Объект 825 ГТС (или К-825; иногда называется «Музей холодной войны») - подземная база подводных лодок в Балаклаве, секретный военный объект времен холодной войны, расположенный в Балаклавской бухте.
Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты - вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.
Объект 825 ГТС, был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов. Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов.
В период после Второй Мировой войны, обе сверхдержавы - СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус - город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь. Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200-400 м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз - со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом.
В 1953 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения.
Подземный комплекс строился 8 лет - с 1953 по 1961. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.
После закрытия в 1993 г. большая часть комплекса не охранялась. В 2000 г. объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины.
В период с 1993 по 2003 г. бывшая база фактически разграблена, демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы.
Севастопольское «Морское собрание» во главе с Владимиром Стефановским предложило балаклавской мэрии проект создания в противоатомном Укрытии подводных лодок историко-заповедной зоны «Подземелье „холодной войны“». В неё бы вошли тематические экспозиционные залы, размещённые в бывших цехах и арсеналах, подводная лодка, стоящая у подземного причала, туристский центр, кинозал с хроникой времен активного военного противостояния двух политических систем, наконец, подземный мемориал, где была бы увековечена память подводников, погибших на той - без выстрелов - воистину холодной войне в океанских глубинах.
Десятилетний юбилей музея праздновался в июне 2013 года с участием ветеранов-подводников, бывших работников подземного завода, а также представителей властей, вооружённых сил и школьников

Пропавшая немецкая подлодка, которая якобы перевезла нацистское руководство в Южную Америку, обнаружена спустя 73 года у берегов Дании. Как выяснили журналисты , U-3523 была одной из подводных лодок Гитлера нового усовершенствованного типа XXI, которая появилась слишком поздно, чтобы предотвратить победу союзников.

Как сообщает Daily Mail, находка обнаружена в десяти морских милях к северу от датского города Скаген и в девяти милях к западу от позиции, на которой, как считается, ее уничтожил британский тяжелый бомбардировщик B24 Liberator 6 мая 1945 года.

Сканирование морского дна показало, что субмарина в данный момент лежит на глубине 123 метров, что затрудняет доступ к ней. При этом, как утверждается, ее положение весьма необычно — передняя часть лодки зарыта в песок, а задняя часть возвышается над дном на 20 метров.

U-3523 была сделана по последнему слову техники, могла находиться под водой в течение длительного периода времени и имела запас хода, который позволял ей беспрепятственно добираться в том числе и до берегов Южной Америки.

Невозможность обнаружить место затопления судна породила слухи о том, что оно смогло ускользнуть с неким ценны грузом на борту.

По данным датского Музей морских войн, обнаружившего находку, нет никаких свидетельств того, что она могла перевозить лидеров нацистов или какие-либо их ценности. «Ходят слухи, что она имела большое значение для Германии, так как исчезла после окончания войны, — заявил директор музея Герт Андерсен. — Думаю, эти слухи подогревались теми фактами, что U-3523 была очень современной подлодкой, способной перемещаться на большие расстояния, и что некоторые нацисты пытались бежать с драгоценностями в последние дни перед капитуляцией. Однако, на самом деле, она шла в Норвегию, а не в Южную Америку».

Андерсен также показал копию последней телеграммы, отправленной с субмарины 5 мая 1945 года, в которой не упоминается ни о каких драгоценных грузах или о высокопоставленных пассажирах.

По данным издания, рассекреченные документы американской разведки способствовали распространению слухов о том, что руководство нацистов, включая самого Гитлера, бежало в Южную Америку в последние дни войны.

Так, один из материалов ЦРУ, датируемый 3 октября 1955 года, содержал утверждение бывшего солдата СС по имени Филипп Ситроен, о том, что Гитлер скрывался сначала в Колумбии, а затем в Аргентине. К своему заявлению солдат приложил фотографию, якобы сделанную в 1954 году в колумбийском городе Тунха, на которой он якобы изображен с Гитлером.

Также издание описывает другие свидетельства якобы пребывания лидера нацистов в Латинской Америке, полученные американскими спецслужбами.

Нацистская Германия построила 118 подводных лодок типа XXI, но из-за плохого контроля качества только четыре из них были пригодны для плавания к концу Второй мировой войны, и лишь двое были спущены на воду, так и не успев затопить ни одного корабля союзников.

Позднее их дизайн был скопирован Великобританией, США, Францией и Советским Союзом, а через советские модели и Китаем.

На сегодняшний день в мире существует только одна оригинальная подводная лодка типа XXI. U-2540, теперь известная, как «Вильгельм Бауэр», является частью немецкого морского музея в Бремерхафене.

Как сообщала , аргентинский писатель-документалист Абель Басти провел исследование, которое документально указывает на то, что Адольф в Южной Америке и дожить там до старости.

Адольф Гитлер — основоположник и центральная фигура национал-социализма, основатель тоталитарной диктатуры Третьего рейха, фюрер Национал-социалистической немецкой рабочей партии, рейхсканцлер и фюрер Германии, верховный главнокомандующий вооруженными силами Германии во Второй мировой войне.

По показаниям свидетелей, допрошенных как советскими органами контрразведки, так и соответствующими службами союзников, 30 апреля 1945 года в окруженном советскими войсками Берлине Гитлер вместе со своей женой Евой Браун покончил жизнь самоубийством, предварительно умертвив любимую собаку Блонди. В советской историографии утвердилась точка зрения, что Гитлер принял яд (цианистый калий, как и большинство покончивших с собой нацистов). Однако, по свидетельствам очевидцев, он застрелился. Существует также версия, согласно которой Гитлер, взяв в рот и раскусив ампулу с ядом, одновременно выстрелил в себя из пистолета (применив, таким образом, оба орудия смерти).

Однако существует точка зрения, будто в бункере были найдены трупы двойников Гитлера и его жены, а сам он успешно сбежал.

Тень холодной войны упала на землю 5 марта 1946 года, после исторической речи старика Уинстона Черчилля. "Коммунистические партии, - заявил в Фултоне этот вечно пьяный англичанин, - всюду представляют собой угрозу христианской цивилизации". И началась безумная гонка вооружений. НАТО и Варшавский Договор, войны в Корее, Вьетнаме и Афганистане, Че Гевара, Фидель Кастро и кубинская революция, Берлинская стена, Карибский кризис, Пражская весна, водородная и нейтронная бомбы, подземные бункеры, убежища и заводы...

Проект Иосифа Сталина

Среди многих и многих городов и городков, попавших в эту зловещую тень, оказалась и Балаклава. В начале пятидесятых Иосиф Сталин лично рассмотрел и собственноручно завизировал проект строительства в Балаклавской бухте единственного в своем роде подземного завода по ремонту подводных лодок, а летом 1957 года в этом райском местечке появились горнопроходчики, и закипела круглосуточная, в четыре смены, работа. Что правда, вставший после смерти Хозяина у руля СССР Никита Хрущев отнесся к проекту куда сдержаннее. Осмотрев в 1961 году уже почти готовое сооружение собственными глазами, он махнул рукой и бросил: "Надо отдать все это виноделам!".

Однако стараниями тогдашнего руководства ВМФ виноделам грандиозный подземный комплекс все-таки не достался и в том же 1961 году вступил в строй под кодовым наименованием "Объект 825 ГТС". О масштабах этого сооружения можно судить, к примеру, по тому, что в случае ядерной войны в его подземной гавани могли укрыться целая бригада подводных лодок и несколько тысяч человек, а общая выработка скального грунта за время его строительства превысила 25 тысяч кубометров. Сверхсекретный "объект 825" мог выдержать ядерный взрыв огромной мощности и включал в себя сухой док, цеха, командные пункты и канал, позволявший субмаринам, зайдя в завод со стороны Балаклавской бухты, выходить прямо в открытое море, причем не только в надводном, но и в подводном положении.

Солнце стало выглядывать из-за холодных нейтронных туч в 1989-м, чуть не через полвека после фултонской речи сэра Черчилля. В феврале того года советские войска вышли из Афганистана, а в ноябре рухнула Берлинская стена. Холодная война завершилась. Еще через два года скончался "Союз нерушимый республик свободных", и демократическая Россия принялась делить Черноморский флот с незалежной Украиной. Кстати говоря, Балаклава тоже имела некоторое отношение к краху, наверное, самой великой империи ХХ века. В балаклавской гавани, совсем рядом с "объектом 825", базировались быстроходные яхты генеральных секретарей ЦК и председателей советского правительства. Во время августовского путча 1991 года правительственная яхта "Крым" вдруг срочно покинула бухту и на всех парах двинулась к месту заточения Михал Сергеича. Зачем, история пока умалчивает.

Объект 825 ГТС

В 15 километрах от Севастополя, между мысами Фиолент и Айя, раскинулось одно из старейших поселений Крыма - Балаклава. Кроме уникальных памятников природы, здесь сохранились следы генуэзской крепости Чембало и древних храмов, овеянных поэтическими легендами. Но больше всего поражают мощные подземные сооружения с огромным количеством лабиринтов и 600-метровым каналом для прохода атомных подводных лодок.

Секретный приказ для Берия.

Если бы у трансурановых элементов был запах, то можно было бы сказать, что в 50-е годы в мире запахло "оружейным" плутонием. На полигонах Невады и Новой Земли вовсю вздымались ядерные грибы. Назревал Карибский кризис как запал третьей мировой - термоядерной - и потому последней на планете войны.

Обе сверхдержавы - СССР и США - постепенно наращивали арсеналы атомных бомб, ядерных боеголовок для ракет и торпед, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берия секретный приказ: отыскать такое мест, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. Выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили, его название на карте Крыма больше не упоминалось.

Незадолго до своей смерти Иосиф Виссарионович утвердил комплексный план защиты от атомного оружия основных промышленных и оборонных объектов страны. Проект балаклавского подземного завода по ремонту подводных лодок вождь рассматривал и визировал лично. Времени на размышления у него почти не оставалось: по данным советской разведки, в США уже развернулось бешенное подземное строительство. Под скалы и в шахты прятали командные пункты и баллистические ракеты, ангары и военные заводы: Целые города уходили в земные недра, ветвясь там, как кротовые норы.

В гонке вооружений Советский Союз не мог отставать от Соединенных Штатов. Летом 1957 года в Балаклаве появились специалисты Минспецмонтажа. Работы в горе Таврос велись круглосуточно, как у шахтеров, в четыре смены. Шаг за шагом, кубометр за кубометром, день за днем, год за годом... Общая выработка скального грунта превышала 25 тысяч кубометров. В толще западного утеса возникали рукотворные расщелины и пещеры, которые превращались в подземные дороги, причалы, шлюзовые камеры, цеха, арсеналы, хранилища, кабинеты... В случае ядерной угрозы это подземное царство было рассчитано для укрытия 10 тысяч человек и целого дивизиона субмарин. В автономном режиме они могли находиться в течение 3 лет!

В 1957 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения, - говорит заместитель директора Военно-морского музейного комплекса "Балаклава" Александр Шестопал. - Поскольку архивные документы до сих пор находятся у россиян, нам пришлось собирать информацию по крупицам. Ситуация осложнялась тем, что у многих специалистов до сих пор не закончился срок подписки о неразглашении. Все было настолько засекречено, что даже местные жители ни о чем не подозревали. Это был единственный в мире подобный подземный комплекс. В предельно сжатые сроки сооружены подземные убежища для субмарин-"малюток" (проект 615) и военный завод "Металлист" для их ремонта. Подземный завод строился в противоатомном отношении I категории устойчивости с пробивкой скального грунта высокой степени защищенности и обеспеченности. Он имел большие производственные площади, в том числе сухой док и подводной канал для одновременного захода семи подводных лодок (как в надводном, так и в подводном положении). Вся заводская инфраструктура была полностью изолирована от внешнего мира с помощью перекрытых подводных шлюзов. Боевые лодки ремонтировались в автономном режиме и выходили через специальный канал прямо в открытое море. В целях конспирации в подземный комплекс впускали и выпускали только по одной субмарине и только в ночное время.

Защита от "пяти Хиросим"

В скальную штольню субмарины забирались своим ходом через канал длиной более 600 метров, глубиной - 8,5. Это уникальнейшее сооружение располагается как в подводной части Балаклавской бухты, так и на уровне воды в скале, высота которой достигает 130 метров. Рядом размещались производственный цех и подсобные помещения общей длиной в 300 метров. Самый большой диаметр штольни - 22 метра. Со стороны бухты вход в штольню перекрывался 150-тонным плавучим ботопортом, который всплывал после поддувания воздухом. Это позволяло полностью "закупоривать" подземный объект. Такой же ботопорт, но только меньшего размера, установили в подземном сухом доке. Когда лодка входила в надводном положении, ботопорт закрывался, из него откачивали воду и доковали лодку. Выход на северную сторону также перегораживался ботопортом, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море. Вход в тоннель с северной стороны был настолько искусно замаскирован, что непосвященный человек ни за что не обнаружит штольню даже на близком расстоянии. Таким образом, подземный комплекс был полностью изолирован от внешней среды. Его защита позволяла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью до 100 килотонн, что равнялось "пяти Хиросимам". Для смягчения ядерного удара все подземные сооружения, включая водный канал, имели закругленную форму.

По мнению военных "верхов", при гипотетическом ядерном взрыве в центре Балаклавы, помимо огненного шквала до нескольких тысяч градусов, огромных уровней радиации в десятки тысяч рентген, столб воды мог подняться на десятки метров, засосав в горло бухты сотни миллионов тонн воды и затопив все живое. Весь удар должен был принять на себя передвижной ботопорт, который закрывал и открывал морской вход в подземный комплекс. Максимальная высота внутренней полости комплекса достигала 10 метров, а высшая точка скального грунта над ним - 26 метров. Кроме загрузки боезапаса, подводные лодки могли подзарядить в заводе свои аккумуляторные батареи, пополнить запасы воды и топлива. Придя с боевой службы, субмарины могли пройти все необходимые виды техобслуживания, ремонта, а затем выйти в полном снаряжении из подземного комплекса.

В секретных цехах насчитывалось от 170 до 230 человек, обслуживавших док и другие инженерные системы подземного объекта. Еще 50 человек входили в подразделения водной охраны и несли постоянную службу на трех постах: на входе и выходе из тоннеля и возле дока. Общая площадь всех подземных сооружений превышала 15 тысяч квадратных метров, а канал, по которому проходили подлодки, был шире самой Балаклавской бухты. Отдельные помещения достигали высоты трехэтажного дома...

Хрущев предпочел бы винные подвалы...

В 1961 году Хрущев взял курс на сокращение Вооруженных Сил СССР. При посещении Севастополя и Черноморского флота Никита Сергеевич по-своему оценил уникальность подземного сооружения в Балаклаве. Масштабность и универсальность подземного комплекса настолько поразили Хрущева, что он приказал переоборудовать его под... склады для вина. И только благодаря настойчивым просьбам и неоднократным специальным докладам в ЦК КПСС Главнокомандующего ВМС СССР адмирала Кузнецова подземный завод по ремонту подводных лодок удалось достроить.

Трудно представить, как внутри огромной горы, состоящей из твердых мраморных пород, всего за четыре года продолбили 600-метровый канал. Ведь уровень канала на 7 метров ниже уровня моря! Какие инженерные технологии применялись для создания этого искусственного детища, до сих пор остается загадкой. Известно лишь, что первоначальные работы вели представители Черноморского флота СССР. Рабочей силой обеспечивал военный горно-подземный строительный батальон, а затем основные работы выполнил коллектив Московского метрополитена.

Рядом со штольней были построены склад ракетного оружия и хранилища ядерных боеприпасов. Подземный склад для топлива, построенный в виде подземных вертикальных емкостей, позволял хранить до 4 тысяч тонн нефтепродуктов. Под защитой многометровой толщи скального грунта из хранилища по узкоколейной дороге к подземному причалу подвозили торпеды, ракеты, артиллерийские боеприпасы и другой необходимый груз. Здесь же разместилась мастерская по профилактическому осмотру и ремонту узлов и деталей кораблей. Западный выход из канала закрывался специальным сооружением - сборными железобетонными плитами толщиной 2 метра, длиной - 10 и высотой - 7 метров.

Весь подземный комплекс с мощной системой шлюзования и жизнеобеспечения является, пожалуй, единственным в мире историческим памятником инженерно-технического искусства времен "холодной войны". На протяжении 30 лет (с 1960 по 1990 год) никто из местных жителей даже не подозревал о существовании секретной штольни - "Объекта №825 ГТС", который официально назывался городской телефонной станцией.

Многие уже догадывались, почему Балаклава перестала быть климатологическим курортом, несмотря на очень жесткий режим секретности: въехать в бухту не могли даже коренные севастопольцы. Говорят, одного зеваку, случайно проехавшего свою остановку, сняли с автобуса при подъезде к бухте и едва не замордовали в застенках КГБ. А двое бывших рабочих, годами живших на одной лестничной площадке, только после горбачевской гласности узнали о том, что они трудились на одном и том же заводе, в одном и том же месте, но только в разных бригадах.

Куда уплыли миллиарды?

Военные "хозяйничали" в бухте вплоть до развала Советского Союза. Последняя российская субмарина покинула Балаклаву в марте 1995 года. И город, и порт, и вся гавань полностью перешли под юрисдикцию Украины. Подземный комплекс вывели из эксплуатации и передали местной власти. Все производственные мощности (дорогостоящие станки и оборудование с драгметаллами) вывезли в неизвестном направлении. Когда массивные противоатомные гермодвери "гостеприимно" распахнулись перед всеми желающими, "демилитаризацией" бухты занялись "хваткие хозяйственники": откручивали, снимали и вывозили все, что могли. В подземные шахты ринулись толпы добытчиков лома цветных и черных металлов. Первым делом были похищены все чугунные крышки, закрывавшие всевозможные коммуникационные колодцы, смотровые люки, технологические шахты, тоннели, потерны и прочие переходы. В некогда засекреченный завод можно было без особых проблем въехать не только на грузовике, но и на небольшом подъемном кране. От бывших цехов, способных в кратчайшие сроки вернуть в строй покалеченную субмарину, остался один-единственный станок, который уже никогда не заработает: силовые кабели вырезаны до последнего метра, а все детали "ушли" на металлолом. Относительно мало пострадали только уникальные фильтровентиляционные камеры и туалеты: редкий обыватель мог приспособить их в "хозяйственных" целях. Сантехника в подземных объектах, как и во всех бомбоубежищах, отличалась прочностью и простотой, но отнюдь не престижностью и комфортом. Говорят, из подземного города вывезли несколько сотен тысяч тонн металла и "выкачали" не один миллиард гривень.

Некоторое время в бывших помещениях для хранения секретной документации находились "списанные" купоно-карбованцы, которые впоследствии уничтожили. Нынче здесь развлекаются местные мальчишки, "бомбардируя" подземный канал ржавыми гайками.

Весть о наличии в Балаклаве уникального подземного памятника быстро облетела все посольства, аккредитованные в России и Украине. Когда иностранные гости прибыли в бухту, они пришли в ужас и не поверили собственным глазам: неужели советский человек мог такое создать? В 2001-2002 годах в подземном городе бухты побывали посол Китая Ли Гиобанг, посол Италии Брунетти Гетц, посол Израиля Анна Азари... Говорят, что ведущий комментатор американской телекомпании Майкл Лафтин после выхода на поверхность не удержался и перочинным ножом выцарапал свое имя на стене бетонной патерни туннеля). Не устояла перед соблазном сделать то же самое и племянница знаменитого Уинстона Черчилля - графиня Кларисса...

В соответствии с планом международного "Трейд-клуба" подземный комплекс посетили торговые атташе и представители деловых кругов из 43 стран мира. После обзора бывшего подземного завода они предложили сделать из него музей "холодной войны". Чтобы превратить бывшие закрытые военные объекты в "открытую" зону туризма, нужно около полумиллиарда долларов. Именно такую цифру называют в Севастопольской городской администрации сторонники суперпроекта "Балаклава - международный туристический и рекреационный центр".

У входа в главную штольню предлагают воздвигнуть шестиэтажное здание в виде носовой части подводной лодки: там будут отведены места не только для демонстрации бывшей военной техники (ракет и торпед), но и для увеселительных заведений - ресторанов и дискотек. Архитектурно-художественное решение музейного комплекса задумано так, чтобы сохранить таинственность горы Таврос. Музейные экспозиции будут освещены под таким углом, чтобы создать видимость подземного пространства. Но сначала нужно решить проблему водной очистки бухты. Во многих местах дно покрыто многометровым слоем ила, в котором, кроме всевозможных отходов и шлаков, могли затаиться боевые снаряды и мины...

Крымские каникулы

За эти ворота мечтал попасть не один американский шпион. В глубь выдолбленного в горе туннеля уходят рельсы, на которых стоит пустая тачка с латунными колесами. Еще лет двадцать тому назад на ней перевозили атомные боеголовки, а сейчас она превратилась в музейный экспонат.

Мы в святая святых Краснознаменного Черноморского Флота СССР.

Этот подземный балаклавский арсенал, известный в нарде как "штольня-головастики" (головастиков народу напоминали боеголовки), снабжал ядерным оружием советские подводные лодки.

Колеса тачки недаром покрыты латунью. Будь они из другого материала, катясь по рельсам, тачка иногда высекала бы искры.

Боеприпасы доставляли сюда по частям, а собирали уже в подземелье, вход в которое перекрывался гигантской противоатомной заслонкой весом 150 тонн. Она открывалась только для того, чтобы впустить в чрево горы очередную порцию смертоносного груза.

В тени холодной войны

О масштабах сооружения можно судить, к примеру, по тому, что в случае ядерной войны в его подземной гавани могли укрыться целая бригада подводных лодок и несколько тысяч человек, а общая выработка скального грунта за время строительства превысила 200 тысяч кубометров — говорят, извлеченной породой запросто можно было бы заполнить пирамиду Хеопса.

Подземный зал, в котором когда-то хранились собранные ядерные боеголовки, ныне пуст и не радиоактивен — каких-то десять миллирентген при максимально допустимых четырнадцати.

Стены и потолок арсенала укреплены двухметровым слоем бетона и выложены асбестовым шифером. Штольня могла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью в пять Хиросим. А асбестовый шифер понадобился для того, чтобы улучшить акустику подземелья.

Тяжеленные двадцатичетырехтонные противоатомные двери из обитого железом бетона открыты, но при желании их может закрыть даже ребенок — так легко они двигаются. Толщина дверей — шестьдесят сантиметров. Именно на грандиозном фоне противоатомных дверей больше всего любят фотографироваться иностранные туристы, с некоторых пор посещающие эти места.

То ли дело было прежде

Дорогу к арсеналу, в котором работали только офицеры, давшие подписку о неразглашении государственной тайны, преграждали три контрольно-пропускных пункта. Документы, рассказывающие о деятельности арсенала и завода по ремонту подводных лодок, предположительно хранятся ныне в Санкт-Петербурге и до сих пор не рассекречены.

После развала СССР балаклавский подземно-подводный комплекс по инерции продолжал функционировать до мая 1994 года, когда из его недр ушла под прощальные гудки последняя российская субмарина. Подземная база подлодок перешла под юрисдикцию Украины и "утратила военное значение". Тем более, что и у Черноморского Флота России, и особенно у Военно-Морских Сил Украины субмарин нынче осталось негусто.

Уникальный подземный комплекс уничтожили не межконтинентальные ракеты потенциального врага, а сами бывшие граждане СССР. Причем, как рассказывают местные жители, во время разграбления контрольно-пропускные пункты еще работали, и посторонних в штольни не допускали. Однако КАМАЗы с порезанными на металлолом станками преодолевали эти преграды так, как не снилось никаким шпионам. Ну а затем, когда подземный комплекс остался вообще без охраны, дело довершили мародеры-любители.

Черная дыра Балаклавы

Арсеналу еще повезло. Он пострадал немного меньше, чем находящийся на другой стороне подземного канала завод по ремонту подводных лодок.

Перед нами зияет мокрая черная пасть.

Вход в канал и сегодня преграждает огромный стапятидесятипятитонный ботапорт. В прошлые годы тут поджидали зевак-туристов двенадцати-тринадцатилетние "сталкеры". За почти символическую плату они проводили каждого желающего по подземным коридорам и рассказывали пару-тройку местных легенд. Теперь "сталкеров" сменили экскурсоводы. Как утверждают старожилы, в советские годы подводные лодки заходили в завод только по ночам, и в это время Балаклава непременно погружалась в кромешную тьму — во всем городке выключали свет. Войдя в завод из Балаклавской бухты, подводные лодки ремонтировались в ныне затопленном сухом доке, оснащались боеприпасами и, отправляясь в боевой поход, покидали подземный канал с другой стороны горы.

Кого интересуют параметры, длина подземного канала для подводных лодок - 505 метров, ширина от 12 до 24 метров, глубина — 8,5—9 метров. Одновременно внутри завода могли находиться от семи до девяти субмарин разных проектов.

Музей и фестивальная площадка

С первого июня 2003 года в балаклавских штольнях работает военно-морской музейный комплекс "Балаклава".

Пока все это достаточно скромно, но, как говорят, лиха беда начало. Среди прочего, у музейщиков есть даже задумка купить у России подводную лодку легендарного 641 проекта и доставить ее с Северного флота в Балаклаву. А пока суд да дело в экспозиции музейного комплекса вместо настоящей подводной лодки появились действующие модели боевых кораблей Черноморского флота — уменьшенные копии подводной лодки "Варшавянка", ракетного крейсера на воздушной подушке "Бора", двух сторожевых кораблей, а также модель авианосного крейсера "Киев", проданного Китаю в начале 90-х годов прошлого века. Музей приобрел их у автора и изготовителя — знаменитого севастопольского мастера, капитана I ранга в запасе Владимира Гурова.

Но уж совсем необычное предназначение нашли для бывшей подземной базы подводных лодок российский режиссер Роман Мархолиа и его немецкий коллега Себастьян Кайзер. Их усилиями в августе 2006 года в балаклавских штольнях прошел фестиваль современного искусства "Балаклавская Одиссея", который собрал режиссеров, художников, фотографов, композиторов, хореографов и певцов из России, Украины, Германии, Австрии, Швейцарии, Венгрии и других стран.

В России строится самая большая атомная подводная лодка в мире. Как сообщают «Известия», речь идет о субмарине проекта 09852 «Белгород», разработанной в КБ «Рубин-Север» - северодвинском филиале питерского ЦКБ «Рубин». Правда, рекорд будет установлен не по водоизмещению, а по длине лодки. Самой длинной ПЛА в мире является «Акула» проекта 941, чья длина 172,5 м. У «Белгорода» почти на 12 метров больше - 184.

«Белгород» - это достроенная по обновленному проекту лодка «Антей» (проект подводных лодок с крылатыми ракетами 949А), строительство которой было заморожено в Северодвинске в 2006 году. Лодка была готова на 76%.

Церемония закладки новой лодки с использованием корпуса недостроенной состоялась в декабре 2012 года. В официальных источниках «Белгород» называют большой исследовательской атомной подводной лодкой, являющейся носителем обитаемых и необитаемых подводных аппаратов. Ее заказчиком считается Главное управление глубоководных исследований (ГУГИ) Министерства обороны России.

Предполагается, что «Белгород» будет заниматься изучением дна российского арктического шельфа, искать на больших глубинах полезные ископаемые, а также прокладывать подводные коммуникации. В частности, при помощи глубоководных аппаратов на морском дне будут устанавливаться атомные подводные модули, предназначенные для зарядки необитаемых подводных аппаратов. Субмарина обеспечит развертывание глобальной системы контроля подводной обстановки, которую военные строят на дне арктических морей.

Весь этот функционал представители ВМФ перечисляют с непременными оговорками: «по некоторым данным», «есть основания предположить», «вероятно»… Проистекает это из-за того, что «Белгород», а также еще одна строящаяся в Северодвинске субмарина проекта 09851 «Хабаровск», являются самыми засекреченными лодками ВМФ России.

И Главное управление глубоководных исследований не имеет к ним никакого отношения. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что на торжественной закладке этих двух лодок не присутствовал ни один представитель ГУГИ. Есть основание предположить, довольно веское, опирающееся на факты, что эти лодки станут носителями стратегической беспилотной торпеды с ядерным реактором в качестве силовой установки, с уникальной дальностью, искусственным интеллектом и 100-мегатонным боезарядом. Эта торпеда получила название «Статус-6».

Существуют два основных свидетельства, позволяющие говорить о реальности существования «Статуса-6». В конце ноября прошлого года обозреватель Washington Free Beacon Билл Герц опубликовал статью со ссылкой на высказывание источника в американских спецслужбах, в которой говорится о том, что российские моряки провели успешное испытание «беспилотной атомной подводной лодки, способной нести многомегатонный ядерный заряд». В испытаниях принимала участие подводная лодка специального назначения Б-90 «Саров». Герц называет это оружие революционным, поскольку конструкторы США и других технологически развитых стран мира к этой идее еще и не подступались.

Герц лишь подтвердил факт существования «Статуса-6». А впервые о нем стало известно в конце 2015 года, когда во время телевизионной трансляции совещания у Владимира Путина произошла «утечка совсекретной информации». Несомненно, она была запланированной: с ее помощью был послан сигнал через Атлантический океан о том, что новое оружие способно гарантированной пробить брешь в обороне Северной Америке и произвести разрушения, масштаб которых превосходит атаку несколькими известными межконтинентальными баллистическими ракетами. То есть, это не просто асимметричный ответ на строительство ЕвроПРО, а решение, многократно перекрывающее и ПРО, и натовские батальоны в Польше и Прибалтике, и прочие потенциально агрессивные по отношению к России действия Вашингтона.

Расшифровка западными специалистами слайда, мелькнувшего на двух центральных телеканалах, дала достаточно много информации, чтобы понять, что же собой представляет необитаемый подводный аппарат (НПА) «Статус-6», разработанный в ЦКБМТ «Рубин». Были прочитаны такие слова: «Назначение - поражение важных объектов экономики противника в районе побережья и нанесение гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного заражения, непригодных для осуществления в этих зонах военной, хозяйственно-экономической и иной деятельности в течение длительного времени».

Идея ядерной суперторпеды не нова. В 60-е годы в Советском Союзе начались разработки Т-15 со 100-мегатонным боезарядом. Однако на тот момент не существовало компонентов и технологий, позволявших довести идею до конкретного продукта. Электродвигатели на аккумуляторах ограниченной емкости позволяли доставлять 40-тонную махину длиной в 24 метра не дальше чем на 30 километров. То есть лодка-носитель Т-15 должна была преодолеть массированную противолодочную оборону побережья США, что было крайне сложно. Да и подрыв такого заряда на удалении в 30 километров - это для лодки было гарантированным самоубийством.

С тех пор технологии ушли далеко вперед. На НПА, как это следует из расшифрованного слайда, установлен ядерный реактор мощностью 8 МВт, который обеспечивает практически неограниченную дальность хода. То есть для «Статуса-6» расстояние между Европой и Америкой - это не проблема. Реактор имеет жидкометаллический теплоноситель, благодаря чему удается повысить КПД, а также существенно снизить шумы. Подсчитано, что такого рода аппарат можно обнаружить при помощи самых чувствительных сонаров не дальше, чем на расстоянии в 2−3 километра. То есть «Статус-6» издает более слабые акустические шумы, чем самая бесшумная в мире подводная лодка «Варшавянка».

Водометные движители позволяют развивать максимальную скорость в пределах от 100 км/ч до 185 км/ч. Рабочая глубина - 1000 метров. И еще одно достоинство «Статуса-6» состоит в том, что это, по сути, подводный робот, обладающий искусственным интеллектом и способный действовать самостоятельно в зависимости от сложившейся ситуации.

Благодаря прекрасным характеристикам по скорости хода, малозаметности и глубинности, «Статус-6» обладает повышенной способностью преодолевать противолодочную оборону США. Даже в случае его обнаружения гидроакустической противолодочной системой SOSSUS, которая контролирует побережье США на предмет подводного вторжения, НПА с легкостью уйдет от любой торпеды НАТО на максимальной скорости. К тому же, обладая интеллектом, «Статус-6» способен совершать сложное маневрирование.

Самая быстроходная американская торпеда Mark 54 имеет скорость 74 км/ч, то есть по минимальным прикидкам меньше на 26 км/ч. Самая глубоководная европейская торпеда MU90 Hard Kill, пущенная вдогон, на максимальной скорости в 90 км/ч способна пройти не более 10 км.

Стратегия использования «Статуса-6» может быть различной. Аппарат может выступать и как ударное оружие, и как оружие гарантированного сдерживания. Во втором случае НПА может прийти в точку назначения и залечь на дно, дожидаясь сигнала на подрыв боевой части. Сигнал может подаваться по сверхдлинноволновому каналу, поскольку только сверхдлинные волны проникают в толщу воды. Получается оружие сдерживания, готовое сработать мгновенно. Без затрачивания времени на подлет и «подплыв».

И это будет очень мощный сдерживающий фактор, с которым невозможно не считаться. Потому что боеголовка «Статуса-6», имеющая кобальтовую секцию, рассчитана на максимальное радиоактивное загрязнение громадной территории. Подсчитано, что при скорости ветра в 26 км/ч радиоактивное облако отравит прямоугольник побережья размерами 1700×300 км.

«Статус-6» способен уничтожать базы ВМС, авианосные ударные группы, наземные авиационные базы. Все это экспериментально проверено самими американцами. В 1946 году ВМС США провели испытания подводного атомного взрыва мощностью 23 килотонны. В результате был потерян совсем новый авианосец «Индепенденс», спущенный на воду в 1942 году. После четырех лет безуспешных попыток дезактивации он был затоплен. Но боеголовка «Статуса» содержит радиоактивных продуктов деления кобальта на несколько порядков больше.

Подтвердить все сказанное документально, с перечислением имен свидетелей, дат, времени, включая протоколы допроса Шаффера, Вермута, Деница, документов операции кораблей США у Аргентины, данных советской разведки и секретной разведывательной службы невозможно. Я не утверждаю что соединение называлось именно "конвой фюрера", но что нечто подобное могло иметь место быть - вполне допустимо...

В послевоенные годы, когда американская и израильская разведки приступили к поиску нацистских преступников, во время допросов им удалось выудить неожиданную информацию о неком двухдневном служебном совещании, где группа генералов вермахта и высокопоставленных рейхсчиновников обсуждала план секретной операции «Шлюз». В августе 1944 года якобы началась реализация этой операции: на подводных лодках в латиноамериканские страны стали вывозить офицеров СС и видных нацистов, заменяя последних в Германии двойниками. Так как серийные подводные лодки кригсмарине могли разместить в своих отсеках небольшое количество пассажиров и грузов, то первоначально был создан так называемый личный конвой Гитлера, иногда называемый призрачным конвоем. А затем - целая секретная подводная эскадра. Причем как подлодки «призрачного конвоя», так и лодки секретной эскадры в состав кригсмарине не входили. А быть может, выполняя океанские транспортные перевозки, служили для отвлечения внимания от перевозок грузов в Антарктику эскадренными подлодками, которые были построены по специальному проекту. Сегодня известно, что эти огромные субмарины, по водоизмещению и размерам соизмеримые с современными атомными подлодками, были замечены на заводских стапелях. Но затем куда-то бесследно исчезли. До сих пор никто не знает, куда они ушли из бункеров судостроительных заводов. Вот как в своей книге «Свастика во льдах. Тайная база нацистов в Антарктиде» рассказывает об этих подлодках Ганс-Ульрих фон Кранц:

Проект подводного транспорта разрабатывался судостроительными фирмами Германии начиная с 1938 года, когда стало ясно, что на горизонте маячит мировая война. Было вполне очевидно, что с началом боевых действий страна окажется в морской блокаде и будет отрезана от многих видов дефицитною стратегического сырья. К лету 1939 года рабочие чертежи подводного транспорта под кодовым названием UF (Unterwasserboot-Frachtschifft) были готовы.

По рассказу фон Кранца, несмотря на то что, по официальным документам, строительство этих подлодок было остановлено из-за нехватки финансовых средств в воюющей Германии, фактически их оказалось построено более 30 единиц. Именно они и стали основой для так называемой подводной эскадры «А», которая базировалась на острове Гельголанд (в юго-восточной части Северного моря). Они никогда не атаковали вражеские корабли и транспорты, а незаметно, словно крадучись, уходили в Атлантику и, стараясь держаться за пределами зоны деятельности американской и английской противолодочной авиации, шли в Антарктику. В связи с тем что в вышеуказанной книге фон Кранца удалось встретить несколько досадных ошибок, которые навели на мысль, что автор мог использовать непроверенные или выдуманные сведения, как это было в разделе о германском авианосце в Антарктиде, при подготовке данного материала я обратился к признанным советским, российским и иностранным военно-морским историкам. При этом любые политизированные заявления безжалостно исключались из рассмотрения. И вот какой рассказ получился о секретной подводной эскадре нацистов.


База подводных лодок "НОРДЗЕЕ III" на острове Гельголанд

План строительства бункера был разработан еще в 1939 году, в 1940 году работы шли полным ходом, и в июне 1941 года строительство было завершено. Главным подрядчиком по выполнению строительства была гамбургская компания Dyckerhoff & Widmann AG. Бункер был сравнительно небольшим, он располагался в восточной части гавани Гельголанд. В бункере было всего три "сырых" дока, рассчитанных на три лодки, и имелся плавучий сухой док, его буксировали в один из крытых доков, если нужно было провести ремонт лодки. Этот док был рассчитан на одну лодку. Общая длина бункера была равна 156 м, ширина - 94 м, крытые доки имели длину около 108 м и ширину 22 м, между ними были причалы шириной 6 м.

Позади восточного дока находились мастерская для ремонта перископов и оптических приборов, а также хранилище боезапаса торпед, позади западного дока располагались ремонтный участок со сварочным оборудованием, склад баллонов с жидким кислородом и столярная мастерская. Бункер "Нордзее III" в Гельголанде почти не использовался как боевая база, в нем выполнялись случайные по характеру работы, связанные с лодками, иногда заходившими сюда для ремонта или пополнения запасов.



Остров сегодня

Не секрет, что после окончания Второй мировой войны, в работах военных исследователей чаще всего рассматривались только отдельные походы кораблей и подводных лодок кригсмарине в Арктику, Южную Атлантику, Индийский или Тихий океаны. И совершенно не понятно, почему никто даже не попытался отыскать в этих походах «общий знаменатель». Тем более - в деятельности океанских транспортных подводных лодок кригсмарине (из «призрачного конвоя»). Вместо этого над транспортной деятельностью нацистских подлодок постоянно была пелена упорного молчания, причем с каждым годом она становилась все более густой.


Адмирал Канарис Вильгельм Франц

А началось все с того, что, как недавний подводник, адмирал Канарис прекрасно понимал возможности использования в разведывательных операциях подводных лодок, способных обеспечить скрытность и секретность проводимых действий. По большей степени это относилось к транспортировке различных секретных грузов и скрытной переброске агентуры. В этих замыслах он даже нашел себе союзника в лице руководителя СД Рейнхарда Гейдриха, который некогда тоже был морским офицером и считал, что «мы не сможем обойтись без создания собственных возможностей надежной и секретной транспортировки грузов и людей». Правда, руководителя СД меньше всего интересовало ведение внешней разведки. Гейдрих ясно видел перед собой специальную подводную группу, которая бы, кроме обеспечения разведывательной деятельности Третьего рейха, занималась бы переброской нужных людей и специальных грузов в Южную Америку и в Антарктиду. И здесь его поддержал сам рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер.


Меж тем перед войной и в первый период войны германское командование направило свои основные усилия на увеличение численности боевых подводных лодок, главным образом серий VIIB, VIIC и IX. О строительстве подводных лодок типа «Дойчланд», а также о серии III, которые были разработаны еще в 1938 году, ни в одном из вариантов судостроительной программы не упоминалось. Это свидетельствовало о том, что гросс-адмирал Редер и контр-адмирал Дениц в то время не предполагали использовать подводные лодки для перевозки каких-либо грузов. Но дальнейший ход войны заставил нацистов пересмотреть свое отношение к использованию подлодок. При этом немецкие субмарины были привлечены не столько как транспортное средство вообще, сколько как средство для скрытной переброски неких грузов. Первый опыт транспортного использования подводных лодок был получен в дни Норвежской операции.

В апреле 1940 года командование кригсмарине вернулось к старой идее использования боевых подводных лодок в качестве транспортных средств. Однако «раскачка» в реализации этих проектов была весьма долгой.

Впервые, о строительстве специальных транспортных подлодок в Германии заговорили осенью 1942 года, когда встал вопрос об их использовании для обеспечения внезапного вторжения немецких войск на остров Исландия. Нацисты планировали создать здесь авиационную базу люфтваффе. Вот тогда на германских судостроительных заводах и приступили к строительству будущих эскадренных транспортных подлодок. А пока их заменял так называемый «призрачный конвой». В его состав входило до 70 различных серийных подводных лодок. Командирам этих субмарин были поставлены особые задачи. Они хорошо знали весь трансокеанский маршрут Атлантический океан - Индийский океан - Тихий океана и обратно, а также короткий путь через пролив Дрейка.


Подводная лодка XIV серии

Основу «конвоя» и составили подводные танкеры XIV серии и подводные торпедовозы VIIF серии. Проекты транспортных подлодок были разработаны еще в предвоенные годы, но строительство их началось лишь весной 1940 года. Первый подводный танкер U-459 (тип XIV) вступил в строй в декабре 1941 года За время войны было построено 14 специальных подводных транспортов, из них 10 (U-459 - U-464 и U-487 - U-490) - как подводные танкеры, а четыре - как подводные торпедовозы (U-1059 - U-1062). Правда, война все же заставила использовать их в битве за Атлантику, что стало для них гибельным.

Подводные танкеры XIV серии (в просторечии «дойные коровы») при собственном водоизмещении 1932 тонны принимали на борт до 700 тонн дизельного топлива (для заправки боевых подлодок) и могли уходить от базы на 14 500 миль. Защитой от воздушных атак противника им служили два 37-миллиметровых зенитных орудия и один 20-миллиметровый зенитный автомат. С приходом в район боевых действий «дойной коровы» с дизельным топливом 10 боевых лодок, «работавших» в данном районе, сразу же увеличивали длительность своего патрулирования практически на целый месяц. Первый подводный танкер U-459, которым командовал капитан-лейтенант Георг фон Вилямовиц-Меллендорф, вышел в море в марте 1942 года.

Подводные торпедовозы были несколько меньше подводных танкеров. И несколько отличались от базовых подлодок (VII серии), так как имели специальный торпедный отсек, в который принимали 39 торпед для своих подопечных. Возможно, кроме основных транспортных задач они могли выполнять и отдельные (сопутствующие) задания. Например, осуществлять доставку важных грузов или небольших пассажирских команд. Часто для этой же цели использовались специальные контейнеры, размещенные вне прочного корпуса подлодки. По специфике использования они вряд ли чем-то отличались от лодок специальной постройки.


Подводная лодка X серии

Осенью 1943 года для кригсмарине было заказано до 10 подводных лодок X серии, три подводных крейсера XI серии, несколько подводных танкеров увеличенного водоизмещения XIVB серии, несколько подлодок «Проекта 476» и 15 подводных лодок XX серии. Эти корабли специально предназначались для транспортировки особо ценных приборов, аппаратуры и редких металлов. Вместе с тем они могли принимать до 800 тонн жидкого топлива На лодках предполагалась установка «шнорхелей». Но неожиданно строительство части подводных транспортов было отсрочено до 1944 года, а затем окончательно отменено.

Ну вот мы и пришли к исчезнувшим нацистским подводным исполинам, которые, по официальным данным, так и не вошли в состав кригсмарине. А в действительности?

Лодки X серии имели большое сходство с крупными океанскими минными заградителями класса UE (U-117) еще кайзеровского флота. У них была отличительная особенность - сужающийся участок передней палубы между носом и рубкой, благодаря чему несколько увеличилась скорость ее погружения. Работы над проектом прекратили из-за того, что Дениц был твердым противником лодок столь больших размеров. Поэтому сегодня известно, что было построено всего восемь подлодок серии ХВ.

Подводный крейсер XI серии был необычно велик для того времени, его надводное водоизмещение достигало 3 140 тонн, но было построено только три таких гигантских субмарины.


Подводная лодка XI серии

Летом 1943 года командование кригсмарине заказало несколько подводных танкеров увеличенного водоизмещения XIVB серии, но вскоре этот заказ был отменен.

После относительного успеха, полученного во время экспериментальной эксплуатации так называемых подлодок Вальтера, гросс-адмирал Дениц потребовал разработать ее океанскую версию. Основой этой серии стала подлодка, разработанная по проекту доктора Хельмута Вальтера. Ее силовая установка работала на перекиси водорода (пергидроле), которая способна разлагаться на воду и кислород и позволяла корабельным дизелям работать даже в подводном положении. При этом подводная скорость лодки достигала 25 узлов (боевые подлодки кригсмарине в те годы имели подводную скорость 10–12 узлов). По своим размерам «проект 476» был близок к океанским транспортным подлодкам IXD серии. Но сколько этих подлодок было построено, не известно и поныне.

Таким образом, секретная подводная эскадра, о которой как в годы войны, так и сегодня знают единицы, вполне могла существовать. Вернее, существовала Только где можно отыскать ее корабли или хотя бы воспоминания ее моряков, сказать сложно.

Конвой Фюрера - по разным источникам, это от 35 до 70 подводных лодок.

Командирам и экипажам этих субмарин были поставлены особые и специальные задачи, подробности которых до настоящего времени неизвестны. Эти подводные лодки имели торпеды в торпедных аппаратах, предназначенные только для самообороны. Все остальное торпедное оружие с них было снято.

В сети "гуляет" документ подтверждающий существование такого конвоя:

11 июня 1945 года сотрудниками контрразведки СМЕРШа 79 стрелкового корпуса в здании штаба ВМФ Германии по адресу: Берлин-Тиргартен, Тирпитцзуфер 38-42, в служебном помещении обнаружены "карты прохождения морских глубин" с грифом "только для капитанов подводных лодок А-класса зондер-конвоя фюрера" в количестве 38 штук под номерами с серией "44" № с 0188 по 0199... с № 0446 по 0456".

Итак, какие лодки "всплыли" а какие нет, посмотрим ниже!

1.Подводная лодка U-534 - капитан Герберт Нолла

Подводная лодка вышла из Киля 5 мая 1945 года. На ее борту были солидная часть золотого запаса Третьего рейха, секретные германские архивы и около сорока видных нацистов. Ее атаковали английские самолеты близ острова Анхольт, где она и затонула на глубине 60 метров. Но 47 членам экипажа удалось спастись. Они-то впоследствии и рассказали о грузе U-534.


U-534 за несколько секунд до потопления

2. Подводная лодка U-530 - капитан Отто Вермаут

13 апреля 1945 года священные реликвии Третьего рейха, документы и личные вещи фюрера, уложенные в шесть бронзовых ящиков, были доставлены в немецкий портовый город Киль и погружены на “U-530”. На лодку взошли и пять таинственных пассажиров, лица которых скрывали хирургические повязки. Той же ночью субмарина вышла из Киля. Ее командир получил два личных письма – от Гитлера и Деница. Согласно предписанию, он обязан был взять у каждого члена экипажа “обет вечного молчания”. На стоянке в Кристиансанде Вермауту передали третий запечатанный пакет с инструкциями и указанием дальнейшего маршрута.

Выйдя из Киля 13 апреля, подлодка в июле 1945 года появилась у берегов Аргентины и 10 июля сдалась аргентинским кораблям в районе Мар-дель-Плата. Существует информация, что субмарина пришла сюда по маршруту Кристиансанд - неизвестная база на побережье Африки или Латинской Америки - один из островов в районе Антарктиды (возможно, Южная Георгия или Южные Оркнейские острова) - Антарктида (Земля Королевы Мод, здесь контейнеры были сняты) и только после этого - Мар-дель-Плата. Этот поход немецкой подлодки проходил по плану с условным названием “Валькирия-2”, и, возможно, он мог быть составной частью операции “Огненная земля”.


Подводная лодка U-530

U-530 - немецкая подводная лодка типа IXC/40, времён Второй мировой войны. Заказ на постройку субмарины был отдан 15 августа 1940 года. Лодка была заложена на верфи судостроительной компании «Дойче Верфт АГ» в Гамбурге 8 декабря 1941 года под строительным номером 345, спущена на воду 28 июля 1942 года, 14 октября 1942 года под командованием капитан-лейтенанта Курта Ланге вошла в состав учебной 4-й флотилии. 1 марта 1943 года вошла в состав 10-й флотилии. 1 октября 1944 года вошла в состав 33-й флотилии. Лодка совершила 7 боевых походов, потопив 2 судна (12 063 брт) и повредив одно судно (10 195 брт). Получив сообщение об окончании боевых действий, U-530 направилась к берегам Аргентины и 10 июля 1945 года была интернирована в Мар-дель-Плате. Была передана США и использовалась как мишень для испытаний вооружения. 28 ноября 1947 года потоплена торпедой к северо-востоку от мыса Код.

3. Подводная лодка U-977 - капитан Хайнц Шеффер

Подводная лодка U-977 под командованием Хайнца Шеффера чуть позднее повторяет маршрут от порта Киль в Германии до Антакртиды, но что и кого она перевозила, неизвестно.

На многочисленных допросах экипажа этой субмарины утверждал, что до последнего времени лодка патрулировала район побережья США и затем сдалась. Особое внимание привлекает тот факт, что автономность U-977 составляет не более семи недель, но и после почти 100-суточного патрулирования экипаж не выглядел изнуренным.


4. Подводная лодка U-234 - капитан - капитан-лейтенант Йоханн-Хейнрих Фехлер

25 марта 1945 года под покровом ночи подлодка U-234, загруженная полутонной обогащенного урана-235, незаметно покидает Киль. Кроме урана субмарина везла реактивный самолет Ме-262 в разобранном виде и детали ракет Фау-2. О цели похода знали только два человека на корабле – командир капитан-лейтенант Йоханн-Хейнрих Фехлер и второй офицер Карл-Эрнст Пфафф.

Капитулировавшая подводная лодка U-234

5. Подводная лодка U-209 - Современный статус - пропала без вести - капитан - капитан-лейтенанта Генрих Бродд

Лодка совершила 7 боевых походов. Потопила 4 судна суммарным водоизмещением 1 356 брт. Пропала без вести после 7 мая 1943 года в Северной атлантике, примерные координаты 52, -38 [показать положение на интерактивной карте] 52° с. ш. 38° з. д. / 52° с. ш. 38° з. д. (G). 6 мая U-209 смогла связаться с U-954 и передала рапорт о том, что 4 мая в результате атаки канадского самолёта-амфибии «Каталина» U-209 получила тяжёлые повреждения, в том числе вышел из строя основной передатчик. Вскоре после этого командование приказало U-209 возвращаться на базу, но лодка больше никогда не отозвалась. Возможно, причиной гибели лодки стала авария при погружении, вызванная полученными повреждениями. 46 погибших (весь экипаж).

До октября 1991 года историки считали, что причиной гибели U-209 стала атака британского фрегата HMS Jed и британского шлюпа HMS Sennen 19 мая 1943 года в районе с координатами 54.9, -34.316667 [показать положение на интерактивной карте] 54°54′ с. ш. 34°19′ з. д. / 54.9° с. ш. 34.316667° з. д. (G). На самом деле в результате этой атаки погибла U-954.

6. Подводная лодка U-465 -Современный статус - пропала без вести - капитан - Heinz Wolf.

7. Подводная лодка U-1227 - капитан - обер-лейтенант Фридрих Альтмейер.

U-1227 - немецкая подводная лодка типа IXC/40, времён Второй мировой войны. Заказ на постройку субмарины был отдан 14 октября 1941 года. Лодка была заложена 1 февраля 1942 года на верфи судостроительной компании Дойче Верфт АГ, Гамбург, под строительным номером 390, спущена на воду 18 сентября 1943 года, 8 декабря 1943 года под командованием оберлейтенанта Фридриха Альтмайера вошла в состав учебной 31-й флотилии. 1 августа 1944 года вошла в состав 2-й флотилии. 1 января 1945 года вошла в состав 33-й флотилии. Лодка совершила один боевой поход, повредила один военный корабль водоизмещением 1 370 т, который впоследствии не восстанавливался. Повреждена британскими бомбами 9 апреля 1945 года в Киле во время ночной ковровой бомбардировки и 10 апреля выведена из эксплуатации. Затоплена 3 мая 1945 года. Позже была поднята и разделана на металл.

8. Подводная лодка U-590 - капитан - обер-лейтенант Вернер Крюр.

9. Подводная лодка U-662 - Современный статус - пропала без вести - капитан - обер-лейтенант Хейнц-Эбархард Мюллер.

Потоплена в Южной Атлантике, устье реки Амазонки (Бразилия) глубинными бомбами "Каталины" из эскадрильи VP-94 ВМС США 21.07.43.

10. Подводная лодка U-863 - капитан - капитан-лейтенант Дитрих фон дер Эш.

U-863 - большая океанская немецкая подводная лодка типа IXD2 времён Второй мировой войны. Заказ на постройку субмарины был отдан 5 июня 1941 года. Лодка была заложена 15 сентября 1942 года на верфи компании АГ Везер в Бремене под строительным номером 1069, спущена на воду 29 июня 1943 года, вошла в строй 3 ноября 1943 года под командованием капитан-лейтенанта Дитриха фон дер Эша. Потоплена 29 сентября 1944 года в Южной Атлантике к восток-юго-востоку от Recife, в районе с координатами 10°45′ ю. ш. 25°30′ з. д. (G) (O), глубинными бомбами с двух американских самолётов типа «Либерейтор». Все 69 членов экипажа погибли.

Послесловие...

В настоящее время достоверная информация имеется только о двух подлодках из "Конвоя". Капитана первой из них, "U-977", Хайнца Шеффера, неоднократно обвиняли в том, что якобы он перевез Гитлера в Южную Америку. Правда, сам капитан категорически отрицал это обвинение на допросах, проводившихся представителями американских и британских спецслужб.

Чтобы придать своим словам как можно больше убедительности, Шеффер написал книгу мемуаров, которая вышла в 1952 году и называлась просто: "U-977", Это было достаточно скучное повторение того, что он говорил на допросах. Информации там было минимум, Шеффер изображал из себя послушного "болванчика", беспрекословно выполняющего приказы начальства, даже не вникая в их смысл. Но по случайности в печать попало письмо Шеффера, адресованное "старому товарищу" капитану Цурзее Вильгельму Бернхарту и датированное 1 июня 1983 года:

"Дорогой Вилли, я размышлял о том, стоит ли издавать твою рукопись, касающуюся "U-530". Все три лодки ("U-977", "U-530" и "U-465"), участвовавшие в той операции, теперь мирно спят на дне Атлантики. Может быть, лучше не будить их?
Подумай об этом, старый товарищ!
Подумай также о том, в каком свете предстанет моя книга после рассказанного тобой? Мы все дали клятву хранить тайну, мы не сделали ничего неправильного и лишь выполняли приказы, сражаясь за нашу любимую Германию. За ее выживание. Поэтому подумай еще раз, а может быть, еще лучше представить все, как выдумку?
Чего ты добьешься, когда скажешь правду о том, в чем заключалась наша миссия? И кто пострадает из-за твоих откровений? Подумай об этом!
Конечно, ты не намереваешься сделать это просто из-за денег. Я повторяю еще раз: пусть правда спит с нашими подлодками на дне океана. Таково мое мнение... На этом я заканчиваю письмо, старый товарищ Вилли. Пусть Господь хранит нашу Германию.
Искренне, Хайнц".