С лесом надо дружить… Конечно, надо, кто же с этим спорит? Но что значит «дружить» с неодушевленным предметом? Хотя нет, постойте! У меня язык не поворачивается назвать лес неодушевленным. Он живой, живой весь, начиная с птиц и зверей и заканчивая деревьями, травой, землей. Лес, мне кажется, это единое существо, живущее по своим законам. И дружить с ним – это значит уважать эти законы, соблюдать их. Тем более что человек - тоже часть природы, а не его господин, как было принято считать раньше. Он живет и развивается по общим законам, единым и для леса, и вообще для всей вселенной. Поэтому если мы, люди, мним себя умными и мудрыми, то должны «дружить» с лесом, сохранять его, потому что тем самым мы сохраняем и себя тоже.
Об этом говорили многие русские писатели. Одним из самых ярких среди них был М. Пришвин. Читая его рассказы, удивляешься наблюдательности, доброте этого человека, его силе сердечного участия в мире всего живого.
Так, в «Кладовой солнца» Пришвин говорит нам, что лес – это живое существо. Герои, попав туда, оказываются под властью этой волшебной страны. Она впускает их довольно легко: «Дети без особого труда перешли эту приболотицу в предрассветной темноте». Мы видим, что матушка-природа благосклонна к своим питомцам: «Борина Звонкая охотно открыла детям свою широкую просеку, покрытую и теперь, в апреле, темно-зеленой брусничной травой».
Дети наблюдают за жизнью леса и его обитателей, им понятна эта жизнь, потому что они – тоже ее часть. Но писатель показывает, что лес может наказать детей, которые в чем-то ослушались или уклонились от устоявшихся лесных законов. Природа предупреждала брата и сестру, что они неправильно поступают, разделившись у Лежачего камня. Всеми силами лес пытался остановить детей: «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали».
Книга рассказов Пришвина «Лесная капель» также погружает нас в мир природы, мир леса. Из нее мы узнаем о целебных свойствах клюквы, о значении леса для человека, о том, как охотник устраивает облавы на волков, какие повадки у зайца и лисицы, у волка и у тетерева, почему надо, особенно на болоте, держаться твердой тропы, и что собой представляют большие торфяные болота и т.д.
Читая книги Пришвина, начинаешь понимать, что жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам. И если их нарушать, то будет нарушена вся жизнь, в том числе, и человека. Поэтому если для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. Если в лесах, степях, горах обитают разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.
Так заведено свыше, что рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И знать, любить и охранять природу - значит любить свою родину.

С лесом надо дружить… Конечно, надо, кто же с этим спорит? Но что значит «дружить» с неодушевленным предметом? Хотя нет, постойте! У меня язык не поворачивается назвать лес неодушевленным. Он живой, живой весь, начиная с птиц и зверей и заканчивая деревьями, травой, землей. Лес, мне кажется, это единое существо, живущее по своим законам. И дружить с ним – это значит уважать эти законы, соблюдать их. Тем более что человек - тоже часть природы, а не его господин, как было принято считать раньше. Он живет и развивается по общим законам, единым и для леса, и вообще для всей вселенной. Поэтому если мы, люди, мним себя умными и мудрыми, то должны «дружить» с лесом, сохранять его, потому что тем самым мы сохраняем и себя тоже.
Об этом говорили многие русские писатели. Одним из самых ярких среди них был М. Пришвин. Читая его рассказы, удивляешься наблюдательности, доброте этого человека, его силе сердечного участия в мире всего живого.
Так, в «Кладовой солнца» Пришвин говорит нам, что лес – это живое существо. Герои, попав туда, оказываются под властью этой волшебной страны. Она впускает их довольно легко: «Дети без особого труда перешли эту приболотицу в предрассветной темноте». Мы видим, что матушка-природа благосклонна к своим питомцам: «Борина Звонкая охотно открыла детям свою широкую просеку, покрытую и теперь, в апреле, темно-зеленой брусничной травой».
Дети наблюдают за жизнью леса и его обитателей, им понятна эта жизнь, потому что они – тоже ее часть. Но писатель показывает, что лес может наказать детей, которые в чем-то ослушались или уклонились от устоявшихся лесных законов. Природа предупреждала брата и сестру, что они неправильно поступают, разделившись у Лежачего камня. Всеми силами лес пытался остановить детей: «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали».
Книга рассказов Пришвина «Лесная капель» также погружает нас в мир природы, мир леса. Из нее мы узнаем о целебных свойствах клюквы, о значении леса для человека, о том, как охотник устраивает облавы на волков, какие повадки у зайца и лисицы, у волка и у тетерева, почему надо, особенно на болоте, держаться твердой тропы, и что собой представляют большие торфяные болота и т.д.
Читая книги Пришвина, начинаешь понимать, что жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам. И если их нарушать, то будет нарушена вся жизнь, в том числе, и человека. Поэтому если для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. Если в лесах, степях, горах обитают разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.
Так заведено свыше, что рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И знать, любить и охранять природу - значит любить свою родину.

С лесом надо дружить… Конечно, надо, кто же с этим спорит? Но что значит «дружить» с неодушевленным предметом? Хотя нет, постойте! У меня язык не поворачивается назвать лес неодушевленным. Он живой, живой весь, начиная с птиц и зверей и заканчивая деревьями, травой, землей. Лес, мне кажется, это единое существо, живущее по своим законам. И дружить с ним – это значит уважать эти законы, соблюдать их. Тем более что человек - тоже часть природы, а не его господин, как было принято считать раньше. Он живет и развивается по общим законам, единым и для леса, и вообще для всей вселенной. Поэтому если мы, люди, мним себя умными и мудрыми, то должны «дружить» с лесом, сохранять его, потому что тем самым мы сохраняем и себя тоже.

Об этом говорили многие русские писатели. Одним из самых ярких среди них был М. Пришвин. Читая его рассказы, удивляешься наблюдательности, доброте этого человека, его силе сердечного участия в мире всего живого.

Так, в «Кладовой солнца» Пришвин говорит нам, что лес – это живое существо. Герои, попав туда, оказываются под властью этой волшебной страны. Она впускает их довольно легко: «Дети без особого труда перешли эту приболотицу в предрассветной темноте». Мы видим, что матушка-природа благосклонна к своим питомцам: «Борина Звонкая охотно открыла детям свою широкую просеку, покрытую и теперь, в апреле, темно-зеленой брусничной травой».

Дети наблюдают за жизнью леса и его обитателей, им понятна эта жизнь, потому что они – тоже ее часть. Но писатель показывает, что лес может наказать детей, которые в чем-то ослушались или уклонились от устоявшихся лесных законов. Природа предупреждала брата и сестру, что они неправильно поступают, разделившись у Лежачего камня. Всеми силами лес пытался остановить детей: «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали».

Книга рассказов Пришвина «Лесная капель» также погружает нас в мир природы, мир леса. Из нее мы узнаем о целебных свойствах клюквы, о значении леса для человека, о том, как охотник устраивает облавы на волков, какие повадки у зайца и лисицы, у волка и у тетерева, почему надо, особенно на болоте, держаться твердой тропы, и что собой представляют большие торфяные болота и т.д.

Читая книги Пришвина, начинаешь понимать, что жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам. И если их нарушать, то будет нарушена вся жизнь, в том числе, и человека. Поэтому если для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. Если в лесах, степях, горах обитают разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.

Так заведено свыше, что рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И знать, любить и охранять природу - значит любить свою родину.

Сочинение

С лесом надо дружить… Конечно, надо, кто же с этим спорит? Но что значит «дружить» с неодушевленным предметом? Хотя нет, постойте! У меня язык не поворачивается назвать лес неодушевленным. Он живой, живой весь, начиная с птиц и зверей и заканчивая деревьями, травой, землей. Лес, мне кажется, это единое существо, живущее по своим законам. И дружить с ним — это значит уважать эти законы, соблюдать их. Тем более что человек - тоже часть природы, а не его господин, как было принято считать раньше. Он живет и развивается по общим законам, единым и для леса, и вообще для всей вселенной. Поэтому если мы, люди, мним себя умными и мудрыми, то должны «дружить» с лесом, сохранять его, потому что тем самым мы сохраняем и себя тоже.

Об этом говорили многие русские писатели. Одним из самых ярких среди них был М. Пришвин. Читая его рассказы, удивляешься наблюдательности, доброте этого человека, его силе сердечного участия в мире всего живого.

Так, в «Кладовой солнца» Пришвин говорит нам, что лес — это живое существо. Герои, попав туда, оказываются под властью этой волшебной страны. Она впускает их довольно легко: «Дети без особого труда перешли эту приболотицу в предрассветной темноте». Мы видим, что матушка-природа благосклонна к своим питомцам: «Борина Звонкая охотно открыла детям свою широкую просеку, покрытую и теперь, в апреле, темно-зеленой брусничной травой».

Дети наблюдают за жизнью леса и его обитателей, им понятна эта жизнь, потому что они — тоже ее часть. Но писатель показывает, что лес может наказать детей, которые в чем-то ослушались или уклонились от устоявшихся лесных законов. Природа предупреждала брата и сестру, что они неправильно поступают, разделившись у Лежачего камня. Всеми силами лес пытался остановить детей: «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали».

Книга рассказов Пришвина «Лесная капель» также погружает нас в мир природы, мир леса. Из нее мы узнаем о целебных свойствах клюквы, о значении леса для человека, о том, как охотник устраивает облавы на волков, какие повадки у зайца и лисицы, у волка и у тетерева, почему надо, особенно на болоте, держаться твердой тропы, и что собой представляют большие торфяные болота и т. д.

Читая книги Пришвина, начинаешь понимать, что жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам. И если их нарушать, то будет нарушена вся жизнь, в том числе, и человека. Поэтому если для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. Если в лесах, степях, горах обитают разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.

Так заведено свыше, что рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И знать, любить и охранять природу — значит любить свою родину.

Книжка эта - про наших земляков. Про птиц и зверей. Они вместе с нами живут на Земле. А земляков своих и соседей надо знать. Ведь во всём огромном космическом мире нет больше таких птиц, таких зверей и таких растений. Другие, может, и есть, а таких нет. Потому-то, наверное, встречи с ними всегда приносят радость и новые впечатления. Если ты художник, то увидишь новые сочетания красок. Если музыкант, - услышишь новые звуки. Скульптора поразит совершенство и красота формы. Учёный задумается над новой загадкой. А просто любящий природу подивится огромному разнообразию жизни.

Но особенно радостны и интересны должны быть такие встречи для вас, ребята. Сколько открытий они вам несут!

Например, вы узнаете, что не все смотрят на мир только двумя глазами - у паука их восемь! Не все дышат ртом - крохотный водяной циклопик дышит… ногами. Не все слушают ухом - черепаха может слышать и животом.

И с каждой такой встречей горизонт будет раздвигаться всё шире, будто вы поднимаетесь на высокую гору.

Но чтобы такие встречи были, с лесом надо дружить. Лес открывается только своим друзьям. Чужаков он встречает недружелюбно и старается насолить им. А уж на это он мастер!

Если вы в крепких сапогах и плотной куртке, так он не станет напрасно стегать ветвями по бокам и ногам, а будет метить в глаз, хлестнёт по замёрзшему уху.

Ну, а если дело летом и вы босиком, он ловко подбросит под голую пятку колючую шишку или воткнёт между пальцев сучок.

Уж какой-нибудь недогляд да найдёт! Дырочка в сапоге - нальёт ледяной воды. Ворот распахнут - горсть колючей хвои за шиворот. Руками размахался - сейчас же по рукам жгучей крапивой!

Всё видят его зелёные глаза, до всего дотянутся цепкие зелёные руки. И до тех пор будет шпынять, пока не узнаете его характер. А характер у него, в общем, ничего. И узнать его просто. Надо только постараться увидеть, как улыбаются солнцу деревья, услышать, как кусты и травы просят пить, и понять, о чём говорят птицы и звери, - только-то и всего!

Нет, лес для человека не только дрова, луга не только сено, а живые существа - не только пух да перо.

Кроме пера и пуха, есть у них ещё и жизнь, полная удивительных тайн…

Охота за этими тайнами - радостная охота.

Это и есть счастливая охота.

Счастливая охота в родных лесах.

БЕЗЫМЯННОЙ ТРОПОЙ

Тропинки в горах разбегаются лучиками. И у каждой тропинки свой смысл. Вот одна протянулась к роднику - это «водяная» тропинка. Другая - в лес, к валежнику - это «дровяная». Вьётся, вьётся, спешит вниз, в долину, «домашняя» тропинка - дорога к дому.

Но есть в горах и другие тропинки. Кто их проложил - человек или зверь, - неизвестно. Их и заметить-то не просто. Только если пригнёшься, увидишь на осыпи, под серыми скалами, тёмную ниточку. Это и есть та самая тропинка. Шириной она в два козлиных копытца. Никто не знает, куда она ведёт. Потому и называют эти тропинки «безымянными».

Пойдёшь по «водяной» тропе - найдёшь воду. По «дровяной» - дрова.

Я выбрал себе безымянные тропы - и вот что на них увидел.

Ночь на Кара-Даге

Я охотник и не новичок в горах. Но такого мрачного нагромождения скал мне ещё не приходилось встречать. Крикнешь, - из провалов и пропастей гаркнет в ответ стоголосое эхо. Идёшь, - в спину тебе будто упорно смотрит кто-то; обернёшься - никого нет.

Скалы мертвы. И пусты. А ведь путь охотника красят встречи. Трудно идти, когда ничего не ждёшь впереди.

Ломает высота. Даже на привале сердце стучит быстро-быстро. И дышишь, как загнанная лошадь.

Вечер застал меня высоко в этих диких скалах.

Собираю пучки колючей травы и растапливаю на них в котелке снег. Трава сырая. Дым от неё густой, зелёный и едкий. Вода становится горькой, как хина. Сухарь холодный, крепкий - не угрызть!

Пора в спальный мешок.

Блаженны минуты, когда после выматывающих силы подъёмов залезешь, наконец, в мягкий и тёплый спальный мешок и растянешься в нём на покое! Но тут кругом так мрачно и дико, что и отдых не радует.

Глубоко внизу застыло холодное облачное море. Горный хребет в нём как изрезанный морской берег.

Тишина. Напряжённое ухо ловит отдалённый, еле слышный рёв. Это шумят водопады глубоко внизу, под облаками.

Из-за чёрной скалы, похожей на запрокинутую морду зверя, вылезает узкий зелёный клык месяца.

Холодина! С головой залезаю в мешок. Но и в мешке не согреться. Пахнет мокрой овчиной. В бока впиваются острые камни. Дышать в мешке ещё труднее.

Не радуют и мысли о завтрашнем дне: опять голые скалы, снег, тяжёлые подъёмы…

Заснул под утро.

… Разбудили меня какие-то непонятные звуки, ворчание, сухой скрип, будто что-то жёсткое тёрлось о камень.

Осторожно высовываюсь из мешка и подтягиваю к себе карабин.

Горы чёрные, без глубины, как вырезанные из бумаги. Белое облачное море внизу, тронутое зарёй, розовеет.

Глаз не оторвать: пенистое розовое море с чёрными островами гор! Это так необычайно, что забываю и про холод, и про непонятные звуки.

Но вот опять скрип, ворчание, шлёпание. Приподнимаюсь на локте и вижу: над пропастью на каменной плите сутуловатые силуэты чудовищ. Чёрные на розовом. Их двенадцать. Они похожи на горбатых старух. Головы у них втянуты в плечи. Большие крючковатые носы торчат прямо из груди.

Вот зашевелились. Переступают с лапы на лапу. Вытянули змеиные шеи к земле. Шеи-змеи раскачиваются. Слышно сердитое ворчание.

И вдруг все разом подняли головы.

Раздался костяной звук: чудовища столкнулись тяжёлыми костяными носами!

Столкнулись и разошлись; грузно, вперевалку заковыляли по плите, волоча по земле свои громадные приспущенные крылья. И тут послышался тот сухой скрип, что меня разбудил, - это их жёсткие перья тёрлись о камень.

Я узнал этих чудовищ. То были сипы - огромные птицы горных высот, птицы-мертвоеды. Белоголовые грифы, ростом много больше самого крупного из орлов - беркута. В размахе крыльев сипа чуть не три метра.

Вот одна из этих чудовищных птиц остановилась, закинула голову на спину. Из разинутого клювища вылетело облачко пара. Громкий хриплый клёкот понёсся в скалы. Каждая трещина, каждый провал повторили крик.

После первого заклекотал второй сип, потом третий. Скалы кричали голосами сипов.

Вот сипы перестали кричать и, скрипя крыльями, заковыляли обратно к краю пропасти. Сошлись, закачались, опустив шеи и переваливаясь с лапы на лапу. И опять внезапно, как по команде, подняли и сдвинули головы - стукнулись чугунными клювищами!

Показалось из-за горы солнце. Со скал живо сбежала чёрная тень. Побелел синий снег. Розовое море стало жёлтыми облаками. Облака раздвинулись - и рёв подоблачных водопадов стал яснее и громче.

Чудовищные птицы не кажутся уже чёрными. Жёлто-бурые, с длинными белыми шеями, они все повернулись в одну сторону и молча смотрят, как из-за чёрной скалы, похожей на запрокинутую морду зверя, медленно поднимается солнце.

Когда солнце поднялось над скалой, среди сипов опять началось движение. Один за другим они неуклюже поскакали к самому краю каменной плиты, помогая себе полураспущенными крыльями. С ходу прыгали вниз, в бездну. Сейчас же поднимались из неё, распластав огромные крылья навстречу утреннему ветру. Ветер посвистывал в их широко расставленных маховых перьях.

Один за другим сипы большими кругами поднимались над горным хребтом и исчезали в безоблачном небе.

Улетели сипы. Стал собираться и я. Весело собирался.

Усталости как не бывало. И вода стала вроде не такая уж горькая. И сухарь вкусен. И трудный путь не страшит.