Йоко Оно (Yoko Ono, род. 18 февраля 1933 года) - американская певица, художник, общественный деятель, вдова музыканта Джона Леннона (John Lennon), участника группы The Beatles. Известна своими авангардными проектами в музыке, кинематографе и изобразительном искусстве. Основные мотивы творчества Йоко Оно - борьба за мир и за права сексуальных меньшинств, феминизм, а также продвижение нестандартных взглядов на искусство.

Творческий путь Йоко Оно

Йоно Оно родилась в 1933 году в Токио , Япония , и первые три года своей жизни провела там же, вместе со своей матерью, Исоко Оно . Отец Йоко, Эйсуке Оно , был банкиром и работал в Сан-Франциско в одном из филиалов банка Bank of Japan. Когда Йоко было 3 года, они с матерью переехали в Америку к отцу, но вскоре его перевели обратно в Японию, где Йоко отдали в престижнейшую школу Gakushuin , учебное заведение, в которое допускались только аристократы и члены королевской семьи. Через 3 года, в 1940 году, отца Йоко опять отправили в Америку, на этот раз в Нью-Йорк, и семья поехала с ним. Но через год последовал очередной переезд - Эйсуке был переведен в Ханой , а Йоко с матерью отправились домой в Японию.

После Второй мировой войны Йоко вместе с семьей вернулась в Америку и поступила в нью-йоркский колледж Сары Лоренс (Sarah Lawrence Colledge). Она стала активно общаться с молодыми писателями, поэтами и прочими людьми, ведущими богемный образ жизни. В 1956 году Оно вышла замуж за талантливого молодого композитора Тоши Ичиянаги (Toshi Ichiyanagi). После замужества Йоко твердо решила посвятить себя искусству и стать авангардной художницей. Но, несмотря на все старания, ее творчество не воспринималось окружающими всерьез. Безуспешные попытки завоевать признание публики довели Йоко до нервного срыва, результатом которого стало несколько попыток самоубийства. После одной из таких попыток Оно была помещена в психиатрическую клинику в Японии, где ее нашел продюсер Энтони Кокс (Anthony Cox), ставший впоследствии ее мужем. Под руководством Энтони Йоко удалось воплотить в жизнь несколько удачных проектов, на одном из которых она познакомилась с Джоном Ленноном . В это время Йоко вместе с мужем и их общей дочерью жила в Лондоне, считая, что там больше возможностей для творческого развития.

Фильмография Йоко Оно

(озвучка, 2018)

« (ремастеринг, 2018)

John Lennon/Plastic Ono Band: Love (короткометражка, 2003)

John Lennon/Plastic Ono Band: Working Class Hero - Version 1 (короткометражка, 1997)

The Misfits - 30 Years of Fluxus (1993)

Без ума от тебя (сериал, 1992–1999)

John Lennon: Woman (короткометражка, 1981)

John Lennon: (Just Like) Starting Over - First Version (короткометражка, 1980)

John Lennon: Stand by Me (короткометражка, 1975)

John Lennon: Mind Games - First Version (короткометражка, 1973)

John Lennon: Imagine (короткометражка, 1971)

John Lennon: Oh Yoko! (короткометражка, 1971)

John Lennon: Oh My Love (короткометражка, 1971)

John Lennon: How Do You Sleep? (короткометражка, 1971)

John Lennon: Jealous Guy - Version 1 (короткометражка, 1971)

John Lennon: How? (короткометражка, 1971)

John Lennon: Crippled Inside - Version 1 (короткометражка, 1971)

John Lennon: Gimme Some Truth (короткометражка, 1971)

John Lennon: It"s So Hard (короткометражка, 1971)

Yoko Ono: Don"t Count the Waves (короткометражка, 1971)

John Lennon: I Don"t Wanna Be a Soldier (короткометражка, 1971)

Yoko Ono: Mrs. Lennon (короткометражка, 1971)

Свобода (1970)

Апофеоз (1970)

John Lennon, Ono and the Plastic Ono Band: Instant Karma! (короткометражка, 1970)

The Beatles: Something (короткометражка, 1969)

Plastic Ono Band: Cold Turkey - First Version (короткометражка, 1969)

The Beatles: The Ballad of John and Yoko (короткометражка, 1969)

John Lennon & The Plastic Ono Band: Give Peace a Chance - Version 1 (короткометражка, 1969)

Два девственника (1968)

Йоко Оно известна широкой публике, в первую очередь, как жена Джона Леннона. Хотя немалых успехов в своей жизни она достигла ещё до встречи с ним. Сам музыкант говорил о ней, что она «самая знаменитая из неизвестных художников». Кто же такая Йоко Оно?

Детство и семья

Йоко родилась в 1933 году в знатной японской семье. Её отец был аристократом и управлял американским филиалом Bank of Japan. Мать происходила из рода банкиров и занималась творчеством. Первые годы своей жизни Йоко жила с матерью в Токио.

Уже в три года она посещала музыкальную школу для одаренных детей. Йоко всегда отличалась твердым и достаточно своенравным характером, восхищалась сильными и уверенными в себе людьми.Семья жила то в Америке, то в Японии. Йоко поступила на философский факультет Университета Гакусюина, а затем изучала музыку и литературу в колледже Сары Лоуренс.

В 1956 году, наперекор родителям, девушка вышла замуж за композитора Тоси Итиянаги. Благодаря мужу Йоко познакомилась с нью-йоркскими авангардистами, что стало одним из определяющих моментов её жизни.

Она полностью окунулась в авангард, устраивая эксцентричные выступления и перфомансы. Публику это только смешило, а отзывы критиков были крайне неутешительными. В ответ следовали серии депрессий и попытки самоубийства. В 1962 году отец отправил её в психиатрическую больницу в Японии.

Возвращение к искусству

Своими творческими выходками Йоко все же удалось привлечь внимание. Энтони Кокс восхищался её особой. Он вытащил её из больницы и увез обратно в Нью-Йорк. Энтони стал её вторым мужем. В 1963 году у них родилась дочь Кеко.

Он был настоящим поклонником творчества Йоко, помогал в организации перфомансов и выставок. Перед открытием одной из них художница и познакомилась с Джоном Ленноном. В 1966 году он зашел в галерею «Индика». Музыкант не был впечатлен авангардом, считая, что он позиционирует сплошное отрицание всего, но, увидев слово «да» на одном из экспонатов, решил остаться на выставке.

Знакомство с Йоко завязалось с помощью необычного спора. Джон увидел надпись «вбей гвоздь» и пожелал исполнить написанное на экспонате. Художница разрешила сделать это, но только за пять шиллингов. Леннон ответил, что даст воображаемые деньги, и вобьет воображаемый гвоздь. «Вот так и произошла наша встреча, она что-то почувствовала, я что-то почувствовал, а остальное - это уже, как говорится, история».

Жена Джона Леннона

Йоко Оно была на семь лет старше Леннона. Их первая встреча перерастала в большие чувства постепенно, хотя инициатива шла от нее. Художница присылала Джону записки, настойчиво звонила ему, караулила у дома. Со временем они стали общаться. Обсуждая политику, философию, он обнаружил в Йоко интересную личность и наставника.

Первая жена Джона Леннона беспокоилась о появлении соперницы, а обнаружив их однажды в постели, подала на развод. Леннон и Йоко стали жить вместе и вскоре поженились. «Я знаю, что когда я встретила Джона, женщины для него были просто служанками. Ему пришлось раскрыться и иметь дело с такой женщиной, как я».

Музыкант полностью подхватил её сумасшедшие экспериментаторские идеи, два бунтарских духа соединились. Новая жена Джона Леннона (фото смотрите ниже) вдохновила его на создание совместных проектов. Самым ярким был «интервью в постели», когда пара отвечала на вопросы журналистов, лежа в пижамах в кровати.

Восточный Дракон

Джон повсюду появлялся в компании с Йоко. Художница вошла в его жизнь, когда «Битлз» были на вершине славы, и её тут же восприняли как угрозу. Она присутствовала на репетициях и записях группы, что до этого было табу для участников коллектива.

Разногласия между музыкантами нарастали. Легендарные The Beatles распались в 1970-м, и причин этому было не счесть, хотя многие решили, что виной всему Йоко. Имя жены Джона Леннона все чаще появлялось в СМИ. Её окрестили восточным драконом, женщиной-разрушителем.

Общественность считала Йоко манипулятором, колдуньей, одурманившей гениального исполнителя. Джона подобные высказывания оскорбляли. Неоднократно в интервью он говорил, что давно хотел уйти из группы, обязанность писать песни по контракту и споры за первенство с Маккартни отягощали его. Он восхищался женой, её стойкостью и уверенностью, отмечая, что она открыла ему его свободу.

Музыка, политика, искусство

В 1969 году Джон и Йоко оборудуют собственную музыкальную студию и организовывают свою группу Plastic Ono Band, в рамках которой Джон создал свой лучший альбом Imagine. Они использовали свою славу, чтобы популяризировать свои политические убеждения про мир без войны и агрессии.

Жена Джона Леннона не бросила творчество и после его смерти. Художница, бизнес-леди, певица - все эти определения несомненно подходят Йоко. В свои 76 она занимала лидирующие позиции в танцевальных чатах с собственным синглом I’m Not Getting Enough. Йоко регулярно устраивает концерты, организует новые проекты.

Основная черта её работ состоит во взаимодействии со зрителем методом интерактивности. Выставки Йоко проходят по всему миру, оставаясь непредсказуемыми и вовлекающими. На одном из перфомансов она сидела на сцене, позволив зрителям отрезать куски от своей одежды, пока не осталась обнаженной. Так художница символически принимала на себя жестокость и грубость мира.

Йоко стала проводником концептуального искусства ещё до появления этого термина. Ещё в 1964 году она издала книгу Grapefruit с набором идей и инструкций для создания творческих работ, в которой призывала позволить копировать произведения и уничтожать оригиналы. Своей оригинальностью и своеобразием Йоко вполне доказала, что она не просто жена Джона Леннона, но ещё и вполне самодостаточный деятель искусства.

ЙОКО ОНО – ЧОКНУТАЯ АВАНГАРДИСТКА

Сколькими эпитетами только не награждали, каких ярлыков не вешали – ведьма, посредственность, нелюдимка, чокнутая, невзрачная. Впрочем, все это не помешало ей стать самой известной из неизвестных художников и почти самой обсуждаемой вдовой ХХ века. В этом ее превзошла разве только Жаклин Кеннеди. Что же помогло завоевать столько «титулов»?

Потомственная аристократка Йоко Оно

Характер японки Йоко , которая родилась 1933 года, закалился еще в детстве, когда семье токийских аристократов пришлось прятаться от бомбежек Второй мировой войны и бежать в глухую деревню. Там представители высшего класса испытали унижение и крайнюю бедность. До этого Йоко жила с матерью, пока отец (потомок императора) занимал ответственные посты в Банке Японии в Сан-Франциско. Семья несколько раз то разлучалась, то воссоединялась в связи с новыми назначениями отца.

Несмотря на переезды Йоко удалось окончить престижную школу в Японии, после чего все семейство перебралось в Нью-Йорк, где Йоко начала свой путь художника-концептуалиста. Правда до этого она хотела стать оперной певицей, даже изучала в колледже музыку и литературу, но в 1956 году встретила бедного и никому не известного композитора Тоси Итиянаги, за которого и вышла замуж вопреки воле родителей. Но именно Тоси стал ее ниточкой в мир авангардистов. Он устроился на работу пианистом в танцевальную труппу американского хореографа Мерса Каннингема, который был знаком со многими художниками-авангардистами.

От концептуализма до самоубийства – один шаг

с матерью

Первые шаги в этом направлении были весьма неудачными. Она пыталась скомпилировать свои таланты, экспериментировала, искала способы завоевания публики, но они были тщетными – ни перфомансы, ни спектакли, ни выставки не вызывали почти никакого интереса у зрителей. Вдобавок ко всему критики делали вид, что Йоко в мире искусства попросту не существует.

Все эти неудачные старания самореализации приводили Оно к депрессиям, выход из которых она искала в попытках свести счеты с жизнью. Возможно, это был очередной способ привлечь к себе внимание, ведь в нужный момент рядом всегда оказывался муж и спаситель Тоси Итиянаги.

Вскоре о проблемах дочери узнали родители и приняли решительные меры. В 1962 году они отправили на родину, в Японию, проходить лечение в психиатрической больнице.

с Энтони Коксом и Кеко

Как позже выяснилось, даже там судьба готовила ей сюрприз. Чуть ли не единственным большим поклонником творчества был американский продюсер Энтони Кокс. Узнав о ее беде, он бросил все и отправился в Японию ухаживать за Йоко . После лечения он забрал ее в Нью-Йорк и стал заниматься продюсированием ее проектов. После этого Йоко оставила первого мужа и зарегистрировала свои отношения с Энтони.

В 1963 году в семье родилась дочь Кеко Оно Кокс, хотя появление на свет ребенка не спасло их брак от развала. Еще три года они провели вместе, занимались творчеством и позиционировали себя как концептуальные художники. Это направление искусства выражало художественную идею в абсурдной, нередко бессмысленной форме. Такой же была и жизнь самой художницы. Ее поступки никогда не отличались последовательностью и логикой.

5 шиллингов за право быть первым

Новая страница жизни и даже творчества началась у после встречи с кумиром миллионов людей, живой легендой . Многочисленные источники утверждают, что их первая встреча произошла в лондонской галерее «Индика».

Было это в конце 1966 года. Там готовилась к открытию выставка Йоко , а Джон якобы забрел туда совершенно случайно. В зале стояла стремянка. Он взобрался по ступенькам, держа в руке лупу и пытаясь прочитать одно слово, которое было написано на потолке. Через увеличительное стекло он рассмотрел слово «Yes». Проявленный интерес музыканта не ускользнул от цепкого взгляда художницы.

Он осмотрел выставку и увидел обычную дощечку, возле которой лежали молоток с гвоздями. Джон захотел вбить гвоздь, но Йоко стала возражать, ведь открытие намечалось только на следующий день. Леннон продолжал настаивать, и тогда авангардистка потребовала с него 5 шиллингов за право быть первым. Джон нашел выход и из этого положения. Он предложил вбить воображаемый гвоздь за такие же воображаемые деньги.

Эта история стала поводом для язвительных высказываний поклонников, мол, гвоздь был забит в крышку гроба группы , а еще и двух семей.

Чаша любви и разбитая чашка

Дальше было то, что мир музыки обсуждал еще очень долго. Во-первых, она была старше Джона на 7 лет. Во-вторых, Йоко дежурила у дома Джона часами, добивалась его внимания различными способами: писала записки, присылала письма, а однажды даже разбитую чашку, облитую красной краской. Иначе как выходками сумасшедшей такое поведение назвать сложно. Но именно оно возымело действие, и Леннон стал поддерживать ее выставки.

Общая работа еще больше сблизила, и обоим пришлось оставить свои семьи и детей ради новых отношений. Еще через время Леннон принял решение уйти из группы, и был благодарен Оно , что та дала ему на это силы. Он чувствовал, что бесконечные поклонницы, затяжные гастроли и безумные растраты ни к чему хорошему не приведут.

Они стали неразлучны. Как ни парадоксально, но это только вдохновляло пару на новые проявления творчества. Йоко познакомила Джона с авангардом, а тот посредством «Белого альбома» передал это ощущение своим поклонникам. Вместе они организовали группу Plastic Ono Band. И снова была импровизация, в текстах звучал концептуализм и, конечно, безудержные эксперименты. Многие помнят фотосессию, где Оно и Леннон предстали совершенно нагими. Она была снята для альбома «Два девственника». Разразился неимоверный скандал, альбом не хотели брать в продажу и только плотные коричневые обертки спасли положение.

Все эти годы она не переставала писать музыку. В 2002 году добился популярности ее проект ONO, а еще через пять лет танцевальная обработка песни «Open Your Box» попала в чарт клубной музыки. Йоко говорит, что впервые в искусстве соединила популярную музыку с авангардом. Благодаря стараниям Оно после 36-летнего перерыва ее группа Plastic Ono Band выпустила альбом «Between My Head and the Sky». Пробовала она себя и в совместном творчестве с сыном Шоном.

Пацифистка Йоко выступала против войны в Ираке. В ведущих изданиях США она оплатила публикацию одной единственной строчки: «Imagine Peace… Spring 2003» («Представьте себе мир… Весна 2003»). До этого плакат с фразой: «Представьте, что все люди живут мирной жизнью» украшал лондонскую площадь Пикадилли. Таким способом Оно выразила сочувствие жертвам терактов в США 11 сентября.

У них уже был опыт с Джоном авангардных протестов против войны. Тогда они весь медовый месяц валялись в постели в окружении нескольких журналистов с фотокамерами. Так они выражали свое отношение к войне во Вьетнаме и пропагандировали мир.

На этом ее общественная деятельность не заканчивается. организовала премию имени Джона Леннона – Lennon Ono Grant For Peace. Лауреатов выбирают один раз в два года. В последний раз премию получила эпатажная певица Леди Гага и скандально известные девушки из российской группы Pussy Riot.

Волнуют Йоко и экологические проблемы. Она поддерживает организации, которые выступают против добычи сланцевого газа. При этом методе добычи происходит гидроразрыв пласта земли, что приводит к уничтожению почв и грунтовых вод. Как видим, даже такие вопросы ей не чужды.

«Делай все с ощущением радости. Негативное мышление – роскошь, которую мы не можем себе позволить», – говорит 81-летняя , и в этом с ней трудно спорить.

ФАКТЫ

За время жизни с Ленноном сумела приумножить семейные доходы в несколько раз. К 1980 году их совместное состояние оценивалось в 150 миллионов долларов.

Однажды она развесила по всему Ливерпулю плакаты, на которых была изображена женская грудь. Подпись гласила: «Моя мать была прекрасна». Как оказалось, эта акция была посвящена матери Джона Леннона, которая рано ушла из жизни.

Обновлено: Июнь 17, 2017 автором: Елена

10 выбрали

Если бы не выстрел Дэвида Чепмена в декабре 1980 года, то сегодня она поздравляла бы Его с 73-м Днем рождения. Но она довольствуется и тем, что и у их общего сына Шона сегодня праздник - ему исполнилось 38 ...

Он был поражен ее творчеством и часто называл Ее марсианкой...

Они оба были заблудшими душами в толпе людей. Их обоих ждали дома "вторые половинки", но гармонию они обретали только когда были вместе...

Она...

Йоко родилась в феврале 1933 года в Токио, где и жила вместе с матерью около трех лет. Все это время ее отец находился на территории США - в Сан-Франциско, где располагался его офис.

Семью удалось перевезти к нему всего на год, поскольку администрация приняла решение перевести его - как представителя руководящего состава в американском филиале Bank of Japan - в Нью-Йорк, и Йоко с матерью пришлось вернуться обратно в Токио.

За пару лет отец сумел обосноваться и снова вызвал семью к себе. Но воссоединение и в этот раз не продлилось долго - с началом войны в 1940 году Йоко с матерью опять вернулись на родину.

Йоко получила хорошее образование - окончила престижную школу, поступила в американский колледж Сары Лоуренс с твердым намерением стать оперной певицей. Помимо этого девушка изучала литературу и искусство. Она любила разгуливать по кампусу на огромных платформах с открытым носом - так, чтобы ее пальцы торчали наружу. Ей нравилось наблюдать, как однокашники в первую очередь обращали внимание на ее ноги, удивлялись и только потом переводили взгляд на ее лицо.

Спустя три года - в 1956-м - вопреки воле родителей Йоко вышла замуж. Ее первым мужем стал талантливый композитор Тоши Итиянаги. Через его знакомых, имевших связи с авангардистами в Нью-Йорке, Йоко пыталась реализоваться как художник.

Она устраивала многочисленные перформансы, спектакли, инсталляции... Но ни один проект не имел успеха ни у широкой публики, ни у критиков. Ее просто не воспринимали всерьез. Будучи натурой творческой, чувствительной, Йоко впала в глубочайшую депрессию и не раз пыталась покончить с собой.

В результате Тоши насильно увез жену обратно в Японию и поместил в психиатрическую лечебницу. Именно там Йоко и нашел один из немногих ярых поклонников ее творчества Энтони Кокс.

После выписки Энтони поддержал Йоко - стал ее продюсером и помощником. И вскоре в Нью-Йорке снова начали расклеивать афиши с анонсами новых выставок Йоко.

В 1963 году она родила дочку Кёко, а спустя еще три года на ее выставку заглянул Он...

Он...

Его детство прошло по большей части в семье его тети со стороны матери. Родители Джона разошлись практически сразу после появления сына, и мать второй раз вышла замуж.

Тетя отличалась строгим нравом и часто упрекала Джона в легкомыслии (особенно когда он проникся музыкой и начал много времени проводить за игрой на гитаре). Зато с дядей у молодого человека сложились прекрасные отношения.


Джон с самого детства отличался острым умом и нередко отпускал колкие шуточки в адрес друзей, родственников и педагогов. Но в школе ему было откровенно скучно, поэтому он довольно быстро превратился из преуспевающего ученика в злостного прогульщика, доводящего педагогов до исступления своими карикатурами на них.

Но при этом школа оказалась отличной площадкой для первых творческих шагов будущей звезды - здесь он с удовольствием пел в хоре, издавал рукописный журнал, который сам же и иллюстрировал. А еще школа "подарила" свое название его первой музыкальной группе, которую Джон организовал вместе со своими школьными товарищами, - The Quarrymen .

Он провалил выпускные экзамены, но благодаря помощи директора школы сумел поступить в художественный колледж, где он встретил свою первую жену - Синтию Пауэл .

Примерно тогда же в его жизни началась эпоха The Beatles , невероятный успех, смерть родной матери, с которой все-таки сблизился, свадьба с Синтией, появление на свет первого сына Джулиана...

За это время Джон стал по-настоящему культовой фигурой практически во всем мире. А в 1966-ом Пол МакКартни в качестве развлечения посоветовал ему заглянуть на авангардистскую выставку в нью-йоркской галерее "Индика", где свои работы представляла японская художница... Она...

Они...

На самом деле, как именно познакомились Джон и Йоко, точно сейчас уже не скажет никто. Красивая романтичная версия их встречи в 1966 году, растиражированная позже самими влюбленными, звучит так: Джон отправился на выставку по совету Пола. И единственным экспонатом, поразившим его до глубины души, оказалась работа Йоко - высокая лестница под потолок, на которую нужно было забраться вместе с предлагавшейся лупой, и с ее помощью найти слово "Да" на прикрепленном к потолку холсте. Джон ожидал подвоха - что никакого "Да" на холсте нет и что все это лишь намек на несовершенство этого мира. Но... К своему неимоверному восторгу "Да" на холсте все-таки было.

Отношения художницы и фронтмена после этого развивались стремительно и... болезненно для их вторых половинок. Йоко заваливала Джона посылками и телеграммами с одной ей (или им двоим) понятными фразами, не раз пыталась проникнуть в его дом и совершенно не обращала внимания на Синтию. Джон не сопротивлялся, не оправдывался. Казалось, он был буквально очарован Йоко. Энтони же в какой-то момент потерял терпение и попытался силой вернуть Йоко.

Их безумный роман продлился около двух лет, после чего Йоко окончательно порвала с Энтони, а Джон - развелся с Синтией.


Ему – 26, ей – 33. Он - полусирота из бедного ливерпульского квартала, бывший двоечник и хулиган, пробившийся лишь благодаря собственному таланту и интуиции. Она - богатая японская аристократка с великолепным образованием и утонченным вкусом. Впрочем, они оба были бунтарями и экспериментаторами. Оба постоянно искали новое. Возможно, именно поэтому встречи им было не избежать.

Жизнь Йоко и Джона была настоящим хэппенингом: ссоры, скандалы, попытки самоубийства, лечение у психиатров, проведение лежачих забастовок, участие в демонстрациях, борьба за права индейцев. Но это и была их любовь – настоящая, хотя и не вписывающаяся в рамки. Но разве в любви могут быть стандарты?

Он



Джон Уинстон Леннон, которого после развода родителей воспитывала тётушка, казалось, воплотил в себе все мальчишеские грехи – он был неряшлив, агрессивен, дерзок и ехиден. На уроках он рисовал порнографические картинки, а на переменах курил, гонялся за девочками и стаскивал с них трусы. Одноклассники из приличных семей его сторонились, но это мало волновало мальчишку.

Тётушка Мими больше всего переживала, что ей никогда не удастся вырастить из Джона джентльмена. Когда на угрозы и крики, которые должны были заставить племянника сесть за учебники, сил не хватало, она начинала плакать и приговаривала: «Гитара - это прекрасно. Но с ней ты никогда не заработаешь себе на кусок хлеба». Позже, когда «Битлз» стали мега популярны, Леннон купил ей особняк, холл которого украсил мраморной плитой с этими самыми словами.

Она

Йоко происходила из богатой и знатной японской семьи. Судьба её складывалась для японки несколько необычно – она с детства была своенравна и обладала твёрдым, как кремень, характером.


Она вышла замуж за талантливого, но практически нищего композитора-японца, хотя родители были против. Карьера её супруга не задалась, но благодаря ему Йоко вошла в круг художников-авангардистов Нью-Йорка и решила, что посвятит свою жизнь этому виду искусства. Правда, все её инсталляции, хэппенинги и перфомансы у критиков вызывали только усмешки. Йоко часто владала в депрессию и не раз пыталась покончить с собой. Но всегда рядом оказывался и спасал её верный муж.

Но слухи о приключениях непутёвой дочери добрались до Японии. Отец силой возвращает Йоко на Родину и помещает в психиатрическую клинику для лечения от депрессии. Там её находит большой ценитель её творчества Энтони Кокс и забирает обратно в Нью-Йорк. В Японии они успели пожениться. Выставки Йоко в Америке начинают пользоваться популярностью, у пары рождается дочь. Казалось, жизнь налаживается. Но тут появился Джон.

Джон и Йоко


Первая их встреча на выставке Джона совсем не зацепила. Вернувшись домой, он рассказывал супруге, что «вернисаж – грёбаная муть». А Йоко сразу же поняла, что этого человека послала ей судьба, и начала добиваться его внимания самыми невероятными способами. Она часами просиживала у дома Леннонов, засыпала Джона письмами, требованиями денег и угрозами, присылала почтовые открытки с посланиями «Дыши и помни», «Я - облако», «Смотри на огни до рассвета». А как-то напугала жену Леннона, прислав ей в коробке из-под прокладок разбитую чашку, перепачканную краской.


Кроткую Синтию, жену Джона, выходки японки вводили в ступор, а сам Джон сначала раздражался, потом удивлялся, а потом заинтересовался. К тому же Йоко часто звонила ему по телефону, и у них находилось много тем для разговоров, как правило, о социальных проблемах. Он был околдован и восхищён. И хотя его подруга была старше на 7 лет, он решил, что она нуждается в его сильном плече и советах. Да и к тому же, любовью Йоко занималась просто фантастически!

Летом 1968 года пара начала жить вместе. Медовый месяц они провели в Амстердаме. И как-то пригласили в собственную спальню журналистов, которым давали интервью, не покидая постели.


Джон стал приводить свою подругу на репетиции, чем вызвал настоящую бурю протеста и негодования со стороны участников квартета. Женщины на репетициях - это было негласным табу, которое никто не нарушал. Такой неласковый прием до глубины души оскорбил Джона. В группе уже давно назревали разногласия, которые со временем только усугубились, пока и вовсе не привели к распаду. Появление Йоко этот распад только ускорило.


Но Джону и Йоко было хорошо вместе. Музыкант не уставал повторять, что у них одна душа на двоих. Он даже вступая в брак заменил своё второе имя – Уинстон - на Оно. И хотя критики декларировали, что его песни год от года становятся всё хуже, ему до этого, похоже, не было никакого дела. Он полюбил дом и превратился в сытого и довольного жизнью человека.

Выстрел


Марк Дэвид Чэпмен был самым обычным человеком, если бы не маниакальное желание во всём быть похожим на Джона Леннона. Чэпмен тоже был женат на японке. Он жил практически на её содержании и при этом страдал шизофренией. Всё, что у него было ценного – старые записи Леннона. Но Леннон перестал быть бунтарём, и должен был, по мнению Чэпмена, за это поплатиться.


8 декабря 1980 года Леннон, как обычно, вышел из дома. Его голова была забита предстоящими делами, и, погруженный в свои мысли, он не обратил внимания на человека, который сделал шаг ему навстречу. Убийца окликнул его по имени - и прогремел выстрел.


После смерти мужа Йоко навсегда надела траур. Может показаться странным, но когда не стало Леннона, отношение общества к ней изменилось. Йоко с горечью спрашивала: «Неужели люди должны были потерять Джона, чтобы принять меня». Впрочем, её и сегодня многие обвиняют в излишней амбициозности, активности и заносчивости. Но ведь именно это и привлекало в ней Леннона.


И в продолжение темы настоящий эксклюзив для битломанов: .