1 слайд

2 слайд

Великая победа великого народа В 1945 году мы одержали великую победу над фашистами благодаря нашей смелости, храбрости, преданности и любви к отечеству. Конечно, наука не раз оказывала помощь нам, особенно в последние годы Великой Отечественной Войны.

3 слайд

«Катюша» Катю ша - неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии БМ-8 (82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм). Такие установки активно использовались СССР во время Второй мировой войны. Всего за несколько часов до войны было подписано постановление об их серийном производстве.

4 слайд

Где были созданы? Что бы поднять мощь советской артиллерии во время войны, научно – исследовательские и технические институты СССР получили задание – «разработать реактивные снаряды на бездымном порохе». В 1938 году группа учёных создала многозарядную пусковую установку, смонтированную на грузовом автомобиле. В 1929 году Б. С. Петропавловский при участии Лангемака, Петрова, Клейменова и др. в ГДЛ проводили разработку и официальные испытания реактивных снарядов различных калибров – прототипов снаряд для «катюши». Для их запуска использовали многозарядные авиационные и однозарядные наземные пусковые станки. «1 июня 1941 года машины были приняты на вооружение артиллерии.

5 слайд

История оружия Реактивными системами БМ-13 и БМ-8 в первую очередь были вооружены гвардейские миномётные части, входившие в состав артиллерии резерва Верховного Главнокомандования. Поэтому «катюши» иногда неофициально называли «гвардейскими миномётами».

6 слайд

Использование Оружие относительно простое, состоящее из направляющих рельсов и устройства их наведения. Для наводки были предусмотрены поворотный и подъёмный механизмы и артиллерийский прицел. В задней части машины находились два домкрата, обеспечивающие бо льшую устойчивость при стрельбе.

7 слайд

Мощь советской техники Ракета для катюш представляла собой сварной цилиндр, поделённый на три отсека - боевую часть, топливную и реактивное сопло. Одна машина вмещала от 14 до 48 направляющих. Снаряд РС-132 для установки БМ-13 был длиной 1,8 м, 132 мм в диаметре и весил 42,5 кг. Дальнобойность - 8,5 км. В 1939 г. реактивые снаряды впервые были успешно применены во время боев на Халхин-Голе. А с началом Великой Отечественной войны испытания проводились уже в боевых условиях.

8 слайд

Одна из главных особенностей: Во время залпа все ракеты выпускались практически одновременно - за несколько секунд территорию в районе цели буквально перепахивали реактивные снаряды. Мобильность установки позволяла быстро сменять позицию и избегать ответного удара противника.

9 слайд

Происхождение названия По названию ставшей популярной перед войной песни Блантера на слова Исаковского «Катюша». На Северо-Западном фронте установку поначалу называли «Раиса Сергеевна», таким образом расшифровывая аббревиатуру РС (реактивный снаряд). Версия предполагает, что именно так окрестили эти машины девушки с московского завода «Компрессор», работавшие на сборке. В немецких войсках эти машины получили название «сталинские орга ны» из-за внешнего сходства реактивной установки с системой труб этого музыкального инструмента и мощного ошеломляющего рёва, который производился при запуске ракет.

10 слайд

11 слайд

«Андрюша» 17 июля 1942 года в районе села Налючи раздался залп 144 пусковых рам-станков, оснащённых 300-мм реактивными снарядами. Это было первое применение несколько менее знаменитого родственного оружия - «Андрюши».

12 слайд

Кто создал Катюши? Оригинал гласит следующее: «Окончательную отработку внутрибаллистических характеристик пороховых ракетных двигателей, а также конструирование и испытание боеголовок ракет вела группа специалистов: инж. М.Ф.Фокин, Ф.Н.Пойда, В.А.Артемьев, Д.А.Шитов, В.Н.Лужин, В.Г.Бессонов, М.П.Горшков, Л.Б.Кизнер, А.С.Пономаренко и др.».

13 слайд

Награды создателям Прошло более полувека и государство воздало должное пямяти создателей легендарных «Катюш». Решением Президента СССР Ивану Клейменову, Георгию Лангемаку, Василию Лужину, Борису Петропавловскому, Борису Слонимеру и Николаю Тихомирову посмертно присвоено звание Героя Социалистического Труда. 5 декабря 1991 г. ордена Ленина и медали «Серп и молот» из рук М.С.Горбачева приняли дочери Клейменова, Петропавловского и Слонимера. Награды Лангемака, Лужина и Тихомирова не были вручены, поскольку у героев не осталось в живых даже близких родственников, которым можно было бы их передать.

14 слайд

В шаге от победы Безусловно, «Катюши» и чуть менее известные «Андрюши» были не единственными достижениями советской техники.

15 слайд

Пулемет Калашникова Ручной пулемет Калашникова (Опыт. обр. 1943 г.). СССР Калибр: 7,62х53 обр. 1908/30 гг. Длина: 977/1210 мм Длина ствола: 600 мм Вес: 7,555 кг без патронов Темп стрельбы: - Питание: коробчатый магазин на 40 патронов Прицельная дальность: 900 м

Слайд 2

Главная функция художественного стиля -

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (создание образов, вызывающих эмоциональный отклик, эстетическое наслаждение, сопереживание) Художественный стиль - ключ к душе человека

Слайд 3

Тропы и стилистические фигуры

Эпитет Метафора Метонимия Синекдоха Сравнение Гипербола Литота Ирония Олицетворение Аллегория Перифраз Риторическое обращение Риторический вопрос Анафора Эпифора Антитеза Оксюморон Градация Эллипсис Умолчание Парцелляция

Слайд 4

ЭПИТЕТ -

слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки. Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак (А.Пушкин)

Слайд 5

МЕТАФОРА -

троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии сходства, сравнения (скрытое сравнение) И тьмой, и холодом объята душа усталая моя (М.Лермонтов)

Слайд 6

МЕТОНИМИЯ -

троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи. Шипеньепенистыхбокалови пунша пламень голубой (А.Пушкин)

Слайд 7

СИНЕКДОХА -

один из видов метонимии, в основе которого - перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения И слышно было до рассвета, как ликовалфранцуз. (М.Лермонтов)

Слайд 8

Сравнение -

троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы(как, будто, точно, словно, как будто) Анчар, как грозный часовой, стоит - один во всей вселенной (А.Пушкин)

Слайд 9

ГИПЕРБОЛА -

троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу (А.Ахматова)

Слайд 10

ЛИТОТА -

троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение Ваш шпиц, прелестный шпиц, - не болеенаперстка (А.Грибоедов)

Слайд 11

ИРОНИЯ -

Прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое. Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов)

Слайд 12

АЛЛЕГОРИЯ -

троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предмета или явления действительности. Например, в начале «Божественной комедии» Данте встречает в лесу трех зверей - пантеру, льва и волчицу, которые являются аллегорией человеческих страстей - сладострастия, гордыни и алчности.

Слайд 13

ПЕРИФРАЗ -

троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления. Солнце русской поэзии - Пушкин Царь зверей - лев

Слайд 14

Стилистические фигуры – это особые стилистические обороты. Суть их состоит в особом синтаксическом построении речи.

Слайд 15

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС -

такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря? (А.Пушкин)

Слайд 16

АНАФОРА -

единоначатие Словно клянете вы дни без просвета, Словно пугают вас ноченьки хмурые… (А.Апухтин)

Слайд 17

ЭПИФОРА -

повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня. (А.Блок)

Слайд 18

АНТИТЕЗА -

противопоставление И день и час, и письменно и устно, За правду да и нет… (М.Цветаева)

Слайд 19

ОКСЮМОРОН -

соединение логически несовместимых понятий Ты - меня любивший фальшью истины и правдой лжи… (М.Цветаева)

Слайд 20

ГРАДАЦИЯ -

группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости Не жалею, не зову, не плачу… (С.Есенин)

Слайд 21

ЭЛЛИПСИС -

Пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого: Богаты мы, едва ли с колыбели … (М.Лермонтов)

Публицистический стиль. Слова-термины. Применение разговорного языка. Существует 5 функциональных стилей. Официально-деловой стиль. Диалектология. Научный стиль. Разговорный язык. Деловая информация. Разновидности употребления языка. Художественный стиль. Территориальные диалекты. «Общий» разговорный язык. Средство художественной выразительности. Профессионализмы. Просторечия. Свойства разговорного языка.

«Художественный стиль» - Повторение особых слов и оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Инверсия. Умолчание. Ты в меня! Метафора. Читал Толстого. Многосоюзие. В синем море волны плещут. Параллелизм. В синем небе звезды блещут. Литота. День в тёмную ночь влюблён, В зиму весна влюблена, Жизнь - в смерть… Тропы. Иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа. Художественный стиль речи.

«Стили речи» - Проверим свои знания. Стили речи. Стилевые черты. Признаки каждого стиля. Цель. Группы лексики. Цель публицистического стиля. Речевые жанры. Черты публицистического стиля речи. Сообщение, информирование. Сфера употребления. Образность, эмоциональность, конкретность речи. Точность. Языковые средства выражения. Официально – деловая лексика. Языковые средства. Научный стиль. Жанры художественного стиля.

«Тип речи и стиль текста» - Устная речь. Схема научного стиля речи. Письменная речь. Артисты говорят в гримёрной, твой друг беседует с тобой. Рассказ, сообщение о каком-то событии. Содержание. Повествование. Особенности публицистического стиля речи. Разговорный стиль. Объекты описания в зависимости от ситуации и целей. Официально – деловой стиль речи. Рассуждение и его характерные особенности. Характеристики устной речи. Стилистический эксперимент.

«Официально-деловой стиль» - Доверенность. Поурочное планирование курса. Наименование предприятия. Основные структурные компоненты автобиографии. Реферат. Причина выбора конкретной темы. Деловое письмо. Образец. Анализ литературы. Заявление. Сферы использования. Делаются обобщения. Жанры научного стиля. Форма апелляции. Ожидаемые результаты. Расположение частей заявления. Жанры официально-делового стиля. Основная часть. Расположение частей доверенности.

«Стили русской речи» - Речевые жанры. Публицистический стиль. Научные статьи. Сообщение. Основная функция. Официально-деловой стиль. Типы текста. Стили речи. Цель и основная функция. Типы речи. Сфера научного общения. Цель и основная функция. Тип текста определить нельзя-это особый способ повествования. Разговорный стиль. Все типы текста. Стилевые черты и языковые средства. Цель. Логичность. Главная форма мысли. Императивность.


Речевая ситуация Цель: Цель: эстетическое воздействие с помощью созданных образцов и картин (нарисованных словом) на чувства и мысли читателя Адресат: Адресат: читатель художественной литературы Сфера употребления: Сфера употребления: словесно- художественное творчество


Языковые особенности Средства художественной выразительности Выразительные Тропы Стилистические Ритм средства фигуры рифма фонетики (аллегория (анафора интонация (ассонанс гипербола антитеза аллитерация) ирония инверсия литота многосоюзие метафора градация метонимия параллелизм олицетворение эпифора перифраза риторический вопрос синекдоха риторическое обращение сравнение эллипсис эпитет) умолчание)


Лексика Столкновение разностилевой лексики Слова, употребленные в переносном значении (море огней, спит земля) Эмоционально-оценочная лексика Устаревшие слова, народно-поэтическая речь (О дуб, великий князь дубрав) Диалектные и просторечные слова (Сама я, березынька, // Сама я оденуся…) Фразеологические обороты




Языковое разнообразие Экспрессивное употребление различных морфологических средств Глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала действия (зацвел сад) Глаголы настоящего времени вместо прошедшего (Ходил я за грибами. Вдруг вижу…) Обилие прилагательных и причастийМорфология








Художественный стиль Художественный стиль речи является важным элементом русского языка. Он позволяет человеку выражать свои чувства и мысли, эстетически воздействовать на читателя От художественного стиля необходимо отличать язык художественной литературы. Язык художественной литературы – язык художественного произведения, в основе которого – художественный стиль с иностилевыми вкраплениями



Слайд 1

Текст слайда:

Художественный стиль речи

Слайд 2


Текст слайда:

Слайд 3


Текст слайда:

Мир художественной литературы - это "перевоссозданный" мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в

этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и т.п. С этим связаны эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи.

Слайд 4


Текст слайда:

Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Вспомните "Мертвые души" Н.В. Гоголя, где каждый из показанных помещиков олицетворял некие конкретные человеческие качества, выражал некоторый тип, а все вместе они являлись "лицом" современной автору России.

Слайд 5


Текст слайда:

Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Слово выполняет номинативно-изобразительную функцию.
Лексический состав в художественном стиле речи имеет свои особенности. В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни.

Слайд 6


Текст слайда:

Слайд 7


Текст слайда:

На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи - как социально-обобщенные понятия, в художественной речи несут конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили являются дополнением друг друга. Например, прилагательное "свинцовый" в научной речи реализует свое прямое значение - "свинцовая руда", "свинцовая, пуля", в художественной образует экспрессивную метафору - "свинцовые тучи", "свинцовая ночь". Поэтому, в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление.

Слайд 8


Текст слайда:

Слайд 9


Текст слайда:

Слайд 10


Текст слайда:

Слайд 11


Текст слайда:

Языковые особенности художественного стиля речи

Неоднородность лексического состава: сочетание книжной лексики с разговорной, просторечной, диалектной и т.п.

Отцвели разномастные травы. На гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе, несчетные, сияли звезды; месяц - казачье солнышко, темнея ущербленной боковиной, светил скупо, бело; просторный Млечный Шлях сплетался с иными звездными путями. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен; земля, напитанная все той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе. (М.А.Шолохов)

Слайд 12


Текст слайда:

2. Использование всех пластов русской лексики в целях реализации эстетической функции.

Дарья нам минуту замешкалась и отказала:
- Нет, нет, я одна. Туды я одна.
Куда «туды» - она и близко не знала и, выйдя за ворота, направилась к Ангаре. (В. Распутин)

Слайд 13


Текст слайда:

3. Активность многозначных слов всех стилевых разновидностей речи.

Бурлит река вся в кружеве белой пены.
На бархате лугов алеют маки.
На рассвете родился мороз.
(М. Пришвин).

Слайд 14


Текст слайда:

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня.
Я на башню всходил. И дрожали ступени.
И дрожали ступени под ногой у меня
(К. Бальмонт)

Слайд 15


Текст слайда:

5. Большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая – абстрактной.

Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага – и он уже в саду.
Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей.

Слайд 16


Текст слайда:

6. Широкое употребление народно-поэтических слов, эмоциональной и экспрессивной лексики, синонимов, антонимов.

Шиповник, наверное, с весны еще пробрался по стволу к молодой осинке, и вот теперь, когда время пришло справлять осинке свои именины, вся она вспыхнула красными благоуханными дикими розами. (М. Пришвин).

В Эртелевом переулке помещалось «Новое время». Я сказал «помещалось». Это не то слово. Царило, властвовало. (Г. Иванов)

Слайд 17


Текст слайда:

7. Глагольное речеведение (писатель называет каждое движение и изменение состояния поэтапно).

Григорий спустился к Дону, осторожно перелез через плетень астаховского база, подошел к прикрытому ставнями окну. Он слышал только частые удары сердца…Тихо постучал в переплет рамы… Аксинья молча подошла к окну, всмотрелась. Он увидел, как она прижала к груди руки и услышал сорвавшийся с губ ее невнятный стон. Григорий знаком показал, чтобы она открыла окно, снял винтовку. Аксинья распахнула створки. Он стал на завалинку, голые руки Аксиньи схватили его шею. Они так дрожали и бились на его плечах, эти родные руки, что дрожь их передалась и Григорию. (М.А. Шолохов «Тихий Дон»)

Слайд 18


Текст слайда: