Дом православного верующего - это своеобразная малая Церковь, в этом месте обязательно должна звучать молитвенная песнь. Восхваления и прошения совершаются перед образами икон, потому что они являются средством общения человека со Всемогущим Господом или Его верными и вечными слугами. Однако православные верующие должны помнить: обращение относится к личности, а не к полотну, на котором она изображена.

Устройство иконостаса в доме

Расположение икон в домашнем иконостасе может быть произвольным, но в христианской традиции существуют некоторые правила.

В прошлые времена в каждой семье была сооружена полочка, куда выставлялись святые изображения. Эти божественные полотна находились на самом светлом и привлекающем внимание месте. Полка для икон устанавливалась в дальнем углу дома, на Востоке. Это место было самым освещенным, так как две стены, образующие его, были с окнами, куда проходило множество солнечного света.

Домашний иконостас

Икона есть священное изображение, которое отделено от бытовых реалий и никогда не смешивающееся с обыденностью, но предназначена исключительно для диалога с Господом. Она является окном из бесконечного мира, а также божественным откровениям в тонах и линиях кисти иконописца.

Наивно предполагать, что большое количество святых изображений делает жизнь православного верующего более благочестивой, чем она есть на самом деле.

Об иконах:

Несистематизированное собрание икон, различных репродукций, церковных календарей похоже на обыденное коллекционирование, где молитва совершенно исчезает как самоцель. Здесь происходит полное искажение термина «дом», который является продолжением монастыря.

Современное расположение иконостаса

Для семьи эта реликвия - объединяющий молитвенный фактор, который возникает после прощения всех житейских обид и достижения взаимопонимания.

  • Сегодняшние реалии жизни твердят о том, что церковь разрешает устраивать домашний иконостас в свободном месте. Однако ортодоксальные правила рекомендуют размещать его на восточной стороне. Понятие «восток» имеет важную особенность для Православия. О нем написано в Книге Бытия, у Варфоломея и Матфея.
  • Если на востоке квартиры расположены двери, разрешено использовать и другие стороны света.
  • Выбирая место под семейный алтарь, нужно избегать соседства святых образов с любой бытовой техникой, которая считается тщетным произведением модернизации и не способствует одухотворению. Необходимо избегать плотного соседства икон и декоративного убранства, а также с книгами нерелигиозного характера.
  • Для православной семьи обязательно присутствие в домашнем иконостасе образов Спасителя Христа и Девы Марии . Изображение Мессии должно оставаться всегда центральным, а все другие будут меньше по размеру. Главные иконы (Троицы , Христа и Богородицы) располагаются выше остальных, но над ними разрешено поместить Распятие.

Как правильно расположить иконы в квартире

  • Украшение для семейного иконостаса - живые цветы. Большие иконы, установленные рядом, следует обрамлять полотенцами по древней христианской традиции. Запрещено располагать рядом неканонические картины или их репродукции.
  • Домашний иконостас следует увенчать крестом, а на время молитвенных восхвалений зажигать лампаду. В праздничные дни, по церковному календарю, пламя свечей может гореть целые сутки.
Важно: перед иконостасом следует оставить достаточно пространства, чтобы верующие не испытывали чувства тесноты при семейном молебне.

Святые образы для божницы

В домашнем иконостасе обязательно должны находиться два святых образа.

Изображение Сына Божьего, свидетельствующего о воплощении Бога и спасении человеческого рода. Для молитвы чаще выбирается поясное полотно, на котором Вседержитель благословляет мир правой десницей, а в левой руке держит Божественное Писание. Господь предстает на этих изображения как Вершитель каждой судьбы, милосердный Отец, подающий Истину, к которой направляются взоры православных последователей. В связи с этим иконы Сына Божьего всегда занимают главное место на полках домашнего иконостаса.

Лик Богородицы, являющейся совершенным человеком и почитаемой превыше Серафимов и Херувимов. Чаще используются образы под названием «Умиление» или «Одигитрия».

  • Автором первого типа, списки которого чрезвычайно распространены в православном мире, традиционно считается апостол Лука. В «Умилении» происходит великолепное соприкосновение Христа в младенчестве и Божией Матери, что символизирует соединение земного и горнего, Творца и лучшего из творений Его. В образе выражена бесконечная любовь Создателя к человеческому роду, когда Бог отдал Сына в искупление греховности. К самым распространенным и знаменитым иконам типа «Умиление» относят: Владимирскую , «Достойно есть» , «Взыскание погибших» и т.д.
  • «Одигитрия» («Путеводительница») - второй распространенный тип лика Девы Марии. Изображение демонстрирует истинный путь к Богу. На иконе об этом свидетельствует конкретный жест правой десницы Божией Матери, указывающей на Младенца Христа. Наиболее известными ликами «Одигитрия» являются: Влахернская, Иверская, Тихвинская, Казанская и т.д.

Читайте о Богородичных иконах для иконостаса:

В православной традиции чрезвычайно популярен образ Николая Угодника . Он всегда занимал важное место на полках иконостаса каждого христианина. Преподобный Николай почитается как вечный слуга Бога, наделенный особенной благодатью.

Православный христианин может разместить в божнице образы знаменитого пророка Илии, великомученика Георгия Победоносца, Пантелеимона, святого евангелиста Иоанна Предтечи.

Совет! Выбор всегда индивидуален, а лучшим помощником в деле является священник. За советом обращаются к нему или другому монаху.

Иконостас в доме

Особые указания по расстановке

В домашних условиях разрешается следовать лишь основным правилам расстановки.

  • Необходимо соблюсти симметричность и систематику, продумать композиционный строй, что поможет избежать чувства внутренней неудовлетворенности, желания что-то поменять. Неправильная расстановка отвлекает от молебна, сущность которого есть концентрация на прошении и восхвалении.
  • Православный человек обязан помнить о принципе церковной иерархии: местночтимые иконы нельзя располагать над главными (Христа-Спасителя, Девы Марии и Святой Троицы).
  • Образ Мессии необходимо ставить с правой стороны от предстоящего верующего, а полотно с ликом Девы Марии - с левой. При подборе иконостаса следует ориентироваться на однородность художественного исполнения святынь. Церковь не рекомендуют допускать многообразия в стилях.
  • Православные люди должны с большой серьезностью относиться к святости, так как она является одним из свойств самого Бога. Это качество отражается в небесных угодниках и материальных предметах. Отсюда следует: почитание святых наместников и иконографий относится к одному религиозному порядку.
  • О степени воцерковления семьи судят по тому почтению, которое члены оказывают ликам Христа и Богородицы. Родовые иконы всегда колоссально почитались. Только что крещенного младенца подносили к святыне, а батюшка читал восхваляющие Бога молитвы. В давние времена посредством иконы родители благословляли своих детей на успешную учебу, путешествие в дальние края, служение обществу. Перед свадьбой или после кончины человека верующие также обращались за помощью к ликам святых.
  • Если в доме размещен иконостас, недопустимы ссоры, отвратительное поведение, скандалы на различные темы. Однако чрезмерно благоговейное отношение к святыням не следует трансформировать в идолопоклонство. Должно помнить: иконы - божественное изображение, но не сама личность Господа или Его наместников.
  • Полотно, пришедшее в состояние полной негодности и невосстанавливаемое, нельзя выбрасывать, к нему необходимо проявить должное отношение и почтение как к древней скрижали. Ранее, если краски на иконе стирались, её пускали по реке. Сегодня такой раритет относят в церковь, где она сжигается в храмовой печи.
  • Если порча лика произошла по причине небрежного хранения, следует исповедаться , так как Церковь считает такую безответственность грехом.
Важно! Спаситель, Божья Матерь, апостолы и святые, смотрящие с полотен, принадлежат вечности. Спрашивая у них о заступничестве при помощи молитвы, нам - жителям областей скорби - необходимо вечно помнить о Всемогущем Творце, призыве к добровольному покаянию, самосовершенствованию и милосердии. Глазами святых Всевышний взирает на людей и напоминает о том, что у нас есть возможность спасти свою душу.

Иконостас своими руками

Расположение икон в домашнем иконостасе сегодня производится так, как захочется верующему.

Однако существует определенные правила, которых лучше придерживаться, чтобы повысить качество общения с Господом и Его наместниками.

Перед обустройством следует изучить плановые рекомендации по монтажу в квартире, а после этого выбрать нужный угол. Сегодня мебельные магазины предлагают большое количество иконостасов в своем ассортименте. Есть возможность изготовить его на заказ, где учтут все особенности и предпочтения.

  1. Для самостоятельного изготовления подходят любые материалы.
  2. Первым делом нужно сделать чертежи шкафчика.
  3. Следует помнить о расстоянии между полками иконостаса, потому что они могут воспламениться от горящих свечей.
  4. Образы святых размещаются на уровне глаз, что облегчает общение.
  5. Под полками разрешено поставить стол, где будут располагаться лампады и свечи, святая вода и Писания.
Важно! Домашний иконостас является прямым продолжением алтаря в храме, - здесь совершаются те же молитвы, приближающие к горним областям. Поэтому образы необходимо хранить в чистоте и проявлять к ним большой почет.

Видео о том, как разместить иконостас в доме

Наверняка нет такого дома, в котором бы не было иконки, свечки, веточки вербы. Где и как это все хранить? Соответствует ли их место хранения своему предназначению? Не позабыто ли, не позаброшено ли после того, как принесено из церкви? Далеко не в каждой семье есть домашний иконостас, в том числе и потому, что многие просто не знают, как его сделать. Возможно, наша информация окажется для вас полезной.

Красный угол в квартире – традиции и современность

В старину даже в самой скромной крестьянской избе можно было увидеть с почитанием обустроенный уголок с иконами. Красный («красивый») угол в доме размещался по диагонали от входной двери. Делалось это для того, чтобы входящий в комнату сразу видел образа, мог перекреститься и поклониться. Этому уголку в доме всегда отводилось особое место: здесь сохраняли особую чистоту, ставили цветы, свечи, украшали иконы как могли. Поближе к красному углу сажали за стол самых дорогих гостей.

Несмотря на то, что прошли столетия, «содержание» красного угла в доме не изменилось: здесь по-прежнему вешают или ставят образа. Иногда их по старинной традиции украшают так называемыми иконниками (божниками) — узкими длинными полотенцами. Красный угол в квартире или доме — это еще и место хранения свечей или любого освященного масла, которые положено держать возле икон. Что касается крещенской воды, то где ее держать - это зависит от хозяина, можно и не возле иконостаса. Главное — утром после молитвы для укрепления духовных и физических сил делать глоток натощак. Важный элемент – лампада для домашнего иконостаса, которую зажигают во время молитвы, а также по воскресеньям, накануне праздников и в сами праздники. Здесь же держат пасхальные яйца, освященную вербу (ее размещают над или за иконой, на Вербное воскресенье меняют, старую сжигают). Принципиальный момент – все элементы, составляющие иконостас домашний, должны быть освящено в церкви. В связи с этим стоит упомянуть и еще один нюанс. Бывает, люди «в компанию» к образам ставят фотографии известных священников, праведников, старцев, монахов. С точки зрения церковных канонов это неправильно, поскольку фотография является отпечатком земной жизни того или иного человека. Разумеется, эти снимки имеют право на существование в доме верующего, но только не вместе с иконами.

Как оформить домашний иконостас? Чтобы придать этому месту особую эстетичность, здесь ставят цветы (предпочтительно живые), ветки вербы. Можно украсить красный угол в доме и красивыми комнатными растениями, только не кактусами и другими «колючками».

Где устроить домашний иконостас

Во внутреннем убранстве храма иконостас является центральной частью. Благодаря ему, сверкающему золотом и красками, в храме создается особая атмосфера приподнятости. Его предназначение состоит в том, чтобы разделять алтарь и остальную часть храма.

Мы знаем, что церковь обращена алтарной частью на восток. Соответственно, когда верующий человек приходит в церковь, его лицо также обращено на восток. И в устройстве домашнего иконостаса тоже надо придерживаться этого принципа. Если невозможно выбрать уголок, «смотрящий» именно на восток, пусть он будет хотя бы к нему максимально приближенным. Правда, на практике это условие трудно соблюсти в точности, поэтому оно является желательным, но не строго обязательным.

Как правило, иконам выделяют место в самой большой комнате. В любом случае важно, чтобы перед образами оставалось достаточно свободного места для нескольких молящихся одновременно человек. Плохо, когда домашний иконостас соседствует с телевизором, компьютером, другими приметами цивилизации. Желательно, чтобы это было достаточно автономный уголок.

Как правильно сделать иконостас дома

Некогда традиция приписывала хранить образа в особом шкафчике — киоте. Делают их и сегодня, поэтому можно домашний иконостас, например угловой, купить. Но это не всегда удобно, потому что можно рассчитывать лишь на стандартный вариант, не учитывающий особенности «набора» образов конкретной семьи. В таком случае можно заказать домашний иконостас, например, резной — тогда будут учтены все нюансы. Те, кто хочет, чтобы их настенный или напольный киот напоминал традиционный церковный и при этом готов сделать его своими руками, часто ищут чертежи домашнего иконостаса. Но, если говорить по большому счету, в этом нет особой необходимости. Для изготовления иконостаса для дома могут быть использованы любые материалы и конструкции, хотя в большинстве случаев идет речь об изделиях из дерева. В этом вопросе можно отталкиваться от собственных навыков и вкуса, а также от числа, размеров и прочих параметров имеющихся в доме икон.

Иконостас для дома может представлять собой одну горизонталь или же быть выполнен в двух или трех ярусах. Все изображения можно разместить вообще на одной цельной доске или на разных полочках, одноярусных или многоярусных. Полки для домашнего иконостаса могут быть самыми обычными – мебельными, книжными, одно- или двух-, трехярусными. Но есть нюанс, связанный со свечами и лампадами: они могут нагреть часть полки, заставить ее почернеть или и вовсе загореться. Поэтому, продумывая конструкцию иконостаса, нужно помнить о пожарной безопасности.

Считается, что иконы все же лучше ставить на что-либо, чем вешать на стенку. Что касается высоты красного угла, то он должен быть примерно на уровне глаз или чуть выше. Если иконы висят или стоят на полочке, то внизу удобно поставить столик. На нем можно разместить, опять же, образа, положить книги, хранить святую воду и т.п.

Иконы для домашнего красного угла

Намного важнее «формы» домашнего иконостаса его «содержание». Здесь традицию уже не обойти, хотя и в этом случае нет ничего сложного. По большому счету, иконостас может состоять всего лишь из двух икон — Спасителя и Божией матери, и два этих образа обязательно должны быть в любом доме. Из многочисленных образов Спасителя, как правило, отдают предпочтение поясным изображениям, а из икон, изображающих Богородицу, — образам разновидностей «Одигитрия» и «Умиление», которые, в свою очередь, представлены целым рядом разновидностей — верующий выбирает сам нравящиеся иконы для домашнего иконостаса.

Если есть желание и возможность разместить больше двух икон, то не обойтись без изображений Святой Троицы и известных святых. Издавна особое место в их когорте принадлежит Николаю Чудотворцу. Может здесь найтись место и изображениям других святых — именами которых названы члены семьи или просто ими особо почитаемых. Чтобы иконостас дома был полным и завершенным, можно поместить туда образа святого Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, первоверховных апостолов Петра и Павла, пророка Илии. Также можно поставить или повесить иконы различных праздников. Очень хорошо иметь икону «Неопалимая Купина», которая ниспосылает помощь от пожаров.

Отправной точкой для домашнего иконостаса может стать святой образ, который передается из поколения в поколение, даже если он несколько утратил вид или не вполне соответствует строгим канонам. Его можно также поставить/положить на столик под божницей.

Даже если место позволяет, не стоит делать акцент на количестве икон. Пусть это будет лишь Спаситель и Богородица, но изображенные так, что при взгляде на них душа наполнялась благоговением и просила молитвы. Вовсе не количество освященных предметов в доме делает живущих здесь благочестивыми.

Расположение икон в домашнем иконостасе

В русской традиции иконостас представлен целыми пятью рядами. Здесь своя иерархия и нюансы, которые сложно учесть недостаточно компетентному человеку. Поэтому в обывательском исполнении божница обустраивается с опорой лишь на несколько правил. Итак, схема домашнего иконостаса.

  • Очень хорошо, если в самом верху, над иконами, будет находиться крест (разумеется, православный).
  • Центр красного угла в доме — это Спаситель (например, «Спас нерукотворный» или «Господь Вседержитель»). Над этой иконой уместно размещение лишь образа Святой Троицы или, как уже говорилось, распятия.
  • Справа от изображения Спасителя (а со стороны стоящего перед ним человека — слева) размещают икону Божьей Матери. Это основные иконы, которые должны находиться по центру. По бокам от них или ниже могут размещаться все остальные изображения.
  • Принцип иерархии должен соблюдаться и дома, например, изображение святого недопустимо вешать или ставить выше, чем образы не только Спасителя, Богородицы и Святой Троицы, но и апостолов.
  • Если есть желание или необходимость устроить домашний иконостас в «минималистском» стиле, то можно рядом с изображением Иисуса Христа разместить по левой стороне образ Иоанна Предтечи (по правой стороне, напоминаем, будет образ Богородицы). Место Иоанна Предтечи может занять Николай Чудотворец.

Обычно рекомендуется в домашнем иконостасе располагать иконы так, чтобы они были выдержаны в едином стиле, манере исполнения. На практике же это условие довольно трудно исполнить, ведь разными путями попадают в дом иконы. Какую-то, только увидев, сразу захотелось купить, какую-то подарили… Все это неспроста - это промысел Божий, и нужно всех их «пристроить» достойным образом. Но в любом случае нужно всему этому массиву придать симметричный, гармоничный, продуманный вид. Если невольно взгляд постоянно цепляется за несовершенство композиции, молящийся человек, испытывая эстетическую неудовлетворенность, будет отвлекаться от молитвы,.

Расположение остальных икон в доме

Помимо красного угла, иконы могут и даже должны находиться (хотя бы по одной) в каждой жилой комнате. На кухне , к примеру, будет весьма уместно изображение Спасителя, поскольку именно к нему обращаются в молитве до и после приема пищи. В обязательном порядке нужно повесить иконку в детской комнате , причем так, чтобы ее можно было видеть с кровати. Это может быть, например, образ ангела-хранителя или икона святого, чье имя носит ребенок. Когда-то в русских домах, в детских обязательно размещали образ Божьей Матери, подсвеченный мягким светом лампады.

В поисках ответа на вопрос, где в доме должны висеть иконы, многие особенно интересуются спальной комнатой. Существует стереотип, согласно которому в спальне вешать иконы нельзя: мол, под всевидящим оком небожителей стыдно заниматься срамными делами. Или же некоторые советуют на ночь прикрывать образа. Однако нужно помнить, что присутствующая в браке супружеская близость — это не грех, да и никакой шторкой от Бога не спрячешься. Поэтому можно без колебаний размещать иконы в спальне, тем более что часто в другой комнате соорудить красный угол не представляется возможным. Тем более что спальня как место интимное хорошо подходит для молитвенных обращений к высшим силам.

Икона Спасителя может быть размещена в прихожей : всякий раз, покидая дом, можно обратиться к Господу с просьбой о благословении и помощи. Над входом традиция предписывает вешать образ Покрова Пресвятой Богородицы, но на этом месте может быть любая другая икона или православный крест. К слову, крест или небольшие образа можно помещать над любой дверью в жилище.

Расположение икон в доме может быть любым, но, ставя их вне красного угла, нужно также позаботиться о достойном месте. Нельзя ставить образ на книжную полку рядом с книгами, если их содержание крайне далеко от принципов христианства. Не место иконам в непосредственной близости с другими «мирскими» изображениями наподобие календарей и плакатов, панно с не религиозными сюжетами.

В каком бы месте ни была повешена икона, нужно относиться к ней правильно. Можно устроить (купить, сделать своими руками) роскошный домашний иконостас, приобрести красивые, дорогие, «стильные» иконы и, не имея веры в Божью благодать, превратить это все в предмет интерьера. Домашний красный угол не просто красивый уголок в доме. Как мы потрудились над его созданием, так должны потрудиться и над обустройством места для Бога в своей душе. Любая икона вешается для того, чтобы перед ней молились и благодаря ей помнили, кто мы и для чего в этом мире.

Храм – это дом молитвы и место совершения таинств. Дом – это семейный очаг, но в доме верующего должна звучать молитва, ведь дом православного христианина – это малая Церковь. Молимся мы перед иконами, так как это средство общения человека с Богом или святыми, но при этом надо помнить, что молимся мыБогу, святому, который изображен на иконе, но не самой иконе. Иконы в доме должны быть обязательно. Раньше в каждой семье, в каждом доме или квартире,была полочка с семейными иконами, причем располагалась она на самом видном и светлом месте – передний (красный, святой) угол, божница, киот или кивот.

Где должны быть иконы? Как их расположить?

Все дома раньше, как и храмы, были очень строго ориентированы на местности по сторонам света. Божница устанавливалась в дальнем углу дома, с восточной стороны, между боковой и фасадной стенами, причем по диагонали от печи. Две стены, которые образовывали этот угол, были с окнами. Именно поэтому красный угол был самым освященным. Иконы ставили в киот (открытый шкафчик или полочка с лампадкой).

В наше времястроители не задумываются о том, что кто-то захочет поставить святой угол в квартире, поэтому всех правил выполнить не всегда получается. Современная церковь не слишком требовательнак установке божницы. Но надо постараться соблюсти хотя бы самое малое количество правил при установке домашнего иконостаса.

Правила расположения икон в иконостасе и самого иконостаса в доме:

1) постараться выбрать восточную стену, если же не получается, то выбрать самое доступное место в доме, где никто не будет мешать молиться;

2) в православной семье должны быть обязательно две иконы – Спасителя и Божией матери;

3) икона Спасителя должна быть центральной, остальные иконы должны быть меньше её по размеру;

4) местночтимые иконы не должны находиться над иконами Троицы, Богоматери, Спасителя;

5) если смотреть на иконостас, то икона Спасителя должна быть справа от смотрящего, а Богоматери – слева;

6) слева от иконы Спасителя располагают икону Божией Матери с Младенцем;

7) над главными иконами можно расположить икону Распятия или Троицы;

8) над образами Спаса и Богородицы иконы святых не размещают;

9) у большинства православных семей имеется иконы святого Николая и епископа Мир Ликийских (Николы Угодника);

10) их русских святых очень частов семейном иконостасе можно увидеть иконы преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского;

11) более распространённые иконы мучеников – иконы Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона;

12) желательно иметь в доме иконы тех святых, чьими именами названые члены семьи;

13) для полноты иконостаса хорошо бы иметь образы святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников;

14) иконостас надо увенчать крестом;

15) на время молитвы зажигают лампадку, во время праздников и в праздники можно оставить её гореть весь день;

16) в комнате, в которой обедает семья, надо иметь икону Спасителя, чтобы молиться перед и после обеда;

17) иконы надо стараться ставить подальше от телевизора, магнитофона и другой бытовой техники;

18) если человек работает дома, то икону можно поставить и рядом с компьютером.

Помните, что:

1) иконаИоанна Сочавского Чудотворцадля молитвы об оказаниипомощи в торговле и бизнесе);

2) икона Иоанна Воина убережетот воровства;

3) икона "Неопалимая Купина"сохранит от пожара;

4) икона Святителя Николая Чудотворца предназначена для просьбы о сохранении в дороге;

5) икона Киприана и Иустинии - от зависти и действий конкурентов.

Чем можно украсить иконостас дома?

Цветами, спокойными пейзажами. Но только не плакатами, статуэтками, агрессивными или просто светскими картинами и т.д.

Количество и качество – категории разные. Наивно полагать, что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей, зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека. Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи.

Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи. «Дом мой домом молитвы наречется» (Мф. 21, 13) – это о храме, который создан для молитвы и совершения Таинств. Дом же является продолжением храма, не более; дом – это прежде всего семейный очаг; в доме звучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная. Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшему), отражающий Небесную гармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной. Поэтому недопустимо смешение онтологически разных понятий храма и дома. Тем не менее, иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах.


В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас.

Место, где размещались иконы называли передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот. Для православного христианина икона – это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона – изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы – молитвенное. Икона – это окно из мира горнего в наш мир – мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках. Таким образом, икона – не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместная молитва возможна только в том случае, когда прощены друг другу взаимные обиды и достигнуто полное единение людей, предстоящих перед иконой. Конечно, в настоящее время, когда место иконы в доме занял телевизор – своеобразное окно в пестрый мир человеческих страстей, во многом были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви.


Поэтому, у православного христианина, живущего в современной городской квартире, нередко возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме? Как правильно их разместить? Можно ли использовать репродукции с икон? Что делать со старыми, пришедшими в состояние ветхости иконами? На какие-то из этих вопросов следует дать только однозначный ответ, отвечая на другие, можно обойтись и без каких-либо строгих рекомендаций.

ГДЕ РАЗМЕСТИТЬ ИКОНЫ?

В свободном и доступном месте. Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни. Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2,8). Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога (Вар. 4, 36). И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые обращены к востоку (Иез. 11, 1). ...ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 27).

Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно использовать южную, северную или западную стены жилища. Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой. Выбирая место для домашнего иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений и соединять их вместе, по возможности, не следует.

Правда, здесь могут быть исключения. Например, в редакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконы и компьютера. А если автор или сотрудник работает на дому, то икона, помещенная возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли. Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из различных материалов и т. п. Неуместно помещать икону на книжную полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинам, или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия.

Совершенно недопустимо соседство икон с плакатами или настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров века нынешнего – рок-музыкантов, спортсменов или политических деятелей. Это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира. О том, как отражается подобное отношение к святыне на духовном состоянии семьи показывает пример из практики священника Сергия Николаева, автора брошюры «Иконы в нашем доме»: «В прошлом году пригласили меня отслужить молебен в одном доме, где, по словам хозяев, было "нехорошо". Несмотря на то, что дом был освящен, в нем ощущался какой-то гнет. Обходя комнаты со святой водой, я обратил внимание на комнату юношей, сыновей хозяина, где на стене висел художественно выполненный плакат, посвященный известной рок-группе. Причем известной своей сатанинской направленностью.

После молебна, за чаем, я осторожно, зная о фанатичной преданности некоторых молодых людей своим кумирам, попытался объяснить, что "нехорошо" в доме вполне может происходить даже от таких плакатов, что подобные изображения как бы пытаются противостоять святыне. Юноша молча встал и снял обсуждаемую картину со стены. Выбор был сделан тут же» (Священник Сергий Николаев. Иконы в нашем доме. М. 1997, сс.7-8). ...воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его (1 Пар. 16, 29) – так говорится в Священном Писании о должном отношении к святыне, посвященной Господу. Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельно висящие иконы, часто, согласно традиции, обрамляют полотенцами. Традиция эта восходит к древности и имеет
Согласно Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платком (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на «доску негниющю» и помещен над городскими вратами. День, когда Церковь вспоминает перенесение в 944 году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Спасителя (29 августа по новому стилю), в народе раньше назывался «холщовым» или «полотняным Спасом», а в некоторых местах в этот праздник освящали домотканные полотна и полотенца.

Полотенца эти были украшены богатой вышивкой и предназначались именно для божницы. Также иконы обрамляли полотенцами, которыми хозяева дома пользовались во время водосвятных молебнов и венчания. Так, например, после водосвятного молебна, когда священник обильно кропил молящихся святой водой, люди отирали лица особыми полотенцами, которые и помещали затем в красный угол. После празднования Входа Господня в Иерусалим, возле икон помещают веточки освященной в церкви вербы, которые по традиции хранят до следующего Вербного воскресения.

В День Святой Троицы или Пятидесятницы принято украшать жилище и иконы веточками березы, которые символизируют Церковь процветшую, несущую благодатную силу Святого Духа. Не должно быть между иконами картин или репродукций картин. Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» Александра Иванова или «Сикстинская мадонна» Рафаэля – это не каноническая икона.

В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ ПРАВОСЛАВНОЙ ИКОНОЙ И КАРТИНОЙ?

Картина представляет собой художественный образ, созданной творческой фантазией художника, который является своеобразной формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: конкретной исторической ситуации, политической системы, господствующих в обществе моральных норм и жизненных принципов. Икона, как мы уже упоминали, – это откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Откровение, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, вне господствующих вкусов, она – символ инобытия в нашем мире. Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение. Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона – творение соборное; иконописание – не самовыражение, а служение и аскетическое делание.

Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному. Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций. Сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне. Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть сугубо индивидуальными или выражать характерные умонастроения своего времени. Икона – средство для общения с Богом и святыми Его. Иногда среди икон в красном углу можно встретить фотографии или репродукции фотографий священников, старцев, людей праведной, богоугодной жизни. Допустимо ли это? Если строго следовать каноническим требованиям, то, конечно же, нет. Не следует смешивать иконописные изображения святых и фотопортреты. Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, тогда как фотография, пусть далее человека впоследствии прославленного как святого, показывает конкретный момент его земной жизни, отдельную ступень восхождения к горним высотам духа. Подобные фотографии конечно нужны в доме, но размещать их следует в стороне от икон. Раньше, наряду с молельными иконами – священными изображениями, в домах, особенно крестьянских, имелись и благочестивые изображения: литографии храмов, виды Святой земли, а также лубочные картинки, которые в наивной, но яркой, образной форме, повествовали о предметах серьезных.

В настоящее время появились разнообразные настенные церковные календари с репродукциями икон. Относиться к ним следует как к удобной для православного христианина форме печатной продукции, так как в подобных календарях содержаться необходимые указания по поводу праздничных и постных дней. А вот саму репродукцию, по окончании года, можно наклеить на твердую основу, освятить в церкви по чину благословения иконы и поместить в домашний иконостас.

КАКИЕ ИКОНЫ СЛЕДУЕТ ИМЕТЬ ДОМА?

Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери. Изображения Господа Иисуса Христа, как свидетельство Боговоплощения и Спасения рода человеческого, и Богородицы, как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения, и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) – необходимы для дома, где живут православные христианине.

Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя. Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги. Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителя или, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписи храма, и на переносных иконах, и, конечно, в доме. Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия». Иконографический тип «Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру. Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих.

Из икон типа «Умиление» наиболее распространены:
Владимирская икона Божией Матери,
Донская икона Божией Матери,
икона «Взыграние младенца»,
икона «Взыскание погибших»,
икона «Достойно есть»,
Игоревская икона Божией Матери,
Касперовская икона Божией Матери,
Корсунская икона Божией Матери,
Почаевская икона Божией Матери,
Толгская икона Божией Матери,
Феодоровская икона Божией Матери,
Ярославская икона Божией Матери. «Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». Путь истинный – путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа. Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:
Влахернская икона Божией Матери,
Грузинская икона Божией Матери,
Иверская икона Божией Матери,
икона «Троеручица»,
икона «Скоропослушница»,
Казанская икона Божией Матери,
Козелыцанская икона Божией Матери,
Смоленская икона Божией Матери,
Тихвинская икона Божией Матери,
Ченстоховская икона Божией Матери. Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи. Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской. В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу.

Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла. Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона. Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников.

Выбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощником здесь является священник – духовник семьи, и именно к нему, или любому другому священнослужителю стоит обратиться за советом. По поводу репродукций икон и цветных фотографий с них, можно сказать, что иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писанную, но плохого качества. Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению.


К сожалению и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения. А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе. Часто возникает сугубо практический вопрос: Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее? Здесь можно дать несколько полезных советов. Если репродукция выполнена на плотной бумаге или картоне, то для наклеивания ее на твердую основу – доску или многослойную фанеру желательно пользоваться клеем, который не содержит воду и, соответственно, не деформирует бумагу, например, клеем «Момент». Если репродукция на тонкой бумаге, то можно использовать клей ПВА, но в этом случае бумагу следует смочить водой, подождать пока вода впитается, а бумага потеряет упругость, и только потом уже наносить клей. Прижимать репродукцию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запачкать изображение. После наклеивания репродукцию можно покрыть тонким слоем олифы или лака, но делать это следует с осторожностью, так как некоторые лаки разрушают типографские краски.

Следует учесть, что типографские краски имеют свойство выцветать под активным воздействием прямых солнечных лучей, поэтому, сделанную вашими руками и освященную в Церкви икону, нужно оберегать от их воздействия.

КАК РАЗМЕСТИТЬ ИКОНЫ?

Для домашней божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами. Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.

Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов. Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе). При подборе икон следите за тем, чтобы они были, единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей. Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя? Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей, потому что такой образ – святыня для всех членов семьи.


Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина служит его отношение к святыне. Каким должно быть отношение к святыне? Святость, как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! (Ис. 6,3) отражается и в угодниках Божиих и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священных предметов и изображений, а также собственное стремление к подлинному Богообщению и преображению – явления одного порядка. Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Господь... (Лев. 20, 26) По тому, как относятся члены семьи к иконе, перед которой возносили молитвы ко Господу их прадедушки и прабабушки, можно судить и о степени воцерковления людей, и о их благочестии. Почитание родовой иконы всегда было особым. После крещения, младенца подносили к иконе и священник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детей на учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также благословляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами. Известное выражение «разошелся, хоть святых выноси» – свидетельство совестливого отношения к иконам.

Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойное поведение или бытовые скандалы. Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия как образ – само изображение, и первообраз – тот, кто изображен. К чему может привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон? К искажению духовной жизни, как отдельного человека, так и к разладу внутри Церкви. Пример тому – ересь иконоборцев, возникшая в VII веке. Поводами для возникновения этой ереси послужили серьезные богословские споры о возможности и правомочности изображения Второго Лица Пресвятой Троицы – Бога Слова во плоти.

Также поводом послужили политические интересы некоторых византийских императоров, стремившихся к союзу с сильными арабскими государствами, и пытавшихся упразднить иконопочитание в угоду мусульманам – противникам святых икон. Но не только это. Одним из поводов для распространения ереси послужили и крайне уродливые, граничащие с идолопоклонством, формы почитания священных изображений, бытовавшие в церковной жизни того времени. Не чувствуя разницы между образом и первообразом, верующие зачастую почитали не изображенное на иконе лицо, а сам предмет - доску и краски, что являлось профанацией иконопочитания и смыкалось с самыми низкими видами язычества. Несомненно, это служило соблазном для множества христиан и приводило к пагубным последствиям для их духовной жизни. Потому и возникли в среде интеллектуальной элиты того времени тенденции к отказу от подобных форм почитания священных изображений. Противники такого иконопочипгания предпочитали вовсе отказаться от него, чтобы сохранить чистоту Православия и «уберечь» по их мнению, малосведущую часть христиан от пагубы язычества.

Конечно, подобные воззрения противников искаженного иконопочитания таили в себе серьезную опасность: ставилась под сомнение сама истинность Боговоплощения, так как само существование иконы основано на реальности воплощения Бога Слова. Отцы VII Вселенского собора, осудившие ересь иконоборцев, учили: «...и чествовати их (иконы) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь воздаваемая образу преходит к первообразному, и поклоняющиейся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» (Книга Правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5-6). Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей. Крест – святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трульского собора, состоявшегося в 691 году, свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: «Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения...» (Цит. по: Зэндлер Э. Генезис и богословие иконы. Журнал «Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).

Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня. В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону. Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитва после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш...». И последнее. Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации? Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением. Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице позади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.

В наше время этого делать, конечно, не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например на кладбище или под деревом в саду. Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать. Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой. Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.

ВЫСОКИЙ ИКОНОСТАС

Если алтарь – часть храма, где совершается величайшее Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, сравнивать с миром горним, то иконостас, лики которого смотрят на молящихся, является образным – в линиях и красках – выражением этого мира. Высокий иконостас, которого не знала церковь византийская, окончательно сформировавшийся в русской церкви к XVI веку, послужил не столько зримому отображению основных событий всей Священной истории, сколько воплотил идею единения двух миров – небесного и земного, выразил стремление человека к Богу, и Бога к человеку. Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-другому, чинов.

Схема высокого иконостаса


1 – Царские врата (а – «Благовещение», б, в, г, д – евангелисты);
2 – «Тайная вечеря»; 3 – икона Спасителя; 4 – икона Богоматери;
5 – северные врата; 6 – Южные врата; 7 – икона местного ряда;
8 – храмовая икона;
I – праотеческий ряд; II – пророческий ряд; III – праздничный ряд;
IV – деисусный чин.

Первый – праотеческий, располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это договор, заключенный Богом с человеком. Второй ряд – пророческий. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне. Третий – праздничный – ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения. Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный) чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых. В следующем, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от Царских врат), далее на Северных и Южных вратах – изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона – икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю), сразу за Южными вратами. Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах – «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы Василия Великого и Иоанна Златоуста – создателей Божественной Литургии.

С незапамятных времен иконостас домашний угловой стал неотъемлемой частью в любом русском доме.

Если в избе не было икон, то таких людей считали нехристами и держались от них подальше.

Прошло много веков и на сегодняшний день традиция иметь свой «красный угол» еще остается актуальной.

История красного угла

Словосочетание «красный угол» либо «Божье место» слышал каждый человек. Однако не все знают, почему это место получило такое название и как правильно оно располагалось. Зачастую можно услышать ответ, что это правый угол от двери. Но это не всегда так.

Этнографы утверждают, что в прошлые времена «Божье место» находилось по диагонали от печи. И так сделано неспроста. Слово красный ассоциировалось с весной, летом и теплотой, поэтому иконы старались располагать больше с южной или восточной стороны.

Север и запад для древних славян был сравним со смертью, злыми духами и лютой зиме. Немного позднее эти стереотипы разошлись, и люди начали просто делать уютные уголки с многочисленными иконами.

Где и как сделать домашний иконостас

По церковным традициям, иконостас ставится с восточной стороны, поэтому сначала в квартире или доме надо найти угол именно смотрящий на восток. Если нет возможности задействовать нужный угол, то необходимо найти приближенный к нему.

Так как не всем удается придерживаться этих условий, их сделали необязательными. Обычно иконостас располагают в большой просторной комнате, чтобы там могло поместиться не менее 2 человек. Нельзя, чтобы рядом стоял телевизор либо компьютер.

Как расположить иконы

Стандартный иконостас, должен состоять из 5 рядов и иконы должны располагаться в определенном порядке:

  1. Во главе над всеми иконами необходимо поставить крест.
  2. По центру располагается икона Иисуса Христа. Немного ниже ставятся лики Святой Троицы.
  3. Справа от иконы Христа ставится Божья Матерь. И только тогда можно ставить по желанию других святых.

Лучше всего, когда красный угол состоит из схожих по стилистике икон. Но это выполнить сложно, потому что обычно иконы либо даренные, либо не нашлось нужного оформления. Но это не играет большой роли, самое главное создавать святое место с верой и любовью в сердце.

Делаем своими руками

Как только найден правильный угол, и все требования соблюдены можно начинать устанавливать иконостас. Сделать самостоятельно в домашних условиях иконостас совсем не сложно и для этого не требуется особенного мастерства или умения.

Что требуется для изготовления трехуровневого шкафчика:

  1. В качестве основы могут выступать различного рода материалы: ПВХ панели, фанера, дерево.
  2. Также важно сделать правильный эскиз будущего изделия. Здесь уже все зависит от вашей фантазии.
  3. Для углового иконостаса необходимо из панелей вырезать 3 полки треугольной формы, и соединить их между собой на удобном для вас расстоянии.
  4. Стоит не забыть сделать достаточное расстояние между уровнями полок. Это важно, чтобы горящие свечи не нагревали полку и не возгорали ее.
  5. Чтобы повесить иконостас на стену, рекомендации не нужны. Важно помнить, что образы святых должны находиться прямо перед глазами.
  6. Если иконы располагаются на подвесных полках, то можно снизу поставить небольшой журнальный столик для свечей, книг и лампадок.

Также там можно расположить святую воду и писания.

Подставка для святых образов из фанеры

Параметры полки и дизайн может быть различный. Важно, чтобы там помещались необходимые для вас иконы. Данная полка из фанеры будет выполняться параметрами 30х35х4 см. Что для этого понадобится:

  1. Доска из сосны размерами толщиной 1,5-2,0 см, шириной 15 см.
  2. Приготовленный склеенный щит для формирования дна шкафчика толщиной 1,5 см, шириной 21 см.
  3. Небольшие куски и фанеры из березы для создания эскизов.
  4. Наждачка.
  5. Саморезы.
  6. Лобзик, лучше всего, если он будет электрический.
  7. Дрель и сверла.
  8. Фрезерный стол.
  9. Токарный станок.
  10. Карандаш и метровая линейка.

Для начала рисуем и готовим будущие шаблоны из ДВП. Это делается просто:

  • Делаем рисунок на ДВП в натуральный объем и с помощью лобзика выпиливаем их.
  • Далее шкуркой шлифуем ее до нужных нам параметров.
  • Разграничиваем на шаблонах места для саморезов.
  • Берем приготовленные заготовки, переносим их на фанеру и вырезаем их при помощи лобзика и обтачиваем неровности.
  • По итогу должно получиться: бортик, боковина и дно.
  • Теперь карандашом помечаем отверстия. На днище их должно быть 2, в борте 3, в боковине 4. Отмеченные места высверливаем и получаем отверстия для соединения шаблона к заготовке.

Последним этапом является присоединение шаблона к заготовке на саморезы.

Бортики и боковины точно также спиливаются, и отмечаются 6 отверстий: 2 на дне, 2 для борта, 2 для боковины.

Теперь при помощи станка делаем 2 идентичные детали.

Следующее действие заключается в вытачивании круглых балок размером 1,5 см и распиливаем ее на 6 частей длиной 1,5 см. И в центре каждого из них проделываем отверстия.

Делаем каждый цилиндр гладким при помощи наждачки.

Сначала скручиваем дно по точкам с использованием саморезов длиной 41мм.

Если рассчитано все верно, то донышки и бока будут точно посередине торцов.

Затем все бортики прикрепляются к дну с 3 сделанными цилиндриками. С нижней стороны ставятся саморезы и на них нанизываются цилиндры и вкручиваются прямо в бортик.

Когда шкафчик будет готов, на него наносим слой олифы либо лака, чтобы сохранить его прочность и красоту. Теперь можно вешать готовый иконостас на стену. Такой шкафчик будет уместен к каждой квартире.

Варианты самодельных полочек под иконы

Помимо такой полки для икон можно сделать много других, по другим эскизам:

Иконостас – это душевное место, где можно поблагодарить Бога за все, что мы имеем, и просто помолиться о здоровье и прощении близких нам людей. Самое главное, чтобы «красный угол» не превращался в предмет интерьера. Его нужно делать и устанавливать исключительно с верой и любовью в сердце.

Как сделать иконостас своими руками, смотрите в следующем видео: