«Весенние воды» Федор Тютчев

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой Весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..

Анализ стихотворения Тютчева «Весенние воды»

Федор Тютчев обладал удивительным даром подмечать любые изменения природы. Поэтому его пейзажная лирика настолько богата эпитетами и метафорами, которые позволяют воссоздать удивительную в своей красоте и первозданности картину смены времен года. Эта тема была особенно близка автору, который остро чувствовал любые перемены погоды и умел переложить на слова музыку ветра, шелест листьев и шум дождя.

В творческом наследии поэта пейзажная лирика занимает особое место. Однако среди многочисленных произведений, посвященных всевозможным природным явлениям особое место занимает стихотворение «Весенние воды», созданное в 1830 году. В этот период Тютчев находился за границей, однако отмечал, что весна в Европе почти такая же, как и в России. И первым признаком ее приближения является особый аромат воздуха, наполненный свежестью и первым теплом. Наблюдая за весной в Германии, Тютчев пишет, что «еще в полях белеет снег», однако весь мир уже извещен о том, что на смену холодам идет долгожданная весна. Это можно определить по тому, как воды «весной шумя» и весело спускаются с пригорков. Они «будят сонный берег» и устремляются дальше, подпитывая почву холодной влагой, которая впоследствии даст жизнь новым растениям. Пройдет совсем немного времени, и живописные берега реки, по которым пробежали весенние ручьи, украсят живописные заросли осоки . Но пока весенним ручьям предстоит выполнить очень важную миссию – известить мир о том, что наступает самое важное время года.

«Весна идет, весна идет, мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперед!», — пишет Тютчев от первого лица, используя весьма распространенный прием отождествления природных явлений и неодушевленных объектов с живыми существами, наделяя вешние воды чувствами, мыслям и способностью говорить. Благодаря этому приему стихотворение «Вешние воды» приобретает особую образность . Создается впечатление, что словно бы сама природа говорит с человеком на доступном и понятном ему языке.

Однако сам автор не остается в стороне от этого удивительного диалога и помогает читателям в полной мере ощутить дуновение свежего ветра, которое уже прогрето первыми лучами весеннего солнца. Для Тютчева весна приобретет особую прелесть лишь в мае, когда «румяный, светлый хоровод» солнечных дней сменит унылый зимний пейзаж. Поэт, обладавший отменной наблюдательностью, из года в год следил за тем, как красавица-весна вступает в свои права и был убежден, что победить суровую зиму окончательно и бесповоротно ей удастся лишь с приходом мая. Поэтому стихотворение «Весенние воды» наполнено предвкушением радости и волнением, которое испытывает автор в ожидании теплых, солнечных дней. И это волнение через строчки передается читателям, которые с таким же нетерпением и трепетом ожидают первых предвестников весны , которыми являются ручьи – сперва робкие и с трудом прокладывающие себе дорогу сквозь слежавшийся снег, а после смелые, настойчивые и открыто заявляющие о переменах не только в природе, но и в душах людей.

Федор Тютчев неоднократно упоминал о том, что его любимым временем года является зима, поэтому он всегда расставался с ней, испытывая некоторое сожаление. Но даже поэт не мог устоять перед красотой окружающего мира, который преображается весной, даря людям чувство обновления и чистоты. Это ощущение поэт особенно ценил, считая, что весна является символом юности и новой жизни. Она беспокойна и непоседлива по своей сути, и это беспокойство всегда вызывало у автора легкую грусть и осознание того, что его молодость осталась в прошлом, и ему остается лишь любоваться весной, которая спешит вступить в свои права.

Федор Иванович Тютчев принадлежит к категории тех поэтов, которые особо тонко чувствуют свою связь с природой, замечают мельчайшие изменения в ней и отображают все это в своих стихах. Его стихотворения наполнены шумом ветра, пением птиц, шелестом листвы, звонкими переливами родниковой воды, завыванием вьюг. Поэт был настолько чуток и восприимчив, что без труда мог любые перемены в природе отобразить словами, это показывают и анализы стихотворений Тютчева.

Особое место в творчестве автора занимает пейзажная и неудивительно, потому что так любить окружающий мир, как любил Тютчев, сможет не каждый. Ярким примером таланта поэта передавать словами удивительные пейзажи является стих «Весенние воды». показывает, насколько тонко он чувствует изменения в природе с наступлением весны.

Федор Иванович не раз говорил, что очень любит зиму, но это не помешало ему так живописно описать приход весны. Произведение было написано во время поездки поэта в Германию, и хоть он был под впечатлением чужого края, а не своей родины, но стих все же передал чарующее весеннее настроение, ведь эта пора года во всем мире вызывает схожие ассоциации.

Анализ стихотворения Тютчева «Весенние воды» показывает, насколько точно поэт передает атмосферу ранней весны. В том, что он изображает март, сомневаться не приходится, ведь на полях еще лежит снег, ночью зима злится и проказничает, но днем пригревает теплое солнышко. Под его лучами снег тает и превращается в веселые ручейки, извещающие всех о приходе весны. Анализ стихотворения Тютчева показывает, насколько удачно поэт использовал прием аллитерации, чтобы сделать свое произведение более живым и насыщенным событиями.

Автор рассказывает о приближении весны, но он очень хорошо знает эту капризную пору года, что показывает анализ стихотворения Тютчева, поэтому уточняет, что по-настоящему теплые деньки придут лишь в мае. В первой части произведения поэт использует большое количество глаголов, которые обозначают действие, быстрое развитие событий. Во второй части больше прилагательных, характеризирующих саму пору года.

Анализ стихотворения Тютчева показывает, что автор в своей работе использует прием отождествления неживых объектов и явлений природы с живыми существами. Так, весну он сравнивает с молодой девушкой, а майские дни с веселыми и румяными детьми. Применение метафор позволяет провести ассоциацию весенней погоды с человеческим настроением. Приходит чистая и обновленная пора, после зимней спячки просыпается не только природа, но и зарождается надежда на новую жизнь, счастливые события, радостные и волнующие чувства.

В то же время автор, как бы со стороны, наблюдает за обновлением природы. Его молодость уже безвозвратно ушла и ему остается лишь наблюдать и любоваться вечно молодой весной, которая спешит сменить зиму и стать полноправной хозяйкой. Весна преображает окружающий мир, делает его прекрасным и чистым. Эта пора ассоциируется с юностью, беспечностью, чистотой и новой жизнью. Ручейки талого снега являются гонцами, извещающими не только о приходе тепла, но и о переменах, происходящих в душе каждого человека.

Ф. Тютчев написал стихотворение «Весенние воды» в 1830 году, во время своего пребывания в Германии. Сам поэт отмечал, что весна в Европе почти не отличается от российской.

Основной темой стихотворения является описание ранней весны, когда «еще в полях белеет снег», поры пробуждения природы от зимнего сна. Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть стихотворения посвящена описанию еще не проснувшейся земли («сонный брег» ). Ночью зима еще основательно хозяйничает на земле, но днем теплое солнышко пригревает землю, пробуждая к жизни предвестников весны – ручьи. Среди множества признаков весны Тютчев выбрал одну, самую характерную ее черту – весенние ручьи, которые словно гонцы бегут, оповещая своей радостной песней все на своем пути о приходе долгожданного тепла. Вторая часть стихотворения посвящена ожиданию майских дней, ведь настоящая весна приходит именно в «теплые майские дни» . Ожидание весны рождает вдохновение и наполняет и природу, и героя жизненной силой.

Стихотворение, относящееся к пейзажной лирике , состоит из трех строф-четверостиший, написанных четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой.

Произведение наполнено динамикой: Тютчев изображает состояние природы как непрерывное движение. Передача движения осуществляется с помощью повторов слов (весна, идет, бегут, гласят ) и насыщенности зарисовки глаголами (шумят, бегут и будят, бегут и блещут, гласят ). Поэт использует также повторы и прямую речь («Весна идет, весна идет! //Мы молодой весны гонцы, //Она нас выслала вперед!» ) для одушевления весенних ручьев, отождествляя природные явления с человеком. Эти приемы придают особую выразительность стихотворению.

Необыкновенная художественная зоркость Тютчева и его особенная поэтическая чуткость в подборе выразительных средств создали яркий образ весны. Поэт использует разнообразную палитру тропов : эпитеты («румяный, светлый хоровод» , «молодой весны» , «тихих, теплых майских дней» ), метафоры (хоровод дней, сонный брег ), олицетворения («весна идет» , «они гласят» ), повторы, иносказание. Аллитерация ш, с помогает «услышать» бегущие потоки воды, а аллитерация звонких звуков б, бл, гл подчеркивает стремительность наступления весны. Ощущение скорой победы весны передается также с помощью нарастания интонации в конце строк и использования трех восклицательных знаков в 12 строках стихотворения.

Произведение имеет и философский подтекст: в душе каждого человека есть пора весны, когда в сердце оживают подобные весеннему ветру надежды, приносящие радость обновления и ожидание счастья. Тютчев через обращение к природе раскрывает в своем стихотворении мир человеческой души, ее чаяний и переживаний.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
  • «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева
  • «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева

Тютчев был настоящим мастером пейзажной лирики. Особое место в его творчестве занимает смена времен года, ассоциирующаяся поэтом с обновлением. Каждый, кто будет внимательно читать стих “Весенние воды” Тютчева Фёдора Ивановича, сможет проникнуться радостным ожиданием автора.

Стихотворение было создано в 1830 г. Это время поэт проводит в Европе. Его мировоззрение претерпевает незначительную трансформацию. Путешествуя по Германии и Франции, он убеждается, что к русским здесь всегда будут относиться как к “холопам”. В поэзии Тютчева появляются нотки европейского романтизма. Будучи тонким знатоком природы, поэт полагает, что немецкая весна, которую он описал в этом произведении, почти ничем не отличается от русской. Текст стихотворения Тютчева “Весенние воды”, которое проходят на уроке литературы во 2 классе, очень легко учить. Условно оно делится на две части. Сначала лирический герой только чувствует приближение весны. Холодный зимний воздух становится сырым, снежные сугробы сдаются ярким и дерзким солнечным лучам. Слышится возбужденное пение птиц, а шумящие воды будят не только “сонный брег”, но и все живое, уставшее от холода и снега. Сам Тютчев из всех времен года больше всего любил зиму. Но устоять перед обаянием весны он не мог даже в пожилом возрасте. Она является для него символом новой молодой жизни.

Первую часть произведения можно назвать торжественной. Весенние воды ассоциируются поэтом с глашатаями юной, могущественной, властной и доброй волшебницы. Вслед за непредсказуемым мартом и шумным апрелем следует май, предтеча жаркого лета. Во второй части стихотворения лирический герой с теплой, немного грустной улыбкой, размышляет о тихих и ласковых деньках последнего месяца весны. Скачать это стихотворение полностью или учить его в режиме онлайн можно на нашем сайте.