I. 1. Фамилия, имя ребенка Катя Петрова
2. Возраст 5 лет 7 месяцев
3. Домашний адрес у. Восход, д. 83, к. 2, кв. 54
4. Анамнез: Ребенок от третьей беременности (роды - вторые). Мать стоит на учете у уролога. Во второй половине беременности была угроза выкидыша. Роды прошли нормально. Болезнь первого года жизни - коревая краснуха (в 3 месяца), отит (в 10 мес), ОРЗ (в 1г 7м), ОРВИ (в 10 мес).
Ходить начала с 1 года 1 мес. Лепет появился в 8-9 мес., первые слова произнесла в 10 месяцев, фразы в 1 год 7 мес.
5. Состояние общей и мелкой моторики. Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Подвижна, координация удовлетворительна, но некоторыми основными движениями по программе возрастной группы владеет недостаточно, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в штриховке, неуверенно владеет ножницами, движения неточные.
6. Слух - без патологии.
7. Зрение - без патологии.
8. Общее развитие ребенка. Запас знаний и представлений об окружающей действительности в пределах возрастной нормы.
Память: зрительная - из 6 картинок запоминает 4.
Слуховая - из 6 слов запоминает 4.
Ассоциативная - из 6 картинок - 5.
Словесно-логическая память - прослушанный текст запоминает и пересказывает достаточно полно и точно.
Внимание, работоспособность. Концентрация внимания неплохая, но объемная устойчивость недостаточна (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчива, быстро устает.
Мышление:
Конструктивная деятельность - + (пирамидку, разрезанную картинку, пазлы составляет методом зрительного соотнесения)
Прямой и обратный счет - + (в пределах10)
Счетные операции и простейшие задачи - + (в пределах10)
Классификация, обобщение - + (иногда с объяснениями)
Причинно-следственные связи - + (серию сюжетных картинок раскладывает в логической последовательности).
Строение - нормальное (незначительная прогнатия).
Артикуляционная моторика - движения губ нормальные; наблюдается вялость языка, отсутствует «желобок».
Воспроизводит:
13. Звуковой анализ:
у тка, о вощ, а ист)-+
п , кот , ток )-+
д ом, р от, п от)-+
14. Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры - нарушено незначительно (сохраняются ритмичный контур, ударение, число слогов)
Клубника -+ коман дировка - «комадировка»
Сковорода -+ стихот ворение - «стиховорение»
Лекарство -+ вело си педист - «велесепедист»
Понимает антонимы и синонимы.
Знает и называет детенышей животных, распространенные профессии.
Обобщающими (видовыми, родовыми) понятиями (одежда, обувь, мебель, посуда) - владеет.
16. Грамматический строй. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам). Допускает ошибки в согласовании количественных числительных существительных - «пять яблоков». Понимает значение простых предлогов и правильно употребляет их в речи. Может образовать: прилагательные слова от существительных камень (каменный), существительные от прилагательных - деревянный (дом), существительные от глаголов - клеить (клей), существительные с уменьшительно-ласкательным значением - рука (ручка).
17. Связная речь. Логична, последовательна, но не выразительна, схематична. Свободное общение затруднено
II. 1. Фамилия, имя ребенка Дмитрий Шелохов
2. Возраст 5 лет 9 месяцев
3. Домашний адрес у. Пирогова, д. 19, кв. 70_
4. Анамнез: Ребенок от первой беременности. Во второй половине беременности была угроза выкидыша. Роды прошли нормально. Болезнь первого года жизни - ОРВИ (в 9 мес.).
Ходить начал с 1 года 3 мес. Лепет появился в 8-9 мес., первые слова произнес в 11 месяцев, фразы в 3 год 1 мес.
5. Состояние общей и мелкой моторики. Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Координация удовлетворительна, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в обведении мелких предметов, неуверенно владеет ножницами, движения неточные.
6. Слух - без патологии.
7. Зрение - без патологии.
8. Общее развитие ребенка. Запас знаний и представлений об окружающей действительности не достаточен.
Память: зрительная - из 6 картинок запоминает 3
Слуховая - из 6 слов запоминает 4
Ассоциативная - из 6 картинок -4
Словесно-логическая память - прослушанный текст запоминает и пересказывает неуверенно, путая события и последовательность.
Внимание, работоспособность. Концентрация внимания не сформирована, объем недостаточен (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчив, быстро устает.
Мышление:
Конструктивная деятельность + (пирамидку, разрезанную картинку, пазлы составляет методом зрительного соотнесения)
Прямой и обратный счет - (в пределах10)
Счетные операции и простейшие задачи - (в пределах10)
Классификация, обобщение +
Причинно-следственные связи - (серию сюжетных картинок раскладывает не в логической последовательности).
10. Состояние артикуляционного аппарата.
Строение - нормальное.
Артикуляционная моторика - движения губ нормальные, отсутствует «грибок», «ложечка».
11. Особенности звукопроизношения.
Свистящие С, С", З", Ц - межзубные
Шипящие Ш Ж, Ч, Щ - межзубные.
12. Фонематический слух - в норме. Выделяет на слух заданный звук из звукового ряда (п - т - к - х)
Слогового ряда (па - та - ка - ха)
Ряда слов (порт- торт - корт - хор)
Различает на слух сходные звуки в:
Парах звуков (п - б), (с - з), (ш - ж)
Парах слогов (па - ба), (са - за), (ша - жа)
Парах слов (почка - точка), (сок - цок), (шар - жар).
Воспроизводит:
Звуковой ряд (б - п - б); слоговой ряд (ба - ба - па)
Ряда слов (почка - точка - бочка), (сом - ком - дом).
13. Звуковой анализ:
Выделение первого ударного гласного (у тка, о вощ, а ист)-
Выделение последнего глухого согласного (суп , кот , ток )+
Выделение первого согласного (д ом, р от, п от)-
14. Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры - нарушено значительно (сохраняются ритмичный контур, ударение, число слогов)
Клубника -+ команд ировка - «комарировка»
Сковорода -+ стихот ворение - «стиховорение»
Лекарство -+ вело си пе дист - «велесоподист»
15. Лексика. Допускает ошибки в толковании лексических значений слов: чашка - кружка, ключ - замок, шапка - шляпа, кофта - свитер;
Многозначительностью слов, абстрактными понятиями - не владеет.
Понимает антонимы и синонимы.
Знает и называет детенышей животных, меньше называет профессии.
Обобщающими (видовыми, родовыми) понятиями (одежда, обувь, мебель, посуда) - владеет слабо.
16. Грамматический строй. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам). Допускает ошибки в согласовании количественных числительных существительных - «пять яблоков». Может образовать: прилагательные слова от существительных камень (каменный), существительные от прилагательных - деревянный (дом), существительные от глаголов - клеить (клей), существительные с уменьшительно-ласкательным значением образовать не может - рука (ручка).
17. Связная речь. Непоследовательна, не выразительна, схематична. Свободное общение затруднено
18. Заключение о состоянии речевого развития: ОНР III уровня.
Как Вы знаете, в речевых картах обычно содержатся все задания и место для записи результатов обследования - на нескольких страницах. У нас на работе поток обследуемых в несколько раз больше, чем в образовательных учреждениях, а финансирование на канцтовары неважное. Поэтому от начальства поступила директива: сократить потребление бумаги. Начались поиски. Однако попавшиеся в поле зрения логопедические листы не отвечали в полной мере функциональности и содержательности речевых карт. Передо мной стояла задача: вместить все необходимые сведения по обследованию речи на один лист. Мне это удалось! При использовании этого бланка речевой карты необходимо чёткое знание всех заданий в том или ином блоке, а лучше - наличие хорошо подобранных наглядных материалов ко всем заданиям по возрастам и Ваша безупречная ориентировка в них. На основе речевой карты Нищевой Н.В. с добавлениями заданий из карт других авторов я сделала материалы и схемы обследования речи детей отдельно по возрастам. Это в рамках моей работы намного удобнее представленных в литературе материалов, где, чтобы найти картинки для следующего задания, нужно постоянно пролистывать в альбоме картинки к другим возрастам. Результаты обследования речи детей от 4 до 15 лет вносятся в соответствующие графы. Если по возрасту навык ещё не должен быть сформирован - графа не заполняется. По результатам обследования заполняется бланк описательного логопедического заключения, в котором указана та же последовательность компонентов речевого обследования, что и в речевой карте.
В рамках образовательного учреждения в дополнение к бланку карты понадобится лист анамнеза.
Уверяю Вас, в таком виде документацию удобнее хранить, удобнее ею пользоваться!
Речевая карта
Фамилия, имя ребенка ______________________возраст _______группа/класс__________
Слух________________________________зрение___________________________________
Артикуляционный_____________________________________________________________ аппарат_______________________________________________________________________
Оральный праксис_____________________________________________________________
Дыхание (вне речи и речевое)____________________________________________________
Ритм, темп, интонация__________________________________________________________
Заикание______________________________________________________________________
Звукопроизношение ___________________внятность речи___________________________
А О У Ы Э Я Ё Ю И Е Б БЬ П ПЬ Д ДЬ Т ТЬ Г ГЬ К КЬ Х ХЬ В
ВЬ Ф ФЬ М МЬ Н НЬ Й С СЬ З ЗЬ Ц Ш Ж Ч Щ Л ЛЬ Р РЬ
Звукослоговая структура слов и фраз : простых _____многозвенных ____сложных______
Фонематические представления: _______________________________________________
Фонематическое восприятие : слухо-зрительная дифференциация слов________________
слухо-произносит. дифференциация оппозиционных звуков в слогах ____в словах______
Звукослоговой анализ и синтез : _________________________________________________
Импрессивная речь :
Пассивный словарь : объём, качество______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Различение : окружающих предметов____________ частей предметов__________________
действий ______________ признаков____________ обобщений________________________
Понимание значений грамматич. изменений : глаголов соверш. вида___________________
ед. – мн. числа существит-х ______________ ед.–мн. числа глаголов___________________
уменьш.-ласкат. форма сущ-х_____________ приставочных глаголов__________________
Понимание логико-грамматических конструкций : обращённой речи ___________________
инструкций: простых соц.-бытовых ________ многозвенных ________сложных _________
предложно-падежных конструкций: простых_______________ сложных________________
простого сравнения________ сложного сравнения ___________инверсии_______________
конструкций, выражающих отношения лиц и предметов между собой (в Тв.п.)_______
простых вопросов_____________________ сложных вопросов________________________
близких по структуре предложений_______________________________________________
текста_____________понимание скрытого смысла________ переносного смысла________
Экспрессивная речь :
Активный словарь : объём, качество_______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Грамматические процессы :
Образование : прил-х от сущ-х_________________ глаголов соверш. вида______________
сущ-х Им. п. мн. ч. __________________________ приставочн. глаголов _______________
сущ-х мн.ч. в косв. п. или Р.п._________________ относит. прилагат-х ________________
сущ-х в уменьш.-ласкат. форме _______________ притяжат. прилагат-х _______________
детёнышей животных _______________________ качеств. прилагат-х_________________
согласование (в роде, числе и падеже) :
прилагат-х с сущ-ми _________________________глаголов с сущ-ми___________________
сущ-х с числит-ми___________________________ сущ-х с предлогами_________________
Связная речь:
Фраза _______________________________________________________________________
Спонтанная речь_______________________________________________________________
Диалогическая речь____________________________________________________________
Автоматизированная речь: стихи_______ счёт_______ дни недели_______ месяцы_______
Дезавтоматизированная речь: счёт_______ дни недели_______ месяцы_______
Сопряженная речь______________________________________________________________
Отраженная речь_______________________________________________________________
Номинативная речь_____________________________________________________________
Составление фразы: а) по картинке_______________________________________________
б) с заданным словом __________________________________________________________
Монологическая речь :
Выделение причинно-следственных связей:
Виды моноло-гических выска- зываний |
Пересказ |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок |
Составление рассказа по сюжетной картинке |
Составление рассказа на заданную тему (из опыта) |
Структура текста (части) |
||||
Последователь-ность раскрытия микротем |
||||
Полнота раск-рытия |
||||
Тип фразы, сог-ласование слов |
||||
Использование выразит.средств |
Состояние общей и мелкой моторики ____________________________________________
Оптико-пространственный гнозис и праксис ______________________________________
Письмо: тип латерализации, темп, списывание, самостоятельное письмо, диктант _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Чтение : слов, предложений, текста; темп; чтение про себя; понимание смысла; пересказ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Заключение :__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Логопед:_____________________________________________Дата:____________________
Ниже можно скачать образец бланка речевой карты
(шрифт 12, на 2 страницы размером А4).
Логопедическое заключение.
В ходе логопедического обследования___________________________________(____________г.р.)
было выявлено следующее:
По заключению специалистов:
В строении артикуляционного аппарата:
В состоянии орального праксиса:
В состоянии просодики и динамической стороны речи:
В состоянии звукопроизношения:
В состоянии звукослоговой структуры слов и фраз:
В состоянии фонематического восприятия:
В состоянии звукослогового анализа и синтеза:
В состоянии импрессивной речи:
* пассивный словарь
* понимание изменений грамматических значений слов
* понимание логико-грамматических конструкций
В состоянии экспрессивной речи:
* активный словарь:
* грамматические процессы:
Словообразование:
Согласование:
* фраза
* монологическая речь:
В состоянии общей и мелкой моторики:
В состоянии оптико-пространственного гнозиса и праксиса:
В состоянии письма:
В состоянии чтения:
Заключение:
Логопед:
Дата:
Ниже можно скачать бланк логопедического заключения в формате А4 (шрифт 12).
Анамнез
1. Фамилия, имя ребёнка___________________________________________________________
2. Дата рождения____________________________________Возраст______________________
3. Посещаемое учреждение, группа, класс____________________________________________
4. ФИО матери, возраст, место работы, должность_____________________________________
5. ФИО отца, возраст, место работы, должность_______________________________________
6. Национальность, родной язык, на каком языке общается в семье______________________
_______________________________________________________________________________
7. Данные о наличии у родителей и родственников нервно-психических, соматических
заболеваний, речевых нарушений, особенно дислексии и дисграфии_____________________
_______________________________________________________________________________
8. Протекание беременности. (Выявить, не было ли травм, резус-конфликта, воздействия
химических, физических - особенно облучения - факторов, инфекционных заболеваний –
особенно краснухи, гриппа и др., - токсоплазмоза, сердечно-сосудистых заболеваний,
болезни печени, почек, токсикоза в 1-ю и 2-ю половину беременности, симптомов
угрожающего выкидыша.) 1-я половина_____________________________________________
2-я половина____________________________________________________________________
9. Протекание родов (в срок, досрочные: в 8, 7 мес.; нормально протекающие, затяжные,
стремительные, обезвоженные и др.; использование стимуляции во время родов, ее характер;
длительность родов)_____________________________________________________________
________________________________________________________________________________
10. Состояние ребенка в момент рождения. Наличие травмы во время родов: переломов,
кровоизлияний, опухолей, асфиксии (синей, белой)____________________________________
когда закричал (сразу, через несколько секунд, через несколько минут)__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
наличие врожденных пороков_____________________________________________________
Вес и рост ребенка при рождении___________________________________________________
Когда принесли кормить, как сосал (хорошо, вяло) ________________________________________________________________________________
11. Данные о соматическом, нервно-психическом и психомоторном развитии ребенка
(выписать из медицинской карты). Держит голову с________________
сидит с ________________ ходит с___________________
Перенесённые заболевания до года_________________________________________________ ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Перенесённые заболевания от года до 3 лет___________________________________________
_________________________________________________________________________________
Перенесённые заболевания после 3 лет______________________________________________ ________________________________________________________________________________
12. Данные о развитии речи ребенка: время появления гуления__________ лепета__________
характер лепета______________ время появления слов_______ фразовой речи__________________
не было ли у ребенка нарушений слоговой структуры слов_____________________________ аграмматизмов_____________________________________ какие звуки долго произносились неправильно_____________________________________________________________________
характер неправильного произнесения звуков (искажения, замены, отсутствие звуков)
до 4 лет _______________________________после 4 лет _______________________________
производилась ли коррекция нарушений звукопроизношения и других речевых расстройств,
в течение какого периода, ее результат______________________________________________ _________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
характерные особенности понимания речи окружающих _________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
13. Данные обследований врачей – специалистов ________________________________________________________________________________ Поделись с коллегой!
Речевая карта
(для школьного логопункта)
1. Фамилия, имя, возраст.
3. Домашний адрес, телефон.
4. Дата зачисления в логопедический пункт.
5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).
6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).
7. Заключение психиатра.
8. Состояние слуха.
9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.
10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):
а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);
б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);
в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.
12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся - диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).
14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.
15. Проявление заикания:
а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски);
б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй);
в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность);
г) адаптация к условиям общения.
16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).
17. Заключение учителя-логопеда.
18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопункта).
ПриложениеРЕЧЕВАЯ КАРТА
(ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ НА РЕБЕНКА С ФФН)
Фамилия, имя, возраст
Школа класс 1
Домашний адрес
18.09
Успеваемость (к моменту обследования) Начало учебного года,
Жалобы учителей и родителей: Со слов учителя: непра-вильно произносит несколько звуков. Со слов матери (ва-рианты): 1) неправильно произносит звуки, стесняется разговаривать с незнакомыми людьми: 2) мать не отме-чает неправильно произносимых звуков.
Заключение психиатра: на ребенка с ФФН не требуется.
Состояние слуха: воспроизводятся данные из медицинской карты; проверяется при необходимости.
Данные о ходе развития речи: Со слов матери: слова - с 1 года (1,5 лет): фразовая речь - с 1,5-2 лет.
(строение, подвиж-ность): Строение и подвижность артикуляционного аппа-рата без патологии.
^ Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятель-ных связных высказываний): Моя мама Надежда Иванов-на. Работает медсестрой в поликлинике. Моего папу зо-вут Иван Петрович, он работает инженером. Я расскажу про лето. Я летом была на даче. Летом помогала дедушке строить колодец. Я помогала бабушке на даче в ого роде. А потом дома убиралась, собаку кормила. С сест-рой качалась на качелях. Дорожка ведет к качелям.. Там растут розы. Потом мы с мамой в город ездили (смеши-вает и заменяет звуки; р-л, ж-з, с-т).
Б) Грамматический строй:
наличие аграмматизма. Привести примеры. В пределах воз-растной нормы.
В) ^
произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков, р - горл., р-л, с-т, з-т (жа-ножа - жаноза, шаша-шаса, лалек-ралек) ;
различение оппозиционных звуков: ра-ла-ла (лаЗ) та-да-та + ка-ка-га + са-са-ша (шаЗ) ла-ра-ла (лаЗ) да-да-та + га - га - ка + ша - ша-са (шаЗ) са-са-за (са-ся-ся) па-па-б а + за-жа-за (за-за-жа) за-за-са (зя-ся-ся) ба-па-ба + жа-жа-за (жаЗ);
воспроизведение слов с различным звуко-слоговым соста-вом; привести примеры: мотоциклист, милиционер, космо-навт; железнодорожный, транспорт, мотоциклист на мо-тоцикле; апельсиновый морс.
Г) темп и внятность речи:
12. ^
Уровень сформированности навыков анализа и синтеза
звукового состава слова:
Вата - какой 1-й зв.? - в; 2-й?* - а; 3-й? - т;
4-й? - а.
Сушки - назови 1-й зв. - с, 3-й зв. - с.
Плащ - назови 2 - й зв.? - а, последний - ?
Книга - сколько слогов? - 2; назови 1-й слог - кни;
2-й - ? - га.
Сколько звуков в 1-ом слоге? - 2; назови их - к, н.
13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (сме-шение и замена согласных букв, аграмматизм и т.д.) в пись-менных работах учащихся - диктантах, изложениях, со-чинениях, выполняемых при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения (письменные работы прилагаются к речевой карте). Варианты:
воспроизводит отдельные печатные буквы (А, Н, П, И...), слоги (ПА, НА...), слова (МАМА, ПАПА, КОТ...);
воспроизводит только отдельные печатные буквы.
а) уровень овладения техникой чтения
называет и показывает отдельные буквы (А, О, Н, П, Т, М...);
называет буквы А, О, Н, У, И, П, К, Т И, Г, Л, Р, но не читает;
читает слоги (АП, ТА...), односложные слова типа «кот» и двусложные типа «вата»;
в) понимание прочитанного: понимает прочитанный логопе-дом текст.
^ 15. Проявление заикания:
А) причина; выраженность заикания; ситуации, обусловлива-ющие его проявление (ответы у доски и т.д.):
Б) сформированность языковых средств:
В) особенности общего речевого развития (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность):
Г) адаптация к условиям общения:
^ Краткая характеристика ребенка по педагогическим на-блюдениям (организованность, самостоятельность, устойчи-вость внимания, работоспособность, наблюдательность, от-ношение к своему дефекту, познавательная активность в области языковых явлений): неустойчивое внимание, кри-тичен к своему дефекта.
Заключение логопеда: ФФН (это заключение отражает уровень сформированности устной формы речи).
Логопедический пункт
при общеобразовательной школе №
^ РЕЧЕВАЯ КАРТА
(ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ НА РЕБЕНКА С ОНР)
Фамилия, имя, возраст: Петров Ваня, 7 лет
Школа № 1 класс 1
Дом. адрес
Дата зачисления на логопедический пункт 18.09
Успеваемость по родному языку (к моменту обследования) Начало уч. года.
Жалобы учителей или родителей: Со слов учителя: на уроках малоактивный, стесняется говорить. Со слов ма-тери: говорит невнятно, искажает слова, не запоминает стихи.
Заключение психиатра (заполняется по мере надобности): из медицинской карты с указанием даты обследования и фамилии врача.
Состояние слуха проверяется при необходимости.
Данные о ходе развития речи: Со слов матери: слова появились к 2-2,5 годам, фразы - к 4-5 годам. Речь непо-нятна окружающим.
^ Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвиж-ность): Строение - N. Подвижность - с трудом удержи-вает заданную позу и испытывает трудности в переклю-чении с одной артикуляционной позиции на другую.
^ Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятель-ность связных высказываний): В беседе о семье ответы ре-бенка могут быть следующие: «Ваня», «Мам.у зовут Зой-кой», «Не знаю» (отчества), «Папу зовут Петя», «Не знаю» (отчества), «Сестра зовут Люда», «На работе» (про маму), «Касса» (на вопрос - кем работает?), «Не знаю» (про папу).
Словарь ограничен реалиями обиходно-бытовой тематики: недостаточное количество обобщенных слов и слов, отно-сящихся к прилагательным, глаголам и т.д. Качественная характеристика (ответы на предъявленные задания): абажур (лампа), шланг (вода), графин (бутылка), шофер (вместо машиниста), часовщик, крановщик (не знает), почтавиха (вместо почтальон), стеклещик (стекольщик), машина (вместо слова транспорт), ботинки (вместо обувь) и т.д.; смелый - слабый, лежит - не лежит, воро-на - ворота и т.д.
Грамматический строй: типы употребляемых предложений,
Наличие аграмматизма. Привести примеры (смотри запись
Беседы и связного высказывания):
^ Карандаш вытащил из-за книга. Мальчик прыгнул лужу.
На деревьев появились первые листочки.
Мн. ч., Им. п. - деревы, глазы, крыли...
Мн. ч., Род. п. - тетрадов, вороткнов, осёл... варенье яб-
лонычный; вода апельсилиновый; медведь плюшеный.
^ Произношение и различение звуков:
произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков Р - увулярное; в потоке речи Л=Р (ралек - ларек); Ш = Ж (нижние); Ш = С; Ж - 3;
различение оппозиционных звуков тисовчик (часовщик), голошина (горошина), яселса (ящерица), па-ба-ба (N ), та-да-да (N ), га-ка-ка (N ), за-за-за (жа-жа-за), ча-ча-ча (тя-ча-тя), ча-ча-ча (ча-ща-ча), ра-ра-ра (ра-ла-ра), за-за-за (за-жа-за), тя-тя-тя (тя-ча-тя), ща-ща-ча (ща-ча-ча), ла-ла-ла (ла-ра-ра);
воспроизведение слов с различным звуко-слоговым соста-вом (привести примеры): лигуливат (регулирует); тлансп, штампам (транспорт); зеле-зелено... (железнодорожный), мещанел (милиционер), писиный (апельсиновый).
^ 12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза
Звукового состава слова плащ: Сколько всего звуков? - «2». 1-й звук? - «П». 2-й звук? - «А». 3-й звук? - «А». Назови последний звук. - «А». Назови 1-й звук. - «Т». Назови 3-й звук. - «А».
Письмо: наличие и характер специфических ошибок (сме-шение и замена согласных букв, аграмматизм и т.д.) в пись-менных работах учащихся - диктантах, изложениях, со-чинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения. (Письменные рабо-ты прилагаются к речевой карте.) Варианты; 1) воспроизво-дит отдельные печатные буквы: А, П, М; 2) печатает отдельные слова типа МАК, МАМА.
Чтение:
знает отдельные буквы: А, П, М, Т;
знает все буквы, но не читает;
читает слоги и односложные слова;
читает по слогам, медленно, монотонно; пропускает глас-ные, не дочитывает слова; искажает слоговую структуру сло-ва; путает некоторые буквы;
пожелтели и пурели (побурели). Сердитый ветер кужил
(кружил) их... (по) воздуху.
в) понимание прочитанного. Варианты:
с трудом понимает прочитанное логопедом, пересказыва-ет только с помощью вопросов;
основное содержание рассказа понимает, скрытый смысл понимает с трудом;
испытывает некоторые затруднения.
А) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуа-ции, в которых оно проявляется (ответы у доски и т.п.);
Б) сформированность языковых средств;
В) особенности общего и речевого развития (организованность,
общительность, замкнутость, импульсивность);
Г) адаптация к условиям общения.
Краткая характеристика ребенка по педагогическим на-блюдениям (организованность, самостоятельность, устойчи-вость внимания, работоспособность, наблюдательность, от-ношение к своему дефекту): внимание неустойчивое, пони-женная работоспособность, трудности переключения с одного вида деятельности на другой; низкий уровень само-контроля и самостоятельности.
Заключение логопеда. ^ Варианты: 1) НВОНР; 2) ОНР II - III ур. (эти заключения отражают уровень сформированности устной формы речи).
Результаты исправления речи (отмечаются в карте к мо-менту выпуска учащихся из логопедического пункта).
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА №______ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.
Фамилия, имя ребенка_______
Сведения о родителях:
Общий анамнез:
Характер беременности:
_^ Как протекали роды
^
Стоит ___________
Первые зубы________________
^ Речевой анамнез:
^
Обследование логопеда
(контактность, негативность, интерес к окружающему, к игрушкам, устойчивость интереса и внимания , неустойчивость, отвлекаемость)
2.Состояние слуха, слуховых дифференцировок и внимания:
а) дифференциация звучащих игрушек__________________________________
3.Зрительное внимание ребёнка, наблюдательность:
а) подбор парных картинок или предметов_______________________________
б) подбор предметов к изображению____________________________________
в) подбор парных кружков или картинок, одинаковых по цвету_______________________________________________________________
г) узнавание цвета по названию_________________________________________
4.Состояние интеллекта и уровень представления об окружающем:
а) счёт и счётные операции в пределах 5-10______________________________
б) дифференциация предметов по форме:
«почтовый ящик»____________________________________________________
геометрическое лото__________________________________________________
в) дифференциация предметов по величине (умение собрать пирамидку, матрешек)___________________________________________________________
г) ориентировка во времени:
серия сюжетных картинок (2-4) для установления причинно-следственных связей______________________________________________________________
узнавание и называние времен года_____________________________________
д) ориентировка в пространстве:
умение составить фигурки из палочек по подражанию_____________________
умение составить из 3-4 частей целую картинку___________________________
знание предлогов: в, на, под, над (около, с, из, со, от..)_____________________
е) умение обобщать:
подобрать картинки соответственно обобщающему понятию: грибы, ягоды, цветы, игрушки, посуда, мебель.________________________________________
« лишний» (умение выделить картинку, не соответствующую данному обобщающему понятию)_______________________________________
6.Состояние речевой моторики
7.Состояние общей моторики ________________________________________
8.Понимание речи:
А) выполнение простых поручений______________________________________
Б) понимание распространенных предложений____________________________
В) понимание соотношений между членами предложения_____________
Г) понимание короткого рассказа__________________________________
9. Самостоятельная речь:
А) звукопроизношение
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) воспроизведение слоговой структуры слов
____________________________________________________________________
В) повторение предложений, включающих многосложные слова со сложной слоговой структурой__________________________________________________
г) составление предложений по простым и сложным сюжетным картинкам_________________________________________________________
10.Состояние грамматического строя
Словоизменение (род, число, падеж):____________________________________
Словообразование:___________________________________________________
11.Состояние словаря ________________________________________________
____________________________________________________________________12.Фонематическое восприятие и различение звуков, состояние фонематического слуха:
а) дифференциация смешиваемых в произношении звуков______________________________________________________________
б) определение наличия звука в слове___________________________________
13.Состояние общих речевых навыков __________________________________
____________________________________________________________________14.Заключение врачей:
15.Логопедическое заключение ________________________________________
Ф.И.ребенка______________________________________________________
Возраст__________________________________________________________
Кол-во занятий в неделю___________________________________________
Продолжительность занятия________________________________________
№ | Направления работы | Содержание занятий | |
№ | Направления работы | Содержание занятий | |
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА №______
^ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ЗАИКАНИИ.
Дата рождения_______________________________________________________
Домашний адрес_____________________________________________________
Жалобы родителей___________________________________________________
____________________________________________________________________
^ Сведения о родителях:
Мать____________________________________________________________
Отец____________________________________________________________
Общий анамнез:
Ребенок от _____беременности.
Характер беременности:
____________________________________________________________________^ Как протекали роды (досрочные, срочные, асфиксия, стимуляция, стремительные, затяжные, кесарево сечение)
Вес и рост ребёнка при рождении________________
Вскармливание (грудное, искусственное, смешанное, как и сколько сосал)______________________________________________________________
^ Раннее психомоторное развитие:
Держит голову с _____________ сидит __________
Стоит ___________
Первые зубы________________
Перенесенные заболевания до года и после года ____________________________________________________________________
^ Речевой анамнез:
Гуление_______ лепет__________
Первые слова_______________ первая фраза_______________
Как шло развитие речи (скачкообразно, постепенно)______________________
Прерывалось ли речевое развитие (время, причина)_______________________
С какого возраста нарушения речи________________
Речевая среда_______________________________________________________
Занимался ли с логопедом____________________________________________
^
Обследование логопеда
Дата обследования_____________
1.Особенности личности ребёнка:
спокоен, уравновешен, возбудим, обидчив, плаксив, драчлив, доброжелателен, труслив или смел, дружен ли с детьми в коллективе, добрый или жадный, стремление к лидерству.
__________________________________________________________
___________________________________________________________________
2.Устойчивость внимания, сосредоточенность, память._________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Речевая активность (молчалив, болтлив, говорит охотно)____________________________________________________________
4.Строение органов речевого аппарата:
Язык_______________________________________________________________
Губы_______________________________________________________________
Зубы_______________________________________________________________
Прикус (нормальный, прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой)____________________________________________________________
5.Состояние речевой моторики
_______________________________________
______________
6.Состояние общей моторики
________________________________________
___________________________________________________________________
7.Темп речи (медленный, быстрый)___________________________
_______
___________________________________________________________
8.В каких видах речи выражено заикание:
Шепотная речь:
А) сопряженная_____________________________________________________
Б) отраженная______________________________________________________
В) ответы на вопросы________________________________________________
Г) чтение___________________________________________________________
д) пересказ__________________________________________________________
Е) стихотворная речь__________________________________________________
ж) спонтанная речь___________________________________________________
9.Дыхание вне фонации и речи; при фонации и речи_____________________
___________________________________________________________________
10. Локализация и тип судорог (клонический, тонический, смешанные)
а) судороги дыхательного аппарата_____________________________________
в) артикуляционные судороги языка, губ_________________________________
11.Трудные звуки, слоги___ ____________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
12.Сопутствующие движения (рук, ног, головы, туловища)_______________
___________________________________________________________________
_________________________________________________ __________________
13.Наличие эмболофразий______________________________
______________
14. Состояние голоса (глухой,крикливый, тихий, затухающий, прерывающийся, нормальный)________________________________________
___________________________________________________________________
15.Заключение врачей:
_______________________________________________
___________________________________________________________________
16.Логопедическое заключение
________________________________________
___________________________________________________________________
17.Рекомендации
____________________________________________________
___________________________________________________________________
Учитель-логопед
РЕЧЕВАЯ КАРТА №______
^ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Фамилия, имя ребенка_______________________________________________
Дата рождения_______________________________________________________
Домашний адрес_____________________________________________________
Жалобы родителей___________________________________________________
____________________________________________________________________
^ Сведения о родителях:
Мать____________________________________________________________
Отец____________________________________________________________
Общий анамнез:
Ребенок от _____беременности.
Характер беременности:
____________________________________________________________________^ Как протекали роды (досрочные, срочные, асфиксия, стимуляция, стремительные, затяжные, кесарево сечение)
Вес и рост ребёнка при рождении________________
Вскармливание (грудное, искусственное, смешанное, как и сколько сосал)______________________________________________________________
^ Раннее психомоторное развитие:
Держит голову с _____________ сидит __________
Стоит ___________
Первые зубы________________
Перенесенные заболевания до года и после года ____________________________________________________________________
^ Речевой анамнез:
Гуление_______ лепет__________
Первые слова_______________ первая фраза_______________
Как шло развитие речи (скачкообразно, постепенно)______________________
Прерывалось ли речевое развитие (время, причина)_______________________
С какого возраста нарушения речи________________
Речевая среда_______________________________________________________
Занимался ли с логопедом____________________________________________
^
Обследование логопеда
Дата обследования_____________
1.Наблюдение за поведением и игрой
(контактность, негативность, интерес к окружающему, к игрушкам, устойчивость интереса и внимания, неустойчивость, отвлекаемость)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Исследование слухового восприятия:
Узнавание и различение контрастного звучания 2-х игрушек____________
3.Исследование зрительного восприятия:
А) узнавание и различие большого-маленького____________________________
Б) восприятие и различение основных цветов_____________________________
В) восприятие и различение геометрических фигур________________________
4.Исследование восприятия пространственных представлений:
А) складывание предметных картинок из 2-х частей________________________
Б) выкладывание из 3-х счетных палочек по образцу_______________________
В) постройки из трёх кубиков___________________________________________
Г) ориентировка в пространстве (верх-низ)_______________________________
5.Строение органов речевого аппарата:
Губы тонкие, толстые, частичная или полная, односторонняя или двухсторонняя расщелина верхней губы_________________________________
Зубы редкие, мелкие, крупные, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов___________________________________________________
Прикус нормальный, прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, перекрестный_____________________________________________
Твердое небо высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина сквозная односторонняя или двусторонняя, несквозная полная, неполная, субмукозная_______________________________________________________
Мягкое нёбо отсутствие, укороченное, отсутствие маленького язычка______
Наличие послеоперационных щелей, носовые полипы, аденоиды, искривление носовой перегородки_______________________________________________
Язык
массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка____________________________________________
Подъязычная связка
короткая, укороченная, наличие спайки с тканями подъязычной области_______________________________________________
6.Состояние общей моторики:
А) пройти, пробежать между линиями___________________________________
Б) переложит мягкую игрушку из одной руки в другую____________________
В) похлопать в ладоши и потопать одновременно_________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, темп нормальный/быстрый/медленный, активность нормальная/заторможенность/ расторможенность, проявление моторной неловкости_____________________
7.Состояние ручной моторики:
А) сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, потом на левой________________________________________________
Б) по очереди загнуть и разогнуть пальцы сначала на правой руке, потом на левой_____________________________________________________________
В) умение держать карандаш, рисовать горизонтальные и вертикальные линии. кружки)__________________________________________________________
Г) складывание игрушек в ведерко и поочередное их вынимание____________
Д) умение лепить шарики, лепешки, палочки___________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, темп выполнения нормальный/медленный/быстрый, способность к переключению__________
8.Состояние мимической мускулатуры:
А) надуть щеки «толстячок»____________________________________________
Б) показать, как ешь лимон «кисло»_____________________________________
В) показать, как ешь мороженое «сладко»________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, точность выполнения точно/неточно, мышечный тонус нормальный/повышенный/ пониженный, сглаженность носогубных складок, замедленность движений глазных яблок.
9. Состояние артикуляционной моторики:
А) «Улыбка»________________________________________________________
Б) «Хоботок»________________________________________________________
В) «Лопата»_________________________________________________________
Г) «Жало»___________________________________________________________
Д) «Качели»_________________________________________________________
Е) «Маятник»________________________________________________________
Ж) «Лошадка»_______________________________________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, точность выполнения точно/ неточно, мышечный тонус нормальный/ повышенный/пониженный, темп выполнения нормальный/быстрый/замедленный, наличие синкинезий, длительность удержания органов в заданном положении, способность к переключению с одного упражнения на другое, гиперкинезы, слюнотечение.
10.Исследование импрессивной речи:
А) понимание существительных_________________________________________
Б) понимание обобщающих слов________________________________________
В) понимание действий________________________________________________
Г) пассивный словарь (выполнение поручений по словесной инструкции)
________________________________________________________
Д) понимание грамматических форм словоизменения______________________
Е) понимание текста знакомой сказки___________________________________
11.Исследование экспрессивной речи:
Характер речи однословная, фразовая, связная.
Состояние лексики__________________________________________________
__________________________________________________________________
Грамматический строй экспрессивной речи:
А) употребление сущ. в именительном падеже ед. и мн. числа_______________
Б) употребление сущ. в винительном падеже ед. числа без предлога_________
В) согласование прилагательных с сущ. ед. числа муж. и .рода_____________
Г) употребление предложно-падежных конструкций_______________________
Д) употребление сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами_________
Е) употребление глаголов в форме ед. и мн. числа в изъявительном наклонении
____________________________________________________________________
Ж) употребление возвратных и невозвратных глаголов при составлении предложений по картинкам.
12.Исследование фонетической стороны речи:
Состояние имитационных способностей_________________________________
Звукослоговая структура слов__________________________________________
Звукопроизношение_____________________________________________________________________________________________________________________
Тип физиологического дыхания верхнеключичное/ диафрагмальное/ смешенное, объем дыхания достаточный/недостаточный; продолжительность речевого выдоха_____________________________________________________
Сила голоса нормальный/чрезмерно громкий/ чрезмерно тихий/ глухой голос
Модуляция голоса____________________________________________________
Темп речи нормальный/ ускоренный/ замедленный;
Ритм речи нормальный/дисритмия; паузация____________________________
Способность к употреблению основных видов интонации повествовательной/ вопросительной/восклицательной.
13.Исследование фонематических функций
Дифференциация звуков на слух________________________________________
Фонематический анализ_______________________________________________
14.Заключение врачей:
_______________________________________________
___________________________________________________________________
15.Логопедическое заключение
________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
16.Рекомендации
____________________________________________________
____________________________________________________________________
Учитель-логопед