К мемуарам Маргариты Зарудной-Фриман привели разговоры в сообществе "Музей детской книги" о поэте Юрии Владимирове, близком к обэриутам. Сожаление о том, что не сохранилось ни одной фотографии рано умершего Владимирова, заставило искать информацию о его ближайшем окружении. Выяснилось, что он был сыном Лидии Брюлловой - внучатой племянницы Карла Брюллова и близкой подруги Черубины де Габриак. А Маргарита Зарудная-Фриман - двоюродная сестра Юрия Владимирова.

Ее мать Елена и Лидия Брюллова - дочери художника Павла Брюллова. Книга открывалась в надежде обнаружить семейные фотографии, и надежды оправдались. Если фотографию Владимирова так и не удалось найти, то сестер Брюлловых мы теперь можем увидеть:

Елена (1883-1921) Лидия (1886-1954?)


Павел Александрович Брюллов (1840-1914) был чрезвычайно разносторонним человеком - художником, архитектором, музыкантом и математиком.

Но его семейная жизнь складывалась непросто: рано умерла после родов первая жена, вторая жена (мать Елены Брюлловой) скончалась от туберкулеза, третья (мать Лидии) тоже умерла после рождения второй дочери. Дети росли без материнской любви и были очень дружны.

Елена Брюллова с юности была наделена общественным темпераментом: училась на Бестужевских курсах, принимала участие в студенческих митингах и даже вступила в социал-демократическую партию, сменив ее вскоре на партию эсеров, почему и находилась под наблюдением полиции. Правда, выйдя замуж за Ивана Зарудного, вынуждена была смирить свой "революционный пыл" и в 1911 году партию покинула. Но своим убеждениям не изменяла.
Ее муж происходил из семьи известных юристов, его брат Александр был одним из защитников П.Шмидта (позже - министром юстиции Временного правительства), сам же Иван в молодости учился в Морском училище вместе в А.Колчаком, затем служил инженером. И вместе с большой семьей, в которой родилось шестеро детей, скитался в поисках работы по просторам России.
Маргарита была старшей дочерью Зарудных, и воспоминания начинаются от лица совсем маленькой девочки. Жизнь даровала ей всего несколько лет счастливого детства.

На первых страницах вдруг мелькнула фамилия, близкая к семье Брюлловых - Елизавета Дмитриева. Сначала показалось, что это однофамилица поэтессы (Черубины де Габриак). Но несколько совпадений позволяют предполагать, что речь идет о ее матери.


Вот строки из воспоминаний Маргариты Зарудной:

"У моей мамы была любимая подруга Тоня, которая умерла незадолго до ее свадьбы. Бабушка, Тонина мама, после ее кончины относилась к нашей маме как к родной дочери. Акушерка по профессии, она старалась быть с мамой при рождении всех детей. Наши родные бабушки обе умерли еще до нашего рождения. Заменой для нас стала Бабушка, поэтому мы ее так и звали".

Мать Черубины де Габриак в самом деле была акушеркой. Правда, не знаю ее имени. А сестру поэтессы звали Антониной, она рано умерла.
Получается, две сестры Брюлловых - Елена и Лидия, старшая и младшая, дружили с двумя сестрами Дмитриевыми - тоже старшей и младшей. И если рассказы Елизаветы Дмитриевой (дочери) о своей семье полны мрачных и странных подробностей, то в воспоминаниях Маргариты Зарудной Бабушка описана совсем иначе. Именно она готовила девочку к первой исповеди и взяла ее с собою на Страстную неделю в женский монастырь, что осталось глубоким впечатлением на всю жизнь.
Всего через несколько лет семью Зарудных ждали тяжелейшие испытания, но это тема для следующего поста.

В доме генеральши Махрушиной встают поздно. Даже прислуга позволяет себе некоторую роскошь-подниматься не раньше восьми часов. Поэтому, когда на больших бронзовых, в виде скачущего рыцаря, часах на камине в гостиной пробило шесть, в огромной, роскошно обставленной барской квартире все еще спят крепким сладким утренним сном.

Только в дальней, находящийся в самом конце коридора, комнатке, - в «Нютиной келье», как ее называют домашние, - наблюдается некоторая жизнь.

Электрическая лампа, под абажуром, в углу, освещает комнату. Все здесь просто и уютно: небольшой диван, кожаные кресла, круглый столик, этажерка с книгами, узенькое трюмо в углу, за ширмой умывальник и кровать. На полочках и стенных этажерочках-бюсты великих людей: Пушкина, любимого Нютиного поэта, Гете, Шекспира.

Сама Нюта, тоненькая, стройная, невысокого роста девушка, с очень худеньким, бледным лицом, которому мертвенный свет электричества придает несколько болезненный оттенок, с большими детскими, как бы что-то ищущими, пытливыми глазами под нахмуренными линиями темных бровей, с небрежно закрученным на затылке белокурым узлом непокорно вьющихся волос, стоит на коленях посреди комнаты над раскрытым ручным саквояжем. Тут же, подле нее, на диване, разложены две-три смены белья, необходимые принадлежности туалета, запасная блузка из темного люстрина для каждого дня, пара мягких туфель, полотенце, небольшая подушка-«думка» и маленький серебряный образок - благословение покойной матери.

Нюта, сосредоточенно хмуря темные брови, убирает дрожащими руками вещи в саквояж. Она заметно волнуется… Надо поспеть, во что бы то ни стало, с уборкой, пока не проснутся в доме… Не дай Бог, если кто-нибудь увидит… Хоть одна душа… Донесут, и тогда все пропало, все…

Эта мысль ударяет как молотом в белокурую головку девушки, бросает пятна румянца на ее худенькое лицо, с несколько крупными большими бледными губами.

Господи, помоги мне! - шепчут эти крупные бледные губы, а дрожащая рука усиленно крестится быстрыми мелкими крестами…

Наконец все готово. Необходимые принадлежности багажа исчезли в глубине ручного саквояжа, и Нюта, с легким вздохом самоудовлетворения, поднимается с колен.

Теперь одеться скорее и… и с Богом!

Она подходит к трюмо. Гладко отполированная поверхность зеркала отражает тоненькую, худенькую фигурку в изящном (о, слишком даже изящном, к глубокому огорчению Нюты!), сшитом по последней моде, платье, делающем ее похожей на барышню из аристократического дома.

Нюта смотрит на свое нарядное платье, с вычурным фасоном, и горькая усмешка скользит по ее тубам, когда она шепчет:

Еще бы! Нельзя было сделать хуже, нежели у Женни. О, эта педантичная справедливость tante Sophie!.. Сколько стоила она мне слез и горя! Ведь не любовь это, нет, а боязнь, чтобы свет (ах, этот свет!) не подумал: «родную дочь балует и любит, а племянницу держит в черном теле»… Слава Богу, скоро… скоро теперь… сейчас избавлюсь от всего этого… Никого, никого не жалею, только Марину… Милая она… Но чем же рискует Мариночка?.. Душа моя! Отплачу ли я тебе когда-нибудь за все это!..

Зеркало отражает взволнованное бледное лицо, дрожащие губы и блестящие слезами серые глаза. Нюта проворно смахивает слезы, надевает шляпу… Шляпа эта - темного фетра с большим страусовым пером.

Слишком нарядная шляпа…

Но что делать?! Она выбрала самую скромную. Другие - еще наряднее, светлее. Эта хоть темного цвета, и то спасибо. Ах, тетя, тетя!

Шляпа заколота… перчатки надеты… Длинный, покроя сюртука, английский жакет прикрыл тоненькую миниатюрную фигурку. Саквояж в руках.

Теперь, живо!

В последний раз Нюта окидывает глазами свою «келейку», небольшой диван, на котором так сладко грезилось с томиком поэта в руках, письменный стол, бюсты любимых классиков… Милая келейка! Как трогательно отстаивала ее независимость Нюта, когда генеральша Махрушина хотела во что бы то ни стало устроить гнездышко племянницы по образцу комнаты ее дочери, высокой вертлявой светской барышни Женни. Вся энергия Нюты обратилась тогда в один протестующий вопль. Пусть мучат ее самое, Нюту, модными покроями костюмов, изысканными фасонами шляп, но не уродуют ее «келейку» ненужными, бьющими на эффект, украшениями, булями, столиками. Ей нужен свет и уют, и больше ничего.

Она подходит к столу, берет с него записку написанную еще накануне с вечера, и шепотом читает ее:

«Дорогая тетя! Не сердитесь, умоляю вас, на вашу злую, неблагодарную Нюту. Но такая жизнь мне больше не по плечу… Я уезжаю к бабушке в „Иринкино“… Забудьте меня. Благодарю вас и Женни за все, что вы сделали для меня.

Нюта».

Прочитав записку, она кладет ее на прежнее место и легким призраком, на цыпочках, проскальзывает в дверь.

Тихо в коридоре… И во всей квартире тихо, как ночью…

Робкий шелест Нютиных юбок едва-едва нарушает эту тишину. - Скорее! Скорее!

Сердце Нюты стучит так громко, что, кажется, готово поднять на ноги весь дом. Румянец то приливает к лицу, то отливает к сердцу. Шум в голове, стук в висках и неприятная сухость в горле.

Слава Богу, коридор пройден. Сейчас гостиная, большая зала и японский будуар Женни. Если кто-нибудь из прислуги производит в этот ранний час уборку комнат, о… тогда-горе ей, Нюте… Ее задержат… Пойдут будить tante Sophie… Начнутся упреки, обмороки… истерики… слезы… Нет! Нет! Невозможно!.. Сердце вдруг перестает биться в груди Нюты… Она стремительно распахивает дверь…

В тот же миг что-то теплое, мохнатое, огромное бросается на нее.

Громкий крик испуга готов сорваться с уст девушки. Но она вовремя подавляет его.

Турбай! Голубчик! Не узнал, глупый!

Ее дрожащие руки обхватывают мохнатую шею и прижимают к груди огромную голову геркулеса-ньюфаундленда.

Милый! Милый! Один ты любил меня здесь! Один, голубчик! Прощай, Турбаинька! Уходит Нюта! Навсегда уходит от тебя!

Умные, преданные глаза собаки поблескивают в осенней утренней мгле гостиной. Горячий влажный язык уже успел облизать лицо, волосы и руки девушки. Собака тихо визжит, точно понимая, что лаять нельзя.

Когда Нюта, нацеловав вволю, сквозь слезы, мохнатые бело-черные уши и такую же пеструю голову, скользит по направлению к передней по длинной анфиладе комнат, Турбай, бесшумно ступая огромными мохнатыми когтистыми лапами по коврам, идет вслед за нею.

В передней-большой красной, под «адское пламя» комнате, с оленьими рогами, вместо вешалок, и головами-чучелами лосей по стенам - Нюта останавливается, еще раз гладит Турбая и неожиданно распахивает входную дверь. Распахивает и захлопывает сразу. Этот неожиданный маневр наполняет негодованием преданное собачье сердце.

До сих пор четвероногий друг еще надеялся, что его молоденькая хозяйка возьмет его с собою в этот ранний час. Но, обманувшись в своих ожиданиях, Турбай громкими негодующими звуками заявляет свой протест…

Теперь он уже не стесняется больше. Громкий неистовый лай огромного животного наполняет сразу весь дом.

Турбай лает ожесточенно, изо всех сил, всем своим существом. Эти жуткие звуки несутся вслед за Нютой, с отчаянной стремительностью сбегающей с лестницы.

Силы небесные! Он разбудит весь дом!

Миниатюрная фигурка прыгает через три ступеньки вниз, затаив дыхание, прислушиваясь к тому, что происходит за нею.

Скорее! Скорее!..

Швейцар Модест, почтенный старик с большою серебряною медалью на шее, успевший только что выпить стакан кофе, подмести лестницу и накинуть ливрею, с удивлением оглядывает барышню.

В такой ранний час и одна? Куда могла собраться в такую рань генеральская племянница? - является невольно мысль в голове старика. - Не мало не много, а ведь едва лишь пробило семь часов.

Актриса Лидия Вележева родилась 2 октября 1966 года. Она уроженка Украины, но с юности снимается в российских картинах. За свою блестящую творческую карьеру она проявила себя как разноплановая актриса.

В биографии и личной жизни Лидии Вележевой много ярких событий. Она не только актриса, но и телеведущая. Кроме того, она занимается общественной и политической деятельностью. Лидия Вележева счастлива в личной жизни - она состоит в браке с актером Алексеем Гуськовым.

Есть интересный момент в биографии актрисы - ее дед цыганский барон. Он передал Лидии некоторые черты в ее внешности - темные волосы и выразительные глаза. Кроме того, мало кому известно, что у актрисы есть родная сестра-близнец. Она родилась на несколько минут раньше, чем Лидия. С отцом девочки незнакомы, мама растила их одна. Она не могла достаточно времени уделять своим дочерям. Ведь ей приходилось очень много работать, чтобы не оставить их голодными.

Для того, чтобы девочки не росли беспризорницами, их пришлось отдать в школу-интернат. И, надо сказать, что там Лиде и ее сестре очень понравилось. В интернате они прожили два года.

Их мама вышла замуж и хотела забрать их. Но возвращаться домой детям не очень хотелось. Она из причин этого - театральная студия, где они занимались. Кроме того, не хотелось разлучаться с друзьями. Правда, домой пришлось вернуться, а подруг потом они часто навещали.

Актрисой Лидия Вележева хотела стать с детства. И педагоги в студии отмечали ее талант, девушка была очень энергичной, любила спорт. Во время обучения в интернате Лидия играла в гандбол, занималась фигурным катанием и с удовольствием занималась хореографией. Но это осталось лишь детским увлечением, а вот страсть к актерскому мастерству осталась навсегда.

Уже в 13 лет она отправилась на киностудию имени Довженко и там заявила, что хочет связать свою жизнь с актерским мастерством. Анкета девочки попала в руки к украинскому режиссеру Радомиру Василевскому. Он отметил яркую внешность девочки на фото и понял, что она подходит на главную роль в его новом фильме «Ожидание».

На съемках Вележева познакомилась с актером Юрием Катиным-Ярцевым. Он заметил, что начинающая актриса очень талантлива и просил маму девочки в будущем отдать ее учиться в московский театральный ВУЗ. Катин-Ярцев пообещал, что поможет ей поступить, если это будет нужно.

Работа в театре

Когда Лидия окончила школу, она решила поступить в театральный ВУЗ в родном городе, но это ей не удалось. Там, где другая бы сдалась, Лидия не растерялась - она поехала в Москву, чтобы поступить в Щукинское театральное училище. Поступила сама, без помощи известного режиссера. Правда, с Юрием Катиным-Ярцевым она потом встретилась на занятиях — он был преподавателем. Он узнал девушку и похвалил за смелость.

Окончив училище, Лидия стала актрисой театра имени Вахтангова. Сейчас она продолжает играть на театральной сцене.

Лидия Вележева сыграла во многих постановках:

  • «Зойкина квартира»;
  • «Маскарад»;
  • «Дядюшкин сон»;
  • «Люди как люди»;
  • «Без вины виноватые»;
  • «Анна Каренина»;
  • «Отелло»;
  • «Принцесса Турандот» и др.

В 2010 году Лидии Вележевой было присвоено звание Заслуженной артисткой России. Кроме того, она имеет еще одну почетную награду - Орден Дружбы.

Работа в кинематографе

Особенно известна Лидия Вележева благодаря блестяще сыгранным ролям в сериалах и кино. В юности она снялась в нескольких эпизодических ролях.

Лидия Вележева в фильме «Ожидание»

Это были картины:

  • «Под небом голубым»;
  • «Девушки из Согдианы»;
  • «Государственная граница»;
  • «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Но популярность к ней пришла с более серьезными ролями, когда Вележева уже окончила ВУЗ. Ей доверили ключевую роль в фильме «Очарованный странник». Кроме того, благодаря яркой внешности, она часто играла цыганок. Например, она сыграла цыганку, в культовом сериале «Будулай, которого не ждут».

Лидия Вележева в сериале «Воровка»

Настоящая популярность пришла к актрисе в тот момент, когда на экраны вышел сериал «Воровка» с ее участием. Здесь она сыграла главную героиню Галину Костелаки, которая строила козни свой сестре, в надежде отмстить за украденного жениха. Вележева настолько правдоподобно исполнила свою роль, что иногда к ней подходили на улице и спрашивали - на самом ли деле она такая коварная, как в кино.

Еще один нашумевший сериал с участием Вележевой «Следствие ведут знатоки». А после была главная женская роль в сериале «Идиот», снятом по классическому произведению Федора Достоевского. Актриса успешно воплотила в жизнь образ Настасьи Филипповны - гордой, но несчастной красавицы. Партнерами девушки по съемочной площадки стали другие «звезды» российского кинематографа — Евгений Миронов, Инна Чурикова, . Сериал получился завораживающим.

Лидия Вележева в сериале «Тонкий лед»

За свою карьеру Вележева сыграла более, чем в сорока фильмах. И сейчас она продолжает активно сниматься в кино. Например, совсем недавно, в апреле 2018 года, состоялась премьера сериала «Березка» с ее участием. Этот проект приурочен к 70-летнему юбилею одноименного танцевального ансамбля.

Сериал рассказывает о том, что пришлось пройти талантливым танцовщицам из провинции на пути к славе. Вележевой досталось роль художественного руководителя этого ансамбля.

Актриса задействована в съемках фильма «Вечная жизнь Александра Христофорова». В нем она играет роль бывшей жены главного героя. Также Вележева является ведущей программы на телеканале «Россия» - «Дело Х. Следствие продолжается». Это передача о загадочных, необъяснимых событиях, происходящих в жизни простых людей.

Личная жизнь

Муж и дети Лидии Вележевой, детали ее биографии - тема, которая очень интересна ее поклонникам. Всегда интересно знать, как живет блестящая актриса? Известно, что Лидия - вот уже много лет в счастливом браке с актером Алексеем Гуськовым. Они познакомились во время совместной работы над спектаклем.

Вележева признается — она сразу поняла, что Гуськов сыграет в ее жизни важную роль. Фото звездной семьи свидетельствуют об их счастье. Примечательно, что за много лет в паре не было публичных скандалов и ссор.

В браке у актеров родилось двое сыновей - Дмитрий и Василий. У Василия уже есть собственные дети, и актриса, на сегодняшний день уже бабушка.

Теперь, когда дети уже выросли, Вележева с новыми силами посвящает себя работе и увлечениям. Поклонники отмечают - актриса до сих пор отлично выглядит. У нее превосходная фигура, она следит за своей внешностью, со вкусом одевается. Уверены, что лучшие роли Лидии Вележевой еще впереди.

Имя: Лидия Вележева (Lidiya Velezheva)

Возраст: 53 года

Место рождения: Киев

Рост: 177 см

Вес: 60 кг

Деятельность: актриса, ведущая

Семейное положение: замужем за Алексей Гуськов

Лидия Вележева - биография

В этом году одна из красивых актрис России отметила своё пятидесятилетие. Родилась в Украине, но отдала свои лучшие творческие годы России.
Талантливая женщина Лидия Вележева настолько разнохарактерная актриса и неординарная личность, что разговор с ней никого не оставляет равнодушным. Биография будущей актрисы-красавицы разнообразна и интересна.

Мало сказать, что Лидия просто актриса, за плечами у неё много сыгранных ролей и в кино, и в театре. Она прекрасно ведёт телепередачу, и политика ей под силу: Вележева состоит в партии «Единая Россия». Что послужило предпосылками развития такой творческой личности?

Лидия Вележева - Рождение звезды, детство

В столичном украинском городе Киеве родились две сестрички-двойняшки. Сначала Ирина, а через пять минут Лидия. Отец рано оставил семью. Не так часто, как хотелось бы маленьким девочкам, удавалось пообщаться с матерью. Ей приходилось работать на фабрике круглыми сутками. Девочки учились в школе-интернате. В их первой школе уделяли большое внимание всестороннему развитию учеников. Работало много кружков и секций. Лиде нравилось многое: танцы, гандбол, фигурное катание, уроки актёрского мастерства.


Яркая внешность, чёрные выразительные глаза достались девочке от прадеда – цыганского барона. Лиде уготовано было стать актрисой, и не могло сложиться иначе. Ведь самая первая роль в кино девочка сыграла, будучи подростком: пришла она не на кастинг, а в приёмную к секретарю киностудии имени Довженко со своей фотографией. Радомиру Василевскому, известному режиссёру киевской студии, понравилось фото, а после прослушивания, Лидия получила возможность сыграть в двухсерийном фильме про детей «Ожидание».

Лидия Вележева - Школа, училище, карьера

Вележева – выпускница. Казалось, неудачное поступление на актёрский факультет театрального института в столице Украины должно было помешать осуществить давнюю мечты. Но девушка переезжает в столицу и через год поступает в знаменитое Щукинское училище. Только сама, без чьей-либо протекции, она многого добивается. В биографии у Лидии начались самые плодотворные моменты: спектакли в студенческий период обучения, съёмки в короткометражном фильме.

Лидия Вележева - фильмы


Кино через большой промежуток времени снова вернулось в жизнь актрисы, главная роль в фильме «Государственная граница» принесла большой успех. Её приглашают в театр имени Евгения Вахтангова. Огромное количество ролей на сцене театра и на экране почему-то не приносит популярности и известности Вележевой. И только 2001 год ознаменовал не только новое столетие, но и новую веху в творческой биографии актрисы. Ошеломляющий успех пришёл вместе с сериалом «Воровка».


Затем последовала роль следователя в телепроекте «Следствие ведут знатоки». Команда актёров приняла коллегу, хотя каждый из снимающихся в проекте был состоявшейся звездой: известная полюбившаяся «тройка» асов сыскного дела (Эльза Леждей, Георгий Мартынюк и Леонид Каневский). Невозможно было представить себе голубой экран советского периода без очередной серии раскрытия преступления. Вот настал момент славы, который актриса ждала много лет.

Роли стали поступать одна за другой в кино, на телевидении. На сегодняшний день в актёрской копилке уже больше тридцати сыгранных женских ролей, она удачно пробовала себя в озвучивании, ей прекрасно удалась роль ведущей телепередачи «Дело Х». Итогом такой работы стало звание Заслуженной артистки России.

Театр в жизни Лидии Вележевой

Много замечательных женщин сыграла актриса на театральных подмостках. Достаточно просто перечислить некоторые из них в фильмографии Лидии Вележевой:

«Маскарад»,
«Люди как люди»,
«Мадемуазель Нитуш»,
«Анна Каренина»,
«Отелло»,
«Принцесса Турандот».

И кино и театр знакомит Лидию с замечательными актёрами, с настоящими мастерами, у которых можно учиться играть и жить на сцене. Так на съёмках телесериала «Идиот» актриса с удовольствием играла Настасью Филипповну в паре с Евгением Мироновым .


Лидия Вележева - биография личной жизни актрисы

Лидия Вележева замужем за Алексеем Гуськовым. Примечательно, что они оба из Киева, но друг друга не видели, пока не познакомились на репетициях спектакля у Василия Ливанова. Живёт звёздная пара в Москве уже двадцать пять лет вместе. Воспитывают сыновей Владимира и Дмитрия. Их первенец Владимир уже служит в театре, а младший продолжает дело родителей, он выбрал для учёбы ВГИК.


У супруга Лидии Алексея Гуськова в его личной биографии уже был первый неудачный брак. Трудное начало совместной жизни двух актёров не предвещало ничего хорошего: комната в коммуналке, нехватка денег. Но Лидия отдаёт все свои силы сохранению семейного очага, она отказывалась от выгодных предложений.

Теперь актриса спокойна, дети выросли, есть красавица внучка. Можно снова заняться своим любимым делом. А выглядит Лидия Вележева до сих пор великолепно: и статная фигура, и великолепные как смоль волосы, и манеры поведения и общения. Потому и не устоял шикарный мужчина Алексей Гуськов. Но ни один из супругов ни разу не упрекнул друг друга в ревности. Работа есть работа, а семья, личная жизнь у них – святое.

"Он будет моим мужем", - поняла , когда еще студенткой увидела известного актера . Сегодня их считают одной из самых крепких пар нашего кино. Вместе они уже более 30 лет, воспитали двоих сыновей, а недавно стали бабушкой и дедушкой. Жизнь Лидии - это не только звездные роли, успех и красные ковровые дорожки, на которых она блистает вместе со своим мужем. Это и предательство самых родных людей, и потеря близких. Глядя на актрису сегодня, невозможно представить, какие испытания выпали на ее судьбу.

Широкая известность пришла к Лидии Вележевой после роли в сериале " и фильма , где она сыграла Настасью Филипповну. А недавно она вжилась в образ суровой, но справедливой основательницы ансамбля "Березка" в , прототипом которой стала великая Надежда Надеждина. Во время съемок Лидия узнала, что с Надеждиной переплелась и ее собственная судьба. Оказалось, что педагог по актерскому мастерству Людмила Ставская, у которой Вележева училась в Щукинском училище, была племянницей Надеждиной. "Я люблю играть личностей, и поэтому когда мне предложили роль в "Березке", я очень обрадовалась. Через моего педагога Людмилу Ставскую, которая была племянницей Надеждиной, я смогла прочувствовать и понять героиню, которую мне предстояло сыграть", - рассказала Вележева.

Актрисой Вележева хотела быть с самого детства. В интернате, куда мама отдала Лидию с сестрой Ириной на обучение, девочка пела, читала стихи и танцевала. Свою первую роль в фильме "Ожидание" Лидия получила уже в 13 лет - после того, как сама отнесла свою фотографию на киностудию имени Довженко.

Актриса призналась, что судьба часто сводила ее с людьми, которым предстояло сыграть важную роль в ее жизни. На съемках "Ожидания" к маме Лидии подошел актер Юрий Катин-Ярцев, который сказал, что Лидии надо поступать в Щукинское училище. Кроме того, в фильме партнершей Вележевой была актриса Лариса Пашкова. Когда девушка приехала в Москву поступать в Щукинское училище, Пашкова была в приемной комиссии. И именно она посоветовала Лидии зайти к руководителю курса - актрисе Алле Казанской, которая сразу допустила ее к финальным испытаниям.

Со своим будущим мужем Алексеем Гуськовым Лидия познакомилась на репетиции спектакля. Это была любовь с первого взгляда, Вележева сразу почувствовала, что Алексей будет ее мужем. На тот момент Гуськов только развелся с женой, у него была маленькая дочка. Лидия признается, что с Алексеем они до сих пор понимают друг друга с полуслова. "Мне с ним и играть легко. Этот человек никогда не тянет одеяло на себя, в нем нет звездности", - признается Лидия.

Настоящим ударом для Лидии стала смерть ее сестры-близнеца Ирины. Судьба ее сложилась печально. Она стала увлекаться алкоголем, у нее пропал интерес к жизни. Когда Лидия приезжала в Киев, Ирина не хотела с ней встречаться. "Она не нашла себя в профессии. Я думаю, она и в жизни себя искала и не нашла", - говорит актриса. Ирина умерла в возрасте 43 лет. Вележева признается, что до сих пор задает себе вопрос, могла ли она спасти свою сестру.

Сегодня Лидия Вележева счастлива. У нее подрастает внучка Стеша. Актриса признается, что это имя она услышала во сне и предложила сыну с невесткой так назвать девочку. "Когда ребенок родился, невестка прислала мне сообщение: "Лидия Леонидовна, это Стеша", - рассказала Вележева.

Что актриса так и не смогла простить своему отцу? Какую роль сыграл в ее судьбе заместитель министра образования СССР? И в чем секрет крепкого брака Лидии Вележевой и Алексея Гуськова? Ответы - в программе .