Первые народнические организации в России формируются в конце пятидесятых годов девятнадцатого века. Так возникает студенческий кружок, располагающийся в Харьковском университете, а потом московский кружок пропагандистов, возглавляемый П.Г. Заичневским и П.Э Аргиропуло. Однако, впоследствии их стало больше.

Кружок «Земля и воля» функционирующий с 1861 по 1864 год был первой большой организацией народников, который насчитывал более трёхсот членов. В роли руководителей данной организации выступали В.А. Обручев, Н.А. Серно-Соловьевич, а также А.А. Слепцов. В качестве основной цели общества считалось формирование условий для будущей революции, ожидаемой в 1863 году, время, когда бы завершилось подписание уставных грамот. Для осуществления целей использовались нелегальная и легальная пропаганда. В легальные общества «Земли и воли» (Шахматный клуб и Артель литераторов) входили П.Л. Лавров, И.А. Гончаров, А.Н. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Д.И. Писарев, а также Ф.М. Достоевский и Н.Г. Чернышевский.

В период репрессий 1864 года организация самораспустилась.

С 1863 по 1866 годы действовала иная революционная организация под названием "Ишутинцы", которую возглавлял Н.А. Ишутин. Д.В. Каракозов в 1866 году, являющийся членом данной организации совершил неудачное покушение на жизнь Александра Второго.

В конце шестидесятых годов того же столетия была организована "Народная расправа". Возглавлял её революционно настроенный фанатик С.Г. Нечаев, отрицавший какую-либо этику, серьёзно считая, что цель оправдывает любые средства. Чтобы возвысить революционные идеалы он даже смог пойти на организацию уголовного преступления.

Так называемые «чайковцы» - члены "Большого общества пропаганды" работали с 1869 по 1874 годы. Данная организация возглавлялась такими известными деятелями как П.А. Кропоткин, С.М. Кравчинский, С.Л. Перовская, Н.В. Чайковский, а также М.А Натансон.

Революционно настроенная народническая организация «Народная воля», существовавшая с 1879 по 1882 год и возглавляемая Исполнительным комитетом, включающим в себя таких деятелей как Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер, С.Л. Перовская и А.И. Желябов, ставила в качестве основной цели революционный захват власти в государстве, утверждение общинного социализма и утверждение для каждого политических свобод.

Также, одной из самых известных стала организация «Черный передел», просуществовавшая с 1879 по 1882 год.

Подъем крестьянского движения, который последовал за реформой, вселял надежду на скорое восстание. Большинство революционных деятелей сходилось на предположении, что отрытое выступление может произойти в 1863 г., когда истекал не подписания уставных грамот. Стремясь не отстать от событий, группа революционеров – Н.А. Серно-Соловьевич, И. Обручев, А.А. Слепцов, М.Л. Михайлов, Н.В. Шелгунов – провели серию нелегальных встреч и переговоров с целью создания тайной организации. Революционному подполью в России удалось заручиться поддержкой лондонского центра.

Летом 1861 г. была достигнута договоренность о создании тайной общероссийской революционной организации «Земля и воля». В качестве программной основы общества была взята прокламация Огарева «Что нужно народу?». Организация была строго конспиративной, поэтому в исторической науке до сих пор существуют дискуссионные вопросы о руководящем центре «Земли и воли». На протяжении короткого периода (осень 1861 – весна 1862 г.) руководящие органы претерпели неоднократные изменения в своей структуре. Менялся и состав центральных звеньев управления. Все это создавало дополнительные трудности для историков-исследователей. Наиболее распространенным является мнение, что во главе «Земли и воли» находились братья Н.А. и А.А. Серно-Соловьевича, А.А. Слепцов и Н.Н. Обручев. Непосредственное влияние на деятельность центра «Земли и воли» оказывал Н.Г. Чернышевский.

«Земля и воля» была организована как федерация кружков. В 1862 г. было создано 14 местных отделений. Самым крупным было московское отделение, которое насчитывало около 400 членов. К нему примыкала и группа Заичневского, Отделения «Земли и воли» поддерживали контакт с демократически настроенной интеллигенцией в различных уголках страны.

Большой след оставила деятельность «Земли и воли» среди русских офицеров в Польше. Здесь под руководством А.А. Потебни в конце 1861 г. был сформирован Комитет русских офицеров в Польше. Непосредственно в организацию входило около 200 офицеров, но круг ее влияния был значительно шире. Политическая программа офицерской организации в значительной степени повторяла требования, изложенные в «Великоруссе». Руководство Комитета имело тесные контакты с лондонским революционным центром. Членами офицерской организации было выпущено много прокламаций, которые распространялись в войсках на территории Польши и западных губерний. Офицеры, входившие в тайную организацию, также рассчитывали на подъем крестьянской борьбы в 1863 г. Установив связи с польским революционным подпольем, Комитет русских офицеров в Польше стремился к объединению сил в подготовке восстания. Однако в условиях начавшегося восстания в Польше достигнуть договоренности о единстве действий не удалось. Начавшиеся военные действия противопоставили русских и польских революционеров. Более ста офицеров русской армии перешли на сторону польских повстанцев, но в целом организация выступить не смогла и прекратила свое существование.

Стремление революционеров поднять народные выступления в 1863 г. несколько запаздывали по отношению к развитию событий. К этому времени царизм уже выходил из политического кризиса. Начиная с 1862 г. правительство вело планомерное наступление на революционный лагерь. Чтобы обезглавить революционное движение, было сфабриковано дело против главы революционеров Н.Г. Чернышевского. 7 июля 1862 г. Чернышевский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Продолжая испытывать неуверенность в своей позиции, царизм не решил сразу организовать над ним расправу. Лишь спустя два года после ареста Чернышевскому были предъявлены обвинения в злоумышлении к ниспровержению существующего порядки в «принятии мер к возмущению» и в «сочинении возмутительного воззвания барским крестьянам». Чернышевский был приговорен к каторге и последующему поселению в Сибири. В мае 1864 г. над ним был совершен унизительный обряд гражданской казни.

Царским репрессиям подверглись и другие видные революционеры. Были арестованы Д.И. Писарев, Н.А. Серно-Соловьевич, М.Л. Михайлов, Н.В. Шелгунов. Гонениям подвергся журнал «Современник», выполнявший роль основной трибуны «Земли и воли». Незадолго до ареста Чернышевского, в июне 1862 г. за «Вредное направление» журналистики издание «Современника» было приостановлено на 8 месяцев. В феврале 1863 г. Н.А. Некрасов добился разрешения возобновить издание журнала, но потери были невосполнимы. «Современник» утратил остроту своей позиции, постепенно теряя и читателей. В результате очередной волны репрессий в июне 1866 г. журнал был закрыт навсегда.

После ареста в июле 1862 г. Н.Г. Чернышевского и Н.А. Серно-Соловьевича «Земля и воля» переживала трудный период. Во главе организации стали Н.И. Утин, Г.Е. Благосветлов. Общая численность «Земли и воли» возросла и достигла 3 тыс. человек. Центральный комитет поддерживал связь с «Колоколом», издавались прокламации, налаживались легальные формы революционной пропаганды. Бурное развитие «Земли и воли» в обстановке серьезных политических противоречий в стране предопределило идейные разногласия внутри организации. Наряду с развитием буржуазно-демократических взглядов в обществе начинает усиливаться социалистическое направление, чему сильно способствовал выход романа Чернышевского «Что делать?».

Среди попыток «Земли и воли» воплотить в жизнь свои революционные замыслы самой заметной был так называемый «Казанский заговор». Рассчитывая на крестьянское восстание 1863 г., члены «Земли и воли» рассматривали Поволжье как наиболее вероятный район выступления. В Казани сложилась сильная землевольческая организация, которая группировала вокруг себя революционное общество, а также польских патриотов из числа бывших ссыльных. Несколько землевольческих организаций направили в Казань заранее заготовленные прокламации, оружие и деньги. Но в апреле 1863 г. в самый разгар подготовки восстания «казанский заговор» был раскрыт. Пятеро наиболее активных его участников были казнены, остальные были осуждены на каторжные работы.

В 1863 г. «Земля и воля» испытывала глубокие потрясения: не оправдались надежды на крестьянское восстание, провалилось крупнейшее московское отделение, потерпело поражение польское восстание, возникли серьезные разногласия с А.И. Герценым. В этой обстановке весной 1864 г. Центральный комитет «Земли и воли» разослал по отделениям уведомление о «приостановлении» работы общества. Самоликвидация «Земли и воли» совпала с появлением первых народнических организаций.


"Земля и воля" - тайное революционное общество, образованное в России в начале 1860-х гг., в период первой революционной ситуации, возникшей после крестьянской реформы 19 февраля 1861 г., насчитывало около 200 человек. Предположительно в руководство обществом входили Н.А. и А.А.Серно-Соловьевичи, Н.Н. Обручев, С.С. Рыманенко, А.А. Слепцов, B.C. Курочкин, Н.Г. Чернышевский, П.И. Боков и Н.И. Утин. Представителями за границей считались А.И. Герцен и Н. П. Огарев.
На первом этапе деятельности общество руководствовалось статьей Огарева в "Колоколе" "Что нужно народу", где говорилось о необходимости предоставления крестьянам собственной земли, позже участвовало в Польском восстании. Со спадом революционной ситуации "Земля и воля" весной 1864 г. самораспустилась.
Вторично "Земля и воля" образовалось в Петербурге, название обществу дано в 1876 г. по аналогии с обществом 1860-х гг. В состав "Земли и воли" вошли "Северная революционно-народническая группа", "Общество народников", уцелевшие от арестов участники "хождения в народ", подросшее поколение молодых революционеров. В основании общества участвовали А.Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, А. Д. Оболешев, М. А. и О.А. Натансоны, А. А. Квятковский, О. В. Аптекман, В. А. Осинский, Д. А. Лизогуб, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская, М.Ф.Фроленко, Л.А.Тихомиров, все члены кружка Н. В. Чайковского.
Важнейшим пунктом программы общества являлся "переход всей земли в руки сельского рабочего сословия", выдвигался и ряд демократических требований, добиться которых можно было "только путем насильственного переворота". Подготовить переворот, по мнению землевольцев, следовало путем постоянной пропаганды и агитации в деревне, создания там опорных пунктов. Уделялось внимание и работе в "центрах скопления промышленных рабочих, заводских и фабричных". Однако рабочие расценивались только как сила, способная поддержать выступление крестьян. Агитационная деятельность замлевольцев велась и в среде недовольного студенчества и интеллигенции, предусматривались попытки привлечения сознательных прогрессивных офицеров и чиновников.
Главные силы и средства "Земли и воли" были направлены на создание "поселений" в деревне (колонии в Самарской, Саратовской, Тамбовской и других губерниях), что не принесло заметного успеха. Не дала результатов и попытка развернуть в деревне "аграрный террор", поднять крестьян на вооруженные выступления. В обстановке крушения надежд, массовых политических процессов и жестоких расправ стало изменяться и отношение землевольцев к методам реализации ближайших целей. Росло убеждение в необходимости террористических методов борьбы с правительством. Первые террористические акты носили характер самообороны или возмездия. В январе 1878 г. В.И.Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова (последний подверг телесному наказанию политического заключенного), летом того же года С.М.Кравчинский убил шефа жандармов Н.В.Мезенцева. 2 апреля 1879 г. на Дворцовой площади А.К.Соловьев совершил неудавшееся покушение на Александра II.
Постепенно внутри "Земли и воли" возникли два течения. Представители одного из них (А.Д.Михайлов, Н.А.Морозов и др.) были сторонниками террористических методов политической борьбы. Другая часть, так называемые "деревенщики" (Г.В.Плеханов, М.Р.Попов, О.В.Аптекман), выступала за сохранение пропагандистской и агитационной работы в деревне. Уже в 1879 г. сторонники террора образовали внутри организации группу "Свобода или смерть", в июне того же года в Липецке состоялся их съезд, на котором было принято решение не порывать с "Землей и волей", а завоевать ее изнутри. Через несколько дней в Воронеже состоялся общий съезд, принявший компромиссное решение о допустимости террористических методов борьбы наряду с агитацией и пропагандой. Однако решения съезда не могли сохранить единства "Земли и воли", которая в августе 1879 г. раскололась на две организации: "Черный передел" (Г.В.Плеханов, П.Б.Аксельрод, П.Г.Дейч, Я.В.Стефанович и др.) и "Народную волю" (А.И.Желябов, С.Л.Перовская, Н.А.Морозов, Н.И.Кибальчич, А.Д.Михайлов и др.).
Взгляды организаторов "Черного передела" в это время не отличались принципиально от взглядов землевольцев. Попытки продолжать пропаганду в деревне окончились неудачей и привели к новым арестам. Часть членов организации эмигрировала за границу. В целом "Черный передел" не сыграл существенной роли в народническом движении.
"Народная воля" была хорошо законспирированной организацией, возглавляемой исполнительным комитетом. В условиях демократического подъема конца 70-годов организация активно включилась в политическую борьбу. Программные положения организации включали захват власти революционной партией и проведение демократических преобразований в стране. По представлениям народовольцев российское правительство не имело опоры и легко могло быть дезорганизовано в результате серии террористических актов. В 1880-1881 гг. народовольцы осуществили ряд покушений на Александра II (5 февраля 1880 г. С.Халтурин осуществил взрыв в Зимнем дворце).
Борьба народовольцев с российским самодержавием, завершившаяся убийством Александра II. В начале 1881 года они устроили подкоп под Екатерининскую улицу в Петербурге, по которой ездил император Александр. 1 марта, ожидая его проезда, они готовы были взорвать этот подкоп и в то же время расставили своих людей с бомбами и в других местах предполагаемого маршрута. Александр не поехал мимо подкопа, но это не спасло его. На Екатерининском канале царский экипаж был взорван бомбой. Когда же государь вышел из поврежденной кареты, он был тяжело ранен вторым снарядом, брошенным ему в ноги. Отвезенный в Зимний дворец, он скончался в тот же день. На престол вступил его сын, цесаревич Александр (III) Александрович. Граф Лорис-Меликов был уволен в отставку, и программа его реформ отвергнута. Деятели "Народной воли" вскоре были обнаружены, осуждены и казнены.


(материал подготовлен на основе фундаментальных трудов
русских историков Н.М.Карамзина, Н.И.Костомарова,
В.О.Ключевского, С.М.Соловьева, и других...)

назад

Однако же для народников весь этот поход в народ кончился неудачей, и притом не столько благодаря тому, что их сейчас же арестовали, сколько потому, что с народом они не вошли в соприкосновение. Крестьяне во многих местах их просто-напросто чуждались, в некоторых местах даже выдавали, а кое-где проявили и резко враждебное к ним отношение. Поэтому, когда этот первый поход так несчастливо ликвидировался, причем все же значительные кадры народников остались на свободе, одни под надзором, а некоторые и совсем незамеченные полицией, то между революционерами начались разговоры о том, как же быть дальше, и мало-помалу они пришли к мысли о необходимости более прочной организации. Мы видим уже в 1876 г. две попытки такой организации. Одна попытка была осуществлена в Москве; она была результатом многолетнего сотрудничества и содружества кружка, составившегося из нескольких воспитывавшихся заграницей молодых девушек, которые сблизились там с кружком кавказцев-студентов, во главе которого стоял студент Джабадари; они-то и составили группу мирных народников-пропагандистов, которая фигурировала в 1877 г. в так называемом «процессе 50-ти». В эту группу входили, между прочим, Л. Н. Фигнер, В. И. Александрова-Натансон, Джабадари и несколько московских рабочих, в частности Петр Алексеев, который сказал на суде пламенную и произведшую большое впечатление речь.

Но эта попытка организации не имела большого значения; гораздо большее значение имела другая попытка – в Петербурге, где было положено начало образованию уже совершенно оформленного сообщества народников-революционеров, впоследствии получившего наименование, под которым оно и известно в истории, – «Земля и воля».

Во главе этого общества стояли Марк Натансон, жена его Ольга Натансон, Александр Михайлов, и в него же входили остатки кружка чайковцев и другие народники, уцелевшие от арестов. Это общество получило довольно детально разработанную организацию. Исходным пунктом принятой им программы было положение, что только экономическая революция снизу при посредстве самого народа может привести к окончательной и полной замене современного строя более справедливой и согласной с народными идеалами общественной организацией.

Поэтому операционным базисом своей деятельности народники-революционеры, объединившиеся в обществе «Земля и воля», считали обязательно народную массу. Деятельность в народе сводилась к следующим видам: 1) организационная деятельность, имевшая в виду создание в народе такой сознательно и планомерно действующей боевой дружины, которая, концентрируя в себе все материальные и духовные орудия борьбы, могла бы в благоприятный момент или сама вызвать всеобщее восстание, или же, в случае самопроизвольного его возникновения, утилизировать его для народных целей.

Но так как для этого требовался целый ряд подготовительных работ, к признанию чего склонился перед смертью (в 1876 г.) и сам Бакунин, то предполагались:

2) агитационная деятельность, которая направлялась бы к образованию необходимой обстановки. Агитация при этом предполагалась двоякая: пассивная (подача прошений, посылка ходоков, забастовки, отказ от платежа податей и проч.) и активная (бунты и восстания), которая, однако, применена была только в одном месте, и то при помощи подложных манифестов, именно – в Чигорине (известное дело Стефановича и Дейча).

3) Установление правильных сношений с имеющимися уже готовыми организациями в народе (раскольничьими и сектантскими).

4) Пропаганда идей революционного народничества в среде общества, молодежи и городских рабочих, с целью увеличить число «критически мыслящих» и сознательно действующих поборников народа. Этими четырьмя пунктами исчерпывалась – по словам О.В. Аптекмана – сущность тактической землевольской программы.

Затем наряду с этой программой выработан был и определенный устав, причем в основу организации положена была та основная группа, которая составила этот устав в Петербурге, а затем, по рекомендации ее членов, в общество могли попадать посторонние элементы; из этой основной группы должна была рекрутироваться вся администрация общества, которая так и называлась «администрацией» и которая ведала все дела общества; при ней была особая «небесная канцелярия» для изготовления фальшивых паспортов; затем были особые группы для пропаганды среди молодежи и рабочих и, кроме того, особая «дезорганизаторская» группа, задачей которой являлось вследствие участившихся столкновений с правительством, а также для борьбы с предателями и провокаторами применение вооруженной силы. Наконец, для непосредственной пропаганды и организации в народе была основана особая, наиболее важная и многолюдная группа, так называемые «деревенщики».

«Дезорганизаторская» группа мало-помалу расширяется, и она создаст, как вы увидите, основание для уже совершенно террористической партии «Народная воля», о которой мне еще придется говорить вам.

Первым проявлением организации «Земля и воля» было устройство довольно грандиозной по замыслу демонстрации, которая, однако, свелась на деле к очень скромным размерам. Это была демонстрация 6 декабря 1876 г., устроенная у Казанского собора, причем предполагалось, что в ней будут участвовать тысячи рабочих. Нашелся и оратор, тогда молодой человек и ныне здравствующий известный теперь предводитель русских социал-демократов Г. В. Плеханов; было выкинуто знамя с надписью «Земля и воля» – лозунг, как казалось манифестантам, понятный и близкий народу, но в действительности столичным народом совсем не понятый. Полиция, пользуясь малочисленностью демонстрации (собралось не более 200–300 человек), направила на нее дворников и сидельцев мелочных лавок, и демонстрация была легко рассеяна. 20 человек были схвачены и по процессу, который происходил всего через полтора месяца, были наказаны самыми суровыми карами; некоторые были сосланы в каторгу на 5– 10 лет, и минимумом наказания была ссылка на поселение.

Таково было первое публичное выступление группы революционеров-народников, за которыми вскоре укрепилось наименование общества «Земли и воли». Самая многочисленная группа этого общества – так называемые «деревенщики» – упорно продолжала делать попытки водвориться среди народа и завязать в народе более прочные и постоянные связи. Наученные горьким опытом 1874 г., они переменили значительную тактику: стали действовать гораздо осторожнее и осмотрительнее, являлись в деревню не в качестве бродячих чернорабочих, которым крестьяне всюду оказывали такое недоверие, а пытались завести в разных местах более постоянные и солидные поселения под видом мелких промышленных предприятий или же селились в деревне в качестве волостных писарей, фельдшеров, акушерок, иногда учителей, причем заводили с крестьянами на этой почве связи исподволь, не позволяя себе резко обнаруживать свои истинные тенденции и взгляды и не приступая слишком стремительно к пропаганде. Но и такие приемы хотя и предохраняли их от слишком быстрых крушений и провалов, очень мало подвигали их к цели, в конце концов заставляли все яснее и безнадежнее убеждаться в полной неподготовленности народа к восприятию их идей и в невозможности достигнуть успеха своего дела при данном уровне народного развития. Оставалось, следовательно: или, отложив в сторону всякие революционные планы и помыслы, обратиться чуть не на всю жизнь в мирных культуртрегеров, или уходить из деревни, махнув на нее рукой, и приниматься за дело «с другого конца». Трудности, которые приходилось им переживать, грубые преследования и гонения, которым подвергало их правительство, и растущее раздражение против этих репрессий и ничем не стесняемого произвола полицейских и административных властей, – все это неизбежно должно было склонить их ко второму выходу, причем перед ними все яснее ставилась задача – прежде чем вести бесплодную, при данных условиях, пропаганду в деревне, завоевать себе те элементарные условия общественной жизни, при которых свободное общение с народом, свободная и широкая пропаганда в нем своих идей сделается для них возможной и плодотворной. Обстоятельства складывались таким образом, что среди народников-революционеров «Земли и воли» все более и более должны были редеть ряды «деревенщиков», все сильнее должна была, наоборот, расти и развиваться деятельность «дезорганизаторской» группы, которая мало-помалу из «охранительного отряда» превращается в конце 70-х годов в знаменитый «исполнительный комитет», возникший первоначально среди киевских революционеров, но затем вскоре привлекший к себе все самые активные силы революционеров и сделавший террористическую борьбу с правительством главною их задачею, оттеснившею на задний план народнические мечты и идеалы.

«Земля и воля» (1876-1879)

Посчитав, что одной из причин неудачи «хождения в народ» стало отсутствие какой-либо организации, уцелевшие от арестов народники создали в 1876 году партию, которая с 1878 года начала именоваться «Земля и воля». Вот что писал о ней Александр Михайлов: «В 1877 г. весной почти весь кружок народников, местным своим составом, вместе с десятками связанных с ними людей, двинулись в народ, так как там, в организации народных вожаков и местных экономических протестах были все его надежды. В Самаре, Саратове, Царицыне, Астрахани, на Урале, в Ростове, на Кубани и вообще на юго-восточных окраинах образовался ряд поселений, но центр был Саратов». Михайлов А. Д. Автобиографические заметки. // Жур-л «Былое», 1906. - № 2. - С. 163.

В Николин день, 6 декабря члены организации после молебна, который отслужили в Казанском соборе Петербурга за здравие Николая Чернышевского, устроили на площади демонстрацию, где подняли красное знамя с надписью «Земля и воля». Его держал в руках поднятый демонстрантами шестнадцатилетний рабочий Яков Потапов. «Эта выходка, -- говорилось далее в обвинительном заключении, -- сопровождалась криками «ура» и бросанием в воздух шапок». Раздались возгласы: «Да здравствует социальная резолюция, да здравствует «Земля и воля»!». Государственные преступления в России в XIX веке. В 3-х т. - СПб.: Донская Речь, 1906. - Т.2. - 1016 с. - С.4.

Центральный петербургский кружок составили 26 человек: М. А. Натансон, О. А. Натансон, А. Д. Оболешев, А. Д. Михайлов, А. Ф. Михайлов, Д. А. Лизогуб, В. А. Осинский, А. А. Квятковский, А. С. Емельянов (Боголюбов), М. Р. Попов, Г. В. Плеханов, Г. Н. Преображенский, В. Ф. Трощанский, А. И. Зунделевич, А. И. Баранников, Г. М. Тищенко, Л. П. Буланов, А. А. Хотинскии, Н. П. Мощенко, О. В. Аптекман, В. Н. Игнатов, Н. И. Сергеев, М. К. Крылова, Мельгунов, С. А. Харизоменов и О. Николаев. Впоследствии в основной состав организации было кооптировано еще 35 человек. Ткаченко П. С. Революционная народническая организация «Земля и воля». - М., 1961. - С. 74--75.

Землевольцы, полагая, что ошибка их предшественников заключалась в непродолжительном пребывании среди крестьян, перешли от «летучей» агитации к «оседлой» пропаганде - стали создавать поселения народников в деревне. Землевольцы при активном участии наиболее политизированных и сознательных рабочих создали в Петербурге «Северный союз русских рабочих» (1878 г.). Первой же рабочей организацией в России стал «Южнороссийский союз рабочих», созданный в 1875 году народником Е.О. Заславским в Одессе. Стремясь поднять народ на революцию, землевольцы считали необходимым проводить:

· организаторскую деятельность с целью передачи всей земли крестьянам на правах общинного владения, введения мирского самоуправления, демократических свобод;

· акции по дезорганизации государства (привлечение в свои ряды офицеров, чиновников, убийство провокаторов и наиболее «вредны» представителей власти). Революционное народничество 70-х годов XIX века. [Электронный ресурс] // С.С.Волк. - М.: Изд-во "Наука", 1965. - Т.2. - Режим доступа: http://krotov.info/history/19/1870/1870narvol.html#03, свободный. - Загл. с экрана.

Попытка Я. В. Стефановича и Л. Г. Дейча поднять в 1877 г. бунт среди крестьян Чигиринского уезда с помощью подложной царской грамоты провалилась и дискредитировала организацию. Дезорганизаторские акты «Земли и воли» первоначально носили характер мести и самообороны. В январе 1878 г. давняя участница народнического движения В. И. Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, приказавшего подвергнуть телесному наказанию политического заключенного. Суд присяжных оправдал Засулич, что с энтузиазмом было воспринято либеральной общественностью.

Для части революционеров-народников вердикт суда стал показателем общественного сочувствия к их деятельности и подтолкнул на путь политической борьбы и индивидуального террора. Они стали устраивать покушения на правительственных чиновников, в августе 1878 г. Кравчинский убил кинжалом на улице Петербурга главу III Отделения Н. В. Мезенцова. Землевольцы стали рассматривать террор как средство воздействия на народ. 2 апреля 1879 г. землеволец А. К. Соловьев стрелял в Александра II. Покушение оказалось неудачным, Соловьев был повешен. Общественное движение при Александре II. Исторические очерки. - Париж: Изд-е ред-и «Освобождения», 1905. - С.161-168.

Новое «хождение в народ» не дало результатов. В рядах «Земли и воли» назрел кризис. В июне 1879 г. состоялся съезд в Воронеже, который привел к компромиссу. Он оставил неизменной программу организации, но признал террор методом ведения политической борьбы. Участники съезда высказались за цареубийство. Последовательным противником террора был Г. В. Плеханов, который, оставшись в одиночестве, покинул съезд и вышел из организации. Вскоре на петербургском съезде произошел полный раскол: на сторонников пропаганды и продолжения борьбы за социалистические идеалы («деревенщиков»), объединившихся во главе с Г.В. Плехановым в партию «Черный предел», и сторонников политической борьбы и «достижения политической свободы» как необходимого условия для социалистической пропаганды - «политиков», образовавших «Народную волю».