страниц, правда, машинописного текста.

    Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка

Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.Оно одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос; эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

    Свободная композиция - важная особенность эссе.

Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом "Всё наоборот".

    Непринужденность повествования

Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

    Склонность к парадоксам

Эссе призвано удивить читателя (слушателя) - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.

    Внутреннее смысловое единство

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

    Ориентация на разговорную речь

В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.

Итак, при написании эссе важно

определить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа.

Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача - сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе.

Правила написания эссе

    Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка.

    Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.

    Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.

    В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с "Я хочу рассказать о...", а заканчивается "Я пришел к следующим выводам...", эссе - это реплика , адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.

Ошибки при написании эссе

В отличие от тестов, эссе не предполагают формата multiple-choice (когда вам на выбор предлагается несколько вариантов ответа). Написание эссе не ограничено по времени, вы можете переписывать его много раз, попросить друзей прочитать ваше эссе. Воспользуйтесь всеми возможностями и постарайтесь избежать распространенных ошибок.

    Плохая проверка

Не думайте, что можно ограничиться лишь проверкой правописания. Перечитайте свои эссе и убедитесь в том, что там нет каких-либо двусмысленных выражений, неудачных оборотов и т. д. Примеры, которые не стоит "брать на заметку":

"Я горжусь тем, что смог противостоять употреблению наркотиков, алкоголя, табака".

"Работать в вашей фирме (организации), расположенной в чудесном месте, где много архитектуры в готическом стиле, будет для меня захватывающей проблемой".

    Утомительные предисловия. Недостаточное количество деталей

Слишком часто интересное эссе проигрывает в том, что представляет собой перечисление утверждений без иллюстрации их примерами. Для эссе характерны обычные клише: важность усердной работы и упорства, учеба на ошибках и т. д.

    Многословие

Эссе ограничены определенным количеством слов, поэтому вам необходимо разумно распорядиться этим объемом. Иногда это означает отказ от каких-то идей или подробностей, особенно, если они уже где-то упоминались или не имеют непосредственного отношения к делу. Такие вещи только отвлекают внимание читателя (слушателя) и затмевают основную тему эссе.

    Длинные фразы

Чем длиннее предложение, тем лучше - так считают некоторые кандидаты. Однако это далеко от истины. Длинные фразы еще не доказывают правоту автора, а короткие предложения часто производят больший эффект. Лучше всего, когда в эссе длинные фразы чередуются с короткими. Попробуйте прочитать эссе вслух. Если почувствуете, что у вас перехватывает дыхание, разбейте параграф на более мелкие абзацы.

Когда вы закончите писать эссе, сделайте такое упражнение. Присвойте каждому абзацу букву: либо S (short), либо M (medium), либо L (long). S - менее 10 слов, M - менее 20 слов, L - 20 и более слов.

Правильное эссе имеет следующий или похожий порядок букв - M S M L M S.

Неправильное эссе характеризует такая последовательность букв - S S S M L L L.

    Не перегружайте эссе

При написании эссе отбросьте слова из энциклопедий. Неправильное употребление таких слов отвлекает внимание читателя, приуменьшает значение эссе.

Избежав подобных распространенных ошибок, вы сможете заинтересовать экспертную комиссию (работодателя) своим опытом.

Как написать вступление эссе

Часто мы не знаем, с чего начать свое сочинение. В.Н. Александров и О.И. Александрова в книге «Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение» дают основные способы моделирования вступления. Это приемы, которые, во-первых, достаточно просты в исполнении, во-вторых, позволяют проникнуть в содержание исходного текста, то есть сформулировать его тему или главную мысль, в-третьих, дают возможность выразить автору свою личностную позицию.

I . Именительный темы

Схема приема:

1) Запишите ключевое слово.

2) Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в вашем сознании это слово.

3) Сделайте переход к теме исходного текста (высказывания, афоризма)

Примеры выполнения:

1) «Текст-портрет», который посвящен великому русскому писателю Ф. Достоевскому.

а) Упрощенный вариант:

Достоевский… Творчество этого великого писателя навсегда вошло в золотой фонд русской литературы. Сегодня невозможно представить отечественную словесность без его произведений. (Переход к исходному тексту.)

Именно этому выдающемуся художнику посвящает свою статью …

б) Профессиональный вариант:

Ф. Достоевский… Стоит только произнести это имя, и в сознании возникает целый мир образов: знойный Петербург, измученные горем бедные люди, сумеречный Мертвый дом… Великий художник живет в нашем сердце, его тревожная мысль до сих пор волнует душу. (Переход к анализу исходного текста.)

«Почему ________________, _______________, почему ________________?» - эти вопросы звучат в статье __________________.

2) «Текст-проблема», в котором четко выделяется ключевое слово-тема.

Память… Мы часто произносим это слово, не особенно задумываясь над его смыслом. Д. Лихачев заставляет нас с новой силой ощутить глубину и важность этого понятия…

II . Вопросы-стимулы

Схема приема:

1) Задайте два-три вопроса, которые созвучны теме исходного текста (высказывания и т.д.)

2) Напишите, что поиск ответов на эти вопросы и является главной задачей автора.

Пример выполнения:

Почему человек перестает понимать другого человека? Почему крик о помощи тонет в равнодушной тишине? Почему лед безразличия сковал людские сердца? Кто виноват в душевной глухоте? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти известный писатель Даниил Гранин.

III . Картина

Схема приема:

1) Запишите три-четыре назывных предложения, которые рождают в сознании целостную картину, по тональности созвучную чувству, воплощенному в исходном тексте. Эта картина проиллюстрирует состояние мира, которое неизбежно наступит, если мы не задумаемся над проблемами, поставленными автором текста.

2) Сделайте переход к исходному тексту.

Пример выполнения:

Бескрайняя пустыня… Знойное солнце… Горячий песок… Сожженные засухой деревья… И мертвое безмолвие…

Такой станет наша земля, если мы не начнем бережно относиться к природе. Именно эта мысль отчетливо звучит в _____________________________.

IV . Название.

Схема приема:

1) Прочитайте исходный текст, самостоятельно озаглавьте его так, чтобы название воплощало главную мысль.

2) Объясните, почему именно так следовало бы назвать текст.

Пример выполнения:

«Ключи от счастья! – так можно было бы озаглавить этот текст, потому что труд, о котором пишет автор, делает человека подлинно счастливым. Подумайте, что было бы с нами, если бы у нас отняли необходимость трудиться!

Остановимся еще раз на главных особенностях жанра эссе :

    небольшой объем и конкретность темы;

    личностный подход к ее раскрытию, субъективность, иногда парадоксальность суждений;

    свободная композиция, определяющаяся прихотливым движением мысли, впечатлениями, воспоминаниями, ассоциациями;

    свободное использование лексического состава языка - от слов высокого стиля до разговорной лексики;

    атмосфера доверия к читателю, разговорная интонация.

По мере своего развития публицистика испытывала размежевание. Постепенно формировались роды (информационная, аналитическая, художественная публицистика), выделялись жанры (репортаж, статья, корреспонденция, фельетон, очерк, эссе и др.), проявлялись виды (политический, экономический, литературно-критический, морально-этический и т.д.), стили (полемический, сатирический, пропагандистский, агитационный, критический и др.).

Эссе как жанр на протяжении всего времени трансформировалось. В результате чего у эссе по-прежнему нет ясных границ, определяющих его формы, типы, четкое выделение среди других жанров публицистики. Это привело к появлению разрозненных мнений множества ученных, высказывающихся по поводу отношения эссе к тому или иному жанру.

Эссе (франц. «essey» - опыт, набросок) - жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Такое определение дает данному жанру исследователь С.И. Чупринин. Чупринин С.И. Жизнь по понятиям [электронный ресурс] // http://magazines.russ.ru/znamia/2004/12/chu13.html. - (Дата обращения: 13.04.2013).

В толковом словаре русского языка ОжеговаОжегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений. - М, 2009. - 1359 c. эссе - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и, обычно, неполно.

В большом энциклопедическом словареБольшой энциклопедический словарь. - М., 2008. -1248с. дается следующее определение эссе: жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

Исходя из вышесказанных определений эссе, можно прийти к выводу, что жанр этот есть и своего рода философствование автора на ту или иную тему.

Это значит, что эссе не является только художественной литературой со свойственными ей чертами (тропы, стиль и т.д.). Отделяясь от нее, эссе может приближаться, как к публицистике, так и к философии своими бесконечными рассуждениями.

Но есть и четкая граница между философией и эссеистикой. Философское мышление подразумевает принцип, что истина является более важным, чем просто мнение, и истина неразрывна с её же логическим или интуитивным познанием. Эссеистское же мышление, остается на основании субъективного человеческого мнения. Чистая субъективность, спонтанность мысли и чувства, ситуативность, каприз и произвол - вот, что такое эссе, по мнению В. Ковалева Большой энциклопедический словарь. - М., 2008. -1248с...

Таким образом, эссе является более литературным явлением, чем философским. В эссе главное - авторское «Я», его размышления на конкретную тему и отношение к волнующему вопросу.

В газетной, документальной публицистике жанр эссе рассматривается чаще как «гибридный» тип текста, где использование элементов эссе зависит от индивидуального стиля автора.

Чтобы ответить на вопрос, к какому стилю относится жанр эссе, следует найти в нем жанрообразующие факторы как аналитической, так и художественной публицистики. К основным жанрообразующим факторам как аналитической, так и художественной публицистики относятся: предмет отображения, целевая установка или функция и метод отображения.

Во-первых, следует рассмотреть эссе как жанр аналитический. К таковым эссеистические тексты относит А.А. Тертычный Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. - М., 1998. - С. 134.. В своей книге он пишет о том, что в аналитической публикации предмет отображения авторской мысли практически всегда находится во внешнем мире по отношению к самому эссеисту. Хотя иногда он может существовать и во внутреннем мире автора. В таком случае речь уже будет идти о самоанализе.

Следующий жанрообразущий фактор - целевая установка. Действительно, то, каким по жанру будет являться готовый текст, во многом зависит от того, ставит ли автор материала своей целью подробно, во всех деталях, описать событие или явление, затрагивая причины и прогноз его развития, создавая при этом аналитический материал.

Следует рассмотреть эссе с точки зрения и художественной публицистики.

В отличие от научных, художественные тексты отличаются языковой образностью, многозначностью понятий, обобщением конкретного факта, классификацией явлений. Еще одно различие между научными и художественными текстами очевидно в объекте материала: в научных публикациях - это предметы и события окружающего мира, в художественном - преимущественно сам человек со своим отношением к внешнему, с его восприятием, считает В.Л. Цвик Цвик В.Л. Введение в журналистику. - М., 2000. - С 56..

Тексты, написанные в эссеистской манере, несут в себе именно размышления автора по поводу, его личностное отношение к явлению, его прямое или косвенное побуждение к действию читателя.

Если говорить о методах, здесь очевидным будет наличие средств художественной выразительности, фраз, слов, ярко или приглушенно выражающих отношение самого автора и т.д.

Относя эссе к художественной публицистике, А.И. Гальперин Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. - М., 1958. - С. 175. также выдвигает основные ее функции. Важно воздействие на аудиторию, убеждение в правильных (своих, субъективных) взглядах.

И.Р. Гальперин, Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. - М., 1958. - С. 212. выдвигает основные задачи эссе: «Можно говорить о воздействующей функции, но воздействие это происходит более длительно (сравнить, например, с ораторской речью), то есть эффект его медленный»

Помимо авторской личности для эссе характерно наличие еще нескольких характерных черт. Во-первых, это злободневность, отношение события к данному моменту времени. Во-вторых, наличие средств художественной выразительности. В третьих, именно стиль текста отображает темперамент и личность автора.

К признаку эссе следует отнести диалогичность. Не зависимо от формы изложения авторских размышлений, композиции, диалог самого автора с читателем остается главной чертой этого жанра. Наиболее простым приемом является наличие риторических вопросов в тексте. Читатель мысленно отвечает на них.

Известны некоторые виды эссе. Литературно-критическое или художественно-критическое. Такие работы задаются самим произведением искусства, автор лишь отображает свой взгляд на музыку, живопись, литературу и т.д. с помощью различных средств выразительности.

Существующая классификация эссе на повествовательное, описательное, аналитическое, критическое, рефлексивное и др. является довольно сомнительной, так как любой текст эссе может сочетать в себе несколько данных характеристик одновременно.

По мнению А.А. Муравьевой Муравьева А.А. Эссе [электронный ресурс] // http://zhurnal.lib.ru/m/murawxewa_a_a/esse.shtml. - (Дата обращения: 13.04.2013)., правильнее было бы разделить эссеистические произведения на: личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, или "серьезное", где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

Итак, в ходе рассмотрения истории возникновения и развития жанра эссе в публицистике, были выявлены некоторые особенности. Зарождение жанра эссе началось задолго до появления первых печатных СМИ, а точнее, с «Декламаций» Лукиана, «Диалогов» Платона, трактатов Цицерона. Также к истокам эссеистики относят древнерусский жанр «Слово».

Жанр эссе активно проявляет себя в переменные времена для общества, когда происходит формирование принципиально нового, отличного от прежнего, мировоззрения.

Являясь одновременно жанром философским, литературным и публицистическим, эссе все же отдаляется от философии и все больше относится к литературе, так как в отличие от философии в эссеистике на первом месте не истина, а интуитивное или опытное познание. Вместе с тем, жанр эссе является более публицистическим, нежели литературным, поскольку, если в литературе существует ирреальность героя, места или времени, то текст эссе раскрывает читателю правдивую действительность, но раскрывает так, как ее принимает сам автор.

Жанр, эссе близок к аналитическим текстам, благодаря предмету своего отображения, находящемся во внешнем мире; оценочности; целевым установкам таким, как описать явление в деталях, давая событию прогноз; благодаря теоретическому подходу автора в написании работы. Еще больше данный жанр приближается к художественно-публицистическим жанрам, поскольку возможен эмпирический подход автора; типизация реально-документальной действительности; эмоции автора опережают место факта; в текстах всегда используются средства художественной выразительности, и сам текст появляется в свободном потоке мыслей; эссе присуща парадоксальность.

Отсюда становится ясно, что эссе это смежный жанр, умело сочетающий в себе признаки, как аналитики, так и художественности, это происходит благодаря широте выполняемых текстами функций и выбору авторского подхода в собственной работе. То, что будет стоять на первом месте: факт или его же мнение, во многом определяет судьбу его текста.

Происходит все большая эссеизация печатных материалов. Можно привести самый яркий пример - появление блога, который реализует себя именно в эссеистской манере письма.

Большой объем информации приводит к тому, что аудитория имеет возможность выбирать не только текст, интересный каждому читателю в отдельности, а также точку зрения пишущего и самого автора.

Публицистика становится более персонифицированной, сам автор уже не является обезличенным источником информации, теперь он интерпретирует эту информацию, вызывая тем самым интерес читающей аудитории к своей персоне.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Эта малая форма литературного творчества зародилась во Франции. В переводе с французского слово «эссе» значит «опыт, попытка, набросок ».

Это череда разрозненных впечатлений, сиюминутных наблюдений, штрихов и оттенков, о которых автор вспоминает по тому или иному поводу.

Чтобы лучше представить себе, как пишется эссе , вообразите, что вам предлагают подумать о слове «вальс». В вашей голове возникнут ассоциации (танец, Вена, старинный бал, школьный вальс, первый вальс), собственные воспоминания, цитаты из классических произведений.

В процессе работы над эссе вы поймёте, что такое перечисление связывает воедино возникшие картинки, и допишете до конца только тогда, когда поток ассоциаций прекратится.

Как и когда зародилось эссе

Первыми их писать начали журналисты . Из газет и журналов короткие заметки постепенно перебрались на страницы художественной литературы.

Великие французские мыслители Д. Дидро и Ф-М. Вольтер превратили эссе в оригинальный жанр философии. Образцом того, как писать такие вещи, стала знаменитая книга М. Монтеня «Опыты».

Мода на всё французское сделала эссе европейски популярным. Эпоха Просвещения донесла отголоски эссеистики и до России. Первые русские журналисты во главе с Н.И. Новиковым стали пробовать свои силы в написании заметок на злободневные темы.

Эссеист в свободной форме рассказывает читателю о волнующих его общественных проблемах, делится жизненным опытом.

Знать правила написания эссе должен каждый школьник. Короткие экзаменационные сочинения помогают ответить на вопросы текста, предложенного для анализа, раскрыть творческий потенциал, продемонстрировать умение самостоятельно мыслить.

Виды эссе

Эссе – это род литературы, предполагающий, что такое сочинение определяется его темой и целью. В зависимости от этого эссе бывает:

  1. литературно-критическим;
  2. историческим;
  3. философским;
  4. духовно-религиозным.

По форме этот малый жанр близок личному дневнику, письму, рецензии, обзору.

Что такое эссе — его план и структура

Назовём признаки эссе, которые позволяют понять, что это, например, не очерк, не статья и не зарисовка.

Как написать блестящее эссе

Подумать над частью «C» в текущем учебном году предстоит многим гуманитариям. ЕГЭ 2019 по обществознанию, литературе, иностранному языку будет включать в себя эссе как обязательный элемент.

Задумавшись над тем, как написать эссе хорошо, заранее почитайте примеры прошлых лет, возьмите на вооружение особенно понравившиеся приёмы.

Сначала запишите всё, что возникло в голове, когда вы прочитали текст. Затем выберите главное и расскажите об этом так, как будто вы – первый человек, заговоривший о проблеме. Будьте убедительны, логичны, лаконичны, в меру эмоциональны. Не забывайте про чувство юмора.

Когда набросок в черновом варианте будет готов, перечитайте написанное:

  1. глазами ребёнка (всё должно быть понятно даже малышу);
  2. глазами своего ровесника (текст вызывает зевоту? переписать!);
  3. глазами учителя (соответствует ли написанное тому, к чему вас готовил педагог).

Затем забудьте обо всех трёх читателях и просто сделайте так, чтобы текст нравился лично вам. Вы бы узнали своё сочинение, если бы оно не было подписано? Хорошо, ставьте себе «5»!

Как писать эссе по обществознанию

При подготовке к итоговому экзамену, ориентируйтесь на эссе по обществознанию егэ 2018, шаблон которого есть в интернете.

Перед тем, как написать эссе по обществознанию, вспомните всё, что знаете по предложенной теме.

К примеру , вам досталось эссе на тему «Смертная казнь».

  1. Выделите в тексте основную проблему. Пусть в нашем примере она будет сформулирована как вопрос: «Допустима ли смертная казнь?».
  2. Подумайте, из каких составных частей/ вопросов она складывается. Полезно записать в черновике ответы на дополнительные вопросы. Это и будет план эссе . В каких странах смертная казнь разрешена? В каких – запрещена? Какая вина заслуживает подобного наказания? Чем рационально заменить смертную казнь?
  3. Затем набросайте общий план.
  4. Подберите по 1-2 аргумента к каждой части эссе, план которого неплохо будет дополнить примерами из истории, литературы, личного опыта. Все примеры должны относиться к заявленной теме.
  5. Сделайте вывод по проблеме. Посмотрите примеры работы по обществознанию прошлых лет: «На мой взгляд, смертная казнь недопустима, так как ни один человек не имеет права отнимать жизнь у другого. Узаконивая убийство, мы рождаем новых палачей».

Примером может служить такое вот эссе :

Каких ошибок стоит избегать

Держите в голове, а лучше распечатайте список самых распространённых ошибок, чтобы сразу проверить себя во время выполнения задания:

  1. Нарушение логики . «Перескакивание» с одной мысли на другую, неграмотный подбор аргументов, несогласованность содержания частей целого между собой нарушают логику повествования.
  2. Многословие . Старайтесь использовать только самые нужные слова. Если что-то можно вычеркнуть без ущерба для понимания смысла, смело вычёркивайте.
  3. Орфографические ошибки . Чаще всего они встречаются в терминах. Если вы готовитесь к сдаче обществознания, заведите словарь терминов.
  4. Речевые ошибки . Аккуратно используйте , следите за тем, как слова сочетаются друг с другом, избегайте повторов, активно , для создания контрастных противопоставлений, не путайте .
  5. Стилистические ошибки . Следите за чистотой письменной речи. Не засоряйте сочинение лексикой низкого стиля.
  6. Залогом успеха станет отсутствие фактических ошибок . Это подчеркнёт вашу эрудицию, вызовет доверие к вам. К тому же вас не лишат дополнительного балла.

Написать интересное эссе несложно. Главное, продумать и довести до совершенства каждую деталь.

Лучший способ добиться успеха – писать эссе регулярно и по любому поводу. Этот навык пригодится в школе, в университете, при устройстве на работу.

Возможно, вам так понравится сочинительство, что со временем вы, как В. Набоков, станете автором бестселлера, родившегося из множества юношеских набросков.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Как писать сочинение - что это такое, план подготовки и пример сочинения-рассуждения на тему мечты Доброта и жестокость - как написать итоговое сочинение (подбор аргументов, темы и пример работы) Что такое очерк, как его написать и с кого брать пример Что такое приоритеты, как их правильно расставить и где еще используется это слово Что такое литературный жанр - какие жанры произведений бывают Конспект - что это такое и как научиться его правильно писать