Под реальными доходами населения подразумевается та часть государственного дохода, которая используется населением в качестве накопительных или потребительных объектов.

Уровень реальных доходов определяется на основе накапливаемых и используемых финансовых активов и материальных услуг из расчета на душу населения. Процесс формирования таких доходов учитывает абсолютно все виды доходов общества (как натуральных, так и денежных), различные фонды потребления (социальные выплаты, стипендии и т.п.), продукции подсобного хозяйства. Сумма реальных доходов учитывает вычет из нее обязательных платежей в госбюджет, расходы на поддержку культурно-бытовых учреждений и другие финансово-экономические взносы.

Итогом процесса формирования реальных доходов является общая сумма доходов, которую использует население в тот или иной период. Дабы определить качественную динамику такой доходности, эксперты делят общую сумму на предоставленный им ценовой индекс, связанный со стоимостью бытовых товаров и услуг. Такой подход позволяет достичь точной сопоставимости реальных доходов за различные временные промежутки.

Реальные доходы считаются одним из важнейших показателей материального уровня жизни населения и существенно влияют на рост производительности труда. В настоящее время появляются все новые и новые механизмы расчета реальной доходности, позволяющие эффективно корректировать , получаемую населением и разрабатывать пути ее увеличения.

Источники реальных доходов населения

В настоящее время принято выделять несколько основных источников реальных доходов населения:

– заработная плата и другие финансовые выплаты, полагающиеся работнику в случае принятия им участия в той или иной трудовой деятельности. Выплаты могут осуществляться как в денежном эквиваленте, так и в натуральной форме;

– доходы от владения собственностью. Сюда относятся выплаты, получаемые за сданные в аренду здания, землю и т.п.

– доходы от индивидуальной деятельности (частный , торговля и т.п.);

– предусмотренные законодательством льготные выплаты, выплаты по страховке, единоразовые пособия и т.п.;

– доходы, получаемые за счет содержания личного хозяйства – огорода, сада и т.д.

Несмотря на то, что количество источников реальных доходов населения достаточно велико, лишь некоторые из них можно по праву назвать действительно важными составляющими формирования бюджета. Как правило, большую часть прибыли приносит и социальные трансферы, процесс осуществления которых в настоящее время налажен достаточно качественно.



Величина потока реальных доходов населения зависит от того, какое количество материальных активов имеется у него в запасе. Недвижимость, земля, транспорт – все эти и многие другие ценности, при правильном их использовании, могут существенно улучшить финансовое положение члена общества и поднять его социальный статус. Кроме того, немаловажное значение имеет количество денежных средств, которые имеются в распоряжении того или иного представителя населения.

Между реальным доходом населения и его богатством существует качественная двухсторонняя связь, которая проявляется в том, что чем больше реальный доход, тем быстрее человек богатеет, и, наоборот, – чем богаче человек, тем быстрее растет его прибыль от того или иного рода трудовой деятельности.

Тем не менее, рост реальных доходов населения определяется не только факторами эффективного распределения богатства, которые формируются за счет активного и своевременного распределения конкретных видов источников прибыли. Большое значение имеет также уровень социально-экономической жизни в государстве и количество денежных поступлений в ту или иную его область. Кроме того, необходимо учитывать процесс индивидуального распределения доходов между отдельными семьями, контролирующийся различными объективными и субъективными финансовыми инструментами. К сожалению, на сегодняшний день, все эти инструменты несовершенны, поэтому их использование зачастую приводит к тому, что реальные доходы распределяются неравномерно.



Уровень жизни в государстве напрямую зависит от уровня реальных доходов населения. Чем выше материальное каждого члена общества, тем больше финансовых поступлений получает , за счет которой формируется финансово-экономический бюджет страны. Особое значение имеет доход той части населения, которая занимается различного рода предпринимательской деятельностью, так как именно частный бизнес является главный финансовым фундаментом, на котором выстраивается качественная жизнь всего населения.

Отдельное внимание следует уделить влиянию уровня реальных доходов населения на социально-психологический климат в государстве. Чем больше материальных богатств будет сосредоточено у народа, тем выше будет его мотивация, сподвигающая на дальнейшей улучшение как своей жизни, так и жизни всего общества. Единственное условие – реальные доходы должны распределяться между гражданами более-менее равномерно, а это осуществить на сегодняшний день, к сожалению, практически невозможно.

Современные эксперты считают, что уровень реальных доходов населения в настоящее время еще недостаточно высок, дабы полностью стабилизировать ситуацию в стране. Тем не менее, уже существуют некоторые качественные наработки, использование которых может привести к улучшению жизни государства уже в ближайшем будущем. Главное, чтобы население по-прежнему проявляло финансовую активность и продолжало добросовестно выполнять все возложенные на него денежные обязательства.

ВВЕДЕНИЕ

1 Понятие и роль реальных доходов в уровне жизни населения, их показатели

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время понятие «народное благосостояние», так же как и степень удовлетворения материальных и духовных запросов трудящихся», вышли из употребления вместе с той системой, которой они служили. К тому же этими понятиями, имеющими позитивный смысл, невозможно пользоваться в условиях обнищания большинства населения.

В определении уровня жизни в литературе наблюдаются различные подходы в зависимости от исходных позиций авторов. Такими отправными моментами являются: производство, потребление, доходы, стоимость жизни, потребительские нормативы и стандарты, а так же их комбинации.

Реальный доход является основным, “жизненным показателем” и раскрытие понятия, представление динамика последние годы (начиная с 90-х годов), позволяет понять, что общий уровень населения чуть ниже среднего, что человеку необходимо стремиться к повышению уровня жизни своими силами, но ни без участия государства, без его поддержки.

В данной теме рассматривается подход с точки зрения доходов, если быть точнее с точки зрения реальных доходов. Приводится значение реальных доходов для жизни человека как индивидуума, проводится анализ статистических данный за период с 2000 по 2005 года, а так же прогноз на 2007 год о возможных значениях реальных доходов. Кроме того, приводится описание основных социальных слоев российского общества, а так же меры, необходимые для повышения уровня доходов населения России, необходимые со стороны государства РФ.

Для раскрытия данной темы были использованы литературные источники с 1999 по 2004 года изданий.

Цель работы – изучить реальные доходы как основной показатель уровня жизни.

К основным задачам данной контрольной работы можно отнести следующие:

Раскрыть сущность основных понятий реальных доходов, их роль в жизни человека;

Определить и провести грань между слоями населения;

Определить роль государства в повышении уровня жизни;

Изучить меры по повышению уровня доходов населения РФ.

1 Понятие и роль реальных доходов в уровне жизни населения,

их показатели

Подход к рассмотрению уровня жизни с точки зрения потребителя как «от доходов населения» широко распространен в отечественной и зарубежной практике. По статистике приводятся следующие социально-экономические индикаторы уровня жизни населения, характеризующие объем, состав, основные направления использования и распределения между отдельными группами денежных доходов населения: располагаемый доход реальных хозяйств; расходы на конечное потребление; реальные располагаемые денежные доходы; денежные доходы и сбережения населения и др.

Доходы населения, их уровень, структура, источники получения являются важнейшими показателями экономического и социального благополучия общества. Поскольку доходы служат основным источником удовлетворения личных потребностей людей, именно они являются центральным звеном, ядром более широкого понятия – уровень жизни населения. Важно знать, что следует понимать под доходами, каковы их разновидности и основные источники получения.

Реальные доходы – это доходы, фактически остающиеся в распоряжении населения, которые можно потратить на конечное потребления.

Реальные доходы населения - доходы, соответствующие индивидуальной покупательной способности, определенной на базе реальной заработной платы: количество материальных и духовных благ (товаров и платных услуг), которое граждане могут приобрести на свои денежные доходы в виде заработной платы и выплат из общественных фондов потребления (пенсии, стипендии, пособия, оплата отпусков), денежных поступлений от продажи части продукции и услуг - результатов индивидуальной или кооперативной трудовой деятельности, прочих денежных поступлений (выигрыши по облигациям и лотереям и т.п.). В отличие от номинальных доходов Р.д.н. учитывают уровень цен, размер налогов и др. обязательных платежей. Их объем зависит также от соотношения платежеспособного спроса населения и объема предлагаемых ему товаров и услуг, их структуры и качества. Составной частью реальных доходов населения являются бесплатные и льготные услуги, получаемые гражданами из общественных фондов потребления (бесплатное пользование транспортом, пониженный размер квартплаты, частичная оплата путевок в санатории, дома отдыха и т.п.).

Упадок производства и общий экономический спад, продолжавшийся на протяжении всего периода реформирования, значительное время сопровождалось высокой инфляцией, что обусловило беспрецедентный рост цен и падение реальной заработной платы и реальных доходов населения. В последние годы основной причиной сохранения низкого уровня реальных денежных доходов населения на ряду с перманентным отставанием индексации оплаты труда (прежде всего в бюджетной сфере), пересчетов пенсий и социальных пособий от роста цен является хроническая несвоевременность выплат заработной платы в связи с отсутствием денежных средств, а так же с многочисленными финансовыми злоупотреблениями и нарушениями в этой области.

Заработная плата является реальным доходом человека и в случае ее задержки или не полной выплаты, он постепенно начинает себя ущемлять в приобретении тех или иных потребностях, он не может позволить себе некоторые товары, предлагаемые на рынках, тем самым усугубляется его уровень жизни.

Финансово-экономический кризис 1998 года вызвал стремительный рост цен на потребительские товары. Скачек индекса потребительских цен (138,4% с августа по сентябрь 1998 года и 184% за весь 1998 год по отношению к декабрю 1997 года) привел к тому, что реальная заработная плата в декабре 1998 года упала ниже соответствующего уровня 1997 года на одну треть, составив 65% от его уровня.

Финансовый кризис 1998 года свел реальные доходы населения до самого низкого уровня за весь период реформ. По итогам 1998 года, вследствие финансового кризиса, произошло значительное снижение доходов в целом на 21% относительно декабря 1997 года. За девять месяцев 1999 года реальная заработная плата относительно декабря 1998 года упала еще на 16%, а реальный денежный доход на 22%.

Если по оценке Министерства экономики предусматривалось снижение реальных денежных доходов в 1999 году не более чем на 15%, то по данным отчетной статистики этот показатель уже в сентябре 1999 года составлял 22%. Таким образом, после кризиса 1998 года продолжается процесс дальнейшего падения уровня жизни населения.

Итак, реальные располагаемые денежные доходы российского населения - рассчитанные за вычетом обязательных платежей и скорректированные на индекс потребительских цен - в августе 2002 года выросли на 1,7% по сравнению с июлем и на 6,7% по сравнению с августом 2004 года. Об этом сообщил Госкомстат. Среднедушевые доходы россиян в августе 2004, по данным Госкомстата, составили 3784 руб., что на 0,7% превысило показатель июля 2005 года и на 24,3% - показатель августа 2004 года. Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата в России в августе 2005 года повысилась на 46 руб., или примерно на 1% по сравнению с июлем, и составляла 4643 руб., что на 37,7% выше уровня августа 2004 года. Реальная среднемесячная зарплата в августе возросла на 0,9% по сравнению с июлем, одновременно оказавшись на 19,6% выше этого показателя в августе 2004 года.

Нас часто интересуют изменения в стоимости жизни в связи с изменениями доходов и (или) цен.

Допустим, что расходы потребителя равны его доходам и составляют в начальном (базисном) периоде

I 0 = ∑q 0 p 0

а в текущем

I t = ∑q t p t

Здесь верхний индекс 0 соответствует показателям базисного, а индекс t ≈ текущего периода; q и р ≈ соответственно количества покупаемых товаров и их цены, индексы товаров опущены, поскольку знак ∑ подразумевает сумму расходов на приобретение всего множества товаров (потребительской корзины).

Для оценки изменения стоимости жизни в текущем периоде по сравнению с базисным следует определить индексы номинального дохода и цен.

Индекс номинального дохода определить легко, он составит

Индекс цен может быть определен двумя способами: как индекс Ласпейреса

P L = ∑q 0 p t / ∑q 0 p 0

и как индекс Пааше

P P = ∑q t p t / ∑q t p 0

названные так по имени немецких статистиков Э. Ласпейреса (1834-1913) и Г. Пааше (1851-1925).

Индекс Ласпейреса предполагает взвешивание цен двух периодов по объемам потребления товаров в базисном, а индекс Пааше ≈ по объемам их потребления в текущем периоде.

Однако ни тот ни другой индекс не дают верного представления об изменении цен, поскольку они не учитывают влияния этого изменения на структуру потребления. Очевидно, что если (в обычной двухпродуктовой модели) цена товара X возрастает (P t X > P 0 X), то покупки его снижаются (q t X < q 0 X) и, наоборот, при снижении цены (p t X < p 0 X) покупки увеличиваются (q t X > q 0 X). Поэтому значение индекса Ласпейреса, использующего в качестве весов объемы q 0 , дает преувеличенное представление об изменении цен в случае их роста, но преуменьшенное в случае их снижения. Наоборот, значение индекса Пааше, где в качестве весов используются объемы q t , дает преуменьшенное представление об изменении цен в случае их роста, но преувеличенное в случае их снижения. И в любом случае индекс Ласпейреса оказывается выше индекса Пааше (P L > P P).

Можно показать, что положение потребителя в текущем периоде будет лучше, чем в базисном, если индекс Ласпейреса окажется ниже индекса номинального дохода:

I t /I 0 > = P L

Можно показать также, что положение потребителя в текущем периоде будет хуже, чем в базисном, если индекс Пааше окажется выше индекса номинального дохода:

I t /I 0 < = P P

Рассмотрим сначала индекс Ласпейреса. Если ∑q 0 p t ≤ I t ,первоначальный набор товаров (вектор q 0), очевидно, доступен потребителю и при текущих ценах (вектор p t) и доходе I t . Значит, и в изменившихся условиях потребитель мог бы по-прежнему покупать первоначальный набор q 0 . Если же фактически в текущем периоде он покупает иной набор (вектор q t), то либо

∑q 0 p t < ∑q t p t ,

это означало бы, что набор q t принадлежит более высокой кривой безразличия, т.е. сулит потребителю большее удовлетворение, чем набор q 0 , либо

∑q 0 p t = ∑q t p t ,

это означало бы, что наборы q 0 и q t имеют равную стоимость, т.е. принадлежат одной и той же бюджетной прямой, но потребитель явно предпочитает набор q t , сулящий ему большее удовлетворение, т.е. принадлежит более высокой кривой безразличия.

Разделив обе части на ∑q 0 p 0 , имеем

∑q 0 p t / ∑q 0 p 0 = ∑q t p t / ∑q 0 p 0

Левая часть (3.25) представляет индекс цен Ласпейреса, правая ≈ индекс номинального дохода. Следовательно,

Таким образом, утверждение доказано. Его можно иллюстрировать графически.

2 Анализ уровня и динамики реальных доходов, заработной платы, пенсий, социальных пособий. Распределение населения по уровню доходов, их связь с прожиточным минимумом и степенью удовлетворения потребностей

Помимо того, что значение заработной платы не удовлетворяет уровню жизни, происходит ее постоянная или периодическая, в зависимости от организации, задержка.

Суммарная просроченная задолженность по заработной плате по состоянию на 1 января 2000 года составляла 43 741 млн. рублей.

Динамика реальных располагаемых денежных доходов и реальной заработной платы (в % нарастающим итогом с начала 2004 года к соответствующему периоду предыдущего года)

Рис. 1 Динамика реальных денежных доходов населения за период реформирования является отрицательной


На рубеже нового тысячелетия сформировался крайне низкий уровень жизни людей. В среднем на личные денежные доходы в 2000 году можно было купить менее двух товаров и услуг, входящих в прожиточный минимум (ПМ). Это существенно ниже, чем в дореформенном 1991 году. Тогда покупательная способность денежных доходов составляла 3,4 набора ПМ. Вместо широко представленных ранее слоев со средними доходами в настоящее время преобладают семьи с низким уровнем достатка.

В первом полугодии 2000г. средний размер назначенных месячных пенсий равнялся 624,8 руб., что в реальном выражении составило только 37% от уровня 1990 г. Следует отметить, что в результате повышения средненазначенной месячной пенсии в апреле 2000 г. - на 13% и в августе 2000 г. - в среднем на 18%, средний размер назначенной пенсии в сентябре 2000 будет равен 818,9 руб., что уже составит 45,0% (с учётом инфляции с апреля по сентябрь 2000г.) от уровня 1990 г. Размер номинальной средней месячной пенсии (с учётом компенсаций) в апреле 2000 г. составил 153% её величины в апреле 1998 г., т.е. относительный прирост номинальной средней месячной пенсии составлял только чуть более половины (51,9%) относительного прироста номинальной среднемесячной заработной платы одного работника. Следствием этого являлось крайне низкое реальное содержание средней месячной пенсии в апреле 2000 г. по сравнению с апрелем 1998 г. Несмотря на то, что за последние 12 месяцев этого периода реальный размер назначенных среднемесячных пенсий вырос на 26,8% (номинальная среднемесячная пенсия увеличилась на 52,1%), что превышает рост реальной среднемесячной заработной платы (реальная среднемесячная заработная плата выросла за этот же период на 23,6%), реальный размер назначенных среднемесячных пенсий в апреле 2000 г. составлял только 59,8% их величины в апреле 1998 г. Вместе с тем реальная начисленная заработная плата в апреле 2000 г. составила 79% от её уровня в апреле 1998 г.

У большинства населения основные расходы направлены на текущее потребление продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости. У него не остается достаточно средств на оплату услуг и сбережения, без которых в настоящее время трудно рассчитывать на достойные жилищные условия, образование и здравоохранение, пополнение товаров и имущества длительного пользования. В целом низкие инвестиционные возможности россиян, затрудняют для государства развитие экономики и социальной сферы.

Доходы населения выросли во всех социальных слоях. Доля бедных в IV квартале 2005 года сократилась по сравнению с аналогичным периодом 2004 года примерно на 5 процентных пунктов. Эта часть населения перешла в низкообеспеченные и средние слои. Удельный вес последних составил примерно 29 и 22 % при росте среднего слоя примерно на 3 процентных пункта. Доля относительно обеспеченных россиян составила примерно 7% и выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,4 процентных пункта.

Рост доходов населения сопровождался существенным сокращением задолженности по заработной плате. Так, в IV квартале 2004 года соотношение цены общей среднемесячной задолженности по заработной плате со среднемесячным фондом начисленной заработной платы составляло 60,5%, то есть задолженность фактически составляла около двух третей месячного фонда заработной платы. В IV квартале прошлого года это соотношение сократилось почти вдвое и составило примерно 35,2%. Таким образом, задолженность едва превышала одну треть месячного фонда заработной платы. В конце 2005 года задолженность оказалась ниже уровня II и III кварталов, что характеризует устойчивую тенденцию к ее полному преодолению.

Проведенный анализ динамики и структуры денежных доходов населения показал, что среднедушевые денежные доходы за 2004 год увеличились на 42,5 %, а расходы населения увеличились на 54,5%.

В структуре денежных доходов населения в 2004 году по сравнению с предыдущим годом возросла доля доходов от собственности и доходов от предпринимательской деятельности при снижении доли оплаты труда и социальных выплат.

Наибольшая величина заработной платы наблюдается в газовой, топливной, нефтеперерабатывающей промышленности, а также в отрасли цветной металлургии, наименьшая – в здравоохранении, образовании, культуре.

Уровень жизни населения в 2004 году улучшился в сравнении с предыдущими годами, однако одновременно увеличилась дифференциации доходов населения (в 2004 году коэффициент составил 15,95 против 6, 23 в 2003 году), что безусловно, является негативной тенденцией.

Сегодня в России должна быть повышена эффективность государственной политики доходов. Ее следует нацелить на кардинальное увеличение доходов основной массы населения (прежде всего за счет роста минимального и среднего размеров оплаты труда), снижение дифференциации доходов, эффективное и социально справедливое распределение вновь созданной стоимости и динамичное формирование на этой основе среднего класса.

3 Меры по повышению уровня доходов населения РФ

Повышения уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства. В числе приоритетов правительства – восстановление доходов и максимальное стимулирование платежеспособного спроса населения. Для этого разработаны основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу.

Решение этих и других проблем позволит стабилизировать уровень жизни россиян, а также развернуть вектор в сторону его повышения. В основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу дана количественная оценка общего роста благосостояния – увеличение частного потребления (имеется в виду конечное потребление домашних хозяйств) не менее чем на 80%.

Государственные программы стабилизации доходов имеют место в различных странах. Но порядок их формирования различен.

Одна часть средств таких программ формируется через государственный бюджет и используется централизованно. Другая часть средств образуется за счет прибыли на самих предприятиях и фондах, (В бывших странах «государственного социализма» около 70% средств таких программ формировалось за счет государственного бюджета и только 25-30% средств - за счет прибылей предприятий).

Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются

потребности в воспитании юных членов общества, содержании престарелых и нетрудоспособных, обеспечении (отчасти) получения образования, сохранения здоровья. Степень удовлетворения этих потребностей определяется сложившимся в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными установками, сложившимися в обществе.

Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям.

Первое направление характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости от труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей.

Второе направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не

имеют связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой дотации зависит от количества детей и уровня доходов родителей.

Особенность третьего направления определяется тем, что основная их часть, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению непосредственно в натуральной форме через соответствующие учреждениянепроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своего рода «дополнительные» доходы: они не проходят через бюджет семьи и ими нельзя распоряжаться по ее усмотрению. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный конкретный исторический момент.

Потребителем части государственной помощи выступают не все трудящиеся вообще, а только те, которые имеют в этом потребность и только в меру этой потребности. Например, за бесплатной медицинской помощью в большей степени обращаются те, кто чаще и серьезнее болеет и не может оплачивать медицинские услуги, услугами школьных учреждений - тот, у кого больше детей в школьном возрасте.

Другими словами, выплаты по линии программ помощи призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения более высокого общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагивает интересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, то государственная политика в этой области должна быть особенно активной.

Как известно из средств массовой информации, Президент России В.В. Путин дал указание Правительству Российской Федерации о досрочном и более высоком по размеру повышении базовой части трудовой пенсии, чем это было предусмотрено Федеральным законом “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год”.

Государственная Дума 9 февраля 2005 года приняла соответствующий Федеральный закон об увеличении базовой части трудовой пенсии с 1 марта 2005 года с 660 до 900 рублей, а Совет Федерации оперативно (9 февраля 2005 года) одобрил данный Федеральный закон.

При этом будут увеличены и другие составляющие в существующей системе выплат. К примеру, доплата на иждивенцев, которая рассчитывается в зависимости от базовой пенсии и составляет 30% от ее размера, будет повышена до 300 рублей, для инвалидов первой группы, достигших 80 лет, прибавка будет немного больше - 480 рублей.

Для инвалидов вследствие военной травмы повышение составит 240 рублей. Для ветеранов Великой Отечественной войны, являющихся инвалидами войны и достигших 80 лет, прибавка составит достаточно весомую величину – 1200 рублей. С учетом единовременной денежной выплаты и пенсии общая сумма для военных инвалидов, получивших инвалидность вследствие военной травмы и старше 80 лет, составит от 6,8 до 7,2 тысяч рублей.

Кроме того, следует сократить государственные расходы, непосредственно не связанные с эффективностью управления экономикой и теми сферами деятельности, источником финансирования которых должен быть только бюджет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика в России остается пассивной и не адекватной сложившейся напряженной ситуации. Все большее число граждан, общественно-политических сил выступают за смену курса социально-экономических преобразований в стране.

Благосостояние гражданам Росси надо добиваться в основном за собственный счет и собственными усилиями. Только так можно обеспечить рост личных доходов и получить возможность перейти в более высокий ранг социального слоя российского общества.

Реализация намеченных мер государством Российской Федерации будет успешной в случае взаимодействия общественных объединений, предпринимателей государства. Это позволит восстановить доверие народа к властным организациям, направив ресурсы на общенациональное возрождение. Ведь люди, занимающиеся активным поиском возможных форм социальной поддержки, считают, что если не выплачивают зарплату и пенсию, то нет смысла надеяться на социальную помощь, так как «все деньги из одного кармана».

Только путем роста реальных доходов можно обеспечить себе и своим детям достойное существование, хорошее образование и медицинскую помощь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бирман И. «Уровень русской жизни (а так же американской): вопросы - материалы - сравнения-некоторые ответы». – М.: Научный мир, 2004.-512 с.

2. Бобков В. Журнал “Достаточная оплата труда – цель и средство повышения уровня жизни” // Человек и труд, № 8.

3. Бобков В.Н. Пути стабилизации и повышения уровня жизни населения России. – М.: Издательство ВЦУЖ, 2001. – 448 с.

4. Вышегородцев М.М. Уровень жизни в России как фактор развития человеческого капитала. М.: Диалог МГУ, 1999. - 228 с.

5. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. – 592 с.

6. Московская А.А. Динамика реальных доходов населения России // Проблемы прогнозирования, 2005, № 4.

7. Население и доход: сборник статей/ Под ред. АА. Саградова. – М.: МАКС Пресс, 2001. – 96 с.

Наверняка Вы замечали, что в различные годы на определенную сумму денег Вы можете себе позволить приобрести разное количество товаров и услуг. Например, в 2010 году за 1 000 рублей можно было купить 5 кг мяса, а в 2017 за тебе же деньги намного меньше, хотя количество денег не изменилось. С этим парадоксом хорошо знакомы все профессиональные экономисты. И именно поэтому они различают реальный и номинальный доход. Ниже мы узнаем, какие бывают виды доходов, а также узнаем, какова динамика реальных доходов населения России.

Виды доходов

Под доходом подразумевается совокупность денежных выплат, товаров и услуг, которые человек получает за определенный промежуток времени (за расчетный период чаще всего берется один год). Доходы имеют следующую структуру:

  • Денежные доходы. Источники денежных поступлений не имеет значения — это может быть заработная плата, различные государственные пособия и выплаты, рента, прирост сбережений в банке, доход от продажи продуктов сельского хозяйства, денежные подарки и так далее.
  • Натуральные доходы. Под натуральными доходами подразумевается совокупность товаров, которые человек получает напрямую, а не покупает за деньги. Это могут быть продукты сельского хозяйства (овощи, фрукты и другие продукты, которые человек сам или коллективно произвел в результате своего труда), различные подарки, материальная помощь и так далее.
  • Косвенные доходы. Под косвенными доходами подразумеваются доходы, которые человек получает бесплатно, используя различные учреждения социальной инфраструктуры. Это может быть лечение в больнице, получение образования, воспитание ребенка в детском саду и так далее.

Экономисты различают номинальный и реальный доход.

Под номинальным доходом подразумевается совокупность денежных поступлений за определенный период. Также важно помнить, что номинальные доходы рассчитываются без учета налогов.

Зачем тогда вводится термин «реальный доход»? И чем реальный доход отличается от номинального?

Дело в том, что в разные периоды времени человек может получать один и тот же номинальный доход, но на этот доход он может позволить себе разное количество товаров и услуг. Простыми словами, реальные доходы населения — это совокупность денежных поступлений с учетом определенных факторов, которые влияют на количество товаров и услуг, которые можно приобрести за эти доходы.

На уровень реальных доходов влияют следующие факторы:

  1. Индекс цен. Из-за инфляции, каждый год происходит обесценивание денег, что приводит к уменьшению количества товаров и услуг, которые человек может купить за фиксированное количество денег.
  2. Уровень налогов. Каждый месяц большинство граждан РФ делают налоговые отчисления в региональный и федеральный бюджет, однако налоговая ставка может меняться. Поэтому из-за повышения или понижения налогов может меняться количество денег, которое человек фактически получает на руки после уплаты всех платежей в бюджет.
  3. Оплата обязательных услуг. В основном, в эту группу попадают коммунальные услуги.

Также нужно понимать, что зачастую эти факторы напрямую влияют друг на друга.

Например, при повышении налогов, многие предприниматели будут повышать цены на свои товары и услуги, чтобы не обанкротиться. Это приведет к росту цен, что значительно отразится на количестве товаров и услуг, которые может приобрести человек за фиксированную заработную плату.

Еще один пример — снижение налогов. Дело в том, что под номинальным доходом подразумевается совокупность денег без учета налогов. При снижении налоговой ставки, человек на руки будет получать большую сумму. Разница позволить приобретать дополнительные товары и услуги, то есть фактически реальные доходы при снижении налогов повысятся.

Помните, что реальные доходы населения всегда меньше номинальных при фиксированном уровне прибыли, поскольку во всех современных государствах происходит обесценивание денег из-за инфляции.

Динамика реальных доходов

Чтобы понять, какова динамика реальных доходов населения России, нужно рассмотреть вопрос соотношения размера роста инфляции и роста реальных зарплат. Почему этот вопрос так важен? Дело в том, что в СМИ можно часто услышать, что за последнее время заработная плата выросла, а значит вырос уровень жизни. И действительно — если обратиться к статистическим данным, то можно обнаружить, что за последние 10 лет заработные платы росли практически во всех секторах экономики.

Но значит ли это, что вырос уровень жизни?

Этот вопрос является дискуссионным и у экономистов нет окончательного ответа. Однако можно предположить следующее:

Если номинальные зарплаты растут быстрее инфляции (при фиксированном уровне налогов и равной стоимости коммунальных услуг), то реальный уровень доходов увеличивается.

Рассмотрим пример. Допустим, в стране за год не изменился уровень налогов и не произошел подъем цен за коммунальные услуги, а реальные зарплаты выросли на 10%. Инфляция же за год составила 5%. Тогда реальный рост зарплат составил 10% — 5% = 5%.

В таком случае в стране происходит экономический рост, у населения становиться больше денег. Излишки денег используются либо для новых трат (покупка вещей или услуг). Также люди могут положить деньги в банк, который в свою очередь выдаст эти деньги в качестве кредитных займов другим людям на развитие бизнеса, что даст новые рабочие места, увеличит разнообразие товаров на рынке и так далее.

Если номинальные зарплаты растут медленнее инфляции, либо растут на том же уровне (при фиксированном уровне налогов и равной стоимости коммунальных услуг), то реальный уровень доходов населения уменьшается, либо остается неизменным.

Допустим, в одной стране за год не произошло изменения налогов и подъема цен за коммунальные услуги, а реальные зарплаты выросли на 5%, а в другой стране произошло все то же самое, но реальные зарплаты выросли на 3%. Также предположим, что инфляция в обеих странах составила 5%. Тогда реальный рост зарплат в первой стране составил 5% — 5% = 0%, а во второй рост реальных зарплат будет 2% — 5% = -3%.

В таком случае, в первой стране реальные доходы населения не изменились, по сравнению с прошлым годом. А во второй стране — уменьшились. При общем росте зарплат — население становиться беднее.

При изменении налоговой ставки меняются и реальные доходы. Например, при увеличении налоговой ставки, происходит двойное снижение зарплат для работников — во-первых, теперь работник передает в бюджет большую сумму денег, во-вторых, предприниматели, лишившись части прибыли, обычно урезают зарплаты своим работникам.

Как же изменились реальные доходы россиян за последнее время? Многочисленные статистические исследования показывают следующее:

  • В девяностые годы произошел серьезный обвал реальных доходов. Пик обвала пришелся на 1998 год — тогда реальная зарплата обвалилась на 49% по сравнению с советским периодом. Впрочем, нужно всегда помнить о том, что в девяностые годы достаточно плохо велся экономический учет, а также существовало много подпольных производств. Поэтому большое количество зарплат не учитывалось, поэтому вполне возможно, что обвал был все же несколько меньше.
  • В нулевые годы происходит постепенные рост реальный рост доходов. В нулевые годы также произошла постепенная макроэкономическая стабилизация. Реальные доходы росли в среднем на 3-4% в год, хотя не все экономисты согласны с этой оценкой. В 2008 году начался мировой экономический кризис, что привело к умеренному падению реальных доходов населения.
  • В десятые годы из-за различных факторов (последствия всемирного экономического кризиса, санкции и некоторые другие) вновь наступило снижение реальных доходов. Эксперты называют разные цифры снижения, но большинство экономистов склоняется к версии, что темпы падения реальных доходов россиян в 2016 году составили 5% в год, а за последние 5 лет реальные доходы снизились суммарно на 15-20%.

Заключение

А теперь подведем итог вышесказанному.

Совокупность товаров, услуг и денежных средств, которые человек получает за определенный период, называют доходом. Доход формируется как за счет денежных поступлений, которые человек запасает либо тратит на определенные товары и услуги, так и за счет натуральных товаров. Еще один источники дохода — это различные бесплатные услуги, которые предоставляет государство.

Чисто денежная часть доходов называют номинальным доходом. Номинальный доход рассчитывается без учета налоговых отчислений в бюджет. Экономическая наука утверждает, что за фиксированное количество денег в разное время можно приобрести разное количество одинаковых товаров и услуг. Это происходит из-за инфляции и изменения налоговой нагрузки. Чтобы подчеркнуть эту особенность, экономисты придумали термин «реальные доходы». Реальные доходы — это номинальные доходы с учетом индекса цен и налоговых отчислений.

При сравнении уровня жизни многие журналисты часто сравнивают лишь размер зарплат. Однако такое сравнение будет не слишком корректным, поскольку в разное время могут меняться как зарплаты, так и уровень цен на товары и услуги. Чтобы избежать этого недостатка, необходимо обращать внимание на рост реальных зарплат, поскольку они более корректно отображают благосостояние населения.

Реальные зарплаты в Российской Федерации в разное время достаточно сильно отличались друг от друга. В девяностые годы реальные зарплаты достаточно сильно упали по сравнению с советским периодом, но в нулевые годы вновь стали расти. После всемирного экономического кризиса и санкций реальные зарплаты вновь стали снижаться, хотя снижение по сравнению с девяностыми годами не такое уж значительное.

В I квартале 2017 г. реальные располагаемые денежные доходы населения чуть уменьшились по сравнению с их уровнем в I квартале 2016 г., а численность бедных снизилась на 1,4 млн чел. Как могла уменьшиться бедность при снижении реальных доходов?

В I квартале 2017 г. номинальные пенсии выросли на 17,1% г/г (за счет, прежде всего, единовременной выплаты 5 тыс. руб. пенсионерам в январе для компенсации низкой индексации пенсий в 2016 г.) (также с 1 февраля 2017 года на 5,4% были увеличены страховые пенсии неработающим пенсионерам и ежемесячная денежная выплата, исходя из роста потребительских цен за 2016 год), а заработные платы - на 6,6% (прежде всего, в небюджетном секторе экономики (рис. 1). Однако из-за того, что прочие доходы (доля оплаты труда, включая скрытую заработную плату, в денежных доходах в I квартале 2017 г. составила 63,3%, доля всех социальных выплат, включая пенсии - 21,2%, доходы от предпринимательской деятельности 7,5%, доходы от собственности - 6%, другие доходы 2%) либо не увеличились, либо снизились по сравнению с I кварталом 2016 г., темп прироста совокупных номинальных среднедушевых денежных доходов населения оказался не столь высоким (4,4%) и был перекрыт инфляцией (ИПЦ вырос на 4,6%). В результате реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 0,2% г/г.

При этом численность бедных, по оценкам Росстата, тоже снизилась в I квартале 2017 г.: по сравнению с I кварталом 2016 г. их стало меньше на 1,4 млн. чел. (уменьшение с 16 до 15% от общей численности населения), хотя уровень социально-экономической дифференциации практически не изменился (табл).

1. Динамика средней зарплаты по группам работников (100 = 2014 г., сезонность устранена)


Источник: CEIC Data (Росстат), расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

Распределение общего объема денежных доходов населения по 20%-ным доходным группам (%) и коэффициенты социально-экономической дифференциации

I квартал 2016г.

I квартал 2017г.

Денежные доходы

в том числе по 20-ти процентным группам населения:

первая (с наименьшими доходами)

четвертая

пятая (с наивысшими доходами)

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов)

Коэффициент фондов, раз

Источник: Росстат.

Как такое может быть? Для того чтобы определить, является ли человек бедным, его доходы сравниваются с прожиточным минимумом, причем и то и другое берется не в реальном, а в номинальном выражении. В I квартале 2017 г. прожиточный минимум в целом для населения Российской Федерации составил 9909 руб. на человека в месяц. По сравнению с I кварталом 2016 г. он вырос всего на 1,4%. Именно это "замерзание" прожиточного минимума при более быстром (хотя и уступающем темпам инфляции) росте номинальных доходов дало снижение бедности в I квартале 2017 г.

Но почему оказалась столь низкой величина дефлятора для прожиточного минимума? Конечно, люди, относящиеся к категории бедных, покупают не очень дорогие продукты питания и непродовольственные товары; у них, как показывает статистика, меньше автомобилей и некоторых других товаров длительного пользования; они потребляют меньше услуг, и эти услуги более дешевые. Но все это еще не объясняет, чем мог быть вызван такой низкий темп прироста прожиточного минимума за год. Чтобы ответить на этот вопрос, придется погрузиться в детали утвержденной в 2013 г. методики расчета прожиточного минимума. Согласно этой методике, в состав его продуктовой корзины входит фиксированный набор продуктов питания по специальным нормам в натуральном выражении, которые умножаются на цены, получаемые на основе обследования Росстата цен продуктов питания - представителей, используемых при исчислении величины прожиточного минимума (Приказ от 11 марта 2013 года Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №93н и Федеральной службы государственной статистики №91 "Об утверждении перечня продуктов питания - представителей для определения уровня потребительских цен на продукты питания при исчислении величины прожиточного минимума" ).

Стоимости непродовольственных товаров и услуг оцениваются косвенным образом. Стоимость непродовольственных товаров считается равной 50% стоимости продуктов питания, скорректированной на поправочный коэффициент, равный соотношению индексов потребительских цен на непродовольственные товары и на продукты питания. Стоимость услуг считается равной 50% стоимости продуктов питания, скорректированной на поправочный коэффициент, равный соотношению индексов потребительских цен на услуги и на продукты питания. Эти три компоненты складываются в стоимостную оценку прожиточного минимума (Постановление Правительства РФ от 29 января 2013 г. N 56 "Об утверждении правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации" ). Такая методика имеет ряд недостатков: например, она плохо увязывает изменение стоимости прожиточного минимума с изменением стоимости услуг и, прежде всего, тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Как видно на рис. 2, когда происходит рост цен на такие услуги, стоимость прожиточного минимума не всегда реагирует на их изменения (например, в III квартале 2013-2015 гг.).

В начале 2013 г. введение новой методики расчета прожиточного минимума вызвало резкий рост его величины (заметно на рис. 2), но потом ситуация начала стабилизироваться. Девальвация рубля и введение контрсанкций на продовольственные товары заметно отразились на стоимостной оценке продовольственной корзины и всего прожиточного минимума в I квартале 2015 г. На рисунке 2 виден быстрый рост как стоимости прожиточного минимума, так и всех индексов потребительских цен, особенно учитывающих цены на продовольственные товары. Начиная со II квартала 2015 г. темпы прироста прожиточного минимума варьируются в интервале от -3,7 до +3,4% по отношению к предыдущему кварталу.

2. Динамика индексов прожиточного минимума и индексов потребительских цен, квартал к предыдущему кварталу, %