Правильная интонация: что это?

Интонация - отличительный признак устной речи

Интонация: что это?

5. Значение интонации для формирования выразительной речи.

6, основные элементы интонации


Интонация – это изменение основного тона, интенсивности и длительности звучащего предложения, которое способствует членению потока речи на отдельные отрезки – синтагмы, и имеющиее кроме синтаксического значения также эмоциональное значение. При помощи интонации говорящий выражает свои чувства, пожелания, волеизъявления и т.п.

Обычно под интонацией понимают целый ряд средств организаций звучащей речи, это прежде всего мелодика, динамика (сила) звучения отдельных слов, темп речи, тембр речи и паузы. Все они существуют в своей совокупности и единстве, и таким образом, в целом, интонация относится к суперсегментмым элементам, имеющим отношение или к целому предложению, или к его отрезкам – синтагмам.

Интонация индивидуальна, у каждого говорящего свой средний тон речи, который в зависимости от ситуации может или повышаться или понижаться, но в общем в языке имеются общие закономерности при применении интонации, которые позволяют выделить основные интонационные конструкции (ИК) . В современном русском языке как правило выделяется семь основных интонационных конструкций.



Каждый тип ИК имеет свой интонационный центр (ИЦ) , т.е. слог, на который падает основное синтагментное или фразовое ударение, на этом слоге мелодия предложения или понижается или повышается, в некоторых случаях может произойти и довольно сложное комбинированное движение мелодии от понижения к повышению и наоборот. Кроме того, как правило, выделяется и, так называемая, предцентровая часть , произносимая обычно на среднем тоне говорящего и, так нызываемая, постцентровая часть , которая в зависимости от ситуации может произноситься или с постепенно нисходящей мелодией, или, наоборот, на более высоком тоне, чем предцентровая часть.

Значение интонации для формирования выразительной речи

Когда мы говорим, то ставим перед собой определенные задачи: убедить собеседника в чем-то, сообщить что-либо, спросить о чем-то. Для того чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о логической выразительности речи .

Интонация всегда признавалась важнейшим элементом устной вербальной коммуникации , средством формирования любого слова и сочетания слов в высказывании, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков. Компонентами интонации являются мелодика, фразовое ударение, темп, тембр и пауза, которые, взаимодействуя между собой, выполняют в речи различные функции, важнейшими из которых являются коммуникативная, смыслоразличительная и эмоционально-экспрессивная (Бондарко Л.В., 1991; Зиндер Л.Р., 1979; Светозарова Н.Д., 1982).

Правильное использование интонации в речи позволяет не только точно передать смысл высказывания, но и активно эмоционально-эстетически воздействовать на слушателя. С помощью интонации говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части. Противопоставляют высказывание по цели (вопрос, повествование, волеизъявление), выражают и воспринимают субъективное отношение к высказанному (Брызгунова Е.А., 1963).

Понятие интонации составляют последовательные изменения высоты тона (мелодии), силы голоса (интенсивность звучания), внутрифразовх пауз (логических и смысловых), темпа (ускоренный или замедленный) в произнесении слов и фраз, ритма (сочетания сильных и слабых, долгих и коротких слогов), тембра (эстетической окраски) звука.

Логическая выразительность - важнейшее условие любого вида речи. Сюда входят следующие аспекты. Мелодика - чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла высказывания (вопрос, утверждение, восклицание). Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок.

Логическое ударение - выделение главного по смыслу слова во фразе. Выделяется - это значит произносится с большей силой и длительностью, чем остальные слова в предложении. Логическим центром может быть любое слово в предложении в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий.

Логическая пауза - деление фразы на смысловые отрезки. Каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, которые в текстах упражнений обозначаются символами, совпадающими, как правило, со знаками препинания, а именно:

Пауза короткая по длительности для добора воздуха - знак «запятая» < , >;
пауза между речевыми тактами - знак «косая черта» < / >;
пауза между предложениями более длительная - знак «две косые черты» < // >;
пауза для обозначения смысловых и сюжетных кусков - знак «три косые черты» < /// >.

Важно не только понять значение пауз, но, самое главное, приучить се-бя делать фактические остановки. Ритм речи определяется в значительной степени ритмом дыхания. Дыхательные движения носят ритмический, равномерный характер, с правильным чередованием фаз дыхательного цикла по продолжительности и глуби-не. При этом вдох короче выдоха, что важно для речи и голосообразования и собственно говорения. Изменение ритма дыхания влечет за собой изменения ритма разговорной речи. Ритм дыхания диктует предел возможного удлинения выдоха, этот предел обусловлен индивидуальной жизненной емкостью легких.

Интеллектуальная корректировка, заданность структуры высказывания в целом обычно не позволяют говорящему разрывать вдохом слова, словосочетания, связанные сильной семантико-синтаксической связью.

Таким образом, ритм дыхания не сам по себе, а во взаимодействии с интеллектуальным фактором определяет и регулируетритм речи . Индивидуальные колебания естественных ритмов дыхания у различных людей определяют разнообразие ритмов разговорной речи.

«Буквы, слоги и слова, - пишет К.С. Станиславский, - это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии, целые симфонии. Неда-ром же хорошую речь называют "музыкальной"». Призывая к соблюдению темпоритма в речи , он рекомендует: «Образуйте из фраз целые речевые такты, регулируйте ритмическое соотношение целых фраз между собой, любите правильные и четкие акцентуации (ударения. - И. П.), типичные для переживаемых чувств».

Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов, стихотворений.

Какой бывает интонация в русском языке. Виды интонации.

Средство фонетической организации речи (интонация) делится на три типа:

  1. Повествовательная;
  2. Вопросительная;
  3. Восклицательная.

Для первого вида характерно ровное и, соответственно, спокойное произношение речи. Рассказ протекает плавно, периодически слегка повышая голос (интонационная вершина) и понижая его (интонационное понижение). Такой метод, как правило, не используется постоянно. Оратору или актеру в любом случае приходится использовать второй и третий вид фонетической ораганизации. Для вопросительной интонации характерно повышение тона голоса в начале, и его понижение ближе к концу фразы. В целом, название четко отображает суть данного вида.

Для восклицательной интонации более характерно противоположное положение вещей: тон повышается ближе к концу высказывания. Ярко выраженный эмоциональный окрас легко привлекает внимание публики. Очевидно, что ни один из способов не используется самостоятельно.

Актерам, как и ораторам, свойственен переход или поэтапное чередование одного типа с другим. Правильная интонация должна вырабатываться во время занятий с педагогами. Также достичь развития можно и в домашних условиях. Для этого можно использовать такой способ, как чтение вслух. При этом, нужно обращать внимание на знаки препинания, расставленные в конце предложения. Постижениеоснов ораторского искусства невозможно без выработки правильной интонации.

Роль интонации в актерском мастерстве очевидна, равно как и в ораторском искусстве. Правильность выделения слов в речи, их звучание и действие на публику, уже давно изучены, неоспорима. Попробуем разобраться более подробно в том, что такое интонация, какая бывает, где используется и т.д.

Какой бывает интонация в русском языке. Виды интонации.

Средство фонетической организации речи (интонация) делится на три типа:

  1. Повествовательная;
  2. Вопросительная;
  3. Восклицательная.

Для первого вида характерно ровное и, соответственно, спокойное произношение речи. Рассказ протекает плавно, периодически слегка повышая голос (интонационная вершина) и понижая его (интонационное понижение). Такой метод, как правило, не используется постоянно. Оратору или актеру в любом случае приходится использовать второй и третий вид фонетической ораганизации. Для вопросительной интонации характерно повышение тона голоса в начале, и его понижение ближе к концу фразы. В целом, название четко отображает суть данного вида.

Для восклицательной интонации более характерно противоположное положение вещей: тон повышается ближе к концу высказывания. Ярко выраженный эмоциональный окрас легко привлекает внимание публики. Очевидно, что ни один из способов не используется самостоятельно.

Актерам, как и ораторам, свойственен переход или поэтапное чередование одного типа с другим. Правильная интонация должна вырабатываться во время занятий с педагогами. Также достичь развития можно и в домашних условиях. Для этого можно использовать такой способ, как чтение вслух. При этом, нужно обращать внимание на знаки препинания, расставленные в конце предложения. Постижение невозможно без выработки правильной интонации.

Правильная интонация: что это?

Немаловажное значение имеет и темп рассказа. А точнее – скорость воспроизведения монолога. Быстрый темп характерен для взволнованной речи. А вот медленный – для торжественной. Плавный переход от одной скорости к другой часто применяется в различных сферах. Конечно, интонация в русском языке невозможна без интенсивности (силы голоса). Это возможность либо придать рассказу эмоциональный окрас, либо наоборот – сбавить обороты. Первый случай наблюдается при высказывании таких эмоций, как испуг или радость. А вот снижение силы голоса характерно для выражения горестных чувств, утраты близких и т.п. Правильная интонация не возможна без логических пауз, которые просто необходимы для осмысления публикой сказанного оратором или актером. И последнее, чтобы качественно выражать свои эмоции различными средствами и видами интонации – важна хорошая дикция. Без нее невозможно ни одно выступление. Вообще, предполагает множество составляющих, как теоретическую подготовку, так и практику. Конечно, речь должна отличаться логической выразительностью, но не менее важна выразительность эмоциональная. Мысль, которую оратор не прочувствовал, не тронет зрителя, как бы не была отработана техническая интонация голоса.

Только при условии должной мыслительной оценки, выражения личного отношения к произносимому тексту можно заинтересовать слушателя. Ведь в этом случае отчетливо проявляются такие компоненты интонации, как эмоциональные ударения и продуманные паузы, обусловленные и настроением, и чувствами говорящего.

Несомненно, что пунктуация и интонация крепко взаимосвязаны. Стоит забыть о знаках препинания, как речь сразу становится монотонной, превращается в безжизненный серый монолит, который может лишь заставить слушателя зевать. А ведь основные функции интонации направлены на повышение интереса к рассказу, его дроблению на смысловые куски (т.н. синтагмы). Некоторые специалисты противопоставляют интонацию просодии. Обычному обывателю достаточно знать, что в отличие от оперирующей фразами интонации, просодия опирается на слоги. К основным элементам интонации обычно относятся: 1. Ударения. 2. Паузы. 3. Тембр. 4. Мелодика. 5. Темп. Однако в действительности все элементы интонации существуют в единстве. Только наука может для своих целей рассматривать отдельные компоненты. Стоит указать негативные примеры интонации. Так к типичным ошибкам обычно относятся как монотонность речи, так и слишком высокий (низкий) тон всего текста выступления, восходящая интонация в конце повествовательных предложений и недостаточная выразительность речи. Над подобными недочетами нужно упорно работать каждый день, особенно, если предвидятся постоянные выступления.

Школьные учебники выделяют такие виды предложений по интонации: невосклицательное и восклицательное. Для второго вида присуще выражение сильного чувства.

Многие ошибочно считают, что по интонации предложения бывают вопросительными, восклицательными и повествовательными. Однако это разделение проводится не по интонационному признаку, а по цели высказывания оратора. Известный исследователь великого и могучего языка Всеволодский-Гернгросс в своих работах на вопрос о том, какие бывают интонации, выделяет не менее 16 видов интонации. Среди них: пригласительная и сопоставительная, повелительная и звательная, убедительная и перечислительная, просительная и утвердительная, и др. Описывая определение интонации, этот ученый отмечает, что она является самой эфемерной составляющей красочной устной речи. При этом важнейшими акустическими характеристиками интонации являются мелодика, длительность и интенсивность.

1

В статье описаны критерии выделения интонации пояснения, противопоставления и перечисления, разработанные на основе теории расстановки интонации в повествовательном предложении для людей, изучающих русский язык как иностранный, и результатов морфологического и синтаксического анализов семантико-синтаксического анализатора. На основе данных критериев создан компьютерный алгоритм, позволяющий вставлять в входной текст SSML-маркеры, тем самым изменяя голосовые характеристики (тон, скорость, громкость и паузы) синтезатора при конвертировании данного текста в речь. Проведен ряд экспериментов на тестовой выборке предложений, в ходе которых были выявлены недостатки, связанные с несовершенством синтаксического анализа современных анализаторов текста и невозможностью выделения всех элементов интонации в силу отсутствия систем, позволяющих производить смысловой анализ предложения.

автоматический синтез речи

интонация пояснения

интонация противопоставления

интонация перечисления

SSML-разметка

1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. – М.: Русские словари, 1999. – 431 с.

2. Брызгунова Е.А. Практическая фонетика и интонация русского языка: пособие для преподавателей, занимающихся со студентами. – М.: Изд-во Московского университета, 1963. – 308 с.

3. Иомдин Л.Л., Лобанов Б.М.Синтаксические корреляты просодически маркированных элементов предложения и их роль в задачах синтеза речи по тексту // Диалог. – 2009. – № 8. – С. 136–142.

4. Каневский Е.А., Боярский К.К. Семантико-синтаксический анализатор Semsin // Научно-технический вестник информационных технологий механики и оптики. – 2015. – Т. 15, № 5. – С. 869–876.

5. Лобанов Б.М., Сизов О.Г. Алгоритм интонационнной разметки повествовательных предложений для синтеза речи по тексту // Диалог. – 2008. – № 7. – С. 563–568.

6. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка: Более 2000 антонимических пар. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Москва: русский язык, 1984. – 382 с.

7. Мещеряков Р. В. Управление просодией при синтезе речи по печатному тексту: автореф. дис. ... канд. техн. наук. – Томск, 2000. – 16 с.

8. Паузирование при автоматическом синтезе речи [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nature.web.ru/db/msg.html mid=1154156&s=120100000 (дата обращения: 10.08.16).

9. Using Context to Specify Intonation in Speech Synthesis [электронный ресурс]. – Режим доступа: repository.upenn.edu/cgi/viewcontent.cgi article=1257&context=cis_reports (дата обращения: 10.08.16).

При передаче вербальной информации имеют значение не только слова, но и их эмоциональная окраска. В этом главную роль играет интонация. Отсутствие интонации в речи делает ее монотонной. Слушая однообразную речь, приходится затрачивать гораздо больше усилий на ее осмысление, и результат не всегда бывает правильным. Например, если прочитать следующую фразу без пауз и логического ударения, то будет непонятно, что имел в виду

Казнить нельзя помиловать.

Голос современных синтезаторов речи - систем, генерирующих устную речь по тексту, звучит понятно, но неестественно: в нем практически отсутствует интонация. Отсутствие полного набора средств интонации, выделяемых лингвистами, в искусственной речи объясняется сложностью автоматического выделения интонации в тексте, которое часто требует понимания его смысла. Автоматическое понимание смысла естественно-языковых текстов - это нерешенная на сегодняшний день задача. Поэтому для извлечения интонации используются методы, основанные на морфологической и синтаксической информации. Так, Б.М. Лобанов в работе проводит синтагматический анализ предложения и маркировку интонационного типа синтагм, в работе исследует возможности использования синтаксического анализа письменного текста на начальном этапе алгоритма синтеза речи по тексту. В работе рассматриваются вопросы построения моделей разметки высказываний и синтеза просодических характеристик с учетом анатомических ограничений. В работе рассматривается возможность использования контекста для выделения интонации при синтезе речи в пределах одного предложения для английского языка. В работе рассматриваются вопросы паузирования (вставки пауз) при синтезе речи.

Рис. 1. Структурная схема системы выделения интонации при синтезе речи

В данной работе рассмотрен вопрос автоматического выделения интонации пояснения, перечисления и противопоставления на основе данных морфологического и синтаксического анализа предложения. В качестве анализатора текста используется семантико-синтаксический анализатор Semsin . Рассматриваемые алгоритмы применялись для разметки исходного текста с помощью специальных маркеров - тэгов. Примеры приведены в международном формате языка SSML, позволяющего изменять тон, скорость и громкость произношения и ставить паузы.

Система автоматического выделения интонации при синтезе речи

На рис. 1 представлена структурная схема системы автоматического выделения интонации пояснения, противопоставления, перечисления при синтезе речи. На вход подается текст. Блок обработки текста исправляет орфографические и пунктуационные ошибки в тексте и разбивает его на предложения. Каждое предложение передается анализатору Semsin, который проводит семантический и морфологический анализы каждого слова в предложениях и строит синтаксическое дерево каждого предложения в тексте. Результаты работы анализатора передаются в блок выделения интонации в тексте, где на их основе выделяются места расстановки специальных маркеров смены голосовых характеристик. Блок формирования SSML-кода вставляет SSML-теги в места предложения, определенные в предыдущем блоке. В результате работы системы специальный SSML-код передается синтезатору, который, учитывая места смены тона, скорости, громкости и расстановки пауз, конвертирует его в речь с интонацией.

Интонация пояснения в причастных и деепричастных оборотах

Какая-либо часть предложения, имеющая значение добавочного сообщения или поясняющая основную мысль, произносится с интонацией пояснения. Она характеризуется увеличением скорости произношения и снижением тона . Например, данной интонацией выделяется придаточная часть сложноподчиненного предложения, стоящая перед двоеточием (не перечисление) или начинающаяся со слова «который»:

Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана. (Пушкин)

Интонацией пояснения выделяются деепричастные и обособляемые причастные обороты. Определив границы причастного или деепричастного оборота, можно определить границы интонации пояснения. Блок-схема алгоритма выделения границ обособляемого причастного оборота представлена на рис. 2.

На вход подается слово из исследуемого предложения. С помощью морфологического анализа Semsin определяется его часть речи.

Пример маркировки предложения для выделения интонации в обособляемом причастном обороте:

«Гелиотроп» напоминал начищенный кирпичом до яркого блеска бокастый дымящийся самовар, Болтающийся на невысоких волнах мелкого моря . (Паустовский)

Рис. 2. Блок-схема алгоритма автоматического выделения интонации пояснения в причастных оборотах

Рис. 3. Блок-схема алгоритма автоматического выделения интонации пояснения в деепричастных оборотах

Для выделения деепричастных оборотов используется аналогичный алгоритм, отличающийся нечувствительностью к местоположению деепричастия к определяемому слову. Блок-схема алгоритма выделения деепричастного оборота представлена на рис. 3.

Пример маркировки предложения c деепричастным оборотом:

Тут, около телег, стояли мокрые лошади, Понурив головы , и ходили люди, Накрывшись мешками от дождя . (Чехов).

Алгоритмы выделения интонации перечисления в причастных и деепричастных оборотах были реализованы в программном виде. Интонация перечисления выделилась практически во всех случаях (исключения составили случаи, когда анализатор Semsin неправильно провел синтаксический и/или морфологический анализы).

Интонация противопоставления

Предложения, в которых противопоставляются какие-либо действия, предметы, признаки предметов и т.д., характеризуются специфической интонацией, которую можно назвать интонацией противопоставления . Данная интонация выражается отрицанием и в некоторых случаях противительными союзами, такими как а, но и др. . Пример:

Это не картина, а фотография.

Частным случаем интонации противопоставления является антитеза - наличие в одном предложении пары антонимов, связанных между собой:

Бедный и в будни пирует, а богатый и в праздник горюет.

Для выделения пары антонимов в предложении с целью задания им интонации противопоставления целесообразно использовать два словаря - антонимов и синонимов. С помощью данных словарей был составлен алгоритм автоматического выделения интонации противопоставления, блок-схема которого представлена на рис. 4.

Рис. 4. Блок-схема алгоритма автоматического выделения интонации противопоставления в тексте

Пример разметки:

Он не Враг , а Друг .

В результате проведения вычислительного эксперимента интонация выделилась не во всех примерах, так как пара нужных антонимов отсутствовала в словаре (при разработке использовался словарь антонимов М.Р. Львова и словарь синонимов Н. Абрамова ). На основе анализа работы предложенных алгоритмов можно сделать вывод, что точность правильного выделения маркеров интонации противопоставления зависит от размеров словарей антонимов и синонимов. Однако в некоторых случаях данный алгоритм не способен выделить противопоставления в тексте, например, когда в предложении присутствует пара контекстных антонимов:

Не мать купила яблоки, а дочь.

В данном предложении слова мать и дочь являются контекстными антонимами, то есть антонимами только в данном предложении. И в словаре антонимов эта пара отсутствует.

Интонация перечисления

Интонация повествовательного предложения может быть осложнена перечислением . Членами перечисления могут быть как однородные члены предложения, состоящие из одного или нескольких слов, так и целые предложения. Члены перечисления выделяются специфической интонацией, характеризующейся паузой между ними и логическим ударением . Длительность паузы зависит от длины члена перечисления. Пример:

Жидкое, газообразное, твердое - три состояния вещества.

Если длина членов перечисления составляет одно слово, то пауза между ними зависит от количества слогов в слове, если их 1-4, то она не ставится - они читаются непрерывно. Если слогов в слове больше или члены перечисления - словосочетания или целые предложения, то пауза между ними будет больше.

Современные синтезаторы речи не учитывают зависимость длительности паузы от длины члена перечисления. Они распознают запятые в тексте, но пауза, которую они ставят на месте запятой, имеет фиксированную длительность. Члены перечисления читаются быстро и прерывисто, что неестественно для человеческой речи.

Характерным признаком интонации перечисления является наличие в нем нескольких однородных членов, разделенных знаком запятой или сочинительным союзом и. В данной работе рассмотрен случай, когда интонация перечисления выделяется знаками препинания: двоеточие в начале и тире в конце (интонация тире и двоеточия ). Блок-схема алгоритма автоматического выделения интонации перечисления представлена на рис. 5.

После выделения границ интонации перечисления целесообразно заменить запятые в этой области на элемент разметки синтеза речи, позволяющий вставлять паузу в искусственную речь и задавать ее длительность, пример:

И жнивья и дорога и воздух - все вокруг сияло. (Бунин).

Рис. 5. Блок-схема алгоритма автоматического выделения интонации перечисления в тексте

При программной реализации алгоритма интонация не выделилась в предложениях, содержащих два члена перечисления, и в предложениях, в которых отсутствуют знаки препинания, указывающие на границы перечисления (двоеточия и тире), пример:

Туристы побывали в Новгороде, в Пскове, в Санкт-Петербурге, в Барнауле.

Также работа алгоритмов допускала неправильное выделение интонации в случае омонимии знаков препинания:

Погода была ужасная: ветер выл, было очень холодно, мокрый снег падал хлопьями.

В данном примере после двоеточия следует пояснение, а не перечисление, несмотря на наличие нескольких запятых после двоеточия.

Выделение интонационной разметки на основе общего алгоритма

На основе критериев выделения интонации пояснения, противопоставления и перечисления был разработан и реализован алгоритм в программном виде на языке C#. Для проверки работоспособности программы на основе корпуса текстов по изучению русского языка как иностранного экспертом была сделана выборка из нескольких десятков предложений на каждый предложенный алгоритм.

На первом этапе работы выборка предложений была размечена экспертом. На втором этапе она была размечена программой. Проценты совпадения разметки, полученной в результате работы эксперта и разметки программы, представлены в таблице.

В 93 % случаях программная реализация алгоритмов верно маркирует деепричастные и причастные обороты. Правильно маркируются предложения, содержащие одиночные причастия или деепричастия, несколько причастий (деепричастий) или несколько причастных (деепричастных) оборотов. Интонации противопоставления и перечисления выделяются соответственно в 60 и 70 % случаях.

Заключение

В результате работы была рассмотрена автоматизация трех наиболее значимых видов интонации в повествовательном предложении . Разработаны программные алгоритмы, позволяющие автоматически выделить разметку интонации пояснения, противопоставления и перечисления в тексте для последующего конвертирования данного предложения в речь. На основе корпуса текстов для изучения русского языка как иностранного экспертом была сделана выборка, с помощью которой было проведено тестирование системы. Опыт показывает, что количество исключений (в силу специфики русского языка) настолько велико, что применение алгоритмов в чистом виде не дает точности результатов выше 60-70 %. Для повышения точности необходимо использовать контекстную информацию, получаемую в процессе семантического анализа текста и передающую не только формальную структуру предложения, но и смысл.

Результаты совпадения разметки, полученной экспертным и расчетным методами

Название конструкции

Вид интонации

Количество предложений в выборке

Количество правильно маркированных предложений

Процент совпадения (%)

Обособленный причастный оборот

пояснения

Необособленный причастный оборот

Однородные деепричастные и причастные обороты

пояснения

Одиночные причастия и деепричастия

Противопоставление с парой антонимов

противопоставления

Однородные члены, стоящие в начале предложения.

перечисления

Однородные члены, стоящие в середине/конце предложения.

перечисления

Библиографическая ссылка

Чемерилов В.В., Фадеев А.С., Мишунин О.Б. АЛГОРИТМ ВЫДЕЛЕНИЯ ИНТОНАЦИИ ПОЯСНЕНИЯ, ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ И ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ В ТЕКСТЕ ПРИ АВТОМАТИЧЕСКОМ СИНТЕЗЕ РЕЧИ // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 10-2. – С. 354-359;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=40859 (дата обращения: 17.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Интонация, как было отмечено ранее, относится к суперсегментным (надлинейным, просодическим) фонетическим средствам современного русского литературного языка.

Интонация в широком смысле слона состоит из следующих элементов:

1) мелодика речи, то есть движение музыкального тона, повышения и понижения голоса;

2) ритм, то есть соотношение сильных и слабых, долгих и кратких слогов;

3) темп, то есть скорость протекания речи во времени, ускорения и замедления;

4) интенсивность речи, то есть сила или слабость произнесения, усиления и ослабления выдыхания;

5) наличие-отсутствие внутрифразовых пауз, которые делят фразу на речевые такты;

6) тембр – окраска звука, которая зависит от того, какие обертоны сопутствуют основному тону, т.е. от сложных колебательных движений, дающих звуковую волну; в русском языке тембр отличает друг от друга многообразные оттенки ударных и безударных гласных, а также различную окраску согласных; тембр – индивидуальная особенность звука (у мужчин, женщин, детей тембр речи различен; различен он у тех, кто говорит, допустим, басом или тенором), но есть и постоянные составляющие окраски звука, в результате чего [э] всегда будет отличаться от [а] или [р] от [м].

31. Типы интонационных конструкций в русском языке

В русском языке выделяют семь типов интонационных конструкций (ИК):

ИК-1 (понижение тона на гласном центра):

После разговора он задумался .

ИК-2 (на гласном центра движение тона ровное или нисходящее, усилено словесное ударение):

А куда же мне идти ?

ИК-3 (резкое повышение тона на гласном центра):

Разве могу забыть ?

ИК-4 (на гласном центра понижение тона, затем повышение; высокий уровень тона держится до конца конструкции):

А как же ужин ?

ИК-5 (два центра; на гласном первого центра повышение тона, на гласном второго центра – понижение):

Я не видел её два года!

ИК-6 (повышение тона на гласном центра, высокий уровень тона сохраняется до конца конструкции; ИК-6 отличается от ИК-4 более высоким уровнем тона на гласном центра, например, при выражении недоумения или оценки):

Какой интересный фильм!

ИК-7 (повышение тона на гласном центра, например, при выражении экспрессивного отрицания):

Выполнил задание ? – Выполнил !

32. Функциональный аспект изучения звуков. Звук речи, звук языка, фонема.

Выступая в речи, звуковые единицы служат для образования и различения слов и форм. Слова и формы различаются составом образующих их звуковых единиц. Различия могут иметь неодинаковый характер: два слова могут различаться полностью по составу представленных в них звуков (ср.: кол и дам); они могут различаться количеством звуков (ср.: луг и плуг); последовательностью одних и тех же звуков (ср.: кот и ток) и, наконец, только одной звуковой единицей при тождестве всех остальных единиц (ср.: дом и дам, бил и пил, рос и рот, урон и урок и т. д.). Если два слова отличаются друг от друга только одной звуковой единицей, а во всем остальном они тождественны, то можно утверждать, что в данном случае две звуковые единицы, противопоставленные друг другу в тождественной фонетической позиции, выполняют в языке функциональную роль, выступая в качестве средства различения данных словоформ, т. е. в качестве фонем языка. Следовательно, фонема - это такая единица звуковой системы языка, которая самостоятельно может различать слова и формы. Сопоставляя словоформы [дал] - [дол] - [дул] и расчленяя их по составляющим эти формы звуковым единицам - [д/а/л] - [д/о/л] - [д/у/л], можно установить, что они отличаются друг от друга гласными 1а], [о], [у], которые находятся в тождественной фонетической позиции - под ударением между твердыми согласными (в приведенных примерах даже между одинаковыми твердыми). Значит, единственное звуковое различие между этими формами заключено в качестве гласного, а поэтому [а], [о], [у] выступают здесь как различители словоформ, т. е. как фонемы. Если эти гласные могут выступать в одной и той же фонетической позиции, то, следовательно, их качество, т. е. определяющие их признаки, не зависит от позиции, не обусловлено этой позицией. Однако такое утверждение будет неточным, если не учесть одного немаловажного обстоятельства. Дело заключается в том, что звуковые единицы всегда выступают в соседстве с другими единицами и испытывают на себе их влияние; иод таким влиянием они могут изменять свое качество, т. е. присущие им признаки. Выше (см. § 64) уже говорилось об изменении ударных гласных звуков под влиянием соседних твердых и мягких согласных: непередние гласные под влиянием мягких согласных испытывают передвижку вперед, а передние под влиянием твердых передвигаются назад или в позиции между мягкими приобретают напряженность и закрытость. Если сопоставить словоформы [вал] - [в’-ал] - [ва"л’с] - [в’ал’], то можно установить, что в этих словоформах есть «разные» звуки [а] - от [а] непереднего до [а] переднего образования, но у всех этих [а] есть два одинаковых признака: все они нижнего подъема и нелабиализованные; различие же их заключается в непереднем-переднем характере звука. Следовательно, у всех этих [а] есть дза признака, которые не зависят от позиции гласного (т. е. от качества соседних согласных), и один зависимый от этой позиции признак. Независимыми признаками оказываются степень подъема языка и отсутствие лабиализации, а зависимым - ряд образования звука. Если сопоставить словоформы [в’-ал] и [в’-ол], [л’-ак] и [л’-ук], то вновь можно установить, что они отличаются друг от друга гласными [¦а] - [-о] и [-а] - [*у], не совпадающими полностью с [а] - [о] в [вал] - [вол] и с [а] - [у] в [лак] - [лук], но имеющими одинаковые признаки степени подъема языка и отсутствия-наличия лабиализации. Итак, при артикуляционно-физиологической характеристике гласных (см. §61) нет необходимости различать признаки, независимые от позиции, и признаки, зависимые от позиции; именно поэтому каждому гласному звуку приписываются три признака: степень подъема языка, отношение к лабиализации и ряд образования. Теперь, когда звуковые единицы рассматриваются в функциональном плане, необходимо отличить независимые, постоянные признаки звуковых единиц и зависимые, переменные признаки, так как по постоянным, или конститутивным, признакам фонемы различаются друг с другом, а по переменным они отличаться друг от друга не могут. Следовательно, фонема -¦ это такая звуковая единица, которая образуется совокупностью присущих ей конститутивных признаков и отличается от другой фонемы по составу этих признаков. Переменные, зависимые от позиции признаки в определение фонемы не входят. Отсюда становится ясным, что фонема - это не произносимый реально звук речи, а определенная абстракция, отвлечение от звуков речи, обобщение звуков речи в единицу более высокого порядка. Ведь если, исходя из сказанного о постоянных признаках гласных русского языка, определять гласные фонемы по двум их конститутивным признакам, то надо будет сказать, что фонема (а) \ например,- это гласная фонема нижнего подъема нелабиализованная, (о) - среднего подъема лабиализованная, (и) - верхнего подъема нелабиализованная и т. д. и что по этим двум признакам эти фонемы противопоставлены друг другу. Однако в этом случае фонема (а) выступает и в словоформе [бас], и в словоформе [б’ас’], фонема (о) - ив словоформе [м’-от], и в словоформе [т’бт’]я, фонема (и) - ив словоформе [п’ил], и в словоформе [пыл], хотя в каждой данной словоформе звук речи иной по сравнению со звуком в другой словоформе. Поэтому можно сказать, что фонема как функциональная единица не совпадает со звуком речи: она только реализуется в звуках речи, которые представляют собой ее аллофоны. Каждый аллофон фонемы отличается от другого аллофона этой же фонемы переменным признаком, зависящим от позиции; а все аллофоны принадлежат данной фонеме потому, что все они обладают одной и той же совокупностью конститутивных признаков. Итак,фонема недана нам в непосредственном наблюдении, ибо это- абстрактная единица звуковой системы; в непосредственном наблюдении - в речи - даны аллофоны фонем, т. е. звуки речи, определяющиеся совокупностью постоянных и переменных признаков звуковых единиц. Общее определение фонемы может быть сформулировано следующим образом: фонема - это единица звуковой системы языка, которая может самостоятельно различать словоформы данного языка, противо- поставляясь другой фонеме в тождественной фонетической позиции совокупностью присущих каждой из них конститутивных признаков, и которая реально представлена в речи одним или несколькими звуками речи, являющимися ее аллофонами. Если фонема есть обобщение ее аллофонов, в которых она реально выступает, а аллофоны как звуки включают в себя переменные, позиционно обусловленные признаки, то, следовательно, это обобщение есть «снятие» всего позиционного и сведение по существу неограниченного ряда звуков речи к ограниченному числу фонем, которые и выполняют в языке функциональную роль различителей слов и их форм. Так, например, в словоформах [вал], [в’-ал], [ва-л’]ик, [в’ёл’]ить выступает четыре «вида» [а], отличающихся друг от друга характером положения языка по отношению к передней-непередней зоне образования, и изменение этого характера целиком зависит от твердости-мягкости соседних согласных. «Снятие» этого признака позволяет установить, что все эти четыре [а] могут быть «объединены» в одно по наличию у них общих признаков - нижнего подъема и отсутствия лабиализации,- независимых от фонетической позиции, т. е. постоянных; и именно поэтому эти четыре [а] могут быть представлены как четыре аллофона одной фонемы (а). Отождествление различных звуковых «представителей» той или иной фонемы позволяет установить ограниченное число фонем, которые сбэспечивают все потребности языка в различении словоформ. Возможность обзспечить потребности языка небольшим числом фонем связана с многообразием сочетаний и с разветвленной системой противопоставления фонем в тождественных фонетических условиях. Характер сочетаемости и противопоставленности фонем определяет специфику фонологической системы данного языка на данном этапе его развития, точно так же как и специфику этой системы по сравнению с фонологическими системами других языков.