Уолт Дисней родился 5 декабря 1901 года. Он был четвертым из пяти детей Элиаса Чарльза Диснея и Флоры Колл. В 1878 году Чарльз перебрался из канадского Онтарио в Соединенные Штаты во время калифорнийской золотой лихорадки и осел в Канзасе до 1884 года. После бракосочетания с Флорой семья перебралась в Иллинойс к брату Роберту, который оказал неоценимую материальную поддержку молодым. Там, в Чикаго, и родился Уолтер. Его отец имел свой строительный бизнес, но в поисках более стабильной жизни в 1906 году они переехали на ферму недалеко от города Марселина в Миссури.

Парню нравилось жить на ферме вместе со своими старшими братьями Гербертом, Раймондом, Роем и младшей сестрой Рут. Правда Герберт и Рой не долго прожили с родителями, сбежав от сложностей жизни в маленьком городке. Осенью 1909 года Уолтер и его сестра Рут поступили в школу Марселина. Именно там он проявил тягу к искусству.

Через четыре года семья переселилась в Канзас, где мальчик продолжил художества и поступил в гимназию Бентона. Его отец занялся распространением ежедневной вечерней газеты «Канзас-Сити стар» и сыновья помогали ему по утрам и вечерам. Найдя новых читателей Уолтер, минуя контору отца, докупал в редакции дополнительные экземпляры издания, распространял их, и тем самым стал зарабатывать свои первые карманные деньги. Довелось ему как-то летом поработать продавцом закусок в поезде. Этот детский опыт навсегда поселил в Уолта железнодорожную романтику.

К периоду обучения в старшей школе, родные вернулись в Чикаго. Там он учился в художественном институте. В шестнадцать лет, в разгар Первой мировой войны он стремился на линию фронта. Будучи слишком молодым для службы в вооруженных силах, он присоединился к Красному Кресту бросив школу. Годом позже он водил машину скорой помощи во Франции. Его машину украшал забавный рисунок, что делало автомобиль приметным и узнаваемым. Вернувшись с войны, он работал в художественной студии, а затем в рекламной фирме. Именно в это время он познакомился с художником-карикатуристом Аб Айверксом и узнал об анимации. Именно с ним он и начал заниматься своим бизнесом.

Начало анимационной карьеры

В январе 1920 года Уолт и Аб основали предприятие под названием «Коммерческие художники Айверкс-Дисней». Одним из клиентов был издатель листовок «Новости ресторанов». Убедив издателя в прибыльности иллюстрированных приложений им удалось обзавестись техническим помещением для творчества. Дела шли неплохо, настолько, что на заработанные средства юноши могли посещать кино, где они были особенно удивлены мультфильмам. Однажды, читая местное издание, Уолтер увидел объявление о поиске сотрудников в рекламную компанию. Увидев иллюстрации Диснея, директор предложил ему 40 долларов в неделю, на которые он охотно согласился. В дальнейшем совершенствовании ему помогла книга иллюстратора и карикатуриста Эдвина Джорджа Лутца «Анимированные мультфильмы: как они созданы, их происхождение и развитие», опубликованная в 1920 году.

Он основал фирму под названием «Смех-О-Грам», нанял своих друзей, включая Айверкса. Они создали пару короткометражек на сказочные сюжеты, на деньги, вырученные от продажи акций фирмы. Несмотря на признание публики, дело не принесло прибыли, последовало банкротство, но неудача не остановила мастера. Второе дыхание и надежда появились с приходом в его дом дантиста МакКрума с просьбой снять короткий ролик о здоровье зубов. Так появился «Зуб Томми Такера», а несколькими годами позднее было снято еще одно видео под названием «Клара чистит свои зубки», объединившее анимацию и живое действие.

Голливудская студия

Накопив немного денег, художник прибыл в Голливуд. Уолт с братом Роем арендуют гараж у своего дяди Роберта и 16 октября 1923 года создают студию «Братьев Дисней». В 1923 году был создан комедийный сериал «День Алисы в море», выручка от реализации которого составила 1500 долларов.

В 1926 году ими был получен заказ от продюсера Чарльза Минца, на создание персонажей для «Юниверсал Пикчарз». Айверкс придумал и нарисовал Кролика Освальда, ставшего героем 26 серий. За ним последовал новый персонаж по имени Микки Маус, ставший героем первого озвученного мультфильма, за ним свет увидели Дональда Дака, Гуффи и Плуто. Он добился дальнейших успехов в выпуске работ цикла «Наивные симфонии» и первого цветного анимационного фильма «Цветы и деревья».

Личная жизнь Уолта

13 июля 1925 года Уолтер сочетался браком с Лилиан Боннс. В 1933 году, после двух выкидышей за 8 лет, у пары наконец родилась дочь. Второго общего ребенка семье родить не удалось и ими было принято решение об удочерении девочки.

Со времен мировой войны Дисней был заядлым курильщиком. В ноябре 1966 году ему поставили диагноз «рак легких». Он почувствовал себя плохо и был доставлен в больницу Святого Иосифа, где 15 декабря, через десять дней после его 65-летнего юбилея, умер. Тело великого мастера было кремировано и прах был захоронен в мемориальном парке Глендейл в Калифорнии

Walt Disney (1901 – 1966) was a film producer, media magnate and co-founder of the Walt Disney Company. He was an iconic figure in the Twentieth Century media and entertainment industry, helping to produce many films. With his staff, he created famous cartoon characters, such as Mickey Mouse and Donald Duck; his name was also used for the successful Disney Theme Parks. During his lifetime, he received a record 59 Nominations for the Academy Awards, winning 22 Awards.

Early Life – Walt Disney

Walt Disney was born on 5 December 1901, in Chicago. His parents were of German/English and Irish descent. As a child, the Disney family moved between Marceline in Missouri, Kansas City and back to Chicago. The young Walt Disney developed an interest in art and took lessons at the Kansas City Institute and later Chicago Art Institute. He became the cartoonist for the school magazine.

When America joined the First World War, Walt dropped out of school and tried to enlist in the army. He was rejected for being underage, but he was later able to join in the Red Cross and in late 1918 was sent to France to drive an ambulance.

In 1919, he moved back to Kansas City where he got a series of jobs, before finding employment in his area of greatest interest – the film industry. It was working for the Kansas City Film Ad company that he gained the opportunity to begin working in the relatively new field of animation. Walt used his talent as a cartoonist to start his first work.

The success of his early cartoons enabled him to set up his own studio called Laugh-O-Gram. However, the popularity of his cartoons was not matched by his ability to run a profitable business. With high labour costs, the firm went bankrupt. After his first failure, he decided to move to Hollywood, California which was home to the growing film industry in America. This ability to overcome adversity was a standard feature of Disney’s career.

“All the adversity I’ve had in my life, all my troubles and obstacles, have strengthened me… You may not realize it when it happens, but a kick in the teeth may be the best thing in the world for you.”

– The Story of Walt Disney (1957)

With his brother, Roy, Walt set up another company and sought to find a distributor for his new film – Alice Comedies – based on the adventures of Alice in Wonderland.

In 1927, the Disney studio was involved in the successful production of ‘Oswald the Lucky Rabbit’, distributed by Universal Pictures. However, with Universal Pictures controlling the rights to ‘Oswald the Lucky Rabbit’, Walt was not able to profit from this success. He rejected an offer from Universal and went back to working on his own.

It was at this point that he created the character – Mickey Mouse (originally called Mortimer Mouse). Ub Iwerks drew Mickey Mouse, and Walt gave a voice to the character.

The Mickey Mouse cartoons with soundtracks became very popular and cemented the growing reputation and strength of Disney Productions. The skill of Walt Disney was to give his cartoons believable real-life characteristics. They were skillfully depicted and captured the imagination of the audience through his pioneering use of uplifting stories and moral characteristics.

In 1932, he received his first Academy Award for the Best Short Subject: Cartoons for the three coloured ‘Flowers and Trees’ He also won a special Academy Award for Mickey Mouse.

In 1933, he developed his most successful cartoon of all time ‘The Three Little Pigs’ (1933) with the famous song ‘Whose Afraid of the Big Bad Wolf.”

In 1924, Walt Disney began his most ambitious project to date. He wished to make a full length animated feature film of ‘Snow White and the Seven Dwarfs.’ Many expected it to be a commercial failure. But, using new techniques of filming, the production was met with glowing reviews. It took nearly three years to film – coming out in 1937 after Disney had run out of money. But, the movie’s strong critical reception, made it the most successful film of 1938, earning $8 million on its first release. The film had very high production values but also captured the essence of a fairy tale on film for the first time. Walt Disney would later write that he never produced films for the critic, but the general public. Replying to criticism that his productions were somewhat corny, he replied:

“All right. I’m corny. But I think there’s just about a-hundred-and-forty-million people in this country that are just as corny as I am.”

Disney always had a great ability to know what the public loved to see.

After the success of Snow White and the Seven Dwarfs, the studio produced several other successful animations, such as ‘Pinocchio’, ‘Peter Pan’, ‘Bambi’ and ‘The Wind in the Willows’. After America’s entry into the Second World War in 1941, this ‘golden age’ of animation faded and the studio struggled as it made unprofitable propaganda films.

Political and religious views

In 1941, Disney also had to deal with a major strike by his writers and animators. This strike left a strong impression on Disney. He would later become a leading member of the anti-Communist organisation ‘Motion Picture Alliance for the Preservation of American Ideals’ (the right-wing organisation was also considered to be anti-semitic.) At one point, he (unsuccessfully) tried to brand his labour union organisers as Communist agitators.

However, in the 1950s, Disney distanced himself from the Motion Picture Alliance for the Preservation of American Ideals. However, by associating with the organisation, he was often associated with the anti-labour and anti-semitic philosophy it expressed. Disney was a Republican, though was not particularly involved in politics. It is often asked whether Walt Disney was anti-semitic.

His biographer, Neal Gabler stated:

“…And though Walt himself, in my estimation, was not anti-semitic, nevertheless, he willingly allied himself with people who were anti-semitic, and that reputation stuck. He was never really able to expunge it throughout his life.”

Walt Disney believed in the benefits of a religious approach to life, though he never went to church and disliked sanctimonious teachers.

“I believe firmly in the efficacy of religion, in its powerful influence on a person’s whole life. It helps immeasurably to meet the storms and stress of life and keep you attuned to the Divine inspiration. Without inspiration, we would perish.”

Ch. 15: Walt Lives!, p. 379

He respected other religions and retained a firm faith in God.

Post-war success

During the war, there was much less demand for cartoon animation. It took until the late 1940s, for Disney to recover some of its lustre and success. Disney finished production of Cinderella and also Peter Pan (which had been shelved during the war) In the 1950s, Walt Disney Productions also began expanding its operations into popular action films. They produced several successful films, such as ‘Treasure Island’ (1950), ‘20,000 Leagues Under the Sea’ (1954) and ‘Pollyanna’ (1960)

In another innovation, the studio created one of the first specifically children’s shows – The Mickey Mouse Club. Walt Disney even returned to the studio to provide the voice. In the 1960s, the Disney Empire continued to successfully expand. In 1964, they produced their most successful ever film ‘Mary Poppins.’

Disneyland

In the late 1940s, Walt Disney began building up plans for a massive Theme Park. Walt Disney wished the Theme Park to be like nothing ever created on earth. In particular, he wanted it to be a magical world for children and surrounded by a train. Disney had a great love of trains since his childhood when he regularly saw trains pass near his home. It was characteristic of Walt Disney that he was willing to take risks in trying something new.

“Courage is the main quality of leadership, in my opinion, no matter where it is exercised. Usually, it implies some risk, especially in new undertakings. Courage to initiate something and to keep it going, pioneering and adventurous spirit to blaze new ways, often, in our land of opportunity.”

– The Disney Way Fieldbook (2000) by Bill Capodagli

After several years in the planning and building, Disneyland opened on July 17, 1955. Disney spoke at the address.

“To all who come to this happy place; welcome. Disneyland is your land. Here age relives fond memories of the past …. and here youth may savor the challenge and promise of the future. Disneyland is dedicated to the ideals, the dreams and the hard facts that have created America … with the hope that it will be a source of joy and inspiration to all the world.”

The success of Disneyland encouraged Walt to consider another park in Orlando, Florida. In 1965, another theme park was planned.

Уолт Дисней биография на английском языке поможет написать рассказ о Walt Disney на английском.

Уолт Дисней биография на английском

Walt Disney was born on December 5, 1901 in Chicago Illinois. Walt was one of five children, four boys and a girl.

After Walt’s birth, the Disney family moved to Marceline Missouri, Walt lived most of his childhood here.

Walt had very early interests in art, he would often sell drawings to neighbors to make extra money. He pursued his art career, by studying art and photography by going to McKinley High School in Chicago.

During the fall of 1918, Disney attempted to enlist for military service. Rejected because he was under age, only sixteen years old at the time. Instead, Walt joined the Red Cross and was sent overseas to France, where he spent a year driving an ambulance and chauffeuring Red Cross officials. His ambulance was covered from stem to stern, not with stock camouflage, but with Disney cartoons.

Once Walt returned from France, he began to pursue a career in commercial art. He started a small company called Laugh-O-Grams, which eventually fell bankrupt. With his suitcase, and twenty dollars, Walt headed to Hollywood to start anew.

After making a success of his “Alice Comedies,” Walt became a recognized Hollywood figure. On July 13, 1925, Walt married one of his first employees, Lillian Bounds, in Lewiston, Idaho. Later on they would be blessed with two daughters, Diane and Sharon .

In 1932, the production entitled Flowers and Trees(the first color cartoon) won Walt the first of his studio’s Academy Awards. In 1937, he released The Old Mill, the first short subject to utilize the multi-plane camera technique.

On December 21, 1937, Snow White and the Seven Dwarfs, the first full-length animated musical feature, premiered at the Carthay Theater in Los Angeles. The film produced at the unheard cost of $1,499,000 during the depths of the Depression, the film is still considered one of the great feats and imperishable monuments of the motion picture industry. During the next five years, Walt Disney Studios completed other full-length animated classics such as Pinocchio, Fantasia, Dumbo, and Bambi.

Walt Disney’s dream of a clean, and organized amusement park, came true, as Disneyland Park opened in 1955. Walt also became a television pioneer, Disney began television production in 1954, and was among the first to present full-color programming with his Wonderful World of Color in 1961.

Уолтер Элиас, «Уолт», Дисней родился 5 декабря 1901 г. в районе Хермоса г. Чикаго, штат Иллинойс. Его отец, Элиас Дисней, был канадцем ирландского происхождения, а мать, Флора Колл Дисней – родившейся в Америке немкой.

В семье Диснеев было пятеро детей: четыре брата и одна сестра. Свои детские годы Уолтер проводит в г. Марселин, штат Миссури, где он впервые начинает рисовать и писать картины, которые затем продаёт соседям и друзьям. В 1911 г. семья переезжает в Канзас-сити, где у мальчика просыпается любовь к поездам. Его дядя, Майк Мартин, был инженером-железнодорожником, участвовавшим в постройке дороги между г. Форт Мэдисон, штат Айова, и их Марселином. Позже Уолтер устроится на летнюю подработку на железной дороге, где станет продавать завтраки и газеты пассажирам.

Мальчик учится в Чикагской старшей школе МакКинли, где посещает дополнительные уроки рисования и фотографии, а также участвует в выпуске школьной газеты, оформляя её иллюстрациями. По вечерам он посещает занятия в Чикагском институте искусств. В 16 лет Дисней бросает школу ради желания стать солдатом, но в армию его не берут, поскольку он ещё не достиг совершеннолетия. Тогда он вступает в ряды Красного креста и отправляется во Францию, где в течение года служит водителем скорой помощи.

Ранние мультфильмы

Вернувшись из Франции в 1919 г., Дисней возвращается в Канзас-сити в надежде устроиться иллюстратором в газету. Брат Рой пристраивает Уолтера на работу в Художественную студию Песмена-Рубина, где тот встречается с карикатуристом Аббе Эертом Айвверксом, более известным как Аб Айверкс. После этого Дисней переходит на работу в “Kansas City Film Ad Company”, где занимается созданием рекламных роликов с использованием перекладной анимации. Примерно в это же время он начинает экспериментировать с видеокамерой, снимая рисованные от руки двумерные мультфильмы, и, в конце концов, решает заняться собственным анимационным бизнесом. Первым его сотрудником становится Фред Харман из рекламной компании.

Уолт и Харман заключают договор с местным театром о показе своих мультфильмов, которые сами они называют «смехограммами». Мультфильмы становятся так популярны, что вскоре Динсей получает возможность обзавестись собственной студией, которой даёт такое же имя. «Смехограмма» нанимает новых сотрудников, в их числе брата Хармана, Хьюго, и Аба Айверкса. Вместе они создают серию семиминутных сказочных роликов, сочетавших в себе игру живых актров и анимацию, и называют её «Алиса в Стране мультиков». Но к 1923 г. студия влезает в долги, и Дисней вынужден объявить её банкротом.

Вскоре Уолтер и его брат, Рой, собирают деньги и переезжают в Голливуд. Туда же переселяется и Айверкс. Все трое дружно принимаются за создание студии “Disney Brothers”. Их первой сделкой становится договор с дистрибьютором Маргарет Уинклер о распространении их мультфильмов об Алисе. Вскоре они придумывают нового персонажа, Освальда – кролика-счастливчика, и продают свои короткометражные мультфильмы по 1 500 долларов США за каждый. В 1925 г. Дисней нанимает художника-графика Лилиан Баундс. После короткого романа, пара женится.

Через несколько лет Дисней узнаёт, что Уинклер, её муж Чарльз Минтц и весь штат аниматоров студии “Disney”, за исключением одного Айверса, украли у него права на кролика Освальда. Братья Дисней, их жёны, а также преданный Айверс тут же выпускают три мультфильма с участием придуманного Уолтом нового персонажа, который получает имя Микки-маус. Первыми короткометражными мультфильмами с участием этого героя становятся «Безумный самолёт» и «Галопом на страусе», продать которые не удаётся из-за того, что оба ролика были немыми. Когда в кино приходит звук, Дисней создаёт третий короткометражный мультфильм, на сей раз в полном вооружении звука и музыки, под названием «Пароходик Вилли». Теперь, когда Микки заговорил голосом Уолта, мультфильм мгновенно становится сенсацией.

Коммерческий успех

В 1929 г. Дисней выпускает «Наивные симфонии», в котором появляются новые друзья Микки – Минни-маус, Дональд Дак, Гуфи и Плуто. Первым цветным мультфильмом становится самый популярный мультфильм «Цветы и деревья», который приносит своим создателям премию «Оскар». Вышедший в 1933 г. мультфильм «Три поросёнка» с прозвучавшей в титрах песней «Кто боится большого злого волка?» становится неофициальным гимном страны в самый разгар Великой депрессии.

21 декабря 1937 г. в Лос-Анджелесе состоялась премьера первого полнометражного мультипликационного фильма «Белоснежка и семь гномов». Даже несмотря на продолжавшуюся Депрессию, он собирает невиданную сумму в 1 миллион 499 тысяч долларов США и завоёвывает сразу восемь «Оскаров». На протяжении следующих пяти лет, студия “Walt Disney” создаёт целый ряд полнометражных анимационных фильмов: «Пиноккио», «Фантазия», «Думбо и Бэмби».

В декабре 1939 г. в г. Бербанке открывается подразделение “Walt Disney Studios”. Но в 1941 г. компанию ожидают неприятности, связанные с забастовкой аниматоров “Disney”. Многие из них впоследствии увольняются, и оправиться от этой потери компания сможет лишь спустя несколько лет. В середине 1940-х г.г. Дисней создаёт «наборные фильмы» – ряд связанных между собой короткометражных лент, предназначенных для последовательного показа, – но к 1950 г. он снова возвращается к работе над анимационными фильмами. В 1950 г. появляется «Золушка», а за ней следуют «Алиса в Стране чудес» (1951 г.), «Питер Пен» (1953 г.), картина с участием живых актёров под названием «Остров сокровищ» (1950 г.), «Леди и бродяга» (1955 г.), «Спящая красавица» (1959 г.) и «101 далматинец» (1961 г.). В общем и целом, эта студия вводит в мир мультипликационного кино более сотни новых героев.

Дисней был одним из первых, кто стал использовать телевидение в развлекательных целях. Сериал «Зорро и Дэви Крокетт» набирает большую популярность среди детей, равно как и шоу «Клуб Микки-мауса» – телевизионное представление, в котором принимают участие актёры-подростки, выступающие в роли «Мышкетёров». В своём популярном воскресном вечернем шоу «Чудесный мир красок Уолта Диснея» Дисней начинает продвигать свой новый тематический парк. Последней кинокартиной Диснея, созданной им самим, становится «Мэри Поппинс» с участием как живых, так и анимационных героев.

«Диснейленд»

Тематический парк «Диснейленд», на постройку которого было затрачено 17 миллионов долларов США, открывается в 1955 г. Он становится местом, где дети и взрослые могут изучить, покататься и познакомиться с героями мира “Disney”. В скором времени парк десять раз окупает свои затраты и привлекает туристов со всего мира.

Смерть

Уже через несколько лет после открытия, Дисней строит планы на создание нового тематического парка «Экспериментального прототипа общества будущего» во Флориде. Он как раз находился в процессе постройки, когда, в 1966 г., у Диснея обнаруживают рак лёгких. 15 декабря 1966 г., в возрасте 65 лет, Уолт Дисней умирает.

Тело его кремируют, а прах хоронят на кладбище Форест Лон в Лос-Анджелесе. После смерти брата, за воплощение в жизнь его планов берётся его брат Рой, и в 1971 г. парк открывается под названием «Мир Уолта Диснея».

Цитаты

«Самым главным продуктом, который Америка поставляет на экспорт, является смех».

«Нет ничего смешнее животного, наделённого человеческими чертами».

«Микки-мауса я люблю больше любой из женщин, которых я когда-либо знал».

«Вы можете не понимать этого, но иногда удар в челюсть является лучшим, что могло бы с вами случиться».

«Я не понимаю, как можно разговаривать с детьми как с маленькими. Я вообще не понимаю, как можно так с кем-либо разговаривать. Мне по душе прямые разговоры с ними на равных. Дети всегда всё понимают».

«Меня вдохновляют не деньги – меня вдохновляют мои идеи».

««Диснейленд» посвящён идеалам, мечтам и тем нелёгким событиям, которые создали Америку… с надеждой, что это послужит источником радости и вдохновения для всего мира».

«Вы не найдёте в доме ни единой мышеловки. Я никогда не забывал, что меня, таким, как я есть, создала именно мышь».

«Мир никогда ещё не видел такого времени, как то, в котором живём мы. Появляются всё новые идеи, и теперь у нас есть инструменты, чтобы воплотить их в жизнь. Мы движемся вперёд».

«Жизнь состоит из света и тени, и будет неправильно, неискренне, льстиво утверждать, что теней в нём нет».

«Мне нет никакого дела до критики. Критики напускают на себя слишком много важности. Они полагают, что стать известным, стать умником можно только выискивая ошибки других. Я же создаю фильмы для публики».

«Долгие годы я ненавидел Белоснежку, потому что каждый раз, когда я представлял миру нового героя, его сравнивали с Белоснежкой, а он не шёл ни в какое сравнение с ней».

«Мне нравится смотреть на жизнь с оптимизмом, но мне хватает реализма, чтобы понимать, что в жизни не всё так просто. За смехом следуют слёзы, и, создавая киноленту или телевизионное шоу, нужно учитывать в них все аспекты жизни: драму, пафос и юмор».

«Все наши мечты могут стать реальностью – если только мы наберёмся смелости их исполнить».

«Никогда не берись за то, что кто-то может сделать лучше».

«Все мы когда-то были детьми. Мы выросли. Мы изменились, но в каждом из нас живёт частичка нашего детства».

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

, Сценарист , Продюсер

Уолт Дисней (англ. Walt Disney, полное имя - Уолтер Элайас Дисней англ. Walter Elias Disney, 5 декабря 1901 - 15 декабря 1966) - американский художник-мультипликатор, кинорежиссёр, актёр, сценарист и продюсер, основатель компании «Walt Disney Productions», которая к настоящему времени превратилась в медиаимперию «The Walt Disney Company». Является создателем первого в истории звукового мультфильма, первого музыкального и первого полнометражного.

Город, в котором он родился, был большой, шумный и совершенно не удовлетворял родителей Уолта. Чикаго. Они решили поселить детей на ферме возле маленького городка Марселин, штат Mиссури. Уолту было тогда только 4 года. У семьи не было денег на карандаши и бумагу, а Уолт хотел рисовать. Он нашел смолу, палку и нарисовал дом... на стене собственного дома. Это, возможно, был самый первый рисунок Уолта. Года через три он начнет продавать свои рисунки соседям. А еще через 40 лет они будут продавать эти рисунки на аукционах.

Я не создаю фильмы просто, чтобы зарабатывать деньги. Я зарабатываю деньги, чтобы создавать фильмы.

Дисней Уолт

Проживать на ферме было так же дорого и невыгодно, как в большом городе, и семейство снова решило попытать счастья, поменяв место жительства. На сей раз был выбран город Канзас-Сити. Там 8-летний Уолт начал зарабатывать деньги, в течение шести лет вставая в 3:30 каждое утро и разнося газеты. Уолт хотел делать рисунки подобно тем, которые видел в комиксах, но у него не было ни капли свободного времени. Его деспот-отец, думая, что все художники - бездельники, жестоко наказывал Уолта. Тем не менее Уолту удалось поступить в чикагский Институт Искусств, где он обнаружил, что его истинные таланты находятся скорее в области осмысления и координирования проектов, чем в составлении документов.

Элиос Дисней - отец Уолта, плотник, фермер и строительный подрядчик, нещадно лупил своих детей и Уолт пришел к выводу, что он не настоящий его отец. Отцу также удалось вселить в мальчике ненависть к евреям, и Уолт никогда не сдерживался в своих суждениях о них. Но это уже немного другая история. Критики и психологи считают, что эти испытания и, особенно, беспокойство относительно его происхождения, стали своего рода шаблоном в более поздних фильмах Диснея.

Кстати, замечено, что в героях Диснея ребенок узнает сам себя. По тому факту, какой диснеевский герой наиболее симпатичен ребенку, можно понять, какие у него проблемы. В 1918 году Уолт Дисней попытался поступить на военную службу, но в шестнадцать лет на службу не брали. Тогда Уолт присоединился к Красному Кресту и был послан за границу, где провел год за рулем санитарной машины.

Я лишь надеюсь, что мы не теряем из виду одну вещь: всё это было начато одной мышью.

Дисней Уолт

По возвращении в Канзас-Сити в 1919 году, Уолт Дисней начал работу в качестве художественного директора коммерческой студии. Там он и встретил Уба Айверкса, молодого художника, ставшего его деловым партнером. Они открыли совместную студию и приобрели подержанную камеру, с которой и делали двухминутные рекламные фильмы. Фильмы были показаны только в местных кинотеатрах и, в конечном счете, партнеры переместили свою студию в Лос-Анджелес, чтобы быть хоть чуточку ближе к кинопромышленности Голливуда. Словно наркотиком становится для него мультипликация.

В течение столетий художники пробовали изображать движущиеся фигуры. В результате развития техники это стало возможным. Мультипликация объединила музыку, голоса и краски. Дисней как никто понимал это.

Уехав из города с 40$ в кармане, он встретил своего брата Роя, у которого и денег было немного побольше и в желании что-либо делать ему нельзя было отказать. Объединив денежные ресурсы и, заняв еще 500$, братья открыли магазин в гараже собственного дяди. А в январе 1926 года в Калифорнии открылась первая студия Диснея. Два брата - Уолт и Рой приблизились к своей мечте, начав создавать анимационные фильмы. Создание даже небольшого эпизода требовало таланта директора, актера, звукооператора, сценариста и музыкального редактора. Уолт и Рой оказались способными на все это.

Я предпочту скорее развлекать и надеяться, что люди научились чему-то, чем обучать людей и надеяться, что они развлеклись.

Дисней Уолт

Как они могли конкурировать с другими аниматорами, когда даже для большой студии двухминутный фильм требует многомесячной работы, а для полнометражного нужно несколько лет?

Сценарий мультфильма походит на огромный комикс. Указания помещены в одном ряду с пятидюймовыми карандашными эскизами, которые перемежаются диалогами, напечатанным возле каждого рисунка. Как только эти storyboards закончены, директор устраивает конференцию с аниматорами, специалистами по композиции, художниками фона и музыкантами.

Единственный человек, который может участвовать в производстве от начала и до конца - это директор. Фильм состоит из многих элементов: диалогов, цвета, звука и музыки. Самая большая работа директора состоит в выборе времени и координировании всех этих элементов, которые и составят готовый фильм. В студии Диснея было только двое рабочих - Уолт и Рой. И они справились.

Вы мертвы, если нацеливаетесь только на детей. Взрослые всё равно являются лишь выросшими детьми.

Дисней Уолт

В 1927 году братьев обманули, отсудив у них право на экранизацию "Освальда - удачливого кролика". Это подтолкнуло Уолта начать работу над новым персонажем - веселой, энергичной мышью по имени Мортимер. Первый фильм про Мортимера - "Стремительный самолет" был выпущен в 1928. Показ не был столь успешным, так как в это же время появились звуковые фильмы, составившие конкуренцию продукции студии.

Вскоре студия Уолта Диснея получила контракт от правительства США на производство учебных фильмы. Проекты были настолько прибыльными и интересными, что студия полностью отказалась от продолжения работы над фильмами про Мортимера.

В 1928 году братья вернулись к идее о "энергичной мыши". Напряженная работа привела к появлению короткометражного фильма "Пароход Вилли". Капитаном судна была маленькая мышь. Так родился Микки Маус, которого, по началу, озвучивал сам Дисней.

Я никогда не верил в создание сиквела; я скорее предпочёл бы использовать это время на создание чего-то другого и нового.

Дисней Уолт

Первый большой успех пришел в 1929 году с фильмом "Глупые симфонии" и первой в мире полнометражной мультипликацией "Белоснежка и семь гномов" (1937 год). Между этими фильмами на свет появились Плуто и Гуффи - другие популярные диснеевские герои, а также первый цветной фильм с Микки Маусом - "Концерт". Для производства цветных фильмов понадобилось осваивать новую профессию. До этого момента специалисты-композиторы, разработав общие идеи, передавали их аниматорам. Теперь же потребовались специалисты фона и консультанты в подборе цвета.

В 1940 году вышел "Пиноккио" и "Фантазия" - первая успешная попытка понять музыку через визуальные образы. В 1941 году появился "Дамбо". Во время войны студия Диснея выпускала фильмы для американских солдат. В то время это было просто необходимым для поднятия воинской доблести и морали.

Уолт Дисней становится осведомителем ФБР. Может быть ему хотелось узнать, действительно ли он был сыном своего отца, а может быть он поднимал таким образом мораль гражданскую. Сохранилось приблизительно 500 страниц из его посланий к Бюро. Впрочем, обо всем этом можно прочесть в книге: "Walt Disney: An American Original", а не в этой статье.

Диснейленд никогда не будет завершён. Он будет продолжать расти столько, насколько хватит воображения в мире.

Дисней Уолт

В 1948 году Уолт Дисней начинает свою знаменитую серию цветных видовых фильмов: "Живая пустыня", "Исчезающая прерия", "Африканский лев" и "Белая дикая местность".

Параллельно с этим он работает над детскими фильмами: "Остров Сокровищ", "Робин Гуд" и "Мэри Поппинс". Позже, в 1955 году в Калифорнии он открыл первый Диснейленд - парк аттракционов. Потом Диснейленды откроются во Флориде, Токио и Париже: Но это было только начало.

В 1965 году Уолт Дисней обратил внимание на различные проблемы, связанные с улучшением качества городской жизни в Америке. Он лично составил проект "экспериментального сообщества завтрашнего дня", спланированный как возможное развитие творческого потенциала американской промышленности.

Мы верили в нашу идею - семейный парк, где родители и дети могут веселиться вместе.

Дисней Уолт

Дисней скупил 43 квадратных мили неиспользованной земли, что вдвое превышает размер Манхэттэна. Здесь он планировал разместить новый "Мир Диснея": развлечения, курорты, гостиницы, мотели, индустриальные комплексы, аэропорт будущего и его "экспериментальное сообщество завтрашнего дня". После более семи лет планирования и подготовки, включая 52 месяца фактического строительства, "Мир Диснея" открылся, как и было намечено, 1 октября 1971 года.

Калифорнийский Институт Искусств был основан Диснеем в 1961 году. Новый университетский городок раскинулся на площади в 60 акров в городе Валенсия, к северо-востоку от Лос-Анджелеса. Уолт Дисней задумывал новую школу как "сообщество искусств" - новый подход к профессиональному обучению. В дополнение к музыке и живописи в институте изучается кинематография, театр, скульптура и мода.