В 2018-м отметил свой 60-летний юбилей один из самых популярных актеров современности, снявшийся когда-то в знаковом сериале "Граница. Таежный роман", - Алексей Гуськов. А вместе с супругой - красавицей-брюнеткой Лидией Вележевой - в этом же году они празднуют тридцатилетие совместной жизни. Секретами, как сделать семейный союз прочным и счастливым, звезды отечественного кино поделились с читателями "7 дней. ru".

Судьбоносное знакомство

Оба утверждают, что по жизни навстречу другу другу их вела судьба. Когда-то в одно время они жили в Киеве, причем недалеко друг от друга. Но никогда их пути не пересекались.

Тем не менее Лидия Вележева могла обучаться профессии актрисы в украинской столице, но почему-то решила отправиться в Москву. Здесь и состоялось их знакомство. Сначала будущие супруги встретились на съемках "Государственной границы", где еще студенткой актриса играла небольшую роль. Гуськову она понравилась, но более тесного контакта не случилось.

Вскоре судьба приготовила им новую встречу. На этот раз в спектале "Детектив", где на одной из репетиций студентка 4 курса театрального вуза попросила у Гуськова спички. Он узнал в ней понравившуюся ему девушку и уж более от себя не отпускал. На тот момент актер расстался с 1-й женой и был готов к новым отношениям.

События развивались довольно стремительно, и в 1988-м молодожены уже заехали в театральное общежитие.

Настоящий мужчина

Лидия гордится своим супругом и не скрывает, что для нее он является образцом настоящего мужчины. Сильного и уверенного в себе. С таким не страшно, ибо он всегда способен защитить своих близких женщин - супругу, мать, тещу.

В их биографии был случай, когда ночью на них напали. Гуськов, сын военного летчика, сумел одержать моральную победу над противником уже на этапе словесной перепалки. Он пообещал, что будет не просто драться, а разрывать оппонентов на части.

В трудные 90-е, когда в семье появились два сына - Владимир (1989 г.) и Дмитрий (1994 г.) - актер не стеснялся браться за любую работу, лишь бы обеспечить им достойное существование. В перерывах между съемками даже таксовал на московских улицах.

Алексей Гуськов способен выполнить по дому не только мужскую работу, но и приготовить, помыть полы. Несмотря на бешеный темперамент обоих, Вележева признается - им хорошо вместе. Ибо сложно бывает только со слабыми, а ее супруг - сильный.

Настоящая женщина

Не скрывает своих теплых чувств к 52-летней супруге и Гуськов. Для него Лидия - прочный тыл, в котором он может быть абсолютно уверен.

Актерская профессия по-настоящему утомляет. Оба имеют возможность путешествовать, регулярно бывать за границей, но предпочитают родную природу, где можно и отдохнуть, и силы восстановить.

Оградив супруга от лишних забот, Вележева занялась строительством загородного дома, где сегодня вся семья и их общий любимец - лабрадор по кличке Визирь - имеет возможность провести свободное время.

Актрисе удалось создать в доме ту атмосферу, куда всегда хочется возвращаться. Гуськов не любит уезжать на съемки, ему не очень нравятся гостиницы, его всегда тянет к родному очагу.

В детстве его защитницей была мама, сегодня - любимая жена. После проблем с сердцем некоторое время назад Гуськову поставили стенты. Но он продолжает вести активную жизнь и даже создавать новые проекты, в которых важную роль играет супруга.

Общая профессия

18 октября зрители смогли впервые увидеть "Вечную жизнь Александра Христофорова", где Гуськов выступил не только как актер, но и как сценарист и продюсер. Он рад, что в картине сумел отойти от штампа - исполнения роли героев в форме. Ему впервые удается образ человека светлого, думающего, чью историю можно воспринимать как исповедь.

Роль бывшей супруги главного героя досталась Вележевой. Для мужа и жены данная картина - далеко не первая совместная работа. Когда-то они стали партнерами в киноленте "Волкодав", после чего это превратилось в хорошую традицию.

Оба не скрывают, что рады совместным проектам, но сохранить романтические отношения им помогают частые расставания. На момент интервью Вележева снималась в столице Беларуси, а Гуськов был занят в Москве премьерным спектаклем "Фальшивая нота".

Дети и внуки

И все-таки главный секрет звездной пары - это ее приоритеты. Для обоих супругов именно семья занимает самое важное место в иерархии ценностей. Актеры гордятся своими детьми. Старший Владимир пошел по стопам знаменитых родителей, он актер, уже имеющий первые персональные награды.

Дмитрий - также человек творческий, но выбрал для себя профессию экономиста.

У Владимира подрастает маленькая Стефания, в которой звездные бабушка и дедушка не чаят души. Кстати, имя девочки - это предложение Вележевой, которая совершенно не стесняется своего нового статуса.

Алексей Гуськов - любящий дедушка двух внучек. У его старшей дочери Натальи от предыдущих отношений имеется дочь по имени Лиза. С обеими актер поддерживает великолепные отношения.

Хочется пожелать звездной паре творческих успехов и семейного благополучия.

На канале «Россия 1» вышел сериал «Березка» о легендарном одноименном хореографическом ансамбле, которому в этом году исполняется 70 лет. Главную роль – руководителя «Березки» Надежды Надеждиной – сыграла Лидия Вележева.

– Лидия, давненько вас не видно на экране. Плохие предложения были?

– Предложений было много, но выбор я всегда оставляю за собой. Зачастую режиссеры видят меня женщиной властной, агрессивной и сильной. И стараются эксплуатировать этот образ. Зритель, наверное, думает, что я такая и есть. А я – разная. И играть одно и то же мне неинтересно. Как любая другая женщина, могу быть и ранимой, и в то же время, как тигрица, способна защитить свой дом, когда появляется угроза извне. Жизнь закалила мой характер. Но интересные работы у меня есть. Уже совсем скоро выйдут кинокартины, например «Вечная жизнь». И вот сериал «Березка».

– Вы ведь сами в детстве занимались народными танцами.

– Да, но это была художественная самодеятельность. В школе занималась, а после пятого класса записалась уже в студию народного танца в доме культуры. Когда я училась в восьмом классе, меня приглашали в профессиональный танцевальный ансамбль – отказалась, поскольку давно уже было решено, что стану актрисой. Но при этом танец в моей жизни присутствовал всегда: и в театральном училище, и в спектаклях. Были и сольные номера, «вертушку» делала. Сейчас в репетиционном зале ансамбля «Березка» попыталась повторить элемент, и голова закружилась, не смогла.

Кстати, когда я готовилась к этой роли, узнала, что племянницей Надеждиной была мой педагог в Театральном училище имени Щукина Людмила Ставская, которая учила меня актерскому мастерству. Вот такой поворот судьбы! И во время съемок я в голове все время держала ее образ.

Надеждина, руководившая ансамблем «Березка» более тридцати лет, была человеком уникальным. Коллектив существовал, что называется, в ежовых рукавицах, но при этом она очень любила своих артистов, как родных детей. В образе Надеждиной я старалась показать не только властную руководительницу, но и женщину.

– Лидия, кстати, а вы сами смогли бы руководить коллективом? Сегодня многие артисты возглавляют т­еатры.

– Не могу сказать определенно, никто не знает своего потенциала. Вопрос в другом: а нужно ли мне это? Сегодня я хочу быть актрисой. Хочется еще поиграть в кино и на сцене.

– Ваш партнер в «Березке» – артист Алексей Серебряков, который сыграл сотрудника КГБ. Недавно его многие осудили за высказывания о стране…

– Да, да, я читала... Понимаете, мы же не знаем ничего о причинах, подтолкнувших человека выступить так резко. И стоит ли в таком случае сразу же предавать артиста анафеме?!

– Алексей говорил о хамстве, о коррупции. Разве он не прав?

– Коррупция вообще-то проблема мировая. То, что мы в авангарде этого списка – сомнительно. Хотя и не в конце, это точно.

Давайте попробуем сначала искоренить коррупцию на бытовом уровне! Перестанем давать взятки врачам, учителям, полицейским и далее по списку. Начнем завтра же с себя. Воспитаем наших детей неравнодушными. А то что же получается – человек упал, ему плохо, а сотни людей прошли мимо. И кто виноват? Государство?

Почему взяточников много? Да потому, что мы сами благоприятные условия для них и создаем. Кто-то свыкается, а кто-то не хочет больше терпеть. И предпочитает путь эмиграции. Это выбор каждого человека.

– Вы давно уже состоите в партии «Единая Россия». Зачем вам это?

– Понимаете, я – человек коллективный, мне с детства нравится защищать слабых. Мой предыдущий директор театра Тартаковский Исидор Михайлович не раз говорил: ты почему для себя ничего не просишь? Не прошу. А вот за других попросить готова. Приходят люди: ветераны, женщины с детьми, пенсионеры. Все со своими проблемами. Естественно, что у артистов-общественников рычагов влияния намного больше, чем у рядовых партийцев. Тут известность помогает.

До недавнего времени я была еще и членом Общественной палаты. Тоже многое удалось. Сегодня общественной работой занимаюсь меньше, сосредоточена в основном на съемках. Впрочем, я понимаю подтекст вашего вопроса. Отвечаю: я – не политик.

– Ну мы же смотрим ТВ и невольно «участвуем» в политических дискуссиях. Кстати, вам не кажется, что сейчас федеральные СМИ уделяют меньше внимания проблемам в нашей стране, а больше ругают другие государства? Почему?

– Наверное, потому, что другие государства сегодня испытывают к нам какой-то нездоровый интерес. Когда Великобритания обвиняет нашу страну в убийстве человека, при этом не предоставляет свои доказательства – как на все это прикажете реагировать?

Впрочем, я не хотела бы говорить о политике. Слишком сложно все с ней сегодня. Все как-то зыбко: одно неосторожное слово – и рушатся отношения между целыми государствами.

Лидия Вележева рассказала JustMedia о составляющих счастливых отношений с любимым мужчиной, о своём отношении к кино и театру и о главных ценностях в жизни.

- Вы вместе с мужем Алексеем 22 года. Что для вас является тем фундаментом, основой, которые держат вас вместе?

В первую очередь, нужно не мешать мужу. Точно так же мужу не мешать жене. Ни в коем случае. Потому что надо давать друг другу самореализовываться. Пытаться дать возможность работать и не бить деньгами, что мало получаешь: сегодня мало, завтра - много. Любить, ценить, где-то уступать. Я всегда говорю, что мужчины - они же живые и если на них возлагать очень многое, кто-то может просто не выдержать такой нагрузки. Они так же работают и работают в большей степени, больше, чем женщины. И ответственности у них за семью больше, чем у женщины. И поэтому не нужно на них постоянно давить. Сегодня мы живём не во время войны. Во время войны и в послевоенные годы людям было намного сложнее. Сейчас есть возможность зарабатывать, пусть не миллионы, но всё равно можно прокормить. Всё равно есть период в любой семье, когда существует некая безденежность. Да, сегодня денег мало, завтра - будет больше. Когда ты создаёшь семью, ни в коем случае не ставь корысть впереди чувств. Если ты мужа не любишь, лучше не создавай семью. Лучше найди ту половинку, которую ты будешь любить. Это не значит, что с милым рай в шалаше. Но всё равно женщине надо как-то помогать своему любимому мужчине, подставлять плечо, если ему будет трудно. Всё-таки обоим стараться как-то устроиться нормально и быт обустроить. Ещё должно быть доверие к своей второй половинке. Если мужчина и женщина одной профессии, не тащить все проблемы в дом. Если нужно, можно спросить совета. Я считаю, что муж такой же живой человек, как и я. Он приходит со своими проблемами. Где-то что-то получается, где-то что-то не получается. Если я буду грузить его ещё и своими проблемами, то у него возрастёт процент полученного негатива. Надо как можно меньше пускать негатива. Всё равно мужчин надо оберегать, всё равно надо где-то лишний раз промолчать, где-то что-то не сказать. Всё должно быть так, чтобы не мешать друг другу, грубо говоря. Просто не мешать. Я имею в виду не мешать в работе, какими-то своими проблемами - муж и так увидит какую-то проблему.

Женщина не должна давить, на чём-то настаивать: «дай-дай-дай, дай-дай-дай, мало-мало, мало-мало». Я думаю, что это тоже немаловажно. Я всегда говорю: цените! У мужчин же как? Им 37 - они уже умирают. Женщина в 38 будет стоять у плиты и готовить. Поэтому всё равно женщины должны смотреть через такую призму на мужчину, что он некий такой большой ребёнок. Он мужчина, но всё равно как бы ребёнок. Мужчина смотрит перед собой, идёт вперёд, по прямой, что-то ищет. Он в широту не уходит. Вот он идёт вперёд, рубит тропинку, а женщина уже цветочки рассаживает, видит какой-то уют, дом. А мужчина делает всю такую тяжёлую-тяжёлую-тяжёлую работу. Поэтому тоже надо как-то подставить женское плечо. Лишний раз их не дёргать. С пониманием относится.

- Алексей большой ребёнок?

Я не могу сказать, что Алексей - большой ребёнок. Мужчины тоже хотят, чтобы их где-то в чём-то не то, что пожалели, а пожалели от лишней информации. Чтобы не засоряли их голову вот этими проблемами, лишней бытовой информацией. Глобально - они и так решат это всё. Только женщина начинает: «Ты мне это не сделал, это мне надо» и т.д. - у него начинают плавиться мозги. Не надо засорят лишней информацией своих мужей.

- Сегодня вам много удаётся проводить свободного времени вместе с сыновьями и Алексеем?

Я не могу сказать, что сегодня мы проводим много времени вместе по той простой причине, что мы работаем. У нас старший (актёр Владимир Гуськов - прим.ред.) уже работает. Он взрослый парень, ему 21 год. Мы реже видим его. Младшего (Дмитрий - прим.ред.), конечно, видим чаще, потому что он переходит в 11ый класс. На счёт отдыха - я, конечно, всегда планирую, стараюсь планировать, чтобы всё равно мы вместе с детьми отдохнули. Вот со старшим мы уже мало общаемся, потому что он снимается, а младшего я повезу на море и мы там немножко отдохнём. Порой, даже если есть съёмки какие-то, я стараюсь как-то немножко их сдвинуть заранее, сказать, что дайте мне хотя бы две-три недели. Потому что дети - это святое для меня. Я пожертвую кино и поеду с ребёнком отдыхать. Во всех фильмах не снимешься, точно так же как всех денег не заработаешь. А здоровье детей - это превыше всего.

- А младший, Дмитрий, тоже станет артистом?

Митю спрашивала: «Ты артистом хочешь быть?» Он говорит: «Понимаешь, мам, у нас уже папа артист, мама артистка, и теперь даже брат артист. Я артистом не буду, потому что в этой семье надежда теперь только на меня!» Посмотрим. Старший тоже так до последнего думал: идти - не идти. Потом сказал: «Всё-таки я буду артистом». Они меняют своё мнение несколько раз, поэтому посмотрим.

- Для вас как для актрисы интереснее работа в театре или в кино?

- Мне и в театре нравится, и в кино нравится. В кино нравится ещё и потому, что денег много платят, что скрывать? В кино ты можешь столкнуться с очень хорошими, замечательными партнёрами. То есть их очень много. Хотелось бы иметь такового партнёра или партнёршу, будь то в театре, будь то на съёмочной площадке - кино даёт эту возможность. Это тоже плюс. Но в кино есть свои минусы: дробление материала. Можно снимать с самого конца, перейти в начало, потом в середину. Я такая актриса, которая вообще ничего не монтирует в голове. Не умеет монтировать. Кто-то умеет. У меня муж, например, монтирует, и ему легче собирать сцены. Мне нет. В театре мне легче - ты о начала до конца играешь свой образ. По накатанной идёшь от самого начала до конца. Дробление - сложно. Играешь, а потом думаешь: ёлки-палки! Ну, это уже наши такие кухни актёрские. В кино другая техника. В театре себе под нос не пробурчишь - другая подача совершенно. Здесь работать надо так, чтобы последний ряд зрительного зала тебя услышал. Почему есть спектакли камерные, на малой сцене и на большой. Мне на малой сцене, например, нравится больше, потому что это такой приближенный к кино вариант. Нет вот этой сильной подачи голоса. Голос иногда забирает эмоцию, забирает какую-то внутреннюю душевность эмоции, которую надо было полушепотом сказать, а полушепотом не получается. Потому что этот полушепот нужно немножко подать. Мне и в театре интересно, и в кино интересно. Театр - это такое целое, единое. Есть начало и конец. Вот этот образ, эту женщину - от начала и до конца играешь. А в кино есть дробление. Это как ребёнок, когда он пытается пойти: то сначала на коленках, потом на ножку, падает, поднимается. Вот так и в кино. Я с коленки начну, потом на животике поползу. А в театре - ты встал и уже идёшь.

- Сейчас вы работаете над какими-то теле- или кино-проектами?

- Сейчас у нас будет проект один. Вот-вот уже должны начать.

- Рассказать об этом проекте можете?

Я никогда ничего не говорю. Потому что у меня были очень неприятные ситуации, когда меня, например, утверждали на роли известные режиссеры, и я говорила, что я приступаю к такой-то работе, а потом у меня не получалось по каким-то другим причинам. Я не ревностно отношусь к работам, а многие актрисы очень ревностно относятся. Поэтому я всегда говорю то, что я уже или сделала, или делаю. А о предстоящем я теперь ничего не говорю. Это не значит, что я боюсь отпугнуть, что этого не будет, нет. Не будет - не будет. Если я уже села в самолёт, я скажу: я сижу в Боинге или в ТУ-54. Хотя это такой дурной пример.

- Лидия, что вам кажется самым трудным в жизни актёра?

- (Пауза.) Наверное, ожидание. Ожидание работы. Для актёра - это очень трудно. Потому что он человек эмоциональный, он как лошадь, которая бежит, бежит, бежит и набирает уже и скорость какую-то, и массу в плане актёрском. И когда идёт ступор, он как будто задыхается. Наверно, в любой профессии человек хочет работать. А актёр - он к тому же чересчур эмоциональный, чересчур ранимый, чересчур чувствительный, восприимчивый. И мы же очень много в себя впитываем из внешнего мира, и хочется это выплеснуть в каких-то работах. Потому что при создании образа хочется всё то, что видишь, слепить воедино и выплеснуть. И когда этого выплеска нет, а в тебе всё это внутри сидит, тебе нужно куда-то эту энергию направить.

- У вас были такие периоды ожидания?

Наверное, были. Я говорила себе о том, что, наверно, Бог даёт мне время для того, чтобы я могла взять тайм-аут от большой работы. Там действительно не получалось. Потому что я не могу сниматься в двух-трёх картинах одновременно. Я не могу не потому, что я не смогу сыграть - сыграть я смогу, - но всё равно у меня, как правило, такие серьёзные картины. И я не бегаю с одной съёмки на другую, у меня всё-таки немножко по-другому складывается моя киношная жизнь. Всё равно нужен такой период отдыха. Потому что происходит такая очень большая затрата эмоциональная, душевная. Поэтому тайм-аут - это немножко такой выдох. И выдох, конечно, может немножко затянуться. Но не было такого, чтобы я перезатянула.

- Театр есть всегда, антрепризы.

- Да, есть театр, есть антрепризы. Есть семья - самое дорогое. Мне сколько раз предлагали сделать моноспектакли? Не могу, не могу. Такое ощущение: что, прямо на меня одну придут смотреть? Ну не могу я одна быть.

- Лидия, что вы цените в жизни больше всего?

Порядочность. Я очень не люблю лживых людей. Ужасно не люблю. Я от них чешусь, у меня от них настроение портится. Я не люблю лицемерие. Терпеть не могу. И я, конечно, ценю порядочность и доброту человеческую. Доброту и порядочность. Я лживых людей распознаю. Предательство я терпеть не могу просто. Когда удар в спину. Вот это всё я вижу в жизни. Для меня лицемерие - это кинжал в сердце. Я всегда говорю: или не говори, или не общайся. Лучше скажи правду, но не лицемерь. Потому что всё равно лицемерие - это враньё, это ревность, это такой негатив! Я всегда объясняю детям: это всё равно вернётся. И ты даже не будешь знать. Всё было хорошо и вдруг у тебя что-то заболело или где-то что-то не получается. Это возвращается всё.

- При чём сторицей.

Я сама по себе достаточно требовательный человек. Я требовательна, конечно, к себе в первую очередь, особенно в профессии. И требовательна к окружающим. Меня называют серый кардинал. «О! Пришёл серый кардинал!». Меня спрашивали: кем бы вы были, если бы не были артисткой? Я была бы хорошим организатором. Потому что я люблю, чтобы всё было на своих местах. Чтобы все были готовы, чтобы не было накладок, чтобы всё было чётко. Потому что зритель приходит получить удовольствие от того, что мы показываем на сцене. Будь то трагедия, будь то комедия. Зрителя должны уважать. Точно так же с антрепризой. Мне вот задают вопросы: «Вот, антрепризы - это второй сорт». Где-то в этом есть доля правды. Если так относится к этому. То есть если человек, который антрепризу организовывает, относится к этому подобным образом, то так и получается. А есть организаторы, которые так к этому не относится, они достаточно профессиональны. Например, вывести огромную неподъёмную декорацию - это нереально для антрепризных спектаклей. Поэтому надо приблизить декорации таким образом, чтобы через них тоже создавалось ощущение театра. Пусть и привозного. Понятно, что там не меняются декорации, как в театре - в первом акте, во втором, в третьем. Это нереально. Масштаб я имею ввиду. Всё равно актёр должен выходить с ощущением таким честным по отношению к зрителю. Работать на сто процентов, что бы он ни играл. А уже материал, режиссёра и постановку актёр должен сам выбирать. Потому что иногда думаешь: «Боже мой, как же можно в такой постановке с таким материалом вообще на сцену выходить?» Поэтому я очень требовательна и к выбору антреприз. Мне их достаточно предлагают, но это не значит, что везде буду работать. Как я уже говорила, всех денег не заработаешь.

- Что вы считаете вашим самым главным успехом?

Я никогда не смешиваю работу и личное. Я живу и не думаю о том, успешна я или не успешна? Есть у меня успех, нет у меня успеха? Сегодня он есть, завтра его нет. Если говорить об успешном сериале, в котором я снялась, муж правильно мне сказал: «Забудь и иди вперёд. Не смакуй, не сиди. Снялась - и хорошо, иди дальше». Некоторые ведь как делают? Снялись где-то и сидят: «Ля-ля-ля, ля-ля-ля. Я то, я это!». Это так смешно выглядит. То, что судьба подарила и дарит мне замечательные работы - и режиссёров, и материал - вот это вот есть, наверно, какое-то счастье. А вот успех… Не знаю я, правда. Нет во мне такого: успешная я или нет? Нормальная я. Мне хорошо, мне нравится то, что я делаю. И надеюсь, что я на этом не останавливаюсь и будут ещё работы приходить. Это есть такой, знаете, подарок судьбы. Судьба дарит мне подарки. Вот что я могу сказать! Если дарит - говоришь ли ты об этом, что это успех? Нельзя это тоже смешивать. Как говорится, спасибо за то, что есть.

- И за то, что будет.

И за то, что будет хорошего. Всегда надо думать о хорошем, всегда надо верить, надеяться. Потому что вера действительно может просто перевернуть судьбу, перевернуть жизнь, перевернуть всё. Вера. Главное - надо верить. Не злиться, ни в коем случае не ругать ни жизнь, ни судьбу. А идти и не опускать руки. Ну, нет сегодня - будет завтра. Не будет завтра - будет послезавтра. Кто-то может сказать, что так можно прождать всю жизнь. Но всё равно ты должен, если у тебя нет ничего, переключиться на другое: на детей, на самообразование. Узнавай что-то новое. А Боженька - он всё равно нам даёт. Главное это увидеть, понять и услышать. И самое главное, знаете, я вот сейчас смотрю на многих, какие все обозлённые, все какие-то не радостные в основном, и мне так хочется сказать: «Боже мой! Вспомните Великую Отечественную войну. Любую войну, не только Великую Отечественную. То поколение, которому всё-таки не посчастливилось жить в то время. Насколько вы счастливые все. Живите, радуйтесь, будьте добрее друг к другу и берегите друг друга, не злитесь, не уходите в какую-то черноту ревности, в какое-то дай-дай-дай, мало-мало-мало».

JustMedia.Ru благодарит за помощь в организации интервью арт-холдинг «Ангажемент».

Запомнилась российским зрителям образом Настасьи Филипповны в сериале Владимира Бортко «Идиот» с Евгением Мироновым, а также главными ролями в сериалах «Воровка» и «Берёзка». В гостях программы Бориса Корчевникова «Судьба человека» 51-летняя актриса рассказала о своей жизни.

Уже 30 лет Лидия счастлива в браке с актером и продюсером Алексеем Гуськовым . У пары двое сыновей и двухлетняя внучка Стеша.

«Я впервые увидела его, и время словно остановилось. Мне будто сказали, что это мой будущий муж. Я знала, что мы будем вместе. Конечно, я к нему присматривалась, но у нас так быстро все развивалось, он так красиво ухаживал. Была безумная любовь», — с улыбкой и нежностью вспомнила актриса знакомство с Алексеем Гуськовым.

View this post on Instagram

Лидия Вележева и Алексей Гуськов

Непреходящей болью для Лидии стала потеря сестры-близняшки, с которой они были очень близки. Ирина родилась на пять минут раньше, однако лидерство оставалось за младшей: «Я была безумно активна, любопытна, ничего не боялась… Она же была скромной, тихой, незаметной, но безумно красивой», — рассказала Лидия. В школьные годы обе сестры учились в киевском интернате, где была актерская мастерская.

Решительная Лидия в 13 лет сама отнесла анкету на киностудию имени Довженко для картотеки детей-актеров. Через год ей предложили главную роль в детском фильме «Ожидание».

Карьера Лидии складывалась успешно. Актриса была востребована даже в девяностые годы, когда кино находилось в упадке. Гораздо труднее складывалась судьба Ирины. Старшая сестра Лидии в 16 лет неудачно вышла замуж и вскоре начала злоупотреблять спиртным. «Она ни в какой институт не поступила, она говорила: «Лид, я не сдам. Я не могу ничего с собой поделать», — с горечью вспоминает Вележева.

View this post on Instagram

Актриса вспоминает, что близкие старались поддержать Ирину: «Мама ей всегда помогала, все приданное осталось у Иры. Дальнейшая судьба сложилась у нее печально, она стала увлекаться алкоголем. Нет, она не была, конечно, алкоголичкой, но у нее как-то у нее пропал интерес к жизни. Я много раз с ней разговаривала, она даже пряталась от меня. Я все анализировала, всегда была защитником, заступником для нее».

Лидия отметила, что сестра сначала радовалась ее успехам, но потом они начали отдаляться. Восемь лет назад Ирина скоропостижно скончалась: «В 43 года ее не стало — тот день я запомнила. Мне позвонил отчим и сообщил, что Иры больше нет.

Я не сразу поняла, о чем он говорил. Отчим плакал, просил меня помочь и как можно скорее приехать. Когда Ира умерла, у нее не было паспорта — потеряла, поэтому ее забрали как бомжа. Я приехала в Киев и не знала, в каком морге ее искать. Самое страшное — это сказать маме, что Иры нет, а завтра похороны», — в слезах рассказала Лидия.

View this post on Instagram

Лидия Вележева – одна из ведущих актрис театра и кино. А дома у нее совсем другие достижения – крепкий брак с актером Алексеем Гуськовым, двое сыновей, налаженный бый, уют. И как все успевает эта удивительная женщина?

Она появилась в облаке умопомрачительных духов. «Вы ко мне? Пойдемте». Лабиринт театральных коридоров. Гримерная. Огонек тонкой сигареты. У нее черные глаза, загадочный взгляд и завораживающий голос, а в жилах течет итальянская, сербская, еврейская, русская, украинская и цыганская кровь. «Женщина-тайна» – прозвали ее журналисты. «Ну, какая тайна?! – улыбается Лидия Вележева. – Я нормальная, обычная женщина, просто – актриса!» А вот тут можно поспорить, ведь актриса – женщина уже необычная. Тем более, что актрисой маленькая киевлянка Лида решила стать с детства. В двенадцать лет она одна отправилась на киностудию им. Довженко, чтобы отнести свои фотографии, и вскоре была утверждена на главную роль. Судьба? Безусловно, судьба, но и без характера тут не обошлось. Именно благодаря своей целеустремленности и умению побеждать Вележева многого добилась в жизни.

– Лидия, согласитесь, все-таки приятно, когда вас называют женщиной-тайной?

(Улыбается) Я когда это слышу – сразу теряюсь. Не люблю излишнего внимания. И вообще, я так спокойно к себе отношусь. Сидеть и умиляться – ах, я вся такая-растакая – это совсем не в моем духе.

– А комплименты любите?

Конечно, как всякая женщина. И сама люблю их делать.

– Может, какой-то запомнился особо?

Один человек мне как-то сказал: «У вас очень красивые руки». А я никогда не задумывалась об этом. У нас же главный «боекомплект» – глаза, ноги, талия, грудь. «Надо же – говорю, – почему именно руки? По-моему, они у меня большие». «Нет, что вы! Очень красивые!» Это было так приятно слышать. С тех пор я стала периодически на свои руки посматривать. Смешно (смеется).

– В юности вы, наверное, рано поняли, что очень привлекательны внешне?

Классе в 10. Мы с подружками тогда бегали на окраину Киева в туристский кемпинг на дискотеки. Там играла самая популярная музыка, продавались вкусные бутерброды и фирменная газировка, какой не найдешь в магазинах. Стоило все недорого, мы сбрасывались – кто рубль даст, кто два, а кто 50 копеек, – накрывали стол и чувствовали себя королевами. В зале всегда было много иностранцев, и они посматривали на нашу компанию, улыбались. Девчонки мне говорили: «Видишь, вон тот на тебя смотрит, и этот голову свернул. Понятно, сейчас танцевать пригласит!» И, правда, без конца приглашали. Так я и поняла, что на меня обращают внимание даже больше, чем я предполагала.

С детства. Голос у меня никогда не был звонким, а с возрастом еще понизился. Я ведь курю, и это тоже сказывается. Но голос и внешность даны природой, как правило, очень гармонично. Разве можно меня представить с высоким голосом? (Делает «кукольный» тембр) Ведь сразу несоответствие, и кого такой актрисе играть? По голосу меня даже посторонние люди узнают. Сначала присматриваются – я, не я? – а когда заговариваю, убеждаются окончательно. Этим летом я с младшим сыном была во Франции. Зашли в музей, и нужно было взять диктофоны с переводом. У стойки стоял служащий, что-то писал, я начинаю: «Будьте добры…» Он поднимает глаза и говорит: «Я издалека услышал ваш голос и не поверил – неужели это вы, здесь?! Смотрю – и правда». Оказалось, этот юноша – русский и во Франции учится. Он музыкант, и слух у него тонкий, поэтому распознал меня среди других туристов, даже еще не видя.

Багиру из легенды про Маугли? Может быть… Я люблю ее грацию, красоту без гламурной мишуры, достоинство. Если бы у меня спросили, каким животным я себя представляю, я, скорее всего, ответила бы – пантерой. Не потому, что я черная. Просто мне очень нравится этот образ. Давно, еще с детства…

– Кстати, не задумывались, детского в вас много осталось?

Наверное (улыбается). Тем более, что возраста своего не ощущаю. Как человек пунктуальный, порой, опаздывая куда-то, несусь с глазами ребенка, будто у меня игрушку отобрали, вместо того, чтобы спокойно сказать себе: «Уймись, сейчас все решится. Оттого, что ты не сядешь в поезд, мир не рухнет». А вот повзрослела я рано, и была очень самостоятельной, ничего не боялась. В Киеве мы жили на улице Ромена Роллана, в нашем же доме была булочная. Однажды, мне лет пять было, мама попросила: «Доченька, сходи в первый подъезд за хлебом». Я пошла, но магазин оказался закрыт на учет. С мыслью, что купить хлеб обязательно нужно, я по памяти отправилась за несколько кварталов в большой гастроном, мимо которого мы иногда проходили. Вскоре мама, конечно, занервничала, выскочила на улицу и, увидев, что магазин не работает, стала со слезами спрашивать у прохожих: «Вы не видели девочку, в красном пальтишке с капюшоном?» А я в этот момент, гордо прижимая к себе батон, благополучно возвращалась назад. Заметив маму, из-за гаражей стала за ней наблюдать – и что это она бегает, плачет? Мама потом рассказывала: «Уж не знала, что и делать! Вдруг смотрю – вдалеке маячит остренький капюшон. Моя!» Просто я всегда была очень исполнительным ребенком.

– А со своей сестрой-двойняшкой Ириной вы по характеру похожи?

Нет, мы не только по характеру, мы и внешне совсем разные. Она в отца – темно-русая и глаза у нее светлее, а я похожа на маму. Она была стеснительной, а еще, лишний раз не хотела себя утруждать – немножко такая «королева на перинах». Из-за этого мы с ней даже дрались в детстве. Сестра любила напомнить, что она старше (всего-то на пять минут!), поэтому многие обязанности сваливала на меня. Например, мама поручала: «Девочки, уберите квартиру». Так Ира говорила: «Ну, я уберу коридор и ванную, а обе комнаты, кухню и туалет – ты». Конечно, на этой почве случались разногласия. Или предлагала: «Ты, Лида, уберись одна, а я картошечки пожарю». Такая хитрая была! Но при этом она никогда не давала меня в обиду. Никому! Всегда защищала, если кто-то обижал, как рысь бросалась!

– А чем Ирина занимается сейчас?

Она работала поваром в кафе, но недавно ушла. Пока домохозяйка.

– Почему вышло, что вы с сестрой учились в интернате?

Наша мама работала на табачной фабрике, была бригадиром, передовиком производства, на нее равнялся весь цех. Если нужно было выйти во внеурочное время – выходила, и зарабатывала очень хорошо, мы ни в чем не нуждались. Но с двумя детьми ей было тяжело, ведь в то время она воспитывала нас одна. И когда пришло время нам идти в школу, встал вопрос – наверное, работу придется менять, но руководство предложило: «Люба, а давайте мы устроим ваших девочек в интернат №1 с китайским уклоном». Мама очень не хотела, но, приехав туда, убедилась, что это действительно хорошее место. Она ведь платила за нас большие по тем временам деньги – 120 рублей в месяц за каждую. И при этом ежедневно нас навещала, привозила передачи – ей казалось, что мы там голодаем. А нас прекрасно кормили – в нашей замечательной столовой все просто объедались. После 3 класса она решила нас забрать. Но мы так полюбили нашу школу, что ни в какую другую уже не хотели. У Иры случилась истерика, она топала ногами и даже спряталась в туалете, заявив, что не выйдет! И я ее поддержала, сказав, что мы нигде больше учиться не будем, сюда обратно прибежим. В общем, остались там до 10 класса. И школе этой я очень благодарна. Мало того, что там были сильные учителя и добрые воспитатели, там была огромная территория, сад, теплицы, футбольное поле, тир. И множество секций. Заниматься можно было, чем душа пожелает – от иностранных языков, танцев, музыки, живописи до гандбола. А я и занималась всем по чуть-чуть, даже гандболом, и даже на трубе играла в духовом оркестре – мне все было интересно!

– И какие-то навыки в будущем пригодились?

Ну, конечно! Вот, например, недавно у нас в театре вышла премьера «Берег женщин». Драматические актеры там не разговаривают, а исключительно танцуют, у меня тоже есть свой номер. Начали репетировать, и мне сразу вспомнились хореографические занятия в детстве, я уже знала, как руку поднять, как голову держать. Мышечная память существует, и навыки остаются на всю жизнь. Я вообще считаю, что девочкам очень полезно заниматься в детстве танцами, пластикой, это помогает выработать не только осанку, походку, но и уверенность в себе. Так что моя физическая форма перед началом проекта меня нисколько не смущала. Наоборот, я даже подумала – что ж я хуже молодых, что ли?!

– Похоже, театр Вахтангова – это для вас одна любовь на всю жизнь?

Да, меня ведь пригласили в его труппу сразу после Щукинского училища, и вот служу здесь по сей день… На самом деле, после школы я год работала в вычислительном центре, а весной пошла в Карпенко-Карого. Пришла неподготовленная, с одним стихотворением. Когда меня там завернули: «Вы ничего не умеете!» – не расстроилась, а разозлилась, и дома твердо заявила: «Я буду поступать в Москве!» У мамы был шок, но мы поехали. Приехали практически в последний день прослушиваний. Курс, считай, был набран, а я как Фрося Бурлакова: «А как же я?!» Но – судьба. На прослушивании, зайдя в аудиторию, в комиссии я увидела Ларису Алексеевну Пашкову, которая в картине «Ожидание» (первый фильм Лидии Вележевой, где она снялась в 12 лет – прим. автора) играла мою бабушку. И я так зажалась, что прочитала плохо. Но Лариса Алексеевна сказала: «А я ведь вас узнала. И понимаю, что вы, наверное, растерялись. Вы можете лучше. Подойдемте прямо сейчас к художественному руководителю курса – Алле Александровне Казанской, – почитаете ей. Все в ваших руках!» И я сказала себе: «Я не зря сюда ехала и должна учиться!» Прочитав Казанской, я услышала: «Я пропускаю вас сразу на общеобразовательные экзамены». Сочинение я писала с дикой температурой. Вывесили список с двойками – 12 человек, и я среди них. Вдруг выходит секретарь: «А Вележева здесь? Вас просят подняться к ректору». Прихожу. Он достает мое сочинение: «Деточка, у вас очень странные ошибки. Вы начинаете предложение, обрываете его, начинаете такое же снова, и опять обрываете… Вы не болеете?» – и щупает мой огненный лоб. Я расплакалась, а он говорит: «Какое счастье! Немедленно за справкой!» Потом Казанская ходила к замминистра культуры и просила о пересдаче мной экзамена. Разрешили. Так и поступила.

– Видно, что у вас сильный, целеустремленный характер. А случается, что характера все-таки не хватает?

Это редко. Например, такое происходило при разговорах с Михаилом Александровичем Ульяновым, когда мне нужно было у него, как у худрука театра, что-то попросить, куда-то отпроситься. Перед этим человеком я робела, терялась, и не то, что стукнуть кулаком по столу, доводы привести не могла. Если он говорил: «Я бы не хотел, чтобы ты уезжала», – я не уезжала. Или как-то я попросила себе второй состав на спектакль, а Ульянов сказал: «Нет, это роль твоя, и я считаю, что второй состав не нужен!» Я ничего не смогла ответить и, лишь выйдя из кабинета, корила себя: «Ну что ж ты не настояла?!»

– Ну, а в семейной жизни такой характер вам не мешает?

Честно говоря, у нас с Лешей у обоих характеры очень сильные. И порой бывают «схватки» – он мне будет доказывать одно, а я буду доказывать другое. Но… потом все равно кто-нибудь из нас сдастся. А вообще, я подружкам всегда говорю – мужикам нашим нужно уступать обязательно. Ведь если мы постоянно будем брать над ними верх, им это не понравится. Мужчины-то не особо любят сильных женщин, которые перегибают палку, а мы можем. Поэтому лучше я лишний раз уступлю, скажу – делай, как считаешь нужным, все равно потом будет ясно, кто прав. Вот, например, Леша долго уговаривал меня поехать в Турцию. Но я отвечала: «Не буду я там отдыхать! Что ты там, вообще, забыл – это же как большой Макдональдс!?» И однажды он сказал: «Не хочешь? Ну, тогда я вдвоем с сыном поеду». Съездил и вернулся со словами: «Больше я туда ни ногой!» «Вот, – говорю, – надо было прислушаться к моему мнению!» (Улыбается)

– Некоторые женщины говорят о своих мужьях – это еще один мой ребенок… Вы об Алексее Гуськове можете так сказать?

Нет, потому что Леша очень самостоятельный. С ним не надо нянчиться – что-то он не может найти, что-то он забыл взять… Тот же завтрак он в состоянии себе приготовить сам, и кашу заварить, и чай-кофе налить. Это для него не проблема, и носом никогда не тычет, как некоторые мужья – мол, ты женщина, ты должна! Я ему благодарна за это безмерно. А то порой наблюдаешь ситуацию у подружки, когда ее муж начинает фыркать, и думаешь: «Да-а, мой бы так никогда не поступил!» Если я уезжаю на гастроли, съемки, и меня долго нет, то я абсолютно спокойна, знаю, что он все сделает, найдет, уберет, проследит за детьми. Он вообще замечательный семьянин, умеет вести семейную политику так, чтобы я чувствовала – я единственная женщина в семье.

– Трудно, когда трое мужчин в доме?

Трудно. Каждый со своим настроением, а дети еще и взрослеют – у них меняются вкусы, меняются предпочтения. Но я никогда не говорила: лучше бы у меня родились девочки. Никогда! (Улыбается)

– Вашему старшему сыну Владимиру уже 20. Он на 4 курсе Щукинского. Как его успехи?

Поступив, он сказал: «Мама, очень тебя прошу – не вмешивайся в мой процесс учебы». Какое-то время я ходила смотреть их курсовые зачеты по мастерству, дико переживала и поняла, что не могу быть объективной – слишком придирчива конкретно к нему. Хотя педагоги за многое Володю хвалят. Некоторое время мы были заняты в одном спектакле – «Мадемуазель Нитуш». Просто практика в училище всегда проходит в театре Вахтангова, и нужны были студенты для массовки. Я наблюдала за тем, как сын вводится – поет, танцует. Молодец! К тому же он очень хорошо смотрится на сцене – высокий (1,92), темно-русый с серо-зелеными глазами. Волнения у меня не было, скорее, радостное ощущение, что мы играем вместе, что он участвует в хорошей постановке. Теперь хочу прийти, посмотреть их выпускной спектакль, чтобы увидеть результат, которого он добился за четыре года.

– А какие мысли о будущем у 15-летнего Дмитрия?

Он думает и о продюсерстве, и о режиссуре, и об актерстве. Хочу, говорит, и тем, и другим быть. Одно время сочинял рассказы, потом писал диалоги, но сейчас что-то забросил. Компьютер детям заменяет многое (вздыхает). Я понимаю его необходимость, но как же он губит наших детей! Они перестают читать, не интересуются живым общением, портят зрение. И спорт у нас в стране просел из-за этого же. Ребята даже на физкультуру ходить не хотят. Зачем играть в реальный футбол-волейбол, когда есть компьютерные игры. И ведь не оторвешь! Переживаю ужасно.

– От кого дети генетически переняли больше – от вас или от Алексея?

Младший больше взял от Леши, а старший – от меня. Порой, начинаю Вовку за что-то ругать и вдруг понимаю – я же такая же была! Но ведь так не хочется, чтобы дети повторяли твои ошибки… У него сейчас вообще сложный период, потому что институт заканчивает, и вроде взрослый уже, хочет самостоятельности, хочет жить отдельно. А я этого пока не очень хочу, хотя сама-то уехала из дома в 17! Но все-таки у нас было время другое. Не было этих клубов, наркотиков, мы не знали, кто такие голубые… Пиво на улице раньше пили одни алкоголики, а сейчас оно превратилось в морс, и ведь кому-то от одной бутылки голову сносит. А уважение к старшим? Его нет. Зато наступила вседозволенность, и это пугает. В общем, по поводу старшего сына я на перепутье. Это во мне борются материнская любовь и материнская эгоистичность.

– Как будущая свекровь, вы уже устраивали экзамены Володиным девушкам?

Экзаменов я не устраиваю – и так многое вижу, многое понимаю о человеке, нужно просто немного пообщаться. Если мне кто-то не понравится, так и скажу: «Она мне не нравится. Присмотрись», – хотя палки в колеса ставить не буду, выбор сына нужно уважать. Только уж если совсем какая-то оторва попадется – будем спасать (улыбается).

– А ваша мама по-прежнему живет в Киеве?

Да, хотя я часто прошу ее подумать о переезде в Москву. Но это непросто. Мама замужем, Бог послал ей замечательного человека, полковника в отставке, который и Чернобыль прошел, и Афган. У них дача на киевском водохранилище, а мама очень любит землю и большую часть времени живет на воздухе. Там сад, где растут яблоки, сливы, груши, виноград, смородина, абрикосы; огород. И ей так нравится за всем этим ухаживать! В общем, пока мама с отчимом к нам только в гости приезжают.

– У вас есть мечта?

Сказать, что я мечтаю иметь автомобиль «Ягуар» или мечтаю купить себе замок в Ницце?.. Да мне на все это начхать! Самая большая мечта у меня – чтобы мои дети, муж и все близкие были здоровы и счастливы. Больше мне ничего не надо. Правда.