Служба по борьбе с организованной преступностью была образована 15 ноября 1988 года и успешно действовала почти 20 лет до 6 сентября 2008 года.

В истории отечественной милиции были попытки создания подразделений, осуществляющих борьбу с профессиональной преступностью: в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы это были отделы по борьбе с бандитизмом в структуре Главного Управления милиции НКВД - МВД СССР и управлений милиции в республиках, краях, областях и национальных округах. В середине семидесятых годов прошлого века были отделы по особо важным делам в подразделениях уголовного розыска и борьбы с хищениями социалистической собственности. Однако в силу известных причин в той общественно-экономической формации государство не признавало феномен организованной преступности, считая, что она ликвидирована.

В конце 80-х годов истекшего столетия проблемы в политической, общественной и экономической жизни общества требовали перемен. Повальный дефицит товаров народного потребления и услуг породил теневую экономику. Государство было вынуждено разрешить частный сектор экономики – кооперативы. В тоже время государственный контроль был ослаблен, что способствовало совершению огромного количества экономических правонарушений, в том числе перетоку государственной собственности в частные руки. Стала резко осложняться криминальная обстановка. Возродился искорененный ранее бандитизм, возросли проявления рэкета, похищения людей с целью выкупа, заказные убийства и другие тяжкие преступления, совершаемые организованными преступными группами, что вызывало серьезные напряжения в обществе. Государство и общество реально столкнулись с организованной преступностью, она была официально признана и борьба с ней определена как важнейшая государственная задача.

Борьба с организованной преступностью предполагает разработку и реализацию специальных мер, которые должны быть основаны на общем анализе криминальной ситуации, ее прогнозе, поскольку она осуществляется непосредственно против самих организованных преступных формирований, а не отдельных преступлений.

На основе предложений практиков и выводов криминологов, 15 ноября 1988 года приказом Министра внутренних дел СССР в системе ведомства были созданы подразделения по борьбе с организованной преступностью – названными шестыми подразделениями. Самостоятельное Управление в центральном аппарате и такие же управления или отделы в МВД-УВД республик, краев и областей. Первым руководителем службы по борьбе с организованной преступностью был назначен Лагода Е.И. Через некоторое время его сменил Гуров А.И., который, будучи научным сотрудником ВНИИ МВД России, немало сделал для формирования общественного мнения о необходимости борьбы с организованной преступностью. Например, его статьи «Лев готовится к прыжку» и «Лев прыгнул», опубликованные в Литературной газете в 1988 году вызвали широкий общественный резонанс. Его докторская диссертация также полностью посвящена изучению проблем профессиональной и организованной преступности в СССР.

Вместе с тем, принятое решение не было обеспечено в правовом отношении, какие-либо материальные и финансовые ресурсы не выделялись, все делалось за счет внутренних резервов МВД. Некоторые руководители МВД считали создание подразделений по борьбе с организованной преступностью необоснованным.

В основном шестые подразделения были малочисленны, технически обеспечены слабо. Они занимались борьбой с рэкетом и другими очевидными преступлениями, совершаемыми преступными группировками, которые составляли лишь видимую часть айсберга организованной преступности. Скрытой частью этого криминального явления эти подразделения занимались мало.

Дальнейшее расширение масштабов организованной преступности, усиление ее вооруженности, приобретение характера межрегионального и транснационального характера потребовали от правительства разработки стратегии и системы борьбы с этим социальным явлением. Важным событием того времени, стало принятие СССР в члены Интерпола. 7 апреля 1990 г. было принято постановление Совета Министров СССР № 338 "О вступлении СССР в Международную организацию уголовной полиции - Интерпол". 27 сентября 1990 г. на 59-й сессии Генеральной ассамблей Интерпола (Оттава, Канада) СССР был принят в члены Интерпола. С 1 января 1991 г. в структуре МВД СССР начало действовать Национальное центральное бюро Интерпола.

Постановлением Совета Министров СССР от 22 мая 1990 года предусматривалось создание межрегиональных подразделений МВД СССР по борьбе с организованной преступностью. Указ Президента СССР от 4 февраля 1991 года "О мерах по усилению борьбы с наиболее опасными преступлениями и их организованными формами" признал необходимым преобразовать 6 Управление МВД СССР в Главное управление по борьбе с наиболее опасными видами преступлений и ее организованными формами. Однако оба этих государственных акта носили в основном декларативный характер. Вновь не было материального и ресурсного обеспечения на государственном уровне, в основном все делалось за счет системы МВД и бюджетов местных органов власти. Подразделения по борьбе с организованной преступностью занимались раскрытием тяжких преступлений, ликвидацией малочисленных, не коррумпированных группировок, криминальный бизнес и теневые структуры оперативным проникновением охвачены почти не были. Отсутствовала борьба и на международном уровне. Последовавший затем распад СССР, по существу, ослабил созданную систему органов борьбы с организованной преступностью бывшего Союза, а открытость границ позволяла беспрепятственно передвигаться представителям организованной преступности, перемещать материальные ценности, наркотики, оружие и катализировать социально-негативные процессы в России, ближнем и дальнем зарубежье. В некоторых странах СНГ система подразделений по борьбе с организованной преступностью была ликвидирована. В России шестые подразделения были несколько усилены и преобразованы в оперативно-розыскные бюро. В центральном аппарате МВД Российской Федерации Оперативно-розыскное бюро возглавил Назаров Ю.П. Но меры были неадекватными со стороны государства на усиливавшееся влияние организованной преступности на общество, экономику и политику. Продолжался ее рост, по некоторым регионам – в геометрической прогрессии, а также эскалация на территории всей России. Распад Советского Союза только усилил эти тенденции. По инициативе МВД России проблема начала прорабатываться в Совете безопасности Российской Федерации. Историческую лепту при подготовке окончательного решения внесли секретарь Совбеза Скоков Ю.В., а также Егоров М.К., и Карташов А.К.

Указ Президента Российской Федерации от 8 октября 1992 года "О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с организованной преступностью" позволил выстроить надежный заслон распространению организованной преступности и обуздать главарей и активных участников преступных формирований. Впервые на цели борьбы с организованной преступностью были выделены значительные государственные средства. Штатная численность органов внутренних дел была увеличена почти на 20 тысяч единиц.

В центре и на местах были созданы: Главное управление по организованной преступности МВД Российской Федерации (ГУОП), преобразованное в 1998 году в Главное управление по борьбе с организованной преступностью. На Главк были возложены функции: пресечение деятельности преступных сообществ, банд и организованных групп, пресечение их финансирования, выявление и привлечение к ответственности должностных лиц и госструктур, действующих в интересах преступных сообществ, раскрытием преступлений связанных с фактами похищения людей, захвата и удержания заложников, квалифицированным вымогательств, незаконного приобретения, сбыта, хранения, перевозки огнестрельного оружия, боеприпасов. К компетенции Главка также относились преступления в сфере экономики, совершаемые организованными группами, и криминальными лидерами.

В структуре Главка были созданы региональные управления по организованной преступности (РУОП, РУБОП) в 13 экономических регионах и управления, отделы по организованной преступности (УБОП, ОБОП) при МВД, УВД всех регионов. Они были усилены специальными подразделениями быстрого реагирования (СОБР), которые оснащались современными видами передвижения, защиты и вооружения. На них была возложена задача предупреждения и пресечения деятельности вооруженных преступных групп.

Начальником вновь созданного Главного управления по организованной преступности МВД Российской Федерации был назначен первый заместитель министра внутренних дел России Егоров М.К.

Начальниками региональных управлений, одновременно по должности заместители начальника Главного управления по организованной преступности были назначены: Рушайло В.Б. – РУОП по городу Москве; Карташов А.К.– РУОП по Центральному экономическому региону; Колесников А.П. – Центрально-Черноземное РУОП; Сидоренко С. Ф. - Северо-Западное РУОП; Кладницкий И.И. – Волго-Вятское РУОП; Ерёмкин В.И. – Поволжское РУОП; Ешугаов Р. Ш. – Северо-Кавказское РУОП; Кучеров В. И. – Южное РУОП; Борисов В.Д. – Уральское РУОП; Прощалыкин Ю.М. – Западно-Сибирское РУОП; Егоров А. Н. – Восточно-Сибирское РУОП; Измеров В. К. – Северо-Восточное РУОП; Меновщиков Н.А. – Дальневосточное РУОП. На плечи этих руководителей легла основная ответственность за формирование и налаживание работы вверенных им подразделений.

Помимо укрепления территориальных подразделений по борьбе с организованной преступности увеличивалась штатная численность органов внутренних на железнодорожном, воздушном и водном транспорте; учреждений исполнительно-трудовой системы; научных заведений. Для подготовки специалистов по борьбе с организованной преступностью был создан институт.

В 1993 году приказом министра внутренних дел Ерина В.Ф., для подготовки милицейской элиты - подразделений, ведущих борьбу с оргпреступностью и коррупцией, был создан Московский институт МВД России, с филиалом в г.Тверь, который возглавил Попов В. Данное специализированное ВУЗ внесло существенный вклад в развитие теории и практики борьбы с современными видами организованной преступности, дало путевки в жизнь сотрудникам Службы, многие из которых, и по настоящее время продолжают верно служить Отечеству.

Укреплялся следственный аппарат МВД России. Усиленная его часть, сохраняя процессуальную самостоятельность, была ориентирована на расследование уголовных дел против организованной преступности и придавалась непосредственно Региональным управлениям по организованной преступности, подчиняясь при этом, как требует того Уголовно-процессуальный кодекс, своим руководителям.

Были предприняты определенные меры по усилению международной борьбы с организованной и транснациональной преступностью. Россия, как правопреемник СССР, стала полноправным членом Интерпола на основании Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. N 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола". На основе его Устава, международных договоров РФ и российского законодательства в рамках МВД было создано Национальное центральное бюро Интерпола в России (НЦБ РФ).

В ГУОП были налажены контакты с аналогичными подразделениями в 13 странах Европы и Америки. Прямые каналы телефонной и факсимильной связи позволяли оперативно вести обмен информацией с ведущими специальными службами такими как ФБР (США), БКА (Германия), Антимафия (Италия). Решением Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 года было создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений (БКБОП) на территории государств – участников Содружества Независимых Государств. Директором Бюро был назначен Рухлядев С.И., до этого первый начальник ГУБОП МВД Республики Беларусь.

Были намечены и другие меры материально-ресурсного характера, направленные на поддержку борьбы с этим крайне опасным негативным явлением. Кроме того, 14 июня 1994 года вышел Указ Президента России "О борьбе с бандитизмом и другими опасными формами, организованной преступности", который позволил усилить оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную работу по сбору доказательств в отношении главарей преступных формирований.

В результате этих и многих других принятых мер была создана и успешно действовала Служба по борьбе с организованной преступностью. Ликвидированы тысячи бандитских формирований, организованных преступных сообществ и групп, выявлено и пресечено совершение большого количества тяжких и особо тяжких преступлений, были реализованы задачи по недопущению проникновения криминала во власть, очищены от криминала ряд территориальных образований и субъектов Российской Федерации.

Особая страница в деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью – их участие в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона. Практически каждый сотрудник, а многие неоднократно, выполняли служебно-боевые задачи в этом регионе, являясь образцами отваги и самопожертвования. За мужество и героизм при выполнении служебного долга звание Героя Российской Федерации удостоены 35 сотрудников службы по борьбе с организованной преступностью, из них 27 – посмертно. Многие награждены орденами и медалями.

Начиная с 2000 года Служба неоднократно, порой необоснованно, подвергалась реорганизациям, связанным с изменением решаемых задач. Так, 30 мая 2000 года Управления, отделы по борьбе с организованной преступностью МВД - УВД регионов передавались в прямое подчинение МВД России. В декабре 2000 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 925 была попытка создания Комитета Федеральной криминальной милиции МВД России и соответствующих комитетов МВД России по субъектам Российской Федерации.

КФКМ задумывался как ведущая силовая структура МВД РФ. В его состав входили Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП), Управление "Р", Управление собственной безопасности, Оперативно-поисковое управление и Управление оперативно-технических мероприятий. В каждом из 8 федеральных округов, а также в каждом из субъектов федерации предполагается создание аналогичных структур. КФКМ был призван осуществлять координацию деятельности входящих в него подразделений, в целях улучшения их взаимодействие и исключения дублирования. Первым его руководителем стал Гурьев В.В. Однако реорганизация с чрезмерным укрупнением предполагаемых комитетов за счет передачи в них из МВД – УВД почти всех оперативных подразделений была вскоре отменена.

26 сентября 2001 года в соответствии с приказом МВД России № 855 ГУБОП был включен в Службу криминальной милиции (СКМ) МВД РФ. Все подразделения по борьбе с организованной преступностью на местах переданы в структуру криминальной милиции МВД – УВД регионов. В это же время, в системе МВД России были ликвидированы Региональные управления по борьбе с организованной преступностью. На их базе созданы Оперативно-розыскные бюро в составе Главных управлений МВД России по восьми федеральным округам. Приказом МВД России № 951 - 2001 года в структуре Управлений, отделов по борьбе с организованной преступностью были созданы специальные отделения по проведению оперативно-разведывательных мероприятий, направленных на выявление, предупреждение и пресечение проявлений экстремизма и терроризма, отнесенных к компетенции МВД России. 16 сентября 2002 года в распоряжение СКМ МВД - УВД регионов были переданы специальные отряды быстрого реагирования (СОБР), которые были переименованы в отряды милиции специального назначения (ОМСН).

В связи с упразднением в системе МВД России подразделений по противодействию незаконному обороту наркотиков, 30 июня 2003 года в структуре Главного управления по борьбе с организованной преступности создано Оперативно-розыскное бюро по противодействию незаконному обороту наркотиков, а в Управлениях по борьбе с организованной преступностью при МВД - УВД регионов образованы отделы по противодействию незаконному обороту наркотиков. Так же в 2003 году в структуре Главка было создано подразделение по борьбе с терроризмом - "Центр Т", а в МВД – УВД субъектов его региональные подразделения.

10 ноября 2004 года ГУБОП было преобразовано в департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом (ДБОПиТ) МВД России. В подчинении ДБОПиТ находились несколько оперативно-розыскных бюро, центр по борьбе с терроризмом (Центр "Т") и центр специального обеспечения (Центр "С"), а также отряд милиции специального назначения "Рысь".

Указом Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева № 1316 «О некоторых вопросах МВД РФ» от 6 сентября 2008 года Служба по борьбе с организованной преступностью была расформирована, ее функции переданы в другие подразделения МВД России. Этим же Указом было образовано Главное управление по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУПЭ МВД России).

За 20-летний период руководителями Службы являлись: Лагода Е.И., Назаров Ю.П., Гуров А.И., Егоров М.К., Петров В.Н., Васильев В.А., Селиванов В.В., Козлов В.И., Ваничкин М.Г., Овчинников А.А., Овчинников Н.А., Мещеряков С.Г.

Уже осенью в России могут вновь появиться управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) МВД, которые были расформированы в 2008 году и с тех пор в усеченном виде работали в составе подразделений угрозыска. Специальная комиссия МВД уже обсуждает, в каком виде и как будут работать борцы с оргпреступностью. Эксперты считают, что необходимость воссоздания УБОПов назрела давно - в некоторых регионах уровень оргпреступности и криминала остается стабильно высоким.

Сразу несколько источников в МВД России подтвердили «Известиям» информацию о готовящемся возрождении УБОПов.

Над этим вопросом в МВД уже работает специальная группа, которая уточняет параметры новой структуры, - заявил «Известиям» источник в МВД. - Могу сказать, что штатное расписание подразделения уже почти готово.

Депутат Госдумы Александр Хинштейн также подтвердил «Известиям», что воссоздание РУБОПа - вопрос уже почти решенный.

Подразделение по борьбе с организованной преступностью будут возрождены в самое ближайшее время, - заявил «Известиям» Александр Хинштейн. - В высшем руководстве МВД противников воссоздания РУБОПа нет. Сам Колокольцев также когда–то возглавлял региональный УБОП.

В МВД говорят, что вопрос о возрождении УБОПов назрел же давно.

Организованная преступность в России никуда не делась, по-прежнему сложная ситуация наблюдается на Северном Кавказе, на Дальнем Востоке, активизировались воры в законе, рейдеры, поэтому и возникла необходимость возродить специальные подразделения, - поясняет «Известиям» один из сотрудников центрального аппарата МВД.

По его словам, после расформирования УБОПов в 2008 году большинство специалистов по борьбе с оргпреступностью влились в подразделения угрозыска, однако эти структуры работают по совершенно разным принципам и это негативно сказывалась на общей эффективности борьбы с криминалом.

Если угрозыск работает по схеме «от совершенного преступления - к человеку, который его совершил», то УБОП - ровно наоборот: от человека, который может совершить преступление, - пояснил «Известиям» один из бывших сотрудников УБОП.

По словам собеседника издания, специализация работы борцов с оргпреступностью должна подразумевать полную независимость от местного начальства, но в нынешнем виде рассчитывать на это было нельзя.

Источники «Известий» в МВД утверждают, что борьбой с оргпреступностью в МВД будет заниматься отдельный департамент. Сейчас решается ключевой вопрос, кому будут подчиняться оперативники: местным полицейским главкам или непосредственно МВД.

Мнения в ведомстве разделились, но большинство экспертов склоняется к тому, что УБОПы должны подчиняться только руководству МВД и своему центральному аппарату, - рассказывает «Известиям» источник в МВД. - Фактически воссоздается РУБОП, который действовал в середине 1990-х годов.

Впервые о возможном возрождении подразделений по борьбе с организованной преступностью заговорили в 2010 году после зверского убийства 12 человек в станице Кущевская, где, как выяснилось, на протяжении многих лет действовало хорошо организованное преступное сообщество. Предполагалось, что подразделение появится в ходе преобразования милиции в полицию. Однако дальше разговоров дело тогда не пошло.

Вновь к идее УБОПов вернулся уже новый глава МВД Владимир Колокольцев. В своем первом интервью «Известиям» он заявил, что создавать подразделения по борьбе с организованной преступностью надо «сообразуясь с местной обстановкой».

В условиях нашего огромного государства каждый регион имеет свою специфику - географические, социальные, экономические особенности, которые накладывают определенный отпечаток в целом на криминогенную обстановку. Для одного региона то или иное подразделение просто необходимо - как, например, подразделения по борьбе с бандформированиями и организованной преступностью на Северном Кавказе, и мы из всех регионов направляем туда наших специально обученных сотрудников. А есть регионы спокойные в плане проявления организованной преступности. Соответственно, там создание подобных структур просто нецелесообразно, - заявил Колокольцев.

Неофициальным днем рождения РУБОПа считается 15 ноября 1989 года, когда приказом МВД СССР на базе 6-го управления МВД СССР было создано подразделение по борьбе с организованной преступностью. Однако свое официальное название структура получила позднее - в 1993 году, после вывода подразделения из подчинения оперативно-разыскных бюро. В задачу РУБОПов входила борьба с организованной преступностью, коррупцией и незаконным оборотом оружия и наркотиков. Сотрудники подразделений также вели разработку воров в законе и лидеров преступного мира. При этом региональные подразделения не подчинялись местным УВД, а только руководству главка.

В 2008 году президент РФ Дмитрий Медведев своим указом «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел РФ» прекратил существование подразделения. Функции борьбы с оргпреступностью общеуголовной направленности были возложены на уголовный розыск (УР), а функции по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности - на подразделения по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП).

Президент Владимир Путин перед самыми праздниками подписал указ № 300, согласно которому ликвидируются семь Главных управлений МВД по федеральным округам. Закончилось многолетнее противостояние убоповцев (Управление по борьбе с организованной преступностью) и выходцев с Лубянки

Президент Владимир Путин перед самыми праздниками подписал указ № 300, согласно которому ликвидируются семь Главных управлений МВД по федеральным округам. Исключение сделано, ввиду особой сложности региона, только для ГУ МВД по Северо-Кавказскому федеральному округу. Причем «зачистка» прошла в классическом исполнении: за день до выхода указа с шумом уволили начальника ГУ МВД по Дальневосточному федеральному округу генерала Евгения Кужеля. Таким образом, закончилось многолетнее противостояние убоповцев (Управление по борьбе с организованной преступностью) и выходцев с Лубянки.

Согласно указу, упраздняются следующие главки: ГУ МВД России по Центральному федеральному округу (начальник Сергей Деревянко), ГУ МВД России по Дальневосточному федеральному округу (Евгений Кужель), ГУ МВД России по Сибирскому федеральному округу (Юрий Прощалыкин), ГУ МВД России по Уральскому федеральному округу (Николай Мардасов), ГУ МВД России по Приволжскому федеральному округу (Андрей Таранов), ГУ МВД России по Северо-Западному федеральному округу (Виталий Быков) и ГУ МВД России по Южному федеральному округу (Николай Симаков). В каждом главке работало примерно 500 сотрудников. Следовательно, под сокращение попали около 3,5 тысячи человек, и сколько из них сумеют перейти в другие подразделения, неизвестно.

Справка «Новой»: Шаболовские

15 ноября 1988 года приказом по МВД СССР было создано 6-е управление МВД СССР (штат: 32 человека), занявшееся предотвращением тяжких преступлений и нейтрализацией деятельности криминальных лидеров. 4 февраля 1991 года 6-е управление преобразовано в Главное управление по борьбе с наиболее опасными преступлениями, организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом. Соответствующие подразделения были созданы в 10 республиках СССР общей численностью 3 тысячи человек.

В феврале 1992 года создано Главное управление по организованной преступности (ГУОП) МВД России. В 1998 году преобразовано в Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД России. В 2000 году тогдашний глава МВД Владимир Рушайло вывел УБОПы из подчинения республиканских МВД, ГУВД и УВД и объединил их в единую цепочку подчинения: УБОП—РУБОП—ГУБОП—министр.

Поначалу убоповцы действительно занимались важным делом и были грозой преступных группировок. Как многие помнят, в 90-е весь бизнес «лежал» не под силовиками, как сейчас, а под бандитами, мэры же большинства российских городов и директора предприятий были ставленниками местных ОПГ. Расскажу одну историю: в 1996 году я работал во «Времечко», и мы поехали брать интервью у главы небольшого городка в Ярославской области. Нас интересовало, что за люди с «корочками», представляясь сотрудниками городской администрации, взимают «экологические» штрафы с водителей-дальнобойщиков. Мэр-коммунист долго рассказывал, как всей душой печется об экологии. Когда мы собрались уезжать, он неожиданно заявил: «А теперь поедем к хозяину…» Настоящим хозяином города оказался армянский вор в законе.

УБОПы, в отличие от уголовного розыска, работавшего по уже совершенному преступлению, напротив — включались в разработку при получении первой же оперативной информации и отличались большой мобильностью. Хорошо была поставлена работа с агентурой, наконец-то появилась единая база данных по ворам в законе и криминальным авторитетам, а собровцев из ГУБОПа бандиты боялись как огня. Во избежание утечек, новые подразделения получили полную независимость от местного милицейского начальства, вся информация стекалась к начальнику ГУБОПа, являющегося первым заместителем главы МВД.

В 1994 году специально под УБОПы пролоббировали Указ президента № 1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности», который разрешал задерживать подозреваемых до 30 суток.

Перерождение

«Портиться» УБОПы стали во второй половине 90-х: у оперативников появились дорогие иномарки, на шеях висели килограммовые золотые цепи, и к ним в очередь выстроились «подкрышные» бизнесмены. А уж историю, когда на Шаболовке один из начальников отдела забыл в туалете «барсетку» с 70 тысячами долларов, вспоминают до сих пор.

Благодаря толковым руководителям пресс-служб, борцов с оргпреступностью отлично «распиарили»: в СМИ их сравнивали с последними героями, вставшими на пути криминала. Между тем методы оперативной работы особым разнообразием не отличались: получили информацию — подбросили наркотики/оружие — «закрыли». Одни и те же наркозависимые «свидетели» кочевали из одного уголовного дела в другое. Правда, в судах большинство дел разваливалось. И, видимо, не случайно руководство ГУБОПа стало одним из застрельщиков информационной кампании о ненужности судов присяжных.

На подтасовках и подбросах выросло целое поколение оперативников-палкоделов, которые больше ничего не умеют. Зато у них обнаруживалась нехилая хватка, когда речь заходила о деньгах. К примеру, отец одного из заложников рассказал мне, как пришел писать заявление в отдел по борьбе с похищениями людей на Шаболовку: «Первым делом начальник спросил меня, какая сумма выкупа. Я ответил: 40 миллионов. Тогда этот тип намекнул, что его «бонус» должен составить 10% от выкупа». К счастью, заложник самостоятельно освободился, и оперативники остались без «премии».

Чтобы хоть как-то обуздать процесс разложения службы, руководство МВД постоянно «перетасовывало» сотрудников и набирало кадры из глубинки. Однако это помогало мало: через полгода «лимитчики» начинали брать взяток еще больше и частенько сами совершали преступления. Особенно отличались оперативники, побывавшие в Чечне. Они и до командировок в «горячие точки» не особо чтили закон, а уж после и вовсе.

Так, например, 07.08.1999 г. на 40-м км трассы Москва—Казань двое сотрудников РУБОП ЮВАО г. Москвы Солохин, Снегирев и примкнувший к ним оперуполномоченный УР ОВД «Хорошевский» Суслов остановили автобус, в котором ехали вьетнамские челночники. Угрожая ножами, борцы с оргпреступностью забрали несколько десятков тысяч долларов, а трое вьетнамцев, оказавших сопротивление, с многочисленными ранениями были доставлены в Ногинскую больницу.

Тем временем в самом МВД вовсю шли межклановые войны, жертвой которых стал один из отцов-основателей УБОПа — Владимир Рушайло. В октябре 1996 года он собрал пресс-конференцию и выступил с громкими разоблачениями о коррупции в центральном аппарате МВД. На следующий день «правдолюба» отправили в отставку, и он пристроился советником к тогдашнему спикеру Совета Федерации Егору Строеву. Правда, штатским Рушайло пробыл всего два года и вернулся на должность начальника ГУБОПа — в ранге заместителя главы МВД. Об этом чудесном возвращении опального генерала ходило довольно много слухов.

21 мая 1999 года Владимира Рушайло назначили главой МВД, чуть позже закрытым указом президента его наградили Звездой Героя. Для воспрянувших духом убоповцев началось золотое времечко.

Несчастливый конец

С приходом Владимира Путина в Кремль ситуация в стране изменилась: вместо милиции на первые роли выдвинулись выходцы с Лубянки. Начались новые ожесточенные войны силовиков. Особенно усердствовали убоповцы и чекисты, делившие между собой «подкрышных» бизнесменов. При этом обе ключевые службы не брезговали подставами и писали друг на друга доносы.

В марте 2001 года Рушайло освободили от должности главы МВД. Новый министр — питерец Борис Грызлов первым делом лишил ГУБОПа самостоятельности и подчинил службе криминальной милиции. Еще через три года служба получила новые задачи и аббревиатуру: департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом (ДБОПиТ).

В 2008 году указом президента Дмитрия Медведева № 1316 управления по борьбе с организованной преступностью были расформированы, а их функции переданы в другие подразделения. После выхода этого указа ситуация больше напоминала поговорку «После нас хоть потоп»: сотрудники пресс-служб за бесценок продавали видеоархивы, а на радиорынках появились секретные базы убоповцев с адресами и донесениями агентов.

В дальнейшем на базе УБОПов были созданы 8 ГУ МВД по федеральным округам с весьма размытыми функциями. При этом «федералы» и местные полицейские зачастую дублировали друг друга:

— Доходило до маразма: допустим, мы полгода разрабатываем банду, и вдруг ее задерживают «цэфэошники» (Управление по Центральному федеральному округу. — С. К.), — рассказал один из начальников МУРа. — Разумеется, вся работа под хвост. Звоню на Шаболовку, а они посылают куда подальше.

С помощью тех же «цэфэошников» бизнес решал свои стратегические задачи, закрывая конкурентов и проводя рейдерские захваты, — трудно найти в Москве какое-либо одиозное уголовное дело, завязанное на больших деньгах, к которому бы не приложили свои умелые руки шаболовские.

И потому, наверное, нынешний президентский указ № 300 готовился в обстановке повышенной секретности и для многих руководителей стал полной неожиданностью. Например, в ГУ МВД по ЮФО до самого последнего дня царило приподнятое настроение, а генералы устроили себе турнир по стрельбе.

Но если «лампасников» куда-нибудь да пристроят, то оперативники рангом поменьше сейчас забегали по кабинетам других подразделений. Однако «на земле» их не особо ждут: достали, и большинству придется искать работу на гражданке.

Правда, есть проблемы и посерьезнее: что будет с сотнями уголовных дел, заведенных следственными отделами федеральных главков? И в чьи руки попадут агентурные досье и секретные базы данных?

…Каждый год 15 ноября ветераны УБОПа собираются в парке им. Горького и вспоминают годы совместной службы. Однако итоги совсем нерадостные: в стране запредельная коррупция, высокая преступность, а уцелевшие в криминальных войнах воры в законе живут в шоколаде.

Остается добавить, что 322 сотрудника УБОПа погибли при исполнении служебного долга. 35 человек получили звание «Герой России», из них 27 — посмертно. Об этом тоже нужно помнить.

Служба по борьбе с организованной преступностью была образована 15 ноября 1988 года и успешно действовала почти 20 лет до 6 сентября 2008 года.

В истории отечественной милиции были попытки создания подразделений, осуществляющих борьбу с профессиональной преступностью: в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы это были отделы по борьбе с бандитизмом в структуре Главного Управления милиции НКВД - МВД СССР и управлений милиции в республиках, краях, областях и национальных округах. В середине семидесятых годов прошлого века были отделы по особо важным делам в подразделениях уголовного розыска и борьбы с хищениями социалистической собственности. Однако в силу известных причин в той общественно-экономической формации государство не признавало феномен организованной преступности, считая, что она ликвидирована.

В конце 80-х годов истекшего столетия проблемы в политической, общественной и экономической жизни общества требовали перемен. Повальный дефицит товаров народного потребления и услуг породил теневую экономику. Государство было вынуждено разрешить частный сектор экономики – кооперативы. В тоже время государственный контроль был ослаблен, что способствовало совершению огромного количества экономических правонарушений, в том числе перетоку государственной собственности в частные руки. Стала резко осложняться криминальная обстановка. Возродился искорененный ранее бандитизм, возросли проявления рэкета, похищения людей с целью выкупа, заказные убийства и другие тяжкие преступления, совершаемые организованными преступными группами, что вызывало серьезные напряжения в обществе. Государство и общество реально столкнулись с организованной преступностью, она была официально признана и борьба с ней определена как важнейшая государственная задача.

Борьба с организованной преступностью предполагает разработку и реализацию специальных мер, которые должны быть основаны на общем анализе криминальной ситуации, ее прогнозе, поскольку она осуществляется непосредственно против самих организованных преступных формирований, а не отдельных преступлений.

На основе предложений практиков и выводов криминологов, 15 ноября 1988 года приказом Министра внутренних дел СССР в системе ведомства были созданы подразделения по борьбе с организованной преступностью – названными шестыми подразделениями. Самостоятельное Управление в центральном аппарате и такие же управления или отделы в МВД-УВД республик, краев и областей. Первым руководителем службы по борьбе с организованной преступностью был назначен Лагода Е.И. Через некоторое время его сменил Гуров А.И., который, будучи научным сотрудником ВНИИ МВД России, немало сделал для формирования общественного мнения о необходимости борьбы с организованной преступностью. Например, его статьи «Лев готовится к прыжку» и «Лев прыгнул», опубликованные в Литературной газете в 1988 году вызвали широкий общественный резонанс. Его докторская диссертация также полностью посвящена изучению проблем профессиональной и организованной преступности в СССР.

Вместе с тем, принятое решение не было обеспечено в правовом отношении, какие-либо материальные и финансовые ресурсы не выделялись, все делалось за счет внутренних резервов МВД. Некоторые руководители МВД считали создание подразделений по борьбе с организованной преступностью необоснованным.

В основном шестые подразделения были малочисленны, технически обеспечены слабо. Они занимались борьбой с рэкетом и другими очевидными преступлениями, совершаемыми преступными группировками, которые составляли лишь видимую часть айсберга организованной преступности. Скрытой частью этого криминального явления эти подразделения занимались мало.

Дальнейшее расширение масштабов организованной преступности, усиление ее вооруженности, приобретение характера межрегионального и транснационального характера потребовали от правительства разработки стратегии и системы борьбы с этим социальным явлением. Важным событием того времени, стало принятие СССР в члены Интерпола. 7 апреля 1990 г. было принято постановление Совета Министров СССР № 338 "О вступлении СССР в Международную организацию уголовной полиции - Интерпол". 27 сентября 1990 г. на 59-й сессии Генеральной ассамблей Интерпола (Оттава, Канада) СССР был принят в члены Интерпола. С 1 января 1991 г. в структуре МВД СССР начало действовать Национальное центральное бюро Интерпола.

Постановлением Совета Министров СССР от 22 мая 1990 года предусматривалось создание межрегиональных подразделений МВД СССР по борьбе с организованной преступностью. Указ Президента СССР от 4 февраля 1991 года "О мерах по усилению борьбы с наиболее опасными преступлениями и их организованными формами" признал необходимым преобразовать 6 Управление МВД СССР в Главное управление по борьбе с наиболее опасными видами преступлений и ее организованными формами. Однако оба этих государственных акта носили в основном декларативный характер. Вновь не было материального и ресурсного обеспечения на государственном уровне, в основном все делалось за счет системы МВД и бюджетов местных органов власти. Подразделения по борьбе с организованной преступностью занимались раскрытием тяжких преступлений, ликвидацией малочисленных, не коррумпированных группировок, криминальный бизнес и теневые структуры оперативным проникновением охвачены почти не были. Отсутствовала борьба и на международном уровне. Последовавший затем распад СССР, по существу, ослабил созданную систему органов борьбы с организованной преступностью бывшего Союза, а открытость границ позволяла беспрепятственно передвигаться представителям организованной преступности, перемещать материальные ценности, наркотики, оружие и катализировать социально-негативные процессы в России, ближнем и дальнем зарубежье. В некоторых странах СНГ система подразделений по борьбе с организованной преступностью была ликвидирована. В России шестые подразделения были несколько усилены и преобразованы в оперативно-розыскные бюро. В центральном аппарате МВД Российской Федерации Оперативно-розыскное бюро возглавил Назаров Ю.П. Но меры были неадекватными со стороны государства на усиливавшееся влияние организованной преступности на общество, экономику и политику. Продолжался ее рост, по некоторым регионам – в геометрической прогрессии, а также эскалация на территории всей России. Распад Советского Союза только усилил эти тенденции. По инициативе МВД России проблема начала прорабатываться в Совете безопасности Российской Федерации. Историческую лепту при подготовке окончательного решения внесли секретарь Совбеза Скоков Ю.В., а также Егоров М.К., и Карташов А.К.

Указ Президента Российской Федерации от 8 октября 1992 года "О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с организованной преступностью" позволил выстроить надежный заслон распространению организованной преступности и обуздать главарей и активных участников преступных формирований. Впервые на цели борьбы с организованной преступностью были выделены значительные государственные средства. Штатная численность органов внутренних дел была увеличена почти на 20 тысяч единиц.

В центре и на местах были созданы: Главное управление по организованной преступности МВД Российской Федерации (ГУОП), преобразованное в 1998 году в Главное управление по борьбе с организованной преступностью. На Главк были возложены функции: пресечение деятельности преступных сообществ, банд и организованных групп, пресечение их финансирования, выявление и привлечение к ответственности должностных лиц и госструктур, действующих в интересах преступных сообществ, раскрытием преступлений связанных с фактами похищения людей, захвата и удержания заложников, квалифицированным вымогательств, незаконного приобретения, сбыта, хранения, перевозки огнестрельного оружия, боеприпасов. К компетенции Главка также относились преступления в сфере экономики, совершаемые организованными группами, и криминальными лидерами.

В структуре Главка были созданы региональные управления по организованной преступности (РУОП, РУБОП) в 13 экономических регионах и управления, отделы по организованной преступности (УБОП, ОБОП) при МВД, УВД всех регионов. Они были усилены специальными подразделениями быстрого реагирования (СОБР), которые оснащались современными видами передвижения, защиты и вооружения. На них была возложена задача предупреждения и пресечения деятельности вооруженных преступных групп.

Начальником вновь созданного Главного управления по организованной преступности МВД Российской Федерации был назначен первый заместитель министра внутренних дел России Егоров М.К.

Начальниками региональных управлений, одновременно по должности заместители начальника Главного управления по организованной преступности были назначены: Рушайло В.Б. – РУОП по городу Москве; Карташов А.К.– РУОП по Центральному экономическому региону; Колесников А.П. – Центрально-Черноземное РУОП; Сидоренко С. Ф. - Северо-Западное РУОП; Кладницкий И.И. – Волго-Вятское РУОП; Ерёмкин В.И. – Поволжское РУОП; Ешугаов Р. Ш. – Северо-Кавказское РУОП; Кучеров В. И. – Южное РУОП; Борисов В.Д. – Уральское РУОП; Прощалыкин Ю.М. – Западно-Сибирское РУОП; Егоров А. Н. – Восточно-Сибирское РУОП; Измеров В. К. – Северо-Восточное РУОП; Меновщиков Н.А. – Дальневосточное РУОП. На плечи этих руководителей легла основная ответственность за формирование и налаживание работы вверенных им подразделений.

Помимо укрепления территориальных подразделений по борьбе с организованной преступности увеличивалась штатная численность органов внутренних на железнодорожном, воздушном и водном транспорте; учреждений исполнительно-трудовой системы; научных заведений. Для подготовки специалистов по борьбе с организованной преступностью был создан институт.

В 1993 году приказом министра внутренних дел Ерина В.Ф., для подготовки милицейской элиты - подразделений, ведущих борьбу с оргпреступностью и коррупцией, был создан Московский институт МВД России, с филиалом в г.Тверь, который возглавил Попов В. Данное специализированное ВУЗ внесло существенный вклад в развитие теории и практики борьбы с современными видами организованной преступности, дало путевки в жизнь сотрудникам Службы, многие из которых, и по настоящее время продолжают верно служить Отечеству.

Укреплялся следственный аппарат МВД России. Усиленная его часть, сохраняя процессуальную самостоятельность, была ориентирована на расследование уголовных дел против организованной преступности и придавалась непосредственно Региональным управлениям по организованной преступности, подчиняясь при этом, как требует того Уголовно-процессуальный кодекс, своим руководителям.

Были предприняты определенные меры по усилению международной борьбы с организованной и транснациональной преступностью. Россия, как правопреемник СССР, стала полноправным членом Интерпола на основании Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. N 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола". На основе его Устава, международных договоров РФ и российского законодательства в рамках МВД было создано Национальное центральное бюро Интерпола в России (НЦБ РФ).

В ГУОП были налажены контакты с аналогичными подразделениями в 13 странах Европы и Америки. Прямые каналы телефонной и факсимильной связи позволяли оперативно вести обмен информацией с ведущими специальными службами такими как ФБР (США), БКА (Германия), Антимафия (Италия). Решением Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 года было создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений (БКБОП) на территории государств – участников Содружества Независимых Государств. Директором Бюро был назначен Рухлядев С.И., до этого первый начальник ГУБОП МВД Республики Беларусь.

Были намечены и другие меры материально-ресурсного характера, направленные на поддержку борьбы с этим крайне опасным негативным явлением. Кроме того, 14 июня 1994 года вышел Указ Президента России "О борьбе с бандитизмом и другими опасными формами, организованной преступности", который позволил усилить оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную работу по сбору доказательств в отношении главарей преступных формирований.

В результате этих и многих других принятых мер была создана и успешно действовала Служба по борьбе с организованной преступностью. Ликвидированы тысячи бандитских формирований, организованных преступных сообществ и групп, выявлено и пресечено совершение большого количества тяжких и особо тяжких преступлений, были реализованы задачи по недопущению проникновения криминала во власть, очищены от криминала ряд территориальных образований и субъектов Российской Федерации.

Особая страница в деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью – их участие в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона. Практически каждый сотрудник, а многие неоднократно, выполняли служебно-боевые задачи в этом регионе, являясь образцами отваги и самопожертвования. За мужество и героизм при выполнении служебного долга звание Героя Российской Федерации удостоены 35 сотрудников службы по борьбе с организованной преступностью, из них 27 – посмертно. Многие награждены орденами и медалями.

Начиная с 2000 года Служба неоднократно, порой необоснованно, подвергалась реорганизациям, связанным с изменением решаемых задач. Так, 30 мая 2000 года Управления, отделы по борьбе с организованной преступностью МВД - УВД регионов передавались в прямое подчинение МВД России. В декабре 2000 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 925 была попытка создания Комитета Федеральной криминальной милиции МВД России и соответствующих комитетов МВД России по субъектам Российской Федерации.

КФКМ задумывался как ведущая силовая структура МВД РФ. В его состав входили Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП), Управление "Р", Управление собственной безопасности, Оперативно-поисковое управление и Управление оперативно-технических мероприятий. В каждом из 8 федеральных округов, а также в каждом из субъектов федерации предполагается создание аналогичных структур. КФКМ был призван осуществлять координацию деятельности входящих в него подразделений, в целях улучшения их взаимодействие и исключения дублирования. Первым его руководителем стал Гурьев В.В. Однако реорганизация с чрезмерным укрупнением предполагаемых комитетов за счет передачи в них из МВД – УВД почти всех оперативных подразделений была вскоре отменена.

26 сентября 2001 года в соответствии с приказом МВД России № 855 ГУБОП был включен в Службу криминальной милиции (СКМ) МВД РФ. Все подразделения по борьбе с организованной преступностью на местах переданы в структуру криминальной милиции МВД – УВД регионов. В это же время, в системе МВД России были ликвидированы Региональные управления по борьбе с организованной преступностью. На их базе созданы Оперативно-розыскные бюро в составе Главных управлений МВД России по восьми федеральным округам. Приказом МВД России № 951 - 2001 года в структуре Управлений, отделов по борьбе с организованной преступностью были созданы специальные отделения по проведению оперативно-разведывательных мероприятий, направленных на выявление, предупреждение и пресечение проявлений экстремизма и терроризма, отнесенных к компетенции МВД России. 16 сентября 2002 года в распоряжение СКМ МВД - УВД регионов были переданы специальные отряды быстрого реагирования (СОБР), которые были переименованы в отряды милиции специального назначения (ОМСН).

В связи с упразднением в системе МВД России подразделений по противодействию незаконному обороту наркотиков, 30 июня 2003 года в структуре Главного управления по борьбе с организованной преступности создано Оперативно-розыскное бюро по противодействию незаконному обороту наркотиков, а в Управлениях по борьбе с организованной преступностью при МВД - УВД регионов образованы отделы по противодействию незаконному обороту наркотиков. Так же в 2003 году в структуре Главка было создано подразделение по борьбе с терроризмом - "Центр Т", а в МВД – УВД субъектов его региональные подразделения.

10 ноября 2004 года ГУБОП было преобразовано в департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом (ДБОПиТ) МВД России. В подчинении ДБОПиТ находились несколько оперативно-розыскных бюро, центр по борьбе с терроризмом (Центр "Т") и центр специального обеспечения (Центр "С"), а также отряд милиции специального назначения "Рысь".

Указом Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева № 1316 «О некоторых вопросах МВД РФ» от 6 сентября 2008 года Служба по борьбе с организованной преступностью была расформирована, ее функции переданы в другие подразделения МВД России. Этим же Указом было образовано Главное управление по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУПЭ МВД России).

За 20-летний период руководителями Службы являлись: Лагода Е.И., Назаров Ю.П., Гуров А.И., Егоров М.К., Петров В.Н., Васильев В.А., Селиванов В.В., Козлов В.И., Ваничкин М.Г., Овчинников А.А., Овчинников Н.А., Мещеряков С.Г.

Организованная преступность – это незаконная деятельность трех или более лиц, объединенных в преступную организацию, имеющую устойчивую внутреннюю структуру, которые в сообществе с коррумпированными должностными лицами, представителями власти, используя методы насилия и запугивания, общественный спрос на услуги, по договоренности с другими преступными группами устанавливают свой контроль в различных сферах деятельности, в том числе и незаконной, и постоянно ее осуществляют в целях получения значительных доходов.

Борьба с организованной преступностью предполагает разработку и реализацию комплекса специальных общеорганизационных, предупредительных и правоохранительных мер. Среди них важное место призваны занимать уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, фискально-финансовые, оперативно-розыскные и некоторые другие меры, которые должны быть основаны на общем анализе криминальной ситуации, ее прогнозе. Речь идет о специальных мерах, ибо здесь основной объект борьбы – это сами организованные преступные формирования и уже не отдельные преступления, а их сложная и разветвленная преступная деятельность. При этом решается задача пресечения движения и легализации преступных капиталов.

    Задачи и основополагающие начала борьбы с организованной преступностью

Стратегическими задачами борьбы с организованной преступность являются:

1)Ликвидации основных организованных преступных формирований и возмещения ущерба от их деятельности.

2)Устранение причин и условий, способствующих формированию преступного общества, 3)Затруднение вовлечения в преступную деятельность новых лиц и распространения сферы влияния криминала.

В борьбе с существующими организованными преступными формированиями правоохранительные органы стремятся к в первую очередь к их разобщению.

Помимо реагирования на совершаемые преступления и выявления их непосредственных исполнителей, основной задачей является установление личности лидеров преступных формирований и привлечение их к ответственности; для этого может использоваться в том числе содействие менее опасных членов преступных группировок, которым в обмен на сотрудничество с правоохранительными органами значительно смягчаются сроки наказания (вплоть до полного отказа от привлечения к ответственности).

Важными составляющими мер по борьбе с организованной преступностью являются финансовый контроль, направленный на затруднение производства операций по легализации преступных доходов, использованию преступных капиталов, и антикоррупционные меры, направленные на очистку правоохранительных органов и других государственных структур от лиц, содействующих организованным преступным формированиям.

Предупреждение организованной преступности осуществляется на основе комплекса мер общесоциальной и специально-кримино-логической профилактики. Значение имеет подрыв экономических корней организованной преступности, разработка и последовательное осуществление комплекса организационно-управленческих, финансовых, налоговых и других мер, создающих затрудняющие условия для преступного бизнеса и направленных на вытеснение из производства криминальных методов регулирования экономических отношений, пресечение легализации преступных капиталов.

Наряду с уголовно-правовыми запретами в УК РФ для борьбы с организованной преступностью необходимо принять специальные законы, как во многих зарубежных странах, регулирующие борьбу с организованной преступностью. Особое значение в этой борьбе придается специализированным подразделениям по борьбе с организованной преступностью. Борьба должна быть сосредоточена на подрыве авторитетов, создании конфликтных ситуаций, ведущих к распаду группы или сообщества, т.е. разрушении целостности, устойчивости - качественного признака преступной системы.

    Правовая основа и система субъектов борьбы с организованной преступностью

Основным звеном государственной системы органов, противостоящих организованной преступности, является МВД РФ. В системе МВД образовано специализированное подразделение - Главное управление по борьбе с организованной преступностью. На местах действуют его управления. Учитывая исключительную опасность организованной преступности, которая подрывает устои государственной власти и напрямую угрожает общественной безопасности страны, Законом РФ “Об органах федеральной службы безопасности” установлены полномочия по борьбе с организованной преступностью органам федеральной службы безопасности РФ. В ст.8 п.2 Закона установлено следующее - “Борьба с преступностью”. А ст. 10 Закона конкретизирует данное полномочие путем перечисления действий, которые обязаны выполнять эти органы.Правовое обеспечение борьбы с организованной преступностью заключается прежде всего, в разработке и принятии соответствующих законов, направленных на решение данной проблемы и носящих комплексный межотраслевой характер.

Что касается законопроекта “О борьбе с организованной преступностью”, причем ключевого законопроекта, который был подготовлен межведомственной комиссией, созданной на основании решения координационного совещания руководителей правоохранительных органов в ноябре 1993 года и принятый государственной думой в 1994 году, то этот законопроект носит оригинальную концепцию и комплексный характер. Вся квинтэссенция концепции данного законопроекта заключается в следующем. В зависимости от уровня организованности преступных формирований определяются соответствующие органы, противодействующие им. С обычными организованными преступными группами (так называемого первого уровня) борьбу должны вести все оперативные подразделения ОВД, ФСБ, прокуратура, таможня, налоговая полиция.

    Международное сотрудничество в сфере борьбы с организованной преступностью (основные направления)

Международные соглашения, конвенции и обмены информацией. Последним примером в этом отношении является Конвенция о борьбе с международной коррупцией, заключенная и подписанная по инициативе и под эгидой Организации европейского сотрудничества и развития. Конвенция была подписана представителями 34 стран мира и в 1999 г. введена в действие. В настоящее время вопрос состоит в том, насколько международные обязательства будут соответствовать текущим задачам экономического развития.

Международное сотрудничество между национальными полицейскими органами.

Организованная преступность стала международной, что обязывает национальные правительства объединить свои усилия в целенаправленной борьбе с этим явлением.

Международному сотрудничеству в данной сфере мешает соперничество различных международных организаций, отсутствие целевых средств, недостаток обученного персонала, который мог бы эффективно работать с такими структурами как Интерпол, а также особая позиция отдельных карликовых суверенных государств.

Распад колониальной системы, как известно, привел к возникновению большого количества малоразмерных и очень бедных государств. Некоторые из этих стран вынуждены прибегать к неординарным способам привлечения иностранной валюты. Примерами таких способов являются: выпуск почтовых марок, регистрация иностранных судов (предоставление права ходить под удобным флагом), открытие оффшорных банков (налоговых убежищ) и т.д.

В отдельных случаях эти минигосударства попадают под частичный или полный контроль наркосиндикатов, чем наносят значительный вред международному экономическому развитию и международным усилиям по борьбе с организованной преступностью.

Экономическая помощь в качестве стимула для сокращения преступной деятельности. Для того чтобы ослабить у крестьян в Колумбии и других слабых в экономическом отношении странах стимулы к выращиванию наркосодержащих растений, предлагается оказывать целенаправленную экономическую помощь с тем, чтобы дать возможность жителям этих малоимущих стран зарабатывать себе на жизнь честным путем. Такого рода помощь является одним из возможных способов, используя который богатые страны - основные потребители наркотиков могут вести борьбу против их производства и распространения.

Условия помощи. Страны-доноры, оказывающие финансовую помощь развивающимся странам (особенно странам третьего мира), ставят свои гуманитарные операции в зависимость от того, чтобы страны-получатели самым серьезным образом вели борьбу с коррупцией и организованной преступностью.

    Понятие организованной преступности (криминологический и уголовно-правовой аспект).

Организованная преступность-это общественное явление, охватывающее совокупность тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых устойчивыми, иерархическими, планомерно-действующими преступными структурами (группы, сообщества), деятельность которых прямо или опосредованно взаимоподкрепляется и согласуется организаторами и руководителями определенной территории или в определенной управленческой, предпринимательской или иной сфере экономической, политической деятельности.

Организованная преступность является одним из наиболее сложных и опасных видов уголовно-наказуемых деяний и имеет ряд существенных особенностей. Для нее характерны наличие групп, организаций и лиц для систематического занятия преступлениями, устойчивость, отлаженная система связей их участников, распределение между ними ролей, иерархическая система взаимоотношений. В низших организованных преступных формированиях отношения участников строятся по схеме: главарь - рядовые исполнители (как правило, всего от 3 до 10 человек), причем роль каждого из них заранее определена. Типичными видами преступных деяний для таких групп являются кражи, грабежи, разбои, мошенничество, бандитизм.

Борьба с организованной преступностью предполагает разработку и реализацию комплекса специальных общеорганизационных, предупредительных и правоохранительных мер. Для уголовно-правового понимания организованной преступности характерно

выделение следующих ее признаков:

Наличие организационно-управленческой структуры, сложная иерархическая

градация сообщества с разграничением функций.

Устойчивый, планируемый, законспирированный характер деятельности,

сплоченность;

Распространение своего влияния на определенной территории, либо в

определенной экономической области (монополизация);

Заранее планируемое преступное поведение (совершение действий по подысканию

объекта посягательств);

Извлечение максимальной прибыли как основная цель преступной деятельности;

Активное пропагандирование преступной идеологии.

ОБЪЕКТЫ ОП. Их тысячи: стратегические ресурсы (нефть, металл), наркотики, оружие, но главный объект - люди, собственники, из которых можно "качать" деньги. Их бизнес, собственность столь же многообразны, как и вся экономика (промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг и т.п.). Существенную роль играет форма собственности государственная, частная, акционерная, иностранная, совместное владение СУБЪЕКТЫ ОП. Обычно в практике УОП-ов, РУОП-ов их разделяют:

По величине (группа, формирование, организация, сообщество), а средства массовой информации добавляют мафия (организация общенационального масштаба) и "сверхмафия" (международные организации, уже напоминающие транснациональные корпорации, где граница между легальным и криминальным бизнесом нередко размыта).

По месту базирования (например, в Киеве - троещинская, борщаговская; в Москве - солнцевская, долгопрудненская),

По этническому признаку (преимущественному национальному составу): славянские, грузинские, чеченские, дагестанские, ингушские, армянские, азербайджанские, вьетнамские, китайские...).

1. Криминализация экономических отношений. Слияние экономической и общеуголовной преступной деятельности. Так, в настоящее время в криминальный бизнес включены более 40 тыс. предприятий, государственных и коммерческих организаций; 70 - 80% приватизированных предприятий и коммерческих банков, большинство торговых организаций обложены поборами. Размер "дани" (своеобразного налога в пользу преступников) составляет 10 - 20% от оборота, что нередко превышает половину балансовой прибыли предприятия. 2. Активное включение в организованную преступность коррумпированных чиновников. Коррупция (злоупотребление должностными лицами властью или служебным положением в результате их подкупа) получает широкое распространение в условиях экономической и политической нестабильности, являясь, с одной стороны, предпосылкой, а с другой - одним из проявлений организованной преступности, средством ее прикрытия. Подкупленные чиновники оказывают содействие каждой седьмой-восьмой преступной группировке, а те тратят на оплату их услуг от 30 до 50% криминальных доходов. Имеются попытки повлиять на ход расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами. 3. Активизация преступных формирований в совершении традиционных тяжких уголовных преступлений

4. "Эксплуатация" пороков общества (наркомании, проституции, игорного бизнеса и т.п.). 5. Формирование своеобразного резерва организованных преступных структур из числа лиц, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы. По данным экспертов, в исправительных учреждениях в настоящее время действуют более 2,5 тыс. организованных преступных групп, в силу чего преступная среда в местах лишения свободы становится все более криминогенной.

6. Рост криминального профессионализма, квалифицированности совершения преступлений

7. Высокая латентность. Зарубежные эксперты полагают, что латентная часть организованной преступности в 6 - 10 раз превышает зарегистрированную правоохранительными органами. В результате около 70% преступлений, совершенных организованными структурами, не было зарегистрировано.

    Понятие и признаки организованной преступной группы.

Организованная преступная группа - устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Организованная преступная группа выступает в качестве одной из форм соучастия.В ней роли распределены заранее, план совершения преступления четко отработан. К таким группам можно отнести группы карманных и квартирных воров, мошенников, торговцев наркотиками.

Таким образом, закон, по существу, определяет только два признака организованной группы:

1)Устойчивость

Это означает, прежде всего, стабильность, постоянство состава преступной группы. Вхождение в нее новых членов затруднено из-за опасности провала всей группы. Вместе с тем, и к выходу из группы кого-либо из членов преступная группа относится резко отрицательно, видя в этом отступничество и предательство ее интересов.

2)Целью объединения в группу является совершение одного или нескольких преступлений.

Постоянное совершение преступлений - цель объединения группы. Это второй признак организованной преступной группы, указанный в уголовном законе. Целью создания группы является постоянное совершение преступлений, постоянная преступная деятельность для получения наживы. Это приводит организованную группу к увеличению

как географии совершаемых преступлений, так и их количества и интенсивности.

Часть указанных признаков организованной группы,которые тоже можно отнести к признакам организованной преступной группы:

Распределение ролей при совершении преступлений.

Подготовка к совершению преступления.

Использование сложных способов совершения преступлений.

Строгая дисциплина (для организованной преступной группы характерна жесткая дисциплина ее членов, безусловное подчинение лидеру).

Вырабатывается единая ценностная ориентация.

Распределение преступных доходов.

Создание специального денежного фонда (сущ.спец. денежный фонд - "общак", которым распоряжается лидер).

Криминологами в качестве признаков организованной группы называются выработка в группе норм поведения, ценностных ориентиров, выполнение отдельным участником роли лидера, наличие иерархии и распределения социальных ролей и т.д. .

    Понятие и признаки преступной организации.

Преступное сообщество (преступная организация) -организованная преступная группа, созданная для совершения наиболее тяжких преступлений , либо объединение организованных преступных групп. Преступная организация является наиболее опасным видом соучастия; создание преступного сообщества или преступной организации выступает в качестве самостоятельного наказуемого вида преступной деятельности, даже если такая организация не успела ещё совершить ни одного преступного деяния. Например, в УК РФ ответственность за такое деяние предусмотрена в ст. 210. Преступное сообщество выступает формой проявления организованной преступности.Преступным организациям присущи следующие основные признаки, которые отличают их от организованных сообществ:

– наличие материальной базы (денежного фонда);

– коллегиальность управления, т.е. организацией руководит группа лиц, имеющих как правило, равное в нем положение;

– нормальные нормы поведения, традиции и «воровские» законы, мера наказания за их нарушение;

– иерархическая система с разделением организации на группы, межрегиональными связями, наличием руководящего ядра, телохранителей. связников, хранителей финансовых фондов (касс), разведчиков, исполнителей приговоров и т.п.;

– создание информационной базы, которую составляют сведения из различных источников (в том числе, полученные в результате использования разведывательных данных) об интересуемом объекте.

    Специфика причинности организованной преступности.

В соответствии с генезисом и характером организованной преступности в механизме ее детерминации решающую роль играют следующие причины и условия:

1. Пороки (культурных, политических, социально-экономических) основ организации жизни общества.

2. Неэффективность мер борьбы с криминальными проявлениями: несоответствие между глубинными факторами преступности и поверхностными мерами, с помощью которых государство пытается от нее избавиться.

3. Криминальное саморазвитие (способность преступности к самоорганизации и способность на ужесточение средств борьбы с нею отвечать усилением средств обеспечения криминальной безопасности и эффективности преступной деятельности).

4. Пороки политической системы общества:

а) пассивность органов государственной власти, обусловленная дефектами политического устройства; политическими, идеологическими, социальными кризисами, коррумпированностью, слабостью полити-ческих лидеров, их неспособностью эффективно действовать в сложных условиях;

б) необеспеченность (материальная, культурная, организационная) рационального функционирования демократических институтов общественного устройства.

5. Межгосударственные противоречия, препятствующие концент-рации усилий общества в борьбе с преступностью.

    Понятие коррупционной преступности. Специфика причинности коррупционной преступности.

Под коррупцией (от лат coiruptio - разламывать, портить, повреждать) как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще.

Коррупционные преступления - это предусмотренные УК РФ общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении государственными или муниципальными служащими каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ.

К собственно коррупционным преступлениям могут быть отнесены пять видов уголовно наказуемых деяний: 1) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); 2) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); 3) получение взятки (ст. 290 УК РФ); 4) дача взятки (ст. 291 УК РФ); 5) служебный подлог (ст. 292 УК РФ).

Социально-правовой контроль нельзя рассматривать как репрессивную деятельность. Это контроль криминологический, предупредительный, хотя в него входит уголовно-правовая составляющая, когда предупреждение не сработало. Социально-правовой контроль предполагает организацию жизни и деятельности на основе четко разработанных законов, принятых демократическим путем. Интенсификация деятельности по установлению жесткого социально-правового контроля за принятием решений государственными служащими является важным направлением предупреждения коррупционной деятельности.

Другой не менее существенной причиной коррупции является тот факт, что сотни чиновников (от министров до главных специалистов различных министерств и ведомств) входят за соответствующее вознаграждение в советы директоров акционерных обществ и компаний, в связи с чем происходит своеобразное сращивание государственных служащих с предпринимательством, что представляет собой узаконенную коррупцию. Подобная порочная практика нормативно ставит высоких должностных лиц министерств и ведомств в ситуацию постоянного конфликта личных и государственных интересов, который служит объективной основой их заинтересованной лоббистской деятельности и коррумпированности. Власть срастается с собственностью и деньгами, открывая новые глубоко законспирированные коррупционные технологии.

    Общая характеристика нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы борьбы с коррупцией.