Причастие является Божьей благодатью, великим Таинством, через которое христиане могут стать причастны самому Спасителю. Важно знать, как правильно поститься, чтобы после исповедания грехов и причастия получить Божье помазание на веру, силу любви и терпение.

Что такое пост и зачем поститься перед причастием

Причастие является открытой дверью для принятия Божьей благодати в жизнь христиан. Через Причастие верующие принимают:

Каждый верующий сам несет ответственность за принятие Божьего Таинства, ибо, как пишет апостол Павел, кто делает это, не рассуждая, греша, тот болеет и даже умирает (Кор. 11:28-30).

Довольно тяжелое испытание для христиан, не правда ли? Не принимаешь Причастия, не получаешь благословения и благодати, принимаешь - можешь заболеть и умереть. Где же выход? А выход прост - в посте и исповедании грехов.

Пост - время, когда человек через усмирение плоти старается очиститься от душевных вредных привязанностей и привычек, чтобы приблизиться духовно к Творцу. Пост - время молитв и размышлений о жертве Христа, Ее очищающей и благословляющей силе. Во время подготовки к причастию христиане стараются пересмотреть свою жизнь, выявить в ней грехи и покаяться в них.

Трудно удержаться от соблазнов при сытости и веселье. Трудно не впасть в искушение при употреблении алкоголя или на увеселительных мероприятиях. Во время говенья люди, укрощая плоть, укрощают свои эмоции и нравы. По словам Иоанна Лествица, во время покаяния должна первенствовать чистота молитвы, в безмолвии, послушании отказаться от наслаждений, лукавых мыслей для того, чтобы получить наслаждение в Небесах.

Некоторые христиане могут часами просиживать в социальных сетях, проводить время в пустых разговорах по телефону, принимать участие в сплетнях, но при этом находиться в строжайшем воздержании от пищи, гордясь собой. Хочется разочаровать таких верующих — Бог смотрит не на желудок, а на душу.

Все, что отстраняет христианина от Бога, является грехом.

Важно! Пост - единственная возможность приблизиться к Всевышнему. По мнению священников, пост и молитва - крылья, позволяющие верующей душе взлететь к Небесам.

История появления поста перед причастием

Первые христиане после Вознесения Иисуса принимали причастие ежедневно, постоянно пребывали в общении. Безусловно, в то время не могло идти и речи о соблюдении поста. Свое послание апостол Павел писал христианам того времени, напоминая о важности раздумий перед принятием Святой жертвы Христа.

Икона Причастие апостолов

Во время апостолов Евхаристия совершалась вечером, но со временем Таинство причастия перенесли на утро, давая возможность верующим с самого утра принять пищу Господню, очищающую кровь и тело.

Первое появление постных дней перед Евхаристией относится к четвертому веку. Священники того времени отмечают охлаждение веры и призывают христиан воздержаться от сексуальных наслаждений и мирских увеселений перед принятием Святых Даров, но при этом ничего не говорилось о пище.

Ранние христиане постились трижды в неделю и в дни установленных Церковью постов. Говенье или ограничение в принятии пищи в течение трех-семи дней появляется в начале девятого столетия из-за упадка духовной жизни.

По словам митрополита Волоколамского Илариона, не существует единого требования о трехдневном воздержании перед Евхаристией.

Каждый верующий индивидуально решает, сколько времени ему потребуется, чтобы прийти к чистоте и благоговению перед Господом. Некоторые христиане этот вопрос решают со своим духовным наставником.

Правила поведения во время подготовки к Причастию

Трехдневное воздержание перед принятием причастия не является требованием, а только пожеланием. Оно касается в основном людей, которые участвуют в Евхаристии 2 −3 раза в году. Во время четырех постов нет требований по дополнительному воздержанию.

В церкви верующие и крещенные люди причащаются Тела и Крови Христовых

Согласно постановлению Православной Церкви во время говенья запрещено вкушать:

  • продукты животного происхождения;
  • яйца;
  • молочные продукты;
  • выборочно - рыбу.

В эти дни пища готовится не для удовольствия ее употребления, а как средство для поддержания здоровья в храме Божьем, т.е. в самом христианине.

Если рыба является основным видом питания, тогда ее можно употреблять.

Перед Евхаристией христиане не принимают пищи, перед этим проведя день в молитвах, отказе от увеселений, употребления алкогольных напитков и секса.

Важно! На таинстве Исповеди следует честно признаться священнику обо всех своих проступках, чтобы он решил, безопасно ли христианину касаться Святых Даров или следует возвратиться домой и тщательно подготовится.

Перед исповеданием и причастием христиане идут на вечернюю службу в храме, утром обязательно присутствуют на Литургии. Искреннее раскаяние на Исповеди открывает двери к Причастию.

Пост перед причастием: как правильно соблюдать

Послабления в посте

Причастие - великая сила, дарующая исцеление, освобождение от зависимостей, прощение грехов и пребывание в радости. К этому таинству допускаются христиане всех возрастов, даже младенцы.

Дети, которым еще не исполнилось 7 лет, причащаются без соблюдения воздержания перед этим, но это не означает вседозволенность в еде и играх. Семя благоговения перед Таинствами, посаженное в детскую душу, даст хороший плод по мере взросления ребенка. В младенческом возрасте подвиг говенье родителей - лучший пример для подрастающего поколения.

Беременные женщины, больные должны тщательно следить за своим питанием, для таковых не существует дней сухоядения. Эта категория христиан уточняет со своим духовным наставником перечень допустимых блюд.

Современная кухня богата всевозможными продуктами, умелое приготовление которых по готовым рецептам не может навредить ни беременным, ни плоду, ни больным.

Милостиво относится Церковь и к той категории людей, которые находятся вне дома и питаются в столовых. Это армия, интернаты, больницы и места лишения свободы. В этом случае по мере возможности следует на несколько дней отказаться от скоромного, усилив молитву и пребывание в Слове.

Умирающие и тяжелобольные люди допускаются к Причастию без всякой подготовки.

Пост - это не диета и наказание, а великое благословение от самого Творца, приближающее нас к Богу.

Постоянно пребывая в молитве, читая «Отче наш» и молитву грешника, постящиеся люди приближаются на очередной шаг к Спасителю, Целителю и нашей надежде на жизнь вечную.

Молитва грешника

Господь мой, Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня, грешного.

Господь мой, Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня.

Господь мой, Иисус Христос, помилуй меня.

Иисус, Сын Божий, помилуй меня.

Господи, помилуй по великой милости Твоей во имя Отца, Сына и святого Духа. Аминь.

1. Зачем нужен пост?Святые отцы наставляют, что пост – это ничем не заменимое средство для достижения духовного обновления и возрастания, без него человеку невозможно бороться со страстями и искушениями и приготовлять свою душу для действия спасающей благодати Божией.

Св. Феофан Затворник объясняет цель и смысл поста, тем, что труды воздержания и доброделания дают простор действию в нас благодати Святаго Духа:

«Что рытие земли в вещественном - то подвиги самоумерщвления в духовном. Что влага и тепло в вещественном - то в духовном труды доброделания и благочестия. Бог говорил к современникам Ноя: “не имать Дух Мой пребывати в человецех сих... зане суть плоть” (Быт. 6, 3). Следовательно, Он будет пребывать там, где плоть распинают со страстями и похотьми или где несут подвиги самоотвержения. Апостол пишет: “духа не угашайте, или: не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избавления” (Еф. 4, 30) - и потом перечисляет страсти, каких удаляться, и добродетели, в коих преуспевать должно; следовательно, там не угасает Дух, где есть борьба со страстями и труд доброделания. В другом месте он же учит: “исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви” (Еф. 5, 18, 19). Следовательно, где есть песнопение, молитвословие церковное и домашнее и вообще дела благочестия, там будет и исполнение Духом или явление действия благодати Святаго Духа. Подвиги самоотвержения, труды доброделания и благочестия дают простор действию в нас благодати Святаго Духа, и она, сокровенная, приходит тогда въявь и действие свое показывает и самому благодать носящему, и другим».

Св. прав. Иоанн Кронштадтский:

Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имущим, или плотью бездушной, а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным. Возьми хлопчатую бумагу, не смоченную водой. Она легка и, в малом количестве, носится в воздухе, но смочи ее водой, она сделается тяжелою и тотчас падает на пол. Так и с душою. О, как надо беречь душу постом!

Что такое этот Великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Kоторый Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил, дар поистине драгоценный для всех ищущих спасения, как умертвитель душевных страстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям. …Пост с молитвой есть верное оружие против диавола и многострастной плоти. Пусть же никто не умничает, что не нужен пост.

Он (пост) усмиряет нашу грешную, прихотливую плоть, освобождает из-под ее тяжести душу, сообщая ей как бы крылья для свободного парения к небу, дает место действию благодати Божией. Kто постится свободно и правильно, тот знает, как душа бывает легка и светла во время поста; тогда легко идут в голову и мысли добрые, и сердце бывает чище, нежнее, сострадательнее, - мы ощущаем стремление к делам добрым; является сокрушение о грехах, душа начинает чувствовать гибельность своего положения и начинает сокрушаться о грехах. А когда мы не постимся, когда мысли в беспорядке, чувство не обуздано и воля позволяет себе все, тогда редко увидишь в человеке спасительную перемену, тогда он мертв по своей душе: все силы ее действуют по неверному направлению; главная цель действования - цель жизни - выпускается из виду; является множество частных целей, почти столько, сколько есть у каждого человека страстей или прихотей.

Пост - хороший учитель: 1) он скоро дает понять всякому постящемуся, что всякому человеку нужно очень немного пищи и питья и что вообще мы жадны и едим, пьем гораздо более надлежащего, то есть того, чем сколько требует наша природа; 2) пост хорошо оказывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода показывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор; 3) он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи, спасения; 4) пост показывает все хитрости, коварство, всю злобу бесплотных духов, которым мы прежде, не ведая, работали, коварства которых при озарении теперь нас светом благодати Божией ясно оказываются и которые теперь злобно преследуют нас за оставление их путей.

Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими (Лк. 21, 34), а через то отпадаем от источника жизни - Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объедение и сластолюбие пригвождают нас к земле и обсекают, так сказать, у души ее крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников! Они, как орлы, парили в небесах; они, земнородные, жили умом и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы и там научились божественной премудрости.

Наш долг приготовляться к небесной жизни и заботиться о духовной пище, а духовная пища есть пост, молитва, чтение Слова Божия, особенно же Причастие Святых Тайн. Kогда мы не радеем о посте и молитве, тогда преисполнены всяких грехов и страстей, когда же питаемся духовной пищей, тогда очищаемся от них и украшаемся смирением, кротостью, терпением, взаимной любовью, чистотой душевной и телесной.

Для того, между прочим, и установлены Святой Церковью посты, чтобы христиане имели в них оружие против диавола и бесчисленных козней его.

Молитва и пост очищают, просвещают и укрепляют душу; напротив, без молитвы и поста душа наша - легкая добыча диавола, потому что не ограждена и не защищена от него. Пост и молитва - духовное оружие против диавола, потому и говорит Господь, что род бесовский исходит только молитвой и постом. Святая Церковь, зная силу этого духовного оружия, призывает нас на каждой седмице дважды к посту - в среду и пятницу, между прочим, в воспоминание страданий и смерти нашего Спасителя, и в году - многократно во все многодневные посты, а Великий пост соединяет с особенными умилительными покаянными молитвами. Пост и молитва имеют ту духовную выгоду, что, укрепляя наши души, укрепляют в нас самую веру, надежду и любовь и соединяют с Богом.

Преп. Макарий Оптинский:

Переменною пищею и воздержанием тела и душа обновляется. Святые отцы, Святым Духом движимые, уставили посты как для душевной, так и для телесной нашей пользы.

Архимандрит Рафаил (Карелин):

«Древнехристианский апологет Афинагор на вопрос своего оппонента-язычника о том, как телесная болезнь может отражаться на деятельности бестелесной души, приводит такой пример. Душа – музыкант, а тело – инструмент. Если инструмент поврежден, музыкант не в силах извлечь из него гармоничных звуков. С другой стороны, если болен музыкант, то инструмент безмолвствует. Но это только образ. На самом деле связь между телом и духом неизмеримо больше. Тело и душа составляют единую человеческую личность.

Благодаря посту тело становится утонченным инструментом, способным улавливать каждое движение музыканта – души. Образно говоря, тело из африканского барабана превращается в скрипку Страдивари. Пост помогает восстановить иерархию душевных сил, подчинить сложную психическую организацию человека высшим духовным целям. Пост помогает душе побеждать страсти, извлекает душу, как жемчужину из раковины, из плена всего грубо чувственного и порочного. Пост освобождает дух человека от влюбленной привязанности к вещественному, от постоянной обращенности к земному.

Сознательное самоограничение служит средством достижения духовной свободы…

Пост увеличивает духовный потенциал свободы: делает человека более независимым от внешнего и способствует сведению к минимуму его низших потребностей. При этом освобождается энергия, возможность и время для жизни духа.

Пост представляет собой волевое действие, а религия во многом – дело воли. Тот, кто не сможет ограничить себя в пище, не сможет победить и более сильные и утонченные страсти. Распущенность в еде ведет к распущенности и в других областях человеческой жизни.

Мы коснулись личностного аспекта поста, но есть еще и другой, не менее важный – церковный. Посредством поста человек включается в ритмы храмового богослужения, становится способным реально переживать через священные символы и образы события библейской истории.

Церковь – это духовный живой организм, и, как всякий организм, она не может существовать вне определенных ритмов.

Посты предшествуют великим христианским праздникам. Пост – одно из условий покаяния. Без покаяния и очищения человеку невозможно пережить радость праздника. Вернее, он может испытать эстетическое удовлетворение, подъем сил, экзальтацию и т. д. Но это – только суррогат духовности. Истинная, обновляющая радость, как действие благодати в сердце, останется для него недоступной.

Ряд постов посвящен скорбным событиям библейской истории: в среду Христос был предан Своим учеником – Иудой; в пятницу претерпел Распятие и смерть. Тот, кто не постится в среду и пятницу и говорит, что любит Бога, обманывает себя. Истинная любовь не будет насыщать свое чрево у гроба любимого. Те, кто постится в среду и пятницу, получают как дар способность более глубоко сопереживать Страданиям Христа».

Святитель Лев Великий:

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа. За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Преп. Исаак Сирин:

Дух не покоряется [кресту], если прежде не покорится ему тело.

Св. Игнатий (Брянчанинов):

Глава добродетелей – молитва; их основание – пост.

Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума.

Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей – пост.

Несоблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище, не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние, являющееся наиболее от роскошной и сытой трапезы.

«Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством» (Лк. 21, 34), завещал Господь. Объядение и пьянство сообщают дебелость не только телу, но уму и сердцу, т.е. вводят человека по душе и телу в плотское состояние.

Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения. Он сладострастен и по телу, и по сердцу, и по уму, он не способен не только к духовному наслаждению и к приятию Божественной благодати, но и к покаянию. Он неспособен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земли, утонул в вещественности, заживо – мертв душою.

Святитель Феофан Затворник. Письма о христианской жизни:


Чтобы выдержать Великий пост и не навредить здоровью, важно знать меру и не забывать о молитве.

Великий пост продлится до самой Пасхи (в этом году православная и греко-католическая церковь празднует день Воскресения Христового 5 мая).

Чтобы пройти это испытание без риска для здоровья и с пользой для души, важно знать несколько правил.

Пост - не диета

Великий пост - самый длительный и важный из всех постов, и выдержать его многим постящимся бывает непросто. Важно помнить, что пост не диета, и отказ от скоромной (животного происхождения) пищи - важная, но далеко не самая главная его составляющая. Прежде всего, это время молитвы и покаяния. Поэтому во время поста нужно отказаться от развлечений и бурного веселья, а также от сексуальной жизни.

Но строго придерживаться всех без исключения правил в наши дни удается не всем, даже очень верующим людям. Ведь во время Великого поста, за исключением нескольких дней послабления, особо религиозные христиане не употребляют даже растительное масло, а в некоторые дни запрещена вообще любая приготовленная (не сырая) пища. Рыбу разрешается употреблять только в праздник Благовещения (7 апреля) и Вербное воскресенье (28 апреля).

Если же вы на такие подвиги пока не способны, постарайтесь выдержать пост хотя бы в его первую и последнюю неделю - самое строгое время предпасхального воздержания от мирских радостей.

Кому можно не поститься

Некоторым категориям людей даже Церковь разрешает не поститься или придерживаться не строгого поста. Это, прежде всего, дети и подростки, которым для нормального развития организма необходимы разнообразные вещества, в том числе и животные белки. То же касается и беременных женщин, а также кормящих матерей.

«Без фанатизма» должны поститься и больные с хроническими заболеваниями. Если со здоровьем вроде бы все в порядке, но во время поста возникли проблемы с самочувствием - посоветуйтесь со священником, стоит ли ограничивать себя в питании и дальше.

При некоторых болезнях от поста по медицинским показаниям придется отказаться вообще, особенно это касается заболеваний пищеварительного тракта.

Люди, находящиеся в дороге, не имеющие возможности влиять на свой рацион (например, заключенные) или занимающиеся очень тяжелой физически работой, также могут не поститься.

Помните о чувстве меры

Однако послабления касаются преимущественно телесной, но не духовной составляющей поста. Хотя мера важна во всем. И если, например, по работе вы вынуждены находиться в помещении, где гремит веселая вечеринка, не надо себя слишком казнить (но и втягиваться во всеобщее веселье, естественно, не стоит).

О чувстве меры нужно не забывать и тем, кто отказывается от животной пищи, при этом забывая об ограничениях в еде вообще. Конечно, из постных продуктов тоже можно приготовить множество вкусных блюд, но если вы объедаетесь исключительно «разрешенной» пищей - это уже вряд ли можно считать постом.

Впрочем, те, кто постится с молитвой, излишеств себе и не позволяют.

Ограничивайте себя хотя бы в чем-то

Позиция «я - вегетарианец и пощусь «по жизни», поэтому ничего для меня в эти дни не меняется», с точки зрения верующего христианина также неправильная. Ведь главное в эти дни - научиться противостоять искушениям. Не употребляете животных продуктов вообще? Значит, постарайтесь ограничить себя в чем-нибудь другом: любимой сладкой газировке, просмотре любимого телесериала. Кстати, телевизор во время Великого поста лучше вообще не включать.

Радуйтесь!

Пост - это время воздержания и размышлений о вечном, но ни в коем случае не уныния. Вместо того, чтобы жалеть себя, отказываясь от привычного бокала пива или бутерброда с колбасой, радуйтесь, что в этот момент становитесь немножко чище.

Однако важно не переусердствовать и не в впасть в гордыню - мол, «какой я молодец», отказался от бутерброда или отстоял службу в церкви - и стал ближе к Богу. Такие мысли греховны, подчеркивают священнослужители.

Продукты, которые помогут выдержать пост

Если вы твердо решили придерживаться телесного поста и для этого нет медицинских противопоказаний, выдержать почти семь недель без животных белков и других содержащихся в «скоромных» продуктах веществ организму помогут такие продукты:

  • фасоль, соя и другие бобовые - богаты растительным белком
  • орехи, тыква, плоды шиповника, болгарский перец, брусника, клюква, сельдерей, петрушка, кинза, укроп - источник железа и микроэлементов
  • мак, фундук, белокочанная капуста, брокколи, брюссельская капуста, свежевыжатый апельсиновый сок - источник кальция
  • морская капуста - пополнит недостаток йода при отсутствии в рационе рыбы и других морепродуктов
  • льняное масло, семена льна - источник Омега-3 и Омега-6 жирных кислот
  • изюм, курага, чернослив и другие сухофрукты - богаты витаминами (A, B1, B2, B3, B5, B6) и минеральными элементами (железо, кальций, магний, фосфор, калий, натрий)

В нашей стране с каждым годом все больше людей приобщаются к данной культуре, отказываясь от привычного рациона хотя бы раз в году – во время Великого поста. В связи с этим в прессе и в интернет-сообществах одними из самых популярных становятся вопросы – как прожить семь недель без мяса и способна ли растительная пища удовлетворить все потребности организма в витаминах и микроэлементах?

Диетологи всех направлений сходятся во мнении, что регулярный отказ от пищи животного происхождения (мяса, птицы, рыбы, яиц и молочных продуктов) и увеличение за счет этого в ежедневном рационе растительных продуктов очень полезно для здоровья. Во‑первых, это положительно сказывается на уровне холестерина, способствуя его снижению. Ведь весь вредный холестерин поступает в наш организм с продуктами животного происхождения.

Во‑вторых, большое количество клетчатки, содержащееся в крупах, свежих овощах и фруктах, стимулирует выведение шлаков и оздоравливает кишечную микрофлору, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на работе всего желудочно-кишечного тракта. В‑третьих, в вегетарианской еде много витаминов и минералов, и она на порядок менее калорийна и практически не содержит жиров, что благоприятным образом сказывается как на состоянии здоровья, так и на фигуре. Так что здоровому человеку временный отказ от животной пищи не только не навредит, а, наоборот, пойдет на пользу. Что же касается вопроса, можно ли прожить семь недель без мяса, то ответ дают вегетарианцы: сотни миллионов людей на нашей планете отказались от продуктов животного происхождения и неплохо себя при этом чувствуют.

Как правильно поститься?

В каноне православной церкви Великий пост очень строгий, однако эти правила обязательны для соблюдения лишь в стенах монастыря. Для мирян разрешаются различные послабления с учетом жизненных обстоятельств и состояния здоровья. Так дети до 7 лет, беременные женщины и больные освобождены от необходимости поститься. Могут не соблюдать условия Великого поста и люди, занятые напряженным физическим или умственным трудом. Что касается путешествующих, то воздерживаться от пищи животного происхождения им следует по возможности. Ведь не всегда в дороге можно найти соответствующую пищу. А вообще пост в первую очередь предполагает отказ от негативных мыслей и поступков и уже во вторую – ограничения в еде. Многие священники говорят, что лучше есть мясо, чем «есть людей». Если отказ от котлеты во время Великого поста вызывает у человека злость и раздражительность, которую он срывает на коллегах и близких, то польза от подобного воздержания будет весьма сомнительна.

Если же вы, несмотря ни на что, решили поститься, стоит придерживаться следующих правил :

  • Следите, чтобы суточная калорийность оставалась на привычном уровне. Для взрослого человека она составляет около 1600–2000 ккал.
  • Ежедневное меню продумайте таким образом, чтобы в нем было достаточное количество белка, пусть и растительного: организму требуется около 80 граммов протеинов в сутки. Поэтому каждый день обязательны богатые белком злаки, орехи, фасоль, горох, чечевица, грибы и соевые продукты.
  • Не забывайте о достаточном количестве жидкости. Лучше, если это будут свежевыжатые соки, негазированная минеральная вода, зеленый чай. Пейте не менее 1,5–2 литров в день.
  • Не увлекайтесь соленьями. Хотя они и очень скрашивают постный рацион, но от них повышается давление и могут обостриться различные желудочно-кишечные заболевания.
  • Если вы не можете похвастаться идеальным здоровьем, не стоит соблюдать условия Великого поста досконально. Например, в некоторые дни положен всего один прием пищи в сутки. При целом ряде хронических заболеваний это противопоказано. Лучше продолжайте есть 4–5 раз в день небольшими порциями. В этом случае, кстати, легче бороться с чувством голода.
  • Не стоит резко начинать поститься. С точки зрения диетологов и врачей, такой переход крайне нежелателен и вреден для здоровья. Не зря в православной традиции Великому посту предшествует Масленая неделя, когда мясо и птицу есть уже нельзя, но пока можно яйца и молочные продукты.

Учтите, кстати, что с непривычки большое количество свежих овощей и фруктов может вызвать изжогу, вздутие и расстройство кишечника. Чтобы этого не случилось, в начале Великого поста отдайте предпочтение отварным, тушеным и приготовленным на пару овощам.

Как восполнить недостаток калорий и витаминов?

В растительной пище калорий на порядок меньше, чем в мясе и рыбе. Как же во время Великого поста восполнить этот недостаток?

Каждый день ваш рацион должен обязательно включать в себя блюда из круп и бобовых: каши, супы-похлебки, пловы или пилавы. Восполнить энергию поможет и паста с различными овощными и грибными постными соусами. Обратите также внимание на постную выпечку. Она не менее калорийна, чем обычная. Если же во время поста вы рассчитываете сбросить лишний вес, то от мучных изделий лучше воздержаться.

В том, что Великий пост приходится именно на весну, есть определенный диетический смысл. За долгие месяцы хранения фрукты и овощи отчасти утратили свою витаминную ценность, поэтому, чтобы снабдить человека необходимой ему порцией витаминов, их уже требуется больше. Что и достигается за счет отказа от пищи животного происхождения и увеличения в рационе растительных продуктов. Сегодня, когда на магазинных полках присутствует множество сезонных овощей и фруктов из заморских стран, поститься намного проще. Однако в любом случае следует готовить еду так, чтобы сохранить в ней максимум полезных веществ.

Витамин А в виде бета-каротина входит в состав овощей и фруктов в основном красной и оранжевой окраски. Лучше всего он усваивается после термической обработки, что для других витаминов нехарактерно. Поэтому морковку, считающуюся лидером по концентрации бета-каротина, стоит слегка потушить под крышкой с добавлением небольшого количества растительного масла, существенно улучшающего усвоение витамина А.

Витамин С плохо переносит хранение, термическую обработку и легко окисляется на воздухе, но сохраняется при быстром и однократном замораживании. Во время Великого поста его источником могут стать замороженные овощные и фруктовые смеси. Выбирая продукт в магазине, встряхните пакет – если его содержимое смерзлось в один комок, значит, произошла разморозка при транспортировке и вряд ли витамины сохранились. При варке сырых овощей обязательно закрывайте их крышкой, наливайте минимум воды и доставайте из отвара полусырыми. Воду, в которой они варились, не выливайте, ведь в нее переходит немало полезных веществ, лучше используйте ее для приготовления соусов и подливок, добавляйте в супы и вторые блюда. Кстати, квашеная капуста с клюквой или брусникой – отличный источник витамин С во время Великого поста.

Витамин Е содержится преимущественно в растительном, причем нерафинированном масле. Основные враги витамина Е – свет и воздух, поэтому хранить масло нужно в темном месте в плотно закрытой таре. И использовать не для жарки, а для заправки салатов, потому что температура этому витамину тоже вредна. Во время Великого поста не стоит ограничивать себя привычным оливковым или подсолнечным маслом. Попробуйте готовить салаты с кунжутным, конопляным, льняным, тыквенным маслами.

Витамин D входит в состав продуктов животного происхождения: молоко, яйца, рыба. Во время Великого поста все они находятся под запретом. Однако есть витамин D и в растительной пище – в составе цельнозерновых продуктов. И не забывайте подставлять лицо весеннему солнышку, ведь оно активизирует выработку этого витамина в организме.

Правила Великого поста сейчас знают не все. Это один из самых строгих православных постов. Камертоном для него становится Прощёное воскресенье, когда принято просить у близких прощения за обиды, нанесённые за год. Так, сняв с души груз, верующие начинают путь длиной в семь недель. Именно столько традиционно длится Великий пост. Тем православным, кто постится уже не первый год, все правила давно известны. Наша сегодняшняя инструкция — для «новичков», встающих на этот путь впервые. Что и когда можно есть? Что нельзя есть в Великий пост? Что смотреть и читать в эти дни? «Диалог» расставляет по полочкам все правила Великого поста.

Начнём с того, что Великий пост, как уже упоминалось, длится семь недель или седмиц — их название на церковный лад. А вот дата его начала и окончания (а значит и Светлой Христовой Пасхи) меняется. В 2017 году Великий пост продлится с 27 февраля по 15 апреля.

Что можно есть в Великий пост?

Пожалуй, самый популярный вопрос среди «новичков», конкурирующий только с вопросом «что нельзя есть в пост?». Главное правило Великого поста, говоря широко – в пост нельзя есть пищу животного происхождения: мясо, птицу, яйца, молочные продукты, рыбу. Есть дни с более строгим предписанием, а есть с относительно мягким. Всего существует четыре вида предписаний , отличающихся степенью строгости:

  • «Сухоядение» — в эти дни можно есть только «сухую» пищу: хлеб и орехи, а также свежие, сушёные или квашенные овощи и фрукты. Добавлять в еду масло, варить или жарить пищу нельзя;
  • «Варение без елея» — допустимо всё то же, что и при сухоядении, кроме того, можно варить или тушить пищу, однако без масла;
  • «Разрешение на вино и елей» — даётся для укрепления сил постящихся: в некоторые дни (все субботы и воскресенья, кроме последней субботы перед Пасхой) можно употреблять растительное масло и вино, но в меру;
  • «Разрешение на рыбу» — даётся в Великий пост дважды: в праздник Благовещения (7 апреля) и в Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим). Кроме того, в Лазареву субботу (накануне Вербного воскресенья) разрешается есть рыбную икру.

На православных сайтах можно без труда найти календари питания, созданные для постящихся. Наиболее приглянувшийся (например, этот) для удобства можно распечатать и использовать в качестве подсказки на все дни Великого поста. Правда, следует помнить, что создан этот календарь для монахов, а не для мирян. Для мирян особого календаря нет, и строгость поста для каждого верующего определяет его духовник. Календарь питания в таком случае нужен для того, чтобы миряне понимали строгость того или иного дня поста, а также знали, что нельзя есть в Великий пост.


Православный священник, настоятель храма Вознесения Господня в городе Кинешма Роман Посыпкин, который стал нашим «духовным экспертом» при подготовке этого материала, рекомендует начать соблюдать пост с малого – не вкушать мясную и молочную пищу, а также яйца по средам и пятницам. Эти дни, к слову, считаются постными и во все остальные дни года, независимо от того, идёт церковный пост или нет.

Можно ли есть постные блюда в кафе и ресторанах во время поста?

Этот вопрос вызывает среди мирян ожесточённые споры. Так, одни не видят в этом ничего противоречащего правилам, другие, наоборот, считают, что постная пища должна приносить насыщение, но не удовольствие

— Современный ритм жизни таков, что у некоторых горожан просто нет выхода, — поясняет отец Роман, — Либо ты ешь в кафе, либо на весь день остаёшься голодным. В наше время много рецептов постных и в то же время вкусных блюд. Не может простой человек есть совсем без удовольствия. Священноисповедник Афанасий (Сахаров) говорил: «Ешьте хоть вкусную, но постную пищу». Но если ты идешь в кафе намеренно, чтобы вдоволь наесться блюдами более причудливыми, чем непостная еда, тогда стоит задуматься: а пост ли это?

В чём ещё, кроме пищи, нужно себя ограничивать?

Правила Великого поста основываются на более сложной базе, на ответе на более сложный вопрос: «Зачем нужен Великий пост?». Для ответа обратимся к истокам. Великий пост «вырос» из поста, который соблюдали первые христиане, желавшие креститься в Светлый праздник Воскресения Христова, то есть в Пасху. Ограничивая себя в пище и практикуя духовную дисциплину, они готовили себя, чтобы достойно встретить этот день. Также это дань сорокадневному посту Иисуса Христа в пустыне и его жертве во имя людей. И, конечно, смысл, Великого поста много шире и глубже, чем простое соблюдение диеты.


— Суть поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений – объясняет Роман Посыпкин, — а в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога. Пост – это время служения Богу молитвой и покаянием.

Это значит, что человек, который соблюдает пост, должен постараться отказаться от своих пагубных привычек, быть добрым и сострадательным к людям, заботиться о своей малой церкви – семье. Важно помнить и о том, что в Великий пост обязательно посещать храм, ходить на службы, исповедоваться и причащаться.

Молитва в Великий пост — первое, что должно быть на устах верующих в эти семь недель. Можно читать и некоторую светскую литературу — например, произведения русских классиков. На сайте православного журнала «Фома» есть подборка душеспасительной литературы , которую полезно читать в дни поста.

Можно ли в пост смотреть телевизор?

Ещё одно правило Великого поста: от просмотра телевизора в пост, конечно, лучше отказаться, а если не выходит, то хотя бы сократить время пребывания перед ним. Особенно важно это в том случае, если знаете за собой такую привычку. Но если поддались искушению и включили заветную кнопку — желательно смотреть программы, которые несут хоть какую-то смысловую нагрузку и благотворно на вас влияют. Большого греха не будет, если, например, посмотреть на ютубе проповедь протоиерея Владимира Головина или передачу на канале «Культура», а вот бежать к телевизору, переживая за судьбы участников модного реалити-шоу, всё-таки не стоит.

Личный опыт

Виктор Андронов, почётный донор книги рекордов России, руководитель общественного движения «Энергия Жизни»:

— Соблюдаю пост больше десяти лет. И поначалу, конечно, многое вызывало вопросы. Например, разрешение на вино. Но со временем пришло понимание. Здесь можно провести параллель с моряками, которые тоже употребляли алкоголь. Им это было жизненно необходимо, чтобы не получить расстройство психики из-за нахождения в замкнутом пространстве. Монахи в пост больше молились и почти всё свое время проводили в кельях, и вино им также было нужно.


фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Главное заблуждение состоит в том, что люди думают, будто ограничения в пище – это главное, что необходимо соблюдать в пост. Но это не так. Самое главное – пища духовная. Можно есть мясо, но делать хорошие дела – и быть ближе к самой сути Великого поста, чем тот, кто голодает, но ничего не меняет в своей духовной жизни. От поста, на мой взгляд, не должны страдать. Чем ближе к Пасхе, тем большая легкость должна появляться на душе. Если первый раз собираешься поститься, то надо обязательно сходить к священнику — он подскажет от чего лучше отказаться, может быть, это будет что-то одно. Мой духовник делает мне послабления, так как я – донор и должен заботиться о своем здоровье, думать о другом человеке. А чтобы не сбиться с пути и пройти все семь недель поста силу нужно искать в молитве.

Постные рецепты, собранные корреспондентами «Диалога» можно увидеть .

Подготовила Александра Заспа / ИА «Даилог»

В церковных канонах корреспонденту «Диалога» помогал разбираться православный священник, настоятель храма Вознесения Господня в городе Кинешма Роман Посыпкин.