Как происходит изгнание бесов, и кто это вообще такие? Об этом Вы сможете узнать, если прочитаете нашу познавательную статью.

Гадаринский бесноватый бегал голым по гробницам, выл и бился о камни, внушая ужас своей нечеловеческой силой. Но после того как легион бесов вышел из него, он был найден одетым и в здравой памяти, спокойно сидящим у ног Спасителя. Много ли сегодня таких людей, которые в бешенстве могут рвать цепи и разбивать кандалы? Наверное, не очень. Тем не менее на «отчитку к старцу» паломники едут целыми автобусами. В чем же смысл чина изгнания бесов? И когда нужно к нему прибегать? Корреспондент «НС» попытался всесторонне исследовать этот вопрос и даже сам отправился на отчитку.

Нечто невидимое и пугающее

Приходя за молитвенной помощью, можно подчас попасть на специфическую службу, способную поразить воображение: крики, визг, перекошенные лица, корчи на полу с пеной изо рта. Священник тоже может повести себя необычно: «Поставив болящего на колени, батюшка дает пить святую воду с креста. Если при этом бес как-то проявляется, то батюшка становится ногами или садится на болящего, заклиная беса» (Из письма в редакцию сайта «Православие и мир». — Ред. ). И подобное может случиться не в каком-то далеком монастыре, а в самом центре Москвы.

Наталия К., иконописец-реставратор, рассказала нам, как, зайдя в один из столичных храмов, чтобы обсудить с отцом настоятелем рабочие вопросы, и отстояв службу, она с удивлением узнала, что выйти на улицу ей уже не удастся, потому что двери храма заперты изнутри. На ее глазах двое крепких алтарников взяли под руки до этого спокойно стоявшую женщину, подвели к амвону, и священник стал читать над ней какие-то молитвы. И тут в храме стало твориться такое, что впервые в жизни Наталия почувствовала: волосы у нее на затылке встают дыбом от ужаса. Она, как и остальные прихожане, в страхе молилась на коленях, не смея даже поднять глаза туда, где билось и мерзким тонким голосом верещало существо. В том, что голос, звучавший из женщины, не может принадлежать человеку, не было никаких сомнений. Наталия рассказала, что ее испугали не конвульсии женщины и даже не содержание ее реплик. Пугало явственное ощущение присутствия абсолютно враждебного человеку и бесконечно злого существа. Присутствие, навевающее тоску и уныние. От всего увиденного у Натальи осталось крайне тяжелое впечатление, которое, по ее словам, нисколько не укрепило ее в вере. И до сих пор вспоминать этот эпизод ей не хочется. Возникает естественный вопрос — что это за явление и как к нему следует относиться?

Уполномоченные и самозванцы

Тема экзорцизма и заклинателей была актуальна уже в апостольские времена. В «Деяниях святых апостолов» (19: 13-16) мы находим рассказ о том, как семь сынов иудейского первосвященника Скевы, увидев, как апостол Павел изгоняет бесов, решили тоже попробовать. «Заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует», — сказали они, а в ответ услышали: «Христа знаю, и Павла тоже знаю, а вы кто такие?» И бесноватый набросился на них, жестоко избил, порвал их одежды и один погнал всех семерых по улице.

В отношении к современным отчиткам у Церкви нет единого мнения. Святейший Патриарх Алексий II осуждал участившуюся практику отчиток. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) советовал человеку, одержимому бесом, почаще причащаться и собороваться: « Отчитка — это чин, а вот Соборование — это одно из семи Таинств Божиих. Пособоруйтесь и причащайтесь почаще… Вот и будет Вам помощь — и противостанете злу» (Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). 8-е изд., доп.: Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь, 2008).

Доктор богословия, профессор МДАиС Алексей Ильич Осипов в своей книге «Путь разума в поисках истины» указывает: в оценке случаев экзорцизма необходимо руководствоваться прежде всего мнением святых отцов, а отцы утверждают, что таким опасным делом могут заниматься исключительно святые люди, которые не только победили в себе страсти, но и получили от Бога соответствующий дар. В послании Климента Римского (I век) «О девстве» аскетам-экзорцистам предписывается «…посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания». Авва Питирион: «Кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит».

При этом, по словам святых отцов, бесы могут изображать страх перед отчитывающими «старцами», публично называть их святыми, вводя в обман и самих «старцев», и простодушных верующих. Результаты бесовской лжи плачевны. У прп. Иоанна Кассиана Римлянина на этот счет имеется предупреждение: «Подчас бесы творят чудеса, чтобы вознести в надменность человека, который верит, что обладает чудесным даром, чтобы подготовить его к еще более чудесному падению. Они делают вид, что горят и бегут из тел тех, где они пребывали, благодаря якобы святости людей, про нечистоту которых они знают». «…Уже большое число трагических случаев произошло с теми, кто прошел отчитывание, — пишет профессор Осипов. — И можно лишь глубоко сожалеть, что не ведется никакой серьезной работы по наблюдению за этой псевдоцерковной деятельностью».

Сейчас в некоторых регионах такая работа проводится. Например, в Сумской епархии приходским священникам запрещено отчитывать без благословения правящего архиерея. Как нам объяснили в епархиальном управлении, такое решение было принято в связи с тем, что отчитки превратились в своего рода туристический бизнес — околоцерковные предприниматели начали организовывать паломнические поездки в монастыри, где практикуется экзорцизм.

Служба как служба, ничего особенного

Существует и прямо противоположная точка зрения. Ее приверженцы не вступают в публичную полемику, а просто сами отчитывают людей, как, например, архимандрит Герман (Чесноков) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Делает он это по благословению еще патриарха Пимена и духовного собора Лавры. Побеседовать с о. Германом мне не удалось, пришлось обратиться с интервью, данному батюшкой газете «Труд» в 2002 году. В нем он говорит, что не видит в чинопоследовании ничего особенного: «Служба как служба, любой священник, получивший благословение епископа (но никак не меньше), имеет право этим заниматься».

Может быть, и правда каждый верующий время от времени должен отправляться на такую духовно-гигиеническую процедуру? Ведь все мы несовершенны и не чужды страстей. А любая страсть — свойство бесовское. И вот я решил сам «съездить на отчитку». К участию в чтении надо мной молитв об изгнании злых духов постарался подойти серьезно — с верой, благоговением и надеждой на помощь.

Отчитывать начали не сразу, два с половиной часа заняла проповедь. Своего рода краткий курс катехизации с объяснением, Кто такой Христос и как надо жить: « Любите друг друга, прощайте, уступайте друг другу, терпите друг друга, милостыню подавайте друг другу, ноги умывайте друг другу, а себя всегда укоряйте, укоряйте. Только тогда вы пойдете верным путем ко спасению».

Храм Иоанна Предтечи полон до отказа. Люди внимательно слушают. Есть среди них и молодые, хорошо одетые пары, есть типичные церковные бабушки. Что их сюда привело? Стоящие на отчитке рядом со мной согласились ответить на несколько вопросов. Одна женщина приехала, заподозрив у себя порчу, и дочь с собой взяла — «ей тоже полезно, от болезней»; другой привез жену, чтобы убедить ее венчаться. «Надо же знать свои корни, свою веру», — объяснял он мне. «А что чаще у вас получается делать — отчитываться или причащаться?» — спросил я. «Отчитываться как-то чаще пока», — был ответ. У его друга спрашиваю: «А вы собираетесь после отчитки что-то менять в своей жизни?» — «А чего менять? Я к Православию как к вероисповеданию нормально отношусь».

Наконец началось чтение чинопоследования. Отец Герман помазывал всех святым елеем, кропил водой, кадил и читал молитвы из требника. В целом обстановка была относительно спокойная, если не считать несколько кричащих и рычащих голосов. После службы о. Герман давал целовать крест и в момент целования несильно как бы шлепал кропилом человека по лицу. «Так, все подошли? Нет? Шнель, шнель, шнель! А ты чего сюда в брюках пришла?! У-у-у, грешница», — в шутку рассердился о. Герман на женщину в джинсах и с улыбкой покропил ей вслед святой водой. Чинопоследование длилось около получаса. Если судить только по количеству отведенного ему времени, оно уступает по важности предваряющей его проповеди.

Никаких изменений в себе после службы я не почувствовал, разве что несколько заболела голова. Может быть, потому, что у меня недоставало веры…

Не принимай, но и не осуждай

Как в одной и той же Лавре могут уживаться авторитетный практикующий экзорцист, к которому на отчитки собирается по 700 человек, и авторитетный противник экзорцизма, труды которого сподвигают целые епархии на запрещение отчиток? За разъяснением мы обратились к ректору ПСТГУ протоиерею Владимиру ВОРОБЬЕВУ .

— Почему отчитки так популярны?

— С глубокой древности, с языческих времен, существовало представление о том, что общение с духовным миром зависит исключительно от «посвященности», от знания некоторых тайн, сокрытых от всех прочих. Это — прелесть. Господь наш Иисус Христос утвердил учение о том, что для спасения необходима истинная вера, соединенная с любовью к Богу и ближнему. Принять в себя благодать Святого Духа возможно только тогда, когда человек принимает на себя подвиг покаяния, очищения своего сердца от страстей, подвиг исповедания своей веры в истинного Бога. А при магизме никакого подвига не требуется: деньги плати за какие-то волшебные мероприятия — и все. Поэтому современные люди более расположены выбирать магию, чем идти в Церковь. Даже те, кто принял христианскую веру, часто приносят с собой в храмы магические представления о духовной жизни. Для таких прихожан важны не христианские добродетели, а то, через какое плечо передал свечку, как повернулся, как поклонился и т. п. Поиск особых старцев, особых святынь или «отчиток», может быть, ничего предосудительного в себе и не имеет, но плохо, если это заменяет внутреннее духовное делание, если это — форма облегченной веры, в которой центр тяжести смещен вовне, а не находится внутри собственного сердца.

— Что такое одержимость?

— Это полное пленение воли человека злой силой, при котором он собой уже управлять не может. Часто такая одержимость возникает на фоне психического заболевания. Поэтому психиатры-атеисты утверждают, что одержимость — это просто психическая болезнь, что здесь требуется медикаментозное лечение, а не изгнание бесов. В древности была другая крайность. Тогда не знали, что такое психическое заболевание, всех психически больных и эпилептиков записывали в одержимые. С точки зрения верующего человека психически больной является особенно удобным объектом для нападения злой силы, потому что обычно не может оказать ей сопротивление. Но и среди душевно больных встречаются очень смиренные, благодатные люди.

— Как отличить одержимость от психического заболевания?

— Одержимость часто бывает связана с совершением тяжкого греха, кроме того, она может проявляться в патологическом, непонятном стремлении ко злу или в порабощенности злом. Также она проявляется в неадекватной реакции на святыню. Конечно, можно сказать, что это все укладывается в картину психического заболевания. Но известны случаи, когда человек не знал о присутствии святыни, тем не менее вблизи нее случался приступ беснования. Это говорит о том, что действительно существуют не только психические заболевания, но и состояния одержимости.

— Что же такое отчитка?

— Это богослужебный чин, который состоит из чтения псалмов, канонов, особых молитв, Священного Писания. Считается, что отчитывание может положительно сказываться на состоянии одержимого. Такой взгляд не нов. Например, в Большом требнике святителя Петра Могилы, изданном в XVII веке, существует чин из 12 заклинательных молитв. В современных требниках такой чин тоже есть. В чине оглашения, который предшествует крещению, тоже есть так называемые экзорцизмы, т. е. изгнание темной, злой силы. Священник говорит: «Запрещаю тебе убо вселукавому и нечистому, и скверному, и омерзенному, и чуждему духу силою Иисуса Христа, всякую власть имущего на небеси и на земли, рекшаго глухому и немому демону: изыди от человека и да не ктому внидеши в него…»

— Чем эти экзорцизмы отличаются от магических заклинаний?

— Церковь никогда никаким колдовством не занималась. Хотя есть для нас святые слова, например имя Божие, есть святые молитвы. Можно молиться своими словами, а можно произносить молитвы, написанные древними святыми. Когда мы произносим свои молитвы от всего сердца, молимся с верой и любовью, то мы духовно противостоим злой силе. Мы в молитве обретаем благодатную помощь Божию в борьбе с темным духовным миром. Именно сердечное участие, наша вера и верность Богу, желание быть с Богом, молитва о помощи страждущему человеку являются содержанием наших действий и наших слов, когда мы изгоняем нечистую силу из оглашаемых или одержимых.

Все православные таинства совершаются по принципу, выраженному словами Христа «по вере вашей будет вам» (Мф. 9: 29). Даже если мы совершили таинство, полностью исполнив чинопоследование, полностью произнесли все слова, то всегда остается вопрос — насколько это таинство будет действенно? Например, причащаясь Святых Христовых Таин, мы всегда молимся, чтобы не в суд и не в осуждение нам было это Святое Причастие. Потому что мы никогда не чувствуем себя достойными или достаточно готовыми к нему. Даже если оно действительно, т. е. совершено правильно, действенность его остается в зависимости прежде всего от воли Божией и от состояния души человека. Никакое таинство нельзя совершить над человеком насильно. Всегда требуется соучастие, синергизм.

С этой точки зрения нужно оценить то, что совершается при отчитывании. Если одержимый или психически больной хочет, чтобы его отвели на отчитку и там священник помолился над ним, то молитва может быть услышана. Если же он этого не хочет, то затащить его насильно на отчитку, чтобы над ним что-то совершили, — имеет ли это смысл? Из житий святых, из церковного опыта известно, что такие случаи действительно были, но исключительно в отношении людей, полностью одержимых , т. е. людей, которые не имеют никакой свободы воли и сами уже не могут ничего захотеть, не могут причаститься или исповедоваться. Тогда окружающие, видя отчаянное положение такого человека, тащили его даже насильно к святому человеку. В житии преподобного Сергия рассказывается, что бесы уже по дороге к нему оставляли одержимых. А в жизнеописании святого праведного отца Иоанна Кронштадтского имеются свидетельства о множестве случаев, когда к отцу Иоанну приводили или притаскивали одержимого, которого едва удерживали несколько здоровых мужчин. Отец Иоанн устремлялся к нему навстречу со словами: «Именем Господа Иисуса Христа тебе говорю, выйди из него». Бывало, что одержимый человек даже вцеплялся в волосы святому, но он своей горячей молитвой изгонял беса, и одержимый исцелялся. Это описано многими свидетелями. Что здесь, просто волшебные слова? Конечно нет. Такую обещанную Господом власть над злыми духами имеют святые люди.

На что мы надеемся — на какой-то чин или на то, что совершитель этого чина имеет особую власть над нечистой силой, некий духовный дар? Во втором случае чин не очень-то и нужен. Преподобный Сергий и отец Иоанн Кронштадтский изгоняли бесов безо всяких чинов. Если же дело именно в чине, то возникает вопрос о магии.

— А если не святой попробует отчитывать?

— Он рискует попасть в положение семи сынов иудейского первосвященника Скевы, описанное в «Деяниях». Что может делать простой священник? Со смирением, ни в коем случае не считая себя экзорцистом, он может просто помолиться о болящем или одержимом. Священник обо всех болящих может и должен молиться. Но нужно помнить, что наша молитва немощна. Мы можем принести свою веру, любовь, смирение, каяться и умолять Господа о помощи. Если так священник будет молиться, то тогда он может читать любые молитвы из требника. И к такому доброму и смиренному священнику безусловно всегда хорошо пойти. Если же он возомнит, что он гонитель бесов, который сам по себе имеет над ними власть, то это наверняка путь опасной прелести. Во всех этих тонких ситуациях разобраться нелегко, и лучше не судить об этом поспешно.

— Требуется ли священнику брать на это специальное благословение?

— Благословение на трудное дело попросить всегда полезно. Но нельзя сказать, что оно является обязательным. Священник получает от епископа дар совершения таинств. Во время крещения, например, священник и оглашает, и заклинает, и изгоняет бесов. Кроме того, священнику дается требник, и в нем есть чин заклинания злых духов. Требником может пользоваться каждый священник без дополнительного благословения епископа.

— Как же относиться к отчитке мирянам?

— Это явление существовало всегда. Не в нашей власти ни отменить его, ни распространить. Я не советовал бы выносить категорические суждения. Каждый случай индивидуален. Я вам просто приведу пример. Один очень известный старец жил рядом с другим подвижником, известным на всю Россию экзорцистом. И старец этот к нему на отчитку никого не посылал, но никого не осуждал и никому не запрещал. Вот такой позиции я бы и придерживался.

Кирилл МИЛОВИДОВ

Изгнание бесов - довольно популярная тема. Люди, подозревающие не только одержимость, но и порчу, сглаз или страдающие от тяжелого физического недуга, стремятся попасть на отчитку - особый церковный чин для изгнания бесов. Правильно ли это и что представляет собой экзорцизм в православной традиции - читайте в статье.

В статье:

Изгнание бесов - история обряда экзорцизма

Изгнание бесов или экзорцизм - немаловажная часть богословской науки. В наше время можно отучиться в католическом университете и получить диплом экзорциста. Обряд изгнания бесов из человека очень древний, отсылает интересующегося проблемой к истокам возникновения христианства.

Первым экзорцистом, как указано в Библии, был Иисус Христос . Самое известное библейское сказание из тех, которые касаются темы обряда , гласит, как Иисус Христос выгнал бесов из человека и вселил их в тела свиней. Одержимые животные бросились в пропасть, что подчеркивает опасность состояния.

Изначально даром изгонять бесов обладал только Иисус Христос. Затем навыки получили апостолы (после того как на учеников Сына Господнего сошел Святой Дух). Последователи апостолов - священнослужители, получившие дар. Во все времена людей, способных изгнать Дьявола, было крайне мало.

Отчитки от бесов были популярны в Средневековье. Известно несколько реальных случаев экзорцизма в прошлом веке, большинство с трагическим финалом - смертью священника или одержимого. На Руси первым письменным источником экзорцизма стали датированные XIV веком наставления об изгнании Дьявола авторства Киевского митрополита Петра Могилы. С течением столетий востребованность экзорцистов не уменьшилась, а проблема вселения нечистой силы в людей существует.

Где изгоняют бесов из человека в России и Украине

Троице-Сергиева лавра в городе Сергиев Посад.

Благословение на проведение отчиток имеют священнослужители из древних монастырей. В России есть одно святое место, где проводятся отчитки - Троице-Сергиева лавра в городе Сергиев Посад . Ранее изгнание бесов проводилось в Оптиной пустыне , но недавно монахи получили запрет на отчитку. На Украине таких монастырей больше: Почаевская лавра, Киево-Печерская лавра и другие.

Отец Герман из Троице-Сергиевой лавры - самый известный экзорцист в России. На данный момент только у него есть разрешение на проведение ритуала изгнания бесов. Отчитки у отца Германа - массовые, из-за чего подвержены жесткой критике со стороны других священников.

Известны случаи исцеления во время службы отца Германа, но скептики утверждают, что роль одержимых сыграли нанятые актеры. Мнение подтверждается тем, что часто требуется несколько , если бес достаточно силен, а на отчитках священнослужителя излечиваются за один раз даже прикованные к кровати одержимые.

Киево-Печерская лавра.

На Украине самым известным экзорцистом был отец Василий Вороновский из церкви Святого Михаила во Львове . К сожалению, служитель умер несколько лет назад. Сейчас сеансы экзорцизма проводятся во многих церквях Украины, в том числе в Киево-Печерской лавре и в соборе Святого Юра во Львове . Большой популярностью пользуется монастырь в селе Колодиевка Тернопольской области . Сельские экзорцисты работают бесплатно, считая изгнание своим долгом, но на вопросы о ритуалах не отвечают из-за запрета.

К отцу-настоятелю Варлааму из церкви Благовещенья Пресвятой Богородицы под Киевом приезжают не только со всех уголков страны, но и из-за границы. Священнослужитель проводит индивидуальные и групповые сеансы на протяжении тридцати лет.

Отец Варлаам утверждает, что отличает одержимость от физических и психических заболеваний. Служитель церкви согласен, что отчитка нужна только одержимым Дьяволом, а не страдающим от порч, проклятий и физических болезней. По словам украинского экзорциста, одержимы бывают даже младенцы, которые расплачиваются за грехи родителей.

Как происходит изгнание бесов из человека в церкви

Обряд экзорцизма или изгнание бесов проводится по образцу обряда, проводимого Иисусом Христом. Ритуал описан в религиозной литературе довольно подробно и никогда не менялся, как и тексты, читающиеся множество столетий назад для изгнания нечистого.

Иисус Христос был не только первым экзорцистом, но и создателем единственно верного обряда изгнания бесов в православии и католицизме.

Обряд изгнания бесов в православии называется отчиткой. В процессе обряда происходит осенение человека или группы людей крестным знамением с помощью распятия, прикладывание его к телу, окуривание ладаном, кропление святой водой, чтение специальной молитвы. Экзорцист - особый чин, на проведение которого священник должен получать разрешение, что удается крайне редко.

Молитва, с целью отчитки от бесов, - самая длинная в каноне православной церкви. Прочтение текста обычно занимает около двадцати минут. Слова не менялись на протяжении нескольких веков.

Невозможно прийти в церковь и сразу отправиться на сеанс изгнания бесов. Священник, согласный взяться за сложное и опасное дело, должен получить разрешение от епископа на проведение чина. Если согласия нет, можно только прочесть молитву за здравие больного человека. В некоторых случаях это помогает.

Священник должен убедиться, что дело в происках Сатаны, а не в психическом заболевании. Некоторые духовники умеют чувствовать присутствие нечисти, другие делают тесты с помощью святой воды и распятия, которых боятся демоны. Этот страх и отвращение заметны окружающим всегда. Индивидуальная беседа священника с подозреваемым в одержимости - обязательная часть выявления нечисти.

Если духовное лицо распознало присутствие беса, а разрешение на отчитку получено, из числа близких родственников выбираются свидетели, при которых проводится древний обряд. Перед началом ритуала наблюдатели исповедуются и получают благословение на присутствие при сеансе экзорцизма. Есть строгие правила для отбора очевидцев: люди не должны стать оружием в руках демона, не допускают к страшному зрелищу и слабонервных. Свидетели наблюдают за обрядом и непрерывно читают молитвы.

После изгнания беса (может потребоваться не один сеанс) следует держать пост, молиться как больному, так и его родственникам, заказывать сорокоусты и молебны. Если человек, из которого изгнали демона, не изменит образ жизни в соответствии с христианской моралью, бес может вернуться.

Изгнание бесов из человека - двоякое мнение священников

Мнение представителей духовенства по поводу церковных отчиток разделилось. Одни священнослужители убеждены, что делают полезное дело, изгоняя нечистую силу из людей во время богослужений. Духовники видят в своих действиях пользу, ведь практически на каждом сеансе находятся одержимые, выдающие себя громкими криками, конвульсиями и прочими признаками одержимости бесом.

Большинство священнослужителей считает, что значение экзорцизма преувеличено. Служители церкви убеждены, что отчитки - дань оккультной моде на боязнь порчи и сглаза. На сеансах, по их словам, редко присутствуют настоящие одержимые. Ходят слухи, что бесноватые в церквях - нанятые актеры, но очевидцы их появления на публике это отрицают.

Проведение массовых отчиток - грубое нарушение церковного чина. Экзорцизм проводится только для одного человека священником с разрешением. Присутствие на сеансе в качестве свидетеля требует благословения духовного лица: нельзя зайти в храм и увидеть . Не каждый может быть наблюдателем экзорцизма - требуется крепкая нервная система, хорошее физическое и психическое здоровье, отсутствие тяжких грехов и принадлежность к близким родственникам бесноватого.

Массовые отчитки, по мнению противников среди представителей духовенства, вредны. Каждый человек в какой-то степени одержим бесами, но отчитка нужна только людям, физическим телом которых завладела нечистая сила (на крайней стадии одержимости). Многие пытаются вылечиться от болезней, сглаза и порчи с помощью церковного чина, что неправильно. На сеансах можно не только не избавиться от собственного негатива, но и «подцепить» чужой.

 18.11.2010 16:51

Поводом для написания этой статьи стала информация, что в Приморском крае, во время ритуала по изгнанию бесов (экзорцизма) погиб четырехлетний ребенок. Я конечно не рассчитываю на то, что моя статья сможет как-то изменить сложившуюся ситуацию вокруг этого обряда, но все-таки не могу молчать и не рассказать, что же представляет собой экзорцизм на самом деле.

Виновата в гибели ребенка местная народная целительница, на которую уже заведено уголовное дело. Однако пособником этой целительницы можно также смело назвать и христианскую церковь.

Несмотря на то, что на дворе 21 век, церковь продолжает запугивать наивных людей дьяволом и различными бесами, тем самым только увеличивая число подобных целительниц и «бесноватых» обращающихся к ним. Более того, церковь вовсе не гнушается и сама проводить отчитки для изгнания бесов . Так, в России действуют более 10 православных священнослужителей ежедневно проводящих данный ритуал. Наиболее известными «борцами с бесами» являются игумен Герман в Троице-Сергиевой Лавре и Иеромонах Владимир в Покровском монастыре Пресвятой Богородицы.

Иеромонах Владимир за «работой»

Возможно особо впечатлительные люди после просмотра данного ролика и впрямь, поверят в существование бесов, наверное на это церковь и рассчитывает поддерживая экзорцизм. Действительно, поначалу данное зрелище поражает - при прикосновении к распятию, иконе, многие люди впадают в истерику, начинают словно не своим голосом произносить ругательства и так далее. Однако поражает все это, только если не знать методы которые используются во время данного ритуала. Любой врач психиатр, или нарколог сразу вам скажет, что это не что иное, как метод «Шоковой терапии», применяемый в частности, для лечения тяжелых форм наркотической зависимости.

Метод шоковой терапии , как и сеанс экзорцизма состоит из двух основных этапов. На первом врач (священнослужитель) монотонным гипнотическим голосом читает лекцию (проповедь) для группы людей. Цель лекции донести до каждого человека чувство страха по отношению к какому нибудь явлению или веществу. Абсолютно не важно к чему именно - это могут быть наркотики, или как в случае с экзорцизмом, возможность оказаться одержимым бесом. После первого этапа наиболее доверчивые и поддающиеся различными манипуляциям люди, уже начинают подсознательно ощущать то, что с ними что то не так. Это кстати объясняет почему 90 процентов «одержимых» - это одинокие женщины за тридцать. Все дело в том, что их гораздо проще заставить поверить в что-то, чем мужчину.

Во время второго этапа проходит непосредственно сам процесс изгнания беса (кодирования). Что именно делать в этот момент не имеет никакого значения, главное чтобы человек испытал неожиданные и отрицательные ощущения. Это может быть прикосновение холодного креста, резкий запах от ладана, брызганье в лицо святой водой, да все что угодно. После этого необходимо таким же гипнотическим голосом, как и раньше, донести до человека, что он одержим (болен наркоманией), но именно сейчас он должен излечиться от этого. Естественно подсознание человека противится этому и происходят все те вещи, которые мы видим на обрядах экзорцизма.

Таким образом, ничего божественного в этом нету, этот феномен давно и хорошо знаком. Однако если в случае кодирования от наркомании - это необходимость, то в случае с экзорцизмом это не более чем прихоть церкви и ее желание доказать свою силу. Ладно, если бы это никак не сказывалось на здоровье прихожан, но ведь каждый подобный сеанс это сильнейший удар по психике человека. А ведь психика - это очень тонкий, хрупкий и так до конца неизученный учеными механизм.

Сколько еще человек, помимо ребенка погибшего в Приморье, пострадало в результате этого обряда - неизвестно. Зато достоверно известно, что человек единожды прошедший через «изгнание бесов» будет вновь и вновь приходить в церковь дабы повторить этот ритуал. Самое страшное, что он не будет осознавать реальную причину ухудшения своего состояния, для него все его беды будут заключаться в одном - бес внутри становится еще сильней. И с каждой последующей отчиткой ему будет становиться все хуже и хуже, до тех пор, пока он окончательно не потеряет связь с реальностью.

Верить в дьявола, или бесов - это дело каждого, но тогда не стоит удивляться, если однажды вы столкнетесь с ними. И пусть это будет происходить только в вашем воображении, для вас это станет реальностью. Поэтому верьте только в себя и в свои собственные силы и возможности. Каждый человек властелин своей судьбы и не стоит никому давать возможность запудривать себе мозги.

Одержимостью называется полное завладением злыми духами воли и тела человека, при котором он уже не может самостоятельно управлять своими действиями. В чем же состоит смысл изгнания злых сил и как проводится ритуал?

Христиане всегда верили в существование потусторонней силы, бесов и демонов. Ритуал изгнания бесов появился в то же время, когда появились демоны или падшие духи. Еще Иисус две тысячи лет назад помогал человечеству и изгонял из одержимых злых духов, тем самым исцеляя души людей. В наше время, как правило, изгоняются бесы в церкви священником.

Считается, что способность изгонять демонов и бесов является Божьим даром. Священники, которые способны изгнать бесов, ведут праведный образ жизни, они постоянно молятся и пребывают в посте. Святые подвижники имеют способность противостоять искушениям и поэтому им позволено молиться за других людей, которые сами еще не умеют этого делать.

Чтобы изгнать бесов из человека, необходимо обратиться за помощью к православному священнику. Он подробно расскажет, в каком храме проводится ритуал отчитки и даст полезные советы. Необходимо учесть, что совершать отчитку имеет право только избранный Высшими силами священник, имеющий особое благословение. Священник должен наверняка знать, как изгоняют бесов в церкви и какие при этом читают молитвы.

В другом случае ритуал не только не принесет одержимому человеку пользы, а может усугубить ситуацию. Придя в церковь на службу, можно иногда попасть на тот самый священный ритуал, который называется экзорцизмом. Все это выглядит необычно: крики, истошные визги, перекошенные лица, непристойные выражения. действия священника могут выглядеть также не совсем обычно. Поставив одержимого человека на колени, он дает ему испить святую воду с креста.

Если бес при этом проявляет себя, священнослужитель удерживает силой нуждающегося в помощи человеком и при помощи специальных молитв изгоняет бесов. Подобный ритуал можно увидеть не в каком-либо далеком монастыре, а в обычной городской церкви. Не имеет особого значения в какой церкви изгоняют бесов, главное — вера и умение священника.

Во время отчитки, с помощью специальных молитв, к человеку привлекается Божия благодать, которая способствует изгнанию бесов и очищению души. Если у человека нет возможности попасть на отчитку, можно бороться с бесами самостоятельно. Даже ребенку дано бороться со злыми силами, главное — укрепиться в вере ко Христу и изо всех сил сопротивляться бесам. Необходимо посетить святые места, покаяться и просить Господа о помиловании.

У человека не должно быть никакого страха перед демонами, только вера и стойкость духа. Во время выхода беса из человека, его могут охватывать судороги, тело будет раскачиваться в стороны и может начаться сильная тошнота. Не стоит все сдерживать в себе, необходимо дать бесу выйти из тела наружу. Когда бес выйдет из человека, последнему необходимо помолиться и поблагодарить Господа за избавление от демона и за спасение души.

После прочтения молитв необходимо причаститься. После изгнания беса из человека, по прошествии одной-двух недель, он может вернуться и снова завладеть его телом. Поэтому необходимо поменять свой образ жизни, жить богоугодно, регулярно посещать церковь, причащаться и читать молитвы.

Если человека посещают дурные мысли, странные ощущения в теле и плохое настроение, то это значит, что бес снова рядом и пытается вселиться в человека. В этом случае поможет истинная вера и регулярное чтение молитв.

Каждый христианин, чтобы избежать вселения в него бесов, должен вести праведный образ жизни, не поддаваться искушениям, посещать церковь и святые места, соблюдать посты, иметь сильный дух и истинную веру в Господа.

Я недавно общался с молодыми лидерами и они подняли интересный вопрос о служении освобождения. Похоже, что многие исполненные Духом христиане имеют противоречивые мнения на этот счёт. Как нам донести благость и славу Иисуса тем, кто поражён темнотой?

Я поделюсь семью вещами, которые вам необходимо знать, чтобы изгонять бесов.

1. Говорите с личностью, а не с бесом.

Работая над освобождением, помните, что вы служите мужчине или женщине, а не бесу. Сохраняйте спокойствие и любовь. Всегда держите личность в приоритете. Спрашивайте их, слышат ли они вас. Если они не отвечают, вероятно, доминирует другой дух. Вы должны взять власть над ним во имя Иисуса. Бес может попытаться показать себя, заставив человека рычать, выть, спорить, угрожать или кривляться. Не говорите с бесом, если это только не приказ ему во имя Иисуса. Говорите понятно и авторитетно.

2. Выясните, хочет ли человек быть освобожденным.

Если одержимый бесом человек искренне не желает помощи, это будет тяжелая битва. Какое бы пространство вы не отвоевали, оно будет позже заселено вновь (Матфея 12:43-45). Спросите их, действительно ли они хотят освобождения. Если вы обнаружите, что человек хочет и дальше быть связанным, то вашим оптимальным действием в таком случае будет решение подождать. Отдавайте любовь и заботу, и заканчивайте это дело, до тех пор пока они не переосмыслят ваше предложение.

3. Ведите их в молитве расторжения и покаяния.

Если есть открытость для работы Иисуса, вы должны смело вести их в молитву расторжения демонических уз. Помогите им устно отменить все безбожные соглашения и простить каждого в их жизни. Мы хотим закрыть все “открытые двери”. Пусть человек откажется, во имя Иисуса, от всех грехов и духовных зависимостей. Именно в это время человек должен отказаться от любых внутренних обетов, заветов и проклятий. Этот отказ должен быть провозглашен твердо и во всеуслышание: запрет - это не молитва Богу, а приказ, провозглашенный врагу.

4. Молитесь молитвами приказания.

А теперь время приказать всем духам уйти. Освобождение - это не традиционная молитва, это молитва-приказ. Она направлена не в небеса, а к духу зла, и является приказом ему: “убирайся прочь!” Эта молитва подкреплена Божьим авторитетом и провозглашается во имя Иисуса Христа.

Апостол Павел, например, изгнал дух прорицательства из служанки в Фиатире. Этот бес надоедал ему, пока он служил другим.

“Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.” (Деяния 16:18)

Когда придет время начать молитву приказания, вы можете сказать что-то наподобие: “Я разрушаю твою силу и запрещаю тебе владеть этим человеком. Я приказываю тебе оставить этого человека во имя Иисуса!

5. Заполните пустоту.

Когда бесы изгнаны, следующий шаг - “заполнить пустоту”. После того, как бесы уходят, остаётся духовный вакуум в страдавшем прежде человеке. Потому мы заканчиваем нашу молитву просьбой Богу заполнить пустое место благостью, Духом и жизнью Иисуса. Если Дух Святой не “завладеет” человеком, бесы будут непрестанно пробовать вернуться назад. Мы хотим заканчивать любое освобождение на позитивной, Богоцентричной ноте, молясь за наполнение всякой силой и добродетелью, характеризующей жизнь Иисуса.

6. Воздавайте благодарение и хвалу.

В этот момент время направить освобождённого к выражению благодарения и хвалы. Это должно быть поистине радостное время. Мы хотим показать, как мы благодарны за чудные дела, сделанные Иисусом. Благодарение и хвала утверждают проделанную работу и возможность каждого получить больше Царства.

7. Разработка нового стиля жизни и поведения.

Даже если люди уже освобождены, они все равно нуждаются в чьей-то помощи в своих отношениях и обязанностях. Поощряйте их стремление к молитве и консультированию (при необходимости). Человеку, возможно, нужно также сделать какие-то шаги к строительству духовной крепости, которая будет противостоять его слабостям. Годами их мысли и чувства формировались по деструктивному образцу. Им нужно изменить эти привычные модели поведения. Поощряйте их регулярное посещения церкви, молитву и чтение Библии. Примите их в христианское общество, чтобы они могли открыть для себя новый стиль жизни.