Назывные предложения

Назывные – это один из типов односоставных предложений, форма главного члена в которых имеет сходство в выражении с подлежащим.

Главный член назывных предложений выражен формой именительного падежа существительного и словосочетанием, которое включает именительный падеж. В принципе возможно и использование местоимения, обычно в разговорной речи:"Вот и я!" - сказала Ариэль, вплывая в гостиную. Использование независимого именительного падежа возможно в этих предложениях, так как их смысл – сообщение о бытии, наличии, существовании предмета или явления. Следовательно, предполагается лишь одно грамматическое время – настоящее. материал учебника за 8 класс

Типы назывных предложений

Назывные бытийные констатируют факт существования предмета. Подлежащее выражено именительным падежом любой именной части речи: Мама, каша, кошка, ложка, книжка, яркая обложка…

Назывные указательные указывают на предмет. В грамматической основе помимо подлежащего, выраженного именительным падежом любого имени, появляются указательные частицы ВОТ или ВОН: Вот вам софа, раскиньтесь на покой (Гр.).

Оценочно-назывные оценивают предмет с точки зрения говорящего. В грамматической основе помимо подлежащего, выраженного именительным падежом любого имени, появляются различные экспрессивно–эмоциональные частицы: Ну и ночка!, Вот тебе, бабушка и Юрьев день.

Желательно-назывные выражают сильное желание чего-либо. В грамматической основе помимо подлежащего, выраженного именительным падежом любого имени, появляются частицы ТОЛЬКО БЫ, ЛИШЬ БЫ, ЕСЛИ БЫ: Только бы не контрольная.

МАМА ГОЛОВА БОЛИТ!

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Назывные предложения" в других словарях:

    Тип односоставных предложений, главный член которых – существительное в именительном падеже: Весна. У соседей свадьба. В назывных предложениях во всех случаях, кроме настоящего времени, используется глагол связка быть: Тогда была жара. Юбилей… … Литературная энциклопедия

    собственно-назывные предложения - Разновидность номинативных предложений, называющих книги, журналы, картины, надписи на вывесках и т.п. Не все лингвисты считают их предложениями … Синтаксис: Словарь-справочник

    Предложения с одним главным членом только сказуемым или только подлежащим: Тишина. Светает. На улице никого нет. В односоставном предложении только один главный член, и его нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым. Это главный член предложения … Википедия

    Тип простых предложений, в основе которых – один главный член. По его характеру среди односоставных предложений различают: назывные, безличные, определённо личные и неопределённо личные. Их общее свойство – обозначать событие в отвлечении от… … Литературная энциклопедия

    информационная модель публицистического стиля - I. Типовая ситуация общения: 1) общение со многими людьми через газеты, журналы, выступления на митингах, собраниях; 2) основные функции речи: воздействующая и информативная; 3) основные задачи: воздействовать на массы, сформировать у них… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Виктория Георгиевна Лысенко Дата рождения: 22 марта 1953(1953 03 22) (59 лет) Место рождения: Пржевальск,Иссык Кульская область,Киргизия Основные интересы: философия раннего буддизма, вайшеш … Википедия

    Лысенко, Виктория Георгиевна (22 марта 1953, Пржевальск, Киргизская ССР) советский российский философ. Окончила философский факультет МГУ (1976). Кандидат философских наук (1982), доктор философских наук (1998). Главный научный сотрудник ИФ РАН … Википедия

    Георгиевна (22 марта 1953, Пржевальск, Киргизская ССР) советский российский философ. Окончила философский факультет МГУ (1976). Кандидат философских наук (1982), доктор философских наук (1998). Главный научный сотрудник ИФ РАН. Профессор РГГУ.… … Википедия

В русском языке кроме двусоставных предложений, характеризующихся наличием двух главных членов, подлежащего и сказуемого, есть еще и односоставные, то есть такие, в которых только один главный член. И вот назывные предложения – это такие, в которых данный главный член выражен именем существительным. Изучаемая в 8 классе тема очень важна, поскольку она является основой для понимания базовых принципов синтаксиса и формирования навыков составления сложного текста.

Особенности и примеры назывных предложений

Назывные предложения (они же номинативные) могут состоять только из подлежащего, но это не обязательно, оно также может иметь зависимые слова. Подлежащим в такой синтаксической конструкции всегда будет имя существительное, стоящее в форме именительного падежа. Кроме того, в состав этого предложения могут включаться междометия и частицы (указательные или восклицательные).

Как правило, в качестве распространяющего члена предложения выступают определения – согласованные или несогласованные.

В назывном предложении может быть одно подлежащее или несколько однородных: Шум и гам вокруг.

Вот примеры назывных предложений.

Бессонница. – предложение состоит только из подлежащего. Силуэт человека в тумане. – в этом предложении у подлежащего есть зависимые слова. Вот та дождь! – в этом номинативном предложении использованы местоимение и указательная частица.

Назывное предложение всегда сообщает о существовании предмета или явления в настоящем времени.

В случаях, когда номинативное предложение распространяется с помощью обстоятельств (как правило со значением времени или места), некоторые исследователи относят их к другой категории – двусоставным неполным предложениям. Например: Скоро весна (то есть скоро наступит весна) – это предложение можно рассматривать как такое, где пропущено сказуемое.

Виды назывных предложений

Их классификация основана на смысловой нагрузке. Итак, номинативные предложения подразделяются на:

  • Бытийные : Река. Звезды. Бескрайнее небо.
  • Указательные (обязательно включают указательные частицы): Вот нужное место.
  • Бытийно-оценочные: Беда! Враги!

Вне зависимости от типа, назывные предложения одинаковы по содержательной нагрузке, они одновременно краткие и фрагментарные, но в то же время очень емкие.

Достигается этот эффект за счет того, что хотя в них и описываются только делали ситуации или события, но это всегда яркие детали, которые данную ситуацию или событие отличают от остальных. Благодаря этим деталям читатель или слушатель может построить полную картину того, о чем говорят – обстановку или событие.

Чаще всего односоставные предложение, в которых главным членом является подлежащее, используются в поэтической речи и художественной прозе. Кроме того, они характерны также для ремарок в драматических произведениях.

Что мы узнали?

Номинативным называется такое предложение, в котором только один главный член – подлежащее. Такая синтаксическая единица может быть как распространенной, так и нераспространенной. Ее распространяют в основном определения (согласованные и нет), но также могут использоваться и обстоятельства, особенно указывающие на место или время. В последнем случае, правда, номинативное предложение может рассматриваться и как неполное двусоставное. Также в состав назывного предложения могут входить междометия и указательные или эмоциональные частицы. По смысловой нагрузке эти синтаксические единицы делятся на три категории: бытийные, указательные и бытийно-оценочные.



Виды односоставных предложений. Назывные предложения.

Определите виды предложений по строению грамматической основы (двусоставные, односоставные).В односоставных предложениях главный член подчеркнуть тремя чертами, определить, чем выражен. 1. Полк наступал в горах вдоль северного берега Дуная.2. Безлюдный край.3. Голые вершины сопок. 4. Темные массивы лесов.5. Ущелья. 6. Пропасти. 7. Размытые проливным дождем дороги.8. Бешеные пенистые потоки, разбухавшие с каждым часом.9. Противник откатывался через горы за Дунай.



Вывод . Назывные предложения – это односоставные предложения, где один главный член (подлежащее), который выражен сущ., в И.п. или сочетанием сущ., с числительным. Предложение показывает существующие события, явления, предметы и т.д.


Учебник. Стр.86. Упр.174,176, 177.



Тест. 1. Отметьте назывное предложение. А) Дальний лай собак. Б) Время от времени слышен крик ослика. В) Чувствуется неповторимый дух полыни. Г) Пахло землей и морозцем. 2. Сколько назывных предложений можно выделить из четверостишия? Стаи птиц. Дороги лента. Повалившийся плетень. С отуманенного неба Грустно смотрит тусклый день. 3. Укажите назывные предложения. А) Мне холодно. Б) Вот заводская улица. В) Это домик под толевой крышей. Г) Пятый час дня. Д) Вода немного коричневатая.



Проверь себя. Ответы к тесту. 1. А) 2. 3) 3. Б), Г).


Тест на закрепление изученного. 1. Укажите назывные предложения. А) Темнеет. Б) Поговори со мною, мама. В) Хлеб-соль ешь, а правду режь. Г) Третье декабря тысяча девятисотого года. Д) Зима. Е) Ни ветерка. Ж) Только что смеркалось. З) Мне не до смеху! И) Второй час дня. К) Уральский хребет. Л) Вишневый сад теперь мой.


Проверь себя. Ответы к тесту: г,д,и,к.


Определенно-личные предложения. 1. Односоставные. 2. Один главный член предложения (сказуемое). 3. Показывает действие (состояние). 4. Формы глагола: а) 1-е лицо, н.в., ед.ч.(Я) б)1-е лицо,мн.ч., буд.вр. (Я) в) 2-е лицо, н.вр. (ТЫ) г) Глагол повелительного наклонения



Записать предложения, выделить грамматическую основу и определить способы выражения сказуемого. 1. Люблю безмолвие полуношной природы, люблю её лесов лепечущие своды, люблю её степей алмазные снега. Способы выражения сказуемого: глагол, 1-е лицо, ед.ч., н.в., изъяв.накл.(Я) 2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? Способ выражения сказуемого: 3. Выйду, сяду под рябиной, буду слушать соловья. Способ выражения сказуемого: 4. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии. Способ выражения сказуемого: 5. Уходи, зима седая! Способ выражения сказуемого:



Учебник.Стр.89. Работа с текстом «В феврале..»Определить вид односоставных предложений. Упр. 186.



Диктант-самопроверка. На опушке обнаженной рощи я отыскиваю кучу сухих осенних листьев, набиваю ими полный мешок и отправляюсь назад домой. Иду не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышу свежим воздухом, вспоминаю забавные охотничьи случаи. Вдруг слышу: листья в мешке шевелятся, словно в них кто-то ворочается. Беру мешок, развязываю, а из него выскакивает и удирает от меня ёж. Задание. Выделить грамматические основы и определить тип предложений




Вариант самостоятельной работы. Записать текст, подчеркнуть грамматическую основу в определенно-личных предложениях, расставить недостающие знаки препинания. Объяснить орфограммы. Люблю осе(н,нн)ее (не)настье. Люблю наперекор дождю и мокрому снегу шагать по оловя(н,нн)ым дорогам по кислому суглинку и сырой листве. Целый день (не)зная устали брожу и брожу по узеньким тропкам. Едва волочу усталые ноги. А пробежит день-другой без следа испарит?ся усталость. И снова отправляюсь туда в (не)хоже(н,нн)ые дали открывать лучезарную кр?соту родного края.




Тест. Укажите определенно-личные предложения . 1. Выберите себе книгу по вкусу. 2. Не из Москвы ли будешь? 3. В доме шумят. 4. Цыплят по осени считают. 5.Быть грозе великой. 6. Иду по улице нарядной. 7. Не слышно шуму городского. 8. В воздухе пахнет сосновой смолой. 9. Будем вместе служить. 10. Около шести часов в луга носили завтрак. 11. Без грамматики никому нельзя обойтись. 12. Горит в сердцах у нас любовь к земле родной. 13. Усердней с каждым днем гляжу в словарь. 14. Зимним холодом пахнуло на поля и на леса. 15. Так забудь же про свою тревогу.



Проверь себя. Ответы к тесту:1,2,6,9,13,15.


Неопределенно-личные предложения . 1. Односоставные. 2.Один главный член (сказуемое). 3. Показывает действие (состояние). 4. Формы глагола: а) 3-е лицо мн.ч., настоящего и будущего времени (Они); б) мн.ч., прошедшего времени и условном наклонении (б, бы ). Примеры. В дверь постучали . (Они) В дверь постучат . (Они) В дверь стучат .(Они )


Упр.190, 196 (по учебнику)


Тест. Найдите неопределенно-личные предложения. 1. Вдруг неожиданно все зажглось солнечными лучами. 2. Травы скашивают рано утром. 3. Детей учили рисованию. 4. Выберите себе книгу по вкусу. 5. Не по словам судят, а по делам.


Безличные предложения. 1.Односоставные. 2. Главный член выражен безличным глаголом, неопределенной формой глагола, кратким страдательным причастием, категорией состояния, существительным в Род. падеже с НЕ или НЕ. Примеры. Не спится, няня. Смеркалось. На пригорке то сыро, то жарко .


Упр.199, 201(учебник)

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок по учебному пособию «Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений» С.Г. Бархударов, С.Е Крючков, Л.Ю. Максимов и др.

Место занятия в учебном процессе: Тема «Простое предложение. Односоставные предложения».

Форма занятия: урок изучения нового материала с применением ИКТ.

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку.

Данный урок является одним из уроков, посвященных изучению темы «Односоставные предложения». На следующих занятиях предполагается контроль знаний учащихся по данной теме. Используется дифференциация при проведении закрепления материала.

Цели урока: познакомить учащихся с назывными предложениями; показать отличие назывных предложений от других односоставных предложений; воспитывать у учащихся интерес к творчеству русских поэтов, любовь к русскому языку; формирование умений использовать назывные предложения в речи; определять роль назывных предложений в художественной литературе.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

II. Проверка знаний, умений, навыков учащихся

1. Сделайте разбор по членам предложения (2 слайд)

Хорошо пахнет сено.
Хорошо пахнет сеном.

2. Определите тип односоставного предложения (3 слайд)

  1. Люблю зимний лес.
  2. Меня знобит.
  3. Мне холодно.
  4. В поселке строят новую школу.
  5. Слезами горю не поможешь.
  6. Цыплят по осени считают.

3. Беседа (4 слайд)

– Что общего между этими предложениями?

– Назовите отличительные черты каждого типа предложений.

III. Новый материал

1. Слово учителя:

– Мы продолжаем работу по изучению односоставных предложений. И сегодня познакомимся с интересными односоставными предложениями – назывными. Изучая односоставные предложения сегодня, понаблюдаем над назывными предложениями, ответим на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?»

2. Выразительное чтение стихотворения А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» (5 слайд)

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

– Это необычно. Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, что можно без глаголов так изобразить красоту мира. Л. Н. Толстой восторженно отмечал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина.». Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики. А. Фет часто использует этот прием в своих произведениях.

– Назовите грамматические основы предложений. Какой частью речи выражен главный член в этих предложениях?

– Такие односоставные предложения, в которых главный член выражен подлежащим, называются назывными. Назывные предложения обозначают существование предмета или явления в настоящем времени. (6 слайд)

3. Выступление назывного предложения (заранее подготовленный ученик)

– Давайте послушаем, что нам расскажет о себе назывное предложение.

Позвольте назвать себя: Назывное предложение! Вы, конечно, догадались, чем я занимаюсь? Да, да! Мне нравится называть, т. е. сообщать о самом существовании чего– то: предметов, событий, явлений... Я вокруг вас, я на каждом шагу, но вы меня не замечаете. Вы приехали, сошли с поезда и увидели: «Н. Новгород», «Вокзал», «Выход в город», «Кассы», «Буфет», «Остановка троллейбуса» и т. п. – это все я, Назывное предложение. Вы едете в город, кондуктор объявляет остановки: «Парк культуры и отдыха», «Металлуртческий завод», «Порт» – это Назывные предложения. А ребенок смотрит в окно и кричит: «Вон море!» – и это опять я, Назывное предложение. Как жаль, что никто не спросит, что это за предложения, которые так часто встречаются? Каким предложением назвали магазины «Хлеб», «Обувь», «Книги»? А это все я, Назывное предложение. Мне достаточно одного слова, чтобы обрадовать людей. Услышав меня в поезде, в трамвае они говорят радостно: «Вот мой город. Вот моя остановка, а вон мой дом! А Вт мой сынишка!» У меня один главный член предложения – подлежащее, но оно так много говорит людям. Подлежащее может иметь разные определения, а иногда у меня есть частицы – вот и вон . Порой я сообщаю и о страшных событиях: «Пожар!», «Землетрясение!», «Авария!» или отдаю приказания: «Огонь!», «Старт!», «Стоп!» Но главная моя задача – называть то, что нужно людям, что их радует и помогает жить. Меня используют и в поэзии, и в прозе. Есть даже целые стихотворения, которые написаны только Назывными предложениями. С одним из них вы уже познакомились. Послушайте еще одно, А. Кольцова:

Закоптелые палатки,
Черный хлеб, вода,
Кашель пряхи, плач дитяти.
О нужда! Нужда!

Правда, немного обидно, что ребята меня редко приглашают в свои сочинения.

– Что же нам сообщило о своем значении и строении Назывное предложение? (Значение: сообщает о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. Строение: один главный член – подлежащее; может иметь при себе указательные частицы вот и вон ; может быть распространенным и нераспространенным.) (7 слайд)

Назывные предложения используются при записи в дневниках, письмах, т.е. в таких жанрах, которые отличаются быстротой фиксации основных, главных деталей, или используются в начале описания (8 слайд)

– Сверим свои наблюдения с теорией учебника.

4. Знакомство с теорией учебника (стр. 106-107)

5. Упражнение 241 (устно)

6. Заполнение таблицы «Односоставные предложения»

IV. Отличие назывных предложений от неполных

– Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными (9 слайд). Сравните: Вечер. – Тихий вечер. Шепот. – Робкое дыханье . Вторые предложения распространены согласованными определениями. Распространить назывные предложения могут только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего, т. е. все виды определений (согласованные и несогласованные).

Если в предложении есть обстоятельство или дополнение, то такое предложение большинством учёных считается двусоставным неполным с опущенным сказуемым, а обстоятельство напоминает о его существовании (10 слайд).

Тишина в заснеженном лесу. В дымных тучках пурпур розы…

Об этом мы поговорим подробнее на последующих уроках.

V. Закрепление материала

1. Записать под диктовку, найти назывные предложения.

  1. Бабье лето. Время обмолота. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят. (В. Боков.)
  2. Запах розы и жасмина. Трепет листьев. Блеск луны… Из открытых окон льется песня южной стороны. (А. Плещеев.)
  3. Тишина. Кукушка. Травы. Я один в лесу глухом.

2. Работа с репродукцией И.И. Левитана «Март» (11 слайд) (слабым ученикам – индивидуальные карточки)

– Выразительная емкость назывных предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.

Рассмотрите репродукцию картины И. Левитана «Март». Попробуйте при помощи нераспространенных назывных предложений описать эту картину. (Предложения выводятся на слайд.)

День. Снег. Деревца. Небо. Лошадь. Дом. Тропинка. Настроение.

– Распространите эти назывные предложения при помощи согласованных и несогласованных определений. Запишите получившийся текст в тетради.

Ясный мартовский день. Потерявший свое зимнее великолепие снег. Пробуждающиеся ото сна деревца. Небо без облаков. Запряженная лошадь. Двухэтажный дом. Грязная тропинка. Весеннее, солнечное, радостное настроение.

Карточка № 1

1) Яркие голубые дни. Синее море. Вечер был тихий, лёгкий. 2) Маленький ручеёк. Вода немного коричневатая. Она не течёт, а сочится из мхов, от подножия невысоких берёзок, ив, ольхи и болотной травы... 3) Ночь. Поскрипывает и по­скрипывает ставенка. 4) Крепко морозит. 5) Мороз. Хрустит под валенками снег.

Карточка № 2

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Чистые стены, обитые лесом. Запах воды и смолы. 2) Третий час дня. Пасмурно. 3) Вон радуга. Весело жить! 4) Безветрие, и всё небо залито краской. 5) Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух.

Карточка № 3

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Душная ночь. Будет гроза... Вон и блеснуло бледно и тревожно. 2) Ночь тихая, тихая. Снег рыхл. Где-то далеко в небе тянет весной. 3) Заморозки. Подсохло. Я вышел пройтись к речке. 4) Во всём мне хочется дойти до самой сути: в работе, в поисках пути, в сердечной смуте. 5) Зима подходит к середине, дороги мокнут, с крыш течёт, и солнце греется на льдине.

VI. Анализ текстов

Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений. Второй и шестой тексты записать в тетради.

Задания к текстам:

  1. Внимательно прочитайте стихотворения, определите идейный замысел и позицию автора.
  2. Найдите односоставные предложения. Определите их роль в поэтическом тексте.
  3. Чем односоставные предложения помогают в выявлении авторского замысла и понимании идейного смысла стихотворения?

1) Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
(К. Бальмонт.)

(Чары – волшебство, колдовство.)

2) Глушь да топь, коряги да пеньки.
Старая березовая роща,
Редкий лес на берегу реки.
(Д. Кедрин.)

3) Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
(Б. Пастернак.)

(Чертог – дворец.)

4) Маленький городок.
Северный городок.
Выцветшая луна.
Северная Двина.
Рябь темно-синих вод.
Музыка. Теплоход.
Девушка на холме.
Юноша на корме.
(К. Ваншенкин)

5) Последний день июля месяца. Кругом – Россия – родной край. Ровной синевой залито все небо. Лишь одно облачко на нем не то плывет, не то тает. Безветрие, теплынь. Воздух – парное молоко.
Глубокий, но пологий овраг... По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали – края земли и неба. Синеватая черта большой речки...
(По И. Тургеневу)

– Использование назывных предложений в тексте помогает автору красочно, лаконично, немногословно нарисовать картину родного края.

6) Так (н.. .)спешно идет жизнь. Дни, вечера, ночи, праз.. .ники, будни.
Ярм...рка. Кр...щенский м...роз. В шубах д...ревья. На ш...стах полощ...т...ся флаги. И зима, зима. От снега все мя... кое.
(По Е. Замятину)

– Использование назывных предложений в тексте помогает автору лаконично и точно рисовать картину русской зимы, крещенских морозов.

VII. Литературное задание

– Вспомните героев комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» и по предложенной характеристике угадайте, определите, о ком идёт речь(12-13 слайды)

  1. …, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек.
  2. …, провинциальная кокетка, ещё не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей.
  3. …, молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими.
  4. …, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет.
  5. …, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен.
  6. …, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут.
  7. …, простодушный до наивности человек.

(ОТВЕТ: 1) Городничий; 2) Анна Андреевна; 3) Хлестаков; 4) Осип; 5) Ляпкин-Тяпкин; 6) Земляника; 7) Почтмейстер).

VIII. Подведение итогов урока

1. Блиц-опрос

– Назывные – односоставные предложения? (Да).

– Назывные – двусоставные предложения? (Нет).

– Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (Да).

– Может ли назывное предложение быть нераспространённым? (Да).

– Может ли назывное предложение быть распространённым? (Да).

– Может ли главный член предложения в назывном предложении быть сочетанием числительного с существительным? (Да).

2. Решение проблемного вопроса

– Сегодня на уроке мы говорили о назывных предложениях. Вы заметили, что таких предложений много в стихотворениях. Не случайно Н.В.Гоголь сказал: «Родник поэзии есть красота». Наблюдая над назывными предложениями, вы можете ответить на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?» (Назывные предложения делают стихотворения мелодичными, конкретно указывая на предметы, явления, которые волнуют поэта).

– Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали что-то новое, значит, стали умнее.

Пусть каждый из вас скажет себе: «Я – молодец! Я думал. Я старался. Я делал открытия». (Слайд 14)

Домашнее задание: §24, упражнения 243 (письменно), 248 (устно); подготовиться к контрольному диктанту (15 слайд).

– Спасибо за сотрудничество. (Слайд 16)