Валентина Шиляева
Сценарий развлечения для детей старшей группы на тему «Спор деревьев» (экологическая сказка).

Сценарий развлечения для детей старшей группы на тему

«Спор деревьев » (экологическая сказка ) .

Цель : воспитание у детей внимательного и бережного отношения к окружающей природе.

Задачи :

* Систематизировать и углубить знания детей о пользе деревьев , их целебных для человека свойствах.

* Создать условия для развития у детей познавательных и речевых умений (эмоционально, артистично рассказывать о пользе деревьев ).

* Содействовать воспитанию у детей элементов экологического сознания , ценностных ориентаций в поведении детей и деятельности .

* Вызвать у воспитанников радостное настроение.

Предварительная работа :

* Рассматривание на участке ели, берёзы, липы и сравнение их по стволу, ветвям и листьям;

* Рассматривание гербариев : «Осенняя азбука» , «Летний калейдоскоп» ;

* Экскурсии : в феврале к ольхе - дереву , цветущему зимой; в начале апреля к иве - раннему медоносу; в лес - «Сравнение ели и сосны» ;

*Беседы с детьми на тему : «Берёза - дерево о четырёх дел » , «Липа - сладкое дерево » , «Ёлочка - музыкальное дерево » .

* Чтение художественных произведений из книги «Лесная мозаика» М. Зотова и других авторов;

* Чтение и разучивание стихов о деревьях И . Токмаковой, С. Есенина и др. авторов;

* Составление рассказов на тему : «Береги ёлочку - зелёную иголочку» , «Письмо деревцу » ;

* Изготовление родителями плакатов на тему «Деревья на службе человека » ;

* Рисование на тему : «Деревья нашего леса » , «Берегите, ёлочку» ;

* Просмотр мультимедийных презентаций «Деревья в лесу » , «Хоровод берёзок» ;

Технические средства : аудиозаписи «Голоса весеннего леса» , «Шум леса» ; мультимедийная презентация «Польза деревьев » .

Зал оформлен в виде лесной полянки.

Дети входят в зал под аудиозапись : «Токатта» Поля Мориа и садятся на стульчики.

ВОСП-ЛЬ : Внимание! Внимание! Начинаем очередное заседание «Клуба Знатаков» . О чём поведём разговор – узнаете, отгадав мою загадку :

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает … / Ответы детей : дерево /

ВОСП-ЛЬ : Дети, вы любите слушать сказки ? /Ответы детей/ . Сегодня я расскажу вам сказку , а вы мне поможете. /Звучит аудиозапись «Шум леса» /.

«Жили-были на полянке деревца - Подружки . Дружба их была крепкой-крепкой. Берегли деревца друг друга , потому что не просто жить в наших суровых краях. Звали подружек Ёлочка-Зеленушка, Лиственница-Неженка, Ольха- Скромница, Ивушка-Хохотушка, Рябинушка-Краснощёчка и Берёзка-Веселушка.

/ЗВУЧИТ ХОРОВОДНАЯ МУЗЫКА, «ДЕРЕВЦА » (переодетые воспитанники) ЗАВОДЯТ ХОРОВОД/

Жили они не-тужили, радовались яркому солнышку, недолгому лету. Прятались от ветра и мороза в суровую зимнюю пору, помогали друг другу во всём. Слава о такой дружбе разнеслась по всему лесу и дошла до злой колдуньи.

ЗВУЧИТ ТРЕВОЖНАЯ МУЗЫКА.

От досады лишилась она сна и покоя и стала думать, как разрушить дружбу деревцев . Но сделать она решила так, чтобы о ней никто не мог дурного слова сказать . Обернулась она лесником и напоила подружек своим колдовским зельем - напитком для хвастовства. Ничего не подозревавшие подружки, испили колдовского зелья, которое приготовила колдунья, и сразу стали хвастаться.

ВОСП-ЛЬ : Первой захвасталась Лиственница-Неженка.

ЛИСТВЕННИЦА-НЕЖЕНКА : «Лучше меня – деревца несыщите ! Посмотрите, какие у меня мягкие хвоинки, не то, что у ели! Вот почему я такая пушистая и красивая. И для людей я самая ценная, потому что древесина моя твёрдая и в воде не гниёт. Из меня изготавливают сваи для мостов, паркетный пол (показ слайдов из мультимедийной презентации «Польза деревьев » ). Меня занесли в «Красную книгу» . Вот какая я нужная и красивая! ОБРАЩАЯСЬ к детям : Отделите мои шишки от шишек колючей ели!

ДИД. ИГРА : «Разберите шишки» /Дети раскладывают шишки в два лукошка/

ВОСП-ЛЬ : Не вытерпев такой обиды, Ёлочка – Зеленушка вступила в спор :

ЁЛОЧКА-ЗЕЛЕНУШКА : Вы только посмотрите на неё! Да разве лучше меня , ели, вы найдёте? Ты, Неженка, свои иголки зимой сбрасываешь, а я зимой и летом стою одним зелёным цветом. Иголочки меняю постепенно через 5-7 лет.

ЧТЕНИЕ СТИХОВ ДЕТЬМИ :

1. Мы ёлочку любим.

Нет краше её.

Сейчас прочитаем

Стихи про неё!

2. «Ели»

Ели на опушке –

До небес макушки-

Слушают, молчат

Смотрят на внучат,

А внучата-ёлочки

Тонкие иголочки

У лесных ворот

Водят хоровод».

3. «Загадка» .

Её всегда в лесу найдёшь.

Пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придёт под Новый год

Ребята будут рады,

Хлопот, веселья полон дом

Готовят ей наряды!

ЁЛОЧКА-ЗЕЛЕНУШКА : В Новогодний праздник радую людей. Мою древесину используют для изготовления бумаги, искусственного шёлка, музыкальных инструментов, удобрения, строят дома, отапливают жильё (показ слайдов из мультимедийной презентации «Польза деревьев » ). Вот поэтому я себя считаю, намного нужнее и полезнее всех вас! Да и друзей у меня в лесу много.

ДИД. УПР-Е : «Друзья ёлочки» /Дети жестами показывают клеста, воробья, синичку, дятла, белочку, мышку/.

ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ «ЁЛОЧКА - ТОНКАЯ ИГОЛОЧКА» /Авторская песня музыкального руководителя/.

ВОСП-ЛЬ : Не уступила в споре и Берёзка- Зеленушка.

БЕРЁЗКА-ВЕСЕЛУШКА : И обо мне стихи и песни люди сочиняют. Вот послушайте :

1. Берёза, моя берёзонька.

Берёза, моя белая,

Стоишь ты берёзонька,

Листья зелёные…

Под тобой, берёзонька,

Травка шелковая… /русская народная песня/

2. «Берёзка»

Люблю берёзку русскую,

То, светлую, то грустную.

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжкам!

Люблю её нарядную

Родную ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую.

Она всегда с подружками

Под ветром низко клонится,

И гнётся, но не сломится. /А. А. Прокофьев/

3. «Берёзка» .

После долгой зимней стужи,

На снегу синеют лужи и

Берёзка ожила-

От весеннего тепла.

Дышит стоя на пригорке,

Прилетают к ней тетёрки :

«Полно, белая, тужить…

Хорошо на свете жить!» /Я. Годин/

БЕРЁЗКА-ВЕСЕЛУШКА : Красиво звучит и ствол мой белоснежный, не то, что у вас! Рано весной могу напоить живительным соком. Почками и листьями люди лечатся. Из древесины изготавливают мебель, лыжи, фанеру, да и дрова мои дают много тепла (показ слайдов из мультимедийной презентации «Польза деревьев » ). Выходит я - самое прекрасное дерево !

Все становятся в кружок и заводят хоровод!

ИСПОЛНЯЕТСЯ ХОРОВОД «БЕРЁЗКА»

Мы вокруг берёзки

В хороводе встанем

Яркие платочки

В руки мы возьмём.

Белая берёзка

Машет нам ветвями

Для неё мы вместе

Спляшем и споём.

Ты расти берёзка,

Зеленей на воле

Радуй нас чудестной

Молодой листвой.

Мы к тебе приходим

Через луг и поле

Рады дети снова

Встретиться с тобой.

ВОСП-ЛЬ : Молчала, молчала Ольха – Скромница, но и та не выдержала.

ОЛЬХА-СКРОМНИЦА : Что же вы так расхвастались? Я вот до самых морозов с зелёными листиками стою. Вы же меняете цвет листьев, чтобы осени угодить. Древесина у меня красивого апельсинового цвета. Из неё получается красивая мебель, а листья, кора, и шишечки тоже лечат людей (показ слайдов из мультимедийной презентации «Польза деревьев » ). И я не хуже всех вас!

Ребята, помогите выбрать мои листики!

ДИД. УПР-Е : «С какого дерева лист /Дети берут листья и отдают девочкам - деревцам/

ОЛЬХА-СКРОМНИЦА : А от тебя ива, какая польза?

ИВА-ХОХОТУШКА : Я не всегда расту деревом , расту и кустиком. Но польза от меня не малая. Из моих гибких ветвей, лозы плетут корзины, мебель. Из коры люди научились готовить лекарства (показ слайдов из мультимедийной презентации «Польза деревьев » ). Да и по красоте я вам не уступлю! Что может быть красивее моих серёжек ранней весной? Куда пчёлы летят нектар собирать? А ещё по секрету я вам скажу, что облюбовал мои заросли голосистый соловей-соловушка. Послушайте его голос :

ИВА-ХОХОТУШКА : Вот какой я нужный кустик!

ВОСП-ЛЬ : Ещё сильнее раскраснелась от досады Рябинка – Краснощёчка.

РЯБИНКА-КРАСНОЩЁЧКА : Сколько бы вы не хвастались, а я вот, что вам скажу : стройнее и изящнее дерева вы не найдёте . Я - родня яблоне. Мои гроздья ягоды видны издалека. В ягодах - уйма витаминов (показ слайдов из мультимедийной презентации «Польза деревьев » ). Скольких птиц я спасаю от голода, а они мне песенки поют. Сейчас вы услышите их!

ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ «ХОР ПТИЦ» .

ВОСП-ЛЬ : Этот спор между деревьями продолжался много дней. И все в округе стали забывать о былой дружбе деревьев . Но тут случилась беда. У мальчика Димы заболела бабушка. Лекарств подходящих дома не оказалось, да и аптека далеко. Сидит Дима на скамеечке и плачет. Мимо пролетает Сорока - белобока

СЦЕНКА : «ДИМА И ДЕРЕВЬЯ » .

С - Б.: О чём, Дима, плачешь?

ДИМА : Заболела моя бабушка, а лекарств подходящих нет.

С - Б. Нужно тебе идти в лес на полянку к деревцам - подружкам . Они тебе обязательно помогут.

ДИМА : Как же мне найти эту полянку?

С – Б.: А ты поспрашивай у животных, у растений - они тебе скажут. Найти её не трудно.

ВОСП-ЛЬ : Взял Дима лукошко и пошёл в лес в поисках деревьев - подружек . Недолго пришлось искать. Все ему указали путь на полянку, но не предупредили, что живут там сейчас не деревца - подружки , а деревца - хвастушки . Дошёл Дима до поляны, обратился к деревцам - подружкам с просьбой о помощи.

ДИМА : «Рябинушка-КРАСНОЩЁЧКА, помоги мне» .

«Берёзка-Веселушка, выручи из беды мою бабушку» .

«Милые деревца , помогите мне! Кто же мне поможет?»

ВОСП-ЛЬ : Сел Дима посреди полянки и расплакался. И вдруг! О чудо! От слёз мальчика колдовство волшебницы исчезло. Деревья , как и прежде, стали добрыми и приветливыми. Берёза и ольха дали почек, листьев и коры. Рябинка дала ягод - богатых витаминами. А остальные деревья пожелали бабушке скорейшего выздоровления.

ДИМА : Спасибо, вам милые деревца-подружки !

А деревца и кустарники дружат и посей день . Никакое колдовство не нарушит их дружбу.

В ЗАЛ ВХОДЯТ ДИМА И БАБУШКА /девочка ряженая с подносом в руках.

ДИМА : Сейчас мы угостим вас чудесным напитком витаминным берёзовым соком.

ДИМА и БАБУШКА хором : «Угощайтесь, пожалуйста!» /Дети угощаются/.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА «Токатта» Поля Мориа. Дети выходят из зала.

При разработке сценария использовались материалы ж/ла «Начальная школа» .

Сценарий экологического праздника

"Лес наше богатство"

Переберина Лилия Владимировна,

Миронова Елена Владимировна

МБДОУ "Детский сад № 48 Пчёлка", г. Тамбов

Группа детей читает стихотворение С. Погореловского:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Все открой не утаи:

Ты же видишь - мы свои!

Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами солнца жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И сохранять природу значит сохранять Родину».

В нашей стране многое сделано по охране природы: посажены новые леса, организованы заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных, например бобры, лоси, сайгаки, соболи, амурские тигры. Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес?

Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?

1 реб. Лес – это наше богатство!

2 реб. Лес – лес это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.

3 реб. Лес – это дом для зверей и птиц.

4 реб. Лес это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.

5 реб. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои плоды: орехи, ягоды, грибы.

Ведущий: С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полянах цветет много цветов; только стаял снег, а в лесу уже распускается подснежник.

6 реб. Выглянул подснежник

В полутьме лесной,

Маленький разведчик,

Посланный весной.

7 реб. Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется, его задень –

Он тихо зазвенит,

И этот звон услышит луг,

И птицы, и цветы вокруг.

Ведущий: Наступает лето, на смену весенним цветам приходят летние (лесные) цветы. Дети, какие вы знаете лесные цветы? (колокольчики, васильки, одуванчики и др.)

1 реб. Носит одуванчик

Желтый сарафанчик,

Подрастет, нарядится

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Он заметный, золотой,

Постарел и стал седой,

И как только поседел,

Вместе с ветром улетел.

Дети поют песню «Осень чудная пора».

Ведущий: есть тесная связь между жизнью леса и его обитателей и жизнью человека. Знаете ли вы, что…? Далее дети читают.

1 реб. Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год килограмм зерна, то, значит, одна сова спасет в год тонну хлеба!

2 реб. У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть сто гусениц. Если в лесу появится большое количество насекомых-вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.

3 реб. Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Они очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров. Птицы- это лесные доктора.

Дети поют песню «Ласточка»

Ведущий: Дети, а какие вы знаете загадки о лесе и его обитателях?

Если знаешь лес, зверей,

Назови их поскорей!

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее…(лиса)

Горбоносый, длинноногий,

Великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге,

Коль такого довелось

Встретить, знайте, это…(лось)

Он, как елка, весь в иголках,

Ловит смело страшных змей.

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей!

Он в лесу живет, но вхож

И в сады, отважный… (еж)

В сосне дупло,

В дупле – тепло.

А кто в дупле

Живет в тепле? (белка)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он.

Видно, желуди искал.

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был…(кабан)

Меньше тигра, но немножко

Больше крупной рыжей кошки.

На суку она обычно, притаившись, ждет добычу.

Не робей, но берегись:

В том лесу где бродит…(рысь)

Зимой на ветках яблоки,

Скорее их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это…(снегири)

2 реб. Лес – это наш зеленый друг. Он помогает получить высокий урожай хлеба. Однажды в Ростовской области несколько дней бушевала черная буря. Ветер подхватил верхний плодородный слой почвы и черными тучами погнал ее над равнинами.

3 реб. На сотнях тысяч гектаров был снесен плодородный слой почвы и вместе с ним семена. Все нужно было сеять сначала. Но в некоторых местах буря не тронула почву. Буря оказалась бессильной там, где поле окружал зеленый друг. Лес, словно сказочный богатырь, поставил свою могучую грудь буре, прикрыл поля и спас урожай.

4 реб. Поэтому, что бы спасти урожай от черной бури и зноя, в степях на сотни километров сажают леса.

5 реб. Лес в степях посажен новый,

Чтоб сберечь от зноя хлеб.

На десятки километров

Встав зеленою стеною,

Он не клонится под ветром –

Крепкий, ровный и прямой,

Вековечный друг народа,

Часовой родных полей,

Он стоит на страже гордо,

Побеждая суховей. А. Мелузников.

Ведущий: когда вы, ребята, идете в лес, вы должны хорошо знать, как надо вести себя в лесу. Какие же это правила?

Дети по порядку говорят:

Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать туда мусор и закопать.

Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них.

Не разорять муравейники и птичьи гнезда.

Не рвать большие букеты цветов, особенно беречь и не рвать цветы и растения, занесенные в Красную книгу (ландыш, подснежник, колокольчик, кувшинку и др.)

Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем в лесу!

Ведущий: Работники лесного хозяйства следят за здоровьем леса: уничтожают вредных насекомых, лечат или срубают больные деревья. Они охраняют лес от пожаров. Создают «зеленые патрули», туда могут,входить все кто не равнодушен, и хочет защитить и помочь в охране природы.

6 реб. Бесценна российского леса краса,

Зеленое золото – наши леса.

Богатство лесов охраняй, карауль,

Внимательный, зоркий «зеленый патруль»!

7 реб. Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни. В. Берестов.

Ведущий: Дети! Внимательно посмотрите на деревья, растущие вокруг нашего детского сада и вблизи от него. Какие они большие и красивые: и клены с резными листочками, и березы в нарядных сарафанчиках, ивы раскидистые, рябины нарядные. Они будут еще нарядней и красивей если мы будем за ними ухаживать, не ломать ветки, не лазить по ним.

Воспитатель: Земля – это наш общий дом. В котором человек хозяин. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.

Дети поют песню «Из чего наш мир состоит»

Ведущий: Земля несравненная! Чудо природы!
Ее населяют зверье и народы.
Жизнь на Земле беззащитна, хрупка,
Плохо ее защищаем пока.
Чтоб жизнь на планете родной сохранить,
Надо стараться ее не грязнить!
А сколько уж лет говорят год от году:
«Не надо сорить! Берегите природу!»

Ведущий: Дорогие ребята, наш праздник подошел к концу. Теперь я уверена, вы будете настоящими защитниками леса.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Войди в лес другом!

сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила

воспитатель

Джумагазиева Ж.З.

г. Покачи

Цель мероприятия:

Расширить и углубить знания детей о лесе, о правилах поведения в природе;

Воспитывать заботливое отношение к природе;

Ведущий: – Сегодня приглашаем вас совершить вместе с нами путешествие по нашим милым, дорогим, лесным тропинкам и лугам. А какой получится эта прогулка, грустной или весёлой, радостной или печальной, каждый ответит себе сам.

Фон музыки.

Любитель природы : -1

Я люблю побродить по зелёной стране,

Здесь друзей заводить очень нравится мне.

На сюрпризы горазд молчаливый народ

И за то, что отдаст, ничего не берёт.

В той стране – благодать!

Удивительный свет!

Вот бы нам разгадать,

В чём тут главный секрет.

Загляни-ка со мной

В эту славную жизнь

И с зелёной страной навсегда подружись!

Л.П.- 2

Тропинки, тропинки – дорожки лесные!

Куда вы? Куда вы бежите, родные?

Тропинки, тропинки – морщинки земли.

Откройте, тропинки, мне тайны свои.

Оба почти вместе: «Ой, здесь кто - то есть!».

Лесничий: – Здравствуйте ребята! Куда путь держите? Нужна ли вам моя помощь?

Ребята – Мы пришли за лесными тайнами и хотим их разгадать.

Лесничий : – Тогда я тот, который может вам помочь!

Ребята – Вы кто?

Лесничий: – Я лесничий!

Л.П. - 1-

Подожди Паша, я про него даже стихотворение знаю.

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели.

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий

Охраняет друг – лесничий!

Лесничий: – Лес - чудесное творение природы! Немногое может сравниться с ним красотой. Красивы наши леса, величественны и самобытны в любое время года, в любую погоду. Красота русского леса воспета во многих произведениях искусства. Вот послушайте.

Слайды

1. РУССКИЙ ЛЕС – это первые проталины и первый туман над ожившей землей, это первые лужицы весенней воды на зимней лесной дороге и прозрачные от мартовского снега березовые рощи.

2. РУССКИЙ ЛЕС – это крики грачей, это первый весенний дождь, белое половодье цветущей черемухи, первая соловьиная трель и нежные лесные фиалки на краю болотной низинки.

3. РУССКИЙ ЛЕС – это медовый запах цветущей липы, это поля ромашек и клевера. 4. РУССКИЙ ЛЕС – это прощальные крики журавлей над пустыми осенними полями.

4. РУСССКИЙ ЛЕС – это кружева инея на деревьях, негромкий голосок желтогрудой синицы, не покинувшей свой лес даже в холодную зимнюю пору.

5. У каждого леса свои краски, своя музыка, свои голоса. Они меняются от весны до зимы, но они остаются для нас на всю жизнь именно такими, какими мы их запомнили с детства.

6. Ребята! Давайте скажем хором. Дети читают с экрана. Показать слайд «Много леса – не губи!», «Мало леса - береги», «Нет леса – посади!»

Л.П. -1 – И в правду говорят – без леса никуда! Лес он добрый. И всем становится теплее: людям, животным, птицам.

Л.П.1 – Ребята, а сейчас давайте мы с вами поиграем и попробуем ответить на мои вопросы о деревьях.

Бывает ли у деревьев лишние ветви? /Да – нижние/

Почему погибает лес, когда вырубают старые дуплистые деревья? /В дуплах жили птицы, летучие мыши. Они истребляли вредных насекомых леса. Не стало гнезд, не стало и птиц. Молодой лес погибает от вредных насекомых/

Как называется лес, в котором растут только ели и сосны? /Хвойный/

Л.П.1 – Молодцы, ребята! Со всеми вопросами справились.

Лесная Фея:

Я – Фея утренней зари.

Лишь солнце небо озарит –

Спешу к лесам, полям, лугам,

Чтоб снова жизнь проснулась там.

(Появляется Лесовичок)

Фея :

Ой, Лесовичок? И ты на праздник пришёл?

Лесовичок :

Здравствуй, Фея! Конечно, как же я мог не прийти на свой праздник

Я ведь житель лесной и знаю всё, что происходит в моих владениях.

Лесовичок:

Солнца луч блеснул в листве

И прошелся по траве,

Разбудил он все вокруг,

Оживились лес и луг.

Фея:

Вот зашевелились птицы,

Им давно уже не спится.

Перышки свои встряхнули,

В небо с веточек вспорхнули.

Лесовичок:

Вот букашки и стрекози,

Бабочки, жуки и мошки –

Ожил весь лесной народ,

Все танцует и поет.

Фея: Испуганно.

Что-то странное творится.

Шумно и жутко, и вовсе невесело.

Я ничего не пойму.

Ой! Сюда кто-то идёт.

Надо спрятаться.

(Уходят. Лесные жители танцуют. Раздается громкая музыка. Входят туристы).

1-й турист:

Сегодня мы пришли гулять,

Благо лес – рукой подать!

Закупили все подряд:

Пищу, спички, лимонад!

2-й турист:

Свежий воздух возбудит

Наш здоровый аппетит.

А пакеты, банки, склянки…

Лес большой, он все вместит!

Лес ведь он – ничей!

Хором: Ничей!

3-й турист:

Расположимся скорей!

Тут уж нам не помешают.

Жги и лей, руби и бей!

4-й турист:

Урны нет! Неси в кусты!

Мы с природою на «ты»!

1 -й турист:

Банки в землю закопаем,

Мусор птицам разбросаем!

В речку скинем все бутылки –

В море пусть плывут посылки!

2-й турист:

Мы цари! Молчи, Природа!

Все здесь наше – лес и воды!

(Включают громкую музыку, танцуют, бросают мусор. Цветы вянут).

Появляются Фея и Лесовичок.

Лесовичок (стучит палкой) :

Что за шум в лесу моем?

Что случилось, не поймем!

Кто здесь все переломал,

Разбросал и ободрал?

Фея:

Все так изранено в лесу, как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул какой-то живоглот,

Мне кажется, из-под коры моя слеза течет.

От этой черствости людской болит душа моя.

Под искалеченным дубком не ветер стонет – я.

Лесовичок:

За такое поведение –

Вас судить – мое решение!

4-й турист:

Что ты, что ты, Лесовичок!

Мы не знали, пожалей!

Лесовичок: А, ну-ка, мои помощники, жители лесные, научим горе-туристов, как нужно вести себя в лесу. Познакомим их с нашими правилами.

Выходят лесные жители читают правила.

Слайды:

Правило 1-е: Не сбивайте грибы,

Даже не съедобные.

Помни, что грибы очень

Нужны в природе.

Правило 2-е: Что за странные замашки

Появились у ребят.

Ягоды с кустами вместе

Рвут ребята всё подряд!

Правило 3-е: В весенний день мальчишка злой

Пронзил ножом кору березы.

И капли сока, точно слезы

Текли прозрачною слезой.

Правило 4-е: Нор звериных, птичьи гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется рядом с нами

Правило 5-е: Я должен над цветами наклониться

Не для того, что рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Правило 6-е: Лес – не только для нашей забавы,

Он – богатство страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Ежик:

Мой друг, когда ты входишь в лес,

Один или с толпой,

Будь с рюкзаком ты или без –

Закон для всех простой:

Коль хочешь слушать леса звук,

Так помолчи и не кричи,

Зверей и птиц полно вокруг,

Пугать их нет причин.

Белка:

А если ты захочешь есть –

Лес даст тебе дрова:

Сухие, как трава.

Лес одарит тебя водой,

Из речки можно пить,

Ты руки мой перед едой

И воду кипяти.

Ландыш:

Костер залей, а мусор весь

Зарой и дерном заложи.

Оставив грязь, мы портим лес,

А лес – есть наша жизнь.

Когда домой направишь шаг,

С тобой уйдет отряд ребят.

Ты оглянись, пусть будет так,

Как было до тебя.

1-й турист : Спасибо вам, лесные жители, мы будем выполнять эти правила.

2-й турист : Ребята, давайте приведем в порядок лесную поляну. (Прибирают и уходят).

Фея: Как хорошо стало вокруг. Чисто! Теперь можно и игру провести с ребятами. Лесовичок, помоги мне. Ребята мы будем зачитывать стишки, а вы заканчивать одним словом.

Игра со зрителями. Лесовичок и Фея.

Лето – чудная пора,

Детвора кричит… (Ура)!

Нам и реки, и леса

Дарят летом… (чудеса)

Кто же чудо совершил,

Лето в сказку… (превратил)?

Сделал кто весь мир таким:

Звонким, радостным… (цветным)?

Стала вся Земля кругом

Ярким, красочным… (ковром).

Где под куполом небес

Зеленеет пышно… (лес).

А вокруг цветут цветы

Небывалой… (красоты).

Вот, приветствуя ребят,

Колокольчики… (звенят).

Как приятно бегать вам

По ромашковым… (лугам)!

Словно солнечные зайчики,

Золотятся… (одуванчики).

В мир добра и красоты

Превращают мир… (цветы).

Ведущий – Входи в природу другом, хозяином, но не жестоким, не равнодушным, а заботливым, внимательным, добрым и чутким.

Ведущий - Вот и подошла к концу наша прогулка по лесным тропинкам. Русский лес… Редкому человеку не дарит он радости! И никто не может сказать, что он знает лес – так велико это чудо природы.

Лесная фея -

Я Лесная фея. Мой лес

Полон сказок и чудес.

Прошу я вас, ребята,

Губить мой лес не надо!

Все - выходят на сцену: поют песню.

Песня: «Ты береги нас». Стихи Е. Шкловского. Музыка М. Протасова.


  • расширить знания детей о лесе и о лесных богатствах
  • познакомить с правилами поведения в лесу
  • обучение самостоятельно добывать знания, используя приемы исследовательской работы.
  • воспитывать любовь к окружающему миру, к родному краю;
  • воспитывать чувство долга и ответственности за сохранение природных богатств.

Ход занятия

Учитель. Сегодня мы отправимся в путешествие. А куда - отгадайте:

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом -
Чудеса увидишь в нем. (Лес.)

Учитель. Ребята, сегодня наше мероприятие посвящено защите и охране природы. Действительно, мы порой не замечаем той красоты, которая нас окружает. Приложение 1

Шуми, шуми, зелёный лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой:
И. Никитин.

Ребята, любите ли вы природу? Но мало только любить природу, надо уметь относиться к ней бережно. Люди, к сожаленью, не всегда задумываются над этим.

1-й ведущий . Если мы говорим о природе, то прежде всего имеем в виду лес. Нет такого произведения, где бы не описывалась природа. Родина и природа - понятия неотделимые. Родина - это наш край, район, наше село утопающее в зелени лесов. Приложение 2

Учитель. Там, где лес, - там чистый воздух. Это дом для зверей и птиц, это грибные поляны и душистая, вкусная земляника. Вы сегодня можете в этом убедиться. Наблюдайте, изучайте, запоминайте. На фоне фонограммы "Голоса леса" ученик читают стихотворение.

Ученик.

Я с детства понимать привык
Твое молчание немое
И твой таинственный язык,
Как что-то близкое, родное.
И. Никитин

Учитель. Ребята, какие деревья вы знаете? Зверей, обитающих в лесах? Птиц, летающих рядом с вами? А кто мне объяснит, что такое лес?

Дети. Лес - это целый мир.

Учитель. Молодцы, ребята. Все правильно вы объясняете. Но я хочу вас испытать, вам загадки загадать. А вы назовите деревья, которые растут в нашей местности.

(Сообщение о деревьях подготовленных учащихся.)

  • Раскидистый, могучий,
    Поднялся к самой туче. (Дуб)

Дуб достигает 40-50м высоты, 100-150см в диаметре. Живет 100-500 лет.

  • Гибкими ветвями
    Склонилась над водой -
    Любуется собой! (Ива)

Ива - растет у воды, её можно встретить везде: и на севере, и в жаркой пустыне. У ивы очень длинные, тонкие ветви. Они склоняются до самой воды.

  • У меня длинней иголки, чем у ёлки.
    Очень прямо я расту в высоту.
    Если я не на опушке,
    Ветви только на макушке. (Сосна)

В благоприятных условиях сосна живет до 400 лет, достигая 48 метров высоты и 1 метра толщины.

  • Какое дерево является символом России? (Береза)

Береза дает человеку много лекарственных продуктов. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 л сока.

  • Её всегда в лесу найдешь -
    Пойдешь гулять и встретишь.
    Стоит колючая, как ёж,
    Зимою в платье летнем. (Ель)

Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба-Яга, Леший и другие герои сказок.

Ель растет 150-200 лет.

  • Почки - липучие, листья - пахучие, плоды - летучие. (Тополь)

Тополь "чемпион" по поглощению углекислого газа, пыли, снижает летом температуру воздуха на 15-30%

  • С моего цветка берёт
    Пчелка самый вкусный мёд. (Липа)

Одно взрослое дерево липы дает в среднем 70 кг меда, а гектар липняка - 1 т меда. Живет дерево 300-400 лет.

  • Что за дерево стоит -
    Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

Цветет в апреле-мае до распускания листьев. Живет 80-100 лет

Видите, ребята, какой у нас удивительный лес!

Учитель. Спасибо, ребята, за интересную информацию о растениях леса. Вы замечательно справились с заданиями.

1-й ведущий. Наша страна самая богатая лесная страна в мире. Лес - величайший источник здоровья. Ценность леса не только в красоте и необходимости его для здоровья человека.

Учитель. Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его?

Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Вот стоит обычный стол. Это лес!
Или рама, двери, пол? Лес!
А пенал красивый наш? Лес!
Или этот карандаш? Лес!
Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!
А тетрадка, книга, карта? Лес! Лес!
Оглянись, все вокруг -
Это наш зелёный друг!

Учитель. Оглянитесь вокруг. Назовите предметы, которые сделаны из дерева. (Парты, стулья, стол, карандаши, дверь, пол класса.)

Лес наш добрый, лес могучий,
Зелёный - друг наш лучший.
Ты поможешь дом построить,
Людям дать тепло зимою.
Летом нам подаришь ягод -
Всем сластёнам хватит на год.
В зной пошлёшь, ты полю тучи,
Лес зелёный - друг наш лучший

2-й ведущий. Лес - это книжки с картинками, тетради для учеников, это паркет и мебель в наших квартирах. Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель, спички, различные изделия.

Учитель. Совершим "заочно" экскурсию в школьный музей, где вы увидите старинные предметы из дерева, в магазин "Союз - мебель", где мастерят современную мебель.

Учитель. Ребята, посмотрите на нашу выставку. (Работа с выставкой) Древесина используется в промышленности: из нее получают бумагу, ткани, спирты, сахар, скипидар, многое другое.

1-й ведущий. Древесина используется для производства бумаги. Бумаги изготовляется в мире огромное количество. Если разослать ее всю, то этой бумагой можно обернуть весь земной шар. В нашей стране ежегодно на бумагу расходуется свыше 10 миллионов кубометров леса. Вот почему так важна наша работа по сбору макулатуры.

2-й ведущий. " Лес - богатство народа" - старая русская пословица.

Лес дарит нам здоровье. Лес - лучшее место отдыха. Это тот "завод", что выпускает кислород. Как хорошо, что на Земле есть растения! Леса украшают землю и очищают воздух.

Учитель. А чем полезен человеку лес?

Ученик. Лес одевает, кормит человека.

Учитель. А вы знаете, как велики лесные урожаи? Сколько дикорастущих ягод в лесу, грибов, орехов? Лес щедро делится с людьми своими ягодными запасами.

Здравствуй, светлая лужайка.
Чем богата, угощай-ка!
Угощу на славу всех.
Вот - брусника,
Вот - орех,
Вот - родник студеный, пей:
Есть чем потчевать гостей!

Разгадайте кроссворд "Дары леса".

По горизонтали:

Невысок и коренаст.
Поглядеть решил на нас.
Приподняв с утра под елками.
Лист с прилипшими иголками. (Гриб)

Растут на ветках группками,
Покрытые скорлупками. (Орехи)

Не балует дуб детей.
Одевает без затей:
Все в его семейке
Носят тюбетейки. (Желуди)

Каждой весною
Лапы еловые
Старые лампы
Меняют на новые. (Шишки)

По вертикали:

Чем больше колец,
Тем старше жилец. (Дерево)

3. Ловит солнышко лучистое,
Зрея на опушке.
Покраснеет - и душистая
Попадает в кружки (Земляника)

А вот еще одна загадка:

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малинкой,
Васю - хворостинкой...

Дети. Лес.

Учитель. Почему лес был таким щедрым со всеми, кроме Васи?

Учитель. Ребята, а для кого лес является домом?

Дети. Для зверей, птиц, растений, грибов.

Учитель. Какие животные живут в наших лесах?

Дети. Лисы, лоси, зайцы, кабаны, ежи, барсуки.

Учитель. Да, в лесах живут звери и птицы, растут грибы, ягоды и дикие плодовые деревья. Надо быть внимательным к природе и ее обитателям. Нельзя мешать животным. У них и так много забот. Для животных лес - это и дом и пища. А вы знаете кто ухаживает за лесом?

В нашей стране много ученых-лесоводов, лесничих, агрономов, которые охраняют старые леса, выращивают новые. Там, где нет лесов, сажают лесополосы. Лес - хранитель влаги.

Учитель. А сейчас, ребята, перед вами выступит инспектор лесного хозяйства.

Лесник. Здравствуйте, ребята. Работники лесного хозяйства следят за здоровьем леса: уничтожают насекомых - вредителей леса, лечат или срубают заболевшие деревья, охраняют леса от пожаров. В разных районах нашей страны созданы заповедники для охраны редких видов растений. Большую помощь работникам лесного хозяйства оказывают школьники: они охраняют лес от пожаров, собирают семена деревьев, ухаживают за сеянцами, помогают при лесопосадках. Народная мудрость говорит: "Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево"; "Кто рубит лес, тот сушит места, гонит от полей тучи и готовит себе горя кучи".

Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем. Не забывайте о том, что нужно беречь природу. Ежегодно в мире 20 млн. га леса страдает от лесных пожаров. А из 100 пожаров 97 возникает по вине человека. Кострище не зарастает 5-7 лет. Берегите лес, его обитателей, и вы сохраните красоту родного края.

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
(А.Берестов)

Учитель. Молодцы, ребятки! Вы, оказывается, и про деревья все-все знаете! А вот я хочу проверить, знаете ли вы лекарственные растения. Посмотрите на наш лес. Какие растения мы можем собрать в лесную аптеку? (Липа, зверобой, береза, крапива.)

Лес, как сказочное царство,
Там кругом, растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке -
И микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить
Я могу вас научить.
Все целебные растения.
Знаю я без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться.
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!

(Показ лекарственных растений, заготовленных летом.)

Лес не только для забавы
Он богатство всей страны.
Все деревья в нем и травы
Нам на пользу взращены.
Все растенья надо знать
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.

Учитель. Лес дает человеку лекарственные травы и цветы.(Липовый цвет, корень жень-шень - 1кг - стоит автомобиля), грибы, ягоды, орехи, масло. Крапива полезна, из нее варят вкусные щи, делают лечебные кровоостанавливающие настои. Скажите, какая трава растет у дороги, у тропинки, которую прикладывают к. (Подорожник.)

2-й ведущий. Трудно представить себе землю без лесов. Лес - чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. В природе происходит много необычного, интересного. Нужно только уметь увидеть. А увидишь - узнать захочешь. Узнаешь - непременно полюбишь, а полюбишь - в обиду не дашь. Человек многое может. От человека зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять ее.

В лесу, где так много ботаники
Друзья соберите с полянки
Окурки, дырявые чайники
Пустые консервные банки
Осколки, огрызки, ошметки,
Газетные листья с березки.

Учитель. Ребята! Мы уже много знаем с вами о том, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок на природе?Давайте вспомним правила, которые нужно знать, чтобы сохранить природу. (Дети читают стихи.)

Чтобы река и ручьи не мутнели,
Рыбы резвились, и птицы бы пели,
Зелень от солнца в жару бы спасала,
Каждому правила знать не мешало.

1. Не разоряйте птичьего гнезда. Приложение 6

Дети запомнить должны
И понять:
Гнезда у птичек
Нельзя разорять!

2. Не режь кору деревьев!

Но так жестоко поступать!
Нельзя деревья обижать.
Пускай они в лесу растут -
Добро и красоту несут:

3. Не разжигайте костер в лесу без взрослых.

Без взрослых с огнем развлекаться опасно -
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костер обернется серьезной бедой!

4. Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу.

Вы в поход пришли, ребята:
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться:
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки:
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья:
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберем его с собой!

Что мы сажаем, сажая леса?
Легкие крылья - лететь в небеса.
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса.
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где пестрые дятлы стучат.

Учитель. Земля - наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая береза. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача - предотвратить все это. Больших проблем вам пока не решить, но кое - что вы можете сделать: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну. Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью.

Учитель. В конце нашего занятия я предлагаю вам сыграть в интересные игры на знание природы. (Работа в группах)

  1. Знаешь ли ты деревья и кустарники нашего края? (Раздаются букеты, листья, цветы, за 3 минуты должны угадать названия растений.)
  2. Эстафета. На каждый шаг представитель одной команды называет птицу, другой - растения.
  3. Веселые художники. С закрытыми глазами нарисовать хорошо знакомое животное.

Молодцы, ребята все справились с заданиями. (Побеждает та группа, которая набрала больше очков.)

Учитель. А теперь, ребята, давайте споем песню про лес.

Идем мы вслед за песенкой
Тропинкою лесной.
Нам клены машут весело
Зеленою листвой.

Лес, лес - до небес.
Полон сказочных чудес.
Будь светлым, радостным,
Любимый добрый лес!

У нас за каждой веточкой
Друзья найдутся тут -
И зайчики, и белочки
Навстречу нам бегут.

Пусть ветры эту песенку
По свету разнесут,
Пусть будет также весело
Везде, в любом лесу!

Рефлексия.

Вот и подошла к концу наша встреча.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она - твой давний добрый лекарь,
Она - союзница души.
Не жги ее напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она - одна.
(В. Шефнер)

Сценарий праздника

«День рождения деревьев»

Москва

Праздник «День рождения деревьев»

Цель: Способствовать развитию гармоничной личности ребенка и взрослого

Задачи:

ü Воспитание бережного отношения к окружающему миру

ü Формирование здорового образа жизни

ü Укрепление института семьи

ü Формирование патриотических чувств у детей

ü Трудовое воспитание

ü Формирование навыков коммуникативного общения

Подготовка к празднику:

· костюм для ведущей «Осень», венки из листьев для помощниц Клена, Рябины и Дуба

· взрослые накануне выкапывают 3 ямы Ø1м, глубиной 0,6м, сделать спил дерева (для поделки), набрать желудей

· 3 лопаты и 3 лейки (ведра)

· дети должны посмотреть у себя лейки и лопатки;

· закупка или выкапывание клена, рябины и дуба (любые другие три дерева);

· установка стенда;

· закупка сувениров для детей (на конкурсы)

· для конкурсов (желуди, листья разных деревьев и по 9 листьев клена, дуба и рябины)

· для мастер-класса: ножницы, цветная бумага, клей, цветные карандаши, точилка, желуди

Действие происходит на детской площадке (возможно на дачном участке) «Непоседа» дачного кооператива «Дружба». Время года сентябрь - октябрь (после листопада) (возможно апрель-май при первых почках). Праздничную площадку украшает яркий стенд, на котором в дальнейшем (через неделю после праздника и, возможно за неделю до следующего праздника) будет размещена выставка рисунков.

О деревьях

Существует поверье

И скажу не впервые:

Не губите деревья,

Все деревья живые.

Белоствольное лето,

Златокудрая осень -

Вот живые ответы

На немые вопросы.

Не губите березы,

Не ломайте рябины:

Их безмолвные слезы

Непорочно-невинны.

Не тревожьте покоя

Вечнодремлющих сосен

Их не только ли люди -

Их не трогает Осень.

Не губите осины,

Ели, грабы и ивы,

В ежедневной рутине

Им шепните "счастливо".

Приглядитесь получше,

Только не обижайте,

На сердца и на души

Грех тот не принимайте.

В тонкорунности света

Будем с ними честнее,

Ведь они для планеты

Человека роднее.

Все когда-нибудь будет,

И свершится поверье...

Только помните, люди:

Не губите деревья!

Гости с детьми приходят на площадку. Звучит песня «Наш край».У детей лопатка и лейка.

Ведущая в костюме Осени (Весны) встречает гостей и приглашает их на площадку:

Здравствуйте гости дорогие! Здравствуйте детишки: девчонки и мальчишки!

Здравствуйте!

Ведущая (Осень):

Позади весны цветенье,
Лета красного жара.
Впереди зимы веселье-
Санки, снежная возня
Целый год ждала я встречи
Вот, пришла моя пора
Очень рада всех вас видеть
Кто узнал меня?
Кто Я?… (Дети отвечают)

Конечно, я «Осень». Пришла я сегодня к вам не случайно. Пришла не одна, с подружками.(рядом три помощницы: Клен, Рябина и Дуб) Сегодня праздник. Не простой! Сегодня – день рождения деревьев! Все вы видели, сколько красивых деревьев растет вокруг нас. А ведь без деревьев мы не можем жить, потому что они дают нам воздух. Давайте сегодня вспомним, как в зависимости от времени года меняются деревья.

Ребята, напомните мне, как выглядят деревья зимой? (Дети отвечают вместе со взрослыми)

Правильно, много снега, который укутывает, как теплым одеялом веточки деревьев и только ели и сосны под снегом зеленеют. А что происходит весной с деревьями?.. Все деревья весной начинают расти, а на их веточках появляются почки, распускаются молоденькие салатовые листочки и все они отличаются по форме друг от друга. Вы видели, как красиво в мае цветут яблони и вишни?!

А подскажите, как изменяются деревья летом? Конечно, деревья растут, набираются сил, листья у них зеленеют, появляются разные плоды, можете назвать, какие? (яблоки, вишня , слива, абрикос , инжир и т. д.) Молодцы!

Вот и я не просто так пришла.

Клен:

В саду осеннем, у дорожки

Осина хлопает в ладошки.

Вот почему на той неделе

Ее ладошки покраснели.

Ведущая (Осень):

Созрели яблоки, покраснела рябина. Разукрасила деревья и они стали нарядными. Ах, как красиво в лесу! С листьями я люблю танцевать вальс, особенно с кленовыми.

Клен:

Листья клена, как огонь!

Ласточки на юг спешат.

Деревце любое тронь –

И начнется листопад!

Глянь, летает паутина,

Рдеет гроздьями рябина.

Ведущая (Осень):

Друзья, а вы любите собирать кленовые разноцветные листья? Собирали когда-нибудь орехи, шишки ижелуди?

А вот интересно, любите ли вы деревья, как люблю их я, и сможете ли отгадать моизагадки . Посмотрим! Слушайте внимательно.

Ведущая (Осень ):

1. Нам в дождь и зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший –

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.

Дуб :

2. Что же это за девица:

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

Клен :

3. Все знают, что у елки

Не листья, а иголки,

И так же, как она

С иголками...

Рябина :

4. Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

Дуб :

5. Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет -

Желуди на нем!

Ведущая (Осень):

6. Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит?

Рябина :

7. Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запорхают,

Но не радует нас это -

Мы от этого чихаем.

Клен :

8. С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают.

Рябина :

9. Весной зеленела,

летом загорела,

красные кораллы

осенью надела.

Дуб :

10. Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок.

(лиственница)

Ведущая (Осень ):

11. Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

(черемуха)

Клен :

12. Очень густо он растет,

Незаметно он цветет,

А когда проходит лето,

Мы едим его конфеты,

Не в бумажке, а в скорлупке – Берегите, детки, зубки!

(орешник)

Ведущая (Осень ): А вот самая сложная загадка, кто догадается?:

13. В нем почти сто метров роста:

На него залезть не просто!

Из Австралии был он

В наше царствозавезен.

У него одна работа –

Осушение болота.

(эвкалипт)

(Загадки загадываются, пока сажаются деревья)

Ведущая (Осень ):

Какие вы все молодцы, и я вижу, что вы не только много знаете про деревья, но и можете их отличить друг от друга. Ну что готовы сажать молодые деревца? У меня есть три деревца, которым очень хочется, чтобы их посадили. Давайте украсим сегодня нашу площадку деревьями, устроим им настоящий день рождения!

Они еще совсем маленькие, поэтому о них нужно будет заботится, чтобы они выросли большими, сильными и очень красивыми. Вы мне обещаете, что будете их беречь?

Тогда давайте разобьемся на три команды. Мамы будут помогать держать саженцы, папы будут закапывать, а у кого есть лейки – польют, договорились?

(Осень приглашает желающих или заранее обговоренных друзей. Саженцы клена, рябины, дуба.

Каждая команда подходит к месту, которое показывает Осень. Мама ставит саженец в заранее подготовленную яму, папы закапывают и дети помогают поливать. На каждом саженце прикреплена бирочка с надписью данного дерева)

Кульминация
(Под музыкуСМ. ПРИЛОЖЕНИЕ дружно сажаем деревца)

Ведущая (Осень):

Посмотрите, мы посадили наши саженцы. Сегодня у них настоящий день рождения.

Давайте разучим и споем для них одну красивую песенку (сл. Л. Чадовой, муз. Н. Лукониной):

1-й куплет

На опушке лес густой

Нам откроет двери.

В тишине здесь встретят нас

Разные деревья.

Припев

Здесь веселая ольха

Свесила сережки,

Сок березовый бежит

По ветвям березки. (2 раза)

2-й куплет

Под высокою сосной

Спряталась осинка,

И рубином здесь горят

Ягоды рябинки.

3-й куплет

На зеленой на траве

Отдохнем под вязом,

И расскажет нам дубок

Много разных сказок!

https://pandia.ru/text/78/080/images/image005_11.jpg" width="448" height="634">

Ведущая (Осень): Замечательно!

Обратите внимание, что наши деревцапока очень маленькие, на них даже нет листьев.

(Рябина ставит посередине большую корзину и берет мешок с разными листьями, можно настоящими, можно предварительно сделать)

Рябина:

А знаете, что у меня естьволшебныймешочек? А внем - много разных листочков, и я сейчас каждой команде предлагаю выбрать те листочки, которые вырастут на их деревьях, а потом прикрепить к нарисованному дереву выбранные листочки.

(высыпает в корзину разные листья из своего мешочка)
Ведущая (Осень):

Готовы? Начали!

(команды к нарисованному дереву прикрепляют листочки. Остальные дружно болеют)

Ведущая (Осень):

Расскажите нам о своих деревцах, что вы о них знаете (заранее подготовить информацию)

Какие деревья разные, красивые, как много мы о них узнали! Молодцы! Все заслужили награду. (Осень и подружки-деревья дарят сувениры всем участникам)

Ведущая (Осень):

А сейчас я хочу вам предложить физминутку. Все согласны? Давайте с вами встанем так, чтобы не мешать друг другу. Повторяем за мной, пока не выучим)

(физминутка «Деревья»)

Ведущая (Осень):

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложим назад.

(Повторяем несколько раз)

Ведущая (Осень):

Я хочу вам предложить один конкурс. Приглашаю три команды. Посмотрите, я разделила кленовые листочки на несколько частей. Нужно как можно быстрее собрать из этих частей целый красивый осенний кленовый лист. Команды готовы? Начали!

(три команды, кусочки лежат в стопке, каждый игрок берет одну частицу, бежит на противоположную сторону, где лежит трафарет с целым листом и правильно накладывает, собирая как пазл)(кто быстрее и точнее – тот победил)

Ведущая (Осень):

А давайте узнаем, кто ловчее. Подходите самые смелые.

(Ставит три корзины (ведра) на расстоянии 3-5м от участников)

Задача – шишки должны попасть в корзины! Начали! (в конце подсчитываются забросанные шишки, награждаются победители)

Клен: Я тоже хочу предложить игру. («Догони мяч») Давайте встанем в круг, на расстоянии вытянутой руки. Выберем ведущего, запоминайте считалочку:

«Мимо леса, мимо дач плыл по речке красный мяч.

Увидала щука: что это за штука?

Хвать, хвать, не поймать, мячик вынырнул опять.

Водящий делает шаг назад. Его место остается свободным.

Пятому от водящего игроку дают мяч.

«Раз, два, три – (хором) беги!».После чего играющие начинают передавать мяч вправо по кругу. Водящий бежит за кругом в том же направлении. Задача – добежать до своего места раньше, чем до него дойдет мяч.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ведущая (Осень):

Наш праздник подходит к концу. Мне бы очень хотелось, чтобы ребята сделали и прикрепили на этот стенд (указывает на красочный стенд) рисунки с разными деревьями.

А сейчасвсем, кто еще не устал, предлагаю сделать поделку, которая бы напоминала об этом празднике.

Дуб и Рябина (мастер-класс по изготовлению подсолнуха):

Поделка дошкольников http://www. *****/detskijsad/to-berezka-to-rjabina. html (То березка, то рябина... и не только)

Спил дерева, кора березы, по краям (рамка) шляпки желудей, стружка карандашей – все приклеено, потом покрыто лаком!!!

Ведущая (Осень):

Мы с вами сделали очень хорошее и доброе дело: мир стал на три деревца богаче. Мы не просто посадили деревья, но сделали настоящий для них праздник. А какой праздник без песни? Давайте в завершении вспомним замечательную песню Дмитрия Кобалевского «Наш край», которая звучала вначале нашего праздника и все ее споем.

(поем песню)

Наш край Слова: А. Пришельца, Музыка: Д. Кабалевского

То березка, то рябина,

Куст ракиты над рекой.

Край родной, навек любимый,

Где найдешь еще такой!

От морей до гор высоких,

Посреди родных широт

Все бегут, бегут дороги

И зовут они вперед.

Солнцем залиты долины,

И куда ни бросишь взгляд –

Край родной, навек любимый,

Весь цветет, как вешний сад.

Детство наше золотое

Все светлее с каждым днем!

Под счастливою звездою

Мы живем в краю родном!

Ведущая (Осень):

Спасибо всем участникам, гостям и любознательным. Надеюсь, что в следующем году мы снова с вами встретимся!

Приложение (песни)

Я спросил у ясеня... Я спросил у тополя...

А дубы колдуны что-то шепчут упрямо...

Ох рябина кудрявая белые цветы...

Что стоишь качаясь, тонкая рябина...

Клен ты мой опавший, клен заледеневший...

Под окном черемуха...

Поспели вишни...

В лесу родилась елочка.(хоровод)..

Маленькой елочке...

Эх, дубинушка, ухнем!

Сама садик я садила...

Калинка, малинка (хоровод)...

Отговорила роща золотая

Тополиный пух, жара, июль...

То берёзка, то рябина, куст ракиты над рекой

Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла (хоровод).

Ой цветет калина,